План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тайны лабиринта. Игры и упражнения для занятий

Упражнение выполняется в паре. Один из участников с помощью устных указаний-команд «заводит» своего партнера в воображаемый лабиринт, схе­му которого (рис. 8) он держит перед собой, но не показывает своему «ведо­мому». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в ла­биринт,- «Прямо!». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо!» или «Налево!», после которых идущий по воображаемо­му лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сто­рону. Пройдя лабиринт, «ведомый» должен развернуться на 180° и мыслен­но выйти из него, вслух сообщая обо всех перемещениях (посредством тех же трех команд). Все это время «заводящий» по схеме контролирует путь парт­нера. Если «ведомый» справился с заданием успешно, ему предлагается но­вый лабиринт с большим количеством поворотов и т. д. Затем партнеры ме­няются местами.

Выполняя упражнение, постарайтесь анализировать свои действия. Это поможет разобраться в особенностях вашего мышления.: Если у вас преобла­дает зрительная ориентировка в пространстве, то при выполнении упраж­нения вам легче будет использовать образ воображаемого человечка, кото­рый, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем, у кого преобла­дает моторный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить. где же это «налево», а где «направо», они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте «человечка», мысленно влезать внутрь ла­биринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с моторным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполня­ющими их. Обучающийся, обладающий такой особенностью, может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новой техникой чтения и ее совершенствования. Например, реальный результат это дает уже при отработке первого правила быстрого чтения: «читать без регрессий». Один из наших учеников писал: «Двигаюсь по тексту только вперед. Контролирую движение глаз, как в лабиринте, помню: «никаких возвратных движений». Ощущение постоянного движения вперед по тексту приносит удовлетворение».Обучающемуся со зрительным типом идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных умственных действий, связанных, например, с представлением и заполнением блоков интеграль­ного алгоритма чтения и многих других приемов техники быстрого чтения. Как уже отмечалось, «зрительный тип» легче осваивает технику быстрого чтения. Поэтому мы рекомендуем обучающимся «моторного типа» всячески развивать свое воображение в процессе идеомоторных тренировок. Предла­гаем еще одно простое упражнение для развития этого качества

Рис. 8. Упражнение «Лабиринт»

Упражнение 3.1.2. «Чехарда»



Упражнение также выполняется вдвоем. Используются линейное пяти­клеточное поле (рис. 9) и четыре фишки, например шашечные - две черные и две белые. Клетки пронумерованы. Фишки стоят, как показано на рисунке. Цель игры - перегнать черные фишки на те клетки, которые заняты белы­ми, а белые соответственно на место черных. В игре допустимы следующие виды ходов: перемещение фишки влево или вправо на соседнюю свободную клетку; перепрыгивание фишки влево или вправо через занятую другой фишкой клетку на следующую свободную. Ход игры: вначале вы делаете ходы по очереди на нарисованном поле реальными фишками, например шашками. После усвоения правил игры работаете на воображаемом поле, которое вы видите на своем экране мысленного взора. При этом каждый свой ход вы обозначаете двумя цифрами: номером клетки, с которой перемещается фиш­ка, и номером клетки, на которую она перемещается (например, с 3-й на 5-ю). В том случае, если игра дается вам слишком легко, можно увеличить длину поля и соответственно количество фишек.

Рис. 9. Упражнение «Чехарда»

Упражнение выполняется в паре. Один из участников с помощью устных указаний-команд «заводит» своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого (рис. 8) он держит перед собой, но не показывает своему «ведомому». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт,- «Прямо!». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо!» или «Налево!», после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, «ведомый» должен развернуться на 180° и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех перемещениях (посредством тех же трех команд). Все это время «заводящий» по схеме контролирует путь партнера. Если «ведомый» справился с заданием успешно, ему предлагается новый лабиринт с большим количеством поворотов и т. д. Затем партнеры меняются местами.

Выполняя упражнение, постарайтесь анализировать свои действия. Это поможет разобраться в особенностях вашего мышления.: Если у вас преобладает зрительная ориентировка в пространстве, то при выполнении упражнения вам легче будет использовать образ воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем, у кого преобладает моторный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить. где же это «налево», а где «направо», они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте «человечка», мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с моторным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их. Обучающийся, обладающий такой особенностью, может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новой техникой чтения и ее совершенствования. Например, реальный результат это дает уже при отработке первого правила быстрого чтения: «читать без регрессий». Один из наших учеников писал: «Двигаюсь по тексту только вперед. Контролирую движение глаз, как в лабиринте, помню: «никаких возвратных движений». Ощущение постоянного движения вперед по тексту приносит удовлетворение».Обучающемуся со зрительным типом идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных умственных действий, связанных, например, с представлением и заполнением блоков интегрального алгоритма чтения и многих других приемов техники быстрого чтения. Как уже отмечалось, «зрительный тип» легче осваивает технику быстрого чтения. Поэтому мы рекомендуем обучающимся «моторного типа» всячески развивать свое воображение в процессе идеомоторных тренировок. Предлагаем еще одно простое упражнение для развития этого качества



