Как научиться айкидо в домашних условиях. Как на нас нападают? Как мы двигаемся

Глава 7. Единая учебная программа МЕАФА по айкидо Глава 8. Словарь некоторых терминов Список использованной литературы

Айкидо - это современная и одновременно изначальная форма Будо, основанная на убеждении Уесиба О Сенсея в том, что «с помощью постоянной, неослабевающей тренировки ума и тела может быть реализован путь человечества» . Однако, несмотря на то, что исходная форма была представлена с определенными необходимыми и оправданными поправками для понимания Айкидо широкой публикой, ее главный смысл остался неизменным. Эта предпосылка заключается в том, что истинное Будо не лелеет иррациональную или агрессивную позицию. Оно никого не вовлекает в соревнование или конкуренцию. Это путь совершенствования собственного характера.

К. Уесиба

Глава 1. Путь к человеческой гармонии

Воинское искусство первоначально попросту выглядело как методика обороны и атаки, и только потом трансформировалось в психофизиологические комплексы с определенными философскими концепциями.
Сегодняшнее айкидо имеет свои истоки в Дайто-рю Айкидзюдзюцу (daito-ryu aikijujutsu) , которое было основано Ксиссия Тейжун, шестым сыном царя Сейва (период правления 858-876 гг. н.э.) - семья Минамото. Основы техники оформились позже, как секретное искусство дома Такеда, принявшее вид боевой практики самураев, известное только членам этой семьи. Приблизительно в конце шестнадцатого века семья, возглавляемая в то время Куницугу Такеда, перенесла свою основную резиденцию в район Айдзу (сегодня префектура Фукусима). Там техника получила дальнейшее совершенствование.

После 1868 года сенсей Сокаку Такеда, как глава рода (в поисках средств к существованию), решил научить этому искусству и других, и с этого момента Дайто-рю Айкидзюдзюцу перестало быть тайной.
Одним из лучших учеников Сокаку Такеда был Морихей Уесиба (1883-1969). Морихей Уесиба систематизировал и несколько видоизменил технику Дайто-рю Айкидзюдзюцу, создав искусство воспитания духа, которое впоследствии, в 1942 году, получило название - Айкидо. Айкидо - искусство, синтезирующее в себе изучение техники приемов, духовных, энергетических, психологических аспектов развития личности. Цель айкидо не лежит только в обучении людей самообороне, в большей степени это процесс самосовершенствования. Айкидо одинаково эффективно, как общеукрепляющая и саморазвивающая здоровье система упражнений, так и прикладная ее часть, которая является универсальным средством самообороны.
Практика айкидо весьма полезна для людей любого возраста, не зависимо от физических данных, не носит религиозного характера, одинаково доступна для всех желающих.
Прекрасной иллюстрацией основного принципа айкидо может служить следующий пример - вам на голову падает камень весом 3 кг, вы можете поймать его или отойти в сторону, дав ему упасть на землю. Если же на вас будет падать камень весом 300 кг, то ловить его уже нет смысла, если вы дорожите собственным здоровьем. И единственный выход, чтобы уцелеть - отойти в сторону и не препятствовать его падению. В обоих случаях, при отходе, ваши физические затраты идентичны и плюс ко всему совершенно не утомительны. Существует определенный предел того, что можно выполнить с помощью одной лишь физической силы. Но этого предела не существует при отказе от применения насилия. Айкидо и учит, как, используя силу противника, подчинить его себе. Причем форма проявления агрессии, будь то удар или захват, не имеют значения. Важна только фиксация направления действия нападающего.
Айкидо - школа морали и воспитания человека, наука жизни, которая служит человеку, и хоть не учит, как надо жить, являясь философией духа, дает возможность для духовной самореализации человека. Это самое молодое из искусств БУДО. Смысл айкидо можно понять из прямого перевода этого названия:

Ай (Ai ) - гармония,
Ки (Ki ) - дух, внутренняя энергия,
До (Do ) - дорога, путь.

«путь гармонизации внутренней энергии», «путь в гармонии с КИ».

Причем этот путь, эта дорога идущая в никуда, имея, казалось бы, четкую цель - самозащиты и оздоровления, путь постоянно отодвигает горизонт нашего самосовершенства, ведя нас к моменту самореализации, самораскрытия, внутреннего откровения, к тому, что в Японии принято называть САТОРИ.
В основе тренировки должен лежать постулат - «твой партнер - хороший приятель, а не враг». Партнеры работают над совершенствованием друг друга. Тот, кто ищет совершенства только для себя и пренебрегает другим, никогда не станет мастером айкидо. Лишь тот, кто старательно совершенствует партнера, тот оттачивает и самого себя.
Айкидо - не только боевая техника, это образ жизни, путь познания и совершенствования самого себя. Айкидо можно представить и как шесть видов массажа:

  1. айки-тайсо (aiki-taiso ) - разминка, массаж суставов, мышц и сухожилий, путем выполнения разогревающих их движений;
  2. сокушиндо (sokushindo ) - массаж стопы («дорога от стопы к сердцу»);
  3. тайджитцу (tai jutsu ) - непосредственно боевая техника, выполняемая мягко, плавно до полного хода сустава (внутрисуставной массаж);
  4. до ин (do in ) - точечный массаж, стимулирующий работу внутренних органов, выполняется путем постукивания;
  5. шиатсу (shiatsu ) - точечный массаж всего тела («палец и давление»/нажим);
  6. киатсу (kiatsu ) - бесконтактный массаж.

Массаж воздействует на все внутренние органы, побуждая организм к нормальной работе. Айкидо, как аутотренинг, снимает нервные нагрузки, стрессы, приводит нервную систему в состояние покоя.
Мастера айкидо обладают способностями, которые, порой, не вписываются в существующие понятия и стереотипы. Но необходимо помнить, что чудеса не противоречат законам природы, они противоречат лишь нашим ограниченным знаниям этих законов.
В результате регулярной практики айкидо, происходит заметное улучшение вашего общего здоровья с особым акцентом на дыхании и кровообращении. Практика брюшного дыхания оказывает очевидное влияние на улучшение здоровья, в то время как регулярная тренировка суставов и тела стимулирует кровообращение, что позволяет крови доставлять питательные вещества, причем более быстро и регулярно, ко всем органам тела, и в то же время позволяет содержать вены и артерии свободными от закупоривающих веществ и жировых осадков, которые могут возникать в нетренированном теле.
Айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств, на сегодняшний день оно не является законченной действенной системой приемов самозащиты, как против безоружных, так и против вооруженных нападающих, так как постоянно развивается и совершенствуется. Но это лишь одна сторона медали, люди, практикующие это боевое искусство, понимают, что за отработкой технических аспектов айкидо стоит стройная система моральных и философских основ, позволяющих эффективно развивать и восстанавливать физические и духовные силы. Кроме своей доказанной эффективности, как универсального искусства самообороны - айкидо привлекает атлетов всех направлений, которые находят в нем метод улучшения своей координации, расслабления, расчета времени и общего физического состояния.

Глава 2. Философско-технические аспекты айкидо

1. Ки (Ki)

Айкидо - это не искусство сражения друг с другом, основанное на использовании физической, мускульной силы. Техническая работа в айкидо рационально сочетает умственные возможности и физическую силу. При использовании такой методики, возможно развитие более мощной силы по отношению к той, которой Вы хотите обладать. Когда мы говорим, что пожилые люди, женщины, дети тоже могут заниматься, это значит, что они могут не только тренироваться, но и следовать в жизни по этому пути, хорошо освоив эту методику. Тот, кто начинает изучать айкидо, прежде всего, должен понять, что осваивать все приемы этого искусства без знания принципов Ки - это создание внешней формы без должного наполнения.

