Почему образ луки является противоречивым. Образ и характеристика луки в пьесе на дне горького сочинение

В школьные годы многим, наверное, довелось познакомиться с произведением уважаемого русского писателя Максима Горького – пьесой “На дне” , без прикрас описывающей всем нам привычные архетипы людей, живущих в российских реалиях.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Откуда появился странник

не раскрывает тайну происхождения Луки, лишь мимолётно говорится о его скитальческой жизни. У странника нет ни родины, ни хоть какого-то определённого места жительства. Сам он говорит об этом так: “Старику где тепло, там и родина”.

Жители ночлежника также не интересуются прошлым старика, они озабочены своими проблемами и попытками “выйти в люди” , а не влачить существование “на дне” весь остаток жизни.

Анализ характеристик персонажа

Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца , проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.

От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.

К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова , каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками , отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.

Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.

Отношения Луки с другими героями пьесы “На дне”

Персонажи относятся к старцу двояко:

  • одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа ) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания;
  • другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ ) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.

Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.

После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.

Притча о праведной земле

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля , где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.

Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.

Цитаты

Пьеса “На дне” богата глубокомысленными фразами и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.

Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу “На дне” Горького:

“А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…”

“Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…”

“Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где тут, куда нам – мёртвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!”

“Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!”

“…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чём дело!”

Итог

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.

Вне зависимости от литературного направления, в котором работает писатель, каждый хоть единожды уделял внимание философской теме смысла жизни и проблемам, которые люди преодолевают в течение всей жизни. Пьеса Горького «На дне» в полной мере затрагивает социально-философскую тематику. Характеристика Луки из пьесы об опустившихся людях поможет найти ответы на важные вопросы о смысле бытия.

У имеется немало произведений, в которых он затрагивает животрепещущие темы, близкие каждому человеку. Но особенно выдающимся творением является пьеса « На дне», которая интригует читателя. Действие пьесы разворачивается в ночлежке, принадлежащей супружеской паре Костылевых. Здесь нашли себе пристанище люди, очутившиеся на самом дне общества. У каждого персонажа имеется своя история жизни, которая впоследствии свела их под одной крышей.

Жители ночлежки:

  • Анна;
  • Васька Пепел;
  • Актер;
  • Сатин;
  • Настя;
  • Барон;
  • Клещ;
  • Бубнов;
  • Лука и пр.

До тех пор пока в доме не появился Лука, все обитатели сосуществовали рядом друг с другом в склоках и ругани. Странствующий старик, оказавшись в ночлежке, проявляет живой интерес к ее обитателям.

Жители костылевского дома выработали враждебные взаимоотношения. Бездушие и жестокость проявляется в издевательствах над Настей, которая, продавая свое тело, верит в будущую настоящую любовь. Тяжело больной Анне обитатели ночлежки не дают спокойно умереть. Подсмеиваются над желанием ее мужа Клеща выбраться из нищеты, считая его напрасным и несбыточным. Тяжелая жизнь и окружающее общество сделало этих персонажей черствыми и злыми. С появлением в ночлежке Луки многое меняется.

Влияние Луки на ночлежников

Странствующий старик к каждому ночлежнику нашел свой подход и подобрал слова, которые тот хотел услышать. Так, умирающей от чахотки Анне, которая очень страшилась смерти, старец пообещал райскую загробную жизнь без лишений и боли.

Женщина уже без страха стала относиться к неминуемому концу своей жизни. Без осуждения Лука отнесся к проститутке Насте, которая наивно верила в возможность появления искренней любовной истории в своей жизни.

О большой вероятности начала новой жизни он говорил Ваське Пеплу, который терпел плохое отношение к себе со стороны жены Костылева. Ему Лука предлагал уехать в Сибирь и там начать жить по новому укладу. Старец искренне верил, что каждый человек достоин если не лучшей жизни, то доброго участия ближнего.

Бывшего работника сцены Актера Лука уверил в том, что в одном городе, название которого не помнит, имеется бесплатная лечебница для пьющих людей. Воспрянув духом, ветеран творческой профессии бросил пить, желая накопить денег на поездку в этот город.

Проповедник вынудил обитателей ночлежки задуматься о природе человека, о правде и лжи, справедливости и праве на мечту и счастье. Каждый стал мыслить о превратности собственной судьбы и возможности ее изменения к лучшему, несмотря на «злую правду жизни».

Люди, оказавшиеся на обочине жизни, из уст странника слышат примирительные, сострадательные и участливые высказывания в свой адрес.

