Как организовать велопробег по городу и другие велосипедные мероприятия? Дневки в походе.

Предположим, вы решили попробовать свои силы в качестве организатора велопохода, вы решили собрать друзей и под своим началом повести их за собой в поисках новых приключений и новых красивых мест. Например, вам хочется проложить маршрут через поля и леса из Одессы до Белгород-Днестровской крепости, или махнуть на велосипедах на Кинбурнскую косу, или прокатиться вокруг Тилигульского лимана, или, под благовидным предлогом проведения любительского исследования «на каком участке Днестра лучше клюет», объездить все живописные уголки Днестровского берега.

Если ваши намерения таковы, то наша статья подскажет вам как планировать велопоходы. Наша статья посвящена начинающим «вело-штурманам», а опытные разберутся и без нас.

Итак, если вы серьезно настроены самостоятельно организовать велопоход, то первым делом следует определиться с маршрутом и хорошо его спланировать.

Для этого необходимо выделить для себя три важнейших параметра:

  • Регион проведения велопохода.
  • Тип дорог, которым вы отдаете предпочтение для езды на велосипеде.
  • Запланировать объекты, которые вы стремитесь посетить.

Определившись с этими ключевыми моментами, нужно наметить предположительные точки старта и финиша, а уж после набросать нитку маршрута.

Очень хорошо, когда в основе похода есть четкая цель. Например, посетить озеро Синевир или найти затерянный в горах монастырь. В таком случае поход приобретает некую осмысленность, цель, к которой нужно стремиться, превозмогая все трудности на пути.

Гвоздь программы на закуску

Все опытные походники скажут Вам, что осмотр достопримечательностей в начале похода не самая лучшая идея. Например, по плану маршрут Ивано-Франковск – Говерла – Ивано-Франковск, то знакомство с прекрасным городом лучше отложить на обратный путь. Первый день манит всех участников поскорее отправляться в путь, из-за этого впечатление от первого города на маршруте всегда смазанное. Туристы мысленно уже наматывают километраж, а вы им устраиваете обзорную экскурсию по городу.

Стартуем утром

Разумеется, стартовать лучше с утра. Не смотря на то, что не всегда удается осуществить заброс группы на стартовую точку утром, мы со своей стороны рекомендуем вам все же постараться.

Допустим, время прибытия поезда – 7 вечера. Пока вы выгрузите весь свой багаж, пока соберете велосипеды и проверите все комплектующие, прикупите забытые дома нужные вещи и продукты, выедете за пределы города, пройдет достаточно времени. Разбивать лагерь приходится уже по темноте. Согласно законам туристов, первая разбивка лагеря забирает куда больше времени, чем последующие. После позднего отбоя высокая вероятность позднего подъема, что в итоге существенно урезает ходовое время.

И совсем другой разговор, если группа прибывает на стартовую точку ранним утром. Весь день впереди, свежие, бодрые, полные сил и энергии, участники похода готовы сразу ринуться в бой. Особенно почувствовать и оценить раннее прибытие поезда вы сможете при плохой погоде. Одно дело выйти из тепленького вагона и настроиться на велопробег, пусть даже и в непогожий день, и совсем другое дело – выйти из палатки в лесу в дождь. Если за обычный походный день группа может одолеть 75-95 км, то выйдя утром из вагона и отправляясь сразу по маршруту, вы вполне охватите 105-115 км.

Но как быть, если поезда на требуемую станцию приходят исключительно по вечерам? Как вариант – разместиться на одну ночь в гостинице или попробовать назначить другую стартовую точку. Финиш, как правило, намечается в месте, откуда удобно разъехаться по домам.

Самые востребованные – это летние велопоходы, а летом, в период отпусков, о билетах лучше позаботиться загодя. Еще нужно иметь ввиду период государственных праздников, осенних, зимних и весенних каникул, а также особенный дефицит билетов в период студенческих каникул. Студенты такой народ, который редко сидит на месте и всегда в поисках приключений. На конец августа-начало сентября приходится самый чудовищный дефицит билетов. Именно в это время происходит массовая миграция населения с курортов по домам. Даже работники железной дороги не силах помочь в такой ситуации. Поэтому старайтесь позаботиться о билетах заранее.

