Какое бывает дзюдо. Что такое Дзюдо

"Дзюдо" ("дзю" - мягкость, "до" - путь) - вид спортивного единоборства, в котором наряду с бросками разрешены болевые (только на руки) и удушающие приемы. Источником возникновения борьбы дзюдо послужила борьба "джиу-джитсу", приемы которой перекочевали в Японию из Китая.

Возникновение Дзюдо

Основателем дзюдо является выдающийся японский педагог, просветитель и тренер Дзигоро Кано (1860-1938). До поступления в токийский университет в 1877 г. Кано занимался гимнастикой, греблей и бейсболом. Он даже основал первый в Японии бейсбольный клуб. С 17-летнего возраста изучая в совершенстве существующие в те времена различные школы "джиу-джитсу", Дзигоро Кано "...заметил, что техника различных школ не всегда заслуживает похвалы, есть там и много отрицательного". Так сложилось убеждение в необходимости реформы джиу-джитсу. "Я начал с того, что стал систематизировать лучшие приемы джиу-джитсу. Я добавил к ним еще и свои и придал им иной смысл. Так возникла новая система, сочетающая в себе духовное и физическое начала". Свою новую борьбу Дзигоро Кано назвал дзюдо.

В 1882 г. Дзигоро Кано основал свою школу дзюдо "Кодокан", ставшую впоследствии крупнейшим в мире центром подготовки специалистов по борьбе дзюдо. Основав "Кодокан", Дзигоро Кано стал посредством дзюдо создавать систему воспитания человека. Он рассматривал борьбу дзюдо, прежде всего как средство воспитания, а не как одну из форм времяпрепровождения.

"Дзюдо - это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю", - так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания.

Клятва дзюдоистов

Дзигоро Кано установил, что все поступавшие в "Кодокан", должны были давать торжественную клятву, состоящую из следующих пунктов:

  • раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований;
  • своим поведением я обещаю не уронить достоинство "Дожо" (зала дзюдо);
  • я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте;
  • обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя;
  • клянусь в течение всей моей жизни уважать правила "Кодокана", сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.

Принципы дзюдо

Не сразу Дзигоро Кано пришел к основным принципам своей системы. Длительное время изучал он системы подготовки в разных школах, творчески их анализировал. Пытливый ум, природная любознательность и сообразительность отличали Дзигоро Кано.

Характерна одна из историй, дошедших до наших дней. Вечером после обильного снегопада Дзигоро Кано вышел погулять в сад. Сильный снег поломал много веток на деревьях. Только тонкая веточка вишни под тяжестью снега все ниже склонялась к земле. В какой-то момент снег соскользнул с нее, веточка распрямилась и заняла прежнее положение. "Вот каким должен быть дзюдоист!" - воскликнул Дзигоро Кано.

Эта история нашла свое отражение в его знаменитой формуле, изложенной в инструкции "Кодокана".

"Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер, скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его, обладаю силой равной 7 единицам. Если он будет давить на меня своей силой, то, естественно, я уступлю или даже упаду. Но если я буду с той же силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, то есть маневрировать, то он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем с амым потеряет равновесие. В этом новом положении он тоже будет слабым. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потерял точку опоры. И теперь у него осталось из 10 единиц силы только 3. Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все свои 7 единиц силы. На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших усилий".

Большое значение Дзигоро Кано придавал достижению максимального результата. Это означает, что целью борьбы дзюдо является достижение лучшего результата с применением минимума усилий. Он говорил:

"Максимальный результат - фундамент, на котором стоит все здание дзюдо. Более того, этот принцип полностью может быть использован и в системе физического воспитания. Его можно также использовать для развития умственных способностей во время занятий, а также при воспитании и формировании характера. Можно добиться, что этот принцип будет иметь влияние на манеры человека, на то, как он одевается, живет, на его поведение в обществе и отношение к окружающим. Словом, этот принцип может стать искусством жизни".

Международная федерация дзюдо - ФИД - была основана в 1951 г. В программе Олимпийских игр с 1964 г. (кроме 1968 г.). Дважды олимпийскими чемпионами за всю историю дзюдо становились В. Рюска (Голландия), П. Зайзенбахер (Австрия), X. Сайто и Т. Номура (Япония), Д. Дуйе (Франция), В. Легень (Польша).

