Какая команда погибла. Семь лет со дня авиакатастрофы с «Локомотивом»: мы помним! А в это время

Спортсмены летают часто - на соревнования, сборы, тренировки. А представители командных видов спорта еще и совершают перелеты все вместе. Поэтому многочисленные случаи из истории современного спорта, когда в авиакатастрофе погибала целая спортивная команда, статистически вполне объяснимы. Но это ничуть не умаляет боли родных, друзей и болельщиков. Сегодня мы вспоминаем самые трагические авиакатастрофы в истории спорта.

Гибель ярославского "Локомотива"

Ярославский "Локомотив" не добивался особых успехов на протяжении десятилетия, с тех пор, как бывший главный тренер Владимир Вуйтек в 2003 году ушел из команды, получив более выгодное предложение от экс-соперников - казанского "Ак Барса". Это,однако, не мешало команде начинать каждый сезон с полной отдачей. В начале сезона 2011-12 годов команда намеревалась следовать тем же курсом, будучи членом Континентальной хоккейной лиги. Но 7 сентября 2011 года во время полета в Минск на первую игру сезона практически вся команда погибла в авиакатастрофе. Самолет ЯК-42, на котором летел ярославский "Локомотив", разбился через считанные секунды после взлета из ярославского аэропорта "Туношна". Одним из звездных игроков команды был Александр Галимов, усилиями которого в матчах преддверия сезона команда одержала семь побед при двух поражениях. Именно Галимов забил последнюю шайбу в играх "Локомотива" перед авиакатастрофой. Галимов остался жив при крушении, но скончался в больнице пять дней спустя. Остальные игроки, а также тренеры и технический состав команды погибли на месте, как и остальные пассажиры и члены экипажа, за исключением инженера экипажа Александра Сизова. Причиной катастрофы была признана ошибка экипажа, который, как выяснилось, не был достаточно подготовлен для полетов на машинах этого типа.

Авиакатастрофа, изменившая рестлинг

Эта авиакатастрофа привела к серьезным ранениям для участников и завершила две карьеры. Однако если бы ранения тех, кто выжил, оказались серьезнее, вся спортивно-развлекательная индустрия изменилась бы до неузнаваемости. На борту частного самолета Cessna-310, направлявшегося 4 сентября 1975 года из Шарлотта в Уилмингтон, Северная Каролина, находились промоутер Дэвид Крокет и четверо рестлеров - Мистер Рестлинг II, Бобби Брюджес, Джонни Валентайн и Рик Флэр. Катастрофа самолета стала следствием ошибки экипажа, неправильно рассчитавшего количество топлива. Как признавались выжившие, когда самолет стал падать, они были уверены, что это конец. Однако в результате катастрофы погиб только пилот, скончавшийся от полученных травм два месяца спустя. Валентайн был парализован, и его карьера завершилась. Брюджес также ушел из спорта, хоть и сохранив способность ходить. Почему же эта катастрофа могла изменить лицо индустрии? Дело в том, что Флэр и Валентайн, по легенде, были "плохими парнями", враждовавшими с Мистером Рестлингом, и индустрия долгое время пыталась скрыть правду о катастрофе, никому не говоря об участии Мистера Рестлинга в том полете. Он и сам, к счастью, сумел поддержать легенду прикрытия - оставшись живы и здоровым, Мистер Рестнлинг вышел на ринг всего две недели спустя после аварии.

Авиакатастрофа "Гранд Торино"

Итальянский, а может, и мировой футбол, не знал команды, обладавшей столь бесспорным превосходством над соперниками, как "Гранд Торино" - такое прозвище получила в 1940-е команда итальянского футбольного клуба "Торино". Команда завоевала подряд пять национальных кубков и продолжала побеждать, пока авиакатастрофа 4 мая 1949-го не унесла жизни 18 игроков и 13 сотрудников команды. "Гранд Торино" была командой, подобранной штучно: владелец клуба "Торино" Ферруцио Ново был одним из первых специалистов в мире спорта, поставивших поиск талантов на профессиональную основу.
Клуб "Торино" завоевывал чемпионские титулы с 1941 года и вплоть до 1949-го, за исключением 1945-45 г.г., когда национальный чемпионат не проводился. В чемпионате 1949-го они тоже считались бесспорными фаворитами до дня авиакатастрофы, случившейся во время возвращения футболистов с товарищеской игры в Лиссабоне. Причиной аварии стала ошибка пилота, потерявшего управление в плохих погодных условиях. Национальная футбольная федерация, в итоге, решила наградить команду чемпионским титулом 1949 года в знак высшей справедливости: ведь, не случись той злосчастной аварии, команда его бесспорно получила бы.

Авиакатастрофа "Малышей Басби" в Мюнхене

"Малыши Басби", пришедшие в большой футбол из юношеской школы воспитанники главного тренера "Манчестер Юнайтедс" Мэтта Басби, были очень юными - им всем было едва за двадцать. Тем не менее, воспитанники молодежной команды "Манчестера", с детских лет игравшие вместе, были сплоченным профессиональным коллективом, и после прихода в основной состав выиграли чемпионат Англии дважды - в сезоне 1955-56 и 1956-57 годов. Фанаты обожали их не только за одаренность, но и за то, что все они были воспитанниками клуба, а не игроками, купленными в других клубах, что в то время как раз входило в моду. Увы, их успех прервала авиакатастрофа в Мюнхене 6 февраля 1958 года, в которой погибло восемь ключевых игроков команды, а еще двое были серьезно травмированы. Самолет, пытавшийся взлететь во время метели, с трудом оторвался от земли и вскоре рухнул. Катастрофа произвела столь удручающее впечатление на британцев, что даже королева высказала личные соболезнования не только родным и друзьям погибших, но и народу Англии в целом.

