Монтаж лыжных креплений sns. Как правильно разместить крепление на лыжах

Самое простое лыжное крепление - носковой ремень. Но такое крепление очень ненадежно - ведь не случайно мальчишки всегда приделывают к ремешку резинки или просто подвязывают его веревочкой.

Ременное крепление, снабженное пяточным ремнем, имеет преимущество в том, что оно позволяет использовать для ходьбы на лыжах любую обувь, и в первую очередь валенки.

Более усовершенствованным считается туристское крепление с боковыми металлическими скобами и регулируемым пяточным ремнем. Оно может быть использовано на прогулочных лыжах и не требует специальных лыжных ботинок.

Значительно более удобно жесткое рантовое крепление. Специальный лыжный ботинок надевается на шипы и прижимается по ранту дужкой. Такие крепления быстро и надежно соединяют ботинок с лыжей, не стесняют пятку, обеспечивая в то же время хорошее управление лыжей. Они ставятся на спортивно-беговые и прогулочные лыжи.

Для катания на горных лыжах нужны крепления, плотно прикрепляющие ботинок к лыже. Спортсмены-горнолыжники обычно наглухо привязывают ботинки ремнями. Начинающему лыжнику этого делать не следует.

Горнолыжные крепления состоят, как правило, из регулируемых по ширине металлических скоб, снабженных рантодержателями. В последнее время вместо неподвижных скоб применяются подвижные носковые рантодержатели, автоматически освобождающие ногу при падении.


Рис. 5. Лыжные крепления (сверху вниз) туристские, рантовые, горнолыжные крепления на пружинах и на ремнях

Закрепленный в носке рантодержателем ботинок плотно пристегивается к лыже тросом, натягиваемым с помощью носкового замка - «лягушки». Необходимое натяжение создается за счет пружины, расположенной в носковой части троса или на самой «лягушке». Пользоваться тросом с пяточной пружиной не рекомендуется - он плохо держит ногу и портит ботинки. Чтобы трос лучше прижимал ботинок к грузовой площадке, его пропускают через крючки, установленные на боковых поверхностях лыжи. Пара крючков возле передней части каблука позволяет наглухо прикрепить ботинок, что необходимо для выполнения поворотов. Пара крючков, находящихся у основания большого пальца ноги, обеспечивает подъем пятки, что важно при длительном переходе на горных лыжах по ровному месту. В случае необходимости трос пропускают через передние или задние крючки.

В последнее время получают распространение горнолыжные крепления, имеющие только носковой рантодержатель и пяточную защелку. При падении они автоматически раскрываются.

Для маленьких детей лучше всего подходят крепления с металлическими скобками, поставленными на подошву от старых сандалий. У сандалий обрезается вся передняя часть и оставляются только подошва и задник с ремешками. Любая детская обувь входит в такие крепления. Скобки, снабженные носковым ремнем, и ремешок от сандального задника надежно и безопасно удерживают ногу и позволяют хорошо управлять лыжей.


Рис. 6. Детские лыжные крепления

Вместо сандалий можно использовать материал типа линолеума, отрезав от него полоску, равную ширине лыжи и длине детской обуви (с запасом), и пришив задник и ремешок. Ботинок с креплением ставят на лыжу. Между ботинком и полоской линолеума устанавливают скобки, намечают отверстия для шурупов, затем, сняв ботинок, укрепляют скобки винтами.

Для детей постарше можно использовать школьные крепления, которые продаются в магазинах. Если ребенок носит обувь 33-го размера и выше, то ему уже годятся крепления для взрослых.

Теперь нужно решить сложный вопрос: куда ставить крепления?

Прежде всего необходимо найти центр тяжести лыжи. Для этого лыжу скользящей поверхностью ставят на ребро линейки или карандаша. Место, в котором она займет положение равновесия, и будет ее центром тяжести. Его отмечают поперечной чертой.

Крепление должно быть установлено так, чтобы концы пальцев ноги оказались смещенными от центра тяжести к пятке лыж на расстояние 1-1,5 см.

