Филиппинские боевые искусства. Филиппинское искусство убивать: ножевой бой Кали

Кали создавалось из необходимости местного населения отражать агрессию многочисленных оккупантов, которым приглянулась эта прекрасная земля. Гордые испанцы, целеустремленные японцы и хвастливые американцы вторгались на территорию свободолюбивого филиппинского народа, но их всех встречало яростное, упорное сопротивление. С врагами, пришедшими со своими порядками в твой дом, не стоит церемониться - их необходимо уничтожать быстро и жестко, не давая шанса опомниться и продолжить свое грязное дело. Боевое искусство Кали - это как раз об этом.

Зарождение Кали и его применение против захватчиков

Первым, кто на своей собственной шкуре испытал эффективность филиппинского единоборства, стал знаменитый португальский и испанский мореплаватель Фернандо Магеллан. Его желание маленькой победоносной войны вылилось в трагедию. Ввязавшись в разборки местных «князьков», он подрядился утихомирить местного вождя племени. Расчет был прост: огнестрельное оружие должно было посеять панику среди местного населения, которых самоуверенные испанцы считали дикарями.

Бесстрашно высадившись на берег в составе 50 человек в ночь 27 апреля 1521 года, он стал выдвигать требования вождю по имени Лапу-Лапу, не стесняясь выражений и угроз. А дальше последовало то, чего европейцы совсем не ожидали. Импульсивные, горячие испанцы не поразили местных своей военной выучкой и доблестью, зато наверняка они поставили все рекорды скорости, улепетывая к своим шлюпкам. Капитана Магеллана, или как его называл участник тех событий Антонио Пигафетта «зерцало, свет и утешенье наше», благополучно бросили на расправу. Фернандо Магеллан не успел даже обнажить клинок. Это и было боевое искусство Кали в действии, как утверждают специалисты всех мастей. Но на тот момент островитяне никак не называли свою борьбу. Впоследствии непокорных удалось усмирить, используя их противоречия и межплеменную вражду.

Испанцы были шокированы искусством аборигенов. По этой причине они запрещали не только ношение любого оружия, но и обучение этой смертоносной системе, которая ушла в подполье. Сменившие испанцев американцы, а затем японцы также столкнулись с яростным сопротивлением, но даже страшнейшие репрессии не смогли сломить дух этого гордого, свободолюбивого народа.

Название Кали как красивый маркетинговый ход

Доктор-физиотерапевт, президент исследовательской ассоциации филиппинских боевых искусств, а также тренер по тактике ножевого боя Военной академии имени М. В. Фрунзе Дэниэл Форонда в одной из телепередач «Бойца» рассказал, что сам был участником продвижения мифа о Кали как наиболее древнего и исконно филиппинского искусства. Затем, осознав какой вред этим он наносит культуре своего народа, пошел на путь исправления и открыто заявляет, что настоящее имя всех филиппинских боевых искусств - Эскрима. А боевое искусство Кали - это одно из его направлений, посвященных работе холодным оружием. В переводе с испанского языка, этот термин обозначает схватку.

Название «Кали» было придумано предприимчивыми тренерами для продвижения своей системы, а признание ее испанских корней могло бы плохо отразиться на ведении бизнеса. Так это или нет - тема многочисленных споров и дискуссий, не утихающих и по сей день.

Кали и его традиционное оружие

Встреча с захватчиками закалила мирных жителей в борьбе. Они использовали все, что оказывалось под рукой. Сюда можно отнести длинный нож гинунтинг или боло, с которым они не расставались в джунглях. Широко использовался малайский крис (длинный кинжал с волнистым лезвием). Как экзотику можно выделить трезубец «тьябанг» и «нож-бабочку» (балисонг), рукоять которого состоит из двух половинок, а его лезвие утоплено в пазе между ними. Чаще всего используется сразу два таких ножа. Техника применения очень похожа на «табак малиит» в арнисе. Имеются удары на выпаде, поражение различных суставов, болевые захваты и использование ударов ног.

Нередко в ход шел на "ура" и различный острый сельскохозяйственный инструмент. Пальму первенства тут следует отдать керамбиту, предназначенному для снятия кокосов. По сути, для аборигенов боевое искусство Кали было системой ближнего боя любым остроконечным предметом.

Кали на службе филиппинского спецназа

Филиппины - одна из немногочисленных стран, где использование холодного оружия в ходе боевых действий не потеряло актуальности. Военным по роду занятий и образу жизни необходимо быть прагматиками - на карту поставлена не просто жизнь. От их выучки, морально-психологической подготовки и деловых качеств зависит выполнение боевой задачи. Провал влечет за собой дополнительные человеческие жертвы. Поэтому филлипинские спецназовцы, как и их коллеги из России, берут на вооружение только то, что действительно работает в реальной боевой обстановке.

Курс подготовки таких «боевых машин» длится всего 6-7 месяцев. На примере Филиппин видно, что ножевой бой Кали не просто получил свое «второе дыхание», но и успешно продолжает развиваться. Произошла его трансформация в Philippine Marine Corp Martial Art Kali (PMCMAK). Это военная система, разработанная и внедренная для нужд спецподраздений. Ее отцом является Мануэль Прадо-младший.

Мифы разбиваются о жестокую холодную реальность

Появилось несчетное множество различных мастеров, говорящих об исключительной эффективности представленной ими техники и самоутверждающихся за счет наивных новичков. Неплохо при этом зарабатывая. На что только не делается упор в их измышлениях и нереализованных в реальной обстановке фантазиях. «Идеальная стойка», «идеальный хват ножа», «использование ударов ногами для обезоруживания», «пара секунд - и ваш противник труп». При этом не учитывается, что даже смертельно раненный враг может представлять реальную угрозу. Одним словом, кладезь идей таких «горе-инструкторов» не иссякаем.

Сейчас новый тренд - филиппинские бои на ножах Кали. Поэтому как грибы после дождя растут различные секции по всему миру, и все большее количество граждан переполняется неподдельным чувством гордости от осознания собственной силы. Что можно им всем пожелать? Удачи на пути и никогда не встречаться в поединке со спецназовцем. Результат предсказуем из-за различий в морально-психологической подготовке, мотивации и подходов к процессу обучения. Хотя это далеко не все факторы.

На чем заостряет внимание армейский филиппинский ножевой бой Кали?

Филлипинские военные и не утверждают, что создали нечто лучезарное, выходящее за грань. Вся подготовка базируется на общих принципах, уже известных человечеству. Справедливо утверждение, что в экстремальной ситуации любые навыки деградируют. Остаются лишь те, что закреплены путем многократного повторения. Мышечная память - самая надежная. Поэтому в подкорке человеческого «биокомпьютера» лучше всего будут храниться простые, выполняющиеся по минимальной траектории движения.

Каждый удар нацелен на результат. А он всегда один - поражение жизненно важных органов и частей тела. То есть все то же самое, что присутствует и в других боевых системах, делающих основной акцент на уничтожение противника.

Конечно же, армейский бой на ножах Кали имеет свои «изюминки». Но людей, владеющих такими уникальными познаниями в России, считанные единицы. Они «варились» в той среде, обучаясь в центре сил спецназначения Филиппин. Хотя у нас и без обучения в экзотических странах хватает достойных специалистов, чей опыт и наработки не уступают.

Что необходимо помнить при постановке блоков от ножа?

В Советском Союзе большинство попыток милиционеров заблокировать вооруженную руку преступника заканчивались больничной койкой или смертью. В других странах при похожей ситуации результат был не лучше. Но это не значит, что блоки не работают. Еще как работают, но необходимо придерживаться одной простой истины - спасают ноги. Уход с линии атаки - первоочередная задача. Здесь он проходит всегда под углом.

При постановке блока очень легко промахнуться. Лезвие в этом случае достигает наиболее незащищенных участков тела. Встречать вооруженного противника необходимо, имея собственное оружие, а если его нет, то использовать любые подручные средства. Их размер, острота не имеет большого значения. В опытных руках человека с хорошим самообладанием даже обычный карандаш превращается в смертоносное оружие. Но кусок арматуры все же лучше.

В условиях при одинаковом владении техникой рукопашного боя преимущество у вооруженного человека многократно выше. Это прекрасно демонстрируют Филиппины. Кали - это способ выживания в стране с высоким уровнем преступности, где у каждого имеется клинок.

«Всех посадят»

Что еще важно помнить гражданам нашей необъятной Родины, решившим заняться ножевым боем или попавшим в трудную экстремальную ситуацию. Применение ножа даже при самообороне чаще всего закончится тюремным сроком. Поэтому нелишним будет знание законов УК РФ, посвященным вопросам самообороны (они есть), чтобы минимизировать негативные последствия для себя.

Филиппинские боевые искусства

Н аверняка многие слышали про Филиппинские боевые искусства, но слышали только вскользь, представление получили неполное, и, скорее всего, ограниченное смутным воспоминанием о каких-то там ножах, да палках.

А на самом деле, Филиппины со своей системой подготовки бойцов, считаются родиной поистине опаснейшего вида боевых искусств!
Отличительная черта в тренировках боевым искусствам у народов филиппинских островов в том, что основы боя состоят из техники владения палками и ножом, а уж потом переходят к обучению бою без оружия, при помощи рук и ног. Из чего можно сделать вывод, что жители Филиппин прежде всего должны были нанести смертельные удары противнику при помощи ножа или палки. Руки и ноги шли в ход в том случае, если оружие терялось.

Направлений, стилей в Филиппинских боевых искусствах множество. Например, техники Кали - опасные, без каких-либо излишеств. Это бой холодным оружием - ножами, мачете, мечами; всего более сотни наименований. Или термин Эскрима , происходящий от испанского слова esgrima и обозначающий, в первую очередь, испанское фехтование в стиле zoro. Эскрима появилась, не в пример кали , в городах. Это было уже скорее спортивное боевое искусство.
Еще один вид - Арнис де мано . Название происходит от специальной защиты, которую бойцы одевают на руки, чтобы не получить слишком сильных ран. В Арнисе активно используются палки, ножи и их производные, камень и веревка.

Техники Арнис , Эскрима и Кали это многообразие контратак, разоружений, бросков и захватов с максимальным использованием ресурсов бойца, как бы ни были вооружены его противники. Филиппинская манера боя ножом была принята на вооружение спецподразделениями большинства армий мира.

Филиппинские боевые искусства носят разные названия в зависимости от района архипелага. В столичном мегаполисе Маниле эта борьба известна под именами арнис или пананандата, в провинции Пангасинан - как калиронган, в Илокосе - кабароан, на Бисайских островах - эскрима.
Историки, изучающие арнис, насчитывают до 200 систем или стилей борьбы арнис-эскрима-кали. Некоторые названия указывают на дистанцию боя - ларго (дальнее расстояние), медио (среднее), корто или серрада (близкое расстояние, «закрытый» бой). Другие - на тип движений: абaнико (обмахивание веером), палuс-палuс (с силой прокладывать путь; смахивать), сунгкитu(н) (делать резкие выпады), питuк (легкие удары, щелчки), oчо-oчо (восьмерка), лaстико (щелканье). Также стили могут называться по виду оружия - например, исaнг арнис (борьба с одной палкой), далауaнг арнис или синауалuс (с двумя палками), эспaда и дaга (меч и кинжал), мaно-мaно или де кадена (голыми руками).

Таким образом, простым перечислением, перед нами открывается целый неизведанный, тайный мир боевых искусств! Про карате или у-шу слышали все, имеют хотя бы общее представление. О боевых искусствах Филиппин, которых так много на поверку, знают совсем чуть. Разве что из голливудских фильмов с участием Стивена Сигала можно в той или иной степени получить общее представление о технике работы палками или ножами.

Сильно отличаются от общепринятых и общеизвестных методы тренировок. На первых порах они преследуют две цели - постановку удара и развитие координационных навыков. После чего идет длительная спарринговая отработка различных техник и методов ведения боя. Бой палками во многом отличается от боя острым оружием. К примеру, захватить палку рукой - можно, а нож - невозможно. И всё-таки, перед тем как приступать к изучению борьбы с холодным оружием, технику необходимо отрабатывать именно в палочном бое.

Ножевой бой - это не способ ведения боя в прямом смысле слова. Между прочим, владение ножом даже на Филиппинах редко рассматривалось с этих позиций. Внезапное нападение с максимально быстрым и эффективным поражением - вот основной рисунок филиппинской работы ножом. Готовясь к бою на ножах, филиппинцы считают важным психологически настроиться на то, что рано или поздно им нанесут кровавые раны. Именно поэтому во время тренировок разрешаются полные контакты с оружием противника. Ведь боец должен быть подкован не только технически, но и психологически.

Однако в европейском мире подобные психологические приёмы не приветствуются и не применяются. На западе первый год тренировки проводятся с деревянными макетами, которые позже, можно заменить на настоящее оружие.
Если вы думаете, что в школе филиппинских единоборств из вас сделают аса ножевого боя, то немного ошибаетесь. В первую очередь Вас научат владеть оружием и обороняться от ударов колюще-режущими предметами. К тому же вы сможете без труда одолеть противника, используя палки, камни и другие подручные средства, и при этом не причините ему слишком сильного вреда.

Кстати, на заметку: в США и Европе интерес к филиппинским единоборствам, в частности, к арнису, появился и стал быстро расти с подачи Брюса Ли . Актёр часто применял в своих фильмах элементы этого боевого искусства. Кали его обучал Дэн Иносанто - ведущий специалист по филиппинским боевым искусствам в США. Кроме него, в мире хорошо знают таких мастеров, как Реми Пресас, Френдерико Лазо, Рене Латоса, Снуки Санчес, Лео Гайе, Том Бисио. Легендами окутано имя Флоро Виллабриле , победителя многих «боев до смерти» начала ХХ века, считающегося вторым великим воином арниса после Лапу-лапу.

Не так давно, в 2005 году, был основан Альянс Филиппинских боевых искусств (PMAA) .
Альянс занимается продвижением техники Philippine CombativesTM («Филиппин Комбативс») - это сплав различных классических и современных систем борьбы, используемых на Филиппинах.

Одна палка

Этот стиль обычно называют исанг арнис, кали или эскрима, иногда - соло бастон . Основное внимание уделяется Вашей ведущей руке. Обучение включает тренировки, которые позволят Вам чувствовать дальнее, среднее и близкое расстояние боя на палках. Этот стиль также лучше всего раскрывает «скрытую» ценность Вашей свободной руки (иногда называемой «живой рукой»). Постижение принципов борьбы на одной палке не только значительно повысит Ваше мастерство, но и продемонстрирует, какая сила заключена в Вашей недоминантной руке! От малайо или ларго (дальнее расстояние) и малапит или корто (ближнее расстояние) до захватов, зацепов, бросков и обезоруживания противника, - все в этом стиле указывает, что это одна из главнейших частей филиппинских боевых искусств, которую нельзя пропустить.

Две палки

Стиль известен под названиями синауалuс, далауaнг арнис или эскрима, или добле бастoн . Уверенное использование обеих рук в борьбе на палках, несомненно, повышает не только гибкость и быстроту реакции, но и силу рук. Ваша способность успешно сражаться на одной палке и разоружить противника иногда приводит к тому, что у Вас в руках оказывается сразу две палки. Тренировка использования двух палок в самом разгаре боя и практические занятия делают наших учеников хорошо подготовленными борцами на палках.

Владение ножом

Обычно называется дага са дага («нож к ножу»). В этом стиле, соответственно, в центре внимания - использование Вами ножа для отражения ножевых атак. Хотя обычно мы тренируем работу на поражение противника, мы также обращаем Ваше внимание, что бой на ножах в системе Филиппин Комбативс подразумевает и умение использовать свое холодное оружие для защиты от нескольких нападающих. В Филиппин Комбативс такой бой фокусируется не только на защите, но тренирует и нападение, а также реалистичные жизненные сценарии. В жизни мы можем и не столкнуться с человеком, угрожающим ножом, и многие из нас не носят ножей с собой, однако постижение принципов, лежащих в основе тренировок боя с ножом в Филиппин Комбативс в любом случае повысит Вашу уверенность в своих силах и самоконтроль. Помните, что нож - это необязательно кинжал, это может быть и перочинный ножик, складной предмет или просто карандаш. Ваша способность работать ножом против ножа также повышает технику Ваших рук, что очень важно при встрече с одним из самых скрытых форм смертельного оружия в сегодняшнем мире - ножом!

Меч и нож

Обычно этот стиль называют эспада и дага, или арнис или эскрима и дага . Это одна из старейших боевых систем, которую многие ученики недооценивают и не считают важной в наши дни. Хотя мы не предполагаем, конечно, бороться с реальным противником посредством и меча и ножа, Ваша способность определять силу каждого из этих видов оружия поможет вам лучше постичь особенности филиппинских боевых искусств. Имейте в виду, что это оружие - всего лишь продолжение Ваших рук, и без хороших рук оно не будет реальным оружием. Понимание этого принципа приведет Вас к осознанию того, что бросок ножа можно легко заменить резким прямым ударом рукой в глаза, а рубящее движение меча - ударом предплечьем в шею.

Рукопашная

Обычно эта борьба именуется камаo са камаo («кулак к кулаку»), или мано а мано («рука к руке») . Филиппин Комбативс поможет Вам лучше понять системы оружия и их связь с нашим стилем рукопашной борьбы. Этот вид филиппинских боевых искусств иногда получает неверное истолкование, или даже скрыт в других стилях. Система Филиппин Комбативс не только поддержит те навыки рукопашной борьбы, которые Вы уже получили, но дополнит и разовьет их. Этот стиль поможет найти ответы на вопросы и устранить те скрытые неясности, которые лежат в ряде боевых систем, и несомненно, он поможет Вам лучше овладеть выбранным боевым искусством. Рукопашный стиль системы Филиппин Комбативс включает удары, парирование и блокирование ударов, контрудары, удары ногами, захваты и комбинации этих действий, броски, контроль или уклонение и различные заключительные боевые техники.

Борьба на земле

Носит название думoг («поверженный»). Филиппин Комбативс учитывает ценность тренировок реалистичной борьбы на земле. Система Филиппин Комбативс идет дельше техники рук. Мы реально подходим к ситуации борьбы на земле, поэтому, помимо тренировок нижнего рукопашного боя, включаем упражнения с использованием палок или ножа, чтобы совершенствовать навыки выживания в такой борьбе.

Вот, в принципе, краткий обзор интереснейшей темы - Филиппинские Боевые Искусства. Думаю, я еще не раз и не два обращусь к этой теме и буду более детально рассказывать о разных стилях и методах тренировок.

В статье использованы материалы из следующих источников:
http://www.boets.ru/515/?id=165
http://samooborona.info/pmaa.html
http://istina.rin.ru/fight

drblack

История.
История филиппинских боевых искусств уходит корнями в далекое прошлое. В 8-м веке нашей эры в документах встречается упоминание о неких формах боевых искусств на территории сегодняшних филиппинских островов. Боевое наследие Филиппин прошло многовековую закалку, претерпело многочисленные влияния других культур. Среди них - различные направления китайских цюань шу; мусульмане Индонезии привнесли техники боя клинковым оружием, однако основное влияние оказала испанская школа фехтования.
В итоге обрело тот вид, который мы знаем сегодня.
При упоминании о филиппинских боевых искусствах у многих сразу возникают ассоциации с боем палками. Однако боевой арсенал боевых искусств филиппинского архипелага включает в себя и ножевой бой, рукопашный бой, работу специфическими видами оружия, такими как керамбит, дуло-дуло, мечете и др.
История филиппинских боевых искусств тесно связана с историей завоеваний этого архипелага – сначала Испания, затем США и Япония. В каждый период господства той или иной страны боевые искусства Филиппин находились под строгим запретом. Однако, филиппинцы продолжали хранить свои традиции - обучаясь тайно, или сохраняя манеру движения и боевую технику в традиционных танцах моро-моро, линамбай, и в ритуальных танцах синулонг. Один из специалистов по боевым искусствам юго-восточной Азии Касс Магда пишет: «Важно отметить, что боевые искусства были запрещены на островах испанскими завоевателями. Местные жители развивали их в танцах с боевыми движениями, отрабатывая техники, которые впоследствии против испанцев же и применяли. Испанцы принимали эти танцы за некие ритуалы, но в реальности это была та самая боевая культура, которую они запрещали». Филиппинцы передавали знания от отца к сыну, порой маскируя свои школы под дзю дзюцу или каратэ. Чтобы сохранить свое боевое наследие они использовали ратанговые палки вместо традиционных боло (мачете) и ножей. Боевые техники были включены в ритуальные танцы различных племен, что давало возможность для более быстрого освоения техники. И конечно, боевые техники завоевателей вплетались в техники аборигенов филиппинского архипелага.
Кстати, свое современное название – Филиппины – острова получили в далеком 1543 году, когда после того как испанский мореплаватель Рай Лопес де Вильялобос последовал за Магелланом и назвал остова Филиппинами в честь Филиппа II Испанского.
Интересно, что первое знакомство Запада с боевым потенциалом аборигенов архипелага произошло как раз во время прибытия экспедиции Магеллана. Это событие датировано 1521 годом, когда Магеллан, прибыв на берег острова Себу, объявил весь архипелаг собственностью Испании. Подружившись с королем Себу, Магеллан выступил против другого острова – Мактан. Этот исторический бой состоялся ранним утром 27 апреля 1521. Превосходя численно испанские войска, армия аборигенов оттеснила их к морю и бой был проигран испанской стороной. Неизвестно насколько правдиво передает легенда события этого боя, однако памятник легендарному вождю Лапу Лапу стоит сейчас на острове Мактан, как напоминание о стойкости аборигенов по отношению к своим врагам. По той же легенде именно Лапу Лапу убил Магеллана в бою. А сцена боя между двумя легендарными мужчинами отражена на панно, которое также можно увидеть на острове Мактан.
Итальянский летописец Антонио Пигафетта, член испанской экспедиции, описал оружие, которое использовали островитяне в этом сражении. Оно включало в себя традиционные палки (олиси), мечи - кампиланы, копья, отравленные стрелы, мачете-боло.
Терминология.
Терминология в филиппинских боевых искусствах не проста. Чего стоят только одни обозначения этих боевых искусств. Учитывая, что филиппинский архипелаг – это более 7 000 островов, такое разнооборазия становится понятным.
Самыми распространенными обозначениями являются: Арнис, Кали, Эсрима.
Термин "арнис" – собирательный. Он подразумевает под собой весь сложный комплекс филиппинских боевых искусств. Слово "арнис" – это измененное на тагальский манер испанское слово "armes", которое можно перевести как "оружие", "доспехи". "Эскрима" – термин, который используют в центральной части филиппинского архипелага и которым называются практически все ведущие современные школы филиппинских боевых искусств – Досе Парес Эскрима, Серрада Эскрима… Термин "эскрима" происходит от испанского слова "esgrima", означающего в первую очередь "фехтование". Под эскримой понимают бой палками. Кали – самый загадочный термин в филиппинских боевых искусствах. По словам Дэна Иносанто, использующего именно "Кали" для названия своей школы, так называют боевые искусства мусульман на юге филиппинского архипелага. Под этим термином традиционно подразумевается бой холодным оружием – ножами, мачете, мечами.
Применение.
Практичность и достаточная легкость в освоении техник арнис кали эскримы дали возможность использовать их в силовых структурах многих стран Европы и обеих Америк. Тем более, что технический арсенал арнис кали эскримы позволяет формировать различные программы обучения, например, для полиции, отрядов по охране порядка или для группы самообороны для женщин и детей.
Эффектные сцены боя филиппинскими палками и ножом не могли оставить равнодушными кинорежиссеров. На экранах регулярно выходят боевики, в которых главные герои демонстрируют техники палочного и ножевого боя в лучших традициях боевых искусств Филиппин. Это такие известные фильмы, как «Загнанный», «Игра смерти», «Блейд», Бойцовский клуб», фильмы с участием Стивена Сигала, Дэна Иносанто.

Школа Эскрима Контра Темпо.
Эскрима Контра Темпо – это компилятивная система обучения современным методам боя холодным оружием, основанная в первую очередь на филиппинской и отчасти на тайской и китайской традициях, при этом максимально адаптированная к российским условиям. Что же это такое?
Каждое явление этого мира имеет свой внутренний ритм – биение сердца, дыхание, смена дня и ночи, приливы и отливы – всё это подчинено определённым ритмическим законам. Любой бой, будь то учебный или реальный, также имеет свои собственные ритмы, и следует тем же законам, что и любые другие проявления деятельности человека. Нападение и защита, активные и спокойнее фазы – это лишь самые банальнее примеры этих ритмов.

Эскрима Контра темпо – это контрапункт боя, искусство ведения боя «на вдохе». Это нанесение удара в момент, когда удары противника находятся в мёртвой фазе – один уж закончился, а второй ещё не начался.
Искусство контра темпо подразумевает под собой в первую очередь ведение боя двумя руками, когда в обеих руках есть оружие, как одинаковое (добле бастон, дага са дага, добле табак тойок, дуло са дуло) и тому подобное, так и разное – техники «эспада и дага» яркий тому пример. Выбор пары оружия необычайно широк и вариантов может быть очень много, но вся работа построена на схожих принципах с учётом специфических свойств того или иного оружия, а также особенности работы им.

Если вооружена лишь одна рука, то принципы контра темпо применяются здесь с тем, что она становится ведущей. А невооруженная рука выполняет вспомогательные функции и весьма активно включается в процесс боя. На бой без оружия принципы контра темпо проецируется после того как наработано до уровня устойчивого навыка владение основными видами оружия. И эти навыки гармонично развивают возможности вести бой в манере контра темпо и без оружия.


В системе Эскрима Контра Темпо отсутствуют такие категории понятий как, например, блок или приём. От ученика требуется овладение принципами, навыками и специфической манерой ведения боя, при этом он имеет возможность формировать свой технический арсенал сам, исходя из собственных кондиций, возможностей и предпочтений. Контра темпо избегает излишних и продолжительных контактов с противником. Во главу угла поставлены короткие скоростные связки, рассчитанные на поражение противника в первую очередь оружием.

Техника
Основными характеристиками ведения боя в манере Эскримы Контра Темпо является максимально достижимая скоротечность боя, основанная на навыках недопущения вязкого контакта, скоростные связки (сегиды), боевые освобождения от захватов, основанные в первую очередь на поражении противника. Традиционные направления боя без оружия в боевом искусстве всегда имеют под собой некоторую историческую подоплёку. Распространённая легенда в японских школах будо говорит о том, что крестьяне, лишённые возможности носить, а значит и применять в бою оружие, стали закаливать руки и ноги, превращая их в аналог оружия. Это дало толчок в развитии многих школ рукопашного боя. Однако мы живём в другое время.


С этой точки зрения система Эскрима Контра Темпо может рассматриваться как возвращение к первоистокам боевого искусства, где работа оружием являлась жизненной необходимостью и подготовка воина была без этого просто немыслима, да и бессмысленна тоже. Бой без оружия был скорее дополнением и стоился в первую очередь на навыках работы традиционным оружием той или иной формы. Контра темпо это синтез боевых культур востока и запада, объединённый в одну стройную чёткую систему, где нет места ни псевдобоевой формальной эстетики некоторых китайских школ, равно как и не практикуются спортивные поединки с подсчётом очков.


Спарринг – важная часть тренинга в контра темпо, полноконтактный, либо ограниченный.
Наверное, не будет оригинальной мысль, что без четкого освоения базовых элементов невозможно достичь совершенства в изучаемых дисциплинах.
В Эскриме Контра Темпо на первом уровне обязательными элементами являются формы Абеседарио, представляющие собой набор траекторий основанных на архетипических символах - кресте, круге и некоторых других, охватывающих практически все основные траектории движений оружием. Именно на них строится каркас технических элементов боя.
Освоению элементов Абеседарио в Эскриме Контра Темпо уделяется особенно пристальное внимание, и не только на начальных этапах обучения. На более высоком уровне, эти техники так же изучаются, но уже в другом качестве. Техники Абеседарио являются той системой координат, от которой отталкивается ученик при наработке тех или иных навыков, а координационная база закладываемая при изучении траекторий движения элементов Абеседарио является прочным фундаментом для будущего успешного роста мастерства.

Филиппинские острова имеют свою уникальную, древнюю и славную историю, так как в разное время эта страна принадлежала и западу и востоку. Филиппинцы вынуждены были жить под управлением испанцев, американцев и японцев. И естественно, что всё это просто не могло не оставить следа в их национальном характере. Поэтому в культуре тихоокеанского архипелага гармонично сочетаются философии двух частей света.

История зарождения Кали

История Филиппин и искусство самообороны и нападения – это так же неразрывно, как душа и тело. Филиппинские дети начинают осваивать владение клинком раньше, чем выговорят первое слово.

Когда испанцы пришли на архипелаг в 16 веке, местные жители с отчаяньем и отвагой вырезали захватнические силы при помощи холодного оружия, хотя и не смогли их выгнать, так как не обладали техникой самообороны. И с тех пор, когда Филиппины подвергались захвату, жителям приходилось маскировать тренировки своей борьбы под ритуальные танцы.

В состав архипелага входит более семи тысяч островов, благодаря чему филиппинское кали в разных местах страны называется по-разному. На юге – это Кали, опасная техника борьбы без излишеств, которая преследует цель не выматывать противника схваткой, а как можно быстрее провести смертельный приём. Именно Кали является родной борьбой филиппинцев. Она родилась в борьбе, когда на архипелаг высадились завоеватели. Бежавшие тогда в джунгли, коренные жители островов придумали эту систему там, так как обстоятельства вынуждали их вести борьбу за свою свободу. И эта боевая система настолько сильна и проста, что она известна не только в стране своего рождения, но и по всему миру, применяется различными подразделениями спецназа.

В центральной части – это Эскрима, что означает испанское фехтование. Эта система зародилась в городах, но не как метод борьбы за свободу, а как что-то спортивное, для зрелища. Эскриму можно охарактеризовать так: красивая обложка, но не более.

Арнис – также является боевой системой Филиппин. Название всего лишь означает одетые на руки бойцов специальные защитные приспособления, защищающие руки от ран. Это связано с тем, что арнис активно практикует использование палок, ножей и прочих подручных средств. Но наравне с Эскрима, его трудно назвать боевой техникой.

Помимо этого на архипелаге существует около двухсот различных стилей и направлений боевых искусств, но у всех одна основа – Кали.

Техника Кали

В процессе обучения филиппинским боевым искусствам выделяется то, что первоначально делается упор на то, чтобы овладеть оружием. Только после этого ученику начинаю показывать приёмы безоружного боя. Поэтому если не научится работать ножом и палками, к работе ногами и руками тамошние мастера не допустят. Принципы, которые приняты во всех направлениях филиппинских боевых систем – это эффективность, простота и экономичность.

Кали – это множество вариантов контратак, бросков, разоружений и захватов с использованием максимальных возможностей бойца. При этом приёмы Кали можно применять против противника с любым вооружением.

Палочный бой в Кали – это жёсткая прикладная дисциплина, которая учит владению как одной, так и двумя палками. В основе такого боя лежит чётко поставленный и акцентированный удар. Стоит отметить, что на Филиппинах такие палки изготавливаются из специальной древесины, которую запрещено вывозить с острова. Поэтому в Европе палки изготавливают из ротанга. Согласно легенде, вождь с острова Мактан победил Магеллана с испанским клинком с помощью именно ротанговой палки.

Ножевой бой на архипелаге никогда не рассматривался, как способ ведения боя. В их понятии – это неожиданное нападение и быстрое поражение. В этом и заключается ножевой бой в Кали. Чтобы быть психологически готовыми к тому, что рано или поздно будет нанесена ножевая рана, филиппинцы во время тренировок прибегают к полному контакту с оружием соперника. Но для Европы и запада такой подход кажется диким, поэтому первые год-два тренировки проходят только с макетами из дерева.

Но не стоит заблуждаться и думать, что филиппинские единоборства сделают человека асом ножевого боя. Отнюдь, для этого существует специальные секции. В Кали, прежде всего, учат владеть оружием и обороняться от него. А ведь владеть и мастерски применять – это разные вещи. Оружие в Кали – это как дополнение к общему фону единоборства.

Методы обучения преследуют в первое время две цели – развитие координационных навыков и постановку удара. А уже после этого обучение переходит в длительную фазу спарринга, где отрабатываются различные техники и приёмы ударов руками и ногами.

Часто возникает вопрос – какой стиль боевых искусств лучше? Наверное, дать на него однозначный ответ невозможно. В конце концов, побеждает или проигрывает, как известно, не система, а человек. Однако при выборе стиля с наибольшей боевой эффективностью, следует обращать внимание на основной критерий – практику.
В начале ХХ века наибольшее прикладное значение имели японские и китайские стили. Именно они и послужили основой для создания большинства армейских и полицейских систем того времени, таких как советское САМБО, система Фейрбэйна и др. Однако к концу ХХ века и началу XXI века центр активного развития и совершенствования боевых искусств переместился в Юго-Восточную Азию. Именно этот регион, на сегодняшний день, служит «поставщиком» наиболее жестких и реалистичных школ спортивных единоборств и прикладного рукопашного боя (муай тай, бирманский бокс летхвей, пенчак-силат) и систем боя с оружием. Одним из таких регионов, где боевые искусства по-прежнему остались подлинным инструментом выживания, являются Филиппины. В некоторых регионах Филиппинского архипелага и сегодня в межэтнических стычках от холодного оружия гибнет больше людей, чем в дорожно-транспортных происшествиях.
Таким образом, филиппинские боевые искусства (ФБИ), известные под названиями Арнис, Эскрима, Кали, не потеряли своей грозной боевой эффективности, возникшей в результате многовековых войн с испанцами, американцами и японцами, а также из-за жесткой конкуренции между мастерами, приводившей к «смертельным» дуэлям хуэго тодо .
В последние десятилетия происходит активное распространение Арнис и Эскрима по земному шару. Открываются все новые и новые клубы, развивающие филиппинские стили как спорт, систему самообороны, традиционное единоборство. В ряде стран работу одной палкой изучают в полиции, а в системе подготовки войск специального назначения используются элементы филиппинской манеры боя с ножом, так же как и работа с подручными средствами, такими как веревка, куртка, гвоздь или кусок стекла.
Основными разделами, изучаемыми в Арнис и Эскрима являются:


Что же может нам дать изучение филиппинских боевых искусств, в чем преимущества этих школ самообороны и рукопашного боя?

1). Это комплексные системы, где присутствуют и техники рукопашного боя (удары руками, ногами, локтями, коленями, броски, болевые и удушающие приемы в стойке и в партере), и техники применения холодного оружия (нож, палка, мачете), и техники использования в бою различных подручных средств.
2). Это системы, где все технические элементы изучаются и применяются на единой двигательной базе, что позволяет избежать так называемого «конфликта навыков», когда переход от одного раздела к другому требует смены «движка».
3). Это открытые системы. С изменением условий жизни, характера конфликтов и применяемого оружия закономерно изменяется и арсенал преимущественно используемых приемов.
4). На первом месте стоит эффективность применяемых действий. То, что работает, то, что эффективно, то и является правильным.
5). Акцент на использовании оружия позволяет повысить эффективность Ваших действий в условии самозащиты, так как изучить технику боя с оружием проще и быстрее, чем рукопашный бой.
6).Умение использовать в бою палку и нож повышает Ваши шансы на выживание при защите от аналогичного оружия, поскольку, помимо приемов противодействия оружию и приемов разоружения, Вы будете знать и понимать закономерности работы этими видами оружия.
7). Акцент на актуальность применяемых техник в современном мире позволит Вам проверять свои навыки в спортивных поединках различной степени «жесткости» (что является, на сегодняшний день, единственным законным способом проверки навыков боя для гражданского человека).
8). ФБИ опираются на более чем 500-летнюю традицию. Несмотря на их современность, ФБИ имеют многовековую историю развития, опыт реальных боев «не на жизнь, а на смерть». Это традиционные системы в лучшем смысле этого слова.
9). ФБИ – это одни из немногих систем в мире, которые реально использовались в вооруженных конфликтах и криминальных столкновениях в ХХ и ХХI вв. Их эффективность проверена жизнью.
10). Наряду с чисто прикладной эффективностью, ФБИ – это увлекательное и экзотическое занятие, прекрасное средство физического развития и поддержания формы.