Дзюдо возникло на базе дзю-дзюцу, искусстве рукопашного боя, который относят к наиболее древним видам японской борьбы, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений. Основатель дзюдо – выдающийся японский общественный деятель и педагог, профессор Дзигоро Кано, родившийся 28 октября 1860г. в г.Микагэ на Японских островах.

В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для издёвок со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзю-дзюцу. В короткие сроки он сумел освоить сложную технику многочисленных приемов дзю-дзюцу школ Тэндзин Синъё Рю (относительно новый стиль дзю-дзюцу того периода, основное внимание в котором уделялось атэми – поражению анатомически слабых точек и технике захвата) и Кито Рю (во времена Кано основное направление школы – нагэ-вадза, техники броска).

При развитии бросковых техник Кано пришёл к мысли реформировать дзю-дзюцу. Кано хотел с помощью новой техники, базировавшейся на научных наблюдениях, добиться объединения ума и духа у занимающихся. Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие и исключив опасные для жизни приемы, он создал дзюдо (в переводе с японского «мягкий путь» или «путь мягкости») – боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия.

Название дзюдо уже использовалось к тому времени в японских боевых искусствах как синоним названия дзю-дзюцу, но Дзигоро Кано наполнил его новым содержанием, объявив основой «Путь» (до) самосовершенствования, а не «Технику» (дзюцу). Также выбором такого названия Кано хотел подчеркнуть гуманистическую направленность дзюдо, чтобы лишний раз отметить его отличие от дзю-дзюцу, рассматривавшееся после реставрации Мэйдзи (конец 19 века) многими людьми как занятие грубое, предназначенное только для убийства, недостойное просвещенного человека. По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни, хранилищем бесценных национальных традиций».

Отправной точкой дзюдо считается 1882 год. В это время Кано с несколькими своими учениками открывает собственную школу в токийском буддийском храме Эйсёдзи. Это и был всемирно известный ныне Институт Кодокан (в переводе с японского «Дом изучения Пути»), который тогда разместился в четырех помещениях, самое большое из которых (4 на 6 м) отвели под додзё (в переводе с японского «Место где ищут путь»; места для тренировок, соревнований, аттестаций).

Основав Кодокан, Дзигоро Кано стал посредством дзюдо создавать систему воспитания человека. Он рассматривал борьбу дзюдо, прежде всего как средство воспитания, а не как одну из форм времяпрепровождения. «Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю», - так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания.

В январе 1883 года Кодокан покидает храм Эйсёдзи и находит новое пристанище в очень скромном помещении. Новый зал не мог вместить все татами, поэтому Кано делает рядом с оградой небольшую пристройку, больше напоминающую сарай, который, хотя и был просторным, от холода и сырости не спасал.

В 1883 году Кано вводит разрядную систему. Первоначально в ней было три начальных уровня (кю) и три уровня для мастеров (дан).

В том же году Кано разработал кодекс поведения для учеников Кодокана. Первыми подписали его, обмакивая кисточку в собственную кровь, Цунедзиро Томита, Сайго Хагучи, Сиро Сайго, Сакудзиро Екояма и Есиаки Ямасита.

В тот же день Сиро Сайго и Цунедзиро Томита, стали первыми учениками, удостоенными ранга сёдан (японское название первого дана).

В 1886 году Кано переехал в Фудзими-тё, и там ему удалось построить прекрасное здание на сорок матов. Здесь, впервые, ученики с уровнем дан начали носить черные пояса как знак своего статуса. Стоит отметить, что мастерам Кодокан, достигшим этого уровня, вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской медициной, они целиком и полностью основаны на теории акупрессуры – лечении и профилактики заболеваний через давление на определённые точки тела.

С разрешения Министерства просвещения Японии в 1886 году был организован специальный турнир, целью которого было определение лучшей школы, методику которой намеревались включить в школьные программы и взять на вооружение в полицию. В финале встретились представители школы дзюдо Дзигоро Кано и воспитанники школы дзю-дзюцу мастера Тоцука. Из 15 лучших воспитанников школ, заявленных на участие в турнире, 13 дзюдоистов одержали чистые победы и лишь двое свели поединки вничью! Турнир показал раз и навсегда, что ДЗЮДО - лучший вид единоборств! В результате дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях.

К 1887 году под руководством Кано была сформирована техническая база стиля Кодокан дзюдо, а в 1900 году разработаны правила судейства соревнований.

