Каким ключом затягивать каретку на велосипеде. Виды кареток

Велосипед хоть и является несложным с технической точки зрения механизмом, но всё же в регулярном нуждается. Такие мероприятия позволят увеличить срок его службы и оградят от дорогостоящего ремонта. И необязательно для мелкого технического обслуживания всякий раз обращаться в специализированные сервисные центры.

Снятие каретки вполне под силу даже новичку

Если у вас есть немного времени, имеется желание расширить свои познания и практические навыки, а также имеется под рукой специальный инструмент, то можно заняться техобслуживанием самостоятельно. Например, разобрать каретку на велосипеде. Чему и будет посвящён наш дальнейший разговор.

Для дальнейшей работы необходимо подготовить набор инструментов, которые обязательно будут использованы:

  • выжимка для шатунов;
  • гаечный или разводной ключ;
  • плоская отвёртка;
  • молоток небольшого размера;
  • съёмный инструмент для извлечения каретки.

Вводное слово

Каретка на велосипеде является подшипниковым узлом, на который возложена обязанность соединять шатуны и раму. Кроме этого, каретки обеспечивают крутящий момент на шатунах. Сами теперь понимаете, насколько важной является эта деталь в велосипеде и какую важную роль она выполняет.

Для каретки в конструкции велосипеда предусмотрен специальный кареточный стакан. Его можно найти между нижней трубой в зоне пересечения велосипедных перьев, которые располагаются снизу. Именно особенность расположения влияет на его недолговечность. Виной становится пыль, грязь и вода, которые попадают на каретку, засоряют её, вызывают образование люфта и посторонних звуков при езде. Если своевременно не разобрать, снять, отремонтировать или заменить этот элемент, то можно в процессе езды ощутить снижение плавности работы велосипеда, уменьшение точности и даже столкнуться с заклиниванием. Ни один велосипедист не захочет ездить с таким дискомфортом, поэтому давайте устранять причину.

Особенности ремонта

Если на вашем велосипеде установлена каретка закрытого типа, которая ещё называется картриджной, то про ремонт даже нечего и думать. Такие механизмы одноразовые, и спасти ситуацию может только замена на новую каретку. По-другому обстоит ситуация с механизмами открытого типа, которые называются разборными. , устранить проблему и установить на место. В основе конструкции разборного механизма лежит вал, или ось. Его вращение обеспечивается за счёт подшипников, которые, в свою очередь, стоят внутри кареточных чашек, да ещё и закручиваются в кареточный стакан. Хоть такая конструкция может показаться сложной, но на самом деле такие каретки легко можно открутить и провести полную ревизию.

Когда мы говорим про ремонт каретки, то подразумеваем следующие возможные действия:

  • устранение люфта;
  • обеспечение лёгкого вращения;
  • нейтрализация посторонних звуков при езде.

Снимаем каретку: подробная инструкция

В конструкции каретки могут присутствовать насыпные подшипники, которые могут рассыпаться по всему помещению. Вам, конечно, может повезти и производитель вашего велосипеда при сборке использовал неразборный картридж, но подстраховаться не помешает в любом случае.

Важный инструмент, который обязательно должен быть под рукой, - это выжимка шатуна. Конструкция этого инструмента состоит из двух частей: правая используется для работы с шатуном, а левая необходима для того, чтобы снять фиксирующий болт шатунов.

  1. Начинаем с отвинчивания затягивающих болтов. Найти их можно на конце кареточного вала. Для этого этапа потребуется педальный ключ. Некоторые производители закрывают винты при помощи пластиковых заглушек, которые можно легко поддеть любым подручным инструментом.
  2. Для следующего этапа понадобится выжимка шатунов, при помощи которой потребуется до упора закрутить съёмник со стороны резьбовой части в шатун. В этом процессе важно выполнять поступательные движения без прикладывания излишнего усилия, чтобы не было сорванной резьбы.
  3. С кареточной оси снимаем шатун, после чего тщательно насухо протираем все посадочные места, освобождая их от остатков старой смазки и собравшегося мусора.
  4. Теперь можно снять и саму конструкцию каретки. В этом деле очень помогает съёмник, который предназначен именно для вашей модели механизма.
  5. Снятие каретки осуществляется обязательно с левой стороны, которую можно определить по отсутствующим звёздам на шатуне.
  6. Взяв в руки съёмник, его необходимо вставить в шлицы кареточного механизма с левой стороны, а разводной ключ при этом вращается против движения часовой стрелки. В этом процессе нужно следить за тем, чтобы съёмник не перекашивался во время работы с чашками на каретке. В результате неаккуратной работы можно повредить и сам съёмник, и чашку.
  7. Теперь можно переходить на другую сторону. Действия аналогичны описанным выше, за исключением направления откручивающих движений - по направлению часовой стрелки.