Трехдневная работа - лишь работа в течение трех дней; работа в течение года - лишь годовая работа; десятилетний труд накапливает силу и знания десяти лет.

В странах Востока само значение слова Ки считается вполне доступным для понимания, но в нашем языке очень трудно подобрать для слова Ки подходящий эквивалент.
Каждый из нас знает, что ничто не может появиться из ничего. Сделав такое предположение, мы можем заключить, что до появления Вселенной, Солнца, Земли и прочего, что-то уже существовало. Вот это нечто на Востоке и называют Ки . Многие называют это Богом, другие - Будой, существуют и иные названия у каждого народа свое. Как окружающий нас Мир, так и человек является частицей всеобщего Ки . То есть, Ки выступает, как и материальная основа Мира, так и как его духовное начало. В процессе всей своей жизни человек должен пользоваться этим универсальным Ки , вызывая его плавное и равномерное истечение. Когда прилив Ки происходит в плавном и спокойном ритме, вы всегда будете чувствовать себя жизнерадостным и сильным. Если этот процесс в значительной мере замедлить, то вы почувствуете себя утомленным и даже больным. Все мы пытаемся понять, что же такое Ки , причем требуем ответа с первых же дней занятий, и удивляемся, почему же нам не могут объяснить природу этого феномена. По мере приобретения опыта в практике айкидо, мы все меньше и меньше спрашиваем об этом и все больше начинаем задумываться и ощущать. Освоение техники подобно изготовлению кувшина из камня. Вначале мы готовим грубую форму, за тем оттачиваем ее, устраняя все неточности и отрабатывая правильность формы. За тем шлифуем. И только потом заполняем форму содержанием. Но и этому содержанию, как и хорошему вину, еще надо достаточно длительное время постоять, что бы был получен ожидаемый результат. Состояние, о котором мы можем говорить, как об осознании Ки , можно достичь только в результате длительной и правильной практики айкидо.
Эта «сила» аккумулируется в сейкатанден (seikatanden) , чтобы заполнить все части тела и разум спокойствием, уверенностью, определенностью, чтобы быть использованной в любое время и в желаемом направлении. Эта «сила» не может проявляться, если ваш затылок, плечи, руки зажаты, если вы воображаете, что вы сильны или, напротив, бессильны, если вы не верите в существование этой «силы», все это как замок на пути прохождения Ки . Техника айкидо, выполняемая без Ки не есть техника айкидо. Это как свадьба без невесты, как концерт без зрителей, как тост без вина. Ки , понятое умом, бесполезно. Его надо понять сердцем, почувствовать всем телом в каждодневных упражнениях. Оно становиться доступным лишь после огромной работы. О Сенсей говорил: «Трехдневная работа - лишь работа в течение трех дней; работа в течение года - лишь годовая работа; десятилетний труд накапливает силу и знания десяти лет».
Без Ки может существовать лишь пустая оболочка техники.

В айкидо в любом упражнении Ки всегда следует «выливать» как бы принудительно, под нажимом, но не затягивая его истечение и не прекращая его вовсе. Проиллюстрировать существование «энергии» Ки можно на ряде примеров. Услышав крики: «Пожар! Горим!» - вы бросаетесь в горящий дом и вытаскиваете из него, потерявшего сознание хозяина, которого до этого не смогли бы даже поднять. И когда опасность минует, врятли вы внесете его обратно в дом. В момент, когда вас преследует какое-нибудь разъяренное животное, вы в состоянии перепрыгнуть ров такой ширины, что в любое другое время вы и не подумали бы это сделать. И таких примеров можно привести очень много. Откуда же появляется эта «сила»? Ответ может быть только один: она постоянно находится внутри нас. В самых опасных критических ситуациях наш разум мгновенно срабатывает и, как бы дополняет нашу физическую силу этой «сверхсилой». Таким образом, мы используем силу, которая получается в результате полной координации нашего разума и тела. Другими словами Ки можно охарактеризовать как единство тела, разума и духа. И это единство достигается в ходе продолжительных тренировок.
Следует помнить, что Ки не противопоставляется физической силе, как грубому началу, а наоборот, активно использует силу мышц. Распространенной ошибкой стало утверждение, что будто бы в айкидо, как и во «внутренних» стилях ушу и карате, не следует или почти не следует использовать физическую силу. Гармоническое развитие не допускает исключения каких-либо элементов из системы подготовки.
Не надо пытаться найти объяснения феномена Ки в таких категориях, как сила или энергия, это значительно сузит само понятие. Ки - это образ, который помогает вам свести вместе, гармонизировать ваш ум, тело и дух. Стать единым целым, тем целым, которое и может стать частью Вселенной.
Если говорить о Ки , как о чем-то целом, то следовало бы говорить и о совокупности дыхания и скорости мысли, то есть о расширении. Ки - это то, что движет нами, естественные движения это плавные, перетекающие из одного в другое, без закрепощения, без преодоления. Это возможно при полной внутренней свободе. Ки - это состояние свободы позволяющей вашему внутреннему Я выходить из вас и творить. И понять, что же такое Ки можно только с помощью упорных, усиленных тренировок, когда вы, наконец, поймете, что ваше тело подчиняется каким-то законам, и вы поймете эти законы, и будете двигаться в соответствии с ними.

Кихон — Базисные принципы

Искусство айкидо — О’сенсей Морихей Уэсиба: «Наши техники употребляют Четыре свойства, которые отражают природу мира. Зависимо от событий Вы должны быть жесткими как алмаз, гибкими как ветла, текучими как вода, пустыми как космос».

«Тело должно быть треугольным, а сознание кругообразным. Треугольник представляет собой порождение энергии, и именно эта размеренная физическая позиция. Круг символизирует чистоту и совершенство, источник безграничных техник. Квадрат символизирует твердость и крепкость, базу используемого контроля.»

«Отменная стойка и позиция отражает подабающее состояние сознания. Ключ к неплохой технике в том, чтоб держать руки, ноги и ноги прямо и отцентрировано. Если Вы отцентрированы, то вы сможете двигаться свободно.

Физический центр — это ваш животик, если ваше сознание также находится там, то для вас обещана победа в любом вашем начинании».

Движения в айкидо подобны сгустку воды: мягенькой, покладистой, но сразу разрушающей твердые камешки. Одно действие вроде бы вытекают из другого. Все приемы и движения в айкидо должны быть стильными и прекрасными.

С самих азов этому уделяется огромное внимание. Эти принципы верны также и на психическом уровне. Реальный мастер лицезреет сознание противника и предупреждает все его деяния.

Ступни размещены на полосы атаки под углом Девяносто градусов друг к другу. Вес тела умеренно распределяется на обе ноги. Спина выпрямлена и плечи заведены вспять.

Руки находятся впереди себя прямо по центру. Ладошки раскрыты.

Среднее расстояние для работы в паре, когда партнеры немного касаются друг дружку кончиками пальцев. Исследование техники в айкидо начинается с исследования базисных стоек.

Перемещение в айкидо является композицией вращательных и прямолинейных движений. Шаги не должны быть скованными либо томными. Айкидоист должен быть в хоть какой момент готов к смене направления.

Голова двигается в одной горизонтальной плоскости. Каждое среднее положение должно быть очень устойчивым. При любом перемещении двигаться начинает центр масс.

Корпус всегда остается в вертикальном положении.

Выполняя приёмы айкидо для начинающих — полезно знать некие принципы, которые являются основой айкидо.

Принципы Айкидо

ТЮСИН-РЁКУ-Сила центральной полосы.

Сохраняйте центральную линию прямой

Одной из основ айкидо является принцип сохранения прямой центральной полосы тела, У большинства людей, даже если они пробуют стоять прямо, центральная линия не совершенно ровная. Даже когда мы вправду стоим прямо и концентрируемся на фиксировании нашей центральной полосы, мы теряем ее, как начинаем двигаться. Если это происходит, то цель айкидо, развитие силы дыхания, становится недосягаемой.

