Почему русские ездили именно на тройке лошадей? Русская тройка лошадей Русская тройка.

Какой же русский не любит быстрой езды? А быстрая езда в нашей традиции неразрывно связана с русской тройкой. Она может развивать скорость до шестидесяти километров в час, что недостижимо ни для одной упряжи в мире.

Тайна появления

Когда появилась русская тройка? Историки говорят, что в начале XVIII века, когда троечная упряжь стала применяться царской курьерской службой. Однако, учитывая, что в консервативной Руси любая инновация порой «настаивалась» веками прежде, чем поступить в «массовое производство», эта дата вызывает некоторые сомнения. Есть версия, что тройка была позаимствована государственными службами из тайных «лошадиных» культов, посвященных Илье Пророку, которые испокон веков практиковались в некоторых местностях Севера Руси. Каждый год в Ильин день устраивались ритуальные скачки на тройках, которые символизировали «колесницу огненную и коей огненных», что вознесли Илию на небо. Разбиться во время «вознесения» считалась проявлением Благодати: говорили, «Илья на небо унес».

Уникальность

Инновации тройки заключалось в том, что все лошади бежали разным аллюром. Коренник - центровая лошадь - скакал рысью, а более легкие пристяжные лошади неслись галопом, изогнув головы в сторону. Такая комбинация «лошадиных сил», где пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками, как бы «несли» коренника, была направлена на то, чтобы все три лошади медленнее уставали, сохраняя при этом высокую скорость.

Скорость

Тройка способна была развивать скорость до 60 км в час. Ни одна упряжь в мире не могла достигнуть такого результата. Есть такая байка. Однажды во времена Екатерины II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица вознамерилась поразить высокого гость и прокатить его на тройке. Во дворец доставили самого удалого ямщика, у которого Екатерина поинтересовалась: «Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец ответил царице: «Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу». Осталось добавить, что в среднем путь от Питера до Москвы на перекладных составлял двое-трое суток.

Порода лошадей

Как правило, в русской тройке использовались лошадиные силы выносливой породы вятской лошади. Состоятельные господа могли себе позволить запрягать в тройку орловских рысаков.

Применение

Троечная упряжь, как уже говорилось, использовалась в курьерской службе. В конце XVIII века на тройке стали перемещать и важных пассажиров. Со временем тройка стала непременным атрибутом свадеб и народных гуляний в большие праздники.

Украшение

Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например, поначалу дугу коренника окрашивали позолотой. Это было не просто пижонство: золото символизировало молнию, которые сопровождали вознесение Илии Пророка.

Позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой. Причем это было не просто украшательство: шорники наносили на упряжь так называемые защитные росписи, способные уберечь тройку от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.

«Ямская гармонь»

Если позолоченная дуга коренника символизировала молнию, то сопровождаемый тройку звон колокольчиков и бубенцов являлся метафорой раскатами грома. В народе этот «музыкальный набор» называли «ямкой гармонью». Почти каждая тройка имела уникальное звучание. Интересно, что в некоторых местах России считалось, что прокатившись на «громкой» тройке, человек способен избавиться от насланных ведьмами и колдунами заклятий. Считалось, что чаще всего недобрые люди наводят порчу на свадьбах, поэтому поездка новобрачных на тройке с бубенцами стала непременным свадебным обрядом.

Помните, Гоголя "Мертвые души" и чудесный отрывок, который многие из нас учили в школе и запомнили на всю жизнь... пусть не весь... пусть кусочки... но запомнили!

"И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери все!" - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух".

Эй ты, тройка удалая!
Возродись! Лети вперёд!
Пусть, преграды все сметая,
Дух России оживёт!

Самарская Елена Михайловна

Ах! Ты тройка удалая,
Да чего же хороша.
Мчится тройка, эта тройка -
Словно русская душа!

