Интервью с анатолием зенченко. Интервью с Анатолием Зенченко: Цель йоги - это не нога за головой

Президент Международной Ассоциации Йоги. Официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине. Один из самых...

Президент Международной Ассоциации Йоги. Официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине. Один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА. В настоящее время Анатолий преподает в Киеве, проводит семинары в Крыму, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове и других городах Украины, России и зарубежья, выпускает видеоматериалы по йоге. Статьи об Анатолии уже неоднократно выходили в разных газетах и журналах. Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском журнале ЙОГА, а также в московском журнале «Йога». Анатолий Зенченко - один из самых известных преподавателей на постсоветском пространстве. Его практика вдохновляла многих талантливых учителей, которые в настоящее время преподают йогу в центре йоги "Прана".

«С самого детства меня не покидало ощущение того, что мир вокруг нас необычайно удивителен, он намного интересней и шире, чем нам пыталась «вдолбить» советская система. Нам говорили: «Человек не может летать», а мне верилось, что человеческий организм способен не только летать, но и проходить сквозь стены. Мне повезло - вокруг меня находились люди, отношение к миру у которых было очень похожее на то, что я себе представлял. Они и стали для меня примером. Мне хотелось быть похожими на них, и так в 10 лет я попал в зал боевых искусств, а уже через 4 года перешел на занятия йогой. В то время, не было специализированных школ, где можно было всему этому научиться. В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным). Поэтому в большей степени мои занятия йогой — это была самостоятельная практика, дополненная наставлениями тех, кто учился йоге еще в 60-х годах и мог хоть что-то рассказать и подсказать. Йога стала неотъемлемой частью меня. Я занимался ею по 4 часа в день без выходных. И уже в 96-ом знаний было достаточного для того, чтобы начать преподавать.

В стране, где никому не было дела до здоровья граждан, а до занятий йогой тем более, знания приходилось собирать по крупицам. Когда я узнал, что в мире ежегодно проводятся чемпионаты по йоге, то просто взял все накопленные деньги и поехал в Аргентину. Это было рискованно - приехать на мировой чемпионат с одним желанием поучаствовать, но и желание порой творит чудеса! Чемпионат мира в Аргентине в 2001 году - это был первый шанс посмотреть на других людей, которые преподают йогу на Западе и в Индии и сравнить себя с ними. Отмечу, что за 5 лет участия в конференциях и соревнованиях по йоге, команда из Украины занимала первые места. Конкуренцию нашим ребятам могли составить только индусы, а значит, уровень подготовки йогов на территории бывшего Союза был не так уже плох! Несмотря на все запреты, те, кто учился йоге в СССР, смогли сохранить и передать качественные знания и умения.

Разница между нами и западными практиками состояла еще в том, что они имели больше информации, они четко понимали, зачем им йога: для улучшения здоровья, или, например, чтобы подправить фигуру. Мы же, будучи ограниченными в информации о том, чего можно достичь с помощью йоги, ставили перед собой самую высокую планку - мы шли к просветлению. Либо умереть, либо делать, делать то, что для тебя наполнено смыслом. Именно поэтому и на всех чемпионатах у нас были лучшие результаты. Кроме того, любая поездка на чемпионат была возможностью посмотреть и попрактиковаться йоге в разных странах: Италии, Бразилии, Испании, Англии (кстати там мне очень хорошо помог мой английский), а это бесценный опыт разных школ и разных учителей. Кроме участия в чемпионатах, в 2000-2002 годах, я провел цикл семинаров в Англии и Ирландии, уже обучая тому, чему научился сам.

На родину йоги - в Индию попал 2005-ом. Путешествуя по стране, я пытался почувствовать ее, проникнуться культурой, бытом, запахами и вкусами этой древней земли. Я был неприятно удивлен тем, что йога, которую преподают в Индии, особенно для туристов, очень низкого качества. Я же искал новые знания. Найти их помог случай. Мне посчастливилось попасть на Кумбха-мела («праздник кувшинов»). Это действо собирает ежегодно по несколько десятков миллионов людей в одном месте: практиков всех направлений йоги, которые работают в Индии. И когда после я продолжил свое путешествие по стране, у меня уже был список адресов и имен людей, у которых можно чему-то научиться, но это уже была та йога, за обучение которой денег не берут. Сегодня йога - это мое любимое занятие и моя работа одновременно. Так что мне повезло: я могу совмещать приятное с полезным: работать и одновременно практиковаться и путешествовать!»

Награды:
4-е место на чемпионате мира по артистик-йоге (2001)
2-е место на чемпионате Европы по артистик-йоге (2001)
3-е место на интерконтинентальном чемпионате по олимпик-йоге (2001)
Чемпион мира в артистик-йоге (2002)
Бронзовый призер кубка мира в олимпик-йоге (2002)
Чемпион мира в артистик-йоге (2003)

Анатолий Зенченко умеет говорить о йоге так, будто это не сложнейшая древняя практика, а невероятно приятное занятие, которое гарантирует удовольствие и наслаждение от процесса. Самое интересное, что для него это так и есть – недаром уже больше 20 из своих 35 лет он занимается только йогой и преподает ее другим по собственной методике Ишвара-йога. Для многих новых учеников его идеи становятся революционными, в корне меняют практику и подход к ней. Йога без боли и травм, йога без насилия над телом, йога с уважением к своему организму, с пониманием принципов работы опорно-двигательного аппарата. На семинарах Анатолия Зенченко не звучат слова «чакры», «энергия», «визуализация», зато после его четких и логичных объяснений ученики уходят глубже в освоенных формах или впервые входят в асану, о которой и не мечтали.

Во время съемок телевизионного мастер-класса «Пробуди в себе йога!» на телеканале «Тонус ТВ» Анатолий Зенченко успел не только попрактиковать йогу перед камерами, но и поговорить о ней.

С какого возраста вы в спорте, в искусствах, в йоге?

Лет в 7 моим любимым увлечением было задержать дыхание и посчитать, сколько шагов я смогу пройти на одной задержке дыхания. Причем меня интересовало не количество шагов, а то состояние, в которое я попадал в конце задержки дыхания.

В 10 лет дядя отвел меня на вольную борьбу, и с тех пор я практиковал боевые искусства. Йогой начал заниматься лет в 14.

Как вы ушли из борьбы в йогу?

Я занимался карате, и те люди, которые учили меня, помимо боевых искусств имели и другие интересы. Кто-то увлекался буддизмом, кто-то – православием, кто-то – йогой. Мне было с ними очень интересно, они все были гораздо старше, чем я. В шутку можно сказать, что в йогу меня привела «дурная компания».

Дальше каким-то чудом мне удалось не сломаться, потому что на этом пути не было никакой методики и правил. Все смотрели на рисунки и фотографии и пытались вслепую повторить ту или иную асану. Часто все заканчивалось травмами. Это был своеобразный «путь через тернии к звездам», и многие к этим звездам не доходили. Тело «сыпалось» очень быстро.

Но мне никогда не хотелось прожить обычную жизнь бухгалтера, инженера, сантехника, потому что это было априори скучно.


Когда вы пришли в йогу, какова была обстановка с йогой в стране?

В 1982 году в СССР был принят закон, запрещающий карате, карточный бридж и йогу. Реальность была такова, что нельзя было заплатить три рубля и пойти заниматься. По крайней мере, йогой – точно нет. Те, кто меня учил, говорили: «Если ты кому-нибудь расскажешь, кто или где тебя учил, то меня посадят. Поэтому думай, что ты делаешь и с кем ты общаешься». Это были те люди из йогов-шестидесятников, которые помнили постановку на учет в КГБ, обыски квартир и т.д.

