Обзор игры дирт 3. Гонка по упрощенным правилам

Подобно хорошо настроенному раллийному болиду, эта игра стремительно несётся вперёд, маня за собой толпы любителей скорости и экстрима. DiRT 3 – большой скачок для своей серии. Геймплей, к которому все привыкли, был значительно освежён интересными нововведениями, разнообразием дисциплин, треков и автомобилей. Игра способна затянуть в свои раллийные сети на очень продолжительное время, не давая нам никакого шанса вырваться.

Ралли вашей мечты

Начинаем мы игру в роли начинающего гонщика-профессионала, сопровождать которого будут механик и менеджер, которые ну очень жизнерадостны и постоянно твердят нам о том как мы круты, и что станем ещё круче в дальнейшем. Достаточно длинная игровая кампания включает в себя четыре сезона, в ходе которых нам нужно будет поучаствовать в ряде гоночных серий. Победы в гонках приносят очки репутации, которые постепенно ведут нас вверх по лестнице уровней. Машины подобраны на радость самым суровым гоночным критикам. Если во второй части ставка была сделана на экзотику вроде багги и джипов, то в DiRT 3 мы можем встретить практически всю раллийную сборную семидесятых, восьмидесятых, девяностых и нулевых годов. Тут представлена грозная группа «Б», радующая полным составом, а также большое число лицензированных WRC-машин за последние два сезона, перед тем как игра вышла: от Citroen C4 Себестьяна Леба и Ford Focus WRC Микко Хирвонена до новейшего Mini Countryman WRC Криса Мика и 800-сильной Ford Fiesta Маркуса Гронхольма, подготовленной для покорения вершины Pikes Peak.

Радует то, что машины не чувствуются как пластмассовые коробки при управлении, а, напротив – мы можем насладиться поведением автомобиля, которое довольно близко приближено к оригиналу благодаря качественной физике в игре. Лучше всего это видно на скоростных раллийных участках. Асфальт ведёт машину ровно, гравий заставляет нас немного поднапрячься с поворотами, а вот пыльная поверхность уже сулит опасное скольжение. Впервые появившиеся в серии снег и дождь, вместе с тем, служат скорее декорацией, чем серьёзной помехой вождению и не доставляют особых хлопот.

Ох уж эта джимхана

В основном этапы кампании представляют из себя раллийные гонки, но вместе с тем определённая доля внимания уделена другим дисциплинам: ралли-кроссу с кольцевыми гонками и контактной борьбой, режиму Trailblazer с его сумасшедшими скоростями, ралли-рейдам с внедорожниками, и конечно же джимхане, о которой лучше поговорить отдельно.
Режим джимхана – это главное нововведение игры. Чтобы вы лучше поняли о чём идёт речь, представьте площадку для сдачи экзамена на права, которая специально модифицирована под запросы ярого пилота-экстремала, маршрут которой, полностью представляет из себя полицейские развороты, дрифт и скоростной объезд препятствий, наряду с другими лихаческими трюками. Джимхана была выдумана не так уж давно и популяризирована в мире силами небезызвестного гонщика – Кена Блока, который в своё время просто порвал YouTube роликами с заездами по данной дисциплине. В джимхане важно не только уметь хорошо контролировать своего железного коня, но и знать все нюансы его поведения, быть способным концентрироваться и думать на много шагов вперёд.
Также здесь важно хорошее знание трассы, так что прям сходу показать класс вряд ли получится. Ввиду того, что пространство для манёвров компактно и напичкано всевозможными объектами и препятствиями, скорости в джимхане невелики. На первом месте здесь – виртуозное прохождение дистанций, полное вращений вокруг столбов и конусов, вышеупомянутого дрифта, прыжков с трамплина и всего прочего в таком же духе. Поощряется всё это безобразие очками. За комбинации трюков начисляются дополнительные бонусы. Это прямо-таки Tony Hawk’s Pro Skater на машинах какой-то! Ещё хочется добавить, что тому как правильно жечь покрышки в игре нас заботливо обучает Кен Блок, собственной персоной.

