Интервью с анатолием зенченко. Урок сурья-намаскар с анатолием зенченко

Победитель чемпионата мира украинец занялся йогой только потому, что чувствовал себя никому не нужным и хотел достичь просветления

Совсем недавно украинская сборная йогов вернулась с чемпионата мира. Первый раз команда наших мастеров отправилась на подобное соревнование, в котором принимали участие 70 стран мира, и сразу же добилась оглушительного успеха -- в общем зачете заняла второе место, уступив первенство лишь индийцам. Ну а киевлянин Анатолий Зенченко, завоевав золотую медаль в артистик-йоге, обошел даже величайших мастеров из Индии -- страны-прародительницы йоги, где будущих чемпионов готовят с пеленок… Впрочем, это не первая его медаль.

«Мои сверстники считали меня придурком»

Толя, с десяти лет ты занимался каратэ, научился бить мальчишек. А йогом-то зачем стал?

Чего-то не хватало, а чего, словами не передать. Какого-то внутреннего развития. Боевое искусство -- это наука выживать. А после того, как ты научился выживать, надо научиться жить. Цель же набить кому-то морду предо мной не стояла никогда. До каратэ я занимался вольной борьбой и вообще был хоть маленьким, но сильным.

А без йоги развиваться никак нельзя было? Скажем, книжки читать…

Все это было. И книжки читал. Но в книжках не было техник. Писатель рассказывает, как это классно, когда ты чего-то достиг. А в йоге были голые техники (то есть системы упражнений. -- Авт.) И через год после того, как я стал заниматься йогой, всплыла куча моих глубоко запрятанных страхов…

Каких, например?

Например, что я не так выгляжу. Люди смотрят и считают меня идиотом.

Комплексовал из-за маленького роста?

Наверное. Но какая разница, как выглядишь, если это не мешает быть счастливым? Занимаясь йогой, я стал свободнее -- перестал тратить силы на то, чтобы выглядеть, как все. Я ведь из Чернигова. Мои сверстники считали меня придурком. В подворотне с ними не сижу, водку не трескаю. В свои пятнадцать общался с двадцатипятилетними.

Ты был умным мальчиком…

Да, но не таким, как все. И меня это напрягало. Сначала я хотел подстроиться под других. А потом настало время, когда смог себе позволить быть не таким… Избавился от страха…

У тебя был учитель?

В Доме пионеров он вел кружок рисования. Ему было под сорок, и зарабатывал он копейки. Но мог по полдня дома практиковать йогу. Это был уникальный человек: кого-то он учил рисованию, кого-то -- каратэ, меня -- йоге. А кому-то просто давал читать книги, того же «Маленького принца» Экзюпери.

За таким человеком просто обязано было следить КГБ…

Думаю, он состоял на учете. Как все йоги. Учитель рассказывал, что ему приходилось зарывать в огороде книги, чтобы гэбэшники не нашли их при обыске.

Родители за тебя не боялись?

Ну, они знали, что я не пиво в подворотне пью. Но какая-то неопределенность была. Всего пару лет назад мама мне сказала: «Толик, у меня были тяжелые роды. И врачи предупредили, что ребенок, возможно, будет с отклонениями. Так вот, я до сих пор не могу понять: ты очень умный или полный дурак?»

Все правильно. Гении всегда с отклонениями…

Ну, насчет гения ты загнул. Но, знаешь, я очень рано начал ходить, и взрослых это забавляло. Совсем маленьким в детском саду я развлекал воспитательниц тем, что пересказывал им фильмы. Если они пропускали сериал, то звали меня, и я в подробностях рассказывал содержание предыдущей серии. Но когда я отказался от мяса, у родственников был шок. Два года надо мной всячески подшучивали по этому поводу.

А йогам обязательно не есть мяса? (В китайском кафе, где мы сидели, Толя заказал себе зеленый чай и тортик. -- Авт.)

Для йогов ничего обязательного нет. Вся прелесть йоги в том, что есть громадное количество техник. Хатха-йога, в которой работают с телом, раджа-йога, в которой учат менять состояния твоего сознания, то есть работают с мозгом. Один из принципов йоги: «Не верь никому на слово, особенно своим учителям». То есть проверяй все на собственном опыте.

«Если на голову упал кирпич, значит, что-то в тебе не так»

Хорошо, Толя, избавился ты от страхов. Что было дальше?

Ну как можно описать состояние внутреннего счастья? Знаешь, всех всегда раздражало, что у меня постоянно хорошее настроение. Что я всегда улыбаюсь. Как-то встречает меня знакомая: «Толя, у тебя что-то случилось?» С чего, говорю, ты взяла? «Почему ты не улыбаешься? Ты ведь всегда улыбаешься!» А сейчас, отвечаю, не улыбаюсь, но мне хорошо…

Всегда-всегда?

Я чувствую, что все к лучшему. Если опоздал на автобус, значит, так и надо.

А если кирпич на голову упадет?

Если кирпич на голову упадет, это не строитель, дядя Вася, плохой. Дядя Вася -- это часть мира. Значит, то-то во мне не так. И, понимая это, перестаешь быть жертвой. А ведь это основная проблема людей -- они вечно считают, что их обсчитали, подсидели, обидели, и от этого страдают…

Но бывает, действительно обидели!

Расскажу тебе один случай. Шел я по ночному городу. И ко мне пристали трое ребят. Дошло до драки. Самое прикольное, что мне было даже лень с ними драться. Я просто отбивал удары, они уходили в воздух. Парень в конце концов устал махать руками и ногами, и мы… спокойно разошлись. Я даже заулыбался.

Ну ты же каратист!

Не в этом дело. Если пахнет жареным, я могу просто убежать или перейти на другую сторону. С миром не надо конфликтовать, не надо никому ничего доказывать…

Слушай, я живу точно так же…

А громадное число людей занимаются йогой, но не отдают себе в этом отчет. Они просто любят созерцать закат. Бабушка мне рассказывала, что почувствовала себя счастливой, когда получила квартиру с видом на море и могла каждый день наблюдать закат. В йоге есть техника тратак -- долго, не моргая, смотреть на свечу. Либо на какую-то точку на стене. Но ведь это одно и то же!

