Основные правила взвешивания тел на рычажных весах. Измерение массы тела с помощью рычажных весов: описание методов


Весы – один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки. Весь ход развития общества – в первую очередь возникновение торговли – настоятельно требовал, чтобы был изобретён прибор, способный взвешивать товар, предназначенный для продажи. И такой прибор появился. К сожалению, история не сохранила имя изобретателя весов.
Первые простейшие весы в виде равноплечие коромысла с подвешенными чашами стали применяться в древнем Вавилоне за две с половиной тысячи лет до нашей эры и в Египте за две тысячи лет до нашей эры. Все их отлично знают: коромысло с подвешенными чашами, на одну кладётся товар, на другую гири. Применялись они при меновой торговле. Согласно древнеегипетской «Книге мертвых», Анубис, на входе в подземное царство взвешивает сердце всякого умершего на особых весах, где в качестве гири выступает богиня правосудия Маат.
А несколько позже появились неравноплечие весы с передвижной гирей – безмен. Безмен – простейшие рычажные весы. Так называемый русский безмен – металлический стержень с постоянным грузом на одном конце и крючком или чашкой для взвешиваемого предмета на другом.
На Руси вплоть до XV века заботливой хранительницей мер и весов была Церковь. В монастырях и храмах появились первые смотрители за правильностью измерений. Царь Иван Грозный вообще запретил торговцам иметь собственные гири и весы. Разрешалось пользоваться только «государственными». Царь Федор Алексеевич обязал проверять существующие меры с клеймлением их «орлёной печатью». Петр I своим указом ввел их обязательную проверку два раза в год. И лишь в 1736 году в России были созданы образцовые меры длины, веса (массы) и других измерений, с которыми обязательно сравнивали используемые в торговле гири и прочие меры.
1. Дайте тексту название. Для каких целей создавались первые весы?
2. О каких видах весов идет речь в тексте?
3. Зачем необходимо следить за правильностью измерений на весах? Почему хранение и проверка измерений доверялась лишь ответственным организациям?
4. Нужно ли сейчас следить за качеством измерений на весах?
Лабораторная работа №3
Измерение массы тела на рычажных весах
Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.
Оборудование: весы с разновесами, набор тел разной массы, горох.
Ход работы:
1. Измерьте размеры каждого из тел (длину a, ширину b, высоту c) в см. Определите объем тела V=a∙b∙c в см3. Результаты запишите в таблицу.
2. Придерживаясь правил взвешивания, измерьте массу нескольких твердых тел с точностью до 0,1 г.
2. Результаты измерений запишите в таблицу:
№ опыта Объем тела
V, см3
V=a∙b∙cНабор гирь
m1, m2, m3,...г, мг Масса тела
m, г Погрешность измерений,
Δm, г Масса тела на электронных весах, г1 2 3 4 3. После взвешивания на рычажных весах, покажите результаты учителю. Взвесьте эти же тала на электронных весах. Результаты запишите в таблицу.
Задание 1
18 мг = ___________г125 г = __________кг34 г =___________мг0,32 кг = ________г234 мг=________кгЗадание 2
Во время раскопок археологи обнаруживали необычные бусины. Бусинки были одинаковы по массе, часть их проколота не до конца, а у некоторых отверстия вообще залиты свинцом. Особо исследователей удивило, что бусины найдены, среди наборов гирек, рядом со складными весами. Получается, что бусинки отвечали не только эстетическим целям! Может они смогли служить разновесами? А вот импортные стеклянные бусы продавали на Руси на вес – это факт установленный.
Используйте вместо бусин горошины. Определите массу одной горошины, если у вас имеется десяток горошин, результат запишите в таблицу (опыт 4)
1. Запишите подробный план определения массы горошины.
2. Запишите подробные результаты взвешивания.
3. Придумайте и запишите задачу по тексту.
Выводы:
1.Чему вы научились во время лабораторной работы?
2. Каковы были объемы взвешиваемых тел (опыт 1,2,3)?
3. Каковы были массы взвешиваемых тел? Запишите все результаты в виде (m ± Δm) г
4. Почему тела, имеющие одинаковый объем, имеют разную массу?
5. Каким образом можно определять массу небольших тел?


Приложенные файлы

Цель урока: научить учащихся пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тела.

