Наиболее распространенные классификации физических упражнений. Классификация физических упражнений и их характеристика

Классифицировать упражнения - значит разделить их на группы в соответствии с какими-то определёнными признаками. Практическое значение классификации заключается в том, что она позволяет упорядочить упражнения, помогает лучше ориентироваться в их чрезвычайном многообразии, рационально подбирать и использовать их в повседневной практике .

При этом надо всегда помнить, что каждое физическое упражнение, как правило, обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Из этого следует, что не может быть создана какая-то одна неизменная и пригодная для всех случаев классификация. Всегда существует несколько классификаций физических упражнений, которые не остаются неизменными, а всё время совершенствуются и уточняются.

Из существующих в настоящее время классификаций для практики массовых занятий и самосовершенствования наибольшее значение имеют классификации, осуществлённые по следующим признакам.

1. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, к которым относятся: гимнастика, игра, туризм, спорт. В соответствии с этим признаком различают:

Гимнастические упражнения;

Игровые физические упражнения;

Туристические физические упражнения;

Спортивные упражнения.

Как можно видеть, в этой классификации представлены очень крупные группы физических упражнений, поэтому она может рассматриваться только как самая общая ориентировка во всём их многообразии.

2.По анатомическому признаку. В данной классификации упражнения подразделяются по признаку преимущественного воздействия на отдельные мышечные группы:

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

Упражнения для мышц туловища и шеи;

Упражнения для мышц ног и таза и т.п.

3. По признаку преимущественной направленности на развитие того или иного физического качества:

Скоростно-силовые физические упражнения;

Упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости;

Упражнения, требующие преимущественного проявления координационных способностей;

Упражнения, воздействующие на развитие гибкости;,

Силовые упражнения и т.п.

4.По структурным биомеханическим признакам:

Физические упражнения циклического характера (бег, плавание, езда на велосипеде и т.п.);

Физические упражнения ациклического характера (метания, прыжки);

Комбинированные физические упражнения (прыжки или метания с разбега);

Вращательные и сложно-пространсвенные упражнения (акробатические, прыжки в воду и т.п.);

5. По мощности выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки):



Упражнения умеренной мощности;

Упражнения большой мощности;

Упражнения субмасксимальной мощности;

Упражнения максимальной мощности.

6. По степени близости к соревновательному упражнению. Данная классификация является наиболее приемлемой для спортивной практики. В соответствии с этим признаком различают:

Избранные соревновательные упражнения;

Специально-подготовительные упражнения;

Общеподготовительные физические упражнения .

Как уже отмечалось выше, в занятиях физическими упражнениями очень большое значение имеет правильное дозирование физических нагрузок с обязательным учётом последействия от предыдущего упражнения или занятия. Особенную важность это приобретает в процессе организации самостоятельных занятий, которые без таких знаний и умений теряют всякий смысл и могут принести вред здоровью. В этом отношении особенно полезными являются знания, связанные с классификацией физических упражнений, по зонам относительной мощности выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки). Поэтому рассмотрим её более подробно.

Зона максимальной мощности работы находится во временных границах от 3-5 до 20-30 секунд. В этой зоне находится сравнительно небольшая группа упражнений циклического характера - спринтерские дистанции в легкой атлетике, плавании, велогонках. Максимальная мощность развивается за счёт максимальной скорости передвижения. После 20 сек. работы (а во многих случаях и раньше) скорость неизбежно снижается. В результате её снижения и мощность становится ниже предельных значений. Полное восстановление функций сердечно-сосудистой системы после такой нагрузки заканчивается через 20-25 минут.

В зоне работы субмаксимальной мощности происходит резкое снижение максимальной скорости передвижения. Работа в этой зоне мощности характеризуется близким к предельному уровнем интенсивности, который может поддерживаться в пределах от 20-30 сек до 3-5 минут. Такая интенсивность характерна для бега на средние дистанции в легкой атлетике - 800, 1000 и 1500 м; 500-3000 м - в конькобежном спорте, 100-400 м - в плавании. Полное восстановление после работы субмаксимальной мощности происходит в течение 1,0 - 1,5часов.