Песня Людмилы Зыкиной. Стихи О.Левицкий
Композитор В. Темнов

Самарская Елена Михайловна

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
(П. Вяземский).Но, Боже, как люблю я,
Как тройкою ямщик кибитку удалую
Промчит - и скроется…
И долго, мнится мне,
Звук колокольчика трепещет в тишине.
(А. Фет)

Самарская Елена Михайловна.

Какой же русский не любит быстрой езды? А быстрая езда в нашей традиции неразрывно связана с русской тройкой. Она может развивать скорость до шестидесяти километров в час, что недостижимо ни для одной упряжи в мире.

Само слово "тройка" стало применяться по отношению к лошадиной упряжке еще 200 лет назад. В то время количество лошадей в запряжке зависело исключительно от того, сколько пассажиров перевозилось в кибитке.

Если ехал один человек, то впрягали одну лошадь, если два - то две лошади, ну и, соответственно, если в кибитку садились трое человек, то запрягали тройку лошадей.

В царские времена на тройке ездили не только богачи, но и те, кому по профессии было положено быстро передвигаться: почтальоны, пожарные и др. Очень часто тройку запрягали для свадьбы или других пышных праздников, на которых кучеру даже разрешалось немного "полихачить" и пустить коренника в галоп.

Самарская Елена Михайловна

Тройка - это старинная русская запряжка лошадей. Русскую тройку придумали для того, чтобы езда была максимально быстрой на длинные расстояния. Эта тройка является единственной в мире разноаллюрной запряжкой. Давайте разберемся, в чем же особенности русской тройки, как она устроена и как появилась.

Михаил Николаевич Щрилев.

1. Тайна появления

Когда появилась русская тройка? Историки говорят, что в начале XVIII века, когда троечная упряжь стала применяться царской курьерской службой. Однако, учитывая, что в консервативной Руси любая инновация порой «настаивалась» веками прежде, чем поступить в «массовое производство», эта дата вызывает некоторые сомнения. Есть версия, что тройка была позаимствована государственными службами из тайных «лошадиных» культов, посвященных Илье Пророку, которые испокон веков практиковались в некоторых местностях Севера Руси. Каждый год в Ильин день устраивались ритуальные скачки на тройках, которые символизировали «колесницу огненную и коей огненных», что вознесли Илию на небо. Разбиться во время «вознесения» считалась проявлением Благодати: говорили, «Илья на небо унес».

Михаил Николаевич Щрилев

2. Уникальность

Инновации тройки заключалось в том, что все лошади бежали разным аллюром.

В центре находится лошадь - коренник , которая должна идти четкой и быстрой рысью, сбоку - пристяжные лошади. Они обычно скачут галопом. В результате упряжка может развивать довольно большую скорость до 60 километров. Главный механизм тройки заключается в том, что центрального коренника словно "несут" за собой пристяжные лошади. Именно по этой причине лошади медленно устают и могут долгое время поддерживать развитую скорость.

3. Скорость

Тройка способна была развивать скорость до 60 км в час. Ни одна упряжь в мире не могла достигнуть такого результата. Есть такая байка. Однажды во времена Екатерины II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица вознамерилась поразить высокого гость и прокатить его на тройке. Во дворец доставили самого удалого ямщика, у которого Екатерина поинтересовалась: «Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец ответил царице: «Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу». Осталось добавить, что в среднем путь от Питера до Москвы на перекладных составлял двое-трое суток.

неизвестный художник.

4. Порода лошадей

Как правило, в русской тройке использовались лошадиные силы выносливой породы вятской лошади. Состоятельные господа могли себе позволить запрягать в тройку орловских рысаков.

А.И.-Шелоумов «Гуляние-на-тройках».

Самая лучшая русская тройка - это та, где все три лошади подобраны в масть.