Гибель в авиакатастрофе американской сборной по фигурному катанию

В 1961 году фигуное катание в США было на пике популярности. Лидер национальной сборной по фигурному катанию, Лоуренс Оуэн, даже появилась в преддверии чемпионата мира по фигурному катанию в Праге на обложке популярнейшего журнала Sports Illustrated. Через два дня после того, как номер журнала увидел свет, Оуэн и остальные члены национальной сборной трагически погибли в авиакатастрофе в Брюсселе. Самолет, доставивший фигуристов в Европу, взорвался при нештатной посадке. Все 72 пассажира, включая спортсменов сборной и членов их семей, погибли мгновенно. Единственным выжившим оказался пес, летевший в багажном отделении. Мир фигурного катания был потрясен. Чемпионат мира в Праге был отменен после новостей о катастрофе, а американцы были настолько шокированы, что надолго потеряли интерес к фигурному катанию, подорванный дурными воспоминаниями. Даже президент Кеннеди был потрясен настолько, что со словами соболезнования перед народом выступил от его имени брат, сенатор Роберт Кеннеди.

Гибель "Сильнейших"

Боливийская команда "Сильнейшие" не зря носила столь самоуверенное название: она действительно долгие годы блистала в национальном чемпионате. В сентябре 1969 года команда прилетела на товарищеский матч в Санта Круз. Сыграв, футболисты "Сильнейших" 26 сентября 1969 года на самолете DC-6 направилась к себе на родину, в город Ла-Пас. Но именно в этот день в стране состоялся военный переворот. В неразберихе самолет с футболистами таинственным образом исчез с радаров и был обнаружен лишь спустя сутки разбившимся у деревни Вилоко. Все пассажиры - 81 человек - погибли, включая 17 футболистов, тренера и менеджера команды, а также технического сотрудника.

Гибель команды Университета Маршалла по американскому футболу

Для небольшого городка Хантингтон в Западной Вирджинии 1970 год прошел под знаком успеха местной команды Университета Маршалла по американскому футболу "Гремящая орда". Будучи командой местного значения, "Орда" редко путешествовала самолетом, и совместный вылет 14 ноября 1970 года был чуть ли не первым в ее практике. Почему самолет разбился, следствие так и не сумело разобраться. На борту находились 37 членов команды, включая 9 тренеров, и некоторое количество болельщиков. С учетом числа погибших, эта катастрофа считается самой массовой трагедией в истории американского спорта.

Гибель "Пахтакора"

Гибель футбольной команды "Пахтакор" - пожалуй, самая известная трагедия в истории советского спорта. Ташкентский "Пахтакор" был одной из самых успешных футбольных команд СССР. 11 августа 1979 года команда летела на самолете ТУ-134 Минск на встречу с минским "Динамо". Диспетчер слишком поздно заметил, что самолет опасно сближается в воздухе с другим ТУ-134. Он дал самолетам команду расходиться, однако команда не была воспринята экипажами - и крыло одного из самолетов пропороло фюзеляж другого. Это вызвало взрыв обеих машин в воздухе. Все 178 пассажиров обоих рейсов погибли, включая 17 игроков и тренеров "Пахтакора". По слухам, в этот день совершал полет Леонид Ильич Брежнев, что вызвало неразбериху на воздушных трассах. Несмотря на трагедию, оставшиеся в живых игроки "Пахтакора" вернулись на поле всего через 12 дней после трагедии, чтобы продолжить играть в чемпионате СССР, отдавая таким образом дань уважения своим погибшим товарищам.

Гибель баскетболистов из Эвансвилля

В 1977 году баскетбольная команда Университета Эвансвилля готовилась к трудному старту сезона. Главной проблемой команды был уход тренера, Арада МакКутчена, долгие годы работавшего с командой. МакКутчен был очень популярен в Эвансвилле: журнал Time даже назвал его "гордостью и страстью" местной баскетбольной команды. Но "Пурпурные тузы" не собирались сдаваться, хотя сезон начался неудачно: три поражения против одной победы. Тем не менее, члены команды были полны решимости, когда 3 декабря 1977 года отправлялись на матч с командой Университета Центрального Теннесси. Рейс задержали на несколько часов из-за плохих погодных условий. Когда же самолет все же оторвался от земли, он продержался в воздухе лишь полторы минуты, после чего рухнул на землю. В числе причин катастрофы позднее была названа, в частности, перегрузка багажного отделения. В катастрофе погибли 17 членов команды. Позднее Университет Эвансвилля открыл в честь погибших мемориал "Плачущий баскетбол".

Гибель сборной Замбии

Футбольная сборная Замбии образца 1993 года считалась лучшей в истории страны. Футбол всегда был популярен в этой африканской стране, особенно в период правления президента Кеннета Каунды, не жалевшего средств на его развитие. После смещения Каунды денег стало меньше, но национальная сборная, невзирая на бедность, оставалась одной из лучших в Африке. Тем не менее, команде пришлось урезать себя во всем, в том числе в транспортных расходах. Для полета на отборочный матч чемпионата мира со сборной Сенегала в Дакаре команде пришлось арендовать самолет ВВС Замбии. Увы, национальные военно-воздушные силы находились в плачевном состоянии. 27 апреля 1993 года во время полета один из двигателей самолета загорелся. Пилот допустил фатальную ошибку, выключив и второй двигатель, после чего самолет полностью потерял управление и рухнул. Все 18 футболистов, находившихся на борту, погибли.

Авиакатастрофа американской команды по боксу

Как известно, сборная США, в числе 65 стран мира, бойкотировала московскую Олимпиаду-80. Впрочем, боксерская команда США в любом случае не смогла бы принять участие в олимпийских соревнованиях из-за ужасной авиакатастрофы, случившейся 14 марта 1980-го и унесшей жизни 14 спортсменов и 8 сотрудников команды.Боксеры направлялись на соревнования в Польшу, когда их самолет разбился на подлете к Варшаве. Всего в катастрофе погибло 87 пассажиров. Лучшим из разбившихся атлетов специалисты считается чемпион Панамериканских игр Лемюэль Стиплз.