Рис. 8. Упражнение «Лабиринт»

Упражнение 3.1.2. «Чехарда»



Упражнение также выполняется вдвоем. Используются линейное пятиклеточное поле (рис. 9) и четыре фишки, например шашечные - две черные и две белые. Клетки пронумерованы. Фишки стоят, как показано на рисунке. Цель игры - перегнать черные фишки на те клетки, которые заняты белыми, а белые соответственно на место черных. В игре допустимы следующие виды ходов: перемещение фишки влево или вправо на соседнюю свободную клетку; перепрыгивание фишки влево или вправо через занятую другой фишкой клетку на следующую свободную. Ход игры: вначале вы делаете ходы по очереди на нарисованном поле реальными фишками, например шашками. После усвоения правил игры работаете на воображаемом поле, которое вы видите на своем экране мысленного взора. При этом каждый свой ход вы обозначаете двумя цифрами: номером клетки, с которой перемещается фишка, и номером клетки, на которую она перемещается (например, с 3-й на 5-ю). В том случае, если игра дается вам слишком легко, можно увеличить длину поля и соответственно количество фишек.

Рис. 9. Упражнение «Чехарда»

Упражнение выполняется в паре. Один из участников с помощью устных указаний — команд «заводит » своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого ( рис. 8) он держит перед собой, но не показывает своему «ведомому ». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт,— «Прямо !». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо !» или «Налево !», после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, «ведомый » должен развернуться на 180° и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех перемещениях (посредством тех же трех команд). Все это время «заводящий » по схеме контролирует путь партнера. Если «ведомый » справился с заданием успешно, ему предлагается новый лабиринт с большим количеством поворотов и так далее. Затем партнеры меняются местами. Выполняя упражнение, постарайтесь анализировать свои действия. Это поможет разобраться в особенностях своего мышления. Если у вас преобладает зрительная ориентировка в пространстве, то при выполнении упражнения вам легче будет использовать образ воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем, у кого преобладает моторный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить, где же это «налево », а где «направо », они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте «человечка », мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с моторным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их.


Рис. 8. Упражнение «Лабиринт »

Обучающийся, обладающий такой особенностью, может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новой техникой чтения и ее совершенствования. Например, реальный результат это дает уже при отработке первого правила быстрого чтения: «читать без регрессий». Вот что писал один из наших учеников: «Двигаюсь по тексту только вперед. Контролирую движение глаз, как в лабиринте, постоянно помню: „никаких возвратных движений“. Ощущение постоянного движения вперед и только вперед по тексту приносит удовлетворение» .

Обучающемуся со зрительным типом идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных умственных действий, связанных, например, с представлением и заполнением блоков интегрального алгоритма чтения и многих других приемов техники быстрого чтения. Как уже отмечалось, «зрительный тип» легче осваивает технику быстрого чтения. Поэтому мы рекомендуем обучающимся «моторного типа» всячески развивать свое воображение в процессе идеомоторных тренировок. Предлагаем еще одно простое упражнение для развития этого качества…

Вспомним о балерине, которая изо дня в день упорно тренирует ноги с помощью однообразных взмахов – так называемых батманов. А больше не делает абсолютно никаких движений. Понятно, что определенные группы мышц у нее останутся неразработанными, а движения в танце вряд ли будут пластичными и согласованными. Во время чтения мы также совершаем бесконечно однообразные движения глазами слева направо. А для того, чтобы натренировать мышцы глаз, необходимо дать глазам максимально разнообразную нагрузку. Для тренировки различных мышц глаз, их пластичности и скоординированности предлагаем вашему вниманию специально разработанные для этих целей упражнения «Лабиринты для глаз».

Через неделю после начала занятий проведите эксперимент, результаты которого вас приятно удивят и обрадуют. Рассматривайте газету на расстоянии вытянутой руки или на том максимально отдаленном от глаз расстоянии, пока газетный текст еще читается. Запомните, в каком качестве вы увидели буквы. Потом отложите газету и проведите занятие с использованием лабиринтов для глаз. Сразу же после окончания занятия снова попытайтесь прочитать газетный текст на том же расстоянии, что и до начала занятий с лабиринтами. Вы увидите, что после занятия буквы видны значительно лучше, и даже сможете немного отодвинуть газету от глаз без потери качества зрительного восприятия текста! Продолжайте заниматься с лабиринтами ежедневно, и ваши зрительные функции значительно улучшатся. А регулярные тренировки закрепят достигнутый результат.