Добившись долгожданного, но главное, официального признания у себя на родине, Дзигоро Кано приступил к осуществлению следующего грандиозного замысла - о дзюдо должен был услышать мир. Стремление "подарить" дзюдо всему миру подтолкнуло Кано развернуть свою деятельность в Европе. В 1889 году он лично открывает первую школу во Франции. Позднее дзюдо добирается до Великобритании и других Европейских государств.

В 1906 году Кодокан вновь расширяется, на сей раз, он переезжает в додзё на двести семь матов в районе Симо-Томисака-тё. Примерно в то же время стандартом становится дзюдоги (форменная одежда дзюдо) в том виде, в каком она известна нам сегодня (прежде брюки часто были очень короткими, а куртки шились по самым разным образцам).

Дальнейшим развитием дзюдо в Японии обязано не в последнюю очередь включением его в 1907 году, наряду с кэндо (современное фехтовальное искусство), в обязательную программу общеобразовательных средних школ, что существенно увеличило количество занимающихся и привлекло большее внимание общественности.

В 1909 году Кано избирается первым японским представителем в Международном Олимпийском Комитете. Хотя Кано был предельно добросовестным членом этого комитета и, в конце концов, добился проведения Олимпийских Игр 1940 года в Токио, он занимал довольно неоднозначную позицию по отношению к введению дзюдо в программу Олимпийских Игр. Кано был глубоко обеспокоен возрастанием значения спортивных побед и боялся, что олимпийское дзюдо может стать орудием национализма. Разумеется, он одобрял открытые международные турниры, но не хотел, чтобы они стали формой противостояния между различными странами и мерилом расового превосходства.

В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост её президента.

В 1919 был назначен президентом Японской атлетической организации.

В 1926 году в Кодокане было официально открыто женское отделение. Кано всегда активно призывал женщин к практике дзюдо, он часто повторял: «Если вы хотите по-настоящему понять дзюдо, понаблюдайте за тренирующейся женщиной».

В 1938 году Кано отправился в Каир на заседание Олимпийского Комитета, на котором обсуждалась организация Олимпийских Игр 1940 года в Токио (в конце концов, эта Олимпиада была сорвана из-за начала Второй мировой войны). Возвращаясь в Токио на судне «Хикава-мару», Кано заболел воспалением легких и скончался 4 мая 1938 года, в возрасте семидесяти восьми лет.

Жизнь и учение Кано лучше всего отражаются словами, которые он писал, создавая Кодокан Дзюдо: «Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих, то, что было хорошо усвоено одним поколением, будет передано сотням поколений».

Вторая мировая война и последовавший за капитуляцией Японии запрет оккупационных властей на преподавание воинских искусств временно остановил развитие дзюдо в Японии. Но в 1948 году запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводит к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая. В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, её президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

В 1956 году в Токио прошёл первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.

В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

До 1914 года в России дзюдо как спорт не культивировался. О нем было известно из книг американского офицера Ганкока как о системе защиты. Некоторые из ее приемов были введены в русской полиции и, начиная с 1902 года, изучались в Петербургской полицейской школе. Начало развитию дзюдо в СССР положил Василий Сергеевич Ощепков, детство и юность которого прошли в Японии. Он был одним из первых европейцев, сдавших экзамен на мастерскую степень дан в Кодокане. В 1917 году ему был присвоен 2-й дан.

После возвращения в Россию он активно развивал дзюдо, сначала на Дальнем Востоке (1914г., 1917-1925г.), а затем в Новосибирске (1928) и в Москве (с 1930 года). В 1937 году В.С.Ощепков был репрессирован по грязному доносу своих приближенных, объявлен «врагом народа» и казнен. После этого дзюдо многие годы, как «чуждый нашим идеалам» вид единоборства, пребывало в забвении. При жизни Ощепков очень много сделал для популяризации дзюдо. Занимаясь в основном практическим дзюдо, он имел много теоретических разработок, но все рукописи в день ареста исчезли. После его смерти, ученики и соратники, страстные пропагандисты дзюдо, были вынуждены, используя свои знания о дзюдо, создать другой вид борьбы.

Could not load widget with the id 10.

