Особенности художественной гимнастики. Почему не стоит заниматься художественной гимнастикой

Спорт в искусстве


И. Чайков, скульптор






Тема спорта в живописи:







Заботин. Балтийская регата

М. Курзин. Баскетбол М.






В. Вальцефер. Гимнастки

Творчество А. А. Дейнеки:



А. Дейнека :



А. Дейнека. Снегурочка

Дейнека. «Баскетбол».


Творчество Д. Д. Жилинского:


Творчество А.Н. Самохвалова:

Тема спорта в плакате:


Т. Слободская. На коньки!

Тема спорта в скульптуре:


И. Чайков. Парашютист


А. Дейнека






Тема спорта в кинематографе:

«Штрафной удар»


Место нахождения:



Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина




Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина

О"Махоуни, М.


Место нахождения:

Спорт в искусстве

Спорт всегда был излюбленной темой всех видов пластического искусства, особенно скульптуры. В своих произведениях художник не только воплощает красоту тренированного человеческого тела, динамизм спортивной схватки, но и творчески раскрывает внутренний облик человека в момент высочайшей его собранности, волевого напряжения, спортивного подвига.
И. Чайков, скульптор

В глубокой древности спортивная тема не была выделена из рамок ритуальных религиозных обрядов. Таковы египетские рельефы и фрески с изображением танцовщиц или акробаты с быком на прославленном фрагменте росписи Кносского дворца на Крите.

Кулачный бой. Фреска из острова Санторин (Фера).

Даже на мастеров слова спорт и произведения искусства о спорте произвели впечатление, известен такой случай. В 1836 году в Петербурге на академической выставке экспонировались две статуи: «Парень, играющий в свайку» А. Логановского и «Парень, играющий в бабки» Н. Пименова. Скульптуры пришлись по душе А. Пушкину. Он написал тут же два экспромта. На статую «Парень, играющий в свайку» А. Логановского:

Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, - тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.

Идея Пьера де Кубертена объединить спорт и искусство стала одним из основных принципов Олимпийского движения.
Зрелищность, состязательность сделали спорт интересным для кинематографа, красота движений, трудность тренировок, радость победы и грусть поражения зафиксировали фотографии. Известны фотографии спортивной тематики Александра Устинова (1909 - 1995), Льва Бородулина (род. 1923) Бориса Игнатовича (1899 - 1979)



На музыку переложили силу, стремительность, эмоции спорта. Время великих спортсменов и великих песен о спорте, когда развитие спорта поддерживалось на государственном уровне – это эпоха СССР. Не отставали от чиновников поэты и композиторы, посвящавшие свои песни спорту. Много песен сложено на стихи Н. Добронравова и музыку А. Пахмутовой («Трус не играет в хоккей», «Герои спорта», «Богатырская сила» В. Высоцкий («Утренняя гимнастика», «Марафон», «Вес взят!», «Песенка про прыгуна в высоту» , "В хоккей играют настоящие мужчины", «Мы-спортсмены», «Спортивный марш»

Тема спорта в живописи:


Д. ван де Бремден, Зима, 1650 г. П.


Пикассо. «Игрок в футбол», 1905 г.


К. Сомов. Зима. Каток 1915 г.


В. Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)

В. Шварц - родоначальник историко-бытового жанра в русской живописи, изобразил царя Алексея Михайловича за игрой в шахматы с одним из бояр. Это было любимое развлечение царя в кругу близких ему людей, с которыми он любил уединяться в вечернее время. Игра пользовалась при дворе такой популярностью, что в Оружейной палате состояли на службе особые мастера, занимавшиеся изготовлением и починкой шахмат.



Заботин. Балтийская регата

М. Курзин. Баскетбол М.


И. Городецкая. Весенний кросс.


Н. Загреков. Метатель копья на Олимпийских играх.


Талашенко. Портрет мастера спорта по фехтованию


В. Рогачев. Предстартовые указания. Лыжники


В. Вальцефер. Гимнастки

Творчество А. А. Дейнеки:


Александр Александрович Дейнека (1899 - 1969) - советский живописец, график и скульптор, педагог, Народный художник СССР.
Дейнека увлеченно занимался различными видами спорта: много играл в футбол, плавал и занимался в секции бокса Вхутемаса, под руководством знаменитого тренера А.Ф. Гетье. Тренер считал, что если бы не увлечение живописью, то из Дейнеки получился бы великолепный боксер. Для Дейнеки важен не столько сюжет – спортивное соревнование, а то богатство острых и динамичных ракурсов, которое оно представляет. То, как раскрывается человеческое тело в движении.

А. Дейнека :
«…Позирующая натура не может длительное время (1-2 часа) держать одно и то же движение, не говоря уже о внутренней убедительности жеста. Ведь, например, писать три часа подряд рывок бегуна нельзя, в беге на сто метров момент рывка на старте длится мгновение, и удержать долго время, не сфальшивив, это движение натура не может.
Поэтому я иду на стадион, на ринг и там в набросках нахожу то, что характерно для данного движения изображенной мной натуры. Я также делаю там ряд нашлепок-этюдов, в них я нахожу и определяю, как живописное тело смотрится на фоне неба, зелени, земли».


А. Дейнека. “Эстафета по Садовому кольцу”


А. Дейнека. Снегурочка

Дейнека. «Баскетбол».


