Гимнастика после сна для детей 3 4 лет в детском саду картотека. Комплекс гимнастических упражнений после сна в младшей группе

Картотека гимнастики пробуждения после дневного сна

для детей 2 – 3 лет

подготовила: воспитатель

Бороховская Екатерина Алексеевна


«Мы проснулись».

1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза)

2. «Резвые ножки» - и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу. (4 раза)

3. «Жучки» - и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4-6 раз)

4. «Кошечки» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п. (4 раза)

Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.

«Бабочка».

Спал цветок И.п.: сидя на корточках,

вместе под щекой, глаза

закрыты, голова наклонена.

И вдруг проснулся

глаза, опустить руки через

стороны, встать.

Больше спать

не захотел вправо-влево, показать

пальчиком «не захотел».

Потянулся, улыбнулся, Дети выполняют

Взвился вверх и полетел движения по тексту.

(2-3 раза)

«Пробуждение солнышка» часть первая

1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо. (4 раза)

2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)

3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед.

(4 раза)

4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)

5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги.

(4 раза)

6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)

Обычная ходьба босиком.

«Пробуждение солнышка» вторая часть.

1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.

2. « Выше, выше, выше» - и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.

3. «К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.

4. «Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх-вниз.

5. «Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.

6. « Солнышко смеется» - и.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

7. «А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону.

(Повторить 2 раза)

« Заинька – зайчишка»

1. «Заинька, подбодрись, И. п.: стоя, руки вдоль

серенький, потянись» туловища. Приподняться

на носки, руки через

стороны вверх.

2. «Заинька, повернись, И. п.: стоя, руки на поясе.

серенький, повернись» Повороты туловища

вправо-влево, затем в и. п.

3. «Заинька, попляши, И. п.: то же. Мягкая

серенький, попляши» пружинка.

4. «Заинька, поклонись, И. п.: то же. Наклоны

серенький, поклонись» туловища вперед.

5. «Заинька, походи, И. п.: то же. Ходьба на

серенький, походи» месте.

6. «Пошел зайка Ходьба по ребристой

по мосточку» доске.

7. «Да по кочкам, Ходьба по резиновым

да по кочкам» коврикам. 3 притопа.

«Ветерок»

1. «Ветерок» - и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».

2. « Полет ветерка» - и. п.: то же. Развести руки в стороны.

3. «Ветерок играет» - и. п.: то же, упор руками на локти.

4. «Ветерок гонит тучи» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.

5. «Большие серые тучи» - и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.

6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» - обычная ходьба переходящая в легкий бег.

«Лесные приключения» часть первая.

1. «Медведь в берлоге» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчики – побегайчики» - и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.

3. «Зайчишки – трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

4. «Любопытные вороны» - и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».

5. «Белочки на веточках» - и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.

6. «Благородные олени» - и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

«Лесные приключения» часть вторая

1. «Медведь в берлоге» - и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. « Зайчишки-трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

3. «Волчек-серый бочок» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.

4. «Лисички-сестрички» - и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте.

5. «Елочки большие и маленькие» - и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх.

«Путешествие снежинки» часть первая.

1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.

2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.

3. «Снежинки-балеринки» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.

4. «Снегопад» - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.

5. «Танец снежинок» - и. п. то же. Кружение на месте на носках.

«Путешествие снежинки» часть вторая.

1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево вправо.

2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п.

3. «Клубок снежинок» - и. п.: сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх.

4. «Снежинки-самолетики» - и. п.: сидя на коленях, руки опущены. Приподняться на коленях, руки в стороны.

5. «Метель заметает снежинки» - и. п.: стоя возле кровати. Наклоны туловища вперед, взмахи руками – «метель».

6. «Снегопад» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз.

Ходьба по ворсистому коврику с притопом и поглаживанием ступни о коврик.

«Снег идет»

Пробуждение под музыку.

Гимнастика в кровати:

    Снег идет, снег идет (руки вверх)

    Снег по свету бродит (руки на голову)

    И откуда он идет, и от куда уходит (поворот головы влево, вправо)

    Снегопад, снегопад, снежное паденье (руки в стороны, руки опустить)

    Снег идет наугад, словно сновиденье (руками закрыть, открыть глаза)

    Сны земли, сны небес видим засыпая (глаза вниз, вверх, закрыть)

    Белый сад, белый лес снегом усыпая (круговые движения руками).

