ВНИМАНИЕ! При продаже (с установкой креплений) обязательно производить регулировку креплений под лыжника согласно рекомендаций компании Salomon.
Необходимо каждый раз предупреждать покупателя (особенно начинающего):
-Повышенные значения относительно рекомендованных ведет к повышению риска травмы
-При самопроизвольном срабатывании креплений после магазинной установки затянуть крепления (как правило для взрослых не более чем на 0.5 деления шкалы DIN)
-При занятиях (агрессивным) фрирайдом, участии в соревнованиях значения увеличиваются соответственно уровню физической подготовки.
Регулировка губок переднего крепления Driver
1.Ослабить винт регулировки таким образом, чтобы передняя часть ботинка касалась передней антифрикционной пластины.
2.Затянуть винт до контакта губок с передней частью ботинка (рис. A1 - правильно, рис. A2 - неправильно).
Регулировка переднего крепления Driver по высоте
Винтом в верхней части переднего крепления установить зазор 0…0.5мм между подошвой ботинка и антифрикционной пластиной крепления. Винт не перетягивать! (В противном случае крепление не будет правильно работать - реальные значения усилия срабатывания будут значительно меньше установленных на шкале DIN.)
Регулировка переднего крепления типа Quadrax (Z, Cosmic)
Переднее крепление типа Z и Cosmic регулировки не требуют.
Регулировка заднего крепления (креплений Driver, Z и Cosmic).
1.Для систем Driver сначала отрегулировать переднее крепление.
2.Вставить ботинок в крепление и застегнуть крепление.
3.Проверить, чтобы стрелка была в зоне шкалы допуска - см. рис. С2. или С3.
4.В противном случае произвести регулировку. Поддеть рычаг с помощью отвертки и передвинуть заднее крепление относительно салазок - см. рис С1 (проверить, чтобы рычаг фиксировался).
Установка усилия срабатывания креплений по шкале DIN
Установка усилия срабатывания на заднем и переднем креплении производится с помощью соответствующих винтов по следующей таблице.
Параметры лыжника | Ориентировочная величина отстёгивания в зависимости от длины подошвы (мм) |
|||||||
Вес, Кг | Рост, см | Код лыжника | <=250 | 251->270 | 271->290 | 291->310 | 311->330 | >330 |
10-13 | A | 3/4 | 3/4 | |||||
14-17 | B | 1 | 1 | 3/4 | ||||
18-21 | C | 1 1/2 | 1 1/4 | 1 | ||||
22-25 | D | 1 3/4 | 1 1/2 | 1 1/2 | 1 1/4 | |||
26-30 | E | 2 1/4 | 2 | 1 3/4 | 1 1/2 | 1 1/2 | ||
31-35 | F | 2 3/4 | 2 1/2 | 2 1/4 | 2 | 1 3/4 | 1 3/4 | |
36-41 | G | 3 1/2 | 3 | 2 3/4 | 2 1/2 | 2 1/4 | 2 | |
42-48 | <=148 | H | 3 1/2 | 3 | 3 | 2 3/4 | 2 1/2 | |
49-57 | 149-157 | I | 4 1/2 | 4 | 3 1/2 | 3 1/2 | 3 | |
58-66 | 158-166 | J | 5 1/2 | 5 | 4 1/2 | 4 | 3 1/2 | |
67-78 | 167-178 | K | 6 1/2 | 6 | 5 1/2 | 5 | 4 1/2 | |
79-94 | 179-194 | L | 7 1/2 | 7 | 6 1/2 | 6 | 5 1/2 | |
>=95 | >=195 | M | 8 1/2 | 8 | 7 | 6 1/2 | ||
N | 10 | 9 1/2 | 8 1/2 | 8 | ||||
O | 11 1/2 | 11 | 10 | 9 1/2 |
Процедура установки усилия срабатывания креплений
Величина усилия срабатывания регулируется винтами на переднем и заднем креплении и отслеживается по соответствующей шкале.
Рекомендуется устанавливать одинаковые значения усилия срабатывания на переднем и заднем креплении.
Выбор и установка величин усилия срабатывания
Для установки подходящего для каждого лыжника усилия срабатывания консультант должен использовать только значения, рекомендованные исключительно компанией Salomon согласно данной процедуре. Любые отклонения от данных рекомендаций могут привести к неприятностям.