А как же тогда понимать завернутые за голову ноги?

Каждый выбирает то, что ему помогает. Я, если не тренируюсь два-три дня, чувствую себя усталым, раздражительным. Теряется смысл жизни. Знаешь, есть маленькое объяснение с точки зрения физиологии, почему йогам всегда хорошо и они довольны жизнью. При растягивании мышечных тканей вырабатываются эндорфины -- гормоны удовольствия. Они вырабатываются как защита от болевых ощущений. И при растяжке в течение двух часов концентрация этих гормонов счастья достигает высшего предела…

Ха! У мазохистов точно так же. Они себя плеткой бьют, испытывая похожие -- не очень сильные, но длительные болевые ощущения…

Не знал я этого…

Толя, а несчастная любовь на тебя тоже не действует?

Зачем несчастная? Я был женат, развелся…

Йог -- и развелся? Неужели женщина может вывести тебя из равновесия?

Никто никого не выводил. Мы развелись без единой ссоры. Написав в загсе заявление о разводе, мы поцеловались, выпили кофе и разошлись…

Наверное, твоя жена тоже была йогом?

Конечно, а как по-другому? И я ее по-прежнему люблю. Но у меня отсутствует чувство собственности: она со мной -- я счастлив, она на другом конце света -- я тоже счастлив. А расстались мы потому, что люди сходятся, чтобы помогать друг другу развиваться. Все в жизни должно быть на лезвии ножа. А если ты делаешь одно и то же десять лет, ты -- робот. Если я десять лет хожу по дорожке, которую знаю, как свои пять пальцев, значит, я сплю. Дзэн-буддисты так объясняют состояние просветленности: когда я ем -- я ем. Когда я сплю -- я сплю. А у нас так: мы делаем все, как во сне. Как-то я поймал себя на том, что выключатель при выходе из туалета нажимаю автоматически. Это же огромный труд -- включать его осознанно!

«Одна часть меня говорит: парень, ты просто сошел с ума… »

Ты, Толя, как я понял, предлагаешь выключать в туалете свет сосредоточенно, приковав к этому бесспорно важному делу свое внимание.

Когда ты присутствуешь в том, что делаешь, ты делаешь это творчески. Можно чистить картошку и думать о мухах, о потолке, о том, что сделал вчера, о том, как надоел сосед Вася. И в итоге тебя просто нет. Нет и в более важных делах. А я чищу картошку и не сплю при этом… Вот смотри, японцы все упрощают до невозможности. У них есть мастера доставания меча из ножен -- делая всего одно это движение, они просветляются. Или чайная церемония. Все до безобразия просто -- надо разлить по чашкам чай. А мастер чайной церемонии фактически причислен к лику святых… Почему? Потому что он умеет вложить в это дело всю душу. А мы стремимся все делать автоматически. Мозг запоминает привычные движения и повторяет их бесчисленное количество раз. Йога -- это способ пробудить наши мозги, заставить их действовать в необычной ситуации..

В чем же необычность ситуации? Закручиваешься каждое утро узлом…

Когда я пытаюсь заложить ногу за голову, возникает внутренняя война. Одна часть меня говорит: парень, ты просто сошел с ума! Сломаешь себе спину, вывернешь колено. Мозг дает телу команду защититься от его собственной глупости. Если научиться ловить эти сигналы, тело расслабляется, и ноги сами закладываются за голову…

А сердце остановить можешь?

Я могу менять ритм его биения. Но никогда не останавливал…

А в землю себя закопать?

Были какие-то детские шалости, к примеру, проткнуть иголкой щеку. Я это сделал и успокоился. А в землю… Зачем? Чтобы потом показывать это за деньги? В свое время один мой знакомый йог стал сотрудничать с бизнесменами. Он должен был просто сидеть на переговорах и сканировать настроение партнеров или клиентов. То есть определять, чего они боятся, чего хотят. Он был очень сильный йог, но… умер от рака. Обычно такие сильные люди не ходят к врачам, но настояли родственники. Врачи сказали, что он проживет две недели. Он прожил два года. Это не единственный пример того, как мир наказывает йогов за неправильное поведение. В КГБ работали люди, умевшие управлять волей человека на расстоянии. Четыре таких человека становились на сопках и «забибикивали» пилота истребителя так, что он сажал свой самолет там, где ему приказывали. После развала секретных институтов эти йоги стали работать за хорошие деньги на бизнесменов. И что? Кто-то из них повесился, кто-то -- попал в автокатастрофу…

А сам ты что-то делал неправильно?

Да, я работал в ночных клубах -- лихо заворачивался в разные узлы. В итоге у меня начал болеть позвоночник. Когда я оставил эту работу, проблемы испарились. Я очень редко позволяю себе бравировать своим умением. В Испании в ресторане ужинала группа девочек из сборной Франции по художественной гимнастике, приехавших на чемпионат Европы. Я подошел и попросил сфотографироваться на память. Они любезно согласились. Я не ухожу -- прошу, чтобы одна закинула красиво ножку. Девочка неохотно соглашается, а тренер говорит мне: «Вы думаете, это легко, попробуйте сами». Я пробую -- получается. В свою очередь предлагаю закинуть ножку, повторяя за мной. Девочки в растерянности -- ничего не выходит… Мои друзья за соседним столиком потешаются. Но это, наверное, только раз было -- очень уж девочки понравились…

«В военкомате я сказал: «Не знаю, что со мной происходит, разбирайтесь сами»

На последнем чемпионате мира кто тебя удивил?

Негр из Сенегала. Он преподает йогу во Франции. Ему 67 лет, но выглядит он на 35. Потрясающее тело и взгляд, способный прожигать стены… Неважно, о чем с ним говорить, просто чувствуешь, как становишься богаче…

А как оценивают выступление? Йог же должен все делать красиво не только с точки зрения гимнастики, но и показывать высокий уровень сознания…

Действительно, в течение двух минут делаешь головокружительные вещи, а у тебя при этом не должны меняется ни поток дыхания, ни выражение лица, ни внутреннее состояние. Члены жюри, наблюдая за этим, могут смотреть в глаза, могут вообще повернуться к тебе спиной. Кто-то твое внутреннее состояние слышит. Смотреть на тебя не обязательно, потому что маску спокойствия можно на лице держать, а внутри дрожать от напряжения…

И все-таки я не понимаю. В Индии йогов с младенчества готовят. А ты самоучка -- и победил?!

