Как победить неуверенность в себе — советы подросткам. Рекомендации психологов: как помочь подростку обрести уверенность в себе

Где он, баланс между повышенной и заниженной самооценкой? Любое стремление оценить себя по баллам на хорошесть даже и во взрослом возрасте затруднительно – мы, как и дети, постоянно меняемся и движемся вперед.

Как действовать, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным и не зазнавался? Мы попробовали подобрать способы, которые помогут вашему сыну или дочери почувствовать себя счастливее и увереннее, не впадая при этом в манию величия.
Любовь
Главный ключ к уверенности мы назовем сразу. Это ваша любовь. Не слепое обожание, а любовь. Когда ребенок ощущает, что его любят, несмотря ни на что. Чтобы сын или дочь чувствовали это, недостаточно подобрать нужные слова. Нужно по-настоящему любить.
И тогда ваше чувство будет проявляться во всех ваших действиях и словах, просвечивать, как лампа, сквозь абажур, невзирая на нарисованные на нем фигурки, строго вы говорите, по-доброму или шутите. Мы чувствуем главное непременно.
Ваше чувство будет согревать ребенка и формировать в нем уверенность, помогающую не впадать в уныние или, наоборот, самодовольство от каждого комментария.
Как же любить ребенка так, чтобы он это по-настоящему ощущал, его это согревало и формировало в нем основу для здорового восприятия себя, для независимости от «кнута и пряника» в виде похвалы или критики первого встречного? Это довольно просто.
Вернитесь мысленно к своей беременности, например. Ждали ли вы какого-то особенного ребенка (красивого, умного) или были готовы любить того, кто придет в вашу семью? Согреть его, дарить тепло тому, кто с вами будет, вне зависимости от любых его качеств? Невзирая на любые неприятности и ситуации? Правильный ответ, как вы понимаете, второй.
И вопрос не в том, как вы выражаете это ребенку. Вы его воспитываете, поэтому он должен получать разную реакцию на разные его поступки. Важно, чтобы вы сами, несмотря на то, что вы говорите и какое поведение демонстрируете, помнили о том, что любите.
Поощряйте старания

Допустим, у вас двое детей. Один из них нереально талантлив в английском, другой – в математике. Представьте, что вы хвалите их за их результаты по английскому. Каждый день Саша приносит из школы по иностранному «пять», а Варя – «три».
Сашу каждый раз поощряют, Варю – ругают, несмотря на то, что Саше предмет самое дается очень легко, а Варе – с трудом, но она старается. Сын зазнается, хотя он не прилагает усилий, и, возомнив себя гением, может перестать стараться по другим направлениям.
Дочь, которая, вполне вероятно, делает все возможное и невозможное – и все равно получает тройки… максимум четверки, просто переживет некоторое отчаяние и срыв - и может махнуть рукой на достижение результата в принципе либо же на вашу объективность.
Начать прогуливать уроки или концентрироваться совсем на других вещах. Поэтому важно обращать внимание на то, к чему прикладывает усилия ваш ребенок и поощрять их.
Небольшой педагогический секрет: можете завести специальный дневник «за старания», выставлять в нем оценки за ежедневные усилия не только по школьным делам, но и по самым разным направлениям. Поощряйте старания разными способами – походами в зоопарк, планетарий, новыми интересными знаниями.
Пусть поощрения сами по себе будут развивающими (не конфетно-тортиковыми) – не будем воспитывать маленького обжору!
Принятие решений
Пусть ребенок принимает разные решения по ходу дня и вообще в жизни. А также переживает последствия принятых им решений и учится представлениям об ответственности. Это позволит ему чувствовать себя маленьким взрослым и по-настоящему расти.
Не сравнивайте с другими детьми
Не надо сравнивать ребенка с Петей, Машей из соседнего подъезда и вашим воображаемым идеальным сыном. Признайтесь себе, что такие сравнения – банальная зависть и неумение любить ребенка.
А это неумение (смотрите пункт первый) может крайне негативно отразиться не только на его самооценке, но и на жизни вообще. Мотивируйте его не примером других детей, а возможностью проявить свои таланты, написать картину, придумать и изобрести что-то интересное…
Стать умным, сильным, добрым. То есть, творческими вещами. Тогда ребенок не будет нервничать по поводу чужих успехов (и строить свою самооценку в зависимости от того, что получила сегодня по русскому Катя), а будет больше обращать внимания на свои собственные успехи.
Создавайте ребенку достойных героев

