Определение ловкости. Ловкость

БПОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им.Т.Хахлыновой»

Методические указания для студентов

«Ловкость – одно из важнейших физических качеств человека»

г.Элиста, 2014г.

Методические указания для студентов медицинского колледжа являются дополнительным источником знаний по теме: «Здоровый образ жизни» на I курсе на базе 11 классов.

Целью данной работы является:

Определение и значение физического качества «ловкость»

Научить студентов средством и методом развития ловкости

Обучения методике развития ловкости

Разработчик: Пашукевич Б.Д., преподаватель физического воспитания первой квалификационной категории.

Рассмотрено на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин

Председатель ЦМК _______Бараева И.М.

Согласовано

Зав.метод.отделом_______Тагирова Н.В.

Ловкость: методика воспитания и контроля уровня развития

Цель занятия:

    Знать – средства, методику развития и контроля ловкости.

    Уметь – индивидуально подбирать упражнения и виды спорта для развития ловкости и самостоятельно методически правильно ее развивать.

План занятия:

    Ловкость как физическое качество.

    Средства развития ловкости.

    Методика развития ловкости.

    Методы контроля уровня развития ловкости.

    Ход занятия.

1. Ловкость – способность быстро и легко овладевать новыми движениями (быстро обучаться) осознанно выполняя движения, перестраивать двигательную деятельность в соответствии с меняющейся обстановкой и всегда находить оптимальное решение. Проявление ловкости тесно связано со сложными психическими процессами, необходимыми для сознательного программирования двигательных действий, с функционированием двигательного слухового, зрительного, тактильного, вестибулярного анализаторов. Ловкость зависит от уровня развития, быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости.

2. Средства развития ловкости.

Для развития ловкости используют упражнения с постоянным включением элементов новизны, действие которых снижается по мере автоматизации движений. Ловкость развивают акробатика, все виды борьбы спортивных игр, гимнастика, прыжки в воду и на батуте, подвижные игры, а также общеразвивающие упражнения, упражнение вдвоем и т.д.

Некоторые общеразвивающие упражнения.

1. Передвижение на четвереньках в упоре на коленях.

2. То же в упоре лежа.

3. Стойка на коленях, сесть на голени, упор на руки.

4. Встать из стойки на коленях.

5. Приседание в упоре – кувырком вперед – присесть в упоре.

Некоторые упражнения вдвоем.

1. Стойка на руках с помощью партнера.

2. Стойка на руках. Сгибание и разгибание рук с помощью партнера.

3. Партнеры бегут навстречу друг другу. «А» делает кувырок вперед. «Б» перепрыгивает через него.

Некоторые упражнения с использованием предметов и снарядов.

1. Удар мячом об пол – удар по мячу ногой – ловля мяча руками.

2. Удар по мячу ногой вверх – прыжок – поймать мяч в воздухе.

3. Ведение мяча с передачей его с руки на руки под коленом.

4. Бросить мяч через голову быстро повернуться и поймать его после отскока от пола.

5. Передача мяча из руки в руки над головой.

Методика развития ловкости.

К методам развития ловкости относятся методы повторного, непрерывного, равномерного и переменного выполнения упражнений и методы контрастного выполнения упражнений с последующим сближением требований контрастности. Например, броски мяча в корзину с ближней и дальней дистанции или сильное напряжение мышц с последующим их полным расслаблением и т.д. Совершенствовать ловкость нужно постоянно, вместе с тем лучшим периодом для этого является дошкольный и младший школьный возраст.

Упражнения на ловкость включает в подготовительную часть занятия и в начало основной части короткими, но не более чем 15 минутными, сериями, выполняющимися на фоне неутомленного состояния организма. Таким образом, отдельные занятия для развития ловкости не проводятся, но если упражнения на ловкость проводятся блоками, то первыми в занятии до утомления организма.

Ловкость формируется в процессе всей жизни человека и базируется на врожденных и приобретенных движениях.

Развитие ловкости осуществляется двумя путями. Первый путь связан с развитием способности осваивать координационно-сложные двигательные действия, то есть систематическим пополнением двигательного опыта человека новым содержанием и формами движений, второй – из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановкой, с преодолением координационных трудностей.