Творчество Д. Д. Жилинского:


Дми́трий Дмитриевич Жили́нский (род. 25 мая 1927) - советский и российский художник-живописец и график, педагог, профессор.

Как рассказывал сам Д. Жилинский, «Гимнастов» я писал два года. Ездил за ними, рисовал, они мне позировали». Картина «Гимнасты СССР» Дмитрия Жилинского – это картина-портрет, где происходит своеобразная индивидуальная настройка мысли, воли, чувства. Это видно в лицах, ощутимо в выразительности жестов. Ясность и четкость композиции, острота ракурсов, чистота цвета психологичны. Среди изображенных - подлинные герои спорта. В их числе: на дальнем плане Полина Астахова, трехкратная олимпийская и двукратная чемпионка мира; Борис Шахлин, «железный Шахлин», как его называли спортсмены и зрители за мужество и волю к победе, трехкратный олимпийский и двукратный чемпион мира; Юрий Титов, олимпийский чемпион и абсолютный чемпион мира, впоследствии президент международной федерации гимнастики. Произведение отличается повышенным интересом к выражению индивидуальности каждого, что вполне соответствует духу времени середины 1960-х годов.

Творчество А.Н. Самохвалова:

Александр Николаевич Самохвалов (1894 1971) - крупнейший советский художник, живописец, график, прикладник, монументалист.

Для Самохвалова-художника физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни, той радостью, которая воспитывала любовь к человеку и ко всему человеческому, любовь к солнцу, к природе, к миру для всех. Поэтому у него так много работ, посвященных спортивным праздникам, спортивной молодости.

Особенно удавались художнику образы «героинь труда и спорта» («Девушка в футболке», «Девушка с ядром») – образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окруженные романтическим ореолом.

Физкультура, ставившая своей задачей воспитание здорового жизнерадостного человека, тесно связанного с коллективом, приводила меня к таким образам, как «Спартаковка» и образы серии «Радость жизни».

Тема спорта в плакате:

Неотъемлемой частью подготовки человека к любым трудностям становится спорт в годы СССР, что ярким лейтмотивом отражается в произведениях искусства того времени. Советский Союз добился очень многого в спорте, а в некоторых видах состязаний ему просто не было равных. Поэтому всё, что носило спортивную тематику очень ценилось людьми того времени. Спортивная открытка и плакат советской эпохи всегда идеологически выдержаны и отражает наиболее значимые моменты и достижения отечественного спорта.

Плакат «На зарядку – становись!» исполнен во второй половине 1950-х годов, воплощает приподнятую атмосферу тех лет. Перед страной поставлена цель построения нового общества, не за горами победа коммунизма, юные пионеры должны быть здоровыми и сильными, чтобы вдохновенно строить это светлое будущее. Изображенные в едином порыве, дети в красных галстуках подспудно вызывают воспоминание о «Рабочем и колхознице» В.Мухиной.

М. Митряшкин. На зарядку – становись!

В. Каленский. Плакат Солнце, воздух и вода

Нестерова-Берзина, О. Нестерова.Молодёжь, на лыжи! Множат силы для труда!


Т. Слободская. На коньки!

В 1970-80-ые годы спортивная тема получает новое звучание в искусстве. Теперь авторы намеренно снижают победно-героический пафос и эмоциональную приподнятость творчества. Их герои забавны и порой откровенно смешны. Многие работы (например, «Регбисты» Владимира Видермана, «Игра в мяч» Владлена Гаврильчика, «Летающий лыжник» М.Дронова, «А судьи кто?...» Б.Черствого) выполнены не только с оттеками иронии, но и в пародийном жанре.

Тема спорта в скульптуре:

Иосиф Чайков (1888 - 1979) - советский российский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), профессор. Монументально-декоративные работы Чайкова отмечены динамикой композиции.

Начиная со второй половины 20-ых годов, темы физической культуры и спорта в его творчестве становятся определяющими. Как говорил сам скульптор, для него спортивная тема – не просто предлог для демонстрации натренированного тела, но прежде всего «активное выявление безграничных возможностей человеческой воли».

В своей наиболее плодотворной теме – «физкультура и спорт» - И. Чайков особенно последовательно и скурпулезно опирался на созданную им теорию «обыгрывания пространства между фигурами». Мастер стремился к скульптуре цельной, насыщенной, уплотненной. «Футболисты», «Волейбол», «Бег с препятствиями», «Аквалагистка», «Баскетбол», «Мотоциклист». Как объяснял автор, спортивные действия отличаются глубокой пластичностью, разные виды спорта представляют различные типы движения, необходимо найти средства для преодоления ощущения тяжести в пространстве, чтобы вещи «жили», а не только изображали застывший миг.

Бурное развитие парашютизма в СССР в 1930-е годы, массовый интерес к этому новому, во многом технически революционному для того времени виду спорта, по-видимому, обусловили интерес скульптора к этой теме. Передать движущееся в воздушном потоке, соприкасающееся с земной опорой тело в момент приземления – такую сложную пластическую задачу решает скульптор в работе «Парашютист». Спиралевидная композиция скульптуры подчеркивает динамизм образа.


И. Чайков. Парашютист


А. Дейнека
пробовал себя и в скульптуре. При работе над скульптурами, Дейнека постоянно советовался, делился своими художественными замыслами с мастерами спорта – Градополовым, Васильевым, братьями Старостиными, сестрами Второвыми. Дейнека часто называл их «разговаривающими натурщиками». Многие решения композиций были подсказаны ему именно спортсменами. Художник восхищался искусством древних греков, постигших красоту человеческого тела в движении. Особенно примечательна скульптура «Эстафета».