В пример хорошо ставить… да, самых настоящих героев. До которых не так сразу и допрыгнешь. Это придаст ребенку вдохновения и сил. Пусть дети знают о героических личностях, вдохновляющих не просто успехом, а личным характером или удивительными поступками.
«Чем выше цель, тем больше сил», как говорит психолог Марина Таргакова. Следование за каким-то интересным идеалом и стремление добиться высокой цели (например, желание стать виртуозным пианистом) придаст ребенку массу энергии – и у него просто не будет времени и желания думать о том, как над ним вчера посмеялись.
Для того, чтобы таким образом вдохновлять ребенка, нужно, действительно, постараться, но оно того стоит. Будьте вдохновлены сами.
Не перехваливайте
Не надо слишком упоенно хвалить ребенка. Этим вы можете получить перекос, когда ваш школьник просто воспарит в собственных лаврах и начнет «лоботрясничать», думая, что он уже всего достиг. Расслабится, то есть. Лень и самодовольство – не наша цель.
Помните, что поощрять лучше старания – и в меру. Пусть вообще движущим мотивом ребенка к деятельности будет не похвала, а сама увлеченность, процесс.
Не унижайте
Это, конечно, само собой. Если вы оскорбляете человека как личность, то вы рискуете просто утратить его доверие. Помните, что критиковать важно поступки, неправильное выражение эмоций, а не самого ребенка. Давайте ему понять, что он может ВСЕ.
Главное – захотеть и постоянно стараться.
Внешность и другие проблемы



Постарайтесь в разговорах или, находясь в школе, постараться понять, какие критерии кажутся особенно важными ребенку для того, чтобы быть «своим» в своем обществе.
И постарайтесь «расшатать» эти критерии, то есть не подвергнуть их сомнению (внешность, классный телефон), а пояснить ему, насколько все интереснее – и как много важных и хороших качеств есть в человеке. Познакомьте его с людьми, у которых есть совершенно другие, непривычные для ребенка качества.
Талант, чувство юмора, смелость… Пусть, проявляя свои менее привычные позитивные качества в их присутствии, ребенок чувствует себя увереннее и понимает, что развиваться можно бесконечно.
Тогда, если одноклассники назовут его лопоухим или его телефон будет не самым модным в классе, он придаст этому не так много значения. Возможно, ему стоит пойти в кружок игры на гитаре, шахматное общество или другое такое же вдохновляющее его общество.
Верующим родителям можно подыскать клубы по интересам на темы, связанные с религией или какими-то духовными ценностями (в зависимости от ваших убеждений). Можно, если это входит в вашу картину мира, отвести неуверенного ребенка поговорить со священником, предупредив, о чем речь.
Хороший священник – настоящий психолог и, вполне вероятно, сможет быстро обрисовать ребенку, насколько иными могут быть ценности и направление движения. Проявляйте креативность в расширении горизонтов ребенка.
Искусство «маленьких шагов»
Почаще поручайте ребенку задания, которые он сможет успешно выполнить сам. Если у него что-то получается, он будет без лишних похвал окрылен успехом и попробует взяться за новое дело. Таким образом, будет расти его уверенность в своих силах.
Еще один важный момент – пусть он осваивает сложные умения или навыки по чуть-чуть. Учится готовить и шить с самых простых заданий, причем пускай смастерит одно и то же несколько раз.
Освоил – переходит к новому. Иначе он может просто растратить весь энтузиазм и растерять веру в свои силы – что-то вроде того, как взрослые посреди слишком строгой диеты бегут к холодильнику и потом впадают в уныние и занимаются самоосуждением.
Объясните, как относиться к критике и обидным замечаниям

Поясните ребенку, что критика – это не всегда плохо. Это способ понять, к чему стоит стремиться. Если его кто-то обижает, пусть он задумается, нельзя ли это как-то использовать.
Если, например, ему говорят, что он нудно рассказывает у доски, это возможность научиться интересно выражаться – и стать, в будущем, может быть, телеведущим!
Если же из критики ничему нельзя научиться (например, «ты дурак»), то на нее надо постараться не обращать внимания и понимать, что у других людей может просто быть плохое настроение или какие-то сложности в семье, которые мешают им научиться себя хорошо вести.
Будьте мамой и папой, а не одноклассниками
Ребенку очень помогают чувствовать себя уверенным в жизни мама и папа, у которых есть четкие принципы и представления о жизни. То есть тут два пункта: во-первых, не нужно быть совсем «равными», хихикающим над другими, делиться с ребенком своими проблемами – если взрослые ведут себя инфантильно, ребенок лишается ощущения защиты.
Надо стараться быть одновременно вдохновляющим идеалом и по-настоящему взрослыми, уверенными в том, что и почему вы делаете. Тогда ребенок будет чувствовать над собой «крышу» – и ему будет намного спокойней и лучше. Для этого, естественно, надо думать, как становиться увереннее и взрослее самим.

Уверенность в себе необходима любому человеку в любом возрасте . Но больше всего нуждаются в ней подростки.

Это связано с особыми задачами, стоящими перед человеком именно в этом возрасте. Однако именно подростки часто страдают от неуверенности в себе.

Поэтому о том, как помочь подростку обрести уверенность в себе , задумываются почти все родители.

Почему именно подростку необходима уверенность в себе?

«Уверенность в себе» — психологическое качество, которое можно определить как положительное восприятие себя, дающее человеку силы справляться со всеми испытаниями. Справляться - в психологическом смысле.