После работы максимальной и субмаксимальной мощности часто происходит снижение ударного объёма сердца (количества крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение). Это является следствием выключения “мышечного насоса” после прекращения работы мышц и резкого уменьшения венозного притока крови к сердцу. Крайне нежелательным результатом всего этого может быть, так называемый, “гравитационный шок”, возникающий в результате того, что кровь задерживается в расширенном кровяном русле нижних конечностей и ухудшения снабжения кровью верхней половины туловища, особенно, головного мозга, и потере сознания. Вот почему после таких упражнений нельзя сразу резко останавливаться, садиться и т.п.

Виды физкультурно-спортивной деятельности, относящиеся к зоне большой мощности, характеризуются довольно высоким темпом работы, поддерживаемом в течение относительно длительного времени - от 5-ти до 40 минут. В этих временных рамках выполняется бег на 3-5 км., плавание на 400 - 1500 м., лыжные гонки на 5-10 км.и т.п.

Значительная длительность и высокая интенсивность работы в зоне большой мощности обеспечивает полное раскрытие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Восстановление функций после работы в зоне большой мощности в основном происходит в течение 1,5 - 2,0 часов.

К работе умеренной мощности относятся циклические физические упражнения, выполняемые с относительно небольшой скоростью. Работа в этой зоне мощности сопровождается менее интенсивными, чем при работе субмаксимальной и большой мощности, сдвигами функций сердечно-сосудистой системы и характеризуется экономичным режимом работы сердца.

После пробегания сверхдлинных дистанций могут наблюдаться случаи падения артериального давления, вследствие ухудшения сократительной способности сердечной мышцы, утомлённой длительной работой. Расход энергии в единицу времени по сравнению с работой максимальной мощности уменьшается в 8-10 раз. В то же время суммарные энерготраты могут составить до 10000 ккал., что в десятки раз превышает энегротраты, производимые в процессе работы субмаксимальной и максимальной мощности.

В практике повседневной жизни довольно широко распространено заблуждение по поводу того, что в решении задач физического воспитания можно вполне обойтись без физических упражнений, подменяя их выполнением трудовых двигательных действий. На самом деле это не так и объясняется существенными отличиями между этими разновидностями двигательных действий.

При помощи физических упражнений решаются педагогические задачи. Они направлены, прежде всего на себя, на свой организм, на его совершенствование, в то время, как трудовые двигательные действия направлены прежде всего на решение производственных задач.

Следовательно, физические упражнения выполняются в соответствии с закономерности физического воспитания, то есть наиболее рационального и разностороннего воздействия на организм с учётом индивидуальных возможностей занимающихся. Трудовые же действия организуются в соответствии с закономерностями производства, необходимостью повышения рентабельности, производительности труда и т.п. Поэтому регулирование нагрузки в физическом воспитании (объём, продолжительность, частота повторений, интервалы отдыха и т.п.) осуществляется в соответствии с закономерностями, позволяющими оказать наиболее эффективное и избирательной воздействие на ту или иную функцию организма. Трудовые двигательные действия организуются в соответствии с требованиями наибольшей производительности в каком-то конкретном трудовом процессе, что неизбежно приводит к односторонности чрезмерности или недостаточности воздействий.

Имеют место и другие расхождения принципиального характера. Так, например, очень часто главной целью применения физических упражнений в процессе физического воспитания является доведение организма до глубокой степени утомления (при воспитании выносливости) Принципиальным отличием трудового процесса является то, что он предполагает всемерную экономию и минимально возможные траты энергоресурсов организма.

Таким образом, трудовые двигательные действия при определённых условиях, разумеется, могут оказывать положительное влияние на развитие организма человека. Однако, только специально разработанные комплексы физических упражнений и их методически грамотное использование может обеспечить целенаправленное и разностороннее развитие всех органов и систем организма в оптимальной мере и гармоническом соответствии.

Заключение

К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы

Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнении на занимающихся, успешной организации и проведения занятии. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве.

Выполнение физических упражнений активизирует деятельность различных систем и функций организма. Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода - повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой - происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействие.