Работа по снятию каретки считается завершённой. Если планируется совершение замены, то просто на место старого механизма устанавливается новый. В случае проведения технического обслуживания и профилактических действий необходимо провести замену подшипников.

Раз уж вы решились разобрать этот сложный и деликатный механизм, то заодно и на кареточный стакан обратите внимание. На его поверхности может присутствовать посторонний мусор, который потребуется удалить.

Немного слов про съёмники

Съёмник выбирается только по типу самой каретки. Например, если на велосипеде установлена каретка Shimano, то и съёмник также должен быть этого типа. Правда, есть несколько , но они подходят не под каждый кареточный механизм.

Съёмный инструмент, который предназначается для интегрированных кареточных чашек, поможет разобрать механизм типа Hollowtech II, GXP и Howitzer. В качестве примера для универсальных съёмных инструментов можно также привести модель стандарта ISIS, крепление которой имеет 8 шлицев. Такой инструмент можно использовать для снятия механизмов от SRAM, Shimano и Truvativ. На многих съёмниках имеются специальные рукоятки, которые позволяют обходиться без разводного ключа.

Каретка каретке рознь

Если приходится иметь дело с кареткой, конструкция которой предполагает разборку, в первую очередь требуется проверить состояние подшипников. Для этого необходимо чистой ветошью тщательно вытереть не только подшипники, но и посадочные места. Для очищения резьбы каретки можно использовать бензин, керосин или WD-40. После того как всё хорошо насухо протёрто, необходимо смазать посадочные места любым хорошим густым смазочным материалом. Такие механизмы не отличаются долговечностью, нуждаются в частом обслуживании и регулярном проведении регулировочных действий относительно подшипников.

В случае с неразборной кареткой, которая относится к картриджному типу, самым верным решением будет осуществить замену на новый механизм. Даже не стоит пытаться провести какие-либо действия с подобным механизмом - только время зря будет потрачено. Прежде чем отправляться за покупкой новой детали, потребуется узнать длину вала и характеристики (ширина и тип) соединения с шатунами. Эта информация позволит не ошибиться с выбором и изначально купить правильную деталь.

Если на вашем велосипеде установлен интегрированный механизм, то для замены промподшипников необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. Снимаем пыльник, который закрывает подшипники.
  2. Для их снятия потребуется использовать специальный съёмник, на самый крайний случай подойдёт молоток и стамеска, но с таким инструментом нужно обращаться крайне осторожно.
  3. Тщательно очищаем, а затем смазываем посадочное место.
  4. Устанавливаем новые промподшипники.

Ставим каретку на место

На этом работу нельзя считать завершённой, поскольку всё это нужно правильно собрать. В этом процессе главная сложность заключается в правильной установке чашек. Вы же помните, что они имеют разную резьбу (на правой чашке левая и наоборот)? Здесь также потребуется густая смазка для обработки кареточного стакана, подшипников и резьбы на чашках.

К сбору кареток нужно приступать с правой стороны и следовать следующему порядку работы:

  1. Кареточная ось вставляется в правую чашку.
  2. Закручивается при помощи съёмника для каретки.
  3. Такие же действия проделываем с левой стороны.
  4. Каретка проверяется на отсутствие люфта, о чём свидетельствует её лёгкое и бесшумное движение.
  5. Устанавливаются шатуны и винты на свои места.

Применить эту теорию на практике не составляет особого труда для любого велосипедиста, у которого руки растут из нужного места. Даже не имея опыта в разборке велосипеда, можно снять каретку с первого раза. Мы верим в вас.

