Фазы гребка в плавании. Как научиться правильно плавать кролем на груди начинающему самостоятельно

Детские образовательные музыкальные учреждения - это кузницы будущих профессионалов в сфере музыкального искусства. Для многих именно здесь начинается музыкальный путь, по которому предстоит шагать всю жизнь, реализовывая себя в творческой работе.

К сожалению, современная вокальная педагогика испытывает острый дефицит грамотных детских педагогов. Любой преподаватель, работающий как с детьми, так и со взрослыми должен понимать, как устроен голосовой аппарат, что такое нервная система и за что она отвечает в нашем организме. В своей статье я проанализирую развитие детского голосового аппарата и превращение его во взрослый. Также расскажу о вокальных проблемах, которые появляются в результате неправильного пения в подростковом возрасте, когда голос находится в стадии мутации, дам теоретические рекомендации по детской вокальной педагогике и общей работе с детьми.

Любой музыкальный инструмент - это сложная система взаимодействия составных частей, каждая из которых выполняет свою функцию. Точно также и голос, особенность которого в том, что он скрыт внутри нас. Научиться петь - значит научиться управлять своим голосом.

Мутационный период является очень важным в вокальной педагогике. Ведь правильный подход к занятиям в это время - залог здорового голоса в будущем. С медицинской точки зрения, "период мутации - смены голоса - рассматривают, как физиологическое явление, связанное с изменением физиологических функций гортани и всего организма в период полового созревания ребенка с появлением вторичных половых признаков". Если подходить к вопросу шире, то необходимо анализировать весь комплекс изменений человека, которые происходят в его организме и влияют на голос.

В своей статье я рассказываю о работе и проблемах с голосом в мутационный период. Стоит понимать, что изменения мужского и женского голоса протекают по-разному, грамотный педагогический подход здесь играет немаловажную роль.

Итак, приблизительно в возрасте 13-14 лет у мальчиков мы замечаем бурное развитие всего организма в целом. Происходит явное анатомическое изменение гортанного скелета, в это время отделы гортани растут быстро и в короткий срок достигают своих значительных, мужских размеров. Их гортань в переходном возрасте увеличивается на целых две трети, когда женская только на половину. Голосовые складки увеличиваются по длине в полтора-два раза, эти изменения в голосовом аппарате мальчиков, параллельно с сильным ростом гортани, выражаются в понижении диапазона голоса и в другом звучании его тембра. Голос из дисканта или альта переходит в тенор, баритон или бас. Период полного перехода из детского голоса в мужской, может длиться от нескольких недель, месяцев, до 2 - 3, а иногда и до 5 лет. Наиболее часто он продолжается приблизительно около одного года. Не всегда перемена певческого и разговорного голоса наступает одновременно: иногда запаздывает одна, иногда другая. Педагог вокала должен быть подготовлен и профессионально и морально к тому, что мутация у мальчиков может быть преждевременной. В 11 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое звучание голоса, совершенно несоответственное детям этого возраста. Такое явление может быть как следствие преждевременного наступления половой зрелости, так и результатом длительной чрезмерно напряженной работой голосового аппарата (крик, форсированное пение, пение в высокой тесситуре и т.д.). Также мутация может быть затянувшейся: смена голоса происходит от 5 до 7 лет. Ко всему ещё встречается запоздалая мутация: наступает у мальчиков через 3-4 года после полового созревания, и вторичная мутация, когда в зрелом возрасте в голосе внезапно повторно обнаруживаются явления мутации, резко улавливающиеся тембровые изменения голоса. Эти виды мутаций относятся и к развитию голоса у девочек.

У девушек в мутационный период основной характер голоса резко не изменяется; увеличивается его сила, ярче делается тембр, голос звучит объёмнее. Также образуются регистровые особенности. В голосе появляется сипота, вялость и неблагозвучность, детонирование, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление. Покраснение связок и всей гортани в этот период является нормальным явлением. Девочки часто временно утрачивают голос во время формирования, у них появляется беззвучие. Период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет, или их можно игнорировать при обучении пению. Говоря о специфических особенностях развития организма девочки, нельзя не обратить внимания на явление менструации. Опасность пения в период менструации связана с тем, что рост гортани и ее частей, а также постепенного ее формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации при менструации, резко усиливается. Увеличивается раздражение слизистой, расширяются сосуды. В момент отсутствия кровотечений, наоборот, рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза. Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают это делать, но вскоре голоса их делаются хриплыми. Именно поэтому в такие дни педагогу стоит настаивать на полном голосовом покое.

