Как сидеть на галопе. Учимся ездить галопом

Аллюр, которым лошадь проходит один километр за три минуты, сорок пять - пятьдесят секунд. При движении галопом всадник через седло ощущает три, а на слух воспринимает два темпа. Первый ощущаемый темп: лошадь ставит вперед наружную заднюю ногу и переносит на нее всю тяжесть корпуса. Второй: продвигает вперед и подставляет под корпус вторую заднюю ногу, одновременно с этим опускает на землю наружную переднюю. Третий: перекладывает корпус на внутреннюю переднюю ногу, затем корпус снова переносится на наружную заднюю ногу, то есть возвращается в первый темп.

Галопом лошадь может идти с правой ноги или с левой.

Когда лошадь идет галопом с правой ноги, то более подставляет вперед под себя заднюю правую, а правую переднюю выносит вперед и выше левой.

При галопе с левой ноги - наоборот: лошадь заметнее выносит вперед левые ноги.

При езде направо лошадь поднимают в галоп с правой ноги. При езде налево - с левой.

Как поднять лошадь в галоп .

Чтобы поднять лошадь в галоп с правой ноги, придерживая перед лошади мягким поводом, следует послать ее нперед сжатием обоих шенкелей, но при этом поводом дать голове направление вправо. Потом, усилив давление пряным шенкелем, побудить лошадь подняться в галоп.

При этом надо иметь в виду, что лошадь может выкинуть зад вправо. Чтобы противодействовать этому нужно работать правым шенкелем.

С левой ноги в галоп лошадь поднимается теми же приемами, что и с правой, только с побуждением левым шенкелем и поводом.

Когда лошадь пошла галопом с нужной ноги, всадник должен смягчить поводья, продолжая при этом контролировать ее движение наружным шенкелем и следить за тем, чтобы она шла с легким упором на удила, а задние ноги шли по следу передних.

Подъем в галоп осуществляется спокойно, а при движении галопом, всаднику следует глубоко сидеть в седле, сопровождая корпусом движения лошади.

Если лошадь при подъеме в галоп пошла не с той ноги, то есть выбрасывает вперед наружную, а не внутреннюю ногу, ее нужно немедленно перевести на сокращенную рысь, набрать больше внутренний повод, усилить давление внутреннего шенкеля и более резким толчком обоих шенкелей снова поднять в галоп.

В случаях, когда лошадь на галопе опускает голову, надо усиленным действием шенкелей и легким переводом поводьев заставить ее поднять голову и добиться правильного движения галопом.

Полевой галоп . Аллюр со скоростью один километр в две с половиной минуты. Этот вид движения достигается за счет усиленных движений зада лошади, которые задают весь темп движения вперед;

Подъем в полевой галоп мало отличается от подъема ее в галоп обычный. Однако лошади дают возможность вытянуться, что позволяет ей двигаться более широким махом с вытянутой шеей и приподнятым крестцом.

На полевом галопе всадник сохраняет глубокую посадку в седле, подает корпус вперед, усиливает упор на колено и берет стремя как можно глубже. При этом руки подаются вниз и вперед.

ЕЗДА ГАЛОПОМ

Обыкновенно различают четыре рода галопа:

1. Естественный галоп, которым всякая лошадь движется на свободе. Этот галоп для всадника неприятен, так как он тяжел, лошадь лежит на плечах, подкидывает круп и сильно вытягивает шею и голову.

2. Манежный галоп (короткий, курц-галоп), которым лошадь может ходить только после более или менее продолжительной выездки, приобретя гибкость и упругость в пояснице, бедрах и скакательных суставах. По скорости он не превышает обыкновенную рысь.

3. Полевой галоп (охотничий, кентер) со средней скоростью 2"/2 мин верста1.

4. Галоп в полный мах лошади, или иначе карьер, движение, которое не может быть продолжительным, так как легкие и сердце не могут поспеть набрать кислорода, перегнать венозную кровь в артериальную, омыть и освежить ею, быстро и с большим напряжением работающие мышцы.