Если мы в состоянии сохранять сильную центральную линию независимо от того, в каком направлении мы двигаемся, то наша сила фокусируется. Выковывая эту сфокусированную силу, мы тем также вырабатываем сильную стойку, концентрацию и силу дыхания.

Для того что бы развить сфокусированную силу, самым первым и более значимым является тренировка камая (базисной стойки). Когда вы добьетесь размеренного центра в своём камая, тогда вы можете сохранять его в собственных техниках.

СЮТЮ-РЁКУ-Сфокусированная сила.

Сила, развиваемая объединением всего тела

Когда мы используем физическую силу, обычно мы полагаемся на силу собственных мускул. В айкидо, но, сила бедер, ног, коленей, животика и т.д., соединяется воединыжды вкупе и фокусируется в одной точке, будь то рука, плечо либо локоть, и, таким макаром, сила, которую мы развиваем, больше, чем сила одних только мускул. Эта сила именуется сютю-рёку либо сфокусированная сила.

Если тело как единое целое двигается не сфокусировано, то вы не можете развить такового рода силу. При помощи сютю-рёку вся сила, которая сводится вкупе, может быть ориентирована в одну точку.

Если же одна часть тела двигается очень стремительно либо очень медлительно, то это не сработает. Если все тело во время движения объединено, то его сила станет силой сфокусированной центральной полосы, сконцентрированной на одной точке.

Другими словами, сютю-реку — это тюсин-рёку в последнем собственном проявлении. Для того чтоб развить сютю-реку, принципиально не зависеть от силы высшей части тела. Если же вы будете использовать эту силу, то поток энергии остановится, и вы не можете переводить сютю-рёку.

Таким макаром, в развитии сконцентрированной силы принципиально, чтоб ваше тело было расслабленно. В техниках айкидо сила техник развивается только средством этой сконцентрированной силы. Цель тренировки базисных техник состоит в том, чтоб развить в теле способность создавать сютю-реку.

Весь ‘фокус’ сконцентрированной силы заключается в большенном пальце ноги. Когда мы прижимаем большой палец ноги к полу, сила перебегает в ноги. Тут к этой силе вы сможете добавить ускорение ‘пружинного’ деяния колена.

Если эти деяния произвести совместно, то развивается очень мощная сила. Вот поэтому очень принципиально развивать огромные пальцы ног во время, к примеру, работы на коленях.

Shuchu-ryoku — это полная концентрация чьей-либо силы в данный момент в данной точке. К примеру, захватывая запястье противника, необходимо вложить в точку захвата всю силу. Напротив, если при нанесении atemi правой рукою часть силы употребляется левой, то удар теряет огромную часть собственной эффективности.

Хотя полная концентрация силы невозможна, при постоянных тренировках можно достигнуть довольно высочайшего уровня. Известны случаи, когда в экстремальных ситуациях, к примеру, при пожаре, даже нетренированные люди поднимали предметы, которые в обычных критериях могли быть для их очень томными — это пример безотчетной концентрации силы. Тренировка дает возможность научиться концентрировать свою силу по желанию.

КОКЬЮ-РЁКУ-Сила дыхания.

Сведение вкупе восприимчивости, дыхания и ритма в сфокусированную силу.

Сила дыхания — это то, что развивается в той точке, в какой наша собственная сфокусированная сила приходит во взаимодействие с другим человеком, Тут основное значение имеют дух и ритм (тайминг, выбор времени реагирования), Дух — это то, как стать ‘пустым’. Вы должны избавиться от неспокойных эмоций; ‘я попробую это сделать…я попробую то сделать,..’, заместо этого просто пребывайте в умеренном состоянии сознания.

Тогда и вы можете читать движение другого человека и осознавать поток энергии. Вы естественным образом почувствуете, куда будет ориентирована линия вашей своей атаки. Таким макаром, вы можете использовать разные темпы и ритмы; не двигаться с одной и той же скоростью, а выбирать ту, которая более применима к ситуации, появившейся меж вами и уке.

Ритм — это итог вашего собственного дыхания. Выдыхая тогда, когда вы должны выдохнуть, и вдыхая тогда, когда вы должны вдохнуть, вы создаете ритм.

Когда восприимчивость, дыхание и ритм сводятся воедино, рождается кокю-рёку, либо сила дыхания. Вы и другой человек становитесь одним целым: там, где вы ведете, вы можете вынудить укэ следовать за собой.

Необязательно устраивать особые тренировки для того, чтоб завладеть силой дыхания, так как сила дыхания — это нечто, вытекающее из ваших собственных чувств. Если вы продолжаете безпрерывно трениться, то в конце концов понимаете, что ‘это и есть сипа дыхания’.

Если вы почувствуете это, то, продолжая трениться, вы сделаете появление этого чувства более частым, пока в конечном итоге оно не станет неизменным. Когда это произойдет, вы почувствуете то, что Морихэй Уэсиба называл ‘стать единым со вселенной’.

‘КИ’ Владение равновесием

В айкидо мы нередко используем слово ‘Ки’ (энергия), но это слово имеет огромное количество значений. ‘Ки’ в том виде, в каком оно стает во время выполнения техник, — это то, что мы получаем, когда такие составляющие, как верная стойка, центральная линия, дыхание, взрывная сила сфокусированной энергии, тайминг и т.д., складываются совместно, и мы достигаем высшего состояния совершенного равновесия. Можно сказать, что ‘Ки’ — это ‘владение равновесием’.

Значение слова ‘ки’ во фразе ‘гармонизировать своё ки’ относится к восприимчивости по отношению к вашему партнеру и обхватывает все элементы, которые вытекают из состояния вашего напарника, так что, в этом случае, сила, скорость, координация и ритм — все это части значения ки. Продолжая трениться, вы станете более восприимчивыми к тому, как ваш оппонент собирается вас штурмовать, в каком направлении он собирается двигаться и где он сфокусирует свою силу. Можно сказать, что эта способность ‘ созидать и ощущать энергию’ — это одна из основных целей тренировки.

Углубляясь еще более, мы лицезреем, что ‘ки’ — это сразу и суть вселенной и то, что ее держит под контролем. Достигнуть гармонии со вселенной значит быть в равновесии. ‘Айки’, другими словами ‘гармонизирование энергии’, значит утрату собственного собственного эго; это метод подчинения естественному сгустку вселенной. Если вы это сделаете, то можете без усилий понять свою свою естественную личность зависимо от ситуации, которая перед вами появляется, и конкретно развивая эту гармонию, мы находим осознание айкидо.

ИРИМИ-Вхождение.

Движение тела, которое позволяет для вас войти в сферу вашего укэ.

В ирими, либо вхождении, заместо столкновения с силой укэ по прямой полосы, вы сходите с этой полосы и двигаетесь в сторону его тела под ‘неопасным углом’. Используя ирими, вы сможете переместить свое тело в неопасное положение и сразу с этим использовать силу собственного напарника для того, чтоб применить технику.

В ирими принципиально, чтоб вы сделали полшага вперед в то время, как ваш оппонент двигается на вас, чтоб штурмовать. Никогда не ожидайте, когда атака достигнет вас.

Так как вы сами двигаетесь вперед, то сила укэ возрастает, и, открывая свое тело в этой точке, ваше движение вхождения может обернуться против вас. И еще, удостоверьтесь в том, что хоть вы и двигаетесь прямо вперед, но по сути вы двигаетесь с наружной стороны атаки другого человека.

КАЙТЭН-Поворот.

Окутайте движение укэ своим своим радиальным движением.

