Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду.

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участи речи. Она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания.
С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память.
Предлагаемые вашему вниманию комплексы утренней гигиенической гимнастики-разминки, сопровождающиеся речитативами, рассчитаны на детей разного возраста и различных уровней речевого развития.

Логопедическая разминка №1

1. Делаем на месте два шага, остановиться, притопнув левой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши (повторить шесть – восемь раз).
Топ, топ!
Хлоп, хлоп!

2. Ходьба в полуприседе, руки на поясе (дети представляют себя котятами, спешащими к маме-кошке)
Тук, тук, тук, тук!
Моих пяток слышен стук,
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут.

3. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов).
Лед да лед, лед да лед,
А по льду пингвин идет.
Лед да лед, скользкий лед,
Но пингвин не упадет.

4. Ходьба на наружном своде стопы (дети – медвежата)
Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет,
Мишка хочет ягод сладких,
Да никак их не найдет.

5. Ходьба с высоким подниманием коленей (дети представляют себя лошадками)
Цок, цок! Конь живой,
С настоящей головой,
С настоящей гривой,
Вот какой красивый!

6. Прямой галоп (выполняя движение, дети щелкают языком)

7. Боковой галоп со сменой направления.

8. Бег с выносом прямых ног вперед. Бу-ра-ти-но

9. Марш со сменой направления по сигналу (все бодро идут под музыку)

10. Свободная ходьба с упражнениями на дыхание

Логопедическая разминка №2

1. Ходьба в колонне по одному (см. первую разминку).

2. Ходьба в полуприседе.
Чок, чок, чок, чок
Наступлю на каблучок (повторить шесть-восемь раз).

3. Ходьба с высоким подниманием колена, с хлопком по бедрам.
Возле дома во дворе
Петушок гуляет
И любимую свою
Песню распевает

4. Ходьба на носках с хлопками над головой.
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку (повторить четыре раза)

5. Прыжки с продвижением вперед, руки на пояс.
Скачут зайцы –
Прыг да скок –
На лесной опушке,
А у зайчиков торчат
Ушки на макушке.

6. Ходьба на внутреннем своде стопы.
Я, пингвин, не один,
Нас, пингвинов, стая.
Мы живем среди льдин
И не замерзаем.

7. Ходьба на наружном своде стопы.
Три медведя шли домой,
Папа был совсем большой,
Мама чуть поменьше ростом,
А сынок, малютка просто.

8. Легкий бег на носках (0,5 мин.)
Побежали наши дети
Все быстрей, все быстрей,
Не догонит косолапый…
Давайте, веселей!

9. Свободная ходьба.

Логопедическая разминка №3

1. Свободная ходьба.
На огород мы наш пойдем,
И овощей там наберем.
Дорога коротка, узка,
Идем, ступая, мы, с носка.

2. Ходьба в полуприседе.
Дождик, дождик, веселей,
Капа, капай, не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.

3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприседе.
И по бордюру мы пойдем
И приседаем мы на нем,
Потом обходим деревца
И пробежимся мы слегка.

4. Свободная ходьба.
А что в нынешнем году
В нашем выросло саду?
Все мы вам покажем,
Обо всем расскажем.

Логопедическая разминка №4 («Медвежата»)

1. Ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой.
Мы веселые ребята,
Наше имя – медвежата.
Любим лазать и метать,
Любим прыгать и играть.

2. Ходьба в глубоком приседе.
Мишка шел, шел, шел,
Землянику он нашел,
Он присел, попыхтел,
Землянику всю он съел.

3. Ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов.
Мишка шел, шел, шел,
К тихой речке он пришел,
Сделал полный порот,
Через речку пошел вброд.

4.
Мишка шел, шел, шел,
На лужайку он пришел,
Он попрыгал на лужайке
Быстро, ловко, словно зайка.

5. Легкий бег на носках (0.5 мин.)

6. Спокойная ходьба.

Логопедическая разминка №5

1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бедрам.
Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря, кря.

2. Легкий бег на носках.
Прилетел лохматый жук –
Жу, жу, жу, жу

3. Ходьба с перекатом с пятки на носок или ходьба на носках, руки назад.
Гуси шею выгибают –
Га, га, га, га.

4. Прыжки с продвижением вперед.
А лягушки на болоте
Ква, ква, ква, ква.

5. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе.
Едем, едем, на лошадке,
Цок, цок, цок, цок!
По дорожке гладкой, гладкой,
Цок, цок, цок, цок!
В гости нас звала принцесса,
Цок, цок, цок, цок!
Кушать пудинг сладкий, сладкий,
Цок, цок, цок, цок!

6. Бег с захлестом голени назад.
Бей, бей барабан,
Помоги солдату.
Если лопнет барабан,
Положу заплату.

7. Свободная ходьба под марш.

Т. ЯКУШИНА,
методист краевой СДЮШОР,
администрация Красноярского края

    Фонетическая ритмика гласных звуков от тихого к громкому: А, О, У, Ы, Э.

