Гимнастика стрельниковой упражнения для голоса. Восстанавливает утраченный голос правильно

Пение - один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Следовательно, это действие естественное и простое. Тому, у кого природные данные певца, хочется петь точно так же, как и тому, кто от природы бегун и ему хочется бегать. Тело певца устанавливает связи, необходимые именно для пения, легче, чем какие-нибудь иные, и требует их использования, потому что в живой природе то, что не используется, - отмирает.

Пение удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную, но и физическую потребность человека, о чем необходимо знать и помнить певцу. Это работа комплекса мышц, связанных с процессом дыхания, и бессознательно организованная творческим эмоциональным настроем. Комплексная работа невозможна без координирующего центра, а так как ее организует эмоция, профессионал должен уметь создавать ее и сохранять во время пения.

У людей, поющих голосами, которые мы называем «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но при этом правильно и легко, дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если случайность их нарушит.

Но певческие школы в большинстве случаев предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления звука на каждой ноте. Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены и осмысленной фразы и думает не о том, кому, почему и для чего он поет, а о том, попала ли данная нота туда, куда он ее направил.

Увлеченность пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть к объединению мышц, участвующих в нем, к организации координирующего центра. Анализ же своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения. Иногда внимание певца сосредоточено на какой-нибудь одной группе мышц: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол!». Это-то и нарушает естественные связи звуковедения, а с ними теряется и чувство радостно поющего тела, которое есть от природы у человека, как есть оно у соловья или жаворонка.

Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознана певцами. Их создает и сберегает певческий эмоциональный настрой, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубом вмешательстве связь рвется в каком-то звене и голос перестает звучать. Потеря голоса - это нарушение связей звуковедения, а его возвращение - восстановление этих связей.

Голос воспроизводим мелодию. А мелодия - это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел - его бросила рука, ветка качнулась - ее толкнул ветер. Подвижны органы дыхания, их мускулатура и мускулатура, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь!

Инструмент певца - часть его тела. И при том одна из наиболее важных и наименее управляемых - органы его дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, и эти движения зависят от эмоционального состояния.

Следовательно, учиться петь - это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Но не только дыхание подчиняется эмоциям, но и эмоции можно подчинить дыханию! У актеров и певцов есть профессиональный термин «опора». «Опертый» голос - это звонкий голос. А что такое «опертый» вдох? Прикоснуться к плечу партнера - еще не значит на него опереться. Опереться - это перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, «опертый» вдох - это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», то есть попросту уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и вы чувствуете это. Ощущение похоже на то, какое испытываешь, опираясь на чужое плечо: упругое, физически приятное сопротивление мышц. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется петь!

Вдох - движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох - значит мысленно установить связь с дном легких. Направление гортани диагонально по отношению к легким, следовательно, удобнее петь, если вы сделали сознательно или бессознательно вдох, «опертый» в спину. Легкие расширяются к основаниям не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объем его велик.

Звучание - выдох, колеблющий голосовые связки. Чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо научиться задерживать правильно сделанный вдох. И еще не нужно думать о дороге, по которой вы поведете вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что, если вы думаете о дороге, там возникает напряжение. Ведите вдох движением и эмоциональным настроем. Пользуйтесь наклоном во время вдоха. Затаите дыхание и пойте, никуда не направляя звук.

Существует мнение, что «запирать» дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох, искажающий форму легких, задерживать, да и просто делать вредно! Вдох же, заполняющий легкие, не искажая их формы, может вернуть и голос, и здоровье!

Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню трудовую, например нашу «Дубинушку». Во всех случаях песня поднимает настояние, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, как не могут объединить просто слова без мелодии. Желая выразить мысли и чувства, люди ищут прежде всего слова и поют их под музыку. Для человека, поющего естественно, пение - это протяжная речь повышенной эмоциональности.

И в профессиональном пении, в эстрадной, романсовой, оперетточной и даже оперной музыке вокализ - исключение, чаще всего на верхних нотах, где произнесение слов затруднено. И нет естественной границы между разговором и речитативом, а речитатив - вступление к арии. Следовательно, и профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да еще с постановкой голоса. Ведь тогда оно - действие заумное и сложное. И слова в этом случае только мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь? Если же для вас пение - протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое и слова помогают петь, организуют кантилену. Надо только уметь произнести эти слова, ведь, как известно, «хорошо произнесенное наполовину спето».

О хорошем певце в народе говорят: «Нутром поет!» И не думайте, что петь нутром - значит петь особо выразительно. Нет. Народ говорил как слышал: поет нутром - значит, звучит тело, как музыкальный инструмент. Звучит грудь. А маска, купол, зубы - неподвижная надстройка над тем, что поет. Поэтому думайте, что произносите слова диафрагмой. И не насилуйте ее. Она все знает. Достаточно только подумать о том, что тело делает слово, и потянуть сказанное. Протяжность расширит ваш диапазон, продемонстрирует ваш тембр и превратит речь в одну из разновидностей музыки - мелодию с текстом.