Первый путь реализуется в процессе разучивания новых физических упражнений, когда необходимо преодолевать неудачи и помехи и согласовывать движения, неизбежные на первых этапах формирования двигательных умений.

Второй путь реализуется введением факторов внезапности, необычности при выполнении привычных упражнений, предъявляющих дополнительные требования к координации движений.

Начиная с детства, постоянно совершаются непроизвольные и произвольные (целесообразные) движения. В результате многократных повторений они становятся навыками. Объединение приобретенных навыков, умение приспособить их к конкретным жизненным условиям позволяет решать все более широкий круг двигательных задач, а значит достичь высокого уровня в развитии ловкости.

Для развития координационных способностей используются следующие методические приемы.

Содержание методического приема

Примеры

Применение необычных исходных положений

Прыжки в длину, стоя спиной к направлению прыжка

Зеркальное выполнение упражнений

Броски мяча левой рукой (для правшей)

Изменение скорости или темпа движений

Выполнение упражнений в ускоренном темпе

Изменение пространственных границ, в которых выполняются упражнения

Уменьшение площадки для спортивных игр

Усложнение упражнений дополнительными движениями

Передача мяча в парах после поворота на 360 0

Изменение противодействия занимающихся при групповых или парных упражнениях

Применение различных тактических комбинаций в игре

Выполнение знакомых в неизвестных заранее сочетаниях

Соревнование на выполнение гимнастических комбинаций «с листа»

Методы контроля уровня развития ловкости

Ловкость – сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Для развития ловкости могут быть использованы любые формы физических упражнений, представляющие для студентов элементы новизны и координационной трудности.

Ловкость развивается с освоения каждого нового упражнения, особенно координационно сложного. Наиболее активно это качество развивается в подвижных и спортивных парах. При этом необходим особо тщательный контроль со стороны преподавателя, так как эмоциональный подъем во время игр ослабляет чувство самоконтроля за дозировкой нагрузки. Игровые виды следует включать только в середину основной части занятия. Какое бы физическое качество мы ни воспитывали у студентов, какими бы двигательные навыки им ни прививали, всегда и во всем будут присутствовать элементы ловкости.

Лучше всего это качество совершенствовать такими видами, как метание в цель, толкание ядра, набивного мяча, прыжки в длину с места и разбега, а также различными эстафетами и спортивными играми, челночным бегом.

Ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. Основу ловкости составляют координационные способности.

Двигательно-координационные способности - способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво (наиболее совершенно) решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

1. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений (от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства»).

2. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие (зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений).

3. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (управление тонической напряженностью и координационной напряженностью).

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов:

Способности человека к точному анализу движений; деятельности анализаторов и особенно двигательного;

Сложности двигательного задания; уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

Смелости и решительности;

Возраста;

Общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков)


  • Двигательно -координационные способности человека как основа ловкости , определение , виды , функциональная база проявления . Ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально...


  • Двигательно -координационные способности человека как основа ловкости , определение , виды , функциональная база проявления . Ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, Загрузка.


  • Двигательно -координационные способности человека как основа ловкости , определение , виды , функциональная база проявления . Ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально


  • Двигательно -координационные способности человека как основа ловкости , определение , виды , функциональная база проявления .
    способности человека .


  • Двигательно -координационные способности человека как основа ловкости , определение , виды , функциональная база проявления .
    Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека .


  • Влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы
    Взрывная сила - способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать
    Силовая ловкость - способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в...


  • б) развивающие упражнения, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей , проявляющихся в конкретных видах спорта.
    2. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и...


  • Ловкость - это способность двигательные задачи.... подробнее ».
    виды
    Труд – основа человека .


  • Выносливость - это способность выполнять двигательное действие длительное время с заданной интенсивностью.
    Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов


  • Ловкость - это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи.... подробнее ».
    современной практике физического воспитания виды спорта подразделяют на пять групп
    Труд – основа режима здорового образа жизни человека .

