Как лучше прыгать на велосипеде. Красивые и высокие Банни-Хопы можно увидеть в видео Макаскилла

Прыжки - неотъемлемая часть МТВ и всех «гравити дисциплин». С практикой приходит опыт и понимание того, как и что нужно делать. Но не обязательно самому набивать шишки и ссадины на прыжках, хотя и без этого никуда. Главное озаботиться правильным чтивом и четко выполнять инструкции. Как только вы изучите азы на небольших трамплинах - не останавливайтесь, а продолжайте прогрессировать, улучшая технику. Вот пара советов, как подготовиться к своим первым трамплинам.

Защита и подготовка байка

Наколенники, перчатки и шлем - минимальный джентльменский набор для любого велосипедиста. Падать больно, а падать на скорости ещё больнее. Это же касается и , о которой мы уже рассказывали. Крайне неприятно обнаружить отвалившееся прямо в полёте колесо.

Оцените прыжок и выберите траекторию

Не нужно прыгать вслепую. Даже райдеры мирового уровня делают тренировочные спуски, а изначально пешком проходят по трассе, чтобы оценить все траектории и вылеты. Оцените ширину вылета и приземления, есть ли между ними «стол», на который можно приземлиться в случае недолёта. Форма вылета даст вам понять, как на нём поведёт себя велосипед. Вылет с постоянным углом бросает вперёд, а радиусный выбрасывает вверх.

Корни и камни, которые в изобилии встречаются на трассах, могут вносить свои корректировки в ваши траектории. Резонно будет объехать валун перед вылетом, чем плюхаться на вылет с него и уже так прыгать. Продумывайте свой маршрут.

Визуализируйте прыжок

Здраво оцените свои силы и мысленно сравните трамплин с тем, что вы уже прыгали. Конечно, каждый вылет по-своему уникален, но если вы спокойно прыгаете пятиметровые пролётки, то с такой же трёхметровой проблем быть не должно. Оценивайте свои шансы здраво!

Оцените скорость

Правильная оценка скорости - один из ключевых моментов в прыжках. Вылет со «столом» между ним и приземлением может простить вам недолёт, но такие вылеты есть не всегда и не везде. Если чувствуете, что переборщили со скоростью, то не тормозите прямо на вылете. Во-первых, это разрушает сам вылет, а во-вторых переносит вес вперёд и загружает переднее колесо и это прямой путь к черезрульке. Замедляйтесь метра за 3 перед вылетом! То же самое касается и завершения ускорения, прыгать и приземляться не на параллельных земле педалях - плохая затея.

Чем заняться в полёте

Главное - продолжать смотреть в то место, куда вы хотите в итоге попасть, то есть на приземление. Нужно расслабиться и не замирать в полёте как «мешок», именно на этом моменте у многих появляются проблемы. Здесь хорошо помогают трюки, и не нужно быть слоп-стайлером уровня Берндона Семенюка. Банальный поворот руля на 90 градусов (бар-тёрн) под силу любому и нужно только решиться его сделать. Не даёт решиться на трюк именно страх, тот самый страх, который и сковывает вас в полёте. Как только поборете страх - полёты станут стабильными и будут приносить КУЧУ удовольствия.

Как приземлять

Старайтесь приземлиться на оба колеса одновременно, как котик на 4 лапки. И не забывайте помогать подвеске гасить удар от приземления суставами рук и ног, постепенно сгибая их. Это не только поможет избежать сильного удара, но и продлит жизнь колёсам и собственно вашим суставам.

Практика

Как говорил один известный дядька - Учиться, учиться и ещё раз учиться! А помимо знания нужны ещё и умения. Посмотрите на дёртеров или ВМХ-рейсеров, насколько легко и естественно они ведут себя в полёте. По одним и тем же трамплинам они прыгают изо дня в день, практикуясь и получая «часовой налёт», прям как пилоты самолётов. Чем больше у вас практики, тем проще вам прыгать любые вылеты.

Далеко не все велосипедисты задумываются о прыжках. Например, прыгать совершенно не нужно любителям быстрых шоссейных заездов. В реальности же даже при катании по самому приспособленному для байков городу приходится преодолевать различные препятствия – бордюры, ступеньки, неудобные края дорожек и автодорог. Для этого приходится изучать, как прыгать на велосипеде.

Исторически перепрыгивание было эксцессом, и редкий велосипедист подобное исполнял. Со временем появилась дисциплина кросс-кантри, и люди в рамках соревнований исполняли достаточно сложные прыжки. В итоге появился «велосипедный мотокросс» и другие трюковые дисциплины – BMX, триал, в которых прыжок стал не утилитарным элементом, ускоряющим прохождение трассы, но независимым оцениваемым действием.

