Консультация на тему: Консультация "Игры и игровые упражнения на развитие координации движений". Развитие координации у детей: развивающие упражнения для разных возрастов

Упражнения на координацию движений и баланс — ключ к умению танцевать и красиво двигаться.

Хотите научиться танцевать, развить красоту и грацию движений, уверенно чувствовать себя зимой на катке? Может быть, вы играете в баскетбол или мечтаете научиться жонглировать? Так или иначе, ключевым навыком, необходимым для получения хорошего результата, является развитие координации. Далеко не всем повезло с хорошей координацией движений. Неловкость и неуклюжесть портят удовольствие от танцев и спортивных игр, да и в повседневной жизни эти качества доставляют массу неудобств. В этой статье мы приводим упражнения на координацию, которые помогут почувствовать собственное тело и научат его работать слаженно при выполнении сложных движений.

Простой тест на координацию

Встаньте на одну ногу. Другую ногу согните в колене и поднимите так высоко к груди, как сможете. Через минуту поменяйте ноги. После этого оцените себя, ответив на вопросы:

  • было ли вам легко сохранять равновесие;
  • на какой ноге было проще стоять.

Теперь повторите тест, но при этом закройте глаза. Если вы смогли удержаться на каждой ноге в течение 30 секунд, то никаких проблем с равновесием нет. В противном случае рекомендуется регулярно делать упражнения на координацию движений и повторять тест каждый месяц для отслеживания результатов. Мониторинг прогресса прекрасно поддерживает мотивацию и помогает не забросить начатое.

Что дают упражнения на координацию?

Развить координацию движений помогают в том числе и занятия йогой.

Упражнения на координацию и баланс помогают:

  • укрепить отдельные мышцы (в особенности мышцы-стабилизаторы позвоночника);
  • развить чувство равновесия;
  • улучшить ориентировку в пространстве;
  • повысить ловкость;
  • снизить вероятность спортивных травм и серьёзных ушибов;
  • воспитать чувство ритма и темпа, что незаменимо в танцах.

Программа упражнений на координацию

Далее будут приведены несложные упражнения на ловкость и координацию. Их можно выполнять отдельно или включать в программу общей тренировки тела. Их цель — научить тело двигаться вне зависимости от зрительных ощущений и реакций мозга.

Начинаем с двух ног

Поставьте ноги вместе, соедините стопы, закройте глаза и вытяните руки в стороны. Сохраняйте это положение 30 секунд. Затем поднимите руки вверх и постойте так ещё 30 секунд.

Поднимаемся на носки

Встаньте прямо, приподнимитесь на носки и откиньте голову назад. Задержитесь в этом положении на 30 секунд. Затем закройте глаза и повторите упражнение.

Наклоны в сторону, стоя на носках

Приподнимитесь на носки и отклоните корпус влево. Совершите 8-10 рывков. Сделайте в другую сторону.

Держим баланс на одной ноге

Разведите руки в стороны и поднимите одну ногу. Сохраняйте это положение 1 минуту, периодически поворачивая голову то вправо, то влево. Очень важно не фокусировать взгляд на одной точке — это значительно упрощает задачу. Поменяйте ногу и повторите. Когда это упражнение на координацию движений будет даваться вам слишком легко, усложните его. Закройте глаза или добавьте произвольные движения руками.

Поза ласточки

В позе ласточки ваш корпус должен быть параллелен полу.

Расставьте руки в сторону и отведите одну ногу назад – сделайте «ласточку». Держите эту позу 1 минуту для правой ноги и 1 для левой. Корпус должен составлять одну линию с отведенной назад ногой и быть параллелен полу. Хотите посложнее – закройте глаза.

Ловим мяч, стоя на одной ноге

Встаньте напротив стены и поднимите одну ногу. Кидайте мяч в стену и ловите его одной или двумя руками. При этом всё время смотрите на мяч.

Походка кошки

Ходьба по линии укрепляет мышцы стабилизаторы и развивает чувство баланса.

Замечательное упражнение, которое можно выполнять во время прогулок на свежем воздухе. В детстве все мы любили ходить по узким бордюрам. Пора бы вспомнить эту привычку. Мягко ступайте по узкому бордюру и старайтесь сохранять равновесие, при необходимости помогая себе движением рук, как только привыкните – идите быстрее. Также это упражнение на координацию можно выполнять и дома. Просто расстелите на полу сантиметровую ленту и двигайтесь наступая на неё.

Тренируем движения рук — учимся жонглировать

В каждую руку возьмите по теннисному мячику. Подкидывайте и ловите их, не меняя руки (правая подбросила — она же поймала). Продолжайте в течение 1 минуты. Попробуйте усложнить предыдущее упражнение. Теперь левая рука подбрасывает, а правая ловит и наоборот. Время выполнения — 1 минута. Добавьте третий мячик и попробуйте жонглировать. Это не так просто как кажется на первый взгляд, но ведь вы трудностей не боитесь?

Ловим мелкие предметы, камешки, монеты

Согните руку в локте и поднимите её так, чтобы кисть оказалась возле уха, а предплечье было параллельно полу. На локоть положите несколько монет или мелких камешков. Упругим движением разогните руку, не допуская щелчка в локтевом суставе (разгибаем руку не до конца). Попытайтесь поймать все монеты кистью. Выполните движение 5 раз на каждую руку. Новичкам лучше начинать с одного мелкого предмета. Если такое движение выполнить сложно – просто подкидывайте монету в воздух и ловите ее поочередно одной и другой рукой.

Вращаем предплечьями

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Разведите руки в стороны параллельно полу. Одну руку согните в локте так, чтобы кисть находилась возле груди и была направлена в сторону второй руки. Начинайте вращать руки в локтевом суставе. Кисти должны описывать круги, а плечи оставаться параллельными полу. Сначала вращение выполняйте обеими руками выполняйте в одну сторону, скажем, вправо, потом влево, потом в противоположные стороны.

Как улучшить координацию движений и быстро увидеть положительные изменения? Воспользуйтесь следующими рекомендациями.

  1. Выполняйте 2-3 упражнения на координацию ежедневно. При таком режиме необходима всего одна полноценная тренировка в неделю, во время которой нужно сделать все упражнения.
  2. Добавьте активного движения в свою жизнь. Неважно, что именно вы выберите — теннис, танцы, командные спортивные игры или же игры с детьми. Старайтесь не упускать любую возможность подвигаться. Подобные занятия не только способствуют развитию координации, но и пойдут на пользу мышцам.
  3. Пробуйте новое! Если стандартные занятия надоели или вы не можете достигнуть желаемого результата, разнообразьте свои тренировки. Например, добавьте в них элементы йоги, или кикбоксинга.
  4. Стремитесь к выходу на новый уровень. Сначала выполняйте максимально простой вариант упражнения, а через каждые 5-6 занятий переходите к более сложному варианту.

Развитая координация — это качество, которое упростит занятия фитнесом, танцами, боевыми искусствами, да и просто пригодится в повседневной жизни. Также оно значительно снижает вероятность травм и серьёзных ушибов, ведь многие из них случаются как раз по причине потери равновесия. Регулярное выполнение описанных упражнений на ловкость и координацию научит мышцы работать уверенно и согласованно.

В дополнение приведу несколько примеров видео тренировок на развитие координации, баланса и ловкости.

В этой статье:

Прежде чем поговорить о том, какие упражнения будут полезными для развития координации у детей дошкольного возраста, скажем несколько слов о самом понятии.

Итак, координация - упорядоченная работа мышц тела в связи с необходимостью выполнения определенной задачи. Координация - это почти всегда движение. Также в это понятие входит умение сохранять равновесие в неудобных положениях, чувствовать ритм, ориентироваться в пространстве.

Детям просто необходимо работать над развитием координация хотя бы потому, что согласованное функционирование мышц станет залогом для нормального роста и гармоничного развития.

Развитие координации у детей подразумевает целый ряд согласованных процессов, способных создать условия для эффективной работы ЦНС. Ответственными за развитие координации у детей являются взрослые - родители и педагоги, имеющие отношение к воспитанию и обучению.

Что нужно знать, планируя тренировки для развития координации?

Тренировать координацию у детей смогут упражнения, рассчитанные на совершенствование их двигательной активности. Нужно, чтобы упражнения выполнялись с разной скоростью, были разнообразными и интересными. Также важно, чтобы упражнения для развития координации являлись:

  • упорядоченными;
  • организованными;
  • обеспечивающими необходимую нагрузку;
  • ограниченными во времени выполнения.

Правильно подобранные упражнения, ускоряющие развитие координации, положительным образом отразятся и на развитии ловкости у детей.

Оценка уровня подготовки

Прежде чем начать подбирать упражнения, стимулирующие развитие координации у детей, нелишним будет определить уровень их подготовки. Это помогут сделать простые тесты, которые можно провести в домашних условиях:

Если у малыша наблюдаются нарушения координации движений, то он вряд ли сможет справиться даже с самыми простыми заданиями.