Камера, мотор, помчались

Без разницы, мчите вы по пересечённой местности, бьёте в бока соперников на автодроме или соревнуетесь в состязаниях по джимхане, главный элемент здесь – спортивное шоу. Формула успеха таких шоу: быть как можно ближе к реальности, но в то же время не наскучивать наблюдателю суровой правдой действительности. DiRT 3 взяла себе за основу специфическое правило: не уходить в аркадность, но и не корчить из себя серьёзного симулятора. Ибо в первом случае есть риск растерять тот интерес, который дают игроку соревнования. Во втором случае выходит скукотища. Такой вот золотой середины старается придерживаться игра.
По этой причине DiRT 3 может похвастаться как раллийными спецучастками, так и настройкой автомобиля. Однако эти участки проходятся за какие-то 1,5-2 минуты, а у автомобиля параметры всегда на толковом уровне перед стартом. Даже если брать в расчёт тот факт, что одно неосторожное движение руля может привести к аварии, время всегда можно отмотать назад с помощью кнопки «флэшбэка», чтобы в следующий раз быть более внимательным на том участке дороги, где рука дрогнула.

Как и в любом другом шоу, в спортивном представлении от Codemasters огромное внимание уделено первому впечатлению. Всё смотрится очень дорогостояще и зрелищно. Грязь покрывает автомобили красиво и реалистично, моторы ревут звонко, сами машины разрушаются впечатляюще, оставляя за собой разные осколки. Наполовину оторванные скрипящие дверцы тоже доставляют некоторое эстетическое удовольствие. Графика в игре достойна наивысших похвал. Вроде бы игровой движок перекочевал ещё из второй части серии, а картинка отличается намного в лучшую сторону. Невозможно устать любоваться великолепно прорисованными трассами, здешними пейзажами, погодными условиями, самими автомобилями… Саундтрек стал намного разнообразным по сравнению с прошлой игрой, здесь есть и классический рок, и электронная музыка вроде техно и транса.

Итог

DiRT 3 одна из тех игр, которые воспринимаются как нечто серьёзное, цельное и грандиозное благодаря огромным стараниям разработчиков. Качество игры просто бьёт в глаза и пропитывает глубочайшим уважением к творцам. Куча автомобилей, прекрасные виды, увлекательные режимы – полный набор. У вас жажда ралли? Тогда DiRT 3 идёт к вам!

Толи Мэтт Хорсмен думал, что работает над другим проектом, толи Codemasters во время разработки нечаянно свернули не туда, но важно другое: Dirt 3 получилась игрой вовсе не про ралли. Баллом правят экзотические виды соревнований и Кен Блок.

Отклонение от курса

Яркий стиль и зажигательную музыку Colin McRae: DiRT 2 продолжение не переняло. При входе в игру нас встречает стандартное серенькое меню и комментарии дикторов - наших друзей в мире игры. Они все расскажут и ознакомят с системой очков опыта и уровней, которая стала уже подчерком Codemasters . Если вы уже раньше имели дело с работами англичан или играли в последние две части спин-оффа Colin McRae , то вам захочется пропустить ознакомительную часть. Но, к сожалению, сделать это невозможно. И это очень сильно раздражает.

Карьерный режим оказался не экскурсией по миру ралли, а огромным наборам бессвязных чемпионатов, состоящих из пяти-шести гонок; а все чемпионаты поделены на сезоны. Чтобы участвовать в любом чемпионате, необходимо заработать определенное число очков, которые даются за успех в гонке. Чем выше ваше имя на доске результатов, чем больше очков вы получите. Поэтому хоть игра и разрешает кататься на последних местах, но делать этого крайне не рекомендуется. В один прекрасный момент вам просто может не хватить баллов для участия в каком-нибудь чемпионате.

