Обучение на инструктора йоги в Федерации йоги России.

Сегодня йога студии можно найти в любом крупном городе России. Кто-то практикует йогу в отдельных помещениях, кто-то в парках или даже на крышах зданий, а кто-то регулярно выбирается на йога-ретриты в разных точках мира. Некоторые решают подойти к занятиям йогой с противоположной стороны и стать инструктором. Но для того, чтобы сменить профессию и стать инструктором йоги, потребуются "второе образование" и большие инвестиции в себя. В этой профессиональной сфере не существует определенного рейтинга, как в академической системе, и нет, например, такого понятия, как “Йельский университет йоги”, поэтому новичку на первых порах может быть сложно. Виталия Летницкая, преподаватель йоги в “Спортивной секции" в Москве, помогла 4doctors разобраться в этом вопросе и рассказала, как стать инструктором по йоге, какие сертификаты требуются и какие школы по подготовке инструкторов йоги существуют.

С чего все началось?

Я решила поехать в Индию в школуRishikesh Yog Peeth на программу подготовки инструкторов по йоге по совету своей знакомой. На тот момент она только неделю как вернулась с подобной программы. Я тогда работала редактором издания в Сайгоне и уже планировала уходить с работы. Мне показалось это гармоничным транзитом для меня и с точки зрения географического перемещения из Вьетнама в Россию через Индию, и с точки зрения морального состояния. В первую очередь мне хотелось просто остаться на полтора месяца в Индии и пожить в каком-то новом режиме. Кроме того, это казалось достаточно логичным решением, потому что на тот момент я занималась йогой уже около четырех лет.

Какие есть школы по подготовке инструкторов?

Школы бывают разные, а в разных школах разные требования. В некоторых на момент подачи заявки оговаривается обязательный уровень личной практики для всех участников курса. Та школа, в которой училась я, не требовала определенного количества лет личной практики: среди шестидесяти участников были люди, которые до этого занимались йогой всего пару раз в жизни, а были и те, кто занимается уже более 6-7 лет. В школе не делают акцента только на практику и не ставят задачу стоять по окончании курса на голове. Здесь совершенно другой интерес. Во-первых, объясняют, что такое йога и чем она отличается от просто физической нагрузки или фитнеса. Что касается практической части, тебе рассказывают про анатомию йоги, как анатомически правильно выстраивать позы, как помогать выполнять асаны тем, у кого есть определенные физические ограничения или травмы. Разумеется, полутора месяцев недостаточно, чтобы стать сведущим в каком-либо деле. Но за это время закладываются азы, и впоследствии ты продолжаешь учиться, практикуя самостоятельно и уже выступая инструктором. Любой преподаватель йоги скажет, что он всегда остается учеником.

Йога – это целая система знаний. Это не только практическая часть: асаны составляют только одну восьмую часть пути. Йога подразумевает под собой и дыхательные практики (пранаямы), и определенное отношение к себе и к окружающим (ямы и ниямы), и заботу о чистоте собственного тела, в том числе очистительные практики глаз, носа, дыхательной, пищеварительной систем. В целом, это не просто прыжки на коврике и попытки загнуть себя в дугу. Практике должны предшествовать определенная осознанность и подготовка, не только моральная, но и физическая.

Школа Rishikesh Yog Peeth находится в городе Ришикеш на севере Индии, у истоков реки Ганг и прямо у подножия Гималаев. Там находится много школ - этот район считается колыбелью йоги. Школа сертифицированная и относится к Yoga Alliance . Преподавательские курсы (YTTC) стоят по-разному, в зависимости от школы и от страны. Обучение в моей школе стоило 1400 долларов США. В стоимость входил шестинедельный курс, а также проживание, трехразовое питание и дополнительные экскурсии. Занятия проходили пять дней в неделю, с понедельника по субботу. Каждый день начинался в 6 утра. После утренних процедур у нас было первое практическое занятие, с 7 до 9 утра, потом мы шли на завтрак. Естественно, все в школе было только вегетарианское и только индийское. После завтрака у нас были занятия по философии йоги, обед, затем лекция по анатомии и время для личной практики или библиотеки. Заканчивался день двухчасовым практическим занятием и ужином. В 10 вечера закрывались ворота, и никто не мог покидать территорию.

Для получения сертификата преподавателя надо было обязательно посещать все занятия, а в конце курса подготовить рабочую тетрадь с детальным описанием минимум тридцати асан: выполнение, пошаговое объяснение, противопоказания и показания к выполнению, компенсирующие асаны и подготовительные вариации. Частично это задание выполнялось по следам практических занятий, частично – при помощи книг из библиотеки и с учетом личной практики. Ведь учить можно только тому, что умеешь сам. Помимо этого, нужно было подготовить практический урок на полтора часа в паре с кем-то из студентов в качестве выпускного экзамена.


Какие бывают сертификаты?

Существует и система сертифицирования. Есть курс на 200 часов, который заканчивала я, а есть курс на 500 часов. Можно проходить их по этапам: сначала 200, а потом 300, а можно и сразу все 500. После окончания обучения надо подать заявку в Yoga Alliance , чтобы попасть в базу преподавателей и стать частью "йога-кооператива". При устройстве на работу часто требуют не только сертификаты, но и определенное количество часов преподавательской практики.

Есть разные направления йоги. Я заканчивала курс по хатха-йоге - это классический вариант. Есть аштанга-виньяса-йога, айенгара-йога, кундалини-йога, есть перинатальная йога или йога для детей – для каждой получают отдельный сертификат, потому что у каждого направления свои особенности преподавания. Но даже инструкторы с большим преподавательским стажем продолжают бывать на выездных семинарах и воркшопах, знакомиться с новыми техниками, принимать участие в ретритах. Так они могут уделять внимание определенным аспектам йоги, детокс-практикам или диетам. Можно сделать вывод, что получение первго сертификата - это только начало пути.