Когда вы первый раз побывали в Индии?

Посещение Индии я долго оставлял «на сладкое», чтобы приехать туда уже со своим опытом, знаниями, представлением о йоге в разных уголках мира. Сначала я хотел посмотреть, на каком уровне находится йога в мире, и несколько лет подряд посещал разные конференции, соревнования по йоге, которые проходили в Аргентине, Бразилии, Италии, Португалии. Когда я попал в Индию в 2004 году, я осознавал, что в плане работы с телом меня уже вряд ли кто-то чему-то может научить. Я искал учителей, которые преподают более сложные техники, и я их нашел.

С чего начать неподготовленному человеку, который хочет заняться йогой?

Лучший вариант: смотреть на того, кто будет преподавать вам йогу. Насколько он сам гармоничен, здоров и насколько он доволен жизнью. Со временем вы станете похожи на того, у кого учитесь. Поэтому внимательно посмотрите на того, на кого вы станете похожи через какое-то время, и сделайте вывод.


Йоги должны быть вегетарианцами или придерживаться какой-то особенной диеты?

Ответ на этот вопрос лежит, к сожалению, не на поверхности, потому что в таком искусстве, как йога, все взаимосвязано. Есть «Йога», а есть просто «йога». Йога с большой буквы «Й» – это та йога, которая описана в классических текстах и которая тысячелетиями передается в устной традиции от учителя к ученику. А йога с маленькой буквы «й» – это та йога, которая пришла сюда, на Запад, которая существует сейчас в Индии.

На самом деле, «Йога» – это нечто очень сложное. Это искусство, которое доступно единицам из живущих. Многим хочется быть йогами с большой буквы «Й», и они стараются к этому прикоснуться, но так как сами дойти туда не могут, то стараются «спустить» это искусство к себе. Если говорить о «Йоге», то невозможно достичь каких-то результатов, если вы не задумываетесь, как минимум, о том, что едите. Йога не равносильна отказу от мяса, каждый человек сам выбирает, что ему есть. Но йога – это в том числе и путь к здоровому организму и питанию, и если вы всерьез ею займетесь, то рано или поздно сами придете к оптимальному для себя здоровому питанию. Перестать есть мясо, например, можно (и нужно) не по этическим соображениям, а потому, что это не очень здоровая еда для организма. Я не знаю йогов с большой буквы «Й», которые едят мясо.

В йоге, как и в жизни, можно абсолютно все. Слово «нельзя» – это не про йогу. Главное: точно знать, зачем вам это нужно и чем вы за это заплатите.

Имеет ли значение для начала занятий йогой физическое состояние человека, гибкость?

Йога никакого отношения к состоянию костей, подвижности суставов, растяжке или какой-то специальной физической форме не имеет! Пока человек жив, пока у него есть желание начать занятия, он может это делать. В любой момент жизни можно прийти в йогу и начать менять свою жизнь к лучшему.

Принцип йоги в том, что мы учимся управлять движением своего тела, взаиморасполагать определенные части тела относительно друг друга, находить гармонию между работой мышц-антагонистов. Мы учимся сознательно управлять процессом напряжения и расслабления конкретных мышц в конкретный момент. Вся йога – это способ тренировать мозги с помощью инструмента – тела.


Новый проект «Пробуди в себе йога» позволит большому количеству людей начать практику йоги с вашей помощью. Скажите, чего вы ожидаете от этого проекта?

Для людей неподготовленных вся дорога начнется с первого маленького шага. Поэтому в проекте «Пробуди в себе Йога!» я расскажу о комплексе конкретных упражнений, воздействующих на тело. Моя главная задача заключается в том, чтобы представить зрителям базовые упражнения и действия, которые нужно обязательно знать и уметь новичку. И самое важное – объяснить им, что они делают, для чего, зачем и как. Потому как сейчас, включая иногда телевизор и натыкаясь на передачи и упражнения по йоге с «гуру» и учителями, я зачастую вижу, что половину из того, что происходит на экране, нельзя даже отдаленно назвать йогой. И некоторые из таких упражнений могут быть не просто бесполезны, они могут быть вредны и опасны риском нанести себе травму.

Поэтому я здесь. Чтобы такого на экранах телеканала «Тонус ТВ» никогда не было.

Анатолий Зенченко

Президент Международной Ассоциации Йоги

Официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине

Преподает йогу и ведет семинары в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове и других городах Украины, России и зарубежья.

Расскажите о себе: кто такой Анатолий Зенченко?

Анатолий Зенченко – абсолютно обычный человек, которому еще с детства было очень страшно прожить жизнь какого-то обычного человека: инженера, учителя, бухгалтера. Этого человека всегда привлекало все интересное, необычное, неизвестное. Еще со школы ему была очень интересна йога. Начал свое знакомство с йогой благодаря «дурной» компании — компания была, конечно же, очень хорошая. Еще со школы я практиковал йогу для себя, мне было это очень интересно.

Разве не запрещена была тогда йога?

Когда я практиковал, она уже была не запрещена, поскольку Союз развалился, после развала Союза все эти глупые законы не действовали. Но те, кто меня учил, они помнили еще времена запрета и говорили «Никому не рассказывай, что мы тебя учим, если кому-то расскажешь, нас посадят».

А откуда они брали свои знания?

Для меня это тоже было загадкой. Это было маленькое комьюнити, куда каждый по крупице приносил какие-то знания. Кто-то куда-то ушел, и там научился, кто-то где-то какие-то книжки находил. И вот первая книга по йоге, которую я даже не прочитал, а прослушал, была записанная на аудио кассету «Автобиография йога». Все остальное было потом. Все что можно было найти в начале 90-х, это книга Айенгара «Йога Дипика. Прояснение йоги» на каких-то самиздатовских перепечатках. И на начало 90-х в Чернигове уже была очень интересная тусовка, и именно благодаря этой тусовке люди делились крупицами своих знаний, и в общем информации было довольно много, в сравнении со всем остальным Советским Союзом. Мы были одними из первых, кто пригласил А. Сидерского к нам на семинар, это было в 1993 году. Он приехал, несколько дней что-то проводил, мне понравилось. А дальше я фактически варился в собственном соку. И где-то к концу 90-х я уже понимал, что очень много знаю и умею. Общаясь с людьми слева, справа, даже с тем же А. Сидерским, я уже мог рассказать много того, чего он не знал, на что Сидерский отвечал: «Я с этим не работаю», «Я не знаю этих вещей», «А вот это для меня интересно и новость».

На физическом плане?

На физическом и не только.

Как родилась Ишвара йога?

Как сложилось так, что я создал методику? У меня не было такой пафосной идеи – взять и создать методику. Вообще не было. Когда я начал ездить на различные конференции по йоге заграницу, меня спрашивали: «А в каком стиле Вы преподаете и практикуете?». На что я отвечал: «Я просто практикую и преподаю Хатха-йогу», поскольку я сам понимал, что то, что я делаю – это не йога Айенгара, это не Аштанга-виньяса, и не какие-то еще направления. И когда я говорил «Я преподаю хатха-йогу», а люди отвечали «А, понятно, Хатха-йога», тогда я понимал что им ничего не понятно.

Я вот до сих пор не понимаю, что такое Хатха-йога.

