Как выдвигается поле зенит арены. Почему вибрирует поле «Зенит-Арены»? Почему поле «Зенит-Арены» вибрирует и пружинит

Без выкатного поля стоимость стадиона была бы ниже. © Фото «Инжтрансстрой-СПб»

Во время последней проверки стадиона «Зенит-Арена» специалисты FIFA выявили проблемы с выдвижным полем. Оно пружинит, а значит, нормально играть в футбол на нем не получится. Пока инженеры продумывают способы стабилизации «выдвижного поля», «Росбалт» рассказывает, как оно появилось, почему архитектор стадиона был против, и какие еще стадионы могут похвастаться таким ноу-хау.

История выдвижного поля

Стадион-долгострой «Крестовский», стоимость которого ныне оценивается в 42,5 млрд рублей, начали проектировать в 2006 году. Автором проекта стал знаменитый японский архитектор Кисе Курокава. К тому времени он уже построил стадион Оита, а также современные международные аэропорты в Куала-Лумпуре и Астане. Японец предложил создать стадион в форме «летающей тарелки».

Изначально Курокава отказался от идеи строить на арене выдвижное поле. Японский архитектор хотел сэкономить деньги. Ведь осенью 2006 года считалось, что стадион можно будет возвести всего за 250 млн евро. По замыслу архитектора, футбольное поле должно было состоять из множества двухметровых зеленых травяных модулей, которые при необходимости можно было оперативно заменять.

Тем не менее идея выдвижного поля продолжала обсуждаться.

«Не нужно поддаваться моде. „Выдвижение“ не способствует сохранению естественного газона, особенно при наших сложных погодных условиях. Если соглашаться на этот принцип, то только в случае проработки технологий поддержания такого поля в хорошем состоянии», — заявила Матвиенко в конце 2006 года .

«Исходя из сложных петербургских погодных условий, специалисты считают, что выдвижное поле может сильно повысить стоимость проекта, но не дать того эффекта, который мы хотим. Надо все взвесить», — заявила Валентина Матвиенко в марте 2007 года.

И все-таки вопрос с выдвижным полем решили обсудить. Решение принимали сразу три вице-губернатора — Александр Вахмистров, Александр Полукеев и Сергей Тарасов. В итоге они дали добро.

Уже через месяц губернатор подвела итог обсуждению.

«Взвесив все за и против, мы посчитали строительство выдвижного поля наиболее правильным вариантом… Конечно, тревога есть, как за любой крупный проект. Но все идет по плану. И, думаю, у нас есть все возможности завершить проект в намеченные сроки. Пусть болельщики начинают готовить для красивого стадиона новые плакаты, новые лозунги».

Тогда же, в апреле 2007 года, решено было ликвидировать скоростную гоночную трассу «Невское кольцо», которая петляла вокруг старого стадиона. С того самого знаменательного визита прошло 9,5 лет.

Шли годы, стадион становился все дороже.

Наконец, в начале ноября 2016 года, выдвижное поле пока не достроенного стадиона увидели инспекторы ФИФА. Попрыгав по газону, они ощутили вибрацию. Оказалось, что ее нормы превышены в семь раз. Следовательно, играть в футбол на профессиональном уровне на таком газоне не возможно.

Заменить выдвижное вибрирующее поле на стационарное федеральные и городские чиновники категорически отказались. Вице-премьер по вопросам спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко заявил, что о недоделках как раз и можно узнать исключительно опытным путем, то есть проверяя объект в режиме эксплуатации.

«Поле пружинит? Это так подается. Речь идет о вибрационных процессах, но это профессиональный язык. Думаю, все профессионалы понимают, что такая глыба раскачиваться не может? Речь идет о том, что поле на нестабильной основе закатывается в стадион, нужны усиления. Сейчас технические решения будут найдены. Это обычная вещь», — заявил журналистам Мутко.

О наличии плана по устранению вибраций выдвижного поля сообщил и вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин: «По поводу вибрации. Надо войти в проектное положение. В мире всего четыре выкатных поля. План устранения вибрации у нас существует».

Мировой опыт

В мире всего четыре стадиона с выдвижным полем. Подобные инженерные решения имеют место на арене в немецком Гельзенкирхене, голландском Арнеме, американском Финиксе, а также японском Саппоро.