В период мутации юных певцов педагог должен не упускать такие моменты, как значительное напряжение голосовых складок при произнесении высоких звуков и расслабление их при переходе к низкому звучанию. Все эти явления сопровождаются заметным нарушением певческого голоса, они могут проявляться в форме небольшой или значительно выраженной хрипоты. В связи с этим наступает быстрое утомление голоса, возникают неожиданные срывы и «соскакивания» звуков, что в вокальной практике называется киксами.

В столь сложный период развития голоса необходимо обеспечить учащимся максимально комфортную обстановку на уроке вокала. Ученик должен чувствовать себя расслабленным и уверенным в своих способностях. Так как в период мутации голос начинает вести себя непредсказуемо, то многие ребята думают, что это их вина, что они чего-то не понимают и музыкальный талант покинул их. Преподаватель обязан провести теоретическое занятие с учащимися и объяснить доступным языком, что такое мутация и как она проходит.

Любое занятие по вокалу начинается с речевой разминки и распевания голоса. В мутационный период, учитывая все изменения голоса и всего организма в целом, необходимо более внимательно прислушиваться к поведению звука. При выборе упражнений необходимо опираться на внутренние ощущения ученика, о которых он Вам говорит. При чрезмерном дискомфорте, лучше прервать занятие и дать подростку «отмолчаться» несколько дней. Распеваться в период мутации необходимо в удобной тесситуре, с комфортной ноты, где голос чувствует себя уверенно и не зажато. Особое внимание можно уделить пению «на закрытый рот». При полном расслаблении речевого аппарата (разомкнутые зубы, опущенная вниз нижняя челюсть и т.д.) пение на сомкнутых губах даст возможность голосовым связкам поработать в спокойном для них режиме. При этом стоит внимательно относиться к тому, чтобы звук был на опоре, так как пение не на дыхании приведет к ненужному зажиму, что особенно вредно в мутационный период. Репертуар необходимо подбирать по голосу. Даже самым талантливым ученикам не стоит давать сложное произведение в плане вокальной техники, с высокими нотами, которые в момент волнения и перестройки голоса не прозвучат должным образом. Это может привести не только к расстройству, но и к определенным проблемам в дальнейшем развитии голосового аппарата. Необходимо больше уделять внимание освобождению всего тела, работе над вокальным дыханием, раскрытию замысла музыкального произведения и передачи всей образности.

В заключении хочется сказать, что недостаточно профессиональный подход к детскому вокалу ведет за собой множество неприятных последствий. В дальнейшем, когда голос пережил, так скажем, неправильную мутацию, придётся исправлять «напетое» в детстве, создавать новые условные рефлексы в пении, вероятно даже лечить фониатрические проблемы. Все это занимает многие месяцы, а то и годы, поэтому для многих талантливых ребят вопрос о поступлении в профессиональные заведения уже не стоит, или откладывается, к сожалению, на неопределенный срок.

Издавна природой положено так, что человек должен общаться. Почти все детки рождаются с тонкими голосами, а к подростковому возрасту начинает происходить ломка голоса. На самом деле этот процесс затрагивает как мужские, так и женские связки, правда, у девочек это не так заметно.

Как выглядит сам процесс?

Начало воздушной волны идет из легких, достигает связок и заставляет их колебаться. Что касается грудной клетки и носоглотки, то они выступают в роли резонаторов. Высота звука зависит от толщины голосовых связок – чем они тоньше, как у девочек, тем голосок выше, и наоборот – чем связки толще, как у мальчиков, тем ниже.

Природа позаботилась о том, чтобы родители всегда слышали своего ребенка. Поэтому с рождения каждый человек имеет небольшие и тонкие связки.