    Тянуть любой гласный звук максимально долго.

У пражнение по развитию речевого дыхания (физкультминутка)

«Петушок – золотой гребешок»

Петушок, петушок – золотой гребешок.

На окошечке сидел, песни петь он не хотел.

Пришёл бычок – петушок молчок.

Прибежала овечка – петушок ни словечка.

Пришла курица – а петушок всё хмурится да хмурится.

Петушок, петушок, выгляни в окошко, дадим тебе горошка. Ку-ка-ре-ку.

Упражнения на развитие силы и длительности ротового выдоха.
-Сдувание воздушной струёй лёгких предметов, затем более тяжёлых;
-задувание свечи холодной струёй на близком расстоянии, затем на дальнем;
-приведение во вращение ветряной мельницы холодной струёй на близком расстоянии, затем на дальнем;
-лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки в посуду с водой до бурления воды;
-надувание резиновых игрушек. При этом следует обратить внимание детей на то, сколько раз им нужно вдохнуть, чтобы надуть игрушку: чем меньше, тем совершеннее выдох;
-игра на свистящих игрушках (свирели, дудочке, рожке и т.д.).

Упражнения на развитие навыка направлять выдыхаемую струю воздуха через рот .
-Поплёвывание с зажатыми крыльями носа;
-лёгкое дутьё холодной струёй на ватку, полоску бумаги;
-лёгкое поддувание холодной струёй плавающих в воде объёмных целлюлозных игрушек;
-лёгкое поддувание холодной струёй бумажных фигурок, прикреплённых к деревянной стойке (бабочек, птиц, стрекоз, жучков, акробатов и т. д.);
-лёгкое направленное сдувание или поддувание предметов через соломинки или пластмассовые трубочки;
-лёгкое дутьё через пластмассовые трубочки в посуду с водой до разбрызгивания воды;
-пускание мыльных пузырей;
-вращение струёй выдыхаемого воздуха игрушечных ветряных мельниц, двигателей и т.п.

Упражнения на координацию выдоха и движений языка и челюсти.
-Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести длительный выдох;
-зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять заднюю часть спинки языка, широко открыть рот, произвести длительный выдох.

Упражнения и игры на силу и длительность выдоха.

Цветной дождик

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см.

Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

Карандаши-спортсмены

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Отрабатотка произношения гласных звуков и слогов.

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох :

    Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;

    Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;

    Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Учим короткие стихи. Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу. Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики Маятник

Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».

Водитель

Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя.

Хлопушка

Дети стоят на коленях, их руки опущены вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят руки и хлопают в ладоши, при этом громко сказав «Хлоп!»

Эти упражнения необходимо делать по 4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.

Например:

“Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?” и т.д.

(материл для использования музыкальным руководителем)

Организация физкультурно-оз­доровительных мероприятий и работа педагога с дошколь­никами с речевой патологией имеют свои особенности. Однако учебные планы педагогических заведений, осуществляющих подготовку руко­водителей физического воспитания дошкольных учреждений, не предус­матривают изучения проблем адап­тивной физической культуры. В ре­зультате педагогу коррекционного учреждения Для правильного пост­роения процесса физического вос­питания дошкольников с речевой па­тологией приходится самостоятель­но знакомиться с азами логопедии, дефектологии и социальной психо­логии.

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсив­ней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компо­нентов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей я мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи выра­батываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память. Предлагаемые вниманию читате­лей комплексы утренней гигиеничес­кой гимнастики-разминки, сопро­вождающиеся речитативами, рассчи­таны на детей разного возраста и раз­ личных уровней речевого развития.

Логопедическая разминка №1

1. Ходьба в колонне по одному: сделать два шага, остановиться, притопнуть ле­вой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши (повторить шестъ-восемь раз).

Топ, топ!

Хлоп, хлоп!

2. Ходьба в полуприседе, руки на поясе (дети представляют себя котятами, спе­шащими к маме-кошке).

Тук, тук, тук, тук!

Моих пяток слышен стук,

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

3. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов).

Лед да лед, лед да лед,

А по льду пингвин идет.

Лед да лед, скользкий лед,

Но пингвин не упадет.

4. Ходьба на наружном своде стопы (дети-медвежата).

Мишка, мишка косолапый,

Мишка по лесу идет,

Мишка хочет ягод сладких,

Да никак их не найдет.

5. Ходьба с высоким подниманием ко­леней (дети представляют себя лошад­ками).

Цок, цок! Конь живой,

С настоящей головой,

С настоящей гривой.

Вот какой красивый!

6. Прямой галоп (выполняя движения, дети щелкают языком).

7. Боковой галоп со сменой направле­ния.

8. Бег с выносом прямых ног вперед.

Бу-ра-ти-но...

9. Марш со сменой направления по сигналу (все бодро идут под музыку).

10. Свободная ходьба с упражнения­ми на дыхание.

