Капа хака. Хака – танец войны

Новозеландский танец Черный хака - одно из самых почитаемый и в то же время спорных проявлений агрессии. Многим эта традиция нравится, другие считают ее «неспортивной». В любом случае, танец уже стал неотъемлемой частью Союза регби. Давайте посмотрим на историю этого военного танца, а также на странную реакцию, которую он вызывает.


Хака - это военный танец, по традиции, придуманный и исполняемый народом маори перед битвой, чтобы запугать врага. Однако танец использовался не только на войне, его исполняли по всей Новой Зеландии в знак уважения и приветствия. Более того, хака могут исполнять не только мужчины - в стране много танцовщиц хака, а также смешанные группы.

Первая национальная сборная Новой Зеландии, игравшая на выезде (в Новом Южном Уэльсе в 1884 году) исполняла хака перед каждым своим матчем. Традиционный хака называется Ка-Матэ, его создал в 1810 году Те Раупараха из племени Нгати Тоа Рангатира. Он основывался на хака, который исполняли в регионе Аотеароа на протяжении многих веков.

Первые хака, естественно, были не столь организованы в плане хореографии, как сегодня, они были более импровизированны и куда менее агрессивны. Но по мере того, как национальная сборная Новой Зеландии по регби начала устанавливать свое господство в этом виде спорта, и мифология «Черных» выросла, и танец хака начал становиться все более важным для личности команды. Соперников очаровывал этот танец, а «черных» даже критиковали, если команда по каким-то причинам не исполнила свой знаменитый танец.

В 2005 году появился новый хака - «Капа о Панго», в котором был жест «перерезания горла», вызвавший много споров и скандалов. Согласно информации Новозеландского союза регби, этот жест символизировал привлечение энергии к телу и довольно распространен среди маори.

Конечно, хака очень популярен у любителей регби. В Италии, к примеру, введение хака помогло распродать все билеты на международный товарищеский матч на стадион Сан-Сиро в 2009 году. Но что самое интересное, помимо культурных и традиционных аспектов танца, это то, как хака охватил национальную сборную Новой Зеландии по регби. А также то, что, как только организаторы матчей поняли, что хака нравится всему миру, они сделали его частью своих законов в международном сообществе регби. Хака стал почти столь же важным, как сама команда. Но если его почитают те, кто смотрят матч, то чувства и поведение тех, кто этот матч играют, совершенно иные.

Соперники давно критикуют хака, утверждая, что танец придает сборной Новой Зеландии несправедливое психологическое преимущество запугивания противника перед матчем. Многие игроки просто не знали, как реагировать на этот вызов. Некоторые уважительно стояли и терпеливо ждали, кто-то решал «принять» вызов, другие просто игнорировали танец. Например, известный игрок австралийской сборной Дэвид Кампис и вовсе не обращал внимание на хака, разогреваясь в это время у кромки поля. В любом случае, хака стал неотъемлемой частью игры, он добавляет драмы и традиции и немало противоречий международным матчам.

Сейчас новозеландская сборная по регби «All Blacks», без сомнения, является лучшей командой в мире, а может и за все время. Именно поэтому некоторым кажется, что это последняя команда в мире, которая должна была включать такой провокационный поступок в свои правила поведения. И хотя Союз регби Новой Зеландии часто обвиняют в слишком яром следовании традициям, нельзя отрицать, что хака добавляет своеобразной красоты регби. В мире спорта больше нет подобного элемента, от просмотра которого у вас каждый раз волосы встают дыбом. И нет этому конца.

Ирландия против Новой Зеландии, 1989 год

В 1989 году на стадионе «Лэнсдаун Роуд», перед матчем со сборной Ирландии ирландцы взялись за руки и начали приближаться к танцующим новозеландцам в форме буквы V. В итоге капитан ирландской сборной Уилли Андерсон стоял всего в паре сантиметров от лица Бака Шелфорда.