Самое простое правило, применимое почти для всех лыж, - носок ботинка должен находиться на линии центра тяжести. Смещение допускается только к заднику лыжи. Это облегчает ввод лыжи в поворот. Но увлекаться этим не следует, иначе носки лыж будут сильно оттягивать стопу и утомлять ноги.


Рис. 7. Определение центра тяжести лыжи

Рис. 8. Разметка подошвы ботинка для рантового крепления

Перед установкой рантового крепления вдоль грузовой площадки лыжи необходимо провести среднюю линию. Такую же линию прочерчивают и на ботинке. Она пройдет между двумя первыми пальцами ноги к середине каблука, где так же, как и на носке, делают легкие заметки. Затем на ботинок надевают скобы, е которых предварительно снята дужка, так, чтобы передний рант совпадал с краем скобы. Если скобы неразъемные, их поджимают по ботинку. Ботинок со скобами ставят на лыжу. Совместив их средние линии и точно отметив положение скоб на лыже, ботинок снимают, и по только что полученным отметкам ставят скобы. Через дырки в скобах на лыже отмечают отверстия для шурупов. Затем сверлом делают отверстие под винт. Чтобы не просверлить лыжу насквозь, предполагаемую глубину отверстия отмечают на сверле с помощью изоляционной ленты. Диаметр отверстия должен быть меньше диаметра винта примерно на миллиметр. Затем винты смазывают лыжной мазью и сначала осторожно, а потом в полную силу завертывают до отказа. Надевают на скобы дужку; вставляют ботинок. Продвинув вперед от отказа, его центрируют, следя за тем, чтобы боковой рант равномерно касался стенок скоб. Закрывая дужку так, чтобы она полностью касалась ранта, с силой надавливают на нее.

Проделав эту операцию несколько раз, ботинок снимают. На подошве остаются вмятины от шипов. По этим вмятинам сверлом или горячим гвоздем делают в подошве отверстия, которые строго соответствуют диаметру шипов и ни в коем случае не проходят насквозь. Надев ботинок на шипы и закрыв дужку, на конец ее средним делением надевают гребенку и намечают на лыже отверстия для винтов, которыми она укрепляется на лыже. Прикрепив гребенку, защелкивают ботинок и под его пяткой прибивают резинку. Резинка должна иметь размер каблука. Ее рекомендуется прибить по всему периметру так, чтобы она чуть пузырилась - тогда под пяткой не будет набиваться снег.

Вторая лыжа размечается по первой. В остальном операции совершенно одинаковы.

Если вам приходится устанавливать крепление в первый раз, то вначале надо потренироваться на доске, схожей по размерам с грузовой площадкой лыжи. Необходимо проделать все, что было описано ранее, не стоит только сверлить отверстий в ботинке.

При установке креплений на горных лыжах центральную пластинку скобы размещают так, чтобы передний край ее совпадал с линией центра тяжести или был смещен на 1-2 см назад. Намечают на лыже отверстия и, поставив боковые щечки с рантодержателем, укрепляют их на пластинке, регулируя положение по ботинку. На лыжу ботинок ставят так, чтобы его носок и задник располагались точно по оси. Укрепив щечки, вставляют в скобу ботинок и надевают на его каблук трос. Трос должен быть укреплен на средних делениях передней защелки, называющейся «лягушкой», а сама «лягушка» в полураскрытом положении устанавливается на лыже, впереди ботинка. Выбрав слабину троса, намечают место установки «лягушки» сначала только на одном или двух винтах. Укрепив «лягушку» этими винтами, закрывают ее. На боковых поверхностях лыжи намечают места для крючков. Их следует развернуть по ходу троса. Поставив крючки и прибив или приклеив резинку под каблук ботинка, «лягушку» защелкивают. Если трос, проходящий через задние крючки, плотно держит ботинок и позволяет легко закрыть «лягушку», установку креплений можно считать оконченной. Следует лишь укрепить «лягушку» добавочными винтами Если регулировка троса не позволяет надежно прикрепить ботинок и все возможные варианты натяжения исчерпаны, «лягушку» переставляют на новое место.