Не всегда и не все трудности преодолимы. Но уверенный в себе человек не ломается внутренне, не отступает перед трудностями, делает всё возможное для их преодоления.

Уверенность в себе зависит от Я-концепции . Я-концепцией называется соотношение представления о себе реальном и своего идеала человека (Я-реального и Я-идеального). Если осознанное и подсознательное восприятие себя вполне соответствуют Я-идеальному, то такой человек уверен в себе.

Наоборот, серьёзное рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным неизбежно ведёт к неуверенности в себе.

Необходимость в этом важнейшем ментальном качестве именно для подростков связана с изменениями в их физиологии (физически они ощущают себя уже взрослыми), переменами в общении с людьми (к ним начинают относиться более уважительно, чаще считаются с их мнением), изменением социальной роли и изменениями во внутреннем мире (внутренне подросток уже примеряет на себя роль студента или работающего взрослого, готовится к созданию семьи).

Возраст этот называют «переходным» , и это довольно удачное определение. И окружающие, и сам подросток понимают, что он становится другим. Требования к нему - другие. Вызовы - другие, более серьёзные. И ему очень важно быть уверенным, что он справится, сможет, что у него всё получится.

Ни в каком ином возрасте уверенность в себе не играет такой огромной роли.

Как воспитать уверенного в себе ребенка? Узнайте из видео:

Что влияет на детскую самооценку?

Рассмотрим основные факторы , влияющие на самооценку ребенка и подростка.

Мнение о нём близких взрослых

Подросток - всё ещё ребёнок, хотя и вступающий во взрослую жизнь . А дети узнают о том, какие они, от взрослых.

Это, впрочем, вовсе не значит, что решающее значение имеет прямо высказанное словесно его родителями мнение о ребёнке. Хотя бывает и так.

Когда Лее было 13-14 лет, она впервые начала задумываться о своей внешности . В её компании все девочки стриглись. Она тоже решила постричься «под мальчика». Но её мама сказала: «Если не будет твоих волос, кто посмотрит на тебя? Это единственное, что есть в тебе хорошего».

Лея очень светлая блондинка, похожая на своего отца . Её мама - ярко выраженная брюнетка. С отцом Леи она развелась, обида на него сохранилась в её душе надолго. А Лея - вылитый отец. Лея подсознательно поверила маме. Как и всегда дети и подростки верят своим родителям.

Итог: она не смогла создать свою семью, всю жизнь прожила одна, не была счастлива в личной жизни. Это пример как раз словесного воздействия . Разумеется, совершенно неправильного.

На самом деле, ни в коем случае нельзя высказывать подростку своего отрицательного мнения о нём. И даже не только о нём как о человеке, но и о его внешности или его отдельных качествах.

Однако что-то говорить детям , чтобы они узнали от нас, взрослых, какие они, как ни странно, совсем не обязательно.

Кира с детства много болела. Папа и мама, у которых она единственный ребёнок, сбились с ног, бегая по врачам, доставая редкие лекарства. Дома с Киры сдували пушинки, беспокоясь об её здоровье.

Само поведение мамы и папы не говорило, а просто кричало : «Ты слабая, очень слабая! Без нас, без нашей защиты ты ни на что не способна!»

И Кира прекрасно поняла, какого мнения о ней её родители, и, конечно, им поверила.

В итоге, она выросла страшно бесхарактерной и неуверенной в себе, одинокой. Она избегает любых трудностей, несамостоятельна. И в 25 лет по-прежнему все её проблемы решают за неё мама и папа .

Как видим, что-то говорить необязательно. Само отношение близких к ребёнку имеет даже большее значение, чем любые слова.

Если родители гиперопекающие, если они всячески демонстрируют своим поведением, что считают ребёнка слабым, неспособным самостоятельно справляться с трудностями без их помощи, он поверит.

Такой подросток никогда не будет уверен в себе .

Эмоциональное благополучие

Тут тоже всё зависит от родителей, особенно - от мамы. Ребёнку нужна безусловная любовь мамы. И обусловленная любовь отца.

Безусловная любовь - это такая любовь, которая ничем не обусловлена. Мама любит своё дитя просто потому, что это её дитя. Она рада ему, для неё это единственное, самое дорогое существо в мире, не вследствие каких-то его качеств или достижений - а просто так.

Очень удачно выразил сущность такой любви психолог Владимир Леви: «Любят ни за что и несмотря ни на что».

Отец любит ребёнка как раз за что-то . За успехи, за рост, за достижения. И эта любовь поощряет стремление малыша к росту.

Если ребёнок (дочь или сын) лишён либо безусловной материнской любви, либо стимулирующей к росту отцовской, то он эмоционально неблагополучен. И рискует стать неуверенным в себе подростком.

Школьные успехи

Или неуспехи.

Учёба в школе - главная (а часто и единственная) общественно значимая деятельность современных детей и подростков. Поэтому успешность или неуспешность учёбы сильно влияет на их самоощущение.

