Массаж 7 мес. Правильный массаж для ребенка в первые три месяца жизни

Всего шесть месяцев отделяет кроху от момента рождения. Но изменения за это время произошли кардинальные.

Ребенок в данном возрасте ползает, садится и даже встает, держась за опору.

Однако это совсем не ультимативные показатели развития. Одни детки к концу первого полугодия уже чувствуют силу в ручках, ножках и спинке. А те, что послабее, только пытаются обрадовать родителей своими достижениями.

Цель сеансов массажа и гимнастических элементов – научить малыша координировать свои движения , ползать на четвереньках и развить понимание речи.

Если малыш в возрасте шести месяцев еще не ползает, но уже пытается вставать, это значит, что он пропускает важнейший этап развития опорно-двигательного аппарата. Ползание укрепляет позвоночник, да и все остальные группы мышц.

Насильно садить кроху, обкладывая его подушками, нельзя

Слабая грудная клетка может деформироваться, что в будущем негативно отразится на здоровье ребенка. Все навыки должны появляться у малыша естественным путем.

Существует также техника , он считает, что массаж новорожденному следует проводить каждый день. Это укрепляет иммунитет ребенка, положительно воздействует на состояние его здоровья.

Особенности процедуры этого возраста

  • Сопровождайте процесс четкими и ясными инструкциями , состоящими из одного или двух слов: переворачивайся, дай ручку, садись, приляг, возьми погремушку. И каждый сеанс слова должны в точности повторяться. Ребенок будет запоминать произношение, сопоставлять слова с действиями.
  • Желательно произносить вслух, какую именно часть тела вы массируете. Но делать это нужно в игровой форме. К примеру, «ручки, ручки, раз, два» или «гладим, гладим нашу спинку».
  • Обязательно в программу массажа входит проработка спинки, животика и груди. Для этого используются поглаживание, растирание, разминание, вибрационные движения, постукивания, пощипывания, похлопывания.
  • Для ножек и ручек помимо мелкого массажа необходимо делать гимнастику.
  • Интенсивность и сложность движений увеличивается постепенно. Переутомлять ребенка нельзя .
  • Фоном не забывайте включать ритмичную мелодию. Это могут быть детские песенки или потешки.

Техника массажа

Массаж шестимесячного ребенка, как и в прошлые месяцы, начинается с поглаживаний.

Массаж ручек
Ручки массируйте уже знакомыми растираниями, валянием и пощипыванием.

Мелкий массаж каждого пальчика развивает моторику, влияет на умственное развитие.

Закончите упражнением на сведение и разведение ручек к груди. Усложните элемент тем, что в руках у крохи будут погремушки или колечки . Повторите 8–10 раз.

Массаж ножек
Ножки помассируйте в течение одной минуты, перейдите к ступням. Для разотрите стопу, сделайте пощипывания и постукивания кончиками пальцев.

Закончите сгибанием ножек в коленях и поднятием поочередно прямых ножек к груди. Подъемы делайте по 5 раз для каждой ножки.

Массаж животика и груди
Животик проработайте круговыми движениями или рисуйте на нем треугольник, попилите его вдоль косых мышц тыльной стороной прямой ладони. Пощипайте животик, избегая пупка.

Ведите левой ладонью от спинки к груди, одновременно правая ладонь делает тоже самое с другой стороны. Длительность массажа животика – десять минут.

Грудь сначала поглаживайте, потом сделайте вибрационные элементы. Область сосков под запретом.

Это весьма полезная процедура. Она помогает без медикаментозных препаратов быстро нормализовать пищеварение новорожденного и обеспечить ему комфортное существование.

Массаж спинки
Для ягодиц и спины используйте растирания, поколачивания и пощипывания, пиление ладонью. Спинку массируйте не менее десяти минут.

Обучающее видео о том, как делать массаж ребенку в 6 месяцев.

Также посмотрите , все о приемах массажа, технике, а также развивающая гимнастика.

Гимнастические элементы
Массаж сменяется гимнастикой, которая стимулирует ребенка на ползание и на самостоятельное сидение и стояние.

  • Обучение стойки на четвереньках. Ребенок лежит на животике. Одну руку поместите ему под грудь, второй рукой согните ножки и коленки. В это время папа раскрывает ладошки крохи, прижимая их к поверхности. Держат ребенка в такой позе в течение одной минуты.
  • Укрепление мышц шеи и спины. Ребенка держите за грудь двумя руками и поднимите животиком вверх, чтобы он выгнул спинку дугой и держал шею. В таком положении малыш должен пробыть 20 секунд. Повторите действие, подняв кроху спинкой вверх.
  • Присаживание за ручки. Ребенок держит маму за большие пальцы, а она тянет его на себя со словами: «Садись». Усложнить упражнение можно, поместив в ручки грудничка кольца и потянув за них.
  • «Тачка». Ребенка, лежащего на животе, подхватите за ножки и приподнимите. Он опирается на прямые ручки и тихонько продвигается вперед, перебирая ладонями по поверхности.
  • «Бокс». Боксировать теперь можно в положении сидя.

Заключение

С шести месяцев ребенку нужно давать свободу от кроватки и манежа. В этом возрасте он активно изучает окружающий мир, с каждым днем ползает на четвереньках все больше.