Попробую объяснить. Начиная, понимал, что я никому не нужен. У меня не было выбора. Я не хотел быть чемпионом. Хотел добиться состояния просветления. Тренировался несколько лет подряд по четыре часа в день, но не рассчитывал ни на какую награду. Поэтому результаты дались так быстро, хотя особыми природными данными я не обладал и никогда гибкостью не отличался.

То есть после школы ты не учился и не работал…

Я преподавал йогу. Несколько раз поступал в разные институты, но потом забирал документы. Мне все говорили: «Толик, иди учителем физкультуры». Но я понимал, что никогда не стану издеваться над детками, не буду учить их всяким глупостям. В Киеве я поступил в один из новообразованных вузов, на факультет психологии… Но когда пришел оформлять последние документы, посидел в приемной комиссии, послушал, о чем говорят преподаватели, почувствовал состояние их сознания, подумал: «Эти люди меня будут чему-то учить?» Извинился и забрал документы…

И что же ты сделал?

Я умею менять состояние своего сознания и на медкомиссии сказал, мол, со мной происходит что-то странное -- разбирайтесь сами.

Прикинулся шизофреником?

Нет, ничего подобного. Я тоже думал, что мне эпилепсию припишут, но написали «церебральный чего-то там», да еще с приступами. Я с таким диагнозом и права могу получить, но вот к строевой не годен.

Сейчас отдыхаешь после чемпионата?

Какое там! Ложусь в 12 ночи, встаю в 7 утра. Даю по семь классов в день и уже начинаю уставать от этого. При таком образе жизни мне и к чемпионату готовиться не надо. Просто отдохну несколько дней и буду в отличной форме…

Фото-урок с комментариями от Анатолия Зенченко (Киев). Анатолий предлагает свой взгляд на утреннюю практику Сурья Намаскар как на самый эффективный способ достичь первых заметных целебных результатов, затрачивая всего 5 — 15 минут в день. Это идеальный вариант даже для самых занятых людей — бизнесменов, менеджеров, студентов в пору сессии или ученых... Эта практика станет идеальным противоядием против стрессов, психических и физических расстройств.

Анатолий Зенченко — Чемпион Мира в артистик-йоге (2002, 2003), основатель Ишвара-йога центра в Киеве, сейчас проводит семинары в России , Украине, Индии, Непале и других странах.

Сурья-Намаскар — поклон Солнцу

Исходное положение (Тадасана) Выдох!

  • Встаньте прямо, ноги вместе, вес в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута, плечи и лопатки опущены, подъяремная выемка подтянута. Руки сложены в намасте перед грудью. Тело расслаблено, но собрано. Внимание развернуто во внутрь.

  • Со вдохом вытягиваем руки вверх, направляя взгляд в небо — вытягиваем все тело. Вес по прежнему в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха (брюшной замок) подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута и свободна от напряжения, плечи разведены в стороны а лопатки опущены вниз.

Наклон вперед с выдохом. Полный вариант. Выдох!

  • Со вдохом вытягиваем корпус вперед — параллельно полу, отстраивая прямую линию всего позвоночника от кончика копчика до макушки. Кончики пальцев рук касаются пола перед пальцами ног, пуки на ширине плеч. Вес тела в сердцах стоп, (ноги прямые в коленях в конечном варианте) Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, плечи и лопатки подаем к тазу. Взгляд направлен в межбровье (Шамбхави мудра).

Низкий упор с коленями и грудной клеткой на полу. Выдох!

  • С выдохом одним движением отпрыгиваем назад в высокий упор и опускаем колени и грудную клетку на пол. Пальцы ног упираются в пол, Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, ладони упираются в пол на уровне груди, локти прижаты к корпусу, голова смотрит вперед, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Собака головой вверх (Урдхва Мукха Шванасана) - вытягивание назад со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом, сильные ноги выталкивают грудную клетку (нижние ребра) вверх, фаланги пальцев ног упираются в пол, колени пола не касаются (в полном варианте, для тех, у кого здоровый и крепкий), Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма свободна, плечи и лопатки раскрыты, шея вытянута, взгляд направлен вверх.

Собака головой вниз (Ардха Мукха Шванасана) — вытягивание в наклоне с выдохом. Выдох!

  • С выдохом, плавным движением опускаем голову вниз, выталкивая седалищные кости и копчик назад вверх. Руки, плечи, корпус и таз образовывают одну прямую линию. Ладони и стопы на ширине плеч и параллельны. Вес тела стараемся как можно больше перенести назад, упираясь в пол ногами, ноги в коленях прямые (в полном варианте), кончик копчика развернут к потолку, линия позвоночника прямая, Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, нижние ребра оттянуты от таза, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Вытягивание в наклоне со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом переносим вес тела в руки — подаваясь телом вперед, отталкиваемся ногами от пола, позволяя тазу быть высоко, и одним прыжком опускаем ноги на пол между руками. Оттолкнувшись ногами от пола, вытягиваем позвоночник в прямую линию, параллельно полу, направляя взгляд вперед. Кончики пальцев рук касаются пола перед пальцами ног, руки на ширине плеч. Вес тела в сердцах стоп, (ноги прямые в коленях в конечном варианте) Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, плечи и лопатки подаем к тазу. Взгляд направлен в межбровье (Шамбхави мудра).

Наклон вперед с выдохом (Уттанасана). Выдох!

  • С выдохом складываемся в наклон в тазобедренных суставах, удерживая вес тела в сердцах стоп и отдавая вес тела в пол по ногам. В конечном варианте расслабленный и свободный корпус лежит на ногах, голова прижата к передней поверхности ног, которые должны быть прямыми в коленях. Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма свободна, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Вытягивание вверх со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом поднимаемся из наклона, вытягиваем руки вверх, направляя взгляд в небо — вытягиваем все тело. Вес по прежнему в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха (брюшной замок) подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута и свободна от напряжения, плечи разведены в стороны а лопатки опущены вниз. Вдох!

Исходное положение (тадасана)!