Логопедическая разминка №2

1. Ходьба в колонне по одному (см.первую разминку).

2. Ходьба в полуприседе.

Чок, чок, чок, чок

Наступлю на каблучок (повторить шестъ-восемъ раз).

3. Ходьба с высоким подниманием ко­лена, с хлопком по бедрам.

Возле дома во дворе

Петушок гуляет

И любимую свою

Песню распевает.

4. Ходьба на носках с хлоп­ками над го­ловой.

Ку-ка-ре-ку,

Ку-ка-ре-ку (повторить че­тыре раза).

5. Прыжки с продвижением вперед, руки на по­яс.

Скачут зайцы –

Прыг да скок –

На лесной опушке,

А у зайчиков торчат

Ушки на макушке.

6. Ходьба на внутреннем своде сто­пы.

Я пингвин не один,

Нас, пингвинов, стая.

Мы живем среди льдин

И не замерзаем.

7. Ходьба на наружном своде стопы.

Три медведя шли домой,

Папа был совсем большой,

Мама чуть поменьше ростом,

А сынок малютка просто.

8. Легкий бег на носках (0,5 мин.).

Побежали наши дети

Все быстрее и быстрей,

Не догонит косолапый...

Ну, давайте веселей!

9- Свободная ходьба.

Логопедическая разминка №3

1. Свободная ходьба.

На огород мы наш пойдем

И овощей там наберем.

Дорога коротка, узка,

Идем, ступая, мы, с носка.

2. Ходьба в полуприседе.

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприседе.

И по бордюру мы пойдем,

И приседаем мы на нем,

Потом обходим деревца

И пробежимся мы слегка.

4. Свободная ходьба.

А что в нынешнем году

В нашем выросло саду?

Все мы вам покажем,

Обо всем расскажем.

Логопедическая разминка №4 («Медвежата»)

1. Ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой.

Мы веселые ребята,

Наше имя - медвежата.

Любим лазать и метать,

Любим прыгать и играть.

1. Ходьба в глубоком приседе.

Мишка шел, шел, шел,

Землянику он нашел.

Он присел, попыхтел,

Землянику всю он съел.

3. Ходьба с высоким подниманием бе­дра, поворотом на З60 градусов.

Мишка шел, шел, шел,

К тихой речке он пришел,

Сделал полный поворот,

Через речку пошел в брод.

4. Прыжки с продвижением вперед.

Мишка шел, шел, шел,

На лужайку он пришел,

Он попрыгал на лужайке

Быстро, ловко, словно зайка.

5.Легкий бег на носках (0,5 мин.).

6. Спокойная ходьба.

Логопедическая разминка № 5

1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бе­драм.

Вышли уточки на луг –

Кря, кря, кря, кря.

2. Легкий бег на носках.

Прилетел лохматый жук –

Жу, жу, жу, жу.

3. Ходьба с перекатом с пятки на но­сок или ходьба на носках, руки назад.

Гуси шею выгибают –

Га, га, га, га.

3. Прыжки с продвижением вперед.

А лягушки на болоте -

Ква, ква, ква.

5. Ходьба с высоким подниманием бе­дра, руки на поясе.

Едем, едем на лошадке,

Цок, цок, цок, цок!

По дорожке гладкой, гладкой,

Цок, цок, цок, цок!

В гости нас звала принцесса,

Цок, цок, цок, цок!

Кушать пудинг сладкий, сладкий,

Цок, цок, цок, цок!

4. Бег с захлестам голени назад.

Бей, бей, барабан,

Помоги солдату.

Если лопнет барабан,

Положу заплату.

7. Свободная ходьба под марш.

Лексическая тема «Домашние птицы», «Рыбы

Логоритмика

Индюк. Ходит по двору индюк

(Шаги на месте)

Среди уток и подруг

Вдруг увидел он грача

(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

(Потопать ногами)

Крыльями захлопал

(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар

(Руки на поясе)

Или медный самовар

(Сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою

(Помотать головой, приговаривая «бала - бала - бала», как индюк)

Понесся стрелою.

(Бег на месте)

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

У меня в аквариуме

Золотая рыбка,

Я смотрю на рыбку,

Говорю с улыбкой: «Может, ты — волшебная,

Может, не простая,

Раз зовут тебя все люди

Рыбка золотая?»

Хвостиком колышет,

Смотрит не мигая,

Ничего не отвечает

Рыбка золотая.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка озорница,

Мы хотим тебя поймать

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох. Лексическая тема «Зимующие птицы»

Логоритмика

Поскорей, поскорей

Прилетай к нам, воробей!

Тебе на дорожке

Мы насыплем крошки.

Прыг-прыг-прыг,

Чири-чирик.

Воробей наш не велик.

Прыгает, летает.

Устали не знает.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук ро¬бота или Буратино. Текст произносят, скандировано и четко.

Упражнение по развитию мелкой моторики

Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горох, мелкие камушки по одному в другую емкость. Можно то же самое проделать другой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцем, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем.

