Как называется борьба на шпагах. Команды в фехтовании, оружие

Точное объяснение терминов и понятий, определение значения и содержания позволит фехтовальщику осмыслить суть занятия.

Это также поможет усвоить важные правила техники, теории, концепции преподавания и будет развивать логическое мышление при выполнении боевой задачи.

Ряд ведущих понятий и терминов в фехтовании

Объяснением и изложением тезисов и значений занимались известные иностранные и русские преподаватели фехтования.

Важно! Без знания терминов и определения понятий в этом искусстве невозможно полноценно использовать тематическую литературу и проводить практические занятия.

Стойка

Боевая стойка — исходное положение мастера клинка, указывающее на готовность к наступлению и обороне.

Фото 1. Показано правильное положение тела в стойке: A, Б - с оружием в верхней позиции, В - с клинком в нижней позиции.

Выполняется по команде «К бою готовьсь!»:

  • Правосторонняя — осуществляется с выставленной вперёд шпагой и дагой (щитом и др.) во второй руке правши.
  • Левосторонняя — делается с выставленной вперёд дагой (щитом и др.) и со шпагой в сильнейшей руке правши.

Выпад

Движение вперёд из исходной стойки толчком ноги , стоящей сзади и дальнейшей опорой на ногу, выставленную вперёд.

Батман

Удар клинком по клинку соперника с целью вывести его в сторону:

  • Прямой — перемещение оружия по горизонтали.
  • Полукруговой — перемещает клинок по вертикали.
  • Круговой — выполняется движением оружия по вертикали и горизонтали и возвратом в исходную стойку.
  • Проходящий — проводят скольжение вдоль клинка с дальнейшим его обведением.
  • Ударный — встречное движение оружия к клинку соперника.

Касание клинком

Прикосновение эспадроном, нанесённое сопернику фехтовальщиком по правилам, разделяется на:

  • Укол — это чёткое касание острия орудия с определённой силой к телу противника, отмечается электрофиксатором или судьёй.
  • Удар — толчок лезвием клинка по телу соперника. Бывает: удар по голове (ку де тет ) по маске сверху, левой щеке (ку дё фигур а гош ) по маске слева, левому боку (ку де коте а гош ), правой щеке (ку де фигюр а друа ) по маске справа, правому боку (ку де коте а друа ), по руке (ку о бра ).

Балл в фехтовании

При уколе или ударе саблистом электрофиксатор сообщает включением зелёной лампочки. Произведённая по правилам атака засчитывается, и спортсмен зарабатывает балл (очко).

Если касание отмечено вне разрешённой зоны , включается белая лампочка. Загорание обеих лампочки вместе означает два удара, первый из которых недействительный, тогда второй не засчитывается.

У шпажистов нет белых лампочек и разрешаются любые удары, поэтому при одновременном загорании лампочек с двух сторон, каждый спортсмен получает балл.

Мулине

Мулине (происходит от фр. мулин — мельница) - вид фехтования путём вращения эспадрона с большой интенсивностью.

Таким образом происходит увеличения мощи углового удара.

Пируэт

Разворот с движением для вывода соперника из равновесия и раскрытия его обороны.

Финт

Стремительный обманный выпад, вызывающий у противника реагирование защитой .

Атака

Наступательное движение для укола, выполняется выпрямлением руки с эспадроном и непрерывной угрозой поразить тело противника. Виды:

Тренировочный бой

Направлен на совершенствование тактических способностей и двигательных навыков, развитие психических и физических качеств , необходимых для успешного действия в фехтовальных боях.

На тренировках акцентируется внимание на отработке техники приёмов и тактики их применения. Занятия направлены на развитие стратегического мышления, быстрого оценивания обстановки.

Как называется укол в фехтовании

Касание, укол, удар — называют «Туше »: с французского «трогать, касаться».

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором объясняются основы фехтования и рассказываются различные факты об этом виде спорта.

Фехтование полуторным мечом для России сравнительно недавнее явление.

В Европе данную дисциплину в рамках системы HEMA (Historical Europe Martial Arts) называют LongSword Fencing, а наиболее популярное название мечей для этого вида в России образовано от немецкого "federschwert" - "Федер".