Траектории для глаз.

Движения глазами, которые мы выполняем во время чтения, при работе за компьютером, трудясь над рукоделием, очень однообразны, а сама работа связана с концентрацией взгляда и требует длительного напряжения глаз. Предлагаем вашему вниманию несколько простых упражнений, которые помогут вам снять напряжение глаз после однообразной работы со зрительной нагрузкой.

Поместите книгу на рабочем столе. По 3–4 раза пройдите взглядом по линиям на приведенных ниже рисунках (рис. 31–36) в разных направлениях. Можно поворачивать книгу и двигаться взглядом по траекториям под другими углами. При этом не забывайте моргать после каждого прохода по траектории и свободно дышать. Старайтесь выполнять упражнения каждый раз после 30–40 минут работы на компьютере или после длительной напряженной работы, связанной с концентрацией взгляда (шитье, вышивание и т. п.).

Рис. 36

Вашим глазам будет значительно легче при выполнении упражнений, если вы изготовите такие же или аналогичные траектории, используя качественную белую бумагу большего, чем страница книги, формата. Можно использовать также фоновую бумагу различных цветов. С траекториями, нарисованными на обычной офисной бумаге формата АЧ, нужно работать на расстоянии вытянутой руки. Траектории, нарисованные на бумаге плакатного формата, следует повесить на стену и работать с ними на расстоянии нескольких метров. Схемы движения глазУпражнения применяют для тренировки мышц глаз. Встаньте в центре комнаты. Выполняйте по порядку движения глазами, указанные на приведенных ниже схемах. В качестве ориентиров выберите дальние точки и углы помещения, в котором вы находитесь (потолок, пол, стены, углы). Смотрите на схемы в паузах между упражнениями. При выполнении упражнений на схемы не смотрите. Они лишь указывают направление движения глазами.Важно выполнять упражнения без резких движений глаз, медленно. Максимальные отведения глазного яблока не должны вызывать болевых ощущений. Упражнения позволяют загрузить все шесть мышц, окружающих ваши глаза. Такая работа, выполняемая регулярно, позволит значительно укрепить их. Число повторений каждого упражнения 10–12 раз, в зависимости от самочувствия. Число повторений может быть непостоянным и зависит от обстоятельств – человек может быть утомлен, болен и т. д. Упражнения надо прекращать, если они раздражают или вызывают болевые ощущения.При выполнении упражнений, связанных с нагрузкой мышц, необходимо свободно дышать. Между упражнениями необходимо проводить расслабляющие процедуры – соляризацию, пальминг.Упражнение 1. Поднимите взгляд по вертикали вверх (к потолку), не поднимая при этом головы. Затем опустите глаза вертикально вниз (к полу). Повторите упражнение несколько раз.Упражнение 2. Поворачивайте глаза из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо. Голова и тело должны быть неподвижны. Повторите упражнение несколько раз.Упражнение 3. Поверните глаза по диагонали вправо вверх, потом влево вниз. Сделайте это 10 раз. После этого поверните глаза влево вверх, а вслед за этим вправо вниз. Сделайте это 10 раз.Упражнение 4. Сделайте максимальные круговые движения глазами по часовой стрелке, описав один полный круг. Повторите такое же движение в противоположном направлении. Сделайте по 10 таких круговых движений глазами в каждом направлении. Голова при выполнении данного упражнения должна быть неподвижна.Упражнение 5. «Нарисуйте» глазами вертикальную восьмерку по углам помещения. Повторите упражнение несколько раз.Упражнение 6. Выберите какую-нибудь точку вдали, которая находилась бы прямо перед глазами. Затем сделайте следующие движения глазами: сверху до точки, справа к точке, снизу к точке и слева к точке. Повторите упражнение 10–12 раз.Упражнение 7. Направьте взгляд прямо. Проделайте глазами спиралеобразные движения, начиная от центра и дойдя до максимального вращения по кругу за 3–4 витка. Затем сделайте по этой спиралевидной траектории движения глазами от максимального витка к центру. Повторите упражнение 8–10 раз. Это упражнение нагружает все наружные мышцы глаза и развивает чувство координации.Упражнение 8. Опишите глазами горизонтальную восьмерку по углам помещения. Повторите упражнение 10–12 раз (рис. 37, 38). Рис. 37 Рис. 38 Тренинг «Знак в овале»Эти упражнения особенно полезны при близорукости, дистрофии сетчатки, глаукоме, косоглазии.Упражнения способствуют развитию чувствительности центральной ямки (макулы) сетчатки, увеличению остроты зрения и улучшению кровоснабжения глаз.Упражнение 1. Смотрите на центральную зону знака, приведенного ниже. Обратите внимание, что часть, на которую вы смотрите, выглядит самой черной. Затем медленно перемещайте взгляд по рисунку. Все время обращайте внимание на то, что часть, на которую вы смотрите в данный момент, кажется чернее всего остального. Повторите упражнение 3 раза.Вашим глазам будет значительно легче при выполнении упражнений, если вы изготовите такой же знак в овале на качественной белой бумаге большего, чем страница книги, формата. Со знаком, нарисованным на офисной бумаге формата АЧ, можно работать как на расстоянии вытянутой руки, так и на расстоянии нескольких метров (рис. 39). Рис. 39