Veltins-Arenа находится в Гельзенкирхене. Там проходят матчи футбольного клуба «Шальке 04», а также соревнования по хоккею. Так, на Veltins-Arena состоялся матч открытия чемпионата мира по хоккею с шайбой 2010 года между сборными Германии и США. На стадионе регулярно проводятся концерты мировых звезд. Вместимость арены — 61 тыс 973 человек. Построена в 2001 году за €191 млн.

Стадион Gelredome расположен в голландском городе Арнем. На нем свои матчи проводит футбольный клуб «Витесс». Арена вмещает до 39 тыс зрителей. Построен в 1998 году за $64 млн.

University of Phoenix Stadium расположен в пригороде американского Финикса в городке Глендейл. Хозяином арены считается команда по «американскому футболу» «Аризона Кардиналс». Строительство спортивного сооружения заняло три года. Торжественное открытие стадиона, вмещающего 63 тыс. 400 человек, состоялось 1 августа 2006 года. На постройку потратили $455 млн.

Стадион «Саппоро Доум» расположен в японском городе Саппоро. Здесь проводит свои матчи футбольный клуб «Консадоле Саппоро» и бейсбольная команда «Хоккайдо Ниппон-Хам Файтерс». Максимальная вместимость стадиона составляет 53 тыс. 796 человек. Открыт в 2001 году, стоимость строительства — $400 млн.

Мнения специалистов

Эксперт в области строительства спортивных сооружений, главный специалист «Росинжиниринга» Антон Нефагин:

«Надо понимать, что футбольное поле можно использовать ограниченное число раз. За ним нужно ухаживать: поливать, заниматься стрижкой травы, работать с освещением и прочее. На стадионе „Зенит-Арена“ решили выкатывать поле на естественное освещение. На мой взгляд, в наших широтах это неоправданное решение. Гораздо проще было бы регулярно производить замену газона на стационарном поле.

Если делать многофункциональную арену, на которой можно было бы проводить концерты и шоу, то надо позаботиться о том, чтобы в футбол можно было играть в другом месте. Например, Stade de France в пригороде Парижа — это супермногофункциональная арена, на которой проводятся даже авторалли, мотогонки и конные скачки. Но футбольного поля как такового на этом стадионе нет. Каждый раз перед центральными футбольными матчами его укладывают заново.

Указывалось, что на то, чтобы закатить и выкатить футбольное поле, нужно потратить $25 тыс. Но одно дело, когда выкатка происходит в строительных условиях, а другое — в спортивных. Думаю, что поле на Крестовском все-таки будет выкатываться только „по большим праздникам“.

Возьмем „Ледовый дворец“, в котором играет хоккейный СКА. Когда в „Ледовом“ проходят концерты, СКА отправляется играть в „Юбилейный“. Концерты для „Ледового дворца“ в приоритете, потому что на них можно заработать. Новый же стадион строится именно для „Зенита“. Чтобы провести концерт, требуется не просто убрать поле, но и собрать всю инфраструктуру. А на это уходит не два и не три дня. Видимо, поле будут убирать летом в футбольное межсезонье. Практика показывает, что для ухода за газоном российские стадионы приглашают иностранного специалиста-агронома. А он уже подбирает помощников из местных, у которых есть необходимый опыт.

Что касается проблемы вибрации на „Зенит-Арене“, то здесь много раздуто нашими СМИ. У ФИФА есть стандартные тесты, которые были проведены. На поле кидали грузик, чтобы измерить поглощение удара. В итоге уровень поглощения удара оказался низким. Думаю, что причиной этого стала „подушка“ или „пирог“, то есть то, что лежит непосредственно под верхним слоем, под газоном. Были минусовые температуры. Возможно, свою роль сыграл природный фактор, „подушка“ подмерзла. А возможно, были оплошности при укладке верхнего слоя».

Доктор геолого-минералогических наук, эксперт в строительстве, эксперт по вопросам почвы и сооружений Алексей Шашкин:

«Всегда надо говорить на понятном языке, в том числе когда речь ведется о вибрации. Когда мы говорим о вибрациях в спальных районах, то есть определенные нормы, которые ее ограничивают. Они строго прописаны в ГОСТах. Есть промышленная вибрация — вибропогружение шпунта и свай. В ней тоже свои параметры. Что касается вибрации выкатного поля на стадионе, то у нас нет ни критериев, ни методик. Надо исходить и из целей. Когда начинали строить стадион, то сколько стоил баррель нефти? Он стремился к своему максимуму. Поэтому и решили, а почему бы в Петербурге не быть выкатному полю. Сегодня, в кризис, наверное, приняли бы другое решение. Это все бодание на проектирование. Власти говорят: нам нужен стадион на котором можно было бы играть в футбол на живой траве и проводить концерты, обеспечьте условия. Выкатное поле в лучшей степени это обеспечивает. Я видел, как выкатывается поле. Процесс занимает несколько минут и выглядит очень эффектно».

