На чем ездил айртон сенна. Почему разбился сенна

Айртон вспоминал, что гонка проходила на улицах города, а стартовые позиции были написаны на листках бумаги, которые затем участники вытягивали из шлема.

Айртону достался первый номер, и он стартовал с поула. Почти все участники были намного опытнее его, однако не могли догнать его на прямых, поскольку он был намного легче и его автомобиль поэтому ехал быстрее. Повороты, однако, Айртон проходил медленнее, и в одном из поворотов в его машину кто-то врезался сзади, из-за чего он вылетел с трассы.

В 1977 году он выиграл чемпионат Южной Америки по картингу. Затем он участвовал в чемпионате мира и занимал вторые места в семи гонках, но ни разу не смог победить.

В 1981 году Айртон женился на своей давней подруге - Лилиан да Вашконселуш Соуза. У них было много общих интересов, некоторое время они даже вместе участвовали в гонках, но всё же их брак продлился недолго - в 1983 году они развелись.

«Этот брак был ошибкой, - говорил Сенна после развода, - но она очень хорошо готовила». Сенна придавал слишком большое значение гонкам и не мог сочетать их с супружеством. После этого у него было немало романов, но до женитьбы дело больше не доходило.

Сенна с мамой

В том же 1981 году бразилец отправился в Европу, где сразу выиграл британский чемпионат в классе Формула-Форд 1600. В это же время Айртон начал выступать под девичьей фамилией своей матери - Сенна, поскольку фамилия да Силва была слишком распространена в Бразилии. В 1982 году Сенна выиграл европейский и британский чемпионаты Формулы-Форд 2000.

В 1983 году с 13 победами в 20 гонках он стал чемпионом британской Формулы-3, победив при этом в самом престижном Гран-при Макао, в течение года он тестировал машины различных команд Формулы-1 - «Уильямс», «Макларен», «Брэбэм» и «Тоулман», и зарезервировал себе место боевого пилота в последней на сезон 1984 года.

Начало карьеры в Формуле-1

Команда «Тоулман» была небольшой по сравнению с другими известными командами того времени, такими, как «Уильямс», «Макларен» или «Брэбэм». Несмотря на это, ей удалось создать неплохую машину, на которой Сенна и показал впервые свой талант гонщика в Формуле-1.

Первое очко в чемпионате мира Формулы-1 он заработал 7 апреля 1984 года на трассе в Кьялами, где проходил Гран-при Южной Африки.

В следующем, 1985 году Сенна перешёл в более сильную команду - «Лотус» (этот переход сопровождался трениями с командой «Тоулман», с которой у Сенны был контракт ещё на год и которая не хотела отпускать его).

Команда «Лотус» построила тогда одну из лучших своих машин того периода - 97Т, партнёром Сенны по команде был Элио де Анджелис. На первой трассе сезона - Гран-при Бразилии - Сенна вынужден был сойти из-за проблем с электроникой. К концу сезона Айртон набрал 38 очков и занял в чемпионате четвёртое место.

Второй сезон в «Лотусе», 1986 года сложился у Сенны лучше, благодаря тому, что инженеры команды хорошо поработали над машиной, и она стала более надёжной. Очков Сенне снова хватило лишь для четвёртого места в чемпионате.

Сезон 1987 года также был многообещающим. Компания «Рено» объявила об уходе из автоспорта, и команда «Лотус» стала использовать мотор «Хонда», который был более мощным и надёжным. Начало сезона у Сенны не сложилось, но затем он выиграл подряд две гонки - престижный Гран-при Монако и Гран-при США в Детройте - и вновь оказался лидером чемпионата.

После Гран-при Австралии стюарды установили, что отверстия для охлаждения тормозов на машине Сенны были шире, чем предусмотрено регламентом, и Сенна был дисквалифицирован. Из-за этого по итогам сезона он с 57 очками занял третье место.

Карьера в McLaren

В 1988 году Сенна оказался в «Макларене», где его напарником стал Ален Прост, к тому времени двукратный чемпион мира. Так было положено начало жёсткой конкуренции между ними, кульминацией которой стали несколько гоночных инцидентов с участием этих двух пилотов.

В сезоне 1988 года на долю этой пары пришлось 15 побед из 16 (только Гран-при Италии выиграла команда «Феррари»), из которых 8 принадлежали Сенне и 7 - Просту. В чемпионате Прост набрал больше очков в общей сложности, но в то время в зачёт чемпионата шли результаты лишь 11 лучших гонок, поэтому чемпионом в итоге стал Сенна.

В следующем сезоне 1989 года конкуренция ещё более обострилась, выливаясь в постоянную борьбу на трассе и психологическую войну вне её. Типичным эпизодом этой борьбы стал, например, Гран-при Германии, где Прост и Сенна боролись за первое место в течение всей гонки; выиграл её Сенна. Чемпионом стал Прост после инцидента в предпоследней гонке на трассе в Сузуке, когда Сенна попробовал осуществить трудный обгон, и две машины столкнулись, зрелищно зацепившись друг за друга.

Этот манёвр со стороны Сенны был очень рискованным, и многие затем критиковали его за эту попытку. Сенна публично заявил, что в этом эпизоде он «был грубо ограблен», что вызвало санкции со стороны FIA - Сенну оштрафовали на крупную сумму и временно лишили лицензии на участие в гонках Формулы-1. К началу следующего сезона Сенна, заплатив штраф и извинившись перед FIA, вернул себе лицензию.

Перед сезоном 1990 года Прост ушёл в команду «Феррари», объяснив это тем, что в «Макларене» отдавали предпочтение Сенне. Но судьба чемпионата снова решалась в предпоследней гонке на той же трассе в Сузуке, и снова борьба шла между Простом и Сенной. Их машины снова столкнулись, на этот раз в первом повороте после старта, и оба выбыли из гонки. К этому моменту больше очков было у Сенны, и он стал чемпионом.

Айртон Сенна на Гран-при США, 1991В сезоне 1991 года основная борьба шла между Сенной и Найджелом Мэнселлом, выступавшим за «Уильямс». К концу сезона шла равная борьба, но на Гран-при Японии Мэнселл вылетел с трассы и потерял шансы в борьбе за чемпионат. Сенна завершил сезон победой в досрочно остановленной гонке в Австралии и стал чемпионом в третий раз.

В 1992 году благодаря интенсивной работе, проделанной в межсезонье инженерами «Уильямса», Мэнселл имел большое преимущество и выиграл 9 гонок из 16, досрочно став чемпионом. В конце сезона Сенна сказал, что ему мешало не только техническое преимущество «Уильямса», но и отсутствие Проста - без него Сенна потерял ориентир, никак не мог воспринять Мэнселла как серьёзного соперника и поэтому испытывал проблемы с мотивацией.

На 1993 год у Сенны не было контракта ни с одной из команд. Найджел Мэнселл ушёл из Формулы-1 в серию Индикар, и в команду «Уильямс», технически лучшую на тот момент, пришёл Ален Прост. Сенна пытался также получить место в «Уильямсе», однако Прост потребовал, чтобы команда отказалась от такого шага.

Сенна отказался подписать контракт с «Маклареном» на весь сезон, но согласился ездить, заключая соглашение на каждую гонку в отдельности. Начало сезона получилось впечатляющим: на открытии сезона в Южной Африке Сенна занял второе место, а затем победил на двух гонках подряд - Гран-при Бразилии и затем Гран-при Европы (эта гонка, проходившая в дождь, считается одной из лучших гонок Сенны). Неожиданный успех продолжился победой в Гран-при Монако.

Человек дождя

Считается, что в Формуле-1 гонки в дождевых условиях выравнивают шансы участников - скорости сильно уменьшаются, и преимущество более мощного мотора или лучшей аэродинамики нивелируется. Однако Айртон Сенна именно в этих условиях не раз демонстрировал большое преимущество над другими гонщиками. За многочисленные примеры высоких достижений в дождевых гонках спортивные журналисты и болельщики дали Сенне прозвище «Человек дождя».

Свою первую победу на трассе в Эшториле в 1985 году Сенна одержал также в условиях сильного дождя, когда даже шедший вторым Ален Прост не справился с управлением, его развернуло и бросило на стену. Вторая гонка, в которой Сенна одержал победу в 1985 году - Гран-при Бельгии - тоже проходила в дождь. Впоследствии Сенна провёл немало интересных дождевых гонок, которые запомнились и экспертам, и болельщикам.

Одной из самых ярких дождевых гонок Сенны стал Гран-при Европы 1993 года. Гонка началась при сильном дожде, что спутало все прогнозы. Многие эксперты после гонки говорили, что это был лучший первый круг гонки, который они когда-либо видели. В дальнейшем дождь то прекращался, то начинался снова, гонщики постоянно меняли резину, при этом Сенна несколько раз в течение гонки затягивал смену резины, продолжая ехать по мокрой трассе на сликах. В результате на финише гонки в одном круге с победившим Сенной был только Хилл, который отстал от Сенны на 80 секунд.