Особенно плохо, если ребёнок амбициозный, самолюбивый, но в школе терпит постоянные неудачи.

Успешная же учёба укрепляет уверенность в себе , правда, при условии, что с первыми двумя пунктами (эмоциональным благополучием и мнением о ребёнке его близких) всё в порядке. Потому что эти первые два пункта важнее.

Отношения со сверстниками

Для подростков чрезвычайно важно быть принятыми в компании сверстников .

Если статус подростка среди его ровесников достаточно высокий, к нему хорошо относятся, ценят и уважают, это укрепляет его уверенность в себе.

И наоборот: если им пренебрегают, если он изгой , его уверенность в себе может быть серьёзно подорвана, даже если по всем прочим пунктам у него всё хорошо.

Кто влияет на самооценку ребенка и что делать? Советы психолога:

Каковы причины заниженной самооценки?

Каковы причины неуверенности в себе у ребенка в 7-12 лет? Ответ на этот вопрос очевиден из сказанного выше:


Могут быть и особые причины , но они встречаются редко.

Роль родителей

Коротко говоря, она огромна . Родители, как боги, почти всё определяют в жизни своего ребёнка.

Прежде всего, важно, как они относятся к его самостоятельности с первых лет его жизни. Если мама боится, что малыш упадёт, расшибётся, что-то сломает, простудится - и эти довлеют над ней, то ребёнок привыкнет ощущать себя несамостоятельным, слабым, болезненным.

На самом деле, родители не должны делать за ребёнка ничего, что он в состоянии сделать сам . И не должны защищать его ни от чего и ни от кого, от чего ему или не будет особого вреда, или он сам в состоянии от этого защититься.

Важно, чтобы ребёнок имел право на своё мнение. Это имеет значение тоже буквально с первого года жизни.

Если всё за малыша решают взрослые, ему ничего решать не нужно, он привыкнет к этому. Так легче. И не будет стремиться иметь своё мнение , что-то сам решать.

Такой человек никогда не станет уверенным в себе, потому что уверенность в себе даётся только преодолением трудностей, а он всегда избегает любых трудностей.

Важно, как родители оценивают поступки ребёнка , как критикуют его.

Если на него обрушивается лавина критики по всякому поводу и без всякого повода (некоторые взрослые верят, что это полезно для растущего человека), то это неизбежно приведёт к неуверенности в себе. Но если не критикуют совсем, будет то же самое.

Критиковать ребёнка нужно , но примерно в таком тоне: ты вот это сделал очень здорово, мне понравилось, и то у тебя отлично получилось, но вот тут не совсем удачно, надо бы получше.

И ни в коем случае нельзя критиковать саму личность малыша, а только его отдельные действия.

Если требования родителей к ребёнку непосильны для него (например, они хотят, чтобы он всегда отлично учился по всем предметам), он сломается и вырастет неуверенным в себе.

Но и ничего не требовать нельзя: и тут крайности сходятся - будет то же самое. Требования нужны, но дозированные и посильные.

Вообще детство называют «ресурсным местом», тем периодом нашей жизни, в котором мы черпаем эмоциональные силы для дальнейшего существования. Поэтому детство обязательно должно быть счастливым, радостным.

Только тот подросток, который наигрался, набегался в детстве на всю оставшуюся жизнь, который пропитался счастьем навсегда, может быть вполне уверенным в себе .

У девушек их самооценка в огромной степени зависит от их мнения о собственной привлекательности для противоположного пола.

Поэтому нужно учить юную девушку воспринимать себя как красивую . Учить быть красивой. Учить танцевать, правильно держать себя и общаться с мальчиками.

Если её представление о себе как о девушке достаточно высокое, она будет и достаточно уверенным в себе человеком.

Как поднять самоуверенность юноше?

Как помочь сыну преодолеть неуверенность в себе?

Для ребят внешность и физическая привлекательность тоже имеют значение. Но не решающее.

Главное, чтобы мальчик чувствовал себя сильным и успешным в каком-то деле. Сильным, в том числе, физически. Поэтому надо научить развиваться юношу физически: пусть физически трудится, занимается спортом или физкультурой.

Если он слабо учится, нужно найти ему дело, в котором он будет успешен .

Если у него есть такое дело, и он положительно воспринимает себя с точки зрения физических кондиций, то и будет достаточно высоко себя оценивать.

Завышенная самооценка: нужно ли с этим что то делать?

Несколько завышенная самооценка ребенка раннего возраста считается нормой? Завышенная самооценка - вариант неправильной, необъективной оценки . Так что, конечно, это плохо.

Уверенность в себе, как мы уже отмечали, — это результат достаточно точного соответствия между Я-реальным и Я-идеальным.

Да, чаще мы сталкивается с низкой самооценкой. Однако и завышенная тоже не редкость. Она встречается у учеников элитных учебных заведений. У детей богатых и статусных родителей (так называемых «мажоров»).