Защита головы и шеи.
Для защиты головы следует использовать качественную маску, например для "электросабли" и "шпаги", также существуют специальные маски HEMA, она должна быть обязательно по размеру, т.е. ту, что после "подгонки" с боков и с затылка будет при фронтальном нажатии упираться вам в подбородок и лоб, при этом лицевой щиток маски не должен доходить до носа как минимум 1 см. Это самое важное условие. Усилие которое выдерживает ворот маски измеряемое в ньютонах не столь важно. И 350N и 1600N укол жестким клинком держат одинаково плохо, им нельзя такое ворот проткнуть, но и гортань от повреждений защитить тоже на 100% не удастся. Если вы действительно хотите безопасный вариант - это дополнительное горжет одеваемый под маску или вшитый в вашу куртку.

В бою часто возникают ситуации клинчей, что повышает риск ударов в затылок. Не лишним будет дополнительная защита затылка, так называемую накладку на маску.

Защита рук и тела.
Тело следует защитить стандартной курткой-колетом или стеганкой.

Кисти рук - наиболее уязвимая зона при фехтовании полуторным мечом. Независимо от того, разрешены ли правилами удары по кистям или запрещены - кисти постоянно будут в зоне риска и потребуют не только хорошей защиты, но и защиты гибкой, не сковывающей движений.

На сегодняшний день есть много решений для защиты кистей. Из спортивного снаряжения наиболее зарекомендовали себя хоккейные перчатки, но можно сказать, что такие перчатки слишком массивные и могут сковывать движения.

Однако, мы рекомендуем использовать специальные перчатки для исторического фехтования, которые можно приобрести у нас в магазине.

Защита ног.
Бедра - одна из основных зон поражения.

Спортивное решение - мото/вело/сноубордические шорты с защитой.
Минусы: "сегментарность", т.е. защита лишь определенных участков.
Плюсы: легкость, удобство и комфорт. Можно и нужно носить под одеждой.

Истфех решение: стеганные набедренники.
Минусы: жаркие, неудобные, сравнительно большой вес.
Плюсы: лучшая защита.

К защите коленей и голеней мы рекомендуем также подойти со всей ответственностью. Любители бюджетной роликовой защиты здесь будут крепко разочарованы, скорее всего уже после первых минут боя. Даже шарнирная мото-защита здесь пойдет не любая.

Несколько более громоздкая хоккейная защита тоже хороша, но уже серьезно увеличивает контур бойца, а следовательно делает его более легкой мишенью.

Ну и конечно же полицейская защита, так любимая всеми бойцами HEMA:

Таковы оптимальные виды защитного снаряжения бойца полуторным мечом или "федером", обеспечивающие и подвижность и должную защиту.

Любой, кому хоть раз доводилось держать в руках холодное оружие, не скоро забудет это. Прошли века, и необходимость защищать себя при помощи его отпала, однако искусство владения клинком живо и продолжает развиваться. Да, как вы уже догадались, сегодня речь пойдет об одном из интереснейших видов спорта - фехтовании.

Фехтование зародилось в глубокой древности. Еще египетские фараоны устраивали специальные турниры фехтовальщиков. Таким, как мы его знаем, фехтование сформировалось в начале XV века в Испании. Спортивное направление этого военного искусства начало свое самостоятельное развитие в XVII веке. Мировые первенства стали проводиться в начале XX века.

Фехтование - один из тех видов спорта, которым выпала честь быть с самого начала включенными в программу летних Олимпийских Игр. Интересно, что вообще самую первую олимпийскую клятву (на Олимпиаде в Антверпене в 1920 г.) произнес бельгийский фехтовальщик, впоследствии четырехкратный олимпийский чемпион, Виктор Боэн.

Спортивное фехтование

Главная цель спортивного состязания - нанести укол противнику и, соответственно, избежать укола самому. В современном спортивном фехтовании поединки проводятся на трех видах оружия - на шпагах, рапирах и саблях. Правила поединков на каждом из этих видов имеют некоторые особенности.

Рапира - колющее оружие с четырехгранным клинком и небольшой гардой (гарда - круглая металлическая пластинка вокруг ручки, защищающая кисть руки фехтовальщика). Уколы можно наносить только острием. Засчитываются только уколы, наносимые в поражаемую поверхность, то есть в туловище спереди и спину до пояса. Остальные уколы не засчитываются, в случае же нанесения недействительных уколов бой останавливается.