I. Проверка усвоения изученного материала.

1) Фронтальный опрос:

  1. О каком свойстве тел вы узнали на предыдущем уроке?
  2. В чем проявляется инертность тел?
  3. Какой физической величиной характеризуется инертность тел?
  4. Какое из двух взаимодействующих тел более (менее) инертно?
  5. Что принято за основную единицу массы в системе СИ?
  6. Какие производные единицы массы вы знаете?

2) Переведите в СИ:

  1. 200 г = ? (0,2 кг)
  2. 4500 мг = ? (0,0045 кг)
  3. 0,5 т = ? (500 кг)
  4. 3,5 ц = ? (350 кг)
  5. 2500 г = ? (2,5 кг)
  6. 0, 07 т = ? (70 кг)
  7. 20 ц = ? (2000 кг)

3) Решите задачи:

  1. Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири?
  2. Воздух под поршнем насоса сжали. Изменилась ли масса воздуха?
  3. Изменяется ли масса вещества, когда вода превращается в лед или пар?

II. Изучение нового материала.

Какие способы определения массы вы знаете?

Закрепление: вычислите массу тележки №2, если модуль ее скорости в 4 раза больше, чем модуль скорости тележки №1.

Какие виды весов вам известны?

Изучите устройство и принцип действия рычажных весов (работа с учебником А.В. Перышкина «Физика 7 класс» стр. 47).

Назовите главную часть весов?

Каково условие равновесия весов?

Как определить массу тела с помощью весов?

Какие правила следует соблюдать при определении массы тела?

Правила взвешивания:

  1. Уравновесить весы с помощью полосок бумаги, картона и т.п.
  2. Взвешиваемое тело положить на левую чашку весов, а гири на правую.
  3. Уравновесив тело, подсчитать общую массу гирь, лежащих на чашке весов.

Рассмотрите набор гирь и разновесов для лабораторных весов и ответьте на вопросы.

  1. Почему в наборе гирь встречаются одинаковые?
  2. Почему начинать взвешивание желательно с большей гири?
  3. Почему мелкие гири и разновесы надо брать только пинцетом?
  4. Почему в наборе нет гирь 30 г, 3 г и разновесов 300 мг, 30 мг?
  5. Чем можно заменить гири 4 г, 40 г и разновесы 400 мг, 40 мг?

III. Выполнение лабораторной работы.

Ход работы.

1) Внимательно прочитайте правила взвешивания.

2) Придерживаясь, правил, измерьте массу данных вам тел.

3) Результаты измерений запишите в таблицу.

4) Индивидуальные задания.

Вариант 1. Измерите массу песка находящегося в коробке.

Вариант 2. Измерите массу жидкости находящейся в стакане.

Масса пустого стакана, г Масса стакана с водой, г Масса воды, г

5) Запишите вывод: что вы измеряли и чему научились.

IV. Домашнее задание.

Предложите и опишите способ определения массы одной капли воды с помощью лабораторных весов.

Технологическая карта урока по физике в 7 классе.

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Тема

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Тип урока:

Урок формирования первоначальных предметных умений.

Цель

обеспечить отработку навыков измерения массы тел с помощью рычажных весов.

Задачи

Образовательные:

1.работая с материалом учебника изучить правила измерения массы тел на рычажных весах;

2.выполняя лабораторную работу развивать умения определять массу тел с помощью весов;

3.решая задачи, работая с презентацией расширить знания учащихся по теме «Масса».

Развивающие:

1.в ходе выполнения фронтальной лабораторной работы пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету;

2. выполняя лабораторную работу развивать у обучающихся умения работать с физическим оборудованием, анализировать и оценивать полученный результат, делать выводы.

3.способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Воспитательные:

1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся таких качеств как терпение, настойчивость, аккуратность;

2.работая в парах постоянного состава, при выполнении экспериментальных заданий и обсуждении проблемы, воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие практических умений работы с физическим оборудованием - весами;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.уметь использовать весы для измерения физической величины, массы тела.

2.уметь выражать результаты измерений в единицах СИ.

3.использовать правила взвешивания для измерения массы тел.

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Умение составлять план проведения исследования; определять потенциальные затруднения при решении учебной; описывать свой опыт, планировать и корректировать.

Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Основные понятия темы

Масса, погрешность измерения, цена деления, рычажные весы.

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Основные технологии.

Основные методы.

Формы работы.

Ресурсы. Оборудование.

1.Слушание объяснений учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником.

3. Выполнение фронтальных лабораторных работ.

4.Работа с раздаточным материалом.

