Государственный тренер (по виду спорта). Кто такой тренер

Квалификационный справочник должностей рабочих и служащих в 2019 году используют, чтобы установить обязанности и присвоить разряд сотруднику, провести аттестацию. Для рабочих и руководителей эти справочники различаются. Какие справочники использовать и в каких случаях, расскажем в статье.

Квалификационный справочник должностей рабочих и служащих в 2019 году: виды

Работодатель сам решает, какое утвердить наименование должности и профессии сотрудника. Но если работник претендует на компенсации либо льготы, то название его должности должно соответствовать квалификационным справочникам (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). К примеру, при предоставлении права на досрочную пенсию или дополнительный оплачиваемый отпуск.

В России существуют два справочника, которыми должны руководствоваться работодатели:

  • ЕТКС – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий;
  • ЕКС – Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

То есть единого квалификационного справочник должностей рабочих и служащих 2019 года не утвердили. Действующие два справочника различаются спецификой работы разных категорий сотрудников.

Для чего нужны ЕТКС и ЕКС

  • присвоить тарифный разряд рабочим и служащим;
  • установить размер зарплаты госслужащих;
  • провести аттестацию и определить, соответствует ли работник занимаемой должности и квалификационным требованиям;
  • разработать должную инструкцию;
  • подготовить программу курсов повышения квалификации.

Отметим, что справочники ЕКС и ЕКТС давно не обновляли. Это связано с тем, что на смену им вводят профстандарты. Как перейти на профстандарты, читайте в конце статьи.

В должностной инструкции надо перечислить все обязанности, возлагаемые на сотрудника в соответствии с практикой распределения трудовых функций, сложившейся в структурном подразделении. При составлении раздела можете использовать Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08), принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст, и Квалификационный справочник, утвержденный постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.

Также можно руководствоваться утвержденными профессиональными стандартами . В этих документах приведен примерный перечень обязанностей различных должностей. Как безошибочно оформить должностную инструкцию >>>

Квалификационный справочник должностей в 2019 году

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕТКС) – объемный документ. Он утвержден постановлением Минтруда от 12.05.92 № 15а и включает 72 выпуска. Каждый выпуск поделен на разделы, в которых должности объединены по какому-либо признаку: виду деятельности, отрасли народного хозяйства, где они применяются. К примеру:

Выпуск 1 раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30);

Выпуск 2 разделы: «Литейные работы», «Слесарные работы», «Эмалирование» и т.д. (утв. постановление Минтруда РФ от 15.11.1999 № 45);

Выпуск 3 раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 № 243) и др.

Отметим, что часть разделов ЕТКС уже утратила силу. Это выпуски 30-31, 38-39, 62-63, 65, 67-68. Некоторые из разделов введены еще советскими постановлениями и не обновлялись длительное время. К примеру, выпуск 17 раздел «Производство абразивов» (утв. постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 08.02.1983 № 20/4-41).

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих – 2019

ЕКС утвержден постановлением Минтруда от 21.08.98 № 37. Его разработали на основании Общероссийского классификатора должностей и профессий - ОКПДТР (постановление Госстандарта РФ от 26.12.94 №367).

ЕКС включает перечень квалификационных характеристик (должностных обязанностей и требований к уровню знаний и квалификаций) руководителей, специалистов и служащих в зависимости от сферы деятельности.

В справочнике 30 разделов. Общие характеристики должностей работников предприятий, учреждений и организаций всех отраслей прописаны в первом разделе. В остальных разделах – информация для отдельных отраслей:

  • здравоохранения;
  • научно-исследовательских, проектных, конструкторских и изыскательских направлений;
  • образования, в том числе профессионального;
  • культуры, искусства и кинематографии;
  • охраны труда;
  • электроэнергетики;
  • архитектурной и градостроительной деятельности;
  • сферы гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных, горных и подземных объектах;
  • геологии и разведки недр;
  • физкультуры и спорта;
  • туризма;
  • сельского хозяйства и т. д.

Отметим, что справочники ЕКС и ЕКТС не обновлялись уже давно, и это не случайно. Поскольку на смену им чиновники постепенно вводят профстандарты. В чем их отличия от ЕКС и ЕКТС, читайте ниже в статье.