Использование прыжков

Собственно, можно выделить три направления использования прыжков на велосипеде:

  1. Для преодоления небольших препятствий. Самый простой вариант встречается при любом катании, мы запрыгиваем на небольшие бордюры, ступеньки, неровности, чтобы не нагружать велосипед и не терять динамику.
  2. Перенос велосипеда – достаточно сложный элемент, когда необходимо подняться по лестнице или «запрыгнуть» на параллельно идущий тротуар.
  3. Прыжок как трюк. Его исполняют на ровном месте, и никакой цели в плане передвижения трюк не несёт. Существует большое количество вариантов трюков, да и сам прыжок часто является инициирующим или составным элементом для сложных трюков и выступлений.

Каждый из таких прыжков требует отдельной подготовки. К счастью, мало у каких байкеров данные интересы пересекаются. Трюки выполняют вполне конкретные спортсмены, интересующиеся BMX, а «перенос» и вовсе фишка скорее для видеороликов, а не для реального использования.

Профессиональные трюки

Пожалуй, не меньше половины «профессиональных» трюков – это прыжки. На деле же – почти все. Трюки с прыжком называются «хоп» (от английского слова «прыжок»), и обычно выделяют следующие «хопы»:

  • Тач-хоп – прыжок, отрывающий заднее колесо с прокатом на переднем;
  • Банни-хоп – классический трюк, запрыгивание на препятствие после разгона;
  • Сайд-хоп – с места на препятствие сбоку;
  • Гэп – прыжок в длину. Выполняется с разными техниками;
  • Дроп – спрыгивание с препятствия. Правильно выполнить спрыгивание даже сложнее, чем обычный прыжок;
  • Тос – прыжки на заднем колесе, комбинация хопа и катания на заднем (Вилли);
  • Бронко – гэп на длину байка, достаточно сложный в балансировке (заднее колесо должно стать на место переднего).

Велосипеды и особенности

Перечисленные ранее профессиональные трюки исполняются, конечно, на специализированных велосипедах. Обычно это BMX, собственно, многие трюки просто невозможно выполнить при наличии амортизаторов.

Горный байк

Тем не менее, самым популярным остаётся MTB, на котором, скорее всего, нам и предстоит практиковаться и учиться. На горном байке не стоит осваивать сложные трюки. Это не только неудобно, но и попросту опасно.

Наличие переднего, ато и заднего, амортизатора снижает управляемость велосипеда в полёте, а большой вес и крупные размеры делают всю конструкцию очень неудобной для велосипедиста.

На горном велосипеде прыжки используются для преодоления препятствий (вариант 1), и следует отталкиваться от этого. Преодоление препятствий – это обычный прыжок передним колесом, очень редко – сайд-хоп. Грамотная подготовка и понимание ограничений своего байка очень важны при подготовке и исполнении.

BMX

BMX принципиально отличается от MTB по многим параметрам. Основные из них:

  • небольшие размеры рамы – для хорошей управлямости;
  • большая надёжность к нагрузке как рамы, так и других компонентов (руль, педали);
  • передачи – позволяют управлять байком в любой ситуации.

Специализированный велосипед создавался для трюков, и выполнять их на нём намного удобнее. В общем виде все рекомендации по подготовке из следующей главы подходят и для BMX, но выполняются на них на порядок быстрее и проще.

Педали

Особое внимание следует уделять педалям. Очень велика разница между контактными и обычными. В контактных прыжок делается всем телом, ноги велосипедиста фактически «тянут» за собой велосипед, и подъём рамы осуществляется очень легко.

В случае с «топталками» всё несколько сложнее. Прыжок производится не движением тела, а упругим ответом рамы и покрышек после удара по педалям. Многие давно практикующие райдеры не замечают этого, но новичку перестроиться будет очень сложно. Главное, понимать, что мы ждём ответа от конструкции байка, а не прыгаем на нём сами. После нескольких часов целенаправленной тренировки проблем обычно не бывает.

Учимся и тренируемся

Научиться прыгать на велосипеде поможет только тренировка. Это залог хорошего исполнения, потому ею необходимо заниматься отдельно, до реального катания и настоящих бордюров.

