Интервью с Анатолием Зенченко: Цель йоги - это не нога за головой. А научиться чувствовать себя

Фото-урок с комментариями от Анатолия Зенченко (Киев). Анатолий предлагает свой взгляд на утреннюю практику Сурья Намаскар как на самый эффективный способ достичь первых заметных целебных результатов, затрачивая всего 5 — 15 минут в день. Это идеальный вариант даже для самых занятых людей — бизнесменов, менеджеров, студентов в пору сессии или ученых... Эта практика станет идеальным противоядием против стрессов, психических и физических расстройств.

Анатолий Зенченко — Чемпион Мира в артистик-йоге (2002, 2003), основатель Ишвара-йога центра в Киеве, сейчас проводит семинары в России , Украине, Индии, Непале и других странах.

Сурья-Намаскар — поклон Солнцу

Исходное положение (Тадасана) Выдох!

  • Встаньте прямо, ноги вместе, вес в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута, плечи и лопатки опущены, подъяремная выемка подтянута. Руки сложены в намасте перед грудью. Тело расслаблено, но собрано. Внимание развернуто во внутрь.

  • Со вдохом вытягиваем руки вверх, направляя взгляд в небо — вытягиваем все тело. Вес по прежнему в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха (брюшной замок) подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута и свободна от напряжения, плечи разведены в стороны а лопатки опущены вниз.

Наклон вперед с выдохом. Полный вариант. Выдох!

  • Со вдохом вытягиваем корпус вперед — параллельно полу, отстраивая прямую линию всего позвоночника от кончика копчика до макушки. Кончики пальцев рук касаются пола перед пальцами ног, пуки на ширине плеч. Вес тела в сердцах стоп, (ноги прямые в коленях в конечном варианте) Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, плечи и лопатки подаем к тазу. Взгляд направлен в межбровье (Шамбхави мудра).

Низкий упор с коленями и грудной клеткой на полу. Выдох!

  • С выдохом одним движением отпрыгиваем назад в высокий упор и опускаем колени и грудную клетку на пол. Пальцы ног упираются в пол, Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, ладони упираются в пол на уровне груди, локти прижаты к корпусу, голова смотрит вперед, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Собака головой вверх (Урдхва Мукха Шванасана) - вытягивание назад со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом, сильные ноги выталкивают грудную клетку (нижние ребра) вверх, фаланги пальцев ног упираются в пол, колени пола не касаются (в полном варианте, для тех, у кого здоровый и крепкий), Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма свободна, плечи и лопатки раскрыты, шея вытянута, взгляд направлен вверх.

Собака головой вниз (Ардха Мукха Шванасана) — вытягивание в наклоне с выдохом. Выдох!

  • С выдохом, плавным движением опускаем голову вниз, выталкивая седалищные кости и копчик назад вверх. Руки, плечи, корпус и таз образовывают одну прямую линию. Ладони и стопы на ширине плеч и параллельны. Вес тела стараемся как можно больше перенести назад, упираясь в пол ногами, ноги в коленях прямые (в полном варианте), кончик копчика развернут к потолку, линия позвоночника прямая, Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, нижние ребра оттянуты от таза, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Вытягивание в наклоне со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом переносим вес тела в руки — подаваясь телом вперед, отталкиваемся ногами от пола, позволяя тазу быть высоко, и одним прыжком опускаем ноги на пол между руками. Оттолкнувшись ногами от пола, вытягиваем позвоночник в прямую линию, параллельно полу, направляя взгляд вперед. Кончики пальцев рук касаются пола перед пальцами ног, руки на ширине плеч. Вес тела в сердцах стоп, (ноги прямые в коленях в конечном варианте) Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма раскрыта, плечи и лопатки подаем к тазу. Взгляд направлен в межбровье (Шамбхави мудра).

Наклон вперед с выдохом (Уттанасана). Выдох!

  • С выдохом складываемся в наклон в тазобедренных суставах, удерживая вес тела в сердцах стоп и отдавая вес тела в пол по ногам. В конечном варианте расслабленный и свободный корпус лежит на ногах, голова прижата к передней поверхности ног, которые должны быть прямыми в коленях. Мулабандха подтянута, Уддияна бандха подтянута, диафрагма свободна, шея вытянута, плечи и лопатки подаются к тазу.

Вытягивание вверх со вдохом. Вдох!

  • Со вдохом поднимаемся из наклона, вытягиваем руки вверх, направляя взгляд в небо — вытягиваем все тело. Вес по прежнему в сердцах стоп, Мулабандха (корневой замок) подтянута, Уддияна бандха (брюшной замок) подтянута, диафрагма раскрыта, шея вытянута и свободна от напряжения, плечи разведены в стороны а лопатки опущены вниз. Вдох!

Исходное положение (тадасана)!

Ежедневная практика Сурья-Намаскар дисциплинирует, помогает успешно выстроить весь последующий день. Это, пожалуй, самый удобный способ начать практику йоги и убедиться в ее эффективности.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Анатолий Зенченко – один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА, президент Международной Ассоциации Йоги, официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине.

23 июля в рамках VI Международного Фестиваля Йоги и Здоровья FREE SPIRIT Анатолий проведет два класса: открытый мастер-класс для всех уровней подготовки «Ишвара йога как ключ к внутренней целостности» и закрытый семинар для опытных практиков и инструкторов йоги «Ишвара йога: уникальные принципы работы с телом на примере сложных асан (балансы на руках, глубокие прогибы и наклоны, скручивания».

– Анатолий, как начался ваш путь в йоге?

– Мне с раннего детства было интересно все необычное, все волшебное и загадочное и, наверное, в более взрослом возрасте это необычное, волшебное и загадочное я нашел в йоге и поэтому начал этим заниматься. Еще в раннем детстве мне нравилось изображать Кощея Бессмертного, делая вакуумное втягивание живота, и думаю я всегда был предрасположен к чему-то такому. Одна из моих любимых игр в возрасте примерно 6-7 лет – я любил задерживать дыхание и считать, как много шагов я могу пройти на одной задержке дыхания. Интересная игра, попробуйте. Вам понравится.

– Кого вы считаете своими учителями?

– Я не могу назвать ни одного человека, про которого я мог бы сказать: это мой учитель в йоге, в плане работы с телом. Поскольку я много кого знаю, много у кого учился, но никого из этих людей не могу назвать своим учителем в полноценном смысле этого слова – что я взял у него что-то и это дальше несу. Потому направление и называется Ишвара Йога. Поскольку все то, что я знаю, все то, что я делаю, как я это объясняю это то знание, которое пришло ко мне изнутри в результате моей собственной практики.