В исключительных случаях разрешается установка заниженных по сравнению с данными рекомендациями значений величины усилия срабатывания по убедительному запросу горнолыжников, которые ранее без каких-либо проблем использовали крепления Salomon c соответсвующими значениями. Будте однако внимательными в таких случаях и убедитесь, что такие лыжники не пользовались слишком старыми моделями креплений, креплениями с изношенными элементами (антифрикционными пластинами, т.д.), креплениями с длительным сроком эксплуатации без надлежащего обслуживания (смазки) или неправильно отрегулированными креплениями (в частности с чрезмерным усилием прижима ботинка к переднему креплению).
Определение типа лыжника
Определение типа лыжника производится путем диалога с ним, в ходе которого должны быть учтены все факторы, которые могут повлиять на выбор величины усилия срабатывания креплений. Данные критерии и соответствующий тип лыжника определяются следующим образом:
> Горнолыжники типа 1-
- Лыжники, от которых поступает запрос установить меньшие значения усилия срабатывания по сравнению с рекомендуемыми для лыжников типа 1.
- Рекомендуется для начинающих (первые дни катания) старше 25лет
> Горнолыжники типа 1
- Катается аккуратно, не рискуя
- Предпочитает небольшие скорости
- Катается на простых и умеренных по сложности склонам
- Средний уровень катания, но физическая форма/подготовка не на высоте.
- Лыжники хорошего уровня, стиль катания которых - гладкое и спокойное ведение лыж, и которые проявляют озабоченность по поводу безопасности.
- Предпочитает величины усилия срабатывания уровня ниже средних, сознательно допуская больший риск самопроизвольного (несвоевременного) срабатывания креплений ради большей безопасности при разнообразных падениях.
> Горнолыжники типа 2
- Горнолыжники среднего уровня в хорошей физической форме.
- Катается на различных скоростях.
- Катается на разных по сложности склонах, включая и сложные.
- Лыбой лыжник, который не относится ко всем другим типам данной классификации.
> Горнолыжники типа 3
- Катается агрессивно.
- Предпочитает большие скорости (в основном катается быстро).
- Предпочитает завышенные величины усилия срабатывания, сознательно допуская большие риски, которые могут возникать при разнообразных падениях ради меньшего риска самопроизвольного (несвоевременного) срабатывания креплений.
> Горнолыжники типа 3+
- Горнолыжники самого высокого (профессионального) уровня, катающиеся в экстримальном стиле и на самом сложном рельефе
- Горнолыжники, использующие более высокие значения величины усилия срабатывания по сравнению с лыжниками типа 3.
Будте внимательны! Тип лыжника не совпадает с уровнем катания. Например, горнолыжник экспертного уровня, катающийся по всевозможным склонам, но не слишком агрессивно, может использовать значения величин усилия срабатывания рекомендуемых для лыжников типа 2.
Использование таблицы для определения значения величины срабатывания
1. С помощью таблицы 1 (Chart 1) определите код лыжника (колонка Skier Code) по его росту (колонка Height cm) и весу (колонка Weight kilo). Код лыжника находится в строке таблицы с соответствующим ростом и весом лыжника. Если рост и вес лыжника находится в разных строчках, код лыжника будет определяться верхней строкой из двух.
2. Полученный код лыжника соответствует уровню лыжника типа 1.
Для получения кода лыжника типа 1-: перейдите на 1 строку таблицы выше.
Для получения кода лыжника типа 2: перейдите на 1 строку таблицы ниже.
Для получения кода лыжника типа 3: перейдите на 2 строки таблицы ниже.
Для получения кода лыжника типа 3+: перейдите на 3 строки таблицы ниже.
3. Для лыжников 50 лет и старше, а также для детей 9 лет и младше перейдите на 1 строку таблицы выше.
4. Для определения ориентировочного значения величины усилия срабатывания используйте таблицу 2 (Chart 2). Рекомендованное значение будет находиться на пересечении строки, содержащей определенный выше код лыжника и столбца, соответсвующего длине подошвы горнолыжного ботинка лыжника в милиметрах.
5. С помощью шлицевой отвертки, вращая соответствующие винты, установите полученное значение на шкале DIN переднего и заднего крепления каждой лыжи.
6. Внимание: если на пересечении колонки размера подошвы и строки с кодом лыжника значение отсутствует (клетка пустая), сдвинтесь вправо по строке и используйте первое встретившееся значение величины усилия срабатывания.