Гибель "одиннадцати пестрых"

Эти голландские футболисты суринамского происхождения были настоящими гуманистами: они играли в благотворительных матчах, собирая таким образом средства для работы с детьми из социально неблагополучных районов, привлекая их к занятиям спортом и помогая найти правильную дорогу в жизни. Их называли "одиннадцать пестрых" - в знак того, что они приносят в жизнь детей из беднейших семей яркие краски. На самом деле, участников команды было больше - всего около двух десятков человек. Очередной благотворительный матч с их участием должен был состояться в столице Суринама Парамарибо. Но он не состоялся: пятнадцать игроков команды погибли в авиакатастрофе в Парамарибо 7 июня 1989 года, погубившей 176 пассажиров и членов экипажа самолета, летевшего из Европы в Южную Америку. Еще двое членов команды, в том числе легенда голландского футбола Рууд Гуллит, отказались от полета в самый последний момент, и поэтому спаслись. Как выяснилось позднее, катастрофа произошла из-за того, что при посадке в аэропорту Парамарибо самолет задел верхушку дерева.

Гибель в авиакатастрофе команды Hendrick Motosport

Гибель гонщика на трассе хоть и редко, но случается, но гибель гонщиков в авиакатастрофе - случай исключительный. Между тем, именно он и произошел 24 октября 2004 года, когда в авиакатастрофе погибли 10человек из команды Hendrick Motorsport, включая сына владельца команды Рика Хендрика, гонщика НАСКАР Рики Хендрика, его старшего брата и племянниц. В этот день команда с успехом принимала участие в соревнованиях на автотреке в Марисвилле. Сообщение о катастрофе, унесшей жизни 10 человек, пришло через считанные минуты после известия о победе гонщика Джимми Джонсона на трассе. Причиной катастрофы позднее назовут сочетание ошибки пилота и тяжелой для полетов туманной погоды.

Авиакатастрофа "Ковбоек из Оклахомы"

В ноябре 2011 года женская баскетбольная команда Оклахомы потеряла главного тренера команды Курта Будке и его помощницу Миранду Серна. Они и еще двое пассажиров погибли при крушении маленького частного самолета, на котором тренер и его помощница возвращались домой из поездки, где они подбирали новых игроков для своей команды. Курта Будке девушки из баскетбольной команды считали настоящим отцом, а к его помощнице относились, как к сестре. Кроме них, в крушении погибли сенатор штата Олин Бранстеттер и его жена Пола. Самое невероятное, что за пять лет комиссия по расследованию катастрофы так и не смогла установить ее причину. За штурвалом самолета был сенатор Бранстеттер, который не докладывал диспетчерам ни о турбулентности, ни о других проблемах, связанных с погодой. Не подтвердилась и версия о том, что сенатору стало плохо, и он потерял контроль над машиной. Технических неисправностей также выявлено не было. Из-за чего самолет упал, до сих пор остается загадкой.

Гибель "Ковбоев из Оклахомы"

Долгая история трагедий, связанных с Университетом Оклахомы, началась в январе 2001 года, когда 10 членов мужской баскетбольной команды университета погибли при крушении небольшого частного самолета. Команда возвращалась домой после поражения от "Колорадо Буффалоз", чтобы перегруппироваться и собраться перед следующими играми. Но пилот самолета потерял ориентацию во время метели, и машина рухнула на землю. Игроки и болельщики "Ковбоев из Оклахомы" до сих пор вспоминают погибших игроков и тренеров траурным гимном "Помним о десятке". Кроме того, в честь погибших на территории университета устроен мемориал, и каждый год в память о погибших проводятся спортивные соревнования.

Вот и прошел еще один год со дня жуткой трагедии, случившейся в небе над Ярославлем 7 сентября 2011 года. Самолет Як-42, следовавший в Минск, рухнул, не набрав нужной высоты, сразу после взлета в двух километрах от аэропорта Туношна. Авиакатастрофа унесла жизни 44 человек, в том числе 37 членов хоккейной команды «Локомотив», летевших в столицу Белоруссии на первую игру сезона.

Единственными, кому удалось выбраться из горящего лайнера, были хоккеист ярославской команды Александр Галимов и инженер по эксплуатации воздушного судна Александр Сизов. Спасти любимца ярославской публики Сашу Галимова, получившего ожоги 90 процентов тела, врачам не удалось. А вот Александр Сизов, доставленный в институт Склифосовского с травмой головы, переломами и ожогами, благодаря неимоверным усилиям медиков сумел выкарабкаться и снова встать на ноги. Долгое время он сторонился журналистов и лишних расспросов. Но нам удалось разыскать Александра Борисовича, который согласился ответить на несколько вопросов.

Признаться, найти Сизовых было не так уж и сложно. Семья как жила, таи и живет в своей квартире в подмосковном Жуковском. На наш звонок по домашнему телефону ответила супруга Александра Светлана Константиновна. Узнав, что мы хотим поговорить с Александром Борисовичем, сразу же передала ему трубку.

- Здравствуйте, Александр Борисович! Как ваше здоровье?

Да ничего, нормально.

- Чем сейчас занимаетесь? Работаете?

Да, работаю авиационным механиком в ОКБ имени Яковлева.

- Значит, не бросили авиацию?

Нет. А зачем ее бросать? Столько лет ей отдал. Но больше не летаю. Хвaтит, отлетал уже свое.

- Вы долгое время не общались с прессой. Почему?

Просто пресса себя плохо вела. Но я ни от кого не прятался. Как жил, так и живу в Жуковском. Да и после годины интерес ко мне у журналистов значительно снизился.

- Пластических операций тоже не делали?

Нет, мне делали пластические операции по пересадке кожи. Но внешность я не менял. То есть лицо какое было, такое и осталось.

- А страховку вам выплатили?

Если это можно назвать страховкой, то выплатили.

- А сейчас вам финансовую помощь какую-нибудь оказывают?

Нет. Да я в принципе сейчас ни в какой помощи и не нуждаюсь. Работаю, сам зарабатываю.

Вспоминать о том трагическом сентябрьском дне Александр Борисович не любит. Это стало сразу понятно по изменившейся интонации его голоса.

Я ничего нового вам все равно не расскажу. Был обычный день, обычный рейс. Последнее, что я запомнил, когда находился в салоне, - лайнер начал сваливаться на левый борт. Потом удар - и я потерял сознание. То, что я выжил, просто какое-то чудо. При таком-то ударе, когда от самолета в буквальном смысле ничего не осталось!

- Вы почувствовали, как лайнер задел мачту радиомаяка?

Нет, я не почувствовал никакого удара.