Ежедневные занятия помогут малышу совершенствовать свои навыки, распределять работу мышц и сделать движения более результативными.

Когда ребёнок впервые порадовал родителей своим появлением, мамы прикладывают все силы, чтобы вырастить его сильным и крепким. Тогда взрослые начинают с основного - гимнастики для грудничков, которую советуют делать не только бабушки, но и педиатры.

Как делать гимнастику грудничку?

Гимнастика для грудничков имеет огромное значение, ведь во время занятий ребёнок развивает мышцы и рефлексы: ползания, ходьбы. Заниматься с детками упражнениями разрешается без надлежащих навыков, образования.

Главное - не перестараться и придерживаться особых правил:

  • заниматься гимнастикой с ребёнком при смене памперсов за час до, или после употребления пищи;
  • делать зарядку на обнажённое тельце;
  • поверхность, где выполняется массаж, должна быть не слишком мягкая и ровная;
  • приступать к гимнастике желательно с 1 месяца, тогда эффект будет значительно быстрее и лучше. Однако, если этот момент упущен, то начинать никогда не поздно.
  • с месяца, не считая простых упражнений, разрешается делать зарядку на фитболе;
  • ежедневность - основное правило для видимого результата;
  • следует регулярно проветривать помещение и следить за температурой в комнате, она должна быть не менее 21 градуса;
  • начинать гимнастику следует с разогрева мышц, нежными прикосновениями легко гладить грудничка;
  • 1 вид упражнений должен повторяться минимум 3 раза;
  • на начальном этапе не стоит выполнять свыше двух вариантов упражнений. После привыкания к основной гимнастике, рекомендуется включать не более одного нового упражнения;
  • зарядка длится максимум 15 мин;
  • нельзя заставлять ребенка делать упражнение. Лучше повременить с его выполнением, а через время снова попробовать.

Гимнастика для грудничков 1 месяц

Даже в малом возрасте, ежедневная гимнастика для грудничков пользуется спросом. Малыши 1 месяца не могут сами сознательно двигаться, поэтому могут появляться: пролежни; затекание ручек, ножек, спинки, шейки.

Преимущества гимнастики для грудничков:

  • увеличения поступления крови к тканям, мышцам;
  • улучшение обмена веществ;
  • улучшение работы коры надпочечников;
  • развитие сцепления костно-мышечной системы.

Гимнастические или массажные упражнения, которые мамы проводят с детками развивают, закрепляют, вырабатывают конкретные навыки и способствуют хорошему самочувствию.

Массаж и гимнастика для грудничков 1 месяц - упражнения:

  • Младенец лежит животиком на пеленальном столике или кровати, нужно бережно гладить тельце. Затем перевернуть на спинку и провести те же манипуляции.
  • Положить на спинку и слегка надавить на ладошки. Младенец начнёт приоткрывать ротик, вытягивать губки, напрягать плечики.
  • Положить грудничка на животик, под стопы подставить ладонь. Ребенок, отталкиваясь от маминой руки, будет стараться ползти.
  • Лёжа на спинке сгибать и разгибать локотки, вначале по очереди, а затем вместе. Тоже проделать с ножками.
  • Лёжа на спине согнуть левую ручку и правую ножку, дотянуться локотком до коленки. Тоже проделать с противоположными суставами.

Гимнастика для грудничков 1 месяц видео:

Гимнастика для грудничков 2 месяца

Гимнастика для грудничков 2 месяцев предполагает собой удвоенную нагрузку на мышечную систему, сравнительно с месячными детками.

Упражнения на спинке:

  • широко разводим ручки ребенка, якобы потягиваясь, затем скрещиваем в районе груди, как бы крепко обнимая за плечи.
  • берем ручки малыша в области предплечья, поочередно притягиваем к себе ручку, имитируя боксирующие движения.
  • 1 рукой следует держать голени грудничка, а 2 - плечо, повернуть на бочок.

Упражнения на животике:

  • Положить недалеко от ребенка красочный трофей. 1 руку просунуть под грудью, а 2 – на ступни. Малыша заинтересует игрушка, он будет отталкиваться от ладошки, и поползёт к ней.
  • Эту зарядку можно делать на спинке и на животике. Необходимо заинтересовать грудничка ярким трофеем и мотивировать поворачивать головку от перемещения игрушки из стороны в сторону.
  • Слегка тянуть за пальчики, опасаясь резких движений.
  • Делать каждым пальчиком движения по кругу.

Массаж и гимнастика для грудничков 2 месяца видео:

Гимнастика для грудничков в 3 месяца

Гимнастика для грудничков 3 - 4 месяца делается намного легче, ведь малыш уже может сам держать головку, но за спинкой, все равно нужно наблюдать. Несмотря на возраст, старыми заданиями лучше не пренебрегать, резкое введение нового комплекса упражнений может смутить младенца.