Когда Вы провели свое первое занятие?

Это произошло, когда я работала волонтером на ферме в штате Вашингтон, США. Во время утренней практики ко мне часто присоединялись хозяйка фермы и некоторые волонтеры. Полчаса-час каждое утро кто-то занимался вместе со мной, и я подстраивала занятие под уровень того, кто ко мне присоединялся. Иногда это были дети, несколько раз даже хозяин фермы Авель. Это была особая ситуация: у Авеля в связи с осложнением после операции ампутированы обе ноги ниже колена. И хоть он очень мобильный и во многом самостоятелен, мне нужно было учитывать его особенность, когда он присоединялся к практике.


Как понять, что преподаватель йоги достаточно компетентен?

Во-первых, надо обращать внимание, насколько преподаватель соизмеряет возможности и уровень группы с тем материалом, который он дает. Хорошо, когда преподаватель предлагает несколько вариаций, от самой базовой до более сложной, но важно, чтобы были учтены возможности всего класса. Также важно, чтобы преподаватель четко давал понять, что даже простая асана при правильном выполнении является полезной. Ведь йога – это не соревнование, кто дальше загнет ногу, это возможность прислушаться к своему телу. Во-вторых, стоит обратить внимание, ходит ли преподаватель по рядам и корректирует ли выполнение учениками той или иной асаны. Мне кажется странным, когда преподаватель в течение всего занятия выполняет асаны, просто называя их на санскрите или другом языке, но при этом не проговаривает, как анатомически правильно должна выстраиваться поза, и не корректирует учеников. В-третьих, преподаватель должен напоминать о важности синхронизирования движения и дыхания. Ведь каждое занятие – это исследование себя и своего тела. Задача инструктора не дать ученикам забыть, зачем они приходят на йогу и что эта практика может им дать.

Источник фотографий: Виталия Летницкая

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский

Йогой я начала заниматься около 7 лет назад. Все когда-то начинается. Это были первые робкие шаги. Я пришла в фитнесс клуб и веселая улыбчивая девушка демонстрировала йогу на коврике. Все выполнялось больше по наитию, потому как преподаватель был занят собой и своим выполнением асан. Группа таких же страждущих людей была всего лишь приложением для этого преподавателя. И вот однажды, на замену этой девушке прислали другого преподавателя. Что это было за занятие! Оказывается, до этого я занималась, чем угодно, но не йогой. Многое перевернул во мне этот человек. Он потратил целое занятие для объяснения элементарных вещей (теперь я это поняла). Ради его занятий, мне было не лень рано проснуться и ехать в другой район, чтобы получить знания. Прошло несколько лет, и я оказалась на пути преподавателя йоги. Я задалась вопросом – «Какой должен быть настоящий преподаватель, какими качествами должен обладать?»

На мой взгляд, важно первое впечатление. От преподавателя должно излучаться спокойствие, умиротворение и внутренняя уверенность. Человек должен быть опрятным и не отпугивать своим вычурным видом людей. Помнить, что ваша энергия передается людям. И если сам находишься в беспокойном состоянии, нужно постараться настроить себя перед занятием.

Преподаватель, безусловно, должен быть профессионалом своего дела. Т.е преподаватель йоги должен уметь четко объяснять свои действия, грамотно выстраивать занятие, хорошо владеть своим телом, понимать, как выстраивать асаны. Помогать своим ученикам грамотно входить в асану. Знать показания и противопоказания, уметь на практике применять это. Все это характеризует стиль преподавания, личность преподавателя. Учитель должен уметь ориентироваться на ту категорию людей, которые пришли на его занятия. Это могут быть новички или люди с опытом изучения йоги. Ориентироваться надо на большую часть группы. Но если среди новичков есть опытные ученики, можно им давать более сложные варианты асан.

Хороший преподаватель йоги не замыкается на себе и асанах, которые он выполняет. Он всегда в группе, он ведет этих людей к познаванию и понимаю йоги. Если уже сложившаяся группа, надо стараться разнообразить занятие, с каждым разом добавлять новое, видеть рост своих учеников. Необходимо иметь обратную связь с ними. Понимать, что доставляет трудность, где сделать больше акцент на следующих занятиях.

Мне очень не нравится, когда преподаватель ставит себя на пьедестал, возвышаясь над учениками. Значит этот преподаватель заинтересован в демонстрации своих умений, а не в несении знания для учеников. Учитель должен быть внимателен, стараться обезопасить людей от травм. Постепенно, необходимо прививать своим ученикам техники пранаямы, элементы медитации. Донести до них мысль о том, что правильно освоенные асаны это еще не цель йоги!

Безусловно, преподаватель должен сам самосовершенствоваться. Нельзя, получив какое то количество знаний остановиться на месте. Свое собственное развитие и духовный рост не должны прерываться. Необходимо читать духовную литературу, изучать труды по йоге, практиковать самостоятельно (вне групп). Отказаться от вредных привычек, быть примером для своих учеников! Вот так я вижу на сегодняшний день преподавателя йоги. Я думаю, что это только начало. Более глубоко эта тема для меня откроется если я уже окажусь на месте преподавателя. С практикой придут еще новые ощущения и знания.

Студентка курса преподавателей йоги Наталия Т.

Для того, чтобы стать инструктором йоги, необходимо, в первую очередь, ваше желание и намерение учить, передавать знания и опыт людям и помогать им. Во-вторых, – опыт самостоятельной личной практики не менее года. И, в-третьих, – записаться сейчас на курсы в Школу инструкторов йоги Федерации йоги России!