Горнолыжное крепление с передним рантодержателем-автоматом ставят на лыжах так, чтобы место упора ботинка приходилось на центр тяжести лыжи или было смещено на 1-2 см назад. В остальном порядок установки крепления остается прежним.

Для горнолыжника-любителя лучшее крепление - пружинное, с головкой-автоматом. Этот тип крепления позволяет быстро снимать и надевать лыжи и обеспечивает безопасность, особенно если на «лягушке» есть устройство, раскрывающее крепление при падении вперед.

Многие любители используют также крепления на ремнях с вращающейся пяткой и автоматической головкой. Такое крепление безопасно и хорошо держит голеностопный сустав. Однако при необходимости часто снимать и надевать лыжи оно неудобно, так как на затягивание ремней уходит много времени.

При установке на лыжи крепления с вращающейся пяткой следят за тем, чтобы при застегивании пяточной пружинкой «лягушки» ботинок достаточно крепко был прижат к головке. Иначе он все время будет выскакивать из крепления. При заматывании ремень ведут через каблук к противоположному от места закрепления ремня кольцу. Оттуда направляют назад, винтообразно обхватывают им ахиллово сухожилие и обматывают вокруг лодыжки, а затем снова ведут назад через ахиллово сухожилие к кольцу и месту закрепления ремня. Отсюда, через подъем, направляют ремень к застежке, после чего пяточную пружину закрывают.

При перестановке креплений старые отверстия в лыже следует заделывать деревянными пробками.

При установке крепления на металлические или пластмассовые лыжи употребляются специальные шурупы с самонарезающей резьбой. Если таких шурупов нет, в отверстиях лыж нарезают резьбу с помощью метчика и используют обычные винты для металла.

Лыжные палки подбираются довольно просто - длина их должна доходить до подмышек. Это правило годится для всех типов лыж. Для прогулок рекомендуется пользоваться легкими камышовыми палками. Для горнолыжников лучше подходят дюралевые или стальные палки конического или веретенообразного профиля. Они обязательно должны иметь надежно укрепленные кольца и удобные кожаные петли для рук. Штыри палок должны быть достаточно острыми.


Рис. 9. Лыжные палки

Лыжные прогулки – излюбленный вид зимнего отдыха. Даже завзятый любитель жаркого лета не откажется подышать свежим воздухом в заснеженном лесу. Что уж говорить о тех, кто не мыслит своей жизни без лыж!

Надо заметить, что в настоящее время лыжный спорт в нашей стране активно развивается , а в магазинах представлен широчайший ассортимент снаряжения для разных его видов. Кто-то предпочитает лыжные гонки, а некоторые, напротив, любят неспешные прогулки. Есть и такие, кому равнинный рельеф кажется скучным и они катаются с гор. Следует упомянуть и туристов, совершающих зимние походы на лыжах.

Для всех этих занятий нужны разные виды лыж , причём чем выше уровень спортсмена, тем более строгие у него требования к инвентарю. Учитываются мельчайшие нюансы, о которых новички и любители могут даже не подозревать.

В имеющемся многообразии лыж и связанных с ними видов спорта каждый может выбрать наиболее подходящий для себя, и наверняка пальму первенства завоюют обычные беговые.

Всё-таки поклонникам горнолыжного спорта надо искать места, где можно покататься, а самодеятельный лыжный туризм – удовольствие на любителя. Зато беговым можно найти применение в ближайшем парке или лесу , и делать это хоть каждые выходные. Особо азартные даже могут принять участие в каких-нибудь местных соревнованиях!

Итак, чтобы разнообразить свой зимний досуг, достаточно купить необходимую одежду и инвентарь: лыжи, палки и крепления. Вот на них стоит остановиться подробнее.

