Как научиться фехтованию. Дюжина причин для изучения фехтования

Некоторые из этих приемов, как и большая часть фехтования на рубящем оружии вообще, практически без изменений могут быть использованы в рукопашном бою. Принципы-то одни и те же, результативность действий разная.

1. Внезапный удар в кисть

Проще еще ничего не придумали! Если противник стоит так, что вы можете легким движением, вероятно снизу или сбоку, попасть ему в кисть руки, держащей меч - немедленно воспользуйтесь этой возможностью! Разумеется, в тренировочных или дружеских поединках никто не отменял вменяемости и контроля над силой удара. Если бой проходит на стальных клинках, то резкий удар в незащищенную руку может привести к серьезным травмам.

Во многих школах и течениях фехтования кисти рук не относятся к зонам допустимой атаки со всеми вытекающими - их не учатся защищать. В поединке с минимумом правил кисти, безусловно, являются одной из наиболее лакомых целей, как и в реальности.

2. Контратака

Во многих случаях противник раскрывается при атаке, делая выпад или удар. По крайней мере, его рука становится вытянутой. Да и положение клинка во время удара предсказуемо. Поразите противника в руку или корпус, уклонившись от его атаки или парировав ее.

Весь смысл контратаки во времени. Она должна быть нанесена в самый подходящий момент с максимальной скоростью.

3. Навязывание дистанции

Поединок двух людей одного и того же роста и телосложения на совершенно одинаковом оружии - достаточно редкая ситуация. Как правило, у вас или у вашего противника более длинные руки. Относительная длина оружия имеет огромное значение при выборе техники. В самом начале поединка оцените, кто имеет преимущество в этом аспекте.

Если вы выше, ваши руки и оружие длиннее, чем у противника - ни в коем случае не сближайтесь. Используйте это преимущество, держитесь на дистанции, на которой он не может вас атаковать, а вы его - можете.

Если же преимущество по длине не на вашей стороне, то придется навязывать ближний бой, что тоже хорошо - короткое оружие и короткие руки значительно маневреннее на малой дистанции. Постоянно наступайте.

4. Финты с атакой

Финт - это обманное движение, ложная атака. Существует бесчисленное множество различных финтов, достаточно уяснить общий принцип их применения.

Суть ложной атаки - внушительное начало, расслабление в полете и прекращение движения с изменением траектории в конце.

Предположим, вы решили провести финт, имитирующий удар в плечо справа. В отличие от настоящего удара, клинок пойдет справа налево в другой плоскости, значительно ближе к вашему телу. Смена траектории элементарно выполняется поворотом кисти.

Неопытный фехтовальщик не сможет отличить финт от атаки и серьезно вложится в защиту, открывшись для удара слева, который тут же будет нанесен.

Более опытный противник может успеть защититься от атаки или даже понять, что первое движение было финтом - но никто не мешает сделать два или три финта, нанеся атаку в самый подходящий момент.

5. Комбинация мощных ударов

Откровенно говоря, я люблю простоту. Простой прием проще провести, и нет ничего проще, чем изобразить из себя отбойный молоток. Проведя атаку, которая была заблокирована, тут же нанесите еще одну в этом или другом направлении. Повторять по необходимости до победного конца.

Если атаки блокируются, то закрывайтесь, возвращаясь в стойку, а потом сразу же атакуйте. Если атаки парируются, то используйте круговые движения для нанесения множества рубящих ударов под разными углами. Следите за скоростью натиска и контролируйте дистанцию. При промедлении вы немедленно будете контратакованы.

6. Вложенный удар

Фехтовальщики часто любят зеркальную защиту - то есть симметричные ответы на все действия противника. Хороший способ пробить ее - вложенный удар. Вы провоцируете зеркальную защиту от простого удара справа. После соприкосновения клинков вы тут же вкладываете всю силу руки от локтя и плеча, провернув кисть так, чтобы этот импульс сбил меч противника вниз, в землю.
Эффект жуткий, вплоть до травмы запястья у противника. Разумеется, после вложенного удара он будет полностью открыт.

7. Контроль клинка

Совершенно идентичная техника используется в рукопашном бое. Суть проста - прижимайтесь своим мечом к клинку противника. Не нужно стараться давить на клинок всей массой, но небольшое усилие должно прикладываться постоянно. При контроле клинка вы совершенно точно знаете, когда пойдет атака. Кроме того, вы заранее защитились от большинства возможных ударов.
Эта техника не обеспечит вам быстрой победы, но она спасет вас от быстрого поражения с минимальными затратами.

8. Атака по ногам

Очень многие бойцы привыкли защищать голову и корпус. И это правильно. Неправильно другое. При попытке спрятать голову и корпус назад нередко в жертву приносятся ноги. Слишком далеко выставленная вперед нога - обычное дело. Во многих школах и направлениях фехтования удары в ноги либо не засчитываются, либо не выгодны по очкам, и в некоторых случаях это вполне логично. Например, укол рапирой в бедро может быть фатален, если пострадает артерия, но смерть наступит совсем не сразу, а укол откроет всю верхнюю часть тела атакующего для встречной атаки.

В рубящей технике все совсем не так: и удар более разрушителен, и открывает не так сильно, как выпад, и вернуться назад проще. А защищаться от него все так же не умеют. Бейте в ноги.

9. Проходящий батман

Батман или отбив - совершенно обычное действие, возникающее сплошь и рядом при столкновении двух клинков. Проходящий батман - это довольно хитрый трюк, изучение которого потребует некоторой практики. Но оно того стоит.

Предположим, вы сражаетесь против значительно более сильного физически противника, имеющего склонность к зеркальной защите. Вложенный удар не помогает, враг слишком силен. Что делать?

Сначала финт справа, но не такой, в котором ваш клинок избегает контакта с мечом противника. Напротив, они должны соприкоснуться как при обычном ударе. Разница же в том, что к моменту соприкосновения ваша рука расслабленна. Меч противника сносит ваш клинок, но рука не останавливается и проходит дальше налево, волоком таща за собой оружие.

После того, как ваш клинок проскочит под мечом противника, немедленно нанесите очень сильный удар в спину вражеского меча. Вектор его движения и так был направлен слева направо относительно вас, а вы еще и подтолкнули его, используя силу врага против него.

Дальнейшее действие вполне очевидно - по открытому противнику наносится прямой удар.

10. Крик с атакой

Несмотря на то, что недооценка противника может быть фатальной, почему бы не попробовать трюк, работающий против не слишком хорошо подготовленных бойцов? Опять же, нет ничего проще: без предупреждения вы громко и резко кричите, а затем, пользуясь секундным ступором, тут же наносите результативный удар.

Опасность этого трюка в том, что у людей с хорошо поставленными рефлексами в подобной ситуации будет правильная реакция на крик, а именно - встречный удар. Будьте осторожны, атакуя противника. Впрочем, как и всегда.

Учебник фехтования

(Примечание от сайт – данные материалы принадлежат http://www.aemma.org/ Академии Европейских Средневековых Боевых Искусств. Позднее будут добавлены данные об авторстве и переводу текста на русский язык)

Предисловие

Этот цикл инструкций основан на трехлетнем изучении позднесредневековых и раннеренессансных манускриптов по фехтованию, дополненном натурным экспериментированием. Эти манускрипты в большинстве своем немецкого происхождения и известны как fechtbucher, или учебники боя, в значении учебников фехтования. Эти учебники берут свое начало в 1389 году с учения мастера Йоганна Лихтенауэра. Стиль, фактически, возник значительно раньше, просто так получилось, что некоторые из его студентов были среди первых мастеров, опубликовавших обстоятельные манускрипты, описывающие различные средневековые боевые искусства. Эти трактаты сосредотачивали свое внимание главным образом на боевых приемах, применявшихся в немецких судебных дуэлях. В большинстве случаев эти дуэли проводились без доспехов, а основным оружием был длинный меч.

