Федор Смолов: меня закалила травля, когда я долго не мог забить. Твои комментарии в инстаграме

Летом 2014 года Фёдор Смолов переехал из Москвы в Екатеринбург, чтобы год провести в скромном "Урале" на правах аренды. Тогда он считался едва ли не главным посмешищем русского футбола: нападающий, который за 7 лет профессиональной карьеры забил только 6 голов. Эксперты поставили на нём крест, болельщики в интернете тренировали на нем остроумие, а в твиттере набирал популярность ироничный аккаунт "Забил ли Смолов".

Следующие два года Фёдор потратил на то, чтобы перезапустить карьеру (сперва в "Урале", сейчас - в качестве главной звезды "Краснодара"). Смолова признали лучшим российским футболистом-2016, а следующий сезон, судя по слухам, он начнёт в хорошем европейском чемпионате: интерес к форварду проявляет в том числе дортмундская "Боруссия" - вторая немецкая команда после "Баварии".

Мы поговорили с Фёдором о футболе, болельщиках и его любви к рэпу - ведь в плейлисте нападающего "Краснодара" L"One и Каспийский Груз соседствуют с Lil Uzi Vert и последним альбомом J. Cole.

Легко после праздников в рабочую рутину возвращаться?

Нет. Я в отпуске поддерживал форму и выполнял программу, которую нам дали в клубе, но всё равно сложно. У нас сейчас второй день тренировок, но уже все мышцы болят. Чтобы втянуться обратно, нужна примерно неделя. В это время как раз самые тяжёлые нагрузки.

Тебя признали лучшим футболистом России-2016. Для тебя это что-то значит?

В глобальном смысле это, наверное, сильного значения не несёт. Но в любом случае приятно, что твои достижения отмечают. Футбол - командная игра. Без моих партнёров и футбольного клуба “Краснодар”, без ребят из сборной я бы эту награду не получил. Поэтому хочу в первую очередь поблагодарить именно их.

А что сам считаешь главным достижением за год?

Я ещё не достиг того, к чему стремлюсь. Но я заставил скаутов европейских клубов обратить на себя внимание. Сделал шаг в направлении переезда в более сильный чемпионат.

Ты читаешь, что о тебе пишут?

Я не читаю комментарии, перестал это делать года четыре назад.

В прошлом сезоне Фёдор Смолов забил один из самых красивых голов РФПЛ

Почему я спрашиваю: нет чувства, что ты многое доказал критикам за последние годы?

Я доказал в первую очередь себе. Уже во-вторых доказал общественности. Но показать что-то самому себе было важнее.

Понятно, что окружавший тебя тогда негатив так или иначе сказывался на игре. А сыплющийся со всех сторон позитив не отвлекает?

На самом деле, нет. Я прекрасно помню ситуацию, в которой находился. И воспоминания о ней и о том, каково мне было, не дают расслабиться. Это очень мотивирует. Я стараюсь не отвлекаться на хвалебные отзывы и двигаться вперёд.

Какую последнюю песню слушал?

Сейчас вот играл трек Nel “Мне это нравится”.

Судя по социальным сетям, рэп занимает большое место в твоём плейлисте.

Основное. Я практически перестал слушать рок. Слушаю рэп, стараюсь следить за новинками, отслушивать свежие релизы и ничего не пропускать. Начал слушать рэп после переезда в Голландию. Все в команде его слушали, в раздевалке всё время был рэп-рэп-рэп. Мне сперва не нравилось, а в итоге дал флэшку, чтобы мне записали эту музыку. Там были Drake, Tyga, Trey Songz, пара альбомов Lil Wayne. Зацепился я именно за Drake, - тогда только вышел альбом “Thank Me Later”.

А к русскому рэпу как пришёл?

Изначально нравились несколько песен Касты, потом Centr. А дальше уже Ноггано, Баста. Были Marselle и песня “Москва”, которая нравилась вообще всем. Ну и после распада сольно их начал слушать. Начал знакомиться с ребятами, продолжаю их слушать и общаться.

Вы дружите? Не бывает недоразумений из-за того, что ты играешь за “Краснодар”, а L’One болеет за “Локомотив”, Nel - за ЦСКА?

Мы постоянно на связи, да . А недопониманий нет. L’One, когда был на концерте в Краснодаре последний раз, говорил, что ему очень симпатичен “Краснодар”. Он очень хотел попасть на матч, когда уже открылся новый стадион, но у него плотный график и проблемы с коленом, с которым он разбирается.

Из краснодарских артистов общаетесь с кем-то?

А в Краснодаре есть артисты какие-то? Я не в курсе просто.

Есть же баттл Slovo, вокруг которого вертится круг артистов.

Да? Я не слышал. Если честно, не очень вовлечён в жизнь в городе. Мало времени провожу за пределами дома и базы.

Тебе не скучно жить в Краснодаре?

После Москвы скучно, конечно. Я на самом деле даже друзьями тут не обзавёлся, кроме футбольной команды. По большому счёту и времени не так много, у нас по две игры в неделю, поэтому всё нормально. Я скучаю по Москве, когда выпадает выходной, стараюсь летать, развеяться. Зарядиться энергией, скажем так.

Расскажи, как ты сфотографировался с A$AP Rocky. Наши комментаторы вычислили, что фотография скорее всего была сделана в Париже после Евро.

Да, так и было. Мы столкнулись в кафе. Я уже там был, а он пришёл и сел за витрину. Я ему сразу показал: “Ты топ, класс”. Он улыбнулся, показал, что нравится куртка девушки, которая сидела со мной. Я показываю, мол, можно сфоткаться? Он машет головой: "Нет". Ну и всё. Уже на выходе я встретил знаменитого футболиста Лотара Маттеуса (легенда немецкого футбола 80-х и 90-х, сейчас эксперт на телеканале Sky Sport - Прим. ), он меня узнал и мы разговорились. Rocky выходил в это же время, девушка как раз с ним сфоткалась. И она мне кричит: “Федя, иди фоткайся скорее”. А я хочу, но понимаю: говорю со старшим человеком, это просто неуважением будет. Думаю, ну ладно, не судьба.

Мы договорили с ним, я выхожу, а Rocky уже на квартал вперёд ушёл. Я думаю: может, добежать до него? И девушка говорит: “Конечно, беги. Тем более, ты сфоткаться хотел”. Я догоняю его, а его охрана сразу: “Стоп”. Он меня увидел, говорит, всё ок. И объяснил, что не хотел фоткаться в заведении, потому что папарацци бы налетели, а здесь без проблем вообще. Я ему сказал, что профессиональный футболист, вот, играл на Евро. Он говорит: “Круто, приходи на тусовку вечером”. Мы обменялись почтой с его охраной, но на тусовку я так и не пошёл в итоге.

У тебя буквально следующий пост в инстаграме - с Ибрагимовичем .

От него живьём нереальная энергетика прёт. Нельзя не обратить внимание на него. По общению вообще нормальный чувак. Уже после того, как сфоткались, ехали в лифте с ним и Женей Селезнёвым. А у нас в команде играет ещё один швед - Гранквист. Сказали Ибре, что вот, играем в команде с его земляком. Он стал спрашивать, когда у нас сборы, как что, как команда, как Гранквист. Это как раз было за пару дней до того, как объявили о его переходе в “МЮ”.

Как ты снялся в клипе Каспийского Груза?

Я через инстаграм познакомился с их концертным директором, Марком. Начали общаться, в Москве уже познакомились с ребятами. У них к тому времени вышел альбом “Сторона А/Сторона Б”, а к лету они как раз хотели делать клип на “18+”. И Марк мне предложил сняться. Я согласился сразу, тем более песня самая знаковая с альбома. У меня всё удачно совпало с отпуском, в самый первый день полетел на съёмки в Питер.

Мне нравится их творчество. Знаешь, наверное я из российского рэпа как раз этих четырёх и слушаю: Centr, L’One, Nel и Каспийский Груз.

На sports.ru пару недель назад выложили топ самых заминусованных постов года , я удивился, когда увидел там интервью Дудя с Pharaoh .

Я, кстати, даже лично знаю этого чувака. Я когда играл в “Динамо”, у нас начальником команды был Геннадий Голубин. А Pharaoh - его сын. Я его помню маленьким пацаном, который играл за школу “Динамо”. Он тогда учился классе в 7-8, они нам мячи подавали. В итоге оказалось, что это Pharaoh, я уже позже об этом узнал. Забавно.

Читал это интервью. Ну не знаю. Если честно, читал его, потому что его брал Юра Дудь. Он мне нравится как журналист, у него всегда интересные интервью. А целевая аудитория sports.ru вряд ли понимает эту музыку. Pharaoh, скорее, его ровесники слушают.

А сам его музыку слушал?

Слышал песню про сквирт шампанского в лицо. Не могу сказать, чтобы был воодушевлён. Дай бог получится у него, я не против.

Ты говорил , что гуглил Пашу Техника после “Версуса”.

Я его увидел на шоу Big Russian Boss. Решил загуглить, потому что даже не знал, что это за человек. А потом узнал, что он на Versus был. Это вообще трэш, я даже не досмотрел. Неоднозначный персонаж.

Следишь за баттл-рэпом?

Не могу сказать, что жду каждый новый выпуск Versus, но смотрю, мне нравится. Буквально перед отпуском пересматривал несколько выпусков, запомнился баттл Oxxxymiron с ST.

Кто записал лучший альбом в прошлом году?

У Centr же в 2016 альбом вышел? Вот он. А из зарубежных - Post Malone “Stoney”.

А что играет в раздевалке “Краснодара”?

Не поверишь, но в “Краснодаре” с музыкой как-то нелады. А в сборной последний раз как раз я был ответственным за колонку. Но там моя музыка особо никому не нравится, поэтому я старался что-то нейтральное брать. Если я буду ставить именно свою музыку, то все сразу скажут выключать. Из последнего мне нравится альбом J. Cole. Скачал Lil Dicky, просто не слышал о нём до этого.

Нравится песня Lil Uzi Vert “Money Longer”. Не скачивал весь рождественский альбом Gucci Mane, но вот “Both” и “Drove You Crazy” нравятся, очень сильные.

Ты полгода играл в Голландии, а сейчас не скрываешь, что стремишься уехать в сильный европейский чемпионат. Не боишься столкнуться с разницей менталитетов?

Слушай, мы возвращаемся к разговору о Краснодаре. О том, что тут нет друзей и особо нечего делать. Свободное время провожу преимущественно дома. Я представляю, что там у меня плюс-минус будет такой же образ жизни. Поэтому я к этому готов.

