Определение понятия «координация движений. Определение понятия «координация движений»

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (от лат. coordinatio - упорядочение), согласование импульсов отдельных мышечных групп во времени и пространстве, направленное к достижению определенного двигательного эффекта. Доказанный факт участия в К. д. почти всех отделов центральной нервной системы указывает на чрезвычайную сложность координационной деятельности организма. В сущности можно сказать, что все, что отличает любое простое или сложное движение человека от вздрагивания вырезанной лягушечьей мышцы, исчерпывающим образом сводится к К. д. : -Каждый первичный двигательный импульс, посылаемый мышце здорового организма из спинномозговых клеток, уже сам по себе координирован, соразмерен с раздражителем, вызвавшим это движение. Если человек намеревается поднять мяч, затем пушинку, затем пудовую гирю, он посылает мышцам совершенно различные импульсы, зависящие от представления о сопротивлении, которое каждое из этих движений должно будет встретить. Такая первичная К. д. (или К. первичного импульса) в огромном большинстве случаев выполняется низшими спинальными отделами центральной нервной системы; это подтверждается тем, что напр. у обезглавленной лягушки движения лапки при «вы-тирательном рефлексе» строго согласуются с подвергнутым раздражению местом кожи и сейчас же меняются, если начать раздражать какой-либо другой участок поверхности тела.-Ужей первичная К. д. оказывается очень сложной совокупностью механизмов. Если сосредоточить внимание на простейшем сочленении с одной степенью свободы подвижности (см. Движения), то окажется, что при всяком движении одновременно с возбуждением одной мышцы наступает содружественное возбуждение си-нергистов этой мышцы и угнетение ее антагонистов. Это явление, получившее название реципрокной (т. е. взаимно-обратной) иннервации, было отмечено еще Белл ом (Bell; 1836) и подробно изучено Шеррингтоном (Sherrington) в начале 20 в. Шеррингтон показал, что и у млекопитающего (кошка) явление это чисто спинального происхоя-с-дения. В сочленениях, более богатых подвижностью, реципрокная иннервация превращается в более сложный процесс перераспределения напряжений между всеми мышцами данного сочленения. Шеррингтон показал кроме того, что возбуждение сгибателей одной ноги животного сопровождается одновременным угнетением разгибателей другой ноги; более того, рефлекс сгибания одной ноги, вызванный раздражением с периферии тела, моя^ет затормаживаться возбуждением разгибателей противоположной ноги. Очень вероятно, что в этих явлениях двусторонней взаимной обратности мы имеем дело с простейшими составляющими механизма ходьбы (см.). Несравненно большую роль в К. д. играют вторичные импульсы (вторичная К.). Ни одно движение не может быть всецело соразмерено с самого начала; само протекание уже начавшегося движения сопровождается непрерывными коррективными (исправляющими) импульсами, посылаемыми центральной нервной системой во все прямо или косвенно занятые в движении мышцы. Вторичная К. д. есть рефлекторный процесс. В образовании центростремительной полудуги этого рефлекса принимает участие большинство чувствительных аппаратов тела, в первую очередь проприоцептивные аппараты (концевые органы в сухожилиях, мышцах и суставных сумках; путь-задние столбы спинного мозга), затем органы глубокой и поверхностной кожной чувствительности (пути-tractus spino-thalamieus, tract us spino-cerebellaris), лабиринты и глаза. Центральные аппараты вторичной К. д. лежат выше спинного мозга; к ним принадлежат мозжечок, зрительные бугры, ядра среднего мозга и лобные доли большого мозга. Проприоцептивный рефлекс нарушается или вовсе исчезает при атрофии задних столбов спинного мозга (пучок Голля, пучок Бурдаха), что ведет к развитию" атаксии (см.)- Роль этого рефлекса лучше всего выясняется из анализа явлений выпадения при табетической атаксии и сводится в норме к осуществлению эвтопии (правильного попадания в нужную точку) и эвметрии (правильной меры движений). Т. о. этот механизм в основном регулирует пространственную К. д.; с нарушением его движения становятся чрезмерными (дисметрия), теряют меткость (дистопия) и уверенность. Вторичная К. д., связанная с проходимостью бокового мозжечкового пути спинного мозга, а в головном мозгу-с мозжечком, мостом, лабиринтами и лобными долями, много сложнее, и ее значение лучше всего выяснено сейчас для механизмов сохранения равновесия. При заболеваниях мозжечка кинестетическое чувство (т. е.ощущение положения, направления и силы движения) обычно не нарушается, но зато поражаются стояние (симптом Ромберга) и походка. Последняя становится неустойчивой, возникает стремление падать (астазия), затрудняется изменение направления ходьбы и т. д. Нарушается и нормальная К. д. других частей тела: глаз (нистагм), рук (адиадохокинез). На обезьянах замечены при полном удалении мозжечка явления нарушения ритма походки (движения конечностей в ненормальной последовательности и с ненормальными паузами, неловкий, скачущий и прерывистый бег), что заставляет приписывать мозжечковому аппарату участие в осуществлении временной или ритмической К. д.- ■э в р и т. м и и.-Очень важную роль в выполнении вторичной К. д. играют совместно с мозжечком ушные лабиринты. Помимо своей основной роли органа чувств, определяющего направление силы тяжести и ускорения тела в пространстве и обусловливающего сохранение равновесия, лабиринты принимают еще очень тесное, хотя и не вполне выясненное участие в поддержании тонуса шейных мышц и разгибательных мышц конечностей. Поражение лабиринтов ведет к потере равновесия, головокружениям, упорному кружению на месте и т. д.- Высшая, наиболее тонкая К. д. осуществляется при теснейшем участии коры мозговых полушарий. Затылочные доли обусловливают возможность зрительной К., лобные доли (еще невыясненным образом) влияют на ловкость и стройность движений. Поражение коры левой центральной извилины и corporis callosi может повести к развитию апраксии (см.), т. е. к расстройству способности совершать сложные целесообразные последовательности движений. К специфическим, местным расстройствам К. д., связанным с поражением мозговой коры, следует отнести афазию и аграфию (см.), парафазию и параграфию. Лит.: Бериташвили И., Общая физиология мышечной и нервной системы, Тифлис, 1922; Magnus R., Die Korperstellung, В., 924; S herring t о n С, The integrative action of the nervous system, N. Y., 1906. См. также литературу к ст. Движения. Н. Бершптейн.