«Коза и козлята»

Упражнение в кровати:

    Козлятушки - ребятушки, отопритеся – отомкнитеся

(Выглядывают из под одеяла).

    Я коза рогатая, я коза бодатая

(Повороты головы влево, вправо)

    Я была на лугу, ела шелкову траву

(Поглаживание живота).

    С неба солнышко светило мою шубку подпалило

(Руки за голову и поднимание ног по очереди).

    Бежит молочко по вымечку, с вымечка на копытечко, с копыт на зелену травку

(Руки вверх, руки на пояс, руки опустить).

«Добрый день»

Пробуждение после сна под музыку.

Упражнения лежа в постели:

1. Поворот головы вправо, влево, посмотреть на деток с правой стороны, с левой.

2. Подтянуться, улыбнуться.

3. Обняли себя крепко-крепко.

4. Погладить по головушки себя.

5. Скажем «Добрый день правая коленочка», (подтянуть правую коленочку к груди, поглаживая ее)

6. Скажем «Добрый день левая коленочка», (подтянуть левую коленочку к груди, поглаживая ее)

7. Превращаемся в веселых жучков. (поболтать ногами, лёжа на спине)

«Мойдодыр»

Упражнение в постели

    Одеяло убежало

(откидываем одеяло)

    Убежала простыня

(гладим ладонями простыню)

    И подушка, как лягушка ускакала от меня

(поднять подушку и отпустить, 2 раза)

    Я за свечку, свечка в печку

(руки перед собой и сжимаем кулачки)

    Я за книжку, та бежать и в припрыжку под кровать

(садимся на край кровати и заглядываем под кровать).

«Части тела»

Гимнастика в постели.

    Добрый день, глазки!

(поглаживание век и глаз)

    Вы проснулись

(смотрим в бинокль)

    Добрый день, ушки!

(поглаживание ушей)

    Вы проснулись

(приложение ладоней к ушам)

    Добрый день, ножки

(поглаживание ног, встать у кровати)

    Вы проснулись

(притопывание)

    Добрый день, дети!

(руки раскрыть на встречу)

    Мы проснулись

(широко улыбнуться)

«Курочка»

Упражнения лежа в постели:

    Курочка красавица у меня жила (повороты головы влево, вправо)

    Ах, какая умница, у меня была (руки вверх, потянулись)

    Шила мне кафтан (поглаживание живота, туловища)

    Шила сапоги (поднимание правой, левой ноги)

    Сладкие, румяные пекла мне пироги (имитация движения «печем пироги»)

    А когда управится сядет у ворот (сесть на кровать, а затем встать)

    Сказочку расскажет песенку споет (подскоки на месте под музыку, чередуя с ходьбой)

«Просыпаемся»

Упражнение в постели:

    Вы дышите, не дышите

(дыхательное упражнение 3 раза)

    Все в порядке отдохните

(встать с кровати)

    Руки вместе поднимайте! (подъём рук вверх)

    Превосходно, отпустите! (опускание рук)

    Поднимитесь, наклонитесь, разогнитесь. (наклоны вперед)

    Встаньте прямо, улыбнитесь. (разогнуться и встать)

«Бабочка».

Спал цветок И.п.: сидя на корточках,

вместе под щекой, глаза

закрыты, голова наклонена.

И вдруг проснулся И. п.: то же. Медленно открыть

глаза, опустить руки через

стороны, встать.

Больше спать И. п.: стоя. Повороты головы

не захотел вправо-влево, показать

пальчиком «не захотел».

Потянулся, улыбнулся, Дети выполняют

Взвился вверх и полетел движения по тексту.

Галина Павлова
Сборник комплексов гимнастики после сна для детей с 2 до 3 лет (вторая группа раннего возраста)

Сборник комплексов гимнастики после сна для детей с 2 до 3 лет (2 группа раннего возраста )

Цель : поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

СЕНТЯБРЬ

1 комплекс

I. 1. «Потягивание»

И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед;

И. п. – выдох

(4-6 раз)

2. «Поймай комарика»

И. п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой

Вернуться в и. п.

(4-6 раз)

3. «Велосипед»

И. п. лёжа на спине (10 –12 секунд)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот, задом наперед.

«Музыканты»

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки.

Наши ножки : топ, топ.

Наши ручки : хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

2 комплекс

I. 1. Разминка в постели, самомассаж

Дети просыпаются под звуки мелодичной музыки, затем лёжа в постели на спине поверх одеяла выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия.