А в 20 лет я не был готов к тому, насколько холодны люди в Европе и как они отличаются от нас ментально. В команде все общаются друг с другом только во время тренировок. Вне футбольного поля все сидят дома: семьи, свой круг общения и так далее. И в 20 лет было тяжеловато, я не мог наедине с собой находиться. Привык к друзьям, компании: всегда весело, не бывает скучно. А тут я оказался совсем один в абсолютно другой стране.

При этом, с английским у меня проблем нет . Он второй официальный в Голландии, там все его понимают. Но такой резкий перепад дался тяжёло, особенно когда ты к этому не готов.

Я читал историю про Павлюченко в “Тоттенхэме”: он одевался в Dolce & Gabbana, за что его высмеял капитан команды. За что друг друга стебут в “Краснодаре”?

За одежду стебут вообще везде, не только в Англии. Если на тебе будет что-то нелепое, тебе обязательно об этом скажут. В “Динамо” мы брали вешалку и вывешивали смешную одежду в центр раздевалки: составляли лук из самых нелепых вещей.

Показательная история: после вашего матча с “Зенитом” Лодыгин и Дзюба активно ругались сперва на поле, а потом, по слухам, и в раздевалке. Между одноклубниками часто бывают ссоры?

Бывает. Это всегда связано с играми, потому что все заведены и находятся на пределе. Кто-то что-то не так сказал - начинается зацепка. И как правило, это происходит, когда ты не выигрываешь. У меня вот с Каборе случалось, когда он только пришёл в команду. Он не говорит по-английски и всё происходит через переводчика. Это всё усложняет: переводчик может что-то не так сказать и неправильно донести. Но по итогу каждый друг друга посылал на своём, до драки не доходило.

А приходилось драться за время карьеры?

Только на тренировках.


После Евро-2008 волна российских футболистов поехала в Англию. Из них с оговорками получилось разве что у Аршавина. Почему так?

Нет, я считаю, у Павлюченко тоже получилось: он забил много голов. Да, он не имел постоянной игровой практики, но там высокая интенсивность игры и Рома, может, не совсем адаптировался. А вот про Аршавина могу наверняка сказать: я был в “Фейенорде”, когда он играл за “Арсенал”. И все голландцы в команде говорили, что Аршавин - топ-футболист. Он котировался в Европе как игрок топ-уровня. Я его тоже таковым считаю. Наверное, непростой характер и чужая страна сыграли свою роль. Плюс в Европе, если ты чего-то не хочешь или у тебя не получается, тебя никто не будет уговаривать. Со своими проблемами ты должен разбираться сам.

У нас в России, к сожалению, с иностранцами возятся и носят их на руках. В Европе всё иначе. Не хочешь - не надо, ищи себе другую команду в следующее трансферное окно.

Разве россиян не носят? Из-за лимита на иностранцев ты так или иначе появишься на поле.

Тут с тобой нельзя не согласиться, конечно. Но в то же время, это вопрос индивидуальный: можно почивать на лаврах, зная, что ты и так будешь играть. А можно ставить перед собой цели. Ты же играешь в футбол, чтобы выигрывать, а не просто чтобы выйти на поле и получить зарплату. Другой момент, что это не всегда получается. Да и с нашей сборной требуют как с одной из футбольных сверхдержав, хотя мы объективно ей не являемся.

Лично тебе на начальном этапе карьеры лимит помог?

Нет. Я стал играть только благодаря Андрею Николаевичу Кобелеву. Не помню, приняли лимит тогда или нет.

Россия - не футбольная сверхдержава, но российские болельщики едва не захватили Марсель во время Евро. Как ты относишься к околофутболу?

Я не уверен, что произошедшее в Марселе - дело рук болельщиков. Смотри. Есть болельщики. А есть фанаты, хулиганы. Это разные вещи абсолютно. Если это были хулиганы, то они ради этого и существуют. Им это нравится, они самоутверждаются за этот счёт. Я не могу это критиковать, люди ехали во Францию именно за этим. А то, что они могли подвести сборную, их же вряд ли интересовало, правильно?

Они ехали туда со своей целью. И если эта цель отлична от футбола, то как они потом могут требовать какой-то результат? Если бы вы хотели, чтобы сборная играла, то думали бы, что вы делаете. Опять же, я не осуждаю. Просто считаю, что у хулиганов другие цели и задачи. Результаты сборной их во вторую очередь волнуют. У них свой образ жизни, это их право.

Когда фанаты “Динамо” приехали на базу команды и стали угрожать футболистам, ты был в аренде в “Анжи”, верно?

Да.

Дикая история же. Как должны выглядеть отношения между болельщиками и клубом?

Чтобы чего-то требовать, нужно нормально болеть для начала. Когда я играл за “Динамо” и с трибун кричали: “Вперёд, ублюдки! Вперёд, тупые”, то чего они вправе после этого требовать, какой игры? Подойти и извиниться перед ними? За то, что они тебя лично оскорбляют?

А где проходит грань? Есть уже знаменитые истории с Аршавиным и Широковым и их беседами с болельщиками.

В истории с Аршавиным человек непорядочно и некрасиво поступил, хотел поднять своё имя на этой истории. Он же не полностью выложил видео.

Другая ситуация - твой одноклубник Павел Мамаев и его пост в инстаграме после Евро.

Что касается того поста. Паша - мой друг и товарищ, я очень хорошо к нему отношусь, он порядочный парень. Я ему говорил, что не стоило этого делать. Но просто он достаточно упрямый. Когда сказал, что выложит, не мог этого не сделать.

Должна существовать золотая середина - взаимоуважение. Если команда проигрывает, а половина стадиона стоит и поёт, гонит вас вперёд, то после этого они вправе зайти в раздевалку и сказать: “Чуваки, камон. Мы там за вас болеем, а вы играете хреново”. Тогда не стыдно встать и извиниться: “Мы не оправдали ваших надежд, а вы нас поддерживали. Спасибо”. Вопросов нет.

Осенью игрок ЦСКА Роман Еремёнко был дисквалифицирован за употребление кокаина . Что профессиональный футболист может позволить себе во внеигровое время?

В футболе понятие “внеигровой период” отсутствует как таковое. Зимой у нас отпуск, но это межсезонье и сезон по факту продолжается. А летом отпуск такой маленький, что его как бы и нет.

Конечно же, я это не поощряю. Но мне жалко Рому. Мы не знакомы близко, но он добрый и открытый парень. И футболист высокого уровня, который делал чемпионат и ЦСКА сильнее. Надеюсь, ему скостят срок и он начнёт играть гораздо раньше. Но профессиональный спортсмен не имеет права этого делать.

Ты в начале разговора сказал, что при возможности летаешь в Москву развеяться. Что это значит?

Встретиться с друзьями, сходить поужинать. Провести свободное время так, как мне хочется, в городе, по которому я скучаю.

Вопрос, от которого не убежит ни один российский футболист: пьёшь, куришь?

Выпивать стараюсь только в отпуске, по ходу сезона стараюсь не употреблять алкоголь. Кальяны в мою привычку не входят, но иногда могу покурить.


Ты отказался от переезда в Китай за бешеные деньги. При этом в декабре твой ровесник Оскар променял лондонский “Челси” на китайский клуб. Что движет футболистом в расцвете сил, который, по сути, таким переездом заканчивает карьеру на высоком уровне?

У меня нет конкретного ответа на этот вопрос. Но вот, какой вывод я сделал про ребят из Латинской Америки. Ими всеми движет жажда денег. Они как правило из бедных семей. Там работает такая мотивация: мои родные, дети и внуки будут жить прекрасно, я обеспечу семью на несколько поколений.

Какую роль для тебя играют деньги?

Второстепенную. Я готов пойти на понижение, чтобы играть в команде, которая мне интересна.

Насколько упала твоя зарплата, когда ты переходил из “Динамо” в “Урал”?

В три раза.

Какую самую дорогую машину ты купил?

В прошлом году “Porsche 911 Turbo”, где-то 12 миллионов рублей она стоила.

У тебя сильно поменялся круг общения за последние годы? Насколько легко отличить человека, которому ты искренне интересен, от того, кто крутится рядом из корыстных целей?

Если это люди того же достатка или выше, то они не будут общаться с тобой из-за денег. А если человек появляется из ниоткуда, когда у тебя всё хорошо, я стараюсь не подпускать таких людей близко. Поэтому близкие друзья - это люди, которых я знаю лет с 15. Ещё до того, как я стал профессиональным футболистом.

Ты говорил, что цель на ближайшие годы - уехать в топ-лигу и играть в топ-команде. Если у тебя будет выбор: быть стабильным игроком основы в условном “Эвертоне” или сидеть на скамейке в команде, которая всерьёз сражается за чемпионство в АПЛ, что ты выберешь?

Тут нужно всё обдумывать и взвешивать. Если говорить об АПЛ, то это само по себе круто. Много игр, несколько кубков. И у них нет как такового акцента на еврокубки, тем более Лигу Европу.

Ты можешь наверняка ответить, останешься ли этой зимой в “Краснодаре”?

У меня есть контракт с клубом, в котором мне всё нравится и всё устраивает. Хочу, чтобы "Краснодар" усилился и мы смогли бороться за чемпионство.

- Куда пропал Федор Смолов? Был медийной фигурой, а потом раз - и нет ничего.

Ну да, мне кажется, со СМИ больше года не общался.

- С момента вашего совместного интервью с Викой (Лопыревой) одному глянцевому журналу.

Да, точно. Получается с тех пор и не говорил.

- Почему?

Ну, так-то из информационного поля я никуда не пропадал, просто не давал интервью. Правильнее, считаю, один-два раза в год обстоятельно поговорить, этого достаточно. После матчей? Помимо меня еще минимум 21 человек есть, которые были на поле, можно с ними пообщаться.

- Так не все по 8 голов за сезон забивают…

Да это так получилось, с божьей помощью.

- Просто спортсмены же жутко суеверные - не дают интервью и забивают - значит так и надо продолжать.

Если честно, это да, тоже было одной из причин. На поле не все складывается, а я интервью раздаю. А тут - не забиваешь, говоришь и даешь повод о себе вспоминать в негативном ключе. Ни для кого же не секрет, что последние года два-три так и было. Ну и в какой-то момент мне это надоело, надо было попробовать иначе.

- Не самая приятная история была с возникновением варианта с арендой в "Урал".

- Сейчас уже можно рассказать?

Сам вариант возник неожиданно. Абсолютно.

- И там уже тогда фигурировал "Краснодар".