Коренник, кстати, должен быть гораздо крупнее пристяжных. Начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраивать конные соревнования, где в быстроте состязались тройки. В 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно - в Лондоне на Всемирной выставке. В составе тройки были: коренник - орловский рысак Ратник Турецкий, победитель Императорского приза и верховые стрелецкие лошади в качестве пристяжных. Мастеров, которые владели необходимыми навыками было очень мало, впрочем, как и подходящих рысаков. Однако все же удалось спасти один из главных символов России.

Если обратиться к сегодняшнему времени, то соревнования, где участвуют русские тройки, очень популярны.

Как правило, они проходят в два этапа.

1 этап. Нарядные, украшенные лентами, бубенцами и колокольчиками лошади (кстати, наездники тоже должны одеться соответствующе) выезжают соревноваться в фигурной езде. Один наездник управляет сразу тремя лошадьми, которые должны выполнять разнообразные фигуры, например, "вольты", "восьмерки" и т. д.

2 этап. Это так называемое испытание скоростью. Лошадей запрягают в специальную упряжь, надевают защитные приспособления от травм. Наездник и его помощники облачаются в обычную спортивную форму с защитными шлемами. Именно в этой части соревнований наезднику, как никогда, нужна помощь ассистентов: он сам управляет коренником, а помощники контролируют пристяжных лошадей.

5. Применение

Троечная упряжь, как уже говорилось, использовалась в курьерской службе. В конце XVIII века на тройке стали перемещать и важных пассажиров. Со временем тройка стала непременным атрибутом свадеб и народных гуляний в большие праздники.

6. Украшение

Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например, поначалу дугу коренника окрашивали позолотой. Это было не просто пижонство: золото символизировало молнию, которые сопровождали вознесение Илии Пророка.

Позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой. Причем это было не просто украшательство: шорники наносили на упряжь так называемые защитные росписи, способные уберечь тройку от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.

Константин Коровин.

7. «Ямская гармонь»

Если позолоченная дуга коренника символизировала молнию, то сопровождаемый тройку звон колокольчиков и бубенцов являлся метафорой раскатами грома. В народе этот «музыкальный набор» называли «ямкой гармонью». Почти каждая тройка имела уникальное звучание. Интересно, что в некоторых местах России считалось, что прокатившись на «громкой» тройке, человек способен избавиться от насланных ведьмами и колдунами заклятий. Считалось, что чаще всего недобрые люди наводят порчу на свадьбах, поэтому поездка новобрачных на тройке с бубенцами стала непременным свадебным обрядом.

Пётр Грузинский Рождественская ярмарка

Для русского человека тройка лошадей всегда была национальным символом. Русская тройка множество раз упоминается в стихах (Н. Некрасов "Тройка", А. Пушкин "Зимняя дорога", П. Вяземский "Еще тройка" и др.), песнях (романс "В лунном сиянии", "Вот мчится тройка почтовая" и др.), литературных произведениях (например, всем известный отрывок о русской тройке в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души").

У меня лично "русская тройка" всегда ассоциируется с замечательным кинофильмом "Крепостная актриса"

Зимушка-зима из к/ф "Крепостная актриса"

Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Ямщик лихой - он встал с полночи,
Ему взгрустнулося в тиши -
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы-души:
"Ах, очи, очи голубые!
Вы сокрушили молодца;
Зачем, о люди, люди злые,
Вы их разрознили сердца?
Теперь я бедный сиротина!.."
И вдруг махнул по всём по трём -
И тройкой тешился детина,
И заливался соловьём.

Фёдор Глинка

Симонова Ольга Георгиевна

А.Баумгартнер-Стойлоф

Егоров, Андрей Афанасьевич Поездка по заснеженному пути.

Мчащаяся тройка - Самокиш Н. С.

Творческое объединение Artemis Творческое Объединение.

Туркевич Татьяна Александровна

Повозки, в которые были придуманы человеком для быстрого передвижения и перевозки грузов. В эту повозку могли впрячь одного или несколько коней. С тех пор есть такое понятие, как пристяжная которую впрягали сбоку от коренной для того, чтобы основной было легче.