Шпага - тяжелое колющее оружие с трехгранным клинком и гардой. При поединке на шпагах действительными считаются уколы, наносимые острием в любую часть тела противника.

Сабля (эспадрон) - легкой колющее и рубящее оружие с плоским клинком и гардой со скобой. Засчитываются как колющие, так и рубящие удары. Поражаемую поверхность образуют все части тела противника выше горизонтальной линии, проведенной через вершины углов, образованных телом и бедрами спортсмена, находящегося в боевой стойке. Удары по непоражаемой поверхности не учитываются, и бой после них не останавливается.

Фехтовальная техника включает в себя четыре основных колющих и шесть рубящих ударов, а также соответственные защиты от них и уходы.

Удары фиксируются с помощью электродатчика: конец оружия снабжен электроконтактом, к гайке (кончик ручки холодного оружия, помимо всего служащий противовесом) присоединяется провод, проходящий под курткой спортсмена и далее подведенный к табло, фиксирующему удары. Куртка у спортсменов электропроводящая. В случае нанесения действительного удара или укола с одной стороны на табло загорается красная лампа, с другой - зеленая. В случае нанесения недействительного удара или укола загорается белая лампа.

Бой проходит на дорожке длиной 14 метров. Поединок спортсмены начинают стоя на расстоянии примерно 2 метров от середины дорожки. Если в ходе поединка один из соперников пересечет линию, ограничивающую длину дорожки, ему засчитывают штрафной укол.

Интересно, что судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Перед началом боя судья дает спортсменам команду: "Ан гард!" - "К бою!", затем задает вопрос: "Эт ву прэ?" - "Вы готовы?" Получив ответ, судья командует: "Алле!" В случае остановки боя дается команда "Альт!" - "Стой!". Присуждение очков сопровождается словами: "А друат" - "Направо", "А гош" - "Налево" или "Ку дубль" - "Обоим". Недействительный удар обозначается фразой "Па конте" - "Не считать".

Спортивным фехтованием можно начинать заниматься с 9-10 лет, верхний возрастной предел не ограничен. Фехтовальные секции для взрослых есть при некоторых детско-юношеских спортивных школах и фитнес-клубах. Примечательно, что есть примеры, когда люди, начавшие заниматься фехтованием в зрелом возрасте, становились даже чемпионами мира. Вообще фехтование - такой вид спорта, в котором наряду с гибкостью, хорошей координацией движений и быстрой реакцией важен еще и опыт, ибо практика показывает, что чем спортсмен опытнее, тем лучше он выступает.

Единственный, на мой взгляд, недостаток спортивного фехтования - отсутствие зрелищности. Простому зрителю весьма непросто разобраться, что, собственно, произошло на дорожке за эти несколько секунд и кто кому нанес поражение. Но мир искусства владения клинком разнообразен и может даже самому привередливому зрителю предложить и еще кое-что.

Сценическое фехтование

Наряду с известным всем спортивным фехтованием существует еще и такой увлекательный вид спорта как сценическое фехтование. За рубежом он довольно популярен, особенно во Франции и Скандинавии, где работают десятки клубов, специализирующихся именно на этом виде спорта, но в нашей стране как вид спорта сценическое фехтование только начало появляться, хотя оно является обязательной дисциплиной в любом театральном ВУЗе. Считается, что сценическое фехтование зародилось еще в Древнем Риме, и первыми такими фехтовальщиками были гладиаторы. Однако с этим трудно полностью согласиться, ибо гладиаторы, как известно, в представлении использовали мечи, а в сценическом фехтовании используется легкое холодное оружие.

Фехтование со сценическим уклоном зародилось вместе с театром. В старину большинство мужчин владело холодным оружием, а потому театральная постановка поединка должна была быть особенно правдоподобной. Все мы знаем, как бросается в глаза непрофессионализм в любой сфере, а потому, сами понимаете, неправдоподобный поединок мог испортить все впечатление от спектакля.

Современное сценическое фехтование несколько отличается по технике от спортивного, ибо акцент ставится прежде всего на зрелищность поединка. К соревнованиям допускаются спортсмены старше 18 лет. Сразу оговорим: участники поединка являются членами одной команды и должны представить судьям бой с заранее отрепетированными движениями. Импровизации в сценическом фехтовании места нет и быть не должно, ибо фехтуют спортсмены без защитных приспособлений. Иными словами, поединок по принципам построения более всего похож на групповое упражнение в художественной гимнастике.