Характер Сенны

На трассе Сенна был предельно целеустремлённым и всегда стремился победить, нередко пилотируя машину на грани возможного. Многие считали его стиль вождения слишком опасным и говорили, что для него победа важнее жизни.

Когда однажды Сенна признался, что верит в Бога, Ален Прост сказал, что Сенна, скорее всего, думает, что Бог помогает ему пилотировать машину, и поэтому ведёт себя на грани сумасшествия. Мартин Брандл также говорил: «Несомненно, Сенна - гений. Но это значит, что жизненный баланс в нём сильно смещён в одну из сторон. Он так сильно развил свои навыки, что часто находится за гранью. Это опасный знак».

Сам Сенна признавал, что стремится в каждой гонке достичь пределов собственных возможностей, но говорил, что главное для него - не превосходство над другими, а познание самого себя. С другой стороны, некоторые считали, что ради победы в гонке Сенна был готов на многое, в том числе даже на неблаговидные поступки. В связи с этим особенно часто упоминалось столкновение с Аленом Простом в конце сезона 1990 года.

Ходили слухи, что перед этой гонкой Сенна в кулуарной обстановке боксов сказал, что если Ален войдёт первым в первый поворот, то он там и останется - что и случилось в гонке. Примечательно, что другой великий гонщик Формулы-1, Михаэль Шумахер, после постоянных эпизодов собственного неспортивного поведения, заявлял в прессе, что когда это делал Айртон Сенна, то это была обычная практика, а когда так делает он сам, то все считают это нарушением принципов «честной игры».

Сенна бывал вспыльчив и совершал порой необдуманные поступки в отношении гонщиков, которые, как ему казалось, некорректно вели себя с ним в гонках. Так, например, в 1993 году, после того, как Эдди Ирвайн обогнал его, чтобы выйти из числа отстающих на круг, и при этом помешал бразильцу, тот затеял выяснение отношений с Ирвайном, которое закончилось рукоприкладством.

В то же время, когда дело не касалось борьбы на трассе, Сенна не раз помогал другим гонщикам. В 1992 году на трассе Спа, где проходил Гран-при Бельгии, во время субботней квалификации Эрик Кома́ попал в тяжёлую аварию на прямой возвращения, где все гонщики ехали на очень высокой скорости. Сенна, увидев это, остановил свою машину, вылез из неё и с риском для жизни побежал к разбитой машине Кома, успев отключить на ней электропитание до того, как начался пожар. В 1993 году на той же трассе в Спа, когда в ходе свободных заездов Алессандро Занарди на большой скорости врезался в стену в трудном повороте Оруж, Сенна покинул свою машину, чтобы помочь пострадавшему пилоту.

Вне трассы Сенна отличался мягким характером, был гуманистом и религиозным человеком. Он был очень обаятелен, за что его любили и журналисты, и болельщики во всём мире. Многие из общавшихся с ним говорили, что его улыбка и голос производили почти гипнотическое действие.

Сенна жертвовал миллионы долларов на борьбу с бедностью в Бразилии, и завещал для той же цели всё своё состояние (которое на момент его смерти оценивалось примерно в 400 миллионов долларов). При жизни Айртон предпочитал не говорить об этом публично, и о его пожертвованиях стало известно лишь после его смерти.

Гибель Сенны

В 1994 году Сенна перешёл из «Макларена» в «Уильямс-Рено», сильнейшую на тот момент команду. 1 мая 1994 года Айртон участвовал в третьей за свою новую команду гонке - Гран-при Сан-Марино. Он снова выиграл поул, но гонка закончилась для него трагически.

В течение всего уикенда, в который проходила эта гонка, постоянно случались различные неприятности, из которых наиболее серьёзными стали две. Сначала во время пятничных свободных заездов в серьёзную аварию попал Рубенс Баррикелло. Он сломал нос и ребро, оказался в больнице и не смог из-за этого участвовать в гонке.

Баррикелло недавно пришёл в Формулу-1 и считался протеже Сенны. Сенна навестил Баррикелло в больнице (врачи запретили ему это делать, поэтому Айртону пришлось перелезть через стену), и после разговора с ним пришёл к выводу, что нужно пересматривать стандарты безопасности в Формуле-1.

На следующий день во время субботней квалификации погиб австрийский гонщик Роланд Ратценбергер - его машина вылетела с трассы в скоростном вираже «Вильнёв» на скорости около 314 километров в час и ударилась левой стороной о железный ограничитель. Эта смерть шокировала всех, поскольку в течение предыдущих 12 лет никто из гонщиков не погибал на трассе и многие впервые переживали такой момент.

Сенна ещё более уверился в том, что необходимо срочно принимать меры по повышению безопасности гонок. Утром в воскресенье по инициативе Сенны состоялось собрание гонщиков, на котором они договорились создать рабочую группу по безопасности, которая занялась бы разработкой плана мероприятий. Участники этого собрания вспоминали, что Сенна вёл себя очень нервно и неуравновешенно, как будто предчувствовал что-то.

В начале гонки в первом повороте столкнулись Педро Лами и Юрки Ярви Лехто (при этом разлетевшимися обломками были ранены трое зрителей, один из них тяжело), и на трассу выпустили машину безопасности, чтобы скорость движения болидов снизилась и можно было убрать обломки. Гонщики ехали за машиной безопасности до 6-го круга.

На 7-м круге, втором после ухода машины безопасности и рестарта гонки, машина Сенны сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и на огромной скорости врезалась в бетонную стену. Согласно показаниям телеметрии, в момент срыва скорость машины была около 310 километров в час, после этого Сенна успел затормозить и замедлить машину, но всё же скорость в момент удара о стену составляла примерно 218 километров в час.

Когда стало понятно, что Сенна остаётся неподвижным в машине, гонка была остановлена, к месту аварии прибыли медики. Когда Сенну достали из обломков машины, он практически не подавал признаков жизни, ему сделали трахеотомию и на вертолёте доставили в госпиталь, подключив к аппарату искусственного дыхания.

Your browser does not support the video/audio tag.

После проведённого обследования стало ясно, что мозг Сенны мёртв и шансов на его выход из комы не осталось.

Поэтому медики приняли решение прекратить искусственно поддерживать жизнь его тела. Как выяснилось позже, при столкновении правое переднее колесо оторвалось вместе с куском подвески и ударило Сенну по голове, при этом металлический кусок подвески пробил его шлем и нанёс травму, несовместимую с жизнью.

После того как Сенну увезли в больницу, гонка была возобновлена; в ней победил Михаэль Шумахер. Некоторые медики и гонщики считают, что Сенна умер сразу же после аварии и его транспортировка в больницу была бессмысленной - организаторы гонки якобы пошли на это потому, что, объявив о смерти гонщика немедленно, было бы неэтично возобновлять гонку и её организаторы, включая FIA, понесли бы серьёзные убытки.

Эта точка зрения опровергается официальными представителями FIA и организаторами гонки. На самом деле по итальянским законам в случае гибели гонщика необходимо немедленно прекратить соревнования и закрыть автодром.

Возможно в этом и кроется истинная причина сокрытия времени смерти.

Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всём мире, и в особенности в Бразилии. Бразильское правительство объявило трёхдневный национальный траур. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек. Одним из тех, кто нёс его гроб, был давний соперник Сенны Ален Прост.

Так провожали Великого Гонщика.

Айртон Сенна был похоронен на кладбище Морумби близ Сан-Паулу.

Спустя некоторое время поворот «Тамбурелло» сгладили и снесли бетонную стену, создав там глубокую гравийную ловушку. В 1996 году там был установлен памятник Айртону Сенне: на высоком подиуме он сидит, свесив ноги, в комбинезоне пилота, держа в правой руке шлем, и смотрит свысока на трассу, которая стала для него последней...

Трехкратный чемпион мира, «Бразильский Волшебник» Айртон Сенна был признан британским еженедельником Autosport лучшим гонщиком всех времен. Таким было мнение бывших и действующих пилотов Формулы-1. О нем был снят документальный фильм «Гибель Айртона Сенны».

Your browser does not support the video/audio tag.

Михаэль Шумахер: «У меня до сих пор перед глазами стоит эта картина - его Williams уходящий в стену в Тамбурелло - ведь я ехал прямо за ним... Тогда я впервые столкнулся со смертью в нашем спорте. И какое-то время даже сомневался, хочу ли я продолжать гоняться... Сенна был вдохновением для Формулы-1, он так много дал гонкам. А Макс Мосли справедливо сказал, что Большие Призы в итоге стали гораздо безопаснее - и этим они тоже обязаны Сенне, а также Роланду Ратценбергеру».