Александр Калинин

На строительстве злополучного петербургского футбольного стадиона - очередной конфуз. На этот раз - с выкатным полем, одной из главных «фишек» стадиона: комиссия ФИФА выяснила, что вибрации на нем превышают допустимый уровень и в таком виде оно непригодно для официальных матчей. Проще говоря, играть на нем пока не стоит - получится примерно как на батуте. При этом ЧМ-2018 (а до него - Кубок конфедераций-2017) неумолимо приближается. И в каком виде к тому времени будет стадион - неизвестно.

Тем не менее питерские власти (а вместе с ними новоявленный вице-премьер Виталий Мутко) уверены, что все будет хорошо. Но с ними согласны не все: говорят даже о том, что придется вообще отказаться от выкатного поля и срочно монтировать обычный «невыездной» газон.

В общем, все по старой советской традиции: объекты строят в срок, но сдают — досрочно…

Выкатное поле (в свое время ради него увеличили стоимость строительства почти на 10 млрд рублей) в первый раз «закатили» в чашу стадиона 24 октября. Причем не без сложностей — по пути возникали заминки.

Сразу вспомнились опасения скептиков, высказывавшиеся еще пять лет назад относительно необходимости выкатного поля, которое если уж застрянет в пути — то его почти невозможно будет сдвинуть с места.

Через неделю поле выкатили обратно — для зимней консервации. А затем приехала комиссия ФИФА, члены которой решили попрыгать по полю, после чего стало известно, что нормативы по вибрации превышены в семь раз.

Играть на таком «пружинящем» поле, само собой, затруднительно. И совсем невозможно проводить на нем матчи Кубка конфедераций и ЧМ.

Причины, как говорят специалисты, — в облегчении конструкции (по сравнению с заграничными аналогами), основание которой выполнено не из железобетона, а из стали, и в ее недостаточной жесткости. Была бы тяжелее и жестче — меньше бы пружинила. Недостатки надо срочно исправлять — для этого уже предлагаются рецепты. Начиная с установки полутора тысяч домкратов под полем и заканчивая утяжелением и укреплением основания…

Впрочем, в Смольном не очень волнуются: сразу после приезда комиссии ФИФА вице-губернатор Игорь Албин, отвечающий за строительство, заявил о «рабочем визите и рабочих замечаниях», среди которых нет неустранимых.

3 ноября на стадион приехал Виталий Мутко, который, как сообщил официальный сайт питерской администрации, провел совещание и заявил, что «стадион и подготовка его к завершению строительства идет по графику», а с полем имеет место «штатная ситуация». Мол, «выявлены определенные недоработки, которые были при проектировании и строительстве допущены, сейчас они будут устранены, есть план по их устранению и краткосрочный, и перспективный».

Что касается перспектив, то Мутко выразил уверенность, что в конце года стадион будет сдаваться в эксплуатацию, хотя «январь, февраль, март настройки будут». Говоря о вибрациях, вице-премьер пустился в длинные рассуждения о том, что «поле на нестабильной основе закатывается в стадион и, естественно, там требуются определенные усиления», а «допущенные ошибки, технологические неточности, отклонение от проекта были в числе причин расторжения контракта с предыдущим генподрядчиком». Дополнительных денег из бюджета на устранение недоделок, по его словам, не потребуется.

Игорь Албин, который последние месяцы практически переселился на стадион и реально прилагает массу усилий для его «доводки», тоже не считает ситуацию с вибрацией поля критичной.

По его мнению, когда «впервые за всю историю строительства стадиона поместили наше выкатное футбольное поле внутрь чаши стадиона и тут же начали проводить замеры, мы понимали, что вибрации избежать в полном объеме не удалось, как любая подвижная конструкция, оно вибрирует». По словам вице-губернатора, необходимо усиление конструкции поля, при этом «план мероприятий по ликвидации вибрации на поле, согласованный с ФИФА, у нас существует».