Да, "Краснодар" еще год назад предлагал перейти к ним. Хотел выкупить меня у "Динамо". Предпоследний тур, я еще в аренде в "Анжи", и как раз против "Краснодара" игра. Мы уступили 0:1, я неплохую игру показал, после матча подошел Владимир Хашиг, сказал, что они во мне заинтересованы. Сказал, что они готовы обсудить переход с Германом (Ткаченко, ведет дела Федора Смолова - ред) и сделать предложение "Динамо". Я сразу сказал, что с удовольствием, готов. Я понимал, что с "Динамо" все равно не складывается, а "Краснодар" - хорошая амбициозная команда. Был сделан запрос, а (Станислав) Черчесов сказал, что я нужен "Динамо" и буду играть. Хорошо. Начинается сезон, мы 2 или 3 матча сыграли, 5 дней до закрытия окна, и вдруг мне говорят в "Динамо": "К тебе есть интерес от такого-то клуба, от такого-то, выбирай". Заподозрил что-то неладное, у меня первый же вопрос: "Вы хотите, чтобы я ушел в аренду?" Но ответ был: "Нет". "Краснодар" тем временем уже подписал (Никиту) Бурмистрова, (Владимира) Быстрова, позиции закрыли, учитывая, что тогда меня в большей степени как флангового нападающего рассматривали. И тут Черчесов говорит: "Я не против, если ты уйдешь в аренду, потому что ты не попал в заявку сейчас и ситуация может повториться", мол, потом уже не подходи и не спрашивай почему, я тебе в лицо сейчас об этом говорю. Я приехал домой, подумал, посоветовался, было несколько предложений. Ситуация ж никак не предвещала такого развития. А ведь говорили, что все в порядке, прошел предсезонку. Спрашиваю: "Как же так, не продали, сказали что нужен, а за 5 дней до закрытия окна говорите, чтобы шел в аренду?" Сезон же уже месяц шел! Мне сказали, что я могу остаться, но гарантии, что буду играть, или даже попадать в заявку, нет.

- И тут среди всех предложений выбор падает на "Урал", да еще с трехкратным понижением зарплаты.

Да, все так.

Так сильно хотелось играть в футбол? Можно же было остаться в Москве, сидеть на лавке, получать в три раза больше и не думать ни о чем.

Долго думал, разговаривал, советовался с родителями и не только. С одной стороны - перед глазами был пример "Анжи" - игра на два турнира, травмы, в "Динамо" можно было спрогнозировать такую же ситуацию. По большому счету с "Динамо" так и получилось - и именно этого не хватило, чтобы продолжить борьбу за Лигу чемпионов, за медали и успешнее выступить в Лиге Европы, не вылететь. С другой стороны - сидеть и не попадать в заявку или раз в три игры выходить на поле на 10 минут?

- Ну, для молодого, которому нужно набираться опыта, возможно, такой вариант и подошел бы…

Так о чем и речь. Сидеть и ждать травм? Зачем? Нужно было идти и играть. И тут звонит лично (Григорий) Иванов (президент ФК "Урал" - ред.) и говорит: "Приходи, во всем поможем, будешь у нас играть". Дал согласие.

- Получилось, что "Динамо" уже в сезоне поставило перед фактом и еще добавило в конце, не разрешив сыграть в стыках за "Урал".

Да, контракт закончился 31 мая, но нужно было его продлить, чтобы продлить аренду, так как подписать просто с "Уралом" не было возможности - трансферное окно же не открыто. В "Динамо" сразу сказали: "Подписывай на три года, продлим аренду в "Урале" на "стыки".

- Такой шантаж получился, по сути.

Единственная возможность сыграть за "Урал" была такая, да. Сказали прямым текстом - продлевай на три года, разрешим сыграть.

- Но контракт-то предложили новый, с повышением?

Да, выше, чем было до перехода в "Урал".

- Вернемся к аренде. Уехал в Екатеринбург на понижение.

Ничего страшного. Это не Москва, тратить особо негде, да и потом я поменял стиль жизни, никаких проблем в этом не было.

- Твои комментарии в инстаграме.

Про "Динамо"?

- Да, про псов.

Ну, этот человек решил меня оскорбить, что им псов не надо, я ему и ответил. Не более того.

- С "Динамо" в итоге как расстался?

Никак. Никто даже спасибо не сказал, ничего не было. А ведь первый контракт подписал именно с "Динамо", в 2006 году, считал себя динамовцем…

- Почти десять лет же.

Да, но там еще Голландия, дважды "Анжи", "Урал".

- Как-то ты про "Динамо" не хочешь говорить…

А смысл? Зачем старое вспоминать? Можно было много чего сказать, но не вижу в этом смысла.

- Про менеджмент, например, поговорить. (Артур) Юсупов, молодой с российским паспортом - бесплатно, (Владимир) Гранат - то же самое, Смолов - то же самое . А ведь это, если с умом подойти, живые деньги.

Ну, так а что тут можно добавить? Так и есть. Со стороны же все видно. Можно легко сделать выводы. Там так видят политику клуба. Хорошо.

- У Граната получится в "Спартаке"?

Главное, чтобы по здоровью не было проблем. Я за него сильно переживаю, он мой товарищ. Если будет здоров - у него все получится точно. 100%.

- А Юсупову будет тяжелее?

Мне кажется, что да, в "Зените" тяжелее играть, чем в "Спартаке". Там задача - полуфинал Лиги чемпионов. Высокая конкуренция. Но, зная Артура, он сможет, заиграет.

- Что (Олег) Шатов после первого гола за "Урал" написал тебе?

Шатов написал: "Красавец, бритва!" (улыбается).

- За "Динамо" в сумме забил меньше, чем за команды, где в аренде был.

Ну да. Четыре вроде, три в чемпионате и один в кубке.

Не обидно, что постоянно, когда говорили, что Смолов не забивает, забывали как ты в молодежке один за другим клал? Не переживал?

Невозможно не переживать или не расстраиваться. А молодежка... ну, это же не основная команда, тяжело сказать, что там взрослый футбол. На то она и молодежка. Конечно, я видел, что есть другие ребята, которые долго не забивают, но пишут только про меня. "Травят" только меня…

- Это обратная сторона медийности.

Это меня на 100% закалило. Сейчас меня этим не вывести из себя, ни комментарием, ничем. Хотя это меня слегка замкнуло, я стал менее общительным, открытым.

- В какой момент ты понял, что не вернешься в "Динамо"?

На самом деле "Динамо"-то не стремилось продлить контракт. Впервые об этом заговорили только перед "стыками", когда встал вопрос продления аренды. До этого никаких разговоров не было. "Динамо" было единственным клубом, от которого не было предложений.

- В смысле единственным от кого не было предложений?

Из наших топ-клубов.

- От всех остальных были?

- Почему тогда, например, не пошел в "Спартак"?

А тренер там есть?

- Нет.

Вот о том и речь. На момент переговоров не было понимания по тренеру.

- Ты хочешь сказать, что, условно, к (Дмитрию) бы ты пошел, а к (Курбану) нет? Ну, или наоборот.

Нет, не об этом речь. Нужно обязательно с тренером поговорить, видит он тебя в команде или нет, на какой позиции, как хочет использовать. Это очень важные моменты. Так бы я к обоим пошел, но нужно понимание именно с их стороны, зачем я нужен.

- А ЦСКА?

- Хорошо, поставлю вопрос иначе - почему Краснодар, не хотел оставаться в Москве?

Да я не привязан к городу. Я же из Саратова, москвичом себя никогда не считал и не являюсь им. В Екатеринбурге, например, никакого дискомфорта не испытывал после Москвы. Краснодар - прекрасный город с хорошим климатом. Никогда не было условия обязательно остаться в Москве.

Ну, хороший нападающий должен забивать 15.

- Сейчас провокация, предупреждаю, получается, что в чемпионате России только один хороший нападающий?

Ну, получается что так. На самом деле нападающих хороших много, но тяжелее стало забивать. Разные же ситуации - вот пример (Соломона) Рондона - он свои три "Ростову" и "Уралу" забивает и получает 13 за сезон. Или (Сейду) Думбия - он половину в пустые ворота уже забивал. Но он же их забивал, это же тоже умение - так оказаться и выбрать позицию, чтобы осталось только в пустые попасть и потом стать лучшим бомбардиром. Гол есть гол. И сразу, предвкушая вопросы про мои 8 голов в сезоне - я не считаю себя хорошим нападающим, я только стремлюсь им стать.

- От ассистента много зависит?

От команды много зависит. Если команда много атакует, то и голы будут с моментами.

Каково это - смотреть как твоей команде отгружают в официальном матче "десяточку" (когда Смолов выступал за "Фейенорд", его команда в принципиальном матче уступила ПСВ 0:10, Федор остался в той игре на скамейке запасных)?

Ох… Я должен был выходить, но там одна замена по травме, уже 0:2, понимал, что не выйду, а когда стало 0:4 уже думал - только бы не вышел.

- В футболе же "+/-" не считают.

Все равно. Но там у них залетало все!

Первый тайм против испанской молодежки в товарищеском (1:1) или 0:10 в чемпионате Голландии со скамейки - что ужаснее?

0:10, конечно, со скамейки. У испанцев мощный состав был. На Евро уже с ними не играл, только тот товарищеский. Хотя против испанцев я все проклинал…

- Легкие не выплюнул?

Куда там! Мы ж оборонялись.

- И все без мяча!

Ага, вообще! Принять ничего не дают, отобрать нельзя, мяча нет, злишься, фолишь, а сделать ничего не можешь!

"Динамо" не пошло навстречу ЦСКА

- Первая аренда в "Анжи"…

Когда ЦСКА мог меня забрать?

- "Динамо" тогда тоже не пошло навстречу.

- Не разрешили выкупить?

Да, (Евгений) Гинер тогда сказал, что у них политика не брать в аренду без права выкупа. "Динамо" ни на какие уступки не шло. А право выкупа - это же логично. Но такая ситуация получилась. Причем как еще было - мы были в Австрии на сборах, провел три игры, забивал, а потом узнаю, что (Сергей) , который тогда был главным тренером, заявил, что (Андрей) Панюков и (Павел) Нехайчик сильнее. Я завелся и сказал, что куда угодно, но здесь с таким подходом не останусь.

- И тут помог Герман (Ткаченко)?

Да, он как раз занимался "Анжи" и решил вопрос.

Не понимаю все равно - столько попыток, а по-настоящему с "Динамо", даже при том, что ты их игрок почти 10 лет, так и не срослось.

Не знаю. Что я могу сказать? За все это время в стартовом составе 7 игр при подряд сыграл и все. Подряд. А это же важно. И Петреску я благодарен, он постоянно меня поддерживал, доверял, в той ситуации виноват только я сам. Он говорил: "Давай, забей пару и все будет нормально, пойдет, и ты будешь играть". Он был мной доволен, все было хорошо. Только моя вина. Все по делу в той ситуации. А до этого… Меня рассматривали как молодого, сразу не рассчитывали…

- Ну, сейчас то уже 25.