Нарушения координации: последствия

Если обойти вниманием развитие координационных способностей у детей, впоследствии они могут столкнуться с частыми травмами и болезнями, будут иметь проблемы с
контролем над выполнением определенной задачи, связанной с движением, не смогут запоминать и повторять движения, особенно связанные с тонкой моторикой рук.

Дети, страдающие нарушениями координации, могут испытывать сложности при выполнении совершенно обыденных действий.
Так, например, малыши могут не уметь завязывать шнурки, застегивать пуговицы или молнии на одежде. Многие из них никогда не смогут прокатиться без поддержки на велосипеде или самокате, принять участие в подвижных играх.

Словом, двигательные задачи, с которыми довольно просто
справляются здоровые дети, могут стать непосильными для малышей с нарушениями координации, накладывая некоторые ограничения на их жизнь в социальном мире.

Дети с нарушенной координацией движений вынуждены потратить в несколько раз больше времени на выполнении определенного задания, чем здоровые дети, и это притом что они совершенно нормально развиваются как в физиологическом, так и в интеллектуальном отношении. Более того, как правило, у таких детей интеллект выше среднего, но они не могут использовать его в полной мере из-за недостаточно развитой координации, необходимой для реализации моторных, сенсорных и когнитивных навыков.

Можно ли улучшить координацию движений у детей?

Во многом уровень развития координационных способностей будет зависеть от двигательной памяти, то есть от способности ЦНС запоминать произведенные движения и воспроизводить их при потребности. Высокого уровня развития координационных способностей можно достичь за счет:

  • использования специальных методик на основе упражнений по типу «от простого к сложному»;
  • группирования ранее освоенных движений в комплексы упражнений и последующее выполнение их с изменением ритма, скорости, продолжительности и амплитуды;
  • применения специальных спортивных сооружений и инвентаря.

Правильно подобранные упражнения помогут улучшить координацию детей, вселить в них уверенность в собственных силах.

Как работать с детьми в возрасте 2-3 лет?

С младшими дошкольниками нужно работать над выполнением упражнений, способных потренировать равновесие. Только после того как малыши смогут контролировать равновесие, у них получится выполнять более сложные
упражнения, в том числе и в виде игр, которым дети уделяют огромное внимание на прогулках.

Упражнения для тренировки координации у детей в возрасте 2-3 лет обязательно должны быть простыми. Это может быть ходьба с препятствиями, наклонами или приседаниями. Со временем, когда задания усложнятся, малышам можно предлагать помощь взрослого, который сможет их поддержать, приободрить и дать рекомендации по выполнению упражнений.

Как работать с детьми 3-4 лет?

В 3-4 года малышам можно предлагать ходить по бревну или по скамейке, по очереди касаясь одной ногой земли. Прыгнуть с возвышения ребенку можно только в том случае, если он
сможет сделать это мягко, согнув ноги в коленях.

В этом возрасте малышу уже можно открыть доступ к шведской стенке, веревочной лестнице. Отлично влияет на координацию ходьба по специальным тропам с препятствиями.

Взрослые должны постоянно поддерживать кроху, хвалить его за удачно выполненные упражнения. Продолжать работать над координацией можно как дома, так и на улице, например рисуя для малыша препятствия мелом на асфальте.

Как работать с детьми 5 лет?

Средние дошкольники уже способны выполнять более сложные упражнения для развития координации. В этом возрасте крохе можно предложить пройти по бревну как простым шагом,
так и приставным, выполняя определенные движения руками или удерживая в них мяч.

Взрослые должны следить за осанкой малыша во время выполнения упражнений, помогая ему ориентироваться в пространстве. Начинать занятия лучше с простых упражнений, постепенно их усложняя, добавляя утяжелители.

Как работать со старшими дошкольниками?

Старшие дошкольники, дети 6-7 лет, уже имеют достаточно развитые координационные способности, поэтому упражнения для них должны быть подобраны такие, которые смогут повысить четкость выполнения движений с сохранением устойчивости тела во время сложных маневров (прыжков, приседаний и пр.)

Большинство упражнений для детей в этом возрасте динамичны, выполняются с использованием бревна или скамьи. Положение рук малышей можно изменять, предлагая им попробовать варианты с руками по сторонам, на поясе или за головой. Все упражнения должны быть разнообразными и не слишком продолжительными, вызывающими у детей интерес и желание заниматься.

ГБОУ Лицей № 1564

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Развитие координации движения у школьников».

Учитель физической культуры

Л.Л.Денежкина

    Биологические основы координации движений и возрастная характеристика её развития.

    Особенности развития координации движений у детей.

    Совершенствование координации движений у детей.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЁ РАЗВИТИЯ

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие их двигательных функций и умение управлять своими движениями. Ещё П.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность „умение изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью".

Разрешение этой задачи во многом зависит о знания физиологии или, точнее, её раздела - физиологии движений. Ведущее значение в данной области науки имеют работы великого русского физиолога И.М. Сеченова, который первым обосновал и развил рефлекторное происхождение, т.е. являются ответом на тот или иной раздражитель. В своём учении И.М. Сеченов отметил ведущую роль головного мозга в двигательной деятельности, а также дал основные понятия механизма координированных двигательных актов.

Таким образом, овладение каким-либо новым движением ведёт к образованию новых двигательных условных рефлексов. Однако любое двигательное действие нельзя рассматривать как отдельные двигательные условные рефлексы. Цельное движение, пусть даже самое простое, представляет собой сложные сочетания ряда рефлексов, сливающихся в один сложный двигательный рефлекс.

Наличие обратной связи, т.е. сигнализации, поступающей в кору головного мозга во время движения, позволяет вести контроль за его выполнением и управлять им. Таким образом, выполнение произвольного двигательного акта обеспечивается сложным процессом, происходящим в центральной нервной системе человека.

Возбуждение, поступающее по чувствительному нерву к той или иной нервной клетке, может иррадиировать, т.е. распространяться на другие нервные клетки. Такое возбуждение выражается хаотическими и беспорядочными движениями. Для осуществления целенаправленного и точного движения необходимо, чтобы возбуждение поступало лишь на определённые нервные клетки, другие же должны быть в заторможенном состоянии. Взаимодействуя друг с другом, процессы торможения и возбуждения образуют в коре головного мозга сложнейшую мозаику из возбужденных и заторможенных пунктов, мозаику не статическую, а динамическую, непрерывно изменяющуюся.

Благодаря этому взаимодействию в движение включаются то одни, то другие мышечные группы. Так бывает при любом движении, и, чем они сложнее оказывается двигательная задача, тем более сложно происходит чередование процессов возбуждения и торможения.

Эти процессы взаимообусловлены. Так, например, при рефлексе, вызывающем сгибание в том или ином суставе, возбуждаются соответствующие нервные центры и сокращаются мышцы-сгибатели этого сустава. Одновременно резко уменьшается возбуждение в нервных центрах мышц-антагонистов, т.е. мышц-разгибателей. При разгибании возбуждаются нервные центры мышц-разгибателей, нервные же центры мышц-сгибателей затормаживаются. Такое отношение между нервными центрами, когда возбуждение одних сопровождается торможение других, получило название реципрокности. Явление реципрокности следует считать одним из важнейших факторов координации движений.

Нет сомнения, что для правильного построения педагогического процесса, направленного на овладение новыми двигательными навыками, важно определить, при каких взаимоотношениях между нервными центрами наиболее легко осваиваются движения и какие взаимоотношения усложняют процесс обучения.

При движениях ногами наиболее простой и естественной координацией является перекрестная. Руками выполняются легче и свободнее одновременные и одноправленные, так называемые симметричные, движения.

Взаимоотношения одновременных движений рук и ног также далеко не всегда имеют перекрёстный характер. Так, если предложить ребёнку подняться по гимнастической стенке, то можно увидеть, что обычная двигательная координация, присущая ему при ходьбе, нарушилась и появилась так называемая иноходь: правая рука делала движения одновременно с правой ногой.

Мы уже говорили, что при движении руками нарушение перекрёстной координации особенно заметно проявляется у детей младшего возраста. Объясняется это следующим: чем меньше возраст детей, тем легче они выполняют движения, близкие по своему характеру к безусловнорефлекторным; более же сложные двигательные акты, основанные на условных рефлексах, появляются вследствие двигательного опыта, накапливающегося с возрастом.

Развитие двигательных возможностей детей идет параллельное развитием двигательных центров головного мозга. Данные анатомических исследований показывают, что если в раннем детстве двигательная область головного мозга ещё не содержит всех нервных элементов, то уже к 6-7 годам достигается определённая степень двигательной зрелости. К 13-14 годам двигательный анализатор у детей оказывается уже полностью сформировавшимся, и двигательные способности достигают высокого уровня. Для этого возраста характерна полная двигательная зрелость. Это выражается в том, что движения, не связанные с большими мышечными напряжениями и не требующие выносливости при их выполнении, могут быть освоены быстро, легко и выполняются правильно и ловко. В некоторых видах спорта именно в этот период дети достигают виртуозности в движениях.