В процессе «перелицовывания» дзюдо были изменены правила, форма одежды, а самое главное, исчез дух дзюдо. С введением в технику дзюдо всевозможных приемов из разных видов борьбыродилась другая, вольная борьба, а затем и самбо. Интерес к дзюдо вернулся после его выхода на международную арену. В соревнованиях по дзюдо стали принимать участие советские самбисты. Они успешно проявили себя на чемпионате Европы в Эссене (ФРГ) 11-12 мая 1962 года, затем в 1963 году на предолимпийском турнире в Японии. А на Олимпиаде 1964 года в Токио наши спортсмены завоевали 4 бронзовые награды. Это был большой успех советских атлетов, любящих и умеющих бороться. Первую золотую медаль советские дзюдоисты завоевали на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене (олимпийским чемпионом стал уроженец города Гори Шота Чочишвили). Впоследствии победителями Олимпийских игр становились наши дзюдоисты Владимир Невзоров, Сергей Новиков, Николай Солодухин, Шота Хабарели.

В 1972 году была создана Федерация дзюдо СССР, преобразованная после 1990 года в Федерацию дзюдо России. В настоящее время Федерация дзюдо России является членом Европейского союза дзюдо, который в качестве континентального подразделения входит в Международную федерацию дзюдо. На сегодняшний день членами Международной федерации дзюдо, являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. К сожалению, создатель дзюдо не дожил до того времени, когда его детище превратилось в поистине массовый вид спорта, популярный во всем мире среди детей и взрослых, юношей и девушек, мужчин и женщин. Дзюдо объединяет людей разных национальностей, вкусов, вероисповеданий. Многогранность дзюдо позволяет каждому найти здесь то, что нужно только ему.

В.В. Путин на тренировке по Дзюдо

Дзюдо (в переводе с японского «мягкий путь «) - японское боевое искусство , соединяющее в себе самооборону без оружия, философию , вид спортивного единоборства.

Дзюдо возникло в 1882 году в Японии , благодаря японскому мастеру боевых искусств Дзигоро Кано . В основе дзюдо лежит дзюдзютцу, представляющее из себя различные стили единоборств, распространённых на Японских островах.

Дзюдо, по японской классификации, относится к современным боевым искусствам (т.е. нетрадиционным), и при этом сильно выделяется среди множества своих собратьев.

  1. Во-первых, это единственное боевое искусство Востока, принятое в семью олимпийских видов спорта.
  2. Во-вторых, техника дзюдо, в отличие от того же карате, не ударная, а борцовская - броски, болевые приёмы, удушения и удержания.

В.В. Путин проводит прием броска в Дзюдо

Основатель дзюдо Дзигоро Кано изначально сделал акцент на исключение всех травмоопасных техник, чтобы создать общедоступное искусство борьбы, максимально адаптированное к проведению соревнований.

Удивительно, но признание дзюдо в качестве популярного вида спорта, не принизило его духовную и философскую составляющую, а также воспитательную роль. Занимающие этим стилем единоборств приобретают такие черты характера как дисциплина, настойчивость, уважение. Большую роль в духовном совершенствовании имеет система тренировок, например, работа в парах способствует развитию психологической гибкости, коммуникабельности и взаимопомощи. Важным является то, что эти качества закрепляются в ходе телесных практик. Занятия дзюдо положительно сказываются на умственных способностях - необходимо запоминать сложные приёмы, тактически мыслить в ходе поединка, генерировать творческие нестандартные идеи и т.д.

Дзингоро Кано следующим образом формулирует духовную ценность дзюдо: «Я считаю, что тот, кто будет изучать дзюдо у хорошего учителя, тот будет ценить свою родину, любить её дела и вещи, возвышать свой дух и сможет воспитать в себе мужественный, деятельный характер».

На практике он выразил эти идеи в ряде наставлений:

  • Соотнесение своих возможностей с возможностями противника;
  • Овладение инициативой в поединке;
  • Тщательное обдумывание, а затем решительное действие;
  • Умение вовремя остановиться;
  • «Одержав победу - не заносись; потерпев поражение - не сгибайся; благоденствуя, не теряй бдительности; попав в опасное положение, не пугайся и иди вперёд избранным путём».

Как видно, эти поучения актуальны не только в дзюдо, но и в повседневной жизни.

Короткая история в СССР

В 20-м веке благодаря Кано и его ученикам дзюдо прошло большой путь от национального единоборства до всемирного признания: этим единоборством занимаются в 198 странах 28 миллионов человек, в т.ч. 200 тысяч - в России. Нужно отметить, что история становления дзюдо в России имеет множество драматических страниц. В.С. Ощепков - был первым россиянином и четвёрным европейцем, который сдал экзамен на мастерскую степень (дан) в японской школе дзюдо Кодокан. Это было в 1917 году.