Так это сейчас. А до первой аренды в "Анжи" ставку никто не делал.

- "Анжи" - полностью заслуга Германа?

Да, и очень благодарен, что у меня был такой опыт. Это отличное было время, лучшее, безусловно: команда, атмосфера, выигрывали, Гус () на позитиве, Сулейман (), лезгинка после матчей…

- Вертолет в Раменское?

Это без меня (смеется).

- Не мог себе позволить?

Не в этом дело. Именно в тот момент меня там не было (улыбается). Ну и потом - Вова Габулов тогда жил в Новогорске, например, на машине до базы в Раменское - часа три, не меньше. Проще до "Крокуса" доехать и взять вертолет, если такая возможность есть. Не вижу в этом ничего особенного. 15 минут и ты на месте.

- Элементы роскоши. Особенно когда это напоказ, в соцсетях, многих же раздражает.

- Машины? Во множественном числе?

У меня две машины.

- С жиру не бесишься.

Ну, ты знаешь, в "Урале" сколько зарабатывал, какой там. Даже жена ушла! (улыбается).

- Ну, так если бы к более успешному ушла.

Этого я не знаю.

Развод - это не самая приятная история в жизни

- Извини, но не могу не спросить про Вику.

Я уже воздержался от комментариев.

- И тебя не задели ее формулировки? Про то, что уже полгода как не вместе, что машины тебе важнее семьи.

Думаю, что для любого человека это не самая приятная история в жизни. Я привык думать, что все, что бог ни делает - все к лучшему. Да, формулировка меня очень удивила. Ну а что я могу сделать? Не мои же слова. Я думал, что за три года, что я любил человека, я заслуживаю хотя бы того, чтобы избежать подобных ремарок, можно же было просто сообщить о том, что расстались и все, без подробностей.

- Ты осознанно сейчас сказал - любил - в прошедшем времени?

Да. Осознанно.

- Любовь прошла?

Да. Очень сильно рубануло после тех слов.

- Полгода или машины?

Если Вика считает нужным - она может рассказать. Считаю, что с моей стороны не правильно будет рассказывать больше того, что я уже сказал. Если два человека любят - они могут решить все между собой. И разойтись достойно. Я понимаю - Вика публичный, медийный человек, ей рано или поздно пришлось бы сделать заявление для прессы. Но это можно было сделать иначе .

Как (Эмин) Агаларов сейчас с (Лейлой) Алиевой, например, просто разместив одинаковые сообщения, что приняли решение расстаться?

Именно. Но это право Вики. Ее решение.

Но при этом - развода же не будет? Если ничего не путаю, то официального же брака не было с походом в ЗАГС? По российскому законодательству вы же не были мужем и женой? Никакой бумажной волокиты и вынужденных встреч после расставания.

Да. У нас была церемония в отпуске на островах и все.

Любимчик Капелло

- Расскажи, каково это - быть любимчиком ?

Я любимчик (смеется)? Никаких же дивидендов нет (смеется).

- О чем и речь - в Бразилию на чемпионат мира не попал, сейчас мимо отборочного.

Ну и где любимчик-то тогда? Он меня вызвал с (Денисом) Черышевым , (Олегом) Шатовым из молодежки, когда мы попали на Евро. Да, поставил в состав, в первой же игре забил, этим, думаю, заслужил следующий вызов. Потом Исландия, в отборочных я не играл, только с Португалией, одну игру. Потом сербы в Дубае, гол Корее, не знаю. Вот и все.

- Но любое твое попадание даже в расширенную заявку - это инфоповод. За что?

О, как говорит мой друг Коля Заболотный: люблю таких, когда начинают так говорить.

- Давай, взгляд со стороны о Смолове, но не от Смолова.

Мое мнение обо мне и как бы не от меня? (смеется)

Вызова 2-3 не очень понятные были со стороны - вроде не играет Смолов, а он его вызывает. Но у него подход такой - он молодых постоянно вызывает посмотреть. Мне тогда было 22 года. Относительно молодой. Смотрел. Хорошо тренировался. Он подходил и говорил: "Да, знаю, что не играешь в клубе, давай, тренируйся здесь, доказывай, должен здесь показать, чтобы я понял, что нужно вызывать тебя в следующий раз". Я хорошо тренировался и он снова вызывал.

Easy money и ультиматум отца

По татуировкам?

"Милан" !

Так и есть. Смотрю обзоры, в любой ситуации поддерживаю. Мне кажется, что если ты болеешь за кого-то - то на всю жизнь. Вот у меня с "Миланом" так.

А то я уж подумал, что сообщим о трансфере - перешел и сразу помог "Краснодару" заработать в тяжелой ситуации финансового фейр-плей.

Нет, пока в Барселону просто по делам.

Нападающий сборной России Федор Смолов редко дает интервью. Но после расставания с Викторией Лопыревой Федя решил пообщаться с "Р-Спорт" и рассказать о том, за что обижен на красавицу Вику. Конечно, в основном Смолов рассказывал о футболе.

Куда пропал Федор Смолов? Был медийной фигурой, а потом раз - и нет ничего.

Ну да, мне кажется, со СМИ больше года не общался.

С момента вашего совместного интервью с Викой (Лопыревой) одному глянцевому журналу.

Да, точно. Получается с тех пор и не говорил.

Почему?

Ну, так-то из информационного поля я никуда не пропадал, просто не давал интервью. Правильнее, считаю, один-два раза в год обстоятельно поговорить, этого достаточно. После матчей? Помимо меня еще минимум 21 человек есть, которые были на поле, можно с ними пообщаться.

Так не все по 8 голов за сезон забивают…

Да это так получилось, с божьей помощью.

Просто спортсмены же жутко суеверные - не дают интервью и забивают - значит так и надо продолжать.

Если честно, это да, тоже было одной из причин. На поле не все складывается, а я интервью раздаю. А тут - не забиваешь, говоришь и даешь повод о себе вспоминать в негативном ключе. Ни для кого же не секрет, что последние года два-три так и было. Ну и в какой-то момент мне это надоело, надо было попробовать иначе.

Не самая приятная история была с возникновением варианта с арендой в "Урал".

Сейчас уже можно рассказать?

Сам вариант возник неожиданно. Абсолютно.

И там уже тогда фигурировал "Краснодар".

Да, "Краснодар" еще год назад предлагал перейти к ним. Хотел выкупить меня у "Динамо". Предпоследний тур, я еще в аренде в "Анжи", и как раз против "Краснодара" игра. Мы уступили 0:1, я неплохую игру показал, после матча подошел Владимир Хашиг, сказал, что они во мне заинтересованы. Сказал, что они готовы обсудить переход с Германом (Ткаченко, ведет дела Федора Смолова - ред) и сделать предложение "Динамо". Я сразу сказал, что с удовольствием, готов. Я понимал, что с "Динамо" все равно не складывается, а "Краснодар" - хорошая амбициозная команда. Был сделан запрос, а (Станислав) Черчесов сказал, что я нужен "Динамо" и буду играть. Хорошо. Начинается сезон, мы 2 или 3 матча сыграли, 5 дней до закрытия окна, и вдруг мне говорят в "Динамо": "К тебе есть интерес от такого-то клуба, от такого-то, выбирай". Заподозрил что-то неладное, у меня первый же вопрос: "Вы хотите, чтобы я ушел в аренду?" Но ответ был: "Нет". "Краснодар" тем временем уже подписал (Никиту) Бурмистрова, (Владимира) Быстрова, позиции закрыли, учитывая, что тогда меня в большей степени как флангового нападающего рассматривали. И тут Черчесов говорит: "Я не против, если ты уйдешь в аренду, потому что ты не попал в заявку сейчас и ситуация может повториться", мол, потом уже не подходи и не спрашивай почему, я тебе в лицо сейчас об этом говорю. Я приехал домой, подумал, посоветовался, было несколько предложений. Ситуация ж никак не предвещала такого развития. А ведь говорили, что все в порядке, прошел предсезонку. Спрашиваю: "Как же так, не продали, сказали что нужен, а за 5 дней до закрытия окна говорите, чтобы шел в аренду?" Сезон же уже месяц шел! Мне сказали, что я могу остаться, но гарантии, что буду играть, или даже попадать в заявку, нет.

И тут среди всех предложений выбор падает на "Урал", да еще с трехкратным понижением зарплаты.

Да, все так.

Так сильно хотелось играть в футбол? Можно же было остаться в Москве, сидеть на лавке, получать в три раза больше и не думать ни о чем.

Долго думал, разговаривал, советовался с родителями и не только. С одной стороны - перед глазами был пример "Анжи" - игра на два турнира, травмы, в "Динамо" можно было спрогнозировать такую же ситуацию. По большому счету с "Динамо" так и получилось - и именно этого не хватило, чтобы продолжить борьбу за Лигу чемпионов, за медали и успешнее выступить в Лиге Европы, не вылететь. С другой стороны - сидеть и не попадать в заявку или раз в три игры выходить на поле на 10 минут?

Ну, для молодого, которому нужно набираться опыта, возможно, такой вариант и подошел бы…

Так о чем и речь. Сидеть и ждать травм? Зачем? Нужно было идти и играть. И тут звонит лично (Григорий) Иванов (президент ФК "Урал" - ред.) и говорит: "Приходи, во всем поможем, будешь у нас играть". Дал согласие.

Получилось, что "Динамо" уже в сезоне поставило перед фактом и еще добавило в конце, не разрешив сыграть в стыках за "Урал".

Да, контракт закончился 31 мая, но нужно было его продлить, чтобы продлить аренду, так как подписать просто с "Уралом" не было возможности - трансферное окно же не открыто. В "Динамо" сразу сказали: "Подписывай на три года, продлим аренду в "Урале" на "стыки".

Такой шантаж получился, по сути.

Единственная возможность сыграть за "Урал" была такая, да. Сказали прямым текстом - продлевай на три года, разрешим сыграть.

Но контракт-то предложили новый, с повышением?

Да, выше, чем было до перехода в "Урал".

Вернемся к аренде. Уехал в Екатеринбург на понижение.

Ничего страшного. Это не Москва, тратить особо негде, да и потом я поменял стиль жизни, никаких проблем в этом не было.

Твои комментарии в инстаграме.

Про "Динамо"?

Да, про псов.

Ну, этот человек решил меня оскорбить, что им псов не надо, я ему и ответил. Не более того.

С "Динамо" в итоге как расстался?