1. Поворот головы вправо, влево.

2. Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток.

3. Сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

II. «Веселые ножки»

Выше ножки! Топ, топ!

Веселее! Гоп, гоп!

Колокольчик, дон, дон!

Громче, громче, звон, звон!

Гоп, лошадка, гоп, гоп!

Тпру – ру – у, лошадка :

Стоп, стоп!

3 комплекс

I. 1. «Колобок»

То же с левой ноги.

(4 – 6 раз)

3. «Кошечка»

И. п. – на четвереньках

1. «Кошечка веселая»

2. «Кошечка сердитая»

II. «Обезьянки»

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки :

Левой ножкой : топ, топ!

Правой ножкой : топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз – и наклонились,

На пол руки положили,

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько

А потом мы отдохнем,

Дружно все играть пойдём.

4 комплекс

I. Разминка в постели

«Вы проснулись?» - «Да»

«Улыбнулись?» - «Да»

2) Потянулись?» - «Да»

3) «С боку на бок повернулись» - повороты

4) «Ножками подвигаем»

3. вдох – поднять правую ногу, выдох – согнуться;

4. то же с левой ноги;

5. то же – две ноги вместе.

II. «Лисичка» - руки перед грудью, мягко переступать на носочках, поворачивая голову вправо, влево, оглядывая хвост.

«Мячики» - и. п. стоя. Прыжки возле кровати.

«Большие – маленькие» - приседания (упражнения на восстановление дыхания)

II комплекс

I. Элементы самомассажа

И. п. – сесть, ноги скрестить.

1. – «Умывание» лица руками;

2. – руки скрестно на груди, ладоши на плечах, растирание;

3. руки на коленях – растирание;

II. «Часики» - стоять прямо, ноги слегка расставить (машина между ног проедет) руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так» (6 – 7 раз)

III. «Цыплёнок» - мелкие шажки на прямых ногах, локти прижаты к бокам, хлопать по бокам кистями рук.

IV. «Воробушек» - скакать на двух ногах, потом бежать, размахивая руками, сесть на корточки.

5 комплекс

I. 1. «Греем ручки»

И. п. – лёжа, руки вдоль туловища, повороты кистей рук;

2. «Солнышко»

И. п. – сидя на пятках.

Руки через стороны поднять вверх, «посмотреть на солнышко» .

Руки через стороны опустить вниз, вернуться в и. п.

3. «Большие и маленькие ножки»

И. п. – сидя, упор руками сзади.

Согнуть ноги в коленях, обхватить колени руками (маленькие ножки, вернуться в и. п. (большие ноги) .

II. «Кролик»

Скок – поскок, скок – поскок

Кролик прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьет,

На разминку всех зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок

На носочках скок, скок, скок.

6 комплекс

3. Разведение и сгибание рук.

II. «Мишка» - руки опущены, тело наклонено вперед, переваливаться с ноги на ногу.

Мишка косолапый по лесу идёт

Шишки собирает и в карман кладёт

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб

Мишка рассердился и ногою топ

Больше я не буду шишки собирать

Сяду на машину и поеду спать.

III. «Лягушка» присесть, прыгнуть вперед, встать.

IV. «Петушок» - шагать, высоко поднимая ноги, хлопая руками по бокам, высоко поднять голову – Ку – ка – ре – ку.

На болоте нет дорог,

Я по кочкам скок да скок.

7 комплекс

I. 1. «Насос»

6. выпрямить руки вперед, вернуться в и. п.

(5 – 6 раз)

2. «Ванька – встанька»

И. п. – лежа, вдоль туловища

7. постепенное поднятие туловища, вслед за руками.

(4 – 6 раз)

3. «Греем ножки»

И. п. – лежа на спине, попеременно сгибаем ноги к груди.

(5 – 6 раз)

II. «Ножки»

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Шагали наши ножки. (ходьба)

По кочкам, по кочкам (прыжки)

В ямку бух (присели) .

Воспитатель : Где мои детки?

(детки встают) – Вот они.

8 комплекс

I. Петушок у нас горластый

По утрам кричит он «здравствуй»

На ногах его сапожки

На ушах висят сережки

На головке гребешок

Вот какой наш петушок.

(движения, в соответствии с текстом)

II. Три веселых братца

Гуляли по двору

Три веселых братца

Затеяли игру

Делали головками : ник – ник – ник.