7. Если очевидно, что крепления после установки усилия срабатывания и правильной регулировке работают неадекватно (срабатывают самопроизвольно), консультант по запросу лыжника может:
немного увеличить значение усилия срабатывания на заднем креплении.
в случае, если проблема не устранена, увеличить значение на переднем креплении. Действовать необходимо последовательно шагом не более половины деления по шкале DIN, каждый раз проверяя, устранена проблема или нет.
Величины усилия срабатывания, определенные по данным таблицам, являются предварительными и соответствуют стандарту ISO 11088.
- Почему крепления так важны?
- Как крепления обеспечивают безопасность ног?
Главную роль в безопасности играет носок крепления.
- Как крепления обеспечивают связь с лыжей?
В современной технике важнее всего передача усилия закантовки лыжи (наклона вбок), здесь главную роль играет пятка крепления.
- Какие нагрузки на ногу самые опасные?
Самые опасные нагрузки на ногу возникают при сложных падениях (вперед или назад) с вращением, особенно если колено выпрямлено или согнуто на острый угол.
- Какие еще нагрузки опасны?
Падение вперед со скручиванием выпрямленных ног – одно из самых травматичных.
- Зачем головки раскрываются вверх?
При падении назад боковое раскрывание головки затрудняется. Для компенсации при небольшом боковом смещении ботинка головка креплений для неопытных лыжников должна становиться «мягче» в вертикальном направлении, даже если она не раскрывается прямо вверх.
- Какие нагрузки на ноги допустимы?
Опасное усилие определяется формой костей, прочностью связок, мощностью мышц ног и их тренированностью. Для начинающего со средним физическим развитием нагрузка определяется приблизительно, по весу.
Очень важно положение суставов. Обуйтесь, встегнитесь в лыжу и попробуйте стоя на месте медленно открыть носок своих креплений вращением корпуса, согнув ногу в колене на 90 градусов. Повторите то же, выпрямив ногу. Почувствовали разницу?
- Крепления должны расстегиваться только при падении?
Можно грохнуться на льду на скорости 80 км/ч через голову и прокатиться на спине, любуясь собственными лыжами на ногах. А можно выпрыгнуть из этих же креплений почти на месте, неловко подцепляясь к скоростному подъемнику.
- Почему нельзя настраивать крепления слишком слабо?
- Что такое эластичность креплений?
Большинство головок креплений отпускают носок ботинок при небольшом усилии, когда максимум уже пройден.
Рис. 1. Эластичная работа головки Tyrolia.
- Почему так важна эластичность креплений?
- Удар носка лыжи о лёд на большой скорости вызывает мощные пиковые нагрузки, которые ноге не опасны. Такие импульсы крепления должны эластично поглощать и сохранять связь с лыжей.
- Запутавшись в лыжах на сыром снегу можно скрутить кости при меньшей нагрузке. Это «медленная» нагрузка. Если опасное усилие сохраняется какое-то время, крепление должно освободить ботинок.
- Крепления с максимальной эластичностью головки самые лучшие?
Старые крепления с низкой эластичностью приходится сильнее затягивать, иначе они будут часто срабатывать раньше времени.
Рис. 2. Головка детского Marker-Twinkam.
- Какие усилия реально действуют в креплениях?
- Какие усилия срабатывания у разных типов горнолыжных креплений?
- Для самых маленьких 0.5-2.5 DIN.
- Детские универсальные - 0.75-4.5 DIN.
- Юниорские 2-6 (иногда 7) DIN.
- Простые модели для начинающих и совершенствующихся – 2.5-9 DIN.
- Универсальные модели - 3-10 DIN, 3.5-11 DIN.
- Для опытных и экспертов – 4-12 DIN.
- Спортивные крепления можно затянуть до 14, 15 или даже 16 DIN
- Профессиональные несерийные крепления (спортцех) еще мощнее. Типичные шкалы - 8-18 DIN, 12-24 DIN и даже больше.
- Правда ли, что все крепления одного типа разных марок одинаковые?
- Чем отличаются крепления для дам?
- Чем отличаются детские крепления?
Очень важно, чтобы крепления соответствовали подошве. Подошва детских ботинок до размера 22-23 см уже и ниже, чем у взрослых. Некоторые детские крепления (Tyrolia, Look, Rossignol) универсальны по подошве, другие (Marker) – должны строго соответствовать типу колодки (либо детские, либо взрослые).
