Интегральная подготовка спортсмена. Теоретическая и интегральная подготовка спортсменов просьба выключить ваши

Интегральная подготовленность – это педагогический процесс, направленный на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки и реализация ее в соревновательной деятельности, достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки (по А.Г. Озолину, 1988).

Основные задачи интегральной подготовки: а) построение специального фундамента, интенсивность по ЧСС 140 - 170 уд/мин, в % от максимальных усилий – 75 - 90, объем соответственно виду спорта, занятия от 2 - 3 раз в неделю до ежедневных на протяжении предсоревновательного и соревновательного периодов; б) поддержание специальной подготовленности на достигнутом уровне, интенсивность по ЧСС – 160-180 уд/мин, в % от максимальных условий – 50-80 занятия на протяжении специально-подготовительного этапа, а при необходимости – в большом цикле.

Весь процесс спортивной подготовки (в некоторой мере условно) можно разделить на две части - аналитическую и интегральную.

В первой части (аналитической) подготовка осуществляется посредством выполнения специальных и других упражнений, а также основных упражнений избранного вида спорта с преимущественной направленностью на улучшение тех или иных компонентов подготовленности.

Во второй интегральной части осуществляется подготовка посредством тренировки в избранном виде спорта в целом. В этом случае могут преследоваться разные цели: создать специальный фундамент улучшить весь комплекс психических, физических и функциональных возможностей спортсмена, воплотить воедино все, что было как бы раздельно приобретено в процессе развития отдельных качеств, формирование техники, приобретение знаний и т. д.

Методические указания:

1. В любом виде спорта интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования мастерства.

2. Во всех случаях в подготовке спортсмена должны иметь место две части - аналитическая и интегральная.

3. Взаимосвязь между общим объемом подготовки и объемом интегральной подготовки определяется не только затрачиваемым временем, но и степенью психической направленности, величиной нервных и энергетических затрат при целостном выполнении избранного вида спорта. Чем они больше, тем необходимее ограничивать объем интегральной подготовки, тем шире используются в тренировке аналогичные упражнения, элементы избранного вида спорта, различные избранные и специальные упражнения.

4. Объем интегральной подготовки и его соотношение с общимобъемом изменяется на протяжении ряда лет. Путь от решения задач всестороннего физического воспитания к высшему спортивному мастерству увеличивается с ростом интегральной подготовки.


5. Соотношение интегральной подготовки и всего тренировочного процесса и на протяжении одного года. Оно может быть постепенно увеличено в пользу тренировки в избранном виде спорта.

6. Особенно эффективны для интегральной тренировки облегченные, затрудненные и усложненные условия выполнения избранного вида спорта.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте характеристику технической подготовки.

2. Задачи, средства и методы технической подготовки.

3. Основные задачи интегральной подготовки.

4. Какова сущность технической подготовки

Лекция № 8

Тактическая и психологическая подготовка

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи, средства и методы тактической подготовки.

2. Основные средства обучения и совершенствования тактики.

3. Задачи, средства и методы психической подготовки.

4. Специальные методы психической регуляции и саморегуляции

Литература 1. Волков Л. В. , Гассан Аль Табаа, Фауаз Аль Табаа Организация физической подготовки юного спортсмена: уч. пособие. – К. : УГУФВС-ПХГПИ. – 86 с. 2. Грибан Г. П. Волевая подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. – К. : Здоровье, 1993. – 214 с. 3. Джинджарадзе Н. Г. Інформаційна культура. – К. : Українські пропілеї, 1999. – 148 с. 4. Жордочко Р. В. , Пол іщук В. Д. Легка атлетика: Навч. посібник. – К. : Вища школа, 1994. – 159 с. 5. Козлов Н. И. Истинная правда или учебник для психолога по жизни. – М. : Аст-пресс, 1999. – 480 с. 6. Корнелиус Хелена, Фэйр Шошана Выиграть может каждый. – Луганск: Глобус. – 200 с. 7. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Уч. пособие / Автор-составитель Р. Р. Кашапов. – Ижевск: Удм. й ун-т, 1996. – 448 с. 8. Матвеев А. П. , Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: уч. Пособие. – М. : Просвещение, 1991. – 192 с. 9. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – К. : Олимпийская литература, 1997. – 584 с. 10. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. – К. : Олимпийская литература, 2004. – 807 с. 11. Полищук Д. А. Велосипедный спорт. – К. : Вища школа, 1986. – С. 103 -210. 12. Савченко В. Г. Основи психологічної підготовки спортсменів високої кваліфікації (на матеріалі боксу). Автореф. … д. пед. н. / 24. 00. 01. – К. : УДУФВС, 1997. – 48 с. 13. Уэйнберг Р. С. , Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – К. : Олимпийская литература, 1998. – 334 с.

Ведущую роль в теоретической подготовке спортсмена играет тренер Задача теоретической подготовки – – создать предпосылки для более эффективного освоения и использования спортсменом специальных знаний, что обеспечит сознательные его действия в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Теоретическая подготовка – этоэто процесс освоения специальных знаний, которые обеспечивают основу сознательного и активного отношения спортсмена к процессу тренировки и участия в соревнованиях.

Формы теоретической подготовки: специально организованны е заняти я. на тренировочных занятиях в процессе объяснения целей и задач занятия, анализа качества выполнения отдельных заданий тренера, в процессе теоретического анализа результатов тренировки или участия в соревнованиях, самостоятельно е изучени е специальной литературы по различным вопросам теории и методики спортивной тренировки.

