Кинестетика упражнения. Гимнастика мозга

Педагог-психолог высшей категории Ложкина Виктория Сергеевна

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

города Калининграда

центр развития ребенка

детский сад № 87

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕСТЕТИКА.

ГИМНАСТИКА МОЗГА.

Что такое «Образовательная кинестетика»

Уникальный метод, который возвращает уверенность в собственных силах, а взрослым помогает наиболее эффективно достигать поставленных целей, который раскрывает для каждого из нас новые горизонты собственных возможностей, называется «Образовательная кинестетика».

Слово «кинестетика» произошло от греческого корня «kinesis», что означает «телесное ощущение» (греч. kiew), «двигать, прикасаться» + греч. aiqnsiz, «чувство, ощущение»). Таким образом, название метода «Образовательная кинестетика» можно перевести как приобретение и интеграция знаний о своем восприятии, о своих ощущениях, в том числе об ощущении положения собственного тела в пространстве.

«Гимнастика мозга» – одно из направлений метода «Образовательная кинестетика».

Создателем программ по «Образовательной кинестетики» является Пол И. Деннисон, который всю свою профессиональную жизнь посвятил сфере образования. Он начинал свою деятельность с обучения чтению. Его открытия основаны на понимании взаимосвязи физического становления, речевого развития и учебных достижений личности. За достижения в этой области Деннисону была присуждена степень доктора психологических наук.

«Образовательная кинестетика» включает в себя несколько взаимосвязанных направлений, одним из которых является «Гимнастика мозга». Название выбрано не случайно. Методика разрабатывалась в центре для неуспевающих под названием «Долина». Именно там в течение 20 лет Деннисон помогал детям и взрослым успешно справляться с их трудностями, поэтому нужно было найти название, привлекательное для детей, и в то же время отражать суть происходящего.

«Гимнастика мозга» – это специально подобранные упражнения, в основе которых лежат естественные движения детей в раннем возрасте, а также разработки нейропсихологов. Упражнения эти довольно просты, не требуют много времени и силы для выполнения. Их легко делать в игровой форме, они доступны и взрослым и детям. Вместе с тем эффективность упражнений очень высока.

Когда мы учимся, то проходим в основном одни и теже этапы:

  • восприятие информации
  • (через слух, зрение, осязание, прикосновения, ощущения);

  • эмоциональный отклик на воспринимаемую информацию;
  • усвоение полученных данных
  • (интегрирование с предыдущим опытом);

  • закрепление с помощью действия
  • (проговаривание, письмо, рисунок).

    «Гимнастика мозга» облегчает каждый из этих этапов, так как снимает стрессовые телесные зажимы, помогает «включить» и интегрировать различные отделы мозга, восстанавливает проводимость сигнала между мозгом и другими частями тела.

Упражнения «Гимнастика мозга»

1. Ритмирование

«Вода»

Все электрохимические процессы, происходят в теле, а следовательно, в мозге ЦНС зависят от проходимости нервных импульсов. Вода лучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Обезвоживание вызывает снижение энергетического потенциала нашего тела и запускает стрессовую реакцию. Для работоспособного энергичного состояния необходимо пополнять свои водные запасы! Особенно важно выпивать воду перед началом и в процессе любой умственной деятельности.

Данное упражнение приводит к улучшению концентрации внимания, снижению стресса и повышению активности.

«Кнопки мозга»

Ноги параллельно друг другу. Положите одну руку ладошкой на пупок. Другую руку под ключицами. Массируйте «кнопки мозга». Поменяйте руки и повторите упражнение.

Данное упражнение обеспечивает приток крови, обогащенной кислородом к головному мозгу, за счет чего происходит лучшее восприятие информации. Улучшается одновременная работа глаз снижается напряжение, повышается уровень энергии.

«Перекресные шаги»

Встаньте прямо. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги, которое двигается навстречу. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой.

Данное упражнение интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни.

«Крюки Деннисона»

Данное упражнение обеспечивает улучшение координации, делает дыхание спокойным и глубоким, улучшает социальную адаптацию.

Упражнение состоит из 2 частей.

1.Всаньте, скрестив ноги. Вытяните руки вперед на уровне груди ладошками наружу. Скрестите их, образуя замок. Сгибая локти, выверните этот замок вовнутрь и прижмите к груди. Дыхание тела расслаблено.

2. Поставьте ноги параллельно друг другу. Соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Кончики пальцев смотрят вниз. Постойте так нужное вам время.

Встаньте удобно, ноги на ширине плеч чуть пружинят в коленях. Поднимите правую руку вверх и прислоните к ней голову. Ухо должно быть прижато к руке. Рисуем «ленивую восьмерку» (знак бесконечности) всем телом, где воображаемым кончиком кисточки является кисть руки. Приседаем и одновременно с этим гудим «у-у-у». Глаза следят за движение кисти. Повторяем тоже другой рукой.