Все детские крепления имеют большой диапазон настройки по длине подошвы ботинка (32-40 мм).
- Зачем нужны тормоза?
- Зачем нужны подкладки-лифтеры под крепления?
Иногда лифтер располагается по всей длине креплений и выглядит как сложная платформа. Но пока крепления крепятся прямо к лыже на сквозных шурупах, эта деталь остается просто подкладкой. Дополнительный подъем может достигать 15 мм.
- Зачем нужны специальные платформы?
- Для подъема ботинка для карвинга (как и простая подкладка-лифтер).
- Для уменьшения искажения профиля лыжи под креплениями при сильном прогибе.
- Для гашения вибраций.
- Для обеспечения независимости работы креплений от прогиба лыжи.
Рис. 3. Платформа Atomic с планкой, распирающей носок-пятку креплений.
- Зачем нужны вживленные в лыжу рельсы под крепления?
Рельсы могут делать все то же, что и специальные сложные платформы.
Все больше моделей лыж предлагаются с такими системами. Крепления легко ставятся-снимаются и настраиваются на любой размер подошвы. Упрощается выбор (только соответствующие модели лыж-креплений).
- На сколько должен быть поднят ботинок над снегом?
- Для начинающих дополнительного подъема не нужно, крепления ставятся прямо на лыжу. Средняя высота - 35 мм. Также ставятся крепления на лыжи для мягкого снега.
- На универсальные карвы и вездеходы рекомендуется установить небольшую платформу. Большинство комплектов (в том числе и интегрированных) поднимают ботинок на 35-45 мм.
- По международным правилам для классических дисциплин (слалом, слалом-гигант) высота подъема подошвы ограничена: 45 мм – для женщин и 55 мм для мужчин. Такие же параметры рекомендуются для экспертных карвов.
- Для радикального карвинга можно поднять ботинок еще выше. Серийные модели – до 65 мм, однако для специальных соревнований по карвингу допускается высота до 100 мм.
- Зачем в головках Salomon Driver нужна регулировка ширины губок?
- Зачем в головках Look/Rossignol нужна самонастройка ширины губок?
- КАК ВЫБИРАТЬ КРЕПЛЕНИЯ
- Что самое главное при выборе креплений?
Для широких лыж нужны специальные широкие тормоза, а для очень высокой платформы – удлинненые.
Крепления, рекомендуемые производителями для определенной модели лыж почти всегда – правильный выбор.
На специальные рельсы, предустановленные на лыжи можно поставить только строго определенные модели креплений.
- Как выбрать крепления ребенку (не спортсмену)?
Крепления должны соответствовать подошве (детский или взрослый стандарт).
- Какой диапазон по длине подошвы ботинка можно вставить в крепления?
Демонстрационные модели и крепления на рельсах позволяют установить практически любой ботинок за счет перемещения головки.
- Я ни разу не стоял на лыжах. Гонять не собираюсь. Мне надо брать самые простые крепления?
- Я только начинаю. Надеюсь быстро прогрессировать. Стоит ли сразу брать серъезные крепления?
- У меня старые цельнометаллические крепления. Все новые модели имеют пластмассовые детали. Это значит, что они не такие прочные?
- Специальные антифрикционы не используются в самых дешевых креплениях и в моделях для спортсменов. Нужны ли они средним лыжникам?
- Платформа на лыжах имеет отверстия под свою марку креплений. Можно ли установить крепления другой марки?
- Что нужно знать мастеру для установки креплений?
- КРЕПЛЕНИЯ. ПРАКТИКА
- Как встегиваться в крепления?
- Проверить готовность креплений: пятки должны быть раскрыты.
- Очистить подошву ботинка. На носке и каблуке не должно быть снега, льда или грязи. Обычно достаточно постучать по подошве ручкой палки.
- Аккуратно вставить носок ботинка в головку крепления.
- Поставить каблук на педаль раскрытой пятки. Если пятка слишком далеко от каблука или, наоборот, оказалась под каблуком – крепления не настроены по подошве. Необходимо проверить и (если необходимо) подогнать крепления. При неправильной настройке лыжник рискует не только креплениями, но и ногами!
- Если все нормально - резко нажать пятку вниз. Некоторые модели (особенно на максимальной затяжке) довольно упрямы, приходится «топать» всем весом.
- Как выстегиваться из креплений?