Однако нельзя считать, что двигательная зрелость приходит сама собой по достижении определённого возраста, что у всех подростков уровень двигательных возможностей одинаков. Двигательное развитие достигается посредством движений. Оно будет высоким, если ребёнок будет много двигаться, систематически повторять движения и усложнять их, овладевать новыми движениями.

Вместе с тем необходимо определить тот оптимальный возраст, в котором то или иное физическое упражнение будет давать наибольший положительный эффект, в двигательном развитии. Для правильного ответа на вопрос, в каком возрасте наиболее целесообразно развивать двигательные способности, совершенствовать координацию движений, следует обратиться к данным физиологии и морфологии. В первую очередь необходимо иметь в виду возрастные возможности детей, в частности, развитие их центральной и периферической нервной системы с точки зрения функционального и морфологического созревания.

Если вспомнить, что всякое произвольное движение имеет условнорефлекторную природу, то станет ясно, что для овладения новыми движениями огромное значение приобретают уже имеющиеся условные связи. Поэтому чем богаче и разнообразнее был двигательный режим ребёнка, тем легче и правильнее он будет выполнять новые движения.

Быстрое овладение двигательными действиями возможно тогда, когда уже имеющиеся условные связи оказываются подготовленными для новых двигательных реакций.

Способность детей у овладению новыми, неизвестными им ранее, двигательными навыками тесно связана с особенностями возрастного развития. Новые условные связи тем быстрее формируются, чем меньше возраст детей. С возрастом повышается устойчивость произвольного внимания. Однако у детей она все же значительна, и длительные напряжения, связанные с концентрацией внимания, им недоступны; процессы возбуждения и торможения легко иррадиируют в коре больших полушарий головного мозга, устойчивых доминантных процессов нет.

Возраст 7-10 лет характеризуется как период в котором дети могут сравнительно хорошо управлять своими движениями. Только под влиянием сильного раздражения нарушается точность и правильность их выполнения.

Полностью двигательные способности ребенка развиваются к 13-14 годам. Следовательно, возраст с 7 до 14 лет нужно рассматривать, как период активного развития двигательных функций. Эта характеристика находит подтверждение в работах морфологов, отмечающих как зрелость коры головного мозга, так и достаточно высокое развитие костно-мышечного аппарата к 13-14 годам.

Установлено, что наиболее быстро двигательные координационные возможности развиваются в период с 7 до 11 лет. Дети 7 лет хотя и медленнее, чем старшие, но всё же успешно овладевают двигательными действиями с перекрёстной, более сложной, координацией.

Совершенствование двигательных способностей, и в частности координации движений, должно совпадать с периодом усиленного развития двигательных функций и тем повышать и ускорять ход этого развития. Поэтому начинать активное целенаправленное совершенствование координации движений следует с 7-летнего возраста, т. е. с первого года обучения в школе.

Однако с 13-14 лет у девочек значительно снижается точность движений и процесс овладения новыми двигательными действиями замедляется. Это даёт основание считать, что в занятиях с детьми этого возраста целесообразно обращать внимание на совершенствование координационных способностей в первую очередь у девочек.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Как мы уже выяснили, координация движений - это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Нам известно, что координационная способность человека достигает высокого уровня развития к 13-14-му году жизни. Это дает

Аналогичные результаты были получены в педагогическом эксперименте с детьми, разучивавшими упражнения со сложными сочетаниями движений руками и ногами. Всё это свидетельствует, что развитие координации движений тренируема.

Занятия физическими упражнениями, направленными на развитие координационных способностей, положительно сказались и на овладении новыми двигательными навыками: у учащихся экспериментальных групп успеваемость по физической культуре длительное время была выше, чем у детей контрольной группы. Этот факт можно объяснить тем, что образование новых навыков тесно связано с теми навыками и отдельными их элементами, которые уже были сформированы ранее по механизму временных связей. Причем координационные отношения, сложившиеся ранее, как бы переносятся и облегчают образование новых координационных отношений. Обучение новым упражнениям протекает значительно легче, если к этому времени в коре больших полушарий головного мозга ребёнка имеются установившиеся условные связи, которые стали звеньями двигательного стереотипа.

Результатом тренировки, вероятно, является и рост пластичности нервной системы, т. е. способности к переделке старых и выработке новых условных связей. Благодаря же пластическим свойствам коры больших полушарий в центральной нервной системе могут быстро образовываться динамические стереотипы на основе ранее выработанных условных связей.

Для развития координации движений могут быть использованы любые физические упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают в себя элементы новизны и представляют для занимающихся определённую координационную трудность. По мере автоматизации навыка значение данного физического упражнения как средства развития координации движений уменьшается.

При формировании того или иного двигательного навыка всегда важно выяснить его прочность, устойчивость и сохранения. Это позволит правильно строить педагогический процесс. Дети, как правило, затрачивают много времени на овладение тем или иным сложным движением, но, овладев им, сохраняют двигательный навык надолго.

На основании этих данных можно прийти к заключению, что дети, занимавшиеся специальными упражнениями длительное время (около 3 лет) после окончания специальных занятий остаются координационно более развитыми. Это можно объяснить длительностью сохранения временных связей основание считать возможным тренировать и совершенствовать координацию движений.

Ученые-физиологи указывают на большое значение педагогического воздействия (тренировки) как фактора, формирующего взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Важнейшим показателем тренированности центральной нервной системы, считают они, является рост подвижности, уравновешенности, а также концентрации (как во времени, так и в пространстве) возбудительных и тормозных процессов. Всё это создаёт благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата. В ходе тренировки постоянно формируются и уточняются различные формы содружественных и реципрокных отношений между нервными центрами мышечных групп, и чем выше тренированность человека, тем более совершенными становятся эти отношения.

Таким образом, используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, мы можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определёнными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся.

Как пример такого целенаправленного педагогического процесса можно привести эксперимент, в котором изучалась возможность развивать координацию движений руками у детей 7-8 лет. Из учащихся первых классов были созданы две экспериментальные и одна контрольная группы, и по разработанным контрольным тестам был определен уровень координационного развития детей.

После окончания эксперимента, т. е. через 40 уроков, дети были подвергнуты повторному контрольному испытанию, которое состояло из тех же тестов, что и первый раз. Оказалось, что цикл занятий специально направленными упражнениями весьма эффективен. Уровень развития координации движений у учащихся экспериментальных групп значительно вырос: дети этих групп легко и быстро овладели контрольными тестами, значительно опередив детей из контрольной группы, не разучивавших специальных упражнений; более того, они выполняли движения со сложной координацией зачастую лучше, чем дети 11 лет.

в коре больших полушарий, а, следовательно, и координационных способностей, развитых раньше.

Низкий уровень физического развития детей не является противопоказанием к занятием, направленными на развитие двигательной координации.

Одновременно хотелось бы предостеречь от возможной переоценки значения координации движений. Нередко, как в быту, так и в спорте, приходится выполнять сложные по координации движения в условиях максимального проявления того или иного двигательного качества. И в этих случаях без высокоразвитой быстроты, силы или выносливости выполнить такие движения правильно не удаётся. Например, координация движения у лыжника в конце длительного перехода ухудшается, и чем менее он тренирован, тем раньше это наступит. Не сможет выполнить подъём разгибом на перекладине ученик хорошо координированный, но физически слабый.

Эти примеры указывают на важность развития всех двигательных качеств одновременно с развитием координационных способностей.

Итак, мы установили, что координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на её развитие. Выяснено, что высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными формами ичто координационные сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заняться упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Основным средством, совершенствующим координационные двигательные способности, с нашей точки зрения, являются специальнонаправленные упражнения, входящие в основную гимнастику.

Основная гимнастика характеризуется большим многообразием физических упражнений и методических приёмов, с помощью которых можно оказать разностороннее воздействие на организм занимающихся, учитывая их ^ индивидуальные особенности и двигательную подготовленность.

В физическом воспитании, как и в любой другой отрасли педагогической деятельности, обучение и воспитание следует осуществлять, руководствуясь дидактическими принципами. Чтобы обеспечить соответствие учебных заданий реальным возможностям занимающихся и организовать стройную систему обучения, необходимо уделить особое внимание принципам доступности и систематичности.

Учитывая, что двигательные действия с различными координационными соотношениями по-разному осваиваются детьми, необходимо выявить степень сложности тех или иных упражнений. Поскольку подавляющее большинство бытовых, трудовых, а также спортивных двигательных действий осуществляется при помощи рук.

Упражнения с движениями руками в плечевых суставах были систематизированы по степени сложности их освоения.

В первую групп (первая степень сложности) вошли упражнения, не требующие специального разучивания и легко осваиваемые детьми с первой попытки. Ко второй группе (вторая степень сложности) отнесены упражнения хотя и требующие специального обучения, но легко поддающиеся разучиванию. Третья группа (третья ступень сложности) состоит из упражнений, которые требуют специального разучивания и с трудом осваиваются детьми.