Ложь или правда?

В свое время произведение вызвало в обществе резонанс мнений по образу Луки в пьесе Горького. Что лучше, горькая правда или сладкая ложь? На этот извечный вопрос до сих пор нет ответа. Не сошлись в едином мнении и жители ночлежки. Сильный персонаж Сатин предпочитал суровую правду.

Он не нуждался в лживых обещаниях, а вот несчастная Анна без них страшилась умирать. Лука оказался проницательным старцем, который мог чувствовать нужду ближнего человека и предугадывать его сокровенные желания. По жизни он шел со своей верой, которая мечты и фантазии ставила на первое место. Алкоголику Актеру он посоветовал бросить пагубное пристрастие и отправиться в лечебницу, которая излечит от зависимости навсегда.

Поняв, насколько важно Насте обманываться в том, что в нее крепко влюблен один студент, странник стал успокаивать девушку, когда прочие стали насмехаться и подвергать ее слова сомнениям.

Противоречивый образ Луки

Философский спор всегда возникает вокруг того, как человеку стоит вести себя и поступать перед житейскими трудностями.

Персонаж странника у читателя нередко вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, старец наряду с притчами смог внушать в людей веру в лучшее будущее. Но основной проблемой являлось то, что в большинстве случаев слова были лживыми.

На протяжении всего произведения даже сам автор меняет свое отношение к этому яркому персонажу. Если изначально странник преподносится в радостном цвете, то ближе к окончанию читатель понимает, что все его увещевания так и не принесли желанного результата. Ни один герой так и не смог выбраться со дна общества.

Даже более того, Актер, лишенный духовной поддержки и понявший, что ему не суждено бесплатно излечиться от зависимости, покончил с собой. Возможно, если бы слова проповедника не разбередили ему раны и не дали ложную надежду, мужчина не решился бы на столь отчаянный поступок.

Важно! Ложь во спасение – именно так можно трактовать намерения сердобольного странника.

Философский вопрос пьесы заключается в определении, что же для человека лучше, утешительная ложь или истина.

Несмотря на то, что Лука был единственным человеком, который искренне проявлял интерес к обитателям ночлежки, принес ли он пользу своими несбыточными утешениями?

Сатин, к примеру, считал, что всех можно поделить на две категории:

  • люди;
  • «человеки».

Люди, по его мнению, всегда будут нуждаться в чьей-то поддержке и одобрении своих действий, а «человеки» и без того наделены силой духа.

Нетрудно с первого взгляда определить, каким образом действует Лука на всех жителей ночлежки. Всем своим видом и поведением старец призывает окружающих к христианскому смирению и участию к ближнему. Когда ему задали вопрос о том, существует ли Бог, странник ответил, что если в него верить – существует, а если не верить – не существует.

У старца свое индивидуальное понятие о правде как таковой. Автор пьесы собственное отношение к Луке не скрывает, не оправдывает своего героя и не осуждает. Горький считал, что спасение человечества – в правильном понимании значимости сострадания и истине.

Максим Горький даже в финале пьесы не позволяет судить поступки и поведение Луки жителям бедного дома. Эту участь он оставляет читателю.

Полезное видео: роль Луки в драме М. Горького «На дне»

Описание странника Луки

Вспомним описание Луки, которое приводит автор пьесы. Это старик лет 60. Весь его облик соответствует бродяжническому образу жизни. У него имеется котомка и палка, а на поясе прикреплен чайник и котелок. Голова его лысая, а нрав ласковый и мягкий. Ему довелось много побродить по свету и набраться житейского опыта. О себе он говорит: «…Мяли много, оттого и мягок…»

Такая цитатная форма произведения позволяет метко и точно характеризовать персонажей.

Исходя из других его высказываний, можно предположить, что когда-то он сбежал с каторги или поселения в Сибири. Отсюда уверенность в том, что тюрьма не может в лучшую сторону исправить человеческую натуру. С женским полом отношения не задались, хотя и знал очень многих. Считает, что и лысым он стал от самых разных баб, которые встречались на его пути.

Также стало известно, что как-то служил сторожем и охранял инженерскую дачу. Именно там ему довелось встретиться с беглыми каторжниками, которые влезли на дачу, желая поживиться чужим добром, и остались немного пожить.

