Константин воробьев - немец в валенках.

Т огда в Прибалтике уже наступала весна. Уже на нашем лагерном тополе набухали почки, а в запретной черте - близ проволочных изгородей проклевывалась трава и засвечивались одуваны. Уже было тепло, а этот немец-охранник явился в наших русских валенках с обрезанными голенищами и в меховой куртке под мундиром. Он явился утром и дважды прошелся по бараку от дверей до глухой стены: сперва оглядывал левую сторону нар, потом правую,кого-то выиски-вал среди нас. Он был коренастый, широколицый и рыжий, как подсолнух, и ступал мягко и врозваль, как деревенский кот.

Мы - сорок шесть пленных штрафников - сидели на нижних ярусах нар и глядели на ноги немца,- эти сибирские валенки на нем с обрезанными голенищами ничего не сулили нам хорошего. Ясно, что немец воевал зимой под Москвой. И мало ли что теперь по теплыни взбрело ему в голову и кого и для чего он тут ищет! Он сел на свободные нары, закинул ногу на ногу и поморщился. Я по себе знал, что отмороженные пальцы всегда болят по теплыни. Особенно мизинцы болят... Вот и у немца так. И мало ли что он теперь задумал! Я сидел в глубине нар, а спиной в меня упирался воентехник Иван Воронов,- он был доходяга и коротал свой последний градус жизни. У нас там с Вороновым никогда не рассеивались сумерки,- окно лепилось над третьим ярусом, и все же немец приметил нас, точнее, меня одного. Он протянул по направлению ко мне руку и несколько раз согнул и расправил указательный палец.

Я уложил Ивана и полез с нар. Там и пространства-то было на четыре вольных шага, но я преодолел его не скоро: немец сидел откинувшись, держа ноги на весу и глядя на меня с какой-то болезненно брезгливой гримасой, а мне надо было балансировать, как бы табанить то правой, то левой рукой, чтоб не сбиться с курса, чтоб подойти к нему по прямой. Я не рассчитал и остановил-ся слишком близко от нар, задев поднятые ноги немца своими острыми коленками. Он что-то буркнул - выругался, наверно,- и отстранился, воззрившись на мои босые ноги с отмороженны-ми пальцами. Я стоял, балансировал и ждал, и в бараке было тихо и холодно. Он что-то спросил у меня коротко и сердито, глядя на ноги, и я отрицательно качнул головой,- мы знали, что охран-ники и конвоиры особенно усердно били доходят, больных и тех, кто хныкал, закрывался от ударов и стонал.

Шмерцт нихт? [Не болит?] - спросил немец и посмотрел на меня странно: в голубых глазах его, опушенных белесыми ресницами, было неверие, удивление и растерянность.- Ду люгст, менш! [Ты лжешь, человек!] - сказал он. Я понял, о чем он, и подтвердил, что ноги у меня не болят. Он мог бы уже и ударить,- я был готов не заслоняться и не охать, а на вопросы отвечать так, как начал. Ожидание неминуемого - если ты в плену и тебе двадцать два года - главнее самого события, потому что человек не знает, с чего оно начнется, сколько продлится и чем закончится, и я начал уставать ждать, а немец не торопился. Он сидел, о чем-то думал, странно взглядывая на меня и поддерживая на весу свои ноги в валенках с обрезанными голенищами. В бараке было тихо и холодно. Наконец немец что-то придумал и полез рукой в правый карман брюк. Я расставил ноги, немного наклонился вперед и зажмурился,- начало неминуемого было теперь известно. Оно тянулось долго, и. когда немец что-то сказал, я упал на него, потому что был с закрытыми глазами и звук его голоса показался мне глохлым эхом конца события. Немец молча и легко отвалил меня в сторону, и я побарахтался сам с собой и сел на край нар. В бараке было очень тихо и холодно. Наверно, Воронов видел, как я подходил к немцу, и теперь сам двигался к нам тем же приемом будто плыл. Он глядел мне в лоб,- может, ориентир наметил, чтоб не сбиться с курса, и глаза у него были круглые и помешанно-блестящие. Немец не замечал Воронова, пробуя склеить сигарету,- я поломал ее, когда упал на него, а Иван все шел и шел, табаня то правой, то левой рукой. Я не знал, что замыслил мой друг доходяга. Управившись с сигаретой, немец увидел Воронова и сперва махнул на него рукой, как кот лапой,- перед своим носом, а затем уже крикнул:

Иди назад! - сказал я Ивану.

А... ты? - за два приема выговорил он, по-прежнему глядя мне в лоб сумасшедшими глазами.

Я тоже приду,- сказал я.

А он? Чего он?

Форт! - крикнул немец и махнул рукой перед своим носом.

Иди к себе! Скорей! - сказал я, и Воронов округло повернулся, и его повело куда-то в сторону от нашего с ним места в углу нар. Зажигалка у немца не работала,- наверно, камушек истерся или бензин иссяк, и он все клацал и клацал, не упуская из вида Ивана,- опасался, может, что того завернет сюда снова. Воронов добрался до места и лег там животом вниз, уложив по-собачьи голову на протянутые вперед руки. Он глядел мне в лоб. В сумраке нар глаза его блестели, как угли в золе, и немец издали опять махнул на них кошачьим выпадом руки, а Иван тоненьким - на исходе - голосом сказал: - Хрен тебе... в сумку.

Вас вюншт дизер феррюктер? [Чего хочет этот сумасшедший?] - спросил немец. Возможно, он произнес не эти слова,- я ведь не знал по-немецки, но он спрашивал о Воронове, и я ответил, тронув свой кадык:

Он просит пить.

Немец наморщил лоб, глядя на мой рот, и понял:

Вассер? [Вода?]

Да,- сказал я.

Бекомт ир денн кайн вассер? [Вы не получаете воды? ]

Нет,- понял я.

Шайзе! - негромко и мрачно выругался немец, а Иван попросил меня рвущимся подголоском:

Саш, скажи ему... хрен, мол, в сумку!

Он сулил ему не хрен, а совсем другое, что, как казалось ему, не лучше стужи под Москвой, я кивнул, обещая, и Воронов притих и перестал блестеть глазами. Немец закурил, но сигарета плохо дымилась, потому что была поломана, и он протянул ее мне. Я зажал на ней надрыв и затянулся до конца вдоха. Сигарета умалилась до половины, а я подумал, что Ивану хватит "тридцати", и затянулся вторично. Я видел, что немец ждет, когда я выдохну дым, но его не было - осел там, во мне. Барак, нары, ждущий немец поплыли от меня, не отдаляясь, прочь, и в это время Иван позвал, как из-за горизонта:

Саш! Двадцать... Ладно?