Что делать? Понижать её, используя все возможные способы. То есть, говорить подростку, что вы о нём думаете, какой он на самом деле. Наказывать за проявления высокомерия.

Завышенная самооценка так же опасна, как и заниженная .

Счастливый человек, имеющий прочные связи с людьми, прежде всего, своими близкими, любящий их и любимый ими, о котором заботятся, но и он имеет возможность и даже обязан о ком-то (пусть о собачке или кошке) заботиться, успешный хотя бы в каком-то социально значимом деле (пусть это всего лишь учёба в школе или какой-то спорт), никогда не слышащий в свой адрес отрицательных оценок своей личности и своей внешности, имеющий достаточно высокий статус в группе сверстников - просто не может не быть уверенным в себе .

Но если что-то не так, это не приговор. Уверенными в себе мы не рождаемся, а становимся. И никогда не поздно что-то вернуть или изменить.

Что делать, если у девочки-подростка низкая самооценка? Практические советы:

Подростковый период достаточно сложен в психологическом плане для любого человека, потому что в голове подростка бьется очень много мыслей, желаний, он хочет опробовать все и еще не может думать о чем-то постоянном. В этом возрасте важно дать понять подростку, что он важен, и что даже если что-то случится, родитель всегда будет на его стороне.

Уверенность в самом себе и своих действиях – самая важная составляющая успеха. Уверенные люди привлекают. Поэтому, чтобы обеспечить подростку хорошее будущее, важно сформировать в нем уверенность в себе.

Почему подростку так важно стать уверенным в себе?

В жизни подростка будет очень много переживаний и эмоциональных нагрузок, поэтому важно, чтобы он научился правильно реагировать на падения и взлеты, сформировать правильные отношения со сверстниками и, если вспомнить, что дети – отражение родителей, то будет понятно, что подросток будет поступать с остальными так же, как и родитель поступает с ним.

Какую роль играют родители в становлении уверенности подростка?

Родители играют решающую роль. От родителей и взаимоотношений в семье зависит и сам подросток. Ведь он пока не может сам принять верное решение, а родители и должны поставить его на путь истинный.

Если постоянно оскорблять ребенка, говорить какой он никчемный, подразумевая под этим то, что родитель, таким образом, закаливает его к взрослой жизни, то нет, такой прием не пройдет. Подросток еще не уравновешен в психическом плане, а все это может стать причиной каких-либо отклонений, или проявлений приступов агрессии, что в свою очередь ведет к бессоннице, а это в конечном итоге приведет к подростковому неврозу.

И гиперопекать подростка тоже не стоит. Он ни во что не будет ставить других людей, ставя себя выше всех, считая, что он всегда прав, и он самый лучший.

При становлении уверенности нужно найти золотую середину, которая будет управляться системой более мягкого кнута и пряника.


Вот несколько полезных советов, которые помогут, чтобы правильно сформировать самооценку подростка:

  1. Уважение к подростку. Это уже человек со своим мнением, нельзя позволять себе презрение или неуважение.
  2. Похвала как мотивация. Для подростков похвала мотивирует на работу дальше, только еще на более лучшую. А критика только заставляет его опустить руки и забросить дело.
  3. Не ругать за хобби. Даже если не нравится, или просто родитель посчитает это хобби не нужным. Для начала, если ребенок заинтересовался в этом хобби, то оно уже заведомо ему нужно, а если у него не будет хобби, то есть интереса, то и, скорее всего, друзей.
  4. Не унижать друзей. Какими бы они ни были, это друзья ребенка. И ему в этот сложный период они нужны как никогда.
  5. Не акцентировать внимания на недостатки во внешности. В подростковом возрасте, особенно девочки, страдают от комплексов, а также сильно зависят от мнения родителя. То есть, иными словами, если сказать ребенку «У тебя много прыщей, займись собой!», это только порушит его, всю его самооценку и только замкнет в себе.
  6. Помочь пережить неудачи в жизни и научить смело встречать невзгоды – очень важно. Даже если это просто «4» в полугодии, для детей с синдромом отличника – это просто крах жизни. Нужно просто сказать, что эта оценка или человек был не самым важным в жизни, и что ценным нужно считать нечто иное.

Подростковый возраст - трудная пора. Вы пытаетесь стать взрослым и каждый день сталкиваетесь с новыми проблемами. Подростки часто чувствуют себя подавленно из-за происходящих изменений, а также нередко страдают из-за низкой самооценки. Помните, что ваши чувства вполне нормальные, и многие люди в вашем возрасте чувствуют неуверенность в себе. Однако вы можете кое-что предпринять, чтобы стать уверенным в себе человеком: научитесь показывать свою уверенность с помощью языка тела, устанавливайте крепкие дружеские отношения и постарайтесь жить в гармонии с собой.

