Хатха йога для начинающих: основы хатха йоги. Что такое хатха-йога

Хатха-йога является физической составляющей всего философского учения. Она направлена на подготовку тела – обители духа. Во всей своей совокупности, уроки йоги достаточно непростое испытание для новичка. Поэтому хатха-йога для начинающих предлагает более простое исполнение некоторых асан, а также определённую их последовательность.

Простые правила

  1. Правильное выполнение должно сопровождаться чувством комфорта, или небольшого дискомфорта при изучении новой позы, или её усложнения. Осваивая уроки, вы не должны терпеть сильную боль.
  2. Выполнение должно быть постепенным.
  3. Не продолжайте движение, если не выполняете его правильно.
  4. – система, которая позволяет эффективно и комфортно отключить болевые ощущения, увеличить амплитуду движений. Хатха-йога прадипика, или прояснение, гласит, что хатха-йогу определяют Яма, Нияма, Асана и Пранаяма. Только умение овладевать дыханием, позволяет перейти к дальнейшему совершенствованию тела – сосуда души.
  5. Заниматься можно в любое время суток, но лучше утром, на восходе солнца.
  6. Вначале, освойте несколько асан, по мере их овладения добавляйте новые.
  7. Лучше начинать освоение любых поз под руководством и присмотром учителя, например, с Антоном Ивановым.
  8. Заниматься йогой нужно в хорошем настроении, с верой в результат.
  9. Не забывайте, что хатха-йога – это часть философии йоги, не воспринимайте её как банальный набор упражнений.
  10. За полчаса до практики ничего не пейте. Не принимайте пищу за 2 часа.

Позы для отдыха и расслабления

1. Шавасана – поза мертвеца. Она очень важна для отдыха и расслабления. Её можно выполнять между асанами и в конце занятия. Выполняется лёжа на спине. Руки выкладываем по бокам туловища, ладошки разворачиваем вверх, пальцы расслаблены и присогнуты. Глаза закрыты. Стараемся полностью расслабиться, мысленно переключаясь с расслабления ног, от пальцев до бёдер. Затем рук, живота, лица. По вашему телу должно струиться приятное лёгкое тепло. Суть упражнения можно выразить так: сила в покое.

2. Макрасана – поза крокодила. Выполняется после напряжённых поз, чтобы расслабиться. Выполняя эту асану, надо лечь на живот, повернув голову в сторону, или упираясь лбом в пол. Ноги положить чуть врозь, пальцы оттянуть. Руки, можно согнуть и положить под голову, или за голову. Расслабляться до исчезновения напряжения и дискомфорта от предыдущих поз.
Уроки релакса должны проходить в приятной атмосфере тишины и покоя. Вы никогда не поймёте что такое хатха-йога, если не научитесь полностью расслабляться.

Позы для увеличения гибкости суставов и позвоночника

1. Падмасана – лотос. Начинать изучение позы необходимо с более простого варианта. Как на занятиях с Антоном Ивановым. Садимся и складываем ноги по-турецки. При этом выполняем несколько наклонов вперёд, с акцентом на выдох. Затем левую ногу вытягиваем, а вторую кладём при помощи рук стопой на бедро левой, придерживая её левой рукой. Другой, аккуратно направляем бедро правой ноги к полу. То же проделываем с другой ногой. Делайте эти упражнения каждый раз, перед тем как пытаться сесть в .


2. Маха Мудра – поза с закупоренными отверстиями. Садимся с выпрямленными и разведёнными в стороны ногами. Правую ногу сгибаем так, чтобы стопа упиралась в бедро другой ноги, а колено лежало на полу. Наклоняемся вперёд, захватывая руками стопу левой ноги. Не форсируйте уроки йоги. Подбородок опускаем на грудь, тянемся вперёд, стремясь грудью к колену, а животом к бедру вытянутой ноги. Делаем полный вдох, задержку дыхания, напрягаем живот и ягодицы. Удерживаемся подольше. Затем выдыхаем и делаем упражнение ещё раз. После выполняем Шавасану, и делаем в другую сторону. Уроки с Антоном, позволяют делать эту позу, с захватом ноги в доступном для вас месте (голеностоп).

Позы для растягивания и укрепления мышц и связок позвоночника

1. Уштрасана – асана верблюда. После предыдущего упражнения вы достаточно согреты и подготовлены для неё. Становимся на колени, ноги не разводим, носки натягиваем. Ладони на пояснице, пальцы направлены вниз. Придерживая поясницу, медленно наклоняемся назад. Не напрягайте мышцы спины, голову максимально закиньте назад. Когда спина станет полностью пассивной, возьмитесь руками за пятки. Упираясь в них, прогнитесь как можно сильнее. Следите, чтобы бёдра не отклонялись назад. Дыхание произвольное, но выдыхайте на усилии.


2. . На занятиях с Ивановым есть два варианта исполнения. Разберём наиболее простой. Ложимся на спину, ноги не разводим, руки по обе стороны туловища. На вдохе медленно поднимаем ноги, пока пальцы не коснутся пола за головой. Не спешите сразу поднимать прямые ноги. Новичкам можно немного сгибать их в коленях. Когда позу зафиксировали, ноги максимально выпрямите. Постарайтесь расслабиться, и постепенно положение станет комфортным. Выходите из позы медленно, «выстилая» позвоночник по позвонку. Более сложный вариант упражнения, пока не делайте.


3. Адхо Мукха Шванасана – собака мордой вниз. С Антоном Ивановым эту асану выполняем из положения стоя. Ноги вместе, стараясь их не сгибать, наклоняемся вперёд и касаемся ладонями пола. Затем ставим ладошки с обеих сторон стоп. Сгибая ноги в коленях, отступаем назад, не меньше чем на 120 см.

Терапевтическая польза

Выполняя свои уроки, вы заметите увеличение подвижности суставов. Кроме благотворного влияния на суставы, подводящие и основные асаны, улучшают работу пищеварительной и эндокринной систем. Улучшается кровоснабжение спинного мозга, органов дыхания. Как простой, так и сложный вариант любого упражнения, стимулирует кровоснабжение мозга, увеличивает гибкость и снимает усталость.

Хатха-йога действенная, оздоравливающая гимнастика, но не следует забывать о том, что это лишь часть общей замечательной философии под названием йога.