Данное упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический, развивает кратковременную и долговременную память.

«Думательный колпак»

Держите голову прямо. Возьмите руками уши так, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы спереди. Массируйте уши сверху вниз. Дойдя до мочки мягко потяните ее вниз.

Данное упражнение повышает умственные и физические способности, концентрацию внимания перед публичными выступлениями.

«Энергетическая зевота»

Положите ладони на щеки. Представьте, что вы зеваете, откройте рот и на этом «зевке» массируйте щеки. При этом произносите расслабляющий длинный звук «ва-а-а-а-у-у-у».

Данное упражнение улучшает зрительное внимание и восприятие, снимает напряжение мышц лица, способствует улучшению коммуникации стимулирует творческие процессы.

Правой ладонью захватите мышцу посередине плечевого пояса (надостную). Сжимайте мышцу, на выдохе медленно поворачивая голову слева направо, при этом губы, сложенные трубочкой, произносят звук «Ух» на выдохе. Одновременно с «Ух» происходит сжатие мышцы ладонь и поворот головы. Глаза с каждым уханьем расширяются, имитируя круглые глаза совы. Поменяйте руки и повторите упражнение.

Данное упражнение снимает напряжение в шеи и способствует притоку крови к головному мозгу.

За счет этого активизируется внимание и навыки понимания, совершенствуется внутренняя речь, мышление.

«Позитивные точки»

Положите средний и указательные пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации.

Данное упражнение помогает сбалансировать стрессовую ситуацию, ослабить эмоциональный накал, найти варианты решения проблемной ситуации. Упражнение хорошо применять перед публичными выступлениями.

«Двойные рисунки»

Обе руки выпрямлены перед собой. Представьте, что ваши руки – кисти, а перед вами – холст. Одновременно левой и правой рукой начинайте рисовать на воображаемом холсте. Сюжет не имеет значение. Обе руки рисуют одинаковый рисунок зеркально. Глаза следят за обеими руками.

Данное упражнение интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни. Способствует творческому самовыражению, пространственному видению.

До свидания! До свидания!

В.А. Сухомлинский

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.


ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ:
Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников.

Рука является вышедшим
наружу головным мозгом.

Кант

Ум ребенка находится

На его пальцах.

В.А. Сухомлинский


КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ:
Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ СПЕЦАЛИЗАЦИИ: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.

«ГИМНАСТИКА МОЗГА - КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА»

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).


КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Виды кинезиологических упражнений:

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Кинезиологические упражнения

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Колечко .

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак-ребро-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников

I. Растяжки

1. “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. “Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

3. “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

4. “Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

II. Дыхательные упражнения

1. “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. “Дышим носом”

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

3. “Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

4. “Надуй шарик”

Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

5. “Дыхание”

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться - прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 - плавный выдох через нос.

6. “Губы трубкой”

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

И. п. - о. с.

1 - полный вдох через нос, втягивая живот;

2 - губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;

3 - сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;

4 - пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

III. Телесные упражнения

1. “ Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

2. “Мельница”

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

3.“Паровозик”

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. “Робот”

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

5. «Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

6. “Яйцо”
Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

7.“Дерево”

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер - раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)

8.«Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

VI. Упражнения на релаксацию

1. “Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

2. “Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

3.Релаксация “Ковер-самолет”

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

V. Глазодвигательные упражнения

1. “Взгляд влево вверх”

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

2. “ Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

3.«Слон».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

4. “Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

5. “Глазки”

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

6. “Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

7. “Глазки”

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

КОМПЛЕКС 1

  1. Массаж ушных раковин.

Сделайте массаж мочки ух, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

  1. Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.

  1. Кивание головой.

Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, наклоните голову вперед и медленно раскачивайте ей из стороны в сторону.

  1. Горизонтальная (ленивая) восьмерка.

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.

  1. Симметричные рисунки.

Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки.

  1. Медвежье покачивание.

Качаться из стороны в сторону. Потом подключать руки. Придумать сюжет.

  1. Поза скручивания.

Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедер притулить к спинке. Правой рукой держитесь за правый бок спинки стула, а левой – за левый. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась напротив стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполняйте тоже самое в другую сторону.

  1. Дыхательная гимнастика.

Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче чем выдох.

  1. Гимнастика для глаз.

Сделайте плакат-схему зрительно-двигательных траекторий максимально возможной величины. На ней с помощью специальных стрелок обозначены основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вниз, влево, вправо, по часовой стрелки и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет сой цвет: № 1, 2 – коричневый; № 4 – голубой; № 5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.