Ецт вилл эр раухен? [Он хочет курить? ]- спросил немец, показав на Ивана и на сигарету. Я подтвердил, а немец удивленно выругался. Я решил, что проход в нем и было-то каких-нибудь четыре вольных шага! - надо преодолеть падением вперед, тогда ноги самостоятельно обретут беговой темп и меня не уведет в сторону. Воронов ожидал меня не меняя позы, только растопырил указательный и средний пальцы правой руки - приготовился. Я вложил между ними окурок и подождал. Иван затянулся и зажмурился,- поплыл, наверно, вместе с бараком, и тогда я оглянулся на немца. Он некоторое время смотрел то на мой лоб, то на ноги, потом позвал, но не пальцем, как раньше, а в голос.

Алле зинд да флюхтлинге? [Все здесь бежавшие? ] Ком-ком? - спросил он и посеменил по доскам нар короткими пальцами, поросшими медным ворсом.

Все,- сказал я и сел на свое прежнее место.- Только не в одно время и из разных лагерей.

Немец приподнял с пола ноги, и лицо у него стало каменным и напряженным, наверно, защемило пальцы. Мне хотелось лечь там у себя рядом с Вороновым, подтянуть колени к подбородку, а ступни обжать ладонями, чтобы затушить боль в мизинцах. Я безотчетно, но на такую же высоту, как и немец, приподнял свои ноги и нечаянно охнул.

Шмерцен? - спросил немец.

Ну болят, болят! - со злостью сказал я.- Тебе от этого легче, да?

Мы встретились взглядами, и в глазах немца я увидел какой-то опасный для меня интерес, как бы надежду на что-то тайное для него.

Теперь тебе легче, да? - спросил я. Он не понял, видно, о чем я, потому что посунулся ко мне на руках, не опуская ног, и сказал торопясь:

Их бин бауэр, ферштеест? Ба-у-эр. Унд ду? [Я крестьянин, понимаешь? Крестьянин. А ты? ]

Из военного словаря мне было известно, что такое "бауэр". Ну конечно! Он должен быть этим бауэром, и никем другим. Они дуют пиво - "нох айн маль" [Еще раз ],- жрут желтую старую колбасу, рыжеют, а потом воюют со всем светом и отмораживают ноги под Москвой!.. Я не знал, что он задумал по теплыни, чего ему от меня хочется, и не ответил на вопрос.

Их бин ба-у-эр! - как о светлом, о котором он внезапно вспомнил, сказал немец.- Унд ду?

Может, потому, что у меня все время не проходила боль в мизинцах и думалось об обуви, я выбрал ремесло сапожника. Немец не уразумел, что это значит, и я показал на свои босые ноги и помахал воображаемым молотком.

Шумахер? - догадался немец.

Я кивнул. Он поглядел на свои сибирские опорки и что-то проворчал,моя профессия ему не понравилась. В бараке стояла прежняя трудная тишина: пленные ждали конца события, а немец держал на весу ноги и молчал. Я следил за выражением его лица. Оно было тяжелым и напряженным.

На, аллес,- сказал он.- Цайт цу геен! [Ну все, пора идти! ]

Пленному полагалось двигаться впереди конвоира шагах в шести. Такая дистанция очень опасна, если ты задумал бежать,- не в бараке, понятно, а за лагерем, когда уже известно, куда вы оба направляетесь. Тот, кто это пробовал, всегда падал убитым в десяти шагах от конвоира, если несся по прямой, в пятнадцати, когда бежал влево, и примерно в двадцати, если кидался в правую сторону. Пленные хорошо знали этот необъяснимый закон, и тот, кому судьба определяла залагер-ную прогулку, неизменно бежал вправо. Можно было, конечно, и не бегать, но число двадцать на четырнадцать единиц больше шести, и ясно, почему беглец выбирал правую сторону, если не считать, что сердце у него в этом случае оказывалось защищенным от конвоира правым боком...

Я так и пошел к выходу,- впереди немца, но он сказал: "Момент", и я задержался, а огляды-ваться не стал, чтобы не видеть глаза Ивана. Немец поравнялся со мной, и мы пошли рядом,- я табаня то правой, то левой рукой, а он врозваль, морщась и глядя на мои ноги. У дверей в цемент-ном полу была глубокая колдобина, заполненная янтарно-радужной кропой доходяг. Мы там споткнулись одновременно, и немец выругался резко и коротко, а я длинно и, наверно, заклинаю-ще, потому что он притих и прислушался. Мне нужно было потереть зашибленные пальцы, чтобы они распрямились, и я присел и опять помянул души живых и мертвых.

Что ты там бормочешь? - подозрительно, вполголоса спросил немец.После этого не болят, да?

Возможно, он произнес другие слова, но смысл вопроса был этот, я не мог ошибиться. Мне было не к чему разуверять его, и я словами и жестами подтвердил его догадку. Кто-то из наших засмеялся тоненько и болезненно, и, наверно, немец понял злорадный смысл этого смеха, потому что оценивающе оглядел меня с ног до головы. Я уже управился со своими ногами и был готов идти, и тогда немец дважды спросил меня о чем-то, чего я не понял.

Их хайсе Вилли Броде,- сказал он и большим пальцем ткнул себя в грудь.- Унд ви ист дайн наме? [Меня зовут Вилли Броде. А тебя? ]

Я назвал свое имя. Немец старательно и неверно произнес его по складам и не торопясь, врозваль ушел. Я постоял у дверей и побрел назад, на свое место. Иван пошевелился и, не открывая глаз, всхлипывающе спросил:

Чего он хотел, а?

Не знаю,- сказал я.- Может, вернется.

Хрен ему... В сумку.

Я лег, как и хотел, подтянув к подбородку колени и обжав ладонями пальцы ног. Весь день и ночь в бараке было тихо и холодно, а утром немец явился опять. Он не захотел переступать колдобину и встал у дверей. Мы с Вороновым сидели заученным доходяжьим приемом - спина к спине, и я чуть-чуть подался назад, чтобы стояк нар загородил меня от немца. Он и загородил, но немец в это время по складам сказал: "Алек-шандр", и я уложил Ивана и полез с нар. Немец стоял у дверей - коренастый, неподобранный и рыжий, как одуван в запретной черте нашего лагеря. Наверно, ему хотелось зачем-то, чтобы я споткнулся на вчерашнем месте,- смотрел он на меня так, когда чего-то ждут от человека, но я остановился перед колдобиной и тоже стал ждать.

Моен,- невнятно и мрачно сказал немец. Я не понял, что это значило, и промолчал. Он оглянулся на дверь - крадучись и опасливо - и сунул правую руку в карман френча. Теперь трудно сказать, что из того вышло б, если бы я сделал то, о чем подумал в эту минуту: у немца отсутствовали глаза и правая рука; в колдобину он упадет плашмя и я тоже, но сверху, на него...