5.Измерение величин.

Технология сотрудничества.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава.

Физическое оборудование: весы, тела разной массы, разновесы.

Ресурсы: проектор, презентация.

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

Вводно-мотивационный этап.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Предлагает задачу на смекалку и назвать тему урока, определить цель.

Пытаются ответить, решить проблему. Определяют тему урока и цель.

Операционно-содержательный этап

Изучение нового материала.

1) Актуализация знаний.

2) Первичное усвоение новых знаний.

3) Первичная проверка понимания

4) Первичное закрепление

5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

1) Предлагает выполнить задания.

2) Инструктаж по выполнению работы. Объяснение теоретического материала.

3) Предлагает выполнить экспериментальные задания.

4)Предлагает работу с таблицей.

5)предлагает ответить на вопросы и сделать выводы.

Изучение нового материала на основе самостоятельного выполнения лабораторной работы.

1) Выполняют задания.

2) Слушают.

3)Выполняют предложенные экспериментальные задания.

4)Заполняют таблицу.

5)делают выводы. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

Рефлексивно - оценочный этап.

Рефлексия. (Подведение итогов).

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает выбрать предложение.

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные

Приложение.

1. Мотивационный.

Задача на смекалку. Царь приказал Архимеду отмерить столько золота, сколько весит слон. Таких больших весов нигде не оказалось. В распоряжении Архимеда был плот. Как Архимед решил задачу?

Обсуждение. Сформулируйте тему и задачи урока.

2. Изучение нового материала.

1) Актуализация знаний.

1) Заполните пропуски в тексте.

Масса тела - это физическая ________, характеризующая его _______. Чем больше масса тела, тем оно ______ инертно. Измерить массу тела - значит сравнить его массу с массой ____, изготовленного из сплава платины и иридия, равной _____.

Ответ. Масса тела - это физическая величина , характеризующая его инертность . Чем больше масса тела, тем оно более инертно. Измерить массу тела - значит сравнить его массу с массой эталона , изготовленного из сплава платины и иридия, равной 1 кг .

2) В древнем Вавилоне за единицу массы принимали талант - массу воды, наполняющей такой сосуд, из которого вода равномерно вытекает через отверстие определенного размера в течение часа. А какие единицы массы вы знаете?

Устный счет. Переведите массу в указанные единицы измерения.

Тонны

Килограммы

Граммы

Ответ.

Килограммы

2) Первичное усвоение новых знаний.

А какие способы определения массы вы знаете?

Способы определения массы тела.
1) Взвешивание - измерение массы с помощью весов.

2) Определение массы методом взаимодействия.

Изучить инструкцию «Правила взвешивания» по учебнику "Физика. 7 класс".

3) Первичная проверка понимания.

Лабораторная работа №3
«Измерение массы тела на рычажных весах».

Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тела.

Оборудование: весы с разновесами, набор тел разной массы.

Ход работы.

1.Зная правила взвешивания, измерьте массу тел с точностью до 0, 1 г.

2. Результаты измерений запишите в таблицу.

3. Сделайте вывод.

4) Первичное закрепление. Решите задачу.

Для уравновешивания тела на рычажных весах были использованы наборы гирь, масса которых указана в таблице. Чему равна масса каждого тела?

5) Контроль усвоения.

Проверь себя!

1.Какие приборы изображены на рисунке?

2.Какие физические величины можно измерить с их помощью?

3.Какие правила необходимо соблюдать при их эксплуатации?

3. Рефлексия.

+Я сам _______________________________________

? Самым трудным было _______________________

! Есть предложение ___________________________

Масса тела. Измерение массы тела на весах4 этап - Фронтальный эксперимент "Измерение массы тела на весах”. Цель: усвоение правил взвешивания тел на весах.
Лабораторная работа №3.

Цель урока: научить учащихся пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тела.

I. Проверка усвоения изученного материала.

1) Фронтальный опрос:

  1. О каком свойстве тел вы узнали на предыдущем уроке?
  2. В чем проявляется инертность тел?
  3. Какой физической величиной характеризуется инертность тел?
  4. Какое из двух взаимодействующих тел более (менее) инертно?
  5. Что принято за основную единицу массы в системе СИ?
  6. Какие производные единицы массы вы знаете?