Финал Чемпионата мира 1995 года

Перед финальным матчем в 1995 году между сборными ЮАР и Новой Зеландии на стадионе «Эллис-Парк» в Йоханнесбурге «Спрингбоки» во главе с капитаном Франсуа Пьеннааром решили отстоять свои позиции перед танцующими хака новозеландцами. В итоге команды сошлись до метра.

Англия против Новой Зеландии в 1997 году

Перед матчем на стадионе «Олд Трэффорд» английский центральный нападающий Ричард Кокерилл (кстати, это был его дебют в спорте) решил запугать своего соперника во время исполнения хака. Рефери испугался, что дело дойдет до драки, поэтому просто оттолкнул Кокерилла, который стоял на пути танцующих.

Новая Зеландия против Тонга, 2003 год

В матче Чемпионата мира между этими двумя тихоокеанскими государствами «All Balcks», как всегда, начали со своего танца хака. Сборная Тонга ответила военным танцем Сипи Тау.

Франция против Новой Зеландии, 2007 год

В 2007 году, в четвертьфинале Чемпионата мира в Кардиффе сборная Франции выиграла право выбирать форму. Французы выбрали свою красно-бело-голубую форму (цвета национального флага) и начали приближаться к новозеландцам, пока те исполняли «Капа о Панго». Обратите внимание на зрительную тактику Шабала на видео.

Уэльс против Новой Зеландии, 2008 год

В 2008 году сборная Уэльса стояла на месте после хака, надеясь, что новозеландцы отступят первыми. В итоге рефери Джонатан Каплан целых две минуты делал выговор обеим командам, пока капитан новозеландцев МакКо не велел своей команде разойтись. Все это время стадион «Миллениум» ни на минуту не затихал.

Манстер против Новой Зеландии, 2009 год

Когда новозеландская сборная была в Томанд-Парке во время своего тура по северному полушарию, ей пришлось играть с Манстером, ирландской провинцией. Ирландцы решили тоже исполнить свою версию хаки. В первой линии сборной Манстера играют три новозеландца, они проконсультировались со своими старейшинами и решили исполнить собственную версию хака. Затем весь стадион погрузился практически в полную тишину, и новозеландцы исполнили свой традиционный хака. Это было интересно.

Франция против Новой Зеландии, 2011 год

Перед финалом Чемпионата мира в 2011 году сборная Франции во главе с капитаном Тьери Дюссатуа пересекла 10-метровую линию, приблизившись к танцующим хака противникам, что запрещено, согласно установленным правилам. Самое интересное, что после этого сборную Франции оштрафовали на 10 000 евро, и многие назвали это «оскоблением».

Вечером мы отправились в Wairakei visitor centre – Wairakei Terraces , где в 18:00 начинался вечер культуры Маори. Ехать было совсем недалеко – минут десять от города Таупо (Taupo) .

Про новозеландских Маори вы наверняка наслышаны:), а так же и про новозеландских регбистов, «танцующих» хаку перед их матчами ; про высунутые языки, вытаращенные глаза и т.д.. Очень хотелось увидеть это в живую и услышать от самих Маори.

Не скажу, что у нас было четкое представление обо всем этом – краем уха где-то когда-то слышали и не более того, поэтому пришли сюда именно за новыми открытиями для себя, не имея ни малейшего представления – кто такой Маори, что такое их хака, как они вообще сегодня выглядят и как живут.

Кстати, в отличие от австралийских аборигенов, новозеландские маори ведут очень даже современный образ жизни, единственное, что их может выделить из толпы, так сказать, иногда их традиционные татуировки .

Тема настолько интересная и обширная, что если честно, даже не знаю «за что схватиться»… Поэтому просто опишу наш вечер с добавлением ссылок на ту или иную интересную тему о маори.

Так вот, приехав в их культурный центр, нас первым делом усадили в небольшом зале для того, чтобы всем познакомиться (команда набралась интернациональная – народ был со всего мира) и самое главное, от нашего «племени» был выбран вожак (статный пенсионер из Южного Уэльса, Великобритания).