Однако такая систематизация лишь примерна, так как степень сложности освоения тех или иных упражнений в различных возрастных группах не совсем одинакова. В младшей возрастной группе, т. е. у детей 7-8 лет, явно выражены различия между степенями сложности. У детей 10-11 лет такого различия не наблюдается, разница между упражнениями второй и третьей степеней сложности сглаживается. Дети 13-14 лет осваивают упражнения легче, поэтому для них к упражнениям первой степени сложности прибавляются поочерёдные упражнения, выполняемые в одной и двух плоскостях. Сравнительно легко в этом возрасте осваиваются и поочерёдные упражнения, выполняемые в трёх плоскостях.

И всё же общая тенденция к распределению упражнений на три степени сложности их освоения присуща всем возрастным группам с 7 до 14 лет.

Приведённая в табл. 1 систематизация упражнений наиболее объективно отражает степень сложности их освоения детьми 7-8 лет, т. е. того возраста, с которого мы рекомендуем начинать занятия, направленные на совершенствование координации движений.

Упражнения, состоящие из движений руками, можно усложнить, согласовав их с движениями ногами (табл. 2). Наиболее легко дети выполняют упражнения с перекрёстными движениями ногами, т. е. такими движениями, какие мы совершаем при ходьбе. Несколько сложнее оказываются упражнения, в которых движение производится одной ногой (маховое движение „вперёд-назад" или „вправо-влево"). К следующей по сложности группе относятся упражнения, в которых движения руками согласуются с подскоками на двух ногах („ноги врозь - ноги вместе" или „одна нога впереди - другая назад").

Табл. 1

Степени сложности

Упражнения

1-ая

2-ая

3 -я

Одновременнонаправленные

Циклического характера с перекрестной координацией (выполняемые в одной, двух плоскостях)

Циклического характера с перекрестной координацией (выполняемые со сменой плоскостей)

Поочередные

Последовательные

Разноритмичные

Табл 2.

Степени сложности

Упражнения

Движения руками согласуются с ходьбой

Движения руками согласуются с махами ногой

Движения руками согласуются с подскоками

Движения руками согласуются с приседаниями

Наиболее трудными считаются упражнения, в которых движения руками выполняются одновременно с приседаниями. Таким образом, взяв за основу рекомендуемые систематизации, можно составить огромное количество упражнений, начиная от самых простых и кончая весьма сложными.

Разнообразный арсенал двигательных сочетаний поможет создать у занимающихся богатый двигательный опыт. Причем этот опыт будет состоять из движений, которые, как правило, не встречаются в повседневной жизни и незнакомы детям. Это, в свою очередь, вызовет определенную трудность при разучивании, что необходимо для развития координационных способностей.

С точки зрения развития координации движений, большую ценность представляют занятия подвижными и особенно спортивными игами. Огромное разнообразие движений и игровых ситуаций обогащает двигательный опыт занимающихся. Подвижные и спортивные игры являются средством разностороннего физического развития, эмоциональны, интересуют детей и наиболее доступны им.

Обучение упражнениям, направленными на совершенствование координации движений, должно строиться, как и любой другой педагогический процесс, в соответствии с требованиями основных дидактических принципов. Преподаватель обязан строго придерживаться правил обучения „от простого к сложному", „от лёгкого к трудному", „от известного К неизвестному". От простого и легкого сочетания движений надо постепенно, по мере овладения ими, переходить к более сложным и трудным. Правильная последовательность изучаемых упражнений, когда очередное упражнение в какой-то степени подводит и подготавливает занимающихся к разучиванию последующего, помогает быстро и легко овладевать наиболее сложными упражнениями.

Важным моментом педагогического процесса является обеспечение интереса занимающихся к изучаемому материалу. Дети, как правило, охотно разучивают относительно сложные упражнения, выполнение которых связано с преодолением двигательных трудностей. Выполнение же слишком простых движений не вызывает интереса у детей и не даёт положительного эффекта. Обучение таким движением нецелесообразно и сточки зрения развития координационной способности детей, так как этого эффективны лишь те упражнения, которые представляют определенную координационную трудность.

Вместе с тем не следует преждевременно разучивать слишком сложные двигательные сочетания: дети не смогут овладеть ими, потеряют уверенность в своих силах, у них понизится интерес к разучиванию подобных упражнений, что, в свою очередь, отрицательно скажется на всём педагогическом процессе. Необходимо подбирать упражнения, постепенно повышая их трудность.

При разучивании новых упражнений важно определить оптимальное число их повторений. Упражнение со сложной двигательной координацией, трудно осваиваемое детьми, требует многократных повторений. Причем польза от них будет ощутима только в том случае, если занимающиеся проявляют к упражнению достаточный интерес. Однако известно, что чрезмерное число повторений утомляет детей, снижает интерес к занятиям и не даёт желаемого эффекта. Недостаточное же число повторений ведёт к затягиванию процесса овладения двигательным действий. При обучении детей относительно сложнокоординационному упражнению целесообразно повторять его в среднем 5-8 рез в течение одного занятия. Если упражнение сложное и дети не могут освоить его с первого урока, разучивание необходимо повторить на следующем уроке. Упражнение следует считать освоенным в том случае, когда занимающиеся могут его выполнить без ошибок 4-5 раз. После этого упражнение можно усложнить или разучить новое. Всего на разучивание специальнонаправленных упражнений следует затрачивать на уроке не более 3-4 минут. Обычно на каждом уроке одно упражнение подбирают из ранее разученных и выполняют его с некоторым усложнением, другое - разучивают заново.

Говоря о необходимости создавать у учащихся об упражнении, мы исходим из того, что представление о каком-либо движении влечёт за собой незначительное сокращение тех скелетных мышц, которые осуществляют это движение. Нужные координационные механизмы приходят в действие.

После ознакомления учащихся с упражнением, необходимо переходить к непосредственному его разучиванию. Если упражнение представляет собой сложное по координации сочетание движений, следует зеркальным методом одновременно выполнять его и преподавателю. Разучивать такое упражнение нужно в медленном темпе; давая тем самым возможность детям осознать свои действия.

Усложнять упражнения можно тремя путями.

Первый путь - увеличение темпа выполняемых движений.

Второй путь - изменение направления движений, выполнение движений в двух, трех плоскостях и со сменой плоскостей.

Третий путь - выполнение движений руками в сочетании с движениями ногами.

Соблюдение данной последовательности обеспечит выполнение дидактического правила „от простого к сложному".

Методика определения степени развития координации движений заключается в разучивании тестов и сдаче их на оценку. Успешно сдавшим упражнение считается ученик, правильно выполнивший его 5 раз. За показатели среднего развития координации движений принимается успешное выполнение тестов: для детей 7-8 лет - на 4-ом уроке, для детей 10-11 лет - на 3-ем и для детей 13-14 лет - на 2-ом. Более освоение данных упражнений следует рассматривать как хороший,а более медленное - как плохой уровень развития координации движений.

В заключение хочется напомнить, что координация движений развивается наиболее успешно в детском возрасте, сохраняется длительное время и высокий уровень её развития позволяет легко овладеть тем огромным количеством двигательных действий, которыми пользуется человек при выполнении бытовых, трудовых и спортивных движений.

Слово «координация» (от латинского coordinatio - «взаимоупорядочение») - это согласование деятельности мышц тела, направленное на успешное выполнение какой-либо задачи.

В первую очередь, координация напрямую связана с движением. Координация также включает в себя способность к ориентированию в пространстве, сохранению равновесия и чувству ритма.

Развитие координации движения у детей имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием его нормального роста и развития.

Развитие координации движения у детей предполагает не только совершенствование выполняемых ребенком движений. Это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка, создающих благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы в целом. Именно поэтому развитие координации движений у детей является очень важной задачей, выполнение которой ложится на плечи родителей и педагогов.

Основная форма тренировки координационных возможностей ребенка – это двигательная деятельность, выполняемая с различной скоростью и включающая разнообразные движения. Но очень важно, чтобы такие движения были не хаотичными. Упражнения, направленные на развитие у детей координации, должны быть:

― правильно организованы,

― иметь определенный уровень нагрузки,

― а также ограничения во времени.

Координация играет главную роль в развитии ловкости.

Как узнать - хорошая ли у ребенка координация?

Удостовериться, что с ребенком все в порядке, помогают довольно простые тесты. Их вполне можно сделать дома:

1. Попросите малыша последовательно соединить большой палец руки со всеми пальчиками на этой же руке.

2. Покажите ему комбинацию “кольцо”, соединив большой и указательный пальцы, а затем попросите его сделать тоже на обеих руках. В 4 года ребенку еще можно объяснить, какие пальчики должны участвовать в работе. Потом помочь ему будет сложнее.

3. Покажите на своей руке комбинацию “коза”, вытянув вперед из кулака указательный палец и мизинец. Попросите малыша сделать то же самое поочередно на обеих руках. Следите, чтобы в работе участвовали правильные пальцы: чтобы большой палец не уходил в сторону и чтобы малыш не помогал себе другой рукой. С 4-х летним ребенком можно предварительно проговорить, какие пальцы участвуют в игре.

4. Для проверки межполушарной координации насыпьте в мисочку белую и красную фасоль. Попросите ребенка левой рукой брать белую фасоль, а правой - красную. Делать это надо одновременно, раскладывая фасолины по двум разным тарелочкам.

