Хака танец полинезия новая зеландия маори народ. Хака – история устрашающего танца

Чтобы устрашить врага, воины-маори выстраивались в ряд, начинали топать ногами, скалить зубы, высовывать языки, делали агрессивные движения в сторону противника, провоцирующе хлопали себя по рукам, ногам, торсу, страшным голосом выкрикивали слова песни, укрепляющей дух маори. Танец помогал воинам набраться решимости вступить в бой, уверенности в своих силах и на протяжении многих лет был лучшим способом подготовиться к битве с врагом.

Древний ритуал и сегодня производит сильное впечатление – в нем чувствуется первобытная сила, мощь человека, и, несмотря на то, что хака стала мирным танцем, исполненная полураздетыми мужчинами в нужное время и в нужном месте она вполне может ввести в транс - ну, по крайней мере, девушек и женщин.

Примерно с 1500 года до н.э. народы, населяющие острова южной части Тихого океана – полинезийцы, меланезийцы, микронезийцы, в поисках жизненного пространства перемещались с острова на остров Океании, пока году так примерно в 950 н.э. не достигли южной её оконечности – Новой Зеландии. Племен, населявших просторы Океании, было много, и, хотя иногда языки соседствующих племен были похожими, чаще это не было правилом - а потому отогнать врага словами: «уйди с моей земли, а то будет больно» обычно не получалось.

Хотя танец хака родился в неопределенно далёкие исторические времена, у ученых есть своя версия его происхождения. Жизнь древних людей, населяющих Океанию, была полна опасностей, одна из самых серьёзных из них - соседство диких животных, средств защиты от которых природа человеку не подарила. Убежать от быстрого животного трудно, зубы человека не могут защитить его от зубов хищника, да и руки – смешная защита от страшных лап.

Легко и почти моментально забраться на дерево, как обезьяне, у человека не получалось, да и не всегда хищник нападает в лесу, а вот закидывать его камнями, как те же обезьяны, у человека получалось, позже в дело пошла большая палка - человек продолжал изобретать бесконтактные способы защиты. Одним из них оказался крик. С одной стороны он был довольно опасным занятием: звук привлекал хищников, но, с другой - при правильно выбранной интонации он же мог их и отпугнуть, впрочем, как и людей – и во время нападения, и во время защиты.

Чем больше группа людей, выкрикивающих угрозы, тем сильнее крики сливаются в общий гомон. Чтобы слова звучали чётче, а звуки громче, понадобилось добиться синхронности выкриков. Оказалось, такой способ лучше подходит не столько для запугивания врага,сколько для подготовки к бою нападающей стороны. В лёгкой форме он добавлял чувства единства, в усугубленной – доводил до состояния транса. Трансом, как известно, называют измененное состояние сознания, но при трансе также меняются состояние нервной системы человека и химия его организма. В трансе человек не чувствует страха и боли, не ставит под сомнение приказы лидера группы, становится составной частью коллектива, теряя собственную индивидуальность. В состоянии транса индивид готов действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни.




На достижение этого же результата работали не только ритмические песни и пляски аборигенов, но и часть ритуалов, исполняемых перед боем и после него, боевая раскраска или татуировки (у маори - ta moko). История имеет достаточно подтверждений этой теории – от исторических источников, до психологических приемов, используемых в современных вооруженных силах.

Посмотрим, к примеру, как выглядели воины-пикты - мужчины и женщины. Они вступали в бой в обнаженном виде, поскольку их тело было покрыто устрашающей боевой татуировкой. Пикты не только пугали своим внешним видом врага, но и, видя магические символы на телах сотоварищей, чувствовали единение с ними и наполнялись боевым духом.