Программа теоретической подготовки должна включать следующие направления: 1) общие понятия о системе физического воспитания и спорта, 2) морально-этическое воспитание спортсменов в соответствии с требованиями общечеловеческой морали, требованиями современной системы спортивной подготовки. 3) задачи, средства и методы развития силы, быстроты, выносливости, координационных способностей и воспитания морально-волевых качеств; 4) задачи, средства и методы технической и тактической подготовки в избранном виде спорта; 5) планирование тренировочных занятий, малых, средних и больших циклов подготовки, а также планирование многолетней тренировки; 6) роль спортивных соревнований и особенности непосредственной подготовки к ним; 7) ведение дневника тренировок, учет параметров тренировочной нагрузки и методика их анализа, 8) основ ы врачебного контроля и самоконтроля, 9) правила соревнований, 10) тематика, освещающая особенности режима дня, зарядки, роль водных процедур и закаливания, массажа, самомассажа, подготовки инвентаря к соревнованиям; 11) Знания из смежных наук: анатомия, физиология, психология и др.

Средства теоретической подготовки 1. Рассказ; 2. Лекция; 3. Дискуссия; 4. Беседа; 5. Изучение и анализ документов, специальной литературы; 6. Показ; 7. Рефераты; 8. Научно-исследовательская работа; 9. Практическая деятельность.

Факторы, способствующие повышению эффективности теоретической подготовки — доступность информации; — интересная форма предоставления информации; — наглядность изложения, использование иллюстраций; — разноплановость информации; — связь полученной информации с практической деятельностью; — осознанность процесса освоения знаний; — мотивация человека.

Контроль теоретической подготовленности 1. опрос 2. анкетирование 3. тестирование 4. выполнение практических и теоретических заданий

Теоретическая подготовка в вопросах освоения новой техники — создание представления о рациональной технике движения и проверка созданного представления; — формирование двигательного умения; — совершенствование выполнения упражнения; — стабилизация двигательного навыка; — формирование вариативного навыка.

Интегральная подготовка заключается в соединении, объединении в единое целое различных сторон подготовленности, что позволяет с максимальной эффективностью реализовать двигательный, функциональный, психологический потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности Наиболее рациональной формой интегральной подготовки являются соревнования!

Физическая культура и спорт/1. Физическая культура и спорт: проблемы, исследования, предложения

Суйеншбеков Е.Ж., д.п.н. Андрущишин И.Ф.

Казахско-британский технический университет, Республика Казахстан

Интегральная подготовка в самбо

Важнейшим принципом применения средств и методов тренировочного процесса является целесообразное использование интегрального подхода, предполагающего органичное объединение в отдельном упражнении различных видов подготовки. Данный принцип детерминирует и само понятие интегральной подготовки, определяемой в учебнике по теории и методике физического воспитания (1990) как педагогический процесс, направленный на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки . Однако на наш взгляд более конкретным и точным по смысловому содержанию является определение предложенное Д.И. Нестеровским- « Интегральная подготовка - это многоуровневая система возрастающих по степени сложности и направленности тренировочных заданий, включая кумулятивный соревновательный эффект, обеспечивающая на вершине иерархической структуры условия для целостной реализации потенциала всех компонентов подготовленности спортсменов в процессе соревновательной деятельности» .

Существенно с методологических позиций и то, что Д.И. Нестеровский рассматривает интегральную подготовку не только как комплексирование различных видов подготовки, а как сложную многоуровневую систему тесно связанных между собой компонентов и элементов различных разделов подготовки спортсменов.

В процессе интегральной подготовки должны быть решены следующие задачи:

Освоение и совершенствование техники и тактики конкретного вида спорта, которым занимается спортсмен;

Постоянное повышение и совершенствование уровня необходимых для данного вида спорта физических качеств и обеспечение соответствующего им уровня развития функциональных систем организма;

Воспитание в процессе физической подготовки наиболее значимых для конкретного вида спорта волевых качеств;

Воспитание морально-волевых качеств приразвитии и совершенствовании технико-тактических умений и навыков;

Обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности в сочетании с развитием сложных координационных способностей;

Приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;

Комплексированное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.

Указанные задачи в наиболее общем виде будут определять основные направления спортивной тренировки, связанные с реализацией интегрального подхода.

При этом очень важно помнить, что если интегральная подготовка рассматривается с системных позиций, то эффективность разработки управляющих воздействий зависит от полноты объема циркулирующей в системе информации. Анализ показателей соревновательной деятельности выявляет общие закономерности и тенденции развития вида спорта, что позволяет разработать временной алгоритм стратегического планирования средств тренировки, их интегрированности в единую систему подготовки с определенным уровнем компенсаторности одних средств подготовки другими.

Особенно большую роль системный подход к интегральной подготовке играет на этапе начальной спортивной специализации, поскольку он позволяет существенно повысить эффективность целостного и наиболее полного проявления всех сторон подготовленности юных спортсменов .

В то же время необходимо учитывать тот факт, что в современном спорте вся система спортивной подготовки по существу является интегральной. Особенно важным этот принцип становится в видах спорта, где специфика соревновательной деятельности обязательно предполагает целостное проявление всех видов подготовленности спортсмена.