Ален Прост: «В Имолу, в тот уик-энд, когда он исчез, я приехал в субботу вечером. Утром в воскресенье, услышав его привет, встревожился. Мы виделись несколько раз, разговаривали днем, потом в самый канун гонки, на стартовом поле. Он был не таким, как обычно. И так странно обернулся ко мне, когда я уходил...»

Найджел Менселл: «Айртон и я разделили некоторые из наиболее захватывающих гонок, когда-либо проводимых, и невозможно высказать словами, какая это печальная потеря для автоспорта. Я был ошеломлен после того, как погиб Роланд Ратзенбергер, и потеря Айртона на следующий день сделала это самым черным уикэндом. Не было пилота в мире, кого бы ни потрясли эти новости».

Нельсон Пике: «Это серьезная потеря не только для спорта, но и для его страны. Нет никого его уровня в Формуле 1. Он был самый лучший пилот, очень решительный, и это - печальная утрата».

Ярно Трулли: «Я встречал Сенну лишь однажды - в 1991 году на банкете в честь награждения чемпионов мира FIA в Париже. Мы тогда оба были чемпионами мира, он - в «Формуле-1», а я - в картинге. Мы немного поболтали, и я был просто потрясен его теплым отношением ко мне. Ведь я тогда был всего лишь 17-летним мальчишкой, но он с таким искренним интересом выпрашивал меня о том, что делается в картинге, как проходят гонки, о технических новинках и стиле пилотирования... Я никогда не пытался копировать Сенну, потому что это просто невозможно, но я на всю жизнь сохраню глубокое восхищение и симпатию к этому человеку».

Рон Деннис: «Айртон был лучшим гонщиком, с которым мне довелось работать, не только потому, что он был великолепен на трассе, он был необычайно искренен и позволял мне делить с ним все горести и радости. Это была взаимная любовь к автогонкам, но не только. Поймите меня правильно, это была настоящая мужская любовь. Мы доверяли друг другу во всем».

Майкл Андретти: «Это реальная утрата. У него было еще много соревнований и побед. Он был хорошим человеком. Я могу сказать вам это непосредственно. В последний год (1993), когда у меня были проблемы, он был один из самых близких людей, которые поддерживали меня. Он был, возможно, самый великий пилот всех времен. Это не была ошибка пилота. Не было никаких недостатков в его вождении».

Фрэнк Уилльямс: «Его потерю невозможно оценить. Каждый, кто когда-либо его встречал, в любом качестве, чувствует, что он потерял кое-что особенное».

Эмерсон Фиттипальди: «Жизнь Айртона Сенны была примером преданности и любви к спортивным состязаниям, немногие спортсмены международного уровня могут похвастаться тем же. Мир потерял самого великого спортсмена в истории гоночных состязаний, и я потерял большого друга. Гран При уже никогда не будет тем же без Айртона».

Берни Экклстоун: «Думаю, в сегодняшнем своем виде Ф1 была бы Айртону по душе. Помните старый добрый формат квалификации? Когда все уже проехали много кругов и кому-то удавалось проехать быстрее Айртона, он в самом конце выезжал, чтобы вновь показать лучший результат? Он был превосходен! Это было фантастическим зрелищем! А сейчас, когда никто не знает, у кого сколько топлива в баках, разве поул-позиция уже имеет такое значение?»

Your browser does not support the video/audio tag.

Использованные материалы:

Материалы сайта www.almrally.ru


Новые версии гибели Сенны
Он мог разбиться из-за кучи мусора или из-за привычки задерживать дыхание перед стартом
Английская газета The Sunday Times провела собственное расследование причин аварии на этапе "Формулы-1" "Гран-при Сан-Марино" в 1994 году.

1 мая 1994 года на итальянском автодроме "Имола" в Монце погиб знаменитый гонщик "Формулы-1" Айртон Сенна. Этот этап был самым жутким в истории "Формулы" — за два дня до гибели Сенны во время квалификационных заездов взлетел в воздух автомобиль Рубенса Барикелло. Гонщик, к счастью, отделался ранениями. Накануне гонки погиб австрийский пилот Роланд Ратцебергер. На старте соревнований столкнулись машины команд Benetton и Lotus, обломки автомобилей разлетелись во все стороны, девять человек получило ранения. На седьмом круге гонки Williams Сенны на скорости 330 км/ч влетел в ограждение поворота Тамбурелло...
Основная версия причины трагедии: у автомобиля Сенны заклинило рулевую колонку, из-за чего водитель не смог справиться с управлением. В недостаточной технической готовности машины обвиняют главу команды Williams Фрэнка Уильямса, суд над которым начнется 20 февраля. В преддверии суда английская газета The Sunday Times выдвинула свою версию случившегося.
The Sunday Times опубликовала фотографию кучи мусора, лежащей на пути машины Williams. Через несколько секунд после того как был сделан снимок, автомобиль Сенны врезался в ограждение. Газета утверждает, что на трассе могли лежать куски металла, отлетевшие при столкновении машин Benetton и Lotus в начале гонки. "Там, на пути Williams, лежит кусочек чего-то, что, судя по окраске, может быть частью корпуса Benetton", — говорится в статье. Видимо, Сенна, пытаясь объехать препятствие, наехал на кочку, после чего машину занесло. В подкрепление своей версии The Sunday Times приводит заключение итальянских экспертов, расследовавших причину аварии: давление в шинах автомобиля Сенны в момент катастрофы было низким, что делало машину более восприимчивой к профилю дороги.
Английская газета, впрочем, приводит еще одну версию причин смерти Сенны: авария могла быть вызвана тем, что бразильский пилот во время гонки потерял сознание. По словам одного из знакомых Сенны, тот любил задерживать дыхание в начале гонки, полагая, что это обостряет его чувства. Фильм, снятый камерой, укрепленной на машине Сенны, показывает, что непосредственно перед катастрофой гонщик резко наклонился влево, возможно, потеряв сознание.
Сенсационную фотографию с кучей мусора на дороге представила газете команда Williams. Утверждается, что этот снимок был сделан неким французским фотографом и ни разу до этого не публиковался. Тогда почему же этот снимок почти три года лежал в архивах, а выплыл на свет Божий только сейчас? Здесь стоит еще раз вспомнить, что глава английской команды Фрэнк Уильямс находится под следствием и ждет суда, поэтому публикация в The Sunday Times, обвиняющая в гибели Сенны либо организаторов соревнования, либо самого гонщика, вполне отвечает его интересам.

АЛЕКСЕЙ Ъ-АЛЕКСЕЕВ, АНДРЕЙ Ъ-СЕМЬЯНИНОВ

Гран При Сан-Марино 1994 стал последним в жизни одного из самых Великих гонщиков Формулы 1 Айртона Сенны. Предлагаем вашему вниманию материал, опубликованный на F-1.Ru несколько лет назад и рассказывающий о том, как прошли последние дни и часы Бразильского Волшебника.

Утром Айртон Сенна покинул свою виллу, расположенную в элитном курортном местечке Quinta do Lago в португальском Алгарве. По рассказам невесты Айртона Адрианы Галистеу, он не очень хотел уезжать и с нетерпением ждал вечера воскресенья, когда должен был вернуться обратно домой. Сама Адриана предпочла отказаться от поездки.

Прежде, чем отправиться на автодром имени Энцо и Дино Феррари, на своем личном самолете British Aerospace HS125 под управлением пилота Оуэна О"Махони Айртон Сенна направился в Мюнхен на встречу с руководством Audi, где должен был провести переговоры о приобретении лицензии на продажу машин немецкого концерна в Бразилии. Спустя несколько часов его ждал еще один перелет – в этот раз в Болонью. Там, пересев в аэропорту Форли на вертолет, Айртон отправился в Падую, на завод по производству велосипедов «Carraro». Трехкратный чемпион мира должен был подписать контракт с итальянской фирмой по поводу выпуска велосипедов под его брендом «S». После окончания сделки Сенна вместе с основателем «Carraro» Джованни Карраро отправился в отель на пресс-конференцию.

Айртон не скрывал, что после завершения карьеры был намерен попробовать себя в роли предпринимателя, и собирался рассказать об этом журналистам, но тех, естественно, больше интересовала Формула 1.

«Для меня чемпионат начинается только в Имоле», - заявил Сенна на пресс-конференции.

Также Айртон Сенна поделился мнением по поводу того, использует ли команда Benetton запрещенные электронные системы.

«Я не могу ничего сказать по этому поводу. Трудно судить о том, что доказать невозможно», - сказал Айртон.

В 17:30 бразилец наконец-то отправился на автодром имени Энцо и Дино Феррари, где меньше, чем через сутки должны были стартовать свободные заезды третьего этапа 1994 года. Прежде, чем поехать в гостиницу, Сенна хотел встретиться с командой.