Это исследование привело меня к определенным взглядам относительно начал и развития современного западного фехтования. Представленная здесь программа обучения составлена согласно наставлениям, представленным в разделах учебников фехтования, посвященным длинному мечу, с добавлением моего личного опыта как студента. В большинстве книг также описывается и другое оружие, такое как рапира и дюсак, но начинаются они всегда с длинного меча, который считался базовым оружием для изучения фехтования, вне зависимости от последующего выбора. К сожалению, изучение длинного меча, также как и некоторых других мечей, вышло из моды в 17 веке и теперь только часть некогда большой области дисциплин называется западным фехтованием.

Этот анализ и инструкция имеют целью содействовать возвращению длинному мечу его истинного места ключевого элемента в обширном искусстве фехтования.

1. С чего начать

2. Основные защиты/стойки

4. Смещение

5. Расцепление

7. Принципы атаки 2,3,4: Удары

8. Мастерские удары

9. Уходы и встречные уколы

11. Второстепенные стойки/защиты

12. Стойки последней надежды

1. С чего начать

Советы по экипировке

* Начинающий (вастер) Вастер из гикори

* Фехтовальная маска

* Гамбезон или подобная набивная куртка

* Жесткие рукавицы или толстые набивные перчатки

* Наколенники и налокотники

* По желанию: кираса или другая защита грудной клетки, защита плеч

Замечание: деревянное оружие применяется только начинающими, вастер не используется в дуэли. Студентам следует переходить на сталь с течение 6 месяцев. Студенты, желающие начинать со стали, должны обеспечить себя минимальной экипировкой для поединка на стали (см. ниже)

* Дуэлянт (сталь) Точно вывешенный длинный меч (от 110 до 140 см, 1,3 – 1,8 кг) без заточенных острия и лезвий.

* Подшлемник (стальной черепник – по желанию)

* Фехтовальная маска

* Наколенники, налокотники, защита плеч

* Гамбезон или т.п.

* Кираса или другая жесткая защита грудной клетки

* Наручи (кожа или сталь)

* Стальные рукавицы.

Скрещенный и открытый хват

Как видно на рисунке, существует два основных положения хвата: закрытое и свободное. Закрытый хват – это любой хват, при котором запястья скрещены. Свободный – это такой хват, при котором запястья не скрещиваются. Хват должен быть легким и расслабленным, походящим больше на держание удочки, а не бейсбольной биты. Избегайте «мертвой хватки», т.к. это снижает подвижность.

Три фазы: Открывающая, Расчищающая и Закрывающая соответствуют майеровcким и зютеровским Начальной, Средней и Конечной фазам фехтования длинным мечом. Существует грубое соответствие между тремя фазами боя и тремя фазами инструкции, представленной здесь:

* Открывающая – начальные стойки, защиты, глазомер и сохранение дистанции, простейшее зондирование и отвлекающие маневры. Главная цель открывающей фазы – получить преимущество.

* Расчищающая – открытие возможности для атаки (действие по очистке острия/клинка, достижение четкой и открытой мишени). Способ расчистки применяется в зависимости от методов раскрытия.

* Закрывающая – различные методы атаки. Различаются от уколов до рубки и бросков. Закрывающий метод зависит от метода расчистки.

Прежде и после

Прежде – все движения, начатые вами

После – все движения, начатые вашим противником.

Четыре мишени

Разделите тело на квадранты с пересечением на уровне пояса. Так получаются четыре главные мишени: верхняя, нижняя, левая и правая. Принцип четырех направляющих применяется во всех областях. Существуют четыре главные защиты, четыре основные атаки и четыре главные контратаки (т.к. существуют четыре мишени).

На рисунке мы видим изображение всего тела, разделенного на мишени. Каждая часть – это квадрант: Высокий, Низкий, Правый и Левый. Окружность вокруг тела – это окружность защиты, которая не должна быть преодолена. Квадрантов можно достичь двумя главными иетодами: уколом и рубкой.

Четыре мишени

Упражнения

Растяжка: потратьте около 10-15 минут на растяжку рук, спины и ног.

Стойки: по существу, стойка фехтовальщика, оседлавшего слона, с любой ногой впереди.

Попытайтесь открыть настолько малую зону, насколько возможно. Вполне возможно, что длинные мечи разрабатывались с более длинными рукоятями, чем их предшественники – полутораручные мечи, не только для того, чтобы увеличить рычаг при ударе, но также и потому, что более длинная рукоять позволяет держать левую кисть и левое плечо дальше позади в стойке Плуга или Глупца (см. Основные стойки). Это уменьшает зону поражения для противника.

Работа ног 1: Подшаг и проход

Приставной шаг – движение ногой, которая ближе всего к направлению движения. Например: если двигаетесь вперед, перемещаете сначала переднюю ногу, если двигаетесь назад, первой перемещаете заднюю ногу.

Проходящий шаг – пройти одной ногой мимо другой, таким образом меняя впередистоящюю ногу.

* Упражнения 1 Шаг по квадрату – хорошее упражнение. Двигайтесь вперед, затем вправо, затем назад, затем влево, пока не окажетесь в начальной позиции. Выполнять приставным шагом. Повторить с другой ведущей ногой.

* Приставной шаг передней-передней-проходящий и укол; приставной задней-задней-проходящий и защита. Исполнять с различными упражнениями для рук. Попробуйте вариации.

Работа ног 2: Рывки и выпады

Во всех учебниках говорится об одном и том же: когда атакуете слева, шагайте левой ногой, а когда атакуете справа, шагайте с правой ноги. На первый взгляд это слишком просто. Это простое правило применимо ко всем стойкам, вне зависимости от того, какая нога впереди. В этом уроке есть два момента:

1. Любой ценой избегайте пересечения вашей стойки

2. Никогда не поворачивайтесь спиной к оппоненту

Повторим правило более упрощенно: шагая влево, шагайте с левой ноги, не важно, впереди она, или нет. Шагая вправо, шагайте с правой ноги, независимо от того, впереди она или нет.

* Если ваша задняя нога проходит мимо передней в проходящем шаге, вы выполняете рывок.

* Если вы колете вперед с передней ноги, вы выполняете выпад

Упражнения с мечом

* по 20 уколов снизу с правой и левой руки.

* по 20 уколов сверху с правой и левой руки.

* 20 уколов двумя руками из правого Плуга, затем 20 – из левого.

* 20 переходов из левого в правый Бык и назад. Держите острие вперед во время всего перехода – не мельтешите (см. Основные стойки для объяснения стойки Быка).

2. Основные защиты/стойки

Существует четыре основные стойки: Плуг, Бык, Глупец и Крыша

Плуг часто путают со средней стойкой (см. ниже). Это основная en-garde позиция с любой ногой впереди. Рука у гарды немного сбоку от ведущего колена, клинок направлен прямо вперед, острие на уровне подбородка противника. Кисть на навершии немного сбоку и впереди от ведущего бедра. Как с другими мечами, «стена» должна быть представлена снаружи. Меч продолжает эту стену.

Плуг можно также закручивать, держа меч перед вытянутым бедром. Это Закрытая стойка. Она позволяет подойти вплотную к противнику, сохраняя контроль клинка.

Окно Либери или Бык Зютера. Бык также известен как двурогая стойка. В Правом быке кисть у гарды поднята на уровень уха справа (для правши). Кисть на навершии сзади, запястья скрещены. Левая нога впереди. Острие впереди и угрожает верхнему уровню оппонента.

В Левом быке стойка обратная, а хват свободный. См. также Майера, стр. 6

Глупец – это передняя свободная стойка. В этой позиции передняя рука вытянута вперед в свободном хвате. Клинок удерживается впереди и слегка вниз. Любая нога впереди.

Крыша – это высокая стойка, острие над головой. Она является единственной основной стойкой, в которой острие клинка не направлено на противника, и является, таким образом, единственной стойкой, не применяемой в методе стены. Она, подобно быку, является левосторонней стойкой и хорошо начинает все удары с плеча, также как и zwerchhau, или проламывающую атаку.

