Кто создал хк цска василий сталин. Гибель команды ввс - novaj_volna — livejournal

В небе под Свердловском

Гибель хоккейной команды ВВС

Хоккейная команда ВВС (Москва) была любимым детищем Василия Сталина и считалась одной из сильнейших в стране. Но особенно большие перспективы появились у команды в самом начале 50-х, когда туда перешел Всеволод Бобров. «Летчикам» стало вполне по плечу бороться за чемпионское звание, однако на их пути к «золотым» медалям встали непредвиденные обстоятельства.

7 января 1950 года команда ВВС на самолете «Дуглас» СИ-47 вылетела в Челябинск на очередную календарную игру. Вместе с шестью членами экипажа и двумя сопровождающими на борту самолета было 11 хоккеистов: Харий Меллупс, Николай Исаев, Роберт Шульманис, Евгений Воронин, Борис Бочарников, Юрий Жибуртович, Василий Володин, Александр Моисеев, Зденек Зикмунд, Юрий Тарасов, Иван Новиков (трое последних перешли в ВВС из «Спартака» всей тройкой). Однако самолет до цели так и не долетел. В аэропорту Кольцово под Свердловском из-за плохих погодных условий «Дуглас» никак не мог выйти на второй радиомаяк и шесть раз пытался совершить посадку, но в итоге во время очередного захода у него не хватило тяги, и он рухнул на краю летного поля. Все находившиеся на борту самолета люди погибли.

Стоит отметить, что несколько лучших игроков ВВС только по счастливой случайности остались в Москве. Например, Бобров и Виктор Шувалов. Первый не успел оформить документы о переходе, опоздал к вылету и ехал поездом (по другой версии – кстати, самой распространенной – накануне вылета он просто загулял), второго Сталин посчитал неэтичным выставлять в игре против челябинского «Дзержинца», откуда он недавно перешел в ВВС.

Вот как вспоминают об этой трагедии ее непосредственные свидетели.

Н. Пучков (вратарь): «За мной прислали машину, привезли на „Сокол“, там был штаб Василия Сталина. В комнате увидел Шувалова, Чаплинского, Стриганова, Афонькина, еще кого-то, собрали всех, кто оставался в Москве, даже тех, кто кончил или собирался кончить играть. Нам всем было приказано тут же выехать в Челябинск. Календарные игры чемпионата продолжались. В Свердловске пошли в ангар, где лежали погибшие. Были все: родители, жены. Приехали из Москвы Анатолий Тарасов, Владимир Никаноров, Михаил Орехов – цээсковцы. Земля, все перемешано, тела прошиты металлом. Блеснул новенький погон, майорский, Бориса Бочарникова, звание только-только присвоили…»

В. Шувалов: «Погибших было 19 человек, но останки положили в 20 гробах, наглухо закрытых, потом поставили их на 10 „студебеккеров“, захоронили. Теперь там, близ аэродрома Кольцово, обелиск. Когда приходилось бывать в Свердловске, всегда приносили туда цветы. Вспоминаю, какой ужас пережили мои родители. Ведь они думали, что я разбился вместе с командой, не верили телеграммам, которые слал из Москвы. Пока не увидели меня на перроне вокзала в Челябинске, пока не пощупали руками – цел, жив, невредим! – все не верили. И немудрено: никаких официальных сообщений ведь так и не последовало, имена не были названы…»

Официальная комиссия, которая была назначена для выяснения обстоятельств гибели самолета, с порога отмела версию о недостаточной квалификации экипажа. Согласно ее заключению, командир майор Зубов был опытнейшим боевым летчиком, да и все остальные члены экипажа обладали не меньшим опытом, чем он (экипаж входил в дивизию Грачева, которая обслуживала членов правительства). Что же тогда послужило причиной трагедии? Высказывались две версии. Согласно первой, самолет держал курс на два радиомаяка, расположенных один за другим. Однако по роковому стечению обстоятельств экипажу удалось выйти только на первый радиомаяк. С земли им командовали: выходите на ангары. Так продолжалось шесть кругов. На седьмом «Дуглас» попытался выполнить команду с земли, но обороты были уже потеряны. Зубов включил форсаж, но было поздно – не хватило тяги. После этого самолет лег на крыло, перевернулся и врезался в землю.

Вторая версия выглядела иначе. По ней выходило, что, заходя на посадку, экипаж врубил мощные прожекторы. Но пелена метели дала внезапный отблеск, который экипаж принял за пламя. Всем показалось, что самолет загорелся, и люди бросились в хвостовую часть. «Дуглас» потерял управление и рухнул.

Тем временем, несмотря на постигшую команду ВВС трагедию, чемпионат страны по хоккею продолжался. Василий Сталин был слишком честолюбив, чтобы позволить команде даже после такой потери опустить руки, поэтому он уговорил оставшихся в живых игроков продолжать первенство. И команда «летчиков» совершила чудо – заняла 4-е место. А год спустя, вновь набрав силу и мощь, ВВС вернули себе чемпионский титул. Василий был на вершине счастья. Назвав своих игроков «сталинскими соколами», он тут же поручил начальнику команды Дмитрию Теплякову записать все личные просьбы хоккеистов. После этого кто-то получил квартиру, кто-то – очередное воинское звание, кто-то – машину. Бобров к тому времени был уже «упакован» – имел и машину, и роскошную квартиру в «доме ВВС» на Соколе.

Вспоминает В. Тихонов: «Каким человеком был Василий Сталин? Судить не берусь. Рассказываю только о том, что помню, что было тогда. Я был, в сущности, мальчишкой и ни во что особенно не вникал. Безусловно лишь одно. Он был крайне нетерпим к возражениям.