Характеристика двигательных дейст­вий, связанная с управлением согласованностью и соразмер­ностью движений и с удержанием необходимой позы, назы­вается координацией . При этом координация бывает различ­ной по характеру, в связи, с чем следует говорить, как и в пре­дыдущих случаях, о группе координационных качеств, а не об одной общей координационной возможности спортсмена.

Кроме того, поскольку это характеристика управления мы­шечными напряжениями, а управление может касаться различ­ных по иерархии уровней, разделяют координацию более эле­ментарную, протекающую без участия сознания и воли чело­века, и более сложную, отражающую как программирование, так и исполнение целостного упражнения.

Внутримышечная координация связана с управлением сок­ращения отдельных мышечных волокон и работой мотонейро­нов. Внутримышечная согласованность проявляется в последо­вательном или одновременном (в зависимости от задачи) воз­буждении и расслаблении отдельных двигательных единиц.

Межмышечная координация связана с согласованностью и соразмерностью напряжения и расслабления отдельных мышц в целостном двигательном акте. Согласованность проявляется в последовательном сокращении и расслаблении мышц, когда во время окончания одного движения начинает подготавливать­ся последующее; как опережение, так и запаздывание наруша­ют целостность и слитность двигательного акта. Соразмерность выражается в дозировании параметров движений - амплитуды, усилий,- длительности напряжения в соответствии с двига­тельной задачей.

Сенсорно-мышечная координация является наиболее слож­ной, так как связана с согласованием во времени и простран­стве движений спортсмена в соответствии с возникающей си­туацией - перемещением игроков, движением спортивного сна­ряда и т. д. Этот вид координации требует быстрого и тонкого анализа внешних сигналов - зрительных, слуховых, тактиль­ных - и их сопоставления с внутренними сигналами - проприорецептивными, вестибулярными.

Как видно из изложенного, первый вид координации протекает без участия сознания человека, безусловнорефлекторно. Другие виды координации требуют участия психических процессов и сознательного программирования двигательного действия, г. е. формирования или оживления вторичного образа представления. Это создает определенные трудности в диагностировании координированности. Определяя последнюю, подразумевают, что исследуются возможности исполнительной части двигательного действия - работа двигательных исполнитель­ных центров и мышц. Однако это не так. Человек может плохо выполнить предложенное ему для повторения упражнение из-за того, что у него не сформировался зрительный образ того
упражнения, которое нужно выполнить, или он позабыл последовательность движений. Поэтому, прежде чем диагностировать двигательные возможности человека, следует убедиться, что у него сформировалось представление об упражнении и доста­точно хорошо закрепилось в памяти.


Сказанное определяет и понимание структуры координиро­ванности, которая включает в себя сложные психические компоненты. Невозможно соразмерять и согласовывать движения и сокращения отдельных мышц друг с другом, если человек не имеет эталона этого двигательного акта. Кроме того, коорди­нация часто проявляется в регуляции двигательного акта в со­ответствии с временными и пространственными параметрами теx объектов, с которыми человек взаимодействует в процессе деятельности. Поэтому точность двигательных актов, по кото­рым судят о координированности, определяется точностью оцен­ки расстояния или скорости движения спортивного снаряда. В связи с этим меткость как проявление координиро­ванности отражает сочетание глазомера и способности дозиро­вать усилие и амплитуду движения, ловкость - сочетание про­странственной точности движений с его своевременностью. Кроме того, ловкость не характеризуется ни быстротой формирования навыка (это скорее характеристика способности человека к научению), ни быстротой переделки на­выка (способность человека варьировать навыком в изменившихся условиях относят к умениям высшего порядка, а не к двигательным качествам).

Следует также подчеркнуть, что координация как соразмер­ность движений характеризуется точностью отмеривания, диф­ференцирования и воспроизведения различных параметров дви­жений, причем между этими функциями нет соответствия. Это значит, что можно хорошо дифференцировать амплитуду дви­жений, но относительно плохо ее воспроизводить, т. е. повто­рять заданный параметр. Это заставляет более осторожно от­носиться к терминам, характеризующим «мышечное чувство», поскольку часто за ними либо не скрывается никакая конкрет­ная проприорецептивная функция, либо какая-то функция на­зывается неправильно. Например, говорят о точности движе­ний вообще, не указывая, какая точность имеется в виду - вос­произведения, отмеривания или дифференцирования. Часто точность воспроизведения принимают за мышечную чувстви­тельность. В действительности же абсолютная мышечная чув­ствительность измеряется совершенно другим способом, чем точность воспроизведения.

Показателем координированное может быть латентное время напряжения и расслабления мышцы, фиксируемое с помощью электромиографии. Особая роль принадлежит способ­ности мышц к расслаблению. Отсутствие достаточного расслаб­ления приводит к мышечной скованности, которая может отражать и психическую скованность, возникающую из-за бояз­ни большой ответственности. Конечно, мышечная и психиче­ская закрепощенность человека - явления не однозначные, од­нако и при той, и при другой координация нарушается. Если больше нарушается соразмерность, то говорят об угловатости, а если страдает согласованность - то о неуклюжести спорт­смена.

Координация заключается не только в управлении движе­ниями, но и в регуляции позы. Позой называется закрепление тела и его частей в определенном положении. Поза служит для сохранения равновесия тела и для фиксации ряда суставов, без которой осуществление движений в других суставах становит­ся невозможным.

Большое значение имеют предрабочие изменения позы, ко­торые заранее компенсируют возможные смещения центра тя­жести тела и предотвращают падение человека (например, при ожидаемом столкновении с игроком в хоккее). Реакции под­держания позы обеспечиваются чаще всего тоническим напря­жением мышц, а при больших нагрузках и при коррекциях, ис­правляющих позу, - тетаническими (фазными) сокращениями мышц.