Другой вид на Глупца и Крышу – см. Голиаф, стр. 62.

Чтобы узнать больше обо всех четырех основных стойках, см. Майера «О позициях или Стойках».

3. Первый принцип атаки: Укол/Острие

Укол – принцип, следующий за Гневным острием, или Zornort. Укол – первый принцип атаки. Прямой удар.

Существует четыре принципа атаки:

* Вертикальный,

* Диагональный,

* Горизонтальный и

* Прямой, который лежит в основе четырех принципов атаки.

Гневное острие – это первая ведущая атака. Все остальные – это рубящие удары (сверху, снизу, гневный и поперечный), которые рассматриваются в главе 7.

Основные уколы должны практиковаться изо всех трех основных стоек (кроме крыши).

* уколы могут быть с простым шагом – броском вперед с ведущей ноги – выпад.

* уколы также могут выполняться с проходящим шагом – проходящий вперед с задней ноги – бросок.

Упражнения

* Из основных стоек, выполнять: вытягивание руки (длинное острие)

* укол на коротком шаге (выпад)

* укол с проходящим шагом (бросок)

Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь попадать в мишень размером с баклер или кисть в латной рукавице.

Fiore dei Liberi (1410)

Длинное острие: из плуга или закрытой стойки, вытянуть руки и острие.

Langer Ort – длинное острие. Начинать любой укол из Плуга, подняв руки в длинное острие, где «острие» понимается как акт прицеливания. Вы должны прицелиться в свою цель, чтобы поразить ее уколом.

Hans Talhoffer (1467)

Броском из Плуга: длинное острие и шаг вперед.

Sturzhau – Навесной удар

Hans Talhoffer (1467)

Укол из закрытого Быка, или закрытого острия вниз и вперед называется навесной удар. Руки будут раскручиваться при вытягивании. Эта атака наиболее эффективна при проходящем уколе или броске (см. Талхоффер, лист 2)

Zornort – Гневное острие

Гневное острие – это укол в верхний уровень из свободного хвата (см. талхоффер, лист 3)

Подрезки

* Подрезающий укол – это любой укол, который задумывался как подрезка любым лезвием, но завершился уколом острием.

* Подрезающее отдергивание – это ведение лезвия поперек оппонента во время быстрого отдергивания клинка.

Подрезки могут начинаться как с уколов, так и с ударов, и может применяться, при возвращении из чрезмерного выпада, когда клинок достаточно близко для контакта. Подрезки – способ ударить либо во время укола, либо во время отдергивания клинка.

4. Защиты: Смещение

Hans Talhoffer (1467)

Смещение гневного острия. Поместите острие/клинок сбоку, использовав смещение (Тalhoffer, лист3)

Самые простые защиты – это блоки, уводящие угрожающее острие с линии. Они также известны как смещение (Absetzen). Правильно выполненные, они открывают возможность для рипоста.

Основные защиты из Плуга – простые «железные двери», где острие либо поднято, либо опущено, а вражеский удар сбит в сторону.

Основные защиты из Глупца – смещения, которые могут изогнуться либо вверх, либо вниз во время смещения в сторону.

Основные защиты из Высоких стоек, Подвешенного острия и Быка – это простые блоки в любую сторону, острием вниз, смещающие удар.

Основные защиты должны изучаться изо всех основных стоек. Упражнение состоит в смещении простого укола парированием из всех стоек. Пытайтесь менять работу ног, сначала шагом назад при парировании, затем в сторону, затем вперед. Проверьте позицию друг напротив друга с вашим оппонентом после всех возможных движений ногами.

Затем студенты должны тренироваться в уколах и смещениях, работая в парах. Тот, кто выполняет укол, стремится поразить противника в грудь/корпус, в то время как второй пытается защитить себя. В этом упражнении необходимо обращать внимание на работу ног и ввести принцип дистанции.

Упражнения для студентов

* Из каждой основной стойки, смещение: укола с коротким шагом

* укола с проходящим шагом.

Удары наносятся из всех стоек, кроме крыши.

Fiore dei Liberi (1410)

Изображение зон поражения из De Liberi’s Flos Duellatorum. Обратите внимание, что меч, направленный прямо снизу-вверх нацелен в шею. Он показывает основной укол из Плуга. Диагональные мечи встречаются на поясе и направлены в четыре мишени, рассмотренные в предисловии. Два поперечных меча направлены в верхние мишени.


Лист из трактата Fillipo Vadi, 1485. Здесь мы видим похожее представление четырех мишеней. Обратите внимание, что поперечные клинки теперь направлены в шею, описываемую как оптимальную мишень (см. «Удары» и гл.1 Майера, чтобы узнать о целях больше).

Fillipo Vadi, (1485)

Студенты должны пытаться целиться во все четыре зоны, практикуя уколы. Студентам следует попробовать как получать, так и наносить уколы во все четыре зоны. Это способствует лучшему прицеливанию в работе острием и игре клинком.

5. Расцепление

Графический материал по теме, применительно для длинного меча, по существу нет. Расцепление больше подразумевается, чем реально изображается.

Расцепление с мечом противника – это один из центральных принципов фехтования и рассматривается как таковой в fechtbucher. Принцип расцепления заключается в том, чтобы не позволить оппоненту найти ваш клинок, при его попытке сделать это.

Сложность с длинным мечом заключается в его массе. Даже заостренный меч приблизительно на 1,5 кг тяжелее и, таким образом, инертнее, чем шпага или рапира.

* С одной стороны, это означает, что скорость освобождения будет ограничена массой и силой запястья.

* С другой стороны, мало того, что движущийся объект стремится сохранить движение. Дополнительная инертность усложняет прекращение движения.

Это – принцип шлепка, когда вы помогаете уже двигающемуся автономно клинку противника, ударив по нему в конце расцепления. Разумеется, если ваш оппонент ожидает этого, все может обернуться против вас, так как ваш шлепок тоже имеет свою инерцию. Это показано далее в двойных и множественных расцеплениях.

Простые расцепления

Выставьте свое острие и направьте его на цель. Когда клинок противника начнет смещать ваш, расцепитесь с клинком противника, проведя ваше дальнее слабое под и вокруг его клинком. Можно помочь его клинку вращением вверх и шлепком и, либо управлять его клинком в ударе, либо нацелиться в другое место.

Применимо во всех стойках и защитах с острием, направленным вперед.

Упражнение для студентов заключается в тренировке уколов и расцеплений вместе с простым смещением. Студенты должны пытаться атаковать друг друга уколами, продолжить применением смещения и ввести новое действие как продолжнение. Когда студент показывает длинное острие, а другой студент двигается для смещения, мы должны поощрять расцепление и перенацеливание в длинное острие перед уколом во вторую цель.

Двойные и множественные сцепления

Заключаются в неоднократном уклонении от клинка противника с быстрым перенацеливанием, дергаясь от одной стороны вражеского острия к другой.

Быстрое нацеливание, расцепление, перенацеливание (и, возможно, снова) – основное в атаке. Ведет к вариациям со сменой стойки, сменой цели и переориентацией клинка.

Когда вы расцепились и сделали круг для шлепка, ваш противник может отодвинуться для смещения, или даже расцепиться в свою очередь. Множественные расцепления включают в себя повторные действия по зондированию, финты, расцепление и перенацеливание.

Упражнение для студентов следует из расцепления. Мы сейчас введем множественные расцепления как часть поединка.

Круговые движения применяются часто. Представьте конус, простирающийся из вашего навершия вперед. Это – окружность атаки, из которой можно перейти в любую точку.

Круговое расцепление – это круговое движение острия над и/или под острием противника. В общем виде оно ведет к удару из круга, или удару из сходного уровня. (см. ниже представление круговых атак и уровневого соответствия).

6. Круговые действия и соответствие уровня

быстрый изогнутый удар

успешный быстрый изогнутый удар

Выше изображены листы 19 и 20 из Talhoffer’s 1467 fechtbuch. Лист 19 описывает быстрый изогнутый удар и защиту поворотом острия против этого. Лист 20 показывает успешно выполненный быстрый изогнутый удар.