Велосипед является не только транспортным средством, но и спортивным снарядом для любителей активного отдыха. Поэтому фирмы-изготовители прилагают большие усилия, направленные на совершенствование конструкции своих изделий.

Основное предназначение

Любой велосипед имеет в составе своей конструкции узлы трансмиссии. Одним из важных элементов такой системы является каретка. Она служит для размещения педального узла системы в раме с наилучшим удобством и максимальной эффективностью.

Несмотря на кажущуюся простоту данного узла, каретки для велосипеда должны в полной мере отвечать повышенным техническим требованиям во время производства и эксплуатации.

Конструкция велосипедной каретки

В состав каретки для велосипеда входят следующие основные детали:

  • корпус, предназначенный для размещения подшипниковых узлов и оси;
  • чашка, позволяющая закрепить каретку в стакане определённым образом;
  • кареточный стакан, являющийся конструктивным элементом велосипедной рамы;
  • ось каретки, представляющая собой подвижный элемент, вращающийся на подшипниках. На торцевых поверхностях оси выполнены шлицевые соединения, предназначенные для установки шатунов.

Все части кареточного механизма производятся из высококачественных материалов для обеспечения длительных сроков эксплуатации велосипеда и возможности преодоления повышенных нагрузок на элементы трансмиссии.

Типы велосипедных кареток

Основными критериями классификации кареток для велосипеда возможно считать следующие:

  • размерность (длину) оси вращающегося вала;
  • геометрические параметры корпуса;
  • тип резьбового соединения стакана;
  • вариант посадочного соединения шатунов.

Изначально каретки для велосипедов имели открытое исполнение. Однако такой тип не мог обеспечить высокие эксплуатационные параметры. Низкая герметичность конструкции, а также применение шариковых подшипников из низкосортных сталей приводили к быстрому износу данного узла.

Постепенно конструкторы смогли разработать новый тип кареток, получивших название картриджных. В ней успешно сочетается применение инновационных технологий сборки, совместно с использованием комплектующих нового типа. Кроме того, картриджные каретки для велосипеда не требуют проведения постоянных регламентных работ, связанных с демонтажными операциями.

Большое значение для подбора каретки приобретает размер стакана и параметры его резьбы. Основными линейными размерами принято считать такие:

  • 68 и 73 мм, применяемых для комплектации велосипедов класса MTB;
  • 83 мм, для использования в специализированных моделях типа BMX, а также Trial;
  • 100 мм, которые отлично подходят для рам повышенной ширины.

Для обеспечения работы кареточного узла при повышенных нагрузках применяется новый стандарт BB30, иначе именуемый Press-Fit. Данный вид кареток обеспечивает использование вала диаметром 24 или 30 мм. Кроме того такие каретки для велосипеда могут применяться в самых различных стаканах с посадочным диаметром от 37 до 46 мм.

Некоторые варианты кареток имеют эксцентриковый механизм, который позволяет выполнять натяжение цепи с быстрой фиксацией.

Для крепления шатунов предполагается обустройство торцевой поверхности вала специальными шлицевыми элементами. Такое решение позволяет добиться максимального передаточного усилия от педалей к ведущей звёздочки.

Шлицевые соединения кареток имеют следующие варианты исполнения:

  • квадратный или SQR, имеющий давнюю историю применения, однако не всегда подходящий для экстремальных видов спорта;
  • многошлицевые версии, которые обеспечивают лучший способ соединения подвижных деталей.

В свою очередь многошлицевые варианты подразделяются в зависимости от марки производителя:

  • Octalink, выпускаемый мировым поставщиком велотехники Shimano. Изготовитель выпускает два типа шлицов, различающихся по длине. При таком типе соединения удаётся устанавливать полый вал особого типа, который позволяет снизить вес конструкции при повышенных параметрах прочности;
  • Hollowtech II, специализированный вариант, который применяется в интегрированных системах при особых способах монтажа. Благодаря малому количеству деталей и прочному валу конструкторам удалось создать лёгкий и надёжный агрегат;
  • GSP, ISIS Drive представляют собой аналоги системы Hollowtech и Octalink, имея в своём составе схожие конструктивные решения. Однако их использование может потребовать комплектации шатунами, совместимыми с данным типом каретки;
  • Howitzer, новый тип кареток, применяемых для велосипедов экстремального типа. Конструкция такого варианта предполагает наличие подшипникового узла внешнего типа и вала специальной формы.