Даже Всеволод Михайлович Бобров, которого Василий Сталин буквально боготворил, не осмеливался ему возражать. Да это было и бессмысленно. Сейчас, задним числом, думаю, что у Василия Сталина не было того, что принято называть чувством меры. Вероятно, бесконтрольность, к которой он привыкал годами, развратила его. Мог подарить, сняв с руки, золотые часы (так он отметил фантастическую игру Всеволода Михайловича в матче против команды города Калинина, когда Бобров забросил шесть шайб), а мог и неожиданно несправедливо и даже грубо обрушить упреки…»

Об этом же слова А. Белаковского: «Василий Сталин был очень импульсивным человеком. Даже Боброву как-то дал по морде. Меня дважды снимал с должности и восстанавливал (в 1950 году Бобров переманил Белаковского в ВВС с Дальнего Востока. – Ф. Р. ). Часто принимал решение по первому звонку: «Белаковский – сволочь, его надо убрать». – «Уволить!» Потом новая информация: «Да нет, он хороший парень!» – «Да идите вы на три буквы, – вскипал Василий Иосифович, – отменить приказ!»

В 1952 году хоккейная команда ВВС вновь завоевала чемпионский титул и выиграла Кубок СССР. Тройка нападения «летчиков» – Е. Бабич, В. Шувалов, В. Бобров – вновь стала самой результативной.

Из книги Звездные трагедии автора Раззаков Федор

В небе под Свердловском Гибель хоккейной команды ВВС Хоккейная команда ВВС (Москва) была любимым детищем Василия Сталина и считалась одной из сильнейших в стране. Но особенно большие перспективы появились у команды в самом начале 50-х, когда туда перешел Всеволод Бобров.

Из книги Карьера менеджера автора Якокка Ли

Из книги Моя Игра автора Орр Бобби

Из книги Принцип Касперского [Телохранитель Интернета] автора Дорофеев Владислав Юрьевич

Глава 25 Мастер команды 16 июля 2010 года, пятница. Тринадцатый день рождения компании «Лаборатория Касперского». Яхт-клуб на берегу Клязьминского водохранилища. На входе тщательный фейс-контроль и проверка приглашений в виде гибких браслетов на запястье, полученных еще

Из книги Стив Джобс. Уроки лидерства автора Саймон Вильям Л

Из книги Воспоминания адъютанта Паулюса автора Адам Вильгельм

«Команды по учету» и «нефтяные бригады» Еще одно происшествие заставило меня призадуматься. Примерно в это же время в наш штаб прибыло много офицеров и солдат. Они именовали себя «командой по учету». А это что еще такое? Объяснение дал нам обер-квартирмейстер армии:

Из книги Банкир в XX веке. Мемуары автора

СОЗДАНИЕ КОМАНДЫ Я часто думаю, что одним из наилучших решений, которое мы когда-либо приняли в банке, было приглашение Алана Лэфли на должность главы отдела кадров. Алан сыграл ключевую роль в том, чтобы помочь изменить культуру банка. Билл и я впервые встретили Алана в 1974

Из книги Жены шахматных королей автора Гик Евгений Яковлевич

Из книги Победивший судьбу. Виталий Абалаков и его команда. автора Кизель Владимир Александрович

Судьбы команды Но землю, с которою вместе мёрз, Вовек разлюбить нельзя. В. Маяковский Команды больше не было, осталась кучка друзей, но то, что вело нас в горы наше видение и восприятие гор, стремление к ним? оставалось, и мы так или иначе с ними не расставались.Сухая

Из книги Мятежный батальон автора Басин Кирилл Борисович

Из книги Валерий Харламов. Легенда № 17 автора Раззаков Федор

ДВА ЗАЛПА УЧЕБНОЙ КОМАНДЫ В воскресенье 9 января 1905 года уже с подъема в казармах царило необычайное оживление. Подразделения спешно к чему-то готовились. До нас дошло, что на Дворцовой площади собирается какая-то толпа и для наведения порядка туда посылают учебную

Из книги Как это было… К истории Компартии РСФСР – КПРФ автора Осадчий Иван Павлович

КОНЕЦ ВЕЛИКОЙ ХОККЕЙНОЙ ТРОЙКИ Спустя полтора месяца после провала в Лейк-Плэсиде советская сборная отправилась на 1-й розыгрыш Кубка Швеции. В нем участвовали пять сборных команд: СССР, Швеции, ЧССР, Финляндии и Канады. Харламовское трио отправилось туда в измененном

Из книги Хоккей. Родоначальники и новички автора Тарасов Анатолий Владимирович

Формирование коммунистической команды Начну с того, что расскажу о том, как в рядах нашей команды, в качестве представителей, оказались два виднейших ее участника: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РСФСР, крупнейший специалист в области прав человека

Из книги Анатолий Тарасов автора Горбунов А.

Из книги После меня – продолжение… автора Онгор Акин

Глава четвертая ВО ГЛАВЕ КОМАНДЫ ВВС Вскоре после войны выдающийся советский специалист Борис Андреевич Аркадьев порекомендовал Тарасова в тренеры вновь созданного футбольного клуба ВВС. Созданного, надо сказать, на базе команды авиационного училища, где перед войной

Из книги автора

Формирование команды топ-менеджеров Думаю, было бы полезно рассказать о вошедших в нашу команду топ-менеджерах и охарактеризовать их…Когда я начал работать в Garanti, шел 1987 г. и я был вице-президентом банка. Я отвечал за разработку корпоративного маркетинга. До этого

Эта катастрофа случилась в 1950-м году. 5 января при заходе на высадку в Свердловске (сейчас Екатеринбург) разбился самолет Ли-2. Погибло 13 человек (хоккеисты, доктор, массажист) из команды ВВС – Иван Новиков, Евгений Воронин, Василий Володин, Зденек Зигмунд, Юрий Тарасов, Гарри Мелупс, Роберт Шульманис, Юрий Жибуртович, Виктор Исаев, Александр Моисеев, Гальперин, Галкин, Борис Бочарников.