Тонус мышц отличается рядом физиологических особенно­стей от тетануса. Тонус вызывается редкой импульсацией (до 5-7 импульсов в с), малым расходом энергии, которую дол­гое время ученым даже не удавалось зарегистрировать, дли­тельным напряжением мышечных волокон, продолжающимся часами. В его поддержании участвует сложная многоуровневая система нервных центров. По своей природе мышечный тонус является рефлекторным актом. Для возникновения тонуса в мышцах достаточно рефлекторного влияния спинного мозга, однако тонкое перераспределение тонуса между различными мышцами осуществляется более высокими этажами нервной системы, а его произвольная регуляция - корой больших полу­шарий.

Влияние на мышечный тонус оказывают как специфическая, так и неспецифическая системы головного мозга. Специфиче­ская система действует избирательно, на отдельные группы мышц. Тонус мышц-сгибателей усиливается кортико-спинальной, кортико-рубро-спинальной и частично - кортико-ретикуло-спинальной системами, а также системой мозжечок - красные ядра среднего мозга. Эти же системы снижают тонус мышц-разгибателей. Усиливается тонус мышц-разгибателей за счет влияний вестибуло-спинальной системы, а также системы моз­жечок - вестибулярные ядра продолговатого мозга. Эти же системы снижают тонус мышц-сгибателей.

Высший контроль за тонусом мышц осуществляет кора боль­ших полушарий, ее моторные, премоторные и лобные области. С ее участием происходит выбор наиболее целесообразной для данного момента позы, обеспечивается ее соответствие двига­тельным задачам.

Определение понятия «координация движений»

Термин «координация» происходит от латинского coordinatio -- взаимоупорядочение. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.

Для ЦНС объектом управления является опорно-двигательный аппарат. Своеобразие скелетно-мышечной системы заключается в том, что она состоит из большого числа звеньев, подвижно соединенных в суставах, допускающих поворот одного звена относительно другого. Суставы позволяют звеньям поворачиваться относительно одной, двух или трех осей, т. е. обладать одной, двумя или тремя степенями свободы. Чтобы в трехмерном пространстве достичь любой заданной точки (в пределах длины конечности), достаточно иметь двухзвенную конечность с двумя степенями свободы в проксимальном суставе (плечо) и одной степенью свободы в дистальном (локтевой). На самом деле конечности имеют большее число звеньев и степеней свободы. Чтобы кинематическая цепь совершала нужное движение, необходимо исключить те степени свободы, которые для данного движения являются избыточными. Этого можно достичь двумя способами:

  • 1) зафиксировать избыточные степени свободы путем одновременной активации антагонистических групп мышц (коактивация);
  • 2) связать движения в разных суставах определенными соотношениями, уменьшив, таким образом, число независимых переменных, с которыми должна иметь дело ЦНС. Такие устойчивые сочетания одновременных движений в нескольких суставах, направленных на достижение единой цели, получили название синергии.

Весьма своеобразны и «двигатели», используемые в живом организме. Скелетные мышцы представляют собой эластомеры с нелинейной зависимостью развиваемой силы от частоты активации. При этом развитие силы автоматически сопровождается изменениями упругости и вязкости мышцы. Кроме того, напряжение мышцы зависит от ее длины (угол в суставе) и скорости удлинения или укорочения. Сложность управления движениями в суставах при помощи мышц усугубляется еще и тем, что на каждую степень свободы, как правило, приходится больше одной пары мышц. При этом многие мышцы являются двухсуставными, т.е. действуют не на один, а на два сустава. Поэтому, например, сгибание пальцев руки невозможно без одновременной активации разгибателей кисти, препятствующих действию сгибателей пальцев в лучезапястном сочленении.

Формы участия мышц в осуществлении двигательных актов весьма многообразны. Анатомическая классификация мышц (например, сгибатели и разгибатели, синергисты и антагонисты) не всегда соответствуют их функциональной роли в движениях. Так, некоторые двухсуставные мышцы в одном суставе осуществляют сгибание, а в другом -- разгибание. Антагонист может возбуждаться одновременно с агонистом для обеспечения точности движения, и его участие помогает выполнять двигательную задачу. В связи с этим, учитывая функциональный аспект координации, в каждом конкретном двигательном акте целесообразно выделить основную мышцу (основной двигатель), вспомогательные мышцы (синергисты), антагонисты и стабилизаторы (мышцы, фиксирующие, не участвующие в движении суставы). Роль мышц не ограничивается генерацией силы. Антагонисты и стабилизаторы часто функционируют в режиме растяжения под нагрузкой, который используется для плавного торможения движений, амортизации толчков.

На конечный результат движения влияют не только силы, развиваемые мышцами, но и силы немышечного происхождения. К ним относятся силы инерции, создаваемые массами звеньев тела, вовлекаемых в движение, а также силы реакции, возникающие в кинематических цепях при смешении любого из звеньев. Движение смещает различные звенья тела относительно друг друга и меняет конфигурацию тела, а, следовательно, по ходу движения изменяются моменты упомянутых сил. Вследствие изменения суставных углов меняются и моменты мышечных сил. На ход движения влияет и масса звеньев тела; моменты сил тоже изменяются в процессе движения из-за изменения ориентации звеньев относительно вектора силы тяжести. В практической деятельности человек вступает во взаимодействие с предметами внешнего мира -- различными инструментами, перемещаемыми грузами и др., и ему приходится преодолевать силы тяжести, упругости, трения, инерции, возникающие в процессе этого взаимодействия. Необходимо также нейтрализовать действие непредвиденных помех движению, которые могут возникать во внешней среде, и оперативно исправлять допущенные в ходе реализации движения ошибки. Немышечные силы вмешиваются в процесс движения и делают необходимым непрерывное согласование с ними деятельности мышечного аппарата.

В связи с перечисленными особенностями скелетно-мышечной системы и условиями ее взаимодействия с внешним миром, управление движениями оказывается немыслимым без решения задачи согласования активности большого числа мышц.