Если говорить о людях, которые оказали влияние на мою практику, в положительном смысле этого слова, то, наверное, я могу вспомнить Шандара Ремота. Он мало что объяснял (наверное, не очень хотел), но много показывал. Мне этого было достаточно. Я много с кем знаком. Я лично знаком с Дэвидом Свенсоном и с другими известными преподавателями йоги в Англии, поскольку я там какое-то время был и преподавал. Я знаю очень многих людей в Европе и в Индии, но никого не могу считать своим учителем в плане работы с телом. А если говорить об учителе в смысле гуру, о чем-то большем, то да, он у меня есть. Но пусть это останется моей маленькой тайной.

– За все время практики какое самое интересное открытие вы для себя совершили?

– Я до сих пор продолжаю совершать это открытие. Я до сих пор открываю себя самого для себя самого. Я постоянно открываю себя, продолжаю это делать и мне это нравится. То есть я открываю себя самого, постигаю сам себя при помощи практики. Мне это интересно.

– Какие сложности вы встретили и преодолели в процессе многолетней практики?

– Сложности?.. Наверное, у всех были какие-то травмы. У меня они тоже были. Я начал свой путь в йогу из карате. На тот момент, когда я начал заниматься йогой, у меня уже были травмы, и благодаря тому, что я пытался восстановить себя при помощи йоги, я многое понял. Следующая сложность – это ситуация, что у тебя так много работы, что не хватает времени на свою личную практику. Но это тоже временные трудности, которые преодолимы. Сейчас у меня есть время на личную практику. Я этому рад, доволен и счастлив.

– На что по вашему мнению в первую очередь должен обращать внимание в практике йог?

– Самое важное – научиться чувствовать себя. Чувствовать себя, понимать себя, принимать себя. Не побоюсь даже этого слова – любить себя.

– Что именно для вас означает понятие «Ишвара»?

– Для меня это непроявленное внешнее духовное начало. То, что заставляет нас двигаться вперед и развиваться. То, что не дает нам уснуть на диване. Это то, что заставляет людей каждый раз вставать или садиться на коврик и делать невозможные для себя раньше вещи. Это наше внутреннее духовное начало. Наш внутренний учитель.

– В чем отличие метода Ишвара Йога от других направлений и школ?

– Заходим издалека и пытаемся понять, что вся современная йога, я ее называю йога с маленькой буквы, почти никакого отношения к классической Йоге не имеет. Все то, что мы видим – это авторские методики, сформировавшиеся где-то там с середины 20-го века. Ишвара йога – это такая же авторская методика, как и все остальные. У нее есть две отличительные особенности. Первое – это уникальные внутренние принципы работы с телом. Это ключи, позволяющие правильно и без травм сделать любую асану. Они уникальны, поскольку их всего десять, и они в равной степени подходят к практике любой асаны. Не важно это наклон или прогиб, вы стоите на ногах или на руках. Подытожу – это внутренние принципы работы с телом. Понимание того, как правильно делается любая асана, любая. Это глубокое понимание внутренней работы. Второй аспект – это методология. Это принципы построения занятий. Принципы построения тренировочной программы, которая может быть растянута в года. Мы четко понимаем, как начинать с самого простого, подходить к обучению комплексно, делать акценты на нужные нам аспекты, учитывая наши особенности по здоровью, телосложению, психоэмоциональному состоянию. Все это базируется на подробной классификации асан.

Преподаватель Ишвара Йоги – это программист, который пишет тренировочные программы под поставленные ему задачи. В зависимости от того, что нужно сделать, преподаватель Ишвара Йоги может составлять нужную последовательность. Одну последовательность сегодня, на сейчас, или тренировочные программы, которые будут работать долгое время.

Возвращаясь еще раз к началу – два аспекта, две отличительные особенности. Это внутренние принципы работы с телом, глубокое понимание внутренней работы в асане, точная отстройка любой асаны, что позволяет освоить ее быстро и без травм. И второй аспект – это методология, которая базируется на классификации асан. Четкое понимание того, как строится обучающий процесс или как создать и построить одно занятие, учитывая все особенности группы или данного человека.

– Какую ежедневную практику на двадцать минут вы можете порекомендовать, чтобы человек мог поддерживать себя в тонусе?

– Я знаю, что самая популярная книга по йоге это «5 минут йоги не вставая с постели» и спасибо, что вы спрашиваете, что человек может сделать за 20 минут. Обычно спрашивают за 2-3 минуты. Для того, чтобы практика была полноценной, нужно заниматься хотя бы час в день. Час. И если мы имеем хотя бы час в день, то я бы особое внимание уделил работе с животом. Это вакуумное втягивание, агнисара, дхаути, наули и практики пранаям. А какие делать асаны – это зависит от каждого конкретного человека. То, что нужно одному, совершенно не нужно другому. И вот это уже вопрос методологии – как построить очень короткую последовательность для каждого из вас так, чтобы она работала идеально. Ишвара Йога дает ответ на эти вопросы. Просто ответ не может быть один для всех.

– Что бы вы могли пожелать людям, практикующим йогу?

– Смелости и отваги. Ведь надо быть достаточно смелым, чтобы каждый день на коврике разворачиваться лицом к самому себе и пытаться почувствовать те части себя самого, которые вы еще не знаете и очень плохо ощущаете. То есть вы пытаетесь почувствовать те кусочки себя самого, которые вам не совсем нравятся – и только благодаря этому они становятся лучше, лучше и лучше. Я о ваших кусочках. О вас в целом.

Анатолий Зенченко умеет говорить о йоге так, будто это не сложнейшая древняя практика, а невероятно приятное занятие, которое гарантирует удовольствие и наслаждение от процесса. Самое интересное, что для него это так и есть – недаром уже больше 20 из своих 35 лет он занимается только йогой и преподает ее другим по собственной методике Ишвара-йога. Для многих новых учеников его идеи становятся революционными, в корне меняют практику и подход к ней. Йога без боли и травм, йога без насилия над телом, йога с уважением к своему организму, с пониманием принципов работы опорно-двигательного аппарата. На семинарах Анатолия Зенченко не звучат слова «чакры», «энергия», «визуализация», зато после его четких и логичных объяснений ученики уходят глубже в освоенных формах или впервые входят в асану, о которой и не мечтали.

Во время съемок телевизионного мастер-класса «Пробуди в себе йога!» на телеканале «Тонус ТВ» Анатолий Зенченко успел не только попрактиковать йогу перед камерами, но и поговорить о ней.