Музыка имеет три измерения - высоту, тембр и силу. Певец должен просто помогать голосовым связкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождать тембр от посторонних призвуков. А что касается силы, о ней нельзя думать, форсировка ее не создаст. Надо думать о звонкости - звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких - грудные мышцы.

У всех наших пациентов певцов, жаловавшихся на короткий диапазон, слабость звука, быструю утомляемость от пения и разговора, сухость и боли в горле, певческие или фиброматозные узелки, - было мелкое ключичное или грудное перерасширение и напряженное дыхание. Оно-то и являлось главной причиной болезни. Звучание - выдох, колеблющий голосовые связки.

Если в узких верхушках легких воздуха слишком много, ему тесно. И он стремится уйти во время звучания такой широкой струей, что мешает голосовым связкам смыкаться. Он давит снизу на гортань так, что стремится вытолкнуть гортань с сомкнутыми голосовыми связками кверху. Замолчать певец, актер, да и просто человек, которому надо говорить или петь, не может. Он продолжает речь или пение на недосомкнутых или с трудом смыкающихся голосовых связках и, конечно, кончает работу больным.

Идет к врачу. А дальше по кругу: бюллетени, медикаменты, советы беречь голос. И на помощь болезни приходит страх. Человек начинает напряженно думать о гортани и голосовых связках, а они - напрягаются в ответ на его мысли. От неверного звуковедения начинает расти узелок. Бюллетени все чаще и продолжительней, и, если молчание и медикаменты не помогают, - оперативное удаление узелка. Но как бы ни был прекрасен хирург - улучшение самочувствия и звука кратковременны, потому что дыхание и звуковедение остались неверными. Возможно возникновение узелка повторно. Снова оперативное удаление и, в большинстве случаев, предложение сменить профессию.

Следовательно, надо не беречь голос, а иначе организовывать дыхание и звуковедение.

Первое, что мы рекомендуем и актерам, и певцам, убрать избыток воздуха из верхних долей легких. Мы тренируем вдох, самый удобный для задержания. Это создает воздушный резерв в основаниях легких и не допускает в гортань избытка воздуха. Петь и говорить сразу становится легче.

Затем мы делаем звуковые упражнения на тех же движениях, на каких делали вдохи. Диафрагма и брюшной пресс активно работают во время звучания, и болевые ощущения или узелок начинают исчезать. А когда вы тренировкой приучили их работать в помощь звуку, они сработают уже по привычке. Привычка же требует подкрепления. Дыхательные упражнения надо повторять.

И вот еще что. Если во время пения в какой-то части тела у вас возникает неприятное ощущение - знайте: там - ошибка. Найдите движение, которое это ощущение уберет.

Проверьте все сказанное выше. Спойте что-нибудь раза четыре подряд, чтобы не думать, что вы еще «не распелись». А затем сделайте упражнение «насос»: 9 раз по 32 вдоха-движения. А после этого повторите ту же самую вещь. И вы почувствуете, что петь легче, и услышите, что голос звучит значительно лучше. Дыхание, которое вы тренировали, продержится по инерции еще некоторое время. «Затаите» дыхание и пройдите 8 шагов. «Затаите» и пройдите 12 шагов, 16 шагов. Берите в спину. Тренируйте вдох на наклоне вперед. И на нем пойте, т.е. говорите нараспев, думая о смысле слов и красоте мелодии.

Нам внушают, что петь хорошо - трудно и сложно, а плохо - легко и просто. Но ведь в жизни-то все наоборот: плохой певец поет трудно и сложно, а хороший - легко и непринужденно. Теперь вы знаете почему!

Актерские упражнения

Перед выполнением звуковых упражнений, опубликованных в разделе о заикании, и специальных актерских упражнений, о которых речь пойдет в этой части книги, нужно сначала сделать упражнения из основного комплекса «насос» и «обними плечи». Они подготовят голосовой аппарат к дальнейшей работе.

Никогда не думайте о дыхании ни в пении, ни в речи. Думайте о смысле того, о чем говорите или поете. Зрители, сидящие в первом ряду партера, не должны видеть, как певец на сцене пользуется дыханием.

Не тяните и не напрягайте шею во время пения или монолога. Напряжение мышц шеи передается на гортань и происходит недосмыкание голосовых связок. Звук получается сдавленным и не летит в зрительный зал.

Абсолютно свободными и подвижными (незажатыми) должны быть и плечи. Только при таком условии у актера и певца будут свободно и объемно звучать низкие ноты (грудной регистр).