Шаги

Используйте язык тела для выражения уверенности

    Установите зрительный контакт . Если вы смотрите в глаза человеку, это означает, что вы уверены в себе. Кроме того, это показывает, что вы дружелюбный и открытый человек. Люди будут относиться к вам с большим уважением, если вы научитесь смотреть им в глаза.

    • Конечно, не стоит непрерывно смотреть на собеседника - это может раздражать. Время от времени отводите взгляд.
    • Продолжай практиковаться. Сначала вам будет довольно сложно все время смотреть в глаза собеседнику (вместо того, чтобы смотреть все время на свои ботинки), но не сдавайтесь. Через некоторое время вы будете делать это более естественно.
    • Учитесь устанавливать и сохранять зрительный контакт сначала близкими людьми, например с братьями и сестрами или с друзьями. Далее переходите к более сложным задачам (сохраняйте зрительный контакт с учителем или человеком, который вам нравится).
  1. Не прячьтесь, оставайтесь на виду. Не поддавайтесь соблазну прикрыть глаза волосами или свернуться в клубочек. Язык тела уверенных людей показывает, что они заслуживают быть полноправными членами общества, что они сильные и умеют контролировать ситуацию.

    Улыбайтесь. Благодаря искренней улыбке вы будете выглядеть лучше и дружелюбнее. Кроме того, вы будете лучше себя чувствовать. Исследования показали, что улыбка (даже если вы заставили себя улыбнуться) может улучшить настроение. Если вы будете чувствовать себя счастливым человеком, вы сможете излучать уверенность в себе.

    Делайте вид, что вы уверенный в себе человек, пока вы на самом деле не станете таким. Чтобы стать уверенным в себе человеком иногда необходимо сделать вид, что вы таким являетесь. Спустя некоторое время ваша актерская игра перерастет в уверенность в себе. Сделайте вид, что вы уверены в себе, и со временем уверенность станет неотъемлемой чертой вашего характера.

    • Например, вы можете испытывать страх на уроке из-за присутствия умных одноклассников и сложного учебного материала. Почему бы вам не вести себя так, как ваши одноклассники, которые хорошо учатся? Сидите с ровной спиной, уверенно поднимайте руку и принимайте участие в обсуждении. Когда вы начнете вести себя по-другому, вы заметите, что к вам изменится отношение учителей и одноклассников.

    Ищите способы начинать дружеские отношения

    1. Позаботьтесь о том, чтобы у вас были друзья, которым вы сможете доверять. Вам не нужен большой круг друзей, поэтому не делайте акцент на популярность. У вас должно быть несколько близких друзей, с которыми вы можете общаться и весело проводить время. Самое главное - вы должны доверять им.

      Делитесь своими чувствами с другими. Порой довольно сложно открыто показывать свои чувства и эмоции, но умение быть искренним - это признак уверенного человека. Кроме того, делясь своими чувствами и эмоциями, вы улучшаете самооценку. Конечно, одна только мысль о том, чтобы показывать свои чувства может вызывать страх. Однако помните, что чем чаще вы будете делать это, тем лучше у вас будет получаться.

      Заручитесь поддержкой единомышленников. В вашей жизни должны быть люди, которые могут стать опорой и поддержкой в трудных обстоятельствах. Благодаря таким людям и их поддержке вы станете более уверенным человеком. В компании людей, которые заботятся о вас, вы не будете испытывать тревогу или страх, а также сможете оставаться самим собой.

      • Такими людьми могут стать ваши родственники, товарищи по спортивной команде или члены вашей религиозной общины.
      • Если в вашей жизни нет таких людей, подумайте о том, чтобы присоединиться к группе единомышленников, например, вступите в туристический клуб. Заручитесь поддержкой людей, которые готовы прийти на помощь и оказать поддержку, когда это понадобится. Наличие взрослого руководителя обеспечивает соблюдение упомянутых ценностей и правил.
    2. Слушайте старших. Взрослые, которым вы доверяете, или родственники, которые старше вас, имеют большой жизненный опыт. Они могут дать вам мудрый совет и помочь посмотреть на ситуации с правильной стороны. Хотя вам, скорее всего, трудно это представить, но они когда-то были подростками и сталкивались с подобными проблемами.

      • Разговор со взрослыми людьми поможет вам понять, что не только вы сталкиваетесь с такими чувствами. Благодаря этому вы будете чувствовать себя более уверенно, так как будете понимать, что вы нормальный человек, который выбрал правильный путь.
      • Спросите родителей, бабушку или дедушку о том, какими они были в вашем возрасте. О чем они переживали и беспокоились? Поговорите со взрослым, которому вы доверяете и чьи подростковые годы сложно назвать легкими. Попросите его реалистично описать вам свою жизнь в подростковом возрасте.
      • Вы можете спросить: «Папа, ты всегда рассказываешь мне о своих шалостях в школе. А были у тебя ситуации, когда тебе было совсем не до веселья?»
    3. Принимайте участие в школьных мероприятиях. Существует множество способов поддерживать отношения со своими сверстниками. Общие цели, стремления и участие в совместных проектах помогают сблизиться с другими подростками. Достигая намеченных целей, вы будете становиться уверенной в себе личностью.