Последовательность

Итак, чтобы прыгнуть через препятствие, повторяем следующие шаги:

  1. Набираем небольшую скорость до препятствия (если едем быстро, притормаживаем, на высокой скорости учиться нереально).
  2. Поднимаем руль – на вытянутых руках упираемся в руль и помогаем ему в пружинящем движении обратно, как бы «прыгаем» на нём.
  3. Движение велосипеда продолжается, и поднятое колесо оказывается над препятствием.
  4. Переносим вес тела вперёд, опираясь на приземляющийся руль.
  5. Снимаем нагрузку с педалей или помогаем заднему колесу подняться, можно немного подпрыгнуть.

Ура, мы совершили первый прыжок!

Банни-хоп

Собственно, классический трюк «банни-хоп». Техника прыжка абсолютно аналогична прыжку через бордюр, правда выполняется более спортивно и делится на два подтрюка.

Для старта выбираем «переднюю» ногу, с которой будет начинаться исполнение, с неё и будем выполнять все элементы.

Первая часть трюка – это выпрыгивание:

  1. Переносим вес назад, чтобы центр массы (обычно попа) оказался за задним колесом.
  2. Сгибаем колени и локти, вжавшись в велосипед.
  3. Потягиваем руль прямыми руками на себя.

Вторая часть – поджатие:

  1. Перенести вес вперёд, упираясь в руль.
  2. Согнуть колени, освобождая педали от нагрузки.

Чтобы более высоко прыгать, делаем выпрыгивание и поджатие более высокими, играя на инерции и чувстве всей конструкции велосипеда. Просто, но требует практики. Все элементы выполняются плавно, настоящие профессионалы «играют» с инерцией очень эффективно, и выполняются зрелищные прыжки.

Опасности

При любых прыжках не следует забывать о технике безопасности. В первую очередь, делать трюк стоит только тогда, когда в его итоге можно быть уверенным на 100%: поверхность не скользкая, высота препятствия понятна, трюк уже тренирован и ранее выполнялся правильно. Самая частая проблема – недооценка высоты препятствия или расстояния до него, что приводит к тому, что переднее колесо врезается в край, инерция теряется, и велосипедист падает, а иногда повреждается колесо и камера.

Также нельзя забывать о защите. При езде на велосипеде всегда должен быть надет шлем, а лучше ещё и комплект защиты ног и рук.

Заключение

Прыжки на велосипеде – это не только развлечение спортсменов и мальчишек во дворах, но и очень полезный навык, облегчающий передвижение по городу и пересечённой местности. Как и все трюки, они требуют осторожности и тренировки, но доступны любому велосипедисту.

Езда на велосипеде, несомненно, увлекательное занятие, однако ограничив себя прогулочными маршрутами в городских условиях и уверенно держась в седле, получить хорошую порцию адреналина достаточно трудно. Для того чтобы в катание на велосипеде привнести элемент экстрима, хорошим выбором будет освоение прыжка. На сленге велосипедистов такой прыжок называется банни-хоп.

Первое, что необходимо сделать, перед тем как начинать освоение техники выполнения прыжка на велосипеде, это выбрать подходящий для этого велосипед. Легче всего прыгать, разумеется, на BMX, однако горные велосипеды тоже вполне сгодятся. Для более комфортного обучения следует установить на велосипед специальные педали-топталки. Выпускаются также модели с геометрией, приближенной к BMX, на которых будет достаточно комфортно осваивать различные трюки. Учиться прыгать на бюджетном двухподвесе удовольствие сомнительное, и лучше этим даже не начинать заниматься.

Осваивать банни-хоп следует с подготовительного этапа. Берется не очень высокое препятствие, желательно чтобы оно при этом было мягкое, картонная коробка для этого вполне сгодится. Площадку лучше выбрать ровную, с твердым покрытием, достаточно просторную для комфортного разгона и торможения. Теперь нужно определить место, в котором необходимо начинать выполнять прыжок.

Теперь можно отрабатывать технику прыжка. Подъезжать к препятствию нужно не быстро, ноги стоят на педалях выпрямленные. В момент начала прыжка, руки вместе с корпусом подтягиваются к рулю, после чего резким энергичным движением дергают руль и выпрямляются. Спина напрягается, ноги незначительно сгибаются в коленном суставе. Следующий этап самый важный – качество его исполнения напрямую влияет на высоту прыжка. Нужно резко выпрямить ноги, это движение напоминает обычный прыжок ногами от земли. Необходимо тянуться вверх, как можно выше, все тело при этом выпрямляется, руки все еще прямые. После этого руль резко подтягивается руками, за счет сгибания их в локте, сейчас задача поднять переднее колесо как можно выше. Вес тела, при этом, переносится вперед, разгружая при этом заднее колесо. Что позволит завершить прыжок, приведя велосипед в горизонтальное положение. Велосипед подтягивается к себе, за счет резкого сгибания ног в колене, руки выпрямляются. После этого переднее колесо опустится, на этом активная фаза прыжка завершена.