Погибли также 6 членов экипажа (командир майор Зотов). «Хозяином» разбившейся команды был командующий ВВС Столичного округа генерал-лейтенант, всевластный Василий Сталин. Василий страстно и деспотично обожал спорт. Он организовал команды «летчиков» фактически во всех игровых видах спорта и требовал от игроков лишь побед. Если б не это, доходящее до бреда, сталинское желание побеждать, команда не погибла бы, она поехала бы на выезд в Челябинск, как традиционно в те времена, поездом. Перед новейшей, толком не обкатанной, командой стояла сложнейшая задачка – стать фаворитом СССР, потому новейший играющий тренер, великолепный защитник тех времен Борис Бочарников желал потренироваться несколько излишних дней в Челябинске (а не трястись это время в поезде) и попросил у «шефа» самолет. Летать самолетом на соревнования в те годы было запрещено – слишком недешево, но кто мог запретить Василию Сталину, он самолет отдал. Самолет вылетел ранешным днем в нехорошую для полетов погоду, которая около Урала стала нелетной, диспетчер приказал лететь на Свердловск, да и тут оказалась нехорошая видимость да к тому же метель. Самолет 6 раз входил на высадку, но в итоге Ли-2 упал на землю.

Василий, опасаясь гнева отца, решил трагедию скрыть. Сталин с отпрыском был строг, и за гибель самолета из авиаполка особенного назначения, по головке бы точно не погладил. Фактически за день Василию удалось собрать новейшую команду, при этом, некие хоккеисты были с фамилиями погибших игроков. Игра свершилась! Великий вождь о данной катастрофе так никогда не вызнал. Газеты в комментариях об игре упоминали фамилии только трёх игроков, сохранившихся от старенького состава, которые по различным причинам не полетели тем злополучным рейсом – это Всеволод Бобров (он опоздал), Александр Виноградов (был дисквалифицирован за драку в прошлом туре), Виктор Шувалов (лишь что перебежал в ВВС из Челябинска и потому не желали травмировать челябинских болельщиков). Виктора Шувалова поначалу тоже посчитали погибшим. Как и до этого, вышел играться Жибуртович, но при всем этом не указывались его имя и инициалы, так как за ВВС сейчас играл брат погибшего, Павел. Заместо нападающего Александра Моисеева стал играться его однофамилец Анатолий Моисеев. В команду ВВС в течение суток возвратились, ранее из нее ушедшие, Эрик Чаплинский, Александр Стриганов, Александр Афонькин, пригласили и неких новичков. Совместно с Виноградовым и Шуваловым их посадили в поезд и выслали в Челябинск(Бобров выехал ранее) .

Игра была незабываемой. В Челябинске ходили слухи о катастрофе. Переполненные трибуны жарко болели не за владельцев поля, а за гостей – команду ВВС. Все соображали, что летчики играют не только лишь за себя, да и за погибших товарищей. Бобров в том матче играл виртуозно, и, к всеобщему ликованию, команда ВВС одолела со счетом 8:3.

Наш известный хоккеист Всеволод Бобров, за некоторое количество дней до катастрофы перешедший в команду ВВС, не умер чудом.Версии, что он загулял в ресторане либо, что самовольно поехал поездом, т.к. боялся летать, не соответствуют реальности. Боброва выручил его Ангел Хранитель. По другому не разъяснить, почему не захотел звонить надежный и проверенный будильник? Бобров прибежал на летное поле, когда самолет уже взлетал. Перед взлетом Бочарников долго ожидал Боброва, не дождался, и выслал на его поиски админа Н.А. Кольчугина с приказом хоть какой ценой разыскать его и высадить в поезд. Так будильник Боброва выручил жизнь к тому же админа команды.

Сезон 1949-1950 года команда ВВС окончила на 4-м месте, а потом три сезона попорядку была первой.

Юрий Чашин http://chash24.blogspot.com

5 января 1950 года при заходе на посадку в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет Ли-2. Погибли 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, а также 6 членов экипажа.

Зимой 1946 года стартовал первый чемпионат СССР по хоккею с шайбой. Команда ВВС, чей костяк составили спортсмены одного из московских военных училищ, сразу заявила о себе в полный голос. Ее первый тренер — молодой Анатолий Тарасов; чуть позже на этом посту его сменил Коротков. К осени 1949 года команда летчиков значительно окрепла, ее состав усилился за счет игроков московского и рижского «Динамо». Теперь любая осечка ВВС воспринималась ее покровителями весьма болезненно.

После того как Коротков вернулся в Академию имени Жуковского, хоккеистов ВВС возглавил Матвей Гольдин, известный в довоенное время игрок в русский хоккей, фанатик спорта. Однако он недолго продержался у руля команды. Гольдина освободили от тренерских обязанностей за несколько дней до вылета хоккеистов ВВС на матчи в Челябинск и Свердловск. Произошло это при следующих обстоятельствах. Летчики проиграли в принципиальном поединке с «Динамо». У победителей блистал Василий Трофимов, начинавший заниматься русским хоккеем в Болшевской трудкоммуне, где до войны работал тренером Гольдин. Когда после игры команды направлялись в раздевалку, Матвей Иосифович сказал Трофимову: «Что ж, поздравляю, Василек! Отлично сыграл». Гольдин не заметил, что позади шел безмерно расстроенный проигрышем один из покровителей команды ВВС. Услышав слова Гольдина, он пришел в ярость: «Ах, так! Ты наших врагов поздравляешь?!» В тот же день тренера сняли.

Не поехали на Урал и два ведущих игрока ВВС — Шувалов и Виноградов. Виктор Шувалов вырос в Челябинске, первые послевоенные годы выступал за местный «Трактор», и его переезд в Москву уральские болельщики сочли предательством. Поэтому командующий лично распорядился Шувалова на Урал не брать, дабы, как он выразился, «не дразнить гусей». Что же касается Александра Виноградова, то его дисквалифицировали на две игры за нападение на вратаря. К тому же на тренировке перед отъездом на Урал он получил легкую травму. И еще одно важное обстоятельство: команда ВВС едет на Урал поездом!