Гимнастика для грудничков 3 - 4 месяцев выполняется следующим образом:

  • Лёжа на спинке, берем малыша за голени. Ножки чуть согнуты. Медленно выпрямляем первую ножку, слегка затрагиваем пяткой (скользим) поверхность пеленального столика. То же сделать и со второй конечностью.
  • Обхватить голени и подложить ладошку под грудь. Затем поднять грудничка над столом, чтобы ножки были немного выше головы. К вниманию взрослых: это действие не длится более 1 секунды, 1 раз в день.
  • Крепко взять в руки кисти малыша, бережно потянуть на себя, имитируя положение сидя, затем аккуратно повалить на бочок. Это упражнение делается на мягкой кровати, чтобы младенец не ударился головой.

Гимнастика для грудничков в 3 месяца видео:

Гимнастика для грудничков 4 месяца

Гимнастика для грудничков 4 - 5 месяцев напрямую готовит к развитию тазобедренной части, а также вызывает желание поворачиваться самому.

  • Держа малыша за голени и ручки, поворачиваем тельце со спины на животик и наоборот. Повороты должны осуществляться в обе стороны. Чтобы повысить интерес грудничка к этой процедуре, стоит положить красочный предмет.
  • Согнуть ножки в коленях, прижать к животику. Медленно и бережно разводить колени в разные стороны движениями по кругу. В результате конечности свести вместе и выпрямить.
  • Заинтересовать лежащего на животике ребёнка игрушкой с музыкой, и мотивировать ползти к ней. Грудничок будет потихоньку продвигаться и возьмёт трофей. Тогда его нужно обязательно похвалить, дать немного рассмотреть трофей, далее незаметно забрать, иначе в другой раз, ребенку будет неинтересно к нему ползти.

Гимнастика для грудничка 4 месяца видео:

Гимнастика для грудничка 5 месяцев

Гимнастика для грудничков в 5 месяцев, рассчитана на укрепление мышц спины и обучению ползать. Чтобы выполнить эти немаловажные для развития функции, стоит к уже выполняемым заданиям добавлять следующие.

Учим ребенка ползать видео:

Эта гимнастическая зарядка годами разрабатывалась врачами, и уже давно проверена временем. Следовательно, эффективность занятий будет оправдана в кратчайшие сроки при ежедневном использовании комплекса процедур.

Гимнастика для грудничков 5 месяцев - упражнения:

  • Просунуть под животик малыша обе руки. При этом он должен лежать ровно и горизонтально, упираясь ножками в мамину грудь. Голова должна быть приподнятой.
  • Взять ребёнка за бока так, чтобы было возможно придерживать спинку, и поднять над столом животом вверх.
  • Дети не всегда готовы делать такую гимнастику. Если грудничок запрокидывает назад головку, то на короткий срок следует прекратить делать это задание, и вернуться к нему через несколько недель.
  • Взять ручки малыша, и бережными движениями совершать движения по кругу.
  • Разрешить ребёнку ухватиться за пальчики и развести руки, далее сводим ручки вместе, скрещиваем на уровне груди.
  • Взять грудничка подмышки, придерживаем, касаемся стопами (но не ставим!) жесткой поверхности. Он начнёт топтать ножками, но мама должна быть внимательна, и обратить внимание, чтобы ребёнок не становился на носочки. Этим можно спровоцировать плоскостопие.
  • Положение спиной вверх. Крепко взять ребёнка за ровные ножки и немного приподнять. Руку заводим под животик, и приподнимаем грудничка горизонтально. Следует обратить внимание на то, что голова, плечи и ножки должны быть выше животика. Выполнять не более 2–4 сек. 1 раз в день.
  • Малыш лёжа хватается за указательные пальцы, а остальными мама поддерживает кисти ребенка. В процессе, нужно бережно потянуть младенца за верхние конечности и сказать «Садись». Таким образом, ребёнок на уровне рефлекса примет позу сидящего. Далее проводим рукой по спинке снизу вверх, чтобы выровнять её. В положении сидя ребенок первый раз должен находиться 1 - 2 сек, далее увеличиваем время постепенно.

Гимнастика для грудничков 5 месяцев видео:

Гимнастика для грудничков 6 месяцев

Шестимесячные дети начинают ползать, но чтобы это произошло как можно скорее, необходима помощь.

Лежащий на животике младенец поднимается на ручки. Маме необходимо согнуть ножки в коленках, и подставить руку вместо опоры. После этого, вскоре грудничок привыкнет к такому положению, и сможет перемещаться сам.

Во втором полугодии жизни дети становятся активными, некоторые - даже неугомонными. Им все интересно, они хотят двигаться, перемещаться, менять положение тела. Карапуз постигает новые умения стремительно. Помочь ему можно общеукрепляющей зарядкой, гимнастикой, которой включает в себя комплекс упражнений для определенного возраста.

В этом материале мы подробно поговорим о том, как сделать гимнастику с ребенком от 7 до 10 месяцев.


Что нужно учитывать?

Гимнастика для малыша не должна быть обременительной, а физическая нагрузка непомерной. А потому, планируя комплекс упражнений, обязательно нужно учитывать особенности характера, состояние здоровья вашего малыша, степень его готовности к освоению того или иного двигательного навыка.

В 7 месяцев, если сынок или дочка еще не сидит, можно добавить упражнения для укрепления спины, живота, рук и шеи. Если ребенок уверено стоит на четвереньках, можно добавить ему упражнения, которые будут стимулировать ползание.