В его задачи входило представить наше «племя» в деревне Маори, толкать приветственные и благодарственные речи, короче, вести все необходимые переговоры. Вообще весь вечер выглядел как своего рода театральное представление под открытым небом, в котором все ребята и девушки Маори настолько вживались в свои роли, что поверьте на слово – иногда аж мурашки по коже бегали!

Так вот – о традициях маори : войти на территорию Маори не так-то просто было. Если вдруг вы надумали повстречаться с ними, то будьте готовы к тому, что защищать ее они будут как самые доблестные воины, и вам при этом «мало не покажется»…

При встрече с «незнакомцем» один из воинов Маори кидает к ногам веточку папоротника. Если вы «пришли с миром» – вам необходимо поднять ее правой рукой при этом смотря в глаза этому воину. Если вы этого не сделаете, то их интерпретация вашего поведения будет ничто иное как «вы пришли с войной».

Опять же повторюсь – шли мы на этот вечер без малейшего представления о традициях и истории местного коренного населения, поэтому не успели мы выстроиться в шеренгу, чтобы «стройными рядами нашего интернационального племени» двинуться в сторону деревни Маори (культурный центр, а не настоящая деревня), как из ее ворот выскочили несколько крепких юношей, завернутых во что-то мохнатое, с копьями в руках – фырчащие, кричащие, и самое главное – с выпяченными глазами и языком… Охренепупеть!

Наш вождь, по ходу дела, тоже этого не ожидал, хотя о веточке папоротника его заранее предупредила наш гид, сопровождавшая нас весь вечер. Разволновавшись (и мы вместе с ним), он все же продемонстрировал наши мирные и только мирные намерения, что в свою очередь успокоило фырчащих воинов, и они впустили нас в свою деревню.

Начало вечера было однозначно интригующим и многообещающим! За воротами нас встретили «местные жители». Встретили довольно-таки гостеприимно – громко пели на своем родном языке, плясали, махали копьями, грозно мотали головой, наверное, предупреждали, мол, с ними лучше не шутить, ну и конечно все в сопровождении выпученных глаз с «языком навывале».

К последнему надо привыкнуть. Мне очень стыдно, но первые минут десять я только тем и занималась, что пыталась сдерживать смех, очень уж это все непривычно для человека, никогда не видавшего ничего подобного…

Потом наступила очередь нашего вождя толкать встречную речь, полную обещаний, мол, нас тут много, но мы точно с миром и спасибо, что впустили нас погостить.

А после этого все присутствующие обоих племен поприветствовали друг друга в индивидуальном порядке в лучших традициях Маори, т.е. нужно было подойти к каждому из них, пожать ему правой рукой его правую руку, при этом прикоснуться друг к дружке носом и лбом. Ну просто жуть, как интересно!

«…Вулканическая зона Таупо занимает примерно 350 километров в длину и 50 километров в ширину и содержит на своей территории бессчетное количество вулканических выходов и геотермальных зон …»

В Вайракеи когда-то были гейзеры, причем по свидетельству очевидцев, необыкновенной красоты. Их отложения создали опускающиеся к теплому озеру террасы. Наиболее крупный гейзер имел расширение канала в верхней части свыше 20 м в диаметре и выбрасывал воду на очень большую высоту. Все эти гейзеры были уничтожены при грандиозном извержении вулкана Таравера в 1886 году.

В 1958 году в Вайракеи была построена первая геотермальная станция, а в 1996 году компания – владелец станции совместно с группой местных Маори восстановили когда-то разрушенные Wairakei Terraces, т.е. то, что сейчас можно увидеть в Вайракеи – это уже на сегодняшний день «ручная работа» людей, а не природы. В этом месте как раз и находится местный культурный центр Маори, а за их забором видна та самая геотермальная станция.