Вот еще один, более современный вариант создания единого целого из отдельных индивидов. Это работы Артура Моле, автора самых массовых фотографий. Британский фотограф начал создавать свои снимки в американском Сионе (штат Иллинойс), в конце Первой мировой войны и продолжил свой труд по её окончании, когда внутренняя политика всех крупных стран мира была настроена на подъем патриотизма: мир жил в ожидании Второй мировой, и «лидеры групп» вырабатывали у индивидов готовность действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни, а также не ставить под сомнение приказы лидеров группы.

Американские солдаты и офицеры с удовольствием выполняли приказы руководителя съемок, выкрикиваемые им в рупор с 80-ти футовой смотровой вышки. Это было интересное занятие: десятки тысяч людей учились превращаться в одно целое, это было приятное занятие: коллективная энергия направлялась в пока еще мирное русло.

Свое место в мирной жизни нашла и хака. В 1905 году новозеландская команда по регби «All Blacks» во время разминки в Англии исполнила хаку, хотя в ней были не только маори, но и белые игроки. Хотя некоторые из британских зрителей были сбиты с толку этим танцем и выразили свое возмущение, но большинство оценило мощь ритуала и то, как он сплотил и настроил игроков и их болельщиков.

Один из вариантов текста хаки от «All Blacks» звучит так:

Или смерть! Или смерть! Или жизнь! Или жизнь!
С нами тот человек,
Который принес Солнце и заставил его сиять.
Шаг вверх, еще шаг вверх
Шаг вверх, еще шаг вверх,
До самого сияющего Солнца.

Небольшое пояснение перевода. Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora! – буквально переводится «Это смерть! Это смерть! Это жизнь! Это жизнь!», но думаю, смыслово это значит - «Жизнь или смерть» или «Погибнуть или победить».

Я перевела tangata pūhuruhuru, как «с нами тот человек», хотя должна была написать просто «волосатый человек», ведь tangata – это, действительно, человек, хотя в языке маори человек не может быть просто человеком, обязательно нужно пояснение – кто именно имеется в виду, в данном случае это человек pūhuruhuru – «покрытый волосами». Вместе получается – «волосатый человек». Но последующий текст наводит на мысль, что имеется в виду tangata whenua – это одновременно и абориген, и первый человек, прачеловек – поскольку аборигены сами так называют себя, но одно из значений whenua – это «плацента», это «прото-», и даже часть слова «Земля» (hua whenua).

Ну, впрочем, кто недоволен моим переводом, может попытаться сделать свой, воспользовавшись словарем Māori-English Dictionary.

Символично, что впервые хака была исполнена регбистами именно в Англии. Как известно, Новая Зеландия в середине 1800-х была колонизирована британцами. И если раньше маори использовали хаку для подготовки к межплеменной войне, то в годы британского гнёта она помогала поднимать дух в восстаниях против европейцев. Увы, танцы – плохая защита против огнестрельного оружия. Британия – страна, у которой руки в чужой крови не по локоть, а по уши, к сопротивлению местного населения ей не привыкать, и в результате к началу 20-го века большая часть земель маори находилась в руках Британии, а численность местного населения не достигала и 50 тысяч человек.
К слову сказать, хака – танец, исполняемый без оружия, но у маори есть и ритуальные танцы с оружием – с копьями или дубинами – каждый из них имеет свое соответствующее название, существует также несколько разновидностей самой хаки, с которыми вы можете познакомиться на сайте, который так и называется: Haka, а также на сайте, посвященном истории Новой Зеландии и её обычаях.

Хака - не единственный танец войны народов Океании, к примеру, воины архипелага Тонган исполняли танец Sipi Tau, воины Фуджи – Teivovo, воины Самоа – Cibi, они в чём-то похожи, в чем-то самостоятельны. Увидеть сегодня эти танцы тоже проще всего на чемпионатах регби.

Хака - танец войны. Чтобы устрашить врага, воины-маори выстраивались в ряд, начинали топать ногами, скалить зубы, высовывать языки, делали агрессивные движения в сторону противника, провоцирующе хлопали себя по рукам, ногам, торсу, страшным голосом выкрикивали слова песни, укрепляющей дух маори.