- Вы целый год летали с «Локомотивом», наверняка знали многих лично…

Да, конечно, я был знаком со многими ребятами. В самолете передо мной всегда сидел Иван Ткаченко, а напротив - техник команды Александр Беляев. С ними я часто разговаривал во время полетов. Кроме того, рядышком сидели Александр Галимов и Володя Матюшкин (инженер по наземному обслуживанию лайнера).

- Что вы чувствовали, когда очнулись в больнице?

Сложно сказать, какие тогда я испытал чувства. Первые две недели я постоянно был под наркозом или наркотиками.

- Вы встречались с родственниками погибших ребят?

С родственниками членов экипажа, разумеется, я поддерживаю связь. Мы встречаемся, общаемся. А с семьями ребят из «Локомотива» встретиться возможности не было.

- А в Ярославль не хотите приехать?

Я приезжал в прошлом году перед годиной. Может быть, приеду и в этом.

- Боль внутри вас за два года попритупилась? Немного оправились от трагедии?

Нет. Я думаю, что от этой трагедии нельзя оправиться.

«Что ты делаешь-то?» — фраза одного из пилотов злополучного рейса, унесшего в 2011 жизни основного состава хоккейного «Локомотива» из Ярославля. Эти слова вмиг разошлись миллионным тиражом в российской печати и по просторам интернета.

Фраза хлёсткая, эмоциональная, берущая за душу и проливающая свет на то, кто, возможно, стал виновником трагедии. Всё это правда. Но эта фраза не позволяет нам понять причины случившегося. Скорее, это крик отчаяния, который вырвался у пилота в адрес бортмеханика в тот момент, когда изменить что-то было уже поздно. После неё только 12 секунд, и дальше — молчание длиною в вечность.

Ошибка на стадии подготовки

До последней фразы пилотов в радиоэфире в 15:59:57 «Всё, конец» (только нецензурно) и обрыва записи в 15:59:59 есть ещё почти десять минут переговоров, из которых становится ясно, что на самом деле могло стать причиной крушения самолёта, что позволяет забыть про мифические литерные рейсы, теории заговоров и прочие псевдонаучные расследования.

Интересующие нас переговоры начинаются в 15:51 по московскому времени с фразы «Сколько тебе? Девять?» Пилоты наугад выбирают положение стабилизатора из-за того, что им не известен точный вес снаряженного для полёта судна. Так происходит потому, что багаж перед взлётом не прошёл процедуру взвешивания.

Далее, в 15:57, следует команда начинать движение — стандартное российское «Поехали!» и предложение взлететь на номинальном режиме, который обычно используется для незагруженного самолёта. Проблема заключается лишь в том, что на борту этого Як-42 присутствовало 45 взрослых людей и огромный багаж хоккейной команды. На каждого игрока приходится не менее 50 килограммов снаряжения. В общем, самолёт был не просто загружен, а даже нагружен больше привычного.

После этого пилоты начинают спорить, с какого места им лучше начинать взлёт. Один предлагает начать с дальнего края взлётной полосы, сделав разгонное расстояние максимальным. Но первый пилот принимает решение разгоняться с точки, где было легче вырулить, лишив себя нескольких сотен метров разгона, которого, возможно, и не хватило для взлёта.

После руления пилоты решают, что в качестве «рубежа» должна быть выбрана скорость судна 190 километров в час. Рубеж — скорость, при которой должна окончательно оторваться от земли передняя планка самолёта. Если отрыва не происходит, пилоты обязаны начать торможение. Скоростью взлёта были выбраны 200 километров в час.

Начало движения

Начинается разгон — в Москве на часах 15 часов 58 минут 36 секунд. До катастрофы остаётся менее полутора минут. Двигатель набирает обороты, нормальные для номинального режима, судно начинает ускоряться.

«Скорость растёт. Параметры в норме. 130... 150... 170... 190...», — комментирует выживший бортмеханик. Передняя стойка начинает подпрыгивать на взлётной полосе, но никак не может оторваться от земли. Позже выяснится, что кто-то из пилотов мог случайно слегка нажать на педаль тормоза, что допустимо в похожих моделях самолетов Як, но не в этой, не в Як-42.

«Поднимайте!» — командует первый пилот. В этот момент скорость уже достигла 210 километров в час, но экипаж так и не начал торможение.

«Взлётный!» — говорит командир, решая врубить двигатели на полную мощность и идти до конца. В этот момент до края взлётной полосы остаётся менее полукилометра — точка невозврата уже пройдена. Дальше можно либо оторвать машину от земли, либо отказаться от взлёта и, выехав на самолёте далеко за пределы полосы, привести машину в негодность, либо при неудачной попытке взлёта попасть в авиакатастрофу.

«220... 230...» — комментирует бортмеханик набор скорости. Но самолёт продолжает всеми шасси касаться земли.

«Мы мало, наверное, стабилизатор развернули», — слишком поздно предполагает второй пилот.

«Взлётный! Взлётный!» — в панике кричит командир судна. Скорость достигает 250 километров в час. «Взлётный! Стабилизатор!» — продолжает отдавать команды первый пилот, начиная осознавать, что произойдёт через 17 секунд.

Только вперёд

Видимо, начинается паника, потому что в этот момент, когда самолёт на скорости 250 километров в час покидает взлётную полосу, командир отводит штурвал от себя, прижимая нос самолёта к земле.

Сейчас уже никто не сможет сказать, что было у него в мыслях. То ли он хотел остановиться. То ли пытался раскачать самолёт и, резко дёрнув штурвал на себя из нижней точки, в последний момент взмыть в воздух... то ли у него на уме было что-то другое.

Не понял задумки и бортмеханик, который решил, что командир начинает торможение. Механик сбросил мощность всех двигателей на минимум...

«Да что ты делаешь-то?» — прокричал в этот момент второй пилот в адрес командира, понимая, что тормозить уже поздно. В этот же момент оба пилота начинают изо всех сил тянуть штурвал на себя, а бортмеханик врубает полную мощность, всё же пытаясь оторвать судно от земли. Они уже понимают, что другого выхода нет. Попытка торможения приведёт к трагедии, а взлететь чудом, но ещё можно.

Спустя полкилометра после выезда со взлётной полосы самолёт всё же отрывается от земли, но, набрав высоту лишь в 6 метров, всей массой обрушивается обратно.