Быстрое круговое расцепление, переходящее в атаку мимо острия с нанесением короткого кругового удара называется быстрый изогнутый удар.

Быстрая круговая атака может быть остановлена поднятием острия вверх и над кривой атаки. Это – защита вперед, которая обладает возможностью контратаки.

Такое круговое движение клинка можно рассматривать как «конус». В круговой атаке удар может исходить из любой точки окружности. Защиты, таким образом, могут быть либо «вперед и над», либо «вниз и под».

Замечание: Meyer’s fechtbuch, внизу страницы 14 показан Rusher, или Двигатель острия, в котором принцип кругового острия рассмотрен как открыватель удара.

Круговые атаки и расцепления ведут нас прямо к соответствию планов.

Goliath (1500)

Sutor

Эти два рисунка изображают соответствие уровня. Это когда угол клинка относительно тела определяется клинком противника, позволяя укол или удар в параллель. Эффективно против кистей и предплечий. Также эффективно против точки тела, находящейся на одной линии с уровнем позади меча.

Соответствие уровня часто выходит из кругового движения либо вверх и над, либо вниз и под острием противника. Из разных планов, расцепитесь и продолжайте кривую до тех пор, пока не станете параллельно клинку неприятеля. Когда угол совпал, рубите.

Совпадающий уровень часто приводит прямо к новому скрещиванию уровня и отбиву острия, позволяющему сменить угол атаки, прорываясь сквозь защиту острия. Это называется Сквозная смена, или Durchwechselen. См. Зютер, стр. 15 для описания удара, который соответствует, когда меняет уровень из Глупца или Подвешенного острия.

Упражнения студентов теперь должны включать эксперименты с новыми принципами активного спарринга.

Удары формируют три их четырех принципов атаки: Вертикальный, Горизонтальный и Угловой. Первый принцип атаки – это колющая атака или Гневное острие, рассмотренное в главе 3.

Существует четыре главные удара:

Гневное острие не следует путать с Гневным ударом, хотя они и адресованы одним мишеням.

Рубящие удары – это удары, в которых клинок проходит дугу. Они обычно являются атаками второго уровня, пускаемыми в ход, когда острие прошло мимо.

* Oberhau / Удар сверху – Вертикальный удар в верхнюю часть тела, наносимый сверху.

* Zornhau / Гневный удар – Диагональный удар в верхнюю часть тела, наносимый сверху.

* Mittelhau / Срединный удар – Поперечные удары, выполняемый с любой стороны.

* Unterhau / Удар снизу – Удар в нижнюю часть тела, выполняемый снизу

Итальянские термины для ударов также разделены по зонам поражения.

* Fendente – То же, что и Oberhau.

* Squalembrat – Соответствует Zornhau.

* Traversi – Поперечный удар, или Mittelhau.

* Montante – Означает кверху, или Unterhau.

Рубящие удары и зоны поражения

схема нанесения ударов

На рисунке изображен другой вид зон поражения. Здесь – не просто четыре основных крадранта, но также и линии атаки.

Линии, проходящие сквозь изображение, показывают направления рубки. Но надо запомнить, что каждый квадрант и каждая линия атаки может быть связана с острием, а не только лезвием.

Эти линии, однако, представляют чистые линии атаки, которые могут быть нанесены как рубящий удар. Защищаясь от рубящего удара помните о зонах поражения и всех линиях атаки, как для острия, так и для лезвия.

Мы видим полный вид зон поражения.

Голова рыцаря теперь выделена меньшей зоной поражения. Это связано с тем, что в голову можно бить как сверху, так и снизу, слева и справа.

Обратите внимание на две поперечные линии, проходящие через голову. Одна на уровне шеи, вторая – на уровне глаз. Они, наряду с линиями, проходящими через корпус, являются оптимальными путями для атаки.

схема нанесения ударов

Другие виды зон поражения можно найти в учебниках Майера и Зютера.

Упражнения для студентов: тренируйте все удары, о которых говорилось выше, в стиле боя с тенью.

8. Мастерские удары

Мастерские удары – это не описания ударов. Это руководящие принципы для освобождения и противодействия.

К ним относят:

* проламывание (Zwerchhau),

* скольжение (Schielhau),

* раскалывание (Scheitelhau),

* изгибание (Krumphau).

Krumphau – Изогнутый удар

Krumphau Это действие, состоящее из шага /изгиба прочь с линии атаки и контрудара. Это принцип ухода.

Если атака направлена сверху, прыгните в сторону, сбивая удар в сторону скрещенной подвешенной стойкой и нанесите контрудар в голову.

Если атака с какой-нибудь стороны, шагните (ausfallen) из-под удара в сторону и вперед (vorfallen), повернув свое тело перпендикулярно противнику, находясь близко и лицом к дуге или линии атаки. Теперь контратакуйте ударом по рукам или кистям. Это подходит как для поперечного, так и для восходящего ударов. Так можно отбить и укол.

Отрывок из Голиафа:

Krumphau: Изгибайтесь, бросая свое острие в кисти. Уворачивайтесь из стойки, которая позволяет рубить. Атака предотвращает удары и большинство рубящих движений. Когда меч падает сверху, отстранитесь и отступите от направления удара. Изогнитесь к удару, не ныряйте. Изменитесь прямо и бейте позади меча, чтобы он не знал, где защищаться.

См. также 12 стр. Зютера и Майера за подробностями.

Schielhau – Скользящий удар

Schielhau Скользящий удар – это движение по перехвату наружнего удара изнутри, заставляя клинок соскользнуть наружу во время контратаки. Встречный удар отталкивает клинок противника, чтобы завершиться на внутренней линии.

Принцип атаки заключается в том, чтобы заставить соскользнуть клинок противника.

Принцип защиты – позволить атаке соскользнуть с вашего клинка наружу, когда вы двигаетесь на встречный удар. (см. талхоффер, лист 5, 18; Зютер стр 8, Майер стр. 11).

Выдержка из Голиафа:

Schielhau: Прямое скольжение ломает удары, сбрасывая их. Бейте сбоку с вашей сильной и бросайтесь вперед при попытке уколоть его в шею. Скользите прямо с перевертыванием передней кисти в уколе, пока она не окажется на верху.

Scheitelhau – раскалывающий удар

Принцип, положенный в основу Сплиттера – это центр оси, на которой вы вращаете свой клинок над, под или вокруг клинка противника и наносите прямой удар, раскалывающий защиту.

Майер сказал, что сплиттер был верхним ударом, раскалывающим голову, и что нанести удар сквозь – duplieren.

Сплиттер Чтобы найти компромисс между мастерами, мы можем сказать, что сплиттер – это высокий удар, который начинается с рубящего удара, а завершается либо уколом, либо ударом, в зависимости от той защиты, которую он встречает.

В итоге сплиттер – это любая атака, которая вращается над или вокруг защиты.

Из Голиафа:

Scheitelhau: Раскалывание защиты достигается быстрым проходом вперед и, в зависимости от защиты, которую он принял, прямым ударом и ломанием защиты уколом и подрезкой.

Zwerchhau – Ломающий удар

скрещенный ломатель

Ломатель следует принципу встречи силы силой.
Скрещенный ломатель (другой вид)

Ломатель проламывает входящую атаку ударом клинка в клинок и последующим входом для контрудара.

свободный ломатель


свободный ломатель
Если удар с вашей левой стороны (для правши), прыгните вправо и сбейте удар скрещенной подвешенной стойкой, удерживаемой высоко, острием вниз и вперед. Теперь нанесите контрудар либо навесным ударом (sturzhau), или высоким толчком навершием.

Если удар с правой стороны (тоже для правши), прыгните влево и сбейте удар свободной защитой, взятой высоко, с острием наполовину вперед. Теперь контратакуйте навесным уколом или высоким поперечным ударом.