Нарушение координации движения обнаруживается еще в раннем детстве, и может проявляться на протяжении всей жизни. В отличие от других болезней и травм, это расстройство выражается в неспособности контролировать процесс выполнения конкретной двигательной задачи, запоминать воспроизводить ту же самую задачу – особенно если речь идет о точных и тонких движениях.

Например, нарушения координации выражаются в том, что дети испытывают затруднения в обыденных действиях. Завязывание шнурков, застегивание пуговиц, подвижные игры, езда на велосипеде, которые становятся автоматическими для здоровых людей, являются сложной задачей для страдающих нарушениями координации движения.

Дети с нарушением координации движения тратят в три раза больше времени на написание каждой буквы. У таких детей нет физиологических или интеллектуальных отклонений, а в некоторых случаях их интеллект выше среднего, но они не в состоянии выполнять задачи, требующие координации между сенсорными, моторными и когнитивными функциями.

С возрастом у таких детей могут возникнуть проблемы с пространственной и временной организацией, а также может появиться немало трудностей при оценке расстояния и скорости движущихся объектов. Это помешает им играть в мяч и кататься на велосипеде.

Определить, нормальная ли у ребенка координация, можно по таким параметрам:

· эффективность и точность движений;

· согласованность деятельности различных анализаторов (зрения, слуха, осязания, обоняния);

· правильный выбор момента начала движения (своевременность действий);

· адекватное определение направления, амплитуды, скорости, темпа и ритма движений;

· экономичность действий.

Как же улучшить и развить координацию у детей?

Уровень координационных способностей во многом зависит от моторной (двигательной) памяти, то есть свойства центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их в случае необходимости.

Эффективность в развитии двигательной координации у детей достигается за счет:

― применения методики, обеспечивающей изучение простых движений с постепенным их усложнением;

― объединение ранее изученных движений в комплексы упражнений и выполнение их с изменением скорости, темпа, ритма и амплитуды движений;

― а также использование специального инвентаря разного размера и веса (мячи, обручи, палки, скакалки).

Развитие координации у детей: упражнения и советы.

Упражнения на равновесие способствуют развитию ловкости и координации движений, решительности, формируют правильную осанку у ребенка. Правильная координация движений развивается у детей постепенно, в процессе совершенствования функций вестибулярного, мышечного и зрительного анализаторов, которыми управляет центральная нервная система.

Совершенствованию координации способствует выполнение специальных физических упражнений в статических и динамических положениях.

К статическим упражнениям относят сохранение равновесия в определенной позе: приседание на носках, стойка на одной ноге и другие.

К динамическим упражнениям – относится: ходьба по доске, скамейке или бревне, изменение направления во время бега, внезапные остановки в подвижных играх. А также упражнения спортивного характера, такие как: катание на коньках, лыжах, велосипеде.

Итак, рассмотрим упражнения на развитие координации для детей различных возрастов.

Развитие координации у детей 2 – 3 лет.

Самым маленьким дошкольникам 2-3летнего возраста трудно сохранять равновесие из-за ограниченного двигательного опыта. Однако это способность необходима им, чтобы научиться правильно, выполнять более сложные основные движения. Упражнения на координацию занимают значительное место в подвижных играх на свежем воздухе.

Ребенку предлагают сначала простые, посильные для него упражнения:

― ходьба,

― перешагивание через предметы,

― наклоны,

― приседание.

Затем изучают более сложные упражнения.

Развитие координации у детей 3 – 4 лет.

Дошкольнику 3-4летнего возраста сначала предлагают сходить со скамейки (бревна), попеременно опуская ноги на пол. Прыгать с конца скамьи на коврик разрешается после того, как ребенок научится мягко приземляться, сгибая ноги в коленях. В этом возрасте ребенок уже может учиться самостоятельно, лазить по шведской стенке, веревочной лестнице. Отличный результат дают упражнения на кольцах, ходьба по специальным дорожках с препятствиями.

Важно постоянно поддерживать заинтересованность ребенка к выполнению данных упражнений. Желательно проводить занятия живо, эмоционально, применяя игровые задания. Например, пройти через мостик (доска, скамья), который перекинут через реку, и не замочить ног. Пройти или пробежать по дорожке (две веревки, положенные на расстоянии 25см друг от друга) и не упасть в болото.

Развитие координации у детей 5 - 6 лет.

Дошкольник 5-6летнего возраста продолжает совершенствовать ранее изученные им упражнения. В этом возрасте ребенку можно предлагать ходьбу по гимнастической скамейке (бревну, бордюру) приставным и переменным шагом с движениями рук (всплеск в ладони перед грудью, над головой) ходьба с мячом в руках. При выполнение этих заданий нужно обращать внимание на правильную осанку ребенка, уверенность выполнения движений, его умении ориентироваться в пространстве. Эти упражнения полезно выполнять с «утяжелителем» (вес 500-700гр.) на голове. Ребенок приучается держать голову ровно, при этом сохранять правильную осанку. При выполнении более сложных упражнений на развитие координации (ходьба по бревну, наклонной доске) необходимо снижать темп.

Новые упражнения целесообразно и изучать сначала в облегченных условиях. Например, ходьба с подбрасыванием мяча вверх и ловля его сначала выполняется на доске, которая лежит на полу, а затем, на скамейке (бревне).

Развитие координации у детей 6 – 7 лет.

Дошкольник 6-7летнего возраста получает навыки четкой координации движений во время выполнения разнообразных двигательных действий в статических и динамических положениях.

Большинство упражнений для детей этого возраста состоит из комбинации статических положений тела и динамичных движений, которые выполняются на скамейке или бревне. Например, во время ходьбы по скамейке (высота 30см) присесть и повернуться кругом; ходьба по бревну(скамейке, бордюру) навстречу друг друга. Затем постепенно разойтись держась за руки.

Положение рук во время выполнения упражнений на развитие координации может быть разное – в стороны, за спину, за голову, на поясе.

Упражнения для улучшения координации движений.

Дыхательные упражнения

― Сделайте вдох, задержите дыхание, выдох, снова задержите дыхание. Длительность задержки воздуха постепенно увеличивайте. Упражнение повторите 5-6 раз.

― Сидя на коленях, поиграйте в “шарик”. Сначала “шарик” надувается - через стороны поднимите руки, сделайте глубокий вдох, потом “шарик” сдувается - руки опустите перед собой и сделайте выдох, произнося звуки “С”, “Ш” или “И”.

Растирание

― Потрите ладони одна о другую до появления ощущения тепла.

― Теплыми ладошками разотрите сначала уши до покраснения, затем мочки ушей.

― Упражнение “Слоненок” Большие пальцы рук прижмите к мочкам ушей и делайте круговые движения кистями рук.

― Упражнение “Обезьянка чешется” | Перекрещенными руками сделайте массаж головы в направлении от макушки к ушам, а потом - к шее. Маленький ребенок может руки не перекрещивать.

― Упражнение “Комарики” | Дважды похлопайте противоположной рукой по предплечью и плечу.

― Упражнение “Кулачки” | Постучите кулачками с разных сторон друг о друга.

Пальчиковая гимнастика

― Делайте круговые движения большими пальцами рук.

― Делайте массаж каждого пальчика руки, напоминающий стягивание перчатки.

― Соедините ладошки и поработайте только пальчиками, которые должны “поздороваться” друг с другом.

― Соедините руки в “Замок”.

― Упражнение “Лесенка” | Поочередно укладывайте пальчики друг на друга. И точно также поочередно разводите их в стороны.

Лежа на полу

― Упражнение “Бревнышко” | Лягте на спину, руки вытяните над головой. Перекатываясь с помощью одних плеч, докатитесь до края коврика и вернитесь обратно.

― Упражнение “Солдатик” | Лежа на спине, прижмите руки к бокам. Перекатываясь с помощью одних плеч, доползите до края коврика и вернитесь обратно.

― Упражнение “Сфинкс” | Лягте на живот, руки держите впереди с опорой на предплечья. На руках доползите до края коврика и обратно.

― Упражнение “Лягушка” | Лягте на живот, руки держите за спиной, сцепленными в “замок”. С помощью ног проползите до края коврика и обратно.

― Упражнение “Лодочка” | Лягте на живот, руки вытяните вперед. Сделайте прогиб, поднимите руки и голову. Потом сделайте “Лодочку” на спине: на весу удерживайте голову и ноги. Время растяжки желательно постепенно довести до 1 минуты.

― Лежа на полу, возьмите мяч или яркую игрушку, разведите руки в стороны. Поводите рукой с мячом слева направо, потом вниз-вверх. Не двигая головой, с помощью глаз следите за игрушкой. Потом к “работе” глаз добавляется “работа” языка: глаза и высунутый язык двигаются в одном направлении и следуют за игрушкой. После того, как ребенок самостоятельно сделает это 20-25 раз, можно упражнение усложнить: глазами следите за мячом, а языком двигайте в другом направлении.