А вот для того, чтобы хорошо звучал головной регистр, чтобы звонкими были верхние ноты, необходимо создать так называемую диафрагмальную «опору», т.е. очень сильное напряжение внизу живота. Здесь очень большое значение имеют крепкие ноги и абсолютно здоровые половые органы.

Стрельниковская дыхательная гимнастика поможет развить певческий аппарат и создаст так называемый «столб звука», который есть от Бога у оперных певцов с мировыми именами.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой включает в себя комплекс упражнений, целью которых является восстановление потерянного голоса . Популярна среди певцов, имеющих проблемы с голосом. Кроме того, обладает и другим положительным влиянием на человеческий организм.

Описание гимнастики

На сегодняшний день это единственная гимнастика, при которой вдох делается одновременно со сжатием грудной клетки . В результате этого активно работают все части тела, за счёт чего происходит не только улучшение дыхания, но и развитие мышц.

Но во время гимнастики на организм оказывается большая нагрузка, поэтому потребность всех клеток в кислороде значительно увеличивается. Во время короткого и резкого носового вдоха повышается внутреннее дыхание во всех тканях, поэтому увеличивается ассимиляция кислорода. В это же время происходит раздражение большого количества рецепторов слизистой носа, обеспечивающих связь носа с другими органами. Поэтому упражнения дыхательной гимнастики по Стрельниковой дают обширный эффект на весь организм и вылечивают множество болезней .

Показания к выполнению

В последнее время медики всё чаще стали обращаться к этому методу с целью восстановления функций дыхательной системы. Метод Стрельниковой помогает не только восстановить певческий голос, но и вылечить пневмонию и другие патологии лёгких, сердца и сосудов .

Особенно популярна методика среди певцов и актёров. Они применяют её ежедневно и обязательно перед выходом на сцену. Благодаря этому их выступления более энергичны и эмоциональны.

Дыхательная гимнастика Стельниковой не является методом лечения всех заболеваний, а используется как вспомогательное средство к основному лечению.

Метод может быть рекомендован при следующих заболеваниях:

  • Пневмония, бронхит, астма и другие патологии дыхательной системы. Просвет бронхов под влиянием упражнений расширяется, за счёт чего у человека сразу же облегчается дыхание.
  • Гайморит. В этом случае перед выполнением упражнений рекомендуется удалить из носа слизь. Выполнение гимнастики помогает избавиться от симптомов острого гайморита, а также уменьшается количество проявлений хронической патологии.
  • Туберкулёз лёгких. Полностью вылечить заболевание только с помощью упражнений нельзя, зато они помогают поддерживать лёгкие во время патологического процесса. Рекомендуется включить гимнастику Стрельниковой в комплексную терапию.
  • Сердечная недостаточность. Упражнения способствуют укреплению сердечной мышцы. Люди, регулярно проделывающие гимнастику, менее предрасположены к инфаркту миокарда.

Кроме того, рекомендуется выполнять упражнения Стрельниковой, если у человека наблюдаются частые боли в области сердца, головы, спины, лёгких . Некоторые специалисты рекомендуют применять гимнастику для лечения заболеваний ЖКТ, сахарного диабета, вирусных инфекций и женских заболеваний. Помогает почти полностью вылечить заикание, если начать выполнять гимнастику в детском возрасте.

По системе Стрельниковой положительный результат ощущается уже через несколько недель, если проводить гимнастику дважды в день. Выполнять её могут люди абсолютно любого возраста: они подходят как для детей, так и для людей пенсионного возраста. Их можно выполнять в любом положении тела.

Благоприятное воздействие на организм

По методу Стрельниковой можно добиться восстановление разных частей тела, что обусловлено положительным влиянием гимнастики на организм:

  1. Упражнения снимают усталость, улучшают память и поднимают жизненный тонус .
  2. Гимнастика помогает справиться с сутулостью, исправить походку и делает тело более пластичным и гибким.
  3. При регулярном выполнении прогрессирующая близорукость останавливается, и зрение может улучшиться.
  4. Может вылечить храп.
  5. Помогает восстановить мочеполовую систему. У девочек нормализуются месячные и исчезает их болезненность. Подростки и дети избавляются от ночного недержания.
  6. Хороший эффект даёт гимнастика при варикоцеле, нормализуется половая функция без хирургического вмешательства.
  7. Хорошее тонизирующее действие оказывает она при беременности. Лечебный эффект наступает при использовании гинекологического комплекса при миоме, кистах, трубной непроходимости и других женских болезнях.
  8. Помогает заживлению послеоперационных ран.