На данный момент есть следующие ближайшие группы курса Инструкторов хатха-йоги, куда вы можете записаться:

Даты Занятия
6 апреля – 2 июня 2019 г.
курс выходного дня, группа №135
суббота, воскресенье
с 10:00 до 17:00
3 – 26 июня 2019 г.
очный курс, группа №139
с понедельника по пятницу
с 10:00 до 17:00
1 – 24 июля 2019 г.
очный курс, группа №140
с понедельника по пятницу
с 10:00 до 17:00

Обучение и на очном, и на курсе выходного дня (заочном) проводится по единой программе подготовки инструкторов хатха-йоги и тем же педагогическим составом. Программа обучения и на очном, и на курсе выходного дня одинакова, разница лишь в графике занятий (по будням, либо по выходным), что сделано специально для удобства поступающих.

Сертификаты и дипломы

При успешном окончании обучения выпускники курса инструкторов хатха-йоги получают:

  • Сертификат Инструктора хатха-йоги, подтверждающий квалификацию,
  • Удостоверение Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Школа инструкторов йоги» о прохождении курса «Теория и практика хатха-йоги», дающее право преподавать йогу,
  • Карточка инструктора ,
  • Ваше имя вносится в Общероссийский реестр преподавателей йоги.

Дополнительно по желанию выпускники могут получить Сертификат Международного Альянса Йоги (Индия) и Сертификат Альянса йоги США с регистрацией в Реестрах этих международных организаций.

Программа курса

Обучение на инструктора хатха-йоги проходит по специально разработанной программе YTTC-200 (Yoga Teacher Training Course, 200 часов), зарегистрированной в Международном Альянсе йоги (Yoga Alliance International Worldwide, Индия), Международной Федерации йоги (International Yoga Federation), Европейском союзе йоги (European Union of Yoga Association) и в Альянсе йоги США (Yoga Alliance USA).

Обучение в Школе инструкторов йоги Федерации йоги России не только соответствует всем российским и международным стандартам, но и дает возможность выпускникам Школы без дополнительных экзаменов получить дипломы и попасть в реестры самых крупных международных организаций йоги – Международного Альянса йоги и Альянса йоги США.

  1. Йога – определение самой дисциплины. История и основы философии. Немного о разных стилях и основных современных школах хатха-йоги.
  2. Основные трактаты по йоге (Хатха-йога-прадипика, Гхеранда-самхита, Шива-самхита, Йога-сутры Патанджали, Шандилья-панишада), Восьмиступенчатая йога согласно Йога-Сутрам Патанджали и семиступенчая йога согласно Гхеранда-Самхите.
  3. Этические и моральные принципы йоги : Яма и Нияма. Универсальный кодекс нравственных законов и ежедневных предписаний Йоги. Кармическое значение этих законов.
  4. История йоги России . Первые печатные издания, школы, основатели. Дореволюционный период, первые упоминания о йоге: Рерихи, Смирнов Б.Л., Ефремов И.А., Зубков А.Н. и другие.
  5. Гуны : Раджас Тамас и Саттва Мантры. Санскрит. Названия асан. Дословные значения терминов йоги.
  6. Варианты Сурья намаскар (простые и усложненные по разным стилям (школам) йоги. Асаны стоя, их детальная отстройка и проработка: а) упрощенные варианты; б) с использованием вспомогательных приспособлений; в) отстройка с использованием стены; г) «окончательный» вариант выполнения.
  7. Разминочные техники. Вьяяма, как разминочные серии упражнений и самодостаточная практика. Что такое вьяяма и её разновидности. Основные задачи предварительных практик. Сочетание движения, дыхания и внимания (тристана). Специализированные вьяямы для раскрытия тазобедренных суставов, техники, способствующие быстрому освоению таких асан, как поза лотоса, шпагаты, мосты и пр.
  8. Асаны на спине, перевернутые, на животе, их детальная отстройка и проработка : а) упрощенные варианты; б) с использованием вспомогательных приспособлений; в) отстройка с использованием стены; г) «окончательный» вариант выполнения.
  9. Брюшные манипуляции – уддияна-бандха, агнисара-дхаути, наули. Подробный разбор техники выполнения. Практики, улучшающие состояние пищеварительной системы и системы кровообращения: эффект, польза, противопоказания, последовательность освоения, диетические рекомендации.
  10. Базовые типы дыхания : а) полное йогическое дыхание; б) дыхание уджайи; Виды пранаям. Подробное изучение каждой пранаямы по отдельности с учетом ее влияния на физиологию: – Капалабхати – Бхастрика (упрощенная форма) – Вилома-пранаяма – Сурья-бхедана – Нади-шодхана – Анулома-вилома – Брамари-пранаяма– Брахма-мудра и прана-мудра пранаяма. Кумбхаки – принципы, виды.
  11. Бандхи . Мула-бандха, уддияна-бандха, джаландхара-бандха, набхо-бандха, Маха-бандха. Практика бандх, пранаям, кумбхак отдельно и внутри асан.
  12. Шаткармы – общее название очистительных практик для тела , применяемых в хатха-йоге. Классификация и их описание в древних йогических текстах Хатха Йога Прадипика и Гхеранда-самхита.
  13. Теория объяснения виньяс. Группы Виньяс. Иерархия уровней сложности Виньяс. Практика хатха, с использованием виньяс.
  14. Пратьяхара и Дхарана. Методы контроля и управления вниманием. Контроль над чувствами, регулирование и отвлечение органов чувств, направление внимания вовнутрь.
  15. Дхьяна (медитация) и Самадхи (осознание). Иерархия самоконтроля (самьямы), самоосознания и изменённых состояний сознания. Связь духовного роста с кармой. Современное понимание йогических техник.
  16. Техники осознанного расслабления. Шавасана. Универсальные методы контроля оболочек. Примеры схем расслабления. Йога-нидра. Теория и практика.
  17. Понимание значения и функций позвоночника. Направления подвижности позвоночника. Наклоны, скрутки, повороты, прогибы и вытяжение. Учитель. Общность и различие между начинающими и опытными практикующими, йога-инструкторами, учителями, мастерами-йоги.
  18. Психология отношений: Инструктор и практикующий. Применение знаний о структуре человеческого существа для построения индивидуальных тренировочных программ, гармонично дополняющих и компенсирующих повседневные социальные действия.
  19. Асаны на баланс – удержание тела в заданном положении. Развитие ощущения устойчивой опоры в положениях на баланс. Способы адаптации тела к нагрузке на мышцы при отработке балансовых поз. Разные типы опоры тела в балансах: опоры на ноги, голову, руки, предплечья. Прогибы назад с разными точками опоры.
  20. Движения, голос инструктора (сценическое мастерство). Контроль мышления и искусство энергетического влияния на учеников тончайшими оттенками речи. Подбор музыки, атрибутики, одежды для практики и т.д. Связь практики йоги с обычной жизнью и наоборот. Использование принципов йоги для внутреннего мира и внешнего практикующего. Важность внутренней практики для инструктора. Инструктор как пример для подражания. Сознание в тренировочном зале и осознанность жизни. Основные принципы травмобезопасности в практике асан.
  21. Шесть причин, разрушающих йогу, и шесть причин, способствующих успеху в практике. Порядок составления тренировочной последовательности. Мотивация и задачи практики. Последовательности практик в развитии формы и содержания техники йога-асан. Принципы построения тренировочных последовательностей. Правая и левая сторона, балансировка времени пребывания на основе ощущения наполненности. Принцип построения тренировок утренней и вечерней.
  22. Анатомия: Общий план строения организма. Анатомия костной системы, Теоретическая анатомия мышечной системы. Функциональная анатомия мышечной системы. Теоретическая и функциональная анатомия. Общая динамическая анатомия (циклические, ациклические, вращательные движения). Смещаемость органов и механизм дыхания.
  23. Физиология: Понятие физиологии человека. Основные физиологические процессы. Физиология дыхания. Питание, вегетарианство, работа нервной системы и стресс. Биомеханика. Предклиническая диагностика.
  24. Педагогика: Принципы работы с группой. Основные особенности в проведении индивидуальных занятий.