В школе айкидо, на самом деле дела, не существует никаких прямых движений; базу составляют радиальные движения, которые позволяют нам пере направлять силу другого человека, не сталкиваясь с ней. Также возможность сделать радиальное движение дозволит для вас подойти впритирку к вашему укэ для того, чтоб можно было стремительно применить технику. Охватывая движение собственного оппонента своим своим радиальным движением, мы можем вполне увести его силу.

В радиальных движениях есть ситуации, при которых мы находимся в центре, а укэ поворачивается вокруг нас, также есть ситуации, при которых укэ находится в центре, а мы двигаемся вдоль полосы, которая является периферией круга укэ. Это радиальное движение не всегда представляет собой обычный тонкий круг; есть случаи, когда оно спирально либо смотрится потому что как будто проходит по поверхности клинка. Но каким бы оно ни было, радиальное движение — это движение, которое даст нам возможность поменять направление силы, не прерывая потока энергии.

Для того чтоб выполнить движение кайтэн, принципиально, чтоб ваш свой центр равновесия был твердо зафиксирован. Если ваш центр равновесия неустойчив, то вы не можете сохранить устойчивость во время поворота. Сохранение сильного центра равновесия — это очередной принцип, который позволяет для вас плавненько перенести вес тела с одной ноги на другую.

Радиальное (либо сферическое) движение естественным образом делает центростремительную и центробежную силы. 1-ая подобна силе, втягивающей предметы в водоворот либо смерч, 2-ая соответствует силе, сбрасывающей предметы с вращающейся подставки.

Анализ верно и вовремя выполняемых приемов указывает, что эти силы удачно употребляются в Айкидо. Почти всегда полный выход противника из равновесия получается из-за вращения либо поворота, а не прямого нападения.

Чтоб более детально разглядеть это движение, представьте, что противник штурмует прямым ударом. Если заместо того, чтоб грудью повстречать нападение, уйти с дороги и, не препятствуя движению противника, применить легкое давление ввысь по спирали, то очень маленького усилия будет довольно, чтоб поменять направление атаки, вывести противника из равновесия и лишить силы.

Это аналогично силе урагана торнадо, если ее сопоставить с силой ветра, дующего в одном направлении. Выполняя приёмы айкидо для начинающих — зачастую адепты не придают особенного внимания базовым перемещениям, а стремятся выполнить прием, запомнив форму — но правильная техника состоит именно из правильно выполненных базовых движений.

КУДЗУСИ-Выведение из равновесия.

Кудзуси — это действие, цель которого нарушить равновесие оппонента, на физическом уровне либо психологически для выполнения броска либо контроля. В большинстве случаев разрушают стойку, в следствии чего сила и подвижность вашего противника будут существенно уменьшены.

В айкидо броску всегда предшествует Кудзуси. Поначалу вы толкаете, тянете либо поворачиваете собственного противника, добиваясь, чтоб линия его плеч сломалась либо энергия из его центра ушла ввысь, в плечи, а потом бросаете его.

Выполнить бросок без этого деяния в наилучшем случае будет очень трудно, а обычно просто нереально. Обычно для удачного внедрения кудзуси требуется определенное сочетание сил. Когда сила прикладывается вдоль сложной, изогнутой в пространстве полосы, то противнику еще труднее сопротивляться.

Кудзуси нередко употребляется как средство, подготавливающее почву для внедрения вашей основной техники и потому может рассматриваться как составная ее часть.

В айкидо существует некоторое количество видов кудзуси, любой из которых может практиковаться как отдельное упражнение.

Заставляя укэ чрезвычайно расширять свою энергию, вы тем делаете его бессильным.

Если вы сможете слиться с энергией укэ в достаточной степени, чтоб ‘вести’ его, то в тот момент, когда он становится чрезвычайно рассредоточенным и бессильным, применяйте технику. Это один из главных принципов айкидо.

К примеру, если вы оступитесь и потеряете равновесие, то вы можете довольно стремительно вернуть контроль над своими ногами, но если вы споткнетесь, то единственное, что вы можете сделать, — это свалиться. Вытягивание тела укэ значит, что вы сможете вести собственного укэ до того времени, пока он не не станет держать под контролем собственное равновесие.

Вытянув тело укэ и применив эффективную технику, можно вызвать потенциально очень травматичное падение. Для того чтоб достигнуть этого без прерывания потока энергии уке, для вас нужно вести его так, чтоб его энергия повсевременно расширялась за границы его тела. Так же как, когда вы тянете кого-либо за руку, когда он уже начал падать, принципиально, чтоб в один прекрасный момент, лишив укэ равновесия, вы не давали ему ни мельчайшей способности опять стать на ноги.

ТАЙМИНГ-Умение выбирать правильное время для реагирования.

Поймайте момент, чтоб перехватить силу укэ.

Эталон айкидо — это внедрение малой силы с большим эффектом. Принципиальная часть заслуги этого — чувство времени в тот момент, когда вы заходите в контакт с укэ.

Даже если вы помните много движений и техник, если время реагирования будет неверным, ваша техника будет ‘мертвой’. С другой стороны, если вы искусно объединяете собственный тайминг с атакой укэ, то даже если вы не выполняете никакой определенной техники, вы, все же, можете нанести собственному противнику суровый вред.

И не принципиально, объединяетесь вы со своим партнером в тот момент, когда он хватает либо лупит вас либо, напротив, когда вы сами наносите ему удар; что бы вы ни делали, тайминг, чувство времени — это то, что дает всему этому жизнь. Если время реагирования запаздывает, то укэ вас выпихнет.

Если вы реагируете очень рано, то укэ увидит ваше движение и изменит сою атаку. Вы должны использовать сою технику конкретно в тот момент, когда он уже вполне вовлечен в атаку-это правильное время реагирования. Внедрение этой толики секунды и именуется ‘гармонизацией’.

Было бы правильным сказать, что в айкидо все техники начинаются с этой идеи ‘гармонизации’.

Скорость — актуально принципиальный элемент Айкидо, как и в большинстве видов спорта: во-1-х, чтоб скоординировать движение с перемещением противника и, во-2-х, чтоб в подходящий момент уйти от атаки.

Используя направленную на вас энергию укэ в тот момент, когда он приближается к для вас, чтоб схватить вашу руку, вы сможете сделать ситуацию, в какой он окажется совсем бессильным. К примеру, если в тот момент, когда укэ приближается, чтоб схватить вас за руку и толкнуть ее, вы соединитесь с этой энергией и потянете свою кисть к для себя, то вы можете вывести укэ из равновесия до того, как он сумеет увести руку вспять.

И напротив, если он тянет вас, то, объединившись с ним и сделав одновременное движение, вы можете использовать его тянущую энергию. В приведенном выше примере, если вы реагируете очень поздно, вы проиграете энергии укэ, а если будете реагировать очень рано, то укэ освободит свою руку.

Вы должны использовать, энергию укэ в тот момент, когда хватающая вас рука начинает прикладывать силу. Плохо, если вы просто потянете на себя руку. Если вы верно сфокусированы, то можете установить действительную связь с энергией укэ.

Если вы отлично контролируете время реагирования, то как раз когда уке теряет равновесие, он безотчетно хватает вашу руку еще посильнее, чтоб удержать свое тело, и, соответственно, не может кинуть захват. А если его захват силен, то вы сможете повести его энергию и перейти к технике.

Какую технику вы будете использовать, находится в зависимости от захвата. Даже если энергия (захват) фиксирована, открываясь, вы можете слиться с силой укэ и можете использовать его энергию независимо от того, тянут вас либо толкают.

КОНТРОЛЬ КОЛЕНЕЙ УКЕ

Направляйте свою энергию в слабенькие места.

В айкидо есть техники, в каких мы берем кисть уке в болевой замок. Но просто сжать кисть недостаточно, мы также должны навести технику и на нижнюю часть тела укэ так, чтоб вышибить колени уке. Таким макаром, мы в состоянии созидать, что техника по-настоящему эффективна.