Упражнения на четвереньках

В этом комплексе упражнений важна работа рук. Попросите ребенка походить на четвереньках, поочередно перемещая руки вперед. Постепенно усложняйте упражнение: при ходьбе на четвереньках руки идут взахлест: правая - влево, левая - вправо. Суть этого упражнения: синхронизировать шаг и научиться правильно чередовать руки.

Игры, развивающие моторику и координацию движений.

УДОЧКА

Цель игры:

Необходимые материалы и наглядные пособия: толстая веревка, шнур или скакалка с привязанным на конце отягощающим, но мягким предметом (например мешочек с песком, кусочек резинового шланга), чтобы не травмировать игроков.

Ход игры

Из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре игрового поля. Остальные игроки встают вокруг него на расстоянии, соответствующем длине веревки. Водящий в процессе игры вращает веревку по кругу над самой землей, а игроки подпрыгивают вверх, поджимая ноги, так, чтобы мешочек не задел их. Тот игрок, который не успел подпрыгнуть и которого задела веревка, становится водящим.

КУРЫ В ОГОРОДЕ

Цель игры:

Необходимые материалы и наглядные пособия: с помощью кубов и реек или колышков и веревок необходимо отгородить небольшое пространство, которое будет огородом. В центре огорода поставить стул.

Ход игры

Водящий - "сторож", он располагается на стуле в цен? тре огорода. Остальные игроки - "куры", которые находятся за пределами огорода. Пока ведущий говорит:

Куры вышли погулять,

Свежей травки поклевать.

Куры влезли в огород.

Берегись, честной народ!

Куры пробираются в огород и начинают там бегать. Но как только ведущий скажет "Сторож идет!" - водящий встает со стула и старается поймать "кур", которые убегают от него. Если сторож ловит игрока, то они меняются ролями.

ГУСЕНИЦА

Цель игры: развить координацию движений.

Ход игры

Игроки делятся на 2 команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом: правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди. По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.

СКВОРЕЧНИКИ

Цель игры: развить координацию движений, реакцию.

Необходимые материалы и наглядные пособия: для игры в качестве скворечников можно использовать стулья, а можно начертить мелом небольшие круги, которые будут выполнять функцию домиков.

Ход игры

Скворечники располагаются по периметру игровой площадки. Их должно быть на один меньше, чем участников игры. Один из игроков выполняет роль водящего. Все участники игры, включая водящего, свободно передвигаются по игровой площадке под музыку. Как только музыка прекращает звучать, все игроки стремятся запятьлюбой скворечник. Водящий также занимает любой свободный скворечник. Тот ребенок, который остался без скворечника, становится водящим.

МЫШИ И КОТ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: домики, в качестве которых могут использоваться стулья, или можно нарисовать круги мелом па игровой площадке.

Ход игры

Из числа играющих выбирается водящий, который играет роль кота. Остальные игроки - "мыши". "Мыши" сидят в домиках, пока "кот" бодрствует. Когда "кот" засыпает, "мыши" выходят гулять. Они свободно передвигаются по игровой площадке. В это время "кот" просыпается, мяукает и начинает ловить "мышей". "Мыши" разбегаются по домикам. Если "коту" удалось поймать кого-либо из "мышей", то игроки меняются ролями.

ПОЙМАЙ КОМАРА

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: палка длиной приблизительно 1 м, к которой на шнуре подвязан макет комара, изготовленный из картона.

Ход игры

Игроки становятся в круг. Водящий располагается в центре, держа в руках палку с прикрепленным с помощью шнура комаром. Он водит комаром над головами игроков, которые в это время стараются его поймать. Тот, кто схватил комара; становится водящим.

"У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ..."

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: на разных концах площадки провести 2 линии: с одной стороны отделить берлогу для "медведя", а с другой - домик детей. Центральное пространство выполняет функцию опушки леса.

Ход игры

Из числа играющих выбирается водящий, который будет "медведем". Он занимает место в берлоге. Остальные играющие - дети, они располагаются у себя в домике. Дети выходят гулять на опушку леса, собирать грибы и ягоды. При этом они говорят:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.

Как только дети говорят последнюю строчку, "медведь" с рычанием выходит из своей берлоги и старается поймать убегающих детей. Если ему это удается, то игроки меняются ролями, и пойманный игрок становится "медведем".

ОХОТНИК И ЗАЙЦЫ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: на игровой площадке необходимо обозначать место для охотника, кроме того, нужен небольшой мяч.

Ход игры

"Охотник" поворачивается спиной к игровой площадке. В это время остальные участники беспорядочно бегают и прыгают по площадке, играя роль "зайцев". По команде "Охотник!" "зайцы" замирают на местах. Не сходя с отведенной площадки, "охотник" бросает мяч в "зайцев". Тот игрок, в которого "охотник" попал мячом, становится теперь сам "охотником", а "охотник - "зайцем".

МЕТКИЙ СТРЕЛОК

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции, меткость.

Необходимые материалы и наглядные пособил: небольшие кольца для набрасывания и подставки для набрасывания разной формы.

Ход игры

Игроки делятся на команды в зависимости от числа наборов для набрасывания. Команды располагаются на некотором расстоянии от подставок для набрасывания. У каждого игрока имеется по несколько колец. Задача команд - набросить как можно больше колец на подставки.

МЯЧ В КОРЗИНУ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость и глазомер.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи и корзины для забрасывания мячей, мел.

Ход игры

На игровой площадке устанавливают корзины для забрасывания мячей, а на некотором расстоянии от нее проводится черта, обозначающая место, с которого игроки будут осуществлять броски. Игроки делятся на команды. У каждого игрока - по мячу. Задача команд - забросить как можно больше мячей в корзину.

МЫШИ В МЫШЕЛОВКЕ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Ход игры

Из числа игроков выбираются "мыши" (5-7 человек). Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг - мышеловку. "Мыши" находятся вне круга. Игроки, образующие мышеловку, начинают ходить по кругу то влево, то вправо, причем руки их подняты вверх. Они приговаривают:

Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!

В то время, пока дети в круге произносят слова, "мыши" беспрепятственно передвигаются по всему игровому пространству: забегают в круг, выбегают из него. Но как только звучат последние слова "За раз!", - дети, стоящие в круге, опускают руки. "Мышеловка" захлопнулась. Игроки, не успевшие выбежать из круга, считаются проигравшими. Пойманные "мыши" встают в круг, и размер "мышеловки" увеличивается. Когда все "мыши" пойманы, дети меняются ролями и игра продолжается.

КАРАСИ И ЩУКА

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: если игра проходит в помещении, то желательно музыкальное сопровождение.

Ход игры

Из числа игроков выбирается водящий, который будет играть роль щуки. Остальные игроки делятся на 2 группы. Одна группа будет играть роль камешков, другая - роль карасей. Ребята-камешки образуют круг. Внутри круга плавают "караси". "Шука" находится за пределами круга. Как только ведущий скажет "Щука!" - водящий вбегает в круг и старается поймать "карасей". "Караси", в свою очередь, стараются спрятаться за "камешки". Тс "караси", которым не удалось спрятаться и которых поймала "щука", уходят из круга. Игра проводится несколько раз, затем игроки меняются ролями, и выбирается новый водящий.

ВЫШИБАЛЫ (первый вариант)

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч.

Ход игры

Два игрока занимают места напротив друг друга - это вышибалы. Остальные игроки располагаются между ними.
Задача вышибал: постараться мячом попасть в игроков. Игроки же должны как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча.

ВЫШИБАЛЫ (второй вариант)

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч, мел.

Ход игры

На игровом поле чертят мелом две параллельные линии на значительном расстоянии друг от друга. За каждой линией размещается по несколько игроков. Это вышибалы. На пространстве между линиями находится один игрок. Задача вышибал: перебрасывая мяч друг другу, попасть в игрока. А игрок должен как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча.

ПОПРЫГУШКИ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и нарядные пособия: мел.

Ход игры

На игровой площадке необходимо начертить большой круг. Из числа игроков выбирается водящий - "ловишка", который располагается в центре круга. Остальные игроки - попрыгушки, они находятся за кругом. Попрыгушки запрыгивают в круг на левой или правой ноге (это следует обговорить до начала игры) и выпрыгивают из него. "Ловишка" бегает по кругу, стараясь поймать игроков, пока они находятся в круге. Тот, кого поймает "ловишка", становится водящим.

РЫБАЛКА

Цель игры: развить координацию движений, ловкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: удочки (в качестве удочки можно использовать прут) длиной приблизительно 1 м с привязанным к ней с помощью тонкого шнура магнитом, рыбки, изготовленные из картона с прикрепленными к ним небольшими магнитами, мел.

Ход игры

На игровой площадке нужно начертить круг, имитирующий пруд. Игроки занимают места вокруг пруда, в котором находятся рыбки, и по команде начинают ловить рыбок с помощью удочек. Когда из пруда будут выловлены все рыбки, их можно сосчитать и определить победителя.

ЛОВЕЦ ЛЕНТОЧЕК

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: разноцветные ленточки длиной 20-25 см.