Снегирь, и сорока, и клест, и синица -

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по - прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”, которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Лексическая тема «Осень»

Логоритмика

По небу облака плывут,

Вот козочка, вот с щупальцами спрут,

А вот кудрявая овечка...

Все отразились в быстрой речке.

И тишину не нарушая,

Плывут вперед, забот не зная,

Спрут, козочка, овечка, слон,

Похожие на осенний сон.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре

Упражнение по развитию мелкой моторики "Прогулка"

(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).

Пошли пальчики гулять,

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

А вторые - догонять,

(ритмичные движения по столу указательных пальцев).

Третьи пальчики - бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе).

А четвертые - пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).

И в конце пути упал.

(стук кулаками по поверхности стола).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА

Вырастим большими.

Минуты тишины.

Дети по своей природе эмоциональны, подвижны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои желания и порывы. Для читающих детей взрослый выставляет карточку со словом «тишина» и ожидает выполнения написанного призыва. Тихим голосом, доходящим до шепота, взрослый обращает внимание детей на правильную позу, на дыхание с закрытым ртом, на положение рук, ног. Дети тихо сидят одну минуту. Можно предложить им в это время прислушаться к звукам, доносящимся с улицы. Дети обычно бывают удивлены тому обилию звуков, которые они слышат во время «минуты тишины» и на которые они не обращали внимания в обстановке городского шума. «Минуты тишины» являются не только физическим отдыхом для нервной системы, но и хорошей гимнастикой волевых центров

Лексическая тема «Фрукты»

Логоритмика

НА ТРОПИНКЕ

Вприпрыжку бегут по тропинке

Маринка, Каринка, Иринка.

В руках у подружек корзинки,

В корзинках — немного малинки.

И будет у них к воскресенью

Малиновое варенье.

Пусть гости приходят

И пьют с наслажденьем

С вареньем малиновый чай.

Имитировать бег по дорожке, движения рук дирижера.

Упражнение по развитию мелкой моторики

Раз купили мы арбуз,

Он хороший был на вкус.

(Соединить кончики пальцев, образуя шар.)

А еще купили дыню -

Сразу съели половину.

(Соединить кончики пальцев, образуя овал)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА

Подуй на свечку.

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

Лексическая тема «Грибы. Деревья»

Логоритмика

ЗА ГРИБАМИ

Вырос у дорожки

Гриб на тонкой ножке.

Рома мимо шел,

Грибок не нашел,

Миша мимо шел,

Грибок не нашел,

Пробежал Антошка,

Гриб — в его лукошке.

Аня мимо шла,

Грибок не нашла.

Зато у Ани Малина в стакане.

А у Мишки В кармане шишки.

Упражнение по развитию мелкой моторики

"У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета"

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Дыхательные упражнения

Спускай воздух.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.

Лексическая тема «Перелетные птицы»

Логоритмика

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает: —

Топай правою ногой,

Потом левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

Встать. Согнуть ногу в колене, вытянуть вперед и только затем поставить на землю. Вытянуть руки в стороны и ходить с поднятой головой.

Упражнение по развитию мелкой моторики

"Пальчики - головка,

Крылышки - ладошка"

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Филин "Сидит филин на суку

И кричит бу - бу - бу - бу"

Дыхательные упражнения

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.

Лексическая тема «Откуда хлеб пришел?»

Логоритмика

У БАБУШКИ

За столом сижу у бабушки,

Ем медовые оладушки,

И журчит, как ручеек,

Ее тихий говорок.

Называет меня бабушка

Так забавно — Василек.

Подливает в кружку глиняную

Из малины киселек.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре

Упражнение по развитию мелкой моторики

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку

А для милой мамочки испеку два пряничка

Кушай, кушай мамочка

Вкусные два пряничка

Я ребяток позову

Пирожками угощу.

Дыхательные упражнения

Вырастим большими.

На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

Лексическая тема «Игрушки»

Логоритмика

Подарили мне игрушки,

Мишку, зайку и Петрушку,

Посажу друзей я в холле

И начну готовить к школе.

Дам мозаику я зайке,

А Петрушке — балалайку,

Почитаю мишке книжку.

В первый класс идут детишки!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

Упражнение по развитию мелкой моторики

Есть у нас игрушка:

Это - погремушка,

Это - толстый мишка,

Это - чудо-книжка,

Это - неваляшка,

Это - кукла Машка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова проверять!

Дыхательные упражнения

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.

Лексическая тема

«Транспорт»

Логоритмика

По шоссе бегут машины,

В темноте шуршат их шины,

Огоньки и там и тут,

В дальний путь они зовут.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

Упражнение по развитию мелкой моторики

"Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки"

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

"Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка"

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Дыхательные упражнения

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно

Лексическая тема «Зима»

Логоритмика

СНЕЖИНКИ

Кружатся, кружатся снежинки,

Как белые перья ложатся в перинки,

Перинки, подушки лежат на опушке.