Ломающий удар из Плуга заключается в простом подъеме меча и силовой встрече удара, заставляя его отклониться, в то время как вам меч готов к гневному удару.(См. также Майер, стр. 12; Зютер, стр. 16 и Талхоффер, лист 12)

Отрывок из Голиафа:

Zwerchhau: Контрудар, наносимый из Крыши. Зацепитесь мечом и приложите усилия в контрударе. Если из Плуга, работает хорошо противо атак из Быка. Все, что вам нужно – это нанести встречный удар, стоя более твердо и нанося удар ниже и против силы удара. Проводите удар и шагните вперед, нанося удар с локтей. Лучшим является исполнение приема как единого движения, а не разделенного на два движения, т.к. в соединении преимущество будет потеряно.

Замечание: все принципы контратаки, описанные выше, эффективны как против ударов, так и против уколов. Любая защита, которая выводит меч противника из игры и завершается контратакой, является эффективной.

Упражнение: Продолжайте тренироваться в нанесении ударов и выполнении защиты от рубящих ударов. Студенты должны не только демонстрировать как минимум две защиты от каждого удара. Они должны теперь применять как смещение, так и контратаку для каждого удара.

9. Уходы и встречные уколы

Будь там, где нет меча.

Уход от укола – это просто шаг в сторону с линии атаки. Любая встречная атака при уходе – это принцип как krumphau, так и Wechselhau, изогнутого и изменяющегося удара.

Так как уколы – линейные атаки, уход от укола заключается в смещении в сторону, влево или вправо, вперед или назад. Это приводит к работе ног и линии атаки. Положение вашей ноги и то, какая нога впереди – вот что в значительной степени является определяющим в направлении ухода.

С правой ногой впереди и когда удар приходит справа от меча, лучше всего выполнить рывок влево и вперед в проходящем шаге, прочь от клинка противника и лицом к линии атаки.

Когда удар приходит слева от клинка, лучше всего толкнуть вправо и вперед с выпадом в сторону с поворотом лицом к линии атаки. Эти движения названы лучшими, потому что они позволяют вам закрыться, отбивая острие.

С левой ногой впереди все вышесказанное остается в силе, только меняются направления.

Принцип ухода – это тот же принцип движения, рассмотренный во введении. При движении влево, шагните своей левой ногой, независимо от того, впереди она или нет. При движении вправо шагайте правой ногой.

Отшагивание назад и поворот также позволяет избежать уколов. Снова направление поворота зависит от того, какая нога впереди, и с какой стороны клинка приходится удар.

Если ваша правая нога впереди и удар приходит с левой стороны клинка, вы можете развернуться левой ногой, чтобы стать лицом по линии атаки. Уход работает также и с левой впереди стоящей ногой – развернитесь назад и в сторону правой ногой. Нет никакого практического контрудара при отшагивании впереди стоящей ногой. Это – просто уход.

Выбор Изогнутого или Изменяющегося контрудара зависит от того, как вы располагаете клинок при уходе:

* Если вы поднимаете клинок при уходе, контрудар будет нисходящим – рубящий krumphau.

* Если ваше острие направлено на противника, контрудар будет колющим Krumphau. Если меч низко, последует восходящий удар, или Wechselhau.

Уход и контратака рубящим ударом

Выход и повторный вход в круг

Уход от рубящего удара основан на том же принципе, что и уход от укола, но с добавлением дуги атаки в противоположность линии атаки.

Уход от атаки сверху (fendente) проводится толчком вперед и наружу передней ногой с поднятием рук для контратаки и поворотом внутрь к линии атаки. Затем наносится удар по кистям или предплечьям.

Диагональные атаки:

* выполняется рывок к боку противника, противоположному атакующей стороне, вперед с внешней ноги.

o Если наружняя нога уже впереди, то вместо рывка применяется шаг толчком.

o Если наружняя нога позади, рывок будет проходящим шагом.

* Поднимите свои руки одновременно с шагом наружу и поворотом внутрь.

* Контратакуйте ударом по рукам.

Поперечная атака:

* шагните назад, подняв клинок, либо опустите его вниз. Если меч был поднят, немедленно отвечайте fendente, после того, как острием меча оппонента минует вас.

* Если вы опустили клинок, поднимите острие и шагните с уколом сразу после того, как острие противника пройдет мимо вас.

Восходящие атаки: действия сходны с уходом от диагональных атак. Отличие заключается в том, что надо всегда опускать клинок перед восходящим ударом, чтобы иметь возможность пройти под дугой атаки и напасть на противника.

Удары снизу-вверх нейтрализуются также, как и удары сверху вниз, только клинок надо опускать.

Упражнение: Студенты должны работать в парах, при экспериментах с уходами и контруколамли изо всех стоек, наносимыми по всем четырем зонам против всех четырех стоек. Затем следует продолжить работу с уходами и контрударами, нанося их вдоль всех восьми линий атаки.

10. Nachreissen: следование позади

Следование за острием

Когда ваш оппонент отдергивает острие из любой попытки или атаки, вы должны использовать возможность для следования за его острием своим собственным и попытаться поразить раскрытие, пока острие возвращается и не угрожает.

Чтобы избежать преследования, важно отступать не мечом, а ногой. Всегда пытайтесь отдернуть в длинном острие. Старайтесь не отводить руки при прицеливании разъединении и перенацеливании.

Следование под поднимающимся клинком

* Если ваш противник отводит от вас кончик меча, а ваше все еще в игре, у вас имеется возможность атаковать.

* >Когда руки вашего оппонента подняты для удара, попытайтесь следовать за движением, чтобы ударить под ними.

Для того, чтобы избежать такого следования, всегда следите за тем, чтобы острие вашего противника не было нацелено на вас, готовитесь ли вы атаковать, или нет.

Старайтесь не сбивать клинок противника, т.к. наиболее мощных ударов в клинок часто легче всего избежать. В результате острие выходит из игры, открывая вашему противнику широкий выбор места для атаки.

Голиаф, стр. 83 На рисунке изображен контрудар, где левый боец уклонился от unterhau и проследовал за поднимающимся клинком, чтобы нанести гневный укол.

11.Второстепенные стойки/защиты

Cкрещенная стойка (Schranckhut) – это блокирующая стойка со скрещенными руками, удерживаемыми впереди и сбоку. Острие направлено к земле.

J. Sutor Подвешенное острие (Hangetort) – стойка со свободными руками, в которой меч держится впереди и немного сбоку. Острие направлено немного книзу, правая нога впереди. Она похожа на свободного Быка, но более направлена вверх-вперед.

Ключ (Schlussel) является как хорошей переходной, так и провокационной стойкой. Она дает позицию «взведенной пружины», которую трудно взять стремительным натиском, хотя она выглядит уязвимой и может спровоцировать стремительный ответ. Левая нога впереди меч держится перед грудью скрещенным хватом, клинок покоится на левой руке выше запястья.

J. Sutor Смена(Wechsel) – это переходная стойка, позволяющая восходящие удары. Выполняется с любой ногой впереди.

Гневная стойка J. Sutor

Гневное острие.

Гневная стойка (Zornhut) является и угрожающей (гневная), и провоцирующей (женская стойка):

* Она провоцирует тем, что выглядит уязвимой и может вызвать стремительную реакцию.

* Она угрожает, т.к. «полностью поднята» для гневного удара.

Это стойка с левой ногой впереди, меч держится над правым плечом, клинок подвешен поперек спины острие немного вперед. Вес смещен на 2/3 на правую, или заднюю ногу.

Гневное острие (Zornort) – высокая стойка, острие направлено прямо в лицо противнику, или в верхнюю зону. Это ни что иное, как длинное острие, только немного меньше вытянутое и с высоко расположенными руками, как со скрещенными, так и со свободными. Это угрожающая или гневная стойка, позволяющая атаковать как острием, так и гранью.

