Когда изобрели йогу. Откуда пришла Йога? Основные методы, цели и отличия от других систем

Сегодня учение йоги заполонило собой умы всего человечества. Можно с уверенностью сказать, что этим древним знанием охвачена вся планета - повсюду появляются новые йогические школы, ашрамы, направленные не только на работу с телом, но и специализированные медитативные центры

Легенда о возникновении йоги

Шри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!
Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.
Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги - матсиендрасана.

Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) - справа, 3500-2700 гг. до н. э.

Исторические факты и археологические свидетельства


Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана), 3500-2700 гг. до н. э.

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды - сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

Ригведа (Веда гимнов);
Самаведа (Веда песнопений);
Яджурведа (Веда жертвенных формул);
Атхарваваеда (Веда заклинаний).

Ряд ученых возводят происхождение йоги к III– II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги. Первые письменные памятники - Веды - появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

Печать из Мохенджо Даро, III-II тыс. до н.э.

Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом. Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III– I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты - это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.
Согласно Бхагавад-Гите «йога - это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам - гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.


Йога-сутры, II век до н.э.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».
До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

Йога и другие духовные учения востока

Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил её технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.

Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме.
Тантризм утверждает, что в эпоху тёмных времён Кали-юги, в которой мы живем, все предыдущие традиции, включая Веды, не могли обеспечить просветление, на самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных действий в йогический ритуал. И сегодня учителя йоги часто говорят, что настоящая практика начинается в тот момент, когда вы сворачиваете коврик после занятия.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье. Без абсолютно здорового тела достичь блаженства невозможно, поэтому тантрики так же практикуют асаны йоги. Если тантрическая садхана (реализация учения) подразумевает подъём Кундалини, то секта натхов сделала своей религией асаны. Натхи и сахаджа-вайшнавы объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги».
В некоторых сектах йога полностью деградировала, что являет нам пример шиваитских аскетов. Немыслимые её модификации возникали также в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» - ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания её демонами. Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «тумо», известны также беговые йоги. В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее значительными из них являются шесть доктрин Наропы.


Статуэтка с изображением мудреца Патанджали, создателя йога-сутр

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда» («Озеро нектара»), ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки. После завоевания Индии мусульманами культурное смешение ислама с индийскими традициями породило йогу суфизма. Первоначально йогов-мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев, йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией «чудес». Хотя на Западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, но это неверно, разница между ними примерно такая же, как между странствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах средневековой Европы.
Ещё более сильное различие сохраняется до сих пор в Индии между йогами и «садху» - «божьими людьми», многие из которых лишь притворяются йогинами. На самом деле чаще всего садху - это аналог наших нищих, выпрашивающих подаяние.
Сейчас в Индии и за её пределами существует огромное количество центров, институтов, школ и ашрамов.
Кроме духовной практики существует так же йога-спорт (соревнования по йоге, созданные для её популяризации) и йогатерапия (лечение заболеваний с помощью асан, правильного дыхания и правильной концентрации).

— это учение, берущее начало в самой глу-бине веков и пришедшее к нам по легенде от жителей первой человеческой цивилизации Арктиды. Она соеди-няла Евразию и Америку, но после катастрофы бесследно исчезла в Северном Ледовитом океане.

Шло время, одна за другой менялись цивилизации, а знание йоги перешло в Индию и Древний Египет. При раскопках одной из древнейших культур Мохенд-жо-Даро , существовавшей более четырех с половиной тысяч лет назад, археологами были обнаружены фигурки йогов.

Около трех тысяч лет назад, во времена индо-арийской культуры, в долине реки Ганг появились Веды (знания) — рукописи индийских мудрецов, которые дали толчок к развитию философской мысли. Чуть позднее стали появляться всевозможные пояснения к Ведам , из которых следовало, что йога — это благочестивые упражнения, позволяющие осуществлять контроль над умом и обрести состояние просветления.

Мудрецы считали, что человек состоит из материи и духа, и йога способна отделить дух от материи, делая его абсолютно чистым. Спустя столетия йога стала рассматривать тело как храм бессмертного духа, а, следовательно, этот храм нужно сохранять как можно дольше. Именно в этот период зародилась система практик, способствующих продлению жизни и омоложению тела.

Особенности и отличия йоги

Йога отличается от традиционной физической культуры не только методами, но и результатами. Человеку, который много работает или учится, занимается умственной деятельностью, не всегда важно иметь большие мускулы или бегать марафонские дистанции. Для него важнее быть здоровым, чтобы во время работы ничего не болело, не отвлекала боль в суставах или спине.

К тому же известно, что даже профессиональные спортсмены не всегда абсолютно здоровы, ведь многочисленные травмы, вывихи, растяжения, ушибы и т. д. рано или поздно дают о себе знать. Занятия йогой как нельзя лучше способствуют избавлению от различных болезней, укреплению тела, улучшению настроения.

Йога является первой ступенью к достижению больших результатов, здесь все занятия проходят плавно и медленно, постепенно нагружая организм. Ее можно использовать для самых различных целей: для похудения, для обострения внимания, для выносливости, для стабилизации всех систем организма.

Виды йоги

Йога делится на множество различных видов, каждый из которых направлен на достижение определенных результатов.