    Сосредоточьтесь на себе

      Будьте собой. Не пытайтесь быть другим только ради того, чтобы окружающие любили вас. В этом случае вас сложно будет назвать по-настоящему уверенным в себе человеком: скорее, такое поведение указывает на отсутствие уверенности в себе. Конечно, легче сказать, чем сделать, однако ниже вы найдете несколько советов, которые помогут вам оставаться самим собой.

    1. Будьте честным. Говорите правду о том, какой личностью вы являетесь, и о тех ошибках, которые вы совершили. Позволяйте другим знать о ваших слабых сторонах и оставайтесь таким, какой вы есть на самом деле, - это поможет вам стать более уверенным в себе человеком. Люди по достоинству оценят то, что вы делитесь с ними своими чувствами. Вы увидите, что другие принимают вас таким, какой вы есть, несмотря на ваши недостатки.

      • Если другие узнают о ваших слабых сторонах и недостатках, поверьте, это не самое страшное, что может произойти. На самом деле, это даже может способствовать развитию отношений с окружающими. Вы обнаружите, что люди, которые занимают важное место в вашей жизни, будут принимать вас таким, какой вы есть, несмотря на ваши слабые стороны.
      • Например, вы можете сказать, что очень расстроены из-за того, что ваш отец собирается повторно вступить в брак. Можно сказать: «Я чувствую, что мой отец меньше общается со мной, потому что у него новая семья». Даже если ваши друзья не сталкивались с подобными ситуациями, у каждого из них было ощущение отверженности. Услышав о вашей проблеме, друзья непременно поделятся своим опытом.
      • Не давите на себя, пытаясь узнать, кем вы являетесь на самом деле и чего вы хотите от жизни. Познание себя - это длительный процесс длиною в жизнь. Это не произойдет в одночасье или в период подросткового возраста. Пусть все идет своим чередом - в свое время вы найдете ответы на важные для вас вопросы.

Для успешного развития психики ребенка, его способностей необходимо, чтобы малыш чувствовал себя уверенно, не боялся проявить себя, свои возможности, стремился к лучшему, был открыт и честен. Неуверенные взрослые чаще всего вырастают из неуверенных детей.

Неуверенность в себе – это заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малыша необходимо начинать в раннем возрасте. Эта черта личности продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Уверенным может стать любой ребенок независимо от пола и возраста.

Нотки неуверенности можно увидеть в чаде не сразу, родителям не всегда удается распознать ситуацию, когда ребенку уже необходима помощь.

Люди, постоянно испытывающие нерешительность, сомневающиеся в себе и своих возможностях, ощущают значительные трудности в жизни, им сложнее достичь значимого успеха, они постоянно пытаются вызвать одобрение со стороны, не могут понять, чего хотят.

Именно поэтому так важно искоренить зарождающееся чувство неуверенности в вашем ребенке как можно скорее.

Как понять, уверен ли в себе ваш ребенок

Понаблюдайте и задумайтесь, как ведет себя ребенок дома, в детсаду или школе, со сверстниками.

Если ребенок разговаривает тихо, даже если того не требует ситуация, часто грызет ногти, поправляет одежду без видимых на то причин, облизывает губы, то это мелкие признаки нерешительности, неуверенности и закомплексованности.

Вот еще несколько признаков неуверенного поведения:

  • ребенок отводит взгляд, когда разговаривает с человеком;
  • пытается уйти от ответа взрослого;
  • излишне недоверчив, раздражается в присутствии других людей;
  • часто сердится на посторонних;
  • боится не справиться с поручением взрослого и не хочет брать на себя ответственность;
  • боится трудностей и всегда выбирает дела полегче;
  • паникует перед выполнением новых дел;
  • имеет ряд страхов и даже фобий;
  • стесняется знакомиться и общаться с новыми людьми;
  • не имеет собственного мнения;
  • пишет и рисует очень мелко, слабо давя на карандаш;
  • иногда проявляет агрессию и беспричинно плохо себя ведет;
  • сутулится.

Если в вашем ребенке проявляются хотя бы некоторые их перечисленных признаков, то вам стоит начать работу над собственными ошибками в воспитании и обязательно развивать в чаде уверенность в себе.

Часто неуверенные застенчивые дети способны проявлять раздражение по отношению к домашним животным и близким людям. Повзрослев, такие дети понимают, что они ничего не достигли в жизни, демонстрируют зло к окружающим, обвиняя их во всех бедах.

Светлана Войтенко, детский психолог: «Уверенность в себе – это очень широкое понятие. Его развитию способствуют позитивное видение мира, самоуважение, устойчивую самооценку, веру в свои возможности и т.д. Уверенность в себе формируют, прежде всего, родители, правильное домашнее воспитание. Конечно, важны и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и вообще школьная атмосфера. Если у ребенка есть проблемы в школе, стоит поговорить с учителем или со школьным психологом».