Прокладка маршрута

Итак, мы пришли к выводу, что хорошо, если финиш попадает на ЖД станцию. Но в тоже время, окончание маршрута – это всепоглощающая радость. Всем хочется прикоснуться к цивилизации, посетить местные музеи, зайти в пиццерию или другую милую кафешку. Культурный отдых требует времени и на это нужно закладываться заранее. Поэтому планируйте на конец похода прохождение несложных участков и интересных мест.

Но бывает и так, что, в силу непредвиденных обстоятельств, в походе группа потеряла несколько дней и запаса времени на культурные мероприятия не осталось.

В таком случае держите в запасе такие варианты развития событий:

  1. Если возможно, добавить пару дней к походу.
  2. Участок похода скоротать на электричке или автобусе. Так вы выиграете время.

Но бывают трудности с приведением в жизнь запасного варианта. Например, по плану «штурмовать» болото, и на все про все по плану два дня, а постфактум вы «покоряли» болото пять. Чтоб подобные творения природы вам не сорвали отъезд домой, лучше их планировать на начало маршрута. Тогда вы сможете наверстать упущенные дни в населенных пунктах.

Вы еще не запутались, дорогой читатель? Стратегически правильнее сложные участки планировать на начало похода, интересные места на финальные дни, а что же нас ждет в середине маршрута? Скучный, малоинтересный участок?

Бывают походы, когда все проходит как по маслу, нагрузка рассредоточивается равномерно на все дни похода. Так происходит когда организатор дает группе 2-3 дня на «вкатывание». Не стоит рвать все силы в первый день и сразу на «холодные» мышцы брать высокогорный перевал.

В общем, планирование похода на велосипеде – это тяжелый и подчас неблагодарный труд. Вам придется часок-другой посидеть над картой, полазить на форумах и посоветоваться с более опытными походниками. Чем большей информацией Вы владеете, тем лучше.

Дневки в походе

Дневки – это всеми любимые дни отдыха, дни когда группа никуда не движется, только набирается сил. Дневка может быть запланированной и вынужденной. Вынужденные, как правило, случаются по причине поломок «веломобилей» или по причине недомогания какого-то участника похода.

Плановые дневки это уже на ваше усмотрение. Во всех советских книжках по туризму рекомендуется устраивать дневку через каждые три дня. Сегодня туристы эти рамки расширили. Если поход сложный, то дни отдыха можно организовывать через каждые 4-6 дней, если это легкий прогулочный поход по Крыму, то можно чередовать день отдыха, день продвижения вперед.

Важно учесть в планировании дневок, чтоб они приходились на красивые места. Еще опытные организаторы вело-походов стремятся ставить дневки после прохождения сложных участков. Например, после затяжного набора высоты группа взяла перевал, спустилась на живописную поляну, самое время день отдохнуть и проверить состояние велосипедов.

Советуем вам во время дневок не смещать время пробуждения. В походе организм входит в особый ритм. Если по неосторожности поздно лечь и проспать утром до полудня, то на следующий день вас ждет мучительный ранний подъем. Лучше проснуться пораньше и устроить обеденную сиесту и тихий час.

Желаем Вам новых приключений и повидать много красивых мест, скрытых от обывательских глаз.

Велопоход - занятие интересное и захватывающее, но не менее трудоёмкое. Какие же ключевые моменты стоит учесть перед походом, да и во время самого путешествия? Далее мы приведём 10 ключевых моментов планирования похода, а в конце предоставим примерный план одного дня похода.