А. Чиркин. Наездница Петушкова

Изображение известной советской спортсменки, заслуженного мастера спорта СССР по конному спорту, чемпионки СССР, мира, Олимпийских игр по конной выездке Елены Петушковой верхом на коне по имени Пепел в момент состязаний.

В композиции Рогайшиса две фигурки очень красиво соединены ритмом движения и жестов. У пространственной группы, по сути дела, лишь две точки опоры: правая нога девушки и левая юноши. Ритм рук спортсменов помогает ощутить стремительность бега. Торсы изображены не параллельно, а под небольшим углом друг к другу, голова юноши, передающего эстафетную палочку, откинута назад, и это разнообразит движение. Пластическими средствами автору удалось передать характерные черты юности 1960-х. Исполненная в жанре мелкой пластики, композиция смотрится достаточно монументально.


Оригинально, с оттенком легкой шутливости обыграна тема спорта в работе латвийской художницы. Семь сидящих на скамье и стоящих рядом с ней в разных эмоциональных состояниях фигурок болельщиков складываются в забавную жанровую сценку, подсмотренную автором на каком-то спортивном состязании или матче. Бережное отношение к естественному цвету глины, акцентирование ее мягкого розового тона – все это создает особую эмоциональную атмосферу произведения.

Тема спорта в монументальном искусстве:

В творчестве А. Дейнеки немаловажную часть составляли монументально-декоративные работы. Мастер создал 34 мозаичных панно для станции метро Маяковская в Москве на тему «Сутки советского неба» (1938). В них он отразил основные увлечения эпохи – парашютный и авиамодельный спорт, прыжки с трамплина и легкую атлетику, волейбол и плавание. В 1943 году им же были выполнены 7 мозаичных панно для станции Новокузнецкая, где также нашла отражение тема советского спорта.

А. Дейнека. Прыжок ночью на парашюте.


А. Дейнека. Игра в мяч. Мозаика на станции метро Маяковская

Тема спорта в кинематографе:

Футбольная команда «Синие стрелы» вышла в финал соревнований между заводскими командами. На игру со своим соперником, командой «Вымпел», было решено отправиться теплоходом. Матч должен состояться в городе Сухуми. Во время путешествия на теплоходе разыгрывается самая настоящая любовная драма. Запасной игрок «Синих стрел» Вася Веснушкин, влюбленный в гимнастку Валю, считает, что девушка больше внимания уделяет его старшему брату, звезде команды. А тот, вместо того, чтобы готовиться к игре, повздорил с пожилым профессором, который на деле оказался молодым актером Светлановым. И таких метаморфоз на теплоходе будет немало, прежде чем ребята доберутся до своего решающего поединка.

«Штрафной удар»

Спортивная комедия о предприимчивом сельском руководителе Кукушкине, который получает задание поднять авторитет спорта на селе и выполняет поручение нетривиальным способом. Мужчина приглашает в местную команду профессиональных спортсменов, естественно, под вымышленными именами. Они должны выступать на областной спартакиаде сельских физкультурников. Но случается непредвиденное: по дороге команда знакомится с корреспонденткой газеты Людмилой Миловановой. Кажется, скандала не избежать, и Кукушкин получит Штрафной Удар.

Фильм «Третий тайм» основан на реальных событиях - так называемом футбольном «матче смерти» между командой советских военнопленных (бывших «динамовцев») и немецкой командой, который состоялся 22 июня 1942 года в Киеве. Советским футболистам пообещали свободу только при условии, если немецкие спортсмены одержат победу. В противном случае их ожидала смерть. Экранизация повести «Тревожные облака» советского писателя Александра Борщаговского. В 1963 году в СССР фильм посмотрели 32 миллиона зрителей.

После сокрушительного поражения студенческая команда гребцов Московского авиационного института разваливается. Главный тренер открещивается от поражения и уходит из команды, забирая с собой лучших спортсменов. Оставшиеся спортсмены деморализованы крупным проигрышем. Но команду решено возродить. Тренером нового сбора гребцов становится преподаватель гидродинамики. Человек не из спорта, Николай Львович Борисов решает подойти к процессу тренировок с научной точки зрения. Он разрабатывает особый метод гребли. Поможет ли это его команде достичь успеха, покажет крупное и самое важное соревнование - Королевская регата.

Тренер по лыжному спорту Степан Михайлович Чудинов уходит из профессии после разногласий с Федерацией спорта и профессиональными неудачами его подопечных. Чудинов уезжает в далекий город Земногорск, где судьба вновь сталкивает его со спортом. Степан Михайлович знакомится с Натальей Скуратовой, бывшей профессиональной лыжницей, ушедшей из спорта после сокрушительного поражения во всесоюзных соревнованиях. Увидев в своей новой знакомой огромный нераскрытый потенциал, Чудинов вновь решает тренировать. Фильм «Ход белой королевы» посвящен победе советских спортсменов на Чемпионате мира по лыжам в Высоких Татрах.

Героиня фильма обладает уникальным талантом пловчихи, который помогает ей довольно легко показывать рекордное время на тренировках в «родном» бассейне. Но на соревнованиях при заполненных трибунах девушке никак не удается преодолеть барьер страха. Сможет ли она справиться с собой и победить на международных соревнованиях?