Упражнение 2. Вокруг знака имеется ломаная линия. Перемещайте свой взгляд по ломаной линии, расположенной вокруг рисунка, и обратите внимание на то, что отрезок, на который вы смотрите, выглядит более темным, чем остальные. При перемещении взгляда, двигайте вместе с ним и голову. Во время выполнения упражнения мягко моргайте на каждом изломе. Упражнение можно делать, находясь от таблицы на расстоянии от 30 сантиметров до 1,5 метров. Упражнение 3. Вокруг знака изображен овал. Перемещайте взгляд по овалу, двигая одновременно глаза и голову. Выполните упражнение с открытыми глазами, а потом, закрыв их и представляя себе овал.Тренинг «Зоопарк» Это и предлагаемые ниже задания понравятся и вам, и вашим детям. Если вы хотите предложить эти упражнения детям, рисунки необходимо перенести на белую бумагу формата АЧ.Разыщите в квадратиках всех собачек, улиток, слонов, жирафов, кошек, попугаев, ежей, зайцев, верблюдов. Осуществляйте поиск, двигаясь взглядом сверху вниз, а затем снизу вверх. Каждый раз старайтесь выполнить задание за более короткое время. Записывайте результат (рис. 40). Рис. 40 Тренинг «Овощи – фрукты»Для выполнения этого упражнения можно дать несколько вариантов заданий. Длительность упражнения не менее 8–10 минут.1. Найдите в таблице названия овощей, фруктов, ягод (рис. 41). Рис. 41

2. Найдите и посчитайте все буквы «А», «Б» и т. д. Поиск букв осуществляйте сверху вниз и снизу вверх. Каждый раз старайтесь выполнить задание за более короткое время. Записывайте результат. Тренинг «Лабиринты»Выполняйте упражнения ежедневно по 5–7 минут, постепенно увеличивая скорость продвижения взгляда по лабиринту – фиксируйте ваши рекорды. Продвигайтесь по лабиринтам, начиная движение то с одной, то с другой стороны. Меняйте положение книги при выполнении упражнений. Постарайтесь продвигаться по лабиринтам как на максимально отдаленном положении книги от глаз, так и на максимально приближенном к глазам положении книги. Увеличивайте зрительную нагрузку постепенно, не допускайте болевых ощущений в глазах.Лабиринт – квадратНайдите проход через лабиринт (рис. 42). Двигайтесь взглядом снизу вверх, а затем сверху вниз. Поверните книгу и двигайтесь по лабиринту справа налево, а затем в обратном направлении. Каждый раз старайтесь выполнить задание за более короткое время. Записывайте результат. Рис. 42 Лабиринт – восьмеркаНайдите проход через лабиринт (рис. 43). Двигайтесь взглядом от нижнего входа левого кольца, а затем от верхнего входа правого кольца. Поверните книгу и двигайтесь по лабиринту сверху вниз, а затем снизу вверх. Каждый раз старайтесь выполнить задание за более короткое время. Рис. 43 Лабиринт – уголкиНайдите проход через лабиринт (рис. 44). Двигайтесь взглядом справа налево, а затем в обратном направлении. Поверните книгу и двигайтесь по лабиринту сверху вниз, а затем снизу вверх. Каждый раз старайтесь выполнить задание за более короткое время. Рис. 44 Лабиринт – дорожкаНайдите проход через лабиринт (рис. 45). Двигайтесь взглядом по дорожке снизу вверх, а затем сверху вниз. Разрешается проходить взглядом как по мосткам, так и под ними. Переворачивать этот лабиринт нельзя! Постарайтесь найти самый короткий путь по лабиринту. Каждый раз старайтесь выполнить задание за более короткое время. Рис. 45

"Тайны лабиринта "

Ход занятия

- Добрый день. Я рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста (дети занимают места за столами).