В 10 месяцев можно переходить к упражнениям на укрепление ножек, ведь скоро малышу предстоит сделать свои первые шаги, а отдельные детки уже пытаются их делать. Обязательно учитывайте уже имеющиеся навыки карапуза, чтобы строить на их основе новый комплекс занятий.


Понятно, что упражнения типа «Велосипед» и «Лягушка», которые приводили вашего ребенка в восторг в 3-4 месяца, сейчас вряд ли будут восприниматься им с удовольствием, поскольку спокойно лежать во втором полугодии в период бодрствования согласится далеко не каждый малыш.

Используйте желание ребенка двигаться, насыщайте программу гимнастического занятия упражнениями активными, которые требуют участия самого ребенка во всем происходящем.

Большинство деток в 8-9 месяцев хорошо знакомы со своим телом, знают, где находятся ручки, где - ножки, прекрасно понимают простые знакомые фразы, а потому гимнастику для ребенка нужно делать максимально понятной и простой.

Упражнения для ползания, сидения, стояния, ходьбы должны сопровождаться веселыми и добродушными комментариями мамы, это даст ребенку ощущение игры, заинтересует его, он с удовольствием будет проделывать забавные и полезные приемы.


Если у карапуза есть патологии опорно-двигательной системы, неврологические заболевания, другие врожденные или приобретенные недуги, важно добавлять новые упражнения с разрешения специалиста ЛФК или лечащего врача, поскольку таким деткам нужна совершенно определенная нагрузка на конкретные группы мышц в зависимости от диагноза.


Зачем делать гимнастику?

Гимнастика, как уже говорилось, поможет вашему малышу активнее осваивать новые двигательные навыки, подготовит его мышечную и костную ткани к постоянно возрастающим нагрузкам, к стоянию, первым самостоятельным шагам. Гимнастика развивает речь, фантазию, частично удовлетворяет потребности ребенка в эмоциональном и тактильном контакте с мамой.

У детей, которые регулярно делают зарядку, улучшается кровообращение, совершенствуется координация движений и вестибулярный аппарат. Такие дети реже болеют, крепче спят и не испытывают, как правило, проблем с аппетитом.


Упражнения для грудничков

В комплекс гимнастики включайте упражнения, которые вы, возможно, делали с малюткой в более нежном возрасте, при условии, что малыш не возражает против них. Если упражнения не надоели, достаточно будет просто добавить к комплексу новые приемы, соответствующие возрасту карапуза.

7-8 месяцев

Таким детям нужно способствовать в ползании и сидении. Перечислим несколько эффективных упражнений для стимулирования этих навыков.

  • «Уголок» . Протяните ребенку, который лежит на спине, указательные пальцы своих рук. Когда он возьмется за них, немного потяните руки на себя. Не поднимайте малыша насильно, пусть он сам, основываясь на силе своих ручек, приподнимет туловище настолько, насколько ему позволит мышечное развитие. Не сажайте ребенка. Когда угол подъема составит 45 градусов, плавно опускайте ребенка обратно. Проделайте упражнение 5-10 раз.
  • «Ползание с поддержкой» . Положите карапуза на живот, подведите руку под животик и начинайте поднимать ладонь плавно вверх. Когда малыш окажется на четвереньках, удерживайте его в таком положении около минуты. Не ослабляйте руку. Усложнить упражнение можно тогда, когда малыш начнет более уверенно стоять на четвереньках. Положите перед карапузом игрушку со звуком и поддерживайте кроху под животиком, пока он будет пытаться дотянуться до нее. Если при этом он начнет переставлять ручки и ножки, считайте, что ползать он начнет в ближайшее время.



  • «Тачка». Это упражнение позволяет укрепить мышцы рук и шеи. Возьмите малыша, лежащего на животе, за ножки и потихоньку продвигайтесь с ним по полу вперед. Нужно добиться, чтобы ребенок «шел» на руках, переставляя их для перемещения.

Полезны покачивания на мяче, попытки достать игрушку, лежа на фитболе животом с обязательной поддержкой родителей за ножки.

"Тачка"

На фитболе

9-10 месяцев

Добавляйте в комплекс детей этого возраста упражнения на укрепление стоп, голени. Готовьте ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе. Также можно добавить упражнения в положении сидя. Вот несколько интересных приемов.

  • «Снежный ком». Гимнастический мяч положите на пол, поставьте карапуза на ножки, ручки положите на мяч, постоянно придерживайте малыша под мышки, но не так чтобы его ноги болтались в воздухе. Начинайте движение вперед, слегка наклонив корпус ребенка к мячу. Нужно добиться, чтобы ребенок совершал первичные шаги с поддержкой и опорой руками на мяч перебирая его.


  • «Эстафетная палочка». Приучайте сына или дочь больше двигаться, вам помогут небольшой мячик, палочка, из которой при желании можно сделать эстафетную. Положите предмет и ползите вместе с малюткой на четвереньках до нее. Дайте малышу возможность успеть к палочке или мячику первым. Искренне и эмоционально порадуйтесь его победе.
  • «Топанье и наклоны». Поставьте ребенка спиной к себе так, чтобы его стопы были на ваших. Поддерживайте карапуза под мышками. Начинайте делать шаги. Добравшись до положенной на полу игрушки, придерживайте ребенка, чтобы он мог наклониться и сам схватить ее. Потом начинайте двигаться к новой цели.