Хотелось бы разделять этот оптимизм — но, что называется, есть вопросы.

Главный из них очень прост: чем тяжелее поле — тем сложнее будет его выкатывать и закатывать обратно. И оно может перестать вибрировать, но начать застревать (см. выше). Попросту говоря, может возникнуть выбор: поле или ездит, но трясется — или не трясется, но и не ездит.

Вряд ли питерские власти (и особенно — организаторов ЧМ) устроит любой из этих вариантов. Поэтому возникла мысль о том, что можно бы и не закатывать поле назад — оставить его снаружи, а в чаше стадиона оборудовать обычный газон. Глядишь, вырастет к лету 2017 года (к Кубку конфедераций).

Заметим, что такой вариант категорически не устроит тележурналистов — именно там, куда сейчас выкачено поле, планируется зона для телевизионщиков на время чемпионата мира.

Этим, однако, дело не ограничится. Неминуемо возникает вопрос: если выкатное поле оказывается фактически нереализуемым проектом — кто ответит за упомянутые 10 млрд рублей, потраченные на этот бессмысленный тюнинг? Губернатор Георгий Полтавченко и вице-губернатор Игорь Албин скажут, что они унаследовали идею выкатного поля от предшественников (что чистая правда). Но вот незадача: предшественники не очень досягаемы для привлечения к ответственности. Ведь ключевые решения по стадиону принимались экс-губернатором, а ныне главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко…

Кстати, и идея «сушить и проветривать» выкатное поле в Петербурге с его хорошо известным климатом и в условиях «осенне-весенней» формулы российского футбольного чемпионата (в дальнейшем стадионом будет пользоваться «Зенит») в свое время подвергалась серьезной критике.

Тогда от критиков отмахнулись — но сегодня, когда в ноябре (при вовсю идущем российском чемпионате) в Петербурге на дворе обильные снегопады и температура под минус 15 градусов, представляется, что отмахиваться не следовало. В такую погоду стационарный газон, кстати, можно делать разве что из ягеля. А когда нет матчей — пускать на него попастись северных оленей…

Все это было бы смешно — если бы не было грустно. А времени крайне мало: комиссия ФИФА просит, чтобы за месяц до проведения первого матча Кубка конфедераций поле находилось в режиме «неприкосновения».

Это значит, что все технические вопросы надо решить до 17 мая 2017 года. Осталось полгода, которые фактически и решат судьбу питерского «проекта века».

Стройка в Санкт-Петербурге стадиона «Крестовский», на котором в 2018 году будут играться матчи чемпионата мира по футболу, а за год до этого пройдут игры Кубка конфедераций, в очередной раз привлекла к себе внимание всей страны.
Как стало известно, проверявшая готовность стадиона к чемпионату мира комиссия ФИФА неожиданно признала непригодным для игры в футбол выкатное поле арены, строительство которой уже много лет сопровождается постоянными скандалами.

Визит ФИФА на строящийся стадион Крестовского острова был закрытым от прессы. В последний день октября без лишних свидетелей на арену прибыли самые главные лица в деле проведения игр 2018-го — Колин Смит, директор по организации соревнований ФИФА, руководитель департамента по подготовке чемпионатов мира Кристиан Унгер и представители российского «Оргкомитета-2018». К вечеру Смольный распространил релиз: «Инспекторы особое внимание уделили состоянию поля стадиона, вибрационным показателям, готовности технических систем». Об одной из этих характеристик - «вибрационных показателях» «Фонтанке» удалось узнать поподробнее, погрузиться в детали.

Руководители ФИФА зашли 31 октября 2016 года на закаченное внутрь арены поле и начали прыгать на газоне. Поверхность под их ботинками запружинила. Да так, что инспекторы высказались о недопустимости подобных вибраций при проведении игр. Проще говоря, когда футболист в одной части поля будет прыгать за мячом, другие части газона начнут двигаться.

Нельзя сказать, что специалистов, связанных с возведением арены, критика удивила. Скорее, поразила ее внезапность. Настолько, что российские чиновники начали подозревать политическую подоплеку в прыжках ФИФА.

Кстати, о том, что поле вибрирует, специалистам стройки было известно задолго до приезда инспекции. Еще год назад подрядчик «Модуль-Т» обращался к «Трансстрою» с предложением усилить конструкции поля из-за возможных вибраций. Субподрядчик поставлял стальные части передвижной платформы и поддона выкатного поля. Более того, за то время, пока собранное поле находилось снаружи арены, вибрации даже снизились, видимо, все слои — пенполистирол, щебень, песок, грунт - слежались, конструкция стала плотнее.