Согласно древнеиндийским легендам, асаны в незапамятные времена подарил людям бог Шива. Он продемонстрировал мудрецам 84000 поз сохранения молодости и здоровья. До наших дней дошли около 840 асан. Но в комплексах их, как правило, подбирают 10 - 12, редко 15. Считается, что этого числа достаточно как по количеству, так и по разнообразию.

Асаны выполняются на трех уровнях. Первый уровень - это когда асана выполняется без нагрузки ощущений, это уровень акробатический. Второй уровень - это когда асаны освоены и здесь, выполняя их, ученик начинает прогревать тело. Этому способствуют подготовительные упражнения первой ступени «концентрации на теле». И третий уровень, когда в прогретых зонах человек запускает циркуляцию внутренней биоэнергии, тут наступает настоящее действие асан на тело. С этого только момента начинается занятие Хатха-йогой в подлинном ее смысле.

В данном случае мы будем рассматривать выполнение асан на всех уровнях сразу. Более того, первый и второй уровень исполнения лучше объединить, так, как это делают в некоторых школах для удобства изучающих. На третьем уровне выполнения асан необходимо работать с Чакрами.

Для удобства работы первые два уровня выполнения асан объединены под общим названием «подготовительный» вариант. Третий уровень назовем «энергетическим». Заниматься асанами лучше утром или вечером, но если нет такой возможности, можно это делать в любое время. Единственное правило, которое следует строго соблюдать, это выполнение асан за 30 минут до еды, но не менее чем через два часа после еды. Выполнять асаны на жестком полу нельзя, так как будут возникать неприятные ощущения, которые обычно отвлекают сознание, и человеку трудно создавать яркие образные представления, которые необходимы для хорошей энергетической работы в позах. Поэтому асаны лучше всего выполнять на мягком коврике или спортивном мате.

Подготовка к асанам – Концентрация на теле

На первых занятиях ученики начинали знакомиться с собственным телом на уровне телесных ощущений. Для того, чтобы успешно работать со своим телом, его следует досконально изучить не только теоретически, но прочувствовать на уровне внутренних ощущений.

Первое упражнение. Концентрация на теле. Выполняется оно так. Сесть в удобное положение на стул или в кресло, можно просто на коврик в позе со скрещенными ногами, можно даже лечь. Затем нужно смотреть прямо перед собой расфокусированным взглядом, то есть ни один из окружающих предметов не должен быть четко виден. Взгляд просто смотрит в никуда. В это время происходит отключение от окружающей обстановки. Расслабившись, переводим свое внимание на наше тело, начинаем ощущать его. Здесь следует твердо уяснить себе, что ни в коем случае нельзя тело нагружать какими бы то ни было ощущениями. Не надо вызывать ни тепло, ни тяжесть. Это различные формы аутотренинга, которые в данном случае нам не подходят.

Так вот, начав ощущать тело, делаем это пассивно, сидим и просто воспринимаем импульсы, идущие из тела. Затем переводим внимание на стопу правой ноги. Все наше внимание теперь воспринимает только импульсы, идущие от стопы. Ощущаем все энергетические пятна, возникающие в стопе, покалывания, тепло или холод, форму этих ощущений, тяжесть, приятность или дискомфорт. Только ощущаем, но ничего не изменяем. Время выполнения 3–5 минут, делать это упражнение нужно 5–7 дней.

Второе упражнение. Выполняется так же, как и предыдущее, только после того, как вы достигли устойчивого ощущения стопы, нужно мысленно разделить ногу на три части и воспринимать поочередно ступню, икру, бедро. При переходе внимания с одной зоны на другую ощущение от предыдущей должно пропадать. Воспринимать в своих ощущениях только очень узкий участок ноги. Три дня проработать с одной ногой, затем столько же о другой. Затем три дня проработать одновременно с обеими ногами. Например, воспринимать только ступни или только бедра. К тому же нужно помнить, что чем меньше участок восприятия и четче очерчен рисунок или форма, тем больше пользы от этого упражнения.

Третье упражнение. Теперь восприятие переносится только на руки. Рука делится тоже на три части: ладонь, предплечье, плечо. Три дня прорабатывается правая рука, три дня - левая, затем три дня обе руки одновременно.

Четвертое упражнение. Все выполняется, как и в предыдущих упражнениях, но только нужно ощущать все четыре конечности, и что очень важно, постараться воспринимать ладони и ступни как единое целое. То есть внимание не перескакивает с одной части тела на другую, а воспринимает их одновременно. Вся ценность упражнения заключается в едином восприятии. Выполнять 3–5 минут, причем это должно быть чистое время восприятия, не прерываемое ни на секунду. Если внимание ушло с какой-либо части тела, все надо начинать заново. Выполнять 5–7 дней.

Пятое упражнение. Выполнять как и предыдущее, но с той лишь разницей, что в первый день следует медленно проходить волной по телу снизу вверх и обратно. Голову вначале не затрагивать. Во второй день нужно сосредоточиться в восприятии от тела только ощущения тепла, сначала только от ног, затем от рук, и на третий день от рук и ног одновременно. Выполняется упражнение 3–5 минут в течение 5–7 дней.

Шестое упражнение. Принять удобное положение, как всегда расслабиться, а затем найти и зафиксировать вниманием самый теплый участок на правой ладони, затем усилить и перенести выше по руке. Передвигая таким образом этот участок до плеча, вернуться назад на ладонь. Затем, когда это будет хорошо получаться, путь следует изменить с правой ладони до правого плеча, затем пройтись по груди до левого плеча и опуститься до левой ладони. Затем погасить тепло на левой ладони. На это упражнение нужно затратить 7–9 дней.

Седьмое упражнение. Выполнять желательно сидя. Руки положить на колени, можно ладонями вверх, расслабить, почувствовать тепло и, усилив его, перегнать в левую ладонь, затем из левой ладони, не теряя ощущения тепла, перегнать его назад в правую ладонь, снова в левую, в правую и так несколько раз. Затем изменить маршрут, из правой ладони тепло перегнать в левую ступню, из левой ступни поднять его до пупка и опустить в правую ступню, из нее перегнать в левую ладонь. Повторить так несколько раз. Потом, добившись четкого ощущения, маршруты перегонки тепла можно варьировать произвольно. Можно прогревать внутренние органы; единственное, что следует учесть при работе с участками головного мозга - необходимо соблюдать осторожность.