Важно! Не слишком уважал старик правду. Возможно, оттого, что для простого человека она слишком горькая. Так Клещ так выразился о Луке и его желании все приукрасить: «Верно – какая тут, правда? И без нее – дышать нечем…»

Когда в ночлежке произошла драка и погиб хозяин Костылев, странник счел нужным исчезнуть. Ранее Лука говорил о желании отправиться «в хохлы» на Украину, чтобы поглядеть на новую веру.

Кратко изложить последующие события, произошедшие с обитателями ночлежки, можно так:

  • Пепел попадает в тюрьму в результате драки и последующей смерти Костылева;
  • избитая сестрой Василисой Наталья пропадает из дома;
  • Актер, снова напившись, совершает суицид;
  • Анна умирает от чахотки;
  • Клещ пропивает все деньги, и ему не на что хоронить жену.

Беря во внимание все положительные качества Луки, его образ неоднозначен и сложен. Даже к людям, относящимся ко дну общества, он проявляет доброту, участие и отзывчивость. В его желании приукрасить действительность нет желания материальной выгоды. По мнению странника, человек, создан для лучшего, и чтобы это лучшее с ним произошло, нужно укрепить его веру, надежду и позволить мечтать.

Хотя сам автор не раз называл Луку пройдохой и жуликом, образ старца не назовешь негативным и отталкивающим. Максим Горький свое отношение к старцу высказывал устами Сатина, который в конце повествования пресек все негативные отзывы о Луке.

Песни, притчи и цитаты старика призваны отвлечь обитателей трущобы от их безрадостной жизни. Человечность в пьесе «На дне» стоит на первом месте личностных качеств Луки, его сострадание доносит до ночлежников то, что они в первую очередь люди, а не воры, алкоголики и проститутки.

Полезное видео: Уход Луки в в драме М. Горького «На дне»

Вывод

Лука, как лекарь, терпеливо и с участием пытался излечить истерзанные души этих людей. Проведя анализ действий старца, нельзя сделать определенный вывод, поступал ли он правильно или опрометчиво. У каждого человека будет свой личный ответ на этот вопрос, который будет зависеть от его степени самодостаточности, успешности и уверенности в себе.

Пьеса М. Горького «На дне» — первая социально-философская драма в русской литературе, поднимающая вопросы существования человека, смысла жизни, правды и лжи. Написанное в 1902 году, произведение реалистично рисует жизнь маргиналов, «людей, оказавшихся на дне жизни», не верящих ни в себя, ни в будущее.

Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

Образ Луки

Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости. С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения – «Что лучше – истина или сострадание?».

Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

Праповедник

Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.

Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.

Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

Отношение автора

Отношение автора к Луке неоднозначно. Порой он осуждает его, порой образ его становится настолько силен, что выходит за рамки замысла Горького. Читатели сами должны решить, принимать ли ложь во спасение, или же разделить утверждения Сатина о приоритете правды. На мой взгляд, истина находится где-то посередине их позиций.

Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» по праву считается первой русской социально-философской драмой. Одним из самых сложных в пьесе является образ Луки. Именно с ним связан основной философский вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?».

Лука - странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?

На долю Луки выпадает миссия утешителя. Он всех успокаивает и каждому обещает избавление от страданий. Причем Лука ничего не придумывает. Умея удивительно тонко чувствовать мечты и желания людей, он только убеждает их в том, на что они и сами в глубине души надеются. В основе жизненной позиции Луки лежит им же высказанная фраза: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне он советует не бояться смерти, потому что смерть освободит ее от боли и мучений. Актеру он говорит о возможности излечения от алкоголя в специальной лечебнице. Пепел после слов Луки начинает верить, что он найдет свое счастье с Наташей на «золотой стороне» Сибири.

Обитатели ночлежки по-разному относятся к старику. Так, Настя, например, после ухода Луки говорит: «Хороший был старичок!». Клещ особенно подчеркивает, что Лука жалостливый. И даже антагонист Луки Сатин замечает, что Лука «был как мякиш для беззубых», что он подействовал на него, «как кислота на ржавую монету». Зато Барон называет его шарлатаном, а тот же Клещ говорит, что старик правды не любил. И опять, как ни странно, Сатин бросается на защиту Луки. Он прерывает Барона словами: «Молчать!.. молчать о старике!» Как же все-таки оценивать Луку?

