Гонка Ле Ман. Самые яркие моменты истории

“Большую корону” автомобильного спорта следовало бы назвать “Большим трезубцем”: в нее входят три великие гонки - Инди 500, Гран-При Монте-Карло и марафон 24 часа Ле Мана. Две из них уже отгремели, а дата проведения третьей - эти выходные, 15-16 июня . Что следует знать перед началом просмотра ее трансляции?

Трасса Сарт@

Трассу, по которой проходит легендарная гонка 24 часа Ле Мана , нельзя назвать автодромом в привычном понимании этого слова: часть вытянутого в гигантский овал маршрута пролегает по обычным дорогам между населенными пунктами Ле Ман, Мульсан и Арнаж, давшими название поворотам. Собственно автодром (речь идет о построенном в 1965 году треке Bugatti au Mans) является лишь малой частью более чем 13-километрового кольца “большого Ле Мана” - что не помешало ему принять в 1967-м единственную гонку Формулы-1.

Впрочем, сама трасса 24-часового марафона тоже получила собственное имя, о правильном произношении которого поклонники гонки спорят уже много лет. На французском ее называют Circuit de la Sarthe , и поборники чистоты произношения никак не могут договориться о едином произношении: Сарт (созвучно названию регионального департамента), Сарта (по имени реки неподалеку) или Сартэ (самый очевидный, но определенно неверный вариант ).

Несмотря на фиксированную длину одного круга, продолжительность гонки ограничивается только временем: в зачет идет расстояние, которое лидер промчит за 24 часа. Рекорд же дистанции - 5410 км - установлен в 2010 году.

Прямая Мульсан

Самая известная часть большого лемановского овала - почти прямой и без малого шестикилометровый участок трассы Route Nationale 138, ведущий к городку Мульсан. Несмотря на явно выраженный кочковатый рельеф местности, мощные лемановские прототипы разгонялись на прямой Мульсан до огромных скоростей. В 1988 году рекорд максимальной скорости здесь установил прототип WM : почти 406 км/ч !

Однако холмики и крутой правый поворот в конце прямой на развязке Мульсан представляли серьезную проблему для прижимной силы и торможения болидов, и после ряда инцидентов FIA вообще запретила использовать при организации гоночных мероприятий прямые длиннее 2 км. В итоге легендарный прямик Мульсан был разделен двумя шиканами , которые вынуждают участников гонки сбрасывать скорость и оттормаживаться для выполнения маневра.

Старт бегом

Процедура старта круглосуточного марафона 24 часа Ле Мана - сама по себе отдельная традиция. Правда, до наших времен добралась разве что отмашка на линии старта французским триколором. А до 1962 года все было совсем иначе: автомобили располагались под стеной трека на стартовой прямой (машины с большим объемом двигателя - впереди), водители выстраивались на противоположной обочине и по сигналу бежали к своим болидам сломя голову.

Затейливая процедура сказалась на многих нюансах автомобильного спорта: так в Porsche из-за этого решили устанавливать личинку замка зажигания слева - чтобы пилот, запуская мотор левой рукой, правой “втыкал” первую передачу. А великий гонщик-новатор Стирлинг Мосс разработал собственную процедуру: он запускал двигатель уже с включенной передачей и проезжал первые метры гонки на стартере. Естественно, на ремни безопасности пилотам рук и времени не хватало, из-за чего в начальной стадии марафона часто случались фатальные аварии.

Переломить ситуацию решил не менее великий бельгиец Жаки Икс : на старте гонки 1969 года он не побежал к своей машине, а степенно прошествовал через трассу (и чуть не был сбит рванувшей с места машиной соперника), сел за руль, пристегнул ремень безопасности и только после этого тронулся с места. На первом же круге той гонки в аварии погиб Джон Вулфи на 917. А Жаки Икс финишировал первым.