Восьмое упражнение. И в завершение нужно научиться нагревать обе руки одновременно до плеч, а также одновременно снижать нагрев. Эти упражнения дают человеку возможность управлять биотоками тела, контролировать сосудистый тонус и скорость кровообращения в загруженных участках тела.

Заключительное упражнение. На подготовительной стадии ученик выполнял еще одно очень важное упражнение. Суть его заключалась в том, чтобы на ментальном плане сформировать волевой центр личности. Обычно неподготовленный человек, думая о чем-нибудь, целиком погружается в процесс мышления, и в эти минуты теряет ощущение собственного «Я». При практике медитации потеря волевого центра личности, или ощущения «Я» человека, приводит к тому, что человек вместо созерцания погружается в сон. Это недопустимо, так как медитация - это, наоборот, высокая активность психики человека, его воли, но никак не сноподобное инертное состояние сознания.

Упражнение такое: нужно сосредоточить внимание на каком-либо объекте, либо на конкретном образе, а затем думать о чем угодно, но не выпускать из внимания выбранный объект. Объект может быть как на теле человека, так и в окружающем мире. Например, почувствовать кончик носа, а лучше кончик языка, зафиксировать внимание на этом ощущении, а затем отпустить процесс мышления. Смотреть на окружающий мир со стороны, четко ощущая объект концентрации внимания. Можно думать о чем угодно, но не выпускать из сознания объект сосредоточения. На этом подготовительная стадия завершается.

Теперь переходим непосредственно к упражнениям. Приведенный ниже комплекс асан подобран таким образом, что он практически прорабатывает все важные для ученика энергетические каркасы тела.

Хатха йога - Комплекс асан для начинающих

Сесть на коврик, ноги скрестить, как показано на рисунке, руки положить на колени. Дыхание произвольное. Сознание направить внутрь тел. Затем тело наклонить вперед, руки на пол.

Подготовительный вариант: ощущение тепла начинается с кончиков пальцев, затем ладони, тепло поднимается к локтям и до плеч, по спине до крестца и в район таза. Тепло вязко наполняет ткани таза, кости, мышцы, суставы. Связки размягчаются. Нужно вызвать ощущение расплавленного воска или пластилина. Тело должно «мягко размягчаться». Эти ощущения потом, по мере практики станут у вас довольно четкими, оформленными.

Энергетический: ощутить, что вы сидите не на полу, а на голой земле. Особенно важно ощущать в воображении под ладонями мягкую землю. Энергия идет от земли по ладоням, течет до плеч, затем по боковой поверхности плеч, низу живота, промежности и собирается в первый центр Муладхару, находящийся в крестце. Второй поток течет из макушки, центр Сахасрара, затем поток идет по затылку, спине, и тоже вливается в Муладхару. Здесь оба потока уплотняются и образуют ярко-красный, плотный горячий шар.

Психологическое ощущение: человек ощущает себя Учеником перед своим Наставником.

Подготовительный вариант: сесть на колени, расположив их на ковре на ширину плеч, затем сесть ягодицами на ковер. После, опираясь на локти постараться лечь на пол. Если вначале это не удается, можно разогреваться в достигнутом положении. Но, переходя на энергоработу, лечь на коврик полностью всей спиной обязательно. Ладони положить на ступни. Надо напомнить, что во всех позах тепло нужно вызывать только в форме расплавленного воска или пластилина. Это очень важная особенность в упражнениях. Тепло, рождающееся в ступнях, идет по наружной стороне ног, коленей, по растянутой стороне бедер, в низ живота, затем к груди, в районе ключиц потоки раздваиваются, идут к плечам, и по руке выходят на ладони. Далее тепло снова переходит в ступню и снова по указанному маршруту, усиливаясь по ощущениям.

Энергетический: вначале убрать ладони со ступней и положить их на пол рядом. Энергия идет от земли по кончикам пальцев ног, наполняет ступню, поток идет до колен, по бедрам к ягодицам и вливается в Муладхару. От ладоней прана течет к плечам, по груди, к низу живота, в промежность и тоже в Муладхару. Здесь оба потока свертываются в жгут и горячим потоком энергия поднимается по центру позвоночника в точку между бровей, где и накапливается тепло.

Психологическое ощущение: чувствовать себя набирающим Силу от Земли.

Подготовительный вариант: сесть на пол, положить левую ступню под правое бедро, правую ступню поставить снаружи левого колена. Левую руку ладонью положить на правую ступню. Правую руку, развернув корпус, поставить на пол. Тепло, возникшее в ладонях, поднять до уровня шеи, и затем заставить стекать вниз по позвоночнику, как по стволу дерева, до крестца, где его и надо накапливать.

Энергетический: прана входит сверху в голову через Сахасару, затем стекает вниз по спирали, вокруг позвоночника, в первый центр - Муладхару. Если корпус развернут вправо, то есть правая рука стоит сзади, спираль по часовой стрелке, если влево, то против.

Психологическое ощущение: ощущение мягкости, свободы, которую получает позвоночник. Выполнять 2–3 минуты в каждую сторону.

Подготовительный вариант: лечь на живот, ладони положить у плеч, затем, выпрямляя руки, принять позу змеи. Тепло со ступней по задней поверхности ног через ягодицы, по обеим сторонам позвоночника доходит до шеи, а здесь тепло, погружаясь внутрь тела, стекает по позвоночнику назад в Муладхару.

Энергетический: прана тянется из точки на темени, по затылку к шее, далее погружается внутрь и выходит на переднюю поверхность груди, в низ живота, промежность, крестец, вверх по спине до шеи погружается в горло, выходит на переднюю поверхность шеи, идет по лицу, лоб, темя, опять по маршруту все сначала. Если смотреть в профиль, то формируется восьмерка с точкой пересечения в центре Вишудха.

Психологическое ощущение: почувствовать ощущение пробуждения ото сна, оцепенения и т. п. Выполнять 2–3 минуты.

Подготовительный вариант: лечь на спину, руки положить за голову, ноги поднять и завести тоже за голову, как на рисунке. Тепло от ступней в крестец, Муладхару и дальше вдоль позвоночника до шеи. Тепло от рук тоже накапливается в районе шеи.