Нет, не в этом дело. Это общая фраза, после которой люди понимают, что человек работает как-то с телом, но без какой-то конкретной методики. А методика у меня уже была, и началось все с очень простой идеи: Ишвара-йога – йога для умных и ленивых. Я очень ленивый и мне хотелось перестать напрягаться, делая асаны. Асаны мне нравились, а напрягаться не нравилось. И все вокруг делали это с маской муки на лице, все воевали с собой, пыжились, тужились, кряхтели, пыхтели, потели и напрягались. А мне это не нравилось. Я искал способ сделать движение без напряжения. Чтобы я мог сделать что-то, и при этом не напрягаясь. И в конце 90-х, когда начал проводить семинары, преподавать, основной идеей было: «Ребята, а давайте перестанем в йоге пыхтеть, кряхтеть и напрягаться. Это не силовая нагрузка, это не силовой вид активности». Все говорили: «Да, но это же не возможно». Я говорю: «Возможно, я показывал». Они говорят: «Хорошо, это возможно у тебя, а научи нас». И вот в это время, пытаясь научить других, также расслабленно и без напряжения делать асаны, я начал формулировать внутренние принципы работы с телом – некие правила, по которым делаются асаны.

Это интуитивно было? Вы интуитивно нашли их внутри?

Это было интуитивно. Я шел от простого. Я делал ту асану, которую я делаю расслабленно, и пытался почувствовать, как я это делаю, ведь я не могу человеку просто сказать «Расслабься и все получится». Я пытался понять, что же в принципе я делаю. Я же прикладываю усилия? А какие? Есть например йога Айенгара, где каждая асана рассматривается как отдельная вселенная. Есть принципы для треугольника, для широкого шага, асан много, принципов триллионы и в них очень легко запутаться или что-то забыть. А я пришел к пониманию того, что — наклоны, это наклоны, и не важно, какой именно наклон, принципы везде должны быть общие. Основная идея, что рычаг позвоночника с рычагом ног взаимодействуют определенным образом. Прогибы – это прогибы, это положение позвоночника с ногами, значит принципы должны быть одни и те же. Я пытался понять принципы прогибов. Тоже самое со скручиванием. Я пошел таким методом, и когда я понял, что для того, что бы правильно наклониться и правильно прогнуться, я делаю одно и то же, я вошел в ступор.

Сколько прошло лет практики, вот такой вдумчивой, что бы это понять?

Наверное, начиная с формирования методики, с конца 90-х, до примерно 2005 года. До этого я тоже практиковал с начала 90-х, но именно формулировкой, выстраиванием, я начал заниматься именно тогда, когда начал активно преподавать. Что бы объяснять это людям, мне нужно было формулировать, вытаскивая это из себя. Меня часто спрашивают: «А кто Вас этому научил? А где Вы это увидели? А где Вы это прочитали?». Никто, к сожалению, меня этому не научил, нигде это не увидел и нигде не прочитал. Если бы это было так, я бы не потратил столько времени на изобретение «велосипеда». Хотя это пока не воспринимается всеми как «велосипед», но пройдет время, и все поймут, что это «велосипед».

Наступил момент, когда я понял — что бы сделать наклон и прогиб, я делаю одно и то же с мышцами вдоль позвоночника. Я сам долго не мог в это поверить. Пробовал, перепробовал, и понял, что да, так оно и есть. Изначально данная методика состояла из одной части – внутренние принципы работы с телом. Они постепенно дотачивались, дополнялись, систематизировались. Но наступил момент, где то с начала 00-х, когда я очень много преподавал индивидуально. Каждому человеку надо было построить свой индивидуальный комплекс и вести обучение по индивидуальной программе. Я не мог взять одну последовательность и всем ее дать, т.к. я понимал, что всем она не подходит. Каждому человеку надо что-то свое, в рамках общей йоги. Всем нужны треугольники, но кому-то раньше, кому-то позже, а кому-то почти и не нужно. У всех все по-разному. Я даже сам не понимал, что подсознательно пришел к очень важной части методики – «Классификация асан или принципы построения последовательности». И окончательно я это сформулировал, записал на бумаге, когда я делал первый курс для преподавателей, это был 2007 год. Когда я привозил эти классификации, организатор курса спрашивал: «Что это? Зачем это надо? Какая разница, какие положения ног бывают? Это же не важно». Я отвечал: «Я тебе не могу объяснить, но это очень важно». В процессе проведения курса для преподавателей, за первый год и сформировалась классификация асан, где используя эту классификацию, я мог объяснить универсальные принципы построения тренировок. Принципы, которые позволяют построить длинную тренировочную программу на 1 занятие, на 10 занятий, на месяц, на год, как угодно. Это позволяет понимать каркас занятий и импровизировать в определённых рамках. И Ишвара йога это всего две вещи: внутренние принципы работы с телом – правила правильной работы с опорно-двигательным аппаратом, не зависимо от того, на ногах стоим или на руках, не зависимо от того, наклоняемся ли мы, скручиваемся или прогибаемся. Используя эти правила, Вы получаете одну главную вещь – Вы сохраняете внутренние связи, внутреннюю целостность и гармоничное взаимодействие всех частей тела друг с другом в любом положении тела в пространстве – в любой асане. И понимая эти внутренние связи, Вы можете распределить усилия по всей длине от кончиков ушей до кончика хвоста. Это было первое — внутренние принципы работы с телом. Второе – это классификация асан, они очень подробны, и эта классификация асан позволяет понимать смысл функций и качество любой асаны, понимать, зачем мы ее используем, чему мы хотим научиться, что мы здесь осваиваем, что является упрощением, что является усложнением, что является компенсацией и т.д. и т.п. Это ключ, к пониманию того, какие кубики лего бывают и какие фигуры мы из них можем построить: пожарную машину или гоночный автомобиль. Или этих фигур бесчисленное количество, если мы понимаем принципы использования кубиков лего. А для этого нам надо классифицировать, какие они есть и как с ними поступать. И еще раз хочу вернуться к тому, что не было у меня идеи создавать методику. В начале у меня была идея просто решить сначала свои проблемы. И когда ко мне приходят люди заниматься йогой, я их спрашиваю: «Зачем Вы пришли?», они обычно отвечают, что у них есть проблемы со здоровьем, и они хотят эти проблемы решить. Я считаю, что это замечательная мотивация, что это правильные люди, и они пришли в правильное место. Я решал, и продолжаю решать свои проблемы при помощи своей методики. Пока что, я нахожу ответы на все вопросы, которые у меня возникают, в рамках этой методики. И решая свои проблемы, я пришел к неким пониманиям, и когда меня попросили этому обучать, мне мое внутреннее, интуитивное понимание нужно было систематизировать внутри и вербализировать, переложить на слова и доносить четко. Внутренние принципы работы с телом в Ишвара йоге уникальны тем, что не имеют исключений и работают во всех случаях на 100% эффективно без исключений. Их всего 10. Применяя на практике, в любой асане, только 10 внутренних принципов, Вы 100% получаете гарантированный результат. Что имеется ввиду? Во-первых, Вы не перенапрягаетесь, во-вторых, Вам не нужно растягивать мышцы, т.к. в Ишвара йоге вообще нет такой идеи. Вы не получаете травм, это три, и Вы очень быстро получаете результат, прогрессируя в йоге. И конечно же это не отменяет приложенных Вами усилий, но эти усилия в большей степени ментальные, нежели физические, ибо любая асана – это естественное положение тела с точки зрения физиологии. А то, что естественно, должно быть без усилий, без перенапряжения или перерастяжения.