Ежедневная практика Сурья-Намаскар дисциплинирует, помогает успешно выстроить весь последующий день. Это, пожалуй, самый удобный способ начать практику йоги и убедиться в ее эффективности.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Школа йоги «Ваджра» основана в 2006 году, небольшой группой единомышленников, практикующих хатха йогу (корректный подход к позвоночнику).


Основой КПП в практике асан является использование только тех положений тела, движений и направлений которые исключают риск травмы позвоночника.

Корректный подход к позвоночнику в практике Йоги отличается от современного общераспространенного подхода к выполнению асан, при этом полностью соответствует классическому подходу к практике асан древнеиндийских школ Йоги, описания которых можно встретить в упанишадах и трактатах по Йоге. Что еще раз подтверждает истину, что «все новое - это хорошо забытое старое».

лет опыта

постоянных инструкторов

проведенных семинаров

год основания

Методика КПП в асанах основана на современных знаниях физиологии и анатомии, медицины, а также знаний полученных из древних текстов по Хатха Йоге.

При формировании направления КПП были проведены исследования влияния различных асан на позвоночник здорового человека. Также исследовались возможности восстановления позвоночника с патологиями. Из положений тела, которые подаются практикующим, принципиально исключены те асаны, которые могут теоретически привести к травмам позвоночника или усугубить имеющиеся смещения и травмы сегментов позвоночного столба.

Основателями направления КПП, была поставлена цель преподавать физический аспект хатха йоги так, что бы человек, пришедший на занятие, здоровый или уже с нарушениями целостности соединений межпозвонковых дисков, не ухудшит свое состояние, а наоборот улучшит его (принцип из медицины - «не навреди»), укрепив позвоночник, первозначной функцией которого является защита центральной нервной системы - залог основы здоровья всего организма.

Во время совершенствования практики родилось золотое правило Корректного подхода к позвоночнику - сохранять таз и плечи в одной плоскости, или удерживание позвоночника в естественно ровном положении.

Почему такое внимание уделено именно позвоночнику? И почему мы, постоянно сетуя на то, что все болезни «от нервов», не задумываемся каким образом нервы мешают нам спокойно жить?

Позвоночник является саркофагом центральной нервной системы. Первая и самая важная функция позвоночника в нашем теле - это защита центральной нервной системы, расположенной внутри него. И только во второю очередь позвоночник является частью опорно-двигательной системы. Нервная система представляет собой главный аппарат управления организма, функционирующий как сложнейшее устройство. Неправильное использование позвоночника может привести к повреждению этой системы, отвечающей за работу всех внутренних органов. Правильная же работа с позвоночником, основанная на понимании его функций и возможностей, обеспечит стабильную работу внутренних органов, избавление от существующих заболеваний и здоровье тела.

При неправильной работе с позвоночником в асанах или других физических упражнениях возможно смещение составных элементов позвоночника - позвонков, вследствие чего возникает ущемление или зажатие нервов, которые отходят от спинного мозга, либо их перерастижение. Это в свою очередь ведет к образованию межпозвоночных грыж, которые могут сдавливать сосуды и нервы отвечающие за обеспечение бесперебойной работы внутренних органов. Вследствие этого органы начинают работать неправильно - возникает болезнь.



Пахомов Анатолий - автор КПП

Автор методики

Автором идеи и разработчиком Корректного подхода к позвоночнику является Анатолий Пахомов - основатель Киевской школы йоги и Международной Федерация Йоги Корректного подхода к позвоночнику, преподаватель c медицинским и физкультурным образованием, посвятивший учению йоги более 20 лет.

Анатолий Пахомов один из немногочисленных опытных практиков, и единственным преподавателем йоги, который задумался о наличии травм и ухудшения здоровья у преподавателей йоги (особенно это сказывалось на жалобах в спине). И как говорят мудрецы - Учитель приходит, когда ученик готов. Этим Учителем оказался костоправ, обладающий видением Главчев Юрий Николаевич. Главчев - это один из редких людей, обладающий прямым восприятием энергии - видящий (но не занимающийся предсказаниями будущего), излечивший множество людей.

Благодаря знаниям, полученными от Юрия Николаевича, его помощи в анализе и объяснении воздействия асан, биомеханики отдельных сегментов позвоночника в асанах, мы обрели способность различение методов воздействия. В следствие чего появилась возможность формирования принципов, которые стали фундаментом основы методики корректного подхода к позвоночнику. Ничего нового мы не придумали, мы просто вернулись к истоку знаний о работе с человеческим телом, следуя принципу «не навреди».


Значение термина «Ваджра»

(Деванагари: ????, по-тибетски: дорже) — ритуальное и мифологическое орудие в буддизме, джайнизме и индуизме. На санскрите слово имеет несколько значений: «молния», а также «бриллиант».

Представляет собой пучок стрел (в раннеиндуистских изображениях), в буддизме благодаря загибанию и соединению концов превращается в короткий металлический жезл. Имеет символическую аналогию с алмазом — может резать что угодно, но не сам себя — и с молнией — непреодолимая сила.

Ваджра символизирует силу и твердость духа.

В индуизме оружие Индры.

Благодаря важности символического значения Ваджры, этот символ распространился вместе с индийской религией и культурой в остальные части Азии. Ваджра используется в Индии, Непале, Тибете, Бутане, Таиланде, Камбодже, Мьянме, Китае, Корее и Японии.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Благодарности

Благодарим всех Учителей Йоги!

Благодарим нашего учителя - Главчава Юрия Николаевича за любовь и здоровые позвоночники:-)

Благодарим Анатолия Пахомова и Киевскую школу йоги за вдохновение, Знания и поддержку!

Благодарим наших студентов и едономышленников за поддержку и любовь

Расскажите о себе: кто такой Анатолий Зенченко?

Анатолий Зенченко – абсолютно обычный человек, которому еще с детства было очень страшно прожить жизнь какого-то обычного человека: инженера, учителя, бухгалтера. Этого человека всегда привлекало все интересное, необычное, неизвестное. Еще со школы ему была очень интересна йога. Начал свое знакомство с йогой благодаря «дурной» компании — компания была, конечно же, очень хорошая. Еще со школы я практиковал йогу для себя, мне было это очень интересно.