Из всех аллюров галоп является наиболее трудным и сложным. Некоторые движения на галопе требуют от ездока большой опытности.

Движение манежным галопом имеет целью выработать в лошадях: 1) наибольшее послушание действию шенкелей и поводьев; 2) усовершенствовать равновесие лошадей под ездоком; 3) укрепить и развить задние конечности и 4) развить вообще ловкость и совкость лошади.

При первоначальном обучении лучше всего поднимать лошадей в галоп с сокращенной рыси, так как на манежном галопе лошадь должна возможно больше подставлять свои задние ноги под корпус а на сокращенной рыси лошадь уже идет с сильно подведенным задом.

При подъеме в галоп ни в коем случае не следует ставить лошадь вполуоборот, а нужно вести ее совершенно прямо. Сам подъем исполняется следующим образом. Подготовив лошадь предварительным сбором, всадник дает голове лошади отчетливое постановление в ту сторону, с какой ноги требуется поднять лошадь, т. е. если лошадь нужно поднять с правой ноги, то и постановление должно быть направо. Затем, выдержав, поводья и не отставляя внутреннего шенкеля, всадник нажимом или толчком наружного шенкеля заставляет лошадь правильно подняться в галоп с требуемой ноги. Лишь только лошадь правильно поднялась на галоп, всадник смягчает поводья, обоими шенкелями поддерживает движение, причем внутренним шенкелем следит, чтобы лошадь не выкидывала зада внутрь манежа, т. е. чтобы зад шел по следам переда. На галопе лошадь должна идти с легким упором на удила, и в случае, если лошадь ложится на повод, опуская шею и голову, следует усилить воздействие шенкелей, а поводом (трензелями) поднять голову лошади.

Корпус всадника в момент подъема нужно слегка передать назад, а на самом движении всадник не должен качаться и ерзать седалищем по седлу.

Для перехода с манежного галопа на рысь или шаг всадник, выдерживая поводья (наружный в особенности), встречает лошадь шенкелями и плавно, в полном сборе, переводит в рысь и шаг.

1 У казаков галоп называется «наметом», скоростью 16 верст в час (1 верста в З 1/4 мин). «Широкий намет» - скорость 20 верст в час (1 верста в 3 мин).

Весьма часто всадник не может заставить лошадь перейти сразу с галопа на рысь, так как, разгорячившись или идя за другими лошадьми, она продолжает галопировать. В этом случае нужно поставить лошадь в такое положение, в котором ей было бы самой крайне неудобно двигаться галопом с той ноги, с которой она упорно идет. Для этого всадник дает противоположное постановление и усиливает внутренний шенкель, т. е. если, например, лошадь идет с правой ноги, то постановление дается ей налево и усиливается правый шенкель, как бы заставляя ее переменить ногу. Тут, конечно, всадник должен ловить момент, чтобы вовремя поставить лошадь на рысь, не дав переменить ногу, и продолжать галоп уже с другой ноги. В случае упорного нежелания лошади перейти в рысь всадник энергично высылает лошадь вперед более резвым галопом и, проскакав некоторое время, сокращает аллюр до рыси.

Подъем в манежный галоп может быть сделан по тем же самым правилам и с шага, а также и с места, причем в последнем случае лошадь должна сделать предварительно два-три шага шагом. Лошади более тонкой выездки и высшей школы поднимаются в галоп с места и без движения шагом.

При перемене направления обычно делается и перемена ноги, т. е. если шли ездой направо с правой ноги, то при перемене направления езду налево уже продолжают с левой ноги. Обычно для перемены ноги переходят с галопа в сокращенную рысь или шаг, пройдя которым два-три шага поднимают лошадь уже с другой ноги. Хорошо выезженной лошади нет никакого труда переменять ногу на галопе, не переходя ни в шаг, ни в рысь, а продолжая движение тем же галопом и тем же темпом. Для этого всаднику следует только на том месте, на котором он хочет переменить ногу, дать на соответствующую сторону постановление и усилить противоположный шенкель, и лошадь легко и без задержки должна продолжать движение с другой ноги. При перемене ноги без перехода в шаг и рысь всадник не должен ерзать по седлу, «помогать» лошади своими плечами, руками или наклоном корпуса вперед - все это лишние, а главное, некрасивые движения, которые только беспокоят лошадь, приучая суетливо менять ногу.