Энергетический: прана от ступней течет в Муладхару. От ладоней также энергия идет по боковой поверхности туловища в крестец, Муладхару, затем, объединившись в один поток, прана идет по позвоночнику в точку между бровей. Из Сахасрары энергия также движется внутрь головы, после в точку между бровей. Здесь сила и фиксируется.

Психологическое ощущение: почувствовать вливание энергии в позвоночник.

Подготовительный вариант: лечь на спину, руки поставить на поясницу и, подняв ноги, принять позу как показано на рисунке. Тепло от ступней по передней поверхности ног перемещается до шеи, здесь часть тепла идет к плечам и в ладони.

Энергетический: поток энергии из ступней по задней поверхности ног движется в Муладхару, по спине в шею, затем выходит на переднюю поверхность шеи, далее на лицо, темя, затылок, опять сзади в шею, затем на грудь, низ живота, крестец и опять по спине вниз, по известному уже маршруту.

Психологическое ощущение: почувствовать себя пламенем свечи. Выполнять 2–3 минуты.

Подготовительный вариант: лечь на живот, захватить руками лодыжки ног, вдохнуть воздух и прогнуться. В момент фиксации позы дыхание поверхностное. Тепло возникает в ступнях, затем идет к коленям, по передней поверхности бедер, низу живота, по бокам туловища к плечам, через ключицы поток переходит спину и стекает в район крестца.

Энергетический: прана от ступней по задней поверхности ног течет в Муладхару, далее во второй центр Свадхистану. Из темени энергия течет в шею, здесь раздваивается, первый поток идет по спине до Свадхистаны, второй из шеи по груди, до низа живота и в точке на 3–4 пальца ниже пупка погружается тонким потоком внутрь тела и идет к Свадхистане.

Психологическое ощущение: нужно вызвать чувство возрастания внутренней силы.

Подготовительный вариант: встать на колени, ладони на пол, пальцами назад, корпусом наклониться вперед и принять позу, изображенную на рисунке. Тепло от ступней разливается до макушки, заполняя тело как фору, затем от плеч тепло идет в центр ладоней, где уплотняется, вызывая ощущения увеличивающейся внутренней Силы.

Энергетический: энергия из темени течет по обеим сторонам головы, обходя уши сзади до шеи, здесь потоки объединяются в широкое кольцо вокруг шеи, после этого в сторону ног идут два потока, один по спине в Муладхару, другой по груди, животу также идет в Муладхару. Встретившись в первом центре оба потока скручиваются в жгут, или можно просто их слить, и уже этот поток стрелой идет по центру позвоночника в середину головного мозга, где и накапливается (район третьего глаза).

Психологическое ощущение: чувство летящей стрелы в центре позвоночника. Выполнять 2–3 минуты.

Подготовительный вариант: встать на колени, пальцы в замок, руки положить на ковер, голову верхней частью затылка положить на пальцы, поднять ноги и выпрямить тело. Людям, страдающим сосудистой дистонией, разучивать асану нужно крайне осторожно. Тепло от ступней стекает по обеим сторонам тела до горла, затем часть тепла уходит в ладони, а небольшая часть в голову в район темени.

Энергетический: прана пошла от ступней по задней поверхности ног, затем по спине к затылку, темени, поднимаясь по лицу, верху груди, низу живота, затем прана идет в Муладхару, из которой вниз по центру позвоночника в район Сахасрары, где и накапливается.

Психологическое ощущение: почувствуйте себя гигантом, удерживающим на своей голове землю. Выполнять от 30 секунд до 3 минут.

Подготовительный вариант: сесть на пол, положить правую ступню на левое бедро, левую ступню на правое бедро согласно рисунку. Затем, расслабившись, погрузить свое внимание вглубь тела.

Энергетический: ощутить внутри тела энергорисунок первой асаны «Йога-мудра». Вначале, может быть, он будет слабый, но затем по мере занятий ощущение усилится. Его надо довести до максимально возможного, а затем убрать, как бы размыть. В первый день можно поработать с одним ощущением. При следующем занятии можно посте размывки первого энергетического ощущения вызвать второе, от Ваджрасаны, затем добавлять еще и еще, пока за один подход не пройдут ощущения всех вышеперечисленных асан. Выполнять 15–20 минут.

Второй, или совершенный, этап. Этот вариант асаны выполняется тогда, когда уже человек освоил Дхарану, концентрацию и способен строить в своем энергополе объемные голограммы, по которым циркулирует энергия. Упражнение выполняется так: приняв позу Лотоса и погрузив сознание вглубь тела, нужно вызвать в энергополе, или, в астральном теле, ощущение энергокаркаса первой асаны данного комплекса, затем вызвать ощущение циркуляции энергии по энергокаркасу второй асаны нашего комплекса, позы молнии, затем эти контуры надо объединить между собой и заставить гармонично циркулировать по ним прану.

Сейчас, возможно, трудно понять весь механизм работы, но когда вы научитесь работать с энергией тела, вам многое станет ясно в данном взаимодействии энергокаркасов. Так вот, кода вы объедините работу двух асан сразу, можно добавить рисунок циркуляции энергии и в третьей, четвертой и т. д., весь предыдущий комплекс сложить в один цельный акт. В этот момент на человеческое тело действуют все асаны комплекса. Это уникальное воздействие, в результате чего человек подчиняет свое тело себе полностью, у него раскрываются сверхнормальные психические способности, резервные силы организма, экстрасенсорика, тело приобретает высокую степень сопротивляемости негативным воздействиям и т. д.

Лечь на спину, расслабиться. Дыхание медленное, равномерное, сознание погружаем внутрь тела, расслабляем мышцы и начинаем ощущать, как тело разбухает, наполняется вибрирующими микрочастицами, которые, циркулируя в теле, начинают растворять кости, мышцы, ткани тела, пока не останется ощущения, что тело превратилось в тоненький пленочный каркас, состоящий из кожи и наполненный энергией, свободно циркулирующей внутри. Это, по сути, и есть астральное тело человека. Происходит перенос внимания с физического на астральное тело, которое становится необычайно легким, и может возникнуть ощущение отрыва астрального тела от физического и парение его в воздухе. Чтобы вернуться в обычное состояние, ученик должен либо вызвать в себе ощущение пробуждения ото сна, либо нагрузить себя грубыми ощущениями физического тела, т.е. постараться вспомнить эти чувства.

Психологическое ощущение: человек, находясь в таком состоянии, чувствует себя промытым солнечными токами, обновленным, наполненным солнечной энергией.