И зайца следы — как петельки,

Украсили эти постельки.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре

Упражнение по развитию мелкой моторики

"Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи"

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу).Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Дыхательные упражнения

"Снегопад".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "снежки" из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

Лексическая тема «Насекомые»

Логоритмика

Что ты делаешь, жучок?

Строю я домишко!

Что плетешь ты, паучок?

Плету гамачишко!

В маленьком домишке

Будет жить жучок.

И качаться в гамачке

Резвый паучок.

Ты о чем жужжишь, жучок?

О своем домишке.

Как просторно стало в нем

Деточкам-жучишкам!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

Упражнение по развитию мелкой моторики

"Осы любят сладкое, к сладкому летят.

И укусят осы, если захотят"

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

"Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит"

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Дыхательные упражнения

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Материал подготовлен Самойловой Екатериной Александровной, учителем-логопедом ГБОУ СОШ с.Хворостянка структурное подразделение «Детский сад «Колосок»»


Комплекс упражнений 1

Динамическое упражнение «Праздник в лесу…»

Дети и родители берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями.

Праздник осенью в лесу - И светло, и весело.

Вот какие украшения Осень здесь развесила.

Дыхательное упражнение «Ветер и листья».

Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания. Родители делают массаж своему ребенку.

Тили-тили-тили-бом! Сбил сосну Зайчишка лбом!

Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.

Жалко мне Зайчишку, Носит Зайка шишку.

Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.

Поскорее сбегай в лес, Сделай Заиньке компресс.

Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.

Подвижная игра «Догонялки»

Дети встают в круг, в центре - «ежик». Дети идут хороводом под песню «Маленький ежик» в одну сторону, «ежик» двигается противоходом. После окончания песни дети хлопают в ладоши и говорят:

Раз, два, три - Ребятишек догони!

Дети разбегаются, «ежик» старается их запятнать.

Упражнение на развитие моторики «Водичка»

Водичка, водичка, (двумя руками сделать чашечку)

Умой мое личико. (ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели, (дотрагиваться до глазок по очереди)

Чтобы щечки краснели, (тереть щечки)

Улыбался роток (улыбаться)

И кусался зубок (постучать зубками).

Комплекс упражнений 2

Динамическое упражнение на развитие чувства ритма

Ти-ти-ти - куда же нам пойти?

Хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию.

Ать-ать-ать - в лес отправимся гулять.

Шлепки ладонями по коленям.

Ать-ать-ать - будем прыгать и скакать.

Перетопы ногами.

Дыхательное упражнение «Ветер и листья»

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

Дети рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями

Хлоп, хлоп, хлоп! Три хлопка в ладоши.

Топ, топ, топ! Три притопа.

А под елкой черный кот. Поочередно выставлять руки вперед плавными движениями.

Под елку он залез поспать. Присесть, положив сложенные ладошки под щеку.

Нам мешает танцевать. Погрозить пальцем.

Подвижная игра «Найди пару»

Под веселую музыку дети и родители двигаются врассыпную. На более подвижную музыку дети и родители встают в пары и кружатся.

Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания.

Комплекс упражнений 3

Динамическое упражнение «Прогулка»

Раз-два-три, раз-два-три - По дорожке мы пошли.

Шаг марша.

Петлять тропинка начала Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, Головушку подняв.

Ходьба «змейкой».

Вот мы кочки увидали, Через них мы прыгать стали.

Прыжки с продвижением вперед.

Впереди течет ручей, Подходите поскорей.

Ходьба на носках, руки - в стороны.

Руки в стороны расставим, Переходить его мы станем.

Лес осенний увидали И к нему все побежали.

Бег по кругу.

Посмотрела на бегу. Кто пасется на лугу.

Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо.

Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно.

Разевает птенчик рот - Маму, маму он зовет.

Массаж тела «Лягушата»

Родители помогают детям в выполнении движений, соответствующих тексту:

Лягушата встали, потянулись И друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, Спинки-тростинки.

Ножками затопали, Ручками захлопали.

Постучим ладошкой По ручкам мы немножко.

А потом, потом, потом Грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там, И немного по бокам.

Хлопают ладошки Нас уже по ножкам.

Погладили ладошки. И ручки, и ножки.

Лягушата скажут: «Ква!

Прыгать весело, друзья!»

Комплекс упражнений 4

Мы идем: та-та-та.

Обычная ходьба.

Мы поем: ля-ля-ля.

Ходьба на носках.

Мы едем: ту-ту-ту.

Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях

(Мы кричим: ау-ау. Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту. «паровоз» ).

Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Хобот слоненка»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2) Упражнение «Пастушок»

Вы как пастушки будете играть на дудочке, чтобы коровка не потерялась.

Я на дудочке играю: «У-у-у, у-у-у!»

Всех коровок собираю: «У-у-у, у-у-у!»

Вы идите все за мной: «У-у-у, у-у-у!»

Скоро мы придём домой: «У-у-у, у-у-у!»