«Всё, конец!» — говорит командир (в оригинале из уст командира звучит нецензурная лексика). Самолёт падает в овраг. Спустя две секунды запись обрывается. Ещё секунду спустя московские куранты бьют 16:00.

Давать оценку новым данным будут специалисты. Решение, кто прав, а кто виноват, примет суд. Но в любом случае всё это не вернёт ни хоккеистов, ни пилотов, ни все тех, кто погиб в этот злополучный день, 7 сентября 2011 года.

© РИА Новости


© РИА Новости


© РИА Новости


Команда легенд и парней с нашего двора. Каким был тот «Локомотив»

Они могли привезти в Ярославль кубок.

7 сентября 2011 года произошла страшная трагедия. На берегу реки Туношонки потерпел крушение самолёт с командой «Локомотив», отправлявшейся на первый матч сезона с минским «Динамо». Сегодня мы вспоминаем, как развивались события в тот чёрный день мирового спорта.

7 сентября

15:58 (мск). Самолёт начал разбег по взлётной полосе ярославского аэропорта Туношна. Воздушное судно выкатилось за пределы взлётно-посадочной полосы, но полёт длился всего несколько секунд - лайнер только начал набирать высоту, как столкнулся с радиомаяком, после чего врезался в землю на берегу реки Туношонки.

16:30. Ярославский портал новостей «Ярновости» одним из первых сообщил, что в аэропорту Туношна при взлёте упал самолёт Як-42 с основным составом «Локомотива», летевшим в Минск на матч с местным «Динамо». Всего на борту было 45 человек, в первых сообщениях СМИ говорили только об одном выжившем. Как сообщали очевидцы, самолёт превратился в груду обгоревшего железа.

17:00. В результате авиакатастрофы под Ярославлем 36 человек погибли, 1 пострадал, сообщал РБК со ссылкой на источник в Росавиации. Позже уточнили, что погибли 44 человека (36 пассажиров и 8 членов экипажа).

17:22. ТАСС сообщило, что в авиакатастрофе под Ярославлем выжили три человека. Состояние пострадавших расценивалось как тяжёлое. Позже стало известно, что госпитализированы лишь двое - инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов .

17:29. В Уфе в эти самые минуты проходил матч открытия нового сезона КХЛ между «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом». На 17-й минуте первого периода игра была остановлена, на лёд вышел президент КХЛ Александр Медведев .

«У нас сегодня произошло страшное горе. При вылете из Ярославля на матч с минским «Динамо» разбился самолёт с игроками, тренерами и администраторами команды «Локомотив». По данным, имеющимся на сейчас, из 37 человек выжил один. Предлагаю почтить память погибших минутой молчания…», - произнёс дрожащим голосом, едва сдерживая слёзы, Александр Иванович.

Через 15 минут президент КХЛ вновь выступил перед зрителями и объявил об отмене матча.

17:35. По факту крушения самолёта под Ярославлем возбуждено уголовное дело. На месте катастрофы продолжаются поисково-спасательные работы.

17:45. Главный врач больницы им. Соловьёва Александр Дегтярёв сообщил, что в его лечебное учреждение доставлено двое выживших. Это нападающий хоккейного клуба «Локомотив» Александр Галимов и техник самолёта Александр Сизов.

18.00. В прессе появилось первое фото с места падения самолёта.


18:03. Названа причина крушения Як-42, в котором находились игроки ярославского «Локомотива». Как сообщило ИТАР-ТАСС со ссылкой на Росавиацию, самолёт при взлёте не смог набрать безопасную высоту и столкнулся с антенной маяка. После столкновения самолёт развалился на части и упал.

18:18. До сих пор нет полных данных о погибших. По неподтвержденной информации, защитник ярославского «Локомотива» Руслан Салей не был с командой на борту самолёта Як-42. Предположительно хоккеист ждал команду в Минске. Через несколько часов стало известно, что Салей полетел на матч вместе с командой.

19:00 . Ярославские СМИ сообщили, что форварду Александру Галимову сделана операция, 80 процентов его тела обожжено.

20:00. Болельщики «Локомотива» собрались, чтобы почтить память погибших игроков клуба. Около трёх тысяч людей пришли к «Арене-2000». Многие пришли с цветами, атрибутикой любимой команды. На улицах Ярославля можно увидеть автомобили с флагами и символикой «Локомотива». Некоторые болельщики зажигали свечи.

Кроме того, около 50 болельщиков приехали непосредственно к месту гибели команды близ аэропорта Ярославля. В память о погибших хоккеистах болельщики били в колокола церкви, которая находилась недалеко от места авиакатастрофы.

«Перед вылетом самолёт прошёл оперативную форму осмотра, были проверены все основные системы судна, и замечаний выявлено не было. Все двигатели самолёта были исправны и находились в ресурсном состоянии», - отметил источник.

По данным ведомства, у самолёта был действующий сертификат лётной годности.

8 сентября

9:00. Состояние нападающего Александра Галимова и лётчика Александра Сизова, выживших в авиакатастрофе, не изменилось. «По-прежнему оба тяжёлые», - сообщал дежурный по реанимации.

9:30 . Капитан «Вашингтона» Александр Овечкин попросил всех сочувствующих гибели в авиакатастрофе команды «Локомотива» мысленно поддержать нападающего Александра Галимова, который продолжает бороться за свою жизнь в реанимации.

«Сашка Галимов, ты должен жить! Держись! Мы все с тобой!!! Молимся за тебя! Все наши мысли и силы должны быть с Александром Галимовым! Давайте все вместе», - написал Овечкин в своём «твиттере».

10:00. Руководство КХЛ приняло решение приостановить чемпионат из-за авиакатастрофы. Турнир был возобновлён 12 сентября.

14:00. Нападающий Максим Зюзякин рассказал, почему не полетел с «Локомотивом» на стартовый матч сезона в Минск.

«Мне в предыдущий день перед полётом сказали, что я остаюсь в Ярославле. Я готовился к выезду в Минск, был состав определённый, я тренировался днём, а вечером, за день до вылета, мне позвонили и сказали, что лучше мне остаться здесь и сыграть игру (с молодёжной командой «Локо»).