Терапевтический эффект

Терапевтические эффекты этой древней практики огромны. Асаны помогают не только укрепить мышцы тела, растянуть позвоночник, увеличить подвижность в суставах, но и успокаивают суетность сознания, наполняют тело энергией, учат наблюдательности, помогают сохранить равновесие и концентрацию. Это уникальное воздействие, в результате чего человек подчиняет свое тело себе полностью, у него раскрываются скрытые психические способности, резервные силы организма, тело приобретает высокую степень сопротивляемости негативным воздействиям и многое другое.

Хатха-йога – это древнее учение, духовная практика, направление йоги, родиной которого является загадочная во всех отношениях Индия. Легенды гласят, что сам Шива передал тайные знания хатха-йоги своей супруге Парвати, поэтому к этому учению можно относиться как к божественному дару.

Матсьендранатх и его ученик Горакшанатх считаются теми, кто придал хатха-йоге именно те особенности, которые мы можем наблюдать и сегодня. Они систематизировали практики работы с сознанием и телом, а Горакшанатх является автором текстов об этой практике.

Это направление йоги провозглашает единение духовного и физического. Располагая особыми практиками, оно позволяет достичь гармонии этих двух аспектов.

В чем особенность хатха-йоги

Уже само слово «хатха» несет особый смысл. Существует несколько толкований. «Хатха» с санскрита переводится как «интенсивность», «усилие», йога – «единение», «союз», «слияние» . Фактически, хатха-йога – это принудительное слияние. Но слияние чего?

Некоторые исследователи видят в слове «хатха» отдельные слоги, которые по отдельности не обладают собственными значениями. Но вместе они образуют гармоничное единение. «Ха» – это ментальная энергия, мужская мантра, Солнце, Шива. «Тха» – сила жизни, женская мантра, Луна, Шакти. Итак, «хатха» – это союз мужского и женского, объединение двух энергий, являющихся источником всего живого.

Данная индийская духовная практика считается частью раджа-йоги, являющейся путем развития духовных способностей. Хатха-йога в составе раджа-йоги необходима именно для подготовки тела для постижения духовной стороны личности.

Главное в хатха-йоге – поддержание здоровья суставов и позвоночника, развитие гибкости тела. Особенно показаны занятия йогой тем, кто вынужден регулярно испытывать умственные нагрузки, занимается интеллектуальным трудом, учебой.

Помимо классических асан и техник данное направление йоги располагает уникальными упражнениями, направленными на массаж внутренних органов и стимуляцию гормональных желез . Не секрет, что гормоны оказывают влияние на эмоциональное состояние человека.

Дисбаланс, возникающий в гормональной системе, способен привести не только к негативному восприятию мира и самого себя, но и серьезным проблемам со здоровьем. В том числе, по мнению йогов, подавляющее большинство недугов – это результат неправильного распределения в организме жизненной энергии . Практикуя асаны хатха-йоги, восстанавливается правильное течение праны.

Отзывы тех, кто практикует хатха-йогу, свидетельствуют о том, что после таких занятий уходит не только ощущение телесной усталости, но и психологической, от которой избавиться гораздо сложнее. Асаны, пранаямы и медитативные техники помогают избавиться от напряжения и стрессового состояния, укрепить нервную систему.

Практики

Практика хатха-йоги базируется на таких составляющих:

  1. Пранаямы – специальные дыхательные упражнения, цель которых заключается в том, чтобы научить человека эмоциональному самоконтролю . В процессе выполнения пранаямы также осуществляется массаж внутренних органов. .
  2. Асаны – выполнение упражнений в специальных позах в сочетании с особыми техниками дыхания и концентрацией внимания . Хатха-йога заключается в практике статических упражнений, которые могут выполняться на вдохе, выдохе или задержке дыхания. Асаны не следует делать на грани своих физических сил. Наоборот, они должны расслаблять, умиротворять. Важно, чтобы не возникало никакого дискомфорта. Появление приятных ощущений во время асан – показатель того, что прана по телу циркулирует правильно.
  3. Медитация. Ее главная цель – прислушаться к себе, сбросить все «лишнее», напускное . В процессе релаксации происходит физическое и психологическое расслабление, энергия направляется на духовное совершенствование человека.
  4. Шаткармы – упражнения и способы хатха-йоги, позволяющие очистить внутренние органы . Шаткармы – это общее название для очистительных практик. Перевести с санскрита можно как «шесть действий». Действительно, методика располагает шестью практиками очищения организма:
  • – техники для очищения пищеварительного тракта;
  • – тонизирование и промывание толстого кишечника;
  • специальные техники массирования области живота с целью укрепления органов брюшной полости;
  • – очищение и промывание носовых проходов;
  • – набор их трех несложных техник, позволяющих очистить переднюю долю головного мозга;
  • – укрепление оптических нервов и глаз, улучшение зрения, развитие внимательности с помощью техники пристального созерцания объекта.
  1. Правильное питание. В йоге этому аспекту уделено отдельное внимание. Чтобы быть здоровым и довольным жизнью, достаточно есть простую натуральную пищу и не переедать.

Практика хатха-йоги позволяет достичь разных целей: пробуждение Кундалини – особой энергии, сконцентрированной у основания позвоночника; восстановление или поддержание здоровья, долголетие; осознание своего высшего Я (атмана); достижение гармонии внешнего и внутреннего, состояния просветления (самадхи).

Традиционная хатха-йога в древнейшем «Хатха-йога-прадипика»

«Хатха-йога-прадипика » – один из классических текстов о хатха-йоге . Написан на санскрите приблизительно в XV веке Свами Сватмарамой, являющимся идейным последователем Горакшантха, основавшим Натха-сампрадайю – философское учение, объединяющее людей, почитающих Шиву.

«Хатха-йога-прадипика» вобрал в себя цикл ранних текстов и добавления йоги Сватмарамы.

Текст включает в себя 382 строфы и четыре основные главы:

  • Первая глава посвящена асанам, рекомендациям по питанию и родословной преемственности. Ограничениям, которые необходимо соблюдать (ниямы), отведено 67 шлок, а правилам сдержанности в поведении и поступках (ямы) – по одной шлоке на каждую.
  • Шлока – это эпический стихотворный размер, применяемый в древнеиндийских санскритских текстах. Состоит из двустишия, в каждой строчке – по 16 слогов.
  • Вторая глава включает в себя 78 шлок, посвященных шаткарме (техникам очищения организма) и пранаяме (дыхательным техникам).
  • Третья глава в 130 шлоках повествует об энергии Кундалини; каналах, по которым движется прана; бандхах и мудрах.
  • Посредством 114 шлок четвертая глава описывает способы концентрации ума, успокоения сознания, достижения просветления.