  • Хатха-йога — это основополагающее учение, именно от него и пошли все виды йоги, популярные в настоящее время. Главная цель — достижение единения между душой, телом и окружающей средой с помощью релаксации, дыхательных упражнений и медитации.
  • Йога Айенгара — идеальный вид для малоподвижных людей и людей с физическими ограничениями. Здесь акцент ставится, прежде всего, на правильность выполнения поз, начиная с простейших и постепенно усложняя задания. В процессе регулярных упражнений тело становится более сильным и гибким, мышцы — эластичными, а ум — ясным.
  • Аштанга-йога — самая динамичная разновидность йоги, которая непосвященному может показаться аэробикой. Все упражнения этого вида выполняются с достаточно большой скоростью. Здесь особое внимание уделяется дыханию. Изначально этот вид йоги был предназначен для занятий с гиперактивными подростками, чтобы научить их направлять излишнюю энергию в нужное русло. Аштанга-йога подойдет людям с достаточно хорошей физической подготовкой, готовым к мощным физическим нагрузкам.
  • Бикрам-йога — достаточно экзотический вид, называемый также «горячая йога» . Занятия бикрам-йогой проходят в помещении при температуре воздуха 40,5 градуса. Благодаря повышенной температуре мышцы становятся более эластичными и легче поддаются растягиванию. Занятия ускоряют обмен веществ и улучшают кровоснабжение всех частей тела. Но перед тем как заниматься этим видом йоги, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом на предмет индивидуальной переносимости физических нагрузок при повышенной температуре.
  • Пауэр-йога , или силовая йога, очень похожа на аштанга-йогу. Разница заключается в том, что в данном случае упражнения выполняются в произвольной последовательности и более интенсивно. Этот вид идеально подойдет спортсменам и людям, ведущим активный образ жизни. Главной целью пауэр-йоги является увеличение гибкости тела и улучшение эластичности сухожилий и мышц.

Кто может заниматься йогой

Йога не считается спортом или фитнесом, поэтому каких-либо ограничений здесь нет. Ею можно заниматься в любом возрасте. И не стоит задаваться вопросом: «А хватит ли у меня гибкости, чтобы заниматься йогой?», ведь она отчасти для того и создана, чтобы развивать эту самую гибкость, поэтому отсутствие таковой у начинающих изначально пред-полагается.

Наилучшим временем суток для занятий считается 4 часа утра, но это не принципиально, заниматься можно в любое удобное для вас время. Ведь йога — это отличное средство не только для борьбы со стрессом, она также повышает общий иммунитет, четкость мышления, помогает расслабиться после многочасового рабочего дня, приводит тело в хороший тонус и многое другое.

Йога будет полезна людям со следующими заболеваниями:

  • артрозы, артриты;
  • вегетососудистая дистония;
  • заболевания позвоночника (остеохондроз, различные искривления, грыжи дисков и др.);
  • функциональные расстройства дыхательной, пищеварительной, выделительной, репродуктивной, эндокринной систем;
  • неврозы;
  • гипертония;
  • синдром хронической усталости.

Важно помнить, что прежде чем начать заниматься йогой, необходимо уведомить своего тренера о любых проблемах со здоровьем.

Противопоказания

  • всевозможные психические расстройства;
  • пограничные состояния психики;
  • онкология;
  • эпилепсия;
  • общая тяжесть состояния, когда любые нагрузки противопоказаны;
  • нейроинфекции;
  • повышенное внутричерепное и внутриглазное давление;
  • обострение любых хронических заболеваний;
  • органические поражения сердца (дистрофия миокарда, аневризма аорты, мерцательная аритмия, некомпенсированные пороки сердца и т. д.);
  • инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата;
  • тяжелые некомпенсированные травмы позвоночника;
  • недавно перенесенные черепно-мозговые травмы и операции.

Где и сколько заниматься йогой

Йогой можно заниматься как в группе, так и самостоятельно либо с индивидуальным тренером. Групповые тренировки наиболее распространены, так как это самый удобный и простой способ, при котором вы находитесь под бдительным контролем специалистов, занимаетесь в удобное для вас время и с необходимой интенсивностью.

Программы таких тренировок составлены из упражнений, которые полезны для любого человека, в частности для тех, кто ведет малоподвижный образ жизни и не имеет возможности тренироваться самостоятельно. Если у вас проблемы со здоровьем, которые не позволяют посещать групповые занятия, вам подойдут персональные тренировки.

Также, занимаясь индивидуально, вы можете корректировать время и длительность занятий. Если решили заниматься самостоятельно, всё же потребуется квалифицированный специалист, который разработает для вас индивидуальную программу и обучит пользоваться ею.

Посвящать йоге можно столько времени, сколько вы хотите. При групповых занятиях достаточно 2—3 посещений в неделю, особенно если вы начинающий. Если же не хватает времени, можете заниматься по 10—15 минут ежедневно в домашних условиях. Спустя некоторое время, после нескольких регулярных занятий вы заметите, что времени все-таки хватает. Для достижения более быстрого результата вам необходимо заниматься 2—3 раза в день по 15—30 минут.