Борьба самбо в полной мере относится к видам спорта, где нельзя проигнорировать какой-то раздел подготовки и не включить его в систему тренировочного процесса. Именно поэтому можно говорить, что практически все методы специальной подготовки, применяемые в борьбе самбо, носят интегральный характер, поскольку имеют своим адресатом различные подсистемы подготовки: техническую, тактическую, физическую, психологическую. Особенно это относится к следующим методам:

Метод тренировки без противника, применяемый для овладения основами техники приемов и их совершенствования;

Метод тренировки с условным противником, где проявляется действия зрительного анализатора и кинестетические ощущения;

Метод тренировки с партнером, применяемый для изучения и закрепления техники приемов и тактики действий, для совершенствования специализированных умений;

Метод тренировки с противником - для совершенствования приемов и действий с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.

Подбор средств и методов зависит от квалификации спортсменов, их технико-тактической оснащенности, морфо-конституциональных особенностей и индивидуальных склонностей к проявлениям психомоторных и высших психических функций .

Возможности специальной подготовки самбистов могут возрасти за счет научно-технического прогресса, достижения которого Г.С. Туманян относит к нетрадиционным средствам решения двигательных задач и подразделяет их на четыре группы:

1. средства технико-тактической подготовки (идеомоторные упражнения, принудительные имитации, упражнения со срочной информацией и т.д.);

2. средства физической подготовки (стимулированные или вызванные упражнения, принудительные ограничения деятельности некоторых систем организма);

3. средства волевой подготовки (упражнения в преодолении трудностей);

4. средства комплексной подготовки самбистов (упражнения в сопротивлении типа игр-заданий, схваток с различной интенсивностью, соревнований-прикидок) .

Вывод. Заключая вышесказанное можно утверждать, что интегральная подготовка является главным разделом специальной подготовки самбистов. Поэтому, осуществляя специальную подготовку на предсоревновательном этапе самбистов, необходимо при подборе тренировочных средств и методов учитывать степень интегральной направленности упражнений и их соответствия соревновательной деятельности.

Литература:

1. 1.Теория и методика физического воспитания: учебник для пед. институтов. - М.: Просвещение 1990.- 284 с.

2. Нестеровский Д.И. Интегральная подготовка баскетболисток в учебно-тренировочных группах 1-2-го года обучения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 24 с.

3. Кашин А.П. О комплексном исследовании психофизиологических особенностей человека.Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1971. - 29 с.

4. Келлер В.С. Рефлексивное управление в тактике единоборств и игр // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 8. - С. 9-11.

5. Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе специальной тренировки: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Л., 1970. - 45 с.

6. Туманян Г.С. Спортивная борьба (теория, методика, организация тренировки): учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 1997. - С. 94-95.

Взаимодействие и взаимозависимость подсистем спортивной подготовки имеют своим следствием интегральную подготовленность спортсмена, которая характеризуется способностью к координации и реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, и служат объединяющей стороне этой подготовленности .

Интегральная подготовка направлена на достижение необходимой интегральной подготовленности спортсмена.

Интегральная подготовленность характеризуется способностью к коор инации и реализации в соревновательной деятельности ра личных сторон подготовленности - технической, физической, тактической, психической и служит об единяющей, одной из наиболее важных сторон подготовленности спортсмена к ответственным соревнованиям. Каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере является следствием применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому одной из важных проблем спортивной тренировки является оптимальное сочетание в тренировочном процессе аналитического и синтезирующего подходов. Первый из них предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности, а второй - обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

В силу этого часть тренировочного процесса, в котором осуществляется синтез разнообразных качеств и способностей в единое целое с учетом специфики соревно вательного упражнения, является неотъемлемой составляющей частью спортивной тренировки.

В процессе интегральной спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:

Освоение техники и тактики избранного вида спорта;

Обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;

Воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

Обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;

Приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;

Комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.

Указанные задачи в наиболее общем виде определяют основные направления спортивной тренировки. Более конкретные задачи связаны с отдельными разделами подготовки .

Так, в исследовании В.В. Чешихиной рассматривается взаимосвязь физической и специализированной интеллектуальной подготовки в процессе спортивной тренировки . В работе И.Г. Максименко рассматриваются особенности физической, технической и игровой подготовленности юных футболистов на этапе специализированной базовой подготовки. экспериментально обосновано, что увеличение параметров скоростной и скоростно-силовой работы и ее рациональное распределение на протяжении годового цикла позволяют не только соответствующим образом развить данные физические качества, но и достигнуть необходимого уровня технической и игровой подготовленности юных футболистов .

Очевидно, в данном случае необходимо определить «ведущее звено» в интегральной подготовленности, которое в наибольшей степени определяет формирование и совершенствование остальных компонентов интегральной подготовленности спортсмена. Очевидно также, что данная закономерность наиболее характерна для подросткового и отчасти юношеского возраста.

Проблемы интегральной подготовки спортсменов обычно рассматриваются с позиций системного подхода к управлению спортивной тренировкой. Такой подход предполагает ее построение на интегративных началах, под которыми подразумеваются: единство и взаимосвязь структурных основ с направленностью и выраженностью адаптационых реакций, строгое следование принципам целостности, структурности, а также понятия внутреннего единства элементов тренировочного процесса, находящихся между собой в отношениях и связях .