13. Стойки последней надежды

Преимущество теряется в соединении

Голиаф, стр. 13

Защиты, которыми только блокируют удар – это стойки последней надежды. Они являются защитами, в которых клинки соединяются, а острие не смотрит на оппонента. Любые контратаки из этих стоек должны наноситься после того, как входящий удар сблокирован, поэтому они называются контрударами «удвоенного такта». В этом случае ваш оппонент будет иметь время для возвращения клинка и реакции на ваш контрудар.

Стойки последней надежды называются Двери, Окна и Внешние подвешенные стойки. Эти стойки часто выполняются с отшагиванием при блокировании, только подвешенные стойки позволяют небольшое движение вперед.

Высокое окно -

это стойки, при которой клинок держат горизонтально над и перед головой. Руки могут быть скрещены или свободны. Применяется против атак сверху. Эта стойка – ничего более, чем глухая защита.

Низкое окно -

стойка при которой клинок держится горизонтально внизу и перед телом. Она выводит вас из стойки и помещает в плохую позицию. Если вам необходимо использовать эту стойку, вы проигрываете.

Высокая дверь -

родственна плугу, клинок поднят, а эфес толкается в сторону. Может быть как лево-, так и правосторонней. Используется против поперечных и диагональных атак сверху. Если выполнена хорошо, легко переходит в Zwerchhau.

Низкая дверь -

низкая родственница плуга. Острие опущено, меч давит в сторону. Выполняется в правую и левую стороны. Применяется против восходящих атак. При удачном исполнении переходит в Wechselhau.

Высокая внешняя подвешенная стойка -

это стойка, в которой руки и клинок подвешенны высоко и с любой стороны, острие смотрит вниз. Подвешенные стойки могут выполняться как со скрещенными, так и со свободными руками с любой стороны. При удачном исполнении высокие внешние подвешенные сойки переходят либо в бросковый Schielhau, либо в скользящий Krumphau. Применяется против поперечных и диагональных атак сверху.

Низкая наружняя подвешенная стойка -

это подвешенная стойка, удерживаемая низко и с любой стороны. Применяется против восходящих атак. При удачном исполнении переходит в удар навершием.

Вы когда-нибудь хотели научиться сражаться с мечом? Невероятно, но факт: фехтование как вид спорта до сих пор существует. Да еще как! Правила заметно усложнились; для фехтовального спорта было изобретено специальное электрическое вспомогательное оборудование, а школы фехтования открыты для учеников по всему миру.

Шаги

  1. 1 Определите, для чего именно вы хотите заняться фехтованием. Для того, что бы поддерживать фигуру в хорошей форме, соревноваться или, может быть, по каким-то историческим причинам? Причина может быть любая, но именно она определяет вид фехтования и способ тренировки.
  2. 2 Найдите клуб или школу фехтования. Далее представлены критерии, которые помогут вам выбрать подходящий клуб фехтовального спорта:
    • Соответствует ли данный фехтовальный клуб вашим целям? Если вы хотите участвовать в турнирах, или даже Олимпийский играх, вам необходима высококонкурентная среда. А если вы хотите просто развлечься и посмеяться над шутками «Монти Пайтон» в процессе, вы можете выбрать что-нибудь менее солидное.
    • Соблюдаются ли в клубе правила техники безопасности? Разрешено ли фехтовальщикам пользоваться мечом без защитных масок? Если да, то держитесь подальше от этого заведения.
    • Легко ли вам добираться до клуба? Хотя это и не имеет отношения к фехтованию как таковому, вам необходимо будет посещать клуб на регулярной основе.
    • У вас есть знакомые фехтовальщики? Узнайте, где они занимаются и что могут посоветовать.
    • Если в клубе спортсмены с разным уровнем подготовки: новички, с уровнем выше среднего и профессионалы? Ведь очень хорошо, когда в клубе есть люди с тем же уровнем, что и у вас. Если в клубе есть спортсмены с разным уровнем подготовки, то можно считать, что он стабильный и надежный.
    • Достаточно ли инструкторов в клубе, которые могут позаниматься с вами в индивидуальном порядке? Индивидуальные занятия с инструктором необходимы как новичку, так и продвинутому фехтовальщику.
    • Преподают ли в клубе фехтование с тем видом боевого средства, которое вам интересно? Множество фехтовальных школ и клубов преподают только один или два вида фехтования, поэтому прежде, чем туда вступить, убедитесь, что там преподается тот вид, которому вы хотите научиться.
    • Постарайтесь найти лучшего тренера фехтования в клубе. Обычно они работают всего пару часов в неделю, в которые они могут включить индивидуальные занятия с вами. Неудивительно, если вам придется посещать только групповые занятия у этого инструктора, если вы хотите посетить хоть какие-нибудь его занятия. Посещайте, если есть возможность, но другого индивидуального тренера все равно придется найти.
  3. 3 Оборудование: многие спортивные клубы предоставляют в пользование свое оборудование. Позаимствуйте его, но только на первое занятие, просто для того, чтобы убедиться, готовы ли вы браться за фехтование всерьез. Как только вы решите продолжать занятия, купите свой собственный инвентарь для фехтования. Клубный инвентарь всегда старый и заношенный, маски пропитаны потом фехтовальщиков, а боевые средства лишь отдаленно напоминают мечи для фехтования. С вашим инвентарем впоследствии произойдет то же самое, но прежде пройдет как минимум несколько лет активного использования. Фехтовальная экипировка может стоить очень дорого. Несколько сотен долларов или евро, так что прежде чем приобрести его, стоит позаниматься фехтованием в течение некоторого времени. Ассоциация фехтовального спорта США оказывает поддержку поставщикам, представленным на сайте http://www.usfencing.org/do/vendors.
  4. 4 Ваш инструктор, скорее всего, предоставит вам право выбора оружия для фехтования (рапиру, шпагу или саблю), или не предоставит выбора и даст вам рапиру. Большинство фехтовальщиков-профессионалов и инструкторов считают, что правильный порядок, в котором человек должен осваивать оружие, следующий: сначала рапира, затем шпага и только потом сабля. Но вы можете столкнуться с такими инструкторами, которые сразу начнут обучать вас обращаться со шпагой и саблей (такое может встретиться в профессиональных школах с высоким уровнем, потому что там готовят фехтовальщиков по ускоренной программе). Некоторые инструкторы убеждены, что лучше всего начинать с рапиры, так как, по их утверждению, с рапирой легче научиться контролировать оружие, что так необходимо при обращении со шпагой, также с ней легче научиться правильной технике, что также необходимо при использовании более сложных видов оружия - шпаги и сабли. Другие утверждают, что всему этому можно научиться только с помощью шпаги, а третьи говорят то же самое про саблю. В конце концов, решать вам.
  5. 5 Соревнуйтесь! Такой опыт бесценен! Когда вы участвуете в состязаниях, вы находитесь под неким давлением, так как хотите хорошо показать себя. Это давление поможет выявить ваши слабые стороны, которые вы в дальнейшем сможете отработать со своим инструктором. Однако не участвуйте в соревнованиях, пока ваш инструктор не скажет вам, что вы к этому готовы. Существует некий уровень готовности, который вы должны достичь перед тем, как участвовать в настоящем турнире.
  • Постоянно упражняйтесь. Практически все фехтовальщики сходятся во мнении, что упражнения – это очень скучно, но никто и отрицать не станет, что они помогут вам совершенствоваться в фехтовании. Если вы хотите сделать процесс менее отягощающим, представьте, что вы сражаетесь с настоящим противником, используя настоящее оружие (если вы настолько жестоки).
  • Если вы хотите чему-нибудь научиться, учитесь этому только у проверенного инструктора, или у того, кому инструктор доверил свои обязанности.
  • Когда вы начинаете фехтовать, не начинайте сразу со сложных составных нападений. Используйте более простые и понятные маневры, иначе вы увеличите свои шансы на ошибку.
  • Обращайтесь аккуратно с инвентарем. Так он прослужит вам дольше.
  • Читайте книги о фехтовании. Вам может показаться, что такая увлеченность спортом граничит с фанатизмом, но книги о фехтовании будут очень полезны вам. Книга Альдо Нади "По фехтованию" содержит большое количество упражнений и советов, а книга Руди Волкмана про фехтование – вообще находка для новичков.