Соревнования проводятся в трех номинациях: соло, дуэт и группа (восемь человек). Продолжительность композиции 3 минуты. Спортсмены обязательно выступают в костюмах и с оружием, соответствующими выбранной эпохе. Выступление может сопровождаться репликами фехтовальщиков и музыкой, ограничений для фантазии участников нет.

Судьи оценивают технику фехтования (правильность и сложность), пластику движений и эстетический аспект, качество постановки в целом и актерское мастерство соревнующихся.

Историческое фехтование

Историческое фехтование зародилось не как вид спорта или учебная дисциплина для студентов-актеров, а как разновидность исторической реконструкции. Читатели, наверно, вспомнят, как в 1980-е годы многие увлекались военной историей. В те годы в стране существовала масса любительских клубов, специализировавшихся на военно-исторической реконструкции. В настоящее время историческому фехтованию много внимания уделяют и толкинисты.

Иногда сценическое и историческое фехтование путают, однако это разные виды спорта. На первый взгляд кажется, что это одно и тоже: и там, и там зрителя видят костюмированный поединок. Давайте вспомним значение термина "фехтование". Фехтование - это поединок на легком длинноклинковом оружии. В историческом фехтовании мы имеем дело с тяжелым средневековым оружием, позволяющим наносить сильные рубящие удары и не дающим возможности производить изящные манипуляции клинком, финты (вращение клинка вокруг своей оси) и обманки - ложные действия. Колющие удары в историческом фехтовании запрещены.

Экипировка бойцов нелегкая - ее вес может достигать 25 кг. Двуручный меч, к примеру, весит около 5 кг. Если соперники вооружены только мечами, вес бойцов не учитывается, но когда добавляется щит, соревнования проводятся в трех весовых категориях: до 70 кг, до 85 кг и свыше 85 кг. Как и в сценическом, в историческом фехтовании оружие и костюм также должны соответствовать выбранной исторической эпохе. Наличие исторического костюма является обязательным условием допуска к соревнованиям. Допустимо использовать современные защитные средства - нагрудник, наколенники - но они должны быть скрыты под одеждой.

Одним из отличий от сценического фехтования является соревновательный характер поединка в историческом фехтовании, то есть противники сражаются "экспромтом" и являются соперниками друг для друга.

Существенным, на мой взгляд, недостатком сценического и исторического фехтования является дороговизна экипировки. Но не будем о грустном, лучше поговорим о том, что поможет вам на занятиях фехтованием, буде вы решились наконец-таки заняться этим видом спорта.

Заниматься фехтованием удобно в любом спортивном костюме. Защитную экипировку - жилет и маску - должен выдать тренер. Собственную защитную экипировку имеет смысл приобретать, если вы уверены, что фехтование для вас - это навсегда. Отдельно уделите внимание обуви: это могут быть кроссовки или мягкие спортивные туфли вроде теннисных. Главное, чтобы вам было удобно, и чтобы обувь не скользила. Необходимо также подумать о перчатках или хотя бы об одной перчатке для правой или левой руки, в зависимости от того, правша вы или левша. В принципе, заниматься можно и без перчаток, но в перчатках удобнее. Перчатки должны быть хлопчато-бумажные или кожаные без подкладки, так как при наличии подкладки рука потеет.

Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Существует семь основных команд.

Различаются следующие команды:

  • Ан гард (фр. En guarde , К бою) Сигнал о подготовке к соревнованию. Участники поединка должны занять позиции каждый за своей линией начала боя.
  • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt? , Вы готовы?) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам. Участник, не готовый к бою, должен подать сигнал судье, топнув ногой и подняв оружие вверх.
  • Алле! (фр. Allez! , Начинайте!) Сигнал о начале боя. Участники вправе начать движение.
  • Альт! (фр. Halte! , Стой!) Остановка боя.
  • А друа (фр. A droit , Направо). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
  • А гош (фр. A gauche , Налево). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
  • Па конте! (фр. Pas compter! , Не считать). Укол не присуждается никому.

Фехтование на рапирах (фр. fleuret)



Красным цветом выделены области,уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах

Засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

Фехтование на саблях (фр. sabre)

Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях.

Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд» (скрестный шаг назад разрешён).

Фехтование на шпагах (фр. épée)

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах.

Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Оружие

Используется три вида оружия — рапира,сабля, шпага.

Фехтовальное оружие состоит из клинка и гарды (щит на рукоятке, защищающий руку спортсмена).


Сверху вниз: рапира, шпага, сабля

Рапира представляет собой колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка) массой не более 500 г и длиной не более 110 см с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной не более 90 см; кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

Шпага с рукояткой пистолетного типа

Шпага более тяжёлое колющее оружие, массой не более 770 г и длиной не более 110 см, похожа по конструкции на рапиру с более жестким и чуть более длинным клинком трёхгранного сечения. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

Сабля в спортивном фехтовании

Сабля — рубяще-колющее оружие массой не более 500 г и длиной не более 105 см с гибким клинком трапециевидного сечения длиной не более 88 см. Наносить можно не только уколы острием, но и удары клинком, удары гардой запрещены. Гарда овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, замыкающая электрическую цепь, образованную проводом, проходящим под курткой спортсмена и в клинке, и прибором, фиксирующим уколы; к гарде прикрепляется разъем — двойник в случае рапиры и сабли или тройник в случае шпаги для подсоединения провода. Сабля наконечника не имеет.

Экипировка


Куртка



Штаны



Маска

В экипировку фехтовальщика входит защитный костюм белого цвета из облегченного кевлара, состоящий из куртки (колет) и брюк по колено на подтяжках. На ноги надеваются длинные белые носки — гетры и специальная фехтовальная обувь, с плоской подошвой. Голову защищает маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

В начале XVI столетия Францию, а затем и другие страны Европы охватила «дуэльная лихорадка», которая свирепствовала на континенте более трех веков. Только за несколько десятков лет правления французского короля Генриха IV дуэли привели к гибели примерно десяти тысяч человек, большинство из которых относились к дворянскому сословию. Основным оружием дуэльных поединков того времени являлась шпага.

Шпага. Само это слово окутано романтическим ореолом. Произнося его, словно переносишься на узкие улочки Парижа или Севильи в мир надменных и вспыльчивых идальго и мушкетеров, так мастерски описанных в гениальных книгах Дюма и Артуро Переса-Реверте. Без сомнения, шпага – это самое «благородное» холодное оружие, защитница дворянской чести и самая верная подруга бретёра.

Считается, что шпага появилась примерно в середине XV столетия в Испании. Очень быстро она стала популярной не только в армии, но и в качестве гражданского оружия дворян или просто состоятельных людей. Со временем шпага превратилась в непременный атрибут любого мужчины из благородного сословия, а фехтование на шпагах стало любимой забавой дворян. Недаром в разных странах Европы (в том числе и в России) существовал обычай так называемой гражданской казни, во время которой над головой осужденного ломали его шпагу.

Именно шпага внесла огромный вклад в развитие фехтования. Так как дуэль на шпагах была обычным делом, то мужчины с молодых лет учились обращаться с этим оружием. Уроки фехтования были обычным делом, их брали мужчины самого разного возраста. В Европе даже существовал весьма специфический институт – фехтовальные братства. Эти объединения профессиональных фехтовальщиков имели разветвленную сеть филиалов, опытных инструкторов и специальную систему сдачи экзаменов.

Сегодня фехтование на шпагах – это олимпийский вид спорта, хотя необходимо признать, что спортивный бой на шпагах, очень сильно отличается от фехтовальных поединков прошлого. То же самое можно сказать и о конструкции спортивной шпаги, которая имеет мало общего с клинками мушкетеров.

Рапира считается дальнейшим развитием шпаги. В переводе с испанского espada ropera буквально означает «меч для одежды», то есть оружие, носимое с гражданским костюмом. Иными словами, рапира представляла собой исключительно гражданское оружие, предназначенное для преимущественно колющего удара. Такой себе, легкий вариант шпаги. В России рапирой часто называют оружие с граненым клинком, предназначенное для учебных поединков. Однако главным отличием шпаги от рапиры в том, что последняя никогда не была боевым оружием.