Но это не случилось.

Он дважды сказал: "Нимм" [Возьми ], а руку держал перед собой,- видно, хотел, чтобы я полез через колдобину, как вчера. Мне смутно виделось, что было у него в руке, и я не двигался и не шатался.

Ду хает гут гефрюштюкт, я? [Ты хорошо позавтракал, да? ]

Это он сказал рассерженно, оглянувшись на дверь и протянув ко мне руку, и я различил маленький квадратный пакет из серой бумаги. Концы ее были аккуратно заправлены, как у бандероли, и я взял пакет и сразу почувствовал невесомую важкость хлеба, его скрыто-живую телесную теплоту. Немцу б надо было уйти тогда, чтобы я отнес хлеб на нары и там посидел бы и как-нибудь сладил - справился с собой, со всем нашим пленным обруганным миром и с ним - охранником-бауэром в наших валенках без голенищ. Ему б уйти, но он обиженно-ожидающе смотрел на меня, а я молчал и пытался засунуть пакет в нагрудный карман гимнастерки, не спуская глаз с дверей барака - недаром же он сам оглядывался туда!

Ах, менш!

Он по-кошачьи махнул рукой в сторону дверей, перешагнул колдобину и подтолкнул меня к пустынным нарам,- пленные ютились в глухом конце барака, дальше от дверей. Мы сели и разом подобрали ноги. Я ощущал изнурительный запах хлеба, край пакета высовывался из кармана гимнастерки, и голова против воли клонилась к нему.

Нун, вас вартест ду нох? Ис дайн фрюштюк!* - сказал немец. Он показывал на пакет, и я понял, что ему зачем-то нужно, чтобы хлеб был съеден при нем. Он отобрал у меня обертку и спрятал в карман. Ровно обрезанный хлебный квадратик был намазан не то маргарином, не то каким-то другим эрзацем. Я перевернул хлеб намазанной стороной вниз, чтобы не было крошек, а немец что-то проворчал и отбивно махнул рукой в сторону дверей.

* Ну чего ты еще ждешь? Кушай свой завтрак! (нем.)

Таких бутербродов я мог съесть тогда дюжин пять. Немец неотрывно и пристально смотрел мне в лицо, и мне надо было откусывать хлеб микроскопическими дольками, неторопливо и долго жевать, а потом бесстрастно глотать, чтобы не вытягивалась шея и не ерзал кадык.

Шмект эс? [Вкусно? ]

Ему не надо было это спрашивать: не мог же я раболепно соглашаться, если ел так безразлично и лениво.

Гут? - не унимался немец.

Ну гут, гут! - сказал я. В бараке стояла какая-то враждебная мне тишина. Иван плашмя и молча лежал на своем месте, и глаза его тлели, как угли в золе.

Не дури там! Я помню! - сказал я. К тому времени от хлеба осталась ровно половина, но я подравнял еще немного углы и, когда бутерброд округлился, как коржик, рывком спрятал его в нагрудный карман.

Цу миттаг? [На обед? ] - недоверчиво спросил немец и поглядел на нары, где лежал Иван.

Да. На абенд [На вечер ]. Мне! - подтвердил я, поторкав себя в грудь. Немец сказал: "Зеер гут", достал обертку и аккуратно оторвал половину. В нее я завернул остаток бутерброда.

Нам пора было идти - немцу к себе, а мне к Ивану: тому хватало окаянства и без этого ожидания. Но немец не уходил. Он сидел и молчал, изредка взглядывая на меня, а я на него. К нему ладно подходило все, чем он владел,- и царапно-кошачий взмах руки, и соломенная желтизна волос, и валенки без голенищ. Я подумал, что он плохой стрелок: при нем, если броситься вправо, можно остаться живым...

Он ушел после того, как мы выяснили, сколько нам лет,- немец был старше меня на целое детство. Мне было трудно пробираться на свое место, потому что люди привстали на нарах и смотрели на меня отчужденно и почти мстительно. Я не чувствовал никакой вины перед ними, но они и не обвиняли, они только смотрели, а с двадцатью двумя парами глаз больших, исступленных и гневных, как у святителей на церковных картинах, не потолкуешь!

Чего он опять, а? - спросил у меня Воронов.

Не знаю. Хлеб вот дал,- сказал я. Мы разговаривали шепотом, и бутерброд Иван доел неслышно, уткнувшись лбом в нары, будто молился. С этой минуты я стал ждать конца дня и исхода ночи: очередной бутерброд нужно делить не на две, а на четыре части, следующий снова на четыре, потом опять и опять...

Вилли Броде пришел в свое время. Он позвал меня от дверей и проворчал: "Моен". Мы сели на нары, и он дал мне бутерброд - не больше и не меньше прежнего. Я перевернул хлеб намазан-ной стороной вниз, отломил от него четвертую часть и съел ленивей вчерашнего. Лицо у Вилли было хмурое и мятое, он морщился и непрестанно поднимал и опускал ноги.

Поставь их сюда,- показал я на нары. Он понял и уселся, как я: составил ступни вместе, подогнул колени, а на них оперся локтями.

Теперь легче, да?

Он отрицательно качнул головой, снял с левой ноги опорок, затем стащил серый, под цвет френча, шерстяной носок, и я различил там белесую копошащуюся россыпь.

Лойзе [Вши ],- объяснил Вилли и посмотрел на меня беспомощно и жалобно.

Ничего страшного,- сказал я.- У меня тоже есть.

Филь? - оживился он.

Хватает,- сказал я.

Он осторожно и долго разматывал бинт. Все пять пальцев на его ноге казались одного размера и рдели, как черносливы.

Тебе их отрежут,- сказал я, потому что тут ничего нельзя было поделать. Вилли кивнул, решив, видно, что я просто утешил его. Я поглядел на пальцы своих ног и сказал, что у меня их тоже отрежут, если будет кому. Вилли опять согласно кивнул, и в его рыжих глазах была надежда. Он явно чего-то ждал,- может, хотел, чтобы я произнес над его отмороженными пальцами те самые слова, что говорил вчера над своими, и я сказал:

Тебе их оттяпают к чертям собачьим! И мне тоже оттяпают, мать его в плен, в войну, в стужу и в бурю!

Наверно, он по-своему понял этот мой причет, понял так, как ему хотелось, потому что его толстые обветренные губы расползлись в улыбке, и он лапнул и потеребил мое плечо. Ушел он бодрей, чем вчера,- может, перестало щемить? Я проводил его до колдобины у дверей, и он кивнул мне и что-то сказал,- возможно, обещал приход назавтра.