Пальчиками ловкими : чик – чик – чик.

Делали ладошками : хлоп – хлоп – хлоп

Топали ножками : топ – топ, топ.

9 комплекс

I. 1. «Потягивание»

5) и. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед;

6) и. п. – выдох

(4-6 раз)

2. «Поймай комарика»

7) и. п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой

8) вернуться в и. п.

(4-6 раз)

3. «Велосипед»

9) и. п. лёжа на спине (10 –12 секунд)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот, задом наперед.

II. «Пингвин» - семенить мелкими шажками, чуть – чуть похлопывая по бокам прямыми руками, опущенных вдоль туловища.

III. «Зайчик» - руки согнуты перед грудью, кисти опущены, скачет, передвигаясь на двух ногах вперед, назад, вбок.

IV. «Дудочка» - сесть на кровати, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п –ф – ф – ф»

(4 раза)

10 комплекс

I. 1. «Колобок»

(лёжа на спине, руки вдоль туловища. Повороты туловища влево – вправо)

2. И. п. – лёжа на спине, поднимание ног.

Вдох – поднять правую ногу, выдох – опустить.

То же с левой ноги.

То же две ноги вместе. Ноги поднять под прямым углом к туловищу.

(4 – 6 раз)

3. «Кошечка»

И. п. – на четвереньках

8. «Кошечка веселая» - прогнуть спинку вниз, голову поднять;

9. «Кошечка сердитая» - прогнуть спинку вверх, голову опустить.

II. «Зарядка»

Солнце глянуло в кроватку

Все мы делаем зарядку

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире

Наклониться, 3,4,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку

Все мы делаем зарядку.

(движения в соответствии с текстом)

11 комплекс

I.1. «Мотаем нитки»

И. п. – руки перед грудью, согнуты в локтях, круговые движения руками.

(3 раза)

2. «Похлопаем коленки»

И. п. – сидя, упор руками сзади, ноги прямые. Наклон туловища вперед, хлопнуть по коленкам руками, сказать «хлоп» , вернуться в И. п.

(4 раза)

3. «Велосипед»

К бабе, к деду

(2 раза)

II. «Лягушки»

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям физкульт – привет!

12 комплекс

I. Разминка в постели. Самомассаж.

1. Повороты головы, вправо, влево.

2. Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.

3. «Насос»

И. п. лёжа на спине, руки согнуты в локтях у груди.

Выпрямить руки вперед, вернуться в и. п.

(5 – 6 раз)

II. «Яблоко»

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руки протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руки протяну,

И быстро яблоко сорву.

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

(Дети сопровождают текст движениями)

13 комплекс

I. 1. «Обезьянки рвут бананы»

И. п. – лёжа на спине, руки согнуты в локтях перед грудью.

Поочередное выпрямление рук вперед.

(3 – 4 раза кажд)

2. «Бегемотики греют животики»

И. п. - лёжа на спине, руки вытянуты вдоль туловища (греем животик)

Перевернуться на живот – греем спинку, вернуться в И. п.

(3 – 4 р)

3. «Жуки»

И. п. – лёжа на спине.

Жук упал и встать не может,

Ждёт он кто ему поможет

(Активные движения руками и ногами)

II. «Птичка»

На березу птичка села (приседание, руки к коленям)

Головою повертела (поворот головы вправо – влево)

Для Федота песню спела

И обратно улетела (встают, машут руками)

На кровати спит Федот (приседание, руки под щеку)

Просыпается, встаёт (потягиваются, выпрямляются)

Встав с утра в своей кроватке,

Приступает он к зарядке

Ноги шире, руки выше, влево, вправо поворот

Наклон назад, наклон вперед.

Комплекс гимнастики после сна

для детей 3 – 4 лет

Воспитатель: Зоринова И.С.

Новый Некоуз

СЕНТЯБРЬ

1 комплекс

  1. В кроватках

1. «Потягивание»

    и.п. – выдох (4-6 раз)

2. «Поймай комарика»

    вернуться в и.п. (4-6 раз)

3. «Велосипед»

    и.п. лёжа на спине (10 –12 секунд)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот, задом наперед.

II .Возле кроваток

«Музыканты»

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки.

Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

III . Дыхательное упражнение ««Дудочка».

И.П.- О.С. Кисти рук сложить в дудочку, поднести ко рту. Вдохнуть носом и медленно выдохнуть воздух ртом на звуках

(ду-ду-ду).