Русская тройка

Катание на конях, запряженных тройкой, народная русская забава. Раньше они использовались для быстрого передвижения на далекие расстояния, ни один праздник не обходился без тройки. Будь то свадьба или сватовство, катание на Масленицу.

Обычные кони для тройки - это выносливые, но неказистые внешне вятские. Тройку богатых людей определяли статные орловские жеребцы - стройные и быстрые, очень красивые.

Для того чтобы перевозить пассажиров, было правило: едешь один или вдвоем, то только на паре, а если людей набиралось трое, тогда впрягалось три коня.

В сороковых годах девятнадцатого века на ипподромах стали организовывать состязание кучеров на тройках. Европа познакомилась с тройкой только в начале двадцатого века на выставке в Лондоне. Во времена СССР тройка из орловских рысаков стала популярна в США, наши власти, пользуясь этим, дарили такие упряжки представителям из Америки в знак уважения. Это считалось превосходным и щедрым даром.

Возрождение традиции

Интересно, но в девяностые годы россияне утратили интерес к тройкам, это чуть не стало гибелью традиционной русской упряжи. Коренники и пристяжные лошади с выставок распродавались в колбасные цеха, так как их содержание в отсутствии интереса было многим не по карману.

Если бы не движение "Содружество", где оставалось достаточное количество энтузиастов, то не осталось бы в России ни одного мастера, умеющего совладать с тройкой и правильно ею управлять. Инициаторы предложили создать в городах конные состязания, где в обязательном порядке было участие тройки. Таким образом появился "Кубок России", финал которого проводился в столице. Позже к России присоединилась и Франция, были введены дорогостоящие Венсеннские призы.

Правильно запряженная тройка

Чтобы правильно запрячь тройку коней, есть несколько основных правил. Первое правило - это правильно подобранная упряжь. Она должна быть индивидуально изготовлена для каждой из тройки для того, чтобы работоспособность лошадки сохранялась, не терялись силы. Основное свойство упряжи - это передача тяги от животного к повозке. Размер животного и строение его тела - главный критерий, по которому создается упряжь, она должна иметь ремни для регулировки. В центре такой упряжки должен находиться коренник, а по бокам пристяжные лошади - ни в коем случае не наоборот. Каждая лошадь проходит специальное обучение, чтобы точно соответствовать своему предназначению.

Что такое пристяжная лошадь

Если речь идет о тройке лошадей, то здесь участвует два вида. Коренник - центральная лошадь, как правило, самая сильная и выносливая, благородной породы. Пристяжная лошадь может быть и крестьянской породы, но к ней есть особые требования. Это должен быть умный и податливый конь, легко поддающийся воспитанию. Пристяжная лошадь - управление всей повозки, от нее зависит, как вовремя и правильно повернуть упряжку. Это животное должно отменно бегать галопом - именно тот стиль, который ей требуется.

Коренник

Коренник задает скорость всей тройке. С помощью пристяжных он может развить до пятидесяти километров в час. К кореннику предъявляются высокие требования - благородная порода, отсутствие болезней и хорошая выносливость. Ему присуще передвигаться рысцой, но может перейти и на галоп. Существует и уносная лошадь. Этого коня впрягают впереди коренника, если есть необходимость большего количества лошадей, чем тройка. Существует вид многоконной упряжки - две впереди идущие - уносные, следом пара из коренника и пристяжной. Пристяжная лошадь обязательно впрягается даже в двойку. Ни в коем случае нельзя заменять лошадей. Те навыки, которыми обладает пристяжная лошадь, неизвестны кореннику, и наоборот.

Состав упряжки

Каждая упряжка в обязательном порядке состоит из нескольких вещей. Каждая деталь обязательна и имеет свой функционал. Узда создана для того, чтобы кучер без проблем понукал пристяжных лошадей и коренника. Состоит из ремней, темляка, поводьев и удил. Ремни крепко фиксируются на голове и морде животного, для их изготовления применяют кожу высокого качества или синтетические, эластичные материалы.