Уважаемый читатели, если у вас пока нет проблем с головой, с памятью, с координацией, то вы можете не занимать свое драгоценнейшее время чтением этой статьи. Вернетесь к ней, когда жизнь преподнесет сюрприз. У подавляющего большинства людей он случается, только в разное время. И этот судьбоносный подарок проявится в том, что однажды

  • вы почувствуете неуверенность в себе, раздражительность
  • вам станет трудно сосредоточиться и принять решение в трудной ситуации,
  • заметите, что стрессовая ситуация наступает все чаще и чаще, а уходит все медленнее и медленнее
  • заметите легкое нарушение координации.

Например, вы отлично видите дверной косяк или шкаф, но, проходя мимо, ударяетесь об него, заполучив синяк. Или отчетливо видите стоящие на столе чайную чашку или стакан, но, попытавшись взять их, опрокидываете.

Все эти вроде бы мелочи, свидетельствуют о том, что первый звоночек от вашего мозга уже прозвенел, и посылом этого сигнала мозг требует внимания к себе.
В народе говорят, что «если Бог кого-то хочет наказать, то лишает его разума». Этот афоризм доказывает огромную важность сохранения человеком способности к умственной деятельности. Человек, утративший ум, перестают быть человеком, Личностью. И что же делать? Ведь процесс старения мозга – это естественный биологический процесс, а со старением мозга ослабляется мыслительная деятельность, ухудшается память, снижается концентрация внимания.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с функциями мозга.
Homo sapiens – человек разумный, т.е существо, обладающее разумом и сознанием.
По безграничности возможностей, человеческий мозг можно сравнить с компьютером. Наш мозг с самого рождения настроен на познание мира. Он каждый день познает что-то новое, запоминает информацию, хранит ее, а при невостребованности оной удаляет.
Мозг разделен на два полушария: левое и правое. Каждое из них выполняет свои функции.
Наблюдая за деятельностью ума, можно убедиться, что он – великий труженик, потому что никогда не отдыхает. А еще ум – великий обманщик, потому что он создает иллюзию собственного отдыха. Так, например, человек, который жалуется на постоянный недосып, отсутствие энергии, вялость и находит кучу причин для оправдания своего состояния, улучив свободную минутку, садится за компьютер и проводит не один час за компьютерными играми.

КИНЕЗИОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИКА СТАРЕНИЯ МОЗГА.

В современном мире проблемы с памятью стремительно «молодеют». И физиологическими причинами ухудшения памяти являются не только возрастные изменения, и проблемы с кровоснабжением мозга, уменьшение числа нервных клеток мозга, атеросклероз, снижение уровня физической активности, но и отсутствие тренировки мозга. И если не тренировать ум и память, то процесс деградации остановить будет невозможно, и восстановить утраченную функцию не удастся. Но при систематической необременительной тренировке мозга интеллектуальными нагрузками память и ум можно восстановить.
Нельзя забывать об общем физическом состоянии, потому что оно влияет на интеллект и память. Активный образ жизни способствует повышению и физического, и психологического тонуса, улучшению настроения и самочувствия. Мозг, утомленный большими умственными усилиями, восстанавливается значительно быстрее после выполнения физической нагрузки. Под ее воздействием происходят структурные изменения в мозге, которые способствуют росту нервных клеток и выработке нейрохимических веществ, стимулирующих рост и восстановление клеток мозга.
Общеизвестен тот факт, что при работе мозг использует только 10-15% своего потенциала. Но применяя гимнастику для ума, можно повысить эффективность мозговой деятельности.
Вы удивитесь, да разве могут физические упражнения повлиять на работу головного мозга? Да, могут. Есть упражнения, которые могут стимулировать работу мозга. Существуют специальные упражнения гимнастики для мозга для пожилых людей.
Врач из США Пол Деннисон еще в 70 годы прошлого века разработал систему занятий несложными физическими упражнениями, получивших название «Гимнастика для ума». Время показало, что эта гимнастика очень эффективна, особенно для детей и для людей пожилого возраста. В России эта практика стала известна в конце 80-х годов ХХ столетия и дала развитие новому направлению в медицине – кинезиологии.
Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение.
На базе этой науки была разработана педагогическая программа образовательная кинестетика.
Нам, привыкшим к тому, что наш мозг управляет телом, трудно поверить, что движение приносит пользу в развитии мозга и улучшает умственные способности. Но координированные движения, особенно перекрестные, повышая резервные возможности мозга, увеличивают количество нервных связей, повышая его резервные возможности. Занимаясь практическими разработками в этой области, кинезиологи доказали, что гимнастике для ума, как и любви, «все возрасты покорны», но особенно хороша она для детей и людей зрелого возраста. Гимнастика для ума – это метод сохранения способности к концентрации внимания, восстановления памяти. Она очень проста, требует не более получаса и заниматься ею можно всегда и везде независимо от места и времени.
Упражнений для тренировки ума – великое множество. Необходимо выбирать то, которое решит именно вашу индивидуальную задачу, не надо гнаться за большим количеством упражнений. Вспомните мудрость пословицы: «Трудно усмирить стаю обезьян, но с одной обезьяной справить намного легче». Постарайтесь справиться именно со «своей обезьяной». Ум поддается тренировке, как и тело, только немного медленнее.
Мозг запоминает повторяющиеся медленные движения, поэтому нужны регулярные ежедневные занятия. Хорошо было бы выполнять весь предложенный комплекс ежедневно, но при современном цейтноте достаточно выполнить одно упражнение, которое даст в эту минуту нужный результат. Просто для этого надо иметь под рукой список упражнений с их терапевтическим эффектом.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА И РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ.

