Панкратион - что это? Федерация панкратиона России. Панкратион

ПАНКРАТИОН (греч. παγκράτιον) - древнегреческий рукопашный бой, в котором динамично сочетались удары при помощи рук, ног и техника борьбы, в том виде в котором она сложилась на тот момент. Слово панкратион состоит из двух греческих слов: таких как пан и кратос, что означает в примерном переводе - «всей силой».

Считается, что этот вид состязаний был введен в состав Олимпийских игр в честь национального героя Греции, мифического основателя игр Геракла, один из двенадцати подвигов которого состоял в том что он смог одолеть Немейского льва, только задушив его, так как его шкура была неуязвима для любого оружия.

Римская копия со скульптуры Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского. Геракл сражается с Нимейским львом. Лев, правда, что и говорить, мелковат!

В программе древнегреческих олимпийских игр этот своеобразный и по своему эффективный вид единоборств появился значительно позже чем борьба и кулачный бой (считается, что он был включен в состав игр только на 33 античной олимпиаде в 648 году до нашей эры). Данное обстоятельство позволяет отдельным исследователям предполагать, что толчком его возникновению стали слишком частые нарушения правил в соревнованиях как по борьбе так и по кулачному бою, что в итоге и привело к созданию единоборства практически с полным отсутствием ограничений и каких либо то правил. Действительно, главной отличительной чертой панкратиона было то обстоятельство, что в нем практически отсутствовали каккие бы то ни было ограничения. Достоверно известно, что спортсменам запрещено было лишь кусать и царапать друг друга. Судья, конечно же, на состязаниях присутствовал обязательно. Главная задача его как арбитра была в том, чтобы не мешая соперникам, тем не менее не допустить на соревнованиях смертельного исхода или тяжелого увечья. Что впрочем случалось не всегда. К примеру знаменитый атлет - Арихион из Фигалеи, как свидетельствуют исторические источники, был задушен на 54-й Олимпиаде во время поединка и скончался, выигрывая состязание на Олимпиаде в панкратион в очередной, уже третий по счету раз. Однако даже мёртвым он был признан победителем, так как его соперник, не догадываясь о его смерти, признал своё поражение, не в состояниих стерпеть боль от сломанного Арихионом во время борьбы большого пальца на ноге. Тело погибшего Арихиона увенчали лавровым венком под аплодисменты зрителей.

Для того, чтобы вовремя остудить пыл вошедших в раж бойцов арбитр был вооружен палкой, которую не задумываясь пускал в ход.

Если судья вовремя не остановил поединок, то разорвать противнику рот или выдавить глазки - обычное дело! Зрители довольны! Палка в руках судьи больше напоминает прутик!

На одной из древних греческих ваз изображены бойцы, один из которых пытается выдавить пальцами рук глаза противника (это было то немногое, что запрещено правилами), другой же старается разорвать сопернику рот, а рядом с ними судья, который уже изготовился ударами палки урезонить противников. Одно из отличий панкратиона от борьбы состояло в том, что наряду с борьбой в стойке активно применялись приемы борьбы на земле после падения одного или обоих соперников. Борьба на земле заканчивалась не по причине какого-то заранее оговоренного правила проведения поединка, как, к примеру, после троекратного броска с касанием земли одним из борцов любой частью своего тела кроме ступней ног в античной борьбе, а прекращалась только по причине отказа одного из противников от продолжения поединка. Оновная задача схватки была в том, что бы достичь такой ситуации, (травма, болевой прием или удушение) когда соперник физически не смог бы продолжать бой. Сигналом к капитуляции обычно являлся поднятый вверх большой палец руки или же похлопывание соперника по телу. Для достижения этого разрешались удары кулаком или открытой ладонью (без защитных ремней и перчаток, что несомненно облегчало возможность произвести захват) по всем участкам тела, рук и ног, а также широко практиковались удары ногой, ступней, коленями, приемы удушения, выкручивание суставов.

Удар ногой в панкратионе хоть и не был решающим для достижения победы, но был важной составляющей в арсенале приемов.