Узда не должны создавать дискомфорта животному, если таковой есть, то коренник не будет набирать нужную прыть, а пристяжная лошадь может путать повороты, неустанно тряся головой.

Основа упряжи - это хомут. Именно он передает усилия тяговые от коня к повозке. Состоит из двух клещей, двух подушек, хомутины, покрышки, супони, подкладки, горта и двух гужей. Это необходимо правильно собрать, чтобы лошадки не тратили лишние усилия.

Вместо хомута можно применять шорку - это чисто кожаное изделие. Шорка более удобная и легкая, состоит из широкого ремня для крепления на груди, к нему крепится еще два боковых поддерживающих ремня, соединяются они между собой специальными кольцами. К этим же кольцам крепят и постромки.

Седелка состоит из двух основных частей. Подбрюшник не позволяет колебаться оглоблям и хомуту, а также прочим частям упряжи. Чересседельник удерживает большой вес оглобель, хомута и дуги, чтобы спина лошади не перенапрягалась. У этих животных слабые позвоночники, при любой резкой нагрузке, которую может доставить дуга, хомут или всадник, есть возможность перелома. Поэтому необходимо соблюдать все правила упряжи и креплений.

Подпруга подкладывается под седелку, чтобы ее придерживать, шьется из хлопковой или хлопчатобумажной ткани. Дуга - это своеобразный амортизатор, она смягчает толчки и удары повозки. Соединяет оглобли с хомутом. С помощью вожжей кучер управляет лошадьми, а шлея предназначена для того, чтобы хомут не накренялся вперед. Она необходима для безопасной остановки повозки, тем более если торможение резкое.

Если соблюдены правильно все требования, по которым собирается упряжка, то и коням будет легче, и кучеру. Позаботьтесь о своих животных, одинакового внимания требует и пристяжная лошадь, и коренник.

Русская тройка… Она встречается во многих стихах, песнях и даже в прозаических произведениях русских классиков. Почему же именно тройка, и что же в ней такого особенного?

От Троицы до тройки

на Руси всегда играло особую, можно сказать, сакральную роль. Начнем хотя бы с христианской Троицы, а также вспомним распространенную поговорку: «Бог троицу любит». Есть и другие поговорки и присказки: «До трех раз прощают», «На трех ногах пуще хромать станешь», «Помни три дела: молись, терпи, работай», «Было три жены, да все не острижены», «Год торгуй, два воруй, а три в яме сиди», «Служил три лета, выслужил три репы, а красной ни одной!», «Пишет в три пера (рубит в три топора), а денежка не спора». В советские времена появилось популярное выражение «сообразить на троих».

Само слово «тройка» имело несколько значений. Это и лодка на троих гребцов, по паре весел на каждого, и род народной хороводной пляски, и карта о трех очках, и даже поднос с тремя чашами: наполненными вином, медом и брагой, что в старину подавали гостям на свадьбах.

Но чаще всего тройкой называли классическую упряжку лошадей с коренным конем в оглоблях и двумя пристяжными. Появились тройки впервые в XVIII столетии с введением государственной почтовой службы. До этого по узким дорогам часто ездили просто верхом на коне или запрягали двух лошадей. Теперь дороги расширились, и можно было запрягать троих, а значит, споро добраться до места.

Подъезжая к заставе или станции, необходимо было известить служащих о своем прибытии. Западноевропейские рожки-дудки у нас как-то не прижились. Русский ямщик-возница просто закладывал два пальца в рот и залихватски свистел. Хотя начальством это не одобрялось и даже наказывалось, ямщики оправдывались: мол, под молодецкий посвист кони бегут резвее, да и свист слышнее звука рожка…

В конце концов, придумали использовать на тройках колокольчики. Их отливали из бронзового сплава, как и большие церковные колокола. Из-за малых размеров и голос они подавали высокий, тонкий. Подвешивали колокольчик под дугой коренника. На шею пристяжных нередко вешали сбрую с бубенцами. Тройка мчалась, колокольцы звенели, веселый перезвон отгонял в пути скучные мысли. На колокольчиках нередко вырезали забавные надписи: «Звенит – путешает, коней поспешает», «Звону много – веселей дорога». Ездили с колокольцами и дворяне, и купцы, и простой люд. Всем пришлась по душе такая езда со звоном, хотя царский Сенат спецпостановлением и предписывал использовать колокольчики «лишь почтовой гоньбе».