Преимущество хатха-йоги в том, что ее можно практиковать в любом возрасте, так как она практически не имеет противопоказаний.

Освоив техники йоги, можно научиться полноценно релаксировать, достигать взаимопонимания с окружающим миром и самим собой, избавиться от разных недугов. Ведь проповедуя хатха-йогу, вы начинаете понимать, в чем сила физического и психологического расслабления, спокойствия и гармонии.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Основой всего философского учения йоги является хатха йога. Без познания и освоения этой практики не получится перейти на следующую ступень саморазвития и самопознания. Направленная на подготовку тела, которое по древнему учению считается обителью духа, эта практика основана на сочетании правильного дыхания, питания, медитаций, водных процедур и особых асан. Чтобы понять, подходит ли вам философия богов для оздоровления тела и укрепления духа, нужно сначала познать науку хатха йоги. Она позволит проникнуться древнейшими знаниями и постепенно научиться развивать свое тело, чтобы научиться управлять своим разумом и жить в гармонии с окружающим миром. Познакомиться с направлением хатха йога для начинающих можно, прочитав эту публикацию.

Популярные в последнее время упражнения хатха йоги для новичков – самый простой и доступный способ саморазвития, позволяющего управлять всеми каналами, по которым движется внутренняя энергия. После него можно практиковать хатха йога средний уровень, повышая свои навыки совершенствования.

Для многих удивительным может быть тот факт, что учение хатха йоги стало основополагающей системой многих современных методик. Заложенный в названии практики смысл отражает ее предназначение. Если говорить о том, что это такое, то «хатха» означает «натяжение, интенсивность, усилие», а «йога» — «единение, связь». Обратившись к санскриту, можно увидеть, что в переводе «ха» (солнце) и «тха» (луна) означают объединение двух противоположностей, которые образуют наполненный энергией сосуд.

Это подтверждают основные принципы учения. Система хахта йоги рассматривает тело человека, как энергетическую систему из 13 каналов, по которым непрерывно циркулирует 10 разных энергетических потоков. Следовательно, занятия этой практикой предоставляют человеку возможность научиться управлять энергетическими потоками и приблизиться к самопознанию.

Основу хатха йоги составляют три главных компонента:

Если же говорить о физиологическом (терапевтическом) аспекте и что она дает практикующему, то занятия по этой методике демонстрируют отличный оздоровительный эффект. Помимо благоприятного воздействия на опорно-двигательный аппарат организма, комплекс асан хатха йоги:

  • Улучшает функционирование пищеварительной системы, эндокринной и сердечно-сосудистой;
  • Стимулирует кровоснабжение спинного и головного мозга, дыхательной системы;
  • Повышает физические показатели организма (гибкость, пластичность, ловкость);
  • Релаксирует, отлично снимая усталость и поднимая настроение;
  • Обеспечивает приток жизненных сил.

Как можно увидеть, польза этой практики для человеческого тела огромная. Оказывая комплексное благотворное влияние на организм, эта система асан с синхронизированным дыханием помогает справиться с различными заболеваниями, одновременно учиться самообладанию и приобретать гармонию. Однако, изучая это направление йоги, не стоит забывать о том, что данная система – всего лишь часть огромного древнего учения, которая выступает промежуточной частью между началом познания учения и достижением ее вершин.

Поняв, что представляет собой данная методика, можно приступать к подготовке непосредственно к занятиям.

С чего следует начинать?

Перед тем, как приступить к занятиям в домашних условиях или под руководством профессионального инструктора, следует ознакомиться с главными принципами практики:

  • Подходящее время для тренировок. Идеальным для выполнения комплекса асан хатха йоги считается утреннее время – с 5 до 7 часов. Выполненный до восхода солнца утренний комплекс помогает взбодриться, настроиться на рабочий день и зарядиться позитивной энергией. Для начинающих практиков подойдут и . По вечерам, после активных физических нагрузок, занятия йогой смогут дать человеку необходимую для расслабления энергию. После выполнения асан человек получает умиротворение, настраивается на ночной отдых и, в результате, просыпается с утра полным сил. Взяв за основу время, когда вам будет удобнее практиковать, следует сформировать индивидуальный комплекс упражнений.
  • Особенности приема пищи. Не рекомендуется практиковать занятий йогой на сытый желудок. Будет лучше, если между приемом пищи и началом тренировки пройдет не меньше 2-х часов. После занятий можно кушать спустя 30 минут.
  • Обстановка и одежда. При возможности заниматься хатха йогой лучше на свежем воздухе. Если же такой возможности у практикующего нет, стоит предварительно перед занятием проветрить помещение. Пока проветривается комната, следует выключить все приборы, шум от которых может отвлекать вас от тренировки (телефон, телевизор, компьютер, дверной звонок). Что касается , то стоит отдать предпочтение вещам, которые не будут стеснять движений. Заниматься йогой лучше босиком.
  • Водные процедуры. Минут за 10-20 до тренировки необходимо принять контрастный душ. Эта процедура поможет взбодриться и подготовить организм к предстоящему занятию. По окончании сеанса тоже не помещает искупнуться. Полезным считается после тренировки прохладный душ или обтирание смоченным в холодной воде полотенцем.
  • Особенности асан. Существует огромное множество асан в йоге. Но хатха йога допускает новичкам практиковать около двух десятков упражнений, позволяющих осуществить переход на следующий уровень. Они совмещают асаны и равномерное дыхание. Полная концентрация во время выполнения асан позволяет медитировать, овладевая техникой самоконтроля. Кроме того, нужна правильная последовательность асан. Хатха йога предусматривает выполнение упражнений сверху вниз. То есть, в начале занятия выполняются асаны стоя, после них следуют асаны в положении сидя, в завершение – лежа. Хатха йога дыхательные упражнения выполняются при условии носового дыхания. Вдохи должны быть глубокими, а сам темп вдохов-выдохов – размеренным.