Удары открытой ладонью в панкратионе часто были предназначены для того чтобы создать ситуацию облегчающую проведение определенного приема из арсенала борца. Следует учесть и тот факт, что удары кулаком в панкратионе не были такими же сильными и эффективными, как это было в сушествуюшем в то время кулачном бою, особенно это касается тех случаев, когда их целью была голова. Повреждения рук, вследствие удара, особенно суставов пальцев вполне предсказуемые в этом случае, могли привести к прекращению поединка, ровно так же как и в соревнованиях по кулачному бою, если бы руки бойцов там не были бы защищены ремнями. Известно что порой бой заканчивался из-за того, что один из бойцов поочередно ломал противнику пальцы рук. Такое окончание поединка не запрещалось, а напротив, приветствовалось судьями и зрителями. Так ещё один известный античный чемпион - Сострат из Сикиона имел прозвище Пальчик, так как был победителем трех Олимпиадах (начиная со 104-й), и его коронным приемом было захватить и сломать фаланги пальцев в суставах противнику. А вот в защите удар кулаком, скорее всего, имел гораздо большее применение чем в атаке, даже в тех случаях когда спортсмен мог получить серьезную травму руки. В безвыходных ситуациях, когда атлет "попадал" на удушающий или болевой прием, в панкратионе удар кулаком по болевым точкам (например, в нос, висок или подбородок) мог быть одной из последних возможностей уйти от неизбежного поражения. Когда острая необходимость заставляет спортсмена при помощи удара кулаком или ладонью избавить себя от нестерпимой боли в максимально выкрученном суставе, он обязательно сделает попытку нанести такой удар, даже если он рискует заплатить за это серьезной травмой руки. Точно такая же ситуация возникает и при проведении приема на удушение, когда у спортсмена возникает страх смерти от удушья, он даже не думает о возможных повреждениях рук.

Что и говорить, в таком положении нанести ответный удар хоть открытой ладонью, хоть кулаком очень уж затруднительно! Приемы панкратиона были действительно эффективны.

Древнегреческая скульптура.

Одним из основных и эффективных приемов греко-римской борьбы являлся захват снизу. Однако правила Панкратиона (или скорее полное отсутствие правил) значительно усложняли возможность проведения этого приема. Если бы боец с помощью такого захвата предпринял попытку приподнять соперника, то результатом этого мог стать упреждающий, мощный удар кулака в открытое лицо нападающего (удары ведь были разрешены), обе руки которого использовались в захвате, что не только могло свести на нет все его усилия, но и, нанести ему серьезное повреждение, осложнить его дальнейшие атакующие действия или даже поставить под вопрос возможность продолжения поединка. И хотя конечно, эти удары были несравнимы по своей силе с ударами бойцов кулачного боя (так как поднятый в захвате атлет не имел точки опоры и вкладывал в удары всего лишь силу рук и плечевого пояса, тем не менее их силы было достаточно, для тогочтобы ввести соперника в такое состояние, в котором он практически наверняка ослабил бы хватку и рисковал при этом попасть в опасное для него положение. Проведение броска в панкратионе так же имело свои сложности. Предшествующий броску наклон головы для защиты от возможного захвата за шею достаточно легко было остановить предупредительными ударами рук. Даже если кому то из борцов удавалось произвести захват соперника для броска, его противник всегда имел достаточно возможностей для нанесения ударов ногами в голову и лицо нападающего, и тем самым заставить его отказаться от проведения приема. Если непадающему все же удавалось провести результативный бросок противника на землю, то для упавшего, в соответствии с правилами панкратиона, данное падение не означало проигрыша боя, как это был в греко-римской борьбе, а напротив, это был просто переход к наиболее зрелищному и результативному этапу поединка, борьбе в партере. Итак, чем же все-таки отличалась борьба в панкратионе от древнегреческой борьбы когда оба соперника были в вертикальной стойке? Опасность, с которой была сопряжена для панкратиаста попытка захвата соперника двумя руками, требовала от него прежде всего предотвратить угрозу ударов руками, в том числе и кулаком по голове и другим болезненным частям тела. То есть спортсмену необходимо было предпринять все возможные действия для того чтобы обезвредить руки соперника. Это можно было сделать, захватив противника за руки и этим самым хоть как то обезопасить себя от его возможных ударов и приемов. Гораздо чаще случалось, что бойцу удавалось схватить всго лишь только одну руку противника. Вероятнее всего делалось это обеими руками. Потом, для того чтобы избежать ответного удара кулаком, избежать которого в таком положении было гораздо сложнее, чем в обычном кулачном бое, он должен был очень быстро, практически мгновенно перевести соперника в такое положение, чтобы тот не имел возможности ударами рук сорвать проведение приема. Этого можно было добиться, к примеру, если резким движением завести захваченную руку в такое противоестественное положение, при котором противник предпочел бы сдаться, чем терпеть сильную боль (к примеру, завернуть его руку за спину, продолжая загибать ее вверх - например, по направлению к затылку). Если противник оказывается, вследствие болевого приема, наклоненным вперед или же стоящим на коленях - тогда практически ему ничего другого и не остается.

Когда противник надежно обездвижен болевым приемом, пара ударов по голове будут не лишними! Поражение нужно признавать вовремя!