К примеру, в никадзё. если мы просто сожмем кисть, а уке окажется довольно сильным, то техника окажется неэффективной. Если же мы пошлем свою энергию через кисть для того, чтоб дестабилизировать колени, то даже если уке будет сопротивляться, мы сможем вывести его из равновесия. Наверняка, можно сказать, что техника айкидо начинается там, где мы можем вывести из равновесия другого человека, не причиняя ему вреда.

Почти всегда, когда мы пытаемся применить технику, мы концентрируемся талью на том месте, где, по нашему воззрению, контроль будет более действенным, и очень нередко мы пытаемся применить технику под углом, при котором сила сопротивления укэ более сильна, н таким обратом происходит столкновение сил. Но, как бы сильным ни был уке, всегда существует слабенькая линия.

Если мы перенаправим силу по этой полосы и тем обратим всю силу укэ против него же самого, то он не сумеет устоять на ногах (сохранить равновесие), Для того чтоб отыскать эту линию, мы должны работать над тем, чтоб сделать лучше нашу общую восприимчивость; мы должны принимать то, как, к примеру, уке глядит, ощущать его стойку, его равновесие и т.д.. Чтоб достигнуть этого, нужно испытать огромное количество различного рода сил на собственном своем теле.

АТЭМИ УДАРЫ

Момент контакта становится ударом.

Основоположник, Морихэй Уэсиба, гласил: ‘В истинной схватке атэми — это 70 процентов, техника — зто 30 процентов’. Тренировки, которыми мы увлечены в зале, созданы для того, чтоб обучить нас различного рода техникам, правильному методу передвижения, действенному методу использования собственной силы и тому, как создавать отношения с другими людьми. В реальном бою мы должны использовать силу, которую мы развили в собственном теле в додзё, и использовать ее подобно взрыву, мгновенно; мы должны предрешить финал столкновения в этот самый момент, В таковой ситуации атэми становится очень принципиальным.

В айкидо мы не используем никакой особенной силы для нанесения атэми. Так же как и во всех других техниках, мы можем производить силу с помощью сфокусированной энергии. К примеру, в случае сёмэн-цуки, если вы сможете использовать фронтальное колено для того, чтоб действенным образом перенести всю силу движения вашего тела вперед, то вся энергия тела переместится в ваш кулак.

В общем-то, это то же самое, что и принцип хирики но ёсэй (сила движения локтя), В атэми время реагирования, конечно, очень принципиально. Если при приближении укэ вы можете высчитать время так, чтоб нанести собственный удар в тот момент, когда он будет разбалансирован, то вы можете стукнуть с большой силой, даже не прикладывая особенного усилия.

Удары, используемые в айкидо, не ограничиваются только ударами кулаком либо тэгатаной (боковой поверхностью руки). Если вы вступаете в контакт с укэ со сфокусированной силой — это атэми; таким макаром, вы сможете использовать свои плечи, спину либо всякую другую часть собственного тела для нанесения атэми.

ИТИТАИТИ-Один против многих.

Держи противника, чтоб изловить противника.

Одна из отличительных черт айкидо заключается в том, что оно употребляется не только лишь в ситуации один на один, но также может быть использовано при столкновении со многими противниками. Если вы сталкиваетесь с несколькими атакующими, то, естественно, принципиально сохранять свою сильную стойку, но также принципиально быть в состоянии принимать положение собственных оппонентов.

Каждый ваш противник также сконцентрирован на стоящем перед ним человеке, так что его внимание разбито. Это слабенькое место вы и атакуете.

Если вы двинетесь вперед и предложите поруха на себя, то это окажет воздействие на ваших оппонентов, и они сразу кинутся вас штурмовать. Но меж каждой из этих атак появляется малая временная задержка.

Если вы прыгнете вперед на того, кто двигается резвее всех, и верно развернетесь всем телом, то 1-ый человек врежется в того, кто находится напротив него, что приведет их в замешательство. В базе это и есть принцип ‘держи противника, чтоб изловить противника’.

Таким макаром, вы сможете внести замешательство, даже если против вас будет группа людей. В вышеприведенной сцене, когда вы меняете направление, не останавливая собственного движения, ваши радиальные движения будут очень действенными. Так как нужно реагировать стремительно, то, когда вы атакуете, вы сможете использовать атэми обилием методов.

Все эти принципы Вы без усилий освоите в наших секциях айкидо.

Кихон-Доса(базисные движения)

ТАЙ САБАКИ НО КИХОН (Базы движения тела)

"Базы — это всего только направляющий принцип. Ваша самая мощная позиция- это та позиция, которая подходит вашему телосложению. Вас не могут ей обучить, вы должны отыскать её себе сами, но всегда основываясь на базисных принципах".

Длительное время популярными в нашем обществе являются восточные единоборства. Каждый, кто их осваивает, хочет постичь как можно больше, выучить максимальное количество приемов и техник. Подобному широкому спектру навыков сможет обучить вас айкидо. Это относительно новый вид боевого искусства, который возник в Японии в начале ХХ века. Но вобрал он в себя все «сливки» различных техник, философий и практик.

Описание

Айкидо - это вид боевого искусства, который зародился в Японии в первой половине ХХ века, а его основателем считается Морихэем Уэсиба. Создавая нечто свое в данной сфере, мудрец изучил все самые универсальные и эффективные техники боя, самозащиты, а также философию, религию и даже мистику. Именно поэтому существует четкое определение, что айкидо - это некий пусть слияния с жизненной энергией, или же процесс гармонизации и успокоения духа. Основа философии данного вида боя - в первую очередь защита, а не нападение. Более того, Уэсибва учитывает здесь защиту не только самого себя, но и нападающего. В настоящее время такое понятие, как единая техника айкидо, уже перестало быть актуальным. В различных уголках планеты делается акцент на те или иные приемы и их философские основы, появляются создатели новые подвидов этого боевого искусства, стили и практики.

История

Точная дата зарождения айкидо - это 1920 год, а место - городок Аябе. В это время Морихэй Уесиба был на стадии эмоционального провала, ушел из жизни его отец, а вместе с ним - двое сыновей. Утешение он находил, занимаясь изучением и применением философии религии Оомото-ке, что впоследствии повиляло на формирование основ айкидо. Вскорости слава о нем распространилась на все близлежащие поселки и города, как о гениальном учителе боевых искусств. Количество его студентов непримиримо росло. В 1922 году Уэсиба связывается со своим наставником, который ранее обучил его искусству Дайто-рю Айки-дзюдзюцу - Сокакой Такедой. Учитель приезжает в Аябе и помогает своему бывшему лучшему ученику так сказать, окончательно влиться в роль духовного и телесного наставника и стать мастером высшего пилотажа. Буквально полгода спустя Такеда вручает Уэсибе сертификат и тот отправляется в свое дальнейшее странствие по Японии. Так в 1922 году Морихэй официально создает свое собственное будо и дает ему название Айки-будзюцу или Айкидо.

Философия

Первоначальная японская школа айкидо, которая была основана самим создателем этого вида искусства боя, имела свою уникальную философию. Дело в том, что это даже не совсем боевое искусство, а, скорее, тонкая философия и религия. Морихэй Уэсиба длительное время изучал традиционные японские направления боя - дзю-дзюцу и кен-дзюцу, а также постиг в полном масштабе родную каллиграфию. На основе всего этого он создал свою систему боя или, скорее, ухода от боя, которая шла в противовес с традиционной бу-дзюцу (искусство убивать). Его школа айкидо учит каждого студента тем же основам бу-дзюцу, однако обращает их не в агрессию и как следствие - убийство, а в прекращение этой агрессии и подавлении противника посредством приемов, которые не наносят ему существенного вреда.