Сервисные операции

Постоянная эксплуатация велосипедов предполагает постоянное воздействие внешних факторов. В результате возможно появление коррозионных и механических повреждений деталей каретки для велосипеда. Для устранения подобных проблем выполняются профилактические и сервисные работы.

В связи с тем, что каретка любого варианта исполнения установлена в стакане требуется выполнить её демонтаж. Данная операция производится в правильно оборудованном помещении с помощью специализированного инструмента.

Для снятия каретки потребуются такие инструменты:

  • гаечные ключи нужных размеров и конфигурации;
  • съёмники, предназначенные для выпрессовки подшипников;
  • отвёртки различных типов.

Перед снятием каретки для велосипеда требуется произвести полную мойку всех деталей. Рама должна быть надёжно зафиксирована для предотвращения травмирования при работе. Выполнять демонтажные операции следует в полном соответствии с рекомендациями фирмы-производителя, указанными в технической документации.

Первым снимается шатун, который находится с левой стороны. После снятия пластиковых заглушек с помощью отвёрток необходимо правильно установить элементы съёмника. При этом особое внимание следует обратить на состояние резьбовых элементов. Усилие при заворачивании не должно превышать установленных пределов.

Следует помнить, что даже незначительный перекос деталей может привести к повреждению деталей каретки, а также стакана, что потребует впоследствии дорогостоящего ремонта в фабричных условиях.

Чашки каретки предполагают разные виды резьбы для обеспечения правильного монтажа. Правая чашка каретки имеет левую резьбу. Данное свойство необходимо учитывать при работе с данными элементами.

После снятия деталей разборной каретки необходимо самым тщательным образом проверить состояние внутренних полостей стакана. При обнаружении коррозионных и прочих повреждений следует выполнить ремонтные операции с восстановлением антикоррозионного покрытия. При выходе размеров за пределы эксплуатационных ограничений следует заменить все негодные детали.

Каретки для велосипеда картриджного типа требуют менее частого сервисного обслуживания, поскольку имеют лучшие показатели герметичности соединений. Однако при первых проявлениях неисправности данного узла следует произвести замену каретки в сборе. Ремонт кареток такого типа – сложное мероприятие, которое должно выполняться в специализированных мастерских.

После сборки следует проверить плавность вращения вала и отсутствие различных люфтов. При этом следует обратить внимание на состояние уплотнительных элементов, поскольку они играют важнейшую роль в обеспечении дальнейшей эксплуатации данного узла.

Каретка заднего колеса - это другой узел, с другим назначением, который иногда также называют кареткой, что не совсем точно. Она снимается с велосипеда заодно со всем колесом как его неотъемлемая часть. Задняя каретка велосипеда имеет иную конструкцию: состоит из подшипникового блока, пакета зубчатых колёс цепной передачи и служит ступицей заднего колеса.

Кареточные стаканы имеют ряд стандартных размеров. Наиболее распространены стаканы длиной 68 мм, тип BSA для горных велосипедов - 73 мм, для особо нагруженных кареток - 83 мм, итальянский тип - 70 мм, использовавшийся на советских шоссейных велосипедах, 100 мм - для фэт-байков. Длина вала каретки имеет следующие наиболее распространённые размеры (мм): 110,113,118,5, 122,5 и 127,5.

Типы кареток

Конструктивно каретки подразделяют на открытые и закрытые (картриджные).

Каретка закрытого типа представляет собой пыле и влагозащищённый блок подшипников - картридж, смонтированный в собственном корпусе. Основное достоинство заключается в том, что неисправная каретка просто меняется на новую. Такие каретки не подлежат ремонту. В эксплуатации они неприхотливы, не требуют регулировки, исключён перекос подшипников, надёжно защищены от попадания грязи.