Ход игры

Из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Остальные игроки встают в круг.
Ленточки они размещают либо за поясом, либо под воротником. По сигналу ведущего дети разбегаются, а ловец старается догнать играющих и вытянуть у них ленточку. Те, у кого ловец вытягивает ленту, выбывают из игры. По сигналу ведущего игра закапчивается, и осуществляется подсчет добытых ленточек. Затем игру можно возобновить, выбрав нового водящего.

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: если дети играют в помещении, то возможно музыкальное сопровождение.

Ход игры

Игроки располагаются в колонну парами. Перед колонной па расстоянии нескольких шагов проводится линия, за которой располагается водящий, выбранный из числа игроков. Стоящие в колоне говорят следующие слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. . Глянь на небо -
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, дна, три - беги!

В этот момент дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны вперед по разные от нее стороны и стараются взяться за руки. Ловящий, который находится впереди колоны, пытается поймать одного из бегущих раньше, чем игроки возьмутся за руки. Если водящему это удается сделать, то он образует пару с пойманным игроком, а тот игрок, который остался без пары, становится водящим.

ДЕНЬ И НОЧЬ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Ход игры

На двух противоположных концах площадки отделяют пространство - дом дня и дом ночи; посередине площадки проводится еще одна черта. Игроки делятся на две команды. Команды занимают место в центре площадки по разные стороны от средней черты. Они стоят спиной друг к другу. Ведущий говорит: "Внимание", "День" или "Ночь". И в зависимости от того, какое слово он произнес, дети названной команды догоняют детей из противоположной команды. Ловить убегающую команду можно только до тех пор, пока игроки не пересекут черты своего дома.

ВОЛК ВО РВУ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.

Ход игры

В центре площадки ограничивается ров 2 параллельными линиями на расстоянии приблизительно в 1 м. Из числа игроков выбирается водящий - "волк", который располагается во рву. Все остальные игроки - "овцы". Они располагаются с одной стороны рва. По сигналу ведущего "овцы" перепрыгивают через ров па противоположную сторону площадки. "Волк" в это время старается их поймать. И если ему это удается, то игроки меняются ролями.

КРАСКИ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья или скамейки.

Ход игры

Игроки размещаются на стульях или скамейках. Из числа игроков выбирается продавец и покупатель. Покупатель отходит в сторону, а игроки говорят продавцу, какой краской они хотят быть. Через некоторое время приходит покупатель и говорит: "Тук, тук". Продавец спрашивает: "Кто там?" Продавец называет свое имя.

Продавец. "За чем пришел?"
Покупатель. "За краской".
Продавец. "За какой?"

Покупатель называет краску, за которой пришел. Если такая краска есть, продавец называет ее цену. Покупатель хлопает по ладони продавца столько раз, сколько он сказал. С последним хлопком "краска" убегает, а покупатель старается ее догнать. Поймав "краску", он уводит ее к себе. Если названной краски нет, продавец говорит: "Скачи по синей (желтой, красной и т. д.) дорожке па одной ножке". Покупатель скачет до условленного места, затем возвращается. Игра продолжается.

ГОНКИ МЯЧЕЙ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость. Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч.

Ход игры

Игроки встают в круг. Дна игрока, стоящие напротив друг друга, держат мячи. По сигналу ведущего игроки начинают передавать мячи по кругу в одном направлении. Тот игрок, у которого окажутся 2 мяча сразу, проигрывает.

"ТОПОТУНЧИКИ"

Цель игры: развить координацию движений, внимание, находчивость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: воздушные шарики, нитки, веселая музыка.

Ход игры

В игре участвуют, как минимум, 2 человека. Проводить ее можно в просторном помещении, предварительно удалив все бьющиеся предметы и те, о которые дети могут пораниться.

Пригласите первых игроков на импровизированную сцену. Привяжите к ноге каждого участника воздушный шарик. Затем объясните, что их цель - наступить на шарик противника и лопнуть его, при этом необходимо сохранить свой. По команде ведущего включается музыка, и ребята приступают к поединку.

Эту игру можно усложнить, увеличив количество привязанных шариков. По возможности можно приглашать сразу несколько участников.

БОЛОТО

Цель игры: развить координацию движений, внимание, находчивость и сообразительность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги, карандаш, ножницы, краски.

Ход игры

До начала игры нужно приготовить все материалы. Привлеките к этому вашего ребенка. На чистых листах бумаги надо нарисовать 5-10 зеленых островков, вырезать их. Затем разложить их по комнате и предложить детям представить, что они попали на "болото". Расскажите о том, что на "болоте" очень опасно передвигаться, делать это можно только в сопровождении взрослых. Но у нас болото не настоящее, а сказочное. На нем есть волшебные островки, на которые можно без страха наступать. Но прежде чем сделать шаг, нужно произнести пароль. Далее вам нужно выбрать тему, слова из нее и будут паролем. Это могут быть животные, цветы, имена людей и др.
Если в игре участвуют команды, то передвижение можно устраивать на скорость. Та команда, которая быстрее преодолеет необходимое расстояние, будет считаться победителем.

"ЭХ, ЯБЛОЧКО!.."

Цель игры: развить внимание, координацию движений, сосредоточенность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: яблоки или другие фрукты (их количество должно соответствовать числу участников), веселая музыка.

Ход игры

Эта игра проводится у круглого стола. Вес ребята выстраиваются вокруг стола, на котором нужно разложить яблоки на одно меньше количества участников. По команде ведущего ребята начинают передвигаться вокруг стола (шагом пли в быстром темпе - решать ведущему). В тот момент, когда музыка выключается и ведущий говорит "Стоп", каждый участник должен взять со стола одно яблоко. Тот участник, который не успел и которому ничего не досталось, выбывает из игры, получив в качестве поощрения яблоко со стола. Затем игра начинается заново, но уже без одного участника и одного яблока. Для ребят постарше этот конкурс можно усложнить выполнением различных заданий параллельно передвижению. Например, ведущий может предложить спеть песню, пройтись вприсядочку, попрыгать на одной ноге, поднять руки вверх и т. д.

ДОНЕСИ МЯЧИК

Цель игры: развить внимание, координацию, командный дух, сообразительность, (способствует профилактике сколиоза).

Необходимые материалы и наглядные пособия: мячик небольшого размера.

Ход игры

В игре участвуют 2 человека. Желательно проводить ее на свежем воздухе или в просторном помещении. Определяется расстояние, которое должны пройти игроки, и объясняется задание. Двое участников встают спинами друг к другу так, чтобы между ними, чуть выше уровня лопаток, мог поместиться мячик. В такой позе они должны преодолеть необходимое расстояние. Если они уронили мячик, они должны возвратиться к стартовой черте.
Эту игру можно проводить как эстафету, в которой будут участвовать несколько команд.

СТРУЙКА ИЗ ФАСОЛИ

Цель игры: развить координациюдвижений, мелкую моторику рук, внимание, сосредоточенность, целеустремленность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: обыкновенная пол-литровая бутылка из-под молока, по горсти фасоли на каждого участника.

Ход игры

Суть этой игры, как и предыдущей, - закинуть как можно больше фасолин в бутылку. Но в этом случае задача значительно усложнена. Все фасолины участник должен зажать в кулачке и затем, отпуская по одной, закинуть их в бутылку.

При этом рука его должна быть строго в вытянутом состоянии на расстоянии 30 см от бутылки.

Если ребята справляются с этим заданием, его можно усложнить. Можно дать задание поднять руку на расстояние 50 или 100 см от бутылки. Можно увеличить число фасолин до такого количества, чтобы их стало неудобно держать в руке и т. д.

ЛОВКИЕ РУЧКИ

Цель игры: развить мелкую моторику рук, координацию, внимание, усидчивость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: несколько брусков цилиндрической формы, 1 колпачок или крышка от какой-нибудь емкости диаметром больше бруска на 1 см, тонкая палочка.

Ход игры

Эту игру необходимо проводить за столом. Перед началом игры разложите все перечисленные предметы следующим образом: поставьте оба бруска па расстоянии 15-20 см друг от друга. На один из них наденьте колпачок. Затем объясните ребенку, что его цель - перенести колпачок с одного бруска па другой с помощью палочки. Для этого нужно подхватить колпачок снизу и, надев его на палочку, аккуратно, чтобы не уронить, попытаться перенести.

Усложнения в этой игре могут быть самыми разнообразными: за счет увеличения расстояния между брусками, сокращения диаметра колпачка по отношению к бруску и т. д.

СЛИВА В ЛОЖКЕ

Цель игры: развить мелкую моторику рук, координацию движений, внимание, целеустремленность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: 2 столовые ложки, несколько крупных слив или других фруктов этого размера, 2 блюда и веселая музыка.

Ход игры

Эта игра идеально подходит для летнего отдыха и для большого количества участников. Желательно проводить ее в форме эстафеты.
Для начала все участники делятся на 2 команды. Определяются границы дистанции и порядок ее прохождения внутри команд. На финише ставится блюдо для каждой команды. Затем первым игрокам каждой команды раздаются ложки и по сливе и объясняется, что цель каждой команды - донести свою сливу в ложке до финиша, возвратиться на старт и передать ложку следующему игроку. По команде ведущего участники кладут сливу в ложку и отправляются в путь. Если кто-то из участников уронил сливу, он все равно должен продолжить свой путь и только потом возвратиться па финиш.
Победителем считается та команда, которая донесет до финиша как можно больше слив.