Америка периода «Великой депрессии». Ежедневно унылые люди выходят из своих домов в поисках хоть какой-то работы. А некоторые отправляются пытать счастье на ипподром. Ставки делаются небольшие, но их много. Слепнущий жокей берется объездить негодную для скачек лошаденку и даже борется вместе с ней за призовой кубок. Сентиментальная, душещипательная драма о торжестве справедливости и нереально чутких людях

Спортивный байопик. Его называли Чемпион чемпионов. О силе и волевом характере Поддубного слагали легенды. И в 50 великий борец играючи одолевал молодых атлетов, а вопросах чести и справедливости не знал компромиссов. И лишь любовь смогла уложить Русского Богатыря на обе лопатки. Для главной роли в фильме «Поддубный» Михаил Пореченков набрал 25 килограмм веса.

Биографическая драма о советском хоккеисте Валерии Харламове. 2 сентября 1972 года в Монреале хоккейная сборная СССР с разгромным счетом 7:3 победила канадских профессионалов из НХЛ в стартовом матче эпохальной Суперсерии СССР - Канада. Это была не просто игра, это была битва за свою страну, которая перевернула мировое представление о хоккее. Валерий Харламов, забивший в том матче две шайбы, мгновенно взлетел на вершину славы. Сбылась его мечта - упорство, спортивный талант и суровые уроки великого тренера Анатолия Тарасова сделали из номера 17 легенду мирового хоккея.

Документальная лента о подготовке к Паралимпийским играм 2012 года, в которых приняли участие одноногая немецкая пловчиха, безрукий американский лучник, парализованный чемпион по бочче из Греции и другие спортсмены.

Вместо традиционного документального авторы обращают внимание зрителей на отдельные истории, которые происходили во время соревнований. Хотя камеры зафиксировали трагическую смерть израильских атлетов, фильм остается вне политики и является данью духу олимпийского движения. События представлены глазами восьми великих режиссеров, каждый из которых рассказал о том, что его больше всего интересовало. Мировая премьера киноленты «Глазами восьми» состоялась в мае 1973 года.

Сюжет фильма «Всеми силами» основан на реальной истории. В свои 17 лет Жюльен, как и все подростки, обожает приключения и хочет получать как можно больше острых ощущений. Однако парень прикован к инвалидному креслу и не может воплощать свои мечты в реальность. Но вот однажды Жюльен узнает, что его отец Поль 25 лет назад принимал участие в триатлоне «Ironman», и просит его вместе принять участие в аналогичном соревновании «Железный человек Ниццы». А это - одно из самых сложных спортивных соревнований во Франции. Отец отказывается помочь сыну, и тогда Жюльен находит другой способ поучаствовать в триатлоне.

По мотивам одноименной повести Бориса Алмазова. Действие фильма происходит в Ленинграде. Двоечник Игорь Пономарев по кличке «Панама» начинает увлекаться конным спортом и получает уроки мастерства у пожилого жокея Дениса Платоновича. Его новый друг - конь по кличке Конус - меняет всю жизнь мальчика.

В фильме рассказана история простого парня Антона Кандидова. На сельскохозяйственных работах он перевозит по Волге арбузы на лодке. Заметив, как ловко Антон ловит и грузит арбузы, ему говорят, что он мог бы стать вратарём и играть в футбол. Александр Дейнека. Живопись. Графика. Скульптура. Мозаика [Текст] : альбом / авт. вступ. ст. и сост. В. П. Сысоев. - Л. : Аврора, 1982.
Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина

[Звукозапись] : [сборник: записи 1935-1962 гг. : 6+] / ИДДК; [исполняют: Клавдия Шульженко и др.]. - Москва: Агентство, 2014.
Советские песни о спорте. Веселые, жизнерадостные, любимые и хорошо знакомые! Сборник песен, которые строить и жить помогали. Записи 1935-1962 гг.
Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина

Спорт. Музыка. Грация: Художественная гимнастика [Текст] . - М. : Физкультура и спорт, 1984.
Место нахождения: зал техники, спорта и сельского хозяйства ЦГБ им. А.С. Пушкина
Спорт в советском изобразительном искусстве [Текст] . - М. : Совет. художник, 1980. - 20 с., ил. - 8-20.
Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина

О"Махоуни, М.
[Текст] : физическая культура - визуальная культура / Майк; Майк О"Махоуни; [пер. с англ. Е. Ляминой, А. Фишман]. - М. : Новое лит. обозрение, 2010.
Советский спорт - больше, чем спорт. Он был важной частью идеологии, политики, культуры, а по репрезентациям физкультуры и спорта можно проследить всю историю СССР, лучше понять, какими были установки государства и устремления общества. Майк О"Махоуни раскрывает сложные взаимоотношения между спортом как официально одобренной социальной практикой и спортом как культурным продуктом. Он анализирует работы А. Родченко и Д. Ветрова, А. Самохвалова и А. Дейнеки, Комара и Меламида, Г. Брускина и многих других художников, рассказывает о физкультурных парадах и производственной гимнастике, олимпиадах и спартакиадах, о метростроевцах и стилягах.
Место нахождения: зал техники, спорта и сельского хозяйства ЦГБ им. А.С. Пушкина

Многие детки благодаря родительским наставлениям пробуют свои силы в спортивной или художественной гимнастике. Какие отличия являются характерными для двух видов представленных искусств и спорта?