Пит-стопы

Остановки для дозаправки и смены пилотов - обязательный пункт программы гоночного марафона продолжительностью в целые сутки. И попытки “сэкономить” тут часто выходят боком (об этом - ниже). Опытные же и слаженные гоночные коллективы пит-стопов не боятся: главное чтобы машину не пришлось чинить в боксах на протяжении часов (это тоже допускается правилами). При этом победа не обязательно достается тому, кто заезжал в гаражный переулок реже других: в 2013 году экипаж , выигравшей гонку в Лемане, совершил за сутки 34 пит-стопа, хотя ближайшие преследователи на Toyota побывали на пит-лейн всего 30 раз. Но продули.

Аварии

Высокие скорости, огромное физическое и моральное напряжение пилотов с механиками, а также продолжительные нагрузки на технику - не самые идеальные обстоятельства для мирной поездки с друзьями по французской глубинке. К сожалению, изматывающий марафон Ле Мана не раз приводил к тяжелым авариям на трассе. Некоторые из них - вроде живописного взлета прототипа CLR под управлением Марка Уэббера (а затем и его напарника Питера Дамбрека) в 1999 году - били разве что по репутации команды.

Другие - как столкновение Энтони Девидсона с “прозевавшим” приближение скоростного прототипа пилотом Перрацини в 2012-м или грандиозный полет Алана Макниша в 2011-м, - заканчивались гипсом и длительной реабилитацией для пилотов. И все же 24 часа Ле Мана унесли немало жизней: последней (надеемся, действительно последней) трагедией Circuit de la Sarthe стала гибель датчанина Аллана Симонсена на 3 круге марафона в 2013 году.

Трагедия

Пожалуй, самый страшный инцидент за всю историю гонки 24 часа Ле Мана, унесший жизни 82 зрителей , одного пилота, и искалечивший еще 120 человек, произошел в 1955 году. Его невольным автором стал французский пилот Пьер Левег, прославившийся своей попыткой проехать суточный марафон Ле Мана без смены . В 1952-м это ему почти удалось: проведя 23 часа за рулем, Левег потерял бдительность и ошибся с переключением передачи, загубив двигатель своего автомобиля.

В 1955-м Левег (настоящее имя гонщика - Пьер Буаллен ) выступал в Ле Мане за рулем гоночного SLR, построенного на сверхлегком каркасе из сплава магния, но оборудованного еще барабанными тормозами. Последний факт и стал одной из причин печального инцидента: на 35 круге гонки Левег из-за поднявшейся пыли не смог своевременно разглядеть и оттормозиться - или хотя бы объехать - внезапно замедлившийся Хоторна (британский автомобиль имел намного более эффективные дисковые тормоза и пытался в последний момент повернуть на пит-стоп).

Мерседес Левега взлетел в воздух, вдребезги разбился о земляную насыпь, а обломки автомобиля унеслись в толпу зрителей… Последствия этого трагического инцидента были многочисленными и разноплановыми - от ухода заводской команды из Ле Мана на многие десятилетия и официального пересмотра требований по безопасности автоспортивных сооружений до запрета автомобильных гонок во Франции, Германии, Испании и Швейцарии. В Швейцарии полный запрет действует до сих пор , хотя предложения о послаблении ограничений там звучат уже не впервые.

Боевая раскраска

Ливреи гоночных автомобилей, часто обусловленные пожеланиями спонсоров команды, достойны отдельного и долгого разговора. Хотя удержаться от упоминания особо выдающихся образцов сложно. К особо выдающимся образцам мы однозначно относим “макияж” болида 917/20, который на марафоне 1971 года получил прозвище Pink Pig (“Розовая хрюшка”) за скандальную “разметку” частей свиной туши на розовом кузове (идея дизайнера Porsche Анатоля Лапена).

Процветает в кругах участников Ле Мана и популярность высокого абстрактного искусства: за оформление гоночных болидов BMW для марафона брались художники Рой Лихтенштейн (1977), Энди Уорхол (1979) и Джефф Кунс (2010). В том же 2010-м пилот Даррен Тернер заказал немецкому художнику Тобиасу Ребергеру раскраску своего Vantage GTE, которая буквально не давала сфокусировать на машине взгляд.