Разве не запрещена была тогда йога?

Когда я практиковал, она уже была не запрещена, поскольку Союз развалился, после развала Союза все эти глупые законы не действовали. Но те, кто меня учил, они помнили еще времена запрета и говорили «Никому не рассказывай, что мы тебя учим, если кому-то расскажешь, нас посадят».

А откуда они брали свои знания?

Для меня это тоже было загадкой. Это было маленькое комьюнити, куда каждый по крупице приносил какие-то знания. Кто-то куда-то ушел, и там научился, кто-то где-то какие-то книжки находил. И вот первая книга по йоге, которую я даже не прочитал, а прослушал, была записанная на аудио кассету «Автобиография йога». Все остальное было потом. Все что можно было найти в начале 90-х, это книга Айенгара «Йога Дипика. Прояснение йоги» на каких-то самиздатовских перепечатках. И на начало 90-х в Чернигове уже была очень интересная тусовка, и именно благодаря этой тусовке люди делились крупицами своих знаний, и в общем информации было довольно много, в сравнении со всем остальным Советским Союзом. Мы были одними из первых, кто пригласил А. Сидерского к нам на семинар, это было в 1993 году. Он приехал, несколько дней что-то проводил, мне понравилось. А дальше я фактически варился в собственном соку. И где-то к концу 90-х я уже понимал, что очень много знаю и умею. Общаясь с людьми слева, справа, даже с тем же А. Сидерским, я уже мог рассказать много того, чего он не знал, на что Сидерский отвечал: «Я с этим не работаю», «Я не знаю этих вещей», «А вот это для меня интересно и новость».

На физическом плане?

На физическом и не только.

Как родилась Ишвара йога?

Как сложилось так, что я создал методику? У меня не было такой пафосной идеи – взять и создать методику. Вообще не было. Когда я начал ездить на различные конференции по йоге заграницу, меня спрашивали: «А в каком стиле Вы преподаете и практикуете?». На что я отвечал: «Я просто практикую и преподаю Хатха-йогу», поскольку я сам понимал, что то, что я делаю – это не йога Айенгара, это не Аштанга-виньяса, и не какие-то еще направления. И когда я говорил «Я преподаю хатха-йогу», а люди отвечали «А, понятно, Хатха-йога», тогда я понимал что им ничего не понятно.

Я вот до сих пор не понимаю, что такое Хатха-йога.

Нет, не в этом дело. Это общая фраза, после которой люди понимают, что человек работает как-то с телом, но без какой-то конкретной методики. А методика у меня уже была, и началось все с очень простой идеи: Ишвара-йога – йога для умных и ленивых. Я очень ленивый и мне хотелось перестать напрягаться, делая асаны. Асаны мне нравились, а напрягаться не нравилось. И все вокруг делали это с маской муки на лице, все воевали с собой, пыжились, тужились, кряхтели, пыхтели, потели и напрягались. А мне это не нравилось. Я искал способ сделать движение без напряжения. Чтобы я мог сделать что-то, и при этом не напрягаясь. И в конце 90-х, когда начал проводить семинары, преподавать, основной идеей было: «Ребята, а давайте перестанем в йоге пыхтеть, кряхтеть и напрягаться. Это не силовая нагрузка, это не силовой вид активности». Все говорили: «Да, но это же не возможно». Я говорю: «Возможно, я показывал». Они говорят: «Хорошо, это возможно у тебя, а научи нас». И вот в это время, пытаясь научить других, также расслабленно и без напряжения делать асаны, я начал формулировать внутренние принципы работы с телом – некие правила, по которым делаются асаны.

Это интуитивно было? Вы интуитивно нашли их внутри?

Это было интуитивно. Я шел от простого. Я делал ту асану, которую я делаю расслабленно, и пытался почувствовать, как я это делаю, ведь я не могу человеку просто сказать «Расслабься и все получится». Я пытался понять, что же в принципе я делаю. Я же прикладываю усилия? А какие? Есть например йога Айенгара, где каждая асана рассматривается как отдельная вселенная. Есть принципы для треугольника, для широкого шага, асан много, принципов триллионы и в них очень легко запутаться или что-то забыть. А я пришел к пониманию того, что — наклоны, это наклоны, и не важно, какой именно наклон, принципы везде должны быть общие. Основная идея, что рычаг позвоночника с рычагом ног взаимодействуют определенным образом. Прогибы – это прогибы, это положение позвоночника с ногами, значит принципы должны быть одни и те же. Я пытался понять принципы прогибов. Тоже самое со скручиванием. Я пошел таким методом, и когда я понял, что для того, что бы правильно наклониться и правильно прогнуться, я делаю одно и то же, я вошел в ступор.

Сколько прошло лет практики, вот такой вдумчивой, что бы это понять?

Наверное, начиная с формирования методики, с конца 90-х, до примерно 2005 года. До этого я тоже практиковал с начала 90-х, но именно формулировкой, выстраиванием, я начал заниматься именно тогда, когда начал активно преподавать. Что бы объяснять это людям, мне нужно было формулировать, вытаскивая это из себя. Меня часто спрашивают: «А кто Вас этому научил? А где Вы это увидели? А где Вы это прочитали?». Никто, к сожалению, меня этому не научил, нигде это не увидел и нигде не прочитал. Если бы это было так, я бы не потратил столько времени на изобретение «велосипеда». Хотя это пока не воспринимается всеми как «велосипед», но пройдет время, и все поймут, что это «велосипед».