Короче, красотямба еще та! Особенно на фоне голубого неба да еще и на закате. Все это дымится, льется, булькает… Очень симпатично! Пока мы ходили от одной смотровой площадки к другой, «местные деревенские красавчики» с азартной резвостью выполняли свои обязанности по развлечению туристов – прятались в кустах, то и дело периодически выскакивая оттуда и пугая нас, так чуть-чуть, для приличия, чтоб мы не расслаблялись…

После террас мы подошли непосредственно к входу в деревню. Кругом – изображения с высунутыми языками и выпученными глазами. Зачем они это делают? Так вот, «…человек при угрозе, так же как и животные, скалит зубы. Хотим мы того или нет, но врожденное восприятие мимики у нас работает таким же образом.

Если вождь раскрашивает лицо, он лучше повелевает подчиненными, а боевая раскраска воинов, восстанавливая “животную” рельефность лица, делает его грозным и подавляет противника. Маори раскрашивают лицо и тело устрашающим образом, а во время танцев усиливают этот эффект, высовывая язык. В боевых танцах (hakas) и скульптурах новозеландских маори высунутый язык – знак вызова противнику и пренебрежения опасностью…»

Бегающие вокруг нас юнцы с копьями (некоторые из них в шикарной спортивной форме;)), высунутые языки как у них, так и у окружающих нас изваяний – все это не могло не оставить след в Тёминой душе… Представить себя воином Маори ему не составило ни малейшего труда…

Видать, сразу одним махом вспомнились или представились какие-то враги, которых Тёма очень хотел напугать. Кстати, так вошел во вкус, что теперь периодически дома (благо не на работе) практикует подобный способ избавляться от каких-либо пугающих его мыслей.

Оторвав Тёму от такого занятного удовольствия у ворот, мы последними вошли в деревню, где в паре импровизированных домиков нам всем показали типичные для народа Маори ситуации из их когда-то хозяйственно-бытовой жизни, т.е. как они мастерили и плели вещи из дерева, делали татуировки друг другу, учились быть доблестными воинами и т.д. – все это в сопровождении рассказа нашего гида.

Начинало уже темнеть, и мы плавно перетекли в зал, где нас ждал вкусный ужин. Меню выглядело примерно так. Мясо и овощи готовились таким образом, как это раньше делали Маори.

Еда была приготовлена (ёжику понятно) на современных плитах, но все было «тушено-вареное», раньше же Маори при приготовлении пищи успешно пользовались как раз таки геотермальными источниками.

И тут наряду со вкусным ужином началась вторая часть вечера – «песни и пляски» Маори. В общем и целом – очень мелодичные песни с элементами их традиционного танца, в том числе и танца женщин – Maori Poi Dance (мы сами проворонили, не сняли на видео)

Из всего увиденного отдельной строкой хотелось бы выделить как раз таки танец воинов Маори – Хака .

Уже после этого вечера перерыли весь интернет – нашли видео, от которого мурашки по коже бегают…

Что же такое «Хака» – Танец воинов Маори?

(Википедия) Ка-мате - знаменитый хака новозеландских маори, сочинённый рангатирой маори Те Раупарахой более двух столетий тому назад. Ка-матэ (или просто «Хака») - это боевой танец и слова произносят громко, почти криком, в сопровождении угрожающих жестов руками и топота ногами, а также гневной мимики и демонстрации языка во всю длину.

Однажды, за Те Раупарахой, вождём племени Нгати Тоа, погнались его враги из племён Нгати Маниапото и Вайкато. В ходе преследования вождь, благодаря помощи дружественного племени, сумел укрыться в яме, предназначенной для хранения овощей. Внезапно сверху он услышал какой-то шум и когда он уже решил что смерти не миновать, в это время кто-то отодвинул крышку от ямы.

Сперва, на время ослепший от яркого солнца Те Раупараха сильно забеспокоился, так как ничего не мог видеть. Но позже когда глаза привыкли к свету, вместо убийц он увидел волосатые ноги местного вождя Те Вареанги (в пер. с языка маори «Волосатый»), который и укрыл его от преследователей. Те Раупараха выбравшись из ямы, в эйфории от внезапного спасения, там же сочинил и исполнил Ка-матэ.

