Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна? Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Польза артикуляционной гимнастики

Детский логопед. Я рассказываю, как любое занятие направить на развитие речи вашего ребенка. Сегодня мы рассмотрим период развития речи от 1 года до 2 лет.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третье – вырабатывать точность позы губ, языка, необходимую для произнесение того или иного звука.

Почему стоит заниматься артикуляционной гимнастикой?

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалистов: логопедов, дефектологов.

Дети, со сложными нарушениями звука произношения, смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнём заниматься Логопед: их мышцы будут уже подготовлены к постановке звука.

Артикуляционная гимнастика очень полезна, даже детям с правильным, но вялым звуко произношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”. Так же надо понимать, что чёткое произношение звуков является основой задачей при обучении письму на начальном этапе, поэтому детям необходимо артикуляционная гимнастика.

Занятий артикуляционной гимнастикой позволят всем: и детям, и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Какие бывают упражнения?

Упражнения бывают статические и динамические. Статические – это упражнения, где ребёнок выполняет определённую позу щек, губ, языка.

Динамические -это упражнения, где необходимо правильное движение щек, губы, языка.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Артикуляционной гимнастикой можно заниматься 2-ух лет, но стоит знать какую цель Вы преследуете. С помощью артикуляционной ганские можно поставить определенный звук, так же можно улучшить дикцию целом. Для определенного звука есть своя артикуляционная поза, а гимнастика помогает нам выработать эту правильную позицию. Про звуки мыс Вами обязательно поговорим, но чуть позже.

Существует множество пособий, книг, специальных тетрадок для отработки артикуляционной гимнастики.

Но прежде чем заниматься самостоятельно, лучше сходить на прием к логопеду, чтобы он показал Вам, как правильно нужно заниматься. Какие упражнения нужно использовать именно Вам. Это очень важно, так как некоторые упражнения мы не используем в определенный возраст. А затем Вы уже самостоятельно, по рекомендации логопеда, сможете заниматься дома.

С чего начать артикуляционная гимнастику?

Если вы уже все знаете, все прочитали и рветесь в бой, то вам помогут некоторые правила по выполнению упражнений.

Сначала необходимо познакомьте ребёнка с зеркалом и отражением в нем. Посматрите вместе с ребёнком на его губы, зубы и язык. Существует множество интересных сказок, которыми можно занять ребёнка в момент артикуляционный гимнастикой.

Правила выполнения артикуляционный гимнастики

Артикуляционная гимнастика должны выполняться не более 15 минут в день, обычно это 7-10.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед едой или спустя час-полтора после.

Артикуляционная гимнастика проводится только в игровой форме и перед зеркалом, так как ребёнку необходимо зрительный контакт. (Если ребёнок не хочет заниматься перед маленьким зеркалом, доставьте ему радость и сядьте на пол перед большим зеркальным шкафом, где ему будет видно все его лицо,игрушки, которые сидят рядом, его руки и вас в том числе).

Именно с помощью этой гимнастики человек может научиться правильному произношению звуков. Специалисты утверждают, что достаточно тратить в день 5-15 минут на разминку речевого аппарата и вскоре произношение станет четкое и ровное. С детьми необходимо заниматься в форме игры – не перегружая их. Не следует также требовать от ребенка стопроцентного выполнения того или иного упражнения, но стремиться к этому важно. Помните, что первая неудача может расстроить малыша и он, не получая удовольствия от занятий, будет относиться к ним несерьезно, а возможно даже будет бояться и всячески избегать. Кстати, специальная артикуляционная гимнастика поможет женщинам «в возрасте» избавиться от второго подбородка и морщин.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Правильно и четко проговаривать слова могут не все взрослые, не говоря уж о детях. Чтобы четко употреблять каждый звук, необходимо, чтобы артикуляционный аппарат был к этому подготовлен. Его «расстройство» связывают со многими причинами. Кто-то утверждает, что нарушение речи и дефекты при произношении букв и звуков связаны… с родами – чем труднее они были, тем большая вероятность того, что нарушена ЦНС и, как следствие, речевые навыки заторможены. Сторонники другой теории уверены, что причина дефектов речи связана с осложнениями после . Третьи говорят, что это связано с долгим сосанием ребенком пустышки.

Какие бы теории не существовали, но факт остается налицо – артикуляционный аппарат у многих детей недостаточно подвижен, поэтому он не может быстро принять определенную позу для правильного и четкого произношения той или иной буквы или звука.

Чтобы развивать и совершенствовать свой речевой аппарат, необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Начинать надо с нескольких повторений одного упражнения, постепенно увеличивая не только количество занятий, но и частоту повторений.

При занятиях очень важно выполнять упражнения качественно и чисто – движения должны быть либо плавными, либо резкими – все зависит от упражнения. При этом вялость, как и напряжение мышц нежелательны.

Помните, что только артикуляционная гимнастика может сформировать правильное произношение. Но выполнять упражнения необходимо систематически! От одного-двух раз произношение не изменится. Результат будет виден после определенного количества занятий.

С чего начинать занятия?