Я не считаю себя счастливчиком - у меня сейчас другие мысли. У меня сейчас нет никаких планов до похорон. Я стал трагическим героем. Родители переживают за родственников ребят - это утрата. Когда узнали о трагедии, стали меня обнимать, спасибо тренеру, что так получилось», - рассказывал Зюзякин, который сейчас играет в ВХЛ за тюменский «Рубин».

18:00. Официальный сайт ярославского «Локомотива», прекративший работу в среду в связи с авиакатастрофой, в четверг возобновил свою работу. Сайт начал работать в режиме «книги памяти», где каждый болельщик мог оставить своё сообщение со словами поддержки.

10 сентября

Около 100 тысяч человек пришли проститься с погибшими в авиакатастрофе игроками «Локомотива». После завершения церемонии прощания, люди не расходились. На площади перед «Ареной-2000» они, аплодируя, выкрикивали «Локо! Локо! Локо!», из динамиков звучали гудки локомотива.

Президент ярославского «Локомотива» Юрий Яковлев заявил, что команда не будет участвовать в нынешнем чемпионате КХЛ.

«Наша первая задача - заботиться о близких и семьях погибших. Вторая задача - восстановить команду соответствующего уровня. Мы приняли решение, что команда начнет играть в КХЛ со следующего сезона», - сказал Яковлев.

Состояние здоровья Александра Галимова, выжившего при крушении самолёта, остаётся крайне тяжёлым, но стабильным.


12 сентября

Галимов скончался в больнице. «Утром 12 сентября, несмотря на проводимую терапию с использованием всех возможных современных методов лечения, в ожоговом центре института хирургии имени Вишневского скончался Александр Галимов от ожогов, не совместимых с жизнью», - говорилось в сообщении администрации НИИ Вишневского.

Таким образом, единственным выжившим в авиакатастрофе остался бортмеханик Александр Сизов.

14 сентября

Состоялись похороны Галимова в Ярославле. Всю свою спортивную карьеру Александр провёл в родном клубе.

13 октября

Матч регулярного чемпионата НХЛ между «Вашингтоном» и «Питтсбургом» был посвящён погибшим в авиакатастрофе. Перед стартом матча Александр Овечкин, Евгений Малкин и Марио Лемье провели символическое вбрасывание. Игроки обеих команд выступали в свитерах с памятными нашивками, которые были проданы на благотворительном аукционе, также на матче продавались браслеты с надписью «Love for Lokomotiv». Все вырученные средства пошли на помощь семьям погибших.

16 октября

На 40-й день трагедии на «Арене 2000» прошла церемония памяти, которую посетили около 6000 человек.


2 ноября

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал окончательный отчёт расследования катастрофы. Согласно выводам комиссии, непосредственной причиной катастрофы явились ошибочные действия командира воздушного судна или второго пилота, непроизвольно нажимавшего на тормозные педали во время разбега.

Также МАК отмечает, что в организме второго пилота были найдены следы фенобарбитала, оказывающего тормозящее действие на центральную нервную систему. Пилоты, принимающие этот препарат, к лётной работе не допускаются.

7 сентября 2013 года

Близ ярославского спортивного комплекса «Арена-2000» был открыт мемориал «Хоккейное братство».

Каждый год 7 сентября мы все мысленно перемещаемся в 2011 год. Мы смотрим на фотографии погибших хоккеистов и тренеров, читаем их последние интервью. Прошло шесть лет, но боль не ушла. К горлу подступает ком, а на глазах наворачиваются слёзы. Мы никогда не забудем ту команду, которая так трагически ушла. Вечная память погибшим в авиакатастрофе.

Что бы взять на борт очень важных пассажиров. Этот чартерный рейс совершает фирма «Як Сервис» и на его борту находиться лишь экипаж. Второй пилот - Игорь Жевелов является заместителем директора компании по летной работе. К тому времени он был пилотом уже почти 30 лет, и за это время налетал около 13000 часов . Командир воздушного судна - Андрей Соломенцев. Он близкий друг Игоря Жевелова. Третий человек в кабине - бортинженер Владимир Матюшин. В самолете также находиться Александр Сизов - инженер по наземному обслуживанию радиоэлектронного оборудования.

Эксперт: В чартерных рейсах особенно важно безопасно доставить людей из пункта «А» в пункт «Б», и обеспечить качественное обслуживание. От этого зависит репутация компании, получит ли она заказ снова.

В Ярославском аэропорту введены особые меры безопасности. На экономический форум в город приехали самые влиятельные политики России. Но подняться на борт самолета готовятся не политики. Это не менее престижные пассажири - команда Ярославского хоккейного клуба «Локомотив».

Хоккеист: У «Локомотива» фантастические болельщики. Они способны перекричать кого угодно и всегда поддерживают свою команду. Каждый раз, когда я приезжал в этот город, чувствовалась особая атмосфера. Это настоящий хоккейный город. Там обожают эту игру.

Авиакатастрофа Локомотив Ярославль видео .

Александр Галимов - правый нападающий всю свою карьеру играл за «Локомотив». Он родился в Ярославле, и считался настоящим местным героем. Главный тренер команды Бред МакРиман с нетерпением ждал первой игры в сезоне. В команде были собраны одни из лучших российских хоккеистов. Один из них - капитан команды Николай Ткаченко. В предсезонных играх «Локомотиву» сопутствовала удача. Они выиграли семь игр из девяти. Поэтому болельщики уверенны, что в этом году у клуба есть все шансы выиграть Кубок Гагарина.

Как заместитель компании по летной работе Живелов воспользовался случаем, чтобы пилотировать самолет со своими героями на борту. В этом рейсе командир Соломенцев управлял самолетом, а Живелов отвечал за радиосвязь.

Экипаж запускает три двигателя Як-42 и выставляют стабилизаторы во взлетное положение. Самолет направляется в столицу Белоруссии - Минск, в двух часах лета от Ярославля. Для игроков это первый из многих полетов, который им предстоит совершить в этом сезоне. Почти в четыре часа дня самолет начал разбег по взлетной полосе. Бортинженер следил за приборами. Его задача - сообщить командиру, когда самолет наберет взлетную скорость.