Есть одна важная особенность освоения гимнастики для ума именно русскими людьми. Мы привыкли считать, что «без труда не вынешь рыбку из пруда», т.е. для достижения сколь-нибудь стоящего результата надо потрудиться до седьмого пота. Уж такова особенность нашего менталитета. А гимнастика для мозга не требует ни пота, ни напряжения, ни усилий, потому что это не спорт.
Вот и сомневается русский человек в возможности положительного результата. А зря сомневается!
Упражнения чрезвычайно просты, для них не надо ни инвентаря, ни спортивной формы. Программа занятий составлена для детей. Но эта программа «Гимнастика для ума» и для пожилых людей великолепно подходит. А поскольку дети любят играть и не любят учиться, то и названия эти упражнения получили забавные. Это не должно вызывать тревоги у занимающихся, потому что упражнения с такими несерьезными названиями дают достаточно серьезный положительный результат.

КИНЕСТЕТИКА И УПРАЖНЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Эти упражнения – практическая часть образовательной кинестетики. Они полезны как детям, так и родителям, а также дедушкам и бабушкам, потому помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины. Особенно они рекомендуются «очкарикам», так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное, стимулируют желание фантазировать и активно творить.

Упражнение «КРОСС КРОЛЫ».

Вариант 1.

Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать на месте или с минимальным продвижением.
Вариант 2.
Стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях пальцами вверх.
Поднимите правое бедро и одновременно наклонитесь к нему левым плечом. Выпрямитесь.
Поднимите левое бедро и одновременно наклонитесь к нему правым плечом.
Голова слегка поворачивается в сторону наклона.
Рот и губы расслаблены.

Терапевтический эффект.
Упражнение улучшает интеграция левого и правого полушария. Активизируется работа прямых и косых мышц живота, что способствует снижению веса и улучшению работы внутренних органов. Заставляя работать мышцы живота, расслабляет поясничную мышцу и тем самым снимает боль в спине при радикулите, но выполнять упражнение нужно медленно в положении лежа.

Упражнение «КНОПКИ МОЗГА».

Большой и указательный пальцы левой руки поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Правая рука расположена на пупке. Слегка помассируйте ямки в течение минуты. Поменяйте положение рук.
Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами.

Терапевтический эффект.

Это мощная нейро-лимфатическая зона с крупными сосудами, идущими от сердца, поэтому упражнение синхронизирует работу крупных сосудов мозга и сердца. Упражнение увеличивают тонус коры головного мозга, а массаж биологически активных точек позволяет заставить работать обе половинки мозга.

Упражнение «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ».

Возьмитесь за верхнюю часть уха, так чтоб большой палец был сзади, а остальные четыре на переднем крае, и мягко массируйте, продвигаясь по краю уха сверху вниз и слегка растягивая назад и выворачивая каждую точку уха.
Затем поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове уходить все дальше и дальше. При этом старайтесь заглянуть назад как можно дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела, прекратите выполнение упражнение.
Поверните то же вправо.

Терапевтический эффект.
На крае уха расположено много биологически активных точек, связанных с позвоночником. Массаж этих точек позволяет растянуть и расслабить весь позвоночник. Улучшается кровоснабжение мозга, активизируются мыслительные процессы.

Упражнение «СОВА».

Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине, слегка поверните голову влево.
Разминайте мышцу, на выдохе сжимая пальцы и произнося «УХ». Глаза расширьте и смотрите, как сова. Голову немного поворачиваете из стороны в сторону.
Повторите то же левой рукой.

Терапевтический эффект.

Благодаря «уханью», снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером, вождения машины (для взрослых). Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело.

Упражнение «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ».

Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени слегка согнуты. Тело расслаблено.
Согните левую руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Нарисуйте лежащую восьмерку, следя глазам за движением большого пальца.
Повторите то же правой рукой.
Потом выполните его двумя руками вместе.