Наступил момент, когда я понял — что бы сделать наклон и прогиб, я делаю одно и то же с мышцами вдоль позвоночника. Я сам долго не мог в это поверить. Пробовал, перепробовал, и понял, что да, так оно и есть. Изначально данная методика состояла из одной части – внутренние принципы работы с телом. Они постепенно дотачивались, дополнялись, систематизировались. Но наступил момент, где то с начала 00-х, когда я очень много преподавал индивидуально. Каждому человеку надо было построить свой индивидуальный комплекс и вести обучение по индивидуальной программе. Я не мог взять одну последовательность и всем ее дать, т.к. я понимал, что всем она не подходит. Каждому человеку надо что-то свое, в рамках общей йоги. Всем нужны треугольники, но кому-то раньше, кому-то позже, а кому-то почти и не нужно. У всех все по-разному. Я даже сам не понимал, что подсознательно пришел к очень важной части методики – «Классификация асан или принципы построения последовательности». И окончательно я это сформулировал, записал на бумаге, когда я делал первый курс для преподавателей, это был 2007 год. Когда я привозил эти классификации, организатор курса спрашивал: «Что это? Зачем это надо? Какая разница, какие положения ног бывают? Это же не важно». Я отвечал: «Я тебе не могу объяснить, но это очень важно». В процессе проведения курса для преподавателей, за первый год и сформировалась классификация асан, где используя эту классификацию, я мог объяснить универсальные принципы построения тренировок. Принципы, которые позволяют построить длинную тренировочную программу на 1 занятие, на 10 занятий, на месяц, на год, как угодно. Это позволяет понимать каркас занятий и импровизировать в определённых рамках. И Ишвара йога это всего две вещи: внутренние принципы работы с телом – правила правильной работы с опорно-двигательным аппаратом, не зависимо от того, на ногах стоим или на руках, не зависимо от того, наклоняемся ли мы, скручиваемся или прогибаемся. Используя эти правила, Вы получаете одну главную вещь – Вы сохраняете внутренние связи, внутреннюю целостность и гармоничное взаимодействие всех частей тела друг с другом в любом положении тела в пространстве – в любой асане. И понимая эти внутренние связи, Вы можете распределить усилия по всей длине от кончиков ушей до кончика хвоста. Это было первое — внутренние принципы работы с телом. Второе – это классификация асан, они очень подробны, и эта классификация асан позволяет понимать смысл функций и качество любой асаны, понимать, зачем мы ее используем, чему мы хотим научиться, что мы здесь осваиваем, что является упрощением, что является усложнением, что является компенсацией и т.д. и т.п. Это ключ, к пониманию того, какие кубики лего бывают и какие фигуры мы из них можем построить: пожарную машину или гоночный автомобиль. Или этих фигур бесчисленное количество, если мы понимаем принципы использования кубиков лего. А для этого нам надо классифицировать, какие они есть и как с ними поступать. И еще раз хочу вернуться к тому, что не было у меня идеи создавать методику. В начале у меня была идея просто решить сначала свои проблемы. И когда ко мне приходят люди заниматься йогой, я их спрашиваю: «Зачем Вы пришли?», они обычно отвечают, что у них есть проблемы со здоровьем, и они хотят эти проблемы решить. Я считаю, что это замечательная мотивация, что это правильные люди, и они пришли в правильное место. Я решал, и продолжаю решать свои проблемы при помощи своей методики. Пока что, я нахожу ответы на все вопросы, которые у меня возникают, в рамках этой методики. И решая свои проблемы, я пришел к неким пониманиям, и когда меня попросили этому обучать, мне мое внутреннее, интуитивное понимание нужно было систематизировать внутри и вербализировать, переложить на слова и доносить четко. Внутренние принципы работы с телом в Ишвара йоге уникальны тем, что не имеют исключений и работают во всех случаях на 100% эффективно без исключений. Их всего 10. Применяя на практике, в любой асане, только 10 внутренних принципов, Вы 100% получаете гарантированный результат. Что имеется ввиду? Во-первых, Вы не перенапрягаетесь, во-вторых, Вам не нужно растягивать мышцы, т.к. в Ишвара йоге вообще нет такой идеи. Вы не получаете травм, это три, и Вы очень быстро получаете результат, прогрессируя в йоге. И конечно же это не отменяет приложенных Вами усилий, но эти усилия в большей степени ментальные, нежели физические, ибо любая асана – это естественное положение тела с точки зрения физиологии. А то, что естественно, должно быть без усилий, без перенапряжения или перерастяжения.

Естественно для нервной системы, для мозга, поэтому и телу удобно?

Согласен, это естественно для тела, поэтому мозг может найти способ, алгоритм, прийти в это положение без усилий и без травм. Это естественно для тела и соответственно мозг может найти правильный способ действий.

Правда, что Вы умеете делать асаны, которые в мире могут сделать не так много людей?

Правда, но меня это уже давно не волнует. С тех пор, как я стал двукратным чемпионом мира по йоге, меня подобные вещи очень мало волнуют. Но что меня по-прежнему волнует, это что бы я все еще получал так же много удовольствия от практики, как это возможно. Чтобы я не напрягался, и что бы решал все свои проблемы с телом, которые возникают, по ходу эксплуатации тела по жизни.

Почему назвали методику Ишвара йогой, а не собственным именем?

Первый пилотный проект был под названием «Зен-йога» от первых трех букв фамилии. Я отказался от этого названия, потому что есть какие-то вещи, которые я знаю о себе наперед. Я знаю, что в какой-то момент времени, когда система будет полностью сформирована, полностью описана, и добавить уже будет нечего, я потеряю к этому интерес. Я продолжу этим пользоваться, но я уже окончательно завершу создание того, что не требует доработок, мне захочется отойти в сторону. А если бы это носило мою фамилию, меня постоянно пытались бы найти и притащить к преподаванию Ишвара йоги. А я к этому времени подготовлю достаточное количество хороших преподавателей, которые будут дальше преподавать эту методику, и мне хотелось бы тихонечко сбежать, что бы методика осталась не привязанной лично ко мне. Чтобы это была живущая своей жизнью методика. То, что она пришла в эту жизнь через меня, не так уж и важно, т.к. я понимаю, что просто пришло время для нового понимания работы с телом. Пришло время, гораздо лучше и тоньше понять, как работать с телом и пересмотреть существующие сейчас к этому подходы. Сейчас очень примитивный подход, который заключается в пассивном движении. Что такое пассивное движение? Это когда я складываюсь в наклон не с помощью приведением в тонус мышц, а просто нависая, длинным тяжелым рычагом корпуса над ногами, это пассивное движение. И второй принцип – это растяжение, когда тело пытается Вас спасти, от того, что бы Вы не ударились головой об пол, оно напрягает какое-то мышцы, Вы считаете что они Вас ограничивают, они Вам мешают, и начинаете их растягивать. Это очень глупый и очень травмоопасный способ взаимодействия с телом. Есть гораздо более умные способы, это когда мы ничего не растягиваем, просто приводим в тонус те мышцы, которые отвечают за данное движение, при этом они сокращаются. Идея в том, что бы перестать напрягать то, что у нас и так напряжено, и приводить в тонус то, что мы не умеем приводить в тонус. Но не просто напрячь, нет, просто научиться пользоваться этими мышцами, ибо любая мышца, перенапрягаясь, теряет свой функционал, обездвиживает нас. Любая напряженная мышца не позволяет нам двигаться.