Однако новый играющий тренер, Борис Бочарников, настоял на том, чтобы лететь самолетом. По профессии инженер, человек очень умный и образованный, Бочарников — одержимый спортсмен, честный и справедливый. Возглавив ВВС, он не желал терять ни одного тренировочного дня, а поезд на Урал в то время шел почти трое суток. В результате по настоянию тренера хоккейной команде выделили для чартерного рейса самолет Ли-2.

5 января 1950 года самолет с хоккеистами ВВС на борту поднялся в воздух с Центрального аэродрома Москвы и взял курс на Свердловск (ныне Екатеринбург).

Полет проходил нормально, но при заходе на посадку на аэродром Кольцово произошла трагедия.

Как рассказывали авиаторы, метеоусловия в районе аэродрома были крайне неблагоприятными — сильная метель, с резкими порывами ветра. Командир Ли-2 майор Зотов сделал два захода на посадку, но это не спасло — самолет врезался в землю, экипаж и пассажиры погибли.

Расследование катастрофы поручили Ф.Ф. Прокопенко, служившему в управлении боевой подготовки Московского военного округа.

По мнению Прокопенко, катастрофа произошла из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Во-первых, сказались сложные метеоусловия в районе Среднего Урала, из-за чего ряд аэродромов закрыли и все самолеты направлялись на аэродром Кольцово. Но и здесь погода на пределе метеоминимума. Во-вторых, в полной мере проявились негативные последствия ведомственного подхода: местные диспетчеры заводили на посадку в первую очередь «свои», пассажирские самолеты. Чтобы военный Ли-2 не создавал помех этим «бортам», его отправили в зону ожидания, на верхние эшелоны. Ожидание длилось довольно долго; за это время стемнело, сохранялась интенсивная болтанка, на борту пассажиры стали проявлять беспокойство, да и экипаж занервничал. Хоккеисты сбились в хвост, что для такого небольшого самолета создавало определенные проблемы в пилотировании.

В нескольких километрах от аэродрома Кольцово находилась другая, плохо оборудованная полоса аэродрома Арамиль, имевшая свой радиопривод с частотами, близкими к частотам аэродрома Кольцово, и с близким курсом захода на посадку. На него-то ошибочно и настроился штурман Ли-2. Майор Зотов, опытный летчик, проходя этот привод, посадочную полосу не обнаружил; ушел на второй круг. Вновь снизившись, включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством.

На месте катастрофы нашли искореженную груду металла, а также несколько пар хоккейных коньков с чудовищно изогнутыми лезвиями. По сломанному пополам серебряному рублю 20-х годов опознали врача команды Гальперина. Он всегда носил с собой этот талисман, который, увы, не спас его от смерти. В одном из кусков самолетной обшивки сохранилась колода игральных карт: Борис Бочарников — завзятый преферансист.

Вместе с Бочарниковым погибли несколько великолепных хоккеистов. Их имена сохранились не только на обелиске, установленном близ Свердловского аэродрома Кольцово, но также в истории отечественного хоккея.

Иван Новиков, очень быстрый, напористый и техничный крайний нападающий. Чех Зденек Зигмунд, честный, открытый парень, которого особенно любили в команде. Младший брат Анатолия Тарасова — Юрий, участник войны, которого в спортивном мире нарекли Багратионом за портретное сходство со знаменитым полководцем. Два рижанина: вратарь сборной команды СССР Гарри Меллупс и защитник Роберт Шульманис, который еще в буржуазной Латвии выступал за знаменитую команду «Все звезды Балтики», — элегантный игрок, обладавший сильнейшим броском.

Юрий Жибуртович уже имел звание капитана и учился на третьем курсе Военно-воздушной академии имени Жуковского. В свои 29 лет он говорил, что играет последний сезон. Жил Юрий в одном из домов за стадионом «Динамо», неподалеку от Центрального аэродрома. Жибуртович опаздывал на этот злополучный рейс — такое, впрочем, с ним случалось часто, его даже звали «копушником». Чтобы успеть на самолет, хоккеист изо всех сил припустил бегом через Петровский парк и на сей раз, хотя и взмыленный, прибыл вовремя.

Погибли в авиакатастрофе также второй вратарь ВВС Виктор Исаев, нападающий Александр Моисеев, врач команды Гальперин и массажист Галкин.

Вместе с командой собирался лететь и знаменитый Всеволод Бобров, но его не оказалось в самолете. Как и почему — этот вопрос долгое время вызывал споры, пока — совершенно случайно — все окончательно не прояснилось.

До этого широкое распространение получила версия, что Бобров опоздал к самолету из-за банального застолья. Независимо друг от друга некоторые деятели литературы, артисты, военные, работники торговли и общепита клялись и божились, что Боброва спасли именно они. Мол, засиделись с Севкой в ресторане, а когда спохватились, самолет уже улетел. Рассказы похожи один на другой, менялись только названия ресторанов.

Очень многие, даже в спортивном мире, утверждали, что Бобров все же примчался на аэродром, но через пять минут после того, как самолет ушел в небо. Анатолий Владимирович Тарасов вспоминал поведанную кем-то историю, что Бобров якобы даже бежал за катившим по бетонке самолетом. «Если бы его увидели из иллюминаторов, то, конечно, прекратили бы рулежку», — считает Тарасов.

Андрей Васильевич Старовойтов, в прошлом игрок хоккейной команды ЦДКА, а затем один из лучших советских хоккейных арбитров, рассказывает, что Бобров все-таки явился на аэродром вовремя. Но до матчей на Урале оставалось еще несколько дней, поэтому Всеволод спросил у Бочарникова: «Зачем мы так рано летим?» Бочарников ответил: «Будем там тренироваться». Бобров лишь пожал плечами: «Кто не умеет играть, тот пусть тренируется, а я поеду поездом». И ушел. Правда, рассказывая об этом эпизоде, Старовойтов добавлял, что сам он на аэродроме не был и говорит с чужих слов.