Кроме того, методика прошла испытание на туберкулёзных больных и интенсивно используется в комплексном лечении . Однако необходимо учитывать, что она противопоказана людям, перенёсшим сильные травмы головы и позвоночника.

Комплекс упражнений

При выполнении упражнений обязательно нужно следовать основным правилам и рекомендациям:

  1. Следить за правильным дыханием. Вдох должен быть быстрым и шумным . Выдох же, напротив, — почти бесшумный и медленный.
  2. При выдохе не выдавливать воздух из лёгких, он должен выходить самостоятельно.
  3. Сконцентрировать всё внимание только на вдохе, про выдох забыть.
  4. Вдох делается носом, а выдох ртом.
  5. При вдохе губы должны быть сомкнуты, но не зажаты.
  6. После 8 вдохов необходимо сделать перерыв минимум на 3-5 секунд.
  7. Плечи расслаблены, а во время упражнения не приподнимаются вверх.
  8. Движения выполняются во время вдоха.
  9. Сначала счёт выполняется на 8, потом на 16 и 32 .

При выполнении упражнений, особенно вначале, человек может почувствовать сильное головокружение. Это нормальное явление, поэтому первые акты гимнастики должны выполняться в сидячем положении тела.

Комплекс начинается с разминочного «ладошки», которое нужно усвоить в первый день. Вместе с ним нужно выучить упражнения «погончики» и «насос». На их выполнение требуется 10-20 минут. Затем каждый новый день добавляются дополнительные упражнения.

Делать вдохи без перерывов нельзя, гимнастика помогать не будет.

Описание упражнений

Гимнастика состоит из нескольких упражнений, каждое из которых имеет свои особенности проведения:

  1. «Ладошки». Это упражнение, необходимое для разминки всех мышц. И.п. – руки согнуты, спина ровная, ладошки развёрнуты вперёд. Во время вдоха ладони зажимать в кулаки, а при выдохе разжимать их. Вдох резкий, выполняется носом. Выдох бесшумный, осуществляется при помощи рта. Делать четыре вдоха, хватая ладошками воздух, затем — 3-5 секунд перерыв. Потом всё снова повторить. И так 24 раза. Постепенно, с каждым днём, количество вдохов увеличивать, а перерывов уменьшать . Максимальное количество — 96 вдохов.
  2. «Погончики». Делать лучше в вертикальном положении тела. И.п. – руки на поясе, кулаки зажаты. Во время вдоха кулачки резко толкаются вниз к полу, руки выпрямляются, при выдохе – возвращаются в и. п. Делается по 8 вдохов 12 раз.
  3. «Насос». Во время вдоха необходимо слегка наклонить туловище вперёд. При выдохе следует немного выпрямиться, а затем — снова вдох-наклон. Не нужно наклоняться сильно, так, чтоб это не напрягало. Делать по 8 вдохов, повторив 12 раз.
  4. «Кошка». При выполнении данного упражнения ступни должны быть плотно прижаты к полу. Делается стоя. При вдохе развернуться вправо, сжать ладони и при этом слегка присесть, затем встать на ноги. На втором вдохе развернуться влево, схватить руками воздух, присесть, развернуться обратно. Туловище поворачивается в районе талии, ноги слегка сгибаются, спина прямая. Упражнения делать легко, пружинисто, в танцевальном ритме. Делать по 8 вдохов 12 раз.
  5. «Обними плечи». Это очень эффективное упражнение гимнастики для носа по Стрельниковой. Во время вдоха руки согнуть и прижать к плечам. При вдохе следует попытаться обнять себя. Во время выдоха принять первоначальное положение. Поясница в работе не участвует, не прогибается, спина ровная.

Упражнение противопоказано при ишемии, пороке сердца и в постинфарктном состоянии. Можно начинать его делать через две недели тренировок, а при тяжёлых состояниях число вдохов сократить до четырёх. Беременным делать с осторожностью, голову не откидывать, смотреть прямо.

  1. «Большой маятник». Упражнение состоит из 2 предыдущих — «насос» и «обними плечи», которые делаются в комплексе, но по очереди. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. При вдохе потянуть руки вниз, слегка прогнуться. При выдохе выпрямиться. При втором вдохе обнять плечи, слегка прогнувшись назад, и снова выпрямиться. Делать 12 раз по 8 вдохов. Среди ограничений – любые заболевания позвоночного столба. В таких случаях наклоны делаются слегка, без напряжения.