По мере роста они увеличиваются в размерах и утолщаются, соответственно, звук меняет свою тональность.

Но в период полового созревания, скорость и степень роста имеет гендерные отличия. Женская гортань изменяется в два раза, в то время как мужская на 70%.

Именно поэтому подростки имеют такие существенные различия в тембре, причем как по половой принадлежности, так и между друг другом. Но сразу стоит сказать, что такой процесс абсолютно индивидуален, поэтому и некоторые мальчики имеют бас уже 12 лет, а другие и в 15 еще общаются тенором.

Есть три основных этапа мутации.

  1. Предмутационный период. В это время, организм готовится к будущим перестройкам, причем в этот этап задействуются все системы.
  • звучание становится более хриплым;
  • отмечаются хрипота, першение, которые сопровождаются легким кашлем.

Но стоит отметить, что, если юноша или девушка занимаются пением, то такие симптомы могут проявить себя несколько по-другому, ведь у певцов связки более натренированные. Во-первых, высокие ноты начнут даваться не так легко, как прежде. Во-вторых, ребенок может начать жаловаться на болезненные ощущения в гортани во время занятий пением.

Сами же преподаватели по вокалу, начнут делать замечания по поводу «грязи» в звуке. Хотя в «спокойном» состоянии таких признаков может и не наблюдаться. Для голосовых связок в это время нужен отдых, так как процесс перестройки и одновременная на них нагрузка, могут привести к тому, что человек попросту потеряет «свой звук» .

  1. Ломка голоса. В это время гортань начинает оттекать, при этом может наблюдаться выделение слизи. Такие моменты провоцируют начало развития воспалительных процессов.

Поэтому если заглянуть в рот подростку, то можно увидеть, что поверхность голосовых связок приобрела красный цвет. Именно такое состояние требует покоя, так как повышенная нагрузка может привести к недоразвитию органа.

В такой период стоит с особой тщательность беречь себя от простудных и вирусных болезней, иначе после того, как пройдет подростковый период, есть риск, что у мальчиков останется звучание тенора.

  1. Послемутационный период. Это процесс индивидуальный. Тут играет роль множество факторов, начиная от национальной принадлежности, и заканчивая личными физиологическими, а порой и генетическими особенностями. У мальчиков и у девочек он может происходить по-разному, и занимать разное количество времени. Обычно к концу становления «собственного звука» ребенок начинает жаловаться на быструю утомляемость голосовых связок. Но теперь станет более заметно, что голос не имеет перепадов больше, он становиться более стабильным.

Подростковый период характеризуется бурной активизацией гормональных процессов. Именно такие вещества отвечают за внешние и внутренние изменения в человеческом организме – у мальчиков начинают активно расти волосы по всему телу, развивается половое созревание, наблюдается поллюция, резкий рост скелета и мышечной массы. Что касается девочек, то у них начинает расти грудь, меняется форма тела, начинается менструация.

Голосовые связки также очень зависимы от гормонов. Если в подростковый возраст они недополучают своих компонентов, то не смогут приобрести «взрослые» размеры – стать более удлиненными и плотными. Соответственно, голосок не станет ломаться, а, значит, у юноши он останется достаточно высоким.

Кстати, у девочек он всегда выше, так как половые гормоны у них вырабатываются не в таком количестве, как у мальчиков, к тому же совсем другие. Интересно отметить тот момент, что к старости мужской голос становится выше, а женский ниже. И все эти моменты обусловлены тем, что гормональный фон недополучает своих составляющих.

Ломка голоса связана не только с физиологическим, но и психологическим дискомфортом. Причем как у мальчиков, так и у девочек. Но женские связки растут немного медленнее, поэтому когда приходит момент полового созревания, они еще коротки в сравнении с мужскими. Поэтому мутация не так очевидна.

А резкий перепад тембра у девушки может быть связан со сбоем гормонов. Но в данном случае родители обязаны показать свою дочь эндокринологу, ведь это может свидетельствовать о серьезных эндокринных заболеваниях. Если же у девочки нет явных симптомов ломки голоса, значит, процесс мутации идет природным образом и волноваться ни о чем не стоит.