Терапевтический эффект.
Восьмерки в воздухе для синхронизации деятельности мозга и тела.
Во время движения глаз, следящих за движением пальца, растягиваются все восемь пар глазных мышц, улучшается кровоснабжение глаз, и это способствует восстановлению зрения. Глаза тесно связаны с позвоночником и общим лимфотоком в организме. Ленивые восьмерки активизируют работу крестцовых и мышц живота и улучшает работу внутренних органов. Они раскрепощают шейный отдел позвоночника, в связи с чем лучше циркулирует спинномозговая жидкость.

Упражнение «КРЮКИ ДЭНИСОНА».

1 часть.
Поставьте ноги скрестно, руки вытяните вперед ладонями наружу.
Соедините ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди.
Язык прижмите к небу, глаза поднимите вверх.
Стойте в таком положении столько времени, сколько вам будет комфортно.
2 часть.
Стойка – ноги врозь, ладони соедините лодочкой, руки вниз на уровне низа живота. Глаза опустите вниз, язык прижмите к небу. Стойте в таком положении столько времени, сколько вам будет комфортно.
Это упражнение можно выполнять, сидя на стуле. Ладони, соединенные лодочкой нужно положить на колени, посмотреть на них и подумать о проблеме, вызвавшей стрессовую ситуацию.

Терапевтический эффект.
В перекрестном положении рук и ног происходит мощная интеграция полушарий головного мозга. Эта поза помогает человеку постепенно успокоиться, снять стресс и напряжение.

ВИДЕО С КОМПЛЕКСОМ «ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА».

Если у вас после прочтения статьи и просмотра видео с отдельными упражнениями еще остались вопросы, посмотрите видео с единым комплексом, где упражнения даны в определенной последовательности.

Видео по теории и методике занятий «Гимнастикой для мозга.

А это видео поможет вам найти ответы на вопросы по теории и методике применения «Гимнастики для мозга». В нем Ольга Троицкая, известный психолог и консультант, член московского общества семейных терапевтов и консультантов, в беседе с Александром Гордоном дает мастер-класс по обучению «Гимнастике для ума».

Будьте здоровы и успешны!

Научные исследования, проводимые в психологии и нейрофизиологии выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека.
На основании полученных выводов возникла новая система - Образовательная Кинезиология , направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
На теоретической базе образовательной кинезиологии американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа Нейрогимнастики - "Гимнастика мозга" . Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.

С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

Цели кинезиологических занятий:

Развитие межполушарной специализации.
Развитие межполушарного взаимодействия.
Развитие комиссур (межполушарных связей).
Синхронизация работы полушарий.
Развитие мелкой моторики.
Развитие способностей.
Развитие памяти, внимания.
Развитие речи.
Развитие мышления.
Устранение дислексии и дисграфии.

Метод кинезиологической коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.

Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Выполнение кинезеологических упражнений возможно как дома с родителями, так и на предметных уроках или на специальных занятиях по кинезеологии. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

УПРАЖНЕНИЯ

Определяющее влияние и действие кинезиологических упражнений, описание их выполнения.

1. «Кнопки мозга»

Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

Исходное положение: Выполняется стоя.
Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

2. «Крюки»

Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.

Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно.

Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

3. «Колено – локоть»

Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.


Исходное положение: Стоя.
Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

4. «Сгибание пятки»

Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.


Исходное положение: Сидя.
Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

5. «Кулак». «Ребро». «Ладонь».

Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

Исходное положение: Сидя, руки находятся на плоскости стола.
Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

1. Сжатая в кулак ладонь.


2. Положение ладони ребром на плоскости стола.


3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.


Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз.

6. «Слон»

Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.


Исходное положение: Стоя.
Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев.

Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

7. «Ленивые восьмерки для глаз»

Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации.


Исходное положение: Стоя или сидя.
Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Повторить 8–10 раз.

8. «Ленивые восьмерки для письма»


Обводим контур рукой от центра против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру;
затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центру.
Каждой рукой рисуется пять или более восьмёрок, затем также обеими руками.

9. «Зеркальное рисование»


Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.


Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

10. «Энергетическая зевота»

Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.


Исходное положение: Сидя.
Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз.

11. «Думающая шляпа»

На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.


Исходное положение: Сидя или стоя.
Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

Продолжительность занятий от 5–10 минут до 20–35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45–60 дней.

Занятие подготовила и провела Тимонина О.А., учитель-логопед, школа №5 г.Щелково

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МЕТОД «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕСТЕТИКА» Абубякирова Ирина Анатольевна педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС «РАДИНЕЦ»

Ребёнок, находящийся в разбалансированном состоянии, тратит на простые действия очень большое количество времени.