Однако если же он очень терпелив и не хочет признаватьть поражение - в таком случае у нападающего имеется неплохая возможность удерживать соперника в этом неудобном положении одной только рукой, другую же использовать для проведения другого приема, например слегка придушить соперника. Данная ситуация представляет собой, одну из немногих в панкратионе возможностей победить уже в самом начале: во время борьбы в стойке.

Победить в самом начале поединка, когда соперники еще на ногах, было вполне возможно, но скорее всего это было возможно лишь в том случае, если один из соперников имел подавляющее преимущество в силе, массе (деления по весовым категориям не было) или мастерстве.

Такое развитие событий все же представляется очень даже маловероятным, по всей видимости гораздо чаще поединок все таки завершался в партере. Борьба на земле обычно означала падение обоих панкратиатистов, причем, очень важно, что в панкратионе абсолютно не имело никакого значения, действие которого из атлетов привело к падению. В этом и было одно из знаковых отличий панкратиона от греко-римской борьбы. Обоюдное падение в этом поединке еще ничего не значит. Поэтому если считать, что приемы, которые приводили к нему в панкратионе достаточно маловероятными, то, скорее всего, совсем по другой причине. Бросок всегда предполагает захват определенным образом тела противника, причем в греко-римской борьбе нападающий не опасается в ответ получить удар, так как удары прямо запрещены правилами. Напротив, в панкратионе такой захват легко предупредить, нанеся действенный удар кулаком. Значит есть все основания предположить, что в панкратионе броски, также как и захваты снизу, были скорее маловероятны и, к тому же, очень даже небезопасны, поскольку противодействие им было чересчур эффективным. У панкратиаста, сватившего соперника, неважно, за руку или только за его кисть, в случае, если соперник был достаточно силен, а собственных сил не хватало, для того что бы прибегнуть к выкручиванию суставов, была в арсенале только небольшая группа приемов-бросков, из которых по видимому, основным был бросок через плечо. Провести его было возможно, надежно ухватив соперника за руку. Такими эффектными бросками через плечо скорее всего и производился переход от борьбы в вертикальной стойке к борьбе лежа - в партере. Просматривая изображения данного приема на античных вазах, можно лишь предполагать, изображен ли здесь эпизод соревнования в панкратиона или же это один из приемов греко-римской борьбы, и чаще всего правильный и однозначный ответ на этот вопрос мы не узнаем никогда. Помочь может разве что изображение быстроты и динамики, с которой производился бросок, если только эта быстрота и стремительность явно отражена на рисунке благодаря мастерству художника. Конечно, борьба в вертикальной стойке в панкратионе не была ограничена только лишь этими двумя описанными примерами (выкручивание суставов рук и всем известный бросок через плечо). Древнегреческие рисунки и немногие сохранившиеся скульптуры на примере которых показаны другие приемы из панкратиона (например, захват руки или части тела противоборствующего атлета с одновременным ударом кулаком), рассказывают о том, что спортсмены имели для нападения и другие возможности. Вместе с тем, то что изображено, является, скорее всего промежуточными этапами борьбы, отвлекающими маневрами, финтами или просто попытками уйти от приемов соперника. По своему внешнему облику, согласно сохранившимся рисункам, атлета-панкратиаста по физическому сложению можно поставить посередине, между античным кулачным бойцом и классическим греческим борцом.Некоторые исследователи считают что он был несколько тяжелее кулачного бойца, но, в то же время, не отличался его замечательной гибкостью и быстротой. Однако он не был похож и на классического борца: со значительно меньшим весом, более мягким рельефом мышц и, вместе с тем, более высокой подвижностью, быстротой и ловкостью. Свободный и открытый стиль боя панкратиастов, предпочтение толчкам и броскам, чем захватам, и зачастую абсолютно непредсказуемые варианты перехода к борьбе в партере, реагировать на которые спортсмен мог только чрезвычайно быстрыми и ловкими движениями тела, - это те моменты, которые должны были сделать внешний вид панкратиаста значительно более изящным и грациозным, нежели фигура классического борца, телосложение которого должно было бы воплощать в себе большую массу и физическую мощь. От кулачного бойца мастер панкратиона вероятнее всего отличался гораздо большей подвижностью бедер, это было необходимо для проведения бросков как при борьбе в стойке, так и специфическими особенностями борьбы на земле, в партере. Тем не менее общепринятые мнения имеют и свои исключения. Известно что в соревнованиях по панкратиону успешно выступали как мастера кулачного боя, так и мастера борьбы, притом побеждали в соревнованиях и те и другие. Подробное рассмотрение отличительных особенностей панкратиона как боевого искусства, обусловлено тем аспектом, что данный вид единоборства однозначно можно отнести, наряду с борьбой и кулачным боем, одному из первых достоверно известному и по-настоящему эффективному боевому единоборству, а также ещё и тем обстоятельством, что боевые искусства многих народов Европы (и не только Европы, то же самое можно отнести и к народам Индии и Ирана) являются его производными и многое почерпнули из его технического арсенала. По одной из версий, которая представляется вполне возможной, во время Индийского похода, воины Александра Македонского познакомили с приемами панкратиона жителей Индии. И уже оттуда, возможно, берут свои истоки и китайское ушу и японское каратэ.