  1. Разрабатывая маршрут, пользуйтесь Интернетом. На множестве велосипедных форумов и сайтов можно найти уже готовые интересные маршруты. Там вы также найдёте карты достопримечательностей и информацию о состоянии дорог.
  2. Если вы путешествуете большой группой, то перед походом необходимо выбрать ведущего и замыкающего. Ведущий должен держать стабильную скорость, с которой будет следовать остальная группа, также при нём должен быть навигатор и карта местности с намеченным маршрутом. У замыкающего же должны быть навыки ремонта велосипедов, чтобы в случае чего он смог быстро произвести мелкий ремонт велосипеда другого участника.
  3. Не стоит с самого начала расходовать много энергии. Старайтесь держать средний темп, а в первый день не нагружать себя чрезмерно длинным путём.
  4. Не стоит пренебрегать дистанцией. Расстояние между велосипедистами должно быть не менее 1,5 метра, чтобы, в случае чего, вся колонна успела остановиться. Темп должен быть комфортным для самых слабых участников похода, а самых шустрых можно пропустить вперёд на разведку, главное - поддерживайте связь!
  5. Раз в час - пять минут отдыха! Во время такой небольшой стоянки можно отдохнуть, попить или немного перекусить. Полезно устраивать такие перерывы и после длительного и тяжелого подъёма.
  6. Постарайтесь спланировать поход так, чтобы самые тяжёлые участки приходились примерно на середину маршрута. К этому времени команда уже втянется в условия похода, но ещё не успеет накопить усталость. Лучше всего, если тяжёлые участки попадают на утро - пик бодрости компании.
  7. Если у кого-то сломался велосипед, то группе стоит подождать его. Если он сам не сможет устранить неполадку, то стоит подождать замыкающего-механика, не следует пытаться устранить неполадку всей толпой. В такие непредвиденные перерывы лучше проверить свой велосипед, подкрепиться, сделать фото на память.
  8. При проезде через город следует снизить скорость и двигаться аккуратнее. При проезде перекрёстков, если некоторые участники не успели проехать на зелёный сигнал светофора, ведущий должен остановить группу и дождаться отставших. Отойти в магазин можно, только если вся группа остановилась, и ведущий дал добро.
  9. 50-70% дневного маршрута лучше проехать до обеда, так как после сытной еды будет тяжело поддерживать тот же темп, что и ранее, группа будет расслаблена. Но не стоит сильно придерживаться графика, если у кого-то сломался велосипед за полчаса-час до обеда, лучше поесть во время ремонта, чем потом терять лишнее время.
  10. Планируйте маршрут с некоторым опережением графика, чтобы было немного лишнего времени на непредвиденные обстоятельства (поломки, магазины, погода). А ещё такое опережение будет подбадривать участников и придаст уверенности в себе!

А вот и примерный график похода:

07:00 Подъем
07:00 - 07:30 Умывание и зарядка для разогрева
07:30 - 08:00 Завтрак
08:00 - 08:30 Подготовка к поездке
08:30 - 13:00 50-70% поездки от дневного плана
13:00 - 15:00 Привал на обед
15:00 - 17:00 Движение по маршруту
17:00 - 17:15 Время отдыха, полдник
17:15 - 19:00 Докатка дневного маршрута
19:00 - 19:30 Обустройство ночлега
19:30 - 20:00 Купание
20:00 - 20:30 Готовка ужина, техосмотр велосипедов
20:30 - 21:00 Ужин
21:00 - 23:00 Свободное время
23:00 - 07:00 Сон

Желаем отличных дорог и солнечного настроения!

Как совместить в одном флаконе любовь к движению и путешествиям, отдых на природе и посещение достопримечательностей? Правильно, заняться велотуризмом. Главное - чтобы компания хорошая была, считает PR-менеджер и велотурист со стажем Дарья Рудановская.

Первый шаг - собрать правильную компанию

Обычно мы путешествуем компанией из 10-12 человек. Среди нас люди самых разных профессий: архитектор, копирайтер, психолог, программист, сисадмин, бухгалтер, менеджеры различных направлений. Например, я работаю в сфере пиара. Несмотря на различные интересы, всех нас объединяет любовь к путешествиям и походам. Многие из нас в свое время занимались в детском турклубе. Потом, став взрослыми, продолжали вместе ходить в походы, общаться. Естественно, приводили в компанию своих друзей и знакомых.

В турклубе мы с ребятами в основном ходили в пешие и водные походы. Идею пересесть на велосипеды предложил лет 10 назад мой будущий муж. Он подбил компанию девушек в велопоход по Крыму. Потом большой компанией все поехали в велотур по Кавказу. И стало ясно, что путешествовать на велосипедах намного увлекательнее, чем идти пешком с рюкзаком за плечами.

Если не ставить перед собой спортивных целей, то в велопоходе самое главное - это хорошая компания. Все остальное - ерунда, само приложится.

Почему велосипед?