Гораздо более правдоподобно выглядит версия Виктора Шувалова и Александра Виноградова. Дело в том, что как раз в это время Бобров переходил из команды ЦДКА в команду ВВС — он еще не сыграл за летчиков ни одного матча. И поэтому, как утверждает Шувалов, Всеволод вообще не намеревался 5 января лететь на Урал, потому, что не успел сдать администратору армейской команды свое хоккейное снаряжение. Ему предстояло рассчитаться со старым клубом, а вечером выехать в Свердловск на поезде. Виноградов добавляет, что Всеволод еще не оформил документы на переход в ВВС. Поскольку до матчей на Урале оставалось время, Бобров собирался уладить все административно-хозяйственные дела, связанные с переходом в новый клуб.

И, тем не менее, даже Шувалов и Виноградов не правы: Бобров все-таки должен был лететь в разбившемся самолете.

Но когда существует уже несколько версий, где гарантия, что еще одна единственно верная? Такая гарантия существует: все, что произошло с ним в день 5 января 1950 года, однажды рассказал сам Всеволод Бобров. В 1953 году он решил написать книгу мемуаров, — увы, его хватило лишь на двенадцать страниц. Но свою рукопись Всеволод Михайлович начал именно с описания того, как чудом избежал авиационной катастрофы, в которой разбилась команда ВВС.

Об этих двенадцати страничках, написанных Бобровым, забыли все, в том числе он сам. Но, как ни парадоксально, все они сохранились! Спустя три десятилетия появилась возможность узнать, что произошло с Всеволодом Бобровым 5 января 1950 года, из текста, написанного самим спортсменом, а это документ неоспоримый. Впрочем, сначала нелишне с помощью конкретных фактов опровергнуть расхожие версии, известные ранее. Что касается ресторанных застолий, которые якобы спасли жизнь Боброву, то здесь вопрос ясен: самолет улетел из Москвы в 6 часов утра, и никаких опозданий, связанных с дружескими обедами или ужинами, просто быть не могло. Не подтверждается и версия, что Бобров не успел оформить свой переход в команду ВВС: этот переход состоялся еще до Нового года. Всеволод уже имел право выступать за команду ВВС, а значит, ему предстояло лететь в ее составе на Урал.

Но что, же произошло на самом деле? Всеволод Михайлович в набросках мемуаров, названных «Капитан олимпийских команд», свидетельствует: «То, о чем я сейчас собираюсь рассказать, для меня настолько странно и необычно, а события настолько тягостны, что, когда я об этом вспоминаю, то, что произошло много лет назад, стоит перед моими глазами настолько отчетливо и живо, будто это было несколько дней назад. Перед самым Новым годом подписан приказ о моем переводе в ВВС МВО. Новый коллектив, новые товарищи, среди которых много выдающихся хоккеистов, — все это интересно, но с особенным интересом я ждал первых игр в новом коллективе. Через несколько дней после Нового года я вместе со своей командой должен вылететь на Урал, в Свердловск и Челябинск: там предстояли очередные игры на первенство СССР по хоккею.

Вылет назначен на 6 часов утра. Как сейчас помню, придя, домой, я завел будильник, поставив его на 4 часа утра. И еще, кроме того, сказал своему младшему брату Борису, чтобы он, услышав звон будильника, разбудил меня. Но, проснувшись в 7-м часу утра, я увидел, что будильник остановился еще ночью, а братишка сладко спит. Проспал! А ребята, наверное, улетели. Что же теперь делать? И как бы в ответ на это кто-то отчаянно стал звонить в квартиру. Это был администратор хоккейной команды Н.А. Кольчугин.

— Михалыч, спишь?

— Проспал, Николай Александрович. Как теперь быть-то?

— Ну что ж делать? Поедем вечером поездом. Ты уж будь дома, а я побегу за билетами! С вокзала позвоню тебе.

«Да, подумал я, нехорошо получилось, и с будильником что-то стряслось».

Борис Михайлович Бобров, много лет, проработавший в Министерстве внешней торговли СССР, добавляет к этому описанию следующее: «Всеволод пришел домой примерно в десять часов вечера, и около одиннадцати мы улеглись. Наши кровати стояли рядом, а в головах — тумбочка с будильником. Будильник старый, проверенный и надежный, никогда раньше не отказывал. Всеволод его завел и передал мне, а я, хорошо помню, когда ставил его на прикроватную тумбу, еще раз на него взглянул и приложил к уху — на всякий случай, по привычке. Все в порядке! Почему он остановился ночью и не зазвонил — одному Богу известно!»

Не зазвонивший будильник спас жизнь и Кольчугину. Он уже сидел в самолете, когда ему приказали передать чековые книжки, подотчетные деньги, а также другие командировочные документы Бочарникову и отправиться на поиски Боброва, причем разыскать его любой ценой. Задерживать вылет не стали: погода неустойчивая, аэродром может закрыться.

Вечером того же дня Бобров и Кольчугин благополучно сели в поезд и выехали в Челябинск.

Когда поезд стоял в Куйбышеве, по вокзальному радио объявили: «Майора Боброва просят немедленно зайти в военную комендатуру». Там, в комендатуре, Всеволоду и сообщили о гибели команды ВВС в авиационной катастрофе.

Хоронили погибших торжественно, с подобающими воинскими почестями и салютом. Над братской могилой воздвигли обелиск. Каждый раз, когда Всеволод Бобров приезжал в Свердловск, он первым делом отправлялся на кладбище около Кольцовского аэропорта, умудряясь даже в зимнюю стужу доставать где-то живые цветы.