Ребята, давайте начнем наше занятие – с изучения Карты Путешествий. Мы с вами уже много путешествовали. На кораблях, лодках, автомобилях. Мы с вами справлялись с трудными заданиями и помогали людям и животным попавшим в тяжелую ситуацию.

Сегодня, мы попробуем пройти таинственный лабиринт. Для того чтобы преодолеть это препятствие, вы должны очень внимательно меня слушать, точно, аккуратно и быстро выполнять все задания.

Поднимите руки вверх те из вас, кому маршрут на сегодня ясен (Дети поднимают руки. При необходимости психолог повторяет инструкцию). Очень хорошо! Тогда, в путь.

Первым шагом в нашем путешествии будет разминка. Правила разминки: вы должны повторять за мной все движения, которые я буду произносить. Если мы будем дружны, то получится здорово!

Задание всем понятно? (ответ детей) Начали!

Игра «Выполни движения»:

Поднять правую ногу и стоять на одной ноге, поставить правую ногу;

Поднять левую руку вверх, поднять правую руку вверх, опустить руки.

Боевой дух и настрой виден у всех. Молодцы! Хорошее начало!

Упражнение «Лабиринт»

Для того чтобы пройти большой лабиринт, каждый из вас должен пройти свои маленькие лабиринты. (Раздаются листы с изображением лабиринта)

Возьмите в руки карандаш. Поставьте карандаш возле бабочки. По моей команде: “Начали!”, вы должны, не отрывая карандаша от бумаги помочь бабочке добраться до цветка. Пересекать сплошные линии нельзя.

Внимание, тот из вас, кто выполнит задание, должен поднять правую руку вверх. Задача всем ясна? Тогда, начали.

Психолог засекает время (1,5 минуты)

Проверка выполнения задания. Устный комментарий психолога в зависимости от полученных результатов работы.

Упражнение «Найди фигуру»

- Следующее задание сложнее. Такие задания мы еще не выполняли. Найди среди фигур справа точно такую же фигуру как на рисунке слева и раскрась ее.

Теперь, когда мы разобрались, как выполнять задание, начнем работу.

Внимание! Тот, кто выполнит задание раньше времени, должен положить руки на колени. Приготовились, начали!

Педагог засекает время на выполнение задания (не более 4 минут).

Устный комментарий психолога по сроку и качеству выполнения задания.

Упражнение «Определи цвет»

А сейчас возьмите цветные карточки . Поднимите их вверх, чтобы я увидела их цвета (дети выполняют просьбу педагога). Спасибо.

Сейчас вы должны внимательно слушать мои команды, задания и поднимать вверх только те карточки, чьи цвета будут ответом на мои вопросы. Приготовились. Начали.

1 задание. Все дети, поднимите карточки вверх… вниз… влево… вправо… Спасибо.

Ответьте карточками на мои вопросы:

  • какого цвета трава летом/осенью (зеленая/желтая карточка) ;
  • какого цвета небо (синяя карточка) ;
  • какого цвета спелый помидор/яблоко/лимон ;
  • покажите цвета светофора, начиная с верхнего цвета (красная/желтая/зеленая карточка) .

– Поднимите карточки девочки/мальчики/вся группа/кто сегодня очень старается…

Устный комментарий психолога в зависимости от работы детей .

Физминутка

А вот и следующее задание. Посмотрите внимательно на картинки и определите какой предмет здесь лишний?

Игра «4-й лишний».

(Дети получают индивидуальные карточки, определяют лишний предмет и объясняют свой выбор).

Дети, посмотрите, в этом лабиринте живут странные человечки. Они идут к нам на встречу и наверное хотят с нами поиграть. А поиграть они хотят с нами в прятки. Смотрите один человечек спрятался, найдите его.

Упражнение «Найди недостающий предмет»

Молодцы, вы справились с заданием. А сейчас посмотрите на человечков и повторите их позы.

Игра «Повтори позы»


Ребята, у нас осталось последнее задание, которое вы должны выполнить. Это задача от жителей лабиринта. Они знают, что все дети любят мороженое, а сможете вы его собрать из счетных палочек?

Задание «Конструирование из счетных палочек»

Ну вот наше путешествие подошло к концу. Закройте глаза и представьте, что вы видели сегодня в лабиринте. А сейчас откройте глаза и нарисуйте то, что вы представили.