Видов заездов в Dirt 3 огромное множество. Пролистывая список в голове, появляется чувство, что разработчики специально сидели в кругу и вспоминали, какие виды автоспорта существуют на свете, чтобы потом их всех впихнуть в свой проект. Самым экзотическим вводом гонок является режим Gymkhana. Если вы читали интервью с разработчиками или превью к игре, то уже знаете, что этот вид спорта из себя представляет. Смысл же данного вида соревнования заключается в зрелищном выполнении зрелищных и трудных трюков. Посмотрев пару роликов, на ум приходит мысль, что Gymkhana -дисциплина для тех, кто не умеет водить автомобиль прямо. В Dirt 3 для поклонников этого сомнительного по своей значимости и полезности занятия есть виртуальный стадион, где они могут оттачивать свое мастерство. Все свои достижения можно выкладывать на YouTube. Но, к сожалению, ролики могут длиться всего 30 секунд, а их разрешение не превысит 480р. Куда интереснее бороться с дорогами Финляндии или пускать автомобиль в управляемый занос на пыльных склонах Кении. Если вам это не по душе, то можно попробовать свои силы в ралли-кроссе на всевозможных классах авто. Классическое ралли же занимает самую малую часть Dirt 3 . Один заезд состоит из двух спецучастков, каждый из которых проходиться меньше, чем за две минуты. И это, несмотря на то, что значительную часть автопарка игры занимают раллийные машины разных эпох.

В гараже игры место нашлось даже монстрам из группы В, которые по своей мощности не уступают болидам Формулы-1. Audi Quattro, Renault 5 Turbo, Lancia Delta S4 - все эти машины не часто встретишь в гоночных играх. Кроме выше названного класса машин, автопарк игры составляют багги, джипы и прототипы. Все машины можно внимательно рассмотреть в главном меню. Стоит отметить, что внешне и внутренне автомобили проработаны до самых мелких деталей. Но сами машины решены характера: большинство ведет себя на трассе совершенно одинаково. Особняком стоят старые модели типа Audi Quattro, которые выдает невиданная мощность.

По-разному ли ведет себя машина на разных типах дорожного покрытия? Да. На гравии машину легко заносит, при слишком сильно нажатой педали газа в повороте ее разворачивает на 180 градусов. На асфальте же автомобиль ведет себя как кошка на ковре. А поведение болида на заснеженной поверхности представляет собой что-то среднее между поведением на гравии и асфальте. Если же железный конь покажется вам неуправляемым, то можно зайти в настройки игры и изменить уровень сложности и включить электронных помощников. Изменить характер можно и искусственного интеллекта. Пара настроек быстро превратит весьма быстрых гонщиков в «чайников», которые будут сходить с трассы через пару минут, после начала заезда.

Отдельно хочется поговорить о модели повреждения. По моему мнению, она изменилась в лучшую сторону. В прошлой части все машины мялись как картонные модели. В Dirt 3 же машины сделаны из более прочного материала. Но, тем не менее, странности у модели повреждения все равно есть. При ударе о стену, трибуну или ствол дерева левым боков автомобиля, стекло ломается на противоположной стороне; а стоит автомобилю перевернуться, как у него сразу отлетают все двери. Но, как бы то ни было, бить машины в Dirt 3 одно из самых веселых занятий. А благодаря наличию в игре повторов и флешбеков, зрелищную аварию момент можно смаковать часами.

Многопользовательская часть

Кроме заездов для одного гонщика, в Dirt 3 присутствует сплин-скрин и мультиплеер с тремя оригинальными и увлекательными режимами. В Invasion игроку необходимо уничтожить как можно больше картонных инопланетян за пару минут. Outbreak представляет собой зомби-мод для Counter-Strike. Разница лишь в том, что вместо людей автомобили. Особенно весело и жарко становиться в конце, когда «зараженных» авто раза в три больше, чем нормальных. Последний вид соревнования - Transporter. В нем в определённый момент на трассе внезапно появляется флаг. Цель игрока - подобрать его и доставить на одну из нескольких баз. В свою очередь, любой другой игрок может забрать у вас флаг, врезавшись в вас. Играть в Transporter интересно, только когда к игре подключилось небольшое количество игроков. Ведь суть забавы в маневрировании и попытке стряхнуть преследователя с хвоста.