Большинство подростков даже не замечают того, как у них ломается голос. Это связано с тем, что такой процесс просто не доставляет им никакого дискомфорта.

Разные дети одного возраста могут иметь разную тональность голоска, так как их гортани будут находиться на разном этапе развития. Но в независимости от того, в каком состоянии находиться ребенок, родители должны знать, какие действия в этот период допустимы, а отчего стоит воздержаться.

  1. умеренная нагрузка. Вот тут больше совет относится к родителям мальчиков, нежели девочек. Чрезмерная нагрузка на голосовые связки провоцирует образование узелков, которые в дальнейшем приводят к хрипоте. Такой дефект может пройти сам, но в некоторых случаях без хирургии не обойтись;
  2. в период мутации стоит беречь ребенка от простуд. Это может затянуть ломку голоса. Если юноша долгое время продолжает иметь высокие тона, то родителям рекомендуется показать его такому специалисту, как фониатр;
  3. родители должны объяснить ребенку, что «собственный звук» уникален, и он будет таким, как заложено природой. Очень часто маленькие мальчики стараются подражать тому или иному герою. Такой фанатизм может привести к тому, что юноша перегрузит свои связки и они попросту « сорвутся» .

Природа сама закладывает ту или иную тональность голоса, и изменить ее никто не может. Поэтому свой тембр стоит воспринимать, как данность и не противится этому. И ускорить ломку голоса никак нельзя, ведь этот процесс природный и повлиять на него невозможно.

Остается только запастись терпением, придерживаться рекомендаций, чтобы этот процесс прошел быстрее, и по возможности без осложнений.

Мутация голоса

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). Так называют период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

В каком возрасте начнется мутация, зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 13–16 лети продолжаются от месяца до 2–3 лет.

Голосовой аппарат мальчиков растет быстро и неравномерно. В 1,5–2 раза увеличивается гортань, голосовые складки, изменяется объем языка и положение его корня. Голос понижается на 5–6 тонов, становясь более сильным и «тембристым9raquo;.

Выражение «ломка голоса» очень образно и точно передает характер изменений, происходящих с мальчишескими голосами, и редко используется, когда речь идет о девочках. Действительно, мутация голоса у девочек менее заметна: гортань увеличивается лишь на 1/3, голос понижается на 1–2 тона, постепенно теряя детские свойства и становясь женственным.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организмав процессе созревания. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно разъяснить подростку необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

127287, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5а, стр. 8

Педагоги по вокалу и родители относятся довольно серьезно, то с девушками дела обстоят иначе. Однако такой подход совсем не верный, поскольку мутация голоса у девочек носит не менее серьезный характер.

Каков механизм ломки голоса у девочек?

Мутационный период, как правило, у девочек намного короче, нежели у юношей. К тому же признаки мутации голоса не сильно выражены. Это связано с тем, что увеличение гортани у женщин происходит постепенно.

Учеными доказано, что развитие гортани у женщин происходит до 30 лет. Существует несколько переломных моментов развития, в которые стоит обратить пристальное внимание на гигиену и охрану певческого и разговорного голоса. Подобные кризисы относят к 12-15 годам и 23-25 годам, в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

В процессе первичной перестройки гортань девушек увеличивается в два раза, что намного меньше, чем у юношей (на три четверти от исходного размера).

У девочек интенсивно растут перстневидный, черпаловидный и щитовидный хрящи. Неравномерный рост отдельных частей и органов в целом приводит к некоторым временным изменениям, которые стабилизируются со временем. К тому же происходит изменение структуры отдельных частей голосового аппарата. Например, у девочек наблюдается рост языка и окостенение хрящевидных тканей.

Голос понижается на несколько тонов, как правило, на терцию или кварту. При этом диапазон вокального голоса становится меньше. Тембр приобретает окрас: сгущается, становится глубоким и «мясистым». В некоторых случаях голос может обрести альтовый окрас, который со временем исчезнет.