По мнению Уэсибы, любое проявление агрессии и желание убивать ведет к массовой дисгармонии. Его же боевое искусство направлено на то, чтобы подавить нападающего его же силой, обратить ее против него самого. Таким образом, противник самостоятельно отказывается от своей затеи и люди расходятся, восстановив гармонию и лад между собой.

Техника айкидо

С технической стороны в данном боевом искусстве можно выделить определенные моменты. Они же являются практической основой айкидо и, изначально, учатся в теории, а лишь после переносятся на практику. Первое - дух единения Айки, второе - дистанция безопасности Ма-ай, третье - уход с линии атаки Тай сабаки, четвертое - вывод соперника из равновесия Кудзуси. Также среди основных техник этого боя можно назваться своевременное реагирование, спиральные движения, использование центра тяжести, вращение, динамику и воздействие на точку равновесия противника. Немаловажным моментом является и Ки в айкидо - дыхание и энергетические потоки, которые перед началом боя стоит уловить и использовать в процессе. В целом можно сказать, что айкидо - это искусство, которое основано на природной биомеханике человеческого тела. Также тут применяются минимальные точечные воздействия на определенные точки, которые производятся в нужный момент и по определенному вектору.

Подрастающему поколению

В наше время популярно и востребовано айкидо для детей. Считается даже модным отводить своего ребенка на подобные внешкольные занятия. И в этом можно найти только плюсы, так как данный вид боевого искусства положительно влияет не только на физическое здоровье малыша, но и на его духовный рост и успеваемость. Самое важное - это найти клуб айкидо, в котором будет преподавать действительно хороший мастер, который сам в совершенстве освоил эту технику и философию, и может правильно преподнести ее подрастающему поколению. Восточным единоборствам одинаково хорошо обучаются и девочки, и мальчики. Изначально, конечно же, дети идут туда с надеждой, что они смогут стать суперменами в школе и положить каждого на лопатки. Но, учась в таком клубе, они становятся скорее неформальными лидерами. Улучшается мозговая деятельность, повышается успеваемость по всем предметам. Более того, айкидо для детей учит, что агрессия и боль - это не то, что сделает их лучше.

Оборона в реальном мире

Что делать, если на вас напали в собственном дворе, когда вы поздно возвращаетесь домой? Как быть, если необходимо применить одну из боевых практик, так сказать в реальных условиях жизни? Именно для этого было создано реальное айкидо, или новое боевое искусство, которое полностью основано на наработках Уэсибы, но адаптировано под современный мир. Автором таких техник является серб - Любомир Врачаревич. Техника его направлена на максимально быструю нейтрализацию нападающего и дальнейший контроль над ним. Стоит также сказать, что реальное айкидо - это куда более жесткие приемы, захваты и удары, хоть они и направлены исключительно на самооборону. При изучении данного вида боевого искусства, в зале ученики нападают друг на друга, с целью воспроизвести реальную угрозу и научится грамотно избавляться от нее.

Оружие и его значение

В классическом варианте айкидо активно применяется оружие. Среди него можно выделить следующие атрибуты:

  • Боккен - меч из дерева для тренировок.
  • Танто - нож длиной в 30 сантиметров.
  • Дзе - шест из дерева, длина которого равна 128 сантиметрам.
  • Вакидзаси - укороченный меч.
  • Нагината - длинный меч.
  • Бо - посох из дерева или металла. Его длина - дело индивидуальное, должна дотягиваться от пола до подбородка бойца.

Что же касается реального айкидо, то применение оружия тут, в особенности такого уникального, полностью исключается. Используются лишь современные, так сказать орудия нанесения ущерба - пистолет, перочинный нож, палка и даже бутылка или кирпич. Такие предметы вручаются в руки тому, кто будет играть роль нападающего, и боец должен от него защититься.

Кэйкоги

Самый распространенный вид одежды, который используют на тренировках по восточным единоборствам - кимоно. Для айкидо используется, можно сказать, стандартный вариант такого одеяния, состоящий из брюк и куртки. Называется же он кейкоги, что расшифровывается как «кейко» - тренировка, «ги» - одежда. В России это название знают лишь профессионалы в данной отрасли, а новички и любители чаще всего называют такой костюм просто и понятно для нас - кимоно. Для айкидо, однако, шьется более плотная и прочная куртка, нежели для таких видов боя, как, скажем, карате. Это необходимо для того, чтобы боец мог выдержать сильные захваты и перенять вес противника на себя. На некоторых костюмах даже имеются специальные вставки, защищающие от определенных приемов.

Особенности куртки-кейкоги

Куртка для айкидо делается из материала с плетением в две-три нити. Вес ее зависит от размера и колеблется в пределах от 450 до 1000 грамм. Структура воротника мягкая, ширина рукава - средняя, не слишком большая, а также большой запах. Края каждой полочки должны достигать противоположного бокового шва. Общая длина изделия - до середины бедра. Качественная куртка-кейкоги всегда имеет дополнительные завязки в области груди. Они удерживают костюм на своем месте даже после самых сильных захватов и ударов и не дают ему смещаться и распахиваться.

Что же касается штанов, то их структура ничем не отличается от стандартной. Правда в последнее время стали выпускать брюки с накладками на коленях для амортизации ударов и падений, считается, что это очень удобно. Их длина - до середины икры, посадка средняя. Для обладателей черных поясов крайне важно, чтобы штаны во время боя не выглядывали из под хакамы, ни при каких условиях.

Инструкторы на тренировках часто напоминают о необходимости запоминать названия всех приёмов, которые мы отрабатываем в зале. Говорят они это не зря - названия техник обязательно нужно знать. Хотя бы для того, чтобы на экзамене не было стыдно и не приходилось вертеть головой, надеясь, что другие уже начали выполнять задание. А представьте - никто не знает название приёма на экзамене? И это даже не шутка.

В начале занятий запоминать названия очень сложно. Ну как можно быстро запомнить непонятное длинное слово «суваривазарётодорикокюхо»? Или «аиханмикататэдоришихонагэомотэура»? Проблема состоит в том, что новички часто пытаются запомнить эту абракадабру целиком. Естественно, у них ничего не выходит. На самом деле всё очень просто. Давайте разберём всё по порядку.

Любое название приёма в Айкидо - составное, включающее в себя описание взаимного положения оппонентов (стоя или сидя), их позицию друг напротив друга, вид и форму атаки, сам приём и вид выполнения приёма (омотэ и ура ).
Бездумно заучивать целиком название каждого приёма - это трудно и попросту излишне. Разберём подробнее каждую часть.

Положение уке и наге - это первая часть названия приёма в Айкидо. Таких положений три и у каждого есть своё название:
Тачи-ваза - нагэ и уке стоят.
Ханми-хандачи - нагэ сидит в сэйдза (сидя на коленях), уке стоя нападает.
Сувари-ваза - нагэ и уке находятся в сэйдза .

Львиная доля техник выполняется стоя, поэтому часто при выполнении техник в тачи-ваза эту часть названия приёма опускают. Ханми-хандачи и сувариз-ваза употребляют по мере необходимости. Если предполагается серия приёмов в одном положении, то, как правило, это указывают только при необходимости сменить его - такое часто встречается на экзаменах.

Взаимная позиция уке и нагэ - вторая часть в названии приёма Айкидо.
Аи-ханми - партнёры стоят одноимёнными (например, правыми) ногами друг к другу.
Гяку-ханми - партнёры стоят разноимёнными ногами друг к другу.
Много техник выполняется в позиции гьяку-ханми (как и тачи-ваза ), поэтому при названии техники часто описание этой позиции опускают, подразумевая именно её. Когда требуется положение ай-ханми , об этом специально упоминают.

Например:
Аи-ханми кататэ-дори кокю-хо .
Кататэ-дори котэ-гаеши - в этом случае имеется в виду гьяку-ханми.