Итак, оба колеса велосипеда находятся на одной высоте, и начинается фаза приземления. Руль подтягивается к себе, за счет сгибания рук. Ноги выпрямляются, с расчетом, чтобы остался небольшой ход, для амортизации в момент касания задним колесом земли. Спина напряжена. Немного проехав по инерции на заднем колесе, опускается переднее. Руки к этому моменты выпрямляются, оставив запас для амортизации касания о землю переднего колеса. Поясница немного сгибается вперед.

Наверное, каждый начинающий велосипедист, увидев скачущий сайгаком двухколесный транспорт, стремится узнать, как же прыгать на велосипеде. Чтобы проснулось желание научиться делать прыжки, достаточно несколько раз проехаться по улицам наших городов и понять, что многочисленные бордюры, завалы, поребрики и коряво уложенная плитка не являются препятствием. Умение прыгать на практике пригодится каждому велосипедисту, независимо от стиля езды и вида байка.

Какие бывают велосипеды

Современные велосипеды в зависимости от сферы применения и особенностей конструкции можно поделить на несколько категорий:

  1. Шоссейные велосипеды, которые предназначены для езды по ровной поверхности. Они обладают легкой рамой и низко расположенным рулем, что обеспечивает лучшую аэродинамику.
  2. Городские велосипеды позволяют комфортно передвигаться из пункта А в пункт Б по относительно ровным дорогам. Они оснащены высоким рулем и рамой средней тяжести.
  3. Горные модели приспособлены к более суровым условиям эксплуатации. Их мощная рама способна выдержать и спуски по каменистым склонам, и езду по пересеченной местности. Они оснащены достаточно широким рулем, что позволяет быстро разворачивать переднее колесо.
  4. Трюковые байки. Они отличаются очень прочной рамой, зачастую оснащенной вспомогательными опорами. Руль у данных моделей обычно расположен выше уровня седла. Благодаря своей конструкции они позволяют выполнять сложные акробатические трюки, которые не всегда под силу другим велосипедам.

Тем не менее, обычные прыжки под названием Банни-Хоп могут выполнять практически все, независимо от физической подготовки, возраста или особенностей байка. Главное — упорство, терпение и, конечно же, желание.

Красивые и высокие Банни-Хопы можно увидеть в видео Макаскилла:

Прыжки на велосипеде

Отметим, что если бы на тренировке присутствовал опытный инструктор, то процесс освоения трюка прошел бы гораздо легче и быстрее. Однако всему можно научиться и самостоятельно. Для этого достаточно знать теорию и просмотреть несколько видео-роликов с наглядным исполнением данного трюка.

Итак, для тренировок лучше выбрать прямую дорогу с ровным покрытием без уклонов. Чтобы не повредить велосипед во время первых тренировок в качестве препятствия лучше использовать небольшие небьющиеся предметы: пластиковые бутылки или картонную коробку.

Чтобы выполнить прыжок Банни-Хоп, сначала нужно освоить две базовые техники, из которых он и состоит – Фронт-Пул (англ. Front Pull) и Бэк-Хоп (англ. Back Hop)

Фронт-Пул – поднятие переднего колеса

Пошаговое исполнение данного базового движения:

  1. Педали должны быть расположены горизонтально. Нужно привстать на велосипеде. Ноги немного сгибаем в коленях, при этом корпус должен слегка наклоняться вперед без контакта с седлом.
  2. Слегка приседая, следует аккуратно переместить вес тела чуть вперед.
  3. Переносим центр тяжести за седло, одновременно выпрямляя руки и ноги. Не стоит бояться упасть, ведь при такой высоте риск получить травму минимален.
  4. Когда центр тяжести уже полностью смещен за седло, нужно, выпрямляя корпус и не сгибая при этом рук, притягивать руль к области живота. В результате, если все сделано правильно, начнет подниматься в воздух переднее колесо. Все это происходит не за счет силы рук, а вследствие смещенного назад центра тяжести. При полном выпрямлении корпуса будет достигнут максимально возможный подъем колеса. Очень важно при выполнении этого движения не крутить педали, так как они здесь служат только в качестве опоры.
  5. Для возвращения в исходное положение нужно плавным движением отпускать колесо на землю, переместив центр тяжести снова назад. Перемещение корпуса вперед является последним движением этого упражнения.