При перемене направления менку ног обычно делают несколько не доходя до противоположной стенки или угла, но по особой команде или по желанию можно делать перемену и на середине манежа. Что касается вольтов, то они на манежном галопе выполняются по тем же правилам и приемам, как и на рыси, причем действие шенкелей на галопе будет более энергичным, корпус всадника более отчетливо передается вовнутрь вольта, не допуская нагибания вперед.

Повороты направо и налево-назад на галопе выполняются так же, как и на рыси, но с тем, что, подходя на последней половине поворота к стенке, всадник меняет ногу, переходя в сокращенную рысь или шаг, или же при более тонкой езде меняет догу на галопе в темп.

Боковые движения на галопе относятся уже к езде высшей школы, о чем будет указано в соответствующей главе.

Скорость манежного галопа обычно не превышает скорости рыси, а иногда доводят его и до более медленного движения. Что касается уставного требования, то короткий галоп должен иметь скорость до 33/4 мин верста.

Для перехода в полевой галоп всадник раньше всего берет глубже - «в калошу» - стремя, опускает возможно ниже к гребню шеи (к холке) руки с поводьями и высылает шенкелями лошадь вперед, давая ей свободно вытянуться, опустить несколько голову, взяв некоторый упор на повод.

Устав рекомендует на полевом галопе сохранять глубокую посадку, что, конечно, возможно при непродолжительном движении. При движении полевым галопом по пересеченной местности и на протяжении многих верст, как это приходится на парфорсных охотах, всаднику придется, для облегчения работы зада лошади, подать корпус несколько вперед, больше упереться на стремена и колени, несколько отделив свое седалище (но не разрез) от седла.

Уставная скорость полевого галопа 2 1/2 мин верста, но на парфорсных охотах и быстрых дальних пробегах эта скорость несколько повышается, в особенности на охотах, где зверя (оленя, кабана) обычно преследуют со скоростью не менее 2 мин верста.

Переход из полевого галопа в меньший аллюр следует делать мягко, без цуков, стараясь по возможности перейти последовательно в меньший галоп, рысь, а затем шаг.

Для перехода же в карьер всадник энергично высылает шенкелями (или шпорами - в зависимости от темперамента, энергии и силы лошади) лошадь вперед, давая ей еще больший упор на повод. Некоторым подъемом своего седалища от задней луки, наклоном корпуса вперед и упором на стремена слегка вытянутых вперед ног (шенкелей), со взятыми глубоко стременами, всадник облегчает лошади работу зада.

Беспорядочный посыл лошади на карьере шпорами, а также распущенный повод не только не ускорит аллюра, но наоборот - будет мешать лошади идти полным ходом, во весь мах.

Движение карьером не должно быть продолжительно, так как оно сильно затрудняет дыхание лошади.

Для перехода в меньший аллюр всадник глубже садится в седло и с помощью шенкелей и не резкого набирания повода последовательно, как и при полевом галопе, переходит в меньшие аллюры. Многие лошади вследствие своего темперамента или тугоуздости не так легко переходят с карьера на более меньшие аллюры и продолжают иногда довольно долго тащить всадника. Это в особенности часто бывает тогда, когда всадник для перехода в меньший аллюр пользуется только одними поводьями без воздействия шенкелей, не веря действию последних. В таких случаях самое лучшее - пользоваться разбором поводьев порознь, т. е. мундштучные поводья в руку левую, а трензельные - в правую. Действуя попеременно трензелем и мундштуком, а также и шенкелями, легко взять лошадь в руки и заставить идти желаемым аллюром.