Инновации

Мы не напрасно упомянули о том, что барабанные тормоза стали одной из причин грандиозной аварии в Ле Мане 60 лет тому назад. Автомобильные гонки всегда заставляли разработчиков шевелить мозгами, создавая более надежные, эффективные и выносливые системы для автомобилей .

Лучшего полигона для испытаний чего-то новенького, чем убийственный для техники круглосуточный марафон, придумать просто невозможно. К тому же, гонку в Ле Мане не напрасно называют “Испытанием на выносливость и экономичность ”: эксперименты в области аэродинамики и экономичности силовых установок здесь не прекращаются никогда.

В 1963-м на старт Ле Мана вышел экспериментальный Rover с газотурбинным мотором, в 1970-м дебютировала Mazda с роторным двигателем Ванкеля (и в 1991-м году роторная Mazda 787B все-таки выиграла гонку)... Дизельный двигатель впервые приехал сюда в 1949 году на автомобиле Delettrez Special, однако большого успеха не снискал.

Так что по-настоящему успешными выступления дизельных машин в Ле Мане стали благодаря двигателям . С 2009 в гонке разрешено участвовать гибридным автомобилям с системами рекуперации кинетической и тепловой энергии, а уже в 2012-м гонку впервые выиграл гибридный Audi R18 e-tron.

Мистер Ле Ман

За долгие годы участия в марафоне, гонку в Ле Мане выигрывали многие автопроизводители - но самым успешным брендом является, пожалуй, Porsche . На счету компании из Цуфффенхаузена 18 побед, причем семь из них были завоеваны подряд в конце 80-х. На втором месте - Audi с 13 победами. А среди прочих достижений парней из Ингольштадта - и личный рекорд по числу побед в Ле Мане, который принадлежит датчанину Тому Кристенсену . Приглашенный для срочной замены травмированного пилота в команду Team Joest, которая в то время использовала болид TWR Porsche WSC-95, Кристенсен выиграл первый же в своей карьере Ле Ман.

Общий же список его побед в круглосуточном марафоне насчитывает 9 пунктов , причем шесть раз (с 2000 по 2005 годы) Кристенсен выигрывал подряд. За выдающиеся успехи Том получил прозвище “Мистер Ле Ман”. А вот нашему старому знакомому Жаки Иксу за 6 побед в марафоне присвоили звание почетного гражданина города Ле Ман . В настоящее время ни Кристенсен, ни Икс в марафоне уже не принимают участия, так что определенный шанс у молодежи все-таки есть…

Шампанское на подиуме

Знатоки истории гонки 24 часа Ле Мана настаивают на том, что традиция устраивать “душ из шампанского ” на подиуме родилась именно здесь. И именно в 1967 году, когда гонку выиграли американцы Дэн Герни и Эй Джей Фойт . Как позже рассказывал сам Герни, он решил откупорить подаренную ему на подиуме бутыль шампанского специально для того, чтобы окатить стоявших неподалеку “крутых перцев” - Генри Форда-младшего (президента Ford Motor) и владельца команды Shelby Кэррола Шелби с их женами.

Дескать, перед стартом марафона те крайне иронично высказывались о шансах Герни-Фойта на финиш - не говоря уже о победе. Быль это или байка - неизвестно. Как бы то ни было, фотография с Дэном Герни, увлеченно поливающим кого-то за кадром брызгами шампанского, - перед вами.

В эти выходные прошли 83-е по счету , которые проходят с 1923 года. В этом городе для проведения 24 часовых гонок часть дорожной сети превращается в спортивный трек, где гонщики целые сутки борются за победу. Давайте вспомним самые лучшие моменты из предыдущих 82 гонок.

10) Автомобиль взлетает в воздух - 1999 год

Этот был один из самых запоминающих моментов, когда весь мир узнал, как важна прижимная сила в спортивных мощных автомобилях. Вполне возможно, если бы не этот случай, то команда стала бы чемпионом в гонке 1999 года. Но, к сожалению, Немецкий гонщик стал героем по другой причине.