Лыжные крепления и их виды

Крепления – это очень важный элемент лыжной конструкции. Они передают усилия от ноги к лыже, задают направление скольжения. Старшее поколение наверняка помнит модели дедушкиного образца: к лыже крепился ременной хомут, который сзади фиксировал ногу резинкой. Единственный плюс таких «изобретений» – их можно было надевать на любую обувь, хоть на валенки. И если сравнить описанные образцы с современными, то важность роли креплений будет совершенно очевидна: они обеспечивают удобство и устойчивость при любом ходе.

Три основных вида креплений для беговых лыж:

Nordic Norm 75мм , или так называемые рантовые . Это устаревшая модель, которая постепенно выходит из употребления. Окончательно распрощаться с ней мешают ценители подобного антиквариата и крайне невысокая цена.

Система NNN от фирмы Roteffella появилась позднее и имеет две продольные направляющие, стабилизирующие ботинок. По функционалу ничем не уступает предыдущему варианту.

Система SNS от фирмы Salomon, с одной продольной направляющей. Это современный стандарт креплений очень высокого уровня. Подошвы ботинок под такие крепления позволяют стопе контролировать лыжу при любом ходе .

Последние две системы сейчас являются наиболее востребованными, но о каких-то явных преимуществах или недостатках по сравнению друг с другом говорить не приходится, так что выбирать можно любые. По цене они обойдутся дороже NN75, но зато они намного удобней и практичней, а сэкономить можно на установке этих креплений. Обычно в инструкции рекомендуется обратиться за помощью к специалистам, но такую операцию вполне по силам выполнить и самостоятельно. Потребуется всего лишь немного уверенности и необходимый инструмент:

  • Лыжи и крепления;
  • Шаблон для разметки;
  • Шуруповёрт с тупой крестовой битой и свёрла;
  • Линейка;
  • Маркер;
  • Клей ПВА.
  • Шило;

Порядок установки креплений

Для всех видов креплений сначала нужно найти центр тяжести лыж. На некоторых моделях производитель уже отметил это место, но обычно советуют не доверять заводской фирменной маркировке. Такая балансировка нужна для нормальной комфортной езды, когда лыжа не «перевешивает» в какую-либо сторону. Поиск центра тяжести осуществляется очень просто. Надо лыжу установить на ребро, к примеру, линейки, и перемещать по ней до тех пор, пока «весы» не застынут параллельно полу. Линейка в данном случае будет указывать на центр тяжести, который потребуется отметить маркером.

Итак, нужная точка найдена. У современных моделей линия центра тяжести совпадает с осью крепления скобы для ботинка, поэтому надо приложить переднюю часть крепления к лыже и отметить маркером её правильное положение . Если же необходимо установить Nordic Norm 75, то на отмеченной линии должны находиться два шурупа скобы крепления. Иными словами, надо разместить устройство так, чтобы на линии равновесия был край большого пальца ноги.

Важный шаг – разметка отверстий . Для него идеальным вариантом будет использование специального кондуктора, который позволяет точно найти положение крепёжных элементов. Если такого кондуктора не окажется, то подойдёт и бумажный шаблон , которым обычно комплектуются крепления. В случае когда и его не будет, придётся размечать лыжу шилом сквозь отверстия в креплении, приложенном к ней. Кстати, поскольку крепление состоит из элементов, перемещающихся друг относительно друга, следует для разметки использовать его в собранном виде, чтобы потом не возникло несовпадение по размерам.


Проверка для самоконтроля . Просверленную лыжу обратно не восстановить, поэтому лишняя проверка не помешает. Измерив расстояние между отверстиями на креплении, нужно сравнить их с аналогичными параметрами на готовой разметке.

Сверление отверстий по сделанным меткам . Обычно в инструкции указано, на какую глубину нужно засверливать шурупы, и какой длины и диаметра должно быть сверло. Если нет подходящего по длине, можно взять любое и обмотать сверху изолентой, оставив только необходимые миллиметры. Используя дрель на малых оборотах, в отмеченных местах надо высверлить отверстия.