2) Переведите в СИ:

  1. 200 г = ? (0,2 кг)
  2. 4500 мг = ? (0,0045 кг)
  3. 0,5 т = ? (500 кг)
  4. 3,5 ц = ? (350 кг)
  5. 2500 г = ? (2,5 кг)
  6. 0, 07 т = ? (70 кг)
  7. 20 ц = ? (2000 кг)

3) Решите задачи:

  1. Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири?
  2. Воздух под поршнем насоса сжали. Изменилась ли масса воздуха?
  3. Изменяется ли масса вещества, когда вода превращается в лед или пар?

II. Изучение нового материала.

Какие способы определения массы вы знаете?

Закрепление: вычислите массу тележки №2, если модуль ее скорости в 4 раза больше, чем модуль скорости тележки №1.

Какие виды весов вам известны?

Изучите устройство и принцип действия рычажных весов (работа с учебником А.В. Перышкина «Физика 7 класс» стр. 47).

Назовите главную часть весов?

Каково условие равновесия весов?

Как определить массу тела с помощью весов?

Какие правила следует соблюдать при определении массы тела?

Правила взвешивания:

  1. Уравновесить весы с помощью полосок бумаги, картона и т.п.
  2. Взвешиваемое тело положить на левую чашку весов, а гири на правую.
  3. Уравновесив тело, подсчитать общую массу гирь, лежащих на чашке весов.

Рассмотрите набор гирь и разновесов для лабораторных весов и ответьте на вопросы.

  1. Почему в наборе гирь встречаются одинаковые?
  2. Почему начинать взвешивание желательно с большей гири?
  3. Почему мелкие гири и разновесы надо брать только пинцетом?
  4. Почему в наборе нет гирь 30 г, 3 г и разновесов 300 мг, 30 мг?
  5. Чем можно заменить гири 4 г, 40 г и разновесы 400 мг, 40 мг?

III. Выполнение лабораторной работы.

Ход работы.

1) Внимательно прочитайте правила взвешивания.

2) Придерживаясь, правил, измерьте массу данных вам тел.

3) Результаты измерений запишите в таблицу.

4) Индивидуальные задания.

Вариант 1. Измерите массу песка находящегося в коробке.

Вариант 2. Измерите массу жидкости находящейся в стакане.

Масса пустого стакана, г Масса стакана с водой, г Масса воды, г

5) Запишите вывод: что вы измеряли и чему научились.

IV. Домашнее задание.

Предложите и опишите способ определения массы одной капли воды с помощью лабораторных весов.

Урок физики в 7-м классе по теме "Измерение массы тела на рычажных весах"

Цели урока: формирование умения сравнивать массы двух тел, измерять массу тела на рычажных весах, выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи.

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Р. Киплинг (перевод С.Я. Маршака)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы.

На прошлом уроке мы познакомились с физической величиной – масса тела.

Какое свойство тела характеризует масса? (Инертность).

В чем проявляется инертность тел? (Чем меньше меняется скорость тела при взаимодействии, тем оно инертнее).

Какая единица массы принята за основную? (кг).

III. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: "Измерение массы тела на рычажных весах”. Цель урока: научиться измерять массу тел.

IV.Обоснование актуальности темы .

Зачем нужно измерять массу тела? Чтобы ответить на этот вопрос мы провели исследование, которое оформили в виде презентации. Выступления учеников:

Выяснить, людям, каких профессий необходимо измерять массу тел.

С помощью, каких весов они это делают.

Собрать интересные факты измерения массы тел.

Чтобы выполнить задание мы разбились на группы.

Первая группа будет изучать литературу. Ребята этой группы должны найти интересные факты, связанные с массой.

Вторая группа отправится в магазины и другие торговые точки.

Третья группа, выяснит в больнице и поликлинике, какое значение для врача и его пациента имеет измерение массы тела.

Ребята четвертой группы побывают на почте и выяснят, как точно взвешивают на почте посылки и бандероли.

Это интересно
Масса Солнца 2 х 10 30 кг.

Масса Земли 6 х 10 24 кг.

Самый крупный град обрушился в 1986 году на Бангладеш. Вес градин достигал 1 кг.
Этим летом один английский фермер вырастил луковицу, масса которой 7 кг.
Самое большое на земле животное - кит, может весить 150 т.
Слоны самые крупные современные наземные млекопитающие.

Их масса до 7,5 т.

Маленькая птичка королек весит всего 5–7 г, а некоторые

нектарницы - 3- 4 г.

Лягушка – бык весит до 600 г.