Сотрудник работал в компании начальником одной из производственных смен. Однажды он узнал, что у его коллег - тех, что руководили двумя другими сменами, - более высокая зарплата. Сотрудник возмутился: люди работают на аналогичных должностях, выполняют идентичную работу, но оклады у них почему-то выше. Это дискриминация, решил работник и обратился в суд. Он потребовал, чтобы компания пересмотрела его оклад в большую сторону, выдала деньги, которые он недополучил, и перечислила компенсацию за задержку зарплаты. Компания отказалась поднимать сотруднику оклад. В суде она заявила, что для этого нет оснований, и

Замена ЕКТС и ЕКС профстандартами

Квалификационные справочники в скором времени уйдут в прошлое, на смену им придут профстандарты. К примеру, они уже есть для сварщиков (Список 2, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10). В отличие от ЕКТС и ЕКС в профстандартах более конкретизированная информация по должности или профессии.

Как и квалифицированные справочники, обязательно применять профстандарта надо в двух случаях. Первый – требования к должности работника установлены ТК РФ, федеральным законом или иным нормативным актом. Второй – когда за определенный вид работ работнику положены компенсации или льготы, либо установлены ограничения в связи с работой по конкретной должности.

Переход на профстандарты: пошаговая инструкция

На законодательном уровне порядок перехода на профстандарты не регламентирован. Мы рекомендуем придерживаться такого алгоритма.

Шаг 1. Утвердить рабочую группу. Для этого издайте приказ об учреждении комиссии (см. образец 1). Ее участники будут вводить профстандарты в процесс работы организации. Число и состав участников комиссии не ограничены. Но лучше, чтобы это были сотрудники разных отделов и структур. К примеру, в состав группы включите юриста, кадровика, главбуха и т. д.

В обязанности группы включите:

  • подбор профессиональных стандартов по должностям и профессиям, которые есть в компании;
  • сверку трудовых функций в должностных инструкциях и в профессиональных стандартах;
  • разработку проектов новых должностных инструкций;
  • подготовку отчета по проделанной работе и др.

И не забудьте про сроки, когда участники группы должны завершить мероприятие. Для удобства можно оформить план-график внедрения профстандартов.

Приказ об утверждении рабочей группы

Шаг 2. Изменить должностные инструкции. Внести корректировки в должностные инструкции сотрудников и уточнить их трудовые функции, требования к уровню образования, опыту работы потребуется, если они отличаются или расходятся с тем, что записано в стандарте. Новые должностные обязанности утвердите отдельным приказом.

Шаг 3. Разработайте программу обучения. Для этого издайте распоряжение, в котором определите, кто, где и когда будет повышать квалификацию. Если для исполнения работы нужно среднее или высшее образование, заранее предусмотрите, за чей счет сотрудник будет обучаться. Это положение обязательно отразите во внутренних документах.

Шаг 4. Проведите аттестацию сотрудников. Этот шаг необязательный. Но по результатам аттестации можно определить, соответствуют ли знания, умения, навыки и опыт работы сотрудников требованиям профстандартов.

Если у компании нет отдельного положения по аттестации, то сначала разработайте его. Для этого издайте отдельный приказ. В нем отразите сроки аттестации, утвердите состав комиссии. Также определите, кто и когда составит списки сотрудников, которые пройдут квалификационный экзамен. Но помните, что об аттестации нужно уведомить сотрудников заранее.

Аттестация может быть в любой форме: тестирование, анкетирование, собеседование, экзамен и др. Если она покажет недостаточный уровень квалификации, то работодатель вправе перевести сотрудника на другую должность.

Шаг 5. Зафиксируйте переход на профстандарты. Данное мероприятие связано с большим объемом бумаг, поэтому решения рабочей группы оформляйте отдельными протоколами.

Каждый протокол следует заверить всеми участниками группы. Чтобы внести изменения в наименование должности и дополнения в трудовой договор, издайте распоряжение и подпишите у директора.

Утвержден новый профессиональный стандарт для бухгалтеров

В профстандарте расширили трудовые функции, поменяли требования к образованию и опыту работы. С 6 апреля действует новый профессиональный стандарт «Бухгалтер». В нем добавили бухгалтеров I и II категорий. Соответствует работник или нет новым требованиям, проверяют в ходе независимой оценки квалификации.