Заливка клеем . Готовые отверстия обдуть, чтобы удалить пыль, и залить клеем. Иногда он может идти в комплекте с креплениями, но если его нет, то сгодится и простой ПВА. Это поможет залить образовавшиеся при сверлении трещины, гидроизолирует и обеспечивает более надёжную фиксацию . Иногда советуют применять для этой цели эпоксидку, но лучше этого не делать, так как растворители, находящиеся в смоле, могут повредить лыжу. Есть, кстати, и альтернативное мнение, утверждающее, что клей не нужен, но это уж каждый решит сам. Во всяком случае, сделать это нетрудно, а мешать клей не будет.

Сборка конструкции . Крепление надо вновь приложить к лыже и начать закручивать шурупы, сначала не до конца, чтобы убедиться в ровной установке, а уж потом окончательно, чтобы без люфтов. Для NN 75 придётся сначала вставить ботинок и проверить его центровку по лыже.Ожидание высыхания клея. После того как крепления будут установлены, надо подождать ещё часов 10-12, чтобы окончательно высох клей.

В этом видео подробно рассказано, как установить крепления SNS.

Установка лыжных креплений своими руками – дело выполнимое. Главное – иметь уверенность в себе и нужные инструменты.

Нередко лыжи продаются с уже установленными креплениями. Но чаще крепления приходится покупать отдельно и затем устанавливать. Неопытным лыжникам в этом случае чаще рекомендуют обращаться в мастерскую или оплатить установку крепления в магазине. Но их дедушки прекрасно справлялись с этой задачей дома, и, хотя конструкция креплений с того времени несколько изменилась, принцип их установки остался прежним.

Почти все необходимое для установки идет в комплекте с креплением. В домашней мастерской может потребоваться найти дрель и отвертку. Иногда рекомендуют пользоваться шуруповертом, но им можно «перестараться» и испортить лыжу. Если лыжи деревянные, потребуется еще клей (типа эпоксидной смолы); для пластиковых лыж клей следует применять только в том случае, если он входит в комплект с креплениями и инструкция рекомендует его применение.

Предварительные действия

Чтобы правильно прикрепить крепления на лыжи, прежде всего необходимо определить их центр тяжести. Лыжу можно уравновешивать по принципу весов на любом предмете (спинке стула, положенной на пол линейке и даже на второй лыже, поставленной на ребро). Можно сделать это даже на руках, постепенно сдвигая их. Найденный центр тяжести необходимо отметить поперечной линией с помощью карандаша или маркера.

Затем с крепления следует снять прижимную скобу, поскольку она будет мешать его прикручивать. Установить скобу на место придется после того, как передняя часть крепления будет надежно зафиксирована на лыже.

Правильная установка

Обычно магазинами предлагается инструкция, как крепить крепления на лыжи. Если ее нет, следует воспользоваться общими правилами. Многие современные крепления имеют в комплекте особую пластину-шаблон, на которой отмечены место нахождения центра тяжести и вкручивания шурупов. Иначе можно определить место приблизительно. На беговых лыжах носок ботинка должен немного выступать вперед за центр тяжести, а на горных – попадать точно на него.

Дальше требуется наложить крепление и отметить места вкручивания шурупов. Можно сверлить под них отверстия дрелью тонким сверлом, но, если шурупы в комплекте крепления – саморезы, можно лишь наметить отверстия с помощью шила. Пятку крепления обычно предлагают крепить особой шпилькой, но многие лыжники рекомендуют и ее посадить на шуруп. Место расположения пятки определяют прикладыванием ботинка к креплению.

После установки площадки крепления ставится на место прижимная скоба. Проверить правильность установки можно, зажав в крепление ботинок и подняв за него лыжу. Ее должно немного перевешивать вперед.

Некоторые предосторожности — инструкция

Чтобы правильно поставить крепления на лыжи самостоятельно, важно помнить о некоторых ошибках, что часто делают неопытные лыжники. Главная из них заключается в том, что лыжу, подготавливая отверстия для крепежных шурупов, просверливают насквозь. Чтобы этого избежать, важно замерить необходимую глубину отверстия и воспользоваться сверлом с ограничителем. Если такого нет, можно сделать временный ограничитель, намотав на сверло несколько витков изоленты. Еще проще вовсе не сверлить отверстия – шурупы-саморезы можно вкрутить и так, а крепления комплектуются изделиями подходящей длины.