Вывод

Проект Dirt 3 , с одной стороны, получился весьма неплохой игрой. Огромное количество всевозможных режимов - это хорошо. Огромный автопарк и оригинальные режимы многопользовательской части - тоже хорошо. Первое время проект приносит море удовольствия. Но, если приглядеться, то становиться ясно, что Dirt 3 представляет собой огромный набор трасс и автомобилей, без какой-либо атмосферы и интересной связующей идеи.

, Need for Russia 4 , DiRT 3 — первое полугодие 2011-го (полу)аркадные серии провели под знаменем продолжений. По странному совпадению каждое из них больше похоже на аддон, даже новая TDU , несмотря на всю ее масштабность. И третья часть DiRT , к сожалению, выглядит самой вымученной в этом ряду.

Усталость металла

Системные требования

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2.8 ГГц

2 Гб памяти

GeForce 8000/Radeon HD 2000

12.5 Гб на винчестере

Рекомендуемые требования

Core i7/Phenom II 2.5 ГГц

3 Гб памяти

GeForce 8000/Radeon HD 6000

12.5 Гб на винчестере

Почему разработчики гонок, если уж увязли в успешном сериале и как огня боятся революций, не развивают хотя бы то, что хвалят игроки? Меня всегда удивляло такое пренебрежительное отношение к готовым идеям. Спад у DiRT начался еще в сиквеле, и все же с ролью красочных попсовых «покатушек» он справлялся хорошо: адреналиновый режим «Trailblazer», веселые ралли-рейды и короткое, но яркое «выступление» классического ралли — этого хватало, чтобы игра задержалась на жестком диске.

DiRT 3 же Codemasters будто выдавливала из себя по крупицам, отрезая целыми кусками то, что могло бы оттащить проект от края пропасти. От ралли опять одно название, «допы» однообразны и часто повторяются, а локаций для него — еще меньше, всего четыре (из восьми доступных). Задания на дрифт совсем смешные — можно не обращать внимания на асфальт и скользить прямо по бездорожью, лишь бы на пути не встретилось дерево или камень. «Прокачка» теперь привязана к раскраскам кузова, что позволило замаскировать небольшой (исходный) набор машин. На радость гурманам представлена и классика из 1960-80-х гг., только уже без . Впрочем, DiRT 3 — не тот случай, когда надо рассуждать о характерах автомобилей. Так, сугубо эстетический момент.

Главная новинка сезона — «джимхана », своего рода гимнастика на колесах, слабо относящаяся к гонкам. На специальных треках пилоты выполняют заносы на маленьком пространстве, «крутят жука» и гоняют вокруг расставленных объектов. В отдельных зонах — на строительной площадке, парковке и в депо — устроены побочные развлечения: полоса препятствий на время, заезды по «чекпойнтам» и т. д. Ничего страшного в эксперименте нет, но авторов, как обычно, подвело чувство меры (болезнь, от которой страдают едва ли не все современные автогонки) — этот режим есть почти во всех чемпионатах. К счастью, проходить его не всегда обязательно.

Разнообразие состязаний не спасает — ощущения от карьеры DiRT 3 во многом совпадают с ощущениями от WRC . Хорошо перемешанные этапы все равно быстро наскучивают, ибо занимают от силы 5 минут — ИИ тут совершенно безвольный. Если дело и затягивается, то либо из-за собственных ошибок, либо с помощью создателей, видимо, подсмотревших унылые 8-круговые ралли-кроссы в TDU 2 (кстати, сам режим-то неплох и в онлайне выглядит превосходно). А чтобы пройденный материал крепко засел в голове, после четырех больших чемпионатов открываются мини-туры по каждой из дисциплин. Наверное, принимая игру маленькими порциями, можно будет протянуть до выхода DiRT 4 .

В отличие от той же WRC , картинка у Codemasters пока на уровне, однако прежнего восторга она уже не вызывает. Основное изменение, которое я частично предсказал в на DiRT 2 , — стандартные для нынешних анонсов погодные явления и времена суток. Здорово, конечно, стартовать в снегопад последним и при обзоре из-за руля почти ничего не видеть, да и капли на неподвижном автомобиле очень эффектны (правда, водные преграды сделаны халтурно)… Но больше одного предложения об этом «макияже» я выдать не могу, как и о красивых выбоинах на дорогах.