Атаки бывают двух типов - захваты и удары. Рассмотрим каждые из них подробнее.

Захваты в Айкидо немногочисленны:
Аи-ханми кататэ-дори - захват руки за запястье одноимённой рукой (левой за левую и правой за правую). Может выполняться как за внутреннюю часть запястья, так и снаружи.
Кататэ-дори - захват руки за запястье разноимённой рукой (левой за правую и наоборот).
Ката-дори - захват за плечо.
Мунэ-дори - захват за отворот кимоно.
Рётэ-дори - захват обеих рук.
Уширо-рётэ-дори - захват обеих рук сзади.
Моротэ-дори - захват одной руки нагэ двумя руками.

Ударные атаки:
Шомэн-учи - удар сверху ребром ладони или ножом в голову.
Ёкомэн-учи - удар сбоку ребром ладони или ножом в шею.
Дзёдан-цки - прямой удар кулаком или ножом в лицо.
Чудан-цки - прямой удар кулаком или ножом в живот.
Мае-гири - прямой удар ногой в живот.

Названия приёмов . Давать описания каждого из приёмов дело совершенно бесмыссленное и не является целью этого справочника. Собственно, изучением приёмов мы занимаемся на тренировках. Поэтому в этом разделе мы посчитали необходимым только перечислить названия приёмов, разделив их на две категории.

Основные приёмы: Бросковая техника:
Иккё
Никкё
Санкё
Ёнкё
Гокё
Джу джи гарами
Джу джи коши наге
Джу джи шихо наге
Ирими наге
Кайтэн наге
Котэ гаеши
Коши наге
Сокумен ирими наге
Суми отоши
Сутэми
Тэнчи наге
Удэ гарами
Удэ кими наге
Уширо ката отоши
Уширо кири отоши
Хиджи дори
Шихо наге

Вид выполнения приёма . В Айкидо существуют два базовых принципа встречи атаки - ирими (встречное движение) и тэнкан (уход от атаки с поворотом). В приёмах эти принципы реализуются двумя разновидностями выполнения - омотэ (принцип ирими ) и ура (принцип тэнкан ).

Вот и всё. Ничего мудрого нет. Главное - не пугаться длинных названий. Теперь вы знаете, что за длинным словом «айханмикататэдорииккёомотэура» кроется всего-навсего приём иккё . И на экзамене у вас это не вызовет никаких трудностей. На шестой кю практически все техники делаются именно аи-ханми . А самих техник немного, так что запомните.
Потом, к пятому кю, вы незаметно для себя всё выучите - нужно только чуточку помочь себе. Перед выполнением приёма нужно вслух произнести название и во время отработки повторять его про себя. Сами не заметите, как все названия врежутся вам в память. И когда в дальнейшем вам встретится новый приём, запомнить одно новое слово вам не составит никакого труда.

P.S. Если заметите какие-либо недочёты и - пишите, обязательно исправлю.

Наш путеводитель не ставит целью детального разбора Айкидо. Мы хотим лишь внести некоторую ясность и помочь, особенно начинающим, сориентироваться в самых общих и самых распространенных вопросах. В этой связи мы не проводим глубокого анализа и развернутой справки по понятиям и терминам.

В силу значительных фонетических отличий японского и русского языков привести и воспроизвести правильное и однозначное произношение того или иного понятия, слова, звука весьма не просто. Не углубляясь в лингвистические глубины, отметим, что мы не претендуем на абсолютную истинность перевода и транскрипции. Вполне допустимы и имеют право на существование отличные от нашего варианты интерпретации терминологии Айкидо. Однако, мы также имеем право предложить нижеследующее толкование.

Айкидо - современное боевое искусство

В основе его лежат многочисленные традиционные воинские искусства и, прежде всего, Дайто рю айки джитсу мастера Сокаку Такеда. Айкидо прошло различные стадии на пути формирования от Дайто рю - базовой техники 1930-х, к Айкидо, каким мы знаем его сегодня.

Началось все с того, что Уэсиба Морихей в результате многолетних поисков и упорных занятий различными боевыми искусствами разработал собственную систему, которую в итоге назвал Айкидо. Его сын Уэсиба Кисёмару развил и систематизировал Айкидо. В настоящее время главой Айки-союза является внук основателя - Уэсиба Моритеру.

Что такое Айкидо? Айкидо - путь гармонизации жизненной энергии.

Ай - Гармония, Любовь, Согласованность.
Уэсиба Морихей

(14.12.1883 - 26.04.1969)
Основатель Айкидо.

Ки - Жизненная энергия.
Уэсиба Кисёмару

(27.06.1921 - 04.01.1999)
Второй Дошу.

До - Путь.
Уэсиба Моритеру

(род. 02.04.1951)
Третий Дошу.

Чтобы не запутаться

Будем различать:

Ай - Гармония, Любовь, Согласованность
Айкидока - Человек, занимающийся Айкидо
Будзюцу - Воинское искусство
Будо - Путь воина
Дзюцу - Умение, искусство
До - Путь
Кай - Общество
Кан - Стиль, клуб
Ки - Жизненная энергия
Кобудо - Традиционные воинские искусства
Кокю - Жизненное дыхание

Сложилось несколько стилей Айкидо

Наибольшее распространение получили:

Айкикай - направление, официально признанное в 1940 году, и продолжаемое семьей Уэсиба

Син Син Тоицу (Ки-Айкидо) - направление, которое начал развивать мастер Тохея Коичи

Ёшинкан - направление, которое начал развивать мастер Шиода Годзо

Кто есть кто?

В Айкидо существует определенная иерархия:

О-Сенсей - Основатель Айкидо Уэсиба Морихей (буквально "Великий Учитель")
Дошу - Глава школы
Шихан - Инструктор-руководитель (от 6-го Дана и выше)
Сэнсэй - Учитель (4 - 5 Дан)
Сэмпай - Старший ученик
Кохай - Младший ученик
Дохай - Равные между собой ученики
Юданча - Обладатель степени Дан
Додзё чё - Старший в додзё
Учи деши - Ученик, живущий в доме мастера (приближённый ученик)
Дан - Высшие ученические и мастерские разряды
Кю - Начальные ученические разряды

Степеней "кю" в Айкидо всего 6 для взрослых и 8 для детей. Самая младшая степень "кю" - восьмая, самая старшая - первая. Каждая степень имеет свое название.

Степеней "Дан" в Айкидо 10. В отличие от "кю", уровень "Дана" растет согласно его порядковому номеру; самый младший "Дан" - первый, самый старший - десятый:

Хачи-кю - 8 кю
Шичи-кю - 7 кю
Рок-кю - 6 кю
Го-кю - 5 кю
Ён-кю - 4 кю
Сан-кю - 3 кю
Ни-кю - 2 кю
Ик-кю - 1 кю
Шо-дан - 1 Дан
Ни-дан - 2 Дан
Сан-дан - 3 Дан
Ён-дан - 4 Дан
Го-дан - 5 Дан
Року-дан - 6 Дан
Шичи - дан - 7 Дан
Хачи-дан - 8 Дан
Ку-дан - 9 Дан
Дзю-дан - 10 Дан

Где?

Обучение Айкидо происходит в додзё:

Додзё - Место проведения занятий по боевым искусствам (буквально: "Место постижения пути")
Татами - 1) Традиционно - мат из рисовой соломы примерно 1м х 2м (в настоящее время, как правило, из вспененного поролона);
Татами - 2) Совр. - все пространство, застланное матами, и предназначенное для проведения тренировок
Камидза - Главная стена
Шимодза - Место, противоположное камидза
Шихандай - Место Шихана


В чем?