С какого возраста вы в спорте, в искусствах, в йоге?

Лет в 7 моим любимым увлечением было задержать дыхание и посчитать, сколько шагов я смогу пройти на одной задержке дыхания. Причем меня интересовало не количество шагов, а то состояние, в которое я попадал в конце задержки дыхания.

В 10 лет дядя отвел меня на вольную борьбу, и с тех пор я практиковал боевые искусства. Йогой начал заниматься лет в 14.

Как вы ушли из борьбы в йогу?

Я занимался карате, и те люди, которые учили меня, помимо боевых искусств имели и другие интересы. Кто-то увлекался буддизмом, кто-то – православием, кто-то – йогой. Мне было с ними очень интересно, они все были гораздо старше, чем я. В шутку можно сказать, что в йогу меня привела «дурная компания».

Дальше каким-то чудом мне удалось не сломаться, потому что на этом пути не было никакой методики и правил. Все смотрели на рисунки и фотографии и пытались вслепую повторить ту или иную асану. Часто все заканчивалось травмами. Это был своеобразный «путь через тернии к звездам», и многие к этим звездам не доходили. Тело «сыпалось» очень быстро.

Но мне никогда не хотелось прожить обычную жизнь бухгалтера, инженера, сантехника, потому что это было априори скучно.


Когда вы пришли в йогу, какова была обстановка с йогой в стране?

В 1982 году в СССР был принят закон, запрещающий карате, карточный бридж и йогу. Реальность была такова, что нельзя было заплатить три рубля и пойти заниматься. По крайней мере, йогой – точно нет. Те, кто меня учил, говорили: «Если ты кому-нибудь расскажешь, кто или где тебя учил, то меня посадят. Поэтому думай, что ты делаешь и с кем ты общаешься». Это были те люди из йогов-шестидесятников, которые помнили постановку на учет в КГБ, обыски квартир и т.д.

Когда вы первый раз побывали в Индии?

Посещение Индии я долго оставлял «на сладкое», чтобы приехать туда уже со своим опытом, знаниями, представлением о йоге в разных уголках мира. Сначала я хотел посмотреть, на каком уровне находится йога в мире, и несколько лет подряд посещал разные конференции, соревнования по йоге, которые проходили в Аргентине, Бразилии, Италии, Португалии. Когда я попал в Индию в 2004 году, я осознавал, что в плане работы с телом меня уже вряд ли кто-то чему-то может научить. Я искал учителей, которые преподают более сложные техники, и я их нашел.

С чего начать неподготовленному человеку, который хочет заняться йогой?

Лучший вариант: смотреть на того, кто будет преподавать вам йогу. Насколько он сам гармоничен, здоров и насколько он доволен жизнью. Со временем вы станете похожи на того, у кого учитесь. Поэтому внимательно посмотрите на того, на кого вы станете похожи через какое-то время, и сделайте вывод.


Йоги должны быть вегетарианцами или придерживаться какой-то особенной диеты?

Ответ на этот вопрос лежит, к сожалению, не на поверхности, потому что в таком искусстве, как йога, все взаимосвязано. Есть «Йога», а есть просто «йога». Йога с большой буквы «Й» – это та йога, которая описана в классических текстах и которая тысячелетиями передается в устной традиции от учителя к ученику. А йога с маленькой буквы «й» – это та йога, которая пришла сюда, на Запад, которая существует сейчас в Индии.

На самом деле, «Йога» – это нечто очень сложное. Это искусство, которое доступно единицам из живущих. Многим хочется быть йогами с большой буквы «Й», и они стараются к этому прикоснуться, но так как сами дойти туда не могут, то стараются «спустить» это искусство к себе. Если говорить о «Йоге», то невозможно достичь каких-то результатов, если вы не задумываетесь, как минимум, о том, что едите. Йога не равносильна отказу от мяса, каждый человек сам выбирает, что ему есть. Но йога – это в том числе и путь к здоровому организму и питанию, и если вы всерьез ею займетесь, то рано или поздно сами придете к оптимальному для себя здоровому питанию. Перестать есть мясо, например, можно (и нужно) не по этическим соображениям, а потому, что это не очень здоровая еда для организма. Я не знаю йогов с большой буквы «Й», которые едят мясо.

В йоге, как и в жизни, можно абсолютно все. Слово «нельзя» – это не про йогу. Главное: точно знать, зачем вам это нужно и чем вы за это заплатите.

Имеет ли значение для начала занятий йогой физическое состояние человека, гибкость?

Йога никакого отношения к состоянию костей, подвижности суставов, растяжке или какой-то специальной физической форме не имеет! Пока человек жив, пока у него есть желание начать занятия, он может это делать. В любой момент жизни можно прийти в йогу и начать менять свою жизнь к лучшему.

Принцип йоги в том, что мы учимся управлять движением своего тела, взаиморасполагать определенные части тела относительно друг друга, находить гармонию между работой мышц-антагонистов. Мы учимся сознательно управлять процессом напряжения и расслабления конкретных мышц в конкретный момент. Вся йога – это способ тренировать мозги с помощью инструмента – тела.


Новый проект «Пробуди в себе йога» позволит большому количеству людей начать практику йоги с вашей помощью. Скажите, чего вы ожидаете от этого проекта?

Для людей неподготовленных вся дорога начнется с первого маленького шага. Поэтому в проекте «Пробуди в себе Йога!» я расскажу о комплексе конкретных упражнений, воздействующих на тело. Моя главная задача заключается в том, чтобы представить зрителям базовые упражнения и действия, которые нужно обязательно знать и уметь новичку. И самое важное – объяснить им, что они делают, для чего, зачем и как. Потому как сейчас, включая иногда телевизор и натыкаясь на передачи и упражнения по йоге с «гуру» и учителями, я зачастую вижу, что половину из того, что происходит на экране, нельзя даже отдаленно назвать йогой. И некоторые из таких упражнений могут быть не просто бесполезны, они могут быть вредны и опасны риском нанести себе травму.

Поэтому я здесь. Чтобы такого на экранах телеканала «Тонус ТВ» никогда не было.

Анатолий Зенченко

Президент Международной Ассоциации Йоги

Официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине

Преподает йогу и ведет семинары в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове и других городах Украины, России и зарубежья.

Расскажите о себе: кто такой Анатолий Зенченко?