НАКОРМИ ЗАЙЧОНКА

Цель игры: развить координацию, память, внимание, аналитическое мышление.

Необходимые материалы и наглядные пособия: плакат или большая картинка, на которой изображен заяц (желательно нарисовать этот плакат заранее вместе с ребенком), морковка (можно использовать пластмассовую или сделать ее из бумаги).

Ход игры

Перед началом игры на плакате в районе рта зайца вырезается дырка. Затем нужно вырезать еще несколько дырок в разных местах плаката. Во время игры он вешается па стену или какой-нибудь стенд. Выбирается участник, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Затем несколько раз его крутят вокруг своей собственной оси и подводят к плакату. Всем ребятам рассказывается, что наш кролик голодный и его надо покормить. Задача участника - вложить морковку кролику в рот. Так как дырок на картинке много, сделать это будет не так просто.

В этом конкурсе главное не победа, а участие. Он поднимает настроение и прекрасно подходит для самых различных праздников.

КОЛЕЧКО

Цель игры: развить координацию движения, внимание, память, умение сосредоточиться.

Необходимые материалы и наглядные пособия: длинная нитка, кольцо средних размеров (чуть больше, чем необходимо для указательного пальца), большое помещение, в котором можно подвесить колечко.

Ход игры

Это игра рассчитана на 2 участников, но чем больше в ней игроков, тем она веселее и увлекательнее.

Подвешивается колечко на такой высоте, чтобы участники могли попасть в него пальцем вытянутой руки. Выбирают первого игрока и ведущего. Ведущий подводит участника к подвешенному кольцу на расстояние вытянутой руки, затем отводит его на три шага назад и поворачивает его несколько раз вокруг себя. Все остальные участники встают полукругом и наблюдают.

После того как первого смельчака раскрутили, он с вытянутой рукой должен сделать три шага по направлению к кольцу и точно попасть в него пальцем. Если с первого раза это не получилось, у него есть еще несколько попыток нащупать пальцем кольцо.

Усложнить эту игру можно различными способами. Во-первых, можно увеличить количество шагов. Во-вторых, игроку можно завязать глаза и мешать различными комментариями и неправильными указаниями.
Победителем считается тот, кто быстро и без ошибок преодолеет это расстояние.

ПЕТУШИНЫЕ БОИ

Цель игры: развить координацию движений, аналитические способности, внимание, целеустремленность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: веселая музыка.

Ход игры

Эта игра проводится на свежем воздухе или в достаточно большом помещении.

На полу или на земле надо начертить круг. Это будет зона поединка.
Затем выбираются первые два участника, которые будут разыгрывать поединок. Объясняются правила поединка. Первые два участника должны встать в круг на одной ноге, вторую придерживая руками. Их цель - вытолкнуть друг друга из этого круга. При этом нельзя пользоваться руками. Тот участник, который быстро и без нарушения правил вытолкнет своего противника из круга, считается победителем.

Дорогие, друзья! Сегодня поговорим о развитии координации движений у детей. Что такое координация? Зачем ее развивать? Значение латинского слова coordination переводится как взаимоупорядочение. То есть координация движений – это процесс взаимной согласованности работы мышц человеческого тела, которые направлены на осуществление определенной задачи. Развитие такой согласованности очень важно для ребенка, это и ловкость движений, физическая тренировка, ритмичность, выносливость. Простые и интересные можно включать в игры на свежем воздухе и дома, а придумать их могут сами родители. Для таких веселых активных игр пригодятся мячи, шары, резинки, палочки для гимнастики, скакалочки, кегли, большие и маленькие обручи, различные небольшие предметы, игрушки и так далее. Здорово, если все используемые предметы еще и имеют разную расцветку, тогда можно попутно развивать и массу других важных навыков.

Каким образом вышеперечисленные предметы использовать в играх с детьми? Мы предлагаем вашему вниманию упражнения для развития координации , которые дети будут выполнять с огромным удовольствием, потому что это все игры, это весело, в них могут принимать участие родители, но сначала несколько рекомендаций для заботливых мам и пап.

— Длительность одной игры не должна превышать 5-6 минут.
— Перед игрой объясните малышу, что нужно делать, покажите, как это сделать.
— Пусть звучит веселая музыка во время детских игр. Если крохе менее двух лет, то желательно, чтобы сопровождающая песенка была одной и той же, так малыш будет привыкать к тому, что это сигнал для начала игры.
— Для деток до двух лет необходимо сопровождение родителя на протяжении всей игры, во всяком случае, первое время. Выполняйте задание вместе с ним пошагово.
— Если ребенок устал, сразу же завершайте игры. А если малыш не в настроении не начинайте, перенесите занятие на более удачное время.

Развитие координации прекрасно происходит на различных открытых детских площадках, которые оборудованы лесенками, горками, платформами, канатами, качелями, каруселями. Такие замечательные площадки есть сейчас почти в каждом городе, дети всегда с восторгом посещают их. Сейчас купить карусели разные по размеру и конструкции могут не только организации и крупные фирмы, но и родители, которые хотят подарить радость своему малышу или всем деткам, которые гуляют во дворе. Такое приобретение добавит радости и веселья на игровой площадке.

Упражнения на координацию для детей

1. Перенеси мячик. Игра заключается в том, чтобы преодолеть лабиринт, перенести мячик и положить его в корзинку. Сначала нужно разложить одну или две скакалки в виде лабиринта. С одной стороны лабиринта разместить небольшие мячики, с другой – пустую корзинку или коробку. Начинать игру нужно с той стороны, где размещена корзинка. Перед малышом стоит задача: пройти лабиринт (желательно босиком), взять в руки мячик на другой стороне лабиринта, вернуться назад к корзинке, положить в нее мяч.

2. Пеньки. Для этой игры потребуются пеньки разные по высоте (4-7 штук), их необходимо расставить на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы получилась дорожка. Рядом с пеньками рассыпать небольшие предметы (можно использовать мячики, крупные детали конструктора, игрушки). Корзину нужно разместить или в начале, или в конце дорожки из пеньков. Малыш должен по пенькам добраться до предмета, взять его, пробежать по полу, не по пенькам к корзинке и бросить в нее находящийся в руках предмет.

3. Обручи и мячи. Сделать дорожку из небольших обручей (2-4 штуки), разместить рядом с ними предметы, которые ребенок будет собирать, и с одной стороны дорожки — корзинку, в которую собранные предметы нужно складывать. Малышу необходимо прыгнуть в середину обруча, взять предмет, вернуться к корзинке.

4. Тоннель. Два – четыре обруча необходимо установить вертикально на небольшом расстоянии. Кроха должен проползти или пройти через тоннель, взять предмет, пробежать на исходную позицию, положить предмет.

5. Пройти между палочками. Разместить палочки параллельно друг другу на небольшом расстоянии (три-пять штук с каждой стороны). Рядом с ними рассыпать предметы. Ребенок должен пройти посередине, не наступая на палочки, собрать мячики, поместить в корзинку, которая расположена с одной стороны от дорожки.

6. Попрыгаем. Для тренировки ловкости, смелости, силы потребуется небольшой пуф или детский стульчик и мат. На мате нужно рассыпать мячики, а собирать их, прыгая с пуфа. Внимание! Задание выполняется вместе с мамой или папой. Следите за тем, чтобы, приземляясь, ребенок приседал.

7. Резиночка. Нужно натянуть скакалку или резинку на ножки двух стульчиков примерно на уровне колен малыша. Рассыпать мячики с одной стороны от сооружения. Нужно пролезть под резиной, взять мяч, вернуться, высоко поднимая ноги, переступая через резину.

8.Баскетбол. Нужно забросить мяч в обруч. Для малышей – небольшой обруч, небольшой мячик, параллельно полу на небольшой высоте. Для детей постарше – перпендикулярно полу, повыше, меняя позицию обруча (выше, ниже, в правой руке, в левой руке).

9. Попадание в цель. Необходимо попасть в корзинку или ведро мячиком с расстояния. Для детей более старшего возраста расстояние увеличивается.

10. Перекати мяч. Для выполнения этого упражнения понадобится гимнастическая палка. Необходимо перекатывать мячик при помощи палочки к корзине под сопровождение веселой музыки.

11. Перенеси мяч в ложке. Очень интересное упражнение, но довольно сложное. Необходимо перенести маленький мячик при помощи ложки и поместить его в корзинку.

Это далеко не полный перечень игр. Такие можно выполнять в коллективе детей, например, во время праздника или совместной прогулки, или в детском саду. В зависимости от возраста игроков можно усложнять или упрощать задания, использовать различное оборудование, подручные средства, предметы. Главное, почаще предлагать ребенку . Для детей постарше прекрасно подойдут занятия танцами и любым спортом. Игры и упражнения помогут также сохранить