Это первая часть комплекса, которую необходимо хорошо усвоить, прежде чем приступить к освоению второй. То есть, вторую часть необходимо вводить постепенно, учитывая основные рекомендации, описанные выше. Используются следующие упражнения:

  • «Повороты головы». Делать повороты головы в одну и другую сторону, при этом «нюхая» воздух. Голова должна постоянно двигаться, не останавливаясь на выдохе. Не рекомендуется проводить при травмах головы и шеи. Зато упражнение эффективно лечит мигрени.
  • «Ушки». Упражнение похоже на предыдущее, но голову нужно не поворачивать, а наклонять в разные стороны. Участвует только голова, в то время как шея расслаблена. Вдохи выполняются при каждом наклоне. Смотреть вперёд. Ограничивать упражнение надо при травмах головы и шеи, делать его плавно, без резких движений.
  1. «Маятник головой». Как и в предыдущих упражнениях, здесь также участвует только голова. Делаются наклоны вперёд и назад. Не рекомендует упражняться при травмах головы, шейного отдела позвоночника, повышенном давлении, эпилепсии.
  2. «Шаги». Делаются шаги вперёд, потом назад. На первом упражнении ноги поочерёдно сгибаются в коленях и поднимаются к животу. На втором – ступню одной ноги отводят назад, а на второй ноге слегка пружинят. Затем с другой ноги так же.

В терапевтических целях гимнастика проводится дважды в день при пустом желудке на свежем воздухе по 1500 вздохов-движений.

Для профилактики болезней упражнения делаются по утрам вместе с утренней гимнастикой или вместо неё. Проводить её можно и в вечерний период для снятия усталости.

Во время выполнения гимнастики по этому методу происходит улучшение кровообращения, все внутренние органы насыщаются кровью, а значит, и кислородом . Таким образом, тренируются все части тела и массажируются внутренние органы. Поэтому эта гимнастика даёт такие результаты. Однако проводить её следует только после предварительной консультации со специалистом.

В 2004 году была выпущена книга А. С. Стрельниковой, в которой описываются все упражнения и методика их выполнения.

Существует ряд профессий, требующих чёткой дикции и звонкой речи, а в результате систематических перегрузок голосовых связок, голос становится сиплым и охриплым. В таких случаях требуется укрепление голосовых связок, путем выполнения различных упражнений и вспомогательных средств. Как укрепить голосовые связки при помощи гимнастики и упражнений, попробуем выяснить в данной статье.

Почему пропадает голос?

Причиной потери голоса могут стать различные факторы. Как правило, от охриплости страдают люди, чья профессия связана с постоянной нагрузкой на голосовые связки, это дикторы, преподаватели, певцы и актёры. В силу своей деятельности им приходится натруждать связки, что приводит к нарушению их работы. Но помимо профессиональных нарушений, потерять голос можно и в результате иных причин:

В зависимости от того какая причина стала толчком для развития патологии назначается последующее лечение.

Упражнения для связок

Если потеря голоса связана с их перенагрузкой на связки, решить проблему можно путём правильного подбора упражнений. Для того чтобы развить звонкость голоса и убрать осиплость можно выполнять следующий комплекс упражнений:

  • занять позицию лёжа, сделать глубокий вдох, а на выдохе поочередно произносить звуки «с», «з» и «ш». Важно, чтобы произношение было протяжным и медленным;
  • аналогичное упражнение повторять со звуком «м», главное, чтобы произношение звука было ровным, а голос грудным на протяжении всего упражнения;
  • глубокий вдох и произношение звуков «а-а-а-о-о-о-у-у-у» в этот момент необходимо делать постукивания по грудной клетке;
  • при лёгком постукивании по верхней губе, следует произносить протяжный слог «бы-бы-бы»;
  • аналогичное упражнение предыдущему, только стучать пальцами следует по нижней губе, и произносить слог «вы-вы-вы»;
  • далее следуют более сложные упражнения в виде распевки. На одной ноте следует исполнять следующие слоги “ма-ми-мо-ми-ма”, а также “да-дэ-ди-до-ду”;
  • увеличивая размер октавы, нужно произносить: слоги “лё” и “ля”, чередуя их
  • представьте, что полощите горло, нужно произносить тот же звук, что и при полоскании, только запрокидовать голову при этом не следует, а лишь поворачивать её со стороны в сторону;
  • также важны хроматические распевки. Для этих целей, лучше всего подходит мотив песни «Подмосковные вечера». Только мотив не нужно петь в голос, а лишь мычать через нос знакомые ноты, при этом, постукивая пальцем по левой ноздре и параллельно вертя головой с лева на право.

Дыхательная гимнастика

Помимо дикционных упражнений, важно выполнять дыхательную гимнастику, для этого можно использовать следующие упражнения:

  • вдох носом и выдох также им только тремя подходами, то есть распределяя воздух на три небольших
    выдоха;
  • следует зажечь свечу и находясь от неё на расстоянии в 10 сантиметров, дуть как бы пытаясь задуть, но при этом пламя должно лишь немного отклоняться, но не тухнуть;
  • дышать по собачьему. Вспомните, когда собака хочет пить и ей жарко, она вытаскивает язык и дышит часто и прерывисто. Тоже самое следует повторять, дублируя поведение животного;
  • глубокий вдох носом и шипящий, а потом свистящий (чередуется) выдох ртом;
  • Каждое из представленных упражнений, следует выполнять не менее чем 10 раз каждое.