Классификация физических упражнений - это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер могут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более целенаправленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуальным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

В сфере физического воспитания и спорта знание об изучаемых двигательных действиях существует как «техника физических упражнений» (поскольку в этой сфере двигательные действия выступают как средства и методы воспитания, их принято называть «физическими упражнениями»)

Гарантия желаемой эффективности физических упражнений - квалифицированное использование их, основанное на понимании и умелом соблюдении научных принципов построения физического обучения .

Основной путь совершенствования техники - эмпирический поиск, «пробы и ошибки». «Техника не стоит на месте, она развивается. И в каждый период времени существует современная, т. е. наиболее передовая техника - самая эффективная из существующих. И случайно и целенаправленно в десятках и сотнях тысяч попыток ищут новые варианты. Главный источник прогресса - поиск этих вариантов» .

Описывая двигательное действие как предмет обучения, техника должна обеспечить возможность формирования в сознании обучаемого представлений об основных требованиях к организации движений с учетом смысла и условий решаемой двигательной задачи. Чтобы выполнить эту функцию, техника должна, прежде всего, содержать общие рекомендации по оптимальному решению двигательной задачи, показав функциональную зависимость решения от основных определяющих характеристик действия .

Физические упражнения делятся на:

Гимнастические упражнения :

  • общеразвивающие
    - восстанавливают и повышают физические качества организма;
    - охватывают большое число мышечных групп;
    - улучшают функции всего организма
    • По анатомическому признаку :
      • Для мышц шеи;
      • Для плечевого пояса;
      • Для верхних конечностей;
      • Для мышц тазового дна;
      • Для нижних конечностей.
    • По признаку активности :
      • Активные - выполняются самим больным
        • По характеру упражнений :
          1. подготовительные – проводят в начале занятий с целью подготовки к последующим упражнениям; начинают с более простых и легких упражнений;
          2. корригирующие – исправляют неправильное положение позвоночника, грудной клетки, конечностей путем восстановления нормального тонуса мышц;
          3. на координацию – необычные или сложные комбинации различных движений;
          4. на равновесие , которое определяется положением рук по отношению к туловищу, а туловища к общему центру тяжести тела и линии гравитации относительно центра площади опоры;
          5. с сопротивлением – увеличивают нагрузку;
          6. статические (изометрические) – длина мышц не изменяется, а тонус увеличивается, что поддерживает в активном состоянии нервную и мышечную системы;
          7. динамические (изотонические) – мышцы сокращаются, не изменяя своего тонуса (движения при расслабленной мускулатуре);
          8. на расслабление – создают условия для отдыха;
          9. идеомоторные – мысленное воспроизведение движений;
          10. висы : «чистый» вис на выпрямленных руках (силовое упражнение) и смешанный вис (с опорой на ноги);
          11. упоры – чаще упор лежа, когда верхние конечности выпрямлены почти под прямым углом к туловищу с опорой на поверхность, а прямые нижние конечности – под острым углом к опорной поверхности (равновесие устойчивое).
        • По признаку используемых снарядов :
          • Со снарядами и предметами;
          • Без них.
      • Пассивные - выполняются другим лицом, когда движения у больного ограничены или отсутствуют;
        предупреждают тугоподвижность в суставах, рефлекторно стимулируют появление активных движений
  • дыхательные :
    • статические
      Не сочетающиеся с движениями конечностей и туловища;
    • динамические
      Сочетающиеся с различными движениями.

Снаряды – гимнастическая стенка, скамья, наклонная плоскость, канат, стул, кушетка, коврик, а также тренажеры, велоэргометр и др. – применяют для увеличения общей физической нагрузки и для облегчения выполнения отдельных упражнений.

Предметы – гимнастические палки, гантели, медицинболы и т. д. либо усложняют, либо облегчают выполнение упражнений, усиливают интерес к занятиям.