Четыре года назад компания «Codemasters», создавшая небезызвестную серию «Colin McRae Rally», решила, в качестве эксперимента, направить своё детище в новое русло. Проект, получивший название «Colin McRae: DiRT», появившийся на прилавках магазинов вскоре после трагической гибели самого гонщика, привлёк к себе внимание многих любителей подобного рода игр.

В отличие от «Rally», «DiRT» мог похвастаться кольцевыми заездами на многих видах джипов, багги – в список попали даже грузовики. «Codemasters» вовсю пыталась разнообразить игру и привлечь дополнительных покупателей. Но, увы – игра, по сравнению с предыдущими играми серии «Colin McRae», хоть и была красочнее, но также оказалась во столько же раз скучнее…

Внявшие отзывам геймеров и критиков, «Codemasters» решили изменить атмосферу сиквела. По сравнению с первой частью, атмосфера второго «DiRT’а» стала более яркой и фестивальной. Место же Колина Макрея занял Кен Блок, прославившийся не только как участник ралли, но и благодаря появлению в интернете видео, где раллист на специально подготовленном треке вытворял с машиной нечто невообразимое, носящее название «Gymkhana».

И хотя игра вышла значительно более серьёзной и интересной, нежели приквел и получила множество положительных отзывов как геймеров, так и критиков, к ней по-прежнему предъявляли претензии… А потому «Codemasters» решилась на создание третьей части, который, по их словам и заверениям, станет «самым масштабным ралли-проектом». Итак, посмотрим, получилось ли у них выполнить свои «скромные» планы. Встречайте, господа — «DiRT 3».

«Большое ралли в маленькой Финляндии»

Что действительно бросается в глаза, так то, что приставка «Colin McRae» в названии игры отсутствует. Ну, оно и неудивительно: ведь «DiRT» уже давненько отошёл от первоначальной «Rally» и является уже совершенно другой серией. Чем-то напоминает историю «Shift 2 Unleashed», не находите? Ну да ладно, перейдём к делу.

Графика в «DiRT 3» довольно высоко детализирована, красива и сочна – этот факт оспорить трудно. Модели автомобилей (коих в игре насчитывается около пятидесяти штук) выполнены очень тщательно и грамотно. Можно будет прокатиться на самых прославленных автомобилях 70-х, 80-х и 90-х годов. Помимо этого, нам дадут возможность прокатиться на «Ford Fiesta» самого Кена Блока.

Да и не только автомобили выполнены достойно. К самим гоночным трекам разработчики подошли со всей скрупулёзностью и тщательностью. Даже при тщательном осмотре сложно выявить какие-либо недостатки. Всего нам предложат прокатиться по трассам – которых в игре около ста – Норвегии, Финляндии, Мичигана и Кении.

Отдельно надо упомянуть погодные условия и смену суток, сопровождающие нас на эти самых трассах. В гонках вы не раз попадёте в пургу, не раз будете полагаться лишь на свет фар, и не раз будете выкручивать руль, дабы не слететь с мокрой дороги во время проливного дождя… Эти природные явления не только реалистично влияют на происходящее, но и просто весьма и весьма красивы.

Звук в игре тоже неплох, надо признать. Рёв автомобильных двигателей, визг тормозов, мощный и смачный удар разбивающихся автомобилей… Всё трескается, шмякается и визжит именно так, как надо, что весьма приятно для слуха.

А вот саундтрек… Ну, тут «Codemasters», конечно, дала маху. Нет, он, конечно, включает в себя достаточно боевые и лихие мелодии, но на весь саундтрек имеется всего пять-шесть действительно достойных и запоминающихся композиций.

«Три!.. Два!.. Один!.. Старт!»

А что же геймплей? Реалистичен ли он, и если да, то насколько? И вообще, аркада это, или же автосимулятор?