  • «Запасливый гном». Для этого упражнения вам понадобятся несколько небольших мячиков, которые умещаются в ладони ребенка, и корзинка или коробка. Посадите малыша. Сядьте сбоку от него, например, справа. Протягивайте крохе мячик, он возьмет его правой рукой. Важно, чтобы ребенок повернулся к вам корпусом вполоборота. Далее малютке нужно переложить мячик в другую руку и положить его в коробку, стоящую от него слева. В этот момент вы же приготовите новый мячик, с которым нужно будет проделать то же самое.

Дети этого возраста отлично относятся к активным упражнениям под ритмичную музыку, некоторые даже начинают приседать или покачиваться в такт. Пользуйтесь этим во время ваших занятий.


  • Занимайтесь без одежды, если есть возможность, летом проводите гимнастику на свежем воздухе. Так можно будет совместить воздушные ванны и закаливание с полезной зарядкой.
  • Не делайте зарядку в дни, когда у ребенка повышена температура, режутся зубки, нет настроения играть и общаться.
  • Если в семье есть дети старше, попросите их вам «подыграть», принять участие в активных упражнениях для детей от 8-9 месяцев. В этом возрасте развито подражание, и малыш усвоит новые игры и приемы значительно быстрее, если будет видеть, как это делают другие.
  • Всегда начинайте гимнастику после предварительного сеанса легкого массажа.
  • Чтобы не перевозбудить нервную систему малыша и не нарушить его сон, проводите зарядку только в первой половине дня. Вечером можно будет сделать мягкий релаксационный массаж и принять ванну.


Подробнее о гимнастике для детей 7-8 месяцев вы узнаете из следующего видео.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Ребенку 7 месяцев : что умеет малыш, чем его занять, развивающие игры и упражнения, особенности развития.

В каждом разделе статьи Вы найдете:
1) Описание перечня умений ребенка 7 месяцев к концу этого месяца развития. Чему он научится за месяц?
2) Особенности развития ребенка – что нужно знать каждой маме.
3) Перечень развивающих упражнений и игр для ребенка 7 месяцев по данному направлению развития.
В конце статьи Вы найдете стишки для проведения игр-показов с ребенком в семь месяцев.

Ребенку 7 месяцев: особенности развития, игры и упражнения

Первое направление.Физическое развитие ребенка в 7 месяцев.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

Ползает быстро во всех направлениях. Заползает по ступенькам на невысокую детскую горку.
Учится самостоятельно садиться.
Может поменять положение тела из положения сидя – например, после сидения лечь на животик.
Учится вставать у опоры, держась за перила кроватки или опираясь на сиденье кресла, стула, дивана. Если у ребенка получается встать у опоры, то может стоять у нее 1-1,5 минуты. Затем садится – опускается на колено, сгибает другую ногу и, опираясь, становится на четвереньки или садится.
Учится, держась за опору, делать приставной шаг вбок (один – два шага).

Какие физические упражнения полезны малышу?

В возрасте 7 месяцев для развития мышц брюшного пресса и формирования умения садиться очень полезно присаживание.
Когда ребенок учится садиться, он поворачивает голову в сторону игрушки из положения лежа на боку, после этого опираясь на руку садится.

Присаживание.

Упражнение 1. Присаживание. Малыш лежит на спине. Возьмите его за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побудите ребенка сесть. Повторите 2-3 раза.
Упражнение 2. Присаживание с поддержкой за одну руку. Ребенок лежит на спине. Зафиксируйте одной рукой его колени, а другой придерживайте за ручку, отведенную в сторону. Подтягивайте осторожно ребенка за руку и приговаривайте: «Садись, Сашенька!». Повторите 2 раза. Один раз за правую ручку, второй — за левую ручку.
Хорошо, если Вы заинтересуете малыша игрушкой в этом упражнении.
Сначала ребенок будет сидеть недолго, но затем освоит это новое для него движение.
Насильно усаживать ребенка нельзя, здесь нужно «идти за ним» и действовать с учетом его возможностей на данный момент времени.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, какие упражнения ему нужны и полезны, какая поза сидения правильная и неправильная — в статье

Игра для развития ползания для ребенка 7 месяцев.

В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Второе направление. Социально-эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка в 7 месяцев?

К концу месяца, т.е. к восьми месяцам у ребенка сложится эмоциональная привязанность к определенному взрослому. Обычно это мама или другой взрослый человек, который заботится о малыше. Эта привязанность очень необходима ребенку, поэтому очень нежелательно ее нарушать, отдавать ребенка в ясли или передавая няне. Привязанность означает, что у малыша может появиться наиболее любимый взрослый, и это нормально!

Привязанность к маме будет сформирована только в том случае, если мама выступает для ребенка интересным партнером по игре, если она поддерживает его инициативу.