Вторая ошибка – широкое использование клея. Его заливают в предназначенные для шурупов отверстия. Это нужно делать в том случае, если лыжи – классические, деревянные. Но сегодня чаще встречаются пластиковые лыжи. На них клей может подействовать не лучшим образом. Поэтому в этом случае лучше не проклеивать крепления или пользоваться только специальным клеем, если он есть в комплекте или рекомендуется инструкцией производителя.

В современном мире существуют два стандарта креплений для лыж, созданных конкурирующими фирмами: SNS от SALOMON и NNN от ROTTEFELLA. Есть еще российский вариант прогулочных креплений 75 мм. Все остальные обозначения - это лишь модификации данных типов. При установке креплений на лыжи к ним предъявляются четыре главных требования:
1)хорошая управляемость и маневренность;
2)надёжное соединение двух составляющих - обуви и лыжи;
3)сохранение прочности в месте инсталляции крепления;
4)Минимальный возможный вес;

Нужно обязательно уточнить, что характеристики лыжи напрямую зависят не только от правильности установления крепления, но и от его положения.

И SNS и NNN имеют огромный ассортимент моделей креплений, которые направлены на самые разные уровни спортивной подготовки лыжников. В зависимости от предназначения крепления могут отличаться прочностью, весом и жесткостью фиксации обуви.

Все современные модели соединяют ботинок и крепление с помощью специальной скобы, которая находится в подошве обуви и которая зажимается креплением. Для всех стандартов беговых креплений правилом является обязательное совмещение оси крепления и оси центра тяжести лыжи. Именно поэтому все производители лыж ориентируются на данное правило и делают свою продукцию с тем, чтобы при совмещении осей она показывала наилучшие характеристики. В таком случае прочность всей конструкции будет максимальная. Немаловажным фактором будет золотая середина в отношении жесткости и эластичности, а также хорошая управляемость.

Современное конвейерное производство лыж не всегда позволяет достигнуть полной идентичности продукта, особенно в случае, когда лыжи делаются из природного материала. В этом контексте особенно важно выглядит создание стандарта NIS, который значительно упрощает процесс крепления и уменьшает риск неправильной установки.

Зачастую лыжи в зоне инсталляции креплений имеют платформу, которая добавляет прочности лыже и обеспечивает хорошую фиксацию крепления. Однако неопытные лыжники при установке крепления часто сдвигают данную платформу. Это может привести к серьёзным повреждениям лыжи и чревато травмами. Поэтому установку крепления на лыжу стоит проводить с помощью специального инструмента, который позволит избежать ошибок.

Для инсталляции креплений вам минимум понадобятся:

  • бумажный шаблон для нанесения разметки; В идеальном варианте специальный кондуктор.
  • линейка;
  • сверло с нужным диаметром (3,4 - 3,6 мм); В идеальном варианте особое сверло с упором для удаления заусенец. (Если заусенцы не убраны, то есть вероятность перекоса крепления при установке)
  • клей; Гибкий влагостойкий.
  • отвёртка;
  • дрель;
  • лыжи и крепления.

Процесс разметки.

Однако мы настоятельно не рекомендуем выполнять разметку без шаблона новичкам - это чревато неточностью со всеми вытекающими негативными последствиями. Также не стоит забывать о том, что некоторые детали крепления могут смещаться и поэтому разметка под фиксаторы платформы обязательно должна производиться при закрытом креплении. В противном случае смещение может составлять несколько сантиметров.

Профессиональный кондуктор-шаблон для установки креплений.

Не забывайте, что у каждого стандарта (NNN и SNS) есть свой шаблон и кондуктор, которые серьёзно отличаются друг от друга.

Процесс сверления.