Образ тройки в русской литературе

Тройки вошли в широкий обиход, нанимались для свадебных и праздничных гуляний. И, конечно, их стали воспевать в литературном и народном творчестве:
Не нагнать тебе бешеной тройки
Кони крепки, и сыты, и бойки
И ямщик под хмельком… И с другой
Мчится вихрем корнет молодой.
(Н.А. Некрасов)
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
То хохочет, то звенит.
(П. Вяземский)
Улеглась метелица; путь озарен…
Ночь глядит миллионами тусклых очей
Погружай меня в сон, колокольчика звон,
Выноси меня, тройка усталых коней!
(Я.П. Полонский)
Эх вы сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез.
(С.А. Есенин)

Русские писатели часто сравнивали русскую тройку с быстрокрылой птицей. Действительно, разгоряченные в беге кони неслись так лихо, что дух захватывало, а езда напоминала полет. Никто, пожалуй, не написал о тройке так пронзительно, как Николай Гоголь в своей поэме «Мертвые души»:

«...Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади… Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...»

Почему тройка стала нашим национальным символом? Дело в том, что она олицетворяла такие черты , как удаль, размах, жизнерадостность, веселье. Молва гласила, что русские долго запрягают, но зато быстро ездят, а какой же русский не любит быстрой езды?

Тройка шагает по Европе

В 40-х гг. XIX столетия на Московском ипподроме начали проводиться соревнования троек. А в 1911 г. русская тройка впервые поехала в Европу – на Всемирную выставку в Лондоне. В советскую эпоху тройки использовались, в основном, в конном спорте, в соревнованиях по фигурной езде. Составляли их, как правило, из орловских рысаков. В 1982 г. советская тройка, в состав которой входили орловский рысак и две лошади терской породы, победила на международной конской выставке-ярмарке «Эквитана», проходившей в Германии.

В 90-е гг. Российская ассоциация «Содружество» стала проводить соревнования на Кубок России для русских троек. Этапы соревнований проходили в старинных русских городах – Ярославле, Костроме, Саратове, Владимире, Калуге, Вологде, а финал – в Москве. Также русские тройки продолжали участвовать и в международных соревнованиях, например, «Днях России» во Франции.

Нарядные тройки с веселыми ездоками, запряженные в сани, сегодня можно увидеть на дорогах и площадях и во время праздничных гуляний.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БЕЗАВТОМОБИЛЬНОЙ ЖИЗНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Автомобили на улицах городов давно стали не роскошью, а средством передвижения. И мы даже не задумываемся, как некоторое время назад люди перемещались из точки А в точку Б. Например, как русские писатели обходились без автомобиля в XIX веке.
Энциклопедию русского безмоторного транспорта в литературе составила Софья Багдасарова.

Вот что писал Владимир Соллогуб в повести «Сережа»:
«Вот мчится телега ― буйная молодость русских дорог;
вот переваливается бричка, как саратовский помещик после обеда;
вот гордо выступает широкая карета, как какой-нибудь богатый откупщик;
вот дормез,
вот коляска,
а за ними толстый купец-дилижанс, выпив четырнадцать чашек чаю на почтовом дворе»
.

Итак, начнем расшифровку.

Б - БРИЧКА


Том Уинанс. Русская тройка. 1847

Слово польского происхождения обозначает легкую повозку, зачастую без рессор, с открытым верхом. Главный параметр - невыносимый шум.