IV

ОКТЯБРЬ

2 комплекс

I . В кроватках

1. Разминка в постели, самомассаж

Дети просыпаются под звуки мелодичной музыки, затем лёжа в постели на спине поверх одеяла выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия.

Поворот головы вправо, влево.

Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток.

Сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

II . Возле кроваток

«Веселые ножки»

Выше ножки! Топ, топ!

Веселее! Гоп, гоп!

Колокольчик, дон, дон!

Громче, громче, звон, звон!

Гоп, лошадка, гоп, гоп!

Тпру – ру – у, лошадка:

Стоп, стоп!

III . Дыхательное упражнение «Дровосек».

И.п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением «УХ-Х-Х» (5-6 раз).

IV . Ходьба по дорожке «Здоровья»

(коррекционная дорожка: резиновые коврики, пуговицы)

НОЯБРЬ

3 комплекс

      1. В кроватках

1. «Колобок»

(лёжа на спине, руки вдоль туловища. Повороты туловища влево – вправо)

2. И.п. – лёжа на спине, поднимание ног.

Вдох – поднять правую ногу, выдох – опустить.

То же с левой ноги.

То же две ноги вместе. Ноги поднять под прямым углом к туловищу.

(4 – 6 раз)

3. «Кошечка»

И.п. – на четвереньках

«Кошечка веселая» - прогнуть спинку вниз, голову поднять;

«Кошечка сердитая» - прогнуть спинку вверх, голову опустить.

II . Возле кроваток

«Обезьянки»

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз – и наклонились,

На пол руки положили,

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько

А потом мы отдохнем,

Дружно все играть пойдём.

III . Дыхательное упражнение «Кач-кач».

Подняться на носки – вдох, опуститься на пятки – выдох. Спина прямая.

IV . Ходьба по дорожке «Здоровья»

(коррекционная дорожка: резиновые коврики, пуговицы)

ДЕКАБРЬ

4 комплекс

I . В кроватках

Разминка в постели

«Вы проснулись?» - «Да»

«Улыбнулись?» - «Да»

Потянулись?» - «Да»

«С боку на бок повернулись» - повороты

«Ножками подвигаем»

вдох – поднять правую ногу, выдох – согнуться;

то же с левой ноги;

то же – две ноги вместе.

II .Возле кроваток

1. «Лисичка » - руки перед грудью, мягко переступать на носочках, поворачивая голову вправо, влево, оглядывая хвост.

2.«Мячики»- и.п. стоя. Прыжки возле кровати.

3.«Большие – маленькие» - приседания (упражнения на восстановление дыхания)

III . Дыхательное упражнение «Одуванчик».

И.П. – стоя ноги врозь, руки перед собой.

Вдох (через нос), выдох, дуем на руки «на одуванчик» (4 раза)

IV . Ходьба по дорожке «Здоровья»

(коррекционная дорожка: резиновые коврики, пуговицы)

ДЕКАБРЬ

4 комплекс ( часть 2)

I .В кроватках

Элементы самомассажа

И.п. – сесть, ноги скрестить.

    «Умывание» лица руками;

    руки скрестно на груди, ладоши на плечах, растирание;

    руки на коленях – растирание;

II .Возле кроваток

1. «Часики» - стоять прямо, ноги слегка расставить (машина между ног проедет) руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так» (6 – 7 раз)

2. «Цыплёнок» - мелкие шажки на прямых ногах, локти прижаты к бокам, хлопать по бокам кистями рук.

3.«Воробушек» - скакать на двух ногах, потом бежать, размахивая руками, сесть на корточки.

III . Дыхательное упражнение «Ворона».

И.П. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, выполнить вдох носом. Приседая сложить кисти на голове и произнести «Кар-кар-кар» (выдох)

IV . Ходьба по дорожке «Здоровья»

(коррекционная дорожка: резиновые коврики, пуговицы)

ЯНВАРЬ

5 комплекс

I . В кроватках

1. «Греем ручки»

И.п. – лёжа, руки вдоль туловища, повороты кистей рук;

2. «Солнышко»

И.п. – сидя на пятках.

Руки через стороны поднять вверх, «посмотреть на солнышко».

Руки через стороны опустить вниз, вернуться в и.п.

3. «Большие и маленькие ножки»

И.п. – сидя, упор руками сзади.

Согнуть ноги в коленях, обхватить колени руками (маленькие ножки), вернуться в и.п. (большие ноги).