1.4.2 Интегральная подготовка спортсменов-единоборцев

Большинство научно-методических работ, выполненных в последние два десятилетия в области теории и методики спортивных единоборств, так или иначе, направлены на реализацию принципа интегральности. Можно назвать в качестве примера работы, в которых рассматриваются проблемы взаимосвязанной физической и технической подготовки единоборца .

Спортивная тренировка должна быть в принципе интегральной и содержать в себе средства сопряженных воздействий, способствующие интегрированному воздействию на физическую и психическую сферу спортсмена. Чем больше тренировочные средства соответствуют соревновательной деятельности или превосходят ее по уровню функциональных сдвигов, технической сложности, тактической непредсказуемости ситуаций соревновательной борьбы и эмоциональному фону, тем выше сопряженность в системе интегральной подготовки.

Эти положения развивают специалисты в области единоборств В.И Филимонов и Р.А. Нигмедзянов , которые считают, что сопряженное развитие физических качеств и технических навыков достигается, если придерживаться следующих методических положений:

Средства и методы физической подготовки должны быть адекватны режиму работы мышц в соревновательном упражнении и соответствовать ему по координационной структуре движений;

Целесообразно преимущественное развитие мышечных групп звеньев тела,обеспечивающих выполнение основныхтехнических приемов;

Необходимо своевременно устранять индивидуальные недостатки в уровне развития физических качеств, мешающих формированиюправильнойтехники движений.

Таким образом, интегральный подход позволяет органически соединить техническую и физическую подготовку спортсменов в единый управляемый педагогический процесс, во время которого у атлета одновременно формируются двигательные навыки и физические качества.

При подборе средств необходимо, чтобы применяемые упражнения не только соответствовали характеру работы двигательного аппарата спортсмена в соревновательном движении, но и были адекватны ему по величине и режиму возникающих усилий, как в целостном действии, так и в различных фазах движения.

Важным компонентом тренировочного процесса, построенного по принципу интегральности, являются адекватные психологические установки. Когда спортсмен выполняет техническое упражнение с установкой на быстроту или мощность производимой работы, тем самым, он интегрированно развивает физические качества и технические навыки. Когда он выполняет тактическое упражнение с такими же установками, он соответствующим образом развивает физические качества и тактические навыки .

Достаточно привести в качестве примера ряд исследований по актуальным проблемам подготовки единоборцев. В работе Ф.А. Керимова рассматриваются интегральные модели, которые используются в тренировке борцов, но они, к сожалению, не могут решать всех задач интегральной подготовки .

Актуальной в этом плане представляется диссертационная работа известного специалиста в области спортивной борьбы В.Г. Игуменовао теоретико-методических основах многолетней подготовки борцов высшей квалификации и путях повышения эффективности их подготовки в институтах физической культуры. В качестве наиболее значимого элемента системы многолетней тренировки автор рассматривает рациональное распределение средств подготовки в зависимости от их специализированности, координационной и психической сложности, а также цикличность построения предсоревновательной подготовки. Особо следует подчеркнуть методологический подход к исследованию, основанный на сопряженном использовании отдельных средств подготовки борцов, однако методические подходы к интегрированию отдельных средств в единую систему представлены в незначительном объеме .

В работе А.А. Гаськова о теоретико-методических основах управления соревновательной и тренировочной деятельностью боксеров говорится о роли интеграционного принципа, как наиболее актуального для создания частно-предметных теорий спортивных единоборств. Автор пишет, что именно комплексный подход позволяет так конструировать тренировку, чтобы спортсмены в соревнованиях имели возможность реализовать все компоненты тренированности в единстве. Однако это, безусловно, ценное положение, в самой работе не раскрывается в полной мере .

Подготовка единоборца – это сложная система, для которой характерна иерархичность подсистем и элементов, наличие нескольких качественных уровней (например, уровней тренированности и «спортивнойформы»), большое число объектов (например, технико-тактические действия, скоростно-силовыеупражнения, средства психической коррекции и т.д.). С развитием теории и методики спортивной тренировки в единоборствах все большую роль приобретает интегральный подход, когда упражнения по совершенствованию технико-тактического мастерства логично связаны в единой системе с упражнениями, направленными на развитие двигательных качеств .

В работе Ч.Т. Иванкова была предпринята попытка выявить тенденции и закономерности динамики параметров технико-тактического мастерства, разносторонней физической и функциональной подготовленности юных борцов на различных этапах становления спортивного мастерства. Показано, что интегративный успех достигается на базе упражнений, моделирующих соревновательную деятельность борца и в наибольшей степени способствующих развитию скоростно-силовых качеств и навыков решения оперативных задач .

Сходные по смыслу задачи решал в своем исследовании А.А. Новиков, предпринявший попытку выявления взаимосвязи основных элементов технико-тактических действий спортсмена в функциональной системе управления его подготовкой. Он изучил основные закономерности управления технико-тактическим мастерством с помощью модели соревновательной деятельности спортсменов в борьбе и показал ряд оригинальных методических подходов к композиции интегральной подготовки в единоборствах .

Достижение спортивных результатов в единоборствах связано с реализацией следующих методических положений:

Построением процесса подготовки в строгом соответствии со спецификой соревновательной деятельности в различных единоборствах;

Акцентом на развитие наиболее сильных качеств спортсмена, совершенствование тех технико-тактических навыков, которые преимущественно обеспечивают достижение результата;

Первоочередным повышением уровня с ециальных скоростно-силовых качеств и на этой основе совершенствования специальной выносливости;

Использованием оптимальных объемов специальной подготовки, особенно в режимах, моделирующих соревновательную деятельность спортсменов;

Повышением уровня надежности и сбалансированности атакующих и защитных действий в соответствии с требованиями соревнователь ой деятельности на главных турнирах .