Эксперт: От тяги двигателей зависит скорость самолета. Если все сделано правильно и закрылки и предкрылки выставлены верно, то подъемная сила созданная скоростью поднимет самолет над землей, что обычно и происходит.

Когда взлетная скорость была достигнута, бортинженер сказал командиру поднимать самолет. Тот потянул штурвал на себя, что бы повернуть элероны на 10 градусов. Этого должно было быть достаточно, чтобы самолет взлетел. Однако он остался на земле. Ничего не произошло. Самолет не отреагировал на движение штурвалом. Командир попросил дать полную тягу, но опять ничего не произошло. Даже регулеровка стабилизаторов не дала результата. Вместо того, что бы взлететь самолет продолжал катиться дальше выехав пределы взлетной полосы.

Эксперт: Для пилотов это настоящий кошмар. Самолет не летит, и ты катишься по земле со скоростью 230 км/ч.

Кто выжил в авиакатастрофе локомотив ?

Экипаж предпринимал отчаянные попытки оторвать самолет от земли. Наконец у них это получилось. Самолет поднялся в воздух, но беды избежать не удалось. Як-42 рухнул в Волгу менее чем в километре от взлетно посадочной полосы. Местные полицейские, патрулировавшие реку, первыми прибыли на место крушения. Александр Галимов выжил в крушении, и смог самостоятельно выбраться из под обломков. Инженер Александр Сизов также выжил. Прибывшие на место крушения в шоке от известия, что на борту находились одни из самых известных российских спортсменов. В густом черном дыму не видно других выживших.

Патологоанатом: Когда мы прибыли на место происшествия то увидели, что вся земля была выжжена. Вокруг валялись мелкие обломки самолета и фрагменты одежды. В середине поляны уже были сложенны тела погибших хоккеистов.

Через несколько часов на место катастрофы прибыли российские авиационные эксперты. Они должны определить причину катастрофы. Из 45 человек поднявшихся на борт погибло 43, включая пилотов. Хоккейный клуб «Локомотив» погиб почти в полном составе.

Житель Ярославля: Это было горе для всего города, ведь ребят многие знали не только как известных хоккеистов, но и лично. Все очень тяжело переносили эту утрату.

Новость моментально облетела весь мир. Все были в шоке. Невозможно было поверить, что такое могло случиться с командой таких молодых, талантливых парней. В Уфе матч открытие сезона Континентальной Хокейной Лиги был прерван страшным известием. Игроки не могли продолжать матч, и он так и не закончился.

Команда была любима всеми, и люди хотели получить ответы на вопросы. Все внимание было экспертов сконцентрировано на главном. Почему самолет не смог оторваться от взлетной полосы? Для взлета, главными являются три фактора. Первый - мощность двигателей. Второй - подъемная сила. Закрылки должны быть установлены верно, чтобы улучшить аэродинамические характеристики крыла. И наконец, что бы самолет взлетел под нужным углом, горизонтальный стабилизатор должен быть выставлен так, чтобы прижимать хвост самолета, и поднимать его нос.

Эксперты изучают все, что может указать на неверную взлетную конфигурацию самолета. Похоже закрылки на крыльях были выставлены верно. Также и хвостовой стабилизатор был в порядке. Помимо этого они не нашли ничего, что говорило бы о том, что двигатели не обеспечивали достаточно тяги, чтобы оторвать самолет от земли. К счастью бортовые самописцы были найдены. Именно в них мог содержаться ключ к пониманию того, что произошло.

У следователей два вопроса. Почему пилоты рейса 9633 не смогли оторваться от взлетной полосы? А также: почему они не отказались от взлета при первых признаках беды? Команда экспертов, расследующая катастрофы, всегда находиться под особым давлением. Но это был особый случай. Сам президент России берет дело под личный контроль, и требует установить истину.

Чтобы понять, что происходило в последние мгновенья рейса 9633, следователи изучают записи с камер службы безопасности аэропорта. Камеры запечатлели тот момент, когда Як-42, наконец, смог оторваться от земли. На видео видно, что самолет правильно сконфигурирован для взлета. Но нет никаких подсказок, почему все пошло не так.

Что бы подняться над землей самолету требовалось всего 1200 метров. У них было свободно еще около 2800 метров полосы. Что-то удерживало самолет в то время, как он уже должен был взлететь. Эксперты ломают голову, что именно? Они полагают, что, возможно, самолет был слишком тяжелым.

Эксперт: Если недооценить или неправильно рассчитать вес, вы не будете обладать полной картиной. Вы не знаете чего ожидать от самолета.

Подозрения возросли, когда следователи узнали, что у компании «Як Сервис» в аэропорту не было весов. Все расчеты делались приблизительно. Но когда эксперты рассчитали теоретический вес команды и их багажа, они пришли к заключению, что самолет не был перегружен. Даже со всем хоккейным снаряжением вес самолета был далек от максимально допустимого.

Авиакатастрофа Локомотив Ярославль

Возможно дело было в скорости? Эксперты возвращаются к двигателям. Используя расчетный вес самолета, они определили, что для взлета ему требовалась скорость в 215 км/ч . Неверная работа двигателей могла бы объяснить произошедшее. Однако исследуя записи бортового самописца они определили, что двигатели разогнали самолет до скорости намного больше той, что требовалась для взлета. Следствие в тупике.

Эксперт: Самолет создан летать. Самолет стремиться летать. При скорости в 210 км/ч и установке стабилизатора на 7 градусов, Як-42 сам отрывается от полосы; ничего сложного.

10 сентября 2011 года премьер-министр России Владимир Путин вместе с 40000 скорбящих болельщиков принял участие в панихиде по хоккеистам «Локомотива». А два дня спустя Александр Галимов, последний член одной из лучших хоккейных команд России, скончался от травм. Ярославская трагедия унесла 44 жизни.

Эксперты всеми силами пытаются установить причину трагедии. Они тщательно исследовали информацию регистратора полетных данных. Наконец им удалось заметить нечто необычное. Несмотря на полную тягу двигателей Як-42 ускорялся не так быстро, как должен был.