На татами, из соображений гигиены, безопасности и комфорта, все носят специальную одежду:

Кэйкоги (Доги) - Тренировочный костюм (широко распространенное название "кимоно" является ошибочным и относится к другой разновидности одежды)
Оби - Пояс
Хакама - Широкие штаны (как правило, для занимающихся от 1-го Дана и выше)

Что мы говорим?

Поскольку Айкидо занимаются исключительно люди вежливые и воспитанные, то на занятиях царит атмосфера дружелюбия и сотрудничества:

Охаё годзаимас - Доброе утро
Конничи ва - Добрый день
Комбан ва - Добрый вечер
Саёнара - До свидания
Дозо - Пожалуйста, прошу Вас
Аригато годзаймашьта - Спасибо, что вы занимались со мной
Домо аригато годзаймашьта - Большое спасибо (особо вежливая форма)
О-нэгаи шьмас - Вежливая форма приглашения к каким-либо совместным действиям (занятиям)
Оцкарэ самадэсита - Благодарность за совместный труд, работу
О-тагаи-ни рэй - Взаимный поклон

Что мы делаем?

Команды, применяемые на занятиях:

Кирицу - Встать!
Маттэ - Ждите!
Мокусо - Команда для создания внутреннего настроя в начале и в конце тренировки
Рэй - Поклон!
Сэйза - Сесть прямо!
Хаджимэ - Начинайте!
Ямэ - Стоп!

Как мы падаем?

Страховки:

Укэми ваза - Техника страховки
Маэ укэми - Страховка кувырком вперед через руку
Уширо укэми - Страховка кувырком назад
Еко укеми - Страховка кувырком через руку в бок

Куда и как?

Направления, стороны и уровни:

Хидари - Левый
Миги - Правый
Маэ - Передний
Уширо - Задний
Джёдан - Верхний уровень (над плечами)
Чюдан - Средний уровень (от плеч до пояса)
Гедан - Нижний уровень (ниже пояса)
Ирими - Вхождение, вход
Тэнкан - Вращение
Омотэ - Лицевой, передний
Ура - Обратный, задний
Сото - Снаружи
Учи - Внутри


Как мы стоим?

Положения тела и стойки:

Камаэ - Позиция готовности: ноги слегка согнуты, руки перед собой
Ханми - Расположение тела в полоборота (45°) по направлению к атаке
Миги ханми - Правосторонняя стойка
Хидари ханми - Левосторонняя стойка
Айханми - Противники находятся по отношению друг к другу в одноименной стойке
Гякуханми - Противники находятся по отношению друг к другу в разноименной (зеркальной) стойке
Маай - Расстояние в пространстве и во времени. Упрощенно можно сказать - дистанция между противниками

Как мы двигаемся?

Перемещения в пространстве:

Тай сабаки - Способы изменения положения тела
Цуги аши - Приставной шаг
Аюми аши - Шаг со сменой ноги
Тэнкай - Разворот на 180° на месте
Тэнкан - Уход с линии атаки и поворот на 180° с шагом назад
Ирими тэнкан - Состоит из двух движений - ирими (вхождение с шагом вперед) и тэнкан
Шикко - Перемещение на коленях

Как на нас нападают?

Дори ката - Техника захватов
Кататэ дори - Захват одной рукой запястья соперника
Айханми кататэ дори - Захват за одноименную руку
Гяку ханми кататэ дори - Захват за разноименную руку (зеркальный захват)
Рётэ дори - Захват двумя руками двух рук спереди
Ката дори - Захват за плечо
Рёката дори - Захват за два плеча спереди
Какаэ дори - Захват за тело (обхват двумя руками спереди)
Моротэ дори - Захват одной руки двумя руками
Хиджи дори - Захват за локоть
Муна дори - Захват за отворот куртки
Эри дори - Захват за ворот
Сода дори - Захват за рукав (в области локтя)
Куби шимэ - Захват за горло (удушение)
Уширо дори - Захваты сзади



Как нас бьют?

Удары:

Атэми ваза – Техника ударов
Атэми – Отвлекающий удар, как правило, наносится перед или во время исполнения техники
Цки (цуки) – Прямые тычковые, колющие удары рукой
Джёдан цки – Удар рукой в верхний уровень (в голову)
Чюдан цки – Удар рукой на среднем уровне (в туловище)
Учи – Рубящие удары рукой
Шёмэн учи – Удар рукой сверху вниз
Ёкомэн учи – Удар рукой сбоку
Сухеи учи – Удар рукой через грудь
Гери – Удары ногой
Маэ гери – Удары ногой вперед
Еко гери – Удары ногой в сторону
Уширо гери – Удар ногой назад
Маваши гери – Удар ногой сбоку

Как мы защищаемся?

Техники Айкидо:

Наге ваза – Бросковые приемы
Джуджи-гарами наге – Бросок сплетением рук
Ирими наге – Бросок, выполненный на встречном движении
Кайтэн наге – Бросок круговым вращением
Кокю наге – Бросок скоординированный с движениями партнера, «дыхательный бросок»
Котэ гаэши наге – Бросок скручиванием кисти
Коши наге – Бросок вдоль поясницы
Тэнчи наге – Бросок «небо-земля»
Удэкиме наге – Бросок воздействием на локоть
Шихо наге – Бросок на «Четыре стороны света»


Что происходит?

Разновидности техник:

Ваза – Техника, работа, способ, раздел
Кихон но ваза – Базовые техники
Хенка ваза – Дополнительные техники
Тачи ваза – Приемы, проводимые в положении стоя (оба противника стоят)
Сувари ваза – Приемы, проводимые на коленях (оба противника на коленях)
Ханми хандачи ваза – Приемы, проводимые сидящим против атак стоящего
Джю ваза – Произвольное выполнение различных приемов от одной специально оговоренной атаки
Буки ваза – Один из партнеров вооружен
Рандори – Произвольная работа против одного или нескольких противников, когда способы атаки и защиты заранее не оговариваются
Ката – Выполнение приема строго по классической схеме
Тори (Наге) – Проводящий прием, бросающий
Укэ – Подвергнутый приему, бросаемый

Как мы контролируем ситуацию?

Способы удержания и контроля противника:

Осаэ ваза – Приемы удержания
Иккё (удэ осаэ) – Первый контроль или контроль прижатием руки
Никё (котэ маваши) – Второй контроль или контроль вращением предплечия
Санкё (котэ хинэри) – Третий контроль или контроль выкручиванием предплечья
Ёнкё (тэкуби) – Четвертый контроль или контроль прижатием запястья
Гокё (удэ нобаши) – Пятый контроль или контроль растягиванием руки
Хиджикиме осаэ – Удержание локтя


Что нам поможет?

Работа с оружием:

Буки ваза – Техника работы с оружием
Боккен – Деревянный меч
Танто – Кинжал, нож
Дзё – Палка, длиной до подмышечной впадины
Кумитачи – Техника парной работы на мечах
Кумидзё – Техника парной работы с дзё
Тачи дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного мечом
Танто дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного ножом
Дзё дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного дзё
Дзён аге ваза – Техника защиты с дзё против атак (захватов за дзё) безоружного нападающего

А по-японски?

При отработке техники или отдельных элементов, на разминке и при выполнении подготовительных упражнений, счет ведется по-японски:

1 - Ичи
2 - Ни
3 - Сан
4 – Ши (ён)
5 – Го
6 - Року
7 – Шичи (нана)
8 – Хачи
9 – Ку (кю)
10 - Джю
20 – Нинджю
30 – Санджю
40 – Ёнджю
50 - Годжю
60 – Рокуджю
70 – Шичиджю
80 – Хачиджю
90 – Кюджю
100- Хяку

Рецензент: С.В. Киселёв
Составители: И.А. Новиков, Д.С. Сапожников
Составители выражают особую благодарность Елене Сосновской за помощь в работе над словарем.