Особенности ломки голоса у девочек

Женский организм на протяжении всей жизни подчиняется особым законам. Функции всех органов зависят от менструального цикла, не исключение тому и голосовой аппарат. Мутация голоса происходит в период полового созревания и тесно связана с появлением менструаций у девушек.

В период кровотечений происходит гормональный всплеск, который изменяет процессы, проходящие в организме. Вы спросите: «Причем тут голос и занятия вокалом?» Ответ прост. Все системы организма взаимосвязаны. В период менструации организм ослаблен, происходит качественное изменение состава крови и другие. В период менструации возникает покраснение, воспаление гортани, что в синтезе с мутацией может привести к плачевным последствиям, вплоть до потери голоса.

Что нужно помнить в период мутации голоса у девочек?

Период роста организма наиболее важен и сложен. Поэтому следует придерживаться нескольких правил:

  1. Никакого перенапряжения. Это может касаться как певческого голоса, так и разговорного. Любые сверхнагрузки могут спровоцировать серьезные нарушения. Режим бережного использования голоса и четкий график нагрузок – вот первое правило.
  2. Внимательность. В этот период стоит лучше прислушиваться к организму и при появлении даже малейших звоночков (переутомление, нежелание петь, сип, срывы голоса и т.д.) стоит свести нагрузки на нет. Важно чувствовать свой организм и слушать его.
  3. Отказаться от занятий вокалом в период менструации. В профессиональной среде практикуется больничный лист в этот период.
  4. Занятия вокалом лучше не оставлять, а продолжать с разумной нагрузкой.

изменение голоса в период полового созревания (у мальчиков в возрасте 14-15 лет, у девочек - 13-14 лет), обусловленное быстрым ростом гортани. Размеры гортани в течение этого периода увеличиваются у мальчиков на две трети, у девочек - на одну треть. Соответственно этому и М. г. выражена у мальчиков более резко. За время М. голос у мальчиков понижается больше чем на октаву, превращаясь из детского дисканта или альта в голос мужчины - тенор, баритон или бас. В этом периоде голос непостоянен, часто срывается, обнаруживая неожиданные переходы от низких звуков к высоким, нередко становится хриплым, приобретая неприятный, резкий тембр. У девочек переход от детского дисканта или альта к женскому сопрано или контральто сопровождается понижением голоса в среднем всего на два тона; период М. г. протекает у них более спокойно, чем у мальчиков, и обычно не вызывает заметных расстройств голосовой функции. Какой-либо закономерной взаимозависимости между характером детского голоса и образующегося из него голоса взрослого человека не наблюдается. Из низкого детского голоса (альта) может образоваться высокий голос взрослого (тенор, сопрано), и, наоборот, из дисканта мальчика - бас, девочки - контральто. Такая обратная зависимость отмечается даже чаще.

Длительность мутационного периода колеблется в норме в пределах от одного или нескольких месяцев до 2-3 лет. Обычная его продолжительность- около полутора лет.

Иногда наблюдается т. н. патологическая М. г.: преждевременная (в возрасте 10-11 лет), поздняя (в возрасте 19-20 лет), затянувшаяся (продолжающаяся иногда в течение 3-5 лет). Такие отклонения от нормы бывают обычно при эндокринных нарушениях. Во всех случаях патологической М. необходима консультация врача-эндокринолога.

Мутация голоса

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). Так называют период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

В каком возрасте начнется мутация, зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 13–16 лети продолжаются от месяца до 2–3 лет.

Голосовой аппарат мальчиков растет быстро и неравномерно. В 1,5–2 раза увеличивается гортань, голосовые складки, изменяется объем языка и положение его корня. Голос понижается на 5–6 тонов, становясь более сильным и «тембристым9raquo;.

Выражение «ломка голоса» очень образно и точно передает характер изменений, происходящих с мальчишескими голосами, и редко используется, когда речь идет о девочках. Действительно, мутация голоса у девочек менее заметна: гортань увеличивается лишь на 1/3, голос понижается на 1–2 тона, постепенно теряя детские свойства и становясь женственным.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организмав процессе созревания. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно разъяснить подростку необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

127287, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5а, стр. 8