Каретка открытого типа собирается непосредственно в кареточном стакане велосипеда. Практически любой старый велосипед имеет каретку данного типа. Чтобы обеспечить нормальную работу каретки и грязезащиту, требуется грамотная сборка и регулировка. Обслуживание каретки велосипеда открытого типа заключается в её периодической промывке и смене смазки подшипников. Сами подшипники - двух видов: сепараторные или закрытые. Сепараторные подшипники наиболее уязвимы в эксплуатации; для них внутренним кольцом служит вал каретки, а наружным - кареточный стакан. Если при работе появился хруст и повышенное сопротивление, значит, пора менять подшипники; для сепараторного подшипника это может означать также смену вала или кареточного стакана. Закрытые подшипники достаточно просто меняются на новые.

По уровню универсальности и взаимозаменяемости каретки условно подразделяют на интегрированные и неинтегрированные.

Виды соединения кареток и шатунов

Существует несколько общепризнанных типов или стандартов соединений кареток и шатунов:

  • 1 SQR - под квадрат;
  • 2 Truvativ Howitzer;
  • 3 Truvativ Powerspline;
  • 4 Truvativ HammerSchmidt;
  • 5 Shimano Octalink v.1;
  • 6 Shimano Octalink v.2;
  • 7 GXP;
  • 8 ISIS Drive;
  • 9 HOLLOWTECH II.

Особенности ремонта кареток

Ремонт каретки горного велосипеда отличается от ремонта каретки шоссейного только нюансами. Горные велосипеды рассчитываются на относительно большие динамические нагрузки.

Ремонт каретки велосипеда в общем случае - задача технически не сложная, так как не требуется специального высокоточного измерительного оборудования и станков. Важно правильно определить параметры каретки и приобрести соответствующие запасные части или узлы. В частности, для замены интегрированной каретки, как правило, требуется знать только её производителя (стандарт) и длину кареточного стакана, причем для моделей 73 и 68 мм (английская резьба) используется одна и та же каретка.

При ремонте неинтегрированной каретки порядок действий следующий:

  • 1 определить требуемый стандарт каретки (квадрат или шлицевой);
  • 1 определить параметры кареточного стакана (длина, вид резьбы);
  • 1 из руководства по эксплуатации на передний переключатель узнать допустимую линию цепи (chainline);
  • 1 передняя каретка велосипеда должна иметь определённую длину вала - взять из инструкции по эксплуатации;
  • 1 приобрести каретку требуемого стандарта, с необходимой длиной вала и под нужную длину стакана;

Если передний переключатель E-Type, то требуется искать соответствующую неинтегрированную каретку, тогда как интегрированные каретки совместимы по определению.

Как ухаживать за кареткой велосипеда?
Давно хотел написать краткую статью про обслуживание каретки. Наконец руки дошли до этого. Каретка - очень важный узел, который требует вашего внимания. Следить за кареткой необходимо постоянно. Проверять посадку шатуна на ось и отсутствие люфта каретки необходимо перед каждой поездкой.
Теперь расскажу про виды кареток и уход за ними.
Каретка открытого типа с осью под квадрат или клин.






Самый распространенный вид каретки на всех городских, дорожных и бюджетных горных велосипедах.
Состоит данная каретка из 2-х чашек, 2-х открытых подшипников, оси каретки и контргайки.
Каретка данной конструкции больше всего подвержена негативному воздействию влаги и песка. Открытые каретки необходимо разбирать, чистить и смазывать перед началом и в середине велосезона. Если появился характерный хрустящий звук или легкое постукивание при педалировании, сразу загоняем велосипед на ремонт. Открываем каретку, промываем, смазываем или, если повезло, просто протягиваем шатуны. Работы зависят от текущей неисправности.
Почаще проверяйте затяжку контргайки и отсутствие люфта – это болезнь данных кареток. Чашки часто откручиваются, и подшипник вываливается прямо на ходу.
При обслуживании каретки обращайте внимание на выработку на чашках и оси каретки. Если есть характерная выработка или задиры, необходимо менять деталь. Смазывайте каретку только в разобранном виде. Смазку закладываем непосредственно в чашки под подшипник. Накладывать кучку смазки на ось нет никакой необходимости. Нельзя заливать смазку через подседельную трубку. Особенно не подходящие смазки, что-то типа моторного масла или отработки. Есть любители залить отработки, которая потом превращается в эмульсию, которая убивает каретку за сезон, а то и за месяц. Рекомендую не экономить на смазке. Купите хорошую высокотемпературную литиевую смазку. Она позволит уберечь чашки каретки от быстрого износа и задиров. Легкость хода так же зависит от выбора смазки.
От оси каретки меняется принцип крепления шатунов. Старый и, практически, изживший себя метод крепления – это клиновой. Более распространённый сейчас - это квадрат. Шатун плотно усаживается на ось каретки и фиксируется болтом или гайкой. Снять шатун с оси каретки под квадрат можно только съемником.