Разработчики значительно упростили автомобильную физику, привязав сложность управления оным к выбору режима сложности управляемости автомобиля. В лёгком режиме игра легка до безобразия – этому, вдобавок, способствуют виртуальные помощники, помогающие не только выруливать и притормаживать, но и во многих других вещах.

Но вот на «харде» играть становится тяжелее. В хардкорном режиме придётся покрепче держаться за геймпад (ну, или руль), выкручивать автомобиль на трассе при резких поворотах и стараться не сталкиваться тяжёлыми объектами и противниками-гонщиками (AI которых, кстати, довольно грамотен и интересен) на полной скорости – чревато.

В игре присутствует и система повреждения. При столкновениях, ударах и переворачиваниях на полном ходу, авто довольно реалистично покрывается вмятинами и царапинами, от него отламываются двери и трескаются стёкла… И всё бы хорошо, но все эти повреждения имеют чисто косметический эффект и никак не влияют на скорость автомобиля и сложность управления оным.

Ездовые режимы, присутствующие в «DiRT 3», практически полностью перекочевали из второй части. Но и новизна имеет место быть. К числу ездовых режимов прибавился ещё один – не много ни мало, та самая «Gymkhana», исполнение которой вы вполне могли видеть на «YouTube».

Но чем она примечательна? Режим «Gymkhana» – это соревнования, состоящие из практически непрерывной последовательности невероятных трюков, дрифтов и прыжков, которые мы будем выполнять на специально отведенных площадках. На них нам придётся выкручивать на асфальте дымящиеся бублики, дрифтовать вокруг шестов… Словом, совершать огромное количество разнообразных и безумных трюков, достойных самого Блока.

Помимо этого, в игре присутствуют и флэшбэки, которые помогут нам в проигрывании некоторые аварии и/или пересмотрах всей гонки. Но этим всё не кончается: разработчики внедрили в игру функцию, позволяющую заливать отснятое видео сразу на «YouTube», минуя включение дополнительных программ. Довольно удобно, не находите?

А вот система тюнинга в игре отсутствует, как не жаль. На зарабатываемые в гонках очки нельзя купить ни какой-нибудь прибамбас для автомобиля, ни сам автомобиль. Машину и перекрасить-то нельзя… Нет, оно понятно, что раллийные гонщики не могут перекрасить машину и понавешивать на неё огромное количество баннеров по своему усмотрению, но этот момент всё равно вызывает недоумение…

В мультиплейере «DiRT 3», помимо тех же самых состязании, присутствующих в сингле, существуют ещё несколько режимов, призванных, по словам разработчиков, расслабить и отвлечь геймеров от всей серьёзности раллийных соревнований.

Первое состязание, носящее название «Invasion», сводится к уничтожению картонных роботов, периодически появляющихся на площадке. Правила просты – чем больше насбиваете роботов, тем больше очков получите и тем выше шанс того, что вы победите. Главное в данном состязании – не сбивать картонные небоскребы. Иначе победы вам не видать.

Второй режим под названием «Transporter» более всего напоминает обычный режим «Capture The Flag». Единственное отличие заключается в том, что этот самый флажок будет появляться в случайных местах. Забрать же этот самый флаг достаточно просто: надо ударить машину соперника, а потом довести его до базы.

И, наконец, третий режим – «Outbreak», напоминающий больше какой-то извращённый зомби-режим. Спустя несколько секунд после начала гонки одна из машин окрасится в ярко-зеленый цвет, означающий, что она «инфицирована». Дабы распространить заразу на других участников достаточно будет просто в них врезаться. Последняя же машина, избежавшая заболевания, будет считаться победителем.

Подведём же итоги. «DiRT 3» – это весьма неоднозначный проект, наилучшим образом продолживший традиции «грязной» серии. Игру, конечно, можно долго ругать за оказуаленность, весьма невнятный саундтрек, кривую систему повреждений… Но это отнюдь не уменьшает её привлекательности, господа геймеры. Если вы любите серию «DiRT 3» со всеми её плюсами и минусами, или просто жаждете поучаствовать в хорошем гонке, тогда вам эта игра придётся вам по нраву.