В программе древних олимпийских игр этот вид единоборства появился позже борьбы и кулачного боя (в 648 году до н.э.). Это дает основание некоторым исследователям считать, что причиной его появления стали частые нарушения правил в борьбе и кулачном бою, что и вызвало к жизни единоборство практически без всяких правил. Действительно, особенностью панкратиона было то, что в нем почти не было ограничений. Похоже, запрещалось только кусаться. Судья, тем не менее, на поединках присутствовал. Задача его заключалась в том, чтобы не допустить смертельного исхода поединка или тяжелого увечья. Для пущей убедительности он был вооружен палкой. На одной из античных ваз представлены бойцы, один из которых давит пальцами рук в глаза противника, другой раздирает сопернику рот, а также судья, который приготовился ударами палки разнять противников.

Одна из особенностей панкратиона состоит в том, что к борьбе в стойке присоединяется борьба на земле после падения обоих борцов. Борьба на земле завершалась не в силу какого-то заранее определенного условия, как, например, после троекратного падения в античной борьбе, а в результате отказа одного из соперников от дальнейшего поединка. Смысл схватки заключался в достижении такой ситуации, при которой продолжение ее соперником стало бы невозможным.

При этом допускались удары кулаком или ладонью (без ремней и перчаток) по всем участкам тела, удары ногой, ступней, коленями, удушение, выкручивание суставов.

Удары открытой рукой в панкратионе зачастую были призваны облегчить применение какого-либо борцовского приема. Если они и использовались в нападении, то представляли собой более резко и сильно выполненные приемы борьбы. Удары кулаком в этом виде единоборства ни в коем случае не могли быть такими же тяжелыми, как это было в кулачном бою, особенно когда они направлялись в голову. Ибо повреждения рук, вполне вероятные в этом случае, мало способствовали бы продолжению поединка, как и в кулачном бою, будь руки бойцов там не защищены.

В то же время в обороне удар кулаком имел гораздо больше "прав на применение", даже если при этом спортсмен рисковал повредить руки. При многих приемах и во многих ситуациях в панкратионе удар кулаком в уязвимые точки (например, в нос или подбородок) мог быть последней попыткой избежать грозящего поражения. Когда необходимость вынуждает атлета с помощью удара кулаком избавить себя от невыносимой боли в до предела выкрученном суставе, он непременно нанесет удар, даже рискуя заплатить за это травмой руки. Такая же ситуация возникает при удушении, когда у атлета возникает страх смерти, когда он задыхается и просто не думает о возможной травме руки.

Одним из важнейших и эффективных приемов классической борьбы являлся захват снизу. Правила Панкратиона чрезвычайно усложняли возможность применения этого приема. Если бы панкратиаст с помощью захвата снизу-спереди попытался приподнять соперника, то последний мог мощными ударами кулаком в неприкрытое лицо атакующего (удары ведь не запрещались), обе руки которого были задействованы в захвате, не только свести на нет его усилия, но и, нанеся ему травму, осложнить его дальнейшие действия или же сделать вовсе невозможным продолжение поединка. Хотя эти удары и несравнимы по силе с ударами кулачного боя (поскольку поднятый в захвате панкратиаст не имел такой свободы движений), тем не менее их было вполне достаточно, чтобы привести соперника в шоковое состояние, в котором он наверняка ослабил бы захват и рисковал тем самым попасть в довольно невыгодное для него положение.

Бросок имел в панкратионе столь же малое значение, как и захват. Предшествующий броску наклон головы с целью защиты от захвата за шею можно было легко остановить превентивными ударами кулаков. Даже если одному из борцов удавалось схватить противника для броска, последний имел достаточно возможностей ударами ног в голову и лицо атакующего заставить его отказаться от приема. Если атакующему все же удавалось бросить соперника на землю, то для последнего, согласно правилам панкратиона, падение не означало проигранного раунда, как это имело место в классической борьбе.