Несколько полезных советов

  1. Если вы новичок, вам лучше всего озна-комиться с йогой не по видеоматериалам или книгам, а при личном общении с инструктором.
  2. К занятиям йогой в фитнес-центрах следует отнестись с особой осторожностью: если вы хотите научиться йоге по-настоящему, желаете проникнуться древней философией, то лучше всего выбрать не фитнес-клуб, а специали-зированную школу йоги.
  3. Если вы курите, это совсем не означает, что вам нельзя заниматься йогой. Напротив, спустя некоторое время после начала регулярных за-нятий вы, скорее всего, откажетесь от этой вредной привычки.
  4. Для беременных женщин рекомендуются ин-дивидуальные адаптированные упражнения йо-гой, направленные в основном на правильное дыхание, на укрепление общего состояния организма, на нормализацию психического со-стояния. Эти упражнения готовят женщину к самому важному событию ее жизни — рождению малыша.






Лично я, как и многие советские люди, слышал о йоге чуть ли не с раннего детства. В Советском Союзе отношение к йогам было самое тёплое. Мы все знали, что йога - это, якобы, народная индийская гимнастика, которой, как говорили, 4000 лет. А упражнения в этой физкультуре такие странные от того, что в индийском климате бегать и прыгать жарко, а можно только стоять на голове.

Мы были уверены, что система упражнений йоги нужна для "здоровья" и "хорошей физической формы". Некоторые из нас видели советский медиапродукт - фильм "Индийские йоги. Кто они?". Там показывали, что йоги отдыхают на гвоздях, едят стекло и совершают другие немыслимые вещи. Помню, что когда мне впервые попала в руки книга о йоге Патанджала-Даршана "Йога-Сутры", то я был очень удивлён, так как оказалось, что йога - это совершенно, абсолютно другое, нечто совсем не соответствующее распространённому представлению о ней.

А в настоящее время создаётся впечатление, что йога - это не просто хорошо и полезно, но ещё и "круто". Звёзды и киногерои "практикуют" йогу. К словам "здоровье" и "физическая форма", которые, как кажется, она с собой несёт, в нашем сознании добавляются слова "гармония" и "совершенство". Абсолютное большинство из нас, так или иначе, с йогой сталкивались. Если не напрямую лично, то наверняка знаем тех, кто ею занимается. И уж точно нас хоть раз приглашали самим попробовать. Поэтому закономерно возникает вопрос: что же это такое и как нам к этому относиться?

Так это полезно или нет

Когда мы говорим о долгожителях, то, конечно, вспоминаем Кавказ или Японию. Как-то не слышно о том, что есть кто-то в Индии, чья продолжительность жизни больше, чем у других. Там, в Индии, в 1980-ых годах, единственный раз за всю её историю, была проведена всеобщая диспансеризация. Если бы выяснилось, что йоги здоровее всех остальных индийцев, то это была бы самая настоящая мировая сенсация. Но, вместо этого, выяснилось, что йоги, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и болеют не меньше других. Но, как показало обследование, у них встречаются специфические болезни. Например, катаракта глаз, потому что им приходится постоянно концентрировать взгляд на солнце, вывихи суставов, артриты и артрозы из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают букетом заболеваний верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому как каждый день делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со временем практически уничтожает слизистую оболочку в кишечнике и носовой полости. Например, некоторые опытные йоги глотают один конец длинного жгута, и когда тот выходит из анального отверстия, начинают его туда-сюда двигать, думая, что этим они "очищают" кишечник. Такая "практика" приводит к гастритам, колитам и проктитам. Такие вот дела…

Что такое йога?

Что мы понимаем под этим словом? Чаще всего, речь идёт о том, что йога - это комплекс упражнений, в том числе дыхательных, которые помогают человеку стать здоровым, сильным и достичь гармонии. Но это - не совсем правда! Физические упражнения являются в йоге только средством или инструментом в духовных практиках. Согласно принципу, который у йогов называется "законом сопряжения" и принимается ими почему-то на веру, считается, что воздействуя на тело путём принятия различных поз, йог "получает эффект на тонком теле", то есть воздействует на душу и дух. Это и является главным в йоге. Говоря другими словами, йога - это не просто оздоровительная система, не философия и не наука. Это - религия.

***

Читайте же по теме:

  • Индия - страна язычества, религиозной нетерпимости, чудовищных обрядов и дичайших суеверий - подборка публикаций
  • Индуизм причинил много зла - Старец Паисий Святогорец
  • - Архиепископ Тиранский и всея Албании Блаженнейший Анастасий Яннулатос
  • Йога - духовно опасная практика - священномученик Даниил Сысоев
  • Можно ли христианину заниматься йогой? - протоиерей Дмитрий Смирнов
  • Йога - путь к смерти - Собор блг. князя Александра Невского
  • Йога и Православие - фильм Сергея Андрюшкина
  • Йога - оздоровление или оккультное зло? - Андрей Солодков
  • Штурм неба или релаксация? Почему у современных горожан так популярна йога? - Дмитрий Петровский
  • Тантра-йога: по ту сторону добра и зла - Регина Крауклис
  • Хорошую ли религию придумали индусы?! - диакон Михаил Плотников
  • Тождественен ли смысл понятий "религия" и "йога"? - Виталий Питанов
  • Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? - Виталий Питанов
  • Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости - Виталий Питанов
  • Пять путей "спасения", которые предлагают современные гуру - Вишал Мангалвади

***

Откуда появилась йога?