1. Раскачивание плечами. Это очень частая ошибка, когда всадник раскачивает плечами или всей верхней частью назад-вперед в такт лошади, когда она двигается галопом. Однако, если вы делаете это, вы теряете свой баланс, чем выводите лошадь из равновесия. Кроме того, у вас нет основы посадки, а значит вы не можете правильно управлять лошадью.

Решение: Представьте, что невидимая веревочка тянет вас от верхней части головы вверх. Представьте, что вы кукла-марионетка, а кто-то подтягивает вас вверх. Как только вы будете тянутся вверх от макушки головы, то автоматически прекратите раскачиваться.

2. Размахивание (раскачивание) нижней частью ноги. Некоторые всадники, вместе в движение бедер, начинают продвигать и нижнюю часть ноги, раскачивая ею. Это производит слишком много смешанных действий и лошадь не понимает, каких действий вы от нее хотите добиться.

Решение: Тяните пятку вниз, тогда движение ноги взад-вперед будет невозможным.

3. Зажатие коленями. Когда лошадь устремляется галопом или подхватывает, то вы естественно пытаетесь удержаться, чем только возможно. И зажатие коленями кажется хорошее идеей, пока вы не поймете, что это зажимает вашу посадку в седле, а также может спровоцировать лошадь пойти быстрее. Сжатие коленей не позволяет продвигаться бедрам вместе с лошадью, что приводит к потере равновесия и выбрасыванию из седла. Это очень плохая идея.

Решение: Расслабьтесь. Большинство людей зажимают колени, потому что напряжены, в седле. Нервозность может вызнать напряжение, при котором трудно сидеть глубоко в седле. Практика и опыт, ровное глубокое дыхание помогут справиться с нервозностью. Запомните, что глубокая и плотная посадка в седле обеспечивается переносом вашего веса в него, а не от силы сжимания коленей. Также смотрите 8 пункт!

4. Излишнее движение бедер. Верно, что вы хотите, чтобы ваши бедра двигались с движением лошади, но, что иногда случается, особенно с флегматичными лошадьми - вы начинаете качать бедрами чаще, чем они должны естественно продвигаться. Попытка заставить лошадь, таким образом, двигаться быстрее, обычно приводит к тому, что вы опережаете ритм движения лошади, нарушая его последовательность.

Решение: Откройте движение бедра. Если ваша лошадь слишком медленно движется и не достаточно проталкивается на галопе, всего лишь слегка увеличьте круговую амплитуду движения бедер. Это естественно стимулирует вашу лошадь удлинить шаг и захватить большее пространство при движении. И не забудьте расслабляться!

5. Размахивание руками вверх-вниз. Ваше тело движется вверх вниз на галопе, по крайней мере на 15 см, при каждом темпе лошади. Это так просто, чтоб оставлять руки немного позади для их естественного движения.

Решение: Взяться за прядь гривы. При идеальной езде, ваши руки остаются чуть выше холки лошади, даже при движении вверх-вниз. Чтобы помочь ощутить правильное движение рук, нужно взять прядь гривы при помощи мизинца. Притягивание гривой поможет вам удерживать руки над холкой внизу.

6. Поднятие (задирание пятки вверх). Это вы слышали много раз и еще услышите не однократно - пятку вниз. Поднятие пятки чаще всего возникает при зажатии коленями (пункт № 3) и при недостаточно глубокой посадке в седло (пункт № 8).

Решение: Увеличить натяжение вниз. Помните, что вы действительно должны перенести большую часть вашего веса через среднюю часть ступни (находящейся на стремени) в пятку. Если вы сможете увеличить растяжение ноги вниз с переносом веса в ваши пятки, то обучение пойдет гораздо быстрее и вы сможет правильно удерживать пятки вниз-назад. На практике все это можно сымитировать, если вы стоите на ступеньке, а пятки свисают вниз с края лестницы.