Мышление Эмоции Тело

Проблема социализации «особого» ребёнка приводит: к социальной дезадаптации; к нарушению эмоционально-волевой сферы; к задержке развития ВПФ; к задержке развития коммуникативных навыков; к заниженной самооценке; к нарушению поведенческих аспектов

МЫШЛЕНИЕ ЭМОЦИИ ТЕЛО

Упражнения метода «образовательная кинестетика» «КНОПКИ МОЗГА» «ПЕРЕКРЁСТНЫЕ ШАГИ» «ПОЗИТИВНЫЕ ТОЧКИ» «ПОМПА» «ЛЕНИВАЯ ВОСЬМЁРКА» «ДУМАТЕЛЬНЫЙ КОЛПАК» «СОВА» «СЛОН» «ДВОЙНЫЕ РИСУНКИ»

«КНОПКИ МОЗГА» СПОСОБСТВУЕТ ОБОГАЩЕНИЮ МОЗГА КИСЛОРОДОМ, ЗА СЧЁТ ЭТОГО УЛУЧШАЕТСЯ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

«ПЕРЕКРЁСТНЫЕ ШАГИ» АКТИВИЗИРУЕТ РАБОТУ ОБОИХ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА СПОСОБСТВУЕТ БОЛЕЕ БЫСТРОМУ ВКЛЮЧЕНИЮ В СИТУАЦИЮ, УСВОЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТИ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ, АКТИВНОГО ПОНИМАЮЩЕГО СЛУШАНИЯ

«ПОЗИТИВНЫЕ ТОЧКИ» ВЫЗЫВАЕТ ОСЛАБЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ТОРМОЖЕНИЯ В ПАМЯТИ, ЛЕГКО ВСПОМИНАЕТСЯ ВЫУЧЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРОИСХОДИТ ЛУЧШЕЕ УСВОЕНИЕ ПОЛУЧАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПЕРЕВОД ЕЁ В ДОЛГОВРЕМЕННУЮ ПАМЯТЬ ПОМОГАЕТ СБАЛАНСИРОВАТЬ СТРЕССОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОИСХОДИТ ОСЛАБЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ХОРОШО ПРИМЕНЯТЬ ПЕРЕД КОНТРОЛЬНЫМИ РАБОТАМИ

«ПОМПА» ПРОИСХОДИТ РАССЛАБЛЕНИЕ ЗАЖИМОВ, ВЫЗВАННЫХ СТРЕССОМ СПОСОБСТВУЕТ УСИЛЕНИЮ ПОНИМАЮЩЕГО СЛУШАНИЯ, ЧТЕНИЯ,ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА СПОСОБСТВУЕТ ЗАВЕРШЕНИЮ НАЧАТОГО, ВЫРАЖЕНИЮ МЫСЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ РЕЧИ ПОМОЩЬ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

«ЛЕНИВАЯ ВОСЬМЁРКА» УЛУЧШАЕТ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ, ТРЕБУЮЩИЕ ПРОСЛЕЖИВАНИЯ ГЛАЗАМИ. СНИМАЕТ НАПРЯЖЕНИЕ С ГЛАЗ И С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА ВКЛЮЧАЕТ СВЯЗЬ «РУКА-ГЛАЗ » ВКЛЮЧАЮТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБА ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРОИСХОДИТ УЛУЧШЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ,ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА, СЛЕЖЕНИЯ ЗА МАТЕРИАЛОМ, КОТОРЫЙ НАПИСАН НА ДОСКЕ

«ДУМАТЕЛЬНЫЙ КОЛПАК» СПОСОБСТВУЕТ ЛУЧШЕМУ УСВОЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ НА СЛУХ

«СОВА» ПРОИСХОДИТ СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩЕГО ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ПИСЬМЕ ИЛИ СИДЕНИИ В СТАТИЧНОЙ ПОЗЕ НОРМАЛИЗУЕТСЯ ПРИТОК КРОВИ К ГОЛОВНОМУ МОЗГУ ПОЗИТИВНО ВЛИЯЕТ НА НАВЫКИ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ЧТЕНИЯ СПОСОБСТВУЕТ БОЛЕЕ ПЛАВНОЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ СНИМАЕТ НАПРЯЖЕНИЕ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ И ДРУГОЙ ТЕХНИКОЙ

«СЛОН» АКТИВИЗИРУЕТ ВСЕ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ: - КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ(ТЕЛЕСНЫЙ) -ВИЗУАЛЬНЫЙ (ЗРИТЕЛЬНЫЙ) -АУДИАЛЬНЫЙ (СЛУХОВОЙ) ПОВЫШАЕТСЯ УРОВЕНЬ ВНИМАНИЯ УЛУЧШАЕТСЯ КРАТКОВРЕМЕННАЯ И ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ УЛУЧШАЮТСЯ НАВЫКИ ПОНИМАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ,ЧТЕНИЯ ВСЛУХ,ПОНИМАЮЩЕЙ РЕЧИ, СОЕДИНЕНИЯ СЛОГОВ В СЛОВА, СЛОВ ВО ФРАЗЫ, ПОНИМАНИЯ,УЗНАВАНИЯ СИМВОЛОВ СТИМУЛИРУЕТСЯ ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ И СПОСОБНОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