Характер этого согласования зависит от двигательной задачи. Так, если нужно взять стакан с водой, то для формирования такого движения ЦНС должна располагать информацией о положении стакана относительно тела и о исходном положении руки. Однако, поскольку мы хотим, чтобы это движение было успешным, кисть заранее раскрылась на величину, соответствующую размеру стакана, чтобы сгибатели пальцев сжимали стакан с силой, достаточной для предотвращения проскальзывания, чтобы приложенная сила была достаточной для плавного подъема, но не вызывала резкого отрыва, чтобы ориентация стакана в кисти после захвата все время была вертикальной, т.е. чтобы реализация движения соответствовала двигательной задаче, то необходимы не только данные о пространственных соотношениях, но и разные сведения о свойствах объекта манипулирования. Многие из этих сведений не могут быть получены в ходе самого движения посредством обратных связей, а должны быть заложены в программу предстоящего движения на этапе его планирования. Предполагают, что двигательная память содержит обобщенные классы двигательных программ, из числа которых в соответствии с двигательной задачей выбирается нужная. Эта программа модифицируется применительно к конкретной ситуации: однотипные движения могут выполняться быстрее или медленнее, с большей или меньшей амплитудой. Одна и та же программа может быть реализована разными наборами мышц, уровень планирования движения и уровень его исполнения не совпадают, иначе говоря, система управления движениями является многоуровневой. Действительно, произвольное пространственно ориентированное движение планируется в терминах трехмерного эвклидового пространства: вверх--вниз, вперед--назад, вправо--влево. Для выполнения этого плана необходимо перевести планируемые линейные перемещения в соответствующие угловые переменные (изменения суставных углов), определить, какие мышечные моменты необходимы для этих угловых перемещений, и, наконец, сформировать двигательные команды, которые вызовут активацию мышц, дающую необходимые значения моментов.

В планировании, преобразовании и исполнении двигательной программы участвуют различные структуры нервной системы, организованные по иерархическому принципу. Двигательная программа может быть реализована различными способами. В простейшем случае ЦНС посылает заранее сформированную последовательность команд к мышцам, не подвергающуюся во время реализации никакой коррекции. В этом случае говорят о разомкнутой системе управления. Такой способ управления используется при осуществлении быстрых, так называемых баллистических, движений. Чаше всего ход осуществления движения сравнивается с его планом на основе сигналов, поступающих от многочисленных рецепторов, и в реализуемую программу вносятся необходимые коррекции -- это замкнутая система управления с обратными связями. Однако и такое управление имеет свои недостатки. Вследствие относительно малой скорости проведения сигналов, значительных задержек в центральном звене обратной связи и времени, необходимых для развития усилия мышцей после прихода активирующей посылки, коррекция движения по сигналу обратной связи может запаздывать. Поэтому во многих случаях целесообразно реагировать не на отклонение от плана движения, а на само внешнее возмущение еще до того, как оно успело вызвать это отклонение. Такое управление называют управлением по возмущению.

В осуществлении координации движений участвуют все отделы ЦНС -- от спинного мозга до коры большого мозга. У человека двигательные функции достигли наивысшей сложности в результате перехода к прямостоя- нию и прямохождению (что осложнило задачу поддержания равновесия), специализации передних конечностей для совершения тонких движений, использования двигательного аппарата для коммуникации (речь, письмо). В управление движениями человека включены высшие формы деятельности мозга, связанные с сознанием, что дало основание называть соответствующие движения произвольными. Помимо первичной моторной коры (поле 4 по Бродману), в управлении движениями участвует премоторная кора (поле 6), включая дополнительную моторную кору, и кора поясной Извилины (поле 23).

На спинальном уровне протекают лишь простейшие координации. Тем не менее спинной мозг может осуществлять довольно обширные функции, вплоть до «спинального шагания» у животных (Ч. Шеррингтон). Нервные механизмы ствола мозга существенно обогащают двигательный репертуар, обеспечивая координацию правильной установки тела в пространстве за счет шейных и лабиринтных рефлексов (Р Магнус) и нормального распределения мышечного тонуса. Важная роль в координации движений принадлежит мозжечку. Такие качества движения, как плавность, точность, необходимая сила, реализуются с участием мозжечка путем регуляции временных, скоростных и пространственных характеристик движения. Полушария мозга (кора и базальные ядра) обеспечивают наиболее тонкие координации движений: двигательные реакции, приобретенные в индивидуальной жизни. Осуществление этих реакций базируется на работе рефлекторного аппарата ствола мозга и спинного мозга, функционирование которых многократно обогащается деятельностью высших отделов ЦНС.

1. Уложить спички в коробку одновременно обеи­ми руками: большим и указательным пальцами обеих рук брать лежащие на столе спички и складывать их в спичечную коробку.

2. Взять в правую и левую руку по карандашу и од­новременно постукивать ими по бумаге, расставляя точ­ки в произвольном порядке.

3. Одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы.

4. Одновременно выбрасывать кисти рук вперед, при этом пальцы одной руки сжимать в кулак, пальцы другой - соединять в кольцо.

5. Указательными пальцами вытянутых вперед рук одновременно описывать в воздухе одинаковые круги любого размера: пальцем правой руки - по направле­нию часовой стрелки, пальцем левой - против часовой стрелки.

6. «Веселые маляры».

Синхронные движения кистей обеих рук вверх-вниз с одновременным подключением кистевого замаха, за­тем движения влево-вправо.

7. «Кулачки».

Опереться локтями на стол, пальцы обеих рук сжать в кулаки. Одновременно пальцы рук разжать, кисти расслабить.

8. «Швейная машина».

Одновременно правой рукой производить круговые движения в кисти и локте (подражая вращению коле­са), левой рукой выполнять мелкие движения, харак­терные для работы иглы швейной машины. Затем поме­нять условия выполнения задания: левой рукой произ­водить круговые движения, а правой - имитировать движения иглы.

9. «Бутончик».

К ночи бутончик собрал лепестки

(пальцы правой и левой руки собраны в «горстку»).

Солнце свои посылает лучи.

Утром под солнцем

Цветы раскрываются

(одновременно медленно развести пальцы обеих рук).

Солнышко село, и сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся

(одновременно соединяются пальцы правой и левой руки).

10.Отбивать в удобном темпе по одному такту пра­вой (левой) рукой, одновременно в такт ударять по сто­лу указательным пальцем левой (правой) руки.

11.Отбивать в удобном темпе правой (левой) рукой по одному такту, одновременно с этим вытянутым впе­ред указательным пальцем левой (правой) руки описы­вать в воздухе небольшой кружок.