В - ВОЗОК


Сергей Иванов. Холопы боярские. 1909. Коллекция Ростроповича и Вишневской

Термин употреблялся для зимнего вида транспорта - крытой повозки на полозьях. Возок хвалят за тепло, в нем комфортно, можно ехать лежа - «валясь в возок под меховые попоны» (Амфитеатров). Он «наполнен перинами, подушками и пр.» (Виктор Шомпулев). По окнам его могли обивать медвежьим мехом, чтобы не дуло, а изнутри отделывать красным сукном или даже бархатом.

У Федора Кони был водевиль «Карета, или По платью встречают, по уму провожают» о важности транспорта для престижа.

К - КИБИТКА


Николай Сверчков. Застигнутые бурей. ГРМ

Словом, заимствованным у кочевников, в России называли крытую повозку. Часто верх у нее был на дугах и мог откидываться - напоминая «бабушкин чепчик» (Николай Телешов). Хорошая кибитка - значит, «с просторным волчком и двойным рогожным навесом» (Иван Лажечников) или «с кожаным верхом и наглухо застегнутым фартуком» (Павел Мельников-Печерский).

Именно в трясучей кибитке ехал Радищев: «Лежа в кибитке, мысли мои обращены были в неизмеримость мира. Отделялся душевно от земли, казалося мне, что удары кибиточные были для меня легче».

Вяземский посвятил ей целое стихотворение, весьма злобное: «А подвижной сей каземат, / А подвижная эта пытка, / Которую зовут: кибитка». Пушкин более жизнерадостен: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». С другой стороны, в своих «Дорожных жалобах» он стенает: «Долго ль мне гулять на свете / То в коляске, то верхом, / То в кибитке, то в карете, / То в телеге, то пешком?»

К - КОЛЯСКА


Николай Сверчков. Катание в коляске (Александр II с детьми). Ярославский художественный музей

Четырехколесный рессорный экипаж с поднимающимся верхом. Она становится героиней одноименной повести Гоголя - владелец там хвастается, что она легка как перышко, а рессоры такие, будто «нянька вас в люльке качала». В итоге оказывается, что хвастовство пустое. Одноименное стихотворение ей посвятил Вяземский: «Несется легкая коляска, / И с ней легко несется ум». Красивая коляска - вопрос престижа: Долли Облонская и ее кучер стесняются своего старого, залатанного экипажа во время визита в деревню Вронского.

Л и д и я (глядя в окно). Погодите! Что это за коляска? Кружева! Неужели это maman взяла для меня? Какая прелесть, какая роскошь! <…> Ай! Я упаду в обморок. Это не коляска, это мечта. Можно задохнуться от счастья сидеть в этой коляске. Что со мною?
Александр Островский . «Бешеные деньги»

Заканчивается все это с техническим прогрессом: «Элегантная коляска, в электрическом биеньи, / Эластично шелестела по шоссейному песку» (Игорь Северянин).

Л - ЛАНДО


Николай Сверчков. Царь Александр III в открытом ландо. 1888. Частное собрание

Коляска, названная в честь немецкого города, была четырехместной, с поднимающимся верхом, который по желанию превращал ее в карету. Жуковский в «Поездке на маневры» рассказывает, как крыша как-то отказалась раскрыться: «Туда, сюда, ландо упрям; / Он всех переупрямил дам, / Принудил их переселиться / Без церемонии в другой, / А сам отправился пустой».

Красивое иностранное слово обозначало модный вид транспорта, обязательный для человека из общества. Герою Мамина-Сибиряка нужно именно ландо, чтобы «показать им всем, что и я могу ездить, как они все».

У Григоровича читаем: «Cколько расходов, боже мой, сколько расходов! Пришлось нанять новых лошадей и обменять нашу карету на ландо; людям известного положения неловко иначе показываться по вечерам на музыке; так уж принято в Петергофе» («Город и деревня»).