9) Автомобили Dodge Viper становились победителями Ле-Мана три года подряд (1998, 1999, 2000 года)

На гонках Ле-Мана больше всего . Именно поэтому когда на подиум попадает автомобили Японского или , то это событие привлекает огромное внимание публики.

Но когда Американский автомобиль три года подряд становится победителем гонок, то это уже сенсация. Так в 1998, 1999 и 2000 годах первое место в соревнованиях занимал спорткар Dodge Viper V10. Это было так удивительно, как и технологии двигателя, этого автомобиля.

8) Попытка продолжить гонку, несмотря на аварию (2012 год)

Сатоши Мотояма после удара в стену на своем , не хотел сходить с трассы и долго пытался что-то предпринять для того чтобы продолжить участие в соревнованиях на своем необычном спорткаре. К сожалению повреждения машины, были серьезными, и гонщику пришлось все-таки покинуть трек.

7) Рекорд скорости Пежо в 1988 году


Roger Dorchy на спорткаре Welter/Meunier WM P88 Peugeot в 1988 году во время гонок установил рекорд скорости, разогнавшись до 405 км/час.

Это был великий момент в Ле-Мане. Это был в мире в те годы. С тех пор мир скучает без таких мощных машин Французской марки. Но этот рекорд скорости помнит половина мира, и, наверное, именно поэтому продолжает покупать автомобили Пежо.

6) Первый гонщик Ле-Мана завершивший гонку один


Британский гонщик Эдвард Рамсден Холл Ле-Мана в 1936 году управлял 4,5 литровым

Bentley в Ле-Мане. Но эти соревнования были отменены из-за начала Мировой войны. Продолжить этот отмененный этап гонок удалось только в 1950 году.

Гонщик продолжил гонку на обтекаемом Бентли в гордом одиночестве. Водитель все 24 часа выдержал за рулем.

5) Ауди в 2011 году

Посмотрев победу , многим может показаться, что это скучно после очень частых побед этой команды в соревнованиях. Впервые в 24-часовых гонках команда Ауди стартовала в 1999 году. Но, несмотря на поздний дебют, Ауди уже смогла завоевать огромное количество титулов.

Именно только поэтому марка Ауди заслуживает всяческого уважения в автомире.

4) Появление на гонках Porsche 917 в 1969 году


Porsche становилось победителем Ле-Мана больше чем Ауди и любой другой автомобиль другой марки. Все началось в 1967 году, когда компания Порше решила впервые принять участие в соревнованиях на выносливость. Дебют в гонках начался с модели Порше 917, которая сначала перед гонкой не прошла проверку инспекторов на соответствие установленным техническим требованиям для участия в соревнованиях. Но механики решили проблему с помощью пивных ящиков.

С тех пор автомобили Порше стали фаворитами в легендарных гонках.

3) В 1980 году победителем гонок становится автомобиль Rondeau, произведенной частной мастерской


Как вы думаете, каковы были шансы на победу у гонщика этого ? Против Порше и других легендарных монстров Ле-Мана шансы автомобиля, который построен частной компанией, равнялись нулю. Но этот самодельный автомобиль в 1980 году удивил весь мир, выиграв гонку.

2) Ford GT в 1966-1969 году доказал Ferrari, что Итальянские спорткары не могут вечно оставаться первыми


Компания Форд создала удивительный спорткар GT, который смог превзойти легендарный автомобиль . Именно с тех лет мир и узнал, что сумасшедшие суперкары могут делать не только в Италии.

1) Победа McLaren в 1995 году


Победа в 1995 году в гонках Ле-Мана вошла в историю автоспорта из-за того что в гонках победил спортивный прототип. Примечательно, что это был дебют в соревнованиях, и с первой попытке компания McLaren вписала себя в историю победителей легендарных автогонок.