12. «Скакалка».

Пальцы обеих рук сжать в кулаки. Большие пальцы поднять вверх и описывать ими ритмичные, с большой амплитудой круговые движения сначала в одну сторо­ну, затем - в другую.

Я скачу, я верчу

Новую скакалку,

Захочу - обскачу

Галю и Наталку.

Ну-ка раз, ну-ка два,

Посреди дорожки,

Да бегом, с ветерком,

Да на правой ножке.

Я скачу, я верчу

Новую скакалку.

Я скачу, я учу

Галю и Наталку.

Ну-ка раз, ну-ка два,

Учатся сестрички.

За спиной день-деньской

Прыгают косички.

13. «Кошки-мышки».

Кошка мышку цап-царап

(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки),

Подержала, подержала, отпустила

(кулаки одновременно разжимаются),

Мышка побежала, побежала

(одновременно двигаются по столешнице пальцы обеих рук),

Хвостиком завиляла, завиляла

(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону).

До свидания, мышка, до свидания

(одновременные наклоны кистей рук вперед).

В связи с тем, что существует определенная связь между состоянием мимической мускулатуры и звуча­нием речи и что неполноценная иннервация мимиче­ской мускулатуры может сказываться на артикуляции звуков, делая речь недостаточно выразительной, внят­ной, работе по развитию артикуляторной мускулатуры предшествуют упражнения, формирующие способность произвольно выполнять дифференцированные мимиче­ские движения и осуществлять за ними контроль.

В зависимости от состояния мышечного тонуса в ми­мической мускулатуре предусматривается проведение дифференцированного массажа:

При спастичности - расслабляющий массаж лица: медленные, плавные движения от середины лба по на­правлению к вискам; равномерные с обеих сторон дви­жения от бровей к волосистой части головы; движения вниз от линии лба, щек к мышцам шеи;

При гипотонии - укрепляющий массаж: интен­сивные поглаживающие движения, постукивание, лег­кое пощипывание мимических мышц (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова).

После проведения дифференцированного массажа для развития произвольных движений мимической муску­латуры проводятся следующие традиционные упражне­ния: закрывание и открывание глаз (одновременное и поочередное), нахмуривание и равномерное поднимание бровей, надувание щек (обеих одновременно и поочеред­но), наморщивание крыльев носа, поднимание верхней губы.

Например, логопед говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поедем на автобусе на прогулку (дети ставят перед зеркалом стулья и садятся). Мы едем, а нам прямо в лицо светит яркое солнышко и его лучи слепят глаза. Чтобы не было больно глазам, давайте их зажмурим (дети зажмуривают глаза). Автобус въехал под мост, солнышко скрылось. Открывайте глаза (дети открыва­ют глаза). Едем дальше. Наш автобус повернул налево (дети поворачивают стулья), и солнышко снова ярко светит в правый глаз. Давайте его зажмурим (дети заж­муривают правый глаз). А теперь автобус повернул направо (дети поворачивают стулья), и солнышко стало светить в левый глаз. Давайте зажмурим левый глаз (дети зажмуривают). Вот автобус поехал по тенистой аллее, и солнышко нам не мешает. Посмотрите, в пе­сочнице играют малыши, а один большой мальчик ото­брал у малыша игрушку. Малыш плачет (логопед по­казывает соответствующую сюжетную картинку). Как поступил мальчик? Давайте покажем, что мы на него сердиты. Нахмурьте брови (дети хмурятся). А теперь посмотрите - собака убегает от кошки (демонстриру­ется картинка). Часто так бывает? Давайте с вами уди­вимся (дети поднимают брови). Мы долго ехали, день был солнечный, жаркий, и всем захотелось пить. Набе­рем в рот воды и подержим (дети надувают щеки). Про­глотим воду (дети плавно сдувают воздух и делают гло­тательное движение). Наберем воды за одну щеку (дети надувают одну щеку), за другую (надувают другую ще­ку), проглотим. Вот мы отдохнули, утолили жажду, теперь поехали домой».

УПРАЖНЕНИЯ для формирования кинестетической основы артикуляторных движений

Определение положения губ

1. Произнести звук [И] перед зеркалом и опреде­лить, как двигаются губы при его произнесении.

2. Произнести звук [У] перед зеркалом и опреде­лить, как двигаются губы при его произнесении.

3. Произнести перед зеркалом сочетание звуков [ИУ], [УИ] и определить последовательность движений губ при их произнесении.

4. Произнести звук [И] без зеркала и определить, какое движение совершают губы.

5. Произнести звук [У] без зеркала и определить, какое движение совершают губы.

6. Произнести без зеркала сначала звук [И], затем звук [У] и определить, как двигаются губы при их про­изнесении.

7. Определить звук по беззвучной артикуляции ло­гопеда ([И] или [У]).

8. Определить по беззвучной артикуляции после­довательность звуков, произнесенных один за другим ([И]...[У], [У]...[И]) и произнесенных слитно ([ИУ], [УИ]).

Ира, утро, иней, игры, умный и т. д. Определить, произнесение каких слов начинается с растянутого (или вытянутого) поло­жения губ.

10.Рассмотреть картинки, назвать изображенное на них и разложить в два ряда: в первый - картинки, при назывании которых губы растягиваются в улыбку, во второй - вытягиваются вперед, например: утка, иглы, ухо, улица, ива и т. д.

11.По беззвучной артикуляции определить первый звук в слове и движение губ при его произнесении, на­пример: Инна, У ля, искра, игры, улей и т. д.

12.По беззвучной артикуляции определить после­дний звук в слове и движение губ при его произнесе­нии, например: найду, коньки, быки, какаду, очки, пойду и т. д.

13.По беззвучной артикуляции определить гласный звук в слове и движение губ при его произнесении, на­пример: бур, мир, пир, тир, шнур, бум, гул, пил и т. д.

Определение положения кончика языка (поднят или опущен)

1. Произнести перед зеркалом звук [И] и определить положение кончика языка.

2. Произнести перед зеркалом звук [Д] и определить положение кончика языка.