Бамбуковый медведь – панда, весит 150 кг, в день он съедает 10 – 20 кг бамбука.

В поликлинике мы побывали в кабинете здорового ребенка.

Ежемесячное взвешивание детей от рождения до года, позволяет врачам делать вывод: здоров ли малыш, правильно ли он развивается.

Есть в поликлинике и в больнице весы для взрослых. Их мы нашли у врача эндокринолога и в приемном покое. Люди с избыточной массой тела, чаще страдают каким – либо заболеванием.

В магазине "Союз” мы как следует, рассмотрели весы. Выяснили, что они 1999 года выпуска. Сделали контрольную закупку. В магазине "Визит” мы увидели более современные и удобные весы.

На почте весы необходимы для взвешивания посылок, бандеролей, заказных писем. Если работник почты не верно измерит массу посылки, то потом у него могут быть неприятности.

Сделали вывод:

  • Измерение массы тела, важный момент для специалистов многих профессий.

Учитель: Измерение массы тела очень важный момент и на уроках физики.

V. Изучение нового материала

Объяснение соответствует параграфу 20, по учебнику А.В. Перышкина "Физика – 7”. А также ученики знакомятся с правилами взвешивания.

VI. Лабораторная работа №3

"Измерение массы тела на рычажных весах”.

Цель работы – научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.

Приборы и материалы : весы с разновесками, несколько небольших тел разной массы.

Указания к работе

  1. Внимательно прочитайте правила взвешивания.
  2. Придерживаясь, правил, измерьте массу данных вам тел.
  3. Результаты измерений запишите в таблицу.

VIII. Индивидуальное задание.

Задание № 1

Измерить массу песка, находящегося в коробке.

Задание № 2

Измерить массу жидкости, находящейся в пузырьке

IХ. Обсуждение результатов. Подведение итогов.

Х. Домащнее задание.

Взять интервью у мамы, бабушки: В каких ситуациях дома приходится измерять массу тел, как они это делают?


Лабораторная работа № 4 Измерение массы тела на рычажных весах.9. (ppt)festival.1september.ru/articles/507110/pril2.ppt Цифровые образовательные ресурсы Электронное учебное издание «Лабораторные работы по физике», выпущенное ООО «Дрофа» для 7-11 классов.
Инструкция Рабочий лист Лабораторная работа № 7.3 Измерение массы тела на рычажных весах Цель работы ...10. Измерение массы тела на рычажных весах. 7-й класс Чем можно заменить гири 4 г, 40 г и разновесы 400 мг, 40 мг? III. Выполнение лабораторной работы .
Предложите и опишите способ определения массы одной капли воды с помощью лабораторных весов.

Тарирные весы

Кроме ручных весов в аптечном производстве лекарственных препаратов применяются тарирные весы ВКТ-1000, Т-1000, а также настольные обыкновенные весы (НО).

Весы тарирные ВКТ-1000, Т-1000 - весы общего назначения IIкласса, которые служат для взвешивания жидких, вязких и сыпучих веществ. Их конструкции не имеют принципиального отличия от ручных весов. Это тоже рычажные весы с прямолинейным равноплечим коромыслом, но большей грузоподъемности. Равноплечее коромысло с одной опорной, двумя грузоприемными призмами опирается на подушку, расположенную на колонке. На острия грузоприемных призм подвешены серьги со съемными держателями чашек и чашками. На концах коромысла расположены регуляторы равновесия. Стрелка жестко крепится с коромыслом и шкалой отсчета. Весы устанавливаются по отвесу.

Ручные весы

В аптечной практике для взвешивания небольших количеств лекарственных средств применяют ручные весы марок ВР и ВСМ. Промышленность выпускает ручные весы 4 типоразмеров (табл.1).

Марки и типоразмеры ручных весов

Взвешивание на ручных весах

Ручные весы применяют почти исключительно для взвешивания сыпучих веществ в количествах от 0,05 до 100 г.

1. В нерабочем состоянии весы ручные сохраняют на крючке специального штатива, реже в закрытой коробке. При помещении весов на крючок штатива одну чашку весов укладывают в другую чашку и подвешивают весы за шнуры нижней чашки с таким расчетом, чтобы крючок штатива прошел между вертикально свисающим коромыслом и шнурами нижней чашки. Во избежание напрасного износа остриев призмы не следует подвешивать весы за кольцо обоймицы.