Конечно, можно снять по Русски и использовать ударный и еще какой-нибудь инструмент. Результат в большинстве случаев печален и идем в магазин за новым комплектом шатунов.
Каретка типа полукартридж с осью под квадрат и ключ для чашек каретки.




На городских и дорожных велосипедах встречается редко. Используется на бюджетных горных велосипедах.
Состоит данная каретка из 2-х чашек, 2-х открытых подшипников, оси каретки, корпуса и контргайки.
Более надёжная и выносливая чем каретка открытого типа. Корпус каретки и пыльники на чашках помогают сократить попадание влаги и песка в узел. Выпускается в основном с осью под квадрат. Может есть под клин, но я не встречал.
Чашки более глубокие, чем на открытых, поэтому устойчивость к раскручиванию выше. В плане обслуживания ничем не отличается от кареток открытого типа. Разбираем, чистим и мажем 2-а раза в течении велосезона. При появлении хруста, стука и прочих неприятностей отправляем на ремонт. Если чашки затянуты должным образом, и вы воспользовались хорошей смазкой, то первое что придет в негодность это ось каретки. На ней появится выработка. Ось меняем вместе с подшипниками. На старых шариках так же будет выработка, визуально не разглядите, а новую ось погубите.

Каретка типа картридж с осью под квадрат и шлиц (octalink/ISIS). Ключ для чашек каретки.





На городских и дорожных велосипедах встречается редко. Используется на горных велосипедах от эконом класса до полу профессиональных.
Состоит данная каретка из 2-х чашек, 2-х закрытых промподшипников, оси каретки и корпуса.
В зависимости от производителя корпус может быть отдельно от подшипников или быть литым с ними. Чашки каретки, особенно левая, могут быть из легких и тонких материалов типа алюминий или пластик. Это нормально. Чашка каретки не несет нагрузку, она ложится на подшипник, поэтому больше зависит от качества запрессовки подшипников и корпуса.
В дешевых каретках корпус и подшипники будут раздельно, а чашки изготовят из более прочных и толстых материалов. В дорогих каретках правая чашка, подшипник и корпус – это единое целое, левая чашка в основном пластиковая или тонкая алюминиевая. Повторюсь – это нормально, пусть вас это не смущает. Нагрузку заберет подшипник.
Вообще картриджная - очень удобная каретка. Как говорится, поставил и забыл. Не требует особого ухода, прошла ресурс, выкрутил старую, а новую вкрутил. Ресурс у хороших Китайских, типа VP - 3000-5000 км. Периодически необходимо проверять отсутствие люфта чашки и шатуна на очи. Характерный признак поломки – это ритмичный стук. Лечим протяжкой шатунов или заменой картриджа, при необходимости. Снимается только спец. ключом. Долбить отверткой и молотком не рекомендую, можно повредить резьбу кареточного узла на раме. Чтобы избежать прикипания каретки, и потом не страдать при замене, уделите ей 30 минут времени и смажьте литолом резьбы на чашках.
В последнее время на рынке стало появляться много дешевых картриджей. Розничная стоимость 250-300 рублей. Держал в руках, не понравились. Очень хлипкие, корпус тонкий, жёсткости не дает, от грязи и воды не защитит. Качество подшипников тоже под вопросом. Запрессованы они топорно, вертикаль не соблюдена. Такая каретка, скорее всего, будет иметь биение. Ресурс такого узла не будет превышать 1000-1500 км. Плавность хода, скорее всего, будет страдать от кривизны запрессовки подшипников. Не экономьте, купите каретку понадежнее. Из доступных по цене это VP, NECO, KENLI. Если что-то дороже, тогда Shimano, BBB, SunRace, Sram.
В креплении шатунов более надежны оси под шлиц, тип Octalink или ISIS. При выборе данной конструкции вы должны понимать, что стоимость и каретки и шатунов в разы превышает комплекта с осью под квадрат. Если вы не профессиональный гонщик, думаю, стоит сделать выбор в сторону квадрата. Выбор кареток и шатунов с осью под квадрат больше в разы, чем под шлиц. Это личное мнение, брать за основу не стоит.