7. Заваливание вперед. Люди часто наклоняются вперед по ряду причин. Иногда всадник нервничает и сворачивается калачиком; иногда, хочет, чтоб его лошадь шла быстрее и наклоняются для этого вперед; иногда ему просто трудно удерживаться чуть сзади в седле. К сожалению, ни одна из этих причин не является оправданной. Помните, идеальная посадка имеет прямую линию от плеч через бедра и вниз к пяткам.

Решение: Откинуться назад. Странно, но некоторые люди думают, что они сидят дальше сзади, чем на самом деле. Если вы чувствуете, что склонились слишком далеко назад, то вероятнее всего вы близки к вертикали.

8. Нет глубокой посадки. Вы только ощущаете верхнюю часть седла при посадке, вместо того, чтобы действительно сидеть глубоко в седле с переносом веса вниз. Это неплохо для прыжков, но не подходит при езде галопом.

Решение: Представьте, что вы большой тяжелый мешок картошки. Это не очень красивое сравнение, но визуализация что-то большого и тяжелого, шлепнувшегося в седло, может действительно помочь вам глубже сесть и перенести вес тела вниз, к красиво тянущимся вниз пяткам.

9. Поднятые (не округленные) плечи. Это как в ситуации с пятками. Просто опустите их. Кроме того, поднятые плечи лишают вас способности делать полуодержки.

Решение: Упражнение с хлыстом. Зафиксируйте хлыст за спиной под локтями и возьмите поводья, в этом положении вы не сможете поднимать плечи. Делайте это упражнение по пять минут в день, пока они не начнут оставаться в правильном положении.

10. Тестообразные мышцы, слабый стержень (основание тела). Как бы вы не старались свободно двигаться бедрами, расслабленно и глубоко сидеть в седле, а ваши руки аккуратно следуют за головой лошади, вы можете обнаружить, что мышцы живота слишком дряблые. К сожалению, вы должны выяснить, как расслабленно и свободно двигаться без потери прочности и упругости основания вашего тела, ведь эта та сила, на которой строится все остальное.

Решение: Подумайте об укреплении мышц пресса и ягодиц. Вы хотите, чтоб ваши мышцы были плотными, но не жесткими. Как укрепить основание тела, не теряя упругости? Вы можете делать упражнение "планка", когда находитесь дома. Примите положение упора лежа. Ваши бедра, плечи и пятки (опять!) должны находиться по одной прямой линии. Держите это положение, задействуя все основные мышцы, чтоб оставаться прямым и подтянутым. Держите это положение в течении минуты каждый день по нескольку раз. Постепенно ваши мышцы будут становиться сильнее.

Галоп - один из аллюров высшей школы верховой езды, который является самым быстрым видом движения лошади.

Именно на галопе новичок впервые сможет ощутить настоящее опьянение от верховой езды, скорость и силу, когда лошадь несется над землей, а ветер свистит в ушах. Но, несмотря на заметно возросшую скорость, всадник воспринимает галоп как очень мягкий аллюр.

ГАЛОП

Галоп - трехтактный аллюр, когда ноги лошади переставляются следующим образом: задняя внешняя идет вперед, затем задняя внутренняя и передняя внешняя идут вперед вместе, а уже за ними - передняя внутренняя. Затем фаза подвисания, когда все четыре ноги оторваны от земли, прежде чем повторяется то же чередование: задняя внешняя, вместе задняя внутренняя и передняя внешняя и, наконец, передняя внутренняя.

ГАЛОП С ПРАВИЛЬНОЙ НОГИ

Если вы понаблюдаете за лошадью, идущей галопом по кругу, вам покажется, что каждый его такт начинается с передней внутренней ноги. На самом деле передняя внутренняя нога выносится последней в третьем такте галопа, но наблюдатель воспринимает ее как первую. В данном случае считается, что лошадь идет с правильной ноги (в отличие от контргалопа).

Таким образом, когда лошадь двигается галопом по кругу направо (или делает принимание направо), внутренняя (здесь - правая) передняя нога должна быть ведущей; а когда лошадь двигается по кругу налево (или делает принимание налево), ведущей должна быть опять же внутренняя, но здесь это левая передняя нога.