Конечно, проще всего сказать, что на протяжении веков мудрецы и подвижники, путём проб и ошибок, создали эту систему. Но если это так, то кто они? Кто придумал "асаны", "мудры" и все эти методики? Известно имя хоть одного из этих людей? Нет… Вместо этого, знаменитые авторы самых древних йогических книг называют другое имя. Шива. Кто это? Оказывается, Шива - одно из индийских божеств, наряду с Брахмой, Вишну, Шакти и другими. Имеет жену Парвати, дочь Манаси и сыновей - бога войны Сканду и бога учёности Ганешу. На лбу у него изображается третий глаз и рисунок, нанесённый священным пеплом, который получают из навоза коров или сожжённых трупов. Свита его состоит духов и демонов, которые сопровождают его по своей собственной воле. Интересен следующий факт, на мой взгляд, напрямую связанный с темой возникновения йоги. По поверьям, Шива курил марихуану. Поэтому в индуизме некоторые считают это занятие приближением к Шиве, его благословением. И в настоящее время праздник "великой ночи Шивы" встречают курением той самой травы.

Может быть, атеист и скажет, что всё это - лишь народный эпос. Но для христианина вся эта информация имеет принципиальное значение. Приходится признать, что возникновение йоги объясняется не физическими, а духовными причинами. Основатели её - сверхъестественные личности, о которых в Библии написано по-русски: "все боги народов - идолы", а по-славянски: "вси бози язык - бесове" (Псалом 95:5) Все эти личности - падшие ангелы, завидующие человеку, так как человек, в отличие от них, может обрести вечную жизнь. Их желание - погубить как можно больше человеческих душ.

Какова цель йоги?

Может ли быть, чтобы, несмотря на явно демоническое происхождение, йога была хотя бы "нейтральной" духовно? Существует текст, называющийся "Повествование о Хатха-Йоге", который йоги называют "древний трактат" и "редкий манускрипт". Он объясняет цель йоги так. Вроде бы, каждый человек до своего рождения прожил миллионы жизней в телах животных. И вот, живя в теле того или иного животного, душа, якобы, выполняет либо не выполняет заповеди жизни этого животного. И всё, что не выполнила душа в теле животного, как будто бы, передаётся в тело человека, как загрязнения или семена болезней. Это называется словом "карма". Йога сжигает карму. Этим, а совсем не физическими упражнениями, объясняется ожидаемый оздоровительный эффект. Практика йоги имеет восемь ступеней. Первые четыре называют хатха-йогой. Это: самоограничение, посвящение себя духовным практикам, объединение ума и тела (вот для этого и используют различные позы) и контролирование дыхания. Это низшие ступени. Они считаются бессмысленными без высших четырёх, называющихся раджа-йогой. В них входят: отвлечение чувств, сосредоточенность ума, медитация, и, наконец, "осознание своей истинной природы". Как видим, физические и дыхательные упражнения в этом ряду не просто второстепенны, но вообще выглядят незначительными. И вот главное! Цель всего этого - исчезновение идеи собственной индивидуальности и слияние сознания с "космическим абсолютом".

Как всё это можно прокомментировать? Идея о переселении души явно противоречит Священному Писанию, в котором сказано: "человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр.9:27). Человек (и только человек) сотворён Богом по Его образу и подобию. Нельзя унижать образ Божий верой в то, что душа человека может переселиться в животное и обратно. Да и как можно согласиться с идеей "сжигания кармы"?! Мы знаем, что существуют в мире грехи. Прощение грехов человек получает в покаянии. За наши грехи на Кресте пострадал и умер Спаситель Господь Иисус Христос. Именно Его Смерть и делает возможным очищение от греха. Если бы было возможно отработать "карму" путём перерождений или каких-то практик, то не нужно было бы для спасения мира воплощаться и умирать на Кресте Сыну Божьему. Поэтому, верящий в "карму" и перерождение - не верит во Христа, а верящий во Христа не может верить в "карму" и перерождение. Далее. Личность каждого человека драгоценна в глазах Божиих. И смысл духовной жизни - не "слияние" или "растворение", а возвращение к Богу и вечное общение с Ним.

Почему инструкторы на этом не настаивают?

Йога является сложной и серьёзной духовной системой. На мой взгляд, довольно зловещей системой. Почему же чаще всего приходиться слышать только об упражнениях, оздоровлении, равновесии, присутствующих в йоге. Есть люди, которые уверены, что нет ничего неуместного в том, чтобы христианин поправил свой позвоночник или разработал суставы в зале йоги. Зачем, мол, вникать в эту мистику, просто позанимайся - и будь здоров! Не хочешь, говорят, быть язычником, так и не будь. Верь, говорят, во что хочешь, только будь добрым и хорошим, как и учит йога, и можешь заниматься. Даже есть, говорят, можно всё, а не только варёные растения и коровье молоко. Я долго не мог понять, почему делается вид, будто самое основное в йоге - её духовная сторона, не так уж и важна. Потом выяснилось, что в йоге есть два принципа. Это принцип совершенства и принцип энергии. Принцип совершенства состоит в том, что любое упражнение, как бы оно ни было сделано, самим фактом его выполнения, становится сделанным совершенно.