Танец помогал воинам набраться решимости вступить в бой, уверенности в своих силах и на протяжении многих лет был лучшим способом подготовиться к битве с врагом.

Примерно с 1500 года до н.э. народы, населяющие острова южной части Тихого океана - полинезийцы, меланезийцы, микронезийцы, в поисках жизненного пространства перемещались с острова на остров Океании, пока году так примерно в 950 н.э. не достигли южной её оконечности - Новой Зеландии.

Племен, населявших просторы Океании, было много, и, хотя иногда языки соседствующих племен были похожими, чаще это не было правилом - а потому отогнать врага словами: «уйди с моей земли, а то будет больно» обычно не получалось.

Хотя танец хака родился в неопределенно далёкие исторические времена, у ученых есть своя версия его происхождения. Жизнь древних людей, населяющих Океанию, была полна опасностей, одна из самых серьёзных из них - соседство диких животных, средств защиты от которых природа человеку не подарила. Убежать от быстрого животного трудно, зубы человека не могут защитить его от зубов хищника, да и руки - смешная защита от страшных лап.

Легко и почти моментально забраться на дерево, как обезьяне, у человека не получалось, да и не всегда хищник нападает в лесу, а вот закидывать его камнями, как те же обезьяны, у человека получалось, позже в дело пошла большая палка - человек продолжал изобретать бесконтактные способы защиты.

Одним из них оказался крик. С одной стороны он был довольно опасным занятием: звук привлекал хищников, но, с другой - при правильно выбранной интонации он же мог их и отпугнуть, впрочем, как и людей - и во время нападения, и во время защиты.

Чем больше группа людей, выкрикивающих угрозы, тем сильнее крики сливаются в общий гомон. Чтобы слова звучали чётче, а звуки громче, понадобилось добиться синхронности выкриков. Оказалось, такой способ лучше подходит не столько для запугивания врага,сколько для подготовки к бою нападающей стороны.

В лёгкой форме он добавлял чувства единства, в усугубленной - доводил до состояния транса. Трансом, как известно, называют измененное состояние сознания, но при трансе также меняются состояние нервной системы человека и химия его организма.

В трансе человек не чувствует страха и боли, не ставит под сомнение приказы лидера группы, становится составной частью коллектива, теряя собственную индивидуальность. В состоянии транса индивид готов действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни.

На достижение этого же результата работали не только ритмические песни и пляски аборигенов, но и часть ритуалов, исполняемых перед боем и после него, боевая раскраска или татуировки (у маори - ta moko ). История имеет достаточно подтверждений этой теории - от исторических источников, до психологических приемов, используемых в современных вооруженных силах.

Посмотрим, к примеру, как выглядели воины-пикты - мужчины и женщины. Они вступали в бой в обнаженном виде, поскольку их тело было покрыто устрашающей боевой татуировкой. Пикты не только пугали своим внешним видом врага, но и, видя магические символы на телах сотоварищей, чувствовали единение с ними и наполнялись боевым духом.

Вот еще один, более современный вариант создания единого целого из отдельных индивидов. Это работы Артура Моле, автора самых массовых фотографий.

Британский фотограф начал создавать свои снимки в американском Сионе (штат Иллинойс), в конце Первой мировой войны и продолжил свой труд по её окончании, когда внутренняя политика всех крупных стран мира была настроена на подъем патриотизма: мир жил в ожидании Второй мировой, и «лидеры групп» вырабатывали у индивидов готовность действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни, а также не ставить под сомнение приказы лидеров группы.

Американские солдаты и офицеры с удовольствием выполняли приказы руководителя съемок, выкрикиваемые им в рупор с 80-ти футовой смотровой вышки. Это было интересное занятие: десятки тысяч людей учились превращаться в одно целое, это было приятное занятие: коллективная энергия направлялась в пока еще мирное русло.