Разумеется, что работать с взрослым человеком проще, намного тяжелее, когда перед тобой сидит ребенок. Прежде, чем давать упражнения, ребенку нужно его тщательно объяснить. Особое внимание уделить при этом нужно непосредственно технике выполнения. Желательно с первых же минут заинтересовать малыша – именно любопытство и интерес приведут к тому, что ребенок с огромным удовольствием будет заниматься артикуляционной гимнастикой. Самое лучшее – это придумать свою игру и пригласить поиграть в нее ребенка. Например, рассказать, что «ротик – это домик язычка», «зубки – это заборчик», «губки – это дверцы» и т. д. В артикуляционной гимнастике очень много упражнений связаны с подвижностью языка. Объясните малышу, что язычок умеет превращаться в самые разнообразные предметы – покажите, как он может стать «лодочкой», «горкой», «чашечкой», «трубочкой». А еще он может быть «стрелкой часов», «качелькой» и замечательно «играет в прятки».

Все занятия необходимо выполнять только перед зеркалом, так как ребенок должен видеть не только лицо человека, который с ним занимается, но и свое собственное – так быстрее он сможет исправить свои недостатки и будет делать гимнастику правильно.

Ребенок нуждается в – только так можно добиться положительного результата. Не стоит ругать малыша, даже если у него пока ничего не получается – в противном случае можно отбить охоту выполнять упражнения.

Базовые упражнения

  1. Губы. Упражнения, которые пробуждают артикуляционный аппарат. Выполнять по очереди несколько раз:
    • «Улыбка». Очень простое упражнение, так как улыбаться умеют все. Необходимо улыбнуться так, чтобы стали видны верхние и нижние зубы, а затем вслух произнести «И». Удержаться в этой позе 5 секунд. Со временем «И» произносить про себя, а время увеличить до 10 секунд;
    • «Трубочка». Губы вытянуть вперед, сложив их «трубочкой». Сначала вслух, затем про себя произносить «У». Первые упражнения выполнять в течение 5 секунд, затем увеличить время до 10 секунд.
  2. Нижняя челюсть:
    • «Ворота». Проделать упражнение «Улыбка», затем опустить нижнюю челюсть и держать рот открытым пять секунд. Постепенно усложнить упражнение – держать рот открытым 10 секунд;
    • «Заборчик». Верхние зубы поставить на нижние, губы растянуть в улыбке, обнажив зубы. Удерживать позу сначала 5 секунд, затем увеличить время до 10 секунд.
  3. Язык. В основном все упражнения для разминки языка выполняются с исходного положения – рот необходимо раскрыть, губы растянуть в улыбке, а нижнюю челюсть оставить неподвижной. Упражнения отлично помогут подготовиться к выступлению или монологу, так как «разогреют» язык и подготовят его к «работе»:
    • «Часики». Принять исходное положение. Язык двигать вправо-влево, касаясь уголков губ;
    • «Качельки». Принять исходное положение. Язык двигать вверх-вниз, касаясь нижней и верхней губы;
    • «Болтушка». Принять исходное положение. Язык двигать вперед-назад;
    • «Лопатка». Принять исходное положение. Язык расслабить, сделать широким и положить на нижнюю губу;
    • «Иголка». Принять исходное положение. Язык напрячь, вытянуть вперед, чтобы он был тонким и узким;
    • «Футбол». Губы сомкнуть. Язык упирать попеременно то в левую, то в правую щеку;
    • «Чашечка». Рот открыть, язык расслабить, поднять вверх к зубам, не касаясь их. Удерживать язык сначала 5 секунд, затем увеличить время до 10 секунд;
    • «Грибок». Рот открыть. К небу приставить язык, при этом нижнюю челюсть оттянуть вниз. Задержаться в этом положении на 10 секунд;
    • «Горка». Выполнить исходное положение. Язык поднять вверх и прижать к коренным зубам, после чего опустить кончик языка и прикоснуться им к нижним зубам. Удерживать в таком положении язык 15 секунд;
    • «Варенье». Исходное положение. Вытащить расслабленный язык и облизать верхнюю губу, после чего спрятать его в рот. Выполнить 15 раз.

Артикуляционная гимнастика для женщин

Женщины всегда мечтают выглядеть «на все сто процентов», а помочь в этом читательницам МирСоветов сможет специальная артикуляционная гимнастика – она избавит от второго подбородка и вернет коже гладкость и ровность, благодаря тому, что укрепятся мышцы лба, щек, рта и носа.

  1. Упражнение для лба. Пальцы рук сомкнуть и поместить на лоб. Прижать пальцы, при этом брови поднять вверх как можно выше. Произносить звук «А».
  2. Упражнения для щек. Носогубные складки придавить указательными пальцами, при этом петь «И-и-и-и».
  3. Упражнение для скул. Вдохнуть воздух, закрыть рот, выдыхать толчками – через правый, затем через левый угол рта. Надуть щеки, закрыв рот ладонями.
  4. Упражнение для рта. Сдавить уголки рта пальцами, «подуть» на воображаемый кипяток.
  5. Упражнения для носа. Зажать большими пальцами крылья носа, после чего раздуть их.
  6. Упражнения для ускорения кровообращения. Повернуть голову несколько раз влево–вправо, потом опустить на грудь. Повторить несколько раз.