Итак, что же сохранилось в борьбе в стойке в панкратионе от классической борьбы? Опасность, с которой был сопряжен для панкратиаста захват соперника обеими руками, требовала от первого прежде всего предотвратить опасные удары кулаком по наиболее чувствительным участкам тела, то есть панкратиаст должен был сделать все возможное, чтобы нейтрализовать руки и кисти рук соперника. Это можно было осуществить, молниеносно схватив противника за руки и обезопасив себя от его ударов и приемов.

Чаще случалось, что панкратиасту удавалось схватить только одну руку соперника. Скорее всего делал он это обеими руками. Затем, чтобы предотвратить ответный удар кулаком, уклониться от которого в данной ситуации гораздо труднее, чем в кулачном бою, он должен был быстро привести соперника в такое положение, когда тот не смог бы ударами кулака сорвать прием. Этого можно было добиться, приведя резким движением захваченную руку в такое положение относительно туловища, при котором соперник предпочел бы сдаться, нежели терпеть сильную боль (например, вывернуть его руку за спину, загибая ее вверх по направлению к голове). Если соперник оказывается наклоненным вперед или же на коленях — ничего другого ему и не остается; если он не желает признать поражение — в этом случае у атакующего появляется возможность удерживать соперника в таком положении одной только рукой, вторую же использовать каким-либо иным образом. Описанная ситуация представляет собой, очевидно, единственную в панкратионе возможность добиться победы уже на этапе борьбы в стойке. Но гораздо чаще исход поединка решался на земле.

Схватка на земле предполагала падение обоих борцов из положения в стойке на песок, причем в панкратионе не имело значения, кто из атлетов вызвал падение. В этом состоит одно из важных отличий панкратиона от Классической борьбы. Обоюдное падение здесь еще ничего не решает. И если считать приемы, ведущие к нему в панкратионе маловероятными, то по другой причине.

Бросок предполагает охват каким-либо образом тела соперника, причем в классической борьбе атакующий не рискует получить удар, ибо удары запрещены правилами. А в панкратионе такой охват легко предотвратить, действуя кулаками. Поэтому можно предположить, что в панкратионе броски, как и захваты снизу, были маловероятны и даже опасны, поскольку противодействие им было слишком эффективным.

У панкратиаста, ухватившего соперника за руку или за кисть, в случае, если сила соперника или недостаток собственных сил не позволяли ему прибегнуть к выкручиванию суставов, оставалась в распоряжении только группа приемов-бросков, из них в первую очередь бросок через плечо. Осуществить его весьма удобно, держа соперника за руку. Этими бросками через плечо в основном и осуществлялся переход от борьбы в стойке к борьбе на земле. Рассматривая изображения этого приема на древних сосудах, остается лишь гадать, представлен ли здесь эпизод из панкратиона или из классической борьбы, и чаще всего точный ответ на этот вопрос будет невозможен. Помочь может разве что стремительность, с которой осуществляется бросок, если только эта стремительность отражена на рисунке.

Разумеется, борьба в стойке в панкратионе не ограничивалась двумя описанными схемами (выкручивание суставов рук и бросок через плечо). Древние рисунки, на которых изображены "побочные" действия из панкратиона (например, захват части тела противника с одновременным ударом кулаком), свидетельствуют о том, что атлеты имели для атаки и другие возможности. Однако то, что изображено, является, по сути промежуточными стадиями борьбы, отвлекающими маневрами или более или менее удавшимися попытками уклониться от приемов соперника.

По внешнему облику атлета-панкратиаста следует поставить между кулачным бойцом и классическим борцом. Он был тяжелее кулачного бойца, но не отличался его великолепной гибкостью и подвижностью. В то же время он отличался от классического борца меньшим весом, более мягким очертанием мускулов и более высокой подвижностью и ловкостью. Открытый, свободный стиль панкратиона, предпочтение толчкам и броскам, нежели захватам, зачастую непредсказуемые варианты перехода к борьбе на земле, отреагировать на которые атлет мог лишь ловкими и быстрыми движениями тела, — это те факторы, которые делали внешний вид панкратиаста гораздо более изящным, чем тело классического борца, как бы воплощавшего в себе вес и мощь. От кулачного бойца панкратиаст должен был отличаться большей подвижностью бедер, что было обусловлено бросками при борьбе в стойке и особенностями борьбы на земле.

Столь подробное рассмотрение особенностей панкратиона связано с тем, что этот вид единоборства без всяких оговорок можно отнести к первому достаточно нам известному боевому единоборству, а также тем обстоятельством, что боевые единоборства многих европейских народов (и не только их, то же самое относится к Индии и Ирану) прямо восходят к нему и немало заимствовали из его технического арсенала.