Преподаватели курса

Данный сертификационный курс проводят опытные преподаватели, мастера йоги с многолетним опытом преподавания и практики.

– президент Федерации йоги России, руководитель и старший преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги и медитации Международного Альянса йоги и Международной Федерации йоги RYT-500 и ERYT-200 в Альянсе йоги США. Занимается различными восточными практиками более 30 лет, медитативными практиками более 19 лет (с 1994 года адепт школы Сато). Мастер боевых искусств, кобудо и йоги. Образование: высшее (МГИМО, Восточный факультет). Специальное: педагогическое (РГУФК), МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-1000). Член IYAT (Международная Ассоциация Йога Терапевтов), Yoga Hand Healing (YTTC-200). Специализация: transformational yoga, раджа-йога, медитативные практики, йогатерапия.

– старший преподаватель и руководитель курса Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной федерации йоги. Личный стаж занятий – более 20 лет, преподавательский стаж – более 12 лет. Образование – высшее МГГУ (Московский Государственный Горный Университет), кандидат наук, доцент. Специальное образование: курс Киевской школы йоги «Корректный подход к позвоночнику», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-500). Неоднократный чемпион России и призер международных соревнований в различных категориях йога-спорта. Специализация: построение динамических комплексов, травмобезопасность в йоге, вьяямы, дыхательные практики. Изучаемые стили и направления: классическая хатха-йога, аштанга-виньяса йога, универсальная йога, йогатерапия.

– старший преподаватель и руководитель курса Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной федерации йоги. Личный стаж занятий – более 30 лет, преподавательский стаж – более 20 лет. Образование – высшее педагогическое МГПИ (Московский Государственный Педагогический институт). Специальное образование: РГУФК «Оздоровительная физическая культура с использованием систем йоги», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-500), персональные семинары Б.К.С. Айенгара, Ф. Бириа и Е. Рушпол. Специализация: отстройка асан, порядок составления тренировочных последовательностей и занятий в целом, педагогика и риторика. Изучаемые стили и направления: хатха-йога Б.К.С. Айенгара, комфортная (универсальная) йога Евы Рушпол. Профессиональный преподаватель и методист йоги.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Образование: Воронежский государственный университет, Школа развития осознанности и интуиции, Московская государственная академия физической культуры и спорта «Теория и практика хатха йоги», Школа инструкторов йоги. Личный стаж в йоге и медитативных практиках – более 20 лет. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, аштанга виньяса йога, с 2002 года практикует випассану в традиции Махаси Саядо и Гоенке. Много путешествует по Непалу и Индии по монастырям и местам паломничества.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной Федерации йоги. Личный стаж занятий – более 15 лет, преподавательский стаж – более 11 лет. Образование – высшее педагогическое МаГУ (Магнитогорский государственный университет). Специальное образование: Международный Альянс йоги (YTTC-500), курс Киевской школы йоги «Корректный подход к позвоночнику», практический курс в Культурном центре посольства Индии (Москва), РГУФК «Оздоровительная физическая культура с использованием систем йоги», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», персональные семинары российских и зарубежных преподавателей йоги. Специализация: анатомия позвоночника и травмобезопасность в йоге, йога-нидра, виньяса-йога. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, аштанга-виньяса йога, пауэр-йога, универсальная йога, йога КПП (травмобезопасная йога), йога для женщин, йога для детей, йога для пожилых людей. Профессиональный преподаватель хатха-йоги и пилатеса, работает как в йога-студиях Москвы, так и персональным тренером.