Принцип энергии формулируется йогами так: "подобно тому, как шарик в воронке всегда скатывается в горлышко, если он брошен в неё, подобно этому, когда мы приблизительно делаем то или иное упражнение в йоге, мы возбуждаем энергию, а энергия действует на тело таким образом, что изгибает (трансформирует) тело нужным для йоги образом". Таким образом, нельзя просто "попробовать" йогу. Нельзя быть наполовину йогом. Шива знал, чему учил. Стоит только сделать одно движение, и начинается путь к смерти (то есть к освобождению от) индивидуальности и к растворению сознания в космосе. Компромисса нет. Или ты йог, или не йог.

Не знаю кого как, но меня эта информация разочаровывает. Как было бы хорошо, если бы йога оказалась мудрой наукой о гармонии! Учением о равновесии души и здоровье тела! Но при всём уважении к мнению других, я берусь утверждать, что йога - языческая оккультная религия. Польза от неё для её последователей очень и очень сомнительна, а вред очевиден. Это - риск погубить душу, изменив Христу.

Во времена мучеников, в первые века христианства, избежать смерти за веру было, в принципе, не трудно. Например, при императоре Траяне, в начале II века, если человека обвиняли в христианстве, и обвинение было доказано, то в суде любой мог получить прощение. Для этого нужно было просто совершить возлияние или курение перед изображением императора. Как мы понимаем, после этого можно было быть свободным и верить во что угодно. Но тысячи и тысячи христиан шли на смерть по тому, что знали, что это простое действие, жертвоприношение идолу, означает отречение от Христа. Они не хотели иметь ничего общего с ложными богами, которые есть бесы. Так как компромисса нет. Или со Христом, или нет.

Подготовил:

Виталий Юренко , протоиерей

руководитель Миссионерского отдела Бердянской епархии

Русской Православной Церкви

Легенда о возникновении йогиШри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!

Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.
Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги - матсиендрасана.

Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) — справа, 3500-2700 гг. до н. э.

Исторические факты и археологические свидетельства

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

Ригведа (Веда гимнов);
Самаведа (Веда песнопений);
Яджурведа (Веда жертвенных формул);
Атхарваваеда (Веда заклинаний).

В Ригведе, создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к III-II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги. Первые письменные памятники - Веды - появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом. Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III-I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты – это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.

Согласно Бхагавад-Гите «йога - это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам – гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».

До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

Йога и другие духовные учения Востока

Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил её технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.
Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме.

Тантризм утверждает, что в эпоху тёмных времён Кали-юги, в которой мы живем, все предыдущие традиции, включая Веды, не могли обеспечить просветление, на самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных действий в йогический ритуал. И сегодня учителя йоги часто говорят, что настоящая практика начинается в тот момент, когда вы сворачиваете коврик после занятия.

Тантрики, нащупывая соответствия между Космосом и телом, глубоко вникали в физиологию человека, а также в связь между телом и психикой.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье. Без абсолютно здорового тела достичь блаженства невозможно, поэтому тантрики так же практикуют асаны йоги. Если тантрическая садхана (реализация учения) подразумевает подъём Кундалини, то секта натхов сделала своей религией асаны. Натхи и сахаджа-вайшнавы объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги».

В некоторых сектах йога полностью деградировала, что являет нам пример шиваитских аскетов. Немыслимые её модификации возникали также в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» - ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания её демонами. Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «тумо», известны также беговые йоги. В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее значительными из них являются шесть доктрин Наропы.

В Японии психотехники буддизма трансформировались в дзэн, в котором явно присутствуют элементы йоги.

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда» («Озеро нектара»), ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки. После завоевания Индии мусульманами культурное смешение ислама с индийскими традициями породило йогу суфизма. Первоначально йогов-мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев, йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией «чудес». Хотя на Западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, но это неверно, разница между ними примерно такая же, как между странствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах средневековой Европы.

Ещё более сильное различие сохраняется до сих пор в Индии между йогами и «садху» - «божьими людьми», многие из которых лишь притворяются йогинами. На самом деле чаще всего садху - это аналог наших нищих, выпрашивающих подаяние.
Сейчас в Индии и за её пределами существует огромное количество центров, институтов, школ и ашрамов.
Кроме духовной практики существует так же йога-спорт (соревнования по йоге, созданные для её популяризации) и йогатерапия (лечение заболеваний с помощью асан, правильного дыхания и правильной концентрации).

Какие виды йоги популярны сегодня

Йога НИДРА

Эта практика была разработана Парамахамсой Свами Сатьянандой Сарасвати (основателем Бихарской школы йоги в Мунгере, Индия, а также автором многочисленных фундаментальных работ по йоге) на основе древних тантрических текстов о ритуалах ньясы (перемещения сознания в разные участки тела с произнесением соответствующей мантры и визуализацией) и углубленных вариантов шавасаны “с голосом преподавателя”. Она позволяет высвободить и “растворить” блоки и напряжения, скрытые глубоко в подсознании и создающие нам препятствия для глубокого расслабления, а также способности к сосредоточению и реализации наших целей. Это достигается за счет нескольких техник – “ротации” сознания по разным участкам тела в определенной последовательности; вызывания “телесных” воспоминаний разных ощущений; визуализации, построенной на использовании образов-символов, направляющих сознание к состоянию гармонии и медитации.