О катастрофе и погибших хоккеистах ни в печати, ни по радио не сообщалось. Оно и понятно: трагедия произошла через две с половиной недели после 70-летия Сталина. Его сын Василий, командующий ВВС МВО, первым в отечественном спорте завел традицию устраивать для подопечных футболистов и хоккеистов чартерные рейсы. Опасаясь реакции отца и возможного расследования причин катастрофы, которое могло выявить факт использования машины из авиаполка особого назначения, неоднократно выполнявшей правительственные задания и совершенно не предназначенной для перевозки любимой команды генерала авиации, Василий Сталин решил буквально за сутки сколотить новую команду ВВС. В газетах стали упоминать фамилии лишь трех игроков, сохранившихся от старого состава, которые по разным причинам не полетели тем злополучным рейсом. Как и прежде, упоминался Жибуртович, но при этом не указывались его имя или инициалы, поскольку за ВВС теперь играл брат погибшего Павел, будущий чемпион мира и Европы. Сталин, никогда не вмешивавшийся в дела Василия, об этой катастрофе так никогда и не узнал.

Между тем первенство СССР по хоккею с шайбой продолжалось, и матчи ВВС на Урале должны были состояться. В команду ВВС вернулись Арик Чаплинский, Александр Стриганов, Александр Афонькин, пригласили и некоторых новичков. Вместе с Виноградовым и Шуваловым их посадили в поезд и отправили в Челябинск, где предстояло провести первую игру.

Она была незабываемой. В Челябинске знали о катастрофе. Переполненные трибуны горячо болели не за хозяев поля, а за гостей — за команду ВВС. Все понимали, что летчики играют не только за себя, но и за погибших товарищей. Всеволод Бобров в том матче играл виртуозно, и, к всеобщему ликованию, команда ВВС победила со счетом 8: 3.

Среди московских болельщиков ходили самые невероятные слухи о том, что произошло в Свердловске. Естественно, все с колоссальным нетерпением ждали первой игры команды ВВС на стадионе «Динамо».

И вот этот первый матч на «Динамо» состоялся. Но, как ни странно, он не только не принес болельщикам полной ясности, а, наоборот, лишь подогрел споры. Дело в том, что рядом с Бобровым, Шуваловым и Виноградовым играл теперь брат Юрия Жибуртовича — Павел Жибуртович. А, кроме того, в команду временно пригласили хоккеиста Анатолия Моисеева, по прозвищу Блоха. Поскольку диктор, объявляя составы команд, называл только фамилии — без имен, а половина фамилий оказалась болельщикам знакомой по привычному составу ВВС, то многие в тот день решили, что катастрофа в Свердловске всего лишь слухи.

Но когда объявили, что новым играющим тренером команды ВВС назначен Всеволод Бобров, все прояснилось окончательно.

Тот сезон летчики доигрывали всего лишь двумя пятерками хоккеистов, и команде Всеволода Боброва не хватило всего лишь одного очка, чтобы стать бронзовым призером чемпионата.

Спортсмены летают часто - на соревнования, сборы, тренировки. А представители командных видов спорта еще и совершают перелеты все вместе. Поэтому многочисленные случаи из истории современного спорта, когда в авиакатастрофе погибала целая спортивная команда, статистически вполне объяснимы. Но это ничуть не умаляет боли родных, друзей и болельщиков. Сегодня мы вспоминаем самые трагические авиакатастрофы в истории спорта.

Гибель ярославского "Локомотива"

Ярославский "Локомотив" не добивался особых успехов на протяжении десятилетия, с тех пор, как бывший главный тренер Владимир Вуйтек в 2003 году ушел из команды, получив более выгодное предложение от экс-соперников - казанского "Ак Барса". Это,однако, не мешало команде начинать каждый сезон с полной отдачей. В начале сезона 2011-12 годов команда намеревалась следовать тем же курсом, будучи членом Континентальной хоккейной лиги. Но 7 сентября 2011 года во время полета в Минск на первую игру сезона практически вся команда погибла в авиакатастрофе. Самолет ЯК-42, на котором летел ярославский "Локомотив", разбился через считанные секунды после взлета из ярославского аэропорта "Туношна". Одним из звездных игроков команды был Александр Галимов, усилиями которого в матчах преддверия сезона команда одержала семь побед при двух поражениях. Именно Галимов забил последнюю шайбу в играх "Локомотива" перед авиакатастрофой. Галимов остался жив при крушении, но скончался в больнице пять дней спустя. Остальные игроки, а также тренеры и технический состав команды погибли на месте, как и остальные пассажиры и члены экипажа, за исключением инженера экипажа Александра Сизова. Причиной катастрофы была признана ошибка экипажа, который, как выяснилось, не был достаточно подготовлен для полетов на машинах этого типа.

Авиакатастрофа, изменившая рестлинг

Эта авиакатастрофа привела к серьезным ранениям для участников и завершила две карьеры. Однако если бы ранения тех, кто выжил, оказались серьезнее, вся спортивно-развлекательная индустрия изменилась бы до неузнаваемости. На борту частного самолета Cessna-310, направлявшегося 4 сентября 1975 года из Шарлотта в Уилмингтон, Северная Каролина, находились промоутер Дэвид Крокет и четверо рестлеров - Мистер Рестлинг II, Бобби Брюджес, Джонни Валентайн и Рик Флэр. Катастрофа самолета стала следствием ошибки экипажа, неправильно рассчитавшего количество топлива. Как признавались выжившие, когда самолет стал падать, они были уверены, что это конец. Однако в результате катастрофы погиб только пилот, скончавшийся от полученных травм два месяца спустя. Валентайн был парализован, и его карьера завершилась. Брюджес также ушел из спорта, хоть и сохранив способность ходить. Почему же эта катастрофа могла изменить лицо индустрии? Дело в том, что Флэр и Валентайн, по легенде, были "плохими парнями", враждовавшими с Мистером Рестлингом, и индустрия долгое время пыталась скрыть правду о катастрофе, никому не говоря об участии Мистера Рестлинга в том полете. Он и сам, к счастью, сумел поддержать легенду прикрытия - оставшись живы и здоровым, Мистер Рестнлинг вышел на ринг всего две недели спустя после аварии.