Предупреждения

  • Фехтовать без защитной маски – неразумно и глупо. Никогда не поднимайте меч на человека, лицо которого не защищено маской, и также не позволяйте другим размахивать оружием перед вашим лицом, если вы без маски. Но если это все-таки случится и не единожды, смело ищите другое место для занятий. У вас есть только два глаза, которые нужно беречь.
  • Во время фехтования следите за людьми, находящимися рядом. Иногда наблюдающие даже не подозревают, как легко фехтовальщик может промахнуться и попасть мечом по ним. Сделайте все возможное, чтобы не поранить зрителей, которые стоят слишком близко к боевой площадке.
  • Неисправный спортивный инвентарь может быть опасен для использования. Если лезвие щелкает (и это постоянно случается), скорее всего, у него острые края. Фехтование в проржавевшей маске или в куртке с дырками может привести к ужасным последствиям. Убедитесь, что весь ваш спортивный инвентарь находится в надлежащем состоянии.

Что вам понадобится

  • Примечание: вопрос о покупке инвентаря для фехтования лучше обсудить с инструктором. Они лучше разбираются в качестве спортивного оборудования, его размерах, в самом процессе покупки и могут подсказать магазин, где лучше всего его приобрести.
  • Примечание: спортивная экипировка для фехтования выбирается исходя из того, правша вы или левша. Всегда носите только ту, которая подходит вам. К примеру, если вы наденете куртку для левшей, то молния будет на другой стороне, а это значит, что костюм не защитит вас полностью от попадания лезвия.
  • Для фехтования вам понадобится следующий инвентарь:
    • Куртка для фехтования
    • Защитная маска. Если вы пользуетесь саблей и намерены участвовать в соревнованиях, приобретите сразу электрическую маску, так как голова – это зона риска, да и гораздо дешевле выйдет купить ее сразу, чем покупать сначала обычную, а потом уже электрическую.
    • Фехтовальная перчатка
    • Пластрон (протектор для подмышечной зоны). Многие фехтовальщики занимаются без него, но это не очень хорошая мысль. Пластрон защищает те зоны, которые плохо защищены фехтовальной курткой, а несчастные случаи могут произойти как на тренировке, так и на турнире.
    • Нагрудник или грудной протектор для женщин.
    • Легкий спортивный костюм на все тело. Не занимайтесь фехтованием в шортах.
    • Хорошая спортивная обувь. Кроссовки подойдут, но идеальным вариантом будет обувь для таких видов спорта, как бадминтон, сквош, мини-футбол и т.д.
    • Тренировочное боевое оружие без электрического клинка, у которого резиновый наконечник вместо электрической кнопки.
    • Турниры значительно отличаются от тренировочных занятий. На официальных турнирах вы обязаны использовать электрическое оборудование, поэтому вам необходимо его приобрести. Также на таких турнирах вы должны быть одеты в спортивную одежду с головы до ног, поэтому на вас не должно быть никаких джинсов или штанов.
  • На соревнованиях по фехтованию у вас должно быть все вышеперечисленное, а также:
    • Фехтовальные брюки ("панталоны")
    • Гетры (примерно до колена)
    • Электрокуртка (если вы пользуетесь саблей или рапирой)
    • Манжет (только если вы пользуетесь саблей)
    • Шнур для маски (для сабли или рапиры)
    • Как минимум два электрических меча. Ели вы сломаете клинок на турнире и не сможете немедленно его заменить, вы будете дисквалифицированы.
    • Как минимум два шнура для костюма. Их существует несколько видов для разных видов шпаги, поэтому убедитесь, что у вас подходящий шнур для вашего оружия.
  • Необязательно иметь при себе, но рекомендовано:
    • Обувь для фехтования
    • Протектор для паховой зоны для мужчин. Да, "эта зона" является законной мишенью для рапиры и шпаги, поэтому если вы не надели протектор, не плачьте, если вам туда попадут.

Я отправился к лучшему учителю фехтования в Париже, условился ежедневно брать у него уроки – и брал их ежедневно в течение года.
А. Дюма «Три мушкетера»


Фехтование – это один из древнейших видов спорта, который всячески модернизировался на протяжении многих столетий. Так, например, в Древней Греции фехтование входило в олимпийскую программу. В средние века данный вид спорта был как отдельная дисциплина в школах, при дворе короля. Каждый рыцарь умело мог владеть холодным оружием.
На сегодняшний день существует 2 вида фехтования:
  • спортивное;
  • артистическое.
В спортивном фехтовании представлено 3 вида оружия: шпага, сабля и рапира. У всех видов оружия – разные назначения, но конечная цель одна: победить соперника.
В артистическом фехтовании костюмы, оружие и конечные цели другие. Здесь нужно показать всю красоту этого вида спорта. Бои в артистическом фехтовании напоминают схватки из кинофильмов про пиратов, мушкетеров и т.п.

Кто может заниматься фехтованием

Каждый, наверное, хотел хотя бы раз в жизни почувствовать себя мушкетером или рыцарем, подержать в руках настоящую шпагу и сразиться с соперником. Что ж, в наше время пройти обучение фехтованию может каждый, но есть и свои нюансы. Прежде всего, возраст. Если Вы хотите стать олимпийским чемпионом и заниматься этим спортом профессионально, то Вам надо приходить в него в 8-12 лет. И то 12 лет это довольно-таки поздно. Если же Вы просто всю жизнь мечтали сражаться на шпагах и саблях, но возможности не предоставлялось, то можете быть любителем, для такой категории также проводятся турниры и соревнования, но уровень ниже, возраст может быть любым.
Теперь поговорим о том, кто может заниматься фехтованием. Данный вид спорта подразумевает большие нагрузки на организм.
Особенно сильно «нагружаются» ноги:
  • колени;
  • ахиллы;
  • икроножные мышцы.
А также в области поясницы. Поэтому если у Вас есть или были травмы с перечисленными частями тела, то воздержитесь от фехтования во благо своему здоровью. Помимо этого происходит нагрузка на сердце, как и в любом другом виде спорта. В связи с этим откажитесь от тренировок, если имеются проблемы с сердцем. А в целом, если Вы чувствуете себя прекрасно и не имеете никаких проблем со здоровьем, то этот спорт для Вас.

С чего начать тренировки

Начать тренировки следует с покупки спортивной формы, если она у Вас отсутствует. Для занятий подойдет спортивный костюм, а если в зале довольно жаркая температура, то шорты и футболка, желательно без рисунков. Обращаю внимание читателей МирСоветов, что должны быть с плотной подошвой, чтобы Вы не ушибли пятку во время выпадов. Для фехтовальщиков продаются специальные , по цене они такие, как и обычные (цены варьируются от 1500 до 4500 рублей за пару). В первые несколько недель снаряжение не понадобится, так как Вас будут обучать азам фехтования (стойка, передвижение, выпады, и т.п.), нужно будет только Ваше упорство и трудолюбие. Через некоторое время тренер сам Вам объявит о том, что нужно и фехтовальный костюм, при этом он скажет, где все это можно приобрести. Как и в любом другом виде спорта, тренировки начинаются с разминки, она состоит: Далее начинается непосредственно сама тренировка.

Виды тренировок

В фехтовании есть несколько видов тренировок:
  • тренировка на развитие техники;
  • тренировка на увеличение опыта или практическая тренировка;
  • боевая практика.
В тренировке на развитие техники спортсмены работают в парах, отрабатывая приемы защиты и атаки, оттачивают свое мастерство. Счет времени здесь не ведется и проигравших нет. Имеет значение количество повторений того или иного упражнения.
Второй тип тренировки подразумевает отработку приемов в боях, когда уже идет счет времени, и каждый стремится выиграть свой бой.
И, наконец, третий вид тренировки приближен к соревнованиям, чтобы максимально создать ту обстановку, которая будет на соревнованиях, на такие тренировки часто приезжают спортсмены из разных школ. Здесь Вы можете испробовать все приемы, которые изучили ранее. Каждый стремится выиграть боевую практику, так как часто это крупная встреча спортсменов, есть небольшой призовой фонд и разыгрываются медали и грамоты.