Русская история «24 часов Ле-Мана» в ХХ-м веке достаточно коротка, но отнюдь не так безрадостна, как может показаться. Так в 1931 году наш соотечественник, русский эмигрант Борис Ивановский, после революции уехавший из России и выступавший уже под знаменами Франции, занял в легендарном марафоне второе место. Французский россиянин (хотя команда под его фамилией была заявлена под французским триколором, на гонку он вышел под русским флагом), на счету которого уже была победа в 24-часовой гонке в Спа в 1928 году, стартовал в Ле-Мане в паре с французом Анри Штоффелем за рулем огромного 7-литрового Mercedes-Benz SSK - самого мощного (более 250 л.с.), но и самого тяжелого (около 1700 кг) автомобиля, представленного в той гонке.

В «Ле-Мане» 1931 г. Ивановский и Штоффель выступали под №1, однако на финише их тяжелый и мощный Mercedes-Benz SSK c 7-литровым мотором оказался лишь вторым, уступив куда более скромной, легкой и экономичной Alfa Romeo 8C2300

Хотя на финише «24 часов Ле-Мана» Борис и Анри все же уступили куда более скромной 2,3-литровой Alfa Romeo 8C2300 лорда Хоу и Генри Бэкина, тем не менее это второе место в абсолютном зачете Ле-Мана, наряду с триумфом в Спа и победой на Гран При Северной Ирландии в 1929 году, стало одним из самых значимых событий в карьере Ивановского. В принципе, исходя из современных методов классификации можно даже сказать, что Ивановский и Штоффель выиграли тогда «Ле-Ман» в классе автомобилей с объемом двигателя 5001-8000 куб. см. К сожалению, о дальнейшей судьбе самого Бориса известно очень мало, вернее, почти ничего: через пару лет после старта в Ле-Мане Ивановский бесследно растворился в туманном лихолетье предвоенной Европы. А наша страна на долгие годы утратила всякую связь со знаменитым марафоном.

Борис Ивановский (слева) и Анри Штоффель принимают поздравления со вторым местом после финиша суточного марафона. Ле-Ман, 14 июня 1931 г

Следующая возможность пробиться в Ле-Ман с собственным автомобилем появилась у нас лишь в 2000-2001 годах. Тогда по заказу первого российского пилота «Формулы-3000» Виктора Маслова группа инженеров команды «Арден-Россия» во главе с Ником Васом, ранее участвовавшим в работах над знаменитыми Jaguar XJR, разработала проект российского спортпрототипа самого престижного в то время гоночного класса LMP900. Однако денег на постройку этой машины Маслову в России тогда найти так и не удалось, и проект остался реализованным лишь на бумаге. Тем не менее у самого Виктора шанс стать первым россиянином в Ле-Мане все-таки оставался.

В конце 90-х пилот «Арден-России» Виктор Маслов стал одним из инициаторов создания первого русского прототипа для «Ле-Мана»

В конце 2001 года знаменитая британская фирма Дэйва Ричардса Prodrive заключила контракт с Ferrari на участие нескольких «гарцующих жеребцов» 550 Maranello класса GTS в «24 часах Ле-Мана». Причем один из экипажей планировали набрать из пилотов, представлявших исключительно Восточную Европу. Свое согласие на выступления в «восточной связке» дал Томаш Энге (в то время – главная надежда чешского автоспорта), туда же пригласили и Маслова. Чтобы войти в экипаж Prodrive, Виктору нужно было собрать лишь 100 тысяч фунтов - мелочь по современным меркам Ле-Мана. Да и в те времена – сумма вполне приемлемая. Увы, но и этих денег в России не нашлось, так что дебют россиян в Ле-Мане третьего тысячелетия состоялся лишь двумя годами позднее, когда покорять кольцо Сарте отправились Алексей Васильев и Николай Фоменко, а год спустя к ним присоединился Сергей Злобин.