Начнём с того,что я объясню вам,дорогие мамочки,что такое артикуляционный аппарат и для чего он нужен.
Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К нему относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань.
Надо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от “архитектуры” которого зависит качество звука.

Работает этот наш артикуляционный аппарат только в том случае,если каждый орган,каждая мышца этого органа функционирует правильно,без каких-либо изъянов и дисфункций. Но, для того,чтобы выявить изъян или нарушение,нужно представить себе, каково оно в норме. Для этого,вам придётся провести какое-то время у зеркала.

Взглянем на себя в зеркало. Лицо должно быть спокойным, губы находятся в покое - обратите внимание.Теперь улыбнитесь. Ну-ка, пошлёпайте губами, словно говоря ПА-ПА-ПА.
Соберите губки в трубочку,как это делают сгоревшие в солярии девочки на фото в интенете.
А теперь приподнимите верхнюю губу,словно вы злой пинчер.
Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма,вам понравится, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку, затем зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.

А теперь пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, “винтиком”, “трубочкой”. Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.Такое артикуляционное упражнение называется "Часики".

Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (в этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе “высокое небо” и объемный рот.

Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.
Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким “хлопком” через сжатые (собранные в “пучок”) губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

А теперь просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной.

Возьмите любое стихотворение, прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Работайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. Каждый раз, прежде чем начать говорить, наберите в лёгкие воздух, ведь дыхание необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности.
Познакомились со своим артикуляционным аппаратом?

А теперь мой вам совет.Тому же самому научите своих детишек. Не важно, есть ли у них нарушения речи или нет, такая гимнастика полезна абсолютно всем. Чем лучше ребёнок будет владеть своим артикуляционным аппаратом, тем чище и правильнее будет его речь и тем меньше будет у него (да и у вас) проблем при обучении в школе.
Можно начинать лет с трёх. Логопеды советуют и раньше, но по моему опыту, дети не всегда понимают, что маме от него нужно(до 3-х лет).

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребнка.

2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3. Покажите правильное выполнение упражнения.

4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Существует такое понятие,как "артикуляционные позиции". Это такие позиции языка, губ и нёба, при помощи которых, тренируется артикуляционный аппарат.

1)упражнение "Качели"Язык опускается вниз и поднимается вверх:

2)"Вкусное варенье" - языком облизать верхнюю и нижнюю губы:

3)"Грибок"- необходимо присосаться кончиком языка к нёбу:

4)"Иголочка" - максимально сузить кончик языка:

5) "Катушка":

6)"Лопаточка" - максимально расслабить язык и уложить его на нижние зубы и нижнюю губу:

7)"Трубочка" - свернуть язык:

8)"Чашечка":

Выучите эти упражнения сами перед зеркалом.А потом научите своего ребёнка. Каждую позу желательно удерживать в течении 10 секунд. В день по три раза(10 секунд) через каждые 5-6 часов и ребёнок научится выполнять их самостоятельно.

А теперь намного упражнений,включающих в себя артикуляционные позиции.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх - вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Крутить шарик лакательными движениями языка.
5. Язык - «Чашечка» , цель - поймать шарик в «Чашечку».
6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

УПРАЖНЕНИЯ С ЛОЖКОЙ

1. Язык - «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

ИГРЫ С ВАТНЫМИ ШАРИКАМИ И БУТЫЛОЧКАМИ, СВЕЧКАМИ,«ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ»

Вытянуть губы вперд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ре-бнком), загоняя его между двумя кубиками.
Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«ПОЮЩАЯ БУТЫЛОЧКА»
Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздатся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

1. Следите за тем, чтобы не надувались щки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.
2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«СВЕЧА»
Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«ФОКУС»
(«Снежинка на носу») Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Усложнение: На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно е слегка увлажнить (провести по кончику языка ребнка).
Обратите внимание!

1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.
2. Не сжимать язык зубами.
3. Выдох плавный, длительный.
Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

«СЛАДКАЯ ЗАРЯДКА» (упражнения с чупа-чупсом).

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер.
Разверните леденцы и давайте немного поиграем. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком. Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу, выполнять движение.

Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.
Удачи вам в занятиях!
С любовью, ваша Киралева.

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна, Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Организация проведения артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.

Для чего она нужна?

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки [с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят научиться говорить правильно, чѐтко и красиво. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет улучшить кровоснабжение артикуляторных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек; научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность (напряженность) органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

По проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Взрослый показывает выполнение упражнения.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.


Подробности Категория: Без категории

Артикуляционная гимнастика.Для чего она нужна?


Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения,именуемые звукопроизношением. Звуки в речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения можно отнести к первому этапу в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики

  • выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата;
  • умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

  • Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помо­щи специалиста.
  • Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  • Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроиз­ношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ном этапе.
  • Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться гово­рить правильно, чётко и красиво.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра­ста и усидчивости ребёнка.
  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.
  • В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать поло­жение языка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.