Авиакатастрофа "Гранд Торино"

Итальянский, а может, и мировой футбол, не знал команды, обладавшей столь бесспорным превосходством над соперниками, как "Гранд Торино" - такое прозвище получила в 1940-е команда итальянского футбольного клуба "Торино". Команда завоевала подряд пять национальных кубков и продолжала побеждать, пока авиакатастрофа 4 мая 1949-го не унесла жизни 18 игроков и 13 сотрудников команды. "Гранд Торино" была командой, подобранной штучно: владелец клуба "Торино" Ферруцио Ново был одним из первых специалистов в мире спорта, поставивших поиск талантов на профессиональную основу.
Клуб "Торино" завоевывал чемпионские титулы с 1941 года и вплоть до 1949-го, за исключением 1945-45 г.г., когда национальный чемпионат не проводился. В чемпионате 1949-го они тоже считались бесспорными фаворитами до дня авиакатастрофы, случившейся во время возвращения футболистов с товарищеской игры в Лиссабоне. Причиной аварии стала ошибка пилота, потерявшего управление в плохих погодных условиях. Национальная футбольная федерация, в итоге, решила наградить команду чемпионским титулом 1949 года в знак высшей справедливости: ведь, не случись той злосчастной аварии, команда его бесспорно получила бы.

Авиакатастрофа "Малышей Басби" в Мюнхене

"Малыши Басби", пришедшие в большой футбол из юношеской школы воспитанники главного тренера "Манчестер Юнайтедс" Мэтта Басби, были очень юными - им всем было едва за двадцать. Тем не менее, воспитанники молодежной команды "Манчестера", с детских лет игравшие вместе, были сплоченным профессиональным коллективом, и после прихода в основной состав выиграли чемпионат Англии дважды - в сезоне 1955-56 и 1956-57 годов. Фанаты обожали их не только за одаренность, но и за то, что все они были воспитанниками клуба, а не игроками, купленными в других клубах, что в то время как раз входило в моду. Увы, их успех прервала авиакатастрофа в Мюнхене 6 февраля 1958 года, в которой погибло восемь ключевых игроков команды, а еще двое были серьезно травмированы. Самолет, пытавшийся взлететь во время метели, с трудом оторвался от земли и вскоре рухнул. Катастрофа произвела столь удручающее впечатление на британцев, что даже королева высказала личные соболезнования не только родным и друзьям погибших, но и народу Англии в целом.

Гибель в авиакатастрофе американской сборной по фигурному катанию

В 1961 году фигуное катание в США было на пике популярности. Лидер национальной сборной по фигурному катанию, Лоуренс Оуэн, даже появилась в преддверии чемпионата мира по фигурному катанию в Праге на обложке популярнейшего журнала Sports Illustrated. Через два дня после того, как номер журнала увидел свет, Оуэн и остальные члены национальной сборной трагически погибли в авиакатастрофе в Брюсселе. Самолет, доставивший фигуристов в Европу, взорвался при нештатной посадке. Все 72 пассажира, включая спортсменов сборной и членов их семей, погибли мгновенно. Единственным выжившим оказался пес, летевший в багажном отделении. Мир фигурного катания был потрясен. Чемпионат мира в Праге был отменен после новостей о катастрофе, а американцы были настолько шокированы, что надолго потеряли интерес к фигурному катанию, подорванный дурными воспоминаниями. Даже президент Кеннеди был потрясен настолько, что со словами соболезнования перед народом выступил от его имени брат, сенатор Роберт Кеннеди.

Гибель "Сильнейших"

Боливийская команда "Сильнейшие" не зря носила столь самоуверенное название: она действительно долгие годы блистала в национальном чемпионате. В сентябре 1969 года команда прилетела на товарищеский матч в Санта Круз. Сыграв, футболисты "Сильнейших" 26 сентября 1969 года на самолете DC-6 направилась к себе на родину, в город Ла-Пас. Но именно в этот день в стране состоялся военный переворот. В неразберихе самолет с футболистами таинственным образом исчез с радаров и был обнаружен лишь спустя сутки разбившимся у деревни Вилоко. Все пассажиры - 81 человек - погибли, включая 17 футболистов, тренера и менеджера команды, а также технического сотрудника.

Гибель команды Университета Маршалла по американскому футболу

Для небольшого городка Хантингтон в Западной Вирджинии 1970 год прошел под знаком успеха местной команды Университета Маршалла по американскому футболу "Гремящая орда". Будучи командой местного значения, "Орда" редко путешествовала самолетом, и совместный вылет 14 ноября 1970 года был чуть ли не первым в ее практике. Почему самолет разбился, следствие так и не сумело разобраться. На борту находились 37 членов команды, включая 9 тренеров, и некоторое количество болельщиков. С учетом числа погибших, эта катастрофа считается самой массовой трагедией в истории американского спорта.

Гибель "Пахтакора"

Гибель футбольной команды "Пахтакор" - пожалуй, самая известная трагедия в истории советского спорта. Ташкентский "Пахтакор" был одной из самых успешных футбольных команд СССР. 11 августа 1979 года команда летела на самолете ТУ-134 Минск на встречу с минским "Динамо". Диспетчер слишком поздно заметил, что самолет опасно сближается в воздухе с другим ТУ-134. Он дал самолетам команду расходиться, однако команда не была воспринята экипажами - и крыло одного из самолетов пропороло фюзеляж другого. Это вызвало взрыв обеих машин в воздухе. Все 178 пассажиров обоих рейсов погибли, включая 17 игроков и тренеров "Пахтакора". По слухам, в этот день совершал полет Леонид Ильич Брежнев, что вызвало неразбериху на воздушных трассах. Несмотря на трагедию, оставшиеся в живых игроки "Пахтакора" вернулись на поле всего через 12 дней после трагедии, чтобы продолжить играть в чемпионате СССР, отдавая таким образом дань уважения своим погибшим товарищам.