С - САНИ


Заводской склад в Петропавловске. Самарский областной художественный музей. Фотография: russianphoto.ru

Еще одно средство передвижения, надолго прописавшееся в поэзии. «И растопорщивши оглобли, сани ждут, / Когда их запрягут» (Жуковский); «К городу Рязани / Катят трое сани, / Сани развальные / Дуги расписные» (Мей) и т. п. В отличие от дровней, в санях можно заметить не только крестьян. Дворяне владеют собственными санями и ездят в них, улегшись поудобнее и закутавшись в теплые полсти и одеяла.

У Плещеева в «Зимнем катанье» и у других авторов их кроют ковром. В «Женитьбе» Гоголя в роспись приданого входят дрожки и «сани парные с резьбой, под большой ковер и под малый». У Николая Телешова упоминаются сани «с ковровым задком и мягким сиденьем». Обильно употребляется поговорка «Не в свои сани не садись».

Т - ТАРАНТАС


Тарантас. 1880-е. Национальная библиотека Конгресса

Тарантасом называлась особая крытая повозка на длинной продольной раме, уменьшавшей тряску в долгом пути. Часто он ветхий и дребезжащий (Сергей Соловьев), идет вперевалку (Иван Суриков). У Соллогуба в повести «Тарантас» главный герой совершает в нем путешествие по России - разумеется, сатирическое, и колымага в итоге превращается в аллегорию.

«Но что за тарантас, что за удивительное изобретение ума человеческого!.. Вообразите два длинные шеста, две параллельные дубины, неизмеримые и бесконечные; посреди них как будто брошена нечаянно огромная корзина, округленная по бокам, как исполинский клубок».
Владимир Соллогуб. «Тарантас»

Но если «тарантас скрипит» у, Иван Суриков) и «скрыпит» (Некрасов), особенно если она «несмазанная», что бывало часто. Ход ее ленивый, спокойный (Иван Никитин). У Пушкина движение телеги становится аллегорией бытия («Телега жизни»).

У Некрасова ее пассажирка - жена декабриста Мария Волконская: «…Сперва / Телега меня занимала, / Но вскоре потом, ни жива, ни мертва, / Я прелесть телеги узнала».

Т - ТРОЙКА


Николай Сверчков. Тройка. 1865. Томский областной художественный музей

Это не вид повозки, а способ упряжки - три лошади, причем центральная (коренник) смотрит прямо, а боковые (пристяжные) красиво изгибают головы в сторону. Зимой тройкой запрягали сани, летом - колесный транспорт. Специфически русское изобретение стало национальным символом, чему способствовало воспевание птицы-тройки Гоголем - «Русь, куда ж несешься ты?» («Мертвые души»).

Тройка, пожалуй, лидер по вдохновлению поэтов и композиторов. Тут и пушкинская «Зимняя дорога», и «Тройка мчится, тройка скачет» Вяземского, и некрасовская «Что ты жадно глядишь на дорогу…», а также «тройка удалая» с «колокольчиком - даром Валдая» Глинки… Всех не перечислить. Поэтам нравилась ее лихость и скорость - она «борзая», «бойкая», «лихая», «шальная», «бешеная»; ямщик на ней «ухарский».

Ф - ФАЭТОН


Фаэтон императрицы Марии Федоровны. Дания. До 1821. ГМЗ Царское Село

Легкая коляска с откидным верхом, часто двухместная, получила название в честь сына бога Гелиоса (кстати, одного из первых погибших в дорожной катастрофе). Если верить классике, фаэтон - «красивый» (Писемский), «хорошенький» (Михаил Авдеев) и «забавный» (Федор Кони).

У Петра Боборыкина мы видим двухместный отлогий фаэтон с открытым верхом, который вдобавок тих в езде. Запрягали в этот «легонький, щегольский» экипаж быстрых рысаков и красовались перед окружающими.

Виртуальный тур по хранилищу карет и конской упряжки в Эрмитаже.