Естественно для нервной системы, для мозга, поэтому и телу удобно?

Согласен, это естественно для тела, поэтому мозг может найти способ, алгоритм, прийти в это положение без усилий и без травм. Это естественно для тела и соответственно мозг может найти правильный способ действий.

Правда, что Вы умеете делать асаны, которые в мире могут сделать не так много людей?

Правда, но меня это уже давно не волнует. С тех пор, как я стал двукратным чемпионом мира по йоге, меня подобные вещи очень мало волнуют. Но что меня по-прежнему волнует, это что бы я все еще получал так же много удовольствия от практики, как это возможно. Чтобы я не напрягался, и что бы решал все свои проблемы с телом, которые возникают, по ходу эксплуатации тела по жизни.

Почему назвали методику Ишвара йогой, а не собственным именем?

Первый пилотный проект был под названием «Зен-йога» от первых трех букв фамилии. Я отказался от этого названия, потому что есть какие-то вещи, которые я знаю о себе наперед. Я знаю, что в какой-то момент времени, когда система будет полностью сформирована, полностью описана, и добавить уже будет нечего, я потеряю к этому интерес. Я продолжу этим пользоваться, но я уже окончательно завершу создание того, что не требует доработок, мне захочется отойти в сторону. А если бы это носило мою фамилию, меня постоянно пытались бы найти и притащить к преподаванию Ишвара йоги. А я к этому времени подготовлю достаточное количество хороших преподавателей, которые будут дальше преподавать эту методику, и мне хотелось бы тихонечко сбежать, что бы методика осталась не привязанной лично ко мне. Чтобы это была живущая своей жизнью методика. То, что она пришла в эту жизнь через меня, не так уж и важно, т.к. я понимаю, что просто пришло время для нового понимания работы с телом. Пришло время, гораздо лучше и тоньше понять, как работать с телом и пересмотреть существующие сейчас к этому подходы. Сейчас очень примитивный подход, который заключается в пассивном движении. Что такое пассивное движение? Это когда я складываюсь в наклон не с помощью приведением в тонус мышц, а просто нависая, длинным тяжелым рычагом корпуса над ногами, это пассивное движение. И второй принцип – это растяжение, когда тело пытается Вас спасти, от того, что бы Вы не ударились головой об пол, оно напрягает какое-то мышцы, Вы считаете что они Вас ограничивают, они Вам мешают, и начинаете их растягивать. Это очень глупый и очень травмоопасный способ взаимодействия с телом. Есть гораздо более умные способы, это когда мы ничего не растягиваем, просто приводим в тонус те мышцы, которые отвечают за данное движение, при этом они сокращаются. Идея в том, что бы перестать напрягать то, что у нас и так напряжено, и приводить в тонус то, что мы не умеем приводить в тонус. Но не просто напрячь, нет, просто научиться пользоваться этими мышцами, ибо любая мышца, перенапрягаясь, теряет свой функционал, обездвиживает нас. Любая напряженная мышца не позволяет нам двигаться.

Подведя итог: какую цель достигнет тот, кто придет на занятия?

Я думаю, что у людей может быть много целей. Некоторые задумываются о теле тогда, когда с ним уже случились какие-то проблемы. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» — подходящая пословица. Начиная заниматься Ишвар -йогой, Вы просто балансируете работу всех внутренних органов, систем организма, работу мышц и приводите себя в максимально оптимальное состояние для жизни. Или, начиная заниматься Ишвара йогой, Вы научитесь получать удовольствие от взаимодействия со своим телом, перестанете испытывать боль и получать травмы не только в йоге, но и в жизни.

Чего не стоит ожидать от занятий Ишвара йогой?

От занятий не стоит ожидать очищения кармы, раскрытия чакр, «поднятия» Кундалини и чего-то подобного. Не потому, что это невозможно, а потому, что для этого нужны другие техники, более сложные, а Ишвара – это методика, описывающая работу с телом и чуть-чуть работу с дыханием, не претендуя на что-то сакральное.

Вы сказали, что у Вас уже несколько выпусков преподавателей Ишвара йоге, что о них скажете? Кто они?

Мне бы не хотелось перечислять фамилии, чтобы никого не обидеть, но это люди, которые знают ответы на интересующие Вас вопросы. Люди, способные выдать не только перечень нужных упражнений, но подробно объяснить, что и зачем делается, не уходя от ответа, не выдавая туманных речей. Если они что-то предлагают, то точно знают что, зачем и как это работает. И очень важно, что йога, как вид активности, очень травмоопасная, к сожалению. Я горд и доволен, что в Ишвара йоге травматизм и опасность сводится к нулю. Некоторые люди приходили в Ишвара йогу, чтобы восстановиться от полученных травм в других направлениях йоги.

Преподаватели из других направлений приходили, чтобы проконсультироваться на счет их пробелов?

Да. Направление Ишвара йоги более популярно у опытных практиков, т.к. они уже попробовали разные направления и могут из разных направлений делать верный выбор.

У Вас есть слоган, что методика для умных, а не для сильных. Расскажете почему?

Когда сильный человек пытается сделать асану, наклониться, пытается прикладывать усилия, но у него не получается, то он дальше продолжает прикладываться силу, получая таки травму. А когда умный человек пытается приложить усилия и видит, что усилия не приводят к результату, то начинает задумываться на счет верного направления усилий, пытается найти решение, а если не получается, то спрашивает у преподавателей, получает ответ, применяет новые знания и получает желаемый результат. Поэтому Ишвара-йога – направление для умных, т.к. мы нацелены на то, чтобы дружить со своим телом, а не воевать с ним. Если тело куда-то «не пускает», то оно пытается нас от чего-то спасти. Мы пытаемся понять, от чего тело защищалось, что было не правильно, исправляем ошибку и идем дальше без напряжений, растяжений и травм.

Влияет ли такой подход к работе с собственным телом и мозгом на жизнь практикующих?

Я считаю, что все взаимосвязано и считаю, что практика йоги, даже в разделе асан, включает и развивает работу нервной системы. Не только центральную, но и периферическую, т.к. сложное движение или сложное положение требует сложной координации групп мышц, а это невозможно без включения центральной и периферической нервной системы. Если это делаем регулярно, пытаемся осваивать новые движения и новые положения, то мозги развиваются. Это не означает, что в жизни Вы начнете избегать ошибок. Это означает, что с большей вероятностью Вы сможете разглядеть и решить сделанную ошибку, понять причину ее возникновения.

Каким Вы видите будущее методики?

Я думаю, что без прикладывания усилий она будет популярнее и популярнее. Люди пробуют, сравнивают и выбирают. Им важно попробовать и не без ошибок сделать верный выбор. Но самое интересное, что пройдет лет 10 и разные люди, под разными названиями, разными именами, разными видами, но придут именно к принципам Ишвара йоги. Пройдет лет 10, этот подход будет самым популярным и ключевым. Я сейчас говорю об этом и замечаю, что мне совсем не жалко, т.к. я решил при помощи методики свои проблемы, помог решить большому количеству людей их проблемы и мне даже приятно будет, если я застану то время, когда принципы Ишвара йоги станут общепринятыми принципами в любых направлениях и любых подходах к работе с телом в любых сферах жизни.

Так что же такое Ишвара-йога в двух словах?