Гибель баскетболистов из Эвансвилля

В 1977 году баскетбольная команда Университета Эвансвилля готовилась к трудному старту сезона. Главной проблемой команды был уход тренера, Арада МакКутчена, долгие годы работавшего с командой. МакКутчен был очень популярен в Эвансвилле: журнал Time даже назвал его "гордостью и страстью" местной баскетбольной команды. Но "Пурпурные тузы" не собирались сдаваться, хотя сезон начался неудачно: три поражения против одной победы. Тем не менее, члены команды были полны решимости, когда 3 декабря 1977 года отправлялись на матч с командой Университета Центрального Теннесси. Рейс задержали на несколько часов из-за плохих погодных условий. Когда же самолет все же оторвался от земли, он продержался в воздухе лишь полторы минуты, после чего рухнул на землю. В числе причин катастрофы позднее была названа, в частности, перегрузка багажного отделения. В катастрофе погибли 17 членов команды. Позднее Университет Эвансвилля открыл в честь погибших мемориал "Плачущий баскетбол".

Гибель сборной Замбии

Футбольная сборная Замбии образца 1993 года считалась лучшей в истории страны. Футбол всегда был популярен в этой африканской стране, особенно в период правления президента Кеннета Каунды, не жалевшего средств на его развитие. После смещения Каунды денег стало меньше, но национальная сборная, невзирая на бедность, оставалась одной из лучших в Африке. Тем не менее, команде пришлось урезать себя во всем, в том числе в транспортных расходах. Для полета на отборочный матч чемпионата мира со сборной Сенегала в Дакаре команде пришлось арендовать самолет ВВС Замбии. Увы, национальные военно-воздушные силы находились в плачевном состоянии. 27 апреля 1993 года во время полета один из двигателей самолета загорелся. Пилот допустил фатальную ошибку, выключив и второй двигатель, после чего самолет полностью потерял управление и рухнул. Все 18 футболистов, находившихся на борту, погибли.

Авиакатастрофа американской команды по боксу

Как известно, сборная США, в числе 65 стран мира, бойкотировала московскую Олимпиаду-80. Впрочем, боксерская команда США в любом случае не смогла бы принять участие в олимпийских соревнованиях из-за ужасной авиакатастрофы, случившейся 14 марта 1980-го и унесшей жизни 14 спортсменов и 8 сотрудников команды.Боксеры направлялись на соревнования в Польшу, когда их самолет разбился на подлете к Варшаве. Всего в катастрофе погибло 87 пассажиров. Лучшим из разбившихся атлетов специалисты считается чемпион Панамериканских игр Лемюэль Стиплз.

Гибель "одиннадцати пестрых"

Эти голландские футболисты суринамского происхождения были настоящими гуманистами: они играли в благотворительных матчах, собирая таким образом средства для работы с детьми из социально неблагополучных районов, привлекая их к занятиям спортом и помогая найти правильную дорогу в жизни. Их называли "одиннадцать пестрых" - в знак того, что они приносят в жизнь детей из беднейших семей яркие краски. На самом деле, участников команды было больше - всего около двух десятков человек. Очередной благотворительный матч с их участием должен был состояться в столице Суринама Парамарибо. Но он не состоялся: пятнадцать игроков команды погибли в авиакатастрофе в Парамарибо 7 июня 1989 года, погубившей 176 пассажиров и членов экипажа самолета, летевшего из Европы в Южную Америку. Еще двое членов команды, в том числе легенда голландского футбола Рууд Гуллит, отказались от полета в самый последний момент, и поэтому спаслись. Как выяснилось позднее, катастрофа произошла из-за того, что при посадке в аэропорту Парамарибо самолет задел верхушку дерева.

Гибель в авиакатастрофе команды Hendrick Motosport

Гибель гонщика на трассе хоть и редко, но случается, но гибель гонщиков в авиакатастрофе - случай исключительный. Между тем, именно он и произошел 24 октября 2004 года, когда в авиакатастрофе погибли 10человек из команды Hendrick Motorsport, включая сына владельца команды Рика Хендрика, гонщика НАСКАР Рики Хендрика, его старшего брата и племянниц. В этот день команда с успехом принимала участие в соревнованиях на автотреке в Марисвилле. Сообщение о катастрофе, унесшей жизни 10 человек, пришло через считанные минуты после известия о победе гонщика Джимми Джонсона на трассе. Причиной катастрофы позднее назовут сочетание ошибки пилота и тяжелой для полетов туманной погоды.

Авиакатастрофа "Ковбоек из Оклахомы"

В ноябре 2011 года женская баскетбольная команда Оклахомы потеряла главного тренера команды Курта Будке и его помощницу Миранду Серна. Они и еще двое пассажиров погибли при крушении маленького частного самолета, на котором тренер и его помощница возвращались домой из поездки, где они подбирали новых игроков для своей команды. Курта Будке девушки из баскетбольной команды считали настоящим отцом, а к его помощнице относились, как к сестре. Кроме них, в крушении погибли сенатор штата Олин Бранстеттер и его жена Пола. Самое невероятное, что за пять лет комиссия по расследованию катастрофы так и не смогла установить ее причину. За штурвалом самолета был сенатор Бранстеттер, который не докладывал диспетчерам ни о турбулентности, ни о других проблемах, связанных с погодой. Не подтвердилась и версия о том, что сенатору стало плохо, и он потерял контроль над машиной. Технических неисправностей также выявлено не было. Из-за чего самолет упал, до сих пор остается загадкой.

Гибель "Ковбоев из Оклахомы"

Долгая история трагедий, связанных с Университетом Оклахомы, началась в январе 2001 года, когда 10 членов мужской баскетбольной команды университета погибли при крушении небольшого частного самолета. Команда возвращалась домой после поражения от "Колорадо Буффалоз", чтобы перегруппироваться и собраться перед следующими играми. Но пилот самолета потерял ориентацию во время метели, и машина рухнула на землю. Игроки и болельщики "Ковбоев из Оклахомы" до сих пор вспоминают погибших игроков и тренеров траурным гимном "Помним о десятке". Кроме того, в честь погибших на территории университета устроен мемориал, и каждый год в память о погибших проводятся спортивные соревнования.