Никак. Никто даже спасибо не сказал, ничего не было. А ведь первый контракт подписал именно с "Динамо", в 2006 году, считал себя динамовцем…

Почти десять лет же.

Да, но там еще Голландия, дважды "Анжи", "Урал".

Как-то ты про "Динамо" не хочешь говорить…

А смысл? Зачем старое вспоминать? Можно было много чего сказать, но не вижу в этом смысла.

Про менеджмент, например, поговорить. (Артур) Юсупов, молодой с российским паспортом - бесплатно, (Владимир) Гранат - то же самое, Смолов - то же самое. А ведь это, если с умом подойти, живые деньги.

Ну, так а что тут можно добавить? Так и есть. Со стороны же все видно. Можно легко сделать выводы. Там так видят политику клуба. Хорошо.

У Граната получится в "Спартаке"?

Главное, чтобы по здоровью не было проблем. Я за него сильно переживаю, он мой товарищ. Если будет здоров - у него все получится точно. 100%.

А Юсупову будет тяжелее?

Мне кажется, что да, в "Зените" тяжелее играть, чем в "Спартаке". Там задача - полуфинал Лиги чемпионов. Высокая конкуренция. Но, зная Артура, он сможет, заиграет.

Что (Олег) Шатов после первого гола за "Урал" написал тебе?

Шатов написал: "Красавец, бритва!" (улыбается).

За "Динамо" в сумме забил меньше, чем за команды, где в аренде был.

Ну да. Четыре вроде, три в чемпионате и один в кубке.

Не обидно, что постоянно, когда говорили, что Смолов не забивает, забывали как ты в молодежке один за другим клал? Не переживал?

Невозможно не переживать или не расстраиваться. А молодежка... ну, это же не основная команда, тяжело сказать, что там взрослый футбол. На то она и молодежка. Конечно, я видел, что есть другие ребята, которые долго не забивают, но пишут только про меня. "Травят" только меня…

Это обратная сторона медийности.

Это меня на 100% закалило. Сейчас меня этим не вывести из себя, ни комментарием, ничем. Хотя это меня слегка замкнуло, я стал менее общительным, открытым.

При переходе в "Краснодар" советовался с Мамаевым и Широковым

В какой момент ты понял, что не вернешься в "Динамо"?

На самом деле "Динамо"-то не стремилось продлить контракт. Впервые об этом заговорили только перед "стыками", когда встал вопрос продления аренды. До этого никаких разговоров не было. "Динамо" было единственным клубом, от которого не было предложений.

В смысле единственным от кого не было предложений?

Из наших топ-клубов.

От всех остальных были?

Почему тогда, например, не пошел в "Спартак"?

А тренер там есть?

Вот о том и речь. На момент переговоров не было понимания по тренеру.

Ты хочешь сказать, что, условно, к (Дмитрию) Аленичеву бы ты пошел, а к (Курбану) Бердыеву нет? Ну, или наоборот.

Нет, не об этом речь. Нужно обязательно с тренером поговорить, видит он тебя в команде или нет, на какой позиции, как хочет использовать. Это очень важные моменты. Так бы я к обоим пошел, но нужно понимание именно с их стороны, зачем я нужен.

А ЦСКА?

Хорошо, поставлю вопрос иначе - почему Краснодар, не хотел оставаться в Москве?

Да я не привязан к городу. Я же из Саратова, москвичом себя никогда не считал и не являюсь им. В Екатеринбурге, например, никакого дискомфорта не испытывал после Москвы. Краснодар - прекрасный город с хорошим климатом. Никогда не было условия обязательно остаться в Москве.

- (Павел) Мамаев и (Роман) Широков давали советы перед переходом?

Разговаривал и с тем, и с другим. Самые теплые отзывы. Зимой еще с Бурмистровым обсуждал, в "Урале" Коля Марков был, с ним тоже говорили. Ни одного плохого отзыва. Все только самое хорошее обо всем - от персонала до условий, плюс клуб, который развивается, будет выступать в Лиге Европы. Третье место, медали, по Лиге чемпионов все в последнем туре решалось.

Хороший нападающий должен забивать 15 голов за сезон

Забиваешь в "Урале" первый, второй… Сразу раскрепостился?

Нет. Три забил и думал - мало, три - это мало. И 8 голов для нападающего - это не много.

Сколько нужно забить, чтобы нормально было?

Только один у нас столько забил - Халк.

Ну, хороший нападающий должен забивать 15.

Сейчас провокация, предупреждаю, получается, что в чемпионате России только один хороший нападающий?

Ну, получается что так. На самом деле нападающих хороших много, но тяжелее стало забивать. Разные же ситуации - вот пример (Соломона) Рондона - он свои три "Ростову" и "Уралу" забивает и получает 13 за сезон. Или (Сейду) Думбия - он половину в пустые ворота уже забивал. Но он же их забивал, это же тоже умение - так оказаться и выбрать позицию, чтобы осталось только в пустые попасть и потом стать лучшим бомбардиром. Гол есть гол. И сразу, предвкушая вопросы про мои 8 голов в сезоне - я не считаю себя хорошим нападающим, я только стремлюсь им стать.

От ассистента много зависит?

От команды много зависит. Если команда много атакует, то и голы будут с моментами.

Каково это - смотреть как твоей команде отгружают в официальном матче "десяточку" (когда Смолов выступал за "Фейенорд", его команда в принципиальном матче уступила ПСВ 0:10, Федор остался в той игре на скамейке запасных)?

Ох… Я должен был выходить, но там одна замена по травме, уже 0:2, понимал, что не выйду, а когда стало 0:4 уже думал - только бы не вышел.

В футболе же "+/-" не считают.

Все равно. Но там у них залетало все!

Первый тайм против испанской молодежки в товарищеском (1:1) или 0:10 в чемпионате Голландии со скамейки - что ужаснее?

0:10, конечно, со скамейки. У испанцев мощный состав был. На Евро уже с ними не играл, только тот товарищеский. Хотя против испанцев я все проклинал…

Легкие не выплюнул?

Куда там! Мы ж оборонялись.

И все без мяча!

Ага, вообще! Принять ничего не дают, отобрать нельзя, мяча нет, злишься, фолишь, а сделать ничего не можешь!

"Динамо" не пошло навстречу ЦСКА

Первая аренда в "Анжи"…

Когда ЦСКА мог меня забрать?

- "Динамо" тогда тоже не пошло навстречу.

Не разрешили выкупить?

Да, (Евгений) Гинер тогда сказал, что у них политика не брать в аренду без права выкупа. "Динамо" ни на какие уступки не шло. А право выкупа - это же логично. Но такая ситуация получилась. Причем как еще было - мы были в Австрии на сборах, провел три игры, забивал, а потом узнаю, что (Сергей) Силкин, который тогда был главным тренером, заявил, что (Андрей) Панюков и (Павел) Нехайчик сильнее. Я завелся и сказал, что куда угодно, но здесь с таким подходом не останусь.

И тут помог Герман (Ткаченко)?

Да, он как раз занимался "Анжи" и решил вопрос.

Не понимаю все равно - столько попыток, а по-настоящему с "Динамо", даже при том, что ты их игрок почти 10 лет, так и не срослось.

Не знаю. Что я могу сказать? За все это время в стартовом составе 7 игр при Петреску подряд сыграл и все. Подряд. А это же важно. И Петреску я благодарен, он постоянно меня поддерживал, доверял, в той ситуации виноват только я сам. Он говорил: "Давай, забей пару и все будет нормально, пойдет, и ты будешь играть". Он был мной доволен, все было хорошо. Только моя вина. Все по делу в той ситуации. А до этого… Меня рассматривали как молодого, сразу не рассчитывали…

Ну, сейчас то уже 25.

Так это сейчас. А до первой аренды в "Анжи" ставку никто не делал.

- "Анжи" - полностью заслуга Германа?

Да, и очень благодарен, что у меня был такой опыт. Это отличное было время, лучшее, безусловно: команда, атмосфера, выигрывали, Гус (Хиддинк) на позитиве, Сулейман (Керимов), лезгинка после матчей…

Вертолет в Раменское?

Это без меня (смеется).

Не мог себе позволить?

Не в этом дело. Именно в тот момент меня там не было (улыбается). Ну и потом - Вова Габулов тогда жил в Новогорске, например, на машине до базы в Раменское - часа три, не меньше. Проще до "Крокуса" доехать и взять вертолет, если такая возможность есть. Не вижу в этом ничего особенного. 15 минут и ты на месте.

Элементы роскоши. Особенно когда это напоказ, в соцсетях, многих же раздражает.

Машины? Во множественном числе?

У меня две машины.

С жиру не бесишься.

Ну, ты знаешь, в "Урале" сколько зарабатывал, какой там. Даже жена ушла! (улыбается).

Ну, так если бы к более успешному ушла.

Этого я не знаю.

Развод - это не самая приятная история в жизни

Извини, но не могу не спросить про Вику.

Я уже воздержался от комментариев.

И тебя не задели ее формулировки? Про то, что уже полгода как не вместе, что машины тебе важнее семьи.

Думаю, что для любого человека это не самая приятная история в жизни. Я привык думать, что все, что бог ни делает - все к лучшему. Да, формулировка меня очень удивила. Ну а что я могу сделать? Не мои же слова. Я думал, что за три года, что я любил человека, я заслуживаю хотя бы того, чтобы избежать подобных ремарок, можно же было просто сообщить о том, что расстались и все, без подробностей.

Ты осознанно сейчас сказал - любил - в прошедшем времени?

Да. Осознанно.

Любовь прошла?

Да. Очень сильно рубануло после тех слов.

Полгода или машины?

Если Вика считает нужным - она может рассказать. Считаю, что с моей стороны не правильно будет рассказывать больше того, что я уже сказал. Если два человека любят - они могут решить все между собой. И разойтись достойно. Я понимаю - Вика публичный, медийный человек, ей рано или поздно пришлось бы сделать заявление для прессы. Но это можно было сделать иначе.

Как (Эмин) Агаларов сейчас с (Лейлой) Алиевой, например, просто разместив одинаковые сообщения, что приняли решение расстаться?

Именно. Но это право Вики. Ее решение.

Но при этом - развода же не будет? Если ничего не путаю, то официального же брака не было с походом в ЗАГС? По российскому законодательству вы же не были мужем и женой? Никакой бумажной волокиты и вынужденных встреч после расставания.

Да. У нас была церемония в отпуске на островах и все.

Любимчик Капелло

Расскажи, каково это - быть любимчиком Фабио Капелло?

Я любимчик (смеется)? Никаких же дивидендов нет (смеется).

О чем и речь - в Бразилию на чемпионат мира не попал, сейчас мимо отборочного.