Дыхательные упражнения применяют с целью улучшения функции внешнего дыхания и для снижения физической нагрузки на организм после интенсивных упражнений. Их выполняют в сочетании с общеукрепляющими, так как в чистом виде они вызывают гипервентиляцию. При выполнении статических дыхательных упражнений участвует основная дыхательная мускулатура (наружные и внутренние межреберные мышцы, диафрагма), а в динамических – и вспомогательная дыхательная мускулатура (большие и малые грудные мышцы, широчайшие мышцы спины и др.). При этом дыхание становится более полным и глубоким, в легкие попадает большее количество кислорода. Необходимо обучить больных полному дыханию и сознательно управлять им. У женщин преобладает грудное дыхание (поднимаются ключицы и расширяются верхние отделы грудной клетки, диафрагма смещается минимально), у мужчин – брюшное. При полном дыхании увеличивается подвижность диафрагмы, улучшается вентиляция легких, увеличивается глубина дыхания и уменьшается частота дыхания, происходит интенсивный массаж органов брюшной полости. Начинают с продолжительного выдоха через рот при сжатых губах (диафрагма поднимается, внутрибрюшное давление уменьшается), живот втягивают. Затем производят вдох через нос (диафрагма опускается, внутрибрюшное давление увеличивается), живот выпячивают. Фаза вдоха должна быть короче фазы выдоха. При выполнении динамических дыхательных упражнений вдох следует делать одновременно с движением, способствующим увеличению размеров грудной клетки (выпрямление корпуса, разведение и поднятие рук), а выдох – уменьшению (сгибание корпуса, сведение или опускание рук).

Классификация ФУ – это разделение их на группы (классы) в соответствии с определённым классификационным признаком.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений. Данный факт объясняется тем, что каждое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками, и, соответственно, может быть представлено в разных классификациях.

Естественные (упражнения, которые возникли из трудовой, боевой и бытовой деятельности, например: ходьба, бег, лазанье, ползанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание)

аналитические упражнения(специально созданные в процессе развития теории и практики физической культуры, применяют для обучения основам движения, развития основных физических качеств, решения специальных педагогических и лечебных задач- значительная отвлечённость от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.)

к числу основных классификаций физических упражнений относятся следующие :

1. по преимущественной целевой направленности их использования . общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др.

2. преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств человека . упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических, волевых качеств и т.д.

3. проявлению определённых двигательных умений и навыков . акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. упражнений по структуре движений . на циклические, ациклические и смешанные.

· К циклическим : ходьба, бег, плавание, гребля, продвижение на велосипеде, лыжах, коньках и т.д. - закономерная последовательность, повторяемость и взаимосвязь самих циклов.

· К ациклическим : метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. - законченное действие, повторение которого не вытекает из сути самого действия.

· К смешанным : прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, бег с барьерами, метание копья с разбега и т.д. сочетаются действия циклического и ациклического характера.

5. по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп : упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени, стопы.

Пример:Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и т.п.

6. по особенностям режима работы мышц . динамические упражнения, статические, комбинированные.


· Динамические –мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удлиняются.

· Статические (изометрические) –длина мышцы при сокращении остаётся неизменной.

· Комбинированные – упражнения, сочетающие оба режима работы мышц.

7. по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности . аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные.

· Аэробные – упражнения, в процессе выполнения которых энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счёт процессов окисления с участием кислорода.

· Анаэробные –осуществляется в основном в бескислородных условиях (на клеточном уровне).

· Аэробно-анаэробные – упражнения смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы . упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.

Помимо указанных классификаций существуют и иные, например:

По воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.);

По снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.);

По предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, туризм и т.д.);

По числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнёра, с партнёром, в группе).

Классификация физических упражнений подразумевает составление логически выстроенной совокупности физических нагрузок, упорядоченной в соответствии с определенными признаками. Как же выглядит классификация физических упражнений, рассмотрим подробно далее.

Существует несколько классификаций. Физиологическая классификация физических упражнений выделяет группы, которые объединены похожими функциональными свойствами, направленностью.

По системам воспитания, которые различаются целями, методикой проведения, выделяют такие типы физических упражнений:

Роль гимнастики

Гимнастику применяют для оттачивания координации, восстановления и развития силовых способностей, скорости, ловкости. Соответственно, гимнастические упражнения делят по группам, включающим мышцы, на которые производится нагрузка: мышцы рук, ног и т. д. Данную классификацию (по анатомическому признаку) кладут в основу при составлении комплексов занятий. Упражнения рассматривают и в зависимости от активности человека. При самостоятельном выполнении речь идет об активных, при комплексном выполнении вместе с инструктором – об активно-пассивных, при выполнении движений руками инструктора – о пассивных упражнениях.