Крепления застегиваются и расстегиваются резким щелчком. Если расстегиваете их ладонью, берегите пальцы! Надо быть особенно внимательным, если застегиваете крепления руками без ботинка.
- Какие инструменты нужны для регулировки креплений?
Рис. 4. Для настройки усилия срабатывания носка Salomon Driver нужна мощная плоская отвертка.
- Как настроить крепления по усилию срабатывания?
Если ее нет, начинающие могут воспользоваться проверенной на практике схемой. Разделите свой вес на 10, и отнимите 20%. Начинающим и пожилым лыжникам – 30%. Установите эту цифру на всех четырёх шкалах , с этого можно начинать. Если окажется мало - быстро поймёте. Добавляйте усилие по 1/4 - 1/3 деления, только на тех узлах, которые Вас явно не держат. В начале сезона, на тяжёлом сыром снегу, если Вы не в форме, стоит ослабить всё на 10-20%: лучше потом затянуть, чем получить травму.
При затяжке 10 DIN и более усилие срабатывания обычных креплений не строго нормируется, даже если шкала продолжается за 12 DIN. Эксперты и спортсмены хорошо знают, какое усилие им необходимо. Они настраивают крепления по приближению к болевому порогу, обычно выше, чем по весу.
Рис. 5. Настройка усилия срабатывания пятки Look.
Рис. 6. Настройка усилия срабатывания носка Look.
- Что делать с креплениями после падения?
Если пятка креплений отстегнувшейся лыжи осталась закрыта – сработал носок.
Если пятка креплений отстегнувшейся лыжи раскрыта – она и сработала.
Если лыжи отстегиваются без падений или перегрузок – проверьте настройку (в том числе по длине). Не торопитесь затягивать их сильнее! Если крепление настроено явно слабо – увеличивайте затяжку плавно, по 1/4-1/2 DIN.
- Как настроить крепления по длине подошвы?
Винтом можно регулировать прижим пятки прямо при встегнутом ботинке, ступенчатый фиксатор можно переставлять только без ботинка.
Ориентировочно: каблук ботинка должен становиться на педаль раскрытого задника, касаясь той части крепления, которая упирается в подошву сзади в застёгнутом состоянии. Самый надежный способ контроля: при встегивании ботинка пятка должна упруго отъехать назад на 2-6 мм.
Некоторые модели не любят, когда пятку защелкивают без ботинка, особенно при максимальной регулировке.
- Как хранить лыжи с креплениями во время сезона?
- Как хранить крепления (на лыжах) в межсезонье?
- Вымыть или протереть чистой водой (не струей) и просушить.
- Если очень любите свои крепления:
дайте пружинам «отдохнуть» - скрутите все регулировки усилия срабатывания до минимума;
вспрысните их защитным силиконовым спреем;
защитите их от пыли. - Хранить в темном прохладном месте. Можно в гараже, только в сухом.
- Как перевозить крепления?
- Как установить крепления?
Обычная цена – от $10 в самом простом случае. В некоторых магазинах крепления ставят бесплатно, в качестве бонуса при покупке лыж и креплений. Нередко это обязательное условие магазинной гарантии на комплект.
Установить крепления качественно самому не то, чтобы очень сложно, но достаточно хлопотно. Лыжник с опытом установки без специального оборудования обычно тратит на это 1.5 часа! Самое главное (и трудоемкое) – правильно разметить лыжу. Профессионал имеет специальный кондуктор , это решает проблему точной разметки.
Егор Светогоров |
После того, как крепления установлены на лыжи или в случае, если Вы сменили ботинки, необходимо отрегулировать крепления так, чтобы обеспечить нормированное усилие срабатывания.
Первое, что необходимо сделать - попытаться застегнуть ботинок в креплении. Все крепления Salomon можно застегнуть вручную, подняв блокирующий рычаг. В случае, если это не удается из-за того, что крепление отрегулировано на слишком большой или маленький размер ботинка, необходимо при помощи плоской отвертки приподнять скобу 7 и сдвинуть пяточную часть крепления относительно салазок основания вперед или назад так, чтобы ботинок надежно фиксировался в закрытом креплении.
В креплениях серий 850 и 900 используется передняя головка Driver с ручной регулировкой фиксации носка ботинка в поперечном направлении (на рисунке). Отвинтите регулировочные винты 4 (в креплениях серии 900, а также в моделях 897 и 997 - раздельная регулировка губок - два винта, с каждой стороны передней головки) для того, чтобы носок ботинка не упирался в крылья. Убедитесь, что носок ботинка упирается в специальный упор на передней головке.