Это уникальная, инновационная и революционная, на данный момент, методика работы с телом. Уникальная методика, которая глубже всех понимает физиологию и биомеханику, подходит к практике с научной точки зрения. Хоть я и понимаю, что подобные фразы сейчас модные и их использует большое количество людей, но, когда мы попытаемся разобраться в содержании, мы поймем, что сказать – это одно, а сделать – это совершенно другое.

Какие пожелания всем, прочитавшим это интервью?

Я хочу, чтобы, так или иначе, через методику Ишвара йоги, через что-нибудь другое, Вы пришли к удовольствию от общения со своим телом. Желаю, чтобы Вы поняли, что асану, даже самую сложную, можно сделать не напрягаясь, не растягивая мышцы, не напрягая суставы. Чтобы Вам было хорошо и просто не только в йоге, но и в жизни.

Побывал на семинаре Толика Зенченко. Очень интересный семинар получился и, главное, полезный в плане ведения занятий. Узнал много интересного про асаны, их отстройку и внутреннюю работу в них. Увидел как Толик представляет себе картину йоги.

Толик начал семинар с определения йоги. Потом плавно перешел к тому как ее сейчас понимают, к авторским стилям и методикам.У него на все есть свое мнение, может быть не бесспорное, но уж точно интересное. Есть у него определенный дилентатизм в некоторых вопросах (медики были на семинаре, это с их слов), но опыт практики у него просто громадный и это перекрывает то негативное впечатление, которое это могло бы произвести. Тем не менее, на тичерз к нему я бы не пошел. Толик произвел впечатление очень быстрого, нервного и иньского человека одновременно.Если от Лаппы прямо бьет током, такая у него сильная янская энергетика, то Толик больше напоминает энергетическую воронку. Оба очень энергетически мощные люди, нопо-разному.

Понимание Толей йоги сейчас сводится к тому, что йога касается не тела, а мозгов. Обычный человек использует от 3 до 7 процентов возможностейсвоего мозга.Просветленный человек - это тот у которого все нервные клетки отстроили связи друг с другом.Можно не достичь просветления, но развиваться, почувствовать состояние целостности, истинного Я - это задача йогина.

Ишвара - это внутренний аспект божества. Если спросить у Шиваита, что это такое, он радостно воскликнет:«Да это же Шива!». Для христианина - это дух святой. Это наше духовное начало, наш внутренний учитель.

Йога как метод - это попытка понять себя, приблизиться к себе.Нужно найти точку тишины и покоя внутри, и тогда все что происходит в жизни, все нескладухи и неприятности уже не смогут вышибить нас из седла, нам есть на что опереться внутри.Йога - это способ прийти к себе и развивать себя.

При этом Ишвара Йога - это авторская методика Толи и он открыто говорит об этом. Сказал что если кто-то говорит что его йога - это самая правильная йога в мире, то либо тот кто говорит - идиот, либо тот кто говорит, держит за идиотов слушающих. Любой стиль хатха-йоги сегодня - не более чем авторская методика.Пусть и со стажем. И йога Айенгара (это так увидел йогу Айенгар), и АВЙ, и Yoga 23 - этовсе авторские методики… Можно обучаться у разных инструкторов, в этом нет ничего страшного. Это лишь разные взгляды на йогу, только и всего.

Много говорили про йогу. Толя рассказал про 8 ступеней, но отдельно выделили еще одну - Шаткармы. Акцент при описании ступеней он сделал на энергетическом аспекте. Так Яма - это энергетическое взаимодействие с реальностью, а Нияма - с самим собой.Т.е. это те принципы которые позволяют не уснуть и постоянно развиваться. Шаткармы - это тоже энергетические процедуры работы с сознанием. Например, когда мы чистим язык от налета,мы очищаем и массируем вкусовые рецепторы, которые в свою очередь воздействуют на разные области головного мозга. Т.е. мы массажируем мозг.Когда по почистили весь язык мы сбалансировали состояние нашего сознания.Асана - это тоже тренажер для мозгов. Отстройкой асан занимается наше сознание и тело должно рассматриваться как тренажер для него. Мы располагаем наше тело в пространстве, мозг отдает команду, нервные каналы проводят сигнал, части тела исполняют, мозг ориентирует тело в пространстве.Если асана не получается, на одном из участков происходит сбой. В пранаяме мы учимся владеть энергией напрямую и этим тренеруем подсознание. Органы восприятия - это тоже тренажер для сознания.Пратьяхара - это степень свободы, когды ты отключаешься от органов восприятия и можешь реагировать или не реагировать на поступающие от них сигналы. Дхарана - это сосредоточение, способность удерживать заданное направление внимания в состоянии «отключки» от сигналов. Дхьяна . Толик просил не путать ее с медитацией. Дхьяна- это состояние недвойственности, когда мы принимаем все что есть, не деля на хорошее и плохое. Самадхи . Просветление. Описывать бесполезно J .

Йога с точки зрения Толика делится на Хатха и Раджа йогу. Есть более простые техники, которые работают в основном с телом и сознанием. Работать с сознанием легче, чем с подсознанием. Кроме того, если раньше йога была уделом избранных то сейчас техники йоги доступны всем. Эти техники - Хатха-йога. Впрочем, Толя заметил, что для тех, кто хочет - всегда есть возможности идти дальше.

К Хатха йоге по Толику относится Яма, Нияма, Шаткармы, Асаны, простейшие Пранаямы (Шванаямы, от слова Шва - собака, капалабхати, например).

Мы все занимаемся хатха йогой.Самое важное состояние, к которому мы должны стремиться - это внутренняя целостность. Найти внутренний центр, почувствовать его и усилить - это цель занятий хатха-йогой. Главный ключ к этому - бандхи.

Тело должно использоваться как инструмент для работы с сознанием. Об инструменте надо заботиться и использовать правильные принципы работы с позвоночником и суставами

Отсутствие внутренней целостности выражается во внешнем напряжении. Соответственно, если мы расслабляемся, мы достигаем этого состояния. Однако с практикой мы видим, что суставы хронически перенапряжены. И мы просто не знаем как и куда направить сигнал чтобы их расслабить.

Тело - это вода. Но многие люди похожи на стаканы с водой в которые добавили лед. Йога помогает растопить этот лед.

Если мы уходим в наклон вперед, тянутся мышцы задней поверхности бедра. Мы думаем, что они плохо растянуты. А на деле нам нужно всего лишь их расслабить и мы уйдем в наклон. Если же мы силовым образом их будем пытаться растянуть, насилуя свой организм, мы их наоборот будем напрягать. Главное - понять, как, куда, какой мышце дать команду.Есть определенные приемы для этого. Так, чтобы расслабить трицепс,нужно привести в тонус бицепс.Аналогично можно действовать и в наклоне(хотя по моему опыту в наклон уходишь глубже, если расслабляешь пресс - И.С.)

С мышцами дело обстоит проще, с суставами - сложнее. Сустав похож на клубок ниток для вязания, в которой добавили несколько спиц.Вокруг сустава очень много мышц, часть из них напряжена, а часть - расслаблена. Необходимо добиться состояния полусжатой пружины, состояния «собранности» сустава.Мы можем управлять суставом только в состоянии его собранности.

Каждая практика строилась примерно следующим образом.