Анатолий Зенченко – абсолютно обычный человек, которому еще с детства было очень страшно прожить жизнь какого-то обычного человека: инженера, учителя, бухгалтера. Этого человека всегда привлекало все интересное, необычное, неизвестное. Еще со школы ему была очень интересна йога. Начал свое знакомство с йогой благодаря «дурной» компании — компания была, конечно же, очень хорошая. Еще со школы я практиковал йогу для себя, мне было это очень интересно.

Разве не запрещена была тогда йога?

Когда я практиковал, она уже была не запрещена, поскольку Союз развалился, после развала Союза все эти глупые законы не действовали. Но те, кто меня учил, они помнили еще времена запрета и говорили «Никому не рассказывай, что мы тебя учим, если кому-то расскажешь, нас посадят».

А откуда они брали свои знания?

Для меня это тоже было загадкой. Это было маленькое комьюнити, куда каждый по крупице приносил какие-то знания. Кто-то куда-то ушел, и там научился, кто-то где-то какие-то книжки находил. И вот первая книга по йоге, которую я даже не прочитал, а прослушал, была записанная на аудио кассету «Автобиография йога». Все остальное было потом. Все что можно было найти в начале 90-х, это книга Айенгара «Йога Дипика. Прояснение йоги» на каких-то самиздатовских перепечатках. И на начало 90-х в Чернигове уже была очень интересная тусовка, и именно благодаря этой тусовке люди делились крупицами своих знаний, и в общем информации было довольно много, в сравнении со всем остальным Советским Союзом. Мы были одними из первых, кто пригласил А. Сидерского к нам на семинар, это было в 1993 году. Он приехал, несколько дней что-то проводил, мне понравилось. А дальше я фактически варился в собственном соку. И где-то к концу 90-х я уже понимал, что очень много знаю и умею. Общаясь с людьми слева, справа, даже с тем же А. Сидерским, я уже мог рассказать много того, чего он не знал, на что Сидерский отвечал: «Я с этим не работаю», «Я не знаю этих вещей», «А вот это для меня интересно и новость».

На физическом плане?

На физическом и не только.

Как родилась Ишвара йога?

Как сложилось так, что я создал методику? У меня не было такой пафосной идеи – взять и создать методику. Вообще не было. Когда я начал ездить на различные конференции по йоге заграницу, меня спрашивали: «А в каком стиле Вы преподаете и практикуете?». На что я отвечал: «Я просто практикую и преподаю Хатха-йогу», поскольку я сам понимал, что то, что я делаю – это не йога Айенгара, это не Аштанга-виньяса, и не какие-то еще направления. И когда я говорил «Я преподаю хатха-йогу», а люди отвечали «А, понятно, Хатха-йога», тогда я понимал что им ничего не понятно.

Я вот до сих пор не понимаю, что такое Хатха-йога.

Нет, не в этом дело. Это общая фраза, после которой люди понимают, что человек работает как-то с телом, но без какой-то конкретной методики. А методика у меня уже была, и началось все с очень простой идеи: Ишвара-йога – йога для умных и ленивых. Я очень ленивый и мне хотелось перестать напрягаться, делая асаны. Асаны мне нравились, а напрягаться не нравилось. И все вокруг делали это с маской муки на лице, все воевали с собой, пыжились, тужились, кряхтели, пыхтели, потели и напрягались. А мне это не нравилось. Я искал способ сделать движение без напряжения. Чтобы я мог сделать что-то, и при этом не напрягаясь. И в конце 90-х, когда начал проводить семинары, преподавать, основной идеей было: «Ребята, а давайте перестанем в йоге пыхтеть, кряхтеть и напрягаться. Это не силовая нагрузка, это не силовой вид активности». Все говорили: «Да, но это же не возможно». Я говорю: «Возможно, я показывал». Они говорят: «Хорошо, это возможно у тебя, а научи нас». И вот в это время, пытаясь научить других, также расслабленно и без напряжения делать асаны, я начал формулировать внутренние принципы работы с телом – некие правила, по которым делаются асаны.

Это интуитивно было? Вы интуитивно нашли их внутри?

Это было интуитивно. Я шел от простого. Я делал ту асану, которую я делаю расслабленно, и пытался почувствовать, как я это делаю, ведь я не могу человеку просто сказать «Расслабься и все получится». Я пытался понять, что же в принципе я делаю. Я же прикладываю усилия? А какие? Есть например йога Айенгара, где каждая асана рассматривается как отдельная вселенная. Есть принципы для треугольника, для широкого шага, асан много, принципов триллионы и в них очень легко запутаться или что-то забыть. А я пришел к пониманию того, что — наклоны, это наклоны, и не важно, какой именно наклон, принципы везде должны быть общие. Основная идея, что рычаг позвоночника с рычагом ног взаимодействуют определенным образом. Прогибы – это прогибы, это положение позвоночника с ногами, значит принципы должны быть одни и те же. Я пытался понять принципы прогибов. Тоже самое со скручиванием. Я пошел таким методом, и когда я понял, что для того, что бы правильно наклониться и правильно прогнуться, я делаю одно и то же, я вошел в ступор.

Сколько прошло лет практики, вот такой вдумчивой, что бы это понять?

Наверное, начиная с формирования методики, с конца 90-х, до примерно 2005 года. До этого я тоже практиковал с начала 90-х, но именно формулировкой, выстраиванием, я начал заниматься именно тогда, когда начал активно преподавать. Что бы объяснять это людям, мне нужно было формулировать, вытаскивая это из себя. Меня часто спрашивают: «А кто Вас этому научил? А где Вы это увидели? А где Вы это прочитали?». Никто, к сожалению, меня этому не научил, нигде это не увидел и нигде не прочитал. Если бы это было так, я бы не потратил столько времени на изобретение «велосипеда». Хотя это пока не воспринимается всеми как «велосипед», но пройдет время, и все поймут, что это «велосипед».