Подведя итог: какую цель достигнет тот, кто придет на занятия?

Я думаю, что у людей может быть много целей. Некоторые задумываются о теле тогда, когда с ним уже случились какие-то проблемы. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» — подходящая пословица. Начиная заниматься Ишвар -йогой, Вы просто балансируете работу всех внутренних органов, систем организма, работу мышц и приводите себя в максимально оптимальное состояние для жизни. Или, начиная заниматься Ишвара йогой, Вы научитесь получать удовольствие от взаимодействия со своим телом, перестанете испытывать боль и получать травмы не только в йоге, но и в жизни.

Чего не стоит ожидать от занятий Ишвара йогой?

От занятий не стоит ожидать очищения кармы, раскрытия чакр, «поднятия» Кундалини и чего-то подобного. Не потому, что это невозможно, а потому, что для этого нужны другие техники, более сложные, а Ишвара – это методика, описывающая работу с телом и чуть-чуть работу с дыханием, не претендуя на что-то сакральное.

Вы сказали, что у Вас уже несколько выпусков преподавателей Ишвара йоге, что о них скажете? Кто они?

Мне бы не хотелось перечислять фамилии, чтобы никого не обидеть, но это люди, которые знают ответы на интересующие Вас вопросы. Люди, способные выдать не только перечень нужных упражнений, но подробно объяснить, что и зачем делается, не уходя от ответа, не выдавая туманных речей. Если они что-то предлагают, то точно знают что, зачем и как это работает. И очень важно, что йога, как вид активности, очень травмоопасная, к сожалению. Я горд и доволен, что в Ишвара йоге травматизм и опасность сводится к нулю. Некоторые люди приходили в Ишвара йогу, чтобы восстановиться от полученных травм в других направлениях йоги.

Преподаватели из других направлений приходили, чтобы проконсультироваться на счет их пробелов?

Да. Направление Ишвара йоги более популярно у опытных практиков, т.к. они уже попробовали разные направления и могут из разных направлений делать верный выбор.

У Вас есть слоган, что методика для умных, а не для сильных. Расскажете почему?

Когда сильный человек пытается сделать асану, наклониться, пытается прикладывать усилия, но у него не получается, то он дальше продолжает прикладываться силу, получая таки травму. А когда умный человек пытается приложить усилия и видит, что усилия не приводят к результату, то начинает задумываться на счет верного направления усилий, пытается найти решение, а если не получается, то спрашивает у преподавателей, получает ответ, применяет новые знания и получает желаемый результат. Поэтому Ишвара-йога – направление для умных, т.к. мы нацелены на то, чтобы дружить со своим телом, а не воевать с ним. Если тело куда-то «не пускает», то оно пытается нас от чего-то спасти. Мы пытаемся понять, от чего тело защищалось, что было не правильно, исправляем ошибку и идем дальше без напряжений, растяжений и травм.

Влияет ли такой подход к работе с собственным телом и мозгом на жизнь практикующих?

Я считаю, что все взаимосвязано и считаю, что практика йоги, даже в разделе асан, включает и развивает работу нервной системы. Не только центральную, но и периферическую, т.к. сложное движение или сложное положение требует сложной координации групп мышц, а это невозможно без включения центральной и периферической нервной системы. Если это делаем регулярно, пытаемся осваивать новые движения и новые положения, то мозги развиваются. Это не означает, что в жизни Вы начнете избегать ошибок. Это означает, что с большей вероятностью Вы сможете разглядеть и решить сделанную ошибку, понять причину ее возникновения.

Каким Вы видите будущее методики?

Я думаю, что без прикладывания усилий она будет популярнее и популярнее. Люди пробуют, сравнивают и выбирают. Им важно попробовать и не без ошибок сделать верный выбор. Но самое интересное, что пройдет лет 10 и разные люди, под разными названиями, разными именами, разными видами, но придут именно к принципам Ишвара йоги. Пройдет лет 10, этот подход будет самым популярным и ключевым. Я сейчас говорю об этом и замечаю, что мне совсем не жалко, т.к. я решил при помощи методики свои проблемы, помог решить большому количеству людей их проблемы и мне даже приятно будет, если я застану то время, когда принципы Ишвара йоги станут общепринятыми принципами в любых направлениях и любых подходах к работе с телом в любых сферах жизни.

Так что же такое Ишвара-йога в двух словах?

Это уникальная, инновационная и революционная, на данный момент, методика работы с телом. Уникальная методика, которая глубже всех понимает физиологию и биомеханику, подходит к практике с научной точки зрения. Хоть я и понимаю, что подобные фразы сейчас модные и их использует большое количество людей, но, когда мы попытаемся разобраться в содержании, мы поймем, что сказать – это одно, а сделать – это совершенно другое.

Какие пожелания всем, прочитавшим это интервью?

Я хочу, чтобы, так или иначе, через методику Ишвара йоги, через что-нибудь другое, Вы пришли к удовольствию от общения со своим телом. Желаю, чтобы Вы поняли, что асану, даже самую сложную, можно сделать не напрягаясь, не растягивая мышцы, не напрягая суставы. Чтобы Вам было хорошо и просто не только в йоге, но и в жизни.

Пару дней назад основатель методики Ишвара йога, Анатолий Зенченко подробно ответил на мои вопросы о ТИЧЕРС КУРСЕ. Выглядело это вот так:

Анатолий, а расскажите побольше о курсе инструкторов.

Анатолий: Как происходит обычно: человек занимается йогой у него начинает получаться. И тут он думает: «а не начать ли мне преподавать?». Но это две большие разницы – качественно делать для себя и качественно преподавать другим.