Иван уже не лежал, а сидел. Я дал ему его долю - половину вчерашнего а остальное понес в конец барака. Тут дело было не в "святом чувстве спайки" и не в моем "самоотречении",- для штрафников в моровом лагере это всего-навсего жалкие слова. Тут все обстояло значительно короче - просто я знал, что после разового укуса хлеба доходяга оказывается в состоянии встать и пройти несколько шагов. Только и всего. Я это знал и нес хлеб - по разовому укусу - первым двоим доходягам. Возможно, так нужно было сделать сразу, вчера еще, но... все ведь видели, как это получилось у немца, у меня и у Воронова - моего напарника по побегам и нарам. Вчерашний день поминать нечего. Нынешний тоже не в счет. А завтра хлеб получат "свежие" четверо доходяг, послезавтра еще четверо, потом еще и еще,- мало ли сколько раз вздумается прийти сюда этому человеку!..

Меня уже не так сильно шатало, и хлеб я нес почему-то на ладонях обеих рук. Пленные лежали на нарах лицом к проходу, и сидел тут только один военинженер Тюрин. Ему было под сорок. Мы знали его армейский чин - в плену с ним жили недолго, если о том узнавали эсэсовцы, и поэтому Тюрин был у нас негласным старостой барака, назывался военинженером и ютился немного обособленно, в углу,- мы так захотели сами. Он сидел опершись на руки, подавшись к краю нар, и сумасшедшими святительскими глазами следил за мной. К нему я и направился, кивнув еще издали, что все, дескать, будет в порядке, а он, не меняя позы, срывным западающим голосом крикнул пленным:

Товарищи! Помните, что я сказал... Тот, кто примет от него вражескую приманку, должен будет сурово ответить! Крепитесь, товарищи!

Он сразу же лег, а я споткнулся, выронил и поднял хлеб.

К охранникам подлизываешься... Сволочь!

Это сказал не староста, а кто-то другой, и я падением вперед достиг своего места. Иван сидел и пораженно глядел мне в лоб.

Ну чего ты? - спросил я и разломил хлеб на две части.- На! Ешь! Ну чего остолбенел?!

Он зажмурился и взял хлеб.

Весь день и ночь в бараке было тихо, холодно и пустынно. С утра Тюрин начал показно и суетно к чему-то готовиться. Он даже простился со всеми, кроме нас с Иваном, но этот праведно спал и ничего не слышал. Незадолго до времени, когда являлся Вилли Броде, Тюрин обмотал ноги портянками, завязал их веревочками и спустился с нар. Осипло и надрывно он пропел начальные слова песни "Вы жертвою пали" и прощально оглядел барак и пленных. Я разбудил зачем-то Ивана и полез с нар. К Тюрину я пошел, прижав руки к бокам, и он тоже стал по команде "смирно".

В нечаянные мученики собрался, товарищ военинженер? Или в посмертные герои? - спросил я.- Ничего у тебя не выйдет... Останешься тут! С нами! Выше старосты не подымешься!

Иди и делай свое черное дело! - шепотом сказал Тюрин, глядя мимо меня, на дверь барака. Я оглянулся и увидел унтера Бенка и фельдфебеля Кляйна из комендатуры,- кто ж их у нас не знал! Между ними, в середине, шел Вилли Броде. Мундир на нем был распахнут и пилотка сидела на голове криво и мелко. Я стоял впереди Тюрина. Они подошли, и Кляйн, не глядя на меня, безразличным тоном спросил у Вилли:

Дизем? [Этому? ]

Вилли поспешно и громко сказал: "Найн" и вздернул голову, а распрямленные ладони прижал к бокам.

Дизем? - показал Кляйн на Тюрина. Я не услыхал, что сказал Вилли: Бенк шагнул мимо меня и наотмашь ударил Тюрина ладонью по рту. Тюрин упал на нижний ярус нар и по инерции проехал вглубь, к стене.

Брот брал я! Их! - сказал я фельдфебелю Бенку, и сердце у меня подпрыгнуло к горлу.- Тот человек не ел! Это я один! Их!

Кляйн брезгливо, тыльной стороной ладони ударил Вилли - и тоже по рту,- а на мой затылок Бенк обрушил что-то тяжкое и кругло-тупое, как бревно. Я упал на пол лицом в сторону дверей, оттого и запомнил, как уходили из барака Бенк, Кляйн и Вилли. Он шел в середине, а они по бокам, и возле колдобины с нашей кропой Вилли споткнулся, но руки у него остались прижа-тыми к бокам...

Вот и все.

Между прочим, Иван Воронов остался жив.

Иногда я думаю, жив ли Вилли Броде? И как там у него с ногами? Нехорошо, когда отмороженные пальцы ноют по весне. Особенно когда мизинцы ноют и боль конвоирует тебя слева и справа...

"Немец в Валенках" - рассказ Константина Воробьева, в котором показывается жизнь военнопленных и тяжелая судьба узников лагерей. События, описываемые в произведении, происходят в одном из легерей смерти.

1941 год был очень сложным для всех сторонников военного конфликта. Было тяжело как советским людям, так и фашистам. Труднее всего было холодной зимой, во время которой морозы были особенно сильными. Солдаты часто получали обморожения и страдали от различных болезней.

В одном из немецких лагерей был Конвоир, по имени Вилли Броде. Он часто сравнивал себя с заточенными узниками, из-за чего и относился к ним добрее своих соотечественников. Его душа лежала к одному из русских пленников, которого он ежедневно подкармливал. Он незаметно проносил хлеб в его камеру, солдат же делился едой со своими сокамерниками.

Однако это продолжалось не долго. Староста военнопленных узнал об этом, затем донес на Конвоира своему руководству. После чего Вилли арестовали и началось разбирательство. Во время расследования Броде сказал, что носил хлеб для старосты. В итоге, конвоир не признался, он так и не выдал того солдата, которого он кормил всё это время. После расследования староста был наказан. Дальнейшая судьба Вилли Броде неизвестна, хотя автор и сам интересовался ей.

Данный рассказ учит нас тому, чтобы мы оставались людьми, вне зависимости от обстоятельств.

Картинка или рисунок Воробьев - Немец в валенках

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Тэффи Экзамен

    Главная героиня рассказа Маничка Куксина, зная о предстоящей проверке знаний, не спешила готовиться к экзамену по географии. В течение трех суток она занималась только тем, что рассматривала на себе новый корсет.

  • Краткое содержание Гончаров Фрегат Паллада

    В этом повествовании рассказывается о том, как Гончаров путешествовал на протяжении долгих трех лет с 1852г до 1855г. Сначала автор описывает то, как он хочет опубликовать свои записи дневника либо как путешественник или же, как мореплаватель.

  • Краткое содержание оперы Садко Римского-Корсакова

    Опера начинается с того, что главный герой - гусляр Садко поет. В песне он обвиняет богатых гостей (в разгаре пир) в том, что они не хотят открывать новые страны, а сидят на своем золоте. Его никто не понимает.