Истоки создания уникального пружинящего поля лежат в решениях и проектировщиков, и строителей. В мире есть несколько стадионов с выдвижным полем — в Германии, США, Японии. Но у всех из них движущийся короб выполнен из железобетона, а вес всей конструкции — превышает 10 тысяч тонн.

Для арены на Крестовском острове строители избрали свой собственный путь. Они изготовили основание поля из стали. А в ходе его создания решили еще и облегчить конструкцию с 8,4 тысячи до 5-6 тысяч тонн. В итоге корыту поля не хватает ни массы, ни жесткости.

Приезд инспекции ФИФА стимулировал поиск решения проблемы. Подрядчики арены уже выдвинули свои предложения. «Внедренческий центр прогрессивных технологий» (ВЦПТ), отвечающий за механизацию кровли, выступил за установку под полем 1,5 тысяч домкратов. Дополнительные точки опоры, в теории, должны сдержать вибрацию конструктива.
Специалисты Политехнического университета видят решение в установке снизу поддона стальных рам — они закрепят листы металла, немного гуляющие после сборки короба.

Свое предложение сделал «Метрострой». Генподрядчик готов приварить под дном короба дополнительные металлические листы и закачать в промежуток между пластами металла слой бетона с пенополиуретаном. Тогда конструкция петербургского поля лишится своей технологической уникальности, но станет тяжелее и жестче. Трудность в том, что никаких аналогов у поля, опять же, не существует. Эксперты не знают, какое решение окажется оптимальным или хотя бы сработает. На крайний случай придумали радикальный способ — оставить выкатное поле снаружи арены. А внутри — засыпать обычное, стационарное. К летнему Кубку Конфедераций газон наверняка уже вырастет.

Правда, при таком решении появится новая проблема — где организовать зону для тележурналистов? Выдвинутое из чаши стадиона поле займет место, предусмотренное для лагеря телевизионщиков на время чемпионата мира.

Но все же строители и проектировщики поля излучают оптимизм и уверенность, что все проблемы арены решатся к концу декабря. В конструкторском бюро «Высотное и подземное строительство» (ВиПС), выступающем генпроектировщиком арены, ответили, что не получали официальных претензий к характеристикам поля. «Все соответствует нормам», - сказали в компании. Впрочем, здесь можно оговориться, что в России не существует норм для вибрации выкатных полей.
«У комиссии ФИФА были рабочие замечания. Рабочий визит, рабочие замечания. Неустранимых нет», - коротко охарактеризовал вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин.

Инспекторы FIFA признали выкатное поле строящегося в Петербурге стадиона «Крестовский» («Зенит-Арена») не соответствующим требованиям ассоциации и непригодным для проведения международных матчей. Об этом со ссылкой на свои источники пишут «Ведомости», ИА Regnum и издание «Фонтанка.ру». Планируется, что «Крестовский» примет часть матчей чемпионата мира по футболу 2018 года.

Как выяснилось, выкатное поле стадиона слишком сильно «пружинит» и вибрирует. «Инспекторы FIFA попрыгали по полю и сказали, что на этом поле матчи чемпионата мира проводить нельзя. Нормативы по вибрации превышены в семь раз», - заявил источник Regnum. По его словам, на спортивной арене придется в срочном порядке строить обычный футбольный газон. Однако, по данным собеседников «Ведомостей», работы нельзя проводить раньше весны. А стадион должен быть достроен уже к концу года. К тому же, FIFA едва ли согласует столь существенное изменение проекта.

С другой стороны, сама технология строительства выкатного газона столь сильной вибрации готового сооружения не предполагает, пояснил собеседник «Ведомостей» в одной из компаний-подрядчиков стадиона. Скорее всего, речь идет о каких-либо незначительных технических недоделках при проведении работ, которые поддаются исправлению, считает он.

В свою очередь источники «Фонтанки» утверждают, что проблемы куда серьезнее. Поле «Крестовского» строил прежний генподрядчик «Инжтрансстрой-СПб», госконтракт с которым городские власти расторгли еще летом. Якобы субподрядчики предупреждали его руководителей о возможных проблемах с вибрацией, но их слова были проигнорированы. Причина - в той самой технологии строительства, аналогов которой в мире нет.