Перед тем как приступить к выполнению гимнастики, следует быть готовым выполнять её правильно. Для этого, следует придерживаться следующих правил:

  • все упражнения следует выполнять перед зеркалом и только в хорошем настроении;
  • для того, чтобы результат был закреплён и голос вас радовал своим звонким звучанием не прерывно, гимнастика должна стать частью распевки, а скороговорки и произношения сложных слов должно стать обыденным делом;
  • хотя бы вначале проводить гимнастику лучше под контролем профессионала, так как неправильное выполнение того или иного упражнения может не только не помочь, но и навредить в тренировке голоса. Позже, когда азы гимнастики будут освоены, проводить занятия можно самостоятельно;
    постоянные такие упражнения полезны не только для функции голосовых связок, но и для мимики лица. Систематическое выполнение гарантирует улучшение состояния кожи лица и разглаживанию мимических морщин;
  • чтобы эффект был лучшим, следует в комплексе выполнять распевку, дыхательную гимнастику и точечный массаж;
  • на фоне выполнения восстановительных процедур, следует придерживаться определённого режима питания. Следует исключить: острое, солёное, кислое, а также слишком горячие и, наоборот, холодные блюда. Все они дополнительно раздражают голосовые связки и приводят к ухудшению состояния;
  • не следует выполнять гимнастику и распевку перед сном.

Народные методы

Вместе с выполнением гимнастики, когда нужно срочно вернуть утраченный голос, можно воспользоваться проверенными народными методами, многими из них пользуются певцы перед своими выступлениями. К таким рецептам относят:


Потеря голоса частая проблема, к сожалению, для многих. Если ваш труд связан с постоянными нагрузками на голосовые связки, выполнение описанных упражнений, а также народные рецепты помогут значительно быстрее справиться с осиплостью голоса. Но если проблема не связана с профессиональной деятельностью, пропажа голоса может свидетельствовать о различных патологиях, в том числе и довольно серьёзных. Поэтому, не следует заниматься самолечением, а лучше проконсультироваться с врачом, который сможет назначить нужное и правильное лечение.

Природа наделила человека удивительным, сложным музыкальным инструментом. Сегодня, навык коммуникации требуется везде и когда происходит потеря голоса, мы как будто теряем самое драгоценное, это мешает общению. В холодные дни зимы данная проблема особенно актуальная.

И причинами потери голоса может стать: инфекционные заболевания, такие как ларингит, тонзиллит. Повышенные голосовые нагрузки при крике или, например, при длительном ораторском действии, воздействие пыли, дыма, холодные напитки – факторы, влияющие на голосовой аппарат, состоящий из голосовых связок, расположенных в глубине гортани, и из глотки, ротовой и грудной полостей.

Сила звуковой окраски голоса, характерное произношение гласных и согласных звуков – это элементы, составляющие сложную систему. Чаще всего потеря голоса случается из-за нарушения работы связок, для таких нарушений не обязательно наличие каких-либо врожденных или приобретенных патологий голосового аппарата. Но голос садится, хрипнет и появляется шепот, а иногда и отсутствует вовсе из-за болезней горла Если постоянно тренировать горло и связки, эти проблемы Вас не коснутся или пройдут стороной.

Полезно выполнять следующий цикл упражнения:

Присесть на согнутых в коленях ногах, пятки поставить врозь, касаться одним большим пальцем другого, придерживаясь расстояния между коленями в 1-2 кулака. Спину держать прямой, руки на коленях. Сделать выдох, выдавливая весь воздух из себя, напрягая шею, горло и руки. Глаза широко открыты, максимально следует попробовать достать языком до подбородка. Эту позу сохранить 6-10 сек. Приняв первоначальное положение расслабиться. Когда через несколько вдохов и выдохов выровняется дыхание, нужно попытаться опять повторить эти же упражнения, выполнить нужно 6-10 таких подходов каждые два часа. Уже после двух раз почувствуете облегчение.

Следующий комплекс упражнений выручал не раз тех, у кого частично садился голос.

1.Исходное положение лежа. Вдыхая, следите за тем, чтобы дышал живот. Задержав дыхание сделать медленный выдох произнося букву «С». Упражнение выполняется 5 минут. Далее произносят звуки «З» и «Ш».

3. Затем напевать гласную «м», с эффектом «забрасывания» кончика мелодии вверх, как при исполнении колыбельной мелодии.
4. С открытым ртом тянуть согласную «Н», контролировать, чтобы звук не дребезжал.