Следует сказать, что в этом вопросе много путаницы. В исторических источниках одно и то же оружие может называться и шпагой, и рапирой. Аналогичная ситуация наблюдается также в популярной литературе (например, в «Трех мушкетерах»). Конечно же, самым распространенным мнением является то, что шпага – это оружие, которым можно было рубить противника, а рапирой – только наносить уколы. Но, вероятно, современники не слишком вдавались в подобные тонкости, поэтому изначально эти названия были синонимами, что впоследствии привело к заметной путанице.

Описание

Шпага – это клинковое колющее или колюще-рубящее оружие с узким прямым обоюдоострым, однолезвийным или граненым клинком и сложной гардой. В среднем длина клинка составляла один метр, но встречались и более «габаритные» экземпляры. Его сечение могло быть шестигранным, трехгранным, овальным, ромбическим, вогнутым. Вес оружия, как правило, составлял около 1,5 кг.

Клинок шпаги мог иметь долы или ребра жесткости. Он заканчивался хвостовиком, на который монтировалась рукоять шпаги с дужкой и гардой. Шпажные гарды поражают своим изяществом, сложностью и разнообразием, некоторые из них имели приспособления для захвата клинка противника. В настоящее время эта часть шпаги используется для классификации данного оружия.

По сути, боевая шпага представляла собой несколько облегченный меч с узким и гибким клинком, рассчитанным больше на укол, чем на нанесение рубящих ударов. Также следует добавить, что в конструкции этого оружия много внимания уделено защите руки фехтовальщика. Эволюция шпаги шла по пути ее облегчения и постепенного превращения в исключительно колющее оружие. У поздних шпаг лезвия могли или полностью отсутствовать, или не затачиваться.

Классификация шпаг основана на размере клинка оружия, его весе, а также на особенностях конструкции эфеса. Один из самых известных специалистов по европейскому холодному оружию Эварт Оукшотт делит шпаги на три большие группы:

  • Тяжелые боевые шпаги (reitschwert – с немецкого «меч всадника»), которые можно было использовать как для нанесения колющих ударов, так и для рубки;
  • Более легкая шпага (espada ropera – с испанского «меч для одежды»), которая имела лезвия, но из-за малого веса не слишком подходила для нанесения рубящих ударов. Этот тип оружия был популярен в XVI веке, позже он был вытеснен еще более легкими шпагами;
  • Третий тип оружия, который получил английское название small sword («малый меч»). Подобные шпаги появились в середине XVII столетия и отличались легким граненым клинком небольшой длины.

История шпаги

Шпага – это дальнейшее историческое развитие меча. Это утверждение абсолютно не означает, что она является лучшим оружием, чем старый добрый меч, просто на момент своего появления она больше подходила для изменившихся условий ведения войны. На средневековых полях сражений шпага была бы бесполезна, но уже в эпоху Возрождения она оказалась весьма эффективным боевым инструментом.

Шпагу можно назвать ровесницей огнестрельного оружия. Более того, рождение этого оружия связано с широким распространением на европейских полях сражений ружей и артиллерии. Сегодня существует несколько гипотез относительно причин возникновения этого оружия.

Некоторые авторы считают, что шпага появилась в ответ на дальнейшее совершенствование латных доспехов, которые стали практически неуязвимыми для рубящих ударов. Мол, используя тонкий клинок, можно было поразить противника в тяжелых доспехах , нанося колющие удары в их сочленения. В теории может это и выглядит красиво, но в реальности кажется практически невыполнимым. Так называемый максимильяновский доспех имел степень защищенности, не уступающую современным скафандрам для глубоководных погружений. Поразить противника, защищенного такой броней, в условиях реальной драки крайне проблематично.

Более правдоподобной выглядит другая теория, согласно которой шпаги появились не для прокалывания тяжелых доспехов, а потому что из-за появления огнестрельного оружия тяжелая броня постепенно уходила в прошлое. Не было смысла таскать на себе немыслимое количество железа, если оно не могло защитить бойца от летящей пули. Тяжелые мечи позднего Средневековья как раз и были рассчитаны на пробитие таких доспехов, после сокращения защитного вооружения они также стали не нужны. В этот момент шпага начала свой триумфальный поход.