Дорогой коллега, а вы знаете, что ВТБ Банк позволяет юрлицам проводить операции прямо из бухгалтерской программы и оплачивать платежки до 23:00?

Откройте счет на специальных условиях - закажите звонок прямо сейчас!

В настоящем разделе представлены выпуски единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - ЕКС). ЕКС предназначен для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов. На основе ЕКС возможно составление должностных инструкций и программ по подготовке и повышению квалификации специалистов в различных отраслях и сферах деятельности. Раздел обновлен 17 октября 2018 года - добавленые выпуски, исправлены технические ошибки.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Разработкой ЕКС занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787). Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения ЕКС.

В данной разделе приведен перечень действующих на территории Российской Федерации выпусков ЕКС, актуальных на 15.06.2014 года. Обращаем ваше внимание также на то, что часто этот справочник ошибочно называют ЕТКС должностей руководителей и специалистов (см. ЕТКС работ и профессий рабочих).

Должности по алфавиту

Если вы знаете название должности по справочнику, но не знаете, в каком разделе ЕКС она описана, тогда для быстрого поиска ее описания можно воспользоваться алфавитным указателем:

Перечь должностей по разделам справочника

Наименование раздела ЕКС Утверждающий документ
Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях
Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр Постановление Минтруда РФ от 20.12.2002 N 82
Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 5
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 4
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2008 N 188
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерва Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 220
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2008 N 347
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 678
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций дорожного хозяйства Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 47
Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 48
Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2009 N 107
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.04.2009 N 205
Квалификационные характеристики отдельных категорий работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2009 N 919
Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977
Квалификационная характеристика должности "Конфликтолог" Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2009 N 1007
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н
Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н
Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н
Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2012 N 126н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 220н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.04.2012 N 328н
Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 N 338н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 N 547н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 559н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 N 550н
Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях Приказ Минтруда России от 03.12.2013 N 707н

Скачать все выпуски ЕКС одним архивом с нашего сайта, к сожалению, на данный момент нельзя. Однако можно найти интересующие вас должности с помощью алфавитного указателя должностей или рубрикатора действующих на территории РФ выпусков ЕКС.

Деятельность тренера-преподавателя по виду спорта существенно отличается от деятельности учителя физкультуры прежде всего потому, что она направлена на выявление и развитие спортивных способностей школьников и молодежи, на прогнозирование их достижений в спорте, базой которого служит гармоничное развитие и физическое совершенствование личности .

Тренер-преподаватель по виду спорта в совершенстве должен знат ь :

Принципы, средства и методы системы подготовки спортсменов;

Теорию и методику обучения и тренировки в избранном виде спорта, а также методику обучения основным видам физических упражнений;

Особенности организации спортивной работы в условиях учебно-тренировочных сборов и спортивно-оздоровительных лагерей;

Санитарно-гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, меры профилактики травматизма в процессе занятий спортом;

Особенности конструкции спортивного сооружения, правила его эксплуатации, правила использования и сохранности спортивного инвентаря и оборудования.

Тренер-преподаватель должен уметь :

Определять общие и конкретные цели спортивной подготовки, цели и задачи конкретного тренировочного занятия;

Применять в учебно-тренировочном процессе современные методы тренировки с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся и уровня их физической подготовленности;

Определять и оценивать физическое развитие и особенности телосложения занимающихся с целью их спортивной ориентации;

Корректировать собственную деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;

Владеть методами спортивно-педагогического контроля с использованием современной метрологической аппаратуры, а также приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, и способами оказания первой медицинской помощи;

Организовывать соревнования и принимать в них участие в качестве судьи, представителя команды;

Прививать занимающимся навыки самостоятельной подготовки к проведению спортивных занятий;

Проводить профориентационную работу среди занимающихся, готовить спортивный актив, способный оказывать помощь в организации учебно-тренировочного процесса и соревнований.

Условия деятельности тренера ДЮСШ существенно отличаются от тех условий, в которых работают учителя физкультуры в школе и преподаватели физического воспитания в ПТУ, колледже и вузе.