При условии выполнения этих требований польза от хатха йоги будет огромной. Уже через несколько сеансов вы сможете почувствовать прилив жизненных сил, улучшение самочувствия и свободу от негативных мыслей. Правильный подход к занятиям йогой обеспечит расслабление и укрепление мышц, омоложение организма, а также позволит достичь полного самоконтроля над самочувствием и сознанием.

Нужно отметить, что многие используют йога упражнения для релаксации и похудения. Бесспорно, что хатха йога средний уровень позволит создать красивое рельефное тело быстрее, чем диетическое питание без спорта. Тем более что такая практика безопасна и подходит для людей разных возрастов. Ее рекомендуют даже детям.

Кому стоит воздержаться от практики?

Несмотря на то, что польза от занятий хатха йогой настолько велика, при неправильном подходе она может нанести вред человеческому организму. Поэтому прежде, чем практиковать комплекс хатха йога, следует узнать его противопоказания.

Ограничениями для занятий по этой системе являются:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • пониженное или повышенное давление;
  • период обострения заболеваний;
  • нервные и эмоциональные истощения.

Не рекомендуется практиковать направление хатха йоги тем, кто длительное время пребывал на жаре. Лучше приступать к выполнению асан йоги после того, как тело наберется сил и отдохнет. Также не стоит совмещать практику с другими видами спорта. При желании, йогу и спорт можно чередовать, выполнив утренний комплекс йоги, а вечером отправившись в фитнес клуб или тренажерный зал.

Тренировка для новичков

Познакомившись с основными принципами практики и поняв, и что может давать практикующему, можно после подготовки приступать к выполнению . Самые первые позы хатха йога для начинающих представляют собой более десятка асан, которые достаточно освоить человеку для перехода на новый уровень.

Итак, самые первые позы хатха йоги.

Поза дерева (Врикшасана)

Исходная позиция – стоя ровно с прямой спиной. Из и.п. поднимайте колено, сгибая всю ногу, поставив стопу на бедро другой ноги. Начинающим разрешается помогать себе руками. Удерживая равновесие, поднимите руки с соединенными ладонями вверх, чтобы получилась поза, как на фото. Дыхание должно быть плавным и равномерным. В верхней точке следует задержаться на 10-20 секунд. После этого можно медленно вернуться в и.п. и поменять ноги.

Поза переплетения рук и ног (Гарудасана)

И.п. – то же, что и в предыдущем случае. Подняв одну ногу, ее нужно переплести с другой, слегка подогнутой в колене. Руки тоже переплетаются между собой на уровне груди, как это показано на фото. Эта асана рассчитана на средний уровень хатха йоги, выполняется в более сложном варианте, когда в таком положении практикующий полностью приседает на одной ноге.

Поза воина (Вирабхадрасана)

И.п. – то же. Поднимая одну ногу и отводя ее назад, наклоняйте туловище вперед и выносите перед собой соединенные ладонями руки, как на следующем фото. Пребывая в асане около 20-30 секунд, можно вернуться в и.п., продолжив упражнение другой ногой.

Поза «руки к ногам» (Падангуштхасана)

И.п. – то же, но с ногами на ширине плеч. Медленно наклоняя корпус вниз с ровной спиной, следует тянуться лбом к коленям, одновременно обхватив ноги сзади руками, как на фото. В этой асане нужно задержаться на 10-30 секунд, после чего можно вернуться в и.п.

Поза «половинный полулотос» (Ардха мукха падмасана)

И.п. – сидя на коврике на ягодицах одну ногу притягиваем к себе, сгибая в колене, в то время как другая остается вытянутой и прямой (см. фото). Посидев так, равномерно дыша, в течение 20-30 секунд, меняйте ногу.

Поза «коровьей головы» (Гомукхасана)

И.п. – сидя на согнутых в коленях ногах, чтобы ягодицы размещались над устремленными вверх стопами. Заводя одну руку назад снизу, а другую – из-за головы, соедините пальцы, как это показано на очередном фото. Удерживая спину ровной, остаемся в асане 10-30 секунд, затем меняем руки.


Полные видео-уроки с асанами хатха йоги для новичков без труда можно найти в сети. Руководствуясь видео-инструкциями, можно познать собственное тело, очистить разум, овладеть практикой самоконтроля и перейти на следующий этап – т.е. средний уровень хатха йоги, который предоставит возможность практикующему развивать свой ум и научиться полной концентрации внимания.

Асаны Хатха-Йоги это выверенные веками методы воздействия на тело с целью его совершенствования. Уникальность практики хатха-йоги заключается в том, что каждая асана, направлена на работу с той или иной частью тела, в тоже время включает в работу все тело целиком, т.е. воздействие на тело каждого упражнения целостно и гармонично.

Что дают занятия Хатха-йогой

В Хатха-Йоге существует очень много асан, направленных на разные области тела, железы внутренней секреции, физиологические системы организма и чакры. Так, асаны в положении стоя воздействуют в основном на нижние чакры - Муладхару и Свадхистану. Асаны в положении сидя - на Манипуру и Анахату. В положении лежа - на Вишудху и Аджну. В перевернутых асанах (стопы выше головы) - на Сахасрару. Таким образом, правильно подбирая последовательность и структуру комплекса выполняемых асан, пробуждают и наполняют праной (жизненной энергией) все чакры, благотворно воздействуя на все органы и системы организма.

В результате занятий Хатха-Йогой тело оздоравливается, приобретает красивые формы, выносливость и гибкость. У Вас появляется возможность регулировать чувство голода, Вы легче переносите неблагоприятные условия: холод, жару, влажность и т.д.

Кроме этого, уравновешивается эмоциональная сфера: Вы становитесь более спокойным и радостным; исчезают лишние тревоги и беспокойства; улучшается сон; Вы быстрее восстанавливаетесь после стрессовых нагрузок.

Успокоение тела и эмоций приводит к возможности более глубокого понимания действительности, проявлению мудрости и интуиции в повседневной жизни. Значительно увеличивается эффективность мыслительной деятельности, развиваются творческие способности.