Пранаяма. Капалабхати. Толя просил представить, что в нос попала соринка и мы акцентированным выдохом стремимся ее вытолкнуть. Если мы располагаем голову чуть-чуть по-другому мы прочищаем мозг (выпрямить и чуть оттянуть голову назад - капалабхати начинает бить прямо в мозг,это очень чувствуется)

Бхастрика. Используем диафрагму. Толя очень долго объяснял что значит работать диафрагмой. Детальнее опишу позже, в разделе работы с дыханием.

Еще один важный аспект - подтянутый живот. Живот - это центр тела, хара. Внутри - паучок, который тянет за нитки, привязанные к внешней стенке живота. Подтянутость должна быть поперечной, по диаметру живота. Но это не напряжение мышц пресса и Толик нам это демонстрировал.

Асаны стоя - это наиболее естественное положение, оно намного естественней, чем перевернутые. Мы сперва работаем с ногами, потому что без них невозможна работа с корпусом.

Обязательна мулабандха. Как будто хочешь в туалет по большому, но нельзя. Бандхи помогают собрать тело в единое целое.

У Толи мне понравилась комбинация асан и виньяс.Виньясы были типичные такие аштанга-виньясовские. Но у него в каждой виньясе были достаточно длительные удержания. В асанах - тоже.В целом практика произвела странное впечатление, такое ощущение что это была замедленная аштанга-виньяса с отстройкой асан по Айенгару.Грузит, кстати, довольно сильно. У меня после семинара болели мышцы передней поверхности бедра.

Физиология дыхания. Чуть выше я уже говорил что Толя уделял большое внимание работе с диафрагмой.Что же такое диафрагма по Толику? Это колба, в ней мембрана.Она цельная. Когда мы делаем вдох - диафрагма опускается вниз. Во время вдоха - диафрагма поднимается вверх (она расслабляется)

Полное йоговское дыхание - нижнее, среднее, верхнее - оторвано от реальности. Подобное описание вызвано тем, что люди пытались описать то, что происходит при таком дыхании частями.

Нужно учиться раскрывать заднюю часть диафрагмы и ее использовать.Для этого представим что у нас есть жабры и мы дышим почками (вдох в область почек). Раскрытая диафрагма предохраняет от излома поясницу во многих асанах. Делали упражнение в парах на это. Один человек накладывал руки на область почек другого, и надо было почувствовать, как расширяется это место, и то, что ты задействуешь заднюю часть диафрагмы при дыхании.

Понравилась мысль про баланс в теле человека. Человек как зебра. У каждого человека что-то перенапряжено, что-то перераслабленно. Это Ха и Тха. Мы стремимся объединить эти два состояния в хатха йоге

Как следствие, в асанах существует два подхода. Один внешний, другой внутренний. Внешний подход представляет собой нарушение принципов Ахимсы. Я хочу - делаю - телу нужно выжить.Как следствие оно приспосабливается. Однако в ситуации выживания тело использует только сильные стороны.В этом нет йоги. Любое состояние преодоления и войны с самим собой - это не йога. Растяжка - это не цель йоги.Шпагат не важен как самоцель. Например, стоя в мостике, мы не дрожим, держась только за сильные стороны, а спокойно улыбаемся, понимая, что нужно, например, сильнее толкнуться ногами от пола, в результате мы делаем мулабандху и концентрируемся на этом, а не на удержании формы через боль. Ищем форму внутри, а не снаружи.

Особо хочется выделить то что говорил Толик про асаны, их отстройку асан и внутреннюю работу в них.

Во многих асанах по задней поверхности отдаем вес в пол, по передней - вытягиваемся вверх.

В асанах которые освоены внутренняя работа происходит осознанно. В незнакомых - приходится работать, т.к. такие асаны не являются устойчивыми.

Мы быстро устаем, потому что у нас много неосознанных и ненужных напряжений.Нужна внутренняя целостность на фоне минимальных напряжений.Поэтому в асанах у нас задача - найти те части тела которые не участвуют в выполнении асаны и научиться давать им команду, привлекая к выполнению асан.

Есть два способа понять, какие мышцы не работают.

  1. Почувствовать где есть пустые места. Основная работа в асанах - заполняем пустоты.
  2. Экстремальные состояния, в которых мы пытаемся себя спасти. Мышцы работают на пределе своих возможностей и мы понимаем что нужно сделать чтобы облегчить им жизнь

На что Толик обращал внимание при отстройке асан.

Умение отдавать вес тела в сердца стоп. Много напряжения в теле присутствует неосознанно.Импульс веса застревает там где есть напряжение. Чем больше мы отдаем вес, тем больше вытягиваемся. В йоге используются очень разные точки опоры - мы должны использовать все, чтобы правильно отстроить асану. В определенный момент можно растянуть внимание по всему телу.

Целостность тела. Бандхи. Они позволяют включать в работу те участки тела, которые не участвуют. Мы подтягиваем бандхи (не напрягаем их!) , это позволяет собрать все тело.

Постепенно мы приходим к состоянию, когда мы не зависим от точек опоры и можем работать от центра тела. Внешний и внутренний аспект работы. Внешний - точка опоры, внутренний -хара.

Как иллюстрацию к правильной работе с опорой и распределением веса на нее приведу, уттанасану. Вес нужно переносить в сердца стоп, тогда у тела появляется способность уйти в наклон глубже.Самая большая ошибка - вес в пятках. В качестве теста, что такое вес в сердцах стоп, Толя попросил перенести вес в пятки и подпрыгнуть из этого положения.В результате этого можно получить сотрясение мозга)) А потом попросил подпрыгнуть когда вес тела перенесен в сердцах стоп. Разница действительно чувствуется.

Таким образом, алгоритм действия в этой асане таков:

  1. Вес в сердца стоп
  2. Складываемся в тазобедренных
  3. Толкам пол вниз, за счет этого выталкиваем таз вверх

Понравилось его объяснение бакасаны. Сперва встать на мысочки ног и нагнуться вниз, опуская корпус между ног. Руки в стороны. Это такой тестна равновесие:)Опустить руки вниз,перенести вес в сердца ладоней.Таз выше. Поставить коленки на локти (они уже близко и ставятся сами) и поднять таз как можно выше вверх.Смотреть вперед. Взгляд вперед - главный тест для определения, правильно вы делаете эту асану или нет. Скажу честно, что я чуть не перешел в стойку на руках и это было впервые, до этого я не чувствовал бакасану так тонко и не заходил в ней так далеко.

Толик хорошо объяснил навасану и ее правильное выполнение. Я наконец-то понял почему у меня в ней грузятся передние мышцы бедер, а не пресс. Пресс напрягается, но чтобы держать конструкции в положении асаны долго, пресс тянет за собой мышцы бедер. Видимо, у меня пресс довольно сильный и нагрузка больше ощущается мышцами бедер

Последовательность в последний день несколько удивила. Сперва вирабхадрасана, без прогиба. Потом хануманасана - с естественным прогибом. Только после этого переходим к прогибам назад.Зачем делать хануманасану как подготовку к прогибам, если я могу так же прогнуться в вирабхадрасане, я не понял. И хотя Толя объяснял, что в хануманасане есть естественный прогиб назад,я не думаю чтоэто весомый аргумент.Надо будет попробовать сделать комплекс с хануманасанойи без нее.

Толик говорил что это очень важно когда мы можем захватываться за самих себя, делать «кольцо», используя собственное тело в качестве опоры.