Наступил момент, когда я понял — что бы сделать наклон и прогиб, я делаю одно и то же с мышцами вдоль позвоночника. Я сам долго не мог в это поверить. Пробовал, перепробовал, и понял, что да, так оно и есть. Изначально данная методика состояла из одной части – внутренние принципы работы с телом. Они постепенно дотачивались, дополнялись, систематизировались. Но наступил момент, где то с начала 00-х, когда я очень много преподавал индивидуально. Каждому человеку надо было построить свой индивидуальный комплекс и вести обучение по индивидуальной программе. Я не мог взять одну последовательность и всем ее дать, т.к. я понимал, что всем она не подходит. Каждому человеку надо что-то свое, в рамках общей йоги. Всем нужны треугольники, но кому-то раньше, кому-то позже, а кому-то почти и не нужно. У всех все по-разному. Я даже сам не понимал, что подсознательно пришел к очень важной части методики – «Классификация асан или принципы построения последовательности». И окончательно я это сформулировал, записал на бумаге, когда я делал первый курс для преподавателей, это был 2007 год. Когда я привозил эти классификации, организатор курса спрашивал: «Что это? Зачем это надо? Какая разница, какие положения ног бывают? Это же не важно». Я отвечал: «Я тебе не могу объяснить, но это очень важно». В процессе проведения курса для преподавателей, за первый год и сформировалась классификация асан, где используя эту классификацию, я мог объяснить универсальные принципы построения тренировок. Принципы, которые позволяют построить длинную тренировочную программу на 1 занятие, на 10 занятий, на месяц, на год, как угодно. Это позволяет понимать каркас занятий и импровизировать в определённых рамках. И Ишвара йога это всего две вещи: внутренние принципы работы с телом – правила правильной работы с опорно-двигательным аппаратом, не зависимо от того, на ногах стоим или на руках, не зависимо от того, наклоняемся ли мы, скручиваемся или прогибаемся. Используя эти правила, Вы получаете одну главную вещь – Вы сохраняете внутренние связи, внутреннюю целостность и гармоничное взаимодействие всех частей тела друг с другом в любом положении тела в пространстве – в любой асане. И понимая эти внутренние связи, Вы можете распределить усилия по всей длине от кончиков ушей до кончика хвоста. Это было первое — внутренние принципы работы с телом. Второе – это классификация асан, они очень подробны, и эта классификация асан позволяет понимать смысл функций и качество любой асаны, понимать, зачем мы ее используем, чему мы хотим научиться, что мы здесь осваиваем, что является упрощением, что является усложнением, что является компенсацией и т.д. и т.п. Это ключ, к пониманию того, какие кубики лего бывают и какие фигуры мы из них можем построить: пожарную машину или гоночный автомобиль. Или этих фигур бесчисленное количество, если мы понимаем принципы использования кубиков лего. А для этого нам надо классифицировать, какие они есть и как с ними поступать. И еще раз хочу вернуться к тому, что не было у меня идеи создавать методику. В начале у меня была идея просто решить сначала свои проблемы. И когда ко мне приходят люди заниматься йогой, я их спрашиваю: «Зачем Вы пришли?», они обычно отвечают, что у них есть проблемы со здоровьем, и они хотят эти проблемы решить. Я считаю, что это замечательная мотивация, что это правильные люди, и они пришли в правильное место. Я решал, и продолжаю решать свои проблемы при помощи своей методики. Пока что, я нахожу ответы на все вопросы, которые у меня возникают, в рамках этой методики. И решая свои проблемы, я пришел к неким пониманиям, и когда меня попросили этому обучать, мне мое внутреннее, интуитивное понимание нужно было систематизировать внутри и вербализировать, переложить на слова и доносить четко. Внутренние принципы работы с телом в Ишвара йоге уникальны тем, что не имеют исключений и работают во всех случаях на 100% эффективно без исключений. Их всего 10. Применяя на практике, в любой асане, только 10 внутренних принципов, Вы 100% получаете гарантированный результат. Что имеется ввиду? Во-первых, Вы не перенапрягаетесь, во-вторых, Вам не нужно растягивать мышцы, т.к. в Ишвара йоге вообще нет такой идеи. Вы не получаете травм, это три, и Вы очень быстро получаете результат, прогрессируя в йоге. И конечно же это не отменяет приложенных Вами усилий, но эти усилия в большей степени ментальные, нежели физические, ибо любая асана – это естественное положение тела с точки зрения физиологии. А то, что естественно, должно быть без усилий, без перенапряжения или перерастяжения.

Естественно для нервной системы, для мозга, поэтому и телу удобно?

Согласен, это естественно для тела, поэтому мозг может найти способ, алгоритм, прийти в это положение без усилий и без травм. Это естественно для тела и соответственно мозг может найти правильный способ действий.

Правда, что Вы умеете делать асаны, которые в мире могут сделать не так много людей?

Правда, но меня это уже давно не волнует. С тех пор, как я стал двукратным чемпионом мира по йоге, меня подобные вещи очень мало волнуют. Но что меня по-прежнему волнует, это что бы я все еще получал так же много удовольствия от практики, как это возможно. Чтобы я не напрягался, и что бы решал все свои проблемы с телом, которые возникают, по ходу эксплуатации тела по жизни.

Почему назвали методику Ишвара йогой, а не собственным именем?

Первый пилотный проект был под названием «Зен-йога» от первых трех букв фамилии. Я отказался от этого названия, потому что есть какие-то вещи, которые я знаю о себе наперед. Я знаю, что в какой-то момент времени, когда система будет полностью сформирована, полностью описана, и добавить уже будет нечего, я потеряю к этому интерес. Я продолжу этим пользоваться, но я уже окончательно завершу создание того, что не требует доработок, мне захочется отойти в сторону. А если бы это носило мою фамилию, меня постоянно пытались бы найти и притащить к преподаванию Ишвара йоги. А я к этому времени подготовлю достаточное количество хороших преподавателей, которые будут дальше преподавать эту методику, и мне хотелось бы тихонечко сбежать, что бы методика осталась не привязанной лично ко мне. Чтобы это была живущая своей жизнью методика. То, что она пришла в эту жизнь через меня, не так уж и важно, т.к. я понимаю, что просто пришло время для нового понимания работы с телом. Пришло время, гораздо лучше и тоньше понять, как работать с телом и пересмотреть существующие сейчас к этому подходы. Сейчас очень примитивный подход, который заключается в пассивном движении. Что такое пассивное движение? Это когда я складываюсь в наклон не с помощью приведением в тонус мышц, а просто нависая, длинным тяжелым рычагом корпуса над ногами, это пассивное движение. И второй принцип – это растяжение, когда тело пытается Вас спасти, от того, что бы Вы не ударились головой об пол, оно напрягает какое-то мышцы, Вы считаете что они Вас ограничивают, они Вам мешают, и начинаете их растягивать. Это очень глупый и очень травмоопасный способ взаимодействия с телом. Есть гораздо более умные способы, это когда мы ничего не растягиваем, просто приводим в тонус те мышцы, которые отвечают за данное движение, при этом они сокращаются. Идея в том, что бы перестать напрягать то, что у нас и так напряжено, и приводить в тонус то, что мы не умеем приводить в тонус. Но не просто напрячь, нет, просто научиться пользоваться этими мышцами, ибо любая мышца, перенапрягаясь, теряет свой функционал, обездвиживает нас. Любая напряженная мышца не позволяет нам двигаться.