MixedMartialArts (рус. Смешанные Боевые Искусства)– это способ ведения боя с использованием как ударной, так и борцовской техники. Еще одно популярное названием этого вида единоборств – mixfight. В арсенал ММА на ряду с боксерской ударной техникой вошли удары ногами из кикбокса, удары коленями и локтями из тайского бокса, а также множество приемов из греко-римской и вольной борьбы.Поединок по ММА ведется на двух уровнях:в стойке и в партере. Лежачего противника разрешается добивать. Раньше mixfight называли боями без правил. Первоначальная концепция такого боя представляла собой поединок представителей разных боевых стилей и школ с целью демонстрации уникальных поединков. Так, как правила боя у боксеров и борцов, каратистов и кикбоксеров существенно отличаются, то ограничений для боев без правил не ставили в виду невозможности объективно судить спаринг представителей разных стилей.

Было несколько общих правил для предотвращения летальных исходов поединка, однако и такое нередко случалось. Из экипировки бойцы используют перчатки с открытыми пальцами для удобства захватов и бросков, а также капа.

Лишь со временем бои без правил обрели тот вид, к которому мы привыкли сегодня. Появилось много различных направлений смешанных единоборств, единые правила для ведения боя. Сегодня боец ММА – это универсал, совмещающий ударные качества с борцовскими.

Одним из самых древних видов контактного рукопашного боя является панкратион – прародитель смешанных боевых искусств.В древней Греции в 648 году до н.э.панкратион был введен в число дисциплин Олимпийских игр. Его идейными потомками стали этрусканский древнеримский панкратион. В Колизее постоянно проводились бои по древнеримскому панкратиону. Во многих городах Италии, и в первую очередь в Риме воздвигались скульптуры великих победителей соревнований по панкратиону.

Состязания по панкратиону начинались на четвертый день провеления Олимпийских игр. Суть была простой – поединок без оружия. Ареной для панкратиона была площадка, посыпанная мелким песком. Панкратион был весьма оригинальным и тяжелым видом соревнований на олимпиаде. Бить разрешалось по голове, туловищу и ногам. Подсечки, болевые и удушающие приемы были стандартным арсеналом атлетов. Добивание противника в партере а также возможность отбиваться из лежачего положения были изюминкой такого боя.В панкратионе зародилась концепция ударов в прыжке и переходов из серии ударов на выполнение болевого приема или броска.

Специфика древнего панкратиона отсутствие каких-либо правил. Не допустимыми и неспортивными считались укусы, царапанье и удары в глаза. Впрочем, спартанский панкратион не исключал и таких ударов, являясь самым жестоким боевым искусством тех времен. В панкратионе группы состязающихся разделялись только по возрасту, время боя было не ограничено. В некоторых источниках есть упоминание о великих панкратионцах, дравшихся несколько суток подряд.Однако в суть панкратиона не входила гибель древних спортсменов, поэтому на каждом поединке присутствовал рефери с палкой для того, чтобы вовремя разнять соперников и не допустить летального исхода боя. Боец мог сдаться, если чувствовал, что не способен больше выдержать поединок или в случае попадания под болевой прием противника. При этом необходимо было похлопать по телу противника или показать большой палец руки. В панкратионе не использовалось никакого защитного снаряжения.

Основные приемы панкратиона – это комбинация приемов более древних стилей ведения боя, таких как египетская борьба или критский бокс. К слову, некоторые стили перекочевали в современность практически неизменными, к примеру, греко-римская борьба – это потомок греческой борьбы, а критский бокс – один из праотцов бокса наших дней.

Однако ничто не вечно и славу панкратиона затмили гладиаторские бои после победы римлян над греками. С тех пор все внимание было приковано к сражению вооруженных людей на арене.

На протяжении нескольких тысяч лет панкратион перетекал в различные виды боевых искусств. Так в Китае панкратион перетек в кунг-фу, во Вьетнаме появилось вьет-ва-дао, бразильский панкратион – это валетудо и капоэйро, в Корее– тхеквон-до,для стран СНГ панкратион стал базой для самбо. Практически в каждой стране мира есть национальное боевое искусство, корни которого – панкратион.

На сегодняшнийдень панкратион постепенно возрождается из пепла. Панкратион обзавелся четким сводом правил, что существенно отличает его от древнего жестокого вида боевых искусств. Бой протекает ограниченное количество времени, защитная экипировка является обязательным атрибутом каждого боя, летальные исходы исключены. Но динамика боя не изменилась – это агрессивное чередование ударов ног, рук, коленей и локтей с бросками, удушающими и болевыми приемами. Такая система боя применима на любой дистанции и из любого положения (стойка, партер), что делает этот стиль боя универсальным и применимым против любого противника.