3. Произнести перед зеркалом последовательно зву­ки [И]...[Д] и определить, при произнесении какого зву­ка кончик языка опущен (поднят).

4. Произнести звук [И] без зеркала и определить по­ложение кончика языка.

5. Произнести звук [Д] без зеркала и определить по­ложение кончика языка.

6. Произнести без зеркала сначала звук [И], затем звук [Д] и наоборот и определить положение кончика языка при их произнесении.

7. Определить звук по беззвучной артикуляции ([И] или [Д]).

8. Определить по беззвучной артикуляции последо­вательность звуков [И]...[Д], [Д]...[И].

9. Произнести слова, например: дом, иволга, дыня, дача, ива, ил, дуга и т. д. Определить, произнесение каких слов начинается с поднятого вверх (опущенного ми из) кончика языка.

10.Рассмотреть картинки, назвать изображенное на них, разложить в два ряда: в первый - картинки, при назывании которых кончик языка поднимается вверх, во второй - опускается вниз, например: дым, иглы, двор, доска, Ира и т. д.

11.Подобрать и назвать слова, произнесение кото­рых необходимо начать с поднятия кончика языка.

12.Подобрать и назвать слова, произнесение кото­рых необходимо начать с опускания кончика языка.

13.Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) большой палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

14.Вытянуть указательный и средний пальцы пра­вой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

15.Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) указательный и средний пальцы, остальные паль­цы сжать.

16.Образовать пальцами правой (левой) руки коль­цо. (Это упражнение вариативно: кольцо можно полу­чить при соединении большого пальца с любым другим, остальные пальцы при этом должны быть вытянуты.)

17.Положить перед собой на стол правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указатель­ный палец на средний (или наоборот).

18.Положить перед собой на стол сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их.

19.«Лошадка».

Повернуть руку ладонью к себе, большой палец при этом поднят вверх. На ребро ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два боль­ших пальца поднять вверх (уши). Лошадка может по­тряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и за­крывать рот (мизинец опускать и прижимать к кисти).

20. «Лягушка».

Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть на­зад (глаза). Безымянный и средний пальцы согнуть, при­жать к середине ладони (рот). Большой палец горизонталь­но приложить к ногтям среднего и безымянного пальцев.

21. «Крокодил».

Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

Различение узкого и широкого языка

Умение кинестетически различать узкий и широкий язык вырабатывается на звуках [Н] и [Л], так как при их произнесении кончик языка поднят к верхним рез­цам. В процессе работы обращается внимание на то, что при артикуляции звука [Н] язык широкий, а [Л] - узкий. Для различения узкого и широкого языка ис­пользуются упражнения, аналогичные упражнениям для развития умения кинестетически ощущать различ­ное положение кончика языка (поднят или опущен).

УПРАЖНЕНИЯ для формирования кинетической основы артикуляторных движений

Статические упражнения для развития артикуляторной моторики

Эти упражнения направлены на выработку необхо­димого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на формирование умения удерживать артикуляторные орга­ны в заданном положении. Развитие статики артику­ляторных движений осуществляется с помощью рабо­ты основных групп мышц, придающих артикуляторным органам нормативный для русской фонетической системы артикуляторный уклад, и зависит от харак­тера дефекта.

Так, например, при формировании нормативного артикуляторного уклада звука [С] при выполнении ста­тических артикуляторных упражнений осуществляет­ся активизация следующих мышц:

1. Двубрюшной, челюстно-подъязычной и подбородочно-язычной мышц (опускают нижнюю челюсть вниз): - открыть рот, подержать его открытым в интерва­ле счета от 1 до 5-7, затем закрыть.

Высунуть кончик языка между зубами, прикусы­вая его и произнося слоги та-та-та-та. После произнесения последнего слога рот оставить приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении в интервале счета от 1 до 5-7, вернуть в исходное положение.

7. Шилоязычной мышцы (осуществляет подтягива­ние вверх и расширение средней и задней части спинки языка, поднимает край передней части спинки языка, способствуя образованию узкой продольной щели по центру языка):

Положить кончик языка на верхнюю губу, зафик­сировать такое положение и удерживать его в интерва­ле счета от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;

Поместить кончик языка под верхнюю губу, зафик­сировать его в таком положении, удерживать его в ин­тервале счета от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;

Прижать кончик языка к верхним резцам, удер­живать его в этом положении в интервале счета от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;

Движение «слизывания» кончиком языка с верх­ней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.

8. Подъязычно-язычной (оттягивает язык вниз, придавая ему тоническую устойчивость, способствует рас­ширению средней и задней части спинки языка), челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной (несколько опускает переднюю часть спинки языка, способствуя образованию продольного «желобка» по спинке языка)
и двубрюшной мышц:

Беззвучно, длительно, на выдохе тянуть звук [И];

Беззвучно произносить звук [И], одновременно на­жимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение не только способствует расширению сред­ней и задней части спинки языка, но и является своеоб­разным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка; в случае одностороннего пареза в зависимости от локализации поражения весь язык смещается вправо или влево, и боковыми зубами прикусывается соответствующая боковая сторона языка);

Открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удержи­вая в интервале счета от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;

Открыть рот, поместить кончик языка за нижнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удержи­вая в интервале счета от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;

Движение «слизывания» кончиком языка с ниж­ней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы.

9. Продольных нижних мышц (осуществляют подъем спинки языка, опускают его кончик):

Придать кончику языка положение «мостика» («гор­ки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края языка при­жать к верхним боковым зубам, удерживать это положение языка в интервале счета от 1 до 5-7, опустить язык.

10. Подбородочно-язычной (передние пучки) мышцы:

Подуть на кончик плоско высунутого языка (при этом можно использовать зрительный или тактильный контроль: поднести ко рту тонкую полоску папиросной бумаги, тыльную (наружную) сторону кисти руки, что­бы почувствовать выдыхаемую центральную холодную воздушную струю), высунуть и несколько опустить кон­чик языка, поднести к нему пузырек, подуть на кончик языка в пузырек до образования гудящего звука.

В зависимости от вида нарушения произношения приоритетным становится развитие тех групп мышц, де­тальность которых наиболее расстроена. Например, Ври губно-зубном произношении большее внимание уде­ляется активизаций крылонебной наружной мышцы, подбородочно-язычной, мышцам смеха и щечным мышцами; при межзубном произношении - подъязычно-языч­ной, продольным мышцам языка и т. д.