2. Перед началом работы убедиться в уравновешенности весов: качания коромысла останавливают не зажиманием стрелки внутри обоймицы, а подведением под чашки горизонтально расположенной ладони правой руки или же опусканием до соприкосновения донышек с поверхностью стола.

3. При взвешивании на ручных весах их держат в левой руке на весу. Обычно рекомендуют брать весы большим и указательным пальцами левой руки таким образом, чтобы обоймица висела строго вертикально и была совершенно свободной. Средний и безымянный пальцы левой руки располагают по обеим сторонам обоймицы, не касаясь ее, но имея возможность ограничивать движение стрелки весов и, в случае надобности, останавливать ее колебания. Перед взвешиванием под правую чашку весов подкладывают лист белой бумаги.

4. Убедившись в уравновешивании весов и чистоте их чашек, на левую чашку помещают нужное количество гирь, на правую - взвешиваемое вещество (мелкий разновес берут только пинцетом, оберегая шнурки весов от загрязнения порошком). Безымянный или большой пальцы левой руки поддерживают стрелку весов, не позволяя ей далеко отклоняться влево от плоскости обоймицы и осязают приближение равновесия. По окончании взвешивания чашки весов вытирают марлевой салфеткой.

5. Для отвешивания ядовитых веществ пользуются отдельным разновесом.

Взвешивание на тарирных весах

Тарирные весы используют для взвешивания сыпучих, жидких и вязких веществ в количествах, допустимых предельными нагрузками (от 50 г до 1 кг). Перед началом работы следует установить весы по отвесу и уравновесить чашки весов (с помощью регуляторов равновесия); стрелка должна находиться на нуле или отклоняться от него на равные расстояния. Гири и груз рекомендуется помещать на середину чашек. Суммарную массу гирь подсчитывают внимательно, лучше дважды - при помещении их на чашку весов и при снятии с нее. Взвешивание с ы п у ч и х веществ производят непосредственно в бумажный пакет или коробку с соответствующей этикеткой, иногда - на лист бумаги писчей, парафинированной или пергаментной. Подготовленный пакет в раскрытом виде помещают на правую чашку весов. На левую чашку в качестве тары помещают такой же пакет или лист бумаги и гири. Из штангласа, который держат в правой руке, в пакет осторожно насыпают порошкообразное вещество, причем штанглас слегка покачивают вдоль продольной оси; указательным пальцем правой руки слегка постукивают по горлышку штангласа. Прикасаясь указательным пальцем левой руки к чашке с грузом, стараются ощутить момент равновесия.

Уход за весами и разновесом

1. Перед началом взвешивания проверяют состояние весов, смахивают кисточкой пыль с чашек и устанавливают точку нуля (см. ниже).

2. Взвешиваемый предмет и гирьки можно помещать на чашки весов и снимать с них только при закрытом арретире, т.е. когда арретир опущен. При открытом арретире к весам прикасаться нельзя. Диск арретира следует поворачивать медленно, плавно и осторожно.

3. Нельзя сдвигать весы с занимаемого ими места.

4. Не следует допускать перегрузки весов выше допустимого предела (100 г), так как это может привести к порче весов. В сомнительном случае предмет нужно взвесить на лабораторных химических весах и, убедившись, что масса его не превышает предельной, приступать к взвешиванию его на аналитических весах.

5. Нельзя на чашки весов помещать влажные и грязные предметы. Нельзя просыпать и разливать ничего внутри шкафа весов. Нельзя взвешивать горячие предметы, а также очень холодные. Взвешиваемый предмет должен иметь температуру помещения, в котором находятся весы.

6. Нельзя класть взвешиваемое вещество непосредственно на чашку весов. Нельзя производить взвешивание на листе бумаги. Взвешивания производят на часовом стекле, в бюксе, в тигле или в небольшом стаканчике. Гигроскопические вещества, а также жидкости, выделяющие едкие пары, взвешивают в закрытом бюксе.

7. При взвешивании разрешается пользоваться только боковыми дверцами шкафа весов, передняя стенка шкафа должна быть закрыта.

8. Гирьки при взвешивании следует брать только пинцетом. Гирьки могут находиться только на чашке весов или в футляре, в своем гнезде.

9. В нерабочем состоянии весы должны быть всегда арретированы (арретир опущен). Нельзя облокачиваться на столик, на котором стоят весы, мешать работающему на весах посторонними разговорами. В случае какой-либо неисправности весов необходимо обратиться к руководителю.