Свое место в мирной жизни нашла и хака. В 1905 году новозеландская команда по регби «All Blacks» во время разминки в Англии исполнила хаку, хотя в ней были не только маори, но и белые игроки.

Хотя некоторые из британских зрителей были сбиты с толку этим танцем и выразили свое возмущение, но большинство оценило мощь ритуала и то, как он сплотил и настроил игроков и их болельщиков.

Один из вариантов текста хаки от «All Blacks» звучит так:

Ka mate, ka mate! ka ora! ka ora!
Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora!
Tēnei te tangata pūhuruhuru Nāna nei i tiki mai whakawhiti te rā
Ā, upane! ka upane!
Ā, upane, ka upane, whiti te ra!

В переводе:

Или смерть! Или смерть! Или жизнь! Или жизнь!
С нами тот человек,
Который принес Солнце и заставил его сиять.
Шаг вверх, еще шаг вверх
Шаг вверх, еще шаг вверх,
До самого сияющего Солнца.

Небольшое пояснение перевода. Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora! - буквально переводится «Это смерть! Это смерть! Это жизнь! Это жизнь!», но думаю, смыслово это значит - «Жизнь или смерть» или «Погибнуть или победить».

Тangata pūhuruhuru , переводится как «с нами тот человек», хотя должна была написать просто «волосатый человек», ведь tangata - это, действительно, человек, хотя в языке маори человек не может быть просто человеком, обязательно нужно пояснение - кто именно имеется в виду, в данном случае это человек pūhuruhuru - «покрытый волосами». Вместе получается - «волосатый человек».

Но последующий текст наводит на мысль, что имеется в виду tangata whenua - это одновременно и абориген, и первый человек, прачеловек - поскольку аборигены сами так называют себя, но одно из значений whenua - это «плацента», это «прото-», и даже часть слова «Земля» (hua whenua) .

Символично, что впервые хака была исполнена регбистами именно в Англии. Как известно, Новая Зеландия в середине 1800-х была колонизирована британцами. И если раньше маори использовали хаку для подготовки к межплеменной войне, то в годы британского гнёта она помогала поднимать дух в восстаниях против европейцев.

Увы, танцы - плохая защита против огнестрельного оружия. Британия - страна, у которой руки в чужой крови не по локоть, а по уши, к сопротивлению местного населения ей не привыкать, и в результате к началу 20-го века большая часть земель маори находилась в руках Британии, а численность местного населения не достигала и 50 тысяч человек.

Хака - не единственный танец войны народов Океании, к примеру, воины архипелага Тонган исполняли танец Sipi Tau , воины Фуджи - Teivovo , воины Самоа - Cibi , они в чём-то похожи, в чем-то самостоятельны. Увидеть сегодня эти танцы тоже проще всего на чемпионатах регби.

Сегодня хака - не только танец-разминка команды «All Blacks», сегодня это символ единства Новой Зеландии. Танец исполняется на государственных праздниках, культурных мероприятиях, он даже вернулся на поле боя - есть фотографии, на которых маори исполняли хаку во время Второй мировой войны в Хелуане, специально по просьбе короля Греции Георга II. Сегодня ритуальную хаку исполняют и женщины -военнослужащие, начиная и заканчивая ею своё выступление. Так самый страшный танец, танец войны, мужской танец стал символом равенства и мира.

Древний ритуал и сегодня производит сильное впечатление - в нем чувствуется первобытная сила, мощь человека, и, несмотря на то, что хака стала мирным танцем, исполненная полураздетыми мужчинами в нужное время и в нужном месте она вполне может ввести в транс - ну, по крайней мере, девушек и женщин.

Танец хака – это не просто грозное выступление новозеландских регбистов перед матчем. В первую очередь, это культура, традиции и наследие маори, коренных жителей Новой Зеландии. Однако популярность в мире хака завоевала именно благодаря регби и All Blacks.