Мира (Анастасия) – преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги и йогатерапии Международного Альянса Йоги, RYT-200 Альянса йоги США. Образование: высшее ГУУ (Государственный Университет Управления, University of Wolverhampton, Великобритания, Институт психоанализа). Специальное образование: Школа инструкторов йоги «Теория и практика хатха йоги», «Детская йога», «Перинатальная йога», Международный Альянс йоги (YTTC-500), Healing Hand Center (YTTC-200), «Acient Thai massage foundation» (YTTC-200), практика йогатерапии в Vinieyoga Healing Centre. Изучаемые стили и специализация: хатха-йога, йогатерапия, transformational yoga, оздоровительные энергетические практики.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Образование: высшее педагогическое, к.п.н., доцент. Личный стаж занятий – более 9 лет, преподавательский стаж – более 6 лет. Изучаемые стили и специализация: хатха-йога, санскрит, философия йоги. Имеет персональную группу по хатха-йоге, проводит персональные занятия.

– преподаватель Школы инструкторов йоги. Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий – более 16 лет, преподавательский стаж – более 9 лет. Образование высшее (Томский политехнический институт – инженер-математик, инженер-социолог). Специальное образование: ряд тренингов хатха-йоги в традиции Дхирендры Брахмачари (Бал Мукунд Сингх), аштанга-виньяса йога (Паттабхи Джойс), йога-нидра (Сатьянанда Сарасвати), крия-йога (Ш.Ш. Шарма), специальный курс «Теория и практика классической хатха йоги» в ГБУ ДО «Учебно-спортивный центр» Москомспорта. Профессиональный преподаватель йоги, работающий в различных клубах и студиях Москвы, ведущий индивидуальные и групповые занятия, семинары и зарубежные ретриты. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, йога-нидра, йогатерапия.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, занимается йогой самостоятельно. Образование – высшее. Доцент кафедры анатомии и биологической антропологии РГУФКа. Кандидат в мастера спорта по плаванию. Автор более 20-ти научных статей, учебных программ и пособий по анатомии, биологии и спортивной морфологии.

– преподаватель Школы инструкторов йоги по направлению «Педагогика». Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий более 10 лет, преподавательский – более 6 лет. Образование: высшее, МТУСИ (Московский Технический Университет Связи и Информатики). В прошлом – бизнес-тренер, автор двух книг по административному менеджменту. Специальное образование: Школа инструкторов йоги «Теория и практика хатха-йоги» и «Йогатерапия: опорно-двигательный аппарат». Изучаемые стили и направления: хатха-йога, виньяса-флоу, пауэр-йога, йога для старшего возраста, йогатерапия позвоночника.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России. Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий – более 7 лет, преподавательский стаж – более 4 лет. Образование: высшее (Омский Государственный Политехнический Университет). Специальное образование: Школа инструкторов йоги, семинары по йоге 23 и хатха-йоге, специалист по правильному питанию (аюрведа) – Новосибирский Государственный Университет. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, йога 23, стретчинг, пауэр-йога.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, личный стаж занятий – более 12 лет, преподавательский стаж – более 6 лет, опыт работы с детьми с 1991 года. Образование: высшее (Самарский педагогический институт, факультет физического воспитания, Самарский педагогический университет – факультет психологии). Специальное образование: Школа инструкторов йоги (хатха-йога), МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», сертифицированный преподаватель йоги Международного Альянса йоги (YTTC-200). Специализация: йога для детей, детский психолог, хатха-йога, пилатес. Профессиональный преподаватель хатха-йоги и пилатеса, работает как в клубах и студиях Москвы, так и персональным тренером.

Отзывы о курсе

Очень хочется оставить свой отзыв. Очень благодарна Сергею Репину за создание удивительной Школы инструкторов йоги, обучаясь в которой словно из гусенички плавно превращаешься в красивую, легкую, добрую, радостную бабочку с правильными, грамотными представлениями о йоге и пилатесе. И желаю школе непрерывного развития и процветания. Спасибо всем преподавателям, они словно видят учеников насквозь…
Ольге Полушиной спасибо за появившийся интерес к учению Айенгара и фразу «Я буду мстить за носки», после которой я сняла тапочки для занятия йогой, в которых занималась всегда, и по дороге домой выбросила их в мусорный бак, – уверена, с интересным выражением лица. И после этого события личная практика изменилась.
Светлане Артисевич спасибо за волшебную, божественную практику и медитацию, дающую уверенность в своих силах и радость от всего происходящего вокруг.
Николаю – за правильный для меня настрой к йоге, важные и твердые слова касательно травмобезопасности и морально-этических принципов практикующих йогу. Если вы несколько лет делаете асаны с неправильной отстройкой это приведет вас к инвалидности. Это понимание останется со мной навсегда.
Мире спасибо за пример доброго и бережного отношения к каждому ученику. Ирочке спасибо за знания по Пилатес и ответственность. Спасибо всем преподавателям, которых я не указала, за знания и личный опыт, которым не все равно, что останется с нами внутри на долгие годы.

~ Ксения Александрова, июнь 2017

Спасибо Вам огромное за преподавательский курс Хатха-йоги!
За учителей, которые нам давали отличные знания, за то, что вы создали Федерацию йоги России, где дают истинные знания!
Я бы вообще в вашей Федерации жить осталась…)), приятно находиться с единомышленниками…, но пока буду просто приезжать на занятия))

~ Карина Касимова

Опыт получен колоссальный, необыкновенный, несравнимый! Многое за эти 3 недели было пережито, передумано и прочувствовано. Самое главное – это свершилось задуманное: правильное направление Пути задано, даны инструменты в помощь для движения вперёд, появилась вера в себя и свои силы Большое Вам Спасибо за это!

~ Яна Лехтсаар

Одна из целей, по которой я к вам пришла, была узнать, насколько йога – это мое, мой путь и моя философия, так как начинала заниматься я через “физкультуру” мне надо было знать, что дальше. И уже после первого занятия я поняла, что да, я делаю шаги в том направлении, которые мне близки, все на курсе – и ученики, и преподаватели – были “моими” людьми, и мое видение и мои движения в йоге, все совпадало с тем, чему нас учили.

