Грешновато. православие о фитнесе и бодибилдинге

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт – это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

– Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт – это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

– Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX–XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому – всё чисто.

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

– Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое – это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе – это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество – умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни – умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле – это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, – все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

– Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

– Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

– Спорт в древнем мире и спорт сейчас – разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь – от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры – то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет – то лучше не стоит.

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела – храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях – но без азарта, без осуждения и тщеславия.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. На Соловках, в связи с престольным праздником этой святой обители — Преображением Господним, состоялось довольно интересное и необычное мероприятие. Спортсмены, представители спортивных организаций, священнослужители из разных епархий, миряне из Москвы, Архангельска и других мест собрались для того, что бы тему отношений Русской Православной Церкви и мира спорта.

Некоторые сегодня могут спросить: почему Церковь интересуется спортом? Дескать, это вроде бы такая в чем-то противоположная Церкви, по крайней мере — далекая от Церкви сфера жизни… В советское время говорили, да и сегодня многие на Западе говорят, что образ жизни спортсмена и те социальные установки, которые связаны со спортом, являются альтернативой религиозному образу жизни и тем идеалам, которые проповедуют традиционные религиозные институты, в частности, Православная Церковь.

Нам рисуют до сих пор достаточно банальную, но укоренившуюся в сознании людей картину. Вот верующие люди, которым безразлично собственное здоровье, которым не интересна активная жизнь. А вот мир спорта, который культивирует силу тела, здоровый образ жизни, активную общественную и жизненную позицию. Вот два разных мира, и это миры, которые связаны с противоположными системами ценностей, с противоположными устремлениями и идеалами, и эти миры не просто чужды, но и враждебны друг другу.

С другой стороны, многие в церковной среде сегодня скажут: «Зачем спорт, зачем заботиться о здоровье своем и окружающих, ведь все мы тленны, все мы в конце конов покинем этот мир»? И в этих словах есть определенная доля правды. Человек, который заботится о собственном здоровье прежде всего, который живет стремлением сохранить свою физическую силу, красоту, свое комфортное существование, часто оказывается либо просто неверующим, либо верующим лишь формально, не понимая что цель жизни не в физическом здоровье, не в телесной силе и красоте. Такой человек начинает слишком много уделять не тому что на самом деле, по большому счету, только и нужно — то есть не спасению своей души, не устремлению к настоящей, полной, подлинной — вечной жизни. Он начинает переживать о своих материальных нуждах и физическом состоянии, он начинает слишком много уделять внимания своим действительным или мнимым болезням, буквально с бешеной энергией бегать от инфаркта и другой болезни.

И часто, кстати говоря, именно такие люди оканчивают свою земную жизнь не самым лучшим образом. Потому что излишняя забота о собственном здоровье — забота, которая переступает грань разумности, — подчас приводит к вещам, которые в духовном и в душевном смысле как раз губят человеческое здоровье, лишая человека радости бытия, возможности оглянуться вокруг и понять: физическое здоровье и даже физическая жизнь — это не самое главное.

Церковь может быть везде. В том числе там, где начинается жизнь, где молодые люди — и не очень молодые — занимаются спортом, занимаются организацией физкультурных движений, массовых спортивных соревнований, занимаются силовой подготовкой, военно-патриотическим воспитанием, там, где собираются спортивные болельщики. Там очень естественно, очень логично быть Церкви, потому что большинство этих людей крещено в Православии, большинство этих людей с интересом, с доброжелательным вниманием относятся к любому слову, сказанному священником либо представителем православной общественной организации.

Сегодня очень важно показать и этим людям, и всему нашему обществу, что христианство — это соль, свет и суть всей жизни народа, в котором большинство крещено в Православной Церкви. Нам нужно вновь и вновь сказать то, о чем было сказано на круглом столе, о котором сегодня шла речь: физическая культура, духовная культура и культура душевного устроения должны идти рука об руку. Вера и действие, идея и жизнь, идеалы и общественно значимые поступки — все это должно соединяться в жизни христианина. Эта жизнь не должна состоять из раздельно взятых профессиональной или общественной деятельности, к которой вера якобы не имеет отношения, и того времени, которое человек проводит в храме во время богослужения или приходской работы. Такое время, по мысли некоторых наших недругов, должно быть полностью отделено от всего остального — от тех жизненно важных и значимых дел, которые совершает тот или иной человек.