Практикующий сам составляет для себя “формулу твердой решимости” (санкальпу) и направляет ее в свое подсознание. С помощью регулярной практики возможно добиться ранее недоступных результатов в духовном развитии, успокоении ума, увеличении жизненной энергии, оздоровлении и т.п. Вся практика выполняется лежа в шавасане.

Крийя йога

Крийя или крия (в переводе с санскрита «кри» (действие) и «йя» (осознавание) - это древнее учение. Это практика, направленная на пробуждение и развитие сознания. Это процесс очищения, это выполнение, дело, действие, поступок, усилие. Это практика асан, мудр и бандх. Считается, что крийя, управляемая умом через жизненную силу, является самым эффективным путём приближения к Бесконечному. И благодаря крийя-йоге можно доказать истину, что человек это не просто тело, а бессмертная душа.

Хатха йога

Хатха-йога - это древняя индийская духовная практика, учение о физической гармонии. Одна из основных целей хатха-йоги, состоит в том, чтобы привести тело к состоянию полного здоровья, чтобы оно не являлось бременем для человека в поиске высших истин.Главным образом практика хатха-йоги состоит в выполнении асан, статических поз в комплексе с дыханием и концентрацией внимания.

Основной аспект хатха-йоги - это развитие гибкости и поддержание здоровья суставов, особенно позвоночника. Каждое упражнение воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов.

Кундалини йога

Кундалини йога является не только самой «быстрой» в достижении результата, но и самой трудной и даже опасной из всех индийских духовных практик. Почему это так? Энергия Кундалини считается наиболее мощной энергией: человек с пробужденной Кундалини трансформируется на клеточном уровне, изменяется его энергетическая структура, изменяется физическое тело, появляются необычайные способности: интуитивное постижение истины и ясновидение, управление гравитацией и способность проявлять другие действия, механизм которых невозможно объяснить, пользуясь представлениями современной научной парадигмы. Происходят необратимые изменения в качестве нашего восприятия, качестве нашего сознания. Возможна смена приоритетов и привязанностей.По представлениям древней индийской медицины аюрведы и йогов, в каждом человеке эта энергия с момента зачатия находится в «дремлющем» состоянии у основания позвоночника (муладхара-чакра), побуждая на протяжении жизни к развитию и личностному росту с целью быть пробужденной и полностью реализованной. Процесс пробуждения Кундалини еще называют поднятием энергии Кундалини через все энергетические центры (чакры) вверх по позвоночнику к макушке (самому верхнему центру, сахасрара-чакра).

Аштанга-йога

Аштанга-йога (в переводе - восьмиступенчатый Путь к конечной Цели) - одна из интегральных йог, предложенная индийским риши Патанджали.

Аштанга-йога объединяет практики, существовавшие ранее и практикуется преимущественно как серия переходов из позы в позу. Для аштанга-йоги характерна сила, классическая же йога, напротив, уделяет особое внимание дыханию, гибкости и расслаблению.Аштанга-йога хороша для тех, кто обладает неугомонным разумом и сильным телом. Во время тренировок следует уделять внимание трём моментам: поза, ровное дыхание и точка концентрации. Асаны улучшают осанку, а правильно организованные вдохи и выдохи способствуют развитию дыхательной системы.

Патанджали определил 8 этапов йоги
Йама - самоограничение, самоконтроль. Это установление гармонии с социальной средой. Согласно индийской мифологии Яма - бог смерти. Отсюда и позаимствован смысл слова. На первой ступени йоги ученик должен нанести смертельный удар своим порокам, неправильному поведению и мышлению. Эта ступень включает пять основных разделов, соблюдение которых обязательно при всех обстоятельствах, во всех случаях жизни, независимо от места, времени, возраста и других факторов. Нийама, переводится как расслабление, - это самодисциплина, духовное совершенствование. Первые две ступени йоги включают в себя освоение этических и психогигиенических правил жизни духовного искателя.

Здесь можно выделить четыре очень важных правила:
кшама - терпимость к тем, кто думают иначе, чем я;
дайя - милосердие, доброта;
арджава - простота, отсутствие высокомерия;
хри - смиренномудрие, отсутствие а) самолюбования, гордости из-за своих реальных успехов и б) тщеславия - самовосхваления из-за своих мнимых достоинств.
Асана переводится как поза, устойчивое положение тела. Если во время выполнения поз дышать правильно, организм очищается от шлаков и омолаживается. Асаны учат концентрации и развивают энергосистемы организма. Системы из асан называют хатха-йогой.
Пранайама (в переводе «работа с энергией») - правильно контролируемое дыхание. При пранайамах перемещается именно энергия сознания, но это может совершаться в такт дыхательным движениям.
Пратьяхара (в переводе «удаление индрии с объектов материального мира») - отрешенность от внешних раздражителей. На этой ступени учатся управлять «щупальцами» сознания, называемыми на санскрите «индриями».
Дхарана - это поддержание концентрации внимания, проявление полной устремлённости человека к Богу, к Слиянию с Ним.
Дхьяна - медитации, приводящие к Самадхи. На этой ступени ведётся работа, направленная на увеличение сознания, на обретение силы в тонкости. Медитация - это работа, направленная на развитие сознания по пути к Совершенству.
Самадхи - это высший уровень духовных достижений. Это полное равновесие.