  • Краткое содержание Тургенев Муму

    В 1852 году Иван Тургенев написал рассказ «Муму», но опубликовали названное произведение только в 1854 году. Рассказ во многих деталях автобиографичен. Его сюжет составляет история глухонемого дворника Герасима и его найденыша

  • Краткое содержание Байрон Дон Жуан

    Роман в стихах, или как его называет сам автор, «эпическая поэма», переносит читателя в восемнадцатый век. Главный герой произведения, Жуан, путешествует по всей Европе – начиная от Испании и заканчивая Россией.

Война требовала от ее участников непримиримого отношения к врагу, следовательно, любой, кто ввергся на чужую территорию - преступник, потенциальный убийца. Солдат, попадая в плен захватчика, оказывается в невыносимых условиях, в результате чего следует физическое и моральное уничтожение. Естественно, поверить в то, что между немцем и пленным русским могли быть налажены хоть какие-то дипломатические отношения очень трудно, однако К.Д. Воробьев данный факт не отрицает, более того в 1966 году он создает рассказ «Немец в валенках», в котором описывает реальный случай сплочения представителей враждующих сторон. Рассказ этот сам он относил к своим лучшим произведениям, но в редакциях и издательствах были противоположные мнения.

Главная тема данного рассказа -- пребывание русских военнопленных в немецких концлагерях. «В реальности же, - говорил он о плене, было все страшнее, чем то, о чем я написал, и это страшное творили не только немцы, но и мы сами: предательство за похлебку, безумие, людоедство, юродство бывших политруков, пресмыкание перед немцами, и в этом кошмаре случаи мужества и героизма. Рассказ «Немец в валенках» - попытка, хотя и в ограниченных возможностях, говорить о плене с этих позиций». Константина Дмитриевича всегда тревожила полная правда, осмысления по совести, поэтому в своем рассказе он так откровенно раскрывает проблему взаимоотношения пленного солдата и фашиста. Читая это произведение, невольно задаешься вопросом: «А что же роднит русского и немца?» Воробьев дает нам ответ на это вопрос: их роднит война, пережитые страдания и боль.

В основу этого рассказа положен факт из лагерной жизни К. Воробьева. Да, действительно, был такой немец по имени Вилли Броде, который проникся к Константину Дмитриевичу состраданием и подарил ему сигареты. Но в целом этот рассказ подчинен авторскому замыслу. Проблема сложных взаимоотношений между пленными так и не получила широкого освоения в его творчестве. Он предполагал об этом написать в своей главной книге, написанной полным голосом, без усечений правды, которую, к сожалению, читателю так и не удалось увидеть. Из статьи, посвященной творчеству Константина Дмитриевича под названием «Все видеть...», известного критика Александра Панкова, можно более подробно узнать об истории создания рассказа. В данной работе сообщается, что, действительно, когда Воробьев был пленным солдатом, к ним в барак штрафников пришел пожилой немец-охранник в русских валенках и принялся заговаривать с пленными. «Я крестьянин, понимаешь? Крестьянин, - твердил он. А потом стал показывать отмороженные пальцы ног -- такие же, как у настороженного штрафника, с которым он заговорил. Тогда его поняли. Он, Вилли Броде, искал помощи и совета у истерзанных людей, лишенных всех человеческих прав. Видимо, факт, что они -- голодные, избитые, раненые -- все-таки живы, будили у него надежду на собственное избавление от ран и боли. Беда заставила «Немца в валенках» вспомнить, что пленные тоже люди. Вилли несколько раз принес обмороженному русскому хлеба, они немного поговорили о ногах, вшах, а хлеб был поделен между другими. Показывая дележку, Воробьев нарочито избавляет читателя от возможных иллюзий по поводу мотивов действий штрафника. Но и читателю ясней видно его лицо: «Остальное я понес в конец барака. Тут дело было не в святом чувстве пайки и не в моем самоотречении, для штрафников, в моровом лагере это всего-навсего жалкие слова. Тут все обстояло значительно короче -- просто я знал, что после разового укуса хлеба любой пленный оказывался в состоянии пройти еще несколько шагов только и всего». Вилли Броде этого не знал, просто ему было больно так же, как и умирающим в бараке. И он пришел к ним то ли за помощью, то ли за человеческим сочувствием. Вилли- всего лишь рядовой конвоир, попавший в армию по тотальной мобилизации. В своем несчастье он наивен, ибо получить помощь взамен на хлеб было невозможно. Что касается сочувствия, то на него у главного героя не осталось сил. Несколько коротких разговоров русского пленника и немца в валенках должны казаться ничтожным эпизодом рядом с картинами концлагерного бытия. И все же К. Воробьев выделил этот неяркий промельк человеческого лица среди встречных им немцев. «Иногда я думаю, жив ли Вилли Броде? И как там у него с ногами? Нехорошо, когда обмороженные пальцы ноют по весне. Особенно когда мизинцы ноют и боль конвоирует тебя слева и справа...» В этих заключительных строках рассказа, написанного с бесконечным знанием конвоя боли, видится, как нигде живое человеческое лицо самого писателя.

Создавая рассказ, автор преследует главную цель: подвести читателя к мысли о том, что какую бы сторону не занимал человек на войне: вражескую или свою, он способен поступать и мыслить гуманно, способен прийти на помощь. Война не делит людей на «чужих» и «своих», она беспощадна к любому. И даже, если отчизна одержит в ней победу, воевавший солдат навряд ли сможет остаться прежним человеком со своим довоенным мировоззрением и привычками.

Если задуматься о названии рассказа, то тут для читателя нет никакой интриги. Потому что само по себе сочетание «немец в валенках» дает нам понять, что речь пойдет о таком страшном явлении, как Великая Отечественная война. Когда мы произносим слово «валенки», сразу возникают ассоциации о чем-то русском: о зиме, морозах, деревне. В противопоставлении к этому родному слову встает понятие «немец», которое вызывает у русского человека мысли о фашизме и неприятеле, да и сам Воробьев употребляет это понятие со специфическим для военного времени оттенком: солдат вражеской, гитлеровской армии. Возникает некий оксюморон «свое и чужое». Уже в названии Воробьев делает заявку на то, что речь пойдет о чем-то враждебном, а читателю стоит познакомиться с произведением, и, возможно, разубедиться в этом. В рассказе К. Д. Воробьев вновь возвращается к своим персонажам, Климову и Воронову, и их плену. Но и стиль автора, а благодаря этому, и сами герои, меняются.

Воробьев предлагает взглянуть нам нате же события, но уже под другим углом. Дает читателю возможность понять не только знакомых уже героев, но и их врагов.