Нужно рассмотреть обширную классификацию физических упражнений в зависимости от характера выполнения.

  1. Общеразвивающие занятия ориентированы на оздоровление и укрепление организма в целом, улучшение работоспособности и эмоционального самочувствия, нормализации дыхания, кровообращения. Также такие занятия усиливают лечебный эффект.
  2. Специальные разрабатываются для оказания лечебного воздействия на отдельные органы и системы. Одни и те же занятия могут выступать в качестве укрепляющих и лечебных. Это зависит от состояния человека. Например, нагрузки на мышцы нижних конечностей – укрепляющие для здорового человека, однако после травмы или операции они будут лечебными и будут отнесены к специальным.
  3. Дыхательные имеют свою, отдельную, классификацию. Они подразделяются на статические, динамические, дренажные. При статических движения конечностями, корпусом не осуществляются. Это, например, диафрагмальное дыхание. Дренажные ориентированы на отток жидкости из дыхательных путей. Дыхательные упражнения с успехом используют для восстановления нервной системы организма.
  4. Строевые и порядковые упражнения подразумевают выполнение построений, перестроений, поворотов, выполняющихся совместно с различными вариантами ходьбы. Они направлены на улучшение координации движений, работы вестибулярного аппарата. В определенных ситуациях могут выполнять лечебную функцию.
  5. Подготовительные упражнения – это разминочные, те, которые готовят организм к предстоящим нагрузкам. Они могут выполняться с упором на отдельные группы мышц, а также зависят от общей физической подготовленности человека.
  6. Корригирующие проводятся с профилактической целью, а также для сглаживания дефектов неправильной осанки, приведения к норме положения позвоночного столба, грудной клетки. Их часто дополняют пассивными методами лечения, такими как использование корсетов, массажи.

Подготовительные упражнения делают для подготовки организма к нагрузкам

Упражнения на координацию проводятся с целью укрепления вестибулярной системы при гипертонии, неврологических проблемах, травматических поражениях. Упражнения на расслабление предназначены для приведения к норме тонуса мышц, развития координации движений. На последних этапах реабилитации назначаются упражнения в сопротивлении. Они ориентированы на укрепление мышц, их эластичности, прекрасно влияют на функционирование сердца и сосудов, органы дыхания, обменные процессы. В процессе занятий нужно преодолевать сопротивление, созданное инструктором либо здоровой конечностью.

С лечебной целью используют висы и упоры. Благодаря им можно добиться нужного силового напряжения. Чистые висы редко применяют в лечебной гимнастике. При их выполнении происходит задержка внешнего дыхания, ухудшается кровоснабжение. Они могут применяться для укрепления мышц рук, плеч, повышения функциональности суставов рук, снятия нагрузки с позвоночника. Выполнять их можно только если отсутствуют заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой.

При смешанных висах нагрузка на руки сочетается с упором ног. Благодаря этому нагрузка распределяется равномерно.

  • Упоры также подразделяют на чистые и смешанные. Чистые обычно используют при травмах нижних конечностей. Это упор к спинке кресла или кровати. Смешанная форма используется для увеличения силы разгибателей.
  • Подскоки и прыжки. При прыжках активируются группы мышц нижних конечностей. Используются они как общая тренировка, для повышения тонуса, совершенствования координации движений.

Ритмопластические упражнения могут выполняться как на месте, так и с перемещением, а также с использованием снарядов или без них под музыкальное сопровождение. Чаще всего используются для занятий с малышами и в женских группах.

Спортивная составляющая

Спортивные упражнения предназначены для восстановления и совершенствования двигательных умений, а также характеризуются общим оздоровляющим действием на человеческий организм. Они повышают выносливость, нормализуют обменные процессы, благотворно сказываются на деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

При ходьбе укрепляются мышцы ног и улучшается работа дыхательной системы

Это ходьба, гребля, лазанье, прогулки на лыжах, занятия в бассейне, езда на велосипеде.