В 18:00 вертолет приземлился на территории трассы в Имоле. Айртон встретился со своим гоночным инженером Дэвидом Брауном, поговорил с Ричардом Вестом, директором Williams по маркетингу, о своих рекламных обязательствах и том, как прошли переговоры с «Carraro». Также понаблюдав за подготовкой болида и обсудив с командой аэродинамические изменения болида после тестов недельной давности во Франции, Сенна отправился в отель.

Гостиница в Кастель-Сан-Пьетро, курортном городке, в 10 км к западу от Имолы, была местом McLaren, с 1989 года команда из Уокинга во время проведения Гран При Сан-Марино останавливалась там. Но даже после перехода в Williams Сенна предпочёл это место. Он забронировал комнату под номером 200, которую занимал каждый раз, - полулюкс стоимостью 150 фунтов за ночь, состоящий из спальни, ванной комнаты и небольшой гостиной.

Фрэнк Уильямс, владелец Williams, расположился этажом ниже, в то время, как большая часть его команды остановилась в другом отеле. Выше расположился Рон Деннис, руководитель McLaren.

Сенна путешествовал налегке. Он не любил большое окружение, однако в этот раз сопровождающих было больше, чем обычно - брат Леонардо, менеджер Джулиан Джекоби, друг Антонио Брага, журналист бразильского TV Globo Гальвано Буэно, один из немногих кому доверял Айртон, управляющий директор Селсу Лемус, физиотерапевт Йозеф Леберер

Вечером они все вместе собрались за ужином, а в после 22:00 Сенна вернулся в свой номер. Он редко ложился спать до полуночи, но известно, что был отъявленным засоней.

Пятница, 29 апреля, 8:30

За час до начала свободных заездов Айртон Сенна на вертолете отправился на автодром. Между этапами в Японии и Сан-Марино команда Williams провела тесты на французской трассе в Ногаро, и обещала большое количество модификаций перед гонкой в Имоле. Однако бразилец был настроен скептически по поводу новинок. Болид FW16 уступал в скорости Benetton, несмотря на наличие более мощного двигателя.

«Мы постоянно меняли настройки болида в попытке найти отличную комбинацию, которая могла бы превратить обещанную скорость в реальную. Однако сложно освоить машину, если ее поведение постоянно меняется. Это превращается в замкнутый круг», - заявил Деймон Хилл, напарник Айртона Сенны по Williams.

Однако, по мнению британца, трехкратный чемпион мира мог справиться с любыми проблемами.

«Айртон обладал огромным потенциалом, который мог компенсировать любой недостаток в шасси», - признался Деймон.

Началась первая часть свободных заездов. Айртон Сенна проехал 22 круга с лучшим временем 1.21.598, что было быстрее на секунду, чем время его напарника Деймона Хилла. Тем не менее, бразилец в отличие от партнера по команде, приятно удивленного поведением обновленного болида, оказался недоволен. Айртон полагал, что в Williams выбрали неправильное направление в развитии машины и в течение долгого времени после окончания первой практики, обсуждал детали со своим гоночным инженером.



Пятница, 29 апреля, 13:14

На 14-й минуте первой квалификации Айртон завершил свой быстрый круг и вышел в лидеры. В то время, когда он находился на круге возращения в боксы, в повороте Variante Bassa в тяжелую аварию попал гонщик Jordan Рубенс Баррикелло - машина подлетела на поребрике и на скорости 225 км/ч ударилась об ограждение.


Существуют противоречивые данные по поводу реакции Айртона. Он не видел аварию и послал свою помощницу Бетисе Ассумпачио в боксы Jordan, чтобы узнать подробности. Сам же отправился в медицинский центр. Входные ворота были закрыты, и ему пришлось перелезть через забор. Рубенс Баррикелло пришёл в сознание через несколько минут после аварии и увидел возле себя Сенну.

«Первым, кого я увидел после аварии, был Айртон. У него были слёзы на глазах. Таким я его ещё не видел, - рассказывает Рубенс. - У меня сложилось такое впечатление, будто бы он воспринял мою аварию как собственную».

Увы, слёзы Айртона были далеко не последними по ходу того уик-энда.

Спустя несколько минут Сенна вернулся в боксы Williams.

Пятница, 29 апреля, 13:40

Квалификация возобновилась. Сенна сразу улучшил свой собственный результат и показал лучшее время уик-энда. Тот факт, что он сделал это ещё на не до конца знакомой ему машине и в тяжёлом эмоциональном состоянии после аварии Баррикелло, доказал насколько велики были его смелость и мастерство.

Но было и доказательство того, что Айртон был уже не так целеустремлен, как раньше. Во время свободных заездов Сенна подозвал своего личного пилота Оуэна О"Махони.

«Оуэн, у меня есть кое-что для вас», - сказал Айртон и достал из своей сумки три фотографии с автографами.

«Это было очень странно, - рассказывает О"Махони. - В течение долгого времени я хотел попросить его сделать это, но не хватало смелости. Удивительно было то, что сделал он это во время сессии. Это было не похоже на Айртона, поскольку во время заездов он обычно думал только о трассе. Создалось такое ощущение, что он хочет завершить то, что когда-то недоделал».

Несмотря на поул, Сенна был недоволен своим болидом. После квалификации он вёл долгую и оживлённую дискуссию со своим гоночным инженером Дэвидом Брауном. Позднее прервал своё интервью с журналистами и отправился в расположение команды.

Марк Фогарти, журналист издания Carweek: «Я был поражён в своё время тем, насколько сосредоточено отвечал Айртон на наши вопросы. Если он соглашался давать интервью, то отдавал журналистам всё своё внимание. Иногда Сенна так долго отвечал на вопросы, делая паузы, что казалось, будто бы он не слышал, но на самом деле он просто думал над ответом. Но в этот раз он не был сконцентрирован на интервью, часто останавливался при ответах - создалось ощущение, что он был психологически измотан».



Когда журналист RTL Кай Эбель спросил Сенну об инциденте с Рубенсом Баррикелло, трехкратный чемпион мира три раза начинал свой ответ, и каждый раз терялся в мыслях, а затем перевел тему, заявив, что трасса в Имоле является опасной.

«На данный момент я – единственный чемпион мира в пелетоне. В прошлые годы я часто открывал рот, но теперь понял, что лучше не высовываться», - ответил Сенна на вопрос о том, почему гонщики никак не могут повлиять на ситуацию с безопасностью.

После двух часов работы с гоночным инженером Айртон Сенна покинул автодром и вернулся в гостиницу. Физиотерапевт Йозеф Леберер провел процедуру массажа. Айртон сказал ему, что Рубенсу Баррикелло очень повезло и он не получил серьезных травм. Леберер в тот момент отметил неожиданную обеспокоенность своего подопечного.

Пятница, 29 апреля, 23:00

Айртон Сенна после ужина в небольшом ресторане Trattoria Romagnola вернулся в свой номер и позвонил Адриане Галистеу.

«Он рассказывал об инциденте с Рубенсом Баррикелло, и в его голосе слышалось отчаяние, даже паника, - рассказывает Галистеу. - Затем он заплакал».

Началась вторая часть свободных заездов, по итогам которой Айртон, проехав 19 кругов, показал время - 1.22.030 После окончания тренировки Сенна признался, что доволен машиной. Напряженная работа наконец-то начала приносить свои плоды.

Между тем утром из госпиталя Маджиоре в паддок вернулся Рубенс Баррикелло – правая рука бразильца была перевязана, нос сломан. Он сказал Сенне, что отправляется домой в Бразилию и будет смотреть гонку по телевизору. Гоночный уик-энд для молодого бразильца был закончен, но журналистам он сообщил, что вернется через две недели в Монако.

Суббота, 30 апреля, 13:18

Практически ровно через сутки после инцидента с Рубенсом Баррикелло произошла ещё одна ужасная авария. Но в отличие от Рубенса у новичка Формулы 1 Роланда Ратценбергера не было никаких шансов на выживание. Simtek австрийца на скорости 320 км/ч вылетел с трассы в повороте Villeneuve, и ударился об стену.

От удара машину отбросило обратно на трассу. Телевизионные камеры запечатлели момент, когда разбитый болид остановился, и голова австрийского гонщика безжизненно наклонилась в правую сторону.

Когда Айртон Сенна, находившийся в тот момент в боксах, увидел аварию, он закрыл лицо руками и направился к выходу из боксов. Спустившись вниз по пит-лейн, он сел в машину безопасности и отправился на место инцидента. Когда он прибыл туда, тяжело травмированного Ратценбергера уже отправили в медицинский центр.

Деймон Хилл в отличие от своего напарника находился на трассе в момент в аварии и проехал возле разбитой машины.