Спортсмен-единоборец варьирует различными действиями, не только приспосабливаясь, но и активно участвуя в ходе конфликтной борьбы с помощью различных способов тактического управления действиями соперника .

Изучение состояния основных систем организма спортсмена-единоборца предопределяет создание алгоритма применения средств технико-тактической, физической и психо огической подготовки. Именно знания об особенностях функционирования таких систем в процессетренировочной и соревновательной деятельности позволяет логично обосновать интеграцию различных средств и методов подготовки в единую систему .

Гусельников Александр Владимирович, магистрант Московского государственного областного университета

The place and role of integrated training in the general system of training process of young sportsmen

Аннотация. Проблема исследования в области интегральной подготовки молодых баскетболистов на этапе перехода в команды мастеров обусловлена потребностью повышения эффективности молодых спортсменов. С одной стороны, молодые спортсмены должны обладать значительным физическим потенциалом. С другой стороны, их эффективность не всегда соответствует потребностям клуба, что снижает эффективность соревновательной деятельности. В связи с этим существует необходимость максимального повышения эффективности в короткие сроки.

Ключевые слова : баскетбол, команда, структура, состав, спорт.

Annotation . The problem of research in the field of integrated training of young basketball players in transition in the masters" team due to the need to improve the efficiency of the young athletes. On the one hand, young athletes should possess considerable physical potential. On the other hand, their performance does not always match the needs of the club, which reduces the efficiency of competitive activity. Therefore there is a need to maximize efficiency in a short time.

Keywords : basketball, team, structure, composition, and spor

Баскетбол – достаточно распространенный игровой вид спорта, популярен во многих странах. Для этого вида спорта характерными являются различные движения, в том числе: бег, ходьба, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма .

В баскетболе, также, как и в других видах спорта присутствует соревновательная деятельность. По мнению Железняка Ю.Д. «Соревновательная деятельность совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов по эффективной реализации тренировочных эффектов в условиях официальных соревнований» .

При этом высокие спортивные достижения на современном этапе развития баскетбола невозможны без наличия и использования современных технологий подготовки, под которыми мы понимаем :

обязательное наличие базовой концепции подготовки;

четкое соответствие идеологии подготовки с конкретной спецификой команды игровой состав, технико-тактические особенности, уровень развития скоростно-силовых качеств и атлетизма;

использование методов подготовки, адекватных базовой концепции;

точечное планирование, обоснованное на применении типовых учебных программ на индивидуально-групповом уровне;

постоянный и тщательный контроль с текущей коррекцией и совершенствованием отдельных разделов программы.

На наш взгляд, общие недостатки в подготовке резервов в детско-юношеском баскетболе сводятся :

к зависимости оценки работы тренеров и спортивных школ от показанных результатов команд в соревнованиях, а не от количества подготовленных игроков в резервные сборные и клубные команды;

завышенной годовой соревновательной нагрузке для ряда баскетболистов-кандидатов в сборные команды России, которые принимают участие во всех соревнованиях спортивного сезона;

приоритет в учебно-тренировочном процессе в большинстве спортивных школ отдаётся командным и игровым тренировкам в ущерб индивидуальной работе с баскетболистами, участию в соревнованиях в ущерб тренировочной работе;

отсутствию единой системы поиска и отбора молодых талантов для сборных команд России «до 16 лет»;

отсутствию региональных и межрегиональных центров в Федеральных округах для начального отбора перспективных спортсменов по всей территории России.

Краткий перечень указанных проблем свидетельствует о необходимости создания новых организационных форм и технологий в системе отбора молодых перспективных спортсменов, в подготовке резерва для сборных и клубных команд. Очевидно, в одночасье решить весь комплекс возникших проблем невозможно, но именно сейчас настало время предпринять решительные шаги к подъёму эффективности подготовки резерва, без которых не будет ни успешных выступлений сборных и клубных команд, ни дальнейшего развития российского баскетбола.

Анализ современного состояния баскетбола свидетельствует о том, что ускоряющаяся профессионализация, коммерциализация баскетбола, способствующая резкому повышению эффективности действий баскетболистов в условиях соревновательной деятельности, что в свою очередь вызвало необходимость разработки более эффективной организации и методики индивидуальной подготовки баскетболистов .

Проблема индивидуальной подготовки спортсменов обострилась и потому, что в последние годы длительность соревновательного периода существенно возросла, увеличилось количество матчей в соревнованиях различного масштаба. Это привело к сокращению времени командной подготовки и нехватке времени на индивидуальную подготовку спортсменов в подготовительный период командной подготовки. К концу соревновательного периода наблюдается значительное снижение эффективности игровой деятельности спортсменов. В настоящее время это является определенной проблемой в подготовке спортсменов. Однако за рубежом такие проблемы решаются следующим образом.