Что же такого увлекательного в велотуризме? То, что за один день можно получить массу впечатлений. Для меня самое большое удовольствие - это ездить по горам, где есть асфальтовые дороги. Взять велопоход по тому же Крыму. Представьте: с утра долго выбираемся из леса, где останавливались на ночь. Час или два едем по лесным тропинкам, а порой чуть ли не на себе тащим велосипеды. Хорошо, что сейчас продают специальные рюкзаки для велосипедов - что-то вроде штанов, которые «сажают» на багажник. Для велотуриста это очень удобно, но тащить все равно не просто - ведь конструкция вместе с содержимым весит килограммов 30-35. Вполне приличная нагрузка. Рано или поздно мы выезжаем из леса на асфальт и катим вверх по серпантину. И, наверное, каждый про себя думает: «Какого черта я дал втянуть себя в эту историю?» А потом начинается спуск - и со скоростью 50-60 км/ч мы слетаем вниз. Это настоящий кайф. Вряд ли мы бы его испытали, если спуску не предшествовал бы нудный подъем.

Маршруты выходного дня и велопутешествия

Чаще всего мы ездим в велопоходы выходного дня - куда-нибудь в Подмосковье на субботу-воскресенье. Как правило, маршрут короткий - проезжаем всего 15-20 км или даже меньше. В выходные наша цель - не покататься, а доехать до определенного места, поставить там палатки и немного отдохнуть.

Более длительные поездки занимают от четырех дней до двух недель. Часто мы берем дополнительный выходной к майским праздникам или на День России 12 июня и уезжаем. В среднем, длина четырехдневного маршрута - около 100-150 км. Понятно, что на дорогу до места назначения не должно уходить больше ночи в поезде. К примеру, хотя Крым очень хорош для велосипедных походов, но туда имеет смысл ехать не меньше чем на неделю. Во-первых, до него дольше добираться. Во-вторых, в Крыму есть что посмотреть.

Двухнедельные поездки - это чаще всего заграница. Наша компания уже побывала в велопутешествиях по Хорватии, Черногории, Турции и Норвегии. Однако в велопутешествия мы ездим где-то раз в год.

О скорости передвижения

Мы - не спортивная команда, рекорды скорости нас не интересуют. Обычно мы едем с комфортной для всех скоростью. И всегда ждем отстающих. Кстати, нередко я оказываюсь в хвосте, особенно, при подъеме в горку. Не помню случая, чтобы даже неподготовленный человек сильно отстал или сказал, что ему было слишком тяжело.

Как мы планируем маршрут велопохода?

Здесь два главных параметра - пространство и время.

Маршрут велопохода мы обычно строим таким образом, чтобы он проходил по местам и людным и безлюдным. С одной стороны, мы хотим посмотреть что-нибудь интересное - музеи, дворцы, замки. С другой, хотим побыть в глуши, отдохнуть от столичного шума и стрессов. Поэтому автомагистралей и трасс мы избегаем. Выбираем дороги третьестепенные, где машина проезжает, скажем, раз в 10-15 минут. К примеру, в велопоходах по Белоруссии, Карелии и Уралу мы двигались в основном только по лесным дорогам.

Порой за один день получаешь массу впечатлений: утром спокойно катишь по лесной дороге, дышишь свежим воздухом, потом слетаешь вниз на огромной скорости, а позже чуть не падаешь от усталости, пробираясь по разбитой дороге, а днем отдыхаешь, осматривая старинную усадьбу. Мне трудно представить, какая еще прогулка может доставить столько удовольствия.

О времени. Длительные поездки мы всегда планируем заранее. Ведь в летнее время, когда мы обычно путешествуем, всегда есть проблемы с билетами. Поэтому мы покупаем их за месяц-два. И к этому моменту уже надо точно знать маршрут и состав участников велопробега.

Готовим велосипеды

Перед походом мы приводим велосипеды в порядок. Подкачиваем колеса, подтягиваем болты, смазываем цепь. Если проблемы более серьезные, скажем, нужно перебрать колесо, то сдаем велосипед в специальную мастерскую. В основном, мы ездим на велорынок в Сокольниках. Большинство из нас ездит на велосипедах Merida, так как считают, что по соотношению цена-качество «Мерида» - самый оптимальный вариант. Я предпочитаю велосипед марки Merin. Он круче, удобнее, но и дороже.