«Я видел разбросанные обломки на трассе и, глядя на место инцидента, у меня сложилось впечатление, что авария была очень серьезной. Нам повезло с Рубенсом Баррикелло накануне, но в этот раз все было куда хуже», - рассказывает Хилл.

Бригада врачей во главе с медицинским делегатом FIA профессором Сидом Уоткинсом прибыла на место инцидента спустя 25 секунд. Роланд Ратценбергер был извлечен из болида. Австриец получил серьезные травмы головы и шеи, и клинически был мертв. На месте был сделан массаж сердца, а через семь минут после аварии на место прибыла машина скорой помощи. Из медицинского центра трассы Ратценбергер на вертолете был отправлен в госпиталь Маджиоре

Из госпиталя в Болонье пришло сообщение о смерти Ратценбергера. Это был первый смертельный случай в Формуле 1 с 1986 года, когда на тестах в Поль-Рикар погиб Элио де Анджелис.

На месте инцидента Сенна увидел только разбитый болид и разбросанные по всей трассе обломки. Вернувшись в боксы, Айртон отправился на поиски Сида Уоткинса - он хотел знать подробности. Несмотря на разницу в 30 лет, Сенна и Уоткинс были хорошими друзьями.

«Айртон был шокирован , - вспоминает Уоткинс реакцию Сенны. - Он никогда не сталкивался с жестокой реальностью своей профессии, потому что в годы его выступлений никто не погибал. Но он знал о смерти - он был религиозным человеком и был достаточно умён, чтобы обдумать всё.

Я ему сказал: Айртон, почему бы тебе не отказаться от участия в гонке? Что ты потеряешь в таком случае? Ты три раза выигрывал чемпионат мира, ты – один из самых быстрых гонщиков. Брось это все, а я закончу свою работу и вместе мы поедем на рыбалку».

«Сид, в жизни есть вещи, которые от нас не зависят. Я не могу уйти. Я должен продолжать», - сказал Сенна в ответ.

Сид Уоткинс и Айртон Сенна разговаривали в течение пяти минут, в это время в медицинский центр вошёл Мартин Уитакер, сотрудник пресс-службы FIA.

«Когда они закончили разговор, я спросил Сенну: знает ли он о том, что произошло? Айртон ничего не ответил, только посмотрел на меня и ушёл, - рассказывает Уитакер. - Я никогда не забуду его взгляд. Нельзя сказать, что в нём был страх. Айртон просто очень сильно переживал. Но было и что-то другое. Вы можете увидеть это на его фотографиях, сделанных в тот уик-энд».

Команда Williams не стала продолжать участие в квалификации. Айртон вернулся в моторхоум, где находились Деймон Хилл и его жена Джорджия, а также Бетисе Ассумпачио.

«Он был подавлен. Я погладила его по голове, поговорила с ним немного, но он был очень замкнут», - рассказывает Бетисе.

Айртон Сенна отказался от участия в пресс-конференции после квалификации, где он завоевал поул. По правилам, ему грозил денежный штраф, но Мартин Уитакер попросил не предпринимать санкций по отношению к бразильцу. Его просьба была услышана.

Сенна был вызван стюардами, которые были намерены вынести ему предупреждение за использование машины безопасности, на которой он доехал до места аварии Ратценбергера.

Гоночный директор Джо Корсмит заявил, что Сенне не стоило брать машину безопасности без разрешения, несмотря на чрезвычайную ситуацию. Сенна ответил, что он представлял интересы всех пилотов, беспокоился за безопасность трассы и состояние Ратценбергера. Также он рассказал, что получил разрешение официальных лиц, прежде, чем сесть в машину безопасности. Разговор вышел достаточно напряжённым и в один момент Айртон прокричал: «По крайне мере, хоть кто-то был обеспокоен безопасностью!»

Корсмит решил не предпринимать каких-либо санкций, поскольку посчитал, что Сенна был вне себя.

В последующем разговоре с Йозефом Леберером Айртон негодовал: «Как они смеют указывать мне на мои действия? Я управляю болидом, а они говорят мне о безопасности!»

Айртон Сенна покинул автодром имени Энцо и Дино Феррари. Он всерьез рассматривал возможность отказа от участия в гонке и был намерен поговорить об этом вечером с Фрэнком Уильямсом.

Марк Фогарти, которому накануне вечером Сенна давал интервью, рассказал, что у трехкратного чемпион мира было предчувствие. Айртон даже не завершил интервью, договорившись, что сделает это в конце недели.

«Если оглянуться назад, то сейчас можно многое понять, - говорит Фогарти. - У меня тогда сложилось впечатление, что у Айртона было плохое предчувствие».

В субботу вечером Сенна два раза звонил своей подруге Адриане Галистеу.

«Айртон сказал, что не хочет принимать участие, но это его работа. Он ничего не сказал о страхе за свою жизнь, - говорит Галистеу. - Он был потрясен, плакал и признался, что не хочет выходить на старт. Он никогда так раньше не говорил».

Вечером было запланировано празднование дня рождения Йозефа Леберера, но, по словам Джулиана Джекоби, это было больше похоже на «мрачное сборище». Сенна отправился в номер к Фрэнку Уильямсу. После разговора с ним Айртон стал гораздо спокойнее и подтвердил, что выйдет на старт Гран При Сан-Марино.

Сенна вновь позвонил Галистеу. По её словам, он чувствовал себя лучше, и сказал, что собирается выйти на старт гонки, но не знает, чем это всё закончится. Его последние слова были: «Забери меня завтра из аэропорта в Фару в 20:30 вечера. Не могу дождаться момента, когда увижу тебя...»

Перед сном Йозеф Леберер предложил Айртону сделать массаж, но он отказался, сказав, что не в настроении.

Воскресенье, 1 мая. 7:30

Сенну разбудил телефонный звонок. Звонил пилот О"Махони, который хотел узнать время, когда нужно забирать вещи из гостиницы. Сенна отправился на вертолёте на трассу. На Warm Up Айртон показал лучшее время. Дэвиду Брауну он сказал, что доволен настройками и их не нужно менять.

В интервью французскому каналу TF1, на котором комментатором работал Ален Прост, Сенна сказал: «Я бы хотел передать привет моему старому другу Алену Просту. Хочу сказать, что мне его очень не хватает».

Учитывая их соперничество в прошлом, это было достаточно неожиданным заявлением.

После завершения Warm Up Айртон Сенна встретился с Аленом Простом в моторхоуме Williams. В течение получаса они вели беседу – Айртон попросил помочь ему с мерами по повышению безопасности. Прост согласился и они договорились встретиться на Гран При Монако.

Сенна отправился на брифинг пилотов. Участники почтили память Роланда Ратценбергера минутой молчания.

Сенна был обеспокоен правилом машины безопасности, заявив, что её темп является слишком низким для поддержания оптимальной температуры шин. Вместе с Герхардом Бергером он предложил отменить это правило. После брифинга Айртон отправился в моторхоум Williams на рекламное мероприятие команды, он не хотел этого делать, но понимал, что это часть работы.

Воскресенье, 1 мая. 12:00

Айртон Сенна начал подготовку к гонке. Как обычно, он легко пообедал, а потом закрылся в своем моторхоуме, чтобы собраться мыслями. По словам очевидцев, Сенна часто читал Библию перед гонкой. В этот уик-энд она также была у него с собой, но никто не знает, читал ли он её в то утро.

Воскресенье, 1 мая. 13:30

За полчаса до начала гонки Сенна отправился в боксы Williams. Хайме Брито, бразильский журналист попросил его подписать три фотографии.

«В тот день я заметил, что Айртон делает то, что никогда раньше не делал, - рассказывает Брито. - Он обошёл болид вокруг, посмотрел на шины, на заднее антикрыло. Казалось, что он с подозрением относится к машине».

«Айртон всегда надевал подшлемник и шлем так, будто бы с нетерпением ждал начала гонки, - говорит Бетиссе Асумпачио. - В тот день он сделал это так, будто бы не хотел выходить на старт. Но он не думал, что скоро погибнет, он думал о победе. Он просто хотел, чтобы этот уик-энд поскорее закончился, и он мог отправиться домой, где уже давно не был».

На стартовой решетке Сенна также нарушил одну из своих традиций - после установочного круга он снял шлем, и ослабил ремни безопасности, чего до этого раньше предпочитал не делать. В отличие от всех остальных гонщиков он никогда не покидал кокпит, концентрируясь на первом повороте после старта и прорабатывая сценарий действий на старте.

Как обычно, перед началом гонки комментатор на автодроме начал объявлять стартовую решетку, и когда было произнесено имя пилота Ferrari Герхарда Бергера, занимавшего третье место, трибуны ликованием поприветствовали австрийца. В тот момент Герхард находился рядом с Айртоном Сенной.