«ДВОЙНЫЕ РИСУНКИ» ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РАСШИРЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ПОЛЯ, ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ПЛАВНЫМИ СПОСОБСТВУЕТ УЛУЧШЕНИЮ НАВЫКОВ ПИСЬМА,ЧТЕНИЯ АКТИВИЗИРУЕТ ОБА ПОЛУШАРИЯ МОЗГА И СПОСОБСТВУЕТ ЛУЧШЕМУ ВЫПОЛНЕНИЮ ЛЮБЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Литература Смирнова С.С. Образовательная кинестетика. М.2008

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

1 слайд

Метод «Образовательная кинестетика»

  • ГОВОРЮ: Добрый день, уважаемые коллеги. Я сегодня хочу вас познакомить с методом «образовательная кинестетика», который использую в своей работе с детьми.
  • ГОВОРЮ: Слово «кинестетика» произошло от греческого корня «кинесис», что означает телесное ощущение. Таким образом, название метода «образовательная кинестетика» можно перевести как приобретение знаний о своём восприятии, о своих ощущения, в том числе об ощущении положения собственного тела в пространстве. Иногда мы не обращаем внимания на то, насколько связано наше восприятие собственного тела и успешность в учебной деятельности. 2 и 3 слайды
  • Очень важно находится в сбалансированном состоянии постоянно. Но это невозможно, ведь как только происходит какая-либо стрессовая ситуация, наше сбалансированное состояние тела исчезает.
  • ГОВОРЮ: Давайте с Вами рассмотрим, с чего начинается сбалансированное состояние у детей, в связи с чем оно нарушается и каким образом можно применять метод образовательной кинестетики, используя его в своей работе с детьми

4 слайд

  • ГОВОРЮ: Видимо, самой природой человек задуман как существо гармоничное. Гармония основана на трёх началах: мышление (интеллект), эмоции (чувства) и тело. В идеале между ними должны быть прочные связи, но, к сожалению, болезни, стрессы, проблемы социализации «особых» детей, приводят к сложностям различного вида:

5 слайд

  • ГОВОРЮ: к социальной дезадаптации, нарушению эмоционально-волевой сферы, задержке развития ВПФ, коммуникативных навыков, заниженной самооценке, нарушению поведенческих аспектов.

6 слайд

  • ГОВОРЮ: В результате всего этого эмоции становятся мрачным, появляется стыд, злость на себя и окружающих, отчаяние. И прочная связь между мышлением, эмоциями и телом нарушается.
  • ГОВОРЮ: Работа психолога, прежде всего, направлена на упрочнение этих связей. Этому и помогает использование метода образовательной кинестетики ГОВОРЮ: Тело выступает посредником учения, поскольку оно собирает все ощущения, передающие нам информацию о мире и о нас самих. 7 слайд
  • ГОВОРЮ: Остановимся на этих упражнениях, разберем, как они выполняются и на что направлены. 8 слайд
  • ГОВОРЮ: Упражнение «Кнопки мозга» - выполняется стоя или сидя. Ноги стоят параллельно друг другу, колени расслаблены. Одна рука кладётся на пупок. Пальцы другой руки прикасаются к двум точкам, расположенным под ключицами между первым и вторым ребром таким образом, что большой палец оказывается на одной точке, а средний – на другой. Далее слегка массируем эти точки пальцами. Рука на пупке просто спокойно лежит. Меняем руки и повторяем упражнение. Продолжительность выполнения по собственному ощущению. Дышим в обычном темпе. Выполнение этого упражнения способствует обогащению мозга кислородом, за счёт этого улучшается восприятие информации. Делаем вместе с детьми и говорим, что мозг наш просыпается. 9 слайд
  • ГОВОРЮ: Упражнение «Перекрёстные шаги» выполняется стоя или сидя. Локтём левой руки нужно тянуться к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, потом локтём правой руки тянуться к поднимающемуся навстречу колену левой ноги. Упражнение желательно делать в медленном темпе. Выполняя его правильно, мы должны почувствовать, как «работают» мышцы живота, если этого ощущения нет, то может быть, слишком низко наклоняется локоть, либо слишком высоко поднимается колено. «Встреча» должна происходить по середине. Продолжаете выполнение упражнения по собственному ощущению.