^УПРАЖНЕНИЯ для развития динамической координации артикуляторных движений

В процессе выполнения последовательно организованных движений

1. Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние и нижние резцы; вытянуть губы вперед «трубочкой».

2. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, а за­тем высунуть язык.

3. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, вы­сунуть язык, прижать его зубами.

4. Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю (повторить это движение несколько раз).

5. Поместить кончик языка под верхнюю губу, по­том под нижнюю (повторить это движение несколько раз).

6. Прижать кончик языка к верхним, затем к ниж­ним резцам (повторить это движение несколько раз).

7. Попеременно сделать язык широким, затем узким.

8. Поднять язык наверх, поместить его между зу­бами, оттянуть назад.

9. Построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опуще­на, средняя - поднята, образуя с твердым небом щель, задняя - опущена, боковые края языка подняты и при­жаты к верхним боковым зубам), сломать его, затем снова построить и снова сломать и т. д.

10.Попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ.

11.Поднять кончик языка на верхнюю губу, опус­тить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ (повторить это движение несколько раз).

Процесс согласования работы мышц, необходимый для успешного выполнения двигательной функции.

При развитии двигательного навыка координация движений видоизменяется, в том числе происходит освоение инерционности двигающихся органов. Поначалу управление происходит за счет активной статической фиксации этих органов, затем - за счет кратковременных физических импульсов, направляемых в определенный момент к нужной мышце.

На заключительных стадиях развития координации, используются инерционные движения. В уже сложившемся динамически устойчивом движении, уравновешивание всех инерционных движений происходит автоматически, без произведения дополнительных коррекционных импульсов.

Координация движений дана человеку для того, чтобы он мог выполнять четкие движения и управлять ими. Если происходит нарушение координации, это говорит об изменениях, происходящих в ЦНС.

Наша центральная нервная система – это сложное, взаимосвязанное образование из нервных клеток, расположенное в спинном и головном мозге.

Когда мы хотим совершить какое-либо движение, мозг посылает сигнал, и в ответ на него начинают двигаться конечности, туловище или иные части тела. Если ЦНС работает неслаженно, если в ней происходят отклонения, сигнал не достигает цели или передается в искаженном виде.

Причины нарушения координации движений

Причин нарушения координаций движения существует немало. Сюда относятся следующие факторы:

  • физическое истощение организма;
  • воздействие спиртосодержащих, наркотических и других отравляющих веществ;
  • травмы головного мозга;
  • склеротические изменения;
  • дистрофия мускулатуры;
  • каталепсия – редкое явление, при котором мускулатура ослабевает из-за взрыва эмоций, скажем, гнева или восторга.

Нарушение координации относят к опасным для человека отклонениям, ведь в таком состоянии ничего не стоит получить травму. Нередко это сопутствует пожилому возрасту, а также перенесенным неврологическим заболеваниям, ярким примером которых в данном случае является инсульт.

Нарушение координации движений возникает и при болезнях опорно-двигательной системы (при плохой координации мышц, слабости в мускулатуре нижних конечностей и т.п.) Если посмотреть на такого больного, становится заметно, что ему сложно поддерживать вертикальное положение, ходить.

Кроме того, нарушение координации движений может являться симптомом следующих заболеваний:

Признаки нарушения координации движений

Люди с подобными недугами двигаются неуверенно, в движениях просматривается расхлябанность, слишком большая амплитуда, несогласованность. Попытавшись очертить воображаемую окружность в воздухе, человек сталкивается с проблемой – вместо круга у него получается ломаная линия, зигзаг.

Другой тест на нарушение координации состоит в том, что пациента просят дотронуться до кончика носа, и его также постигает неудача.

Посмотрев на почерк больного, вы также убедитесь, что с мышечным контролем у него не все в порядке, так как буквы и строчки наползают друг на друга, делаются неровными, неаккуратными.

Симптомы нарушения координации движений

Существуют следующие симптомы нарушения координации движений:

Шаткие движения

Этот симптом проявляется при ослаблении мышц тела, особенно конечностей. Движения больного становятся несогласованными. При ходьбе его сильно шатает, шаги становятся резкими, имеют разную длину.

Тремор

Тремор – дрожание кистей рук или головы. Бывает сильный и почти незаметный тремор. У некоторых больных он начинается лишь в процессе движения, у других – только когда они неподвижны. При сильном беспокойстве тремор нарастает; шаткие, неравномерные движения. При ослаблении мускулатуры тела конечности не получают достаточной основы при движениях. Пациент шагает неровно, прерывисто, шаги имеют разную длину, его пошатывает.

Атаксия

Атаксия – вызвается поражением лобных отделов головного мозга, мозжечка, нервных волокон, передающих сигнал по каналам спинного и головного мозга. Врачи выделяют статическую и динамическую атаксию. При статической атаксии человек не может поддерживать равновесие в положении стоя, при динамической ему трудно сбалансировано двигаться.

Тесты на координацию движений

К сожалению, многие люди имеют плохую координации. Если вы хотите проверить себя, предлагаем вам очень простой тест.

Тест №1

Для этого вам необходимо выполнять упражнение стоя. Попробуйте сдвинуть носки и пятки вместе в тот момент, когда ваши глаза закрыты.

Тест №2

Еще один вариант проверить свою координацию движений - сесть на стул и поднять правую ногу вверх. Вращайте ногу по часовой стрелке, а вместе с этим рисуйте правой рукой букву "б", имитируя ее силуэт в воздухе, начиная выполнять с «хвостика» буквы.

Тест №3

Попробуйте положить руку на живот и гладить его по часовой стрелке, а другой рукой постукивать себя по голове. Если в результате проведенного теста вы все задания выполнили с первого раза - это отличный результат. Мы поздравляем вас! У вас хорошая координация. Но если вам не удалось сразу на отлично выполнить все вышеуказанное, отчаиваться не стоит!

Упражнения для развития координации движений

Наибольшего эффекта можно достичь в том случае, если развивать координацию с 6-10 лет. В этот период ребенок развивается, учится ловкости, скорости, точности, координируя в играх и упражнениях свои движения.