Очень важно, чтобы взрослые, хваля малыша, подчеркивали, за что хвалят, за какие конкретные действия: «Вот как хорошо Анечка ротик открывает!», «Умница! Все шарики в коробочку положил!». Общей положительной оценки или ласки уже недостаточно, малыш тянется к деловому общению со взрослым. Для него важно, чтобы мама выразила удовольствие его конкретными действиями, поддержала его действия в окружающем мире, а не просто приласкала. Хотя ласка, конечно же, не отменяется! Но ее, просто уже становится мало для малыша! Ему надо идти дальше в своем развитии – к деловому сотрудничеству с мамой в интересной для него игре!

Всегда хвалите малыша, рассказывайте ему, что он «умница», «любимый», «молодец», «хороший». Этими словами и своим эмоциональным отношением и поддержкой Вы создадите атмосферу радостного делового сотрудничества, которая нужна ребенку в 7 месяцев и более старшим деткам.

Что умеет малыш в 7 месяцев к концу этого месяца:

Отзывается на настроение взрослых, реагирует на него. Веселится, если они веселы.
Интересуется другими детьми – наблюдает, смеется или лепечет.
Активно играет в игры-потешки: «Ладушки», «Ворону», «Прятки», «Ку-ку» и другие.
Проявляет чувствительность к похвале взрослого. Добивается внимания взрослых улыбкой или хныканьем.
Обнаруживает привязанность к близким взрослым, может выделять среди всех взрослых наиболее любимого.

Третье направление. Познавательно-речевое развитие ребенка в 7 месяцев.

1. Сенсорное развитие.

В возрасте 7 месяцев для ребенка очень важно деловое общение с мамой. Ему уже не хватает просто ласки и внимания, ему нужна мама, которая будет партнером по исследованию окружающего мира, которая покажет новые способы действия с предметами, которая будет знакомить с окружающим миром.

Что умеет ребенок:

Узнает предметы с разного расстояния и показанные под разным углом зрения.
Стремится обследовать предметы всеми способами.
Действует с множеством предметов, а не с одним – двумя как это было раньше. Может перекладывать предметы из руки в руку. В играх с предметами задействованы обе руки.
Познает «прямые и обратные действия». Например, складывает и раскладывает, надевает кольца на стержень и снимает их. В этих активных действиях складывается представление ребенка о себе как об активном, действующем человеке!
Действует с игрушками в зависимости от их свойств: шарики катает, кубики кладет друг на друга или стучит ими друг о друга, из ведерка выкладывает игрушки и кладет их обратно, открывает крышки коробочек, придвигает, сжимает, толкает, трясет, стучит, переворачивает и так далее.
По-разному берет предметы: большие предметы берет всей ладонью, а маленькие – щепотью.
Может заниматься с интересной игрушкой 3-6 минут, а вместе со взрослым до 8-10 минут.

2. Развитие речи.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

В семь месяцев ребенок может активно выполнять движения в разных потешках – сорока-ворона, ладушки, прятки, коза. Он может выполнять нужные разученные движения по слову. То есть, только услышит ребенок знакомые слова потешки в исполнении мамы, так сразу и начинает делать действие.
Малыш умеет выполнять действия по просьбе взрослого: дай, пей и т.д.

Малыш активно лепечет, повторяя разные слоги. Слоги повторяет громко, четко. Лепет очень активный, когда ребенок чем-то заинтересован.

Играет в переклички с мамой, повторяя за ней слоги. А мама повторяет за малышом его слоги. Так развивается и тренируется речевой аппарат.

На вопрос «Где…?» показывает пальчиком на нужный предмет. В более раннем возрасте в ответ на этот вопрос малыш показывал на предмет, поставленный в постоянное место. А теперь может показать пальчиком и на предмет, который был переставлен на другое место.

Ребенок может найти предмет среди других двух-трех знакомых предметов – в ответ на вопрос «Где…?» он смотрит в нужную сторону. Вопрос «Где…?» нужно задавать несколько раз, давая паузу 5 секунд.

Услышав свое имя, ребенок поворачивается к Вам, ползет к Вам.

Как провести развивающее речевое занятие-перекличку с ребенком 7 месяцев?

Чтобы переклички действительно развивали речь малыша, нужно знать, какие слоги и звуки уже говорит Ваш ребенок. Именно с этой «речевой базы» малыша и начинаются речевые занятия – переклички.

Во время перекличек ребенок должен видеть лицо мамы, слушать ее, следить за артикуляцией. А для этого нужно продумать место проведения переклички так, чтобы малышу было удобно смотреть на Вас, чтобы в его глаза не бил резкий свет.

Какой должна быть структура занятия-переклички с ребенком 7 месяцев

Ниже я даю структуру переклички, разработанную Л. Н. Павловой, кандидатом психологических наук, авторов многих книг и пособий по развитию детей раннего возраста. Такие мини-занятия желательно проводить ежедневно, чтобы у ребенка успешно формировались подготовительные речевые навыки.
Вводная часть. Наклонитесь над малышом, чтобы он сосредоточился на Вашем лице. Погладьте его, назовите по имени, протягивая гласные имени малыша: «ААааааанечка!» и произнося имя с разной интонацией: «Аааанечка? ААааанечка!». Затем сделайте паузу -15-20 секунд.