«За рубежом есть несколько стадионов с выкатным полем - в Германии, США, Японии. Но у всех них движущийся короб выполнен из железобетона, а вес всей конструкции превышает 10 тыс. тонн. Для арены на «Крестовском» строители избрали собственный путь. Они изготовили основание поля из стали. А в ходе его создания решили еще и облегчить конструкцию с 8,4 тыс. до 5-6 тыс. тонн. В итоге корыту поля не хватает ни массы, ни жесткости», - пояснили собеседники издания.

Решений проблемы нашлось сразу несколько. В частности, один из подрядчиков, «Внедренческий центр прогрессивных технологий», отвечающий за раздвижную крышу, предложил установить под полем 1,5 тыс. домкратов. Дополнительные точки опоры в теории должны сдержать вибрацию конструкций. Специалисты Политехнического университета выступили с инициативой добавить снизу поддона стальные рамы. Генподрядчик «Метрострой» - приварить под дном корыта поля дополнительные металлические листы и закачать в промежуток между пластами металла слой бетона с пенополиуретаном. Какое из решений сработает, и сработает ли какое-либо вообще, эксперты пока не знают. По данным «Ведомостей», чтобы разбираться с ситуацией, в Петербург в срочном порядке прибыл вице-премьер Виталий Мутко.

Проектирование у будущего стадиона не обычного, а выкатного газона стало причиной одного из нескольких существенных удорожаний проекта. Решение дооснастить «Зенит-Арену» таким футбольным полем, а также раздвижной крышей было принято в 2008 году. Это привело к увеличению стоимости сооружения с 7 млрд до 23 млрд руб. Напомним, технология выкатного поля позволяет убирать газон на время проведения на стадионе нефутбольных мероприятий (концертов и т. п.).

Замгубернатора Петербурга по строительству Игорь Албин решил лично контролировать возведение «Зенит-Арены». Чтобы делать это эффективнее, он перенес свой кабинет прямо на будущий стадион. «Это мое основное рабочее место до ввода объекта в эксплуатацию 25 декабря 2016 года», - заявил чиновник...>

Стадион на Крестовском острове. Непростые решения строителей

Завершающий этап строительства футбольного стадиона на Крестовском острове предусматривает применение сложных инженерных решений. О нестандартных подходах в управлении этим уникальным проектом рассказывает генеральный директор компании-генподрядчика – ООО «Инжтрансстрой-СПб» Виталий ЛАЗУТКИН.

Виталий Витальевич, наверняка это самый необычный проект в вашей практике. Чем он отличается в первую очередь?
– Особенность объекта не только в его уникальности, но и в том, что работы приходится вести в стесненных условиях. На площадке восемь гектаров, где сооружается спортивно-концертный комплекс, одновременно идут общестроительные работы, монтируются сложнейшие конструкции и инженерные объекты. Только по объему СМР проект сопоставим со строительством нескольких жилых микрорайонов.

К категории технически сложных можно, например, отнести устройство несущих железобетонных конструкций нестандартной формы. Кстати, для них был разработан и специальный состав самоуплотняющегося бетона. На стадионе за период строительства смонтировано более 40 000 тонн металлических конструкций, часть из которых имеют сложную конфигурацию и сами по себе представляют уникальные технические сооружения.

– Приходилось ли принимать непростые решения с организационной точки зрения?
– Конечно, ведь строительство, проектирование и перестройка объекта идут одновременно. К тому же параллелно проводятся экспертизы. Сейчас готовится уже пятая. Дело в том, что изначально планировалось построить клубный стадион. А в 2012 году было принято решение провести здесь полуфинал чемпионата мира по футболу в 2018 году, и проект был пересмотрен. Вместимость арены увеличена до 68 000 мест.

В результате этих и других изменений пришлось выполнить большой объем работ по перестройке. Так, чтобы увеличить вместимость объекта без изменения основания и площади застройки, потребовалось изменить габариты мест для прохода и эвакуации зрителей. Только бетона было демонтировано 7000 кубометров.

– Что именно понадобилось перестроить?
– В первую очередь был проведен анализ несущей способности свай. Выяснилось, что в течение двух лет перестройки свайное основание не нагружалось согласно проектному решению и грунты стабилизировались. Однако было решено, что этого недостаточно. Чтобы обезопасить будущее здание, по всему периметру на 1,5 м увеличили толщину плиты ростверка, опирающейся на свайное поле. Как следствие, в нижних помещениях на такую же величину поднялся уровень пола, из-за чего пришлось сооружать дополнительные лестницы и пандусы.