Мантра йога

Мантра йога – это методы воздействия на энергию, посредством особых звуковых вибраций, в частности санскритских слогов из которых состоят мантры. Это пение священных текстов и молитв на санскрите. Сейчас это называют еще киртаном.

Карма йога

Карма-йога (санскр.) - карма - деятельность, йога - связь, деятельность в соответствии с предписаниями Вед.
Карма-йогу можно разделить на два типа:
Действия, совершаемые для удовлетворения собственных чувств, действия из эгоистических мотивов.
Действия совершаемые, как подношение Богу, без привязанности к плодам своего труда.
Занимаясь карма-йогой, человек не должен привязываться к результату, так как он зависит только от Всевышнего. Он должен обуздать свой ум и чувства и все плоды своей деятельности посвящать Богу. Недаром на Руси сохранилось выражение «сделай ради Бога». Это не означает, что человек должен все отдать, что получит.

Сахаджа йога

Сахаджа Йога - одно из направлений йоги, в основе которого лежит медитативная практика, осуществляющая прорыв в человеческом сознании и позволяющая достичь следующей ступени человеческой эволюции.
Ключевым моментом Сахаджа Йоги является обязательное для каждого, желающего практиковать данное направление, прохождение ритуала самореализации. Данная процедура может быть выполнена в любом месте, состоит из проговаривания про себя некоторых утверждений обращенных к Шри Матаджи. Необходимое время для ритуала - 10–15 минут.
Самореализация. Ее можно выполнять несколько раз, что способствует более эффективному подъему Кундалини.
Физические действия. Их цель - направления внимания на нужные чакры. Есть два вида действий - так называемый протокол, который нужно выполнять в начале и в конце медитации, и методы чистки чакр, которые позволяют расчистить путь Кундалини.
Вербальные действия - чтение мантр. Мантры - это духовные слова на языке Санскрит. Их произносят вслух или про себя для концентрации внимания на том или ином аспекте духовного тела (система чакр). Кроме мантр можно произносить молитвы на любом языке.
Непосредственная работа со вниманием. После пробуждения Кундалини наше внимание просветляется и мы можем направлять его на различные чакры. Во время медитации лучше всего внимание держать над головой и никогда не следует концентрироваться в области агии чакры (в голове).
Фотография Шри Матаджи. Эта фотография необходима для помощи в медитации.
Музыка. Может помочь создать необходимое состояние, способствующее медитации.

Интегральная йога

Обьединенная в одну все четыре основные йоги.Она помогает человеку полностью изменить своё сознание, трансформировать тело и сделать свою жизнь божественной в материальном мире. Шри Ауробиндо находит источник материального и духовного в Абсолюте. То есть именно Сверхразум является объединяющим материальное и духовное в единое целое. Все живые существа при этом являются множеством маленьких частиц этого Единого разума.Согласно философии интегральной йоги человеческая форма жизни, преодолевая действие материального мира, должна выйти за пределы своего неведения и придти к состоянию Суперментального существования. По сути, конечной целью в интегральной йоге считается достижением человека Божественной жизни на Земле.

Бхакти йога

Бхакти-йога (санскр.) - бхакти - бескорыстное непрерывное любовное служение Богу, йога - связь.
Это есть не что иное, как метод восстановления взаимоотношений с Верховной Личностью Бога посредством преданного служения Ему. Полное описание данного метода можно встретить только в ведических писаниях (шастрах), особенно у последователей вайшнавизма.Бхакти-йога состоит из 9 процессов:

Шравана - слушание о Боге;
Киртанам - поворение Святого Имени (маха-мантры), описание форм и качеств Бога;
Смаранам - помятование о Боге;
Пада-севана - служение лотосным стопам Бога в соответствии со временем, местом и обстоятельствами;
Арчана - поклонение Божеству в храме;
Вандана - вознесение молитв Богу;
Дасйа - считать себя вечным слугой Бога;
Сакхйа - установление дружеских отношений с Богом;
Атма-ниведана - полное предание себя Богу.
Чистое преданное служение встречается очень редко и возможно только по милости преданных, по милости истинного духовного учителя. Оно также невозможно без соблюдения 4 регулирующих принципов: отказ от мясоедения; отказ от средств интоксикации, включая чай и кофе; отказ от азартных игр; отказ от занятий недозволенным сексом. Это связано с тем, что разум затмевается вожделением, и человек сходит с пути преданного служения.

Джняна йога

Джнана-йога (санскрит) - процесс духовного осознания через абстрактно-философские поиски истины. Это одна из 4 видов йог, описанных в «Бхагват-Гите»: карма-йога (йога деятельности), дхьяна-йога (мистическая йога), джнана-йога (йога знания) и бхакти-йога (йога развития отношения с Богом посредством преданного служения).
Основной целью практики джнана-йоги является осознание себя и связи с Богом через знания, получаемые из священных писаний, наставлений духовных учителей. Ею занимаются те, кто не готов принять личностный аспект Бога. Идя путем философских размышлений, такой человек может осознать только безличностный аспект Абсолютной Истины (Брахман) и главным для такого человека является слияние с Абсолютом (брахмаджьоти).