В клубах НБА внесезонная подготовка осуществляется игроками самостоятельно, вне командных тренировок. Профессиональные баскетболисты после окончания сезона, перед уходом в отпуск должны пройти обследование и получить распечатанную программу внесезонной подготовки, включающей :

физическое состояние спортсмена после отпуска, и, прежде всего вес тела. Допускается незначительное превышение игрового веса тела, но за каждый лишний килограмм игрок, будет оштрафован;

Каждая из сторон подготовленности спортсмена (техническая, тактическая, физическая, психическая) формируются вследствие применения узконаправленных средств и методов . Поэтому необходим особый раздел подготовки, направленный на объединение различных сторон подготовленности, качеств и способностей спортсмена – интегральная подготовка.

Интегральная подготовка направлена на обеспечение слаженности и эффективности комплексного проявления всех сторон подготовленности спортсмена в успешной соревновательной деятельности.

В качестве основного средства интегральной подготовки выступают соревновательные упражнения и специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и особенностям деятельности функциональных систем и соревновательным.

Многообразие и сложность технических приёмов и действий в спортивных играх, единоборствах и сложнокоординационных видах спорта обусловливают необходимость отводить значительное место интегральной подготовке в общей системе подготовки квалифицированных спортсменов. В спортивных играх – это двухсторонняя игра, в единоборствах – «спарринги», в сложнокоординационных видах спорта – «прокат» соревновательной программы в тренировке

Интегральным показателем стабильности и качества игровой деятельности является технико-тактическая подготовленность баскетболистов. Именно по этим показателям функции баскетболистов в команде существенно отличаются друг от друга, предусматривают игровые амплуа. Эта специфика вида спорта лимитирует комплектование игровых звеньев и команды в целом, а также может влиять на результат игры.

Интегральная подготовка (ИП) спортсмена направлена на объединение и комплексную реализацию различных сторон (видов) подготовленности спортсмена: физической, технической, тактической, психологической, теоретической в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.

Отсюда вытекают цели и задачи интегральной подготовки спортсменов.

Цель ИП - обеспечение слаженности и эффективности комплексного проявления всех сторон подготовки, определяющий успех соревновательной деятельности .

Задачи интегральной подготовки :

1. Приобретение и совершенствование спортивного мастерства;

2. Комплексное совершенствование всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической, психологической, теоретической);

3. Комплексная реализация всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

Каждая из сторон подготовленности спортсмена формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Интегральная подготовка направлена на обеспечение слаженности и эффективности комплексного проявления всех сторон подготовленности спортсмена в успешной соревновательной деятельности. В качестве основного средства интегральной подготовки выступают соревновательные упражнения и специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и особенностям деятельности функциональных систем и соревновательным.

Таким образом, интегральная подготовка является одним из наиболее эффективных подходов в тренировочном процессе для достижения высоких результатов в соревновательной деятельности.

Список литературы

1. Ааберг Э. Мышечная механика / Э. Ааберт. – М.: Попурри, 2014. – 224 с.

2. Актуальные проблемы и современные технологии подготовки баскетболистов / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28-29 ноября 2013 г. [Электронный ресурс – Режим доступа:]http://se.sportedu.ru/sites/se.sportedu.ru/files/sbornik_statey_konferencii_aktualnye_problemy_i_sov... – 134 с.

3. Бабушкин, В. З. Исследование средств и методов повышения эффективности игровых действий юных баскетболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бабушкин В.З.; ВНИИФК. – М., 1971. – 19 с.

4. Железняк Ю.Д. Теория и методика спортивных игр / Ю.Д. Железняк. – М.: Академия, 2013. – 496 с.

5. Интегральные основы спортивной подготовки. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 364 с.

6. Роуз Л. Баскетбол чемпионов. Основы / Л. Роуз. – М.: Человек, 2014. – 272 с.

Введение

интегральная подготовка спортсмен

Важнейшей частью подготовки спортсменов является спортивная тренировка - специализированный педагогический процесс подготовки к спортивным состязаниям, направленный на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности. Только в процессе спортивной тренировки происходит формирование специальных знаний, навыков и умений, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов, воспитание необходимых качеств личности.

В тренировке выделяют следующие разделы(стороны): техническая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, психическая (психологическая) подготовка, теоретическая подготовка, интегральная подготовка.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - система овладения специфическими для каждого вида спорта двигательными (соревновательными) действиями. Обучение спортивной технике, особенно в сложных по структуре видах спорта, начинают в детском возрасте, в дальнейшем техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена (строения тела, развития физических качеств и пр.). Чем совершеннее техника, тем больше возможностей реализовывать двигательный потенциал.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - система овладения рациональными формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности; правил вида спорта; изучение современной отечественной и зарубежной тактики вида спорта; изучение своих соперников; умение строить свою тактику в предстоящих соревнованиях на основе моделирования соревновательных условий в тренировке и контрольных стартов. Тактические действия реализуются через спортивную технику, поэтому тактическая подготовка включает выработку технико-тактических действий.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА направлена на развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки спортсмена. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит укрепление здоровья и физического развития, совершенствование физических качеств и жизненно важных двигательных навыков. Задача специальной физической подготовки - развитие физических качеств, специфичных для конкретного вида спорта.

ПСИХИЧЕСКАЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) ПОДГОТОВКА направлена на воспитание личности спортсмена, его моральных и волевых качеств, а также развитие тех качеств личности, которые в большей мере обеспечивают успех в конкретном виде спорта. Она осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки в процессе тренировочных занятий, соревнований.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ) ПОДГОТОВКА направлена на повышение интеллектуального уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями. Она осуществляется в процессе подготовки спортсменов. Требования в спорте настолько выросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие показатели нельзя.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА направлена на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки; достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки.