В заключение приведу очень характерное рассуждение Толика о том, как люди делают асаны. По классификации Толика, есть два (как всегда у Толи :) ) типа людей. Одни делают асаны благодаря умному телу. Т.е. тело само знает где ему напрячься, а где расслабиться для того чтобы сделать асану. Как правило такие хорошие, умные тела имеют спортсмены или люди так или иначе работающие со своим телом.Ко второму типу относятся те, кто делает асаны через мозг. Стремится понять какая мышца не участвует и командой мозга ее напрячь или расслабить. И с его точки зрения именно это йога, а не бездумное выполнение асан.На вопрос, к какой категории он относит себя, Толя ответил, что сперва принадлежал к первой, теперь старается принадлежать ко второй.

В блокноте остались еще интересные мысли Толика, которые хочется оставить на память.

Какую бы асану мы не делали, мы делаем ее всем телом. Это не значит что все тело должно быть напряжено, это значит что все тело должно быть собрано.

Обычный человек - это бетонный мешок с овсяной кашей внутри. Очень смачно сказал:)

Ключи к овладению сложными асанами нужно искать в простых

В йоге нет силовых асан, есть балансовые.

Поделился с TopYogis размышлениями об Ишвара йоге, стойках на голове, критериям прогресса в йоге и тем, для чего же мы ложим ногу за голову.

TopYogis: Анатолий, скажите, что для вас есть целью в йоге?

Анатолий Зенченко: Сложно сказать. Наверное, это помогает мне становиться целостнее и счастливее. Так что я жуткий эгоист, и занимаясь йогой, я иду к счастью.

TopYogis: И вы помогаете на занятиях своим ученикам тоже этого достичь?

Анатолий Зенченко: Да, я хочу, чтобы у них всё было, и им за это ничего не было. Чтобы у них всё получалось, при этом ничего нигде не болело.

TopYogis: Вы разработали свою систему, Ишвара йога. Какая у неё особенность, чем она отличается от обычной банальной хатха йоги?

Анатолий Зенченко: Давайте зайдём издалека. Сейчас принято называть хатха йогой те направления современной йоги, во главу угла которых положена работа с телом. А дальше, всё, что мы видим, это авторские методики - йога Айенгара, Аштанга виньяса йога, Бикрам йога - всё, что угодно. Всё это авторские методики. И вот Ишвара йога - это тоже авторская методика. То есть это одно из направлений хатха йоги.

Отличительных особенностей две. Первая - это внутренние принципы работы с телом . Они универсальны, их всего десять. Они дают ответ на вопрос “почему у вас не получается любая асана”, то есть где ошибка и как её исправить. Эти принципы дают понимание того, как правильно делается любая асана. Но! Смотрите, в современном мире йоге есть направления, которые уделяют внимание отстройке в асанах. Там подход какой? Если мы хотим отстроить Уттхита Триконасану, у нас 387 поправочек. Но если это Париврита Триконасана - то будет 485 поправочек, и совершенно других. А здесь - это десять принципов внутренней работы с телом, и они одинаково успешно применяются к любой асане. Я делаю наклон, и реализую эти 10 принципов. Я делаю прогиб - те же 10 принципов. Фактически это звучит парадоксально, но чтобы сделать наклон и сделать прогиб, я должен делать одно и то же самое. Объясню вкратце. Нам любую асану мешают сделать две вещи. Первая - это разделённость на кусочки. То есть человек воспринимает своё тело, как набор отдельно взятых частей.

TopYogis: Рука, нога..

Анатолий Зенченко: Да. И когда вы начинаете делать асану, ваше тело боится, что вы разломаетесь, что эти руки-ноги поотлетают в стороны. Оно боится, что вы его сломаете, и защищается от вас. Напряжением. А вы его за это растягиваете. И кто бы не победил, победителя тут не будет. Потому что все считают, что самое крутое - это победить себя, а я говорю что это идиотизм: воевать с собой это плохо. Ибо победив себя, кто же останется победителем?

Вторая причина, по которой не получаются все асаны - это отсутствие согласованной работы мышц. То есть, мышцы должны связываться в цепочки, и эти цепочки должны помогать друг другу. А очень часто мы сами себе создаём какие-то проблемы и сложности, поскольку мы не можем создать то, что я называю согласованную работу двигательной мускулатуры. И вот первые пять внутренних принципов объясняют, как убрать дискретность, как приобрести целостность, а вторые пять - как создать согласованную работу мышц.

Нам любую асану мешают сделать две вещи. Первая - это разделённость на кусочки. То есть человек воспринимает своё тело, как набор отдельно взятых частей.И когда вы начинаете делать асану, ваше тело боится, что вы разломаетесь, что эти руки-ноги поотлетают в стороны. Оно боится, что вы его сломаете, и защищается от вас. Напряжением. А вы его за это растягиваете. И кто бы не победил, победителя тут не будет. Вторая причина, по которой не получаются все асаны - это отсутствие согласованной работы мышц. То есть, мышцы должны связываться в цепочки, и эти цепочки должны помогать друг другу.

Это первая отличительная особенность Ишвара йоги. Их две. Вторая - это методология . Это как построить процесс обучения от простого к сложному, так, чтобы мы развивались гармонично, так, чтобы мы постепенно шли от простых элементов к сложным, так, чтобы мы учитывали особенности тех или иных людей, их травмы, их состояние позвоночника и всего остального. Основой методологии являются принципы построения тренировочных программ, принципы построения занятий. Эти принципы базируются на подробной классификации асан. То есть, я понимаю, как асаны взаимосочетаются, взаимодополняются, упрощаются, усложняются, с чем они работают, какая асана нужна здесь и какая асана нужна там. Как построить для конкретного человека копмлекс, чтобы он был целостным, гармонично воздействовал на опорно-двигательный аппарат, и в это же самое время решал его проблемы, а также соответствовал ему по уровню сложности. Вот, собственно говоря, две такие вещи.

TopYogis: Получается, что вы учите инструкторов не конкретным последовательностям, а принципам, которые они понимают, и основываются на них для разработки занятий?

Анатолий Зенченко: Да, они программисты, и понимая язык программирования, они делают то, что нужно делать в соотвествии с группой, поставленной задачей, особенностями, и всем остальным. То есть, я делаю из преподавателей программистов.

TopYogis: Мне понравилось в вашем расписании наличие чёткой структуры: нулевой уровень, первый, второй, третий. Мне кажется, что это очень логично и правильно с точки зрения травмобезопасности и работы с телом.

Анатолий Зенченко: Да. Мне очень больших трудов стоило это отстроить.

TopYogis: И вы работаете с каждым инструктором? То есть, здесь каждый инструктор преподает Ишвара йогу?

Анатолий Зенченко: Да, здесь каждый инструктор практически преподаёт Ишвару. Я хочу, чтобы люди, приходя и в понедельник, и в пятницу, и утром и вечером, получали целостный продукт, и чтобы не было так, что на одном занятии ему говорят одно, а на другом - другое. Поэтому, всё в одной струе, но если вы походите к разным преподавателям, вы будете удивлены, насколько каждый из них может остаться самобытным, уникальным, самостоятельным, и насколько они все разные. При этом, они все преподают Ишвара йогу. Поскольку здесь нет чётких каких-то последовательностей, здесь есть внутренние принципы работы с телом и понимание, как строится процесс обучения.

TopYogis: Очень интересно.
Скажите, если у человека есть 15 минут каждый день что-то практиковать, что самое важное вы бы посоветовали?

Анатолий Зенченко: Мы говорим о йоге?