Отметим, что в процессе тренировок вы должны научиться равномерно распределять тянущее усилие, которое передается от спины через выпрямленные руки на руль. Если у вас не получается полностью выпрямить руки, нужно посильнее отклониться назад. Важново время поднятия колеса прилагать одинаковое усилие обеими руками, иначе в результате упражнения велосипед может менять траекторию движения.

Бэк-Хоп – поднятие заднего колеса

Пошаговая инструкция по выполнению данного движения:

  1. Исходное положение то же, что и при выполнении Фронт-Пула: немного согнутые ноги стоят на горизонтально расположенных педалях, при этом корпус немного наклонен вперед.
  2. Плавно, то есть без рывка, но при этом максимально быстро нужно перенести центр тяжести вперед. При этом руки и ноги должны выпрямляться.
  3. При полностью выпрямленных руках и ногах нужно ступни развернуть носком вниз под углом приблизительно 45 градусов.
  4. Сгибая в коленях ноги и упираясь ими в педали, поднимаем заднюю часть велосипеда. При этом используется только сила ног, корпусом и руками себе не помогаем. При правильном исполнении движения заднее колесо поднимется в воздух.
  5. Для возврата в исходное положение просто следует выпрямить ноги. Желательно делать это плавно, не падая всем весом на велосипед.

Тренируясь выполнять данное движение, вы научитесь уверенно поднимать заднее колесо. Важно! Если в процессе поднятия колеса ваши ноги все же соскальзывают с педалей, нужно увеличить угол наклона ступней.

Банни-Хоп

Теперь, когда у вас успешно получается выполнять каждое из базовых движений (Фронт-Пул и Бэк-Флип) данного трюка, остается их только соединить вместе.

Давайте все же подумаем, как научиться прыгать на велосипеде. Оставим для другого раза обсуждение цирковых трюков, триал высшего уровня и прочее, поговорим о простом преодолении препятствий при катании. Самое «излюбленное» препятствие для велосипедиста — поребрик, он же «бордюр». Как заезжать на поребрик? Очень просто: почти у самого бордюра дернуть вверх переднее колесо, одновременно поднажать на «толчковую» педаль, а через долю секунды пригнуться к рулю, разгрузив заднее колесо, которое благополучно вскарабкается на высоту бордюра. Так вот, техника прыжков на велосипеде очень похожа на движения при заезде на поребрик. Зачастую велосипедисты, объясняя, как на горном велосипеде прыгать, говорят о технике «банни-хоп» (bunny hop). Рассмотрим этот метод поэтапно. Если «разложить прыжок на фазы», получится следующее: отрыв от земли переднего колеса, отрыв от земли заднего колеса, приземление. Попробуем потренироваться выполнить банни-хоп?
Я усиленно рекомендую осваивать эту технику, используя шлем, защиту голеней, «злые» педали-топталки для лучшего сцепления с ногами, также необходимо немного опустить седло. Для тренировок выберите относительно ровное просторное место, чтобы можно было разогнаться и приземлиться без проблем. В качестве препятствия используйте картонные коробки различной высоты. Даже если наедете на коробку, потерь в живой силе и боевой технике не случится. Не стоит начинать тренироваться на большой скорости, можно и сильно расшибиться. Поднимайте переднее колесо, дергая руль к себе, вывешивая при этом пятую точку за край седла, к заднему колесу. Педали стоят горизонтально, крутить их не надо, используйте только для опоры. Чем ближе руль будет к вам, тем выше поднимется переднее колесо. Затем верните центр тяжести на седло и опустите переднее колесо на землю. Будьте осторожны, при сильном подъеме руля можно упасть. Когда вы освоите эту методику, попробуйте поднять в воздух заднее колесо. Стоя на педалях, расположенных горизонтально, быстро перенесите вес тела вперед, руки прямые, опора на руль, прямые вначале ноги следует согнуть, как бы приподнимая пятками и икроножными мышцами заднюю часть велосипеда. Чтобы вернуться на землю, плавно, но быстро выпрямите ноги.
Отработав эти движения, соедините их в прыжок. Как только переднее колесо достигло верхней точки, толкните назад заднее. И вы подпрыгните. Приземляться для начала лучше на заднее колесо.
Как высоко прыгать на велосипеде, подскажет практика. Теория гласит, что при подъеме в воздух нужно как бы подтянуть байк к себе, подогнув колени, высота прыжка при этом увеличится.
Я дольше все это рассказываю, чем длится прыжок. Тренируйтесь, ваше тело само поймет, как нужно двигаться для удачного трюка. И через некоторое время в компании новичков, стоящих с открытым ртом, вы будете показывать, как классно вы умеете прыгать на велосипеде.