В произведении "Немец в валенках" повествование строится от третьего лица, повествователь противопоставлен другим персонажам как фигура иного пространственно-временного плана, иного уровня. Он выступает как объективный наблюдатель или всезнающий рассказчик, поэтому отличительными особенностями данного типа повествования является большая степень объективности, относительная полнота в передаче внутреннего мира других персонажей, в описании окружающей их жизни. Если в повествовании от первого лица устанавливается соотношение «речь рассказчика -- речь персонажей», то в нашем случае, а именно в повествовании от третьего лица наблюдается подвижное соотношение «речь повествователя -- субъектно-речевой план героев». У главного героя нет имени. К герою лишь однажды обращаются "товарищ лейтенант". В рассказе не дается описание портрета героя. Биография также отсутствует.

Климов - герой многих рассказов Воробьева. Во многом, его прообразом является сам писатель. В Сергее он показывает непоколебимость русского народа, жертвенность и самоотдачу. Но также, отражает свои взгляды на войну и жизнь в целом. Валенки на Вилле являются важным художественным символом. Они одновременно и символ раздора, и то, что сближает героев. Валенки, которые носит Вилле, говорят пленным о том, что немец воевал зимой под Москвой и заставляют еще больше его ненавидеть. Они же, скрывают под собой обморожение, такое же, как и у самого Климова, что помогает ему сблизиться с немцем. И Климов даже пытается помочь ему справиться с болью.

Этот рассказ является антивоенным. Здесь, немец-враг становится обычным солдатом на войне. Из безымянного злодея и мучителя превращается в крестьянина Вилле Броде, оказавшегося на войне не по своему желанию. К.Д. Воробьев в полной мере раскрывает то, из-за чего его сравнивали с Хемингуэем. Но так же, можно вспомнить и Ремарка.

К.Д. Воробьев пишет данное произведение в традиции "лейтенантской прозы" -- обращение авторов к собственному фронтовому опыту, интерес к личности, попавшей на войну, личностный конфликт, предельная правдивость, специфическая форма автобиографизма -- главными героями "лейтенатской прозы" часто (хотя и не всегда не всегда) становились те же младшие офицеры. Во время войны Воробьев был младшим лейтенантом. Но в то же время, основная мысль произведения - то, что людям не нужна война. Утверждая антивоенные идеи, военная проза отдает предпочтение героям невоенного склада, для которых война является вынужденным, неестественным состоянием. Для сапожника и крестьянина, безусловно, война не является естественным состоянием.

В рассказе «Немец в валенках» автор подводит читателя к разрешению важного вопроса: русский и немец не всегда враги, их объединяют ряд составляющих элементов человеческого страдания: боль, голод, потери, страх перед смертью и желание выжить любой ценой. Эти составляющие на войне -- они всегда общие и не важно, к какой армии ты принадлежишь: красных или белых. Пройдут годы, а Алексей вспомнит бородатого немца с легкой долей грусти и без всякой злобы.

Слайд 2

Ключевые слова урока:

1.К. Д. Воробьев 2.«Немец в валенках» 3.Международное гуманитарное право, военнопленный конвенция,гуманизм,сострадание,вооруженный конфликт,война

Слайд 3

Тема урока

  • Слайд 4

    Война - вооруженный конфликт

    Слайд 5

    Человек на войне фронт тыл плен оккупация

    Слайд 6

    К. Д. Воробьев

    Непросто складывалась военная судьба Константина Дмитриевича Воробьева: принимал участие в первых боях под Москвой, попал в плен, дважды бежал, командовал в Литве партизанским отрядом. В основу рассказа «Немец в валенках» положен реальный факт из лагерной жизни. Писатель прошел многие лагеря для военнопленных: в Клину, потом смоленский, каунасский, саласпилский и шауляйский.

    Слайд 7

    Слайд 8

    В реальности, по словам писателя, в плену все было гораздо страшнее описанного им в повести: предательство за баланду, безумие, людоедство. Вместе с тем в этом кошмаре были случаи и мужества, и героизма.

    Слайд 9

    Были ли моменты, когда хотелось прервать чтение рассказа? Кто такие пленные и как люди становятся пленными?

    Слайд 11

    Доходяги

    Что за пленныебыли собраны в этом бараке? ДОХОДЯГАи, м. и ж. (прост.). Обессилевший, изможденный человек Почему им не давали даже воды?

    Слайд 12

    В этом бараке были собраны штрафники - те, кто уже пытался бежать.

    Слайд 13

    Вилли Броде

    Чем интересна внешность Вилли Броде? Найдите сравнения, которые использует автор.

    Слайд 14

    «Он был … рыжий, как подсолнух, и ступал мягко и врозваль, как деревенский кот…»

    Изменилось бы ваше к нему отношение, если бы сравнения были другие: «рыжий, как огонь; ступал, как дикая кошка, как тигр на охоте»?

    Слайд 15

    Как поначалу восприняли этого охранника пленные? Почему их раздражали «сибирские валенки с обрезанными голенищами?»

    Слайд 16

    Он воевал под Москвой, где немецкая армия потерпела поражение. Перед пленными был не новичок, а бывалый солдат, который уцелел в страшной битве. Он мог быть озлобленным, особенно жестоким, мстительным.

    Слайд 17

    Как Вилли Броде обращается к рассказчику во второй свой приход? Ожидает ли герой, что охранник принесет хлеб? А вы?

    Рискует ли охранник? Как вы это поняли? Что позволило охраннику лагеря увидеть в каком-то пленном с присвоенным ему порядковым номером – человека?

    Слайд 18

    Называет по имени: «Алек-шандр»

    Обмороженные ноги помогли соотнести свои ощущения от страданий с такими же страданиями другого

    Слайд 19

    Как вы воспринимаете финал рассказа: трагично, оптимистично, как-то иначе Сочувствуете ли вы Вилли Броде?

    Хотелось бы вам, как и главному герою рассказа, чтобы «немец в валенках» дожил до наших дней? Почему?

    Слайд 20

    Всякий ли пленный может вызвать сострадание? На что должен рассчитывать любой пленник со стороны тех, кто взял его в плен?

    Слайд 21

    Женевские конвенции о защите жертв войны (1949)

    1.Защита раненых и больных из состава сухопутных армий. 2.Защита раненых и больных лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море. 3.Защита военнопленных. 4.Защита гражданского населения во время войны.

    Слайд 22

    Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на: - сохранение жизни, -уважение их достоинства, личных прав и убеждений (политических, религиозных и иных). - защиту от любых насильственных действий и репрессий. на переписку со своими семьями на получение помощи предоставление основных судебных гарантий

    Кто помнит, тот не знает пораженья,
    Кто помнит, тот беспамятных сильней!
    (Ник. Грибачев)

    I. Литературно-музыкальная композиция

    Весь под ногами шар земной
    Живу. Дышу. Пою.
    Но в памяти всегда со мной
    Погибшие в бою.
    Пусть всех имен не назову,
    Нет кровнее родни.
    Не потому ли я живу.
    Что умерли они?