На языке Маори Транскрипция Приблизительный перевод
Ka mate! ka mate!
Ka ora! ka ora!
Ka mate! ka mate!
Ka ora! ka ora!
Tenei te tangata puhuruhuru,
Nana nei i tiki mai
whakawhiti te ra!
Hupane! Hupane!
Hupane! Kaupane!
Whiti te ra!
Hi!
Ка-матэ! Ка-матэ!
Ка ора! Ка ора!
Ка-матэ! Ка-матэ!
Ка ора! Ка ора!
Тэнэи тэ тангата пухуру хуру
Нана нэи и тики маи
Вхакавхити тэ ра
А упа … нэ! Ка упа … нэ!
А упанэ каупанэ
Вхити тэ ра!
Хи!
Я гибну! Я гибну!
Я живу! Я живу!
Я гибну! Я гибну!
Я живу! Я живу!
Этот волосатый человек
Который принёс солнце
Заставив его светить
Шаг наверх! Ещё шаг наверх!
Последний шаг наверх! Затем шаг вперёд!
Навстречу солнцу, которое светит!
(непереводимое восклицание)

Ка-матэ стала самым известным новозеландским хака, благодаря церемониальному исполнению новозеландской сборной рэгби перед каждым матчем. Данная традиция существует в команде с XIX века, и известна с 1888 г., когда сборная Новой Зеландии играла серию игр на выезде в Великобритании.

Ну так вот и наш вечер не обошелся без хаки… Мы, наверное, уже раз сто пересмотрели нашу любительскую видеозапись, и все же до сих пор дух захватывает!.. Увидишь таких воинов перед собой, по-моему, воевать расхочется на раз! Ребята исполнили ее «от всего сердца», и их энергия просто чувствуется не то чтобы на расстоянии, а даже через видеосъемку!

Посмотрите – это просто что-то с чем-то!…

Maori Haka – видео № 1

Мало того, там же сразу и устроили «Урок хаки ». Всех желающих поставили в ряд и научили основным движениям танца.

Тёма проникся до глубины души, и с тех пор кроме «отпугивания злых духов при помощи своего высунутого языка и выпученных глаз», он еще и к великому ужасу нашего мохнатого Тимохи периодически воображает себя воином Маори, топая ногами да прихлопывая руками и все это в сопровождении ора незамысловатого текста песни… Зрелище тоже «для посвященных»…;)

А у меня при виде всего «этого» каждый раз возникает одна и та же мысль: Соня, можешь себе представить, как закончился бы тот наш вечер, будь вы с нами там?… Поверь на слово, «Ос!» и «Регги-дон» наших братцев-кроликов просто отдыхают по сравнению с хакой…

Здесь наше видео «Урок Хаки» с участием Тёмы

Вот снова столько нового мы узнали за вечер. За нашим столиком с нами сидела пара из Канады – пенсионеры, путешествующие по Новой Зеландии вот уже второй месяц. Родом из Ванкувера, они летели на самолете до Лос-Анжелеса, далее на круизном лайнере доехали до Новой Зеландии. «Шоб я так жил!…» Вот это пенсия, вот это я понимаю!


Хака – традиционный танцевальный жанр народа маори, коренного населения Новой Зеландии. Строго говоря, это не совсем танец. Хака объединяет в себе как движения, так и звуковой аккомпанемент в виде песен, выкриков, боевых кличей и звуков от топота ног и ударов по бедрам и груди. Хака существует во многих разновидностях, исполняемых по разным случаям и разными группами.


Особое место занимает военный Хака «Перуперу» (маори peruperu), исполнявшиеся маорийскими воинами непосредственно перед битвой, в перерывах и после ее успешного окончания.
Танцующие часто потрясают в процессе своим оружием, таращат глаза, высовывают языки и истошно кричат, а их тела конвульсивно содрогаются. Особенность «перуперу» - одновременные прыжки всех исполняющих ее воинов, а также то, что иногда мужчины танцевали его голыми, причем эрегированные пенисы считались знаком особенной смелости.