Изначально - практика Хатха-Йоги создавалась для подготовки тела к высшим состояния сознания - постижению Атмана - блаженного состояния единства с миром. Практика Йоги это процесс восхождения энергии от самых нижних до самых верхних чакр. Постижение высшего начала возможно лишь тогда, когда природа (Пракрити) в человеке успокоена (первые 5 чакр). Именно практика работы с телом через асаны и пранаяму наиболее эффективна для многих людей для пробуждения высших чакр, поскольку другими способами им трудно уравновесить эмоции или успокоить ум. Уравновешивание энергии в теле приводит к состоянию внутреннего блаженства и у человека появляется возможность глубокого понимания себя и мира - проявления истинного знания (уровень Пуруши - последние 3 чакры).

Основы для практики хатха-йоги

1.Прежде чем приступить к практике Хатха-Йоги, необходимо создать для этого благоприятные внешние условия (принцип ямы):

  • Вы определяете для себя все внешние раздражители. Например, за окном рабочие чинят забор. Вы отмечаете это как возможность резких звуков за окном в этой связи. То же самое касается ваших близких, которые находятся с вами в одном помещении на момент практики: Вы для себя предусматриваете возможность шума с их стороны, и предупреждаете, чтобы они вам по-возможности не мешали.
  • у Вас достаточно места и времени для практики;
  • Вы действительно хотите заниматься, а если такого желания нет - надо для себя найти вескую и понятную причину для практики.

Создание благоприятных внешних условий для практики регулирует прохождение энергии через нижнюю чакру - Муладхару (первоэлемент Земля). Эта чакра на уровне бессознательного отвечает за выживание. Энергия этой чакры настроена на то, чтобы защищать тело от внешней агрессии (убегать или атаковать). В неблагоприятных внешних условиях внешняя мускулатура тела остается в постоянном напряжении, в результате чего энергия из этой чакры не может свободно подняться на более высокий уровень.

2. Необходимо обеспечить благоприятные внутренние условия для практики (принцип ниямы):

  • внешние приготовления: Вы не должны испытывать чувства голода или переедания;
  • внутренние приготовления: у Вас нет неотложных дел, на душе спокойное состояние - желания не беспокоят; внимание сосредоточено только на практике.

Создание благоприятных внутренних условий для практики уравновешивает внутренние мышцы, которые поддерживают внутренние органы и позвоночник. Это способствует свободному прохождению энергии через Свадхистану - чакру (первоэмелент - Вода), которая отвечает за безусловные инстинкты, которые порождают желания, трудно поддающиеся контролю со стороны сознания.

3. Первые две чакры отвечают за бессознательные механизмы. Уже на уровне успокоения первых двух чакр происходит момент регулирования двух потоков в теле: каналов Пингала (Ха) и Ида (Тха). Только обеспечив благоприятные внешние и внутренние условия приступают к практике асан. Асана - это комфортное и устойчивое положение тела.

При выполнении каждой асаны все тело находится во внимании целиком - от кончиков пальцев ног, пальцев рук до макушки головы. Дыхание - в естественном ритме.

При этом - каждая асана имеет три этапа:
  • вхождение в асану;
  • уравновешивание тела в асане относительно направлений перед-зад, лево-право, верх-низ; наблюдение за ощущениями напряжения-расслабления в различных частях тела при выполнении разных асан;
  • пребывание в состоянии равновесия. При этом внешние мышцы, должны быть расслаблены, внутренние мышцы, которые поддерживают внутренние органы и позвоночник - находиться в состоянии «подтянутости». Когда асана выставлена правильно, тело попадает в состояние равновесия, в нем появляется ощущение устойчивости, комфорта и наслаждения.

Именно достижение состояния равновесия, устойчивости и комфорта в теле является главной целью в асане. Потому что без равновесия и устойчивости в теле нет уравновешивания энергий левого и правого каналов (Иды и Пингалы). В результате - энергия не поднимется из Манипура-чакры (первоэлемент - Огонь) выше. Правильная регуляция асаны дает возможность осознанного управления телом. Исчезает лишний вес, тело приобретает красивые формы, появляется возможность регулировать чувство голода; тело намного проще переносит холод и жару.

4. Пранаяма возможна лишь тогда, когда тело находится в устойчивой и комфортной позе. Пранаяма - это очень тонкий процесс. Вначале - это наблюдение за естественным ритмом вдоха, выдоха и задержки. Правильное положение тела в асане и усвоение естественного ритма дыхания дают возможность урегулировать дыхание в сторону четкого соответствия длины вдоха, выдоха, задержки и услышать более тонкий ритм - сердца. Наблюдение и усвоение этого ритма дает возможность услышать биение ликвора - спинномозговой жидкости, движение которой в позвоночном столбе и связывают с «подъемом кундалини». Правильное выполнение асаны и пранаямы обеспечивает свободное прохождение энергии от Анахаты (первоэлемент - Воздух) вверх - до Вишудха чакры (первоэлемент - Пространство или Эфир).

5. Активизация Вишудха чакры приводит к тому, что мы начинаем осознавать, как внешний мир пробуждает наши желания и заставляет нас рассеивать энергию на удовлетворение этих желаний. Это дает возможность научиться управлять этим процессом и перенаправить внимание и энергию от внешних раздражителей к внутреннему миру. Это пятая ступень йоги Панатджали - пратьятхара. Успешное освоение 5 ступеней приводит к тому, что 5 первоэлементов природы в человеке проявлены и уравновешены. Благодаря этому появляется состояние внутреннего комфорта и блаженства, а энергия перестав расходоваться вовне может подняться выше - для пробуждения Аджна-чакры.

6. Аджна - чакра отвечает за развития более глубокого понимания действительности - за пробуждение мудрости. Шестая ступень - дхарана - это способность направлять наш разум, то есть из всего многообразия объектов, которые нас окружают, выбирать один, и внимание направлять только на него. Например, пребывая в асане, все свое внимание направляем на ощущения внутри тела, стараясь полностью исключить его рассеивание на мысли, эмоции или внешние раздражители.

7. Дхьяна (уровень Сахасрара чакры) - это способность длительное время, не отвлекаясь, находится в восприятии того объекта, на который направлено наше внимание и который мы стремимся понять. Это опора на глубокое внутреннее знание, которое не связано с интеллектом и возникает самопроизвольно, в результате того, что наше внимание остается бдительным и в течении длительного времени непрерывно сосредотачивается только на одном объекте - например, на ощущениях в теле при выполнении асан. В результате - занимающийся уже не прилагает усилий для того, чтобы пребывать в асане в состоянии глубокого покоя, устойчивости и комфорта.