Во время круглого стола было много сказано о том, что сегодня постепенно оформляется система взаимодействия Церкви и мира спорта — от международного уровня до уровня воскресной школы, обычной школы, дворовой футбольной команды и команды прихода, разного рода кружков и секций. Есть огромное количество инициатив, которые предлагаются Церкви и уже осуществляются разного рода спортивными организациями, в том числе православными общественными объединениями. Есть очень хорошо работающие системы спортивной подготовки в воскресных школах, спортивных секциях при храмах и в рамках межприходских соревнований. Среди мест, где такая система сложилась, — Пресненский район Москвы, в котором я имею честь служить. Там проходят время от времени межприходские соревнования по различным видам спорта.

Как вы знаете, священнослужителей приглашают выступать на собрания спортивных команд, особенно перед отправкой на важные международные соревнования. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз благословлял сборные перед поездками на Олимпиады. Его Святейшество особо покровительствует русскому хоккею, и каждый год проводится в разных регионах России с финалом в Москве детский турнир на кубок Патриарха по этому виду спорта. Вот такое взаимодействие, такое взаимное общение становится сегодня совершенно естественным — оно не спускается сверху, оно не придумывается в каких-то кабинетах, не является плодом политического и социального конструирования. Это естественное стремление людей Церкви и людей спорта — а часто это одни и те же люди, православные миряне — быть вместе.

На Соловках, на следующий день после круглого стола, был устроен футбольный матч между представителями организаций и сообществ, приехавших на круглый стол, и соловецкой молодежью. На поле вышли исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Игорь Анатольевич Орлов, депутат Государственной Думы и известный спортсмен Николай Сергеевич Валуев, другие люди, активные в мире спорта и в общественной жизни, в частности, священник Даниил Зубов, клирик храма святителя Николая на Трех Горах, который занимается спортом с молодежью, в том числе в воскресной школе, и занимается организацией межприходских соревнований.

Молодые люди, которые, может быть, чувствовали некоторую отчужденность от жизни монастырской общины, вдруг увидели, что Церковь — вместе с теми общественными структурами, которые с ней взаимодействуют, — протянула им руку дружбы. Очень часто бывает так, что церковная община и молодежное сообщество, в том числе спортивное, даже очень близкие территориально, оказываются отчужденными друг от друга, живут как бы на разных планетах. Хочется надеяться, что это отчуждение будет преодолеваться, в том числе через теснейшее взаимодействие Церкви и мира спорта, через общие спортивно-общественные мероприятия, которые вполне могут и должны объединить людей — пусть делающих достаточно разные дела, но в то же время объединенных одной заботой о России, духом христианского мужества, стремлением устроить по вере, по слову Божию не только свою личную жизнь и не только свою внутреннюю религиозную, молитвенную жизнь, но и всю жизнь социума, всю жизнь нашего народа, которую невозможно представить без христианской основы, без христианского смысла.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества /Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры принял участие в открытии религиозного центра для участников Всемирной зимней Универсиады

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта совершил рабочую поездку в Италию

Состоялось расширенное заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта

Патриаршее приветствие участникам международного фестиваля боевых искусств «Кубок равноапостольного Николая Японского» [Патриарх: Приветствия и обращения]

Как православному относиться к занятиям спортом? Может ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику Сергию Поперечному , настоятелю храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области, мастеру спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка мира.

На вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, я не готов однозначно ответить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт - просто спасение. С другой стороны, спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно, что нельзя упустить тот момент, когда занятия для здоровья становятся чрезмерными и превращаются в греховную страсть.

Еще сложнее ответить на вопрос, может ли православный христианин быть профессиональным спортсменом. А если этот человек - профессионал, а спорт для него является работой и профессией, но при этом он верующий? Конечно же, в каждом отдельном случае должен быть свой ответ.

Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

Это и отношение к соревнованиям. У каждого спортсмена оно свое. Один спокоен перед боем: пришел, увидел, победил… и забыл. Другой нервничает, переживает, не спит ночами, иссушая свою душу, в сущности, попусту.

Это и отношение к славе. Если для человека спорт - смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат - как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме - это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его - он будет упрям, недокормишь - ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

Существует мнение, что главный грех спортсменов - тщеславие. Возможно, но тут мне сразу вспоминается Александр Карелин, с которым я пять лет провел в сборной России. Читал недавно в «Фоме» интервью с ним, в котором тот в очередной раз показал себя чрезвычайно скромным человеком. А ведь он - личность легендарная, имеющая все мыслимые и немыслимые спортивные титулы. Как же он умеет себя вести! С каким уважением относится к любому, даже самому молодому члену команды! И никакой заносчивости, пренебрежения и тем более тщеславия.

Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд - в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12) - писал апостол Павел. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех… Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия спортом или профессиональный спорт нужно оставлять, если это губит душу.

Впрочем, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

Мы свободны в своей воле. И чем бы мы ни занимались, отвечать всегда будем сами. Потому приходящий в спорт должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или поздно встанут на его пути, и самому решать, сообразуется ли жизнь спортсмена с жизнью христианина.

«Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт», — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.

Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно. О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере. Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия. Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.

Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.

Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов. Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью. Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.

Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина. Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.: ) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми. Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.

Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.

Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?

Что может дать спорт православному христианину

Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?

Прежде всего, рассмотрим физическую «оболочку». Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. У православного человека много обязанностей. Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство… Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди. Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела «на совесть», это требует немалых трудовых затрат. У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило. Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.

Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом. К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60-х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить. С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить «по часам».

Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: «Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула». Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.

Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки. Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно «второе дыхание». Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой. Они знают, что такое «здесь и сейчас», что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках. Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?

Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.

Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения. Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот. Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.

Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием. И здесь снова в помощь физкультура и спорт. Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни. Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.

Каким спортом можно заниматься православному

Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.

Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.

В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа. Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.

Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни. Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения. Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника «в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других». Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами «можно ли православным заниматься спортом» и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.

Существует мнение, что отцы Древней Церкви спорт запрещали как дело небогоугодное. Правда ли это?
Ответ на этот вопрос не будет однозначным, поскольку, с одной стороны, высказывания христианских богослов и учителей Древней Церкви помогают уяснить суть христианского отношения к спорту, с другой стороны, спорт первых веков христианства и спорт современный – вещи всё-таки разные.

В первые века христианства, Олимпийские игры были самыми известными, что буквально переводится соревнования. Они появились в далекой Античности как часть языческого культа: все существующие мифы об их начале связаны с именами богов греческого пантеона. Первый и последний дни соревнований сопровождались жертвоприношениями. Атлеты умилостивляли идолов и благодарили их за победу. По образцу Олимпийских игр учреждались другие: Пифийские игры, Истмийские игры, Немейские игры также были частью языческого культа конкретных богов.

Олимпийские игры долгое время сохраняли высокие идеалы. Они занимали важное место в общественной жизни. На время их проведения прекращались войны, главным принципом выступления атлетов была честность. Участники долго и упорно готовились, тренировались, закаляли тело и дух. Победа на Олимпийских играх была престижной не только для победителя, но и для полиса, который он представлял.

С упадком греческой культуры и с подпаданием Греции под власть Рима ситуация менялась. Игры все более походили на римские spectaculis – зрелища или, как сказали бы сейчас, на спортивные шоу. Атлеты жульничали, к соревнованиям допускались не только граждане Греции, что изначально было недопустимо. Например, олимпиоником был даже римский император Нерон, который выиграл с известной долей императорского везения заезд на колесницах.

Другой формой спортивных соревнований были римские spectaculis. В Римской Империи, как известно, среди народа, требующего хлеба и зрелищ, эти самые зрелища были популярны. Также как Олимпийские игры они имели языческие корни и появились из этрусского ритуала, когда во время похорон убитых воинов в жертву приносились пленные и рабы. Позднее обреченных на смерть (их место на арене часто занимали христиане) заставляли драться друг с другом, натравливали на них диких зверей, устраивали военные инсценировки, в которых обыгрывалось то или иное историческое сражение. Подобные забавы стала весьма популярными, а присутствие на трибунах было почетной обязанностью гражданина, поскольку убитые в гладиаторских боях или в военных инсценировках продолжали считаться жертвой в честь умерших предков.

Идоложертвенное происхождение и spectaculis, разумеется, противоречило основам христианской веры. Надо пояснить, что в Римской империи христиане были, по сути, единственными, кто по-настоящему верил в римских богов. Для римских граждан языческая религия была формальной традицией, которую нельзя было нарушать, так как она была одной из основ римской государственности. Верил римлянин в того, кому приносил жертву или нет, никого не волновало. Но христиане знали, что идолы – это бесы, жаждущие погубить душу человека, а потому отказывались приносить им жертвы и участвовать в языческих мистериях. Если мы отреклись от идолопоклонства, – писал Тертуллиан, – то нам нельзя присутствовать при делах, с идолопоклонством связанных, не потому, чтоб идол был чем-то значимый, как говорит апостол (1 Кор. 8, 4; 10, 19), но потому, что жертвы, приносимые идолам, приносятся бесам, в них обитающим, будь то статуи умерших людей или мнимых богов .