Застегните ботинок в креплении. Убедитесь, что стрелки, расположенные на скобе 7, попадают на середину углублений в нижней задней части коробки (для моделей 900). В других моделях (правый рисунок) треугольник, отштампованный на корпусе креплений (закрашен красным) должен выровняться с рифленой зоной на скобе 7. В случае необходимости при помощи регулировочной скобы 7 передвиньте пяточную часть на салазках (отмечены стрелкой на правом рисунке) так, чтобы добиться правильного положения стрелок.
Можно встретить модификации креплений Salomon, в которых данная регулировка осуществляется не передвижением скобы, а вращением специального винта, расположенного между винтом регулировки усилия срабатывания 6 и салазками. В случае регулировки таких креплений необходимо добиться того, чтобы внешняя сторона головки регулировочного винта находилась в рифленой зоне на поверхности салазок.
Не вынимая ботинок из крепления, отрегулируйте положение губок головки Driver винтами 4 так, чтобы обе губки касались носка ботинка, но не зажимали его. В передней головке Quadrax крылья устанавливаются автоматически.
Не вынимая ботинок из крепления, отверните регулировочный винт 1 высоты положения крыльев передней головки. Нажмите на ботинок, пытаясь отклонить его назад. Заверните винт таким образом, чтобы между подошвой ботинка и фрикционной площадкой сохранился зазор в пределах 0,5 мм. В передней головке Quadrax высота крепления устанавливается автоматически.
Вращением регулировочных винтов 3 и 6 выставьте необходимые усилия срабатывания на шкалах 2 и 5.
Установка усилия срабатывания в зависимости от параметров лыжника и длины подошвы ботинка.
Вес, кг | Рост, см | 251 - 270 мм | 271 - 290 мм | 291 - 310 мм | 311 - 330 мм | > 331 мм | |
10 - 13 | 0,75 | 0,75 | |||||
14 - 17 | 1 | 1 | 0,75 | ||||
18 - 21 | 1,5 | 1,25 | 1 | ||||
22 - 25 | 1,75 | 1,5 | 1,5 | 1,25 | |||
26 - 30 | 2,25 | 2 | 1,75 | 1,5 | 1,5 | ||
31 - 35 | 2,75 | 2,5 | 2,25 | 2 | 1,75 | 1,75 | |
36 - 41 | 3,5 | 3 | 2,75 | 2,5 | 2,25 | 2 | |
42 - 48 | 3,5 | 3 | 3 | 2,75 | 2,5 | ||
49 - 57 | 149 - 157 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3,5 | 3 | |
58 - 66 | 158 - 166 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | |
67 - 78 | 167 - 178 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | |
79 - 94 | 179 - 194 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | |
> 95 | > 195 | 8,5 | 8 | 7 | 6,5 | ||
10 | 9,5 | 8,5 | 8 | ||||
11,5 | 11 | 10 | 9.5 |
Определите, к какому типу лыжника Вы относитесь:
- 1 тип - катается аккуратно, на небольших скоростях, на малых и средних по крутизне склонах. Пытаясь уменьшить риск травм, устанавливает на своих креплениях меньшее, чем необходимо, усилие срабатывания, что приводит к несвоевременному срабатыванию креплений.
- 2 тип - средний лыжник, катается на различных скоростях и по различным склонам, включая и сложные.
- 3 тип - агрессивный, динамичное катание на высокой скорости, в основном на средних и крутых склонах. Пытаясь уменьшить вероятность несвоевременного срабатывания креплений, устанавливает на своих креплениях большее, чем необходимо, усилие срабатывания, что приводит к повышенному риску.
По таблице выберите соответствующую длине подошвы Вашего ботинка колонку. Находящаяся на пересечении строки и колонки цифра соответствует рекомендованному усилию срабатывания для лыжников 1 типа. Для лыжников типа 2 необходимо опуститься ниже на строку, типа 3 - на 2 строки. Для лыжников старше 50 лет надо после этого подняться на 1 строку.
Примечание: если на соответствующем пересечении пусто, выберите ближайшее значение, находящееся в выбранной строке правее.
После того, как крепления установлены на лыжи или в случае, если Вы сменили ботинки, необходимо отрегулировать крепления так, чтобы обеспечить нормированное усилие срабатывания.