К специфическим особенностям деятельности тренера ДЮСШ относятся:

1) добровольность выбора и посещения занятий занимающимися. Добровольность занятий в ДЮСШ существенно влияет на характер взаимоотношений занимающихся с тренером. Неудовлетворенность этими взаимоотношениями может стать причиной ухода из ДЮСШ перспективного спортсмена. Только хороший контакт с тренером, доверие и уважение к нему, чувство ответственности перед тренером и коллективом может удержать занимающихся от подобного шага;

2) особые условия общения на тренировках, вне занятий, в условиях учебно-тренировочного сбора, в период соревнований. От тренера требуется большой такт по отношению к каждому воспитаннику. От его поведения во многом зависят поведение и результаты выступления юных спортсменов;

3) необходимость постоянно поддерживать на высоком уровне свои физические возможности и техническое мастерство. Физические возможности тренера подразумевают его состояние здоровья, способность выполнять упражнения вместе с занимающимися. Под техническим мастерством понимается умение технически правильно выполнить упражнение. Уровень физических возможностей и технического мастерства существенно влияет на показ упражнения и, естественно, на авторитет тренера;

4) воспитательная работа с занимающимися. Тренер, работающий с детьми, руководит педагогическим процессом не только во время учебно-тренировочных занятий - его воспитательная деятельность продолжается и за пределами ДЮСШ. Он является наставником своих воспитанников в очень ответственный для них период проведения соревнований; оказывает огромное влияние на их образ жизни, выбор жизненного пути, старается узнать все подробности жизни юных спортсменов; следит за состоянием их тренированности, организует рациональный режим занятий и отдыха;

5) специфика детского спортивного коллектива. Такой коллектив отличается от обычного школьного сложностью структуры и управления им. Члены спортивного коллектива, как правило, одновременно являются членами разных коллективов по месту учебы. Нередко их объединение в данном спортивном коллективе носит кратковременный характер (сборная команда, учебно-тренировочный сбор и т. п.). Необходимость согласовывать влияние двух коллективов (общеобразовательной школы и ДЮСШ), непостоянство состава спортивного коллектива создают большие трудности в работе тренера;

6) необходимость воспитания у занимающихся устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта. Тренер, работающий с начинающими спортсменами, должен постоянно помнить о том, что у них еще нет убежденности в правильности выбора вида спорта, что в процессе однообразных и утомительных тренировок у них может пропасть интерес к занятиям. Поэтому тренеру ДЮСШ необходимо постоянно заботиться о воспитании устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта - во избежание ухода способных спортсменов из ДЮСШ.

Работу тренера трудно регламентировать. Помимо общих педагогических функций - учебно-тренировочной, воспитательной, организаторской, психологической (гностической) и др. - тренер выполняет также специфические функции - судейскую, секундантскую, материально-технического обеспечения, научно-исследовательскую и др. (подробнее о функциях тренера см. в книге А. Я. Корха «Тренер: деятельность и личность»).

Особую специфику имеет педагогическая деятельность тренера клубной и сборной команд. Различия в работе тренера ДЮСШ, СДЮСШОР и тренера, работающего со спортсменами высокого класса, весьма значительны и заключаются в следующем.

Функция обучения , свойственная тренеру, который работает на этапе начальной подготовки с детьми, не типична для тренера сборной команды клуба, города, республики, который руководит уже обученными спортсменами. Коррективы, вносимые тренером в технику и тактику их подготовки, можно характеризовать как экспертно-консультативную функцию .

Воспитательная функция тренера сборной команды больше направлена на создание благоприятного психологического климата и на сплочение коллектива, чем на установление элементарных норм поведения и формирование мотивов занятий спортом - последнее свойственно тренерам ДЮСШ.

Показателями успешности педагогической деятельности тренеров, работающих с высококвалифицированными спортсменами, являются:

1) стабильность спортивных результатов команды и отдельных спортсменов;

2) соблюдение всеми членами команды норм общественной морали и спортивной этики;

3) создание в спортивном коллективе условий для дальнейшего прогрессирования в спорте без ущерба для всестороннего развития личности спортсмена.

Возникновение в команде конфликтных ситуаций, частичное или полное неприятие спортсменами требований тренера могут рассматриваться как показатели низкого уровня воспитательной работы и неблагоприятного психологического климата в спортивном коллективе.

Несмотря на то, что очень часто тренеры остаются в тени своих звездных учеников, именно им спортсмены обязаны своими достижениями. Эта сложная и ответственная работа имеет множество особенностей и нюансов, о которых мы сегодня и поговорим.