    1-й Ведущий:Мы хотим сегодня пристально всмотреться в лица писателей-фронтовиков, которые вышли навстречу врагу, когда началась война, и сделали все, что смогли. В произведениях Дмитрия Ковалева, Константина Симонова, Александра Межирова, Ольги Берггольц, Семена Гудзенко, Юлии Друниной, Николая Майорова, Дмитрия Кедрина и многих других отразилась суровая правда войны.

    Как это было! Как совпало -
    Война, беда, мечта и юность!
    И это все в меня запало
    И лишь потом во мне очнулось!
    Сороковые, роковые,
    Свинцовые, пороховые…
    Война шагает по России,
    А мы такие молодые!

    2-й Ведущий: В ярком созвездии блестящих имен горит особым светом звезда Константина Дмитриевича Воробьева. Трудной была его судьба. Он родился 24 сентября 1919 года в крестьянской семье в селе нижний Реутец Медвенского района курской области. У Константина было 5 сестер и брат. С детских лет пришлось будущему писателю выполнять почти все крестьянские работы. Пришлось пережить и голод, и раскулачивание, и нищету. Но все беды не заслонили в его душе красоту родной курской земли.

    Где река словно лента,
    Где отчизны исток,
    Поле дышит легендой
    У развилки дорог.
    Здесь трава, словно повесть,
    Здесь княжна-тишина.
    Поклонюсь тебе в пояс,
    Красных зорь сторона.
    Здесь вечерней порою
    Ты не раз проходил
    Здесь о русских героях
    Ветер песню сложил.

    1-й Ведущий: Окончив сельскую школу, поступил Константин Воробьев в сельскохозяйственный техникум в Мичуринске. Но после учебы стал киномехаником и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой.

    В 1935 году начал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни.

    Затем стал литературным инструктором в Медвенской местной прессе. Но его уволили за недозволенные стихи. Тогда он и уезжает в Москву, где работает в редакции фабричной газеты.

    С 1938 по 1940 год служит в Красной Армии, работал литературным редактором газеты Академии красной Армии имени Фрунзе. Оттуда Константин Воробьев был направлен на учебу в Кремлевское краснознаменное пехотное училище.

    Звучит музыка (песня “Священная война” или тема нашествия из “Ленинградской симфонии” Шостаковича)

    2-й Ведущий: В октябре 1941 года в составе роты кремлевских курсантов Константин Дмитриевич был отправлен на фронт. В декабре 41-го под клином его рота была почти полностью уничтожена. Подвиг этих ребят писатель изобразил в повести “Убиты под Москвой” (1963г.)

    Перебирая наши даты,
    Я обращаюсь к тем ребятам,
    Что в 41-м шли в солдаты
    И в гуманисты в 45-м.
    В них были вера и доверье.
    А их повыбило железом,
    И леса нет – одни деревья.
    А я все слышу, слышу, слышу,
    Их голоса припоминая,
    Я говорю про Павла, Мишу,
    Илью Бориса, Николая.

    2-й Ведущий: Повесть “Убиты под Москвой” выделялась своей правдивостью, дерзостью, остротой. Автор хочет понять, почему так бессмысленно гибнут без 5-ти минут офицеры, которые, казалось бы, должны побеждать…

    Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
    Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
    На живых порыжели от крови и глины шинели.
    На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
    Пусть живые запомнят и пусть поколенья узнают
    Эту, взятую с боем суровую правду солдат.

    Звучит песня “У деревни Крюково”

    1-й Ведущий: В декабре 1941 года под Клином Константин Воробьев был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. Прошел Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных. За эти два года пережил самые кошмарные, нечеловеческие мучения. Правду о пребывании в плену он описал в повести “Это мы, Господи!” Уже в самом названии слышится стон измученных…

    Вновь заря над колючим забором.
    Я жив и поэзия не умерла:
    Пламенем ненависти исходит
    Раненое сердце орла.

    1-й Ведущий: Из плена Воробьеву удалось бежать. Он попал в партизанский отряд и продолжал бороться.

    Печататься Константин Дмитриевич Воробьев начал в 1954 году. Его рассказы и повести – это биография современника, участника борьбы против фашизма.

    Константин Дмитриевич Воробьев умер 2-го марта 1975 года в Вильнюсе. Наиболее известен стал писатель только в последние годы. Раньше его имя и книги не были популярны. Может быть, потому, что слишком суровая, горькая правда заключается в них.

    II. Беседа по тексту рассказа К.Д.Воробьева “Немец в валенках”.

    Рассказ предварительно прочитан дома учащимися по книге для учеников 6-го класса “Вокруг тебя – мир”. Тексты находятся у каждого из ребят на столе. Анализируем текст “вслед за автором”. “Медленное чтение” сочетается со словарной работой.

    Рассказ К.Д. Воробьева “Немец в валенках” переносит нас во времена Великой отечественной войны. В центре этого произведения непростые взаимоотношения пленных и фашистов. В основе рассказа – реальные факты из лагерной жизни.

    Были ли моменты, когда вам хотелось прервать чтение? Почему?

    Когда и где происходит действие рассказа? (Весна, Прибалтика, лагерь штрафников)

    Словарь: - Как вы понимаете выражения “проклевывалась трава и засвечивались одуваны”?

    Найдите и прочитайте описание внешности Вили.

    Обратите внимание на сравнения “как подсолнух”, “как деревенский кот”. Если бы вместо этих сравнений были, например, “как апельсин”, “как тигр”, повлияло бы это на ваше впечатление об охраннике?

    Как воспринимают сначала этого охранника пленные?

    Почему пленные смотрят на ноги немца? (Он обут в валенки)

    Что это означает для пленных? (Он побывал в сражениях под Москвой)

    А почему важно, что немец воевал под Москвой? (Жестокий. Опытный. Мстительный)

    Что сразу понимает герой рассказа, когда видит, как морщится при ходьбе фашист? (У него отморожены пальцы)

    Чего он ожидает от немца?

    Почему не признается, что и у него ноги болят?

    Словарь: Кто такие доходяги, почему их так называют?

    Какие чувства испытывает Вилли к Александру вначале? (удивление, неверие, растерянность)

    Зачем, по-вашему, подходит к другу Иван Воронов? (выручать)

    Что означает протянутая охранником сигарета? (Немец хочет показать расположение)

    Словарь: Кто находится в бараке? (штрафники)

    Кого называли штрафниками?

    Кем был Вили Броде до войны?