Дхьяна йога

Дхьяна (санскр. dhyna - размышление, созерцание, сосредоточение) - искусство овладения контролем над умом с помощью вхождения в йогический транс. Дхьяна - отдельная, значимая часть йоги, основывающаяся на медитации, практикуемая для обретения власти над сознанием.

Медитация в Дхьяна-Йоге направляет течение мыслей на выбранный объект: будь то визуальный образ, отвлеченное понятие или собственное дыхание. Начинают медитативную работу с созерцания простых конкретных объектов, постепенно переходя к сложным конкретным объектам и далее к абстрактным. Все возникающие в разуме человека мысли, относящиеся к объекту созерцания, концентрируются, собираются воедино. Объект типизируется, классифицируется, сравнивается с другими объектами. Медитирующий размышляет о составных частях объекта и его связях с целым, о его функциях и качествах. Кроме того, практикующий отмечает все ощущения и умственные ассоциации, возникающие при мыслях об объекте. Медитирующий отключает посторонние мысли и ощущения, осознавая только факт своего существования и объект, и в процессе медитации сливается с объектом.

Техника Дхьяна-Йоги описывается Кришной в шестой главе «Бхагавадгиты»: «Обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны. Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью. Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога».

Джапа йога

Само слово «джапа» в переводе с санскрита означает «повторение» и заключается в длительном повторении мантр или имён Бога на чётках. Дело в том, что во время чтения джапы всё сознание человека сконцентрировано на Боге, и постепенно каждая клеточка тела человека начинает произносить эти имена. Так достигается быстрое единение человека со Всевышним, пробуждение любви к Нему. И при этом, человеку не приходится прилагать больших усилий. Данная практика очень проста, несмотря на определённые правила: Внимательность. Один из самых важных факторов. Чем внимательней и сконцентрированней мы на повторении мантры, тем эффективней будет её действие. Нужно постараться задействовать ум, речь и слух во время повторения.Число повторений должно быть кратно 108. Число 108 является особым числом в общем ряду чисел и обладает определённым могуществом. С этим числом связано многое, как в плане духовном, так и материальном. Вот почему можно часто встретить чётки, на которых 108 бусин. Повторяя 108 раз, человек совершает один круг. Чем больше таких кругов он сделает, тем лучше. В наше время рекомендуется повторение не менее 16 таких кругов, а лучше 64. По времени 16 кругов - около 2 часов.

Никогда не перепрыгивать через главную связующую бусину при повторении кругов, так как это сам Бог. Поэтому дойдя до неё, чётки нужно перевернуть и читать в обратном направлении.Лучшее время для джапа-медитации - утро с 4 до 7 утра. Однако джапу можно проводить также днём и вечером перед сном.
Во время джапы нельзя думать о материальных вещах, просить у Бога о чём-то материальном. В это время всё внимание должно быть направлено на звук, который образуется во время произнесения мантры.Материал, из которого изготовлены чётки, должен быть связан с Божеством, которому поклоняется человек. Например, при поклонении Шиве, нужно читать джапу на чётках из рудракши, а для поклонения Кришне на чётках из туласи.
Чётки всегда должны храниться в чистом месте, лучше всего в специальном мешочке. Их нельзя никому давать, никто другой не должен читать на них молитвы. Существуют даже мантры, которые необходимо прочесть перед тем, как взять в руки чётки, выражая тем самым им своё уважение и почтение. А по окончанию чтения джапы их нужно поднести ко лбу.
Чётки всегда должны быть на уровне сердца или головы во время повторения.
Чётки нельзя заносить в грязное место, например в туалет или ванну.
Перед чтением джапы необходимо приять омовение.
Можно мысленно повторять мантру затем в течение дня при выполнении любой работы.
Чётки нельзя касаться указательным пальцем и перебирать их во время повторения нужно по направлению к себе.

История йоги - это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания. Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, - не единственный ее источник. Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом. Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры - Веды.

Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение. Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:

  • архаическая
  • доклассическая;
  • эпическая;
  • классическая;
  • постклассическая;
  • современная.

Йога архаичная (около 3000-1800 л. до н.э.)

Родина йоги - долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV-III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.

Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

Веды - сборник самых древних писаний.

Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати. Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума. Прото-йога - это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ - первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов - Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие. Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей. Волшебное и мистическое происхождения тепла - это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

Йога доклассическая (около 1500-500 до н.э.)

Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII-III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.

Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала. Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу. Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.

Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками. С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы. Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.

Эпическая йога (около 500 - 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли -с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья - это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата - это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, - «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

  • Джнана (мудрости);
  • Бхакти (преданности);
  • Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.

Классический период (около 200 - 500 л. н.э).

Классическая йога - одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр - афоризмов. В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев. Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

Постклассическая йога (около 500 - 1900 л.н.э.)

Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

  • тантризм;
  • сивизм;
  • сактивизм;
  • адвайта-веданта;
  • тантрический буддизм.

Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности. Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы). Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV-XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела. Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша). В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

Современный период

Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток. 20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки. Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие. В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

В настоящее время йога в очень разнообразной форме, от чисто индуистских практик бхакти, до полностью секуляризованных форм гимнастики хатха, практикуется миллионами людей во всем мире.

Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.