В современном обществе активно популяризируется здоровый образ жизни , неотъемлемой частью которого являются занятия спортом. При этом независимо от того, занимаетесь ли вы спортом профессионально или для поддержания здоровья, тренировка представляет собой определенный комплекс упражнений, направленный на достижение поставленной цели. И только тренер может подобрать наиболее оптимальные и эффективные упражнения, отвечающие как вашим требованиям, так и физическим возможностям.

Другими словами, несмотря на то, что очень часто тренеры остаются в тени своих звездных учеников, именно им спортсмены обязаны своими достижениями. Эта сложная и ответственная работа имеет множество особенностей и нюансов, а ее освоение требует от кандидатов больших усилий и знаний не только в области спорта, но и педагогики. О том, что должен знать и уметь тренер, а также о разновидностях этой профессии мы сегодня и поговорим.


Кто такой тренер?

(от англ. to train - подготавливать, обучать) - специалист, профессионально занимающийся воспитанием и подготовкой спортсменов. Как правило, он является экспертом в определенном виде спорта, а в его обязанности входит выявление, развитие и совершенствование способностей подопечных.

История возникновения профессии уходит в далекое прошлое. Еще в древности люди организовывали различные спортивные состязания, а их участников обучали по специальным методикам, позволяющим тренировать силу и выносливость. Вспомним известные бои гладиаторов в Колизее, для подготовки которых приглашали опытных военных инструкторов, или же традицию проведения Олимпиад в Древней Греции, которая возобновилась в 20 веке и поддерживается до сих пор. Каждая победа или достижение всегда в значительной степени являлась заслугой тренера.

На сегодняшний день выделяют две основные разновидности этой профессии: спортивный тренер и фитнес-тренер .

Фитнес-тренер - эксперт по здоровому образу жизни, который помогает своему клиенту достичь желаемых результатов: например, набрать мышечную массу, похудеть или стать более выносливым. Обычно они работают в спортивных комплексах и проводят либо индивидуальные, либо групповые занятия. Сегодня очень популярными являются тренеры по фитнесу, пилатесу, аэробике, йоге, спортивным танцам и т.д. К основным обязанностям фитнес-тренера относят:

  • выявление потребностей клиента;
  • составление программы тренировок (индивидуальный подбор необходимых упражнений и объема нагрузок);
  • демонстрация правильного выполнения комплекса упражнений;
  • контроль эффективности тренировок клиента;
  • подбор соответствующей диеты.

Спортивный тренер - человек, работающий с начинающими и профессиональными спортсменами, от усилий которого зависят их спортивные достижения и будущая карьера. Его обязанности варьируются в зависимости от вида спорта, на котором он специализируется, но чаще всего работа является многоплановой и требует от профессионала широкого спектра знаний и умений. К основным обязанностям спортивного тренера относят:

  • грамотный подбор режима тренировок, распределение нагрузки, определение эффективного комплекса упражнений;
  • составление плана питания, диеты;
    теоретическая и психологическая подготовка спортсменов, мотивация;
  • контроль правильности и регулярности выполнения упражнений;
  • подготовка к соревнованиям и участие в них;
  • первичная медицинская помощь при получении травм, наблюдение за состоянием здоровья подопечного.


Какими личностными качествами должен обладать тренер?

Тренер - прежде всего, эталон и пример для подражания. Поэтому наставник сам должен быть профессионалом своего дела. Очень большое значение в профессии имеет физическое и психическое здоровье. Тренер всегда должен:

  • находиться в хорошей форме,
  • следить за собой,
  • регулярно совершенствоваться,
  • демонстрировать силу воли, физическую силу и выносливость.

Профессиональный тренер обладает высокой скоростью реакции, хорошей координацией и моторной памятью.

Поскольку не каждое соревнование для спортсмена заканчивается успехом, среди ключевых качеств тренера выделяют умение преодолевать неудачи, быть сдержанным и поддерживать спортсмена, мотивируя его на более усиленную подготовку.

Способствовать достижению спортивных результатов можно только, будучи целеустремленным человеком. Нужно любить спорт , но в то же время не быть фанатиком, рационально оценивая ситуацию, способности своего подопечного и собственную работу. Тренер должен уметь оказывать влияние на спортсмена, а также знать, когда следует вовремя остановиться, чтобы избежать негативных последствий.