Но отцы Древней Церкви осуждали античный и римский спорт также по ряду других причин.

На трибунах Колизея сознание человека менялось. Невозможно было, побывав на собрании язычников, на совете нечестивых сохранить в себе образ Божий, не впасть в такие гибельные состояния души как гнев, ярость, раздражение, злоба, осуждаемые апостолом Павлом (Еф. 4, 31). Ментальная зависимость от орущей толпы, жаждущей кровавых зрелищ – с подобной психологической атакой мог справиться разве что человек великих духовных дарований. Об этом писал Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на скачки, где впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач . Он сравнил подобное поведения с прелюбодеянием и недоумевал, почему слушатели приходили к нему за наставлениями, если затем предались подобным нечестивым делам: Если кто после этого увещания и наставления пойдет на нечестивые и гибельные зрелища, того я не впущу внутрь этой ограды, не сделаю причастником таинств, не позволю ему прикоснуться к священной трапезе; но как пастыри отделяют шелудивых овец от здоровых, чтобы болезнь не распространилась и на прочих, так точно поступлю и я , – строго предупреждал святитель.

Убийство – смертный грех. Участие в убийстве – грех не менее тяжкий. Для христианина греховно не только желание убить, но также присутствие при убийстве. Это было еще одной веской причиной, почему христианин не должен был ходить на гладиаторские бои. Святитель Феофил Антиохийский писал: <...> непозволительно нам смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и свидетелями убийства .

Разумеется, среди христиан находились такие, кто стремился оправдать греховные пристрастия и даже обосновывали свои утверждения с богословской точки зрения. Среди любителей скачек был популярен ветхозаветный образ пророка Илии – Возницы Израилева. Опираясь на соответствующие места Священного Писания, некоторые из карфагенских христиан оправдывали приходящих на трибуны, утверждая, что наслаждение зрелищами ни только не возбраняется, но способствует успокоению души.

Подобные утверждения осуждал Карфагенский епископ Киприан. На это я сказал бы – писал священномученик, – что подобным людям гораздо лучше вовсе не знать писания, чем понимать его таким образом; потому что выражение и примеры, которые представлены для поощрения к евангельской добродетели, обращаются ими к защите пороков, – тогда, как они изложены в писании не для того, чтобы приохотить к зрелищам, но чтобы чрез них душа наша воспламенилась большим стремлением к предметам полезным, припоминая подобные стремления у язычников к предметам безполезным . По его мнению, Священное Писание запрещает все виды зрелищ, поскольку корнем их является грех идолопоклонничества.

Осуждая языческую сущность?????? и spectaculis и отмечая их пагубное действие на душу человека, отцы Церкви I-IV веков иногда прибегали к спортивной терминологии в своих творениях. В этом нет ничего удивительного. Для первых христианских богословов было естественным использовать языческие термины и образы, наполняя их христианским смыслом. Образ тренирующегося ради победы атлета, борца был близок христианскому сознанию. В духовном смысле истинными атлетами были мученики, подвизавшиеся в нелегком подвиге стояния за веру, ведущие брань духовную за вечную награду на небесах.

Так, например, святой Климент Римский называл мученически пострадавших апостолов Петра и Павла ближайшими подвижниками нашего поколения, а мученицу Перпетую подвижницей веры. И в том и в другом случае он использовал существительное???????, в значении подвижник, что буквально означает спортсмен, атлет, борец.

В таком же смысле слово??????? использовал Игнатий Богоносец. В письме священномученику Поликарпу Смирнскому он увещевал своего друга: Будь же бдителен, как подвижник Божий... Стой твердо, как наковальня, на которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать . Похожие тексты есть в трудах святителя Григория Богослова: Итак, поприще открыто; вот и подвижник благочестия! С одной его стороны Подвигоположник – Христос, вооружающий борца Своими страданиями...

Тертуллиан проводит аналогию между временной победой на арене Колизея и небесным подвигом мученичества за веру. Христианам, осужденным на смерть и ожидающим день казни в темнице, он советует как воинам Христовым закалять тело и дух и готовится к предстоящей битве с врагом невидимым. Если собравшиеся в день их казни на трибуны стадиона язычники увидят только неистовую, кровавую расправу, то им уготован невидимый бой. Вам предстоит прекрасное состязание, устроитель которого – Бог Живой, распорядитель – Святой Дух, а призами служат вечная жизнь, ангельское обличье, небесная обитель и слава во веки веков. И вот, ваш наставник Иисус Христос, который умастил вас Святым Духом и вывел на эту борцовскую площадку, пожелал, чтобы вы накануне состязания подвергли себя определенным ограничениям для укрепления сил. <...> Так будем же тюрьму считать площадкой для тренировок, откуда нас выведут подготовленными на старт: ведь мужество в испытаниях крепнет, тогда как роскошь его расслабляет .