Для такой тонкой работы желательно иметь не простую дрель, а с управлением оборотами, а также свёрла, которые чётко подойдут под диаметр и глубину итогового отверстия. В специализированных мастерских используется оборудование, которое позволяет центровать сверло и останавливать его строго на нужной глубине.
Обычно для установки креплений SNS используют сверло 3,6 мм, для NNN - 3,4 мм. Глубина отверстия - 10 мм.

Профессиональное сверло для установки беговых креплений.

Сверлит определенный диаметр на определенную глубину и срезает заусенцы. При сверлении через кондуктор достигается абсолютная вертикальность сверления.

Обычное сверло с упором из изоленты.

Такое сверло не срезает заусенцы. Сверление даже через кондуктор не позволяет четко центрировать сверло - есть вероятность колебания и, как следствие, увеличение диаметра сверлильного отверстия.

Кроме того специальное сверло срезает заусенцы, которые остаются на лакокрасочном покрытии лыжи. В случае если вы используете обычное сверло и не убираете заусенцы, то при установке крепления может произойти перекос и крепление не будет правильно застегиваться.

Инсталляция крепления.

Перед инсталляцией крепления необходимо залить все отверстия специальным клеем, который покроет все трещины, оставшиеся после вкручивания шурупа. Таким образом, это будет дополнительная гидроизоляция и долговечность (в противном случае влага, которая будет туда попадать, начнёт вызывать процессы гниения изнутри).

В профессиональных центрах мастера используют специализированный клей от фирм Salomon и Rottefella. Но в принципе, возможно даже использование обыкновенного ПВА - он также может обеспечить герметичность конструкции. А вот эпоксидными смолами пользоваться нельзя . Они могут повредить важные конструкционные элементы лыжи. Крепление фиксируется полностью - нельзя оставлять какие-либо люфты. После инсталляции клей должен сохнуть около 9-12 часов.

Инсталляция креплений на платформу NIS.

Для упрощения установки креплений, компания ROTTEFELLA создала специальную платформу, которая также допускает регулировку расположения крепления в зависимости от центра тяжести. Сейчас лыжи с такими платформами выпускают производители Rossignol и Madshus.

Нужно завести крепление по специальным направляющим до щелчка, который говорит о том, что оно стало на место. Точно по такому же принципу нужно установить и подпятник. Но для этого понадобится специальный ключ, который идёт в комплекте.

Платформа NIS позволяет варьировать место крепления не только в зависимости от типа лыж, но и в зависимости от погодных условий и от состояния трассы. Изменить положение можно с помощью специального ключа, сместив его на несколько «щелчков» в нужном направлении и зафиксировав.

Надежность, легкость и быстрота установки - вот три главных преимущества, которые даёт лыжнику эта платформа для креплений.

Установка креплений на лыжи, купленные у нас, производится на профессиональном оборудовании бесплатно!

Народная мудрость: «Семь раз отмерь - один раз отрежь»

1. Крепления SNS и NNN тоже можно использовать для нахождения центра тяжести. Используем плоскую, как линейка, сторону и кладем торцевой стороной на пол. Перпендикулярно сверху устанавливаем лыжу как весы, передвигая продольно, добиваемся равновесия. При утяжеленном креплении измеряют, приложив крепление к лыже, при этом добиваясь, чтобы ось центра тяжести проходила сквозь фиксирующего паза ботинка, перемещая вдоль лыжу и само крепление.

2. Найдя центр тяжести, отмечаем на торцах лыж перпендикулярные вертикальные линии с обеих сторон от крепления к верхней стороне лыжи и соединяем их. Это можно сделать с помощью угольника, хотя погрешность в пределах двух миллиметров допустима для такой длины лыж. После этого такую же процедуру проделываем со второй лыжей.