3) Упражнение «Кто лучше сделает дудочку!»

При показе картинки дудочки дети вытягивают губки, при показе изображения барабана «играют» на барабане (пальчиками).

Массаж кистей рук «Мышка»

Мышка маленькая в норке Тихо грызла хлеба корку.

Поскрести ногтями по коленям.

«Хрум, хрум!» - Что за шум?

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Это мышка в норке Хлебные ест корки.

Потереть ладони друг о друга.

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать.

Сжимать и разжимать кулачки. Листья березы,

Листья рябины, Листики тополя,

Листья осины, Листики дуба.

Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец

Мы соберем, М аме осенний б укет отнесем.

Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.

Комплекс упражнений 5

Динамическое упражнение «Мы идем та-та-та…»

Хором. Мы идем: та-та-та.

Обычная ходьба.

Мы поем: ля-ля-ля.

Ходьба на носках.

Мы едем: ту-ту-ту.

Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях («паровоз»).

Мы кричим: ау-ау.

Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.

Пальчиковая игра «Капуста»

Мы капусту режем, режем,

Движения прямыми ладошками вверх-вниз.

Мы морковку трем, трем,

Потереть кулачок о кулачок.

Мы капусту солим, солим,

Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем.

Мы капусту жмем, жмем.

Сжимать и разжимать кулачки.

Огородная семейка,

В танец, в танец поскорей-ка.

Ритмическое упражнение «Капли»

Капля - раз! Капля - два!

Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.

Капли медленно сперва. Стали капли ударять,

Капля каплю догонять. А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Массаж спины «Дождь»

Дети садятся спиной к родителям, которые выполняют движения:

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Постукивание пальчиками.

Только мой братишка в луже

Поглаживание спины ладошками.

Ловит рыбу нам на ужин.

Подвижная игра «Прогулка и дождик»

На 1-ю часть музыки дети свободно гуляют по залу, на 2-ю - пляшут, включая в танец знакомые плясовые движения, на 3-ю - прячутся под большим зонтом, который держит воспитатель.

Комплекс упражнений 6

Динамическое упражнение (на координацию речи и движения)

Раз, два, три - выросли цветы.

Медленно вставать из положения сидя.

К солнцу потянулись высоко, высоко!

Поднять вверх руки, потянуться.

Цветам тепло и хорошо!

Обмахивать лицо руками.

Дыхательное упражнение «Воздушный шар»

Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая «воздушный шар». Во время выдоха ребенок произносит звук «ф-ф-ф» и скрещивает руки на плечах.

Пальчиковая игра «Кулачок»

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Роложу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

ТУК-ТУК - Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

Да-да-да. (три хлопка в ладоши) -

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) -

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

Логопедическая гимнастика

Раз-два-три-четыре-пять

Будем с Рыжиком гулять!

Раз-два-три-четыре

Рот откроем мы пошире. широко раскрыть рот;

Пожевали, жевательные движения;

Постучали постучать зубами;

И с котенком побежали. движение языком вперед-назад;

Кот снежинки ртом ловил, ловить ртом воображаемые снежинки;

Влево, вправо он ходил. движение языком вправо-влево;

Скучно Рыжику, ребятки,

Поиграем с ним мы в прятки. закрыть ладошками глаза, спрятаться.

Подвижная игра «Веселый мячик»

Дети встают в круг. Они по кругу передают мяч друг другу.

Ты катись, веселый мячик,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

Тот сейчас станцует нам!

Ребенок, у которого остался мячик, выходит в центр круга и танцует, остальные дети хлопают в ладоши.

Комплекс упражнений 7

Динамическое упражнение «Сапожки»

(выполнение движений по тексту)

Папа в сапожищах: Топ-топ-топ!

Мамочка в сапожках: Шлёп-шлёп.

А я, детка, крошка, в маленьких сапожках

Быстро по дорожке: топ-топ-топ-топ!

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Хобот у слонёнка»

«Хобот у слонёнка длинный и большой, посмотрите, дети, может, вот такой?»

2) Упражнение «Надуть щеки».

Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки.

На зеленой хрупкой ножке

Ритмическое упражнение «Ежик и барабан»

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум!

На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям.

Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами..Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!

Массаж лица

Родители делают массаж своему ребенку.

Носик, носик!

Провести кулачками по крыльям носа (4 раза).

Где ты, носик? Лобик, лобик! Где ты, лобик?

Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам (4 раза).

Щечка, шечка! Пальцами погладить щеки сверху вниз (4 раза).

Где ты, щечка? Будет чистенькая дочка.

Погладить ладонями шею. Будут чистенький сынок

Растереть ладошками уши. И котенок-малышок.

Потереть ладони ребенка друг о друга.

Педагог спрашивает, дети отвечают, показывая:

Лапки мыли? Мыли!

Ушки мыли? Мыли!

Хвостик мыли? Мыли! Всё помыли.

И теперь мы чистые, котики пушистые.