Интегральная подготовка спортсменов - понятие, цели, задачи

Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена -- технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:

  • - соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;
  • - специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Например, в спортивных играх, чтобы играть хорошо, команда должна играть много на протяжении всего года. Выполнение упражнений на технику, или развитие силы, или улучшение гибкости, или совершенствование отдельных тактических элементов и т.д. не может заменить тренировочные и соревновательные игры. Только в играх полностью раскрываются возможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь и понимание между ними, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов и систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с требованиями сложной соревновательной обстановки, характерной для данного виде спорта.

Особое внимание интегральной подготовке уделяется также в спортивных единоборствах. В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих соревнованиях.

Не так велико значение интегральной подготовки для спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, в которых общее количество технических приемов и тактических действий в целом ограничено, а основной объем тренировочной работы циклического характера по форме, структуре, особенностям функционирования систем организма максимально приближен к соревновательному.

В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон подготовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, связанных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, -- физическое и техническое, техническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психологическое и т.п.

Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений.

Используя узконаправленные методы и средства в тренировке мы приходим к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнения не могут проявиться в бою. Для координации и реализации в бою технической тактической физической и других сторон подготовки используется интегральная подготовка. Всё что приобретает спортсмен для своей физической (скорость, сила, координация), технической тактической подготовленности, все знания и опыт он должен воплотить в вольном бою. Для того что бы успешно реализовать свои знания и умения участвуя в соревнованиях необходима постоянная боевая практика (условные и вольные бои) а так моделированием соревнований. Интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования мастерства. Никакие специальные упражнения, упражнения на силу, быстроту и т.д. не могут заменить боевой практики, только в бою совершенствуются технические навыки и тактические действия, закаляют волю в сложной боевой обстановке. Объем интегральной подготовки и его соотношение с общим объемом изменяется на протяжении лет. Путь от решения задач всестороннего физ. Воспитания к высшему спортивному мастерству намечает и увеличение интегральной подготовки с возрастом. Также интегральная подготовка должна иметь больше места в предсоревновательный период. Эффективные возможности представляют для интегральной тренировки, затрудненные и усложнённые условия: вольный бой с двумя соперниками, бой в уменьшенном ринге, увеличение времени раунда для развития специальной выносливости или уменьшение времени раунда для увеличения плотности боя, также можно использовать более тяжёлые перчатки и т.д. Необходимо учитывать психологическую нагрузку, которая ложится на боксеров во время боевой практики. Интегральная подготовка должна привести к демонстрации высоких результатов на соревнованиях.

Достижение спортивных результатов в единоборствах связано с реализацией следующих методических положений:

  • - построением процесса подготовки в строгом соответствии со спецификой соревновательной деятельности в различных единоборствах;
  • - акцентом на развитие наиболее сильных качеств спортсмена, совершенствование тех технико-тактических навыков, которые преимущественно обеспечивают достижение результата;
  • - первоочередным повышением уровня специальных скоростно-силовых качеств и на этой основе совершенствования специальной выносливости;
  • - использованием оптимальных объемов специальной подготовки, особенно в режимах, моделирующих соревновательную деятельность спортсменов;
  • - повышением уровня надежности и сбалансированности атакующих и защитных действий в соответствии с требованиями соревновательной деятельности на главных турнирах .

Спортсмен-единоборец варьирует различными действиями, не только приспосабливаясь, но и активно участвуя в ходе конфликтной борьбы с помощью различных способов тактического управления действиями соперника.

Изучение состояния основных систем организма спортсмена-единоборца предопределяет создание алгоритма применения средств технико-тактической, физической и психологической подготовки. Именно знания об особенностях функционирования таких систем в процессе тренировочной и соревновательной деятельности позволяет логично обосновать интеграцию различных средств и методов подготовки в единую систему.

Интегральная подготовка спортсменов (боксеров) с учетом типовых особенностей спортсмена

Для спортивных единоборств в наибольшей степени характерно сопряжение физических и психических элементов: "идеальная" деятельность, связанная с ориентировкой спортсмена в сложных тактических ситуациях, оценкой динамического развития таких ситуаций и принятием оперативного (тактического) решения, реализуется через активную моторную деятельность, связанную с физическим преодолением практически всегда равного по силам соперника. Подобного рода сопряжение физического и психического проявляется в специфических особенностях структуры и динамики физической подготовленности в зависимости от индивидуальных психологических особенностей спортсмена. Своеобразное сочетание индивидуальных свойств проявляется в специфических моторных способностях, и определенному типу индивидуальности соответствует конкретная склонность спортсмена адаптироваться к физическим нагрузкам. От того, насколько адекватно будут оценены такие свойства в структуре интегральной индивидуальности спортсмена, зависит объективная возможность построения тренировочного процесса, при котором будут наиболее полно реализованы индивидуальные двигательные способности.

В соответствии с индивидуально-типовыми особенностями спортсменов (единоборцев) разрабатываются индивидуально-типовые программы физической подготовки на основе методов целевых заданий и сопряженных психофизических воздействий.