Часть 1. «Перекличка». Вы произносите звуки и слоги, которые уже говорит Ваш малыш. Затем делаете паузу 15-20 секунд. Если малыш откликнулся – повторил за Вами, повторите звуки еще раз за ним.
Часть 2. «Озвученная игрушка». Покажите звучащую игрушку, позвучите ей. Дайте возможность малышу сосредоточиться на звуке. Затем сделайте паузу 15-20 секунд.
Часть 3. Повторный показ игрушки. Покажите игровые действия с игрушкой, звукоподражания. Назовите игрушку.
Часть 4. Повторение первой части.
Часть 5. В заключение спойте песенку или расскажите стишок о показанной игрушке.

Полезно ли слушать сказки для маленьких с ребенком 7 месяцев?

С ребенком 7 месяцев уже можно слушать аудиозаписи сказок, но особенным образом. Если Вы просто поставите для малыша аудиозапись и уйдете из комнаты, то никакого развивающего результата не получите. Просто звучащая рядом речь не влияет на развитие речи самого ребенка.

А вот если Вы сядете рядом с малышом, будете увлеченно слушать сказку, то он начнет за Вами наблюдать. И Ваша увлеченность передастся и ему. Малыш начнет слушать то, что так сосредоточенно слушает мама.

Слушать можно 5 минут. И чем большее количество раз Вы прослушаете одну и ту же запись, тем больше радости будет переживать ребенок от узнавания знакомых ему звуков.

Во время прослушивания Вы можете шевелить губами, подговаривать-повторять слова. Это дополнительно привлечет внимание малыша.
А еще больший развивающий эффект будет, если Вы сказки будете рассказывать сами, с удовольствием, с разными выразительными интонациями! Именно рассказывать, а не читать по книжке. Не важно, что ребенок еще не говорит. Он учится вслушиваться в звуки речи!

Развивающие игры и упражнения с ребенком семи месяцев: подготовительный этап речевого развития

Игра 1. Показ игрушек и действий с ними.

Как провести игру-показ игрушки с ребенком в 7 месяцев?

Первая часть игры — занятия. Сначала привлеките ребенка к игрушке (подвигайте игрушку, назовите ее: «Вот зайчик. Зайчик прыгает: скок-скок-скок!». Если игрушка издает звуки, продемонстрируйте их малышу. Если малыш ползет к игрушке или хочет сесть, чтобы поиграть с ней, помогите ему.

Вторая часть игры-занятия. Пусть малыш сам подействует игрушкой, обследует ее со всех сторон. Как только интерес к игрушке падает, а действия с ней становятся однообразными, переходите к третьей части игрового занятия с игрушкой.

Третья часть игры – занятия. В третьей части сами покажите малышу разные сюжеты с игрушкой. Игрушка может спрятаться. Можно спеть песенку или рассказать стишок или потешку, сопровождая ее действиями с игрушкой. Можно и «потанцевать» с игрушкой.

Полезные советы по проведению развивающей игры — показа игрушки ребенку 7 месяцев:

Совет №1. В показе многократно четко повторяйте название игрушки, ее признаки, действия: «Вот петушок. Петушок красивый. Петушок поет: «Кукареку!». Или так: «Вот петушок ходит (показ действия). Нашел зернышки! Петушок клюет зернышки (показ действия)» А можно и по-другому: «Петушок поет (показ действия). Спрятался петушок. Где петушок? Нашла Анечка петушка и стала с ним плясать: ля-ля-ля, ля-ля-ля».

Совет № 2. В одной такой игре показывается и называется 1-2 действия. В следующей игре – следующие 1-2 новых действия.

Очень нужный совет № 3:). Для тех, кто не бросил читать эту длинную статью, а хочет узнать все нюансы и подробности! Для Вас я приготовила главный секрет, который обеспечит интерес малыша к занятиям и их результативность! Это ключ к успеху, и сейчас Вы узнаете, как увлечь малыша, и как гарантировать себе 100% успех!

Дело в том, что в возрасте 7 месяцев ребенок еще не может сознательно и произвольно сосредотачиваться на игрушке. Поэтому используются так называемые «ориентировочные реакции» То есть создается ситуация, когда малыш непроизвольно будет смотреть на игрушку.

Как создать такую ситуацию:

Эффект внезапного появления игрушки (из-под яркого платка, из яркого мешочка, из яркой коробки). Игрушку достают, называют, показывают 1-2 действия –и – внимание – это главное! – после этого снова убирают в коробку, под платочек или в яркий мешочек! Это очень важно! Игрушку надо спрятать! А затем вновь неожиданно достать и показать новое действие. И снова неожиданно ее убрать – убежала, спряталась игрушка.
Эффект контрастных действий и неожиданной смены действия. Например, сначала зайчик едет на лошадке, а потом вдруг – бух! Упал! Учтите, что яркие переживания приведут к тому, что в этот момент малыш не будет повторять нужных слогов за Вами, он будет весь в эмоциях. Так и должно быть! Лепетать – повторять слоги – малыш будет в перерывах между показами (когда Вы прячете игрушку и поете песенку).

Игра 2. Действия с игрушками по подражанию.

Например: выложить мячики, покатать их и положить в коробку. Или открыть сумочку, достать киску, закрыть сумочку.