Если ребенок вырос неуверенным, ему могут быть присущи такие черты:

  • замкнутость;
  • необщительность;
  • робость;
  • слепое подражание уверенному ребенку;
  • трудность в установлении контакта с незнакомыми людьми;
  • заниженная самооценка;
  • заторможенность, упрямство.

Откуда появляется неуверенность

Самая частая причина детской неуверенности – воспитание и обращение с ребенком в семье и его ближайшем окружении. Даже самые любящие родители порой допускают ошибки, считая, что поступают в интересах ребенка. Рассмотрим основные факторы, влияющие на детскую решительность и уверенность.


Родители – сами неуверенные люди.

То, как глядят на мир и на различные ситуации родители малыша, зависит и его собственное миросозерцание и поведение. Если ребенку без конца твердят: «Лучше и не берись, а вдруг проиграешь», «А если не получиться, что тогда», «Не лезь, а то может быть хуже», — то и в понимании ребенка такие стандарты мышления становятся обыденными. Он решает, что для собственной безопасности, дабы не выглядеть глупо, избежать потерь и наказаний, лучше и не браться за какое-либо дело, .

Нерешимость не передается по наследству, но очень глубоко может засесть в подсознании. Малыш, проецируя поведение и слова родителей, снижает себе самооценку, считает бездействие лучшим выбором.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Поэтому, даже если вы от природы люди застенчивые, нерешительные, старайтесь не проявлять эти свои качества, не говорите чаду, что он может потерпеть поражение, так как не достаточно силен и умен. Наоборот, пытайтесь породить в ребенке инициативность, стремление к новому.

Если родители слишком уверенны в себе, считают себя самыми умными и умелыми, не терпят оспаривания своих действий, то ребенок вырастает неспособным принимать самостоятельные решения.

Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что когда в доме появляется первый ребенок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу. Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребенку.

Постоянная критика, сравнивание, наказания.

Если вы постоянно критикуете ребенка, вместо похвалы игнорируете его достижения, осуждаете выбор малыша, не цените его друзей, много запрещаете, требуете идеального исполнения всего, за что ребенок берется, вы неизбежно взращиваете в нем чувство неуверенности, боязни браться за любое значительное дело.

Срываясь на крик, часто наказывая малыша, вы способствуете его замкнутости, отчужденности, убиваете веру в себя и хорошие отношения между людьми. Частый страх вкупе с регулярным запугиванием самым негативным образом влияет на психику ребенка. Сравнивая его с другими, уверяя, что есть более сильные, умные, красивые, вы снижаете ему самооценку. Ребенок может запросто замкнуться в своих переживаниях и страхах оказаться неудачником, а в результате перестать нормально развиваться как личность, во взрослом возрасте не устроить личную жизнь, не построить карьеры, все так же считая себя недостойным и неспособным.

Реализация ваших несбывшихся мечтаний, планов и желаний.

Допустим, мама всю жизнь хотела стать известным музыкантом, но из-за первой любви забросила музыкальную школу и навсегда рассталась со своей мечтой, а позже и с первой любовью. Теперь мама, сама того не осознавая, решила, что ее чаду просто необходимо музыкальное образование, и отправила кроху учиться играть, например, на скрипке, не учитывая отсутствие желания и стремления ребенка. Папу в детстве обижали сильные здоровые ребята, а сейчас, он настаивает на боксе и единоборствах для чада.

Задумайтесь, выбирая путь ребенка по жизни, не проецируете ли вы свои собственные желания, учитываете ли способности, наклонности и стремления малыша.

Неудачи в социальной жизни.

Попадая в детский коллектив, сначала садика, потом школы, ребенок учится осознавать себя личностью, индивидуальностью, ищет способы взаимодействия со сверстниками. Поэтому неудачи и промахи в общении, попадание «не в ту компанию», издевки и насмешки недругов, невзаимная влюбленность и т.д. сильно гиперболизируются детьми, вызывая море переживаний. Если семья вовремя не поможет пережить ребенку свои проблемы, то они могут провоцировать развитие неуверенности в себе.


Не соответствие стандартам.

Окружающий мир навязывает нам массу стереотипов и стандартов. Чувствительная детская психика очень восприимчива к критике по поводу внешности, национальной принадлежности, религии. Стремление стать таким, как все, стирает индивидуальность, а желание бесконечно менять внешность, скрывать надуманные недостатки фигуры, вызывает массу комплексов. Без поддержки близких эти комплексы будут только расти.

Ни в коем случае нельзя оскорблять и унижать ребенка, позволять делать это другим людям. Почаще говорите чаду, что вы в него верите и очень любите!

Если вы – действительно, любящий родитель, то вы непременно найдете подход к ребенку, исправите или не допустите ошибок в воспитании и взаимоотношениях. Ваша любовь и стремление к лучшему победят неуверенность вашего ребенка.