II . Возле кроваток

«Кролик»

Скок – поскок, скок – поскок

Кролик прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьет,

На разминку всех зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок

На носочках скок, скок, скок.

III . Дыхательное упражнение «Часики».

И.п. - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «Тик-так» (10-12 раз).

IV . Ходьба по дорожке «Здоровья»

(коррекционная дорожка: резиновые коврики, пуговицы)

ФЕВРАЛЬ

6 комплекс

I . В кроватках

Разминка в постели. Самомассаж.

    Повороты головы, вправо, влево.

    Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.

    Разведение и сгибание рук.

II . Возле кроваток

1. «Мишка» - руки опущены, тело наклонено вперед, переваливаться с ноги на ногу.

Мишка косолапый по лесу идёт

Шишки собирает и в карман кладёт

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб

Мишка рассердился и ногою топ

Больше я не буду шишки собирать

Сяду на машину и поеду спать.

2.«Лягушка» присесть, прыгнуть вперед, встать.

На болоте нет дорог,

Я по кочкам скок да скок.

3. «Петушок» - шагать, высоко поднимая ноги, хлопая руками по бокам, высоко поднять голову – Ку – ка – ре – ку.

III . Дыхательное упражнение «Цветочек».

И.П.- стоя ноги врозь, напрячься.

Руки в стороны – вдох, медленно выдыхать воздух трубочкой, расслабить (цветочек завял), голову опустить вниз, руки опущены (4 раза).

IV . Ходьба по дорожке «Здоровья»

(коррекционная дорожка: резиновые коврики, пуговицы)

МАРТ

7 комплекс

I . В кроватках

1. «Насос»

И.п. лёжа на спине, руки согнуты в локтях у груди.

Выпрямить руки вперед, вернуться в и.п. (5 – 6 раз)

2. «Ванька – встанька»

И.п. – лежа, вдоль туловища

Постепенное поднятие туловища, вслед за руками. (4 – 6 раз)

3. «Греем ножки»

И.п. – лежа на спине, попеременно сгибаем ноги к груди. (5 – 6 раз)

II . Возле кроваток

«Ножки»

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Шагали наши ножки. (ходьба)

По кочкам, по кочкам (прыжки)

В ямку бух (присели).

Воспитатель: Где мои детки?

(детки встают) – Вот они.

III . Дыхательное упражнение ««Вертолет».

И.П. – ноги на ширине плеч, руки стороны. Глубоко вдохнуть носом, не меняя положения рук, повернуть вправо – выдохнуть ртом; вернуться в И.П. Спину держать прямо. То же самок влево.

IV . Ходьба по дорожке «Здоровья»

(коррекционная дорожка: резиновые коврики, пуговицы)

АПРЕЛЬ

8 комплекс

I . В кроватках

Петушок у нас горластый

По утрам кричит он «здравствуй»

На ногах его сапожки

На ушах висят сережки

На головке гребешок

Вот какой наш петушок.

(движения, в соответствии с текстом)

II . Возле кроваток

Три веселых братца

Гуляли по двору

Три веселых братца

Затеяли игру

Делали головками: ник – ник – ник.

Пальчиками ловкими: чик – чик – чик.

Делали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп

Топали ножками: топ – топ, топ.

III . Дыхательное упражнение «Шарик»

И.П.- о.с. «Надуть шар»: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом. Выдуть его через рот на звуке (ф-ф-ф), медленно соединяя ладони. Затем шарик «лопается»- дети хлопают вы ладоши. Из «шарика выходит воздух»: дети произносят звук (ш-ш-ш).

IV . Ходьба по дорожке «Здоровья»

(коррекционная дорожка: резиновые коврики, пуговицы)

МА Й

9 комплекс

I . В кроватках

1. «Потягивание»

и.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед;

и.п. – выдох (4-6 раз)

2. «Поймай комарика»

и.п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой

Все мы знаем любимое многими понятие «потягушки», когда залежавшиеся во время сна конечности, да и все тело, разминается. Детский организм труднее всего переключается из режима сна в режим бодрствования, ведь у младших ребят 2-3 лет в детском саду свободное время проходит чаще активно, с подвижными играми, лазанием, ползанием. Именно для плавного приведения в движение расслабленных мышц проводится комплексная гимнастика после сна в ДОУ. Для младшей группы ДОУ она простая, с элементарными упражнениями, сопровождается стихами или потешками. Такая гимнастика призвана бодрить, проще покинуть постель и переключиться с режима «спать» на режим «играть». Приведем пример ряда оздоровительных гимнастических упражнений для младших деток.