Развить координацию движений можно с помощью специальных упражнений и тренировок, благодаря пилатесу, занятиям брейком, а также с помощью других видов спорта, которые подразумевают различные предметы (фитбол, гантели, скакалки, мячи медицинские, палки и т.п.)

Упражнения на координацию можно выполнять, где угодно, например:

В транспорте

Не ищите свободного места, а лучше постойте и выполните упражнение. Расставьте ноги на ширине плеч и постарайтесь во время дороги не держаться за поручни автомобиля. Выполняйте упражнение аккуратно, чтобы при резкой остановке, вы не укатились на пол. Ну и пусть на вас смотрят удивленные пассажиры, зато скоро вы будете иметь отличную координацию!

На стремянке

Держась руками за стремянку, поднимитесь вверх и спуститесь вниз. Как только вы прорепетировали несколько подъемов и спусков, попробуйте тоже самое упражнение выполнить, но уже без помощи рук.

Стоя на полу

Вам понадобится в каждую руку по яблоку. Представьте, что вы находитесь на арене цирка и жонглируете. Ваша задача подкидывать яблоки вверх и при этом ловить их снова. Усложнить задачу можно, подкидывая оба яблока одновременно. Как только вы наловчитесь подкидывать оба яблока и ловить их той рукой, которая делала бросок, приступайте к усложненной версии упражнения. Выполните тоже самое движение, но поймать яблоко следует другой рукой, накрест расположив руки.

На узком бордюре

На узком бордюре можно выполнять ряд упражнений, координирующих ваши движения. Найдите узкий бордюр и ежедневно проходите по нему, пока ваша походка не станет как у кошки - грациозная, плавная и красивая.

Существует ряд упражнений на координацию, которые можно выполнять ежедневно:

  • делать кувырки вперед, назад;
  • выполнение бега, прыжков и различных эстафет со скакалкой;
  • совмещение нескольких упражнений в одно, например, кувырок и ловля мяча;
  • попадание в цель мячом.

Использование мяча: удар об стенку и его ловля, удары мяча об пол, броски мяча от груди партнеру в разных направленияхданном упражнении необходимо не только бросать мяч, но и ловить его в таких же непредсказуемых направлениях).

К каким врачам обращаться при нарушении координации движений:

Вопросы и ответы по теме "Координация движений"

Вопрос: Здравствуйте. У меня постоянно все падает, летит из рук. И ещё как бы я не старалась делаю всё медленно. Это может быть из-за нарушения координации движения? Заранее спасибо.

Ответ: Вам нужна очная консультация невролога.

Вопрос: Последнее время очень часто спотыкаюсь на ровном месте без причины. Может ли это быть нарушением координации? Такого никогда не было.

Ответ: Можно ли вашу походку назвать шаткой, движения несогласованными? Если да - это повод обратиться к неврологу очно.

Вопрос: Подскажите, если я удалю свою менингиому у меня наладится координация? Или это шейные дела, где у меня тоже проблема с грыжами?

Вопрос: Добрый день. Не могу понять что это. Бывает резко пропадает координация, потом появляется и все нормально. Не падаю. Физически крепкий, спортом занимаюсь.

Ответ: Здравствуйте. Причин может быть много (см. раздел "Причины"), рекомендуем обследоваться у невролога, чтобы не запустить что-нибудь серьезное.

Вопрос: Здравствуйте! У меня проблема с координацией движений. Постоянно ударяюсь об дверные косяки, просто не могу «вписаться» в дверь (меня как будто заносит). В общественном транспорте трудно стоять, постоянно болтаюсь, как тряпка по ветру, падаю на каждой кочке. Может ли это быть последствием остеохондроза (он у меня уже 4 года, шейного отдела), или это просто плохой вестибулярный аппарат и невнимательность?

Ответ: Здравствуйте, это может быть последствием шейного остеохондроза, вам необходимо обратиться на прием к невропатологу.

Вопрос: Здравствуйте. Болею около 2 лет (мне 25 лет). Нарушение координации движения, головокружение при ходьбе. Сидя, лежа, с поворотами головы головокружения не ощущаю. Возникало странное ощущение в голове, спазма сосудов, в такие моменты мне казалось я могу потерять сознание. Возникало чувство страха. Ответьте мне, пожалуйста, от чего кружится голова и как лечить? Достаточно ли оснований для того, чтобы сказать, что причина – остеохондроз шейного отдела позвоночника.

Ответ: Для уточнения диагноза необходимо проконсультироваться у невролога и отоневролога, а также сделать вестибулометрию и электрокохлеографию. Ваше состояние может быть связано с затруднением венозного оттока, но необходимо оценить также и состояние вестибулярного аппарата.

Вопрос: Добрый день! Какие существуют тесты на координацию движений?

Ответ: Ходьба обычным и быстрым шагом по комнате, ходьба на носочках и на пятках, "тандемная ходьба" (по линейке, от пятки к носку). При ходьбе просят совершить резкий поворот, проба с установкой рук, на заданном уровне. Одним из нарушений координации является скондированная речь, поэтому больного просят повторить слова "батенька-батенька" и пару коротких слов. Также может нарушаться движение глаз, поэтому проводят тест плавных слежений. Еще может проявиться сенситивная атаксия, поэтому проводят пробы на их выявление: коленно-пяточная проба пальценосовая, проба на обведение пальцем круга и рисования в воздухе восьмерки. На адиадохокинез (пронация и супинация кисти, сгибание и разгибание пальцев).

Вопрос: Здравствуйте! Как улучшить координацию движений? Спасибо.

Ответ: Координация движений, это сложный навык, или точнее сказать качество человека. И тренировать это качество, так же достаточно сложно. В основном, оно тренируется, в процессе выполнения сложных движений. Вот, например, попробуйте вращать одновременно, руками, в различных плоскостях. Если, точнее когда это у вас будет получаться легко, добавляйте вращения ногой, или головой, и другие двигательные элементы. Такие сложные движения как танцы, гимнастические упражнения, приемы борьбы и рукопашного боя, так же существенно улучшают общую координацию движений человека.