Спортивная гимнастика

Предполагается, что спортсмены должны выполнять разнообразные физические упражнения с применением гимнастических снарядов, которые должны свидетельствовать о наличии не только артистизма и способности к проявлению ловкости, но и о достойном уровне физической подготовки. Однако в вольных упражнениях допускается музыкальное сопровождение, которое должно соответствовать характеру дисциплины.

Спортивная гимнастика существует длительное время. За многие столетия спортивная гимнастика сумела усовершенствоваться, благодаря чему современные программы готовы удивлять своим стилем исполнения. Если же сравнивать начальный и нынешний вариант дисциплины, различия могут оказаться кардинальными. К тому же развивается не только спортивная дисциплина, но и методика оценки.

В современном виде дисциплина завоевала популярность в конце XIX столетия, причем в 1881 году была создана Международная федерация гимнастики, причем в последующие два десятилетия дисциплина начала активно развиваться на международном уровне благодаря включению в программы разнообразных соревнований.

Активное развитие дисциплины пришлось на времена СССР, но и в нынешней России история продолжает развиваться. Нужно отметить, что упражнения спортивной программы включаются в школьные программы физкультуры, если они являются доступными для выполнения школьников. Спортсмены из СССР, России становятся многократными призерами многочисленных мировых соревнований и прославляют свои государства.

Спортивная гимнастика включает в себя следующие виды.
Для женщин:

Для мужчин:

  • Вольные упражнения.
  • Опорные прыжки.
  • Кольца.
  • Параллельные брусья.
  • Перекладина.

Предполагается, что судьи должны определять победителей соревнования на основе следующих критериев:

  1. Сложность упражнения, которое выполняется гимнастом.
  2. Качество исполнения спортивных упражнений.

В обязательном порядке любое гимнастическое упражнение должно быть разделено на три части:

  1. Начало.
  2. Основной этап.
  3. Завершение (в большинстве случаев выполняется соскок со спортивного приспособления).

Предполагается возможность для отдельной оценки каждой части гимнастического упражнения.

Художественная гимнастика

Художественная гимнастика предполагает выполнение разнообразных упражнений, но при этом обязательным становится музыкальное сопровождение. Гимнасты могут использовать легкий спортивный инвентарь: скакалка, обруч, лента. К настоящему времени художественная гимнастика может присутствовать на многочисленных международных соревнованиях с обязательным требованием: гимнаст должен использовать специальные снаряды для своего выступления.


Художественная гимнастика пользуется популярностью в России и других странах, которые были включены в СССР. Кроме того, дисциплина завоевала популярность в Канаде, Японии, Израиле и Испании.

Какой же является история художественной гимнастики?

Изначально история началась благодаря появлению специальных школ в СССР. Впоследствии началась активная история дисциплины, которая оказалась одной из самых молодых, ведь ее возраст не насчитывает даже 80 лет.

Нужно отметить, что изначально спортсмены из страны-родоначальницы художественно-спортивной дисциплины не могли принимать участие в соревнованиях по политическим причинам. В результате первой обладательницей золота по художественной гимнастике стала Канада. Однако в последующих играх Олимпиады сборная СССР сумела стать одной из самых лучших и завоевать золото. Однако впоследствии СССР и Россия все-таки проявили себя.

С 1990-х годов достойными в художественной гимнастике на мировом уровне оказались украинские спортсмены, но спустя десятилетие достойными результатами вновь сумели похвастаться и представители России.

В большинстве случаев в художественной гимнастике проявляют себя женщины, но в некоторых странах, в том числе в Японии, спортивная дисциплина завоевала распространение и среди мужчин.

Выступления должны быть оценены по шести критериям:

  1. Сложность и специфика выполняемых гимнастических упражнений.
  2. Техника исполняемых упражнений.
  3. Техника обращения гимнаста со спортивным снарядом.
  4. Артистизм спортсменов.
  5. Хореография.
  6. Исполнение упражнений.

Какие отличия нужно отметить? Выводы

Оба вида гимнастики становятся все более популярными, но при этом нужно отметить существенные отличия.

  • Спортивная гимнастика – это дисциплина спорта, которая должна оценивать физическую подготовку выступающего. По данной причине нужно использовать спортивные приспособления. Художественные выступления предполагают обязательный акцент на хореографической программе, потому представлены ограниченные возможности в использовании разнообразных атрибутов для выступающих. Однако и спортивные гимнастические упражнения могут выполняться под музыку.
  • Спортивная гимнастика оценивается только со стороны техники выполнения упражнений, сложности и специфичности.
  • Спортивная гимнастика существует издавна, художественная – начала свое развитие сравнительно недавно.
  • Спортивная гимнастика популярна у сильного и слабого пола. Художественное направление спортивной дисциплины привлекательно для женщин.
  • Спортивная гимнастика предполагает основу в виде силовой составляющей, художественная – ловкости.

Художественная гимнастика - один из самых молодых видов спорта. Официальным годом регистрации вида спорта считается 1939 год. До этого времени художественная гимнастика состояла в Международной федерации гимнастики (FIG) вместе с гимнастикой спортивной, была «просто гимнастикой». Самостоятельный статус художественная гимнастика поистине заслужила - и заслужила благодаря советским гимнасткам, которые в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века провели крупную серию показательных выступлений в ряде стран мира и так заворожили публику своими выступлениями, что FIG признала художественную гимнастику автономным, независимым видом спорта. Спортсменок этого вида спорта народ ласково называет «художницы».