TopYogis: Да

Анатолий Зенченко: Для каждого своё что-то. Мы не можем всех уровнять. Но, наверное, если прям 15 минут - работа животом. Это вакуумное втягивание, агни-сара дхаути, это наули. Если у человека всё так печально, что у него, бедняжки, есть только 15 минут, то наверное ему не надо даже делать работу животом, а надо понять, а какой фигнёй он занимается оставшиеся 23 часа 45 минут? И перестать ей заниматься.

TopYogis: Ну например, он может ходить к вам в понедельник и четверг, а в остальные дни хочет тоже сам практиковать.

Анатолий Зенченко: Да, но тогда давайте каждый день минимум час. Не пятнадцать минут, а минимум час. И вот тогда, помимо работы животом, он успеет сделать ещё что-нибудь. Конечно, я знаю, что самая популярная книга по йоге, бестселлер, называется, “5 минут йоги не вставая с постели”. И вот вы меня тоже туда тащите, да? Не хочу, так не бывает.

TopYogis: А что вы думаете о стойке на голове?

Анатолий Зенченко: Конкретизируйте вопрос. Я не думаю о ней, я её делаю.

TopYogis: Считаете ли вы, что некоторым людям её нежелательно делать, или нужна специальная подготовка, или оценка? Может, у кого какие-то травмы, слабость мускулатуры…

Анатолий Зенченко: Послушайте. Во-первых, то, как я стою на голове и как стоят мои ученики, отличается об общепринятого способа действия. То есть все стоят на лбу и прогибаются в пояснице, и делают то, что я называю “бананасана”, а я стою вот здесь (указывает на макушку), и у меня вертикальная линия, и почти нет веса на голове, весь вес вот тут (на предплечьях). То есть я стою по-другому.

TopYogis: То есть надо развивать руки.

Анатолий Зенченко: Это не то чтобы развивать руки. Надо уметь отстраивать прямую линию позвоночника - раз, и надо “пристегнуть”, соединить руку с грудной клеткой. В общем, я считаю, что стойка на голове - это очень хорошая асана, замечательная асана, просто в ней нужно стоять правильно. А чтобы в ней правильно стоять, нужно правильно готовиться. Вот сегодня на занятии вы к ней пытались готовиться. Возможно, как-то так не совсем удачно получалось, но вы пытались. Вот если бы поделать это регулярно, вы станете на голову правильно, у вас почти не будет веса в голове, и вы будете стоять замечательно. А в подтверждении того, что стойка на голове - замечательная асана, и если вы стоите правильно, то там всё хорошо… Вы были в Индии?

TopYogis: Да

Анатолий Зенченко: Вы видели, как женщины, хрупкие индийские женщины на голове носят тяжести вероятно превышающие массу их тела? Я видел, как хрупкая индийская женщина несла на голове - холодильник. С очень прямой спиной.

TopYogis: Но они это с детства делают. У них мускулатура шеи уже развита.

Анатолий Зенченко: Правильно. А вот эта мускулатура - это мускулатура вдоль позвоночника. И мы её тренируем знаете где? В низких и высоких упорах. Там же тоже прямая линия позвоночника. И на голове мы не стоим. Давайте научимся там правильно всё делать. И потом будем стоять на голове. То есть, если ко мне пришёл очень слабый, больной человек, я не буду загонять его в стойку на голове. Даже вы доблестно отжимались. Чтобы потом стоять на голове.

TopYogis: Нам понравилось, что вы не заставляли нас делать то, что нам не хотелось. Не все так делают.

Анатолий Зенченко: Все разные.

TopYogis: Скажите, а вы можете по внешнему виду своих студентов сказать, како
й у них прогресс в йоге?

Анатолий Зенченко: По внешнему виду? По цвету рубашки, или как?

TopYogis: Ну например по тому, как они выполняют асаны.

Анатолий Зенченко: Ну конечно, я вижу. У нас два критерия правильности: внутренний и внешний. Внутренний - он самый главный. То есть, вы делаете асану, и вам в ней хорошо. А по человеку видно, ему хорошо или плохо. Это видно: либо вам хорошо, либо вам плохо. И второй критерий - внешний. Либо вы делаете асану, либо не делаете. То есть, нога за голову либо закладывается, либо не закладывается. Но если она заложилась, вам там должно быть хорошо. И надо не вид делать, а чтобы было в самом деле хо-ро-шо. Вот два простых критерия.

У нас два критерия правильности выполнения асаны: внутренний и внешний. Внутренний - он самый главный. То есть, вы делаете асану, и вам в ней хорошо.

TopYogis: Да, имеет смысл. А что вы говорите студенту, который хочет очень быстро сделать сложную асану? Ему не хорошо, но он хочет, потому что все в группе красиво делают, а он нет?

Анатолий Зенченко: Я объясняю, что будет с его поясницей, и что будет с другими частями тела, если он будет сейчас делать то, к чему он не готов. А дальше я ему говорю: “Родной, смотри, ты сейчас делаешь - делаешь, тебе больно? - больно. Зачем? Давай лучше вот сделаем правильно, и тебе будет хорошо”. Я объясняю, что от того, что вы заложили ногу за голову, вам прибавку к зарплате не дадут, звезду героя Украины не присвоят, бесплатный проезд в метро тоже не дадут. Вам должно быть хо-ро-шо. Вы должны понять, что вам мешает заложить ногу за голову, найти это внутри себя, и отстроить целостность там, где её не было. И нога сама туда ляжет. То есть, проблема не в ноге. Проблема в том, что вы себя не чувствуете. И цель йоги - это не нога за головой. А научиться чувствовать себя. Понимать, где вам хорошо, а где вам плохо. Почему вам плохо и что вам нужно сделать, чтобы стало хорошо. Йога - это умение развернуться к себе лицом, и научиться чувствовать себя там, где вы себя не ощущаете. Научиться понимать себя там, где вы себя не понимаете. Науиться принимать себя там, где вы себя не принимаете. Научиться, не знаю, любить себя там, где вы себя не любите. А нога за головой - это внешний фактор. Вам должно быть хо-ро-шо. Без боли.

Я объясняю, что от того, что вы заложили ногу за голову, вам прибавку к зарплате не дадут, звезду героя Украины не присвоят, бесплатный проезд в метро тоже не дадут. Вам должно быть хо-ро-шо. Вы должны понять, что вам мешает заложить ногу за голову, найти это внутри себя, и отстроить целостность там, где её не было. И нога сама туда ляжет. То есть, проблема не в ноге. Проблема в том, что вы себя не чувствуете.

TopYogis: Мы заметили, что вы даёте вариации людям, если видно, что они не могут что-то сделать. Это свидетельствует о том, что нога за головой - это внешний фактор, и пока человек не готов, не следует туда бежать.

Анатолий Зенченко: Да, но походите на второй уровень сложности, и вы увидите, что Ишвара йога не сводится к таким простым вещам, какие мы делали здесь. Там люди закладывают ноги за голову. Улыбаясь при этом.

Цель йоги - это не нога за головой. А научиться чувствовать себя. Понимать, где вам хорошо, а где вам плохо. Почему вам плохо и что вам нужно сделать, чтобы стало хорошо. Йога - это умение развернуться к себе лицом, и научиться чувствовать себя там, где вы себя не ощущаете. Научиться понимать себя там, где вы себя не понимаете. Науиться принимать себя там, где вы себя не принимаете. А нога за головой - это внешний фактор. Вам должно быть хо-ро-шо. Без боли.

TopYogis: Спасибо большое.

Еcли вы инструктор йоги, вы можете бесплатно . Вот .