«Он посмотрел на меня и улыбнулся, - вспоминает Бергер. - Это была улыбка друга, который рад видеть мою поддержку и любовь болельщиков ко мне. Это последнее, что я запомнил о нем».



Воскресенье, 1 мая. 14:00

Гонка стартовала и пелетон, возглавляемый Айртоном Сенной, направился к первому повороту, но позади не обошлось без инцидента. Педро Лами на болиде Lotus врезался в заглохший Benetton Юрви-Ярви Лехто. Обломки усыпали трассу, а одно из колёс улетело на трибуну и ранило девять человек.

На трассе появилась машина безопасности и гонка, несмотря на серьезность аварии, остановлена не была. Сенна на этот момент лидировал, далее расположились: Шумахер, Бергер, Хилл.

Дэвид Браун, гоночный инженер Айртона Сенна, сообщил ему о том, что на следующем круге машина безопасности покинет трассу. Сенна подтвердил, что услышал сообщение – это были его последние слова.

Сенна на первом круге после рестарта, с полными баками и на холодной резине показал время круга 1:24.887, которое было превзойдено лишь в конце гонки и только двумя пилотами – Михаэлем Шумахером и Деймоном Хиллом.

Воскресенье, 1 мая. 14:17

Айртон Сенна второй раз после рестарта и седьмой раз в течение гонки приблизился к повороту Tamburello. При прохождении вершины виража его машину на скорости 300 км/ч сорвало с траектории. В зоне вылета скорость упала до 209 км/ч, а затем правой стороной болид врезался в бетонное ограждение. Правая передняя часть приняла на себя всю нагрузку, оторвавшееся колесо вместе с рычагами подвески оказалось зажато между шасси и стеной, а затем болид был отброшен на обочину.

Через несколько секунд дирекция гонки приняла решение вывесить красный флаг. Сид Уоткинс отправился на место инцидента.

Воскресенье, 1 мая. 14:18

Невеста Айртона Сенна Адриана Галистеу наблюдала за гонкой по телевизору в Португалии. В момент аварии у нее появилась эгоистичная мысль: «Хорошо. Он вернется домой пораньше».

Она ждала, когда Айртон снимет перчатки, уберет руль и покинет кокпит. У нее не было мыслей, что этого не произойдет. За 18 месяцев, прошедшие после из знакомства, Адриана уже видела подобные аварии и заканчивались они всегда хорошо.

Пилот личного самолета Айртона Сеннны Оуэн О"Махони также наблюдал за гонкой по телевизору и сразу после аварии принялся готовиться в раннему вылету, но вернулся на место после того, как его босс остался в кокпите.

Физиотерапевт Сенны Йозеф Леберер находился в момент аварии в боксах Williams.

«Я помню, как говорил вслух: давай, давай, вставай, вставай, выходи из машины, парень!» - вспоминает Леберер, понявший в тот момент серьезность аварии.

Адриана Галистеу тем временем начинала все и больше беспокоится из-за того, что Айртон продолжал оставаться в кокпите.

«Чего он ждет? – спросила она у домработницы. – Может быть, он сломал руку или ногу?»

Затем она начала кричать: «Выходи из машины, выходи!»

Спустя несколько минут Адриана заплакала.

Воскресенье, 1 мая. 14:18

Сид Уоткинс подъехал на место инцидента и подошел к врачу из первой машины, который уже находился возле разбитого болида Williams FW16 и качал головой. Состояние шлема и сочащаяся из под него кровь говорили о серьезной травме. Врачи посмотрели друг на друга, выразив таким образом неуверенность по поводу того, что они увидят, когда шлем будет снят. Уоткинс перерезал ремень на подбородке и пока, другие придерживали голову пострадавшего, он снял шлем. Хлынула кровь. Лобовая часть была серьезно повреждена.

Сид Уоткинс осмотрел Сенну. Глаза были закрыты, он был без сознания. Уоткинс поднял веки.

«Он получил серьезную травму головы. По степени полученных повреждений было понятно, что у него нет шансов на выживание», - вспоминает Сид Уоткинс

Медики вытащили Айртона из болида. Кровь продолжала идти. Его положили на землю, а маршалы подняли специальные щиты, закрыв пострадавшего от лишних взглядов.

«Когда мы извлеки его из машины, он вздохнул. Несмотря на то, что я не являюсь верующим, в тот момент я почувствовал, как его душа покинула тело», - вспоминает Уоткинс.

Врачи сделали необходимые инъекции и после того, как дыхательные пути были очищены, остановлено кровотечение и зафиксирована шея, у Сенны появился слабый пульс. Сид Уоткинс принял решение отправить Айртона на вертолете в госпиталь Маджиоре для проведения интенсивной терапии, несмотря на то, что он понимал, что, скорее всего, это не принесет результата.

Вертолет поднялся в воздух и направился в сторону Болоньи. Во время 20-минутного перелета произошла очередная драма – на третьей минуте полета сердце Айртона остановилось. Доктор Гордини приложил все усилия для того, чтобы его запустить, и ему это удалось.

Сенна доставлен в госпиталь Маджиоре в Болонье. Бразилец был направлен в отделение интенсивной терапии, где подтвердился диагноз – повреждение головного мозга.

Сердце Сенны остановилось вновь. Врачи смогли его запустить и подключили Айртона к системе искусственного жизнеобеспечения.

Главный врач Мария Терезия Фиандри опровергла возможность операции травмированного Айртона Сенны

Фиандри прочитала вслух клинический бюллетень, в котором сообщалось о том, что Айртон Сенна получил травму мозга с обширным кровоизлиянием и находится в коме.

Воскресенье, 1 мая. 18:00

Врачи заявили, что мозг Айртона Сенны мёртв и он продолжает дышать лишь при помощи оборудования. По итальянским законам врачи не имеют права отключать приборы жизнеобеспечения ранее чем через 12 часов. Но даже это уже не могло бы помочь.

Сид Уоткинс предложил всем попрощаться. Герхард Бергер и Йозеф Леберер отправились первыми. Бергер сел на кровать Сенной, человеком, который сыграл огромную роль в его жизни и карьере. Несколько минут он тихо говорил, а затем произнес последнее «прощай» и поцеловал друга в щеку. Он сказал: «Я провел с ним несколько минут, а дальше было, что было».

Затем вошли попрощаться остальные.

В палате Айртона Сенны побывал священник

Воскресенье, 1 мая. 18:37

Сердце Айртона Сенны остановилось и врачи приняли решение не пытаться вернуть его к жизни.

Воскресенье, 1 мая. 18:40

Главный врач Мария Терезия Фиандри объявила о смерти Айртона Сенны, отметив, что ее официальным временем стало 14:17, когда трехкратный чемпион мира врезался в стену.

В Бразилии был объявлен трехдневный траур.

"Я думаю, вы можете представить себе, о чем идет речь - об опасности, опасности получить тяжелую травму, погибнуть. Вы знаете, что можете столкнутся с такой ситуацией, но это часть вашей жизни. Когда это происходит, становится мысль все бросить, уйти, но вы продолжаете гоняться. Мне нравятся гонки, как их бросить. Гонки, состязания - это моя кровь, часть меня. Я занимаюсь этим всю свою жизнь." (из интервью Айртона Сенны 1993 года)

Чемпионы не уходят. Они остаются навсегда...

Мы готовы соглашаться с тем, что в игре с опасностью есть какой-то высший смысл. Готовы превращать рискующих жизнью в своих кумиров. Готовы, до того момента, когда эта опасность вдруг оказывается победителем в этой игре. Перед началом сезона, в одном из интервью, на вопрос об изменении правил "Формулы-1" Айртон Сенна сказал "Предстоит сезон со множеством аварий. Я даже рискнул бы сказать, что если ничего не произойдет, мы будем счастливы"

АВАРИЯ

На 16-й минуте пятничной квалификации Рубенс Баррикелло на «Джордане» врезается в заграждение. Перелом носа и ребра. В тот же день Сенна навестил его в медицинском центре трассы. На девятнадцатой минуте субботней квалификации Роланд Ратценбергер на машине «Симтек-Форд» на скорости 340 км/ч в конце виража "Villeneuve" бьется левой стороной об ограничитель трассы. Через час он умер. У Сенны было очень плохое предчуствие. Столкновение на старте Лехто («Бенеттон») и Лами («Лотус») - ранено трое зрителей. Один - в коме.

Перед стартом Гран-при Сенна пожал руку Просту, который сказал: «Мы были соперниками, и даже больше чем соперниками. Мы не были друзьями, но может быть мы сможем стать ими в будущем». 1 мая 1994, на седьмом круге Гран-при Сан-Марино, на трассе имени Энцо и Дино Феррари лидер гонки - Айртон Сенна на «Вильямсе-FW16» вошел в резкий левый поворот "Тамбурелло". Пройдя вершину поворота он внезапно сорвался с него и перелетев восемьдесят метров вспаханной зоны безопасности ударился в бетон. По данным телеметрии скорость в момент удара составляла 220 километров в час.