К важным качествам тренера также относятся коммуникативные способности, уровень воспитания и хорошие манеры. В работе спортивного тренера очень часто приходится взаимодействовать не только со спортсменами, которых он тренирует, но и с представителями СМИ, различными организациями и учреждениями и коммуникативные навыки в этом случае играют не последнюю роль.

Нередко разъездной характер работы и напряженный график тренировок приводит к большой психоэмоциональной нагрузке, что требует от тренера высокого уровня стрессоустойчивости, умения сосредоточиться и продолжать работу в экстремальных ситуациях.


Преимущества профессии тренер

Лучшей наградой за свою работу большинство тренеров считают высокие результаты своих подопечных. Во время любых соревнований они переживают за свою команду или конкретного спортсмена и иногда радуются победе даже больше, чем сами участники. Они любят спорт и получают большое моральное удовлетворение от возможности быть его частью.

Для спортивных тренеров большим преимуществом является общественное признание и повышение репутации на спортивном поприще. У них берут интервью, принимают во внимание мнение относительно того или иного спортивного события, прислушиваются к советам и рекомендациям.

Отметим, что с каждой победой спортсмена спрос на услуги его наставника значительно увеличивается, следовательно, поднимается и стоимость работы конкретного тренера. Профессионал международного класса может рассчитывать на многомиллионный контракт и работу в самых известных спортивных клубах .

Работу фитнес-тренера также можно отнести к прибыльным видам деятельности. И хотя на его доход непосредственное влияние оказывает не столько спортивные достижения клиентов, сколько количество проведенных занятий, настоящий профессионал с легкостью может заработать на бутерброд с черной икрой. У хорошего тренера занятия расписаны на много недель вперед, а со многими клиентами он проводит индивидуальные занятий, которые стоят значительно дороже групповых. В среднем зарплата фитнес-тренера колеблется в пределах 300-700 рублей в час, но все зависит от его опыта и квалификации. Также существует возможность устроиться на работу персональным инструктором публичных людей, и таким образом существенно увеличить свой доход.

Имея большой опыт тренерской работы , собственные награды и достижения, можно задуматься об открытии собственного бизнеса. Сегодня спортивные секции или кружки пользуются большим спросом у населения, поэтому правильно выстроенная позиция принесет хорошую прибыль.

Недостатки профессии тренер

К недостаткам профессии относят большую физическую и эмоциональную нагрузку. Обычно тренер имеет очень плотный график тренировок, а в периоды подготовки к соревнованиям у него отсутствуют такие понятия, как выходной или праздник.

Участие в областных/региональных соревнованиях, чемпионатах страны или мира предполагает командировки и требует большого количества времени проведенного в дороге. Поэтому тренер не может планировать личный досуг и часто находится вдали от семьи.

Поскольку в спорте бывают не только победы, но и поражения, тренеру иногда приходится переживать тяжелые периоды, наполненные критическими замечаниями болельщиков, направленными в его адрес, и разочарованием спортсменов. В некоторых случаях подопечные получают серьезные травмы или уходят из спорта по собственному желанию, и тогда тренеру приходится искать новую "спортивную звезду".

Сложно стать хорошим тренером, если нет необходимого опыта. Одного образования здесь недостаточно, нужно также иметь собственные достижения в спорте. Успех в этой сфере деятельности приходит уже в зрелом возрасте.

Где можно получить профессию тренер?

Тренерский состав состоит преимущественно из бывших спортсменов, не желающих бросать любимое дело. Однако не каждый спортсмен может переквалифицироваться в тренера.

Тренер - это прежде всего педагог. А значит, у него должны быть специальные педагогические навыки, позволяющие осуществлять подготовку спортсменов. Кроме того, он должен владеть знаниями в области медицины, психологии и основ физиологии.

Чтобы стать профессиональным тренером, необходимо получить высшее образование либо в профильном университете, либо в одном из ВУЗов, где имеется факультет физической культуры . Наиболее популярными профильными учебными заведениями в России считаются:

  • Национальный государственный Университет физической культуры, cпорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург);
  • Кубанский государственный университет физической культуры;
  • Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (г. Омск).

Источники изображений: crusfit.com, start-fit.ru, fitagat.com, m.by.tribuna.com