Запомните, если у Вас сорван голос, в первую очередь нужно больше молчать. Любой врач, прежде всего, назначит голосовой режим. Нельзя через силу петь, кричать, даже шептать, при шепоте, между прочим, нагрузка на связки такая же, как при крике.


- Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и еще несколько слов, нажмите Ctrl + Enter
- Вам не понравилась статья или качество поданной информации? - напишите нам!

Исцеление дыхательной гимнастикой

Известно, что голосовой аппарат и дыхание неразрывный союз. Для лечения голосовых связок, идеально подходит дыхательная гимнастика по Стрельниковой. При ее выполнении, включаются в работу все части тела, благодаря чему возникает общая физиологическая реакция всего организма, в том числе и голосовых связок.

Можно использовать губную гармошку дуть в нее на вдохе и выдохе, не отрываясь, звук должен быть ровным. Вдох и выдох начинать с 20 секунд, увеличивая до 1 минуты.

Великолепно влияет на восстановление функциональной способности голосовых связок еще один комплекс упражнений:

1. вдох и выдох носом, на выдохе тянем звук И-И с закрытым ртом 5-6 раз;

2. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем А-А с закрытым ртом 5-6 раз;

3. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем С-С-С с открытым ртом 5-6 раз;

4. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем Ш-Ш-Ш с открытым ртом 5-6 раз;

5. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем Ф-Ф-Ф с открытым ртом 5-6 раз;

6. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем Х-Х-Х с открытым ртом 5-6 раз. Упражнение под названием«Зевающий лев» отлично расслабляет мышцы челюсти и снимает напряжение с голосовых связок. Его выполняют, запрокинув голову назад, рот нужно открыть максимально широко, издавая при этом звук, напоминающий громкое зевание. Открытое горло приносит спокойствие и расслабление. Эффективными являются упражнения помогающие растянуть голосовые связки и улучшить имеющуюся артикуляцию. Вдох должен быть глубоким.

· вдох носом, выдох через нос в три подхода.

· вдох носом, выдох через рот. Производить трение ладоней одну о другую.

· вдох носом, выдох напоминающий действие охладить дыханием горячий чай.

· вдох носом, выдох шипящий.

· вдох носом, выдох свистящий.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Утреннее пробуждение представляет собой постепенный переход ото сна к активной жизнедеятельности. Таким образом, все органы и системы органов должны «проснуться» и перейти на новый режим работы. У молодых людей этот процесс может…

Важность дыхания при родах трудно переоценить, при этом под дыханием имеется в виду не просто любой дыхательный процесс, а правильное, контролируемое дыхание. Несмотря на то, что женский организм самой природой создан для рождения новой жизни, все…

Эффективным методом, который способствует исправлению нарушения осанки у детей школьного возраста, есть такой комплекс физических упражнений.Упражнение 1На расстоянии одного шага от стены ребенок становится спиной к ней. Опираясь на пальцы левой…

Роды являются серьезным испытанием для организма женщины. При регулярном выполнении физических упражнений легче будет перенести нагрузку родов. Но подойти к этому делу нужно с умом, предварительно посоветовавшись с врачом. Если ощущается общее…

После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием. При поражениях нижнего гортанного нерва резко ограничена двигательная функция самой гортани, а голосовая складка на пораженной стороне может быть полностью неподвижна. Одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационное дыхание. Особенно это выражено при медиальной позиции голосовой складки. Восстановить двигательную функцию гортани при параличах невозможно. Для восстановления голоса выбираются такие функциональные тренировки голосового аппарата, которые включают его компенсаторные механизмы. Тренировки должны максимально увеличить подвижность здоровой половины гортани, а на парализованной стороне хотя бы частично восстановить двигательную функцию голосовой складки. Необходима также нормализация физиологического и фонационного дыхания. Осуществление этой задачи вызовет смыкание голосовых складок за счет компенсаторного перехода здоровой половины гортани за среднюю линию и сближения ее с неподвижной половиной гортани. В этом случае при организованном дыхании и даже частичном колебании пораженной голосовой складки голос восстановится или значительно улучшится. Тренировки для активизации двигательной функции гортани сочетаются с нормализацией дыхания, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втягивая и выдувая воздух на одной ноте. Физически здоровые обучающиеся начинают тренировки с 45-60 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Первую неделю упражнение выполняют 8-10 раз в день по 45-60 секунд. В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 15 раз по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Продолжительность каждого вдоха и выдоха через губную гармошку в начале занятия значительно укорочена далее тогда, когда упражнение совершенно не затрудняет пациента. Плавность, полнота вдоха и длительность выдоха достигаются постепенно по мере тренировок. «Дутью в губную гармошку» отводится значительная роль в функциональных тренировках голосового аппарата. Оно удлиняет выдох, необходимый для правильного голосоведения, а равномерные движения вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи массируют гортань. Этим приемом достигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и некоторая активизация парализованной, т. е. под действием воздушной струи происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.