Ну и где любимчик-то тогда? Он меня вызвал с (Денисом) Черышевым, (Олегом) Шатовым из молодежки, когда мы попали на Евро. Да, поставил в состав, в первой же игре забил, этим, думаю, заслужил следующий вызов. Потом Исландия, в отборочных я не играл, только с Португалией, одну игру. Потом сербы в Дубае, гол Корее, не знаю. Вот и все.

Но любое твое попадание даже в расширенную заявку - это инфоповод. За что?

О, как говорит мой друг Коля Заболотный: люблю таких, когда начинают так говорить.

Давай, взгляд со стороны о Смолове, но не от Смолова.

Мое мнение обо мне и как бы не от меня? (смеется)

Вызова 2-3 не очень понятные были со стороны - вроде не играет Смолов, а он его вызывает. Но у него подход такой - он молодых постоянно вызывает посмотреть. Мне тогда было 22 года. Относительно молодой. Смотрел. Хорошо тренировался. Он подходил и говорил: "Да, знаю, что не играешь в клубе, давай, тренируйся здесь, доказывай, должен здесь показать, чтобы я понял, что нужно вызывать тебя в следующий раз". Я хорошо тренировался и он снова вызывал.

Easy money и ультиматум отца

Тут Шатов нам в интервью сказал, что футболист - тяжелая профессия, тяжелее, чем у журналиста, например.

Да, в курсе, читал.

Федор Смолов

© РИА Новости. Виталий Белоусов
Купить иллюстрацию

Игрок молодежной сборной России Федор Смолов во время тренировки команды на тренировочной арене в Тель-Авиве.

Увеличить фото

Ну, я тут с ним согласен.

А пишут в ответ, что, мол, easy money, да?

Именно.

Ну да, возьми бутсы и попробуй сыграй два матча как Шатов. Но мое личное мнение - не совсем верно сравнивать профессии. И тут даже важно не то, что футболист - тяжелая профессия, а то, что стать футболистом тяжело. Занимается футболом огромное количество, а вот как Шатов чего-то добиваются, играют в сборной и становятся такими единицы. Это гораздо тяжелее. Ты каждый день ходишь с 7 лет в школу, занимаешься, конкуренция, ездишь на турниры, вот это все тяжело, пробиться уже на профессиональный уровень. Каждый будет думать о себе, а не о том, что заиграть может кто-то другой.

Ты же все это прошел, когда переезжал из Саратова.

Да, и в 14 лет меня не взяли в "Локомотив", мог там оказаться. Я очень хотел именно туда, в интернат. А тренер сказал - если найдешь где жить - возьму, в интернат - нет. Такой вежливый отказ получился. У папы была возможность позвонить напрямую Филатову и решить этот вопрос, я его об этом попросил, но он не стал помогать. Он мне сразу сказал - если сам пробьешься и будешь жить в интернате - другое дело. В итоге я вернулся в Саратов, там где-то полгода был и попросил отца отвезти меня в "Мастер-Сатурн". Отец поставил ультиматум - хорошо, отвезу, если берут - отлично, нет - завязываешь с футболом и учишься, чтобы потом поступить в МГУ. Но просить никого не буду. Хотя я просил.

Почему?

У него не было цели любой ценой запихнуть меня в футбол, плюс он понимал, что там сложно будет получить образование, если в интернате, на это уже времени не остается. А он хотел, чтобы я учился. Так и договорились - если берут по футбольным показателям - идешь, нет - учиться. На том и ударили по рукам. Никогда больше в жизни меня не колотило так, как перед тем просмотром. Мы уже заезжаем в Егорьевск, а меня просто колотит, я никогда больше так не нервничал. Думал - блин, ну если меня не возьмут сейчас - всё, я без футбола.

Было еще когда-то так же страшно в жизни?

- (После долгой паузы) Так же - не было. Но близко к этому было, когда на первый матч за сборную уже на стадион ехал. После того как узнал, что играю. Но ребята поддерживали, в итоге прошло все хорошо.

Д.Д.Д.: Достоевский, Данте, Данни

С таким именем и отчеством странно, наверное, будет спрашивать, кто любимый писатель?

Да, тезка один из любимых отечественных (речь про Федора Михайловича Достоевского - ред). Булгаков еще. Из зарубежных… "Божественная комедия" Данте, считаю, просто гениальное произведение. Как человеку верующему мне приятно было это читать. Считаю, что всем нужно прочитать "Божественную комедию".

А какая часть там любимая?

Рай. Чистилище тоже. Хотя все на самом деле. И ведь это поэма… Еще мне нравится Артуро Перес-Реверте. "Фламандская доска" и "Учитель фехтования", и "Танго старой гвардии".

А английский по-прежнему как русский и ты продолжаешь в оригинале на английском книги читать?

Раньше было, сейчас уже не так.

А ведь у многих мнение о спортсменах совсем иное.

Ну, если смотреть по соцсетям, когда выкладывают машины, самолеты и такую жизнь, то, может быть, создается мнение, что чего там - играют в футбол, получают миллионы и тратят деньги. Отсюда и такое мнение. А если еще команда проигрывает - тут же все всё вспомнят. Но не надо судить о человеке по внешнему виду. Вот ведь может сидеть человек - похож на библиотекаря, а на самом деле будет жуликом, или наоборот.

С криминальным миром знаком?

Немного. Я уважаю этот мир, уважаю в первую очередь за то, что там отвечают за слова, за поступки. Мне близка такая позиция. Такие человеческие понятия. Они, конечно, не сильно востребованы сейчас, но мне близки.

В 17 лет появилась первая татуировка. Сколько их сейчас?

Ох… Много. Вся рука левая полностью, половина правой, грудь начал…

Будешь добивать?

Да, соединять рисунки в дельтах.

Что это будет?

Узор, скорее всего. Пока с мастером обсуждаем.

А ты представляешь, как это будет выглядеть в 45 лет? Когда спортом перестанешь заниматься.

Это через 20 лет? Да, надеюсь, придумают чего-нибудь, что поможет, если что (смеется).

На домашнем чемпионате мира хочешь сыграть?

Я сам себе поставил такую цель. И буду с божьей помощью идти к ней.

Но сейчас опять не попал. Расстроился?

Сейчас? Нет, хотя я и понимал, что по концовке сезона позиция у меня сильная. Гораздо больнее было то, что не попал в Бразилию. После этого уже спокойнее относился к тому, вызывают меня или нет. Я патриот, у меня эмоциональный подъем, когда я в футболке сборной. Для меня это честь и гордость. Я всегда готов. Но прерогатива тренера - вызывать или не вызывать игрока. И именно тренер несет ответственность за результат. Ближайший матч с Австрией буду смотреть, болеть, надеюсь, что мы выиграем.

В Екатеринбурге не ощущал себя мега-звездой?

Да нет, и потом я понимаю, что весь ажиотаж вокруг - это же не из-за футбольных результатов, это скорее благодаря Виктории. Она человек узнаваемый. Но, как сказал мне не так давно Леонид Викторович (Слуцкий) - все, что не некролог - все хорошо.

Тут сложно не согласиться. К шуткам в интернете как относишься про себя?

Ок, если действительно смешно - никаких проблем.

Что запомнилось из последнего?

Конечно про последнюю ситуацию - начал забивать, попал в сборную - ушла жена.

Вас всего двое в нашем футболе, кого болельщики по фамилиям жен называют чаще, чем по вашим…

Я и Дима Тарасов (супруга Дмитрия известная телеведущая Ольга Бузова - ред.)?

Ну конечно.

Футболисты "Урала" Федор Смолов (слева) и Чисамба Лунгу радуются забитому мячу

Да никаких проблем. Я нормально к этому отношусь. А вот ситуация в матче с "Динамо" была ненормальной. Я очень удивился, когда динамовская трибуна стала скандировать про Викторию. Как раз перед матчем Виктория объявила. Тут горе произошло, а вы позволяете себе шутки на эту тему. Это настолько низкая душевная организация должна быть у людей, если они позволяют себе такие вещи. Просто непорядочно и не по-мужски. Не ожидал, что такое возможно. Но это обратная сторона медийности.

И "Динамо" стало принципиальным соперником?

Ну, "Динамо" я забивал и за "Урал", и за "Анжи", как раз когда прервал ту знаменитую свою серию.

Голы в ворота "Динамо" будешь продолжать отмечать? Родной же клуб.

Буду. Каждая игра против "Динамо" - особенная. Возможно, что последний гол я бы не праздновал, но из-за того, что кричали болельщики… Эмоции надо было выпустить. Нахлынуло. Буду отмечать голы, если бог даст забить в ворота "Динамо".

Аннулирование обещания сделать татуировку про "Динамо", если "Динамо" станет чемпионом?

Обещание было пока я в "Динамо", теперь я к "Динамо" отношения не имею.

А если "Краснодар" станет чемпионом, набьешь быка?

Можно, с рогами (смеется)!

И конкуренция с Мамаевым!

По татуировкам?

Ну да, самые ж забитые в РФПЛ.

Ну, у него спина, рука. Мосты вот из нового.

Ну да, получается, что мы. Данни, кстати, куда?

Пока основные разговоры про Турцию, но были слухи, что из-за того что свободный, может и в "Краснодар". Вам же покупать нельзя, только свободных подписывать под еврокубки.

О, я был бы рад с Мигелем поиграть! Я же с ним в "Динамо" играл.

А Широков?

Ну, это тем более! Это же мой кумир, с Ромой очень хочу поиграть.

Сразу в аэропорт сейчас же, в Барселону?

А говорил, что любимый клуб - "Милан"!

Так и есть. Смотрю обзоры, в любой ситуации поддерживаю. Мне кажется, что если ты болеешь за кого-то - то на всю жизнь. Вот у меня с "Миланом" так.

А то я уж подумал, что сообщим о трансфере - перешел и сразу помог "Краснодару" заработать в тяжелой ситуации финансового фейр-плей.

Нет, пока в Барселону просто по делам.

"ЕЕЕЕ, БОЙ"

В конце августа вы в своем Инстаграме процитировали Гнойного из его рэп-баттла с Оксимироном. Прошло уже довольно много времени, но вы так и не рассказали, что все это значит.

Да ничего не значит. Просто мне понравилась эта фраза. Все тогда обсуждали этот резонансный баттл.

Но ведь это произошло на самом финише трансферного окна, когда было непонятно, перейдете вы в или останетесь в "Краснодаре". К кому обращались в том посте?

Это вообще не было связано с закрытием трансферного окна. Наверное, кому-то все-таки тот пост посвящался, но это личная история.

- Вы полностью смотрели тот баттл?

- В прямом эфире?