Каретка для односоставных шатунов.



Состоит из 2-х чашек, 2-х открытых подшипников, 2-х осевых гаек, 2-х колец и контргайки.
Хитрая конструкция, которая нашла применение в основном на детских велосипедах. Несколько раз встречал на взрослых круизерах и дорожных велосипедах. Честно, я так и не познал преимуществ данной каретки над кареткой открытого типа.
Специфика конструкции в том, что в каретке нет оси. Роль оси в каретке выполняют шатуны.


Вдобавок посадочное место в разы больше, чем в стандартных каретках и использовать иную каретку не возможно. Если рассматривать как каретку для детских велосипедов, по мне, вполне подходит. Для взрослых использовать я бы не стал. Сама конструкция мне не очень нравится, и перейти потом на картридж, при желании, возможности нет. Фиксация осевых гаек контргайкой слабовата, под высокой нагрузкой, скорее всего, будет болтаться. В общем, каретка такая есть, почти все детские велосипеды сейчас на ней. Постоянно проверяем затяжку контргайки и перед сезоном обслуживаем. На наличие выработки проверяем чашки и осевые гайки. В основном выработка встречается на осевых гайках. Если есть выработка, меняем всю каретку и подшипники.

Есть еще каретки интегрированные и каретки для BMX.



Лично не ремонтировал, поэтому особо рассказать не могу.
Для интегрированных свой спец. инструмент и крепление шатунов. Для BMX свои системы крепления шатунов.
Интегрированную ищем на проф. велосипедах. Легко узнать по вынесенным наружу подшипниках. В ремонте стоимость чуть дешевле самолета. Использовать на своем велосипеде для катания с друзьями по лесу и городским паркам не рекомендуется. Может сильно ударить по семейному бюджету.

Статью заканчиваю. Свои пожелания, исправления или ругательства можете оставлять в комментариях.

Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна . После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы — один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек — если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник.

Установка каретки картриджного типа производится в обратном порядке.

Сборка и установка разборной каретки велосипеда.

Разборная каретка очень похожа на ту, которая используется на отечественных велосипедах, поэтому и процесс сборки и регулировки не отличается сложностью.

Перед сборкой надо промыть все детали в каком-нибудь растворителе (я использую керосин), протереть тряпочкой, и просушить. Бензин использовать не рекомендую — он может повредить пластмассовые сальники в чашках. Промыть следует и новую каретку — смазка на ней, скорее всего, консервирующая.
Неплохо также проверить кареточный узел рамы на предмет отсутствия повреждений и всякого мусора. Я несколько раз находил там стружку, опилки, которая проваливалась в кареточный узел из подседельной трубы рамы. Попав в подшипники, опилки не будут способствовать легкому ходу велосипеда.

Регулировка подшипников разборной каретки велосипеда.

После сборки каретку обязательно надо отрегулировать, но часто приходится заниматься регулировкой и без разборки. Например, иногда после длительной езды по неровным дорогам в каретке появляется люфт, который следует устранить регулировкой. Люфт в каретке в лучшем случае может привести к нарушению четкости переключения передач, а в худшем — к повреждению подшипников и чашек. В дальней поездке каретку можно попытаться отрегулировать, не разбирая.

Теперь надо покрутить ось каретки рукой, и покачать ее из стороны в сторону. Если все сделано правильно, то каретка должна вращаться свободно, без заеданий, и не иметь ощутимого люфта. Если заедает, или есть люфт, то отворачиваем стопорную гайку, и повторяем п.1., ослабляя или подтягивая чашку шлицевым ключом.

Иногда отрегулировать каретку не получается. То есть когда добиваешься, чтобы она вращалась свободно, то появляется люфт. И наоборот, если устраняешь люфт, то ось вращается туго, с заеданиями. Это говорит о том, что пора менять либо подшипники, либо саму каретку.