Первым откликом древнего панкратиона в современном мире стала система Джима Арвантиса. В шестидесятых годах в США он открыл свою школу панкратиона под названием мю тао панкратион. Попыткой возродить панкратион в его первоначальном виде стали бои без правил.

С девяностых годов началось активное становление панкратиона. К тому времени секции были открыты более, чем в 110 странах мира. Основной движущей силой современного панкратиона стали всемирные спортивные центры, федерации и лиги панкратиона.

Панкратион - пожалуй, самое яркое и самое трудное состязание древних Олимпийских игр, дошедший к нам из глубины веков - сегодня переживает вторую молодость. Современный панкратион впитал в себя все самое лучшее из существующих видов единоборств, в нем используется практически весь технический арсенал боевых искусств не вооруженных атлетов накопленный тысячелетиями. В России это перспективное, современное направление полноконтактного боевого искусства развивает спортивный Центр "Панкратион". Российский спортивный центр "Панкратион" (РСЦП) - это общественное обьединение имеющее право приоритета на идею возрождения древнего олимпийского вида единоборств, позволяющее занимается развитием и популяризацией этого вида спорта на территории Российской Федерации и за рубежом под защитой Международного суда. Центр проводит активную молодежную политику направленную на патриотическое воспитание, оздоровление и гармоническое развитие подрастающего поколения.

В программу центра входят четыре основные раздела:

  1. Профилактика правонарушений, подростковой преступности и наркомании, средствами физической культуры и спорта.
  2. Школа оздоровительных искусств - Психологические методы адаптации детей и подростков к нестандартным ситуациям в окружающей среде.
  3. Высшее спортивное мастерство - Подготовка спортсменов-профессионалов для участия в Российских и Международных соревнованиях.
  4. Улучшение материально технической базы физкультурно-спортивных клубов и площадок по месту жительства.

Центр осуществляет свою деятельность с 1991 года. Организатор и руководитель центра - Степкин Владимир Михайлович (г. Омск), судья международной категории, член президиума Международного спортивного Центра "Панкратион".

Современные поединки по панкратиону проводятся по правилам, позволяющим максимально освободить соперников от определенных условностей и ограничений, максимально использовать весь технический арсенал не вооруженных атлетов - и в тоже время в панкратионе присутствует кодекс чести и сохранены все этические нормы присущие ныне действующим Олимпийским видам единоборств.

До настоящего времени центром было организовано и проведено более 50 соревнований и турниров всевозможного ранга: - Пять взрослых и три детских Чемпионата России, совместно с Международным Советом по Абсолютным поединкам проведен Юношеский Чемпионат Европы 1998г. и Чемпионаты Мира 1999-2000 гг.

Традиционными стали международные турниры:

  • "Кубок Александра Невского" г. Санкт-Петербург
  • Международный турнир - "Байкал-профи" - Иркутск
  • "Кубок Империя"- Казань
  • "Сибирский Универсал" - Новосибирск
  • "Кубок Золотого Шлема" г. Омск /юноши/
  • Международный турнир "Российский Абсолют" г. Омск
  • "Кубок Вызова" г. Барнаул

Ежегодно проводится "Кубок России" по профессиональному панкратиону - финал г. Сочи. Среди воспитанников Центра "Панкратион" и базового клуба "Сатурн" (гл. тренер Зборовский), есть Чемпионы Мира и Европы, неоднократные Чемпионы России, победители международных турниров среди юношей и взрослых.

Панкратион - что это? Древнее единоборство, в какой-то степени аналог современных боев без правил. Существенная разница в том, что сегодня имеется определенный ряд правил, которые ограничивают бойцов, а в изначальном панкратионе их было всего два: нельзя кусать соперника и выдавливать его глаза. Также раньше не существовало весовых категорий, и атлеты самых разных комплекций могли бороться между собой.

Немного истории

В античных источниках упоминается, что панкратион в 646 г. до н. э. включили в программу древних Олимпийских игр. Изначально в Древней Греции существовали только кулачные единоборства и борьба. В них часто нарушались правила, да и зрителям хотелось зрелищности, поэтому было принято решение объединить эти два вида в один. Так и появился панкратион - жестокое единоборство без правил.

Античным зрителям зрелище пришлось по вкусу. Что же представлял собой древний панкратион? Правила его разрешали одновременно драться в стойке и сцепиться в борьбе на земле. Бой продолжался до тех пор, пока один из противников не мог продолжать состязание. Иногда атлет сдавался сам, в некоторых случаях доходило до вывихов и переломов. Однако смертей практически не было. Любопытный факт: многие античные знаменитые ученые, такие как Пифагор, Аристотель и т. д., были мастерами этой борьбы.