Геймплей – 8 баллов.
Графика – 9 баллов.
Звук – 7 баллов.
Управление – 8 баллов.
Мультиплеер – 8 баллов.

Общий балл – 8.0 баллов

Многие из вас наверняка видели популярнейшие (на момент написания статьи только один из роликов набрал больше 22 млн просмотров) Уoutube-видео с участием гонщика Кена Блока, где тот особо изощренными способами жег резину, закладывал невообразимые пируэты и крутил «жука» вокруг медленно движущегося на сигвее человека - все это на специально подготовленной 600-сильной Ford Fiesta.

А если вдруг еще не видели, то срочно наберите в поиске вышеназванного сервиса ровно три слова: Ken Block Gymkhana. Последнее из трех слов - это как раз официальное название того, что американский раллист вытворяет с машиной перед камерами. Джимхана, которая представляет собой нечто среднее между дрифтом и простым фигурным вождением, пришла из Японии, а сейчас - в том числе и благодаря роликам Кена Блока - считается полноправной гоночной дисциплиной и в остальном мире. Для того чтобы проводить соревнования по джимхане, нужно совсем немного: не слишком большая асфальтовая площадка, горстка конусов и пара естественных препятствий, которые бы усложняли прохождение маршрута. Требования к машинам предельно либеральные, а маршрут - всегда запутанный и требующий неимоверной концентрации: полицейские развороты, скоростные объезды препятствий, езда задним ходом и дрифт в самых причудливых сочетаниях. Все это - по заранее заданной схеме и под настойчивое тиканье секундомера; правда, в джимхане учитывается не только скорость, но и зрелищность прохождения трассы. Ну а для того, чтобы вы, вдруг решив попробовать повторить все это в уличных условиях, случайно не помяли пару соседских гаражей, Codemasters собираются выпустить игру DiRT 3 . Которая, естественно, будет первой в мире игрой с джимхана-заездами, Кеном Блоком и его ядовитой черно-зеленой «Фиестой».

Танцы со звездами
В этом, а также в окончательном отказе от использования имени Колина Макрея, и будет заклю чаться основное отличие игры от DiRT 2. Codemasters можно ругать за очень и очень многое, но в одном им безусловно, не откажешь - англичане очень здорово чувствуют гоночную моду. Сразу после того, как они свернули серию Colin McRae Rally и переключились на посвященный всему подряд DiRT. мировой раллийный чемпионат скатился в глубокий кризис и последние сезонов пять способен усыпить даже самого фанатичного зрителя. Во второй части DiRT впервые появился тогда еще абсолютно никому не известный за пределами США Кен Блок, а ралли окончательно уступило место богато иллюминированным заездам на стадионах и толканию боками на внедорожниках. Но в 2010 году все снова поменялось. Кен Блок стал звездой YouTube, показал всем джимхану и по-путно осуществил свою давнюю мечту - стал первым американцем в чемпионате мира по ралли, проехав несколько этапов за рулем Ford Focus WRC. Правда, побороться ему удалось лишь с другим звездным и не слишком быстрым новичком Кими Райкконеном. но в этом сезоне Блок планирует продолжить экспансию на WRC. Его тренирует некогда очень быстрый экс-пилот Маркко Мартин (который при этом моложе Кена на восемь лет), «Форд» строит для него новую «Фиесту»... a Codemasters потихоньку возвращают в свою игру классическое ралли.