Страха, испуга и прочего ни в процессе обучения, ни теперь, после, я не испытала, наоборот, вы и ваши лекции дали мне большую уверенность в себе и поддержку. Теперь я точно знаю, что это часть моей жизни, мой мир. Я никогда не хотела учить йоге, я хотела делиться тем, что йога для меня. Теперь мне делать это еще проще. Моя йога – это мое творчество) курс инструктора – мое вдохновение продолжать и углублять свои знания и навыки, читать нужные книги, думать и делать выводы.
Огромное спасибо вам за то, что вы делаете, мягко наставляете нас, не требуете, даете поддержку.
В моих планах – освоение пранаямы Вот что стало для меня интересным, хоть и сложным уроком. Буду дальше расти и развиваться. Пробовать, находить свое и делиться тем, что знаю, чувствую и могу дать с теми, кто приходит ко мне на “мою” йогу.

~ Всего Вам наилучшего в вашем добром деле.
Виктория Тарабукина

Всем огромное спасибо!!! ВЫ ПРОСТО СУПЕР!!! Эти два месяца я как будто оказалась в другом мире, полным добра и любви!!! Хотя… вначале было тяжело… Казалось, что происходит полная “чистка” организма и сознания, а как известно, такое перестроение проходит нелегко. Зато потом, стало легко, и я с нетерпением ждала каждых выходных, чтобы очутиться на наших занятиях))))) Я очень Вам всем благодарна))))) и нашим учителям и нашей группе))) Вы все стали родными))) Вы все несете свет и тепло, как наше солнце!!! Еще раз говорю все огромное СПАСИБО!!! Удачи, любви и успехов в нашем общем деле))))))))

~ С уважением,
Юлия Зимкина

«Собраться вместе – начало, остаться вместе – прогресс, работать вместе – успех!» Каждый на курсе пытался: и собраться, и оставаться, и работать. Это относится и к преподавателям, и к студентам курса. И хочу с полной ответственностью заявить – у нас это получилось!!! Спасибо всем, кто был с нами все это время.
Ом Тат Сат!

~ Андрей Дроздов

Здравствуй, Школа инструкторов йоги во всем ее составе!

Я от души хочу поблагодарить Сергея Репина и за организацию Федерации йоги и за организацию обучения, за то, что нашли и заинтересовали таких замечательных преподавателей – я, честное слово, и не ожидала, что они окажутся настолько замечательными, – и еще очень хочу поблагодарить самих преподавателей Школы инструкторов за то влияние, которое оказали на меня и которое стало и для меня самой неожиданностью. Я шла на обучение с совсем другими мыслями – и не подозревала, что оно начнет для меня новый виток в жизни, новый поворот. Учеба в Школе начала во мне внутренний процесс трансформации, который, я уверена, приведет к хорошим изменениям. Я хочу поблагодарить и за долготерпение к моей “придирчивости” :)) которая была по большей части просто тягой к новым знаниям – я очень соскучилась по учебе, давно уже закончила университет и просто рада была вновь окунуться в образовательный процесс, именно в плотное взаимодействие “преподаватель – ученик”. :))

Спасибо, Сергей, Ольга, Николай, Камилла, Людмила, Светлана, Павел, Дмитрий и все-все остальные! Я буду следить за новостями Федерации и, надеюсь, еще не раз увижусь с вами в будущем.

~ С уважением,
Евгения Шафранова

Огромное спасибо за все что вы сделали, за эту замечательную школу, где чувствуешь себя как дома, благодаря уютной и дружеской атмосфере, за прекрасный преподавательский состав, в котором каждый преподаватель открывает что-то новое, бесценное, дарит кусочек своей души! Я очень рада, что судьба привела меня к вам, и я надеюсь еще не раз вернуться в это прекрасное место.
P.S. И отдельное спасибо Вам, Сергей, за вашу заботу и доброту, за ваш позитив и откровение, от Вас исходит светлая и мощная энергетика и это чувствуется, спасибо что вы есть!!!

~ С уважением,
Гидревич Оксана

Вот и пролетели два чудесных месяца познавательнейшего курса обучения “Инструкторов Хатха-йоги”. Для себя я его обозначила как этап расширения границ своего сознания! Так интересно и так увлекательно мне еще не было ни на одном обучении, семинаре, мастер-классе, наверное, потому что каждое слово и каждое движение преподавателей курса (огромное им за это спасибо) были наполнены знаниями и направлены на раскрытие потенциала ученика, – как оказалось, он, т.е. потенциал, у меня тоже имеется) Еще раз убеждаюсь, что любовь к своему делу творит чудеса! А благодаря такому профессиональному подходу преподавателей с первых же дней в нашей группе воцарилось единение, которое помогло мне за эти два месяца не только понять суть йоги и освоить некоторые, казавшиеся ранее невозможными, асаны, но и подружиться и перенять опыт моих теперь уже коллег и друзей! Подводя итог вышесказанному, хочу выразить искреннюю благодарность и восхищение счастливым людям – нашим преподавателям Федерации йоги России, которые творят поистине важное для всего человечества дело! Дай Бог вам здоровья и неиссякаемого желания передавать знания таким же интересующимся и жаждущим знаний людям, как на нашем курсе!

Подробную информацию о стоимости и порядке поступления на курсы Школы инструкторов Федерации йоги России читайте на странице: .

Зарегистрируйтесь на курс

Присылайте вашу заявку и вопросы, заполнив форму ниже, либо отправив письмо на

> Учителя Йоги. Гуру

В древних текстах практикующему йогу часто напоминают о желательности получения информации и указаний от гуру, или учителя. Слово гуру буквально означает «важный человек», тот, чьи слова ценнее самых уважаемых установленных и общепринятых принципов; он не диктатор, но советчик.

Гуру - Достойный, почтенный человек. Учитель. Наставник.