Разница между подвигами языческих спортсменов и подвигами христиан, которую подчеркивал Тертуллиан, заключалась в целях подвижничества. Атлет искал земной славы, победы на соревнованиях. Целью христианина была жизнь вечная, неоскудевающая награда на небесах. К подобной метафоре прибегал сам апостол Павел. В послании к Коринфянам он писал: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1Кор. 9:24-27) Словом подвижники в русском тексте переводится греческое причастие, что также переводится как соревнующиеся, состязающиеся, борющиеся.

Поражало упорство, с каким атлеты двигались к победе: все новые и новые формы тренировки, бесконечное совершенствование приемов. И всё это из-за лаврового венка, со временем высыхающего и превращающегося в пыль. Подобного упорства часто не хватает нам христианам в достижении целей куда более важных и великих. Святитель Василий Великий, указывая юношам, что путь в Царствие Небесное тернист и требует постоянных духовных упражнений, приводил в пример великих олимпиоников Полидама и Милона, которые, претерпев множество трудностей, боролись за венок из дикой маслины. Ужели же нам, – вопрошал святитель, – которым за жизнь предлежат награды столь удивительные по множеству и величию, что не возможно и словом их выразить, когда спим на оба уха и проводим жизнь в большой беспечности, остается взять только эти награды левой рукою?

Кроме подобных метафор и образов, позволяющих уяснить суть христианского отношения к спорту, в святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Климент Александрийский в его знаменитом Педагоге писал: Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья – лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего. <...> Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу .

Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, как отцы Древней Церкви относились к спорту.

Они осуждали идоложертвенное содержание spectaculis. Христиане не могли присутствовать на трибунах, поскольку ментальная зависимость от языческой толпы вводила людей в неистовое, греховное состояние души. Быть свидетелем убийств, в том числе случившихся в гладиаторских поединках, также запрещалось.

Отцы Церкви одобряли упорство и аскетические упражнения языческих атлетов, но порицали цель их подвигов – победа ради тщеславия и земных почестей. Они призывали искать вместо локальной победы на Олимпийских играх и на аренах Колизея, вместо земной славы и лаврового венка, вечную, неоскудевающую награду – венец правды (2 Тим. 4:8). И можно лишь удивляться, насколько правы они были!

Тщеславие – главный грех спортсменов, к сожалению, выдержавший испытание временем. В спорте поменялось многое, но желание быть великим здесь на земле осталось. Сегодня упорство и трудолюбие свойственно далеко не всем спортсменам. И когда что-то не получается, тренировки оказываются не эффективными, победы не приходят, чрезвычайно велик соблазн пойти легкой дорогой, обратиться к помощи медицины – к допингу...

Очевидно главное: Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

Оно называется долг или повинность, что, в сущности, одно и то же. Зрелище это впоследствии становилось тем приятнее, чем было жесточе, и для вящей забавы людей стали отдавать на растерзание хищникам. Умерщвляемые таким способом считались жертвой, приносимой в честь умерших родственников. Но жертва эта – не что иное, как идолопоклонство; ведь всякое почитание предков есть идолопоклонство: то и другое служит мертвым, а в изображениях мертвых обитают демоны. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 288.

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 287.

Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Т. 6. Ч. 2

Святитель Феофил Антиохийский. Послания к Автолику. М., 2000.

Священномученик Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. Киев, 1891. С. 354.

Писания Мужей Апостольских. Перевод протоиерея Петра Преображенского. СПб., 1895. С. 309.
Святитель Григорий Богослов. Творения. Т. 1. М., 1889. С. 205.

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 274.

Милон Кротонский. Ок. 520 г. до нашей эры. Шесть раз становился победителем Олимпийских игр. Изобрел оригинальный способ тренировки: намазывал круглый щит маслом и вставал на него, и таким образом тренировался стоять устойчивей на ногах.

Святитель Василий Великий. Беседы. М., 2001. С. 97.

Климент Александрийский. Педагог. М., 1996. С. 241."



Филипп ПОНОМАРЕВ