Следует сказать, что ранняя тяжелая шпага мало чем отличалась от средневекового меча, она была несколько легче и изящнее его. Даже дополнительную защиту руки фехтовальщика можно было встретить и у мечей более раннего периода. Правда, фехтовальная техника, заточенная на нанесение колющих ударов, привела к изменению хвата оружия. Для его большей управляемости указательный палец ложился на крестовину сверху и нуждался в дополнительной защите. Кроме того, в это же время из обихода вышли латные металлические перчатки, которые мешали нормально использовать огнестрельное оружие. Так постепенно рукоять шпаги превратилась в ту сложную конструкцию, по которой ее можно безошибочно узнать среди другого клинкового оружия.

Считается, что первые шпаги появились в Испании примерно в середине XV века. Это оружие очень быстро стало популярным среди знатного сословия. Шпаги были легче мечей, поэтому они были удобнее для повседневного ношения. Это оружие богато украшалось, чтобы подчеркнуть статус владельца, но при этом оно абсолютно не теряло своих боевых качеств. Уже в этот период произошло разделение на боевые и гражданские шпаги. Последняя разновидность к концу XV века получила собственное название espadas roperas, которое перешло в другие языки и дало собственное название новому оружию – рапира.

Кстати, в большинстве языков Европы не существует термина «шпага». Это оружие носило (и носит) название «меч». В испанском языке espada, во франзуском – épée, в английском – sword, и только немцы дали шпаге собственное название – Degen. Причем в немецком языке Degen также означает кинжал, что дало некоторым исследователям основание считать именно он был предшественником шпаги.

Шпага постепенно распространилась на все рода войск, окончательно вытеснив меч. XVIII век можно назвать периодом расцвета этого оружия, затем оно постепенно стало вытесняться из армии палашами и саблями.

Гражданские шпаги были легче и уже боевого оружия, часто затачивалось только их острие. В конце XVII века во Франции в обиход вошла короткая гражданская шпага, которая за счет своего легкого веса позволяла проводить виртуозные движения клинком. Так появилась французская школа фехтования. В это время рапира и шпага становятся практически неотличимы друг от друга и полностью утрачивают рубящую функцию. Уменьшение массы шпаги произошло не только из-за уменьшения ее длины и ширины, но и благодаря тому, что клинок стал граненым. Так появилась легкая гражданская шпага, которая без особых изменений дожила до начала XX века.

Наиболее популярными были трехгранные клинки, хотя встречались образцы и с шестью гранями. Изначально клинки делали широкими у рукоятки, считается, что эта часть шпаги предназначалась для парирования ударов противника. Классическую узкую форму шпаги окончательно приобрели к эпохе наполеоновских войн. Можно сказать, что с этого момента эволюция шпаги закончилась.

Также следует сказать, что легкая гражданская шпага стала прообразом современной спортивной рапиры, а основные техники спортивного фехтования основаны на приемах французской школы.

Гражданская шпага была чрезвычайно популярным оружием. Ее носили дворяне, буржуа, военные в мирное время и даже студенты. Ношение шпаги для них было привилегией, студенты получали шпаги обычно после окончания учебного заведения, но были и исключения. Например, студенты Московского университета получали право носить это оружие уже после поступления в ВУЗ.

Немецкие студенты не только с удовольствием носили шпаги, но и любили использовать их в дуэльных поединках. Более того, молодые мужчины в Пруссии чрезвычайно гордились шрамами, полученными в таких баталиях. Иногда их специально натирали порохом, чтобы отметина осталась на всю жизнь.

В России шпагами пытались вооружить еще стрелецкие подразделения, но это оружие не прижилось. Позже ее массово стали использовать в частях нового строя, а Петр Первый вооружил шпагами всю русскую пехоту. Но затем у рядового состава шпага была заменена полусаблей. Шпага была оставлена только офицерскому корпусу и гвардейским мушкетерам. По своей конструкции русские шпаги ничем не отличались от зарубежных аналогов.

В XIX веке шпаги в российской армии теряют значение боевого оружия и постепенно вытесняются саблями. Однако офицеры продолжают носить их вне строя, в качестве парадного оружия. Вплоть до 1917 года шпага является оружием генералитета и офицеров кирасирских полков вне строя, кроме того, ее носят гражданские чиновники в качестве элемента парадной одежды.

Фехтование

Появление шпаги дало мощный импульс развитию фехтования. Нельзя сказать, что до этого на мечах рубились, как придется, но именно легкость шпаги позволила значительно расширить арсенал фехтовальных приемов. Очень быстро появились признанные школы фехтования: итальянская, испанская, французская, немецкая. Каждая из них имела собственные особенности.