Подведя итог: какую цель достигнет тот, кто придет на занятия?

Я думаю, что у людей может быть много целей. Некоторые задумываются о теле тогда, когда с ним уже случились какие-то проблемы. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» — подходящая пословица. Начиная заниматься Ишвар -йогой, Вы просто балансируете работу всех внутренних органов, систем организма, работу мышц и приводите себя в максимально оптимальное состояние для жизни. Или, начиная заниматься Ишвара йогой, Вы научитесь получать удовольствие от взаимодействия со своим телом, перестанете испытывать боль и получать травмы не только в йоге, но и в жизни.

Чего не стоит ожидать от занятий Ишвара йогой?

От занятий не стоит ожидать очищения кармы, раскрытия чакр, «поднятия» Кундалини и чего-то подобного. Не потому, что это невозможно, а потому, что для этого нужны другие техники, более сложные, а Ишвара – это методика, описывающая работу с телом и чуть-чуть работу с дыханием, не претендуя на что-то сакральное.

Вы сказали, что у Вас уже несколько выпусков преподавателей Ишвара йоге, что о них скажете? Кто они?

Мне бы не хотелось перечислять фамилии, чтобы никого не обидеть, но это люди, которые знают ответы на интересующие Вас вопросы. Люди, способные выдать не только перечень нужных упражнений, но подробно объяснить, что и зачем делается, не уходя от ответа, не выдавая туманных речей. Если они что-то предлагают, то точно знают что, зачем и как это работает. И очень важно, что йога, как вид активности, очень травмоопасная, к сожалению. Я горд и доволен, что в Ишвара йоге травматизм и опасность сводится к нулю. Некоторые люди приходили в Ишвара йогу, чтобы восстановиться от полученных травм в других направлениях йоги.

Преподаватели из других направлений приходили, чтобы проконсультироваться на счет их пробелов?

Да. Направление Ишвара йоги более популярно у опытных практиков, т.к. они уже попробовали разные направления и могут из разных направлений делать верный выбор.

У Вас есть слоган, что методика для умных, а не для сильных. Расскажете почему?

Когда сильный человек пытается сделать асану, наклониться, пытается прикладывать усилия, но у него не получается, то он дальше продолжает прикладываться силу, получая таки травму. А когда умный человек пытается приложить усилия и видит, что усилия не приводят к результату, то начинает задумываться на счет верного направления усилий, пытается найти решение, а если не получается, то спрашивает у преподавателей, получает ответ, применяет новые знания и получает желаемый результат. Поэтому Ишвара-йога – направление для умных, т.к. мы нацелены на то, чтобы дружить со своим телом, а не воевать с ним. Если тело куда-то «не пускает», то оно пытается нас от чего-то спасти. Мы пытаемся понять, от чего тело защищалось, что было не правильно, исправляем ошибку и идем дальше без напряжений, растяжений и травм.

Влияет ли такой подход к работе с собственным телом и мозгом на жизнь практикующих?

Я считаю, что все взаимосвязано и считаю, что практика йоги, даже в разделе асан, включает и развивает работу нервной системы. Не только центральную, но и периферическую, т.к. сложное движение или сложное положение требует сложной координации групп мышц, а это невозможно без включения центральной и периферической нервной системы. Если это делаем регулярно, пытаемся осваивать новые движения и новые положения, то мозги развиваются. Это не означает, что в жизни Вы начнете избегать ошибок. Это означает, что с большей вероятностью Вы сможете разглядеть и решить сделанную ошибку, понять причину ее возникновения.

Каким Вы видите будущее методики?

Я думаю, что без прикладывания усилий она будет популярнее и популярнее. Люди пробуют, сравнивают и выбирают. Им важно попробовать и не без ошибок сделать верный выбор. Но самое интересное, что пройдет лет 10 и разные люди, под разными названиями, разными именами, разными видами, но придут именно к принципам Ишвара йоги. Пройдет лет 10, этот подход будет самым популярным и ключевым. Я сейчас говорю об этом и замечаю, что мне совсем не жалко, т.к. я решил при помощи методики свои проблемы, помог решить большому количеству людей их проблемы и мне даже приятно будет, если я застану то время, когда принципы Ишвара йоги станут общепринятыми принципами в любых направлениях и любых подходах к работе с телом в любых сферах жизни.

Так что же такое Ишвара-йога в двух словах?

Это уникальная, инновационная и революционная, на данный момент, методика работы с телом. Уникальная методика, которая глубже всех понимает физиологию и биомеханику, подходит к практике с научной точки зрения. Хоть я и понимаю, что подобные фразы сейчас модные и их использует большое количество людей, но, когда мы попытаемся разобраться в содержании, мы поймем, что сказать – это одно, а сделать – это совершенно другое.

Какие пожелания всем, прочитавшим это интервью?

Я хочу, чтобы, так или иначе, через методику Ишвара йоги, через что-нибудь другое, Вы пришли к удовольствию от общения со своим телом. Желаю, чтобы Вы поняли, что асану, даже самую сложную, можно сделать не напрягаясь, не растягивая мышцы, не напрягая суставы. Чтобы Вам было хорошо и просто не только в йоге, но и в жизни.

Победитель чемпионата мира украинец занялся йогой только потому, что чувствовал себя никому не нужным и хотел достичь просветления

Совсем недавно украинская сборная йогов вернулась с чемпионата мира. Первый раз команда наших мастеров отправилась на подобное соревнование, в котором принимали участие 70 стран мира, и сразу же добилась оглушительного успеха -- в общем зачете заняла второе место, уступив первенство лишь индийцам. Ну а киевлянин Анатолий Зенченко, завоевав золотую медаль в артистик-йоге, обошел даже величайших мастеров из Индии -- страны-прародительницы йоги, где будущих чемпионов готовят с пеленок… Впрочем, это не первая его медаль.

«Мои сверстники считали меня придурком»

Толя, с десяти лет ты занимался каратэ, научился бить мальчишек. А йогом-то зачем стал?

Чего-то не хватало, а чего, словами не передать. Какого-то внутреннего развития. Боевое искусство -- это наука выживать. А после того, как ты научился выживать, надо научиться жить. Цель же набить кому-то морду предо мной не стояла никогда. До каратэ я занимался вольной борьбой и вообще был хоть маленьким, но сильным.