Индийская традиция ставит учителя на высшую ступень почитания среди людей. Наиболее уважаемы учителя учителей, родоначальники школ, традиций. Институт учительства восходит к древним мудрецам (риши), которые, нарушая традицию одинокого существования, стали обучать юношей из высших сословий (варна). Эти дети были более развиты и подготовлены к постижению сложных концепций. Риши сделали знание доступным для другого, поднимая учеников до своего уровня. Учителя-риши предложили людям не только знания, обретенные за долгие годы отшельнической жизни, но и новую идеологию, гармонизирующую общественное сознание в ведическую эпоху. Возникло представление о системе передачи знаний и опыта. При отсутствии учебников и апробированных методик прямая, непосредственная передача знаний от учителя ученику (гуру-шишья парам-пара) осуществлялась индивидуально, сокровенно, интимно. Большое значение имела невербальная информация: мимика, жест, собственный пример и др. Позднее обучение стало происходить в доме учителя (гуру-кула), в ашрамах и монастырях. Большое значение придавалось психологической совместимости учителя и ученика. На первом этапе их взаимоотношения имеют характер обычного служения (саманья-сева) ученика учителю, а на стадии обретения высших знаний — характер высшего служения (уттама-сева). Учитель может взять на себя карму ученика, чтобы уничтожить ее, а ученик может вызвать образ учителя методом визуализации даже после его смерти, чтобы получить от него совет или помощь. Согласно гуру-йоге, регулирующей их взаимоотношения, ученик должен полностью довериться учителю, отказавшись от гордыни и самоуничижения.

Учеников называют чела, челака, шравак, шравака, шайкша, садхак, садхака, шишья, прашишья, атеваси и др. Ученик низшей ступени (атхама?) понимает учителя с трудом. Средний ученик (мадхьяма?) понимает все указания и выполняет их. На высшей ступени способный ученик (уттама?) продолжает дело учителя.

Найти «своего» учителя или ученика считается большой удачей. Термину «гуру» синонимичны ачарья, пандит, упадхьяя, бханант и др. Сложные концепции буддизма не постигаются на низком уровне развития и подготовки. Буддийские учителя учатся всю жизнь, разыскивая и изучая сутры, шастры, тантры. Достичь вершины буддийской практики редко кому удается в течение одной жизни. Буддист ощущает себя всегда в пути. Даже умирая, он предполагает, что в следующей жизни сделает еще один шаг по пути к спасению.

Гуру это человек, который показывает вам, что вы забрели на ложный путь, уводящий все дальше и дальше во тьму. Он знает верную дорогу и преисполнен любви ко всем, кто не хочет блуждать в ночи без светильника.

Гуру демонстрирует ученику тот невидимый ток, что приводит в действие самые различные приборы - лампу, микрофон, вентилятор, холодильник, магнитофон, плиту и т.д. Гуру заслуживает благодарности. Ведь он подобен страннику, который входит в жилище бедняка и объявляет, что у того под полом лежит сокровище. И овладеть им можно, стоит только несколько минут поработать лопатой!

Гуру укажет вам Имя и Образ, соответствующие вашему темпераменту и склонностям, обусловленным кармой (самскарами). Если же гуру начинает командовать вами и велит придерживаться какой-то садханы, утверждая: "Таково мое повеление (аджна)", то вы можете сказать ему, что вам важнее обрести собственную удовлетворенность, а не его. Совершать садхану следует в атмосфере радости и умиротворения.

Гуру предостерегает и пробуждает. Он открывает истину и направляет вас к ней. Пока ваше сердце не станет устремленным и открытым, а разум - ищущим, вы не совершите многого. Голодного можно накормить, но для того, кто не голоден, пища покажется наказанием. Гуру - садовник, который будет ухаживать за растением, но прежде чем он приступит к этому, деревце должно прорасти. Гуру не добавляет растению ничего нового, он только помогает ему развиваться согласно его собственному предназначению, возможно, быстрее и полноценнее, но не против его внутренней природы. Гуру избавляет от нищеты, указывая на сокровище, которое закопано в жилище самого человека, он советует, как его извлечь, рекомендует, как лучше всего им воспользоваться и т.д.

Деятельность (карма) и жертвенность (упасана) зависят от того, что предписывает дхарма на данной конкретной стадии вашей жизни, а также от того, какая гуна управляет вами. Даже эликсир бессмертия (амрита) может оказаться опасным для жизни, если его попытаться выпить через нос. Для каждого искателя существует определенный образ жизни, метод восхождения, путь прогресса, отличный от пути других. Истинный гуру знает, что вам подойдет лучше всего. Это не значит, что у гуру есть пристрастия или предубеждения, это значит только то, что он добр и осмотрителен, потому что не примеряет на всех людей один и тот же пиджак.

/Отрывки из книги САТЬЯ САИ БАБА "САДХАНА. Внутренний Путь Духовной Дисциплины"/

Многие считают, что начать преподавать — это логичное продолжение личной практики длинной в несколько лет. «Мне нравится йоги, я достиг(ла) в ней успехов, хочу передавать знания». С одной стороны, это хорошая мотивация, а с другой — плохая (говорю на личном опыте 17 лет практики и 9 лет преподавания). Почему же плохая? Потому что придётся подстраиваться под преподавание. И не всегда это комфортно. Чтобы не испытать шок и не свернуть с намеченного пути — либо «свернуть» как раз туда, куда надо — ниже что-то вроде «шпаргалки» для тех, кто хочет стать «йога-преподом» / преподавательницей йоги.