Художественная гимнастика – это выполнение под музыкальное сопровождение на ковре размером 13х13 метров комбинаций из танцевальных, акробатических и хореографических движений. Которые образуют слитные связки, визуальные образы которых формируют законченную художественную композицию. Соревнуются гимнастки только в композициях с предметами - скакалкой, обручем, мячом, лентой, булавами.

До девяностых годов прошлого века, в программу соревнований входила композиция без предмета, с обязательным набором элементов. (Равновесие, поворот, волна и др.) На заре развития художественной гимнастики, были обязательны упражнения с шарфом, упражнения с булавами большого размера, широкими лентами, акробатика (прыжки в высоту). Были очень популярны массовые упражнения « художниц» на спортивных праздниках и парадах.

Следует отметить, что раньше композиции в художественной гимнастике выполнялись под музыку которую исполнял аккомпаниатор на рояле. Сейчас все музыкальное сопровождение записывают на электронных дисках.

Современные композиции достаточно сложные, включают множество акробатических движений под предметом, каскады прыжков, серии различных сложно – координационных связок, из поворотов, прыжков, равновесий. Выполняя движения, гимнастка слитно работает предметом. Иногда гимнастические элементы сочетаются с сериями бросков предметами. Конечно, такая сложность, если она выполнена безупречно, высоко оценивается судьями.

Соревнования по художественной гимнастике проводятся в индивидуальном первенстве (в отдельных видах и в многоборье) и в групповых упражнениях, с одним или несколькими предметами. Каждое упражнение должно длиться не более полутора минут. Выступления оцениваются по 20-балльной системе. Оценивается, прежде всего техника исполнения, существуют надбавки за сложность и уникальность элементов. Также оценивается элегантность, стиль, точность линий, легкость выполнения упражнений…

Огромные требования предъявляются к внешнему виду гимнасток. Прическа, макияж, сочетания цвета костюма и предмета – все имеет значение и влияет на окончательную оценку за выступления.

В художественной гимнастике - самые грациозные и красивые девушки. Достигается элегантность и грациозность многочасовыми тренировками, жестким режимом, ограничением в питании.

До недавнего времени это был исключительно женский вид спорта, однако с конца XX века благодаря усилиям японцев в художественную гимнастику пришли и мужчины. В течение почти 20 лет в стране Восходящего Солнца проводятся различные чемпионаты по художественной гимнастике. Страны – соседи, Китай и и другие государства Азии тоже готовят своих гимнастов, которые приезжают на японские турниры. Причем мужчины - «художественные гимнасты» выполняют по истине сложные акробатические элементы под предметом, поэтому можно с уверенностью говорить об атлетичности мужской художественной гимнастики. Которая берет свои истоки из древних национальных видов японской борьбы. Популярность мужской художественной гимнастики довольно высока, во многих европейских странах существуют школы мужской художественной гимнастики. Занимаются мужской художественной гимнастикой и российские спортсмены. Нужно сказать что женская и мужская гимнастика, очень отличаются друг от друга. Женская – гибкость, пластичность и грациозность. Мужская атлетичность и воинственность. Но в целом мужская и женская гимнастика – это законченная целостная хореографическая композиция.

В детско-юношеские спортивные школы на отделения художественной гимнастики принимают с 6-ти лет, в спортивные клубы – с 4,5. Соревнования по программе III юношеского разряда «Юный гимнаст» проводятся с 6-ти лет. А вот знаменитая Алина Кабаева пришла в художественную гимнастику в три года, правда, как говорит она сама, это была не спортивная школа, а спортивный кружок, секция, где с детьми будто бы просто играли, но с акцентом на развитие гибкости, привитие чувства ритма.

Откуда пошла художественная гимнастика? 1913 год. Санкт-Петербург. Открытие Высшей школы художественного движения. Её педагоги объединили, слили воедино «эстетическую», «ритмическую», «танцевальную» гимнастику и «свободный танец» Айседоры Дункан. Так родилась художественная гимнастика. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла в 1940-е годы и своим появлением обязана мэтрам балета прославленного Мариинского театра. В апреле 1941 года был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Затем долгий перерыв в развитии из-за Великой Отечественной войны и в 1948 году - первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. Грациозность, изящество, стройность, красота девушек-спортсменок покорили зрителей. Заниматься художественной гимнастикой хотели все девочки. Открываются все новые и новые отделения, школы художественной гимнастики. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча Болгария - СССР - Чехословакия, а спустя 3 года в Будапеште - первые официальные международные соревнования, в которых принимают участие 28 гимнасток из 10 стран. Первой чемпионкой мира стала москвичка Людмила Савинкова. 1967 год, Копенгаген - первый чемпионат мира по групповым упражнениям, на которых советская команда завоевала золотые медали.

Начиная с 1992 года чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно – это ли не показатель огромной популярности художественной гимнастики!