Разновидность «перуперу», «тутунгараху» (маори - tutungarahu) воины исполняли для того, чтобы определить, готово ли подразделение к бою. Старики нагибались к земле, а воины одновременно подпрыгивали. В случае, если хотя бы один мужчина оставался на земле, когда остальные уже были в воздухе, маори не выходили сражаться, так как это считалось дурным предзнаменованием.


Композитором самой известной военной хаки – Ка-матэ – являлся один из вождей маори Те Раупараха, участник борьбы с британскими колонизаторами. Ка-матэ исполнялся пионерным батальоном маори при наступлении на Галлиполийском полуострове во время Первой мировой войны.
В XXI веке хака регулярно исполняют в Вооруженных силах Новой Зеландии. Два раза в год, начиная с 1972 года, проводится фестиваль-соревнование по хака Те Мататини (маори Te Matatini).





Провожают учителя.

Хака (маори haka) - ритуальный танец новозеландских маори, во время которого исполнители топают ногами, бьют себя по бёдрам и груди, и выкрикивают аккомпанемент.

Слово «хака» на языке маори означает «танец в общем», а также «песня, сопровождающая танец». Хака нельзя отнести исключительно к «танцам» или «песням»: по выражению Алана Армстронга, хака - это композиция, в которой каждый инструмент - руки, ноги, тело, язык, глаза - исполняет собственную партию.


Характерные детали хака - танец исполняется одновременно всеми участниками и сопровождается гримасами. Гримасы (движения глаз и языка) очень важны, и именно по ним определяется, насколько хорошо исполнен танец. Женщины, исполнявшие хаку, не высовывали языки. Невоенные хака могут содержать волнообразные движения пальцами или кистями рук. Ведущий танца (мужчина или женщина) выкрикивает одну или две строки текста, после чего остальные хором отвечают припевом

Танец на свадьбе:

Игроки сборной Новой Зеландии по регби перед своим первым матчем кубка мира 2015 года против Аргентины исполнили традиционный национальный ритуальный танец хака. Внушительное исполнение помогло, и All Blacks одержали победу со счётом 26:16. А это видео на YouTube за два дня посмотрели уже более 145 тысяч раз:

Существует несколько разных легенд о происхождении хака. Согласно одной из них, данный танец впервые исполнили женщины, искавшие некого Каэ, который убил кита, принадлежавшего вождю племени. Женщины не знали, как он выглядит, но им было известно, что у него кривые зубы. Каэ находился среди других людей, и, чтобы определить его в толпе, женщины исполнили смешной танец с комическими движениями. Увидев хаку, Каэ рассмеялся, и его узнали.

Хака исполнялась преимущественно вечером для развлечения; существовали сугубо мужские хака, женские, детские, а также подходящие взрослым обоих полов. Также с помощью этого танца приветствовали гостей. Приветственные танцы обычно начинались воинственно, так как встречающим не были известны намерения прибывших. Именно таким воинственным танцем вооружённые маори встретили Джеймса Кука в 1769 году.

Христианский миссионер Генри Уильямс писал: «Необходимо запретить все старые обычаи, танцы, пение и татуировки, основные местные вакханалии. В Окленде люди любят собираться большими компаниями с целью демонстрации своих ужасающих танцев». Со временем отношение к танцам со стороны европейцев улучшилось, хаку стали регулярно исполнять при визитах королевской семьи.

В XXI веке хака регулярно исполняют в Вооружённых силах Новой Зеландии. Два раза в год, начиная с 1972 года, проводится фестиваль-соревнование по хака Те Мататини (маори Te Matatini). С конца XIX века регбийные команды исполняют этот танец перед соревнованием, в 2000-х годах эта традиция вызвала многочисленные споры и обвинения «All Blacks» в «девальвации» хака

Провожают в последний путь погибшего солдата.