    Почему он говорит об этом пленному доходяге, штрафнику? Что их объединяет.

    Словарь: Кто такой конвоир?

    Почему пленный думает о смерти? Ждет ли он чего-нибудь хорошего от фашиста?

    Что необычного в том, что охранник отпустил доходягу? (Вспомните, что в бараке собраны те, кто уже бежал, и не единожды).

    Понял ли пленный, зачем приходил охранник?

    Ждет ли он его снова?

    Как Вилли обращается к пленному, придя второй раз?

    Важно ли, по-вашему, как обращаться к человеку? А к пленному? Знаете ли вы, как обращались к заключенным в лагере? (по номеру)

    Какое сравнение, мало сочетающееся с образом врага, использует писатель?

    О чем в первую минуту встречи думает Александр, глядя на немца? (броситься)

    Ожидает ли пленный, что охранник принесет хлеб? А вы? (исходя из логики раскрытия характера героя, да)

    Прочитайте, как описан хлеб.

    Словарь: Как вы понимаете эпитеты изнурительный запах, невесомая важность, скрыто-живая телесная теплота хлеба?

    Как в тексте показано, что охранник осознает: он рискует, принося заключенным хлеб? (он оглядывается, отбирает обертку, торопит съесть)

    Почему немец не сразу уходит? (он видит в пленном человека, общается с ним)

    А что именно позволило охраннику увидеть в заключенном человека? (так же, как и у него, отмороженные ноги)

    Ждет ли теперь Александр немца в валенках? Докажите текстом (“С этой минуты я стал ждать…”)

    Как собирается он поступить с хлебом?

    - Что означает для доходяг этот “разовый укус” хлеба?

    Понимает ли военинженер Тюрин, что происходит между Вилли и Александром?

    Как вы относитесь к Тюрину?

    Как воспринимается финал рассказа?

    Хочется ли вам, чтобы Вилли остался жив? Почему?

    Всякий ли пленный может рассчитывать на сострадание?

    А какого обращения заслуживает любой пленник?

    III. Викторина по рассказу К.Д. Воробьева “Немец в валенках”.

    Викторину проводит один из ребят с помощью учителя. Вопросы викторины составлены учениками под руководством учителя и записаны на карточках.

    Узнай героя.

    Это пленный штрафник. Он идет, балансируя то правой, то левой рукой. У него отморожены пальцы ног. (Александр).

    У него голубые глаза, опушенные белесыми ресницами. Он носит меховую куртку под мундиром. Он бывший Бауэр. (Вили Броде).

    У него отморожены пальцы ног. Он сидит, держа ноги на весу. Он носит валенки несмотря на теплую погоду. (Вили Броде).

    Он коренастый. Широколицый и рыжий. На нем сибирские валенки с отрезанными голенищами. Он ступает мягко и врозваль. (Вили Броде).

    Он был доходяга. Он остался жив, перенеся ужас плена. Он идет, будто плывет. (Иван Воронов).

    Вспомни сравнение.

    20 пар глаз смотрят на Александра исступленно и гневно, как… (у святителей на иконах).

    Немец махнул рукой на Воронова, как… (кот лапой).

    Воронов лежит животом вниз, как… (собака).

    Его глаза блестят, как… (угли).

    Иван позвал Сашу, как… (из-за горизонта).

    Вили Броде был рыжий как… (подсолнух).

    Он ступает мягко и врозваль, как… (деревенский кот).

    Немец стоял у дверей, как… (одуван в запретной черте).

    Александр приподнял ноги, как… (немец).

    Александр подравнял углы бутерброда, и бутерброд округлился, как… (коржик).

    Бенк обрушил на затылок Александра что-то тяжкое и кругло-тупое, как… (бревно).

    Вспомни, сколько

    Штрафников в бараке? (46)

    Шагов должно разделять конвоира и пленного? (6)

    Удается пробежать пленному по прямой? (10 шагов) влево? (15) вправо? (20)

    Лет Александру? (22)

    Вили Броде? (он старше Сашу на целое детство)

    Раз приходил немец к доходяге? (3)

    - % сигареты Саша оставил другу? (20)

    Лет Тюрину? (под 40)

    Ярусов нар в бараке? (3)

    Шагов надо было преодолеть Александру, чтобы подойти к немцу? (4)

    Хлеба оставил Саша Ивану? (половину в первый раз, половину половины – во второй)

    Хлеба намеревался Саша дать первым двум доходягам? (по разовому укусу)

    Ответь, что

    Есть и у немца-охранника, и у доходяг в бараке? (вши)

    Заставило немца выругаться? (отсутствие у пленных воды)

    Вызвало у Саши сочувствие к Вили? (общая беда)

    Песню, которую поет Тюрин (“Вы жертвою пали…”)

    Какую теплоту хлеба ощущает Саша? (скрыто-живую)

    Какой запах хлеба он чувствует? (изнурительный)

    Каким образом немец подзывает пленного в первый раз? Во второй? (пальцем; по имени)

    Довоенное занятие вили (Бауэр)

    Военную специальность Воронова (воентехник)

    Армейский чин Тюрина (военинженер)

    - “ремесло” Александра (шумахер, сапожник)

    Кем служил Вили в лагере? (охранник)

    Звание конвоира Бенка (унтер)

    Звание конвоира Кляйна (Фельдфебель).

    Объясни значение слов

    • Доходяга
    • Штрафник
    • Колдобина
    • Табанить
    • Остолбенеть
    • Конвоировать
    • Ступать врозваль

    Объясни эпитеты

    • Трудная тишина
    • Изнурительный запах
    • Моровой лагерь
    • Западающий голос
    • Залагерная прогулка

    Объясни метафоры

    • Проклевывалась тишина
    • Засвечивались одуваны
    • Коротал последний градус жизни
    • Окно лепилось у потолка
    • Глотать бесстрастно.

    За каждый правильный ответ ассистенты вручают звездочки.

    IV. Подведение итогов.

    В каком документе закреплены права военнопленных? (3-я Женевская конвенция 1949 года)

    А что вы знаете о том, как в настоящее время порой обращаются с пленными?

    Так почему же нам так важно знать настоящую, “суровую правду” о войне, помнить, что было?

    Об этом замечательно сказано в стихотворении Н. Грибачева:

    Гремят истории колокола,
    Взывая к памяти моей,
    И в них набаты
    Жестоких битв и созиданий даты
    И праздники, чья ширь и даль светла.
    И позабытый вновь встает рассвет,
    И кто-то в травы падает сраженный,
    И город, артиллерией сожженный,
    От дыма черен и от пепла сед.
    Они гремят, в них отзвук прежних дней,
    Намек, подсказка, предостереженье.
    Кто помнит, тот не знает пораженья,
    Кто помнит, тот беспамятных сильней.