3. Никакой разницы между ботинками нового образца с креплением непосредственно у переднего среза и былого образца, где крепление находится на выступе - у обоих ось центра тяжести находится у переднего среза ботинка. Получается, что у старых ботинок выступ выходит за ось центра тяжести. Так же не имеет значения планируемый стиль бега. Главное, чтобы в подвешенном состоянии лыжа не перевешивала ни спереди, ни сзади. Исключение составляют лишь лыжники с опытом, которые для»увеличения скорости» немного смещают их назад от оси центра тяжести. Но для применения этого на практике нужен опыт.

4. Современные лыжные крепления типа SNS и NNN имеют поперечный паз для фиксации металлического стержня ботинка в передней его части. Этот паз необходимо совместить с прочерченной осью центра тяжести. Непосредственно под пазом в центре находится продольный паз. В него затем вставляется средний элемент крепления. Нижняя донная его часть совпадает с центром стержня, ее и совмещаем с нашей отмеченной линией на верхней стороне лыжи.

5. Предварительно необходимо вывинтить все три до конца не завинченных из крепления винта. Если автоматически защелкивающиеся SNS Profile Auto закрыты, и не подобраться к третьему винту, то надо нажать на скобу (защелка сместится внутрь), после чего надо вставить толстую отвертку или другой подходящий инструмент, чтобы не дать фиксатору вернуться. Затем откидываем скобу для получения доступа к шурупу. Аналогичная процедура проводится для снятия крепления с лыж.

6. Далее следует примерка к лыжам по меткам и разметка при помощи шила будущих отверстий по центру. Убрав крепления, необходимо сверить среднюю метку строго посередине с помощью штангенциркуля или рулетки. Два задних отверстия должны быть одинаково удаленные от краев. Для коррекции, делаем шилом новые метки глубже.

7. Перед сверлением советуем подстраховаться и проверить глубину входа шурупа, дабы не пробить лыжу насквозь. Вычитаем высоту крепления и остаток примеряем к лыже. Если лыжа тонкая и длина штатных винтов избыточна, то надо заменить их на шурупы необходимой длины.

8. На сверле отметьте глубину планируемого отверстия намоткой изоляционной ленты, если нет линейки на дрели. Сверло должно быть диаметром от 3,6 до 4 мм в зависимости от толщины винтов. Затем аккуратно просверливаем шесть отверстий на всей паре лыж. Почему аккуратно, потому что сегодня лыжи имеют стеклопластиковое сотовое наполнение под несколькими миллиметрами деревянной вставки для креплений. Поэтому сверло, несмотря на ограничители из изоляционной ленты или линейки, под давлением может легко проскочить насквозь. Не стоит давить во время сверления на дрель. Лыжи предварительно нужно прижать ногой или зафиксировать струбциной во избежание пружинящего фактора. Необходимо сверлить строго вертикально, без перекосов, не раскачивая дрель, добиваясь четкой формы отверстий.

9. Просверлив по три отверстия у каждой лыжи, снимаем пластиковые скобы, отстегивающие лыжи, крепим к ним крепления винтами, предварительно наживив не более чем наполовину, так выравнивать будет проще. Затем с помощью шуруповерта затягиваем на небольшое усилие, есть все-таки определенный риск их сорвать. Проверяем плотность соединения. Ничего не должно болтаться.

Примечание: Не используйте клей, так как он подходит только к деревянным лыжам, причем, масса из них негативно влияет на современные внутренности. Толстый шести миллиметровый винт плотно закрывает отверстие, и предотвращает попадание влаги. А канты шурупов успевают стереться раньше, чем что-то может сгнить внутри лыжи.

10. Снятую скобу устанавливаем на место, воткнув нижний конец в петлю, затем нажав скобу вниз с усилием до характерного щелчка. Аккуратно! Не прищемите пальцы. Далее, собираем элементы крепления, вынимая предварительно шурупы - в среднем элементе два, а в последнем один. Устанавливаем встык элементы, закрывая предыдущие шурупы. Отмечаем аналогично шилом отверстия, убираем элементы, сверлим, прикручиваем шурупы, устанавливая элементы крепления встык до упора. После привинчивания последнего «подпятника », отверстие закрывается заглушкой.

Успехов Вам на лыжне!