Официальной лицензии WRC у DiRT 3 , к сожалению, нет (она ввиду странной неразборчивости организаторов сейчас находится в руках у итальянцев Milestone), но количество официальных WRC-машин в ней будет самым рекордным со времен Colin McRae Rally 2.0. Ожидаются практически все: уходящие в небытие турбонаддувные Citroen С4 и Ford Focus, а также менее радикальная в техническом плане Ford Fiesta WRC, компанию которой, возможно, составят еще одна-две машины из чемпионата-2011. Причем вся эта WRC-техника будет представлена в официальных раскрасках команд, а не каких-нибудь фэнтезийных цветах, как это было раньше. О том, как Codemasters удалось добиться этого, продюсер игры Кен Коулман в интервью с нами предпочел умолчать. Вообще, линейка машин на этот раз. похоже, будет самой лучшей из всего, что можно только себе представить: кроме перечисленного, обещан также весь цвет раллийных 70-х, 80-х и 90-х годов (заднеприводные Vauxhall, Talbot, Lancia Stratos. устрашающая «Группа В» в полном составе, Subaru Impreza Макрея и т.д.). Современная группа S2000. включая Peugeot 207 чемпиона IRC Криса Мики опять же в официальной раскраске под британский флаг - Skoda Fabia и Fiat Punto Abarth. С игры срежут всю лишнюю стружку в виде большого количества багги и джипов и вернут так полюбившиеся многим еще в первом DiRT мощнейшие прототипы класса Pikes Peak, на ко­торых в США раз в году штурмуют одноименную гору.


Привет, березки
Правда, самой опаснейшей горной трассы Pikes Peak в игре почему-то не будет, в отличие от первого DiRT, в котором она была. Зато обещают несколько усилить присутствие раллийных этапов - сообщается, что 60 процентов всей карьеры в DiRT 3 будет составлять именно классическое ралли. Самих локаций будет, правда, всего лишь четыре: вернется обожаемая всеми Финляндия с ее березками и трамплинами, а компанию ей составят Кения (из-за «убойности» африканской трассы и непредсказуемости местной публики, порой встречающей проезжающие машины булыжниками, ралли там не проводятся уже давно), американский Мичиган и Норвегия. По ошибке обещанное в первом же тизере легендарное ралли Монте-Карло, увы, так и не подтвердили. а жаль - его не было нигде со времен первого Colin McRae Rally , и это был бы просто роскошный подарок фанатам. Само карликовое княжество в игре все-таки есть, но вмещает лишь компактную уличную трассу для ралли-кросса и джимханы. проложенную по тем же дорожкам, по которым раз в год ездят колеса болидов «Формулы-1». Таким образом, самой интересной из всех раллийных локаций автоматически становится Норвегия. которая целиком пройдет под снегом. И это, пожалуй, самый главный сюрприз по части трасс, ведь первые две игры были чисто «летними».
Третью часть обещают научить правильной симуляции снега и льда, а также всех мыслимых погодных эффектов: добрая половина спецучастков будет проходить либо в дождь, либо в сумерки, а иногда даже - комбинировать все это вместе. За красоту в случае с Codemasters мы традиционно не волнуемся - сейчас все выглядит на уровне DiRT 2, но разработчики обещают добавить толпы зрителей с фотоаппаратами, уворачивающихся от вашей машины в последний момент, и обслуживающих гонку маршалов в светоотражающих жилетках.


Гораздо интереснее то, что Codemasters, кажется, впервые в истории своих раллийных серий позволят настраивать физическую модель: включать/выключать АБС, трэкшен-контроль, подруливание и прочих электронных помощников. Если раньше выбор уровня сложности влиял только на скорость соперников, то сейчас еще и от этого будет зависеть физика машин. Ездить станет сложнее, и это здорово DiRT 2 уже и так почти приблизилась по ощущениям к лучшим частям старых Colin McRae Rally . Но говоря об этом, не нужно рисовать себе в воображении какой-нибудь идейный ремейк стерильного Colin McRae Rally 2.0. Codemasters уже давно делают гонки совсем про другое, уделяя гораздо больше внимания гламуру, пиротехнике и толканию боками под невозможный поп-панк из колонок. Но каждая новая гонка студии все равно оказывается непохожа на предыдущую: все дело в том. что каждый раз их продюсируют совершенно новые люди. В связи с этим было очень интересно увидеть «Твиттер» продюсера DiRT 3 , который подписан на официальные аккаунты Кена Блока, чемпионата WRC и еще американской штурман Джен Хореи. Словом, приоритеты расставлены.