Гимнастика после сна: комплекс «В гостях у солнышка»

Для начала гимнастики педагог ДОУ включает спокойную расслабляющую музыку. В окошко должно светить солнце, чтобы текст комплекса соответствовал действительности. Воспитатель проходит между постелями и гладит по голове каждого малыша, говорит: «Ребятки мои дорогие, вы не знаете, почему в спальне нашей так светло? Так это зайчик солнечный заглянул в гости в ваши глазки. Погладьте его аккуратно, только не спугните (ребята трут глазки). Ой, зайчик прыгнул на голову, погладьте скорее (дети гладят), на шею, на животик, ножки, ручки и т.д. (поглаживание переносится в нужную часть тела – элементы самомассажа). Он очень любит вас ласкать. Давайте поиграем с ним и взбодримся?».

Ребята встают на коврик рядом со своими постелями. Выполняют возле постели 4 упражнения гимнастики:

  1. «Улыбка солнышку». Ноги на ширине плеч, руки на плечах. Сначала выставляются вперед прямая правая рука и правая нога. Ладошка поворачивается вверх, ребенок улыбается. В исходное положение. Теперь левую руку и ногу вперед. Повторить по 3 раза. Все должно быть одновременно, следите за внимательностью детишек. Гимнастика после сна в младшей группе делается в том числе для общего развития.
  2. «Игра с солнышком». Присесть на пол и обнять колени. Поворачиваться на попе на 360 градусов, не отрывая рук от колен. Повторить 5 раз.
  3. «Игра с солнечными лучиками». Сесть на пол, ноги вытянуты вперед. Развести ноги в стороны, не сгибая, а ручками хлопнуть по коленям. Повторить 6 раз в быстром темпе.
  4. «Отдых на солнышке». Лечь на спинку, ноги согнуть и прижать к груди. Перекатываться то на правый, то на левый бок. По 3 раза в каждую сторону.

Гимнастика после сна: комплекс «Котята просыпаются»

Второй комплекс гимнастики в детском саду стихотворный. Включается песенка «Серенькая кошечка» для проведения гимнастики. Педагог ДОУ говорит: «Ребята, хотите узнать, кто приходил к вам в гости, пока вы спали? Отгадайте загадку:

Мохнательная, усатенькая,
Лапки мягкие, когти острые.

Правильно, ребята, это киска. Давайте вы сегодня будете маленькими пушистыми котятами. Поиграем с вами?»

Детки повторяют движения, которые присутствуют в стихотворении:

Потом малыши в постели мяукают, пускают коготки, притворяются кошечками, как могут. Воспитатель к каждому подходит и гладит по голове. Потом можно покинуть постель и идти умываться.

Гимнастика после сна: комплекс «Веселый зоопарк»

Педагог ДОУ говорит: «Ребята, мне было за вами очень интересно наблюдать, пока вы смотрели сны в своих постельках. Кто-то мурлыкает во сне, как котенок, кто-то потягивается, как ужонок, кто-то в клубочек сворачивается, как ежик. Дневной сон очень полезен каждому живому существу. А давайте все вместе изобразим животных?»

  1. «Зверята просыпаются». Лежа на спине в постели, вытянуть вдоль тела руки. Зевнуть и потянуться хорошенько. Такое упражнение в медленном темпе повторить 5 раз.
  2. «Волчата». Педагог задает загадку: «Кто в лесу зимой холодной ходит серый, злой, голодный? Правильно, это волк.» Исходное положение, как в предыдущем упражнении. Затем руки подтягиваются к груди и вытягиваются вверх. Повторить 5 раз.
  3. «Филин». Изображаем филинов: одну руку положить на живот, другую – на грудь. При вдохе животик втягивается, при выдохе – выпячивается со звуком «ффффф». Повторить 4 раза.
  4. «Обезьянки». Положение, как в 1 упражнении. Педагог командует «Животик» — нужно быстро повернуться и лечь на животик, потом командует «спинка» — нужно шустренько перевернуться на спинку. Делается 5 раз.
  5. «Медвежата». Носиками делается глубокий вдох, а на выдохе крылья носа зажимаются и быстро разжимаются много раз пальчиками рук со звуком «мммм».