Упражнение на координацию движения и речи

Здравствуй, Васька-козел, Поклониться, положив ладонь на грудь.

Если в гости пришел! Покачать головой.

Угощайся травкой, Протянуть ладони вперед.

Да смотри, не чавкай! (Я. Аким)

Погрозить пальцем.

Подвижная игра «Кот и мыши»

Мышки в норочках сидят, Мышки в щелочки глядят.

«Кот» сидит на стуле в углу зала, «мыши» закрывают ладонями лицо и подсматривают, выглядывая из-за них .

Ой, как много мышек тут, Коготками пол скребут.

«Скребут» ноготками пол . Тише, мыши, серый кот!

Он вас всех подстережет! Грозят друг другу пальцем.

Серый кот гулять пошел, И мышат он не нашел.

«Кот» важно гуляет по залу, «мышки» сидят, не шевелясь.

Только котик засыпает, Мышки сразу выбегают.

«Кот» садится на свое место, «мыши» бегают на носочках по всему залу. С окончанием музыки «кот» их старается поймать.

Комплекс упражнений 8

Динамическое упражнение

По извилистой дорожке К речке синей мы пошли.

Идут друг за другом, ступая по следам, нашитым на дорожке.

Постарайтесь так пройти, Чтоб с дорожки не сойти.

Как лисички мы пойдем, Аккуратненько пройдем.

Ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы.

Вдруг из воды высунулась рыбка

Легкий бег на носках, покачивая перед собой соединенными ладошками.

И поплыла по воде быстро-быстро.

Рыбка плавает в воде,

Мы резвимся на траве.

Дыхательное упражнение «Шарик»

Надувала кошка шар, А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой - топ! А у кошки шарик - лоп!

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох. Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло. Посмотреть глазами вправо - влево, вверх - вниз.

Солнышко тучки-летучки считало: Серые тучки, черные тучки.

Легких - две штучки, Тяжелых - три штучки. Тучки попрятались, тучек не стало.

Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе вовсю засияло. Поморгать глазками.

Продавало солнышко на веселой ярмарке Платья разноцветные, яркие-преяркие.

Приходил на ярмарку веселый народ. Побывал на ярмарке весь огород.

Логопедическая гимнастика

1)Упражнение «Сытый хомячок»

Надуть обе щеки

2)Упражнение «Мишка хочет спать».

(ребенок укладывает Мишку, произносит «Бай!!!)

Напоили мишку чаем,

А теперь его качаем,

Спать пора, засыпай.

«Бай-бай-бай!»

3)Упражнение «Ладушки»

Поиграйте в ладушки, проговаривая потешку и одновременно выполняя движения руками. Звук А произносите четко и громко.

Ой, ладушки, ладушки, Испекли оладушки,

На окно поставили (поверните руки ладонями вверх),

Остывать заставили (подуйте на ладони).

Ритмическая игра «Молоточки»

Туки-ток, туки-ток! - Ударять кулаком о кулак четвертями.

Так стучит молоток. Туки-туки-туки-точки! -

Восьмыми стучать кулачками по бедрам.

Застучали молоточки.

Игра-импровизация «Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу под песню:

Ровным кругом, друг за другом Мы идем за рядом ряд.

Всё, что гномик нам покажет, Будем дружно повторять!»

Один ребенок-гномик движется внутри круга противоходом.

С окончанием пения он показывает любые движения, а дети повторяют.

Комплекс упражнений 9

Динамические упражнения на координацию движений

Мы на карусели сели.

Дети встают в пары с родителями. Взявшись за руки, кружатся.

Завертелись карусели. Пересели на качели,

Вверх летели,Взявшись за руки, один стоит, другой приседает, потом - наоборот.

Вниз летели.А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет,

Взявшись за руки, качаются вправо-влево, вперед-назад.

Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем,

Изображают, сидя на полу, как «гребут веслами».

Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка.

Встают прыжком. Мы на берег прыгнем ловко

И поскачем по лужайке, Скачут на двух ногах.

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

2) Упражнение «Лошадка».

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

3) Упражнение «Птичий двор»

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Ритмическая игра «Метелица»

Метелица, метелица, Снег по полю стелется.

Дети врассыпную двигаются по залу, делая плавные движения руками перед собой.

Кто кружится, вертится, Кружатся.

Тот заметелится. Приседают на последний слог.

Массаж пальцев «Рукавицы» (Массаж детям выполняют родители)

Вяжет бабушка Лисица Всем лисятам рукавицы:

Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.

Для лисенка Саши, Для лисички Маши,

Для лисенка Коли, Для лисички Оли,

Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки).

А маленькие рукавички Для Наташеньки-лисички.

В рукавичках - да-да-да! - Потереть ладони друг о друга.

Не замерзнем никогда! - А у нас есть валенки, -

Отвечали Заиньки. - Что нам вьюга да метель?..

Хочешь, Мишенька, примерь.