Немцы, например, много внимания уделяли рубящим ударам, а в качестве вспомогательного оружия использовали тяжелый пистолет, рукоятью которого наносили удары, как дубиной.

В итальянской школе фехтования впервые сделали акцент на колющих ударах острием. Именно в Италии родился принцип «убивать острием, а не лезвием». В качестве дополнительного оружия в драке нередко использовали специальный кинжал – дагу. Кстати, считается, что дуэли появились именно в Италии, заменив средневековые рыцарские турниры и поединки.

Французская школа фехтования породила легкую короткую шпагу и подарила миру основные приемы обращения с ней. Именно она лежит в основе современного спортивного фехтования.

В Англии во время поединков часто использовали специальный щит-кастет или дагу.

Испанская школа фехтования носила название Дестреза, что можно перевести, как «истинное искусство» или «мастерство». В ней учили не только драться на шпагах, но и использовать в бою такие предметы, как плащ, дагу, небольшой щит. Испанцы уделяли внимание не только навыкам обращения с оружием, но и нравственному развитию бойца, философским аспектам военного искусства.

Похоже ли существующее сегодня спортивное фехтование на настоящий бой на шпагах? Есть интересное утверждение о том, что попади современный мастер спортивного фехтования в прошлое, то он бы легко справился с любым мастером шпаги эпохи Возрождения. Так ли это?

Важнейшим из технических приемов современных спортсменов является атака на выпаде, которая практически полностью отсутствует в старинных итальянских и испанских школах фехтования. Однако пригодился бы он в реальном бою?

Атака на выпаде заставляет фехтовальщика растягивать стойку. В этом положении он статичен, и ему сложно защищаться от атак противника. В спортивном фехтовании после проведенного укола поединок останавливают, что, конечно же, невозможно в реальном бою. При этом единичный укол абсолютно не гарантирует победы над противником. В спортивном фехтовании практически отсутствуют защиты, бои проводятся по принципу «кто первый попал, тот и взял очко». В реальном же бою просто необходимо защищаться, ибо пропущенный укол означает не потерю очка, а ранение, а то и смерть.

Причем в арсенале исторических школ фехтования существовали не только защиты клинком, но и движениями корпуса: резкими отскоками, уходами с линии атаки, резкой сменой уровня. В современном фехтовании уход в сторону с линии атаки и вовсе является запрещенным приемом.

Теперь давайте посмотрим на оружие, которым пользуются современные спортсмены и сравним его со шпагами старых времен. Современная спортивная шпага – это гибкий стальной пруток весом 700-750 гр, основная задача этого оружия в бою добиться легкого касания тела соперника. Шпаги старых мастеров могли весить до 1,5 кг, этим оружием можно было не только колоть, но и рубить, лишая противника, например, кистей рук.

Даже фехтовальные стойки, описанные в старинных пособиях, противоположны современным.

Есть еще один миф, он связан с противопоставлением европейских и восточных техник фехтования. Вот мол, японцы настоящие виртуозы владения холодным оружием, а европейцы побеждали своих соперников в поединках только за счет физической силы и выносливости.

Это не совсем верно. Развитие японского фехтовального искусства можно разделить на два больших этапа: до наступления эпохи Эдо и после него. Ранние периоды истории Страны восходящего солнца запомнились практически непрекращающимися междоусобными войнами, в которых воины дрались на поле боя, используя длинные мечи тати и тяжелые доспехи. Техника фехтования была очень простой и соответствовала той, что использовалась в средневековой Европе.

После наступления эпохи Эдо ситуация кардинально меняется. Происходит отказ от тяжелых доспехов и длинных мечей. Новым массовым оружием становится катана, что приводит к появлению новой фехтовальной техники, сложной и утонченной. Здесь можно провести прямые аналогии с Европой, где происходили схожие процессы: тяжелый боевой меч сменила шпага. Именно появление этого оружия привело к возникновению весьма сложных школ фехтования, таких как испанская Дестреза, например. Если судить по тем письменным источникам, которые дошли до нас, то европейские фехтовальные системы мало чем уступали восточным. Хотя, конечно, имели собственные особенности.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них