Кроме этого (между отметками 6 и 14) был введен дополнительный технический этаж. Также до 40 000 кв. м была увеличена площадь коммерческих помещений, запланированных под магазины, кафе, рестораны.

– Какие параметры стадиона пришлось приводить в соответствие с требованиями FIFA?
– Эта организация каждый год публикует рендер требований к принимающей чемпионат мира стороне. Меняются параметры служебных помещений для размещения стюартов, охраны, телерадиокомментаторов, также и ранжир VIP-зон. Это, безусловно, надо учитывать при строительстве.

К тому же, согласно ключевым требованиям FIFA, был на пару градусов изменен угол наклона трибун. Поэтому нам пришлось демонтировать и выравнивать ранее построенные железобетонные конструкции. Кроме этого, при первоначальном проектировании не были определены маршруты и объемы работ по прокладке коммуникаций. Поэтому впоследствии в готовых стенах, толщина которых в некоторых местах достигала 1,2 м, пришлось пробивать каналы для прокладки сетей.

– Расскажите о необычных технологиях и материалах, которые применялись при строительстве.
– Многие решения, часть которых была заложена еще в первоначальном проекте Кисе Курокавы, а остальные появились при последующем редактировании, являются уникальными. В частности, на объекте применены очень сложные инженерные решения. Самым сложным с технической точки зрения оказался монтаж стационарной кровли. В ходе работ приходилось уточнять проектные решения, пересчитывать нагрузки многих несущих конструкций, производить усиление некоторых участков кровли. В частности, было принято решение увеличить жесткость светопрозрачных элементов. То есть мы и строили, и проектировали одновременно, внося по ходу усовершенствования. И так происходило на всех участках работ.

Даже после экспертизы проекта стадии «П» требовались усовершенствования. Оптимизация проекта в одних местах позволяла снизить стоимость и упростить решения, а в ответственных местах, где применены серьезные конструктивы и несущие элементы, наоборот, мы шли по пути увеличения несущей способности и повышения безопасности. Это прежде всего касалось несущих бетонных конструкций, кровли, стоек опирания и пилонов. Например, пилоны спроектированы архитектором в обратную сторону от приложения нагрузки, в сторону натяжения вант, и поэтому не являются самонесущими.

С точки зрения механики процессов это положение нельзя назвать оптимальным. Нам понадобились дополнительные ванты, чтобы удержать пилоны, а при их установке применялись дополнительные поддерживающие конструкции, которые пересекали все тело стадиона, вплоть до основания. Это, в свою очередь, не позволяло нам полноценно заниматься прокладкой инженерных сетей и замыканием теплового контура в тех помещениях, где проходили эти поддерживающие конструкции. В угоду архитектурной концепции Курокавы нам пришлось усложнить работы. В принципе, это относится не только к наклонным пилонам, но и ко всем оригинальным идеям концепции – к раздвижной кровле, выкатному полю. Все эти решения были сохранены, но затраты и трудоемкость их реализации выше среднего.

– Разве на стадии экспертизы проекта это было не очевидно? Почему архитектору не предложили заменить дорогостоящие решения оптимальными?
– Претензии были высказаны. С учетом замечаний проект пересчитывали дважды. Однако, когда победителем конкурса был утвержден проект Курокавы с его концепцией, никто не задумывался над деталями. Например, каким образом данное архитектурное решение будет работать в северном климате. Так, крыша просто висела на системе пилонов. При этом архитектор явно не учитывал ветровые и особенно снеговые нагрузки, которые бывают в нашей климатической зоне.

В 2011–2012 годах «Мостоотряд № 19» начал монтаж крыши. Когда наши конструкторы взялись рассчитать параметры крыши, выяснилось, что она не способна нести нормативные нагрузки. Работы остановили, кровлю частично демонтировали и пересчитали. Часть металлоконструкций была признана негодной, были заказаны новые конструкции. В 2012–2013 годах была пересчитана и система опирания кровли. В 2014-м появился новый проект крыши. Мы перераспределили нагрузки. Теперь пилоны во многом больше выполняют декоративную, нежели несущую функцию. А конструкция кровли стала более безопасной, поскольку через систему малых стоек она опирается на чашу стадиона. Пилоны же устроены таким образом, что если какой-то из них потеряет несущую способность, то крыша останется в безопасном положении.