Считаем бюджет велопробега

Бюджет рассчитываем просто. Основные статьи расходов: билеты, еда и деньги на дополнительные услуги. Билеты мы обычно покупаем самые дешевые.

Еду, как правило, берем с собой. Если летим на самолете, то покупаем в супермаркетах на месте. Однако в любом случае, продукты мы закупаем строго по составленной заранее «раскладке» - сначала рассчитываем норму продуктов, необходимых одному человеку в сутки. Потом на основе этого определяем, сколько и каких продуктов нужно взять на всех участников похода. «Раскладка» - это обычная походная еда: крупы, сухое молоко, тушенка, чай, сахар, соль, сыр, колбаса, сухофрукты, шоколад, супы в пакетах. Хлеб и воду покупаем по дороге. Иногда можем зайти в кафе.

Дополнительные услуги - это, например, виза. Если едем за границу, то плюсуем ее стоимость. Если от аэропорта (или ж/д вокзала) нужно еще добираться до места сбора, то заранее заказываем транспорт, например, «газель» и ее стоимость тоже учитываем.

В среднем, бюджет двухнедельной поездки на человека составляет 15 тыс рублей, если ехать поездом, и 25-30 тыс руб, если лететь самолетом. Лично мне трудно представить более дешевую возможность попутешествовать.

О ночлеге

Обычно мы ночуем в палатках. Съезжаем с трассы и ищем место в лесу или на берегу моря в паре километров от дороги. Вещи затаскиваем в палатки, а велосипеды сцепляем несколькими замками с тросиками. Пока у нас ни разу ничего не украли. За границей, если палатки ставить запрещено, мы ночуем в кемпингах. Но по возможности мы продумываем маршрут так, чтобы ночевать подальше от цивилизации.

О детях

Опыт нашей компании говорит, что детей в велопоходы стоит брать лет с 11. К примеру, одни наши друзья брали с собой в Чехию девятимесячного ребенка, другие- двухлетнюю дочку в Крым. И все они потом были не восторге: и ребенка измучили, и сами устали. Конечно, тут многое зависит от ребенка. Если ему в принципе нравится кататься, то все будет нормально. Если нет, то ничего не поделаешь.

Своего сына Темку мы брали в велопоход выходного дня лишь однажды, когда ему не было и двух лет. Он ехал то в рюкзачке у меня за спиной, а то специальном кресле. Обычно такое кресло крепится на раму или сзади на багажник. Однако не все дети в них хорошо сидят, очень часто им становится скучно. Да и для родителей везти ребенка, да еще скучающего, это большая нагрузка. Поэтому многие из нас сейчас ждут не дождутся, когда дети подрастут, и мы сможем кататься вместе.

Записала Алевтина Иванова

В зависимости от масштаба мероприятия, организацией может заниматься один или несколько человек. Если в команде больше одного, рекомендуем сразу разделить сферы ответственности в зависимости от умений и навыков, это сэкономит время и силы. Кто понадобится:

  • организатор — человек, умеющий думать стратегически, планировать и в случае чего делать все за всех:)
  • коммуникатор — человек, любящий общение (с журналистами, волонтерами, спонсорами, представителями власти, милицией и т.д.);
  • координатор волонтеров (если планируется более 100 участников и более 10 волонтеров);
  • зависящий от соцсетей, чтобы распространять информацию всюду и приглашать ваших земляков в соответствующую группу;
  • фото-, видео- любитель.

Шаг 1 — Планирование

Команда должна определиться с ключевыми моментами:
— маршрут: он должен быть удобен и прост для участников, а также достаточен по времени;
— программа: старт — финиш, будут ли дополнительные развлечения;
— для дополнительной программы;
— смета расходов: составить список необходимых материалов и средств для организации.

В последнее время ВелоГродно проводило велопробеги по одному маршруту. Он составлял 16 км, время движения — чуть больше 70 минут. Для кого-то этот маршрут был прост, а кто-то не доезжал до финиша из-за наличия горок… Помните, что к вам приедут пожилые люди, дети, родители с малышами в кресле и молодые, но не подготовленные люди.