После революции Ощепков успешно популяризировал дзюдо в СССР, а также обогащал его разнообразными эффективными приёмами, которые он черпал в национальных видах борьбы, изучая их во время своих путешествий. После ареста и смерти Ощепкова в 1937 году, в СССР был введён запрет на дзюдо. Но его ученики, продолжив дело русского мастера, разработали на основе дзюдо новый вид борьбы - самбо, который общепризнан в качестве одного из самых эффективных в мире. Дзюдо в СССР возродилось лишь в 60-е годы, когда страна начала принимать активное участие в мировом олимпийском движении.

Обучение дзюдо включает изучение базовых стоек, перемещений, самострахования, захватов и техники реанимации. Ковёр для борьбы называется татами, дзюдоисты тренируются босиком, одежда для занятий - дзюдоги (куртка, штаны, пояс). Основа техники дзюдо - разнообразные броски, выполняемые как из стойки, так и с падением. Также применяются болевые приёмы: разгибания и скручивания конечностей.

В отличие от других распространённых видов борьбы - вольная, греко-римская - в дзюдо упор делается на максимальное использование силы противника, что сближает этот стиль с айкидо. В дзюдо, как в ушу и карате, кроме схваток есть комплексы формальных упражнений - ката. Ката отрабатываются в парах и позволяют освоить физические и духовные принципы дзюдо, а также безопасно изучить приёмы, которые запрещены на соревнованиях из соображений травмоопасности.

Наряду со спортивным дзюдо существуют и различные прикладные разновидности, направленные на эффективную самозащиту. Приёмы дзюдо легли в основу множества систем рукопашного боя, в том числе уже упомянутое советское самбо, американского боевого дзюдо и др.

Более полувека дзюдо оставалось практически единственным восточным боевым искусством, широко представленным в мире и получившим признание во многих странах. Но в последние десятилетия наблюдается активное распространение таких видов восточных единоборств как ушу, карате, тайский бокс, айкидо и многих других. Остаётся пожелать, чтобы усилившаяся конкуренция между дзюдо и другими боевыми искусствами способствовала их обогащению, а также популяризировала физическое и духовное развитие.

Видео: Что такое дзюдо

Дзюдо (в переводе с японского "мягкий путь ") — японское боевое искусство , соединяющее в себе самооборону без оружия, философию , вид спортивного единоборства.

Дзюдо возникло в 1882 году в Японии , благодаря японскому мастеру боевых искусств Дзигоро Кано . В основе дзюдо лежит дзюдзютцу , представляющее из себя различные стили единоборств, распространённых на Японских островах.

Дзюдо, по японской классификации, относится к современным боевым искусствам (т.е. нетрадиционным), и при этом сильно выделяется среди множества своих собратьев. Во-первых, это единственное боевое искусство Востока, принятое в семью олимпийских видов спорта . Во-вторых, техника дзюдо, в отличие от того же карате, не ударная, а борцовская — броски, болевые приёмы, удушения и удержания. Основатель дзюдо Дзигоро Кано изначально сделал акцент на исключение всех травмоопасных техник, чтобы создать общедоступное искусство борьбы, максимально адаптированное к проведению соревнований.

Удивительно, но признание дзюдо в качестве популярного вида спорта , не принизило его духовную и философскую составляющую, а также воспитательную роль . Занимающие этим стилем единоборств приобретают такие черты характера как дисциплина, настойчивость, уважение . Большую роль в духовном совершенствовании имеет система тренировок, например, работа в парах способствует развитию психологической гибкости , коммуникабельности и взаимопомощи . Важным является то, что эти качества закрепляются в ходе телесных практик . Занятия дзюдо положительно сказываются на умственных способностях — необходимо запоминать сложные приёмы, тактически мыслить в ходе поединка, генерировать творческие нестандартные идеи и т.д. Дзингоро Кано следующим образом формулирует духовную ценность дзюдо: "Я считаю, что тот, кто будет изучать дзюдо у хорошего учителя, тот будет ценить свою родину, любить её дела и вещи, возвышать свой дух и сможет воспитать в себе мужественный, деятельный характер ". На практике он выразил эти идеи в ряде наставлений :

  • Соотнесение своих возможностей с возможностями противника;
  • Овладение инициативой в поединке;
  • Тщательное обдумывание, а затем решительное действие;
  • Умение вовремя остановиться;
  • "Одержав победу — не заносись; потерпев поражение — не сгибайся; благоденствуя, не теряй бдительности; попав в опасное положение, не пугайся и иди вперёд избранным путём".