А без йоги развиваться никак нельзя было? Скажем, книжки читать…

Все это было. И книжки читал. Но в книжках не было техник. Писатель рассказывает, как это классно, когда ты чего-то достиг. А в йоге были голые техники (то есть системы упражнений. -- Авт.) И через год после того, как я стал заниматься йогой, всплыла куча моих глубоко запрятанных страхов…

Каких, например?

Например, что я не так выгляжу. Люди смотрят и считают меня идиотом.

Комплексовал из-за маленького роста?

Наверное. Но какая разница, как выглядишь, если это не мешает быть счастливым? Занимаясь йогой, я стал свободнее -- перестал тратить силы на то, чтобы выглядеть, как все. Я ведь из Чернигова. Мои сверстники считали меня придурком. В подворотне с ними не сижу, водку не трескаю. В свои пятнадцать общался с двадцатипятилетними.

Ты был умным мальчиком…

Да, но не таким, как все. И меня это напрягало. Сначала я хотел подстроиться под других. А потом настало время, когда смог себе позволить быть не таким… Избавился от страха…

У тебя был учитель?

В Доме пионеров он вел кружок рисования. Ему было под сорок, и зарабатывал он копейки. Но мог по полдня дома практиковать йогу. Это был уникальный человек: кого-то он учил рисованию, кого-то -- каратэ, меня -- йоге. А кому-то просто давал читать книги, того же «Маленького принца» Экзюпери.

За таким человеком просто обязано было следить КГБ…

Думаю, он состоял на учете. Как все йоги. Учитель рассказывал, что ему приходилось зарывать в огороде книги, чтобы гэбэшники не нашли их при обыске.

Родители за тебя не боялись?

Ну, они знали, что я не пиво в подворотне пью. Но какая-то неопределенность была. Всего пару лет назад мама мне сказала: «Толик, у меня были тяжелые роды. И врачи предупредили, что ребенок, возможно, будет с отклонениями. Так вот, я до сих пор не могу понять: ты очень умный или полный дурак?»

Все правильно. Гении всегда с отклонениями…

Ну, насчет гения ты загнул. Но, знаешь, я очень рано начал ходить, и взрослых это забавляло. Совсем маленьким в детском саду я развлекал воспитательниц тем, что пересказывал им фильмы. Если они пропускали сериал, то звали меня, и я в подробностях рассказывал содержание предыдущей серии. Но когда я отказался от мяса, у родственников был шок. Два года надо мной всячески подшучивали по этому поводу.

А йогам обязательно не есть мяса? (В китайском кафе, где мы сидели, Толя заказал себе зеленый чай и тортик. -- Авт.)

Для йогов ничего обязательного нет. Вся прелесть йоги в том, что есть громадное количество техник. Хатха-йога, в которой работают с телом, раджа-йога, в которой учат менять состояния твоего сознания, то есть работают с мозгом. Один из принципов йоги: «Не верь никому на слово, особенно своим учителям». То есть проверяй все на собственном опыте.

«Если на голову упал кирпич, значит, что-то в тебе не так»

Хорошо, Толя, избавился ты от страхов. Что было дальше?

Ну как можно описать состояние внутреннего счастья? Знаешь, всех всегда раздражало, что у меня постоянно хорошее настроение. Что я всегда улыбаюсь. Как-то встречает меня знакомая: «Толя, у тебя что-то случилось?» С чего, говорю, ты взяла? «Почему ты не улыбаешься? Ты ведь всегда улыбаешься!» А сейчас, отвечаю, не улыбаюсь, но мне хорошо…

Всегда-всегда?

Я чувствую, что все к лучшему. Если опоздал на автобус, значит, так и надо.

А если кирпич на голову упадет?

Если кирпич на голову упадет, это не строитель, дядя Вася, плохой. Дядя Вася -- это часть мира. Значит, то-то во мне не так. И, понимая это, перестаешь быть жертвой. А ведь это основная проблема людей -- они вечно считают, что их обсчитали, подсидели, обидели, и от этого страдают…

Но бывает, действительно обидели!

Расскажу тебе один случай. Шел я по ночному городу. И ко мне пристали трое ребят. Дошло до драки. Самое прикольное, что мне было даже лень с ними драться. Я просто отбивал удары, они уходили в воздух. Парень в конце концов устал махать руками и ногами, и мы… спокойно разошлись. Я даже заулыбался.

Ну ты же каратист!

Не в этом дело. Если пахнет жареным, я могу просто убежать или перейти на другую сторону. С миром не надо конфликтовать, не надо никому ничего доказывать…

Слушай, я живу точно так же…

А громадное число людей занимаются йогой, но не отдают себе в этом отчет. Они просто любят созерцать закат. Бабушка мне рассказывала, что почувствовала себя счастливой, когда получила квартиру с видом на море и могла каждый день наблюдать закат. В йоге есть техника тратак -- долго, не моргая, смотреть на свечу. Либо на какую-то точку на стене. Но ведь это одно и то же!

А как же тогда понимать завернутые за голову ноги?

Каждый выбирает то, что ему помогает. Я, если не тренируюсь два-три дня, чувствую себя усталым, раздражительным. Теряется смысл жизни. Знаешь, есть маленькое объяснение с точки зрения физиологии, почему йогам всегда хорошо и они довольны жизнью. При растягивании мышечных тканей вырабатываются эндорфины -- гормоны удовольствия. Они вырабатываются как защита от болевых ощущений. И при растяжке в течение двух часов концентрация этих гормонов счастья достигает высшего предела…

Ха! У мазохистов точно так же. Они себя плеткой бьют, испытывая похожие -- не очень сильные, но длительные болевые ощущения…

Не знал я этого…

Толя, а несчастная любовь на тебя тоже не действует?

Зачем несчастная? Я был женат, развелся…

Йог -- и развелся? Неужели женщина может вывести тебя из равновесия?

Никто никого не выводил. Мы развелись без единой ссоры. Написав в загсе заявление о разводе, мы поцеловались, выпили кофе и разошлись…

Наверное, твоя жена тоже была йогом?

Конечно, а как по-другому? И я ее по-прежнему люблю. Но у меня отсутствует чувство собственности: она со мной -- я счастлив, она на другом конце света -- я тоже счастлив. А расстались мы потому, что люди сходятся, чтобы помогать друг другу развиваться. Все в жизни должно быть на лезвии ножа. А если ты делаешь одно и то же десять лет, ты -- робот. Если я десять лет хожу по дорожке, которую знаю, как свои пять пальцев, значит, я сплю. Дзэн-буддисты так объясняют состояние просветленности: когда я ем -- я ем. Когда я сплю -- я сплю. А у нас так: мы делаем все, как во сне. Как-то я поймал себя на том, что выключатель при выходе из туалета нажимаю автоматически. Это же огромный труд -- включать его осознанно!