Нет, на баттле я не был вживую ни разу, посмотрел на YouTube. Меня приглашали на баттл в Краснодаре, но я не смог. В этот день мы как раз играли с "Зенитом". В следующий раз, может быть, и схожу.

- Если бы решение зависело от вас, кто бы выиграл?

Очевидно, что Гнойный. Мне кажется, Окси немного самолюбованием занимался. Имею в виду все эти фразы "Я готов пожертвовать третьим раундом, расскажу о книгах". То есть он посчитал, что настолько крут, что даже это сейчас прокатит. Бесспорно, он образованный парень, хорошо рифмует красивые четверостишья. Но не стоит забывать, что это все-таки рэп-баттл. Он не должен рекламировать только себя, перед ним стояла другая задача.

- Какая?

Как-то "опустить" оппонента за счет рифм и так далее. А Окси за два раунда особо этого и не сделал.

- Что еще запомнилось, какие фразы?

Из последнего - постоянно повторяю "ееее, бой". Это уже из баттла Obe 1 Kanobe (с Гарри Топором). Вот этот парень вообще забавный (смеется) . Это фишка Obe 1 Kanobe, он все время так говорил: "Ееее, бой". На самом деле забавный чувак.

- Следите сейчас за карьерой другого рэпера - Фараона?

Послушал его последний альбом. Довольно достойный. У меня есть товарищ - хоккеист . Он все фанател от Фараона и посоветовал мне ознакомиться с творчеством. Поначалу не очень нравилось, а последний альбом "зацепил". То есть он такой в современном стиле, близок к американскому направлению.

- О чем думаете, когда сейчас Богдана Титомира приглашают на эфиры и он начинает исполнять свой рэп?

Даже не знаю. Мне кажется, это и рэпом-то назвать нельзя.

- Старомодный?

Ну да. Наверное. Это уже сейчас совсем не актуально.

Почему рэп-культура сейчас так востребована среди российских футболистов? Это чисто дань моде или ребята начали разбираться в текстах, и их это "цепляет"?

Не уверен, что стали разбираться в текстах. Для этого нужно знать английский, причем урбанистическую версию слэнга. А ее даже я не понимаю. И поэтому захожу в интернет, чтобы уяснить для себя значение слова, фразы и так далее. За этим нужно следить. Что касается русского рэпа, то я его не часто слушаю .

- А для вас важен именно текст песни?

Да. По большому счету я рэп не могу назвать музыкой. Это просто речитатив и бит, который можно сделать на компьютере. Не требуется музыкального образования. Я больше уважаю рок-музыкантов, которых слушал в детстве и юности. Они вложили много сил, шли на какие-то жертвы. Но тем не менее нужно признать, что рэп сейчас очень популярен.

- Вы сами когда-нибудь сочиняли рэпчик?

Стихи, поэзия - это вообще не мое.

- Как вам в школе давались стихи, долго ли вы их помнили?

В принципе неделю, а порой даже месяц стихи в голове держались. Я довольно быстро запоминал слова.

- А сейчас можете что-то воспроизвести?

Давайте попробуем. (Пауза)

- Может быть, что-то из Пушкина?

Да. "Пора, брат, пора, туда, где за тучей белеет гора".

ЧИТАЮ КНИГУ Джаннет УОЛЛС "ЗАМОК ИЗ СТЕКЛА"

- Один наш коллега встретил вас в театре и потом рассказывал, что на вас была красивая тельняшка. Что за тема?

Это был все же не классический театр. Я пошел на современную постановку-оперу "Променад". Кстати, сомневался, стоит ли идти в тельняшке. Но потом я обратил внимание, что в основном люди были в сasual. Если же пойду в Большой театр, скорее всего, облачусь в смокинг.

Перед чемпионатом мира-2002 сборную России повели как раз в Большой театр на оперу, и кто-то из парней ушел после первого акта, кто-то заснул... А выдержите ли два акта?

Да. Даже если мне не понравится опера, досмотрю ее до конца из уважения к актерам. Мне не очень приятно, когда болельщики встают и покидают трибуны в середине игры. Поэтому и досижу до конца.

- Поймете, что поют на сцене?

Предварительно найду информацию об этой опере в интернете, почитаю, попытаюсь разобраться. А уже находясь в театре, постараюсь максимально вовлечь себя в происходящее на сцене.

- Сколько раз в году вы бываете в театре?

На самом деле не так часто, как хотелось бы. Никак не могу попасть в Большой.

- Почему?

Когда выбираюсь на выходных в Москву, в Большом театре ничего путного для меня нет.

- В смысле?

Например, в Большом театре может пройти концерт с участием военного оркестра. Что-то в этом роде. Я не говорю, что это плохо. Просто мне неинтересно, и я туда не пойду.

- А если отправиться в другое место?

Хочу пойти в Театр Вахтангова на постановку "Старик и море". Как раз недавно прочитал Хемингуэя. Надеюсь, смогу попасть на спектакль.

- "Старик и море" - последнее, что вы прочитали?

Да. Сейчас читаю другую книгу.

- Какую, если не секрет?

- Почему выбрали эту книгу?

Зашел в книжный, никто мне не советовал. Положился, скажем так, на вывеску. 250 недель эта книга находилась на первом месте в списке бестселлеров. Повелся на рекламу.

- А вы в книжном обычно идете сразу к полке, где выкладывают хиты продаж?

Нет, все же чаще всего захожу уже с конкретной целью. И параллельно могу купить вторую книгу как раз из списка бестселлеров.

Вы профинансировали в Саратове проект "Порталы истории". Какой период советской истории вы считаете самым главным в жизни страны? И кто из руководителей советской эпохи - Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Горбачев - наиболее интересен для вас?

Непростой вопрос. Попробую ответить дипломатично. Наверное, не совсем верно представлять, что кто-то из вышеназванных руководителей сейчас может стоять у руля государства. А профинансировал проект потому, что это малая родина родителей. Они там живут. Мама периодически присылает видео и фото, как люди ходят на экскурсии. Она гордится, и я понимаю, что сделал все правильно.

КАК СМОЛОВ ПОДРУЖИЛСЯ С ЛАВИНОЙ
По восточному календарю 2018-й - год Собаки. Поэтому новогодняя фотосессия лучшего бомбардира двух последних чемпионатов России посвящена его общению с очаровательным созданием - щенком алабая по кличке Лавина. Материал о том, как это было, - в рождественском выпуске "СЭ" (покупайте 26 декабря).

МЫ НЕ ЯВЛЯЕМСЯ ФУТБОЛЬНОЙ СУПЕРДЕРЖАВОЙ

- Самый странный футболист, с которым вы когда-либо сталкивались?

Так... Надо подумать.

Да нет, он не странный, нормальный. Явных странностей у кого-то не припомню. Но вот, например, очень сильно изменился.

- Как?

Когда я был в , он был компанейский парень, веселился. А сейчас он вообще не разговаривает! От него просто слова не услышишь. Я не говорю, что это плохо, просто Саша поменялся. Еще в Екатеринбурге следил за биржей, за Forex. Про него еще шутили, что он с удочкой сидит, ловит плавающий курс (смеется) .

- Самый странный вопрос, который вам когда-либо задавали на футбольном поле - игроки, тренеры или судьи?

Из последнего - в есть такой темнокожий здоровый защитник. . Весной мы играли в Перми. И вот он с первой же минуты начал меня задевать, толкать, тянуть. Я у него спросил: "Чувак, что тебе от меня надо? Ты можешь нормально пробежать мимо меня, не задевая"? Он достаточно неплохо говорит по-русски, ответил: "А что, тебя теперь и трогать нельзя?"

- Вас впервые в карьере вот так провоцировали?

Да. Раньше такого не было, чтобы меня все время пытались вывести из себя. Ему нужно влево побежать, он берет меня сперва отталкивает, а потом только ускоряется.

- Как реагировали?

Ответил: "Тебе надо, ты и беги!"

- Самый странный вопрос о русском футболе, который вам по-прежнему не дает покоя?

Наверное, вопрос о результатах сборной. Почему мы ничего не выигрываем? Я не до конца понимаю логику людей.

- Почему?

Если быть объективным, мы не являемся футбольной супердержавой. Да это касается и не только футбола. Даже в том же хоккее не могу сказать, что мы прям сейчас топ!

- А вам не кажется это все-таки какой-то отговоркой?

- Но ведь перед глазами стоит пример , которая "выстрелила" на Евро-2016.

А чего они добились? Выиграли что-то?

- Нет, но вышли из группы и дошли до четвертьфинала.

Дело в том, что они находятся в Евросоюзе, у них европейские паспорта. Они не являются легионерами, понимаете? У них слабый чемпионат, поэтому практически все уезжают в ведущие чемпионаты. Для них это не проблема - прилететь в европейскую страну и устроиться на работу. На это почему-то никто не смотрит, и все говорят, что россияне в Европе особо никому не нужны.

- А это не так?

При прочих равных кого будут приобретать, например, испанские клубы, где могут играть два легионера не из стран ЕС? Молодого африканца, южноамериканца за 400 тысяч евро, из-за потери которого они не особо расстроятся, или россиянина где-то за 4 - 5 миллионов евро? Вот вам, собственно, и ответ на вопрос.

- Поэтому и не уезжаем?

При прочих равных у нас нет возможности туда попасть даже в довольно юном возрасте. Ты же будешь там сразу считаться легионером... То есть нужно уезжать в 7 лет с родителями. Тогда тебе, как тому же , дадут второе гражданство, и ты будешь там заниматься в местной футбольной академии.

ЛУЧШЕ ПРОМОЛЧАТЬ, ЧЕМ СКАЗАТЬ ПЛОХОЕ ПРО КОЛЛЕГ

Какой-то замкнутый круг, не находите? У нас почти никто сейчас не играет в Европе, и поэтому мы не "выстрелим" на домашнем чемпионате мира?

Нет. Домашний чемпионат мира - это совершенно другая история. Конечно, мы "выстрелим"! Даже не сомневайтесь! Просто всей стране нужно объединиться. А не так: я не пойду на стадион, чего за них болеть, ведь они проиграют?! Такие настроения в обществе все равно передаются команде. Считаю, всем надо сплотиться вокруг национальной команды. После Евро-2016 я понял одну вещь: такое количество негатива не проходит для людей бесследно. Все это влияет либо на здоровье, либо еще на что-то... Мысли материальны. Если ты вкладываешь в свои слова реальный гнев, это бьет по энергетике людей.

- Это возвращается тем, кто критикует?

Сначала достается тем, кого критикуют. А потом, конечно, возвращается к источнику гнева.

- У вас есть предположение, почему самыми жесткими критиками сборной являются сами бывшие футболисты?