Танец хака — наследие маори

Согласно истории, хака исполнялась войнами племен маори перед боем, с целью устрашить противника. Хака включает в себя грозные топания ногами, взмахи и удары руками, а также различные гримасы. В наше время конфликты уже не решаются в открытом поле в схватках лицом к лицу с врагом, но боевые традиции остаются жить, лишь перетекая в мирное русло.

Регби – это тоже в некотором роде война. В отличие от многих других командных видов спорта, здесь игра ведется кость в кость, плечом в плечо, и все это в рамках правил. Временами регбийные баталии действительно выглядят жестко и даже жестоко. Поэтому не удивительно, что именно с этой игры началось внедрение хаки в спортивный мир.

Новая Зеландия исполняет хаку перед матчем с ЮАР. Фото EPA/NIC BOTHMA

Но хака имеет куда большее значение для жителей Новой Зеландии, чем просто танец перед матчем. Это дань традициям, часть культуры. Даже в давние времена хака исполнялась не только перед битвами, но и в других случаях, например, при приеме важных гостей или при достижении чего-то выдающегося. И сейчас трудно представить себе эту страну без хаки, танец хака стала брендом Новой Зеландией, ее символом, наряду с All Blacks. Хаку исполняют на спортивных состязаниях и торжественных приемах, на свадьбах и при прощании с ушедшими . Хаку учат в армии и в школе.

Маори празднуют возвращение батальон маори с первой мировой войны. 1920 год

Самой известной хакой считается Ka Mate. По легенде ее придумал Те Раупараха, вождь племени нгати тоа. Он скрывался от врагов в яме для хранения продуктов, и затем, выбрался наружу, где встретил вождя дружественного племени. Именно эти события отражены в тексте хаки Ka Mate, которая посвящена празднованию победы жизни над смертью.

Новозеландская команда по регби впервые исполнила хаку во время выездного тура 1888-1889 годов. Тогда это была еще не официальная сборная Новой Зеландии, а команда под названием New Zealand Natives (уроженцы Новой Зеландии). За время своего тура они сыграли 107! матчей по регби, а также несколько матчей по другим правилам футбола.

New Zealand Natives — Уроженцы Новой Зеландии. 1887 год. Фото С.Мерсера

Первые варианты хаки новозеландских регбистов выглядели не столь впечатляюще, как современные версии. Далеко не все игроки знали, что именно нужно делать, да и движения были не столь четкими и выверенными, как сейчас. Даже в знаменитом матче 1973 года Барбарианс против Новой Зеландии танец новозеландцев очень далек от боевого. Но уже тогда хака была особым событием, которого ждали зрители.

В наши годы и регбисты стали куда больше походить на войнов, и хака стала более грозной, а движения игроков синхронны и отточены. Игроки понимают значение этого ритуала, и серьезно относятся к ее исполнению. А для соперников хака – это действительно вызов.


Эволюция хаки

Хотя следует сказать, что хака по понятиям маори обращены вовсе не к противнику. Хакой войны показывали и восхваляли свою собственную силу, и давали понять врагу, что они собираются уничтожить его. То есть это не вызов, а утверждение. Мы танцуем хаку не для того, чтобы вызвать вас на бой. Мы танцуем хаку, чтобы сказать, что собираемся убить вас. Естественно в регби все не так радикально, но смысл примерно такой же.

Хотя хаку исполняют и представители других командных видов спорта, включая даже такие интересные варианты, как хоккей или бейсбол, но все же основную долю популярности в мире она получила благодаря регби. Причина очевидна, All Blacks – одна из самых успешных команд мира, вне зависимости от вида спорта. Процент выигранных официальный матчей равен 76. И поэтому хака эквивалента победе. Если бы новозеландцы исполняли танец, а потом проигрывали, то хаку действительно можно было воспринимать, как шутку. Но зная силу команды, соперник, наблюдая за хакой понимает, что они это серьезно, и после свистка о начале матча будет не до шуток.