– Все ли прошло гладко при монтаже кровли?
– Работы были разбиты на несколько этапов. Монтаж выполняли специалисты швейцарской фирмы VSL. В процессе нам пришлось преодолевать технологические трудности, связанные с натяжкой вант, система которых раскрепляется через пилоны и поддерживает кровлю.

У нас не было единой модели, как поведет себя кровля, поэтому в режиме реального времени мы следили за реакцией металла после натяжения вант. Для этого была разработана сложная система пошаговой натяжки. Пряди вант через специальное устройство были заведены в домкраты. Каждая прядь натягивалась строго на определенную нагрузку. По кругу были просчитаны циклы приложения нагрузок натяжения, и крыша постепенно перераспределяла свой вес на систему вант и пилонов. Нам приходилось приостанавливать работы, в частности, по причине заклинивания вантов в замках. Кроме того, когда достигались критические показатели, стройка останавливалась по требованию ученых и специалистов авторского надзора. С помощью сложных математических расчетов производился пересчет моделей нагрузок. Поэтому процесс натяжки продлился на полтора месяца дольше, чем предусматривалось проектом.

– Стройка – живой организм, и проблемы во взаимодействии с подрядчиками неизбежны. Как вы их решали?
– Действительно, взаимодействие подрядчика с субподрядчиками важно, и иногда приходится, чтобы не сорвать контракт, идти на нестандартные решения. Например, основным подрядчиком по устройству кровли был «Мостоотряд № 19». В марте прошлого года компания объявила себя банкротом и не смогла продолжать работу. Возникла угроза остановки стройки, поскольку связанные договорами с этой компанией субподрядчики и поставщики не хотели рисковать и намеревались свернуть свою деятельность. На принятие решения потребовалось два дня.

Мы как генподрядчики пообещали, что все обязательства по текущим работам выполним своими силами. Около 500 человек, сотрудников «Мостоотряда № 19», работающих на объекте, ввели в наш штат. За месяц был развернут участок № 2, куда влились еще и 12 субподрядных фирм. Пришлось провести расчеты, освидетельствовать объем незавершенки, перевести на «Инжтрансстрой» библиотеку исполнительной документации, выполнить процедуры, связанные с органами Ростехнадзора.

Теперь по факту получается, что «Инжтрансстрой», являясь генподрядчиком, своими силами ведет самые сложные и ответственные работы. Такая схема – большая редкость. К тому же по госконтракту наша компания является еще и проектировщиком и разработчиком рабочей документации.

– Наверняка нашим читателям будет интересно, как технически устроено выдвижное поле и зачем понадобилось такое решение?
– В нашем климате (а наш стадион – самый северный стадион подобного класса) футбольный газон, к качеству которого сейчас предъявляются высокие требования, очень сложно сохранить. К тому же у арены высокие борта чаши, стационарная крыша, отчего инсоляция и освещенность поля минимальны. Чтобы ухаживать за газоном, поле нужно выдвигать.

Система выдвижного поля – это конструкция весом 7000 тонн, что сопоставимо с массой крупного грузового состава. Но при этом она должна двигаться быстро, плавно и безопасно. Главной задачей было минимизировать затраты на передвижение такой массивной конструкции. Последовательно предлагалось несколько инженерных решений. Сначала речь шла о шагающих гидравлических домкратах. Предпринималась и попытка выполнить задачу за счет системы лебедок. Даже поступало предложение сделать плавающее поле.

В ходе работ концепцию поменяли. Систему домкратов было решено поменять на систему электросервоприводов. Потом к ним добавили еще воздушную подушку. Мы герметизируем края поля, выполняем поддув, разгружающий массу поля через систему вентиляторов нагнетания воздуха. В результате нагрузка в 500 кг снижается до 100 кг на кв. м. На перемещение поля уходит около часа. Таким образом, обеспечивается возможность ухода за газоном, пирог которого, высотой в полметра, состоит из стабилизированного специальными волокнами грунта. Для этой же цели поле оснащено системами автоматического подогрева, аэрации, полива и дренажа.

Есть и другая причина внедрения сложной выдвижной системы – двойное назначение объекта. Известно, что стадион будет действовать не только как футбольная арена, но и как спортивно-концертный комплекс. А на футбольном газоне никакие другие мероприятия проводить нельзя