Вы показываете действие, а малыш его повторяет или делает по-своему. Например, Вы складываете кубики в тележку, а он вынимает их обратно. Или Вы раскладываете шарики в две группы по цвету (желтые отдельно, синие отдельно), а малыш их опять смешивает. Именно в 7 месяцев ребенок осваивает противоположные действия (надеть-снять, поставить-сбросить), поэтому с радостью включится в подобную игру.

В игры с игрушками с ребенком 7 месяцев можно и нужно включать материалы с разной фактурой. Даже те же лоскутные мячики могут быть и бархатными, и ситцевыми, и фланелевыми, или на одном мячике сочетаются дольки из разных материалов. Это развивает тактильную чувствительность малыша.

Интересные игры с мячиком для игр и детей и стихи к ним разработаны Ф. Фребелем. С ними Вы можете познакомиться в статье

Как обучить ребенка новым действиям?

Обычно такое обучение происходит интуитивно само собою, ведь мама подстраивается под малыша. Но если говорить «по науке»:). то обучение малыша новому действию (дай…, покажи до свидания и т.п. проходит три этапа:

Первый этап. Новое действие называется взрослым и выполняется взрослым вместе с ребенком. Взрослый делает рукой ребенка нужное движение. Это называется «метод пассивных движений».
Второй этап. Вы действуете на глазах ребенка, побуждая малыша выполнить движение («метод показа со словом»).
Третий этап. Малыш делает действие по Вашему слову без показа («ладушки», «до свидания», «дай» и т.д.)

Игра 3. Игры с картинками.

В семь месяцев ребенок уже может найти знакомый ему предмет на картинке, то есть узнать в плоскостном изображении хорошо знакомый объемный предмет.

Игра 4. Игры для развития мелкой моторики.

Игры с игрушками для развития мелкой моторики и познавательного развития ребенка. Это игры с шарами, кубиками, конусами, кольцами, которые закреплены в гирлянду на ленту. Игры с развивающими книжками и развивающими ковриками. Игры с материалами с разной фактурой для развития тактильной чувствительности.

Игры для развития мелкой моторики Вы найдете в статье
Как сделать развивающую книжку для развития мелкой моторики, Вы узнаете из статьи

Игра 5. Учимся захватывать предметы двумя руками.

Дайте ребенку, держащему в руке одну игрушку, еще одну игрушку и помогите взять ее второй рукой.
В следующий раз помогите малышу научиться перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Можно поиграть в барабан сразу двумя руками. Дайте малышу две палочки или погремушки, которыми можно постукивать по столу. Ребенок будет с удовольствием стучать двумя руками.

Говорите в это время слова ритмичного стишка или потешки. Например:

Тили- бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.

Тук-тук, молотком,
Мы построим куклам дом.

Стихи для игр — показов игрушек с ребенком 7 месяцев.

Говорить тексты нужно как бы припевая, протягивая гласные звуки, ритмично, четко, внятно, в среднем темпе речи (не быстро)

Лошадка.

Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь, прокачу!
Цок, цок, цок, цок! (Т, Волгина).

Петушок.

— Кто проснулся рано? – Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там на боку?» (С. Прокофьева)

Погремушка.

Динь-динь, динь-динь-дооооон!
Всюду слышен перезвоооон!
Погремушечка, играй!
Нашу детку забавляй!

Барабан.

Любит барабанить,
Долго барабанить,
Долго барабааааанить,
Баааа-рааааа-баааан!

Кошка.

Киска к детям подошла,
Молочка просиииила.
Молочка просииииила,
МЯУ! Говорила.
Мяяяу, мяяяу, мяяяу (Н. Френкель).

Как у котика-кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глаааазки смеееелые!
Зууубки бееелые!

Зайчик.

Маленькие заааааиньки
Захотели бааааааиньки,
Захотели бааааа-иньки,
Потому что мааааааленьки!

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вооот – таааак, воооот-таааак,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Вооот-тааак, воооот-тааак,
Нужно лапочки погреть.

Бубен.

Поиграй нам, Аня, в бубен,
Мы в ладошки хлопать будем.
Поиграй нам, поиграй,
Маме бубен передай!

Собака.
Ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый его качает в ритм потешке и говорит:

Шла собака через мост,
Четыре лапки, пятый – хвост.
Если мост обваааааалится,
То собааааака сваааалится! (имитируем падение в ямку с колен)

Коза.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Кто кашу не ест,
Молока не пьет:
Забодаю, забодаю!

Голуби

Тииише, гуууули, не шумииите.
Мою деееетку не будиииите.
Не мешайте, гууууленьки,
Улетайте, гууууленьки!

Птичка.

Маааааленькая птииичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маааааленькой птичке
Зёрнышек я дам, дам, дам!
Села птичка на окошка,
Посиди еще немножко,
Подожди, не улетай,
Улетела, ай!

7 месяцев — уникальный период развития ребенка! Желаю Вам и Вашему малышу счастья, пусть он Вас радует! О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из следующих статей сайта «Родная тропинка».А в этом коротком 2-минутном видео в заключении статьи давайте вспомним все особенности развития малыша в 7 месяцев: