Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.
О позвоночнике и его изменениях
Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.
В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз . Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.
Об осанке и её нарушениях
Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.
Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.
При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нару
шается нормальное функционирование внутренних органов.
Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.
Профилактика нарушений осанки
Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.
- Правильное питание.
Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.
- Двигательная активность.
Очень важны для здоровья детской осанки занятия
физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.
- Правильный режим дня.
Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.
- Удобная детская комната.
4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.
4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.
4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.
4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.
4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.
- Грамотная коррекция обуви.
Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие ).
- Равномерное распределение нагрузок.
Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.
Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.
Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.
Формирование правильной осанки
Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).
Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении. Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу. В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.
После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой. Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п. Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.
Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).
Полезные упражнения
Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.
Заключение
Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно. Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!
Факторы и условия формирования и значение правильной осанки, виды и признаки нарушений. Связь позвоночника с кровеносной и нервной системой. Причины и пути предупреждения неправильной осанки. Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение.
- 1. Значение правильной осанки
- 2. Виды, признаки неправильной осанки
- 3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки
- 4. Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение
- 5. Практическое задание
- Литература
1. Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст]. - М., Просвещение. 1975 г.
2. Халезин Х.Х. Правильная осанка [Текст]. - М., Медицина. 1972 г.
3. Танкова-Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний [Текст]. - М., Просвещение. 1981 г.
4. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]. - Новокузнецк. 1998 г.
5. Коростелев Н.Б. От А до Я [Текст]. - М., Медицина. 1980 г.
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ. Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы. |
|
Бесплатная оценка | |
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата. | |
РЕФ-Мастер
- уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Формирование правильной осанки.
|
|
Тема: «Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста »
Введение.
В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.
Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Позвоночник взрослого человека имеет небольшие изгибы: в шейном и поясничном отделе - вперед, в грудном и крестцовом - назад. Они образуются постепенно по мере роста организма, особенно после того как ребёнок научится стоять и ходить. Эти изгибы имеют положительное значение для организма, так как смягчают резкие вертикальные нагрузки на позвоночник (при прыжках, падении и др.); они называются физиологическими изгибами .
Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.
Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка. Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку. Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.
1. Актуальность проблемы, значение правильной осанки в
жизни ребёнка.
Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).
Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей.
Тем не менее, многие ученые отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе и детей.
Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главные причины такого положения: недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Многие дошкольные учреждения не имеют спортивных залов, оборудованных спортивных площадок для проведения физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр.
Таким образом, проблемой нашего исследования является изучение процесса формирования навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Объект исследования : процесс формирования навыка правильной осанки.
Предмет исследования : система коррекционных упражнений по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.
Цель : изучить процесс формирования навыка правильной осанки в дошкольном возрасте.
Задачи :
1) Теоретическое изучение специальной литературы и передового опыта по проблеме формирования осанки в дошкольном детстве.
2) Обследование детей подготовительной к школе группы для выявления уровня сформированности правильной осанки.
3) Определение системы физических упражнений для коррекции неправильной осанки, опробация их на базе подготовительной к школе группы ДО.
1.1 Развитие представлений о строении собственного тела .
Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напря-жения.. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.
При осмотре человека, имеющего правильную осанку, определяется вертикальное положение головы, подбородок слегка приподнят, шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы, плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены, грудная клетка симметрична относительно средней линии. Точно также при правильной осанке симметричен живот, лопатки прижаты к туловищу на равном расстоянии от позвоночного столба, нижние углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии.
При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, а также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба. Благодаря физиологическим изгибам увеличивается его устойчивость и подвижность, а также проявляются рессорные свойства, предохраняющие головной и спиной мозг от сотрясений.
Как же определить осанку ребенка дошкольного возраста? Сделать это можно следующим образом: поставить малыша спиной к себе на возвышение так, чтобы лопатки находились на уровне ваших глаз (ребенок в трусах, без майки). Поговорить с ним для того, чтобы снять первоначально возникшее у него напряжение и увидеть естественную картину состояния позвоночника. Посмотреть спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну прямую горизонтальную линию или одно несколько выше другого, развернуты или сведены; сзади увидеть, не отстают ли лопатки, симметричны ли надплечья.
А можно сделать так: сантиметровой лентой измерьте расстояние от 7 шейного позвонка (наиболее выступающего) до нижнего угла левой, а затем правой лопаток (ребёнок во время измерений должен быть раздет до пояса и стоять в непринуждённой позе). При нормальной осанке эти расстояния равны. Оценить осанку ребёнка поможет и так называемый плечевой индекс. Измерьте сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины (плечевую дугу).
Плечевой индекс = (ширина плеч/плечевая дуга)*100%. Если плечевой индекс равен 90 - 100%, у ребёнка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о её нарушении.
Позвоночный столб новорожденного ребенка имеет только одну кривизну – крестцово-копчиковый изгиб . Остальные изгибы начинают формироваться позднее. Это связано с определенными этапами в развитии ребенка и обусловлено развитием и функционированием мышц. Так, шейный изгиб позвоночника появляется после того, как ребенок начинает держать голову, т.е. под влиянием работы мышц спины и шеи. У ребенка, начинающего сидеть (6-7 месяцев), образуется грудной изгиб позвоночника. Поясничный изгиб образуется под воздействием мышц, обеспечивающих сохранение вертикального положения туловища и конечностей во время стояния и ходьбы.
Осанка человека рано принимает характер навыка и может определяться уже в дошкольном возрасте. Вначале она неустойчива, так как в период роста организму ребенка свойственна неравномерность в развитии костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы. Это несоответствие постепенно уменьшается, и к окончанию роста осанка стабилизируется.
1. 2 Причины нарушения осанки.
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями , или дефектами, осанки . Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.
Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; асимметричное положение плеч и др.
Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.
Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во-первых, опору для туловища, рук и ног, во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.
Размер мебели должен соответствовать росту ребенка: длина сиденья стула – длине бедер, высота его ножек – длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу (или на подставке, если стул велик для данного ребенка).
1.3 Рекомендации взрослым для сохранения хорошей осанки ребёнка.
Постель не должна быть слишком мягкой, подушка – большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.
Поза ребенка в любых видах его деятельности должна постоянно быть в центре внимания взрослых.
Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5-2 часа, а ночью 10-11 часов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки – плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между ними. Связочно-мышечный аппарат перерастягивается.
Лучше всего, если ребенок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный, плотный.
Если ребенок стоит , надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги несколько расставлены (так удобнее удержать равновесие), носки немного развернуты наружу. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.
Сохранение хорошей осанки при движениях более сложно. Мышцы должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела. Особенно большое участие принимают мышцы плечевого пояса, шеи, спины, таза, бедер. Движения этих мышц должны быть согласованными, взаимосочетаемыми.
При ходьбе у ребенка с хорошей осанкой плечи на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки чуть-чуть (без напряжения) отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо (вперед на 3-4 шага). Идти надо не сутулясь, ногами не шаркать, спокойная ходьба сопровождается легкими взмахами рук, быстрая -–энергичными движениями рук.
Опасность изменения осанки малыша, начинающего ходить, может возникнуть, если его водить за одну и ту же руку в течение продолжительного времени – это стимулирует боковое искривление позвоночника, асимметрию плечевого пояса.
В возрасте 2-3 лет дети много ходят, и неокрепшие мышцы могут не выдержать длительной нагрузки. В результате дети принимают облегченные положения, которые переходят в привычку (наклоняются, чрезмерно сгибают ноги в коленях). Чтобы этого избежать, необходимо чередовать движение и покой . Гигиенисты считают, что отдых лежа в горизонтальном положении для дошкольников должен быть в середине дня не менее 1-2 часов. При длительном пребывании на ногах развивается статическое плоскостопие, искривляются трубчатые кости. В верхней и нижней трети (зоны роста) этих костей могут появиться утолщения. Это говорит о том, что кости растут не в длину, как положено, а в ширину.
Поза за столом во время рисования, рассматривания иллюстраций, во время настольно-печатных игр должна быть удобной и не напряженной. Локти обеих рук на столе, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола должно составлять 30-35 см, между грудью и столом – 8-10 см (проходит ладонь). Сидеть ребенок долженсодинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы должны стоять на полу (или на подставке). При такой позе голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол. Нельзя допускать, чтобы дети сидели скрестив ноги, зацепляли их за ножки стула.
Работу по формированию правильной осанки и коррекции ее нарушений должны вести не только врачи. Ведь дефекты осанки, кифозы, лордозы, сколиозы и плоскостопие могут развиваться еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество неокостеневшей хрящевой ткани. Они возникают в результате того, что слишком рано детей начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить. Недостаточно развитые мышцы испытывают большую статическую нагрузку, а это приводит к деформации опорно-двигательного аппарата.
Помнить о хорошей осанке следует и в спортивных упражнениях детей. Так, при игре в настольный теннис, бадминтон участвует одна рука, возможен перекос плечевого пояса. Катание на самокате зачастую выполняется толчком одной ногой, что также может привести к искривлению позвоночника. При длительном использовании велосипеда, плохом подборе его размера может появиться сутулость спины, перекашивается таз, грудная клетка сжимается. Чрезмерные прыжки в классики, через скакалку дают большую нагрузку на позвоночник, своды стоп, особенно если подскоки выполняются тяжело (у ребенка плохая координация движений). Совершенно необходимо соблюдать регламент и правила при занятиях спортивными упражнениями, целесообразно сочетать разные их виды.
2. Физические упражнения-как средство формирования правильно
осанки.
Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.
В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, по словам, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.
Упражнения для малышей 2-3 лет чаще носят игровой характер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; тянется вверх, изображая «великана».
Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.
Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.
Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения:прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.
Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме, например: «лыжник» – приседание с отведением рук назад; «кошка» - ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины; «Кто лучше и точнее выполнит упражнение»; «Делай как я» и др.
Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки), и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела.
Большой интерес для формирования навыка правильной осанки представляет система физического воспитания разработанная Н.Н.Ефименко. Любую форму двигательной активности детей он предлагает начинать из лежачих или горизонтальных положений, как наиболее естественных, простых, разгрузочных. И постепенно усложнять двигательный режим к более вертикальным, нагрузочным, гравитационным положениям стоя и далее в ходьбе, лазании, беге и прыжках. Причем, чем меньше возраст детей (1-3 года) тем более естественными, доминирующими для них в занятиях будут лежачие или горизонтальные положения (лежа на спине, на животе, на боку, переворот со спины на живот, ползание по-пластунски, упражнения на четвереньках, в позе сидя, на коленях). И наоборот, чем старше дети (5-7 лет), тем более предпочтительнее в их двигательной активности вертикальные положения, прямостояние, ходьба, лазание, бег, подскоки, прыжки.
Занятия Ефименко проводит в форме спектаклей , с определенным сюжетом, что очень нравится детям. Вся программа Н.Н.Ефименко построена на том, что «детей можно вырастить здоровыми, если делать это в гармонии с естественными силами Природы и биологическими процессами».
Кроме того, Ефименко создал горизонтальный пластический балет («пластик-шоу»). Выполняя программу пластического балета, малыш «погружается в особый мир движений, музыки, ритма, ассоциаций и вызванных ими эмоций».
Все позы в программе «пластик-шоу» горизонтальные: лежа на спине, животе, на боку, переворот со спины на живот, упражнения в упоре лежа, в упоре сзади, ползание по-пластунски, на четвереньках, упражнения в позе сидя и в позе на низких и высоких коленях.
Все движения пластичные, мягкие, плавные.
Упражнения выполняются под соответствующую музыку с использованием элементов хореографии.
По словам Н.Н.Ефименко горизонтальный пластический балет имеет ряд преимуществ для коррекции осанки. Во-первых, режим горизонтированных поз обеспечивает позвоночнику оптимальное положение для коррекции, разгрузки, расслабления. Во-вторых, деятельность сердечно-сосудистой системы также находится в щадящем режиме, в то же время нестоячие, неходячие дети имеют возможность нагрузить себя функционально. И, кроме того, музыкальность программ, наличие элементов хореографии, театрализации позволяют создать у детей во время упражнений положитель-ный эмоциональный фон.
Еще один из методов коррекции осанки это плавание .
Тело человека обладает плавучестью, поскольку его удельный вес приближается к удельному весу воды. Поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти невесомым. Это имеет практическое значение: освобождается от нагрузки опорно-двигательный аппарат, включая позвоночник и связки.
Исследования и практический опыт показали, что детский организм при плавании способен переносить относительно высокие нагрузки. И, наоборот, продолжительные физические упражнения на суше, при которых основная нагрузка приходится на опорный аппарат, вызывают чрезмерное напряжение еще недостаточно окрепших костей, связок и позвоночника.
При плавании тело лежит в воде почти горизонтально и находится в вытянутом состоянии. Поэтому часто весьма серьезные искривления позвоночника исправляются с помощью плавания. Во время плавания мышцы конечностей ритмично напрягаются и расслабляются.
При любых способах плавания руки принимают активное участие в движении. Это особенно характерно для кроля и плавания на спине. Кроме того, эти способы плавания влияют на гибкость позвоночника (вследствие активного попеременного движения руками в воде и над водой). Поэтому плавание активно рекомендуется ортопедами и педиатрами для предупреждения и лечения нарушений осанки и сутулости.
При исправлении дефектов осанки используются определенные упражнения.
Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза) : прогибание спины назад с отведением рук вверх назад; ходьба на носках с прогибанием спины; прогибание спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием; вытягивание сцепленных рук назад; прогибание спины в положении лежа с упором на локти; прогибание спины стоя на четвереньках и коленях; наклоны назад с отведением рук в стороны.
При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе) : наклоны вперед с доставанием носков (пола); упражнение «велосипед» – в положении лежа на спине; наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости; сгибание ног в положении лежа; доставание носков ног в положении сидя на коврике (скамейке); подтягивание бедра к груди лежа на спине.
При плоскостопии и для его предупреждения вводятся упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени: ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке), на носках и пятках, на наружных краях стоп, по гимнастической палке и растянутому на полу канату; захватывание мяча ногами; собирание мелких предметов пальцами ног и переноска их на небольшое расстояние; катание обруча, мяча пальцами ног.
При боковом искривлении позвоночника (сколиозе) : пружинящие наклоны вправо и влево; поднимание левой руки вверх с отведением правой назад и наоборот; прогибание спины с отведением левой руки вверх в положении лежа на животе, затем то же с отведением правой руки; прогибание спины из положения стоя на четвереньках с подниманием левой руки вверх, затем то же для правой руки. Упражнения, выполняемые лежа на спине, животе разгружают позвоночник, способствуют увеличению подвижности пораженного сегмента, укрепляют мышечный корсет.
2.1.Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые у вертикальной плоскости (стены, гимнастической стенки):
1.И.п. - основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками; 1-2 – поднять руки через стороны вверх; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
2.И.П. – основная стойка у стены; 1-2 – подняться на носки, руки вперед; 3-4 – опускаясь на пятки, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
3.И.п. – основная стойка у стены; 1-2 - поднять правую ногу, согнутую в колене, руки в стороны; 3-4 – опустить правую ногу, руки вниз; 5-6 - то же другой ногой; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.
4.И.п. – основная стойка у стены; 1-2 – шаг вперед правой (левой) ногой; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
5.И.п. – стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, касаясь стены затылком, пятками, спиной и ягодицами; 1-2 – наклон вправо; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе.
6.И.п. – основная стойка у стены; 1-2 – присесть, руки вверх; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 3-4 раза.
7.И.п. – основная стойка у стены; 1-2 – поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, и захватить руками голень;3-4 – опуская ногу, вернуться в и.п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.
Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые с удержанием предметов на голове:
1.И.п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-2 – подняться на носки, руки на поясе; 3-4 – опускаясь на пятки, вернуться в и.п. (не уронить предмета). Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
2.И.п. – основная стойка с мешочком на голове; ходьба на носках, руки в стороны, удерживая на голове мешочек (10-15 с). Повторить 2 раза с интервалом в 1-2 мин.
3.И.п. – ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, на голове деревянный кубик; 1-2 – подняться на носки, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
4.И.п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-2 – подняться на носки, повернуть туловище вправо (влево), руки в стороны; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.
5.И.п. – основная стойка с резиновым кругом на голове; 1-2 – присесть, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
6.И.п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-4 – два приставных шага на носках вправо; 5-8 – два приставных шага на носках влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.
7.И.п. – основная стойка с деревянным кубиком на голове; ходьба на носках по гимнастической скамейке, руки на поясе. Повторить в медленном темпе 1-2 раза с интервалами 1,5-2 минуты.
В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение ее дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание нагрузки в применяемых физических упражнениях. Нагрузка во время занятий не должна превышать функциональных возможностей дошкольников и без ущерба для их здоровья улучшать физическое развитие и осанку.
Таким образом, при подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.
Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.
Спортивное мероприятие: « Формирование навыков
правильной осанки у дошкольников».
Цель:
Профилактика плоскостопия у детей, формирование правильной осанки, развитие мышц стоп у детей дошкольного возраста.
Ход мероприятия:
Родители вместе с детьми заходят в зал под энергичную музыку. Встают в круг.
Воспитатель:
Сегодня мы познакомимся с очень простыми упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку, сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп. Проведем небольшую разминку.
Дети вместе с родителями шагаю по кругу, по массажным дорожкам - под маршевую музыку, под быструю музыку - бегут вокруг массажного круга.
Родители и дети свободно парами расходятся по залу.
1 задание: «Дотянись до ладошки»
Цель: Формирование стереотипа правильной осанки.
В положении стоя, не отрывая ног от пола, предлагается ребенку дотянуться до ладони над головой (1см).
2 задание: «Что у нас в ножках?»
Цель: Укрепление мышечно–связочного аппарата ног и туловища, правильное выполнение команд.
Оборудование: небольшие безопасные предметы.
Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Родители вкладывают ребенку в ноги предмет. По команде: «Что у нас в ножках?» - ребенок поднимает ноги с предметом и голову одновременно, смотрит на счет (1, 2, 3, 4), затем медленно опускает голову, потом ноги.
Ведущий контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику.
3 задание: «Солдатики и куклы»
Цель: Формирование стереотипа правильной осанки, умения расслабляться.
По команде: «Солдатики» - дети принимают правильную осанку.
По команде: «Куклы» - опускают голову, плечи, руки; расслабляются.
Родители вместе с детьми делятся на две команды.
4 задание: «Загрузи и увези машину»
Оборудование: две машины на веревочке с одной стороны команды по 10 палочек (карандашей) с другой стороны команды.
Задание: нужно загрузить машину дровами и доставить груз на стоянку.
Дети, стоя в шеренге по очереди (руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног ниточку, к которой привязана машинка с грузом. (Можно и в двух шеренгах).
5 задание для детей: «Поймай рыбку»
Оборудование: 2 таза с водой с камешками, 2 стульчика возле тазов.
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. Укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Задание: дети по очереди подходят к тазу с водой, каждый участник в свою очередь может поймать только 1 рыбку (камешек), чья команда больше наловит рыбок за 2 минуты.
В таз с водой опускаются камешки. Детки пальцами ног ловят рыб.
6 задание: «Стирка»
Оборудование: бумажные носовые платочки.
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Задание: дети имитируют движения стирки. На полу платочки, пальцами ног дети собирают платочек в гармошку, (опускают и поднимают 2 раза) затем берут платочек за край и опускают его в воду (стирают - 2 раза) а потом собирают в гармошку и отжимают.
7 задание: «Нарисуй картину»
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши.
Цель: : формировать навыки правильной осанки. Укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия.
Дети и родители, стоя (сидя) должны нарисовать ногами любой рисунок.
8 задание: «Пляжный волейбол»
Оборудование: мяч.
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
9 задание: «Рыбки и щука»
Цель: Улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое воздействие, развитие ловкости.
Дети – «рыбки» лежат на спине, руки вдоль туловища, имитируют движения плавающей рыбки. По команде: «Щуки» - дети переворачиваются на живот, руки под подбородок, пятка вместе. «Щука» ловит зазевавшихся «рыбок».
10 задание: «В домике живут...»
Цель: Формирование стереотипа правильной осанки. Укрепление мышц туловища и конечностей.
Оборудование: Мешочек с песком 10x10.
Дети стоят у мешочка с песком (у дома), сохраняя правильную осанку. По предложенной команде: «Лошадки», «Пингвины», «Медведи»... имитируют движения животных. Возвращаются в дом, приняв правильную осанку.
11 задание: «Кто громче?»
Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Оборудование: Дудочка, рожок, свисток.
Ведущий просит ребенка как можно громче продуть в дудочку, рожок, свисток. Вдох необходимо сделать через нос и резко выдохнуть. Побеждает тот, чей звук будет громче.
Литература:
1. Алиев М. Формирование правильной осанки// ДВ №2 1993.
2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.:Просвещение, 1986.
3. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
4. Краснова В.М. Осанка вашего ребенка // ДВ № 3 1991.
5. Лебедева Е.А., Русакова Е.В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста. – М.:Просвещение, 1970.
6. Левин Г. Плавание для малышей. Пер. с нем. – М., Физкультура и спорт, 1974.
7. Развитие движений ребенка дошкольника. Из опыта работы. Под ред. М.И.Фонарева. – М., Просвещение, 1975.
8. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / под ред. В.П. Правосудова. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
9. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. – Л., 1977.
10. И. В Милякова «Лечебная гимнастика при нарушениях осанки» М. 2010
Под осанкой понимается привычное непринужденное положение тела стоящего человека.
Если осанка правильная или физиологическая, то плечевой пояс, лопатки, крылья и другие костные ориентиры тела расположены симметрично.
Методы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста
Питание
В дошкольном возрасте все органы и системы активно развиваются, в том числе и опорно-двигательный аппарат. Чтобы осанка ребенка формировалась правильно, нужно позаботиться о питании и о двигательной активности.
Питание, насыщенное всеми необходимыми компонентами - очень важный момент . В рационе должно быть достаточно кальция, источники которого - молоко и молочная продукции, мясо, крупы, а также овощей и фруктов, богатых витаминами и минералами.
Также важен продуманный режим. Полезно ребенку гулять на свежем воздухе, особенно в солнечную погоду . Солнце является лучшим источником витамина D, благотворно влияющего на опорно-двигательный аппарат. Полезны подвижные игры, бег, ходьба.
Физические упражнения
Отличный способ как улучшить настроение дошкольника, так и укрепить мышцы спины - это плавание и купание . Кроме того, важно не допускать длительного положения дошкольника водной и той же позе на компьютером или телевизором. Во время игр за столом также важно контролировать положение спины и конечностей.
Другой важный момент - полноценный отдых . Правильный сон помогает мышцам расслабиться, способствует отдыху всего организма и накоплению сил для активного времяпровождения при бодрствовании
У детей в возрасте до 7 лет высока двигательная активность. Важно позволять им двигаться как можно больше . В детском саду двигательную активность малышей поддерживают различными способами. Утром организм будит десятиминутная гимнастика, затем - занятия физкультурой, прогулки, различные подвижные игры. Примерно такой же двигательный объем родители должны поддерживать в выходные, праздники, во время отпуска.
Для правильного формирования осанки у детей дошкольного возраста используются различные упражнения :
- Отличным профилактическим средством является ходьба : обычная, на пятках, на носках, на внутренней и внешней стороне стопы, с перешагиванием через препятствия. Можно ее разнообразить, используя ортопедические массажные коврики, канат, ребристую доску.
- Ползание также помогает предупредить нарушения осанки . Ребенка стоит научить ползать не только на четвереньках и с продвижением вперед, но также и задним ходом, зигзагом, лежа на спине или животе и отталкиваясь ногами либо руками
- Полезно использовать шведскую стенку - лазание помогает укрепить мышечный корсет и одновременно способствует развитию четкой координации движений.
- Полезен бег , который малыши очень любят. Можно бегать на носках, с препятствиями, змейкой, сочетать разные варианты.
- Для закрепления навыка сохранения правильной осанки можно делать такое статическое упражнение: нужно стать спиной к стене, одновременно коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Зафиксировать корпус, затем отойти, сохранив осанку, и вернуться, чтобы себя проверить.
- Также полезны упражнения, при которых исходное положение - стоя с правильной осанкой у стены , затем нужно поднять на носочки и опуститься, поочередно сгибая в колене правую и левую ногу. Зафиксируйте положение ребенка у стены, поместив на голову мешок с песком, он должен пройти с ним по комнате, вернуться и проверить, сохранилась ли осанка.
- Детям обычно нравятся упражнения с ортопедическим мячом . Они способствуют проработке разных мышечных групп. Опора, постоянно пытающаяся ускользнуть от малыша, научит его координировать усилия и сохранять равновесие.
- Также использовать можно простой резиновый жгут . Ребенку нужно взять его в руки и поочередно натягивать в стороны, а потом брать в каждую из рук отдельно. Это способствует укреплению и улучшению выносливости мышц спины и рук.
Методы формирования правильной осанки у детей школьного возраста
Питание
А знаете ли вы, что…
Следующий факт
Детям школьного возраста особенно важно следить за осанкой, поскольку на них возлагаются большие нагрузки при сидении на уроках в школе и выполнении домашних заданий.
В периоды активного роста ребенку в особенности необходимо правильно питаться . В рационе должно быть достаточно продуктов, обогащенных кальцием и другими полезными веществами. В рационе должны быть молочные продукты, мясо, морепродукты, орехи, яйца, фрукты и овощи. В ряде случаев могут быть показаны витаминно-минеральные комплексы, содержащие кальций.
Именно в периоды активного роста наиболее часто отмечаются нарушения осанки. Также возможны так называемые боли роста, в особенности в костях нижних конечностей.
В подростковый период накапливается пиковая костная масса, потому полноценнее питание важно также и для предупреждения в будущем остеопороза .
Правила работы за столом
Особенно важно придерживаться всех правил при сидении за столом и за школьной партой . Они сводятся к следующему:
- Вся мебель ребенка должна соответствовать его росту. По мере того, как он растет, нужно выбирать новые столы и стулья.
- При сидении за школьной партой ноги должны твердо стоять на полу. Колени нужно сгибать под прямым углом.
- Спина должна располагаться ровно и полностью опираться на спинку стула.
- Локти должны быть расположены на столе.
- Грудной клеткой ребенок не должен опираться на край стола.
- При работе за столом дома нужно периодически делать перерывы, посвящая их несложным упражнениям и двигательной активности.
Видео: "Формирование осанки у школьников"
Упражнения для осанки
- Перед зеркалом ребенку рекомендуется то нарушать, то искривлять осанку, разрабатывая при этом мышцы.
- Возле стены нужно прислониться к ней пятью точками: пятки и икры, ягодицы, лопатки и затылок. Затем в таком положении делаются разные движения: приседания, отведения в стороны рук и ног. При каждом движении нужно напрягать мышцы по 3-6 секунд.
- Полезны упражнения с предметами на голове (подушечки, книжки). Можно ходить, приседать, ходить на коленях и носках, разводить в сторону руки, постоянно при этом удерживая предмет на голове. Это позволяет отлично выработать рефлекс правильной осанки, напрягая и расслабляя при этом разные группы мышц.
- Выполняйте упражнения на равновесие: ходьба по бревну, стойка на одной ноге.
Упражнения помогают развить мышцы шеи и спины, выработать правильное положение тела.
Другие методы
Также родители должны уделить достаточно внимания кровати школьника . Она должна быть твердой и ровной. Оптимальный вариант - ортопедический матрас. Мягкий матрас и пуховая перина не допускаются. Подушка должна быть достаточно плоской, и находиться под головой, а не под плечами.
Также для школьников усугубляет положение то, что им нужно носить тяжести в виде школьного ранца . В идеале его вес не должен превышать 10% от массы тела ребенка, поскольку в этом возрасте позвоночник не рассчитан на большие нагрузки. Ранец должен иметь ровную и твердую спинку, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Тяжелые сумки не должны носиться на одном плече.
Видео: "Упражнения для формирования осанки у детей"
Профилактика искривления осанки у детей
Занятия спортом являются одним из лучших способов профилактики нарушений осанки . Регулярные разумные нагрузки благотворно влияют на мышечный тонус, снижая риски искривления позвоночника и других проблем со здоровьем. При этом сам ребенок должен контролировать свою осанку, а родители должны следить за правильным положением тела малыша при любой сидячей работы.
Для профилактики осанки полезны следующие рекомендации :
- Занятия спортом помогут укрепить мышцы и поддерживать тонус организма.
- Важно правильно сидеть на столом и партой, не сутулиться.
- Портфель ребенок должен носить на двух лямках. При ношении тяжестей нагрузка должна распределяться на обе руки одновременно.
- Спать нужно на достаточно жестком матрасе и невысокой подушке.
Заключение
Работа над формированием правильной осанки должна быть комплексной.
Выделим несколько ключевых моментов :
- В детском возрасте искривления осанки лучше поддаются исправлению, чем во взрослом, поэтому начать заботиться об этом лучше как можно раньше.
- Для школьников и дошкольников важно правильное питание и двигательная активность.
- Дети школьного возраста должны придерживаться ряда правил при сидении за столом или партой.
Терапевт, Артролог, Ортопед-травматолог
Занимается диагностикой и лечением ревматического артрита, болезни Бехтерева, ревматической лихорадки, подагрического артрита, ревматизма. А также занимается проблемами беременности у пациенток с анкилозирующим спондилитом.
Так как детский организм постоянно растет и развивается, многие его системы имеют неустойчивый характер. Поэтому нарушения осанки у маленьких детей – нередкое явление, чреватое многочисленными расстройствами в функционировании жизненно важных органов.
На изменение осанки дошкольника могут влиять как позитивные, так и негативные факторы. В этом возрасте неустойчивость осанки чаще всего обусловлена несоответствием скорости увеличения костной и мышечной систем: мышцы растут быстрее костей, а механизм поддержания правильной позы не поспевает за таким стремительным ростом.
Правильная осанка ребенка дошкольного возраста выглядит примерно так:
- голова чуть наклонена вперед;
- заметно небольшое смещение плечевого пояса;
- лопатки незначительно отходят от спины;
- естественные позвоночные изгибы выражены неявно;
- живот имеет небольшую выпуклость.
Нарушение осанки – это отклонение от нормы. На начальных стадиях оно не считается заболеванием, однако безобидным косметическим дефектом его называть нельзя. Нарушение осанки – «первый звоночек», сигнал о повышенном риске возникновения патологических искривлений позвоночника, остеохондроза, болезней внутренних органов. Подобные дефекты вредят здоровью крохи, поэтому нуждаются в особом внимании со стороны родителей. Намного разумнее задаться вопросом как сформировать правильную осанку вашего чада, предупредив развитие нарушений, чем исправлять их в будущем.
Нарушения осанки, которые чаще всего встречаются у дошкольников, приводят к тому, что спина ребенка становится вялой, сутулой или плоской.
Самый распространенный дефект у дошкольников – вялая спина. Под этим названием скрывается неряшливая и неустойчивая осанка. Такое нарушение еще не закрепилось: если малыш попытается встать прямо – его позвоночник примет правильную форму, но если ребенок расслабится – спина опять станет вялой. Со стороны может показаться, что кроха устал и «обмяк». Поэтому родители зачастую не заостряют на этом внимания. Однако вялая спина – это первый признак развития нарушения осанки.
Главная причина появления вялой осанки – недостаточное развитие мускулатуры, что является следствием неполноценной двигательной активности или болезненности ребенка. Малышу с вялой спиной трудно находиться в статичной позе, он старается изменить свое положение. Очень часто это нарушение осанки совмещается с дефектами нижних конечностей (искривление голени, плоскостопие).
Сутулая спина также частый спутник дошкольника. Основная причина возникновения этого нарушения осанки – неправильное положение при сидении за столом. Сутулая спина может способствовать нарушению работы органов грудной клетки, что крайне неблагоприятно отражается на здоровье ребенка.
Главным образом плоская спина встречается у ослабленных или отстающих в развитии детей. Однако она может быть и у бурно растущего ребенка. Дети с таким дефектом плохо переносят нагрузки, быстро устают. При плоской спине снижается амортизирующая функция позвоночника, что служит причиной микроповреждений головного и спинного мозга, в результате чего у малыша часто болит голова, он постоянно устает. Кроме этого, у детей с подобным нарушением нередко развивается сколиоз.
Профилактика нарушений осанки у ребенка
Чтобы у малыша формировалась правильная осанка, обязательным является создание условий для нормального развития его организма и исключение всех факторов, негативно действующих на опорно-двигательный аппарат.
Для профилактики появления нарушения осанки, родителям следует придерживаться некоторых правил:
- Если ребенок еще маленький, старайтесь в одинаковой мере водить его за обе руки поочередно. Тянуть за руку малыша нельзя.
- Понаблюдайте за позами, которые принимает ребенок. Одна нога на другой, подвернутые под себя ноги, изогнутое положение – все это недопустимо для незрелого детского позвоночника и может повлечь за собой стойкое нарушение осанки.
- Малыши во всем подражают родителям, поэтому вам стоит следить за собой. Постарайтесь избавиться от привычных неправильных поз и постоянно демонстрируйте ребенку, что у вас правильная осанка.
Правильное питание и режим дня
Профилактика нарушения осанки предполагает нормальное развитие костно-мышечной системы крохи. А для этого малышу следует правильно питаться. Особенно растущий организм нуждается в белке и кальции – строительных материалах для мускулатуры и костей.
Основным источником кальция в детском рационе являются молочные продукты. Сливочное масло, молоко, творог и плавленый сыр – все эти продукты богаты кальцием и содержат витамин А, который активно участвует в развитии костной системы малыша.
Белковые продукты (мясо, рыба, яйца) способствуют формированию мышечной системы вашего чада. Дефицит белка может негативно отразиться и на физическом, и на психическом здоровье крохи. При недостаточной калорийности пищи белки расходуются в первую очередь на обеспечение детского организма энергией, а на создание новых клеточных структур их просто не хватает.
Правильный режим дня также вносит свою лепту в формирование осанки ребенка. Причем распорядок должен твердо поддерживаться в будние и в выходные дни малыша.
Оборудование детской комнаты
В детской комнате обязательным является наличие качественного освещения. Правильная осанка не сформируется, если кроха будет играть или рисовать в полумраке, изогнувшись неестественным образом.
Детский письменный стол должен быть на пару сантиметров выше локтя стоящего рядом малыша. Отлично, если родители приобретут для дошкольника специальную парту, которая убережет от нарушения осанки. Желательно, чтобы конструкция стула предусматривала естественные изгибы тела ребенка.
Кровать должна быть больше высоты ребенка. Матрац к ней нужно обязательно подобрать твердый и ровный. Идеальным вариантом будет приобретение ортопедического матраца, на котором равномерно распределяется масса крохи, а его мышцы полностью расслабляются. Если поверхность, на которой спит ребенок, чересчур мягкая, это может привести к формированию неестественных изгибов позвоночника. Помните, что недостаточно жесткий матрац провоцирует перегревание межпозвоночных дисков, что нарушает общую терморегуляцию детского организма.
Подушку для крохи лучше подобрать плоскую и укладывать ее исключительно под голову ребенка.
Двигательная активность
Для профилактики нарушения осанки у детей очень важны занятия физкультурой и спортом, активные игры на улице.
Особенно полезно плавание, преимущества которого состоят не только в физнагрузке, но и в положительном воздействии воды. Пребывание в воде укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую системы, закаливает малыша, способствует активизации обмена веществ и совершенствованию теплообмена.
Во время плавания естественным образом разгружается позвоночник ребенка, межпозвонковая мускулатура начинает работать симметрично, восстанавливаются оптимальные условия для правильного роста тел позвонков. Позвоночник вытягивается, околопозвоночные мышцы укрепляются, улучшается координация движений. Все это препятствует возникновению нарушений осанки.
Лечебная гимнастика при нарушениях осанки
Как сформировать правильную осанку, если дефекты уже обнаружены? Исправление нарушений – процесс длительный, и занятия по коррекции осанки должны проводиться регулярно. Курс лечебной гимнастики для детей дошкольного возраста составляет как минимум полтора месяца, и таких курсов за год должно быть два-три (с перерывом в один-два месяца).
Основными задачами гимнастики являются:
- Укрепить и оздоровить весь организм в целом (улучшить физическое развитие, закалить организм, нормализовать психоэмоциональное состояние малыша).
- Повысить силовую выносливость мышечной системы.
- Усовершенствовать координацию движений.
- Сформировать и закрепить правильную осанку.
- Научить ребенка разгружать позвоночник.
Занятия с детьми, у которых были обнаружены проблемы с осанкой, необходимо проводить у гладкой стены, напротив которой должно быть зеркало, чтобы малыш видел себя во весь рост. Не стоит забывать об удобной одежде. Чтобы улучшить контроль за выполнением упражнений, крохе нужно подобрать неширокие шорты и футболку.
Исходная позиция для всех упражнений: малыш стоит, прижавшись к стене затылком и лопатками, ягодицами и пятками. При этом голова чуть приподнята, а плечи необходимо опустить и немного отвести назад.
- Упражнение 1. Руками потянуться вниз, а головой – вверх. Вытягивая шею, выдохнуть. Вдох производится при расслаблении.
- Упражнение 2. Выдыхая, вытянуться всем телом, не поднимаясь на носочки. Вдох – снова во время расслабления.
- Упражнение 3. Выдыхая, руки приложить к голове и вытянуться всем телом, кроме шеи. Расслабились – выдох.
- Упражнение 4. Зажмурясь, шагнуть вперед. Попытаться встать правильно. Открыв глаза, в зеркале оценить правильная ли осанка.
- Упражнение 5. Сделать несколько шагов от стены и присесть. После попытаться встать правильно.
- Упражнение 6. Скользя спиной вдоль стены, подняться на носочки. Потянуться и ненадолго замереть в таком положении. После вернуться в исходную позицию.
Как правильно выполнять упражнения по коррекции осанки, должен показать специалист. И именно под его наблюдением следует пройти несколько курсов лечения. Однако после закрепления основных навыков, многие из этих упражнений можно делать дома.
В заключение
Даже если родители не уделяли должного внимания воспитанию правильной осанки с раннего возраста крохи, очень важно не упустить момент, когда сформированные дефекты еще можно устранить. Если дошкольник жалуется на боль в груди или спине, сутулится, быстро утомляется и проявляет невнимательность – это первые признаки нарушений осанки. Своевременное обращение к врачу поможет предотвратить прогрессирование недуга и избежать возможных негативных последствий.