Найдено похожих страниц:10


Ловкость это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать. Критериями ловкости являются:

    координационная сложность двигательного задания;

    точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;

    время, необходимое для овладевания должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

Различают общую и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений), а к 12 годам - уже 90% движений взросл человека. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Среди факторов, обуславливающих развитие проявление ловкости, большое значение имеют координационные способности.

Ловкость - весьма специфическое качество. Можно обладать хорошей ловкостью в играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому её целесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех. видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры).

Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.

Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:

    выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);

    зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);

    создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);

    усложнение условий выполнения обычных упражнений;

    изменение скорости и темпа движений;

    изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

Оценка ловкости спортсменов осуществляется главным образом педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательной деятельности, также могут характеризовать ловкость.

Ловкость - это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать.

Критериями ловкости являются:

  • 1. координационная сложность двигательного задания;
  • 2. точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;
  • 3. время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

Различают общую и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений), а к 12 годам - уже 90% движений взросл человека. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Среди факторов, обуславливающих развитие проявление ловкости, большое значение имеют координационные способности.

Ловкость - весьма специфическое качество. Можно обладать хорошей ловкостью в играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому её целесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры).

Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.

Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:

  • 1. выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);
  • 2. зеркальное выполнение упражнений;
  • 3. создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);
  • 4. усложнение условий выполнения обычных упражнений;
  • 5. изменение скорости и темпа движений;
  • 6. изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

Николай Александрович Бернштейн (1896-1966), выдающийся учёный, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, лауре-ат Государственной премии СССР, создатель нового на-правления в науке, которое он назвал «физиологией ак-тивности», в книге «О ловкости и её развитии» так определил ловкость:

«Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положе-ния, т. е. способность справиться с любою возникшею двигательною задачей:

  • правильно (т. е. адекватно и точно);
  • быстро (т. е. скоро и споро);
  • рационально (т. е. целесообразно и экономично);
  • находчиво (т. е. изворотливо и инициативно)».

С психологической точки зрения ловкость зависит от пол-ноценности восприятия собственных движений, от окружаю-щей обстановки и инициативности. Ловкость определяется также пластичностью ЦНС. Она тесно связана с быстротой и точностью двигательных реакций. Чем больше объем двига-тельных навыков, тем выше уровень ловкости.

Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правиль-но решать двигательные задачи, надо быть сильным, быстрым, выносливым, иметь хорошую подвижность в суставах, обла-дать высокими волевыми качествами. Основные характери-стики ловкости — точность движений, их координационная сложность, умение выполнять движения во внезапно меняю-щейся обстановке.

Большое значение для развития ловкости имеет спо-собность управлять движениями во времени и пространстве, а также мышечными усилиями. Пространственная точность, умение различать микроинтервалы времени (5, 10, 15, 20 с), хорошо развитые мышечное чувство и мышечно-суставная чувствительность необходимы для освоения практического большинства движений в трудовых и жизненных ситуациях.

Одним из проявлений ловкости является способность со-хранять устойчивое равновесие при движениях по ограничен-ной опоре. Устойчивое равновесие можно рассматривать как профес-сионально важное двигательное качество при подготовке стро-ителей, верхолазов, специалистов по туризму и др.

Устойчивое равновесие как двигательное качество — это способность сохранять уравновешенное положение тела в ста-тике и динамике. Статическое и динамическое равновесие могут проявляться в условиях опоры и при её отсутствии. Материал с сайта

Определяющая роль в устойчивости равновесия принадле-жит кинестетическому и вестибулярному анализаторам. Вы-ключение зрения отрицательно влияет на сохранение равно-весия.

Развитие равновесия

Развитие равновесия можно осуществлять в основном дву-мя путями.

Один из них основывается на использовании упраж-нений, при которых трудно сохранить равновесие. К ним отно-сятся упражнения на различные виды равновесия с продвиже-нием (в разных направлениях), статические упражнения и позы на уменьшенной опоре и т. д.

Другой путь для совершенствования вестибулярного и ки-нестетического анализаторов — это упражнения в виде кувыр-ков, переворотов, вращений головы, конечностей, туловища в различных плоскостях.