Для того чтобы перевести лошадь на галоп с левой ноги, вам надо надавить внутренним шенкелем на подпругу, а внешним - позади нее и в то же время приоткрыть левую руку, чтобы дать лошади согнуться влево, и, удерживая внешний повод, сделать посыл. Для галопа с правой ноги воздействия с разных сторон меняются местами: правый шенкель действует на подпруге, левый - сзади подпруги, правая рука слегка открывается, чтобы лошадь согнулась вправо.

ПЕРЕХОД С РЫСИ НА ГАЛОП И ОБРАТНО

Перед тем как дать лошади команду перейти на галоп, всадница должна перестать облегчаться па рыси и убедиться, что лошадь идет рысью энергично и внимательно. Чтобы послать лошадь в галоп с левой ноги, всадница садится глубоко в седло, левым шенкелем давит на подпругу, а правым шенкелем значительно сильнее давит или толкает позади подпруги. Именно потому, что лошадь должна начать движение с внешней задней ноги, всадница активизирует ее внешним шенкелем. Внутренняя рука слегка открыта для того, чтобы лошадь была согнута влево, а внешняя рука может с большей силой удерживать внешний повод, чтобы лошадь не пошла просто более резвой рысью. На этой фотографии внешняя задняя нога лошади готова к первому шагу на галопе. Когда лошадь уже идет правильным галопом с левой ноги, всаднице нужно держать внешний шенкель позади подпруги, контролируя внешнюю заднюю ногу лошади. Внутренний шенкель остается на подпруге для того, чтобы тело лошади было согнуто вокруг него, как будто лошадь идет по кругу.
Руки двигаются вперед вместе с движениями головы и шеи лошади, всадница сидит глубоко в седле, а ее бедра сопровождают движения лошади. Чтобы вновь перейти на рысь, всадница, усевшись глубоко в седле, воздействует обоими шенкелями на бока лошади. Всадница набирает повод, не позволяя рукам следовать за движениями головы и шеи лошади, таким образом блокируя ее поступательное движение. Можно немного больше набрать внешний повод и перевести лошадь па рысь.
Как только лошадь перешла на рысь, всадница опять смягчает повод,следуя за движениями лошади, а шенкеля мягко воздействуют на бока лошади. Она дол лен а быть готова вновь послать лошадь шенкелями, если та еще больше замедлит движение.

ОСНОВНАЯ ОШИБКА

Основная ошибка при подъеме лошади в галоп состоит в том, что всадница нагибается вперед и смотрит вниз через плечо лошади. Как только ее плечи передвинутся вперед, центр ее тяжести также переместится вперед, и она попытается руками найти опору в поводе.

Всадница должна сидеть прямо и использовать свои руки и шенкеля независимо друг от друга, чтобы перевести лошадь в галоп. Наклон вперед выводит из равновесия лошадь и всадницу, и задача осложняется.

ПОЛЕВАЯ ПОСАДКА НА ГАЛОПЕ

Приподнявшись в седле, всадница позволяет лошади расслабить спину и с большим захватом пространства и энергией идти галопом. Это часто делают во время прогулок, чтобы лошадь шла с наименьшим усилием. Во время тренировок всадник может привставать в седле, чтобы дать лошади отдохнуть. Обычно это делают, когда разогревают лошадь перед преодолением препятствий. Такой прием называется «ехать на полевой посадке» ; всадник просто приподнимается над седлом, перенося свой вес на каблуки и стремена.

Всаднику нужно научиться хорошо сохранять равновесие, ему также необходимо иметь сильные мышцы ног, поскольку задняя поверхность икр сильно напрягается. Если вы чувствуете, что откидываетесь в седло, вам, возможно, следует слегка наклонить вперед плечи. Если вы чувствуете, что падаете на шею лошади, приподнимите плечи и проверьте, не ушел ли шенкель назад, это в свою очередь сместит центр тяжести вашего тела вперед.