Проект открытого прототипа LMP900 Ника Васа остался не реализованным: найти необходимые инвестиции в России Маслову так и не удалось

Всего за последнее 10 лет в «24 часах Ле-Мана» приняли участие более десятка наших пилотов, а в прошлом году российская «конюшня» SMP Racing с Виктором Шайтаром и Алексеем Басовым даже выиграла в младшем классе LMGTE Am. В нынешнем сезоне за победу в Ле-Мане поборются пятеро россиян, причем впервые все они будут стартовать на спортпрототипах класса LMP2.

Saint-Julien или же Кафедральный собор Сент-Жюльен является кафедрой епископа города Ле Ман, который ввел христианство в области примерно в начале 4-го века. Этот собор будет прекрасным дополнением в вашем списке желаемых к посещению достопримечательностей.

Самая первая церковь, которая заложила начало строительства собора, появилась еще в VI в. Храм, который дошел до наших времен начал возводиться приблизительно в 1060 году при епископе Вульгрине. Строительство полностью было завершено только в 1430 году. Трансепт и башни были возведены к 1096 году. Удивительный готический хор завершили только в 1220 году, который был предназначен для размещения мощей святого Юлиана. Вполне возможно, что именно большой хор с апсидой и корпусами с пятью алтарями является одним из самых ранних примеров строения, который позже стал стандартом для крупных церквей по всей северной Европе.

Собор занимает северо-восточную часть Старого города (известный как Вье-Ман), большая его площадь на вершине небольшого хребта преобладает мощеными улицам. К собору примыкает реликвия доисторической эпохи с западной стороны – это менгир, который имеет высоту 4,55 метров. Здесь же находится гробница святого Юлиана Ле Манского. Летописец Альдрик (IX в.) в своих «Деяниях епископов» пишет о том, что этот святой был учеником самого Христа. Также здесь похоронен Карл Анжуйский - король Неаполя и брат Людовика Святого Французского.

Собор, который сочетает в себе романский неф и готический хор, отличается своей невероятно богатой коллекцией витражей.
Неф в Ле-Мане насчитывает в своей коллекции около 20 витражей из середины 12-го века. Западные витражи, достаточно большие в своих размерах, изображают сцены жизни вышеупомянутого святого Юлиана Ле-Мана, примерная дата их создания - 1155 год. В западной части предела нефа расположен витраж "Вознесения". Его дата создания приурочена к 1120 году, что делает этот витраж одним из самых старейших сохранившихся во Франции. Высота башни составляет 64 метра и является самой высокой постройкой этого города.

В отличие от романского стиля программы остекления, верхняя часть хора во многом остается нетронутой и представляет собой очень разнообразные сцены из Ветхого и Нового Заветов и жизни святых. Эти витражи отличаются отсутствием согласованной программы распределения предметов и некоторые эпизоды повторяются в разных окнах. Витражи представлены в разных художественных стилях.

Длинной в 57 метров тянется главный неф собора, высота его составляет 24 метра; длина же трансепта - 52 метра, а высота - 34 метра. Эта разница возникла по причине того, что неф и трансепт строились в разные эпохи, неф - в романскую, а трансепт - в готическую.

Возведение хора началось с того, что в 1217 году глава собора получил разрешение снести часть галло-римских городских стен четвертого века, которые блокировали дальнейшее расширение на восток (любые изменения в городские постойки в средневековой Франции требовали разрешений царя). Работы по увеличению восточной части начались сразу и новый хор был открыт 24 апреля 1254.

После завершения строения хора, следующим приоритетом было восстановление трансепты для того, чтобы связать новые готические элементы с романским нефом, однако эта работа была отложена из-за отсутствия средств. Строение южного трансепта было начато в 1380 и завершено в 1392 году с помощью средств, пожертвованных королем Карлом VI. Работы с северной частью начались в 1403 году, но были отложены из-за возобновления Столетней войны и не продолжались до 1430. В 1500 году планируемое увеличение высоты трансепты было отклонено из соображений экономии.

В современные годы в 2003 году была проведена генеральная чистка собора от различных загрязнений.
Это место будет интересно всем, кто интересуется религией или же не ровно дышит к церквям. Вы обязательно почувствуете ту атмосферу, которая обитает в Соборе Сент-Жюльен.