Первое, что необходимо сделать - попытаться застегнуть ботинок в креплении. Все крепления Salomon можно застегнуть вручную, подняв блокирующий рычаг. В случае, если это не удается из-за того, что крепление отрегулировано на слишком большой или маленький размер ботинка, необходимо при помощи плоской отвертки приподнять скобу 7 и сдвинуть пяточную часть крепления относительно салазок основания вперед или назад так, чтобы ботинок надежно фиксировался в закрытом креплении.
В креплениях серий 850 и 900 используется передняя головка Driver с ручной регулировкой фиксации носка ботинка в поперечном направлении (на рисунке). Отвинтите регулировочные винты 4 (в креплениях серии 900, а также в моделях 897 и 997 - раздельная регулировка губок - два винта, с каждой стороны передней головки) для того, чтобы носок ботинка не упирался в крылья. Убедитесь, что носок ботинка упирается в специальный упор на передней головке.
Застегните ботинок в креплении. Убедитесь, что стрелки, расположенные на скобе 7, попадают на середину углублений в нижней задней части коробки (для моделей 900). В других моделях (правый рисунок) треугольник, отштампованный на корпусе креплений (закрашен красным) должен выровняться с рифленой зоной на скобе 7. В случае необходимости при помощи регулировочной скобы 7 передвиньте пяточную часть на салазках (отмечены стрелкой на правом рисунке) так, чтобы добиться правильного положения стрелок.
Можно встретить модификации креплений Salomon, в которых данная регулировка осуществляется не передвижением скобы, а вращением специального винта, расположенного между винтом регулировки усилия срабатывания 6 и салазками. В случае регулировки таких креплений необходимо добиться того, чтобы внешняя сторона головки регулировочного винта находилась в рифленой зоне на поверхности салазок.
Не вынимая ботинок из крепления, отрегулируйте положение губок головки Driver винтами 4 так, чтобы обе губки касались носка ботинка, но не зажимали его. В передней головке Quadrax крылья устанавливаются автоматически.
Не вынимая ботинок из крепления, отверните регулировочный винт 1 высоты положения крыльев передней головки. Нажмите на ботинок, пытаясь отклонить его назад. Заверните винт таким образом, чтобы между подошвой ботинка и фрикционной площадкой сохранился зазор в пределах 0,5 мм. В передней головке Quadrax высота крепления устанавливается автоматически.
Вращением регулировочных винтов 3 и 6 выставьте необходимые усилия срабатывания на шкалах 2 и 5.
Установка усилия срабатывания в зависимости от параметров лыжника и длины подошвы ботинка.
Вес, кг | Рост, см | 251 - 270 мм | 271 - 290 мм | 291 - 310 мм | 311 - 330 мм | > 331 мм | |
10 - 13 | 0,75 | 0,75 | |||||
14 - 17 | 1 | 1 | 0,75 | ||||
18 - 21 | 1,5 | 1,25 | 1 | ||||
22 - 25 | 1,75 | 1,5 | 1,5 | 1,25 | |||
26 - 30 | 2,25 | 2 | 1,75 | 1,5 | 1,5 | ||
31 - 35 | 2,75 | 2,5 | 2,25 | 2 | 1,75 | 1,75 | |
36 - 41 | 3,5 | 3 | 2,75 | 2,5 | 2,25 | 2 | |
42 - 48 | 3,5 | 3 | 3 | 2,75 | 2,5 | ||
49 - 57 | 149 - 157 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3,5 | 3 | |
58 - 66 | 158 - 166 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | |
67 - 78 | 167 - 178 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | |
79 - 94 | 179 - 194 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | |
> 95 | > 195 | 8,5 | 8 | 7 | 6,5 | ||
10 | 9,5 | 8,5 | 8 | ||||
11,5 | 11 | 10 | 9.5 |
Определите, к какому типу лыжника Вы относитесь:
- 1 тип - катается аккуратно, на небольших скоростях, на малых и средних по крутизне склонах. Пытаясь уменьшить риск травм, устанавливает на своих креплениях меньшее, чем необходимо, усилие срабатывания, что приводит к несвоевременному срабатыванию креплений.
- 2 тип - средний лыжник, катается на различных скоростях и по различным склонам, включая и сложные.