Благодаря ходьбе укрепляются мышцы ног, улучшается работа дыхательной системы, нормализуется крово- и лимфообращение. Ходьбу можно чередовать с бегом. Постепенно увеличивают расстояние, которое должен пробегать пациент. Нагрузки определяются в зависимости от самочувствия человека.

В ЛФК чаще всего используют занятия в воде. Они способствуют снижению тонуса, расслаблению. Наибольшую эффективность такие нагрузки имеют при травмах и поражениях опорно-двигательного аппарата. Метания также помогают восстановить координацию, подвижность суставов, наращивают мышечную силу. Во время занятий могут использоваться различные снаряды: диски, копья, мячи.

Работу дыхательной системы и сердца помогают нормализовать прогулки на лыжах. Также они хорошо воздействуют на нервную систему пациента. Аналогичным действием характеризуется катание на коньках. Гребля способствует развитию дыхательной системы, укрепляет мышцы конечностей, способствует подвижности позвоночника.

Игры на воле

Лечебная физкультура часто использует игры. Классификация спортивных физических упражнений в ЛФК рассматривает виды игр:

  1. Игры на месте.
  2. Малоподвижные.
  3. Подвижные.
  4. Спортивные.

Целью проведения игр являются не только непосредственное воздействие на организм через выполнение тех или иных действий, но и выработка решительности, смелости, дисциплины.

Классификация физических упражнений

Классификация физических упражнений - это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер мо­гут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более целе­направленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуаль­ным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

Следует иметь ввиду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. В связи с этим не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений.

Рассмотрим основные из них.

1. Классификация физических упражнений по признаку исто­рически сложившихся систем физического воспитания (гимнасти­ка, игра, туризм, спорт). По этой классификации физические уп­ражнения делятся на четыре группы: гимнастические упражнения , характеризующиеся многообразием искусственно созданных дви­жений и действий, эффективность которых оценивается избира­тельностью воздействия на строение и функции организма, а так­же правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений; игровые упражнения , состоящие из естественных видов действий (бега, бросков и т. п.), которые выполняются в разно­образных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой си­туацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату действия (выше прыгнуть, точнее бросить и т. п.); туристические физические упражнения , включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходь­бу на лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных природ­ных условиях, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления рас­стояния и препятствий на местности; спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортив­ной классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов. К последней группе могут быть отнесены некоторые физические упражнения первых трех трупп, если им присущи перечисленные признаки (спортивные гимнастические упражнения, спортивные игровые уп­ражнения, спортивные туристические упражнения).

Условность данной классификации видна в различии призна­ков, характеризующих эти группы упражнений. Поэтому, напри­мер, бег, хотя и в различных вариантах, представлен во всех четырех группах. Подобная классификация существует лишь как самая общая ориентировка в характере физических упражнений.

2. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленно­сти их использования . По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстано­вительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В свою оче­редь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные дей­ствия, которые являются предметом спортивной специализации и выполня­ются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения - это упражнения, представля­ющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревнова­тельным действием как по форме, так и по характеру проявления усилий. Общеподготовительные упражнения - это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средства­ми общей подготовки спортсмена.

3. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку вы­деляют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

4. Классификация упражнений по преимущественному проявлению опреде­ленных двигательных умений и навыков . Здесь обычно различают акробатиче­ские, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

5. Классификация упражнений по структуре движений . В этом случае уп­ражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В группу циклических упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, пере­движение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ациклическим упражнениям относятся: метания дис­ка и молота, толкание ядра, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представ­ляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторять­ся, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых со­четаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

6. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воз­действию на развитие отдельных мышечных групп . В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применя­ется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведе­ния занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и др.

7. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц . При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполне­ния какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мыш­цы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновре­менно сочетающие оба режима работы мышц.



8. Классификация упражнений по различию участвующих в работе меха­низмов энергообеспечения мышечной деятельности . В этом случае различают упражнения аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной ра­боты осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробного характера, выполнение которых происходит в бес­кислородных условиях; и аэробно-анаэробные упражнения, т.е. смешанно­го характера.

9. Классификация упражнений по интенсивности работы . Существуют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры может происходить по-разному. Как правило, они подразделяют­ся на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, ма­лой или умеренной интенсивности.