Что НЕ нужно для того, чтобы начать преподавать йогу:

  • Какая-либо инициация или благословение от «Гуру»
  • Знание тайных практик и мантр
  • Умение контролировать людей и подчинять своей воле, знание магических приёмов (которые по факту есть в йоге которые некоторые преподаватели используют)
  • Досконально знать человеческую анатомию
  • Не нужно быть врачом или профессоинальным спортсменом (как и, например, балериной или гимнастом)
  • Не нужно много денег и деловая жилка — ведь открывать свой йога-центр совсем необязательно
  • Не нужно даже много лет заниматься йогой (хотя это очень помогает)
  • Для большинства стилей, не нужно быть «духовной личностью» или «Пробуждённым»
  • Не нужно иметь ИДЕАЛЬНОЕ здоровье — ведь и ваши ученики не будут им обладать
  • Не обязательно иметь самый дорогой коврик для йоги и самую модную американскую одежду для неё — достаточно базового комплекта. Многие йога-центры с радостью предоставят преподавателю (и учащимся) коврик.
  • Не обязательно обладать личным транспортом — на ваши 2-3 урока в день вы, в принципе, доедете и на метро.

А вот что НУЖНО:

  • «ПСИХИКА». Быть психологически стабильной личностью — чужое мнение (о вашей практике и о вас лично не должно вас задевать — будь оно восторженное или неодобрительное)
  • «ФИЗИКА». Иметь умеренно хорошее здоровье и личную энергию для интенсивного преподавания (иметь силы проводить 1-4 урока в день)
  • «ТЕОРИЯ». Обладать базовыми знания о теории и практике йоги — чтобы отвечать на стандартные вопросы и направлять людей туда, куда надо. Проштудируйте «Йога-сутры», «Хатра-йога Прадипику» и «Шива-Сутры» — для начала хватит.
  • Наработать ядро практик, которые вы и будете преподавать. Делиться надо только тем, что сам(а) хорошо знаешь. Новые для вас практики надо сначала «обкатать»: прежде, чем давать другим людям практику, сделайте её сами хотя бы 108 раз (это обычно занимает 2-3 месяца или больше).

Как не «перегореть», начав преподавая йогу:

  • Внимательно прислушивайтесь к собственному здоровью. В случае появления тревожных симптомов в суставах, позвоночнике, или общем упадке сил — договаривайтесь со своими работодателями и снижайте интенсивность преподавания. Например, не берите 3-4 урока в день, оставьте 1-2. Делайте «выходные». Оставьте время на личную практику, восстановление сил, и на повышение квалификации без отрыва от работы.
  • Если вы преподаёте — все асаны делайте аккуратно, не допускайте травм. Не стремитесь показывать максимальную форму каждой асаны! Не рискуйте работой и здоровьем, демонстрируя сложные позы, которые вы пока знаете не «на пять». Травма выбивает преподавателя на 2-3 месяца, если не больше — из работы и своих занятий.
  • Оставляйте в графике дня хотя бы час-два на отдых, пребывание на природе, и в тишине. Идеально — серьезно займитесь медитацией. Это поможет восстанавливаться от тесного общения с (очень разными!) людьми и езды по городу в часы пик. Ваши нервы должны быть в хорошем «рабочем» состоянии, иначе преподаватель йоги из вас никудышний.

Не стремитесь сразу становиться «Гуру», персональным коучем людей, которые наладили с вами психологический контакт. Вы можете давать индивидуальные занятия, но не стремитесь «дружить» даже со своими лучшими учениками\цами. Держите дистанцию и никогда не позволяйте отношениям с учащимися становиться личными и тем более интимными. Есть люди, которые ищут наставника (а то и родителя!) и готовы на всё, чтобы заполучить коуча. Став преподавателем\ницей йоги, вы берете на себя ответственность за то, чтобы не входить в далеко идущие отношения с учениками, которые потом могут негативно повлиять на всех участников отношений. Это «само собой разумеющееся» правило очень часто нарушают западные преподаватели и мы недавно наблюдали целую череду связанных с этим скандалов.

Изучите правовые нормы, регулирующие преподавание йоги (их почти нет). узнайте, какие последствия имеет получение травмы человеком на вашем занятии, обсудите это с вашими работодателями. Если вы не врач, НИКОГДА и ни под каким предлогом не пытайтесь заниматься йогатерапией каких-либо заболеваний.

Дополнительно:

Не допускайте, чтобы ваша личная практика зачахла из-за интенсивности преподавания. Не берите больше часов занятий, чем вы можете потянуть, сохранив 1-2 часа личной практики в день. Иначе вы не преподаватель йоги, а винтик в машине йога-индустрии — и в долгосрочной перспективе, не сможете дать своим ученикам глубоких знаний.

Раз-два в год ездите на «повышение квалификации» — к продвинутому учителю\нице йоги, за границу или на ретрит. Узнавайте новые техники йоги. Изучайте авторитетную йогическую литературу.

Поддерживайте своё здоровье в максимально хорошем состоянии. Если позволяют средства, регулярно получайте массаж, сеансы хиропрактики или мануальной, висцеральной терапии. Делайте аюрведические процедуры.

Вы не обязаны становиться вегетарианцем, но обязательно питайтесь полноценно — так, чтобы ваше тело было в отличной физической форме. Регулярно сдавайте полный (развёрнутый) анализ крови, чтобы контролировать показатели. Если сами не обладаете глубокими знаниями по диетологии, получите консультацию у специалиста (врача). Никогда не пользуйтесь материалами по питанию или чисткам организма, выцепленными с просторов интернета: они, мягко говоря, не надёжны!

Так как вы работаете с людьми, постарайтесь иногда (1-2 раза в год, хотя бы) получать консультацию психолога или коуча. Так вы снимете психологические конфликты (а они на работе будут иногда) и будете «держать руку на пульсе» своего личностного роста.

Если вы хотите построить свой йога-бизнес, или сделать преподавание йоги основным источником дохода, имеет смысл получить удалённое бизнес-образование или хотя бы ряд консультаций у специалиста по бизнесу. Йога-бизнес мало чем отличается в любого другого и вполне логичен. Если не хотите ближайшие 5 лет рабоать «за донейшен» или «сколько надо и как придётся», не пренебрегайте такими инструментами, как бизнес-план и ведение личной бухгалтерии (контроль доходов\расходов).

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga