Константин анисимов зенит. «Зенит» объяснил, почему уволил диктора стадиона «Петровский

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 43-й тур
"ЗЕНИТ" - "СПАРТАК" - 2:3

Встречу между "Зенитом" и "Спартаком" корреспондент "СЭ" смотрел в компании Константина Анисимова - диктора питерской арены, без которого немыслима ни один домашний матч сине-бело-голубых.

Александр ЯКОБСОН
из Санкт-Петербурга

На арену Анисимов (в повседневной жизни - актер театра "Балтийский дом") приезжает за два часа до стартового свистка, чтобы провести всю необходимую подготовительную работу: проверить звучание колонок и микрофон, изучить составы, разобраться с правильным произношением фамилий футболистов, а также заранее прочитать тексты, которые слышат зрители.

Никаких особых примет перед игрой у меня нет. За исключением, пожалуй, одной, - рассказывает Анисимов. - Когда еду на стадион, всегда заезжаю в театр, чтобы выпить чашечку кофе и перекинуться парой слов с коллегами. Хотя есть и еще одна традиция - на самые важные поединки надеваю шарфик, который привез из Манчестера с победного финала Кубка УЕФА.

В этом году Анисимов отметит десятилетний юбилей спортивной деятельности - вместе с клубом с берегов Невы он с 2002 года.

Первый матч в качестве диктора провел на тогда еще новой арене "Коломяги-Спорт", где в те времена проходили игры зенитовской молодежки, - вспоминает голос "Петровского". - А как волновался во время дебюта на встрече основного состава - словами не передать! "Зенит" как раз возглавил Властимил Петржела. Протоколы еще заполнялись от руки и не было распечатанных версий, поэтому часто приходилось буквально расшифровывать фамилии игроков. Затем стало немного проще - где-то на четвертой игре придумал определенную схему, которую почти не меняю до сих пор.

После этой фразы Анисимов ненадолго отлучился, чтобы решить технические вопросы и сделать первые объявления по стадиону, а затем мы вновь перешли к беседе. Забегая вперед, отмечу: в дикторской Константин Алексеевич находился в основном до стартового свистка, а после него - в основном на ногах.

На многих стадионах дикторы берут на себя роль комментаторов, - продолжает Анисимов. - Считаю, это не совсем правильным, потому что не хочу мешать болельщикам смотреть футбол. Да и роли, в конце концов, у комментатора и диктора совершенно разные.

Справедливости ради стоит отметить, что с пониманием игры у Анисимова все в порядке, ведь долгое время он занимался футболом и даже провел несколько тренировок в питерском клубе. Но, как сейчас принято говорить, просмотр успехом не увенчался.

Занимался спортом номер один до девятого класса, - рассказывает Анисимов. - Играл на позиции центрального нападающего за разные заводские команды - и многие надо мной подшучивали. Ведь скорость набирал не очень быстро, но если разгонялся, то остановить было уже крайне сложно. (Смеется. ) Потом пришлось делать выбор - либо спорт, либо артистическая карьера. Так как я из театральной семье, то выбрал именно эту стезю. Впрочем, с футболом никогда не рвал и при каждом удобном случае выходил на поле. Правда, в лихие 90-е, когда страна была в полной разрухе и не было ни театра, ни футбола, внимания мячу уделял меньше, но за "Зенитом" следил всегда. Очень переживал из-за вылета в первый дивизион, радовался каждому успеху любимой команды.

Минут за десять до начала встречи болельщики прослушали стартовые составы - знакомый каждому завсегдатаю "Петровского" голос Анисимова стал таким же символом Петербурга, как и "Зенит", Ростральные колонны, Петропавловская крепость и Эрмитаж. Буквально за мгновение до стартового свистка диктор проводит перекличку всех секторов.

Не помню, когда появилась подобная идея, - говорит Анисимов. - Точно помню, что получилось это спонтанно - увидел, что зрители отвечают взаимностью и традиция сохранилась в дальнейшем. У меня есть несколько правил. К примеру, никогда не объявляю, что команда забила автогол. Это и без того горе для коллектива и конкретного футболиста, так что считаю объявлять фамилию провинившегося неправильно. Ведь на трибунах сидят родственники и друзья, поэтому этот момент может их сильно расстроить. Вообще, крайне не люблю делать объявления о различных дисциплинарных моментах и прочих неприятных вещах. Ведь наши болельщики - самые лучшие. Да я и сам такой же лишь волею судеб ставший диктором. Распорядись судьба иначе, то просто приходил бы на стадион, чтобы также орать как они. (Смеется .)

Когда матч начался и были объявлены фамилии арбитров, Анисимов выходит с микрофоном на верхний ярус стадиона, где с сигаретой и чашечкой кофе продолжает смотреть действо, разворачивающееся на поле. В какой-то момент диктору становится не до курения с употреблением ароматного напитка, давая волю эмоциям.

Эх, Рома, отдал бы Кержакову и тогда бы точно забили, - раздосадованно говорит диктор, когда на 14-й минуте матча Широков попал в перекладину, создав первый опасный эпизоды игре. - Нужно использовать свои моменты, тогда и результат будет. Ведь очень хочется отметить чемпионство с хорошим настроением. Тем более, победой над таким принципиальным соперником, как "Спартак".

Вскоре Кержаков открывает счет, забив свой 100-й мяч в чемпионатах России за "Зенит". И герой нашего репортажа сливается в экстазе вместе со всем стадионом:

Многие спрашивают меня, почему так кричу "Г-о-о-о-л", когда "Зенит" забивает. Ответ на этот вопрос прост: как уже говорил, я - болельщик и не в силах сдерживать эмоции. Поэтому и не могу работать в дикторской, ведь очень важно чувствовать пульс трибун. Очень люблю эту атмосферу. Да и вообще считаю, что счастливый человек, ведь занимаюсь любимым делом - играю в театре и работаю на "Петровском". И, кстати говоря, мне это никак не мешает. Да было одно время, когда играл в пятичасовом спектакле "Гамлет". Появлялся в нем в первом и третьем действии и между ними успевал съездить на футбол и вернуться обратно. Даже еще время оставалось, чтобы дух перевести. Сейчас же никаких проблем нет - "Зенит" заранее присылает график матчей и мое руководство ставит на спектакли в удобные дни. Разве что в марте-феврале бывают накладки, но они не критичны.

А в это время "Спартак" выравнивает игру: футболисты в красных майках все чаще (и опаснее) приближаются к штрафной Малафеева.

Что-то наши немного сбавили обороты, - Анисимов быстро подмечает перемены, происходящие на газоне. - Наверное, хотят сыграть на удержание счета, но к добру это не приведет.

Как в воду глядел диктор: москвичи сумели не только отыграться, но вырвать победу в меньшинстве в упорном матче, немного смазав местной публике впечатление от чествования четвертого золота в истории "Зенита".

Всегда должен быть в хорошем настроении, несмотря ни на что, - только улыбнулся Анисимов, когда стало ясно, что в этой встрече добиться успеха сине-бело-голубым не суждено. - Конечно, очень обидное поражение, но ничего не поделаешь. В конце концов, проиграв сегодняшнюю битву, "Зенит" выиграл войну и стал первым. А это самое главное!

С голосом Константина Анисимова, актера театра "Балтийский дом", у болельщиков "Зенита" связано очень много приятных воспоминаний. И чемпионские титулы, и победа в Кубке УЕФА, Суперкубке Европы. Для многих он стал своим за те годы, что звучал его голос на стадионе "Петровский". Это и фирменное "Гол, гол, гол, гол! Халк, Халк, Халк, Халк", и объявление замен. В конце прошлого года внезапно голос Анисимова пропал. Корреспондент "Р-Спорт" Тарас Барабаш созвонился с голосом "Зенита", чтобы узнать, что произошло.

Честно говоря, после того матча ("Зенит" - "Валенсия"), мне очень хотелось все рассказать, на сегодняшний день столько грязи вылито на меня, столько передернуто. Говорилось о том, что я систематически в неадекватном, нетрезвом состоянии прихожу на матчи. Слышал легенды о том, что с того матча я был отправлен домой, потому что был в нетрезвом состоянии. Хотя можно совершенно спокойно проверить, что я довел матч до конца. Последние 15 минут этого матча мне дались с болью в груди, с обидой. С большим нервным потрясением.

- Что произошло?

Произошел инцидент во время второго тайма 24 ноября матча "Зенит" - "Валенсия". Причиной резкому эмоциональному выпаду внезапно стал приход моего ребенка и его товарища на этот матч. В грубой манере, очень нервной, эмоциональной, я был выдернут из-за рабочего столика с микрофоном в руках. И все это происходило непосредственно во время моей работы. Подставьте себя: я актер, играю на сцене. Что бы ни случилось, как бы кто себя не вел, но я не могу представить, чтобы худрук театра вышел на сцену, вытащил меня с нее, сделал мне внушение о том, что я больше не работаю. А за кулисами при этом находятся мои собственные дети. Как я дальше должен был вести эти 15-20 минут матча? "Зенит" забил второй мяч, я радовался и радовал людей своим голосом. Потом я попрощался, поздравил болельщиков с выходом в 1/8 финала. У меня опустошение. Может нравиться человек, может не нравиться. Кому-то, может, безумно нравится моя работа, есть люди, которых я раздражаю. Но это я, это моя жизнь. Другой тоже будет кому-то нравиться, кому-то нет. Но таким образом увольнять, из-за рабочего стола выдирать человека в момент работы, это просто недопустимо. Это своеволие. Слов нет.

- Обижены на клуб, на Митрофанова?

Никакой обиды за себя нет, есть обида за ребенка, который стал невольным свидетелем. Слава богу, что его не было в дикторской. А меня ведь обвиняют в том, что дети были в дикторской. Их там не было. Они в соседней комнате сидели, смотрели матч. Один из мальчишек вышел в коридор, на эту беду по коридору шел Максим Львович Митрофанов. Есть другая версия: кто-то сказал, что Анисимов провел детей. Но я на стадион Сережу и других детей всегда проводил. Взрослым брал аккредитацию, детей проводил на трибуны на свободные места или в свободные помещения. Мой сын Сергей выходил с командой, выводил игроков на поле, он был на корпоративных праздниках ФК "Зенит", как приглашенный. У меня есть его фотография с Лучано Спаллетти на пресс-конференции, а туда точно не мог быть допущен просто ребенок. И никогда никаких вопросов не возникало. Та же фотография была сделана в присутствии Жанны Дембо. Я вырос за кулисами театра, но это же не значит, что я выхожу на сцену и мешаю проведению спектакля. Что, эти дети в микрофон кричали? Или вышли на поле? Чем они могли помешать? Это абсолютно нормально, если ребенок приходит к родителю, у которого есть интересная работа. Почему дети игроков бегают, дети руководства ходит по коридору, а тут кому-то не понравилось, что у меня ребенок на стадионе.

Я за 14 лет пропустил 10 матчей примерно. Раньше составлялось расписание: театр согласовывал его с ФК "Зенит". Благодарен театру

"Балтийский дом", в этом году будет 30 лет моей работы там. Если меня попросить назвать два самых ярких события прошедшего года, это увольнение из "Зенита" и то, что мой сын стал чемпионом города по плаванию среди детей 2005 года.

Я не жалуюсь, не жалею. Люблю команду, люблю наш город, игроков. Я навсегда останусь с "Зенитом", но с теми, кто сейчас руководит ФК "Зенит" на улице Добролюбова дом 16...наши путь разошлись. Нельзя так, не по-человечески, не имея совести, обращаться с любым человеком. Тем более с тем, кто отдал душу, и кучу нервов для того, чтобы наша команда были в лидерах мирового футбола.

Но в последнее время календарь верстается не на весь сезон. Были сложности с этим, учитывая вашу работу в театре?

Было так, что в июле я узнавал, что будет в августе. Театр ставил спектакль, я узнаю, что у меня матч. Конечно, никоим образом я не мог отменить спектакль. Договаривался о замене в театре. Но возникали еще кубковые матчи. Конечно, иногда футбольные матчи совпадали с расписанием в театре. Но я всегда заранее предупреждал Алексея Петрова, руководителя пресс-службы стадиона. Бывало и такое, что меня по видеосвязи соединяли с Митрофановым, он меня спрашивал, "почему". Я рассказывал о расписании, после чего слышал: "Ладно, Костя, но на Лиге чемпионов то ты будешь? Что делать, артист, иди работай".

- За что могли быть уволены?

Что касается договора: за неявку на матч, если я не предупреждаю пресс-службу, за пьянство или неадекватное поведение. За замечание по оговоркам. На самом деле нарушений с моей стороны не было, иначе мне бы высказали. Режим я не нарушал, на базе клуба я был раз 10 за 14 лет. Не был в раздевалке за все эти годы, не брал автографов, не выпрашивал ничего. Вел себя корректно, как мне кажется. Приходил, делал свою работу ради команды "Зенит", ради болельщиков. Сейчас начинают говорить, что я прогуливаю систематически - это бред. У меня договор до 1 июня, я до сих пор не получил никакого уведомления о том, что я уволен. Я просил: Жанна Дембо сказала да, Максим Львович подтвердил. Только где бумага? Получается, на днях я должен идти на матч и вести его? Получается так. Если у меня не будет уведомления, значит, я беру видеокамеру и иду на стадион на свое рабочее место. Очень надеюсь, что делать этого не придется, получу уведомление. С этим руководством я работать не смогу.

- Как вы общались с Митрофановым?

25 числа должно быть уведомление. В договоре написано, что я должен быть уведомлен за 3 дня в письменном виде. Получается так, что матч с "Уфой" я уже прогулял, они говорят, что я прогулял. Мне же после матча с "Валенсией" пришла смс. Цитата Митрофанова: Заменить Анисимова на ближайших матчах команды "Зенит". Это было 24 ноября.

Представитель пресс-службы "Зенита" сообщил "Р-Спорт": "Константин Анисимов находился у нас на срочном договоре. Было принято решение отказаться от его услуг за систематическое нарушение регламентов и режима. Он никогда не являлся нашим штатным сотрудником".

Актер театра «Балтийский дом» Константин Анисимов восстановлен в должности голоса «Зенита». С нового сезона он снова будет диктором на домашних матчах сине-бело-голубых.

Сайт телеканала «Санкт-Петербург» публикует интервью Анисимова, данное нашим корреспондентам через три месяца после увольнения.

Константин Анисимов, диктор, «голос» стадиона «Петровский»: «24 ноября матч «Зенит» - «Валенсия», Лига чемпионов. Прекрасная игра, первый тайм. 1:0 мы выигрываем. Я радуюсь, как всегда кричу: «Гол! Гол!», стадион кричит имя игрока, который забил. Перерыв, второй тайм. Сразу оговорюсь, со мной на стадионе были дети: мой сын и его друг, которые не находились в дикторской рубке».

Второй тайм игры. Я думаю, минута 20-я. Я заканчиваю объявление о замене. Я думаю, что, скорее всего, о замене. И в этот момент сзади, со спины. Я даже не видел, кто это, за ухо меня кто-то хватает. Я вначале подумал, что это сын. Думаю, что за шутки, потом становится больно, выворачивается ухо. Я хватаюсь за руку, некая возня и визг человека. Я и по голосу даже не узнал: «Ты что себе позволяешь?!» И я оказываюсь в коридоре, где кабины. Я опешил, когда перед своими глазами увидел директора футбольного клуба «Зенит». Клуба, который родился в культурной столице, Санкт-Петербурге.

Гендиректор мне сказал: «Это с тобой дети?» Я говорю: «Да, конечно, со мной. Ты больше не работаешь. Все.

Последние 20 минут матча наступили. И как я их провел, я даже не помню. По-всякому можно уволить человека. Но вот так вот трусливо, подойти со спины. Я не знал, что делать. Никто не знал.

Мне все казалось, что пройдет сейчас день, два, три. И может Максим Львович или кто-то от него позвонят. Но никто не звонил.

И это была середина января, после Нового года. Я думаю, ну, может сейчас все это утихнет и слава богу. И вдруг один из звонков поступает: Кость, тебя увольняют за прогул. Я говорю: какой прогул? Кость, ну, тебя же не было 3 декабря на матче с «Уфой», не было на молодежном составе «Зенита», не было на «Зените-2». Я говорю: так мне Максим Львович сказал. Мне что значит сказал, а договор у тебя до какого числа? Я говорю: до 1 июня.
Они тебя сейчас уберут за статью за прогул. Я задумался, стал звонить по юристам.

Я жду уведомления. Официально запросил по электронной почте. Мне из клуба пока никто не звонил. Все ближе и ближе матч Кубка России. Вообще я не очень хочу возвращаться на стадион при этом руководстве».

Ребята, друзья, господа, Санкт-Петербург! Так не поступают. Какой бы ни был человек, нельзя его так втаптывать, уничтожать. Вышвыривать во время работы на стадионе, когда трансляция идет на все мировые. А если б я был немножко не в себе, я бы стал орать в микрофон. А если бы мне плохо стало после этого. Ну, нельзя так».

Я не жалуюсь, не ною. Я просто вынужден отстаивать свою интеллигентность, порядочность, честь и достоинство.

И последнее, что я хочу сказать. «Зенит», прекратите со мной воевать. Я отдал вам 14 лет жизни, а вы так со мной поступаете. Все равно вы выиграете, а я проиграю. Мне важно отстоять свою честь и достоинство. Чтоб люди знали правду.

Друзья-болельщики, я вас всех очень люблю. Но я прошу вас перестаньте писать письма. Все равно мы с вами ничего не добьемся. Давайте лучше направим всю свою энергию, в том числе и мою, на то, чтобы команда доиграла в этом сезоне на хорошем уровне... Меня наверняка не будет на стадионе. Покричите «гол-гол».

Он был постоянным голосом стадиона на Петровском острове с весны 2003-го, но в середине февраля нынешнего года администрация клуба объявила о расставании с Анисимовым. Причиной послужило «систематическое нарушение регламентов и режима». Выяснилось, что гостеприимный мужчина часто приглашал в дикторскую кабину своих детей и знакомых, что по правилам организации матчей УЕФА может навлечь на клуб штрафы.

″... Детвора сидела в соседней комнате, никому не мешала. Я прекрасно понимаю, что в дикторскую кабину никто не имеет права заходить. В эту комнату я их пригласил, предварительно договорившись с людьми, которые там находятся, это работники УЕФА.

Претензии были высказаны мне в грубой, неадекватной, эмоциональной форме, даже с элементами какой-то необъяснимой ко мне неприязни. И слова «ты больше тут не работаешь» для меня стали шоком! Самое страшное не то, что со мной так обошлись, а то, что это было в присутствии детей. Если у вас есть ребёнок, и он видит такое… Хотелось, конечно, дружно расстаться, но больно много грязи на меня вылили , – рассказывал Константин после игры «Зенита» и «Гента» в ЛЧ. ...″

Казалось бы, намерения благие, договорённости имелись, но руководство сине-бело-голубых сегодня всё же непреклонно, а дорога к стадионному микрофону для Анисимова закрыта. Уже и предыдущий диктор «Петровского» вовсю разогревает голосовые связки.

Как это обычно бывает, две стороны конфликта разделяет собственная правда. У каждого – своя.

″... Анисимов провёл посторонних людей в особую зону, где работают представители УЕФА, организаторы трансляции и транслирующие компании. Его действия могли создать серьёзные неудобства телекомпаниям, обеспечивающим производство этой картинки. А это привело бы к наложению на клуб штрафных санкций со стороны УЕФА.

«Зенит» сожалеет, что Константин Анисимов пытается подменить понятия и прикрывает детьми собственное непрофессиональное поведение , – заявил руководитель пресс-службы клуба Дмитрий Циммерман. ...″

Болельщиков популярной российской команды по всей стране не сильно волнует поиск истины и виноватых: они встали на сторону любимого диктора, чей голос и эмоции непосредственно связаны с главными и самыми запоминающимися победами в 90-летней истории петербургского клуба. «Золотые матчи» на «Петровском», майский финал Кубка УЕФА-2008 на стадионе «Сити оф Манчестер», куда обоим клубам-участникам по правилам разрешалось брать своих дикторов, чтобы те посредством родной речи представляли состав команды. Триумфальный для «Зенита» Суперкубок УЕФА того же года Анисимов отработал в Монако, отпраздновав небывалый успех вместе с поклонниками российского клуба. Потому что истинный болельщик – он и не думал «дурить» микрофон актёрским талантом.

″... На английском работал диктор стадиона «Уэмбли», хороший парень. Мне он сказал, что не любит «Манчестер Юнайтед», поэтому работал без эмоций, на чистом профессионализме. Как если бы мне предложили объявлять на матче московского «Динамо».

На «Петровском» я бы зажег лучше. Здесь мне не дали покричать как следует, звук отключали. А так я голы отметил бы как надо , – признавался после финала Суперкубка Анисимов. ...″

***

Футбольные дикторы – народ специфической профессии, творческий и по-болельщицки эмоциональный, что естественно и даже чрезвычайно необходимо.

В 2005 году итальянский журналист, комментатор и легендарный диктор «Ромы» на «Стадио Олимпико» Карло Дзампа, сам того не подозревая, попрощался с работой, исполнив трюк, за который его до сих пор обожают в рядах почитателей «волков». Карло – один из самых преданных болельщиков «джаллоросси» в мире – с 1998-го трудился и докрасна разогревал местные трибуны на «Олимпико», пока в середине прошлого десятилетия в форме «Юве» на поле римского стадиона не вышли бывшие футболисты «Ромы» – Эмерсон и Зебина. Как назло, их выводил тренер Капелло – творец «волчьего» чемпионства сезона-2000/01. Данный факт вывел из себя «романиста» Дзампу.
Карло как обычно представил всех основных участников матча, но когда на табло стадиона высветились фотографии предательской троицы из Турина, диктор показательно замолкал. Болельщики всё поняли сразу, а руководство столичного клуба «мхатовских пауз» сотрудника не оценило, о чём он узнал из утренней прессы.

″... Влюблен в «Рому» с тех пор, как родился. Эта страсть передалась мне от моего отца, который тоже был ярым поклонником «волков». У меня нет никаких отрицательных чувств и воспоминаний. Даже после того самого эпизода в 2005 году. Всякий раз, когда «Рома» выходит на футбольное поле – это праздник для меня!

После того, как я не произнес фамилии ряда игроков «Ювентуса» перед матчем, признаюсь, ждал определённых последствий, но я думал, что у совета директоров хватит смелости сказать мне о своём решении в лицо после стольких лет сотрудничества. Я думаю, что не заслужил того, чтобы руководство смотрело на меня, как на врага команды. Но, в целом, никаких обид нет , – в одном из интервью делился Дзампа. ...″

***

Уволенный Константин Анисимов не может похвастать славой, которая давно свалилась на его громогласного римского коллегу. Ему и не нужно.

Константин – коренной петербуржец и сын ныне покойного актера Александра Анисимова, снимавшегося в прекрасном советском фильме «Удар! Ещё удар!». Консультантом знаменитой картины стал тренер «Зенита» Аркадий Алов. В 1968-м году закончились работы над художественно-спортивным фильмом, и съемочную группу любезно пригласили на футбольный матч.

Отец взял с собой маленького Костю, «Зенит» проиграл, и недовольные болельщики закидали автобус с футболистами подручными предметами, а яркое событие навсегда отложилось в памяти мальчика:

″... Вот, наверное, с тех пор и заболел «Зенитом»… В те годы команда и стала моей большой любовью, а посещение матчей – образом жизни , – однажды вспоминал детские годы уже бывший диктор «Петровского». ...″

Теперь понятно, почему Константин без лишних мыслей брал с собой на работу детей. Скажите на милость, а как ещё у клуба появляются настоящие и преданные болельщики, если не так? Если они, впитывая натуральные футбольные впечатления с малых лет, через всю жизнь пронесут клубную привязанность в сердце.

Фанаты знают и любят Анисимова. Его голос давно стал традицией, а традиции не нарушают, чтобы не отвлекаться на суеверия. Неподдельные эмоции Константина ассоциируются с лучшими эпизодами в истории «Зенита», со славными победами и – куда же в спорте без них – с редкими моментами горьких поражений.

Актер театра «Балтийский дом» Константин Анисимов восстановлен в должности голоса «Зенита». С нового сезона он снова будет диктором на домашних матчах сине-бело-голубых.

Сайт телеканала «Санкт-Петербург» публикует интервью Анисимова, данное нашим корреспондентам через три месяца после увольнения.

Константин Анисимов, диктор, «голос» стадиона «Петровский»:

«24 ноября матч «Зенит» - «Валенсия», Лига чемпионов. Прекрасная игра, первый тайм. 1:0 мы выигрываем. Я радуюсь, как всегда кричу: «Гол! Гол!», стадион кричит имя игрока, который забил. Перерыв, второй тайм. Сразу оговорюсь, со мной на стадионе были дети: мой сын и его друг, которые не находились в дикторской рубке».

Второй тайм игры. Я думаю, минута 20-я. Я заканчиваю объявление о замене. Я думаю, что, скорее всего, о замене. И в этот момент сзади, со спины. Я даже не видел, кто это, за ухо меня кто-то хватает. Я вначале подумал, что это сын. Думаю, что за шутки, потом становится больно, выворачивается ухо. Я хватаюсь за руку, некая возня и визг человека. Я и по голосу даже не узнал: «Ты что себе позволяешь?!» И я оказываюсь в коридоре, где кабины. Я опешил, когда перед своими глазами увидел директора футбольного клуба «Зенит». Клуба, который родился в культурной столице, Санкт-Петербурге.

Гендиректор мне сказал: «Это с тобой дети?» Я говорю: «Да, конечно, со мной. Ты больше не работаешь. Все.

Последние 20 минут матча наступили. И как я их провел, я даже не помню. По-всякому можно уволить человека. Но вот так вот трусливо, подойти со спины. Я не знал, что делать. Никто не знал.

Мне все казалось, что пройдет сейчас день, два, три. И может Максим Львович или кто-то от него позвонят. Но никто не звонил.

И это была середина января, после Нового года. Я думаю, ну, может сейчас все это утихнет и слава богу. И вдруг один из звонков поступает: Кость, тебя увольняют за прогул. Я говорю: какой прогул? Кость, ну, тебя же не было 3 декабря на матче с «Уфой», не было на молодежном составе «Зенита», не было на «Зените-2». Я говорю: так мне Максим Львович сказал. Мне что значит сказал, а договор у тебя до какого числа? Я говорю: до 1 июня.
Они тебя сейчас уберут за статью за прогул. Я задумался, стал звонить по юристам.

Я жду уведомления. Официально запросил по электронной почте. Мне из клуба пока никто не звонил. Все ближе и ближе матч Кубка России. Вообще я не очень хочу возвращаться на стадион при этом руководстве».

Ребята, друзья, господа, Санкт-Петербург! Так не поступают. Какой бы ни был человек, нельзя его так втаптывать, уничтожать. Вышвыривать во время работы на стадионе, когда трансляция идет на все мировые. А если б я был немножко не в себе, я бы стал орать в микрофон. А если бы мне плохо стало после этого. Ну, нельзя так».

Я не жалуюсь, не ною. Я просто вынужден отстаивать свою интеллигентность, порядочность, честь и достоинство.

И последнее, что я хочу сказать. «Зенит», прекратите со мной воевать. Я отдал вам 14 лет жизни, а вы так со мной поступаете. Все равно вы выиграете, а я проиграю. Мне важно отстоять свою честь и достоинство. Чтоб люди знали правду.

Друзья-болельщики, я вас всех очень люблю. Но я прошу вас перестаньте писать письма. Все равно мы с вами ничего не добьемся. Давайте лучше направим всю свою энергию, в том числе и мою, на то, чтобы команда доиграла в этом сезоне на хорошем уровне... Меня наверняка не будет на стадионе. Покричите «гол-гол».