Как видно, эти поучения актуальны не только в дзюдо, но и в повседневной жизни .

В 20-м веке благодаря Кано и его ученикам дзюдо прошло большой путь от национального единоборства до всемирного признания : этим единоборством занимаются в 198 странах 28 миллионов человек , в т.ч. 200 тысяч — в России. Нужно отметить, что история становления дзюдо в России имеет множество драматических страниц . В.С. Ощепков — был первым россиянином и четвёрным европейцем, который сдал экзамен на мастерскую степень (дан) в японской школе дзюдо Кодокан. Это было в 1917 году . После революции Ощепков успешно популяризировал дзюдо в СССР, а также обогащал его разнообразными эффективными приёмами, которые он черпал в национальных видах борьбы , изучая их во время своих путешествий. После ареста и смерти Ощепкова в 1937 году, в СССР был введён запрет на дзюдо . Но его ученики , продолжив дело русского мастера, разработали на основе дзюдо новый вид борьбы — самбо , который общепризнан в качестве одного из самых эффективных в мире. Дзюдо в СССР возродилось лишь в 60-е годы , когда страна начала принимать активное участие в мировом олимпийском движении.

Обучение дзюдо включает изучение базовых стоек, перемещений, самострахования, захватов и техники реанимации. Ковёр для борьбы называется татами , дзюдоисты тренируются босиком , одежда для занятий — дзюдоги (куртка, штаны, пояс). Основа техники дзюдо — разнообразные броски , выполняемые как из стойки, так и с падением. Также применяются болевые приёмы : разгибания и скручивания конечностей. В отличие от других распространённых видов борьбы — вольная, греко-римская — в дзюдо упор делается на максимальное использование силы противника , что сближает этот стиль с айкидо. В дзюдо, как в ушу и карате, кроме схваток есть комплексы формальных упражнений — ката. Ката отрабатываются в парах и позволяют освоить физические и духовные принципы дзюдо , а также безопасно изучить приёмы, которые запрещены на соревнованиях из соображений травмоопасности.

Наряду со спортивным дзюдо существуют и различные прикладные разновидности , направленные на эффективную самозащиту . Приёмы дзюдо легли в основу множества систем рукопашного боя , в том числе уже упомянутое советское самбо , американского боевого дзюдо и др.

Более полувека дзюдо оставалось практически единственным восточным боевым искусством, широко представленным в мире и получившим признание во многих странах. Но в последние десятилетия наблюдается активное распространение таких видов восточных единоборств как ушу, карате, тайский бокс, айкидо и многих других. Остаётся пожелать, чтобы усилившаяся конкуренция между дзюдо и другими боевыми искусствами способствовала их обогащению , а также популяризировала физическое и духовное развитие.

Кано́ Дзи́горо (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро 28 октября 1860, Микаге, Япония-4 мая 1938) - мастер боевых искусств, создатель дзюдо, основатель школы Кодокан.

28 октября 1860 года в Японии , в местечке Микаге, неподалёку от города Кобе, в семье торговца Еросаку Кано родился мальчик, которому судьба приготовила великое будущее. Именно он - Дзигоро Кано станет основателем самой популярной, самой массовой спортивной борьбы - борьбы дзюдо.С рождения Дзигоро не отличался крепким телосложением и здоровьем. Но, обладая огромной силой воли, Д. Кано усердно овладевал приёмами «дзю-дзютсу». Он с молодых лет пытался найти приёмы, позволяющие маленькому, хрупкому человеку одолеть более сильного и тяжёлого соперника. И он нашёл, что искал - именно ловкость, гибкость и быстроту он предпочитал использовать в единоборстве с грубой силой.

Рвение, с которым Дзигоро осваивал тайны единоборств, вызывали удивление у учителей борьбы. Многие из них говорили Кано: «Больше мне нечему вас учить...» и Дзигоро продолжал совершенствоваться самостоятельно.