Странная ситуация.

А вы можете представить, что уже в предпенсионном возрасте будете "прикладывать" в интервью наших футболистов?

Я думал об этом, моделировал ситуацию. Сейчас я дал себе зарок, что точно никогда не буду никого ругать, критиковать в СМИ. Лучше вообще промолчать, чем сказать что-то плохое про коллег. Может быть, с возрастом в сознании что-то переворачивается? Мне кажется, нынешние критики, когда еще сами играли, поклялись бы вам, что в будущем никого не будут "прикладывать".

- Ко мнению какого футбольного эксперта вы прислушиваетесь?

Я слежу за тем, кто что говорит. Вот Роман Широков, на мой взгляд, рассуждают по делу довольно адекватно.

- Может быть, они не хотят вас критиковать, потому что еще поиграли с вами и им неудобно вас ругать?

Возможно, и так. Того же в какой-то степени можно понять. Он сам прекрасно осознает, что интересен публике до тех пор, пока продолжает ворчать, всех ругать. Допускаю, что иногда он говорит то, с чем сам внутренне не согласен. Но ему приходится мириться с тем, что такое поведение в эфире приносит ему заработок.

- А что скажете о Карпине?

Слышал его комментарий во время . Мне не совсем понятно, когда люди говорят: "Вот они обыграли , что тут такого"? То есть что бы мы ни сделали - все не так... Проиграли - плохо. Победили - да мы сами бы могли их обыграть! Что нам нужно тогда сделать, чтобы нами были довольны?! Может быть, пригласить на поле экспертов вместо нас? Пусть они и сыграют! Будет лучше? Я не уверен.

С ТОП-СБОРНОЙ ЛУЧШЕ СЫГРАТЬ В ПЛЕЙ-ОФФ

Перед Кубком конфедераций вы сказали, что в будущем хотели бы видеть дерзкую сборную России. Какой предстала команда на самом турнире?

Сборная пыталась быть дерзкой. Но сказалась нехватка опыта выступлений на таком турнире у многих молодых ребят. Уверен, в будущем будет дерзкая команда. Я не просто так тогда это сказал.

- Как вам наши соперники по группе чемпионата мира?

С группой нам повезло, это правда (России достались , и . - Прим. "СЭ" ). Потому что нам могли попасться гораздо более сильные соперники и нам было бы гораздо труднее. Но, как показывает практика, не бывает проходных и легких матчей на чемпионате мира, потому что есть страны, и на ЧМ-2018 они тоже будут, которые попали на такой турнир впервые за 28 лет. И поэтому у многих футболистов это единственная возможность сыграть на чемпионате мира за всю свою карьеру. Естественно, они будут стараться показать свой максимум. Плюс, конечно, груз ответственности из-за того, что мы выступаем дома.

- Неужели не хочется встретиться с топовой сборной?

Хочется. Но лучше это сделать уже в плей-офф.

- А если бы все же попали с ними в один квартет, был бы серьезный риск не выйти из группы?

А смысл думать о том, что мы можем проиграть? Ты едешь на серьезнейший турнир, и у тебя есть реальная возможность все решить в свою пользу.

- Где вы были в тот день, когда сборная России победила голландцев на Евро-2008?

На сборах. Кажется, в Австрии.

- Как праздновали?

Посмотрел матч и лег спать - сборы все-таки. Но люди писали, что творилось в Москве, как народ радовался. Конечно, хотелось оказаться в той сборной (улыбается) . Хочется повторить такое же с нынешней сборной.

Когда вы выходите играть на "Арену Краснодар", часто задаете себе вопрос, почему этот город не примет матчи чемпионата мира?

У меня возникает диссонанс. Как такой стадион может находиться в таком городе? (Улыбается.) Конечно, мне обидно. Настолько крутой стадион! Сейчас для жителей Краснодара пойти на футбол - это действительно событие. Они ждут выходных, чтобы посетить арену. Большое спасибо за проделанную работу. Мне посчастливилось сыграть на этом стадионе не один раз в сезоне, находиться в этой команде. Плюс сейчас открылся суперсовременный парк рядом со стадионом. Показательно, что сказал Роберто Манчини о нашем стадионе! А еще, когда играли с , помощником был тренер, с которым я работал еще в "Фейеноорде". И мы с ним немного пообщались. Так вот, он сказал, что это самый лучший стадион, который когда-либо видел.

- А вы видели круче?

Я - нет. Есть более вместительные стадионы. Например, у арена полностью заполняется. Поэтому и возникает такой потрясающий эффект во время матчей, создается неповторимая атмосфера. Игроки получают сумасшедший адреналин. Но вот по технологиям, архитектуре, внешним признакам стадион "Краснодар" стоит, на мой взгляд, выше.

Сергей Щербаков (2003) и Андрей Аршавин (2006) признавались лучшими игроками, представляя не получившие медалей команды.

ЛУЧШИЙ ФУТБОЛИСТ-2016 ПО ОПРОСУ "СЭ", РФС И РФПЛ

Тем самым став первым победителем Приза лучшему футболисту календарного года, учрежденного "СЭ", РФС и РФПЛ. Нападающий "Краснодара" набрал 245 баллов и опередил ближайшего преследователя - - на 92 очка.

Уверен, что знаешь будущего чемпиона? .

Я не очень разбираюсь в траве. Поля на чемпионате России становятся лучше — это все, что я могу сказать.

В двадцати метрах от моего дома в Роттердаме было озеро. Я жил на одиннадцатом этаже и часто думал, а долечу ли до воды, если прыгну?

Все дети приходят в футбольные секции, чтобы забивать мячи, но кому-то приходится становиться защитником.

Мой отец все время смотрел футбол по телевизору. Я садился рядом с ним, сидел так минут двадцать и убегал, потому что умирал от тоски.

Кажется, мне было шесть лет, когда отец смотрел футбольный матч по телевизору, и я спросил у него, кто играет. Играл «Милан», команда в черно-красной форме, и у всех футболистов были черные и белые бутсы. А у одного — красные. Тогда я спросил отца: «Кто это?» — «Джордж Веа, нападающий «Милана». — «Почему у него красные бутсы?» — «Не знаю». С тех пор я люблю футбол.

Нужно быть патриотом, чтобы наслаждаться российским футболом и смотреть его. Потому что российский футбол ничем не отличается от всего, что происходит в стране помимо футбола.

Если такие клубы, как «Ювентус», отправляются в серию «B» за договорные матчи, надо полагать, что эти матчи — реальность. Думаю, это связано с букмекерскими конторами и маклерами.

Там, где замешаны большие деньги, всегда есть место подкупу и подлости.

В Саратове я играл в футбол на поле, где даже травы не было. Бежишь, а вокруг тебя летит столб пыли, даже на зубах она оставалась.

Не могу позволить себе гулять под дождем без шапки.

На поле нет места дружбе. Ты не делишь команду соперника на отдельных личностей. У тебя есть цель — победить. А потом вы вместе можете и колы выпить.

Я не разделяю жизненный опыт на негативный и позитивный.

Каждая крупная ошибка защитника или вратаря приводит к голу. А вся слава и все деньги — они находятся на штрафной площадке.

Первую татуировку я набил в 17 лет. Маленькую, на предплечье. Там было написано: forever in my heart . Я посвятил ее родителям и бабушке. Потом набил имена родителей отдельно, а из этой сделал футбольное тату. И понеслось.

Татуировки — это больно. Слышал, психологи говорят, что это подсознательное желание наказать самого себя.

Когда-то я сказал отцу, что никогда в жизни не пойду играть в Первую лигу, лучше закончу с футболом. Для меня это было чем-то вроде «ниже некуда». Я мыслил такими категориями. Поныл пару дней, а потом проснулся и думаю: «Так не пойдет».

Отец когда-то сказал мне: «Твоя шкура, делай с собой что хочешь».

Умей футбольный мяч разговаривать, он бы сказал: «Отвалите от меня, кривоногие».


Многим кажется, что мне надо было переехать в новый город и расстаться с девушкой, чтобы начать забивать. Неправда. Этому предшествовали три года работы и самоотречения.

В детстве все боятся запачкать мяч.

В 20 лет я думал так: после тренировки пойду развлекаться, а высплюсь в выходные после игры. Это произошло один раз, два, три. Усталость накапливалась, я выходил на игру и думал: почему я не бегу? Суть в том, что нельзя не спать, гулять, есть все подряд и жить здорово. По крайней мере, это точно не про меня.

Неправильно сравнивать любого футболиста с Месси. Он гений. Ему природой дано быть лучшим.

Я старался никогда не врать отцу, а он старался меня не наказывать. Так продолжается до сих пор.

Бег — это точно не мое.

Победе радуешься минут сорок, а то и меньше — пока сидишь в раздевалке.

Не гостиницы, повара и самолеты играют на поле, а футболисты.

Если ты знаешь, что твой одноклубник собирается сдавать матч, наверное, об этом надо идти и рассказывать руководству клуба. С позиции чистого спорта это правильно, но с человеческой — ты идешь и закладываешь своего одноклубника — подло, неправильно в моем понимании. Но как бороться с этим, я не знаю.

Фабио Капелло сказал мне одну важную штуку: «Работай и никогда себя не жалей». Я вспоминаю эти слова, когда опускаются руки.


Джойстики долго у меня не живут.

Когда какой-нибудь парень в Индии может включить компьютер и играть в футбол мною — это здорово.

После проигрышей я становлюсь невыносимым и прошу родителей, девушку, друзей не трогать меня. Если кто-то пытается меня развеселить, это всегда кончается ссорой.

У Фабио Капелло есть два мнения: свое и неправильное. Так что найти общий язык с ним трудно.

Единственное, о чем я по-настоящему жалею, так это о том, что уехал из Голландии на полгода раньше, чем мог.

Я никогда не пользуюсь гелем для волос.

Мне нравится попадать в ситуации, которые вызывают у меня злобу и ненависть. Я запоминаю эти чувства и стараюсь использовать, когда нужно.

Без агрессии в тебе нет характера победителя, но агрессию можно воспитать.

Думаю, в ближайшие 20 лет Россия выиграет чемпионат мира по футболу.

У девяти из десяти людей, которые пишут гадости в моем Instagram , нет цели меня обидеть. Им просто нужен хайп.

Меня заводит, когда матч собирает полный стадион болельщиков и когда меня кто-то ругает.

В Краснодаре тоже бывают пробки.

Если бы мне оставалось прожить один день, я бы прыгнул с балкона своей квартиры в Роттердаме и посмотрел, долетел бы я до воды или нет.

Загнать мяч в ворота — что может быть сексуальнее? ≠