Травмы и первая помощь

Травмы при фехтовании – это обычное явление, как и для любого вида спорта. В основном все травмы происходят из-за плохой разминки или неправильной техники. Если Вы будете внимательно слушать тренера и выполнять его рекомендации, никаких проблем у Вас не возникнет. Основные виды травм:
  • растяжения;
  • ушибы.
Растяжения происходят чаще всего в области голеностопа. При получении этой травмы в первую очередь нужно приложить холодный компресс и затем обмотать травмированную часть тела эластичным бинтом. Сустав должен находиться в состоянии покоя как минимум в течение суток.
При ушибах на травмированную часть необходимо приложить холод, забинтовать мокрым полотенцем, это поможет снять отек.
Если Вы хотите начать тренироваться, то в первую очередь вам нужно получить справку из поликлиники или от вашего врача, подтверждающую, то, что вы в состоянии выдерживать физические нагрузки и что у вас нет проблем со здоровьем. Далее вам следует связаться с любой спортивной организацией, которая специализируется на фехтовании. Есть частные школы, а есть общеизвестные такие, как например: ЦСКА, Динамо, Юность Москвы, МГФСО и т.п. Далее вы узнаете, когда можно прийти на тренировку.
Мой совет читателям МирСоветов: если Вам уже более 20 лет, то стоит пойти в частную школу, так как общеизвестные набирают в основном детей в младшем школьном возрасте. Но если Вы когда-либо уже тренировались, можете попробовать пойти заниматься в одну из крупнейших спортивных школ.
Занимайтесь спортом в любом возрасте!

Фехтование — экзотичный, но распространённый вид спорта . Это настоящее боевое искусство с использованием специального оружия (шпага, рапира, сабля ), которое пришло к нам из глубины веков.

Соревнования по фехтованию входят в программу Олимпийских игр , а фехтовальные кружки и секции принимают на тренировки как детей, так и взрослых и мужского, и женского пола. Так как фехтование достаточно травматично, а также из-за того, что в этом виде спорта важна техника, то для обучения рекомендуется найти опытного инструктора и вступить в специальный клуб или секцию.

В каких секциях можно научиться фехтованию

Фехтовальные секции распространены по всей России. Например, в Москве организованы спортивные школы олимпийского резерва, где занятия проходят бесплатно. Принимают туда детей с 9—10 лет и старше . 10 лет , по мнению опытных инструкторов по фехтованию — это наиболее перспективный возраст для начала обучения.

Фото 1. Тренировка по фехтованию для начинающих. Сначала спортсмены учатся поражать цель, закрепленную на стене.

Если ребёнок увлечётся всерьёз, родителям придётся приобрести для тренировок специальную экипировку. Защитный костюм для занятий фехтованием состоит из специальной куртки, брюк длиной до колена, которые держатся на подтяжках, гетр, обуви на плоской подошве, маски с металлической сеткой и воротом, защищающей лицо и горло, перчаток, пластронов (защита под мышками). Экипировка может несколько отличаться в зависимости от того, каким оружием будет владеть спортсмен: сабля, рапира или шпага.

Профессиональная экипировка для занятий фехтованием довольно дорогая. Брюки обойдутся примерно в 4—8 тыс. р ., куртка — 3—7 тыс. р. , обувь — 3—4 тыс. р. , рапира — 6—8 тыс. р.

Внимание! Качественная экипировка важна для фехтовальщика, так как она защищает спортсмена от травм , которые может нанести партнёр по поединку.

Стоит ли брать несколько уроков для начинающих

Перед тем как вступать в секцию и начинать серьёзные тренировки, рекомендуется обдумать, с какой целью будут проходить занятия этим видом спорта.

Фехтование — древнее боевое искусство со своими традициями.

Удобный способ погрузиться в атмосферу этого вида спорта, познакомиться с его основами, и оценить для себя потребность в дальнейших тренировках — это взять несколько индивидуальных уроков.

На персональном занятии инструктор покажет как правильно держать оружие, продемонстрирует разные его виды, даст представление об основных стойках и, конечно же, обучит технике безопасности. Цена одного занятия с тренером — 1000—1500 р. и более.

Какие занятия бывают

Занятия по фехтованию подразделяются на групповые и индивидуальные.

Групповые

Групповые занятия — удобный и экономичный способ тренировок. Во-первых , такое обучение может быть либо полностью бесплатными, либо оплачиваться за низкую стоимость (намного дешевле индивидуального ). Во-вторых , это отличный способ найти друзей по интересам .

В-третьих , на групповых занятиях партнёры по спаррингу постоянно меняются, а, следовательно, каждый раз будут попадаться разные соперники как сильнее и профессиональнее, так и слабее. Это развивает боевой и соревновательный дух. В-четвёртых , в группах организуются турниры. Победы в турнирах стимулируют на дальнейшие свершения.

Фото 2. Групповое занятие по фехтованию. Несколько пар спортсменов отрабатывают приемы друг с другом.

Индивидуальные

Минус индивидуальных занятий заключается в том, что они почти всегда отличаются высокой стоимостью. Но огромный плюс этого — возможность заниматься с инструктором один на один. Все время занятий тренер посвящает одному ученику. Техника и мастерство у таких фехтовальщиков растёт намного быстрее , нежели у их собратьев, занимающихся в группах.

Техника в зависимости от выбранного оружия

Рапира, сабля и шпага отличаются друг от друга по длине и весу. Техника нанесения ударов (уколов) практически идентична, но предусматриваются некоторые расхождения. Например, рапира требует от спортсмена наибольшей аккуратности. В спарринге будут засчитаны только те удары, которые наносились в торс противника. Сабля менее травмоопасна. Этим оружием разрешается наносить удары в любую часть тела соперника.

Такие расхождения в технике нанесения ударов появились из-за особенностей создания .

Например, шпага по своему происхождению — дуэльное оружие.

Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела, а вот рапира изначально создавалась, как тренировочное оружие. Именно поэтому у рапиристов более щадящие методы борьбы.

Вам также будет интересно:

Как проходят тренировки

Тренировка проходит в экипировке на нетравмоопасных аналогах клинкового оружия . Для начала инструктор обучает технике безопасности, рассказывает и показывает, как правильно держать оружие, обучает правильной стойке, движениям. Следующий блок занятий состоит из обучения азам фехтования.

Это всевозможные выпады, удары, защита. Ученик начинает вступать в спарринги с партнёрами, нарабатывает опыт, улучшает координацию и оттачивает технику нанесения ударов. Конечный этап: изучение связок ударов и навыков построения специальной стратегии боя.

Общая физическая подготовка

Успехи в фехтовании зависят от физической подготовки спортсмена и появляются прямо пропорционально развитию фехтовальщика в физическом плане.

Занимаясь этим видом спорта, человек развивает быстроту, ловкость, выносливость, силу, умственные способности, умение принимать молниеносные решения и контролировать собственные эмоции.

Изучение основ

Основа фехтования — навык правильного владения оружием. Задача инструктора — объяснить, как держать спортивный инструмент, рассказать о том, что оружием нельзя размахивать перед лицом, не защищённым маской, направлять на человека без экипировки. Изучая основы фехтования, ученик узнаёт, что острый конец шпаги всегда накрывается защитой для предотвращения повреждений, и то, что во время сражения руки остаются расслабленными , а запястья — гибкими.

Изучение приёмов

Изучение приёмов фехтования — главный этап в овладении техникой боя. Во время поединка важна работа ног. Спортсмен должен отработать до автоматизма плавные и лёгкие движения, а также научиться быстро перемещаться, и совершать молниеносные удары.