Одновременно с «дутьем в губную гармошку» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлиненный выдох.

Комплекс А. Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:

1) вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный);

2) вдох через нос, выдох через рот;

3) вдох через рот, выдох через нос;

4) вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);

5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);

6) вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;

7) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

8) вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями).

Через 7-10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления на перегружать занятий упражнениями. Последовательное включение тренировок позволяет обучающимся полностью овладеть ранее предложенными заданиями.

Комплекс Б. Упражнения выполняются сидя:

1) исходное положение - руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук;

2) исходное положение - сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;

3) исходное положение - ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;

4) движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;

5) надувание щек;

6) доставание кончиком языка мягкого нёба;

7) поднятие мягкого нёба при зевке.

Оба комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня по 4-5 раз каждое упражнение.

На данном этапе логопедические упражнения желательно сочетать со специальными занятиями для установления диафрагмального типа дыхания в кабинете лечебной физкультуры. Упражнения второго этапа подготавливают голосовой аппарат к фонации. В результате тренировок исчезает рефлекторный кашель, ощущение инородного тела в горле, значительно удлиняется выдох и появляются слабые колебательные движения края парализованной голосовой складки. После этого можно переходить к следующему этапу работы - голосовым упражнениям для тренировки кинестезии и координации голосового аппарата. Дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку» рекомендуется продолжать до завершения коррекционного

Голосовые упражнения строятся с учетом воздействия различных звуков на сам механизм голосообразования. Звонкие согласные и гласные звуки влияют на функцию голосового аппарата посредством импеданса. В момент фонации при формировании различных звуков в надставной трубе возникает различное противодавление за счет меняющихся объемов полостей и сужений в рото-глоточном канале. Устанавливается взаимосвязная система колебаний резонаторов и голосовых складок. Поскольку этот акустический механизм зависит от индивидуального анатомического строения артикуляционного и голосового аппарата, а также способа образования звуков, одни звуки всегда имеют больший импеданс, чем другие. Вместе с тем путем тренировок его можно «подобрать» для каждого голосового аппарата таким образом, что при малых затратах мышечной энергии можно добиться хорошего акустического эффекта. В этом и состоит постановка голоса.

Начинается коррекция голоса с произнесения звука м. Выбор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической основой для установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба. Это звук довольно большого импеданса.

Упражнение 1. Предлагается произносить звук м кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Постепенно, по мере тренировок, длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, звучным. Как только обучающийся без затруднений начинает выполнять это упражнение, переходят к произнесению открытых слогов.

Упражнение 2. После длительного произнесения звука м, слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма, мо, му, мэ, мы. Упражнения проводят со всеми звонкими согласными звуками.

Упражнение 3. Произнести слоги:

ма-ма на-на

ма-мо на-но

ма-му на-ну и т. д. и сочетания слов с перемещающимися ударениями.

Упражнение 4. Произнести:

мама-мама-мамама;

нана-нана-нанана и т. д.

По достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходят к упражнению 5.

Упражнение 5. Тренировка сочетаний гласных звуков с j.

Звук произносится с незначительным шумом, голосовые складки колеблются. Большой импеданс j и звучание гласных на твердой атаке оказывают активизирующее влияние на смыкание голосовых складок. Гласный звук должен звучать коротко, твердо, а j - длительно: аи... яй..., ой... ей..., уй... юй..., эй... ей...

Упражнение 6. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т. д.

Сначала сочетания произносятся отраженно за логопедом, затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать законченным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.

По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса. Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов - ма, мо, му, мэ, мы. При произнесении слов типа манка, море, муха, мыло легко включается верхний резонатор и закрепляются наилучшие условия голосоведения. Далее приступают к фразовой речи и чтению стихотворений и прозы. На завершающем этапе речевой материал подбирается не по фонетическому принципу, а с учетом возраста и интересов обучающихся.

Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса, вокальные упражнения проводятся в диапазоне одной, полутора октав, малой или первой в зависимости от высоты восстановленного голоса. Пропеваются гаммы, трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.

Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле. При оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за счет компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой складки на пораженной стороне. Глоттография выявляет равномерные колебания голосовых складок с четко выраженными фазами.

Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и времени начала занятий. К восстановлению голоса необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания. Своевременно начатые тренировки голосового аппарата при соблюдении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок активнее мобилизуют компенсаторные возможности организма, предупреждают образование патологического навыка головедения и развитие невротических реакций.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.