- 3 тип - агрессивный, динамичное катание на высокой скорости, в основном на средних и крутых склонах. Пытаясь уменьшить вероятность несвоевременного срабатывания креплений, устанавливает на своих креплениях большее, чем необходимо, усилие срабатывания, что приводит к повышенному риску.
По таблице выберите соответствующую длине подошвы Вашего ботинка колонку. Находящаяся на пересечении строки и колонки цифра соответствует рекомендованному усилию срабатывания для лыжников 1 типа. Для лыжников типа 2 необходимо опуститься ниже на строку, типа 3 - на 2 строки. Для лыжников старше 50 лет надо после этого подняться на 1 строку.
Примечание: если на соответствующем пересечении пусто, выберите ближайшее значение, находящееся в выбранной строке правее.
Что ж, продолжим. Если вы читаете эти строки, значит не так давно утюжите снежные склоны и по какой-то причине задались вопросом как регулировать горнолыжные крепления. Необходимость их настройки возникает достаточно редко и, как правило, в том случае, если вы только что обзавелись парочкой горных лыж, резко потеряли или наоборот прибавили в весе в межсезонье, или же кто-то попросил ваши лыжи напрокат. Как я ни крутил свои крепления, а в плане регулировок там все до безобразия просто: два винта и фиксирующая скоба. Эх, достал лыжи из чехла и прямо слюнки потекли, сейчас бы куда-нибудь вверх, да сразу вниз по белоснежной «вафельке».
Ну, мечты в сторону, давайте разберемся по порядку что к чему. Регулировка горнолыжных креплений, по крайней мере таких, как у меня, состоит из двух моментов: регулировка по длине (размеру) подошвы ботинка, а также по весу и росту горнолыжника. Для колдовства нам понадобится всего лишь одна крестовая отвертка. Для начала отрегулируем крепление по длине .
Как выглядят горнолыжные крепления
Головка и пятка горнолыжного крепления должны плотно держать ботинок, поэтому его носок плотно прижимаем к губкам головки крепления, после чего отжимаем вверх металлическую скобу задней части крепления, которую подводим по салазкам к пятке ботинка и фиксируем таким образом, чтобы при нажатии на ботинок произошел щелчок и лапки крепления поднялись вверх.
Теперь настроим крепления по вашим физическим параметрам. Берем в руки отвертку и начинаем крутить регулировочные винты (их всего два), которые без труда находим на головке и пятке крепления. Но не просто так крутим, а в соответствии со стандартом DIN ISO 11088-1988, разработанным какими-то умными дядями и тетями. В передней и задней частях крепления имеется шкала усилий, измеряемых в DIN. Выставляем те цифири, которые предлагает нам вот эта таблица:
Стандарт DIN ISO 11088-1988
Как ею пользоваться? Для начала разобьем опыт катания лыжника на уровни, их три: 1) начальный — лыжник, медленно катающийся по пологим склонам; 2) средний – катается и медленно и быстро, хоть на синих, хоть на красных и черных трассах; 3) спортивный – преимущественно скоростное катание по красным и черным трассам. Далее все просто. Выбираем в таблице величину своего веса и роста, двигаемся по строчке вправо до столбика с размером длины подошвы ботинка. На перекрестии строки и столбца и будет нужная нам цифирь, которую и выставляем на креплениях при помощи отвертки. Но тут есть один нюанс. Этот пример для лыжника начального уровня. Если вы отнесли себя к среднему уровню катания, спускаемся на одну строчку вниз и выбираем обозначенную там цифру; если стиль катания спортивный (скоростной), то спускаемся соответственно еще на одну строчку вниз. Вот как-то так, дорогие друзья.
Регулировка горнолыжных креплений
Но и тут не без исключений. Бывает когда рост и вес горнолыжника находятся на разных строках этой чудо-таблицы. Тогда поступаем так. Просто приведу пример. Лыжник любит очень быстро кататься на сложных трассах. Соответственно выбираем третий (спортивный) уровень катания. Вес лыжника равен 55 килограмм, а рост 160 сантиметров. Длина подошвы 280 мм. В данном случае надо выбрать верхнюю из двух строк, то есть со значениями веса 49-57 кг и двигаться по этой строке вправо до значения длины подошвы. На пересечении видим цифру 4. Ну, а раз лыжник продвинутый и быстрый, спускаемся вниз на 2 строчки и находим там циферку 6. Вот её-то и выставляем на креплениях! Вот и все.