Первые Олимпийские игры, где была представлена художественная гимнастика, прошли в 1984 году в Лос-Анджелесе. Первой олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике стала канадская спортсменка Лори Фанг. Команда Советского Союза (как и некоторые другие страны) не принимала участие в Играх из-за политических разногласий. Затем (за исключением Атланты-1996, где Россия после распада СССР впервые выступала самостоятельной командой и где чемпионкой стала украинка Екатерина Серебрянская) - неостановимый каскад олимпийских побед наших «художниц»: Сеул-1988 - Марина Лобач, Барселона-1992 (выступает объединенная команда СНГ) - Александра Тимошенко, Сидней-2000 - Юлия Барсукова, Афины-2004 - Алина Кабаева, Пекин-2008 - Евгения Канаева, Лондон-2012 - снова Евгения Канаева.

Особо подчеркнем: начиная с 2000 года выигрывают олимпийские игры только воспитанницы Ирины Винер-Усмановой - великого, без преувеличения, тренера. Тренерский коллектив СДЮСШОР по художественной гимнастике Московского городского физкультурно-спортивного объединения Москомспорта под руководством Ирины Александровны воспитал помимо вышеупомянутых спортсменок и других известных во всем мире «художниц». Для тренировок гимнасток созданы великолепные условия. Помимо квалифицированного тренерского состава, с гимнастками работают лучшие врачи, массажисты, психологи команды.

Среди них Амина Зарипова - неоднократная чемпионка мира и Европы, Ирина Чащина - серебряный призер Афин-2004, чемпионка мира и Европы, Вера Сесина и Ольга Капранова - многократные чемпионки мира и Европы, Дарья Кондакова – неоднократная чемпионка мира, Европы, победитель и призер Кубков мира и Гран-при, Дарья Дмитриева – серебряный призер лондонской Олимпиады 2012 года, чемпионка Универ-сиады-2011, чемпионка мира, чемпионка Европы, Александра Меркулова – 17-летняя спортсменка, мастер спорта международного класса, абсолютная чемпионка юношеских Олимпийских игр 2010 года.

Художественная гимнастика – любимица всего мира. Она завоевывает все новые и новые территории. И хотя россиянки в этом виде спорта лучшие, буквально по пятам за ними идут (а порой и теснят с пьедестала) талантливые спортсменки Украины, Белоруссии, Азербайджана, а также Испании, Канады, Италии, Японии, Франции, Израиля. Это объясняется тем что очень многие бывшие чемпионки работают с командами других стран, которые и составляют конкуренцию российской сборной.

Надо сказать, что художественная гимнастика достаточно субъективный вид спорта. При действующей ныне 20-балльной шкале оценок борьба идёт буквально за сотые доли. Международная федерация гимнастики многократно меняла технический регламент, балльную шкалу в пользу технических элементов исполнения для уменьшения субъективности оценок. Сами тренеры признают, что «раньше была несколько другая гимнастика – больше красоты и чувств…» Но меняющиеся правила судейства, и высокие технические требования к квалификационной программе развивают художественную гимнастику в целом. Повышенная сложность элементов композиции и их безупречное выполнение, смотрится очень зрелищно. Гимнастки порой сами придумывают уникальные элементы, исполняя их в композициях, получают надбавки к основным баллам.

Огромное количество девушек занимаются художественной гимнастикой. Школы гимнастики существуют в 63 областях, краях и республиках Российской Федерации. Это задел на будущее, подрастает новая плеяда «звездочек – художниц». Можно с уверенностью надеяться на первенство команды по художественной гимнастике на самых престижных мировых стартах.

Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок был спортивным. Для того, чтобы заниматься спортом профессионально, первые тренировки должны проходить в раннем возрасте, примерно в период 4-5 лет. Поэтому, часто выбирать вид спорта для ребенка должны родители.
В последние несколько десятилетий одним из самых известных видов спорта для детей является гимнастика. И спортивная и художественная гимнастика относятся к гимнастическим видам спорта. Родители, которые никогда не были связаны со спортом не знают, что существует две разновидности и они сильно различаются между собой. Прежде чем записать ребенка в спортшколу необходимо рассмотреть отличие художественной гимнастики от спортивной.

У мужчин и женщин в спортивной гимнастике некоторые упражнения различаются по гимнастическим снарядам.

Что представляет собой художественная гимнастика

В самом начале важно уточнить, что в художественную гимнастику принимают исключительно девочек. Может быть, именно поэтому она считается одним из самых грациозных видов спорта. Она представляет собой выполнение нескольких упражнений на ковре 13 м на 13 м. Упражнения содержат в себя множество хореографических и акробатических элементов под фонограмму. Длительностью фонограммы варьируется от 75 до 90 секунд. Упражнения различаются по набору спортивного инвентаря:

Скакалка;

Без предмета.

При отборе детей в художественную гимнастику тренера в основном обращают внимание на гибкость, растяжку и пластичность. Кроме того, в данном спорте ценят такие качества как ритмичность и музыкальность. отличаются красивыми, стройными, подтянутыми фигурами.

Художественная гимнастика один из самых молодых видов спорта, она зародилась в г. Санкт-Петербург только в 1913 году. За чуть более 100 лет истории красота покорила весь мир. Российская спортивная школа по художественной гимнастике считается эталоном среди всех стран.

Все основные нормативы, требования, методики и программы включены в федеральный стандарт спортивной подготовки по художественной гимнастике.

Кроме личного первенства в художественной гимнастике существуют групповые упражнения. Групповичек часто недооценивают: их не знают в лицо и по именам как одиночек. Однако работать в группе намного тяжелее, чем одной. При этом спортсменки из России по художественной гимнастике становятся Олимпийскими Чемпионками в групповом многоборье на протяжении последних 18 лет.