В 1877 году Кано нашел хорошего учителя, Хатиносукэ Фукуду (1829-1880) из Тэнсин Синъё-рю. Здесь занимались относительно новым стилем дзю-дзюцу, и основное внимание в нем уделялось атэми (поражению анатомически слабых точек) и технике захвата. Кано от всей души предался занятиям и, даже если рядом никого не было, занимался в одиночестве и выполнял различные движения с тяжелым железным шестом, которые ему преподал Фукуда.

Главным партнером по упражнениям для Кано был могучий тяжеловес по имени Фукусима. Он постоянно побеждал Кано, и Кано обратился за советом к своему другу, борцу сумо, надеясь, что приемы этой борьбы дополнят его опыт. Однако сумо не смогло помочь ему, и Кано отправился в Токийскую библиотеку, желая посмотреть, что предлагается в книгах по западной борьбе. Там он обнаружил технику, которую успешно применил против Фукусимы и впоследствии назвал ката-гурума («мельница»).

После смерти учителя Фукуды, Кано продолжил свою учебу в Тэнсин Синъё-рю у Масамото Исо (1818 – 1881). Обучение у Масамото позволило Кано овладеть мастерством выполнения различных ката и получить значительный опыт рандори – в додзё Масамото занималось тридцать учеников и Кано ежедневно нужно было провести поединок с каждым из них. Очень часто его тренировки заканчивались лишь к одиннадцати часам вечера, и совсем нередко усталость едва позволяла ему доползти до дому.

В 1881 году, после смерти Масамото, Кано вновь остался без учителя. На этот раз он отправился учиться к Цунэтоси Ийкубо (1835-1889) из Кито-рю. Во времена Кано Кито-рю сосредоточивалась, в первую очередь, на нагэ-вадза, техниках броска. Как стиль, так и содержание обучения в Кито-рю существенно отличались от принципов Тэнсин Синъё-рю, и Кано был очень рад познакомиться с новым подходом к дзю-дзюцу.

В своих воспоминаниях Кано говорит: «У Мастера Фукуды я научился тому, какой должна быть работа моей жизни; у Мастера Масамото я научился тонкой природе ката; у Мастера Ийкубо я освоил множество приемов и научился важности своевременности».

Посвящая тренировкам все вечера, Кано не менее усердно погружался днем в книги, получая в Токийском университете отличные оценки.

Кано закончил Токийский университет в 1881 году, но остался там для дальнейшего обучения еще на год. В феврале 1882 года он перебрался в Эйсё-дзи, небольшой буддистский храм секты Дзёдо в районе Симо-тани города Токио. Там, в возрасте двадцати двух лет, он основал Кодокан, «Институт Изучения Пути».

В 1891 году Кано, которому исполнился тридцать один год, решил, что пришла пора обзавестись семьей, и, после поисков подходящей партии с помощью старших, женился в августе того же года на Сумако Такэдзоэ.

В 1909 году Кано избирается первым японским представителем в Международном Олимпийском Комитете. Хотя Кано был предельно добросовестным членом этого комитета и в конце концов добился проведения Олимпийских Игр 1940 года в Токио, он занимал довольно неоднозначную позицию по отношению к введению дзюдо в программу Олимпийских Игр.

Кано был глубоко обеспокоен возрастанием значения спортивных побед и боялся, что олимпийское дзюдо может стать орудием национализма.

Разумеется, он одобрял открытые международные турниры, но не хотел, чтобы они стали формой противостояния между различными странами и мерилом расового превосходства (дзюдо вошло в список олимпийских видов спорта лишь в 1964 году, спустя много лет после смерти Кано).

В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост её президента.

В 1919 был назначен президентом Японской атлетической организации.

В 1926 году в Кодокане было официально открыто женское отделение. Кано всегда активно призывал женщин к практике дзюдо; он часто повторял: «Если вы хотите по-настоящему понять дзюдо, понаблюдайте за тренирующейся женщиной».

В 1938 году Кано отправился в Каир на заседание Олимпийского Комитета, на котором обсуждалась организация Олимпийских Игр 1940 года в Токио (в конце концов, эта Олимпиада была сорвана из-за начала Второй мировой войны). Возвращаясь в Токио на судне «Хикава-мару», Кано заболел воспалением легких и скончался 4 мая 1938 года, в возрасте семидесяти восьми лет.

Жизнь и учение Кано лучше всего отражаются словами, которые он писал, создавая Кодокан Дзюдо: «Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих; то, что было хорошо усвоено одним поколением, будет передано сотням поколений».