По результатам компьютерного моделирования аварии болида Айртона Сенны и результатам медицинского заключения физической причиной смерти гонщика послужил рычаг подвески, вонзившийся в стык шлема. По заключению технической комиссии, возглавляемой деканом инженерного факультета Болонского университета профессором Лоренцини, которому следствием было поручено разобраться в аварии Сенны, причиной явилась неисправность рулевого управления. Рулевая колонка "Вильямса" была повреждена до столкновения с бетонным ограждением. Через четыре часа после аварии, в госпитале «Маджиоре», не приходя в сознание Айртон Сенна скончался.

Трагедия вызвала настоящий шок. Горе нависло над Бразилией. Президент страны Итамар Франке объявил трехдневный национальный траур и отменил свои официальные встречи. Министр иностранных дел Селсо Аморим старался ускорить перевозки тела Сенны и предложил свой самолет, чтобы доставить его домой. Толпа в тридцать тысяч человек собралась у ворот итальянского госпиталя. Никто не мог поверить. Со смертью Сенны закончился один из самых ярких этапов в истории Формулы-1. Утренние газеты в Англии и Италии, не слишком сдерживаясь, распределяли вину между трассой, надежностью шлемов и подготовкой машины командой «Вильямс». Френк Вильямс, который оставался в Италии, прилетел в Англию, на завод команды вскоре после полудня в понедельник, глаза его были красными, его немедленно отвезли на завод. Ему нужно было время, чтобы подобрать нужные слова. Позже он сказал: «Айртон полностью доверял нам, а мы ему. Он любил свои автогонки и разделял эту страсть с каждым нашим служащим. Мы - команда Гран-при, связанная со спортом, продолжим нашу работу, я уверен, это именно то, чего желал бы Айртон. Он стал ключевым членом нашей команды за очень короткое время, и все, что мы достигнем в будущем, будет посвящено его памяти. В настоящее время мы изучаем имеющиеся данные, чтобы выяснить причину аварии. FIA и полиция расследуют аварию, и проверяют всю относящуюся к делу информацию».

FIA объявила, что она организует заседание в Париже в среду. Было сказано, что «FIA собирает отчеты своего технического, медицинского, контролирующего штата и штата службы безопасности, а также имеющей отношение к делу команды и персонала трассы. Как только эти отчеты будут получены, их станут изучать в срочном порядке». В Италии магистраты распорядились сделать вскрытие Сенны и Ратценбергера, изъять машины и взять под охрану трассу. Они конфисковали всю съемку гонки. Шел разговор о возможном уголовном деле, касающемся менеджера трассы, должностных лиц «Вильямса» и «Симтека».

ВЕРСИИ

Во вторник, 3 мая газеты взорвались заголовками типа «РОКОВАЯ ОШИБКА СЕННЫ!» Технический директор «Вильямса» Патрик Хед цитировался итальянскими и бразильскими газетами: «Айртон Сенна сделал ошибку. Мы проверили телеметрическую информацию. Он слегка поднял ногу, как раз на уклоне, в месте, где гудронированное шоссе изменяется. Это вызвало потерю силы давления на заднее крыло, поэтому машина продолжала двигаться прямо».

Итак первая версия - ошибка пилота. После двух подряд побед Шумахера в начале сезона-94, главный и, как многие считали, единственный фаворит чемпионата, Сенна не мог не нервничать. "Бенеттон" немца на трассе выглядел почему-то быстрее "Вильямса" бразильца. Кроме того, многочисленные аварии на квалификационных заездах в Имоле и смерть пилота Роланда Ратценбергера в субботу угнетающе действовали на пилотов. Все это вывело Сенну из равновесия и в решающий момент он не удержал машину на трассе.

Именно с 1994 года FIA запретила использование на автомобилях Формулы - 1 активной подвески. А именно электроника помогала сохранить неизменным дорожный просвет под днищем, создавая тем самым необходимую аэродинамическую силу, прижимающую "формулу" к дороге в повороте. В случае, если эта сила исчезла хотя бы на мгновение, автомобиль могло сорвать с дороги - он становился неуправляемым.

Получается, довольно стройная схема: Сенна, раздосадованный предыдущими неудачами, хотел оторваться от преследовавшего его Шумахера и в какой-то момент, неверно оценив ситуацию, слишком сильно надавил на "газ". В этом месте, как назло, асфальт оказался чуть неровным и автомобиль подкинуло. Но, к тому моменту, Сенна проехал на «Вильямсе-FW16» уже сотни километров, в том числе и в условиях Бразильского этапа и на многочисленных тестах. Теперь про видеозапись. На официально распространяемой пленке запись изображения с машины Сенны обрывается примерно за полторы секунды до аварии. Объясняют это тем, что режиссер просто переключил запись на другую машину. Но на пленке ясно видно, что запись попросту стерта. Но пленкой этой заинтересовались, спустя полгода после аварии. А у Вильямса эта пленка уже была на следующий день. Говорят, что пресс-атташе FIA Франческо Лонганези видел запись последних секунд. Утверждали даже, что на экране ясно видно было, как руки пилота крутят руль, но колёса не слушаются. Однако сам Лонганези слухи решительно опроверг.

Была и версия номер два. Покрытие трассы в Имоле весной 1994 года полностью обновили. И многие команды жаловались на недостаточное сцепление колес с асфальтом. Чтобы его увеличить, обычно чуть снижают давление в шинах, добиваясь большего пятна контакта с дорогой. Однако в этом случае уменьшается клиренс, машина начинает скрести днищем по неровностям дороги. Весьма важно также, что из-за аварии на старте первые пять кругов пилотов по трассе "возил пейскар". Температура шин на небольших скоростях могла понизится, а давление - упасть до опасного уровня. Но к моменту аварии пилоты уже разогрели резину на шестом круге, так что эта версия тоже сомнительна.

Гораздо более вероятной поначалу казалась версия номер три. Злополучное столкновение "Лотоса" Педро Лами и "Бенеттона" Юрки-Яхви Лехто привело к тому, что конец стартовой прямой и вход в Тамбурелло оказался усыпан обломками разбитых машин. Один из них и мог повредить покрышки.

Однако, представитель «Гудьира», после осмотра покрышек разбитой машины, опроверг это предположение. Но все эти версии, были отвергнуты при продолжении рассмотрения дела в суде.
Четвертой причиной аварии могло стать физическое состояние пилота. При гигантских перегрузках (боковые ускорения, действующие на водителя «Формулы 1» в повороте, достигают 4 - 4,5 g) не исключена возможность мгновенной потери сознания. Подтвердить или опровергнуть эту догадку невозможно. Причем не помогут даже результаты вскрытия - медицина не всесильна. Но тут масла в огонь подливают люди, знавшие Айртона по гонкам. Они вспоминают, что иногда, для обострения реакции он надолго задерживал дыхание. И все же обморок здорового, сильного, тренированного спортсмена выглядит весьма маловероятным.

Оставалась еще версия, которая и была подтверждена технической экспертизой - поломка рулевого управления. Камера, установленная на "Бенеттоне" следовавшего за лидером Шумахера, ясно показала, что машина Сенны в какой-то момент внезапно сошла с траектории поворота и пошла прямо. Такое могло произойти, если сломалась рулевая колонка.

Мало того, на многочисленных снимках с места трагедии можно ясно различить рядом с разбитым кузовом рулевое колесо и фрагмент рулевой колонки. Именно эта версия показалась специалистам наиболее вероятной.

СУД

Официальное следствие о гибели Айртона Сенны возглавил судья городского магистрата Болоньи Маурицио Пассарини. Его постановлением была создана специальная группа во главе с профессором Лоренцини. В январе 1995 года группа экспертов во главе с Лоренцини свою работу закончила: на стол судьи Пассарини лег доклад на 600 страницах. Из него стало ясно, что непосредственно перед столкновением с бетонным блоком рулевая колонка была повреждена.
Оказалось, что после гонок в Бразилии и Японии Сенна жаловался на тесноту в кокпите "Вильямса" своему гоночному инженеру. После допроса инженеров и механиков выяснилось: для того, что бы увеличить пространство для рук пилота, рулевое колесо решили слегка поднять. Трубку рулевой колонки разрезали и вварили внутрь нее трубку меньшего диаметра. Но, по данным экспертизы, эта трубка была из стали плохого качества и имела дефекты, вызванные усталость металла.
Дело усложнялось тем, что механики «Вильямса» унесли с места аварии два «черных ящика». Конструктора "Вильямса" допросили, но оказалось, что забрать электронные накопители данных позволил комиссар FIA Чарли Уайтинг для проверки возможности продолжения гонки Деймоном Хиллом.