Что представляет собой спортивная гимнастика

В спортивную гимнастику берут как девочек, так и мальчиков. Спортивная гимнастика представляет собой вид спорта, основой которого является выполнение разнообразных акробатических элементов на гимнастических снарядах, а также выполнение опорных прыжков и вольных упражнений.

У мужчин и женщин в спортивной гимнастике некоторые упражнения различаются по гимнастическим снарядам. У мужчин на один вид упражнения больше.

Так, общими видами упражнений, которые выполняют и женщины, и мужчины, являются опорные прыжки и вольные упражнения. Также осуществляются упражнения на брусьях, только у женщин упражнения исполняются на брусьях разной высоты, а у мужчин на параллельных брусьях. Исключительно женским упражнением в спортивной гимнастике является упражнение на бревне. Исключительно мужскими – упражнения на кольцах и перекладине.

При отборе детей на спортивную гимнастику тренера в основном обращают внимание: на вестибулярный аппарат и гибкость. Кроме того, с первых тренировок проверяют юных спортсменов на отношение к снаряду, если ребенок не может справиться со страхом, то его не принимают.

Спортивная гимнастика насчитывает несколько веков существования, однако современная спортивная гимнастика разительно отличается своей сложностью от родоначальницы. В России первые соревнования по спортивной гимнастике провели в 19 веке. С тех пор элементы упражнений по спортивной гимнастике стали сложнее и интереснее.

Гимнастика художественная и спортивная: сравнение

Рассматриваемые виды спорта имеют много расхождений. Разница между гимнастикой художественной и спортивной заключается в следующем:

Выводы

Спортивная или художественная гимнастика? Выбор сложный. Прежде чем сделать его присмотритесь внимательнее к своему ребенку. Просмотрите соревнования по данным видам спорта, почитайте несколько биографий спорстменов. Представьте на месте спортсменки свою дочь и постарайтесь понять, что ей будет ближе.

Если ребенок не может усидеть на месте, постоянно находится в движении, попробуйте свои силы в спортивной гимнастике. Если девочка более спокойная, уравновешенная и любит двигаться под музыку, то стоит изначально идти в художественную гимнастику.

Обязательно ориентируйтесь на мнение ребенка, если юная спортсменка будет ходить на тренировки с удовольствием, то от них будет больше пользы.

Художественная гимнастика более эстетична, показывает красоту возможностей тела гимнастки, спортивная гимнастика более строгий спорт, в основном направленный на силу и координацию.

Художественная гимнастика - спорт или искусство?

За всю историю художественной гимнастики многих поклонников этого вида спорта волнует вопрос: художественная гимнастика – спорт или искусство? Попробуем дать оценку и разобраться в составляющих такого зрелищного и захватывающего вида спорта, как художественная гимнастика.

Можно с уверенностью утверждать, что художественная гимнастика - это искусство, потому что ее важнейший элемент - эстетическое впечатление. Это подчеркивается уже самим названием этого вида спорта "художественная гимнастика". Нередко девушек, которые занимаются художественной гимнастикой, называют грациями («грация» в переводе с латинского - красота, прелесть, изящество, особенно в движениях и позах. Грации в древнеримской мифологии - это богини красоты и изящества).

Следует отметить, что из тринадцати судей, оценивающих турниры по художественной гимнастике, четверо оценивает артистизм и хореографию – получается, добрая треть общей оценки за выступление ставится именно за эстетическое впечатление. Важнейшим и неотъемлемым компонентом в художественной гимнастике, который способствует, усиливает эстетическое впечатление от выступления спортсменок, является музыкальное сопровождение.


После окончания спортивной карьеры многие художественные гимнастки посвящают себя искусству. Так, украинская художественная гимнастка, экс-чемпионка мира Тамара Ерофеева теперь солистка знаменитого цирка «Дю Солей». В воздушные гимнастки из художественной гимнастики переквалифицировались гимнастка из Белоруссии серебряный призер Игр в Сиднее Юлия Раскина . Ярчайшая звезда художественной гимнастики второй половины 1990 годов Евгения Павлина теперь организовывает всемирно известное гимнастическое шоу «Галина Бланка»…

Но только ли искусство художественная гимнастика?

2011 год для художественной гимнастики как для вида спорта был юбилейным. Первый чемпионат по художественной гимнастике прошел в 1941 году – это было первенство Ленинграда. Тогда отечественными специалистами по художественной гимнастике были разработаны планы и принципы судейства, которые актуальны и по сей день.

Сильнейшими в художественной гимнастике всегда считались отечественные спортсменки. Начиная с конца 1990 годов «золото» в личном первенстве никогда не уезжало за пределы бывшего Советского Союза! Александра Тимошенко, Екатерина Серебрянская, Юлия Барсукова, Алина Кабаева и победительница двух последних Олимпийских игр Евгения Канаева - вот список олимпийских чемпионок в личном первенстве по художественной гимнастике. Все эти художницы оставили ярчайший след в художественной гимнастике, успев покорить и завоевать сердца миллионов поклонников художественной гимнастики по всему миру.

Бесспорно, всех этих гимнасток можно назвать не только великими спортсменками, но

и великими артистками.

В этом и состоит красота, уникальность и самобытность художественной гимнастики - символа и спорта и искусства.