10 слайд

  • ГОВОРЮ: Упражнение «Позитивные точки» выполняется стоя или сидя. Указательный и средний пальцы обеих рук кладутся на точки на лбу, расположенные посередине между линией бровей и линией волос. Можем просто держать пальцы на этих точках. Можно представлять

Позитивное разрешение предстоящей стрессовой ситуации. При выполнении дышим в привычном ритме. 11 слайд

  • ГОВОРЮ: При задержке речевого развития необходимо использовать упражнение «Помпа». Выполняется оно стоя, одна нога впереди, другая сзади на носке. Вес тела переносим на переднюю ногу, для удобства можно опереться на стул. Сгибаем ногу, которая впереди а ту, которая сзади, опускаем с носка на всю стопу. Вес тела остаётся на передней ноге. Возвращаемся в исходное положение, затем снова приседаем. Меняем ноги и делаем то же самое. При правильном выполнении этого упражнения вес тела всегда приходится на ногу впереди. Это легко проверить: если вы можете оторвать заднюю ногу от пола-это значит, что вес распределён верно. Также при правильном выполнении упражнения, когда задняя нога опускается на полную стопу, вы чувствуете натяжение икроножной мышцы сзади, чуть ниже коленных сухожилий. Всё это необходимо говорить ребёнку и проверять правильно ли он делает упражнение. 12 слайд
  • ГОВОРЮ: Упражнение «Ленивая восьмёрка» выполняется стоя или сидя. Рука вытягивается вперёд и чуть сгибается в локте. Пальцы сжимаются в кулак, большой выпрямляется. Прямо перед собой этой рукой в воздухе рисуется знак «бесконечность». Он похож на цифру 8, лежащую на боку. Глазами мы следим за вытянутым большим пальцем. То есть глаза также вслед за рукой «рисуют» восьмёрку, лежащую на боку. Делаем 4 восьмёрки одной рукой, то же самое другой рукой. Дальше обе руки вытягиваются вперёд, пальцы обеих рук перекрещиваются между собой, большие пальцы подняты. Снова 4 раза рисуем ленивую восьмёрку и следим глазами за пальцами. Важно следить за движениями руки только глазами, а не головой. Голова прямая, двигаются только глаза. Так же можно восьмёрку рисовать перед собой на парте. Правой рукой 4 раза, затем левой рукой 4 раза, затем указательные пальцы обеих рук соединяются вместе и двумя руками рисуем восьмёрку 4 раза. Это позволяет активизировать связь «рука-глаз» перед письменной работой или чтением. Также педагог рисует восьмёрку мелом на доске, и ученики с места обводят её контур в воздухе перед собой. Также сначала одной рукой, потом другой рукой, затем обеими. Это позволяет активизировать связь «рука-глаз» и концентрацию внимания при работе с материалом, который уже написан на доске или который предстоит написать самостоятельно. 13 слайд
  • ГОВОРЮ: Упражнение «Думательный колпак» выполняется стоя или сидя. Берём оба уха руками таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные спереди. Мягко массируем край уха сверху вниз, чуть выворачивая назад (в сторону затылка). Затем разминаем мочку уха. Повторяем 4 раза. Дыхание при этом остаётся в привычном темпе.

14 слайд

  • ГОВОРЮ: Упражнение «Сова» также выполняется стоя или сидя. Правая рука захватывает мышцу посередине плеча с левой стороны. Далее все движения выполняются синхронно: рука сжимает мышцу; губы вытягиваются трубочкой и произносят звук «ух»; шея сдвигается немного вперёд, подбородок выпячивается; глаза расширяются. Возвращаемся в исходное положение: рука отпускает мышцу; губы расслабляются, шея занимает своё естественное положение, глаза тоже. Также делаем с другим плечом. Обязательно соблюдать синхронность сжимания мышцы и «уханья».

15 слайд

  • ГОВОРЮ: Упражнение «Слон» выполняется стоя. Ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правая рука вытянута вверх и прижимается к уху. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки. Рисуем ленивую восьмёрку всем телом. Для этого приседаем и корпусом как бы задаём движение рук, рисующей восьмёрку. Одновременно с этим движением гудим звук «у». Всё повторяем с другой рукой. Важно добиться ощущения задействованности всего тела в процесс рисования восьмёрки. 16 слайд
  • ГОВОРЮ: Упражнение «Двойные рисунки» выполняется стоя, сидя. Представьте, что у вас в каждой руке по карандашу, а перед вами доска. Одновременно двумя руками начинайте рисовать на воображаемой доске рисунки. Они должны быть зеркальные. То есть две руки рисуют одно и то же. Глаза следят за рисунком. Руки вытянуты и чуть согнуты в локтях. Дыхание в естественном ритме. Если начинают уставать руки, значит, упражнение выполняется неверно. Найдите удобное положение. Также на бумаге рисуем карандашами или на парте рисуем пальцами. 17 и 18 слайды Литература. Спасибо за внимание.