У преподавателя должно быть понимание того, чему он хочет научить людей и каким образом он это будет делать. У него должна быть методика которая сработала не только для него самого, а методика, которая позволяет со 100% результатом, без травм научить этому любого человека. И вот этого я, к сожалению, почти нигде не вижу.

Особенность нашего курса в комплексном подходе, в методике курса затрагивается внутренняя и внешняя сторона. Внешняя сторона: это классификация асан – какими они бывают. Это простая, но четкая и подробная классификация. Ее понимание дает преподавателю ясную картину, куда он ведет ученика, возможность системно подойти к вопросу. Классификация асан это базис, на котором мы формируем принципы построения последовательностей.

Мы учим будущих преподавателей создавать любые последовательности, исходя из возможностей и потребностей группы или конкретного человека. А внутренний аспект является собственно самой основой, стержнем методики. Это принципы, дающие человеку понимание того, как любая асана делается правильно . Ясное понимание позволяет избежать ошибок, и быстро, эффективно, без травм развиваться. К сожалению, зачастую я вижу вокруг безграмотность преподавателей, которые не понимают как работает тело, как оно устроено и подвергают опасности жизнь и здоровье тех, кто приходит на занятия. Это серьезный и важный момент. Именно эти два аспекта концептуально формируют весь тичерс-курс.

А сколько лет проводятся курсы и меняется ли что-то со временем?

Анатолий: Курсы проводятся уже лет 6 и постоянно что-то меняется. Я становлюсь все опытнее и опытнее. И я четко понимаю на что нужно больше времени, а на что меньше, и как более эффективно обучить преподавателей.

С годами собирается команда опытных специалистов. Это люди которые и практикуют для себя, и преподают и являются специалистами в смежных дисциплинах – медицине, аюрведе. Поэтому можно говорить о том что уровень курсов повышается с каждым годом.

А расскажите, чем отличаются ваши курсы инструкторов йоги от других, существующих в Украине?

Анатолий: Если мы рассмотрим большинство курсов, то поймем, что у проводящих просто есть задача сделать курс, заработать определенное количество денег и забыть об этом. А мы воспитываем преподавателей, которых впоследствии берем на работу. У нас высокий ценз. Нам нужны хорошие достойные инструктора, новое поколение. Мы делаем это «для себя», имея личный интерес, в этом главное отличие.

Я нередко слышу, как организаторы курсов говорят о студентах, что никогда бы не приняли таких инструкторов на работу к себе в центр. То есть мы проводим курс для преподавателей не просто чтобы провести, а мы готовим преподавателей для себя, преподавателей с нужным опытом, навыками и умениями.

А сложно ли попасть в число студентов курса? Есть ли вступительные экзамены?

Анатолий: В начале курса для преподавателей мы проводим тестовое занятие, на котором смотрим уровень личной практики будущих студентов. Я считаю, что для того, чтобы эффективно преподавать нужно достичь определенного высокого уровня в практике. Что мы хотим видеть у «абитуриента»: падмасану, в идеале продольный и поперечный шпагат, достойные прогибы, балансы на руках – бакасана, каундиньясана, ногу за головой, стойку на голове. Одним словом – хороший уровень. Но даже если человек не дотягивает по уровню практики у него есть возможность проходить курс, но это вдвойне сложная задача. Он должен одновременно и поднять свой уровень и освоить знания курса. И нужно сказать что в моей практике были примеры, когда приходили люди, и результаты тестового занятия были печальны, но они очень успешно сдавали финальный экзамен и все было замечательно. Но это скорее исключение, чем правило.

А много ли людей идут на тичерс не чтобы стать преподавателями, а ради развития в личной практике?

Анатолий. Процентов 20-25 идут на курсы только для того чтобы почерпнуть знания, которые не получат ни в одной другой группе по йоге. У них нет желания преподавать, они делают это для себя для развития. И иногда я кусаю локти – это хорошие преподаватели, но быть они таковыми не хотят. Но это их выбор.

Курсы для преподавателей это единственное место и ситуация, где я делюсь с людьми абсолютно всем, что я знаю и умею в плане работы с телом.

А как оцениваются выпускники курсов?

Я слышала, что есть несколько попыток сдать экзамен тичерса.

Анатолий: Тестовое занятие после второй сессии такое же как при поступлении. Если с личной практикой все окей, то это формальность. Но если с этим были трудности, то нужно показать наработки и продвижения в практике.

На самом деле после окончания курса через 2 дня нужно сдать 7 экзаменов, и это не просто. Поэтому у людей есть возможность пересдать, это еще две попытки. Одна – следующей осенью через полгода, вторая – со следующим потоком в мае. Но если человек в результате сдачи экзаменов не сдал абсолютно ничего . То есть играл и не угадал не одной буквы, то я не считаю необходимым тратить ни свое, ни его время на пересдачи. Такое бывает довольно редко, но иногда случается.

Я слышала есть некий список литературы, который нужно прочитать тому, кто собирается на тичерс, какие-то классические труды по йоге?

Анатолий: Ну все не так страшно. «Труды по йоге», эти не огромные толстенные тома на древних языках, это просто тексты и они небольшие по объему. И даже если человек не преподает, а просто интересуется йогой, прочесть их ему бы не помешало. Это Йога-сутра, Шива-сутра, Хатха-йога Прадипика, Гхеранда Самхита.

А много ли практики во время самого тичерса?

Анатолий: Зачастую то, что я вижу вокруг – акцент делается именно на практику. Люди приходят и загибаются в асаны. У нас на практику асан не так много времени. Много теоретического материала и теорматериал отрабатывается в мини-группах. И отрабатываются в основном базовые асаны, которые будут преподаваться в последствии.

Я читала, что курс соответствует международным стандартам. А что это за стандарты?

Анатолий: Есть несколько крупных организаций, которые оценивают уровень курса – это Международная Федерация Йоги, Американский Йога-Альянс. И есть стандарты часов. У наших курсов это реальные часы, проведенные в зале с преподавателями – более 220 часов обучения.

Спасибо, Анатолий. Ну я думаю, в ближайшее время у меня еще созреют вопросы =)

Анатолий: Конечно. С удовольствием на них отвечу.

Advertisements