Ряд исследователей связывает имя Луки с лукавым, с искусителем. Но все же это не вполне так. Он никого не соблазняет и не искушает. Однако со словом «лукавый» в значении «хитроватый» его имя, видимо, связано. Лука не так прост, как кажется на первый взгляд: это незаурядный человек с большим жизненным опытом. Он быстро ориентируется в ситуации, почти к каждому находит подход. Кроме того, имя героя ассоциируется и с евангельским апостолом Лукой. Перед нами некий носитель мудрости, выразитель своей правды, связанной значительным образом с христианскими заповедями. Рассказ Луки о том, как он двух грабителей, замышлявших убийство, пожалел и накормил (то есть ответил на зло добром), как раз и подтверждает это.

Все же при всей сложности и неоднозначности Лука заслуживает уважение. Этот человек прежде всего добр и отзывчив. Он искренен в своем отношении к людям «дна». Кроме того, он никому не навязывает своих взглядов. И самое главное, он сам не имеет никакой личной выгоды от этой лжи. По убеждению Луки, человек живет «для лучшего». Значит, следует укрепить его мечты, надежды, чувство собственного достоинства, что он и делает, движимый жалостью и милосердием.

Вопрос об отношении автора к Луке весьма сложен. Известно, что писатель не раз называл его жуликом, святошей и пройдохой. Да, действительно, свое сострадание Лука выражает в своеобразной форме - в форме лжи, красивой сказки. Но ложь его не бытовая, ее порой даже можно назвать высокой. Это вид христианской лжи во спасение. Он полагает, что правда слишком страшна для людей, и поэтому хочет приукрасить их существование, привнося в него «золотой сон».

Как бы Горький ни выступал против своего героя, тем не менее, он получился у писателя лучше, мудрее и добрее, чем тот его изначально задумывал. Когда в финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, то автор отказывает им в этом: Сатин сразу и бесповоротно пресекает все разговоры.

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький создает очень интересный и противоречивый образ. С одной стороны, Лука добр и помогает людям не падать духом. С другой стороны, его ложь приводит к тому, что наиболее слабые духом люди не выдерживают, и их возвращение из края мечты в ужас повседневной жизни слишком тяжело переносится ими. Так, например, утрата веры ведет Актера к самоубийству.

Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.

Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников. Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности. Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин - мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель. Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.

/ / / Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне»

Прочитав пьесу « », передо мною открылась одна из самых глобальных проблем, на которую пытался сделать акцент автор произведения. Конечно же, это проблема приятной лжи и горькой правды.

Максим Горький написал свою пьесу в 1902 году, накануне революции. Именно в это время в обществе появилось так много людей, которые от своей бедности и безутешности скатились на самое дно, они совершенно перестали видеть и верить в счастливое будущее, они захлебнулись черствостью суровых будней, они погрязли в грязи, из которой не выбраться.

Главными персонажами пьесы являются Сатин, Актер, слесарь Клещ, Квашня – торговка пельменями, проститутка Настя. Кем они были в своей жизни? Никем! Не нужными и невостребованными в обществе. От этого, их внутренний мир совершенно перестал существовать. Они просто отбывали свои дни, веря в любовные рассказы, заливая горло алкоголем, живя мечтами о прекрасном будущем. Казалось, для них все закончено. Но тут, появляется образ странника – Луки, который переворачивает их жизни, меняет все вверх дном.

Лука – интересный и достаточно неоднозначный персонаж. Он использует лож, сладкую и чистую, чтобы пробудить во всех этих «утоплениках» желание жить. Он придумывает мифы и рассказы о том, что все может быть хорошо.

Умирающей Анне он обещает облегчение после смерти. Актера побуждает воздержаться от алкоголя и продолжить лечение в бесплатной клинике. Настю выслушивает и подбадривает верой в существование истинной, чистой и крепкой любви.

В словах странниках была ложь, она искушала людей, пробуждала в них веру. Но, в конечном итоге, все иллюзии разрушились и привели к еще более трагичным последствиям.

Так как же нам оценивать Луку, как характеризовать его образ, куда относить – к добру или к злу?

Своими действиями он хотел научить людей верить во что-то светлое и хорошее. Он пытался пробудить в них человеческие качества. Лука испытывает жалость ко всем персонажам. Он, не смотря на свою ложь, хочет хоть на мгновение осчастливить этих убогих и «погибших» людей. И у него это получается.

Скорее всего, обманутые просто не смогли справиться со своими эмоциями, и снова рухнули на привычное для них дно. Борьба за жизнь и стремление к лучшему – это не их главные качества. Поэтому, сладкая ложь странника Луки и сыграла с ними злую шутку. Его добрые намерения создать хоть немного счастья для этих людей не сработали. Каждый открывает образ странника по-своему. Лично для меня, он остался загадочным и не раскрытым до конца.