Будет ли как-то обозначен старт и финиш? Будут они в одном месте или в разных? Будет ли дополнительная программа? Есть ли «план Б» на случай дождя? Учтите, что это может вызвать дополнительные расходы.

Если у вас нет средств, продумывайте мероприятие максимально просто. Если у вас достаточно времени на подготовку, ориентируйтесь на поиски спонсоров. Один из вариантов — провести велопробег совместно с крупным бизнесом. Другой вариант — провести велопробег в рамках городского праздника.

Шаг 2 — Согласование

В Республике Беларусь проведение несанкционированного массового мероприятия карается законом (сутками и штрафами), поэтому если вы не хотите попасть в «щекотливую» ситуацию , лучше мероприятие согласовать.

Для этого вам необходимо от имени юридического или физического лица подать в исполнительный комитет Заявление по форме . В нем указываются:

  • цели мероприятия;
  • время и место проведения мероприятия (старта и финиша);
  • маршрут;
  • планируемое количество участников;
  • ответственное лицо.

По нашему опыту, кроме обращения в исполком, необходимо писать заявление в ГАИ, УВД и МЧС.

Также стоит учитывать, что скорее всего ГАИ выставит вам счет за сопровождение и обеспечение безопасности во время движения. Эта сумма зависит от километража и количества привлеченных сотрудников. За 16 км по городу ВелоГродно платило порядка 150 у.е.

По количеству участников смотрите правде в глаза:) Вряд ли в маленьком городе приедет тысяча человек. В Гродно максимальное количество велосипедистов на акции было — 600.

Шаг 3 — Информационная работа

Если ваш велопробег посвящен какой-то идее или дате, продумайте как вы донесете это участникам мероприятия, СМИ и их читателям.

Во многом, информирование — самый важный этап, так как ваши усилия будут вознаграждены количеством участников и их настроением, если же их будет мало — случится «организаторская печаль». Чтобы привлечь участников стоит:

1. Нарисовать афишу;
2. Написать пресс-релиз;
3. Распространить пресс-релиз с афишей местным СМИ, промониторить анонсы в СМИ;
4. Разместить анонс и афишу на собственных ресурсах, если есть;
5. Создать группу в соц.сетях, пригласить в нее всех земляков, попросить сделать перепост в другие местных группы.
6. Убедиться в наличии СМИ на мероприятии (позвонить и пригласить).

Имейте ввиду, что размещать информацию о велопробеге в СМИ и в сети Интернет можно только после получения согласования в исполкоме (закон суров, ребятушки).

Шаг 4 — Подготовка программы мероприятия

Кроме информирования, возможно, вам придется заняться:
— подготовкой дополнительной программы (конкурсы, концерт и т.д.);
— поиском денег, если нужны, но лучше этот этап начать с шагом «ноль»;
— поиском сувениров и других материалов, если нужны;
— набором и инструктажем волонтеров.

Шаг 5 — Проведение мероприятия

Найдите заранее человека, который обеспечит фото и видеосъемку мероприятия. Можно рассчитывать на участников, но лучше иметь своего человека, который будет снимать то, что надо вам.

Главное, что вы должны обеспечить на мероприятии — это .

На велопробегах ВелоГродно за безопасность отвечают проинструктированные волонтеры (около 30 человек на колонну из 300). Функции волонтёров и правила движения в группе велосипедистов описаны .

При проведении дополнительной программы, каждый из организаторов и волонтеров должен четко знать кто за что отвечает. Участники и зрители не любят простоев из-за «технических проблем».

Шаг 6 — подведение итогов

Первое, что интересует всех на финише: сколько было участников. Для этого один из волонтеров ВелоГродно снимает видео старта и затем банально пересчитывает:) Это помогает избегать дезинформации от тех, кто «окинул взглядом и решил».

Также лучше в течение недели завершить:
— сбор информации о проведении для соц.сетей и сайта;
— написание итоговой статьи для сайта или пост-релиза;
— оплату по счетам.

Удачи вам! И хорошей погоды!

Если у вас остались вопросы, пишите на [email protected]

При перепечатке материалов сайт активная гиперссылка на источник обязательна. Любые изменения текстов, заголовков, фотографий при перепечатке запрещены.

Вконтакте