Древний панкратион - что это? Попросту, это единоборство с минимумом ограничений. Самые жестокие схватки были в Более того, там еще проводились состязания и между женщинами. Чемпионы панкратиона считались настоящими героями, их награждали самые красивые девушки. Эти состязания привлекали массу зрителей своей жестокостью и грубостью. Но любой популярности приходит конец, так вышло и с панкратионом. Упадок интереса к этим состязаниям пришелся на период завоевания Греции римлянами. В это время начался расцвет гладиаторских боев.

Современный панкратион - что это?

Разумеется, в наши дни изначальные правила не сохранились. Сегодня риск получения травм значительно минимизирован. Например, используется защитная экипировка, которую надевают спортсмены, выходящие на ринг. Однако суть панкратиона не изменилась. Разрешается использовать все приемы тайского бокса, кикбоксинга, джиу-джитсу, карате, самбо и прочих единоборств.

Возрождение панкратиона

Возрождение его началось в середине XX века. В Штатах в 60-е годы появилась первая система панкратиона. Основателем ее является Джим Арвантис. Эта система называется «Мю тао панкратион». Правила ее схожи с более поздним единоборством «К-1». А сама идея панкратиона впоследствии стала основой для всех современных «восьмиугольников» и прочих «боев без правил».

Уже к 80-м годам панкратион стал достаточно популярным единоборством. В 1988 г. в Вильнюсе провели первый международный турнир. В нем приняло участие более 20 команд из Европы и Азии. С 1991 г. проводятся ежегодные Чемпионаты Европы и России как среди взрослых, так и среди юниоров. Огромной популярностью панкратион пользуется в странах СНГ, Европе, США и Азии. Во всем мире существует более 200 национальных федераций этого

Современные правила

Если античный панкратион представлял собой бой без перерыва, то сейчас он разделяется на раунды. Бывает он двух видов:

  • Любительский - бои проводятся с использованием специальной защиты. Это наколенники, протекторы на ноги, шлемы и т. д. Схватка разделена на 2 раунда по 2,5 минуты с одноминутным перерывом.
  • Профессиональный - это коммерческие спортивные единоборства. Они более зрелищны и направлены на привлечение кровожадных зрителей. Здесь отсутствует какая-либо защита и разрешены некоторые приемы, которые нельзя применять в любительском. Например, можно захватывать шею двумя руками и душить. Здесь схватка длится 2 раунда по 5 минут с двухминутным перерывом. Если победитель не выявлен, то добавляются дополнительные 3 минуты.

Процесс боя

Все наносимые удары оцениваются специальной системой очков, как в боксе. Сумма их и определяет в конце поединка победителя. Запрещено наносить удары в паховую область, горло, затылок и позвоночник. Также нельзя бить лежачего, хватать противника за горло пальцами. За каждое замечание судьи со спортсмена снимается 2 очка. Если боец предупрежден три раза кряду - дисквалификация.

Панкратион в России

Федерация панкратиона России занимается популяризацией и развитием этого контактного вида спорта на Помимо нее, в нашей стране действует Центр «Панкратион», который представляет собой общественное спортивное объединение. Организатором его является С. А. Михайлович - судья международной категории. Этот центр совместно с федерацией регулярно проводит различные соревнования по панкратиону как внутри страны, так и международного масштаба.

В российских клубах воспитаны многие известные по всему миру чемпионы панкратиона. Список некоторых из них:

  • Джамал Курбанов - семикратный чемпион России. Победитель международных турниров.
  • Гаджи Зайпуллаев - чемпион России, Азии, победитель международных турниров.
  • Евгений Зливко - победитель российских и зарубежных турниров по смешанным боям.
  • Геннадий Ковалев - обладатель Кубка России, победитель международных турниров.

Олимпиада и панкратион

Как известно, при возрождении современных Олимпийских игр (1896 г.), панкратион остался в стороне. Более сотни лет все усилия активистов были тщетными. отказывался рассматривать заявки.

Определенные усилия были предприняты перед играми в Афинах (2004 г.). Греция попыталась присвоить панкратиону олимпийский статус. Были организованы специальные комиссии, которые рекомендовали Комитету принять спорта. Однако МОК наотрез отказался. В данный момент ведется активная деятельность по лоббированию этого вопроса, однако существенных результатов пока не наблюдается.

Теперь читатель знает ответ на вопрос: "Панкратион - что это?" Захватывающее и зрелищное состязание по Посмотреть его можно по спортивным каналам телевидения, которые регулярно транслируют поединки. Также можно посетить соревнования, которые часто проводятся в крупных городах России, СНГ и Европы.