Подвижная игра «Гора - дерево - кочка»

Дети бегают врассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями. Когда педагог говорит: «Кочка!» - дети приседают («утка устала, присела отдохнуть на кочку»); «Дерево!» - замирают, подняв вверх руки; «Гора!» - встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.

Комплекс упражнений 10

Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер»

Дети выполняют движения, указанные в тексте песни.

1.Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка

Улыбнись скорее! кланяются друг другу

И сегодня весь день «пружинка»

Будет веселее. поднимают ручки вверх

2.Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту

Носик И щечки.

Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому

Как в саду цветочки! плечу поочередно

3.Разотрем ладошки движения по тексту

Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее!

4.Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, Будьте все здоровы! разводят руки в стороны

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Тропинка». Дети берутся за руки и за ведущим идут «змейкой».

2) Упражнение «Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)

3) Упражнение для стимуляции движений нижней челюсти «Птенчик»: откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку шепотным произнесением звука «а» на твердой атаке.

Ритмическое упражнение «Едет поезд»

Дети топающим шагом двигаются по залу, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. Руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.

Возвращается наш поезд.

Машинист в нем - Дед Мороз.

Много он зверюшек разных

В детский садик наш привез.

Массаж пальцев «Орешник».

Наклонил орешник ветки -

Родители делают массаж ребенку, поглаживая ладонью кисти рук.

Дарит всем зверям орешки.

Круговые движения собранными вместе кончиками пальцев правой руки ребенка по его левой ладони.

Вот орешек для бельчонка, Вот орешек для мышонка,

Поочередное массирование каждого пальца левой руки, начиная с большого.

Вот орешек хомячку, Вот орех бурундучку.

И орешек для меня Приготовил он, друзья!

Потирание ладоней ребенка друг о друга. При повторении также массировать пальцы правой руки.

Подвижная игра «Цыплята и кот»

«Кот» стоит в стороне. Дети - «цыплята» идут за «курочками» под песню:

Курочки, курочки, курочки рябые

По двору идут, Маленьких, маленьких, маленьких цыпляток

За собой ведут. - Вы не убегайте далеко!

Зернышки ищите, ко-ко-ко!

Дети расходятся по всему залу и «ищут и клюют зернышки» . Потом мамы - «курочки» говорят:

Вдруг откуда не возьмись, Кот злой появись!

«Цыплята» прячутся под «крыло» к мамам, «кот» старается их поймать.

Комплекс упражнений 11

Динамические упражнения «Гости»

Всех зовем на новоселье!Начинается веселье.

Кукла Маша услыхала

Подскоки.

Самой первой прибежала. Вот шагают петушки

Ходьба с высоким подъемом колена.

Золотые гребешки. А матрешки,

Топающий шаг.

Куклы-крошки, Ручками захлопали, Ножками затопали.

А веселые Петрушки Взяли в руки погремушки, Погремушки вверх подняли,

Очень весело плясали.

Дыхательное упражнение «Пузыри»

Эй, мышонок, посмотри,

Звать к себе, помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

Синий, красный, голубой.

Перед тем, как назвать каждый цвет, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.

Выбирай себе любой! -

Логоритмическая гимнастика

1)Упражнение «Подуем на варенье». Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.

2)Упражнение «Вкусное варенье» (для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

Подвижная игра «День - ночь»

По сигналу «День!» - дети бегут врассыпную по залу, подражая движениям мышат, птиц, бабочек; на слово «Ночь!» - замирают.

Массаж «На полянке разноцветной»

Родители помогают ребенку делать массаж.

На полянке разноцветной

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. хлопают в ладоши,

Расплясались наши детки! хлопают по ладошкам партнера,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Наши щечки хороши. растирают щечки круговыми движениями,

Хороши, хороши.

Веселятся малыши. растирают щечки друг друга,

Малыши, малыши

Мы погладим носик, поглаживают свой нос,

Носик, свой носик.

И дружка курносик. поглаживают носики друг друга,

Носик-курносик.

По плечам пошлепаем. шлепают ладошками по плечам,

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп.

По спине похлопаем. обнимают друга, шлепают ладошками по спине.

Вот так вот!

Комплекс упражнений 12

Динамические упражнения

Во сыром бору елонька,

Встать прямо, прямые и жесткие руки внизу чуть развести в стороны.

Под елонькой травонька.

Наклонившись и расставив ноги пошире, «гладить травку» из стороны в сторону.

На травоньке тропонька,

По тропоньке идет Катенька,

Взяться за руки, образуя круг, и двигаться хороводным шагом.

По ельничкам, по березничкам,

Топающий шаг по кругу.

По часту леску, по орешнику.

Пальчиковая игра «Птичка»

Птичка, птичка, На тебе водички

«Звать» птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой.

Спрыгни с веточки ко мне, Дам я зернышки тебе.

«Сыпать корм» одной рукой на ладошку другой.

Клю-клю-клю...

Стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах.

Игра на развитие моторики «Зайчик»

На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки. (имитировать мыть