«Одна часть меня говорит: парень, ты просто сошел с ума… »

Ты, Толя, как я понял, предлагаешь выключать в туалете свет сосредоточенно, приковав к этому бесспорно важному делу свое внимание.

Когда ты присутствуешь в том, что делаешь, ты делаешь это творчески. Можно чистить картошку и думать о мухах, о потолке, о том, что сделал вчера, о том, как надоел сосед Вася. И в итоге тебя просто нет. Нет и в более важных делах. А я чищу картошку и не сплю при этом… Вот смотри, японцы все упрощают до невозможности. У них есть мастера доставания меча из ножен -- делая всего одно это движение, они просветляются. Или чайная церемония. Все до безобразия просто -- надо разлить по чашкам чай. А мастер чайной церемонии фактически причислен к лику святых… Почему? Потому что он умеет вложить в это дело всю душу. А мы стремимся все делать автоматически. Мозг запоминает привычные движения и повторяет их бесчисленное количество раз. Йога -- это способ пробудить наши мозги, заставить их действовать в необычной ситуации..

В чем же необычность ситуации? Закручиваешься каждое утро узлом…

Когда я пытаюсь заложить ногу за голову, возникает внутренняя война. Одна часть меня говорит: парень, ты просто сошел с ума! Сломаешь себе спину, вывернешь колено. Мозг дает телу команду защититься от его собственной глупости. Если научиться ловить эти сигналы, тело расслабляется, и ноги сами закладываются за голову…

А сердце остановить можешь?

Я могу менять ритм его биения. Но никогда не останавливал…

А в землю себя закопать?

Были какие-то детские шалости, к примеру, проткнуть иголкой щеку. Я это сделал и успокоился. А в землю… Зачем? Чтобы потом показывать это за деньги? В свое время один мой знакомый йог стал сотрудничать с бизнесменами. Он должен был просто сидеть на переговорах и сканировать настроение партнеров или клиентов. То есть определять, чего они боятся, чего хотят. Он был очень сильный йог, но… умер от рака. Обычно такие сильные люди не ходят к врачам, но настояли родственники. Врачи сказали, что он проживет две недели. Он прожил два года. Это не единственный пример того, как мир наказывает йогов за неправильное поведение. В КГБ работали люди, умевшие управлять волей человека на расстоянии. Четыре таких человека становились на сопках и «забибикивали» пилота истребителя так, что он сажал свой самолет там, где ему приказывали. После развала секретных институтов эти йоги стали работать за хорошие деньги на бизнесменов. И что? Кто-то из них повесился, кто-то -- попал в автокатастрофу…

А сам ты что-то делал неправильно?

Да, я работал в ночных клубах -- лихо заворачивался в разные узлы. В итоге у меня начал болеть позвоночник. Когда я оставил эту работу, проблемы испарились. Я очень редко позволяю себе бравировать своим умением. В Испании в ресторане ужинала группа девочек из сборной Франции по художественной гимнастике, приехавших на чемпионат Европы. Я подошел и попросил сфотографироваться на память. Они любезно согласились. Я не ухожу -- прошу, чтобы одна закинула красиво ножку. Девочка неохотно соглашается, а тренер говорит мне: «Вы думаете, это легко, попробуйте сами». Я пробую -- получается. В свою очередь предлагаю закинуть ножку, повторяя за мной. Девочки в растерянности -- ничего не выходит… Мои друзья за соседним столиком потешаются. Но это, наверное, только раз было -- очень уж девочки понравились…

«В военкомате я сказал: «Не знаю, что со мной происходит, разбирайтесь сами»

На последнем чемпионате мира кто тебя удивил?

Негр из Сенегала. Он преподает йогу во Франции. Ему 67 лет, но выглядит он на 35. Потрясающее тело и взгляд, способный прожигать стены… Неважно, о чем с ним говорить, просто чувствуешь, как становишься богаче…

А как оценивают выступление? Йог же должен все делать красиво не только с точки зрения гимнастики, но и показывать высокий уровень сознания…

Действительно, в течение двух минут делаешь головокружительные вещи, а у тебя при этом не должны меняется ни поток дыхания, ни выражение лица, ни внутреннее состояние. Члены жюри, наблюдая за этим, могут смотреть в глаза, могут вообще повернуться к тебе спиной. Кто-то твое внутреннее состояние слышит. Смотреть на тебя не обязательно, потому что маску спокойствия можно на лице держать, а внутри дрожать от напряжения…

И все-таки я не понимаю. В Индии йогов с младенчества готовят. А ты самоучка -- и победил?!

Попробую объяснить. Начиная, понимал, что я никому не нужен. У меня не было выбора. Я не хотел быть чемпионом. Хотел добиться состояния просветления. Тренировался несколько лет подряд по четыре часа в день, но не рассчитывал ни на какую награду. Поэтому результаты дались так быстро, хотя особыми природными данными я не обладал и никогда гибкостью не отличался.

То есть после школы ты не учился и не работал…

Я преподавал йогу. Несколько раз поступал в разные институты, но потом забирал документы. Мне все говорили: «Толик, иди учителем физкультуры». Но я понимал, что никогда не стану издеваться над детками, не буду учить их всяким глупостям. В Киеве я поступил в один из новообразованных вузов, на факультет психологии… Но когда пришел оформлять последние документы, посидел в приемной комиссии, послушал, о чем говорят преподаватели, почувствовал состояние их сознания, подумал: «Эти люди меня будут чему-то учить?» Извинился и забрал документы…

И что же ты сделал?

Я умею менять состояние своего сознания и на медкомиссии сказал, мол, со мной происходит что-то странное -- разбирайтесь сами.

Прикинулся шизофреником?

Нет, ничего подобного. Я тоже думал, что мне эпилепсию припишут, но написали «церебральный чего-то там», да еще с приступами. Я с таким диагнозом и права могу получить, но вот к строевой не годен.

Сейчас отдыхаешь после чемпионата?

Какое там! Ложусь в 12 ночи, встаю в 7 утра. Даю по семь классов в день и уже начинаю уставать от этого. При таком образе жизни мне и к чемпионату готовиться не надо. Просто отдохну несколько дней и буду в отличной форме