Хака в различных видах спорта

Но не только у маори есть свое боевые обряды, и не только новозеландцы перенесли их на поле. Представители других стран Полинезии тоже были не прочь станцевать перед боем, а сейчас перед матчем. Однако ошибочно называть эти танцы хакой, у каждого из них есть свое название. Для Самоа – это сива тау, для Тонга – кайлао (сипи тау – танец регбистов Тонга, разновидность кайлао), для Фиджи – сиби, для Гавайев – хула.

Соперники далеко не всегда воспринимали хаку, как всего лишь дань традиции. Для противников сборной Новой Зеландии – это действительно вызов. И они далеко не всегда просто смотрели, как новозеландцы «по традиции» проводят пальцем по горлу и высовывают при этом язык.

Хака капа о панго

В 1997 году Ричард Коккерил во время исполнения хаки вышел к своему новозеландскому визави, в итоге Норм Хьюитт завершал приватную хаку с глазу на глаз с англичанином. Капитан англичан Мартин Джонсон после этого тихо сказал своему игроку «Что же ты наделал?»… В результате разозленные новозеландцы разбили англичан 25-8.

Конечно, все помнят сборную Франции, которая дважды встречала хаку лицом к лицу. На кубке мира 2007 в четвертьфинале французская команда подошла к новозеландцам вплотную, создав неповторимый момент. Более того французы одержали сенсационную победу 20-18. Французы были не прочь повторить подобное и . Несмотря на запрет, они вновь двинулись навстречу сопернику, за что заплатили потом денежный штраф. И на этот раз им едва не удалось повторить чудо, новозеландцы с трудом удержали победный счет 8-7.

Новая Зеландия — Франция. 2007. Фото ROSS LAND/AFP

Я несколько раз видел хаку вживую. , и в 2013 в Москве, когда новозеландцы выиграли кубок мира по регби-7. Это впечатляющее зрелище… , и это было уже не столь восхитительно. Но я думаю, любой начинающий регбист мечтает исполнить хаку, а потом выйти на поле выиграть. Поэтому если есть желание, можете попробовать.


Учите хаку

Но чтобы выигрывать, нужно в первую очередь тренироваться!


Хака – традиционный танцевальный жанр народа маори, коренного населения Новой Зеландии. Строго говоря, это не совсем танец. Хака объединяет в себе как движения, так и звуковой аккомпанемент в виде песен, выкриков, боевых кличей и звуков от топота ног и ударов по бедрам и груди. Хака существует во многих разновидностях, исполняемых по разным случаям и разными группами.


Особое место занимает военный Хака «Перуперу» (маори peruperu), исполнявшиеся маорийскими воинами непосредственно перед битвой, в перерывах и после ее успешного окончания.
Танцующие часто потрясают в процессе своим оружием, таращат глаза, высовывают языки и истошно кричат, а их тела конвульсивно содрогаются. Особенность «перуперу» - одновременные прыжки всех исполняющих ее воинов, а также то, что иногда мужчины танцевали его голыми, причем эрегированные пенисы считались знаком особенной смелости.


Разновидность «перуперу», «тутунгараху» (маори - tutungarahu) воины исполняли для того, чтобы определить, готово ли подразделение к бою. Старики нагибались к земле, а воины одновременно подпрыгивали. В случае, если хотя бы один мужчина оставался на земле, когда остальные уже были в воздухе, маори не выходили сражаться, так как это считалось дурным предзнаменованием.


Композитором самой известной военной хаки – Ка-матэ – являлся один из вождей маори Те Раупараха, участник борьбы с британскими колонизаторами. Ка-матэ исполнялся пионерным батальоном маори при наступлении на Галлиполийском полуострове во время Первой мировой войны.
В XXI веке хака регулярно исполняют в Вооруженных силах Новой Зеландии. Два раза в год, начиная с 1972 года, проводится фестиваль-соревнование по хака Те Мататини (маори Te Matatini).