Индивидуально-типовые программы построены на основе реализации метода целевых заданий с использованием специализированных структурно-логических схем управления тренировочным процессом, целевых мотивов, целевых заданий, алгоритмов применения конкретных средств и методов физической подготовки, способов контроля за ходом реализации индивидуализированных (типовых) программ физической подготовки. При подготовке юных спортсменов критерием эффективности программы является выполнение ими должных норм, при подготовке взрослых спортсменов - модельных характеристик подготовленности.

Конкретное содержание отдельных упражнений, пакетов упражнений, специфических средств тренировки определяется не только особенностями типа интегральной индивидуальности, но и этапом и периодом годового цикла, а также уровнем физической подготовленности и спортивного мастерства субъекта программированного управления.

Для более всесторонней и полноценной интегральной подготовки наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование, целесообразно выделить следующие преимущественные направления:

  • -совершенствование индивидуальных техническо-тактических действий;
  • -совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей;
  • -совершенствование способности к переключению максимальной двигательной активности, на периоды относительного расслабления, для обеспечения высокой работоспособности.

Развитию этих направлений помогут разнообразные методические приемы: облегчение условий выполнения упражнений, за счет применения различных моделирующих устройств; усложнение условий за счет применения отягощений и проведения занятий в неблагоприятных условиях (смена климата, места, покрытия и т.д.); интенсификация соревновательной деятельности посредством ее продолжительности и другие.

Объем средств интегрального воздействия должен увеличиваться по мере приближения к ответственным соревнованиям годичного цикла, а в многолетнем плане их место реализации в наибольшей степени - на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Хотя средства интегральной подготовки должны иметь свое место и в других периодах круглогодичной тренировки, и на других этапах многолетней подготовки. Это позволяет планомерно увязывать возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требованиями, диктуемыми необходимостью успешного обеспечения соревновательной деятельности.

Интегральная подготовка направлена на достижение необходимой интегральной подготовленности спортсмена.

Интегральная подготовленность характеризуется способностью к координации и реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности - технической, физической, тактической, психической и служит объединяющей, одной из наиболее важных сторон подготовленности спортсмена к ответственным соревнованиям. Каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере является следствием применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому одной из важных проблем спортивной тренировки является оптимальное сочетание в тренировочном процессе аналитического и синтезирующего подходов. Первый из них предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности, а второй - обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

Интегральная подготовка должна привести весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов на соревнованиях. Такое состояние определяется как подготовленность, включающая высокий уровень тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическая установка на демонстрацию максимального результата, мобилизационная готовность к спортивной борьбе, умение преодолевать внешние помехи и т.д. Состояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования, обычно обозначают как готовность к показу высокого результата или состояние спортивной формы.

Спортивная тренировка должна быть в принципе интегральной и содержать в себе средства сопряженных воздействий, способствующие интегрированному воздействию на физическую и психическую сферу спортсмена. Чем больше тренировочные средства соответствуют соревновательной деятельности или превосходят ее по уровню функциональных сдвигов, технической сложности, тактической непредсказуемости ситуаций соревновательной борьбы и эмоциональному фону, тем выше сопряженность в системе интегральной подготовки.

Важным компонентом тренировочного процесса, построенного по принципу интегральности, являются адекватные психологические установки. Когда спортсмен выполняет техническое упражнение с установкой на быстроту или мощность производимой работы, тем самым, он интегрировано развивает физические качества и технические навыки. Когда он выполняет тактическое упражнение с такими же установками, он соответствующим образом развивает физические качества и тактические навыки.

Интегральная подготовка на стадии максимальной реализации спортивных возможностей

Состояние спортивной формы должно быть приобретено к началу соревновательного периода, повышаться на его протяжении и достигать наивысшего уровня к главнейшему состязанию. В течение даже длительного сезона соревнований, будучи в хорошей спортивной форме спортсмен, стремится к более высоким результатам и достигает их.

Основные задачи интегральная подготовка на стадии максимальной реализации спортивных возможностей: закрепить и возможно дольше сохранить высокую общую дееспособность и специфические спортивные навыки. Совершенствовать приобретенные ранее навыки технической и тактической подготовки.

Как показывает опыт лучших спортсменов, в состоянии высокой спортивной формы можно находиться длительное время. Тренировка -- это управляемый процесс, а потому и состояние спортивной формы может регулироваться и длиться до 2 -- 4 месяцев и более. Для этого необходимо методически правильно строить учебно-тренировочный процесс, умело чередовать работу с рациональным отдыхом и средствами восстановления, широко использовать принципы волнообразности и вариативности в тренировке и соревнованиях, а также соблюдать строгий режим. Очень важно, чтобы специализированная нагрузка повышалась на протяжении 6 -- 8 недель, а затем понижалась на 1 -- 2 недели и снова повышалась на 6 -- 8 недель (уже на другом уровне) и т. д. Такая волнообразность, имеющая индивидуальные отличия предохраняет от переутомления и позволяет дольше удерживать спортивную форму.

Одним из показателей состояния спортивной формы является уровень интегральной подготовленности спортсмена, который в течение года должен повышаться и достичь своего максимума ко времени основных соревнований, а затем снижаться в переходный период, когда на некоторое время сокращаются тренировки в специализируемом виде спорта.

Список используемой литературы

  • 1. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. - М.: «Физкультура и спорт», 1977.
  • 2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
  • 3. Волков Н.И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов: Автореф.
  • 4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - ФКиС, 1988.
  • 5. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: «Физкультура и спорт», 1970.
  • 6. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев.: Вища школа, 1984.