Эксперт: Во время взлета, когда самолет должен был постоянно набирать скорость, он в реальности замедлял ход к концу полосы. Это очень необычно, и потенциально опасно.

Следователи полагают, что у самолета были включены тормоза . Это крайне маловероятно, но включение тормозов может объяснить необычное поведение самолета. Чтобы подтвердить эту теорию, следователи провели испытания в летно-исследовательском институте имени М. Громова. Во время испытания, при взлете, они плавно включили тормоза колес. Самолету хватило тяги, что бы взлететь. Однако, расстояние потребовавшееся для набора взлетной скорости возросло более, чем вдвое.

Эксперт: Эти тесты показали, что 4 тормоза на шасси были включены, и активно замедляли самолет во время разбега по полосе. Невероятная ситуация, объяснить которую, действительно не просто!

На речевом самописце слышно, как экипаж перед взлетом проверил тормоза. Они были исправны. Возможно тормозная система отказала уже при взлете, и тормоза включились по ошибке? Такие проблемы уже случались с Як-42. Однако проверка шасси разбившегося самолета не показала следов механических неполадок. Вероятность же самопроизвольного включения всех тормозов сразу ничтожно мала. Это было просто невозможно.

Внимание комиссии привлекает еще один вопрос. Почему экипаж продолжал пытаться подняться в воздух, когда проблема была уже очевидной. Запись с кабины пилотов во много это объясняет. Эксперты слышат, как командир экипажа объявляет скорость, так называемого, рубежа решения. Когда самолет набирает эту скорость, командир должен решить продолжать взлет или отказаться от него. Однако на записи слышно, как пилоты спорят о том, какая скорость взлетная . Такого быть не должно! Экипаж не должен спорить о критически важных скоростях во время взлета . Они не установили рубеж скорости, хотя ее нужно было определить еще до начала движения самолета.

Эксперт: Предполетный инструктаж это очень важный элемент. Он проводиться командиром воздушного судна. Однако, он был проведен небрежно. Три человека в кабине так и не договорились о скорости, при которой отменить взлет уже будет нельзя.

Если бы они отказались от взлета через 3-5 секунд после первой попытки отрыва, все остались бы живы. Вместо этого они пытались исправить ситуацию, до тех пор пока у них не кончилась полоса.

Эксперт: У них было время остановиться. Однако, они не думали об отмене взлета, а продолжали его.

Почему они так поступили, можно лишь догадываться. Возможно они хотели, во что бы то ни стало, доставить своих престижных пассажиров по назначению. Ведь если бы случилась задержка из-за технических проблем, это ударило бы по имиджу авиакомпании.

Придя к выводу, что тормоза были исправны, эксперты полагают, что один из пилотов сам включил их.

Эксперт: Это предположение изумило многих в русском авиационном сообществе. Мы знали, что пилоты были очень опытны.

Но появляется новая зацепка. Исследование личных дел пилотов показало, что они летали на двух разных моделях самолетов . Первый из них Як-40. Второй - Як-42, более крупный лайнер. На Як-42 пилоты летали только от случая к случаю, и это была совершенно некорректная практика. Опасно обучать пилотов летать на двух моделях самолетов одновременно.

Сосредоточив свое внимание на педалях тормоза двух самолетов, эксперты заметили одно потенциально важное различие. Педали тормоза Як-40 охватывают всю ногу пилота. Но конструкция педали в Як-42 подразумевает, что каблук пилота остается на полу кабины.

Эксперт: Пилоты летали то на одной модели самолета, то на другой. А как оказалось, у них разный способ размещения ноги на педали тормоза.

Исходя из этой информации следователи сделали предположение, что пилот поставил всю ногу на педаль тормоза . Таким образом он непроизвольно включил тормоза. Такое возможно.

Почему пилот не заметил своей ошибки? Исследовав медицинские карты пилотов, открылась важная информация. Второй пилот в тайне проходил лечение нервной системы . Он терял чувствительность в ногах, и ни в коем случае не должен был управлять самолетом . В результате он нажимал на педали тормоза, сам этого не понимая.

Включение тормозов на вращающемся колесе создает прижимную силу на носу самолета. Як-42 как будто клеем приклеили к взлетной полосе. А попытки экипажа поднять нос лишь ухудшили ситуацию, когда самолет все же смог подняться в воздух. Он резко задрал нос. На 20 градусов за 2 секунды, и не мог удерживаться в воздухе. Поднятие носа привело к потере подъемной силы на крыльях. Лобовое сопротивление увеличилось, и самолет ушел в сваливание.

При дальнейшем изучении личных дел пилотов, эксперты совершают другую шокирующую находку. Во многих случаях им выдавали сертификаты об обучении, которого они не проходили . Они имели большой опыт. Но их обучение полетам на Як-42 было не достаточным . Федеральное агентство воздушного транспорта немедленно лишило лицензии компанию «Як Сервис».

Помимо этого, прослушивание бортового самописца показало, что уже после выхода за пределы полосы, командир начал отмену взлета. Его примеру последовал бортинженер, который уменьшил тягу двигателей. Однако второй пилот закричал: «Что ты делаешь?!», и командир отменил свое решение, и снова пытался взлететь.

Эксперт: Правила действия в кабине пилотов подразумевают четкую иерархию, во главе которой - командир. Проблема «Як Сервис» заключалась в том, что второй пилот формально был начальником командира. Он был заместителем компании по летной работе.

У них был их последний шанс спастись, но из-за неразберихи, кто главный, они им не воспользовались.

Через два месяца после катастрофы следователи опубликовали свой отчет. Неумышленное торможение было указанно в качестве основной причины трагедии. Однако главной причиной стало то, что авиакомпанией не были соблюдены меры безопасности.

После страшной трагедии «Локомотив» отказался от участия в сезоне 2011 года. На следующий год команда с триумфом вернулась в лигу. Она снова надеется выиграть Кубок Гагарина. Также общественность узнала, что капитан погибшей команды Николай Ткаченко анонимно занимался благотворительностью, жертвуя миллионы рублей тяжелобольным детям. За считанные минуты до взлета он сделал свое последнее пожертвование 16-летней девочке, которую никогда не знал.

Многие надеются, что трагедия «Локомотива» приведет к повышению безопасности полетов в России.