В ходе судебного заседания версий становилось все меньше и меньше. Бывший пилот «Феррари» Мигеле Альборето, вызванный на суд в апреле 1997 года заявил, что он уверен в том, что причиной аварии Айртона Сенны следует винить техническую неисправность, а не состояние трассы. После просмотра видеозаписи, улучшенной с помощью компьютера и запечатлевшую аварию Сенны, Альборето сказал суду, «что отклонение машины Сенны вправо заставляет меня думать о механической поломке, а незначительные проблемы» с асфальтом в повороте «Тамбурелло» - недостаточно серьезная причина для того, чтобы выбросить с трассы машину класса «Формулы-1». В мае 1997 года, после очередного заседания суда, судья Пассарини заявил журналистам: «Я уверен, что видеозапись, предоставленная суду Ассоциацией конструкторов «Формулы-1», не полная, и в ней намеренно уничтожены последние секунды, компрометирующие команду «Вильямс».

В апреле 1997 года были названы главные обвиняемые: технический директор «Вильямса» Патрик Хэд, бывший главный конструктор команды Эдриан Ньюи, и официальные представители автодрома в Имоле Федерико Бендинелли и Джорджио Погги. Все они, конечно же, отрицают выдвинутые обвинения. Хэд, Ньюи и шеф команды Фрэнк Уильямс отрицают утверждения прокуратуры, будто бы сломанная соединительная пластина на рулевой колонке машины Сенны привела к его смерти. Процесс продолжался. В суде выступили Дэймон Хилл и Берни Экклстоун. В Италии за убийство по неосторожности грозит тюремное заключение сроком в полтора года. А ведь речь еще может идти о препятствии в проведении следствия, подтасовке фактов и уничтожении улик. Вспомним еще и о тридцати трех миллионах долларов, которые выплатило родственникам Сенны "Страховое общество Ллойда". Но Айртона не вернуть. И нам остается лишь вспоминать его.

ИТОГ

16 декабря 1997 года судья Антонио Костанцо подвел итог делу, которое журналисты всего мира называют не иначе, как "самой черной главой в блистательной истории" "Формулы-1". Чуть более минуты понадобилось председателю суда. чтобы огласить приговор, оправдавший всех шестерых "подельщиков". обвиненных прокурором Болоньи Маурицио Пассарини в непредумышленном убийстве трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны 1 мая 1994 года во время "Гран-при Сан-Марино" на автодроме имени Энцо и Дино Феррари в Имоле: "Согласно статье 530 Уголовного кодекса Италии оправдываю подсудимых Фрэнка Уильямса. Патрика Хэда и Эдриана Ньюи по причине отсутствия доказательств вины: оправдываю подсудимых Федерико Бендинелли, Джорджио Поджи и Ролана Брюинсереда, поскольку в их действиях не обнаружено состава преступления. Устанавливаю 90-дневный срок для подачи апелляции как защитой, так и обвинением, если таковая покажется необходимой", - таков дословный текст решения синьора Костанцо, оглашенный во вторник в 15.00 по местному времени в Имоле. В общей сложности заключительное заседание в городской дискотеке Имолы. переоборудованной в зал суда на время слушании (напомню, что начаты они были 22 февраля уходящего года), длилось пять минут.

Роберто Каузо, представлявший в суде сторону Ролана Брюинсереда, бывшего директора гонок от FIA. сказал: "Вердикт восстанавливает репутацию "Формулы-1". Отныне можно считать, что автогонки юридически признаны невероятно опасным видом спорта". Пожалуй, единственным человеком, которого не удовлетворило решение синьора Костанцо и его заседателей, был прокурор Маурицио Пассарини. Он дал понять, что намерен добиться пересмотра дела.

Со стороны FIA и президента Макса Мосли пока последовал весьма сдержанный комментарий, смысл которого сводится к следующему: Международная федерация вроде бы удовлетворена вынесенным оправдательным приговором. но от официальных комментариев до того момента, как станет возможным ознакомиться с полным текстом заключения по делу, воздерживается. Воздерживается от них и семейство трехкратного чемпиона мира. ни один из членов которого не был вызван в суд в качестве свидетеля и ни разу не присутствовал в Имоле хотя бы в роли наблюдателя. Однако нельзя сказать, что родители, брат и сестра Сенны не проявляли уж совсем никакого внимания к процессу. Их интересы в Имоле представлял европейский адвокат бразильцев Джованни Каркатерра. отметивший в интервью Тимоти Коллинзу из лондонской The Telegraph: "Родственники Сенны не были заинтересованы в решении, которое вынесет суд. они просто надеялись, что в ходе разбирательства станут ясны причины, повлекшие за собой фатальную аварию. Мое личное мнение - вряд ли мы когда-нибудь вообще узнаем это. Да и что это даст? Ни одно даже самое длинное, самое профессиональное и самое продуктивное разбирательство не вернет того, кого хотят все - великого и неповторимого гонщика". Дело закрыто? Хотелось бы верить, что - да. Потому что никакого вразумительного заключения по нему сделать невозможно. Как невозможно и отыскать удовлетворительные ответы на массу вопросов, сопутствовавших аварии и расследованию. Так что, возможно, смелый вердикт Антони Костанцо и в самом деле к лучшему. Как сказал Дерек Уорвик. экс-пилот "Формулы- 1": "Теперь по крайней мере перестанут на каждом углу трепать имя Айртона. перестанут без конца обсуждать, как и почему он угодил в эту дурацкую аварию, и снова начнут вспоминать то, что только и нужно помнить, - его победы и "поулы", его потрясающий талант и стиль пилотирования и его удивительный, ни с чем несравнимый человеческий шарм".

При подготовке материалов использовались материалы журналов "Автомотоспорт", "Формула-1", газет "Спорт-Экспресс", "Авторевю", "Команда", материалы из книги Юхи Кяркккянена "Формула-1. Звезды" и Джона Типлера "Формула-1. История побед", переводные материалы с различных сайтов, посвященных Айртону. Фото - ICN и REUTERS.


Айртон Сенна да Силва родился 21 марта 1960 года, умер 1 мая 1994 года. Он был одним из легендарнейших бразильских гонщиков. Публика знала его больше под именем Айртон Сенна .

Айртон вырос в известной и уважаемой семье бразильского плантатора. С детства отец баловал его дорогими подарками, в том числе и автомобилями. Особым пристрастием отца Айртона были автогонки. Он уделял этому виду спорта не только много внимания, но и вкладывал в его развитие не малые деньги.

По настоянию отца Айртон сел за руль гоночного карта, на тот момент ему только исполнилось 4 года.

Айртон Сенна перенял страсть отца к автогонкам. С каждым годом он все сильнее отдавался тренировкам, а его скорости приближались к максимально возможным, для тех лет.

В 1973 году Айртон Сенна(Ayrton Senna) дебютировал в гоночном чемпионате. А в 1977 году он уже занял место победителя чемпионата по картингу в Южной Америке.

В 1981 году имя Айртона победно зазвучало на британском чемпионате в классе Формула-Форд 1600. А в следующем году ему покорился чемпионат Формулы-Форд 2000.

В 1983 году Айртон Сенна стал первым в Великобритании. Он победил в Формуле-3.

В конце 1983 года молодой, но уже широко известный бразильский гонщик начал карьеру в Формуле-1. Он был принят в команду «Тоулман».

В 1985 году Сенна перешел в спортивный клуб «Lotus». Он был намного сильнее его прежней команды. В первом же сезоне в новой команде он стал обладателем «Большого шлема», мастерски победив в гонке в Эшториле. В конце сезона у Айртона Сенны постоянно возникали технические проблемы на трассе. То откажет электроника, то начнет подводить механика. Серия неудачных заездов так и преследовала талантливого спортсмена.

В 1986 году сезон для Айртона оказался более удачным. На гонках в Бразилии он стал вторым, а на мировом чемпионате занял четвертое место.

В 1988 году Сенна уже выступал за клуб «Макларен». А в 1994 году гонщик решил перейти в команду «Уильямс-Рено».

Сезон 1994 года стал последним в карьере легендарного гонщика. Айртон Сенна принял участие в своей последней гонке 1 мая 1994 года, гонка Гран-при Сан-Марино. Болид Сенны на огромной скорости столкнулся с бетонным ограждением. Водитель получил несовместимые с жизнью травмы и скончался после госпитализации в больницу.

Для многих смерть Айртона Сенны(Ayrton Senna) стала шокирующим событием. Ведь тогда смерть гонщика во время соревнований была редким событием.

За